Мастер и его время в творчестве Булгакова
Мир фантастических образов и сверхъестественных сил в романе прорыв через тонкую плёнку суетной повседневности, через мелочи текущей современности грозных и неумолимых черт Вечности, истинного, а не призрачного бытия, в котором того не подозревая, находятся до времени все без исключения булгаковские персонажи. Недаром Булгаков говорил о себе: «Я – мистический писатель». В романе реально представлена Москва, её коммунальнобытовой и литературнотеатральный мир, так хорошо знакомый Булгакову. Для современников были узнаваемы гонители Мастера бдительные критики булгаковских пьес, повестей и рассказов, воюющие тем же орудием, что и сам Мастер словом. Желая поддержать Мастера, Маргарита отнесла в редакцию газеты отрывок из романа, и он был напечатан.
Удары посыпались градом. Мастера обвиняли в том, что он «сделал попытку протащить в печать апологию Иисусу Христу», назвали «воинствующим старообрядцем». И всё это на основании одного отрывка из художественного текста, законы которого (законы искусства) не позволяют идентифицировать автора и его героев. Однако для критиков Мастера не существует разницы между жизнью и художественным текстом, между искусством и не искусством: они глухи к вечному, нетленному, они погружены в политическую суетню и трескотню.
Занимаясь искусством слова, верша свой неправедный суд над художниками, над Мастером, они заняты не своим делом, но им недоступно понимание этого. Вот так с помощью слова в сознание читателей, не имевших возможности пропросмотреть роман целиком, настойчиво внедрялась недобросовестными окололитературными дельцами мысль о вредных, враждебных помыслах автора идеях его произведения. Итог: Мастер затравлен, первое же столкновение с литературным миром приводит его в сумасшедший дом, где он и погибает.
Судьба, типичная для Мастера, живущего не в ладах с окружающим миром, вопреки ему, по своей собственной, внутренне свободной логике. В отличие от своего персонажа, романного Мастера, Булгаков всю жизнь боролся за свои произведения, пытался пробиться к читателю и зрителю, пока оставался в сознании, диктовал и редактировал текст своего главного произведения. На своём знаменитом сеансе «чёрной магии» на сцене Варьете Воланд размышляет о том, изменилось ли за последние десятилетие «московское народонаселение». Он отмечает технический и научный прогресс, современный облик города, появление новых видов транспорта, говорит, что «горожане сильно изменились внешне». Однако, «гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?»Своего рода тестирование, которое проводит Воланд при помощи «чёрной магии» (сыплющиеся с потолка червонцы, за которыми начинается охота; раздача модных вещей; публичная казнь конферансье Бенгальского, которому буквально «отрывают голову», и затем чудесное его «прощение» с приживлением головы на прежнее место (своего рода игра страстями публики – расчёт то на свирепость толпы, то на её жалостливость и т. д.), убеждает его, а вместе с ним и читателей романа, что люди мало изменились, что они вообще мало меняются, несмотря на все коллизии истории: «Ну что же они люди как люди. Любят деньги, но это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те не были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны. ну, что ж. и милосердие иногда стучится в их сердцах. обыкновенные люди. в общем напоминают прежних. квартирный вопрос только испортил их. ».
Квартирный вопрос действительно оказался одним из самых важных. Как не уплотняли таких, как Персиков или Преображенский, квартир всё-таки не хватало. Друг Мастера Алоизий Могарыч очень хотел «переехать в его комнаты» (от того и стал другом) и потому, «прочитав статью Латунского о романе, написал на него (Мастера) жалобу с сообщением о том, что он хранит у себя нелегальную литературу. ». Воланд то постоянное зло, которое необходимо для существования добра и вечной справедливости в мире. Такова диалектика исторического развития и человеческого познания с «древа добра и зла». Воланд олицетворяет вечность, бесконечность времени, которое всех рассудит, всё расставит по местам, каждому воздаст по заслугам. То, что «однажды весною, в час небывалого жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах» появился Воланд, определивший весь ход действия московских сцен романа, в которых он со своей свитой оказывается в человеческом облике современников Булгакова конца 1920х годов, раскрывает глубинный смысл происходящего.
Появление Воланда в самый разгар «великого перелома», а затем и Большого террора это попытка спроецировать время, бесконечное, справедливое время, на всех участников события – в романе Булгакова и за его пределами, в самой жизни. Это попытка осуществить справедливость поверх страшных реальностей эпохи, вне времени и пространства. Фантастические картины романа Булгакова – это прежде всего суд времени, суд истории. Суд вечности, вершимый Воландом, просвечивает всех персонажей романа, и становится ясно, кто из них выдерживает этот ослепительно яркий свет, а кто начинает корчиться, таять, исчезать уже при первых проблесках вечности. Среди тех. кто безусловно оправдан судом вечности Мастер. Судьба его очевидным образом связана с героем его романа Иешуа ГаНоцри, исторической ипостасью евангельского Иисуса. Мастера и его героя связывают и их «бездомность», «бесприютность» (Мастер теряет свою квартиру), и травля, заканчивающаяся в обоих случаях доносом и арестом, и предательство (Алоизий Могарыч явный аналог Иуды из Кариафа), и тема тюрьмы казни (пребывание Мастера в клинике Стравинского сопоставимо с пленением Иешуя), и мотив Ученика (Бездомный, который становится, как и Мастер, историком профессионалом, смысловая параллель Левия Матвея, последователя и летописца Иешуа).
Булгаков сознательно, подчас демонстративно, подчёркивает автобиографичность своего Мастера. Остаповка травли, полное отрешение от литературной и общественной жизни, отсутствие средств к существованию, постоянное ожидание ареста, сыплющиеся градом статьидоносы, преданность и самоотверженность любимой женщины, сопоставимая лишь гётевской Гретхен Маргаритой бессмертного «Фауста». Почти буквальное совпадение того, как Мастер оценивает своё положение, говоря Бездомному: «Я нищий» и Маргарите: «. со мною будет нехорошо, и я не хочу, чтобы ты погибла вместе со мной» с тем, как характеризовал собственную судьбу Булгаков в письме к Правительству: «. у меня (. ) налицо, в данный момент, нищета, улица и гибель».
Судьба Мастера-Булгакова закономерна: в «стране победившего социализма» люди, стоящие у власти, делают всё, чтобы художник, учёный, мыслитель, инженер каждый посвоему перестали чувствовать себя мастерами своего дела, изо всех сил мешают им не сколько даже писать, «творить, выдумывать, пробовать», сколько видеть смысл и значение своего творчества, сознавать себя исполнителями собственной миссии в обществе, а не какогото запланированного свыше «социального заказа». Не случайно именно Мастеру нет места в этом мире ни как писателю, ни как мыслителю, ни как человеку, в то время как МОССОЛИТ и ресторан «Дом Грибоедова» переполнены людьми, именующими себя писателями, их жёнами и иными, ещё менее причастными к литературе лицами.
Мастер и его время в творчестве Булгакова
Мир фантастических образов и сверхъестественных сил в романе прорыв через тонкую плёнку суетной повседневности, через мелочи текущей современности грозных и неумолимых черт Вечности, истинного, а не призрачного бытия, в котором того не подозревая, находятся до времени все без исключения булгаковские персонажи. Недаром Булгаков говорил о себе: «Я – мистический писатель». В романе реально представлена Москва, её коммунальнобытовой и литературнотеатральный мир, так хорошо знакомый Булгакову. Для современников были узнаваемы гонители Мастера бдительные критики булгаковских пьес, повестей и рассказов, воюющие тем же орудием, что и сам Мастер словом. Желая поддержать Мастера, Маргарита отнесла в редакцию газеты отрывок из романа, и он был напечатан.
Удары посыпались градом. Мастера обвиняли в том, что он «сделал попытку протащить в печать апологию Иисусу Христу», назвали «воинствующим старообрядцем». И всё это на основании одного отрывка из художественного текста, законы которого (законы искусства) не позволяют идентифицировать автора и его героев. Однако для критиков Мастера не существует разницы между жизнью и художественным текстом, между искусством и не искусством: они глухи к вечному, нетленному, они погружены в политическую суетню и трескотню.
Занимаясь искусством слова, верша свой неправедный суд над художниками, над Мастером, они заняты не своим делом, но им недоступно понимание этого. Вот так с помощью слова в сознание читателей, не имевших возможности пропросмотреть роман целиком, настойчиво внедрялась недобросовестными окололитературными дельцами мысль о вредных, враждебных помыслах автора идеях его произведения. Итог: Мастер затравлен, первое же столкновение с литературным миром приводит его в сумасшедший дом, где он и погибает.
Судьба, типичная для Мастера, живущего не в ладах с окружающим миром, вопреки ему, по своей собственной, внутренне свободной логике. В отличие от своего персонажа, романного Мастера, Булгаков всю жизнь боролся за свои произведения, пытался пробиться к читателю и зрителю, пока оставался в сознании, диктовал и редактировал текст своего главного произведения. На своём знаменитом сеансе «чёрной магии» на сцене Варьете Воланд размышляет о том, изменилось ли за последние десятилетие «московское народонаселение». Он отмечает технический и научный прогресс, современный облик города, появление новых видов транспорта, говорит, что «горожане сильно изменились внешне». Однако, «гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?»Своего рода тестирование, которое проводит Воланд при помощи «чёрной магии» (сыплющиеся с потолка червонцы, за которыми начинается охота; раздача модных вещей; публичная казнь конферансье Бенгальского, которому буквально «отрывают голову», и затем чудесное его «прощение» с приживлением головы на прежнее место (своего рода игра страстями публики – расчёт то на свирепость толпы, то на её жалостливость и т. д.), убеждает его, а вместе с ним и читателей романа, что люди мало изменились, что они вообще мало меняются, несмотря на все коллизии истории: «Ну что же они люди как люди. Любят деньги, но это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те не были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны. ну, что ж. и милосердие иногда стучится в их сердцах. обыкновенные люди. в общем напоминают прежних. квартирный вопрос только испортил их. ».
Квартирный вопрос действительно оказался одним из самых важных. Как не уплотняли таких, как Персиков или Преображенский, квартир всё-таки не хватало. Друг Мастера Алоизий Могарыч очень хотел «переехать в его комнаты» (от того и стал другом) и потому, «прочитав статью Латунского о романе, написал на него (Мастера) жалобу с сообщением о том, что он хранит у себя нелегальную литературу. ». Воланд то постоянное зло, которое необходимо для существования добра и вечной справедливости в мире. Такова диалектика исторического развития и человеческого познания с «древа добра и зла». Воланд олицетворяет вечность, бесконечность времени, которое всех рассудит, всё расставит по местам, каждому воздаст по заслугам. То, что «однажды весною, в час небывалого жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах» появился Воланд, определивший весь ход действия московских сцен романа, в которых он со своей свитой оказывается в человеческом облике современников Булгакова конца 1920х годов, раскрывает глубинный смысл происходящего.
Появление Воланда в самый разгар «великого перелома», а затем и Большого террора это попытка спроецировать время, бесконечное, справедливое время, на всех участников события – в романе Булгакова и за его пределами, в самой жизни. Это попытка осуществить справедливость поверх страшных реальностей эпохи, вне времени и пространства. Фантастические картины романа Булгакова – это прежде всего суд времени, суд истории. Суд вечности, вершимый Воландом, просвечивает всех персонажей романа, и становится ясно, кто из них выдерживает этот ослепительно яркий свет, а кто начинает корчиться, таять, исчезать уже при первых проблесках вечности. Среди тех. кто безусловно оправдан судом вечности Мастер. Судьба его очевидным образом связана с героем его романа Иешуа ГаНоцри, исторической ипостасью евангельского Иисуса. Мастера и его героя связывают и их «бездомность», «бесприютность» (Мастер теряет свою квартиру), и травля, заканчивающаяся в обоих случаях доносом и арестом, и предательство (Алоизий Могарыч явный аналог Иуды из Кариафа), и тема тюрьмы казни (пребывание Мастера в клинике Стравинского сопоставимо с пленением Иешуя), и мотив Ученика (Бездомный, который становится, как и Мастер, историком профессионалом, смысловая параллель Левия Матвея, последователя и летописца Иешуа).
Булгаков сознательно, подчас демонстративно, подчёркивает автобиографичность своего Мастера. Остаповка травли, полное отрешение от литературной и общественной жизни, отсутствие средств к существованию, постоянное ожидание ареста, сыплющиеся градом статьидоносы, преданность и самоотверженность любимой женщины, сопоставимая лишь гётевской Гретхен Маргаритой бессмертного «Фауста». Почти буквальное совпадение того, как Мастер оценивает своё положение, говоря Бездомному: «Я нищий» и Маргарите: «. со мною будет нехорошо, и я не хочу, чтобы ты погибла вместе со мной» с тем, как характеризовал собственную судьбу Булгаков в письме к Правительству: «. у меня (. ) налицо, в данный момент, нищета, улица и гибель».
Судьба Мастера-Булгакова закономерна: в «стране победившего социализма» люди, стоящие у власти, делают всё, чтобы художник, учёный, мыслитель, инженер каждый посвоему перестали чувствовать себя мастерами своего дела, изо всех сил мешают им не сколько даже писать, «творить, выдумывать, пробовать», сколько видеть смысл и значение своего творчества, сознавать себя исполнителями собственной миссии в обществе, а не какогото запланированного свыше «социального заказа». Не случайно именно Мастеру нет места в этом мире ни как писателю, ни как мыслителю, ни как человеку, в то время как МОССОЛИТ и ресторан «Дом Грибоедова» переполнены людьми, именующими себя писателями, их жёнами и иными, ещё менее причастными к литературе лицами.
TESTSOCH.RU
Сочинения по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»
Сочинение на тему: Верность и измена по роману «Мастер и Маргарита».
Проблемы верности и измены ставит в своем произведении М. А. Булгаков. Самым ярким олицетворением верности в романе М. Булгакова является Маргарита. Она…
Сочинение на тему: Иван Бездомный в романе «Мастер и Маргарита».
В образе Ивана Бездомного в романе представлен тип советского поэта. Даже псевдоним выбран похожим на псевдонимы современных советских поэтов: Бедный,…
Характеристика Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита».
Важно шествует по страницам романа Понтий Пилат в белом плаще с кровавым подбоем, олицетворяющем единство святости и крови. Понтий Пилат сразу является…
Характеристика Воланда в романе «Мастер и Маргарита».
Воланд – властитель тьмы. Имя Воланд (второй вариант Фаланд) позаимствовано из «Фауста» Гете. Это сатана, пришедший в советскую Москву с целью проверить,…
Характеристика Иешуа в романе «Мастер и Маргарита».
Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» – произведение, охватившее две разные эпохи и поднявшее жизненно важные и вечные вопросы. Неоднозначное восприятие…
Характеристика Мастера в романе «Мастер и Маргарита».
Изъяны на теле общества вне времени и пространства. Об этом роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором ставятся вопросы: «Где истина?» и «Каковы…
Сочинение на тему: Чему учат нас книги Булгакова (по роману «Мастер и Маргарита»)
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» многогранен и интересен, он околдовывает читателя. С каждым прочтением открываешь в романе что-то новое. Тот, кто…
Сочинение на тему: Проблема одиночества в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».
Роман «Мастер и Маргарита» заслуженно считается вершиной творчества М.Булгакова. Это одновременно и философское, и мистическое, и романтическое произведение.
Сочинение на тему: Почему роман Булгакова «Мастер и Маргарита» назван именно так.
Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» настолько известен, что я не сомневался в первоначальности его названия. Однако выяснилось, что автор рассматривал…
Сочинение на тему: Образ Маргариты (по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»).
Маргарита в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» занимает одно из центральных мест. Она представлена читателю как муза Мастера. Именно с ее образом связана…
Сочинение на тему: Тема добра и зла в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» завораживает при прочтении своей необычностью. Время творчества автора совпадает с запретом его деятельности в нашей…
Сочинение на тему: Образ Маргариты в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».
Образ Маргариты интерес и сложен. У нее было все: муж, который был крупным специалистом, он обожал свою жену, большой дом с красивым видом на Арбат, большой…
Сочинение на тему: Любовь в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».
Тематика романа Булгакова очень разнообразна, в нем поднимается тема милосердия, ответственности, трусости, а также раскрывается тема любви и верности.…
Сочинение на тему: Образ Мастера в романе «Мастер и Маргарита».
Роман «Мастер и Маргарита» является апогеем творчества Михаила Булгакова. В каждой строчке книги прослеживается проблема, которая была характерна для Советской…
Сочинение на тему: Основная идея романа «Мастер и Маргарита».
Свой роман «Мастер и Маргарита» М. Булгаков писал в течение целого десятилетия. Закончена книга была всего за несколько недель до смерти писателя. Над…
Сочинение на тему: Любовь и прощение в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”.
акие понятия, как прощение и любовь являются общечеловеческими понятиями. Они лежат в основе всех мировых религий. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита»…
Сочинение на тему: Образ Воланда в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Мефистофель
Сочинение на тему: Тема ответственности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Одним из качеств характера человека, которых стало не хватать в современном мире, это ответственность – ответственность за себя и свои поступки, ответственность…
Мастер и его время в творчестве Булгакова
Мир фантастических образов и сверхъестественных сил в романе прорыв через тонкую пленку суетной повседневности, через мелочи текущей современности грозных и неумолимых черт Вечности, истинного, а не призрачного бытия, в котором того не подозревая, находятся до времени все без исключения булгаковские персонажи. Недаром Булгаков говорил о себе: “Я – мистический писатель”. В романе реально представлена Москва, ее коммунальнобытовой и литературнотеатральный мир, так хорошо знакомый Булгакову. Для современников были узнаваемы гонители
Сочинение М. Булгаков Роковые яйца Фантастическая повесть М. Булгакова Роковые яйца состоит их двенадцати глав. Главный герой повести – профессор зоологического института Владимир Персиков. Основное его занятие – препарирование лягушек, жаб, ужей. В первой главе.
В образе Най Турса ярко выражено героическое начало Война требует от человека умение убивать, но, по верному замечанию Б. Соколова, “булгаковский интеллигент убить, способен только в воображении”. В романе Алексей турбин нечаянно убивает одного из преследовавших его петлюровцев.
Почему эксперимент профессора преображенского можно назвать неудачным Повесть Михаила Булгакова “Собачье сердце” можно назвать пророческой. В ней автор, задолго до отказа нашего общества от идей революции 1917 года, показал тяжелейшие последствия вмешательства человека в естественный ход развития.
Взаимоотношения Шарикова и Преображенского В повести “Собачье сердце” – булгаковский миф о Москве осложняется конфликтом, неведомым “петербургскому тексту”, – конфронтацией иронически поданного утрированного научного прогресса и агрессивной и всесокрушающей невежественной стихии. Булгаков вновь использует.
От чьего лица ведется повествование в повести “Собачье Сердце” В формулировке вопроса учебника допущена фактическая ошибка: повесть завершается не от имени автора, а от имени Шарика, как и начиналась. Суть же столь разнопланового повествования в том, что надо было.
“Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?.” (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) 3 Любовь. Вероятно, я не ошибусь, если скажу, что любовь – это самое загадочное чувство на Земле. Почему один человек вдруг понимает, что без другого ему больше не жить, не дышать.
Допрос во дворце Ирода Великого (анализ эпизода из романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”) Удивительна, оригинальна, многопланова композиция романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Внутри одного произведения сложно переплетаются два романа – повествование о судьбе Мастера и сотворенный им роман о Понтии Пилате.
Генезис образа Воланда В апреле 1939 года Михаил Булгаков читал нескольким друзьям фактически уже законченный роман “Мастер и Маргарита”. Прочитав три главы, спросил: “Кто такой Воланд?”. Слушатели замялись, Елена Сергеевна, чтобы подбодрить их.
Анализ 11 главы романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” После дозы успокоительного лекарства Иван наконец-то смог успокоиться, немного подремать, а затем и обдумать ситуацию, в которой он оказался. Тут-то и началось его так называемое раздвоение. Иван начал разговаривать сам.
Черты революционной эпохи в повести Булгакова “Собачье сердце” Повесть М. А. Булгакова “Собачье сердце” была написана автором в 1925 году – в эпоху НЭПа, и это не могло не отразиться в событиях повести. Закончилось время революционных романтиков, наступило.
Гоголевские традиции в “Собачьем сердце” и “Мастере и Маргарите” Михаила Булгакова Гоголь стал основоположником ряда традиций в русской литературе, многие из которых впоследствии нашли отражение в произведениях писателей второй половины XIX-XX веков. Характерные художественной манере Гоголя черты можно увидеть в повести.
Тайники инженера Лисовича (анализ эпизода из главы 3, части 1 романа М. А. Булгакова “Белая гвардия”) В сложных событиях переломного времени, в трагические дни войны наиболее часто встает перед человеком проблема нравственного выбора, и тогда характер героя раскрывается особенно полно и глубоко. Такова ситуация в романе.
Сатира как средство осмеяния исковерканной действительности (По повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”) 1. Литература в качестве отражения действительности. 2. Символы эпохи в повести Булгакова “Собачье сердце”. 3. Столкновение новой и старой жизни в произведении. 4. Опасность, исходящая от шариковых. Каждое литературное произведение.
“Мастер и Маргарита” Булгаков – Дьявол и его литературные предшественники . Так кто ж ты, наконец? Я часть той силы, Что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гете. Фауст М. А. Булгаков – выдающийся писатель русской и мировой литературы.
Событийное своеобразие романа Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” Во всех произведениях Булгакова, наряду с реальными событиями, которые могут произойти в обыденной жизни, присутствуют события из мира фантастики, которые привлекают и завораживают читателя. Иногда такие события носят чисто комический.
Характеристика образа Геллы Гелла – служанка Воланда, ведьма-вампир. Шрам на ее шее напоминает о гетевской Гретхен, казненной за детоубийство, которую Фауст видит во время Вальпургиевой ночи. Имя героини вызывает ряд ассоциаций. В греческой.
Швондер Швондер – пролетарий, “выбранный на заседании жилтоварищества новый глава домкома”. Автор представляет его как человека, “у которого на голове возвышалась на четверть аршина копна густейших вьющихся волос”. Несмотря на активное.
Синтез библейской конкретно исторической и гротескно фантастической образности в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Древний Ершалаим описан Булгаковым с таким мастерством, что запоминается навсегда. Психологически глубокие, реалистичные образы разноплановых героев, каждый из которых – яркий портрет. Историческая часть романа производит неизгладимое впечатление. Отдельные персонажи.
Анализ романа “Белая гвардия” Булгакова М. А. I М. А. Булгаков родился и вырос в Киеве. Всю жизнь он был предан этому городу. Символично, что имя будущему писателю было дано в честь хранителя города Киева архангела Михаила. Действие.
Сатира М. А. Булгакова М. А. Булгаков – человек большой судьбы. Его имя особенно выделяется среди писателей, незаслуженно забытых, “запрещенных”. Однако время, которое, казалось, прежде работало против Булгакова, обрекая его забвению, как будто повернулось.
Сейчас вы читаете: Мастер и его время в творчестве Булгакова
Философско-библейские мотивы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
Школьное сочинение
Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.
К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.
В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.
Роман “Мастер и Маргарита” стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие “от Воланда” и Евангелие Мастера “от Иешуа”. История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.
Действие “Мастера и Маргариты” разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.
Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.
Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.
История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с “точки зрения вечности” рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.
Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте (“. Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл”.”), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он “придет во славе”. Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.
Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.
Как уже отмечалось, в “Мастере и Маргарите” поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя “самого страшного порока” — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?
Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы “. ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. “. Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: “Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит” (от Луки, 7:50). “Прощение и вечный приют” Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно “на этом построен мир”.
И Мастер в своей рукописи, и Булгаков в своем романе возводят обычные житейские противоречия в высокую степень мирового зла. И автор, и его герой скорбят по утраченной духовности. Чтобы читатели поняли эту скорбь, прочувствовали, осознали, этот мир рассматривается во всех подробностях, в мельчайших деталях, чтобы не упустить главного, чтобы открыть людям путь к спасению, сохранению своего духовного мира.
Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.
Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе “Мастер и Маргарита”, никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.
Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита»
Вступление
Роман «Мастер и Маргарита» поднимает много проблем, актуальность которых не угасает со временем. Творчество в романе «Мастер и Маргарита» – одна из таких тем. Интересен для читателей и критикой способ ее раскрытия. Михаил Булгаков изображает понятие творчества на примере трех человек: критика и редактора Берлиоза, свободного поэта Ивана Бездомного и настоящего творца – мастера. Эти люди совершенно разные, их судьбы и образ жизнь отличаются не менее чем отношение к тому, что они делают.
Творчество в понимании Берлиоза
Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» поднимается с первых страниц.
С появления Берлиоза начинается первая глава романа. С учетом того, что в этой же главе «председатель правления одной с московских литературных ассоциаций и редактор толстого художественного журнала» неожиданно и совершенно глупо погибнет, может показаться, что его персонаж незначительный. На самом деле это категорически не так. Образ Берлиоза воплощает в себе весь бюрократизм и принижение роли творчества и творца, которые приходилось пережить как самому Булгакову, так и его мастеру.
В первый раз читатель видит Берлиоза в беседе с Бездомным, на Патриарших прудах. Михаил Булгаков изображает редактора человеком, уверенным в себе и своих познаниях. Он рассказывает об Иисусе, отрицая его существование, приводя примеры и наслаждаясь эффектом, воспроизведенным на молодого поэта. Что ж до творчества, то для Берлиоза это работа, заключающаяся в самолюбовании и совершенном самодурстве. Описывая председателя Массолита, Булгаков прибегает к тончайшей иронии. Чего только стоит фраза «Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя сломать тебе шею, лишь очень образованный человек». Своим образованием и начитанностью Берлиоз кичиться, будто ценным сокровищем, замещая знание истинное отрывками и цитатами с прочитанных книг, суть которых для него так и осталась «за кадром».
В дополнение к образу «пишущей братии» Михали Булгаков вводит и образ молодого поэта Амвросия. Описывая его «румяногубым» и «пышнощеким», писатель иронизирует над сугубо телесным, низменным началом псевдо-поэта.
Творчество для Ивана Бездомного
Иван Понырев, пишущий под звучным псевдонимом Бездомный, воплощает в себе образ современной молодежи булгаковского периода. Он полон рвения, желания творить, но слепое следование критериям и требованиям берлиозов и «толстых журналов» превращает его не в свободного художника, а подопытную мышь, бегающую в колесе критики.
Проблема творчества в романе на примере Бездомного – это раздорожье, на котором стоит поэт. В итоге уже в больнице он понимает, что стихи его «чудовищны», и он таки ошибся в выборе пути. Михаил Булгаков не винит его в совершенной ошибке, и не иронизирует. Возможно, по этому пути мог пойти и мастер, если бы его внутренний огонь не оказался сильнее условностей и традиций.
Достигнув осознания ошибочности своего стремления к славе, Иван совершенно меняется как личность. Он осознает глубину творчества и духовности. Ему не суждено стать поэтом, но он способен тонко почувствовать саму суть творчества и тонкого духовного мира. Отказ от Массолитовского билета напоминает пренебрежение к деньгам Левия Матвея – ученика и друга Иешуа.
Творчество и мастер
Конечно, наиболее полно в романе «Мастер и Маргарита» проблема творчества раскрывается на примере мастера. Его нельзя назвать писателем, он действительно мастер. Для него творчество не способ самоутверждения за чужой счет, как в случае с Берлиозом, и не возможность вести богемный образ жизни, как для Понырева-Бездомного поначалу. Не зря, глава, в которой появляется мастер, носит название «Появление героя». Он действительно настоящий герой и творец. Мастер не пишет роман, он живет им настолько, что отвержение романа и разгромные статьи ранят его в самое сердце, а обида и горечь материализуется в «спрута с очень длинными и холодными щупальцами», который начинает ему видится повсюду, «как только погаснет свет». Мастер пишет роман, и будто живет им. Когда появляется Маргарита, любовь и творчество сплетаются в один клубок. Они идут рядом, для Маргариты любовь к мастеру распространяется и на его роман, что еще раз подтверждает, что в свое произведение мастер вкладывает свои душу и сердце.
Маргарита помогает ему, проникается его творчеством потому, что оно – и есть мастер. Когда роман закончен, для этой пары «настали безрадостные дни», они опустошены, растеряны. Но их любовь не угасает и спасет их.
Выводы
Михаил Булгаков мастерски раскрывает в романе тему творчества. Он показывает ее с точки зрения трех человек. Для Берлиоза Массолит – всего лишь способ самовыражения и удовлетворения своих приземленных желаний. Пока журналом управляет такой редактор, настоящим художникам места в нем нет. Писатель знает, о чем пишет. Ему не раз приходилось сталкиваться с такими горе-редакторами. Его великий роман тоже не сразу будет понят и издан благодаря людям, что держат бразды правления организаций, в сути которых видят лишь способ удовлетворения собственных интересов, но ни как не служение творчеству.
Иван Бездомный относиться к своему дару трепетно, он мечтает о лаврах поэта, но запутывается в хитросплетении настоящего и фальшивого, разменивая свой талант на «поэмы под заказ» и, в конце концов, осознает, что стихи его «чудовищны» и писать их он больше не будет.
На примере мастера острота проблемы творчества достигает своего апогея. Он пишет не потому что хочет стать автором, он пишет потому, что не писать не может. Роман живет своей жизнью, и всю свою силу и энергию вкладывает в него мастер. Он не помнит ни своего имени, ни имени своей бывшей жены, но знает наизусть каждую строчку романа. Даже сожженным это произведение продолжает жить своей жизнью, пока Воланд не воскрешает его из пепла, как когда восстал из пепла и сам роман «Мастер и Маргарита».
Мастер и его время в творчестве Булгакова: сочинение Ссылка на основную публикацию