Великий бал у Сатаны в романе «Мастер и Маргарита»: сочинение

Анализ эпизода “Великий бал у сатаны” (по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”)

Роман «Мастер и Маргарита» писался на протяжении двенадцати лет. Это произведение стало итоговым в жизни и творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. Оно раскрывает взгляды писателя на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть. А также через всю книгу проходит идея подлинной ценности истинного искусства.

«Мастер и Маргарита» по композиции представляет собой роман в романе. Две истории, рассказанные автором, развиваются как бы параллельно друг другу, не соприкасаясь ни персонажами, ни идейным пафосом. Но это только видимость, на самом деле образы Мастера и Иешуа Ганоцри имеют много общего. И тем не менее, московскую историю и переработанный Булгаковым Новый завет можно отделить друг от друга без ущерба для художественной канвы произведения. Таким образом, роман о похождениях Воланда в Москве имеет свою сюжетную и композиционную структуру.

Глава «Великий бал у сатаны» является кульминацией романа. Это решающий момент в развитии характеров персонажей (Маргарита, Воланд). В этом эпизоде решается проблема милосердия, которая связана в романе с образом Маргариты. Даже став ведьмой, эта героиня не теряет самых светлых человеческих качеств. Ещё до бала, когда она крушит дом Драмлита, Маргарита видит в одной из комнат испуганного мальчика и прекращает разгром. На балу героиня также проявляет великодушие. Услышав от Бегемота историю Фриды, которая убила своего ребёнка потому, что ей нечем было его кормить, Маргарита спрашивает, что стало с тем, кто соблазнил несчастную. Она решает помочь Фриде – избавить её от вечной пытки. И после бала выполняет своё обещание.

Глава начинается с подготовки Маргариты к балу, где она должна быть королевой. Её омывают кровью, розовым маслом и одевают в туфельки из лепестков роз. На шею одевают тяжёлый медальон с изображением пуделя: «Это украшение чрезвычайно обременило королеву. Цепь сейчас же стала натирать шею, изображение тянуло её согнуться». Маргарита трижды появляется на бале: первый раз, чтобы поприветствовать гостей; второй, чтобы они не «почувствовали себя брошенными»; и в третий – при выходе Воланда.

Главными действующими лицами эпизода являются Маргарита и Воланд. Однако, практически всё действие сконцентрировано вокруг Маргариты. Очень часто бал показывается её глазами: «улетая, Маргарита видела…», «Маргарита попробовала оглядеться…», «Маргарита перестала видеть то, что происходит в швейцарской…». Работа королевы оказалась нелёгкой, но героиня с честью выдерживает все испытания, так как от этого зависит судьба Мастера. А ведь ради любви, как уже понятно, она способна на всё.

Воланд появляется в самом конце бала. Он демонстрирует перед гостями и, в том числе, перед королевой свою силу. Выпивает из недавно живой головы Берлиоза ещё горячую кровь барона Мигеля, шпиона и наушника, и его наряд преображается: «Исчезла заплатанная рубаха и истоптанные туфли. Воланд оказался в какой-то чёрной хламиде со стальной шпагой на бедре». Таким образом, подчёркивается мысль о том, что дьявол живет, пока есть грешники, так как именно кровью преступника и напился Воланд. Неслучайно поэтому он говорит: «Я пью ваше здоровье, господа!»
Эта фраза звучит одновременно и как тост, и как проклятие. После того как глоток сделала и Маргарита, гости рассыпаются в прах…

Очень помог Маргарите на бале Бегемот. Он подготавливал её к выходу, развлекал во время скучной церемонии приветствия рассказами о прегрешениях гостей и вообще направлял и подбадривал. А если бы не Коровьев, то королева никогда не узнала бы историю Фриды. Интересен вопрос, почему именно ей захотела помочь Маргарита? Скорее всего потому, что Маргарита посчитала Фриду виноватой лишь отчасти, так как ее преступление было совершено от отчаяния. Маргарита пожалела девушку.

В эпизоде «Великий бал у сатаны» Булгаковым воспроизводится современный вариант фольклорного мотива бала сатаны, который встречается во многих сюжета (Гоголь, Фауст и другие). Время и пространство во время этого действия очень условны: начинается бал с первым ударом часов, а заканчивается с последним; маленькая квартира превращается в огромную залу, в которую, тем не менее. можно попасть через входную дверь. Среди фонтанов, бьющих шампанским, неожиданно появляется образ адских топок: «…она летала над стеклянным полом с горящими под ним адскими топками и мечущимися между ними дьявольскими белыми поварами». Это является как бы ещё одним напоминанием, в честь кого и кем устроен бал.

Несмотря на силу, которую демонстрирует сатана, его власть иллюзорна. Он ведает только смертью и грехом, на его бале, кроме Маргариты, нет ни одного живого человека. Всё великолепие происходящего превратилось в прах: «Тление на глазах Маргариты охватило зал, над ним потёк запах склепа». В этих последних словах отчётливо звучит голос автора.

Образ бала в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Подготовка к сочинению на уроке литературы в 11-м классе

Разделы: Литература

Цели урока:

  1. Развивать навыки анализа эпизода художественного произведения. Продолжить работу над формированием монологического ответа. Прививать навыки самостоятельной оценки литературных произведений.
  2. Углубить понятие «художественный образ».
  3. Расширить литературный кругозор учащихся, вызвать у них интерес к источниковедческому аспекту в осмыслении содержания романа.

Предварительная подготовка к уроку:

1. Перечитать главы 22, 23, 24, 32.

2. Подготовить сообщения:

– Творческая история главы «Великий бал у Сатаны».
– Литературные прототипы Воланда.
– Прототипы гостей на великом бале у Сатаны (о каждом герое – отдельное сообщение).
– Анализ заключительного эпизода в сцене великого бала у Сатаны.

3. Конкурс рисунков учащихся к 23 главе романа.

4. Непосредственно перед уроком двум учащимся предлагаются индивидуальные карточки с заданиями:

– Соотнести произведения, где образ бала дан в романтической и реалистической традициях.
– В англо-русском и немецко-русском словарях найти переводы слов freedom и Frieden.

Во вступлении говорим о том, что на предыдущих занятиях учащиеся получили ключ к постижению «невозможного» романа «Мастер и Маргарита», что вместе мы уже определили направления поиска смысла и сейчас важный урок, цель которого – подготовиться к сочинению и … сделать новые открытия.

Записываем тему урока и определяем пути совместной работы (они могут быть представлены на доске):

1. Обсудить тему сочинения (заголовок), ее традиционность в русской литературе.
2. Повторить необходимые для раскрытия темы литературоведческие термины, углубить понятие «художественный образ».
3. Проанализировать эпизод «Великий бал у Сатаны».
4. Сделать выводы.

Для работы над литературоведческими понятиями выбираем 2-х экспертов.

В ходе обсуждения главы «Великий бал у Сатаны» они фиксируют термины, список которых прочитают в конце урока.

II. Обсуждение темы сочинения.

В ходе обсуждения названия темы на доске и в тетрадях может получиться такая запись:

– О чем будете рассказывать?

– Каким называют этот бал? (23 глава называется «Великий бал у Сатаны», в 22-ой главе Коровьев говорит Маргарите, что его называют «весенним балом полнолуния или балом ста королей».)

– Какое место занимает 23-я глава в романе? (Она находится во второй части романа.)

– Какую композиционную роль играет этот эпизод? (Это кульминационный момент в жизни потусторонних сил.)

– Какую роль играют потусторонние силы в романе в плане повествования о трех мирах: древнем, современном и потустороннем? (Потусторонние силы в романе играют роль связующего звена между древним и современным мирами.)

– Найдите ключевое слово в заголовке. (Образ.)

– Вам необходимо не просто пересказать события майской ночи, а показать, какой образ бала создает М.Булгаков.

2. Углубление понятия «художественный образ».

В 7-ом классе, составляя тезисный план к вступительной статье учебника, мы говорили об отличии литературы от науки и запомнили, что образность – свойство искусства вообще, воспроизведение жизни в образе, в конкретно-чувственной форме, или, говоря словами Чернышевского, в «формах самой жизни», а не «в формах мысли», не в понятиях. Художественный образ двойствен по природе. С одной стороны, он должен давать представление об отражаемой действительности, даже если произведение не реалистическое. Мы становимся на точку зрения автора и условно «верим» в его персонажи. Иначе мы эту художественную реальность (например, далекое прошлое или фантастический мир) не сможем воспринимать как настоящее, разворачивающееся перед нами действие. Но, с другой стороны, мы видим, что это все-таки не сама жизнь, что это искусно сделано автором.

Именно емкая образность позволяет литературной классике отражать весь мир, как в капле воды; решать огромные социально-исторические и непреходящие общечеловеческие проблемы.

Следовательно, образность литературы состоит не в отдельных приемах, а в подчиненности каждого слова, каждого элемента произведения некой сверхзадаче, направленной на эстетическое освоение всего богатства мира.

– Определите теперь, какова должна быть цель, идея вашего сочинения?

(Увидеть, как в малой капле – эпизоде, отдельной главе – отражается художественный мир автора; показать, как в анализируемом эпизоде преломляются основные темы всего произведения, какие нравственные проблемы решаются автором.)

3. О традиционности образа бала в русской литературе.

– Посмотрим, насколько традиционным был в русской литературе образ бала. Слушаем ответ ученика, выполнившего индивидуальное задание по карточке (см. Приложение 1.).

4. Сообщение ученика о творческой истории создания сцены бала (см. Приложение 2.)

III. Анализ эпизода романа – 23-ей главы «Великий бал у Сатаны».

1. Определим хронотоп этого эпизода.

– Где происходит великий бал? (В «нехорошей квартире» №50 по улице Садовой 302-бис.)

– Для того чтобы описать столь грандиозный бал, потребовалось раздвинуть пространство обыкновенной московской квартиры до сверхъестественных размеров. И, как объясняет Коровьев, «тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов». [1.- Т.3. – С.312.]

Здесь стоит вспомнить уэллсовского «Человека-невидимку», где Гриффин так излагает свою идею, позволившую ему достичь невидимости: «Я нашел общий закон пигментов и преломлений света формулу, геометрическое выражение, включающее четыре измерения. Дураки, обыкновенные люди, даже обыкновенные математики и не подозревают, какое значение может иметь для изучающего молекулярную физику какое-нибудь общее выражение». Булгаков пародирует английского фантаста, увеличив число измерений до пяти и получив тем самым возможность видеть невидимое при нормальных условиях: гигантские залы, в которых происходит бал, помещаются в бывшей квартире Берлиоза.

– Покажите, до каких пределов раздвинута бывшая квартира Берлиоза.

– Когда начинается действие в 23-ей главе? ( «Полночь приближалась», «до полуночи не более десяти секунд».)

2. Чьими глазами показан бал? (Маргариты.)

– Не случайно описание бала и прочих событий той ночи отсутствует в материалах следствия. Ведь возлюбленная Мастера – единственный человек, кто мог бы подробно рассказать об этом, но она бесследно исчезла.

– Обратимся к действующим лицам. Прошу записывать имя каждого и отмечать, с какой темой, проблемой связан литературный герой. Консультанты будут рассказывать о прототипах персонажей.

3. Беседа о Воланде.

– Кто устраивает великий бал?

Читайте также:  Нравственно-философская проблематика произведений М. А. Булгакова: сочинение

– Кратко охарактеризуйте его.

– В каком виде предстает Воланд на балу?

(«Тогда Маргарита опять увидела Воланда… Поразило Маргариту то, что Воланд вышел в этот последний выход на балу в том самом виде, в каком он был в спальне. Все та же грязная заплатанная сорочка висела на его плечах, ноги были в стоптанных ночных туфлях. Воланд был со шпагой, но этой обнаженной шпагой он пользовался как тростью, опираясь на нее. Прихрамывая, Воланд остановился возле своего возвышения…». [1.-Т.3. – С.341.] )

– Есть ли ирония автора по поводу такого затрапезного вида Воланда? (Нет.)

– Сатана не вызывает улыбки. Более того, авторская ирония не касается Воланда ни разу. Почему? Обратитесь к эпиграфу романа.

– Можно рассказать учащимся о Воланде в разных редакциях романа (см. Приложение 4).

– Почему Булгакову понадобился Воланд «величественный и царственный», близкий литературной традиции Гете, Лермонтова и Байрона, живописи Врубеля, каким мы находим Воланда в окончательном тексте романа?

(Это связано с философским замыслом романа. Воланд олицетворяет вечность. Он – то вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра.)

4.Беседа о Маргарите.

– Мы уже отметили, что потусторонний мир во 2-ой части романа показан как бы глазами Маргариты. Какую роль она играет на бале? (Маргарита – королева бала, она невеста Дьявола.)

– Что вы можете сказать о прототипах этого образа? (Булгаков сохранил в своем романе имя героини Гете, но его Маргарита имеет и реальный прототип. Им послужила Елена Сергеевна Шиловская, ставшая третьей женой Михаила Афанасьевича. Писатель делал выписки о Маргарите Валуа, известной своей страстностью, и о Маргарите Наваррской – обе исторические Маргариты, как отмечается в словаре Брокгауза и Эфрона, покровительствовали писателям и поэтам. С 1934 г. образ Мастера становится центральным в романе, рядом с ним – обобщенный поэтический образ женщины, которая любит.)

– Почему именно Маргарита подошла на роль хозяйки бала? (В 22-ой главе Коровьев объясняет Маргарите причины выбора в королевы именно ее: «Установилась традиция…». [1 .-Т.3. – С.314-315.] )

– Итак, «полночь приближалась, пришлось спешить». Маргариту готовят к балу. «Откуда-то явился Коровьев и повесил на грудь Маргариты…». [1.- Т.3. – С.326.] Находим в тексте, что он повесил ей на грудь. («Откуда-то явился Коровьев и повесил на грудь Маргариты тяжелое в овальной раме изображение черного пуделя на тяжелой цепи».)

– Что произошло? Почему? (Коровьев и Бегемот стали относиться к ней с почтительностью. Изображение черного пуделя – это символ власти зла. У Воланда была «трость с черным набалдашником в виде головы пуделя». [1.- Т.3. – С.9.] )

– Как в литературоведении называется эта маленькая «говорящая» подробность? (Художественная деталь.)

– На одном из уроков предметом нашего внимания была история Мастера и Маргариты, но тема любви в более широком философском смысле звучит с начала 23-ей главы.

(Учащиеся находят в тексте романа совет Коровьева Маргарите перед началом бала: «Разрешите, королева, вам дать последний совет. Среди гостей будут различные, ох, очень различные, но никому, королева Марго, никакого преимущества! Если кто-нибудь и не понравиться… я понимаю, что вы, конечно, не выразите этого на своем лице… Нет, нет, нельзя подумать об этом! Заметит, заметит в то же мгновение! Нужно полюбить его, полюбить, королева! Сторицей будет вознаграждена за это хозяйка бала. И еще: не пропустить никого! Хоть улыбочку, если не будет времени бросить слово, хоть малюсенький поворот головы. Все, что угодно, но только не невнимание. От этого они захиреют…». [1.-Т.3. – С.327.])

– Кроме темы Любви, с образом Маргариты связана и другая основная тема романа. Сформулируйте ее после предложенных исходных данных. Cм.

Воланд устраивает великий бал, и ему нужна хозяйка бала. Находится Маргарита, которая ради спасения Мастера готова продать душу Дьяволу. Она становится его невестой, но любит она Мастера.

– Какое чувство она испытывает перед Мастером? (Чувство вины.)

– Что она совершает в нравственном смысле? (Измену.)

– Это преступление, за которое неизбежно что? (Расплата.)

– Какую основную тему можно сформулировать? (Тема вины и расплаты, преступления и наказания.)

IV. Характеристика гостей бала.

– Давайте посмотрим, как эта тема всего романа – тема вины и расплаты – преломляется в сцене бала. Всех гостей бала можно условно разделить на мнимых и истинных отравителей, великих злодеев и особое положение в главе занимает эпизод с Фридой.

Схема представлена на доске. Cм.

1. Характеристика гостей – мужчин, мнимых отравителей, на великом бале у Сатаны.

– Кто появляется первым? ( «Господин Жак с супругой».)

– Как видим, Кер был не столь уж зловещей фигурой, обвинения против него так и остались недоказанными и были порождены наветами его именитых должников. Исторический Жак ла Кер умер своей смертью, а булгаковский персонаж был казнен на виселице.

– Почему? (Есть реальное преступление – должно быть и реальное наказание.)

– Какую роль играет первый гость? Прочтем, как он появляется, как реагирует Маргарита, и поймем, какова цель автора. ( И своей выдумкой казни Жака, и этой жуткой сценой появления первых гостей автор добивается нагнетания атмосферы в начале бального съезда. Маргарита поражена жутким зрелищем, но постепенно привыкает к нему.)

– Кто следующий из гостей мужчин – мнимых отравителей? ( «В это время внизу из камина появился безголовый, с оторванною рукою скелет, ударился оземь и превратился в мужчину во фраке… По лестнице поднимался вверх бегом одинокий фрачник.

– Граф Роберт, – шепнул Маргарите Коровьев, – по-прежнему интересен. Обратите внимание, как смешно, королева, – обратный случай: этот был любовником королевы и отравил свою жену». [Т.3. – С.331-332.] )

– Булгаков в своей трактовке этого образа пошел вслед за В.Скоттом. Он казнит графа, следуя принципу: если преступление в романе – действительное, то за него следует справедливое воздаяние. Характерно, что на балу Лейчестер появляется в одиночестве, поскольку его любовница королева к преступлению не причастна.

– Какой еще чародей и алхимик был повешен? («Королева, секунду внимания: император Рудольф, чародей и алхимик… Еще алхимик, – повешен». [Т.3. – С.336.])

– Ряд мнимых отравителей на балу завершает «кто-то новенький». Чувствуете в этом ироническом «кто-то новенький» какой-то зловещий намек, недомолвку?

– На балу оказался еще один участник процесса «правотроцкистского блока». Его прототип Бухарин. Кто это? ( «Нижний жилец» Николай Иванович.)

– Как видите, этот герой связан с основной темой романа – темой искусства.

2. Характеристика гостей – женщин, истинных отравительниц.

Вернемся к нашим отравителям. Все мнимые отравители на балу – мужчины. Но перед Маргаритой проходят и истинные отравители, вернее, отравительницы, поскольку все они – женщины.

V. Анализ эпизода, условно называемого «Фрида».

1.В сцене бала образ Фриды занимает особое положение. Само это имя вызывает множество ассоциаций.

Ответ ученика, работавшего до урока с англо-русским и немецко-русским словарями.

Слово «Фрида» близко и к английскому, означающему «свобода», и к немецкому, которое переводится как «мир», «покой».

Таким образом, имя Фриды косвенно оказывается в связи с важнейшими темами романа – темой Свободы и с темой, развиваемой в заключительных главах романа, – темой Покоя. Также оно связано с темой вины и расплаты. Расскажите о Фриде. Кто она такая? Почему оказалась на балу у Сатаны? Как решается ее судьба после бала?

2. Монологический ответ учащегося с использованием текста.

3. Сообщение ученика о прототипах Фриды (см. Приложение 11).

– Как решается судьба Фриды уже после бала? (Глава 24: Фриде даруется милосердие).

– Чтение эпизода прощения Фриды.

– Кто прощает Фриду? Сатана – символ зла или Бог – символ добра?

(Человек прощает человека, как и в эпизоде, когда Мастер прощает Пилата.)

– Почему из всех гостей – отравителей, злодеев – прощение даруется только Фриде?

(Она и при жизни испытывала муки совести. 30 лет в потустороннем мире каждый день камеристка подкладывала ей платок, которым она задушила младенца. Следовательно, за свою вину Фрида расплатилась сполна. Она заслужила Свободу и Покой именно потому, что мучилась и в земной жизни.)

– Теперь сделаем вывод-предположение о связи образа Маргариты с чередой гостей на балу в тематическом смысле вины и расплаты.

Согласитесь: то, что перед Маргаритой проходит вереница злодеев, убийц, отравительниц, вперемешку с распутницами и своднями, не случайно.

1) Как сама Маргарита оценивает свою вину перед Мастером?

2) Почему на балу перед ней проходит так много отравителей и отравительниц?

3) Кем будут отравлены Мастер и Маргарита в дальнейшем?

4) Какую возможность оставляет Булгаков для думающего читателя?

5) Зачем Воланд знакомит Маргариту со знаменитыми злодеями и распутницами?

6) Какую альтернативу прочтения дарит автор: где происходит бал и все события, связанные с ним?

– Каким эпизодом заканчивается великий бал у Сатаны? ( «Воланд остановился возле своего возвышения, и сейчас же Азазелло оказался перед ним с блюдом в руках, и на этом блюде Маргарита увидела отрезанную голову человека с выбитыми передними зубами». [Т.3. – С.341.] Это голова Михаила Александровича Берлиоза.)

– Почему так жестоко Воланд обходится с Берлиозом?

– Какой тезис, дающий человеческой жизни духовный свет, пронизывает и весь роман в целом? («Каждому будет дано по его вере».)

В художественном мире Булгакова «каждому дано по его вере». Берлиоз – это человек без фантазии, он лишен воображения и способности воспринимать чужую точку зрения, он ни во что, кроме своей догмы, не верит, он получает «по своей вере» – небытие.

Примечательно, что в произведении Воланд почти дословно повторяет слова Христа, приведенные евангелистом Матфеем: «По вере вашей да будет вам». Дьявол цитирует Иисуса… Это уже говорит о том, что в романе Булгакова они не антагонисты, они составляют ту гармонию мироздания, в которой есть место тьме и свету.

V. Итоги анализа эпизода «Великий бал у Сатаны».

1) Как преломляется в данном эпизоде тема вины и расплаты?

(- По Булгакову, если преступление действительное, а не мнимое, то за него следует справедливое воздаяние.

– Если человек и при жизни испытывает муки совести, он заслуживает прощения.

– Мастеру и Маргарите Булгаков оставляет альтернативу: отравление ядом мнимое – в конце концов, они оказываются не в мире Зла (в аду), им дарован Покой.

– Значит, каждому будет дано по его вере.)

2) Вот таким же образом, отталкиваясь от прототипов героев, вы можете рассмотреть, как преломляются в данном эпизоде основные темы романа: тема Добра и Зла, тема Любви, тема Творчества, тема Художника, тема Света и Покоя. В этом вам поможет книга:

Читайте также:  Знакомство Ивана Бездомного с Мастером: сочинение

Соколов Б.В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории. – М.: Наука, 1991.

3) А теперь выслушаем экспертов. Какие литературоведческие понятия вы записали?

(Эпизод, композиция, кульминационный момент, художественный образ, образность, ассоциация, портрет, гротеск, традиция, пародия, фантастика, прототип, эпиграф, авторская ирония, юмор, сатира, олицетворение, символ, художественная деталь.)

VI. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Образ бала в романе М.А.Булгакова».

Список использованной литературы:

1. Булгаков М.А. Сочинения: в 3-х т. Т.3. Мастер и Маргарита. Роман. Письма. – Екатеринбург: У-Фактория, 2002.
2. Маранцман В.Г. Изучение литературы в 9-ом классе. Метод. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1992.
3. Современный словарь-справочник по литературе / Сост. и науч. ред. С.И.Кормилов .- М.:Олимп; ООО АСТ, 1999 .
4. Соколов Б.В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории.- М.:Наука, 1991.
5. Чеботарева В.А. Прототип булгаковской Маргариты. // Лит. Азербайджан.-1998.- №2. – С. 117-118.

Анализ эпизода «Великий бал у Сатаны» (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Скачать сочинение
Тип: Анализ эпизода

Уникальность романа «Мастер и Маргарита» заключается в многообразном переплетении повторяющихся динамических образов и тем. Связи между ними в основном ассоциативны. Именно эта особенность романа создает сложность при его анализе, поэтому, рассматривая ключевую для понимания сцену бала, постараемся понять логику ассоциативных связей.
В развитии сюжета сцена бала (глава 23) является кульминацией: это перелом в судьбе мастера и Маргариты, вместе с тем, это и апофеоз могущества Воланда. Сцена бала у сатаны соединяет в себе все романные узлы московских сцен. При чтении этого эпизода читатель как бы погружается в атмосферу напряжения для более пристального внимания к внутренней стороне эпизода.
Бал у сатаны – это переплетение реального и сверхъестественного, это граница двух миров: «Ежегодно мессир дает один бал. Он называется балом полнолуния, или балом ста королей…мессир холост, как вы, конечно, сами понимаете. Но нужна хозяйка… хозяйка должна носить имя Маргариты, во-первых, а во-вторых, она должна быть местной уроженкой».
Сначала описание бала дается в восприятии Маргариты. Она – королева и своеобразный центр повествования: «Бал упал на нее сразу в виде света, вместе с ним – звука и запаха». Это описание показывает, что Булгаков стремился создать конкретно-чувственную, предметную атмосферу сверхъестественного бала. Пространство здесь бесконечно расширено: тропический лес сменяется прохладой бального зала, возникают из ниоткуда стены тюльпанов, роз, махровых камелий, вокруг – шипящие фонтаны, льющаяся вода. Ирреальный мир не только видим, но и слышим: рев труб, джаз-оркестр. При описании бала оркестр использует и цветопись, раскрашивая мрачный мир в яркие тона. Время же бала замедляет свой ход: «Эти десять секунд показались Маргарите чрезвычайно длинными».
Булгаков создает перенасыщенную внешними деталями обстановку бала, делает его пространство предметным, осязаемым. Необходимо отметить один момент, играющий значительную роль в понимании всего эпизода, – сцена, когда Маргариту окатили «горячей, густой и красной» кровью. Эта деталь ассоциативно связана с мотивом крещения. Только у Булгакова вместо святой воды – кровь.
Немаловажную роль на балу играют и все гости Воланда – воскресшие грешники-мертвецы, которые являются исторически реальными лицами. Коровьев так охарактеризовал одного из гостей: «Господин Жак с супругой. Рекомендую вам, королева, один из интереснейших мужчин! Убежденный фальшивомонетчик, государственный изменник, но очень недурной алхимик. Прославился тем, что отравил королевскую любовницу».
Тем самым Булгаков сталкивает фантастическое, сверхъестественное событие с реальным. Таким образом, в сцене бала соприкасаются три реалии: конкретно-историческая, художественная и реалия высшего порядка (сатана, ведьмы).
Гости на балу появляются из необъятного камина, напоминающего «холодную пасть». Возникает ассоциация с пеплом, тлением: «Вдруг что-то грохнуло внизу в громадном камине, из него выскочила виселица с болтающимся на ней полурассыпавшимся прахом. Этот прах сорвался с веревки, ударился об пол, и из него выскочил черноволосый красавец во фраке и лакированных туфлях. Из камина выбежал полуистлевший небольшой гроб, крышка его отскочила, и из него вывалился другой прах». Используя при описании этой метаморфозы сниженные глаголы, Булгаков выражает иронию ко всему происходящему. Так не изображают воскресение, победу жизни над смертью. Все эти «безголовые скелеты», «выбегающие гробы», «разложившиеся трупы» – пародия на людей. Смешна свита Воланда, притворно повторяющая каждому гостю: «Я в восхищении!» Все происходящее начинает напоминать маскарад.
Далее действие становится страшнее. Маскарад переходит в настоящую вакханалию. Когда лестница с потоком гостей опустела, все изменилось в самой атмосфере бала: «… на эстраде, где играл оркестр короля вальсов, теперь бесновался обезьяний джаз. Громадная, в лохматых бакенбардах горилла с трубой в руке, тяжело приплясывая, дирижировала». Мрачную концовку подчеркивают и атрибуты, описание размаха вакханалии: «…тотчас с шипением и грохотом волнующаяся масса шампанского ушла из бассейна, а Нептун стал извергать не играющую, не пенящуюся волну темно-желтого цвета».
Появление античных языческих божеств на балу показывает, насколько полярно сместились смысловые акценты: от ожидания света к тьме. Воскресение обернулось вакханалией.
Вскоре на балу появляется Воланд. Эпизод получает естественное напряжение, связанное с ожиданием смысловой развязки. Именно ему Булгаков поручает обобщить все происшедшее. Он провозглашает бесконечность и силу бытия как такового, наказывая небытием тех, кто не верит в вечную жизнь: «Каждому будет дано по его вере. Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие». Воланд принес с собой не только смерть и кровь, но и торжество возмездия. Он провозглашает смерть залогом будущей жизни.
Таким образом, эпизод бала у сатаны не только дорисовывает центральный в романе образ Воланда, не только показывает жертвенность Маргариты. Он представляет собой скрытую метафору сцепления жизни и смерти. Отсюда знаменитые и важные в понимании всей концепции романа слова Воланда: «Что бы делало твое добро, если бы не было зла?»

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Анализ эпизода «Великий бал у Сатаны» (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Смотрите также по произведению “Мастер и Маргарита”:

Великий бал у Сатаны (Булгаков Михайл)

«Мастер и Маргарита» – уникальный многожанровый и многоплановый роман ХХ столетия, оказавший влияние на мировую культуру. Его автором является Михаил Афанасьевич Булгаков – выдающийся писатель, одна из самых ярких личностей в истории русской литературы. Это произведение подводит итог его представлений о жизни, поскольку он вложил в свое «творение» всего себя: все свои чувства, которые пережил за годы жизни, все свои мысли о любви, о свободе, о смерти и бессмертии, о борьбе добра и зла, о нравственном долге, тем самым заставляя читателей размышлять над вечными проблемами.

С особым интересом и волнением я читала кульминацию, 23 главу романа под названием «Великий бал у Сатаны».

Прежде всего, мне хотелось бы отметить тот факт, что «весенний бал полнолуния, или бал ста королей» проходил в обычной московской квартире №50 по улице Садовая 302-бис, что казалось бы невозможным и странным, однако Коровьев объяснял: «тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничто не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов».

Еще в предыдущей главе «При свечах» становится известно, что королевой бала избрана главная героиня романа – Маргарита, потому что «…установилась традиция…хозяйка бала должна непременно носить имя Маргариты…она должна быть местной уроженкой…»

Эпизод начинается с подготовки к запланированному мероприятию: «Гелла и помогающая ей Наташа окатили Маргариту какой-то горячей, густой и красной жидкостью…», «…стали растирать какими-то большими зелеными листьями», «…из лепестков бледной розы туфли сами собой застегнулись золотыми пряжками», «…в волосах у неё блеснул королевский алмазный венец», «Коровьев повесил на грудь тяжелое в овальной раме изображение пуделя на тяжелой цепи.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Это украшение чрезвычайно обременило королеву». Хочу напомнить, что с образом пуделя, мы впервые сталкиваемся в описании внешности Воланда в первой главе «Никогда не разговаривайте с неизвестным». Так же и на балу «какой-то чернокожий подкинул под ноги Маргарите подушку с вышитым на ней золотым пуделем». И это неспроста: ведь образ пуделя символизирует дьявола, да и тот момент, когда героиню омывали кровью напоминает какой-то сатанистский ритуал. Таким образом, Булгаков довольно ответственно и тщательно отнесся к описанию подготовки королевы к «великому балу».

Также перед Маргаритой стояла очень непростая задача: «среди гостей будут различные, ох, очень различные, но никому, королева Марго, никакого преимущества. не пропустите никого…все, что угодно, но только не невнимание».

Все началось с пронзительного взгляда кота Бегемота: «…бал упал на неё сразу в виде света, вместе с ним – звука и запаха… на неё обрушился рёв труб, а вырвавшийся из-под него звук скрипок окатил её тело, как кровью…» Десять секунд, которые оставались до полуночи показались чрезвычайно длинными, но потом из камина «выскочила виселица с болтающимся на ней полурасспавшимся прахом…из него выскочил черноволосый красавец во фраке и в лакированных туфлях». Стали один за одним приходить, как и говорил Коровьев, совершенно разные гости. Но их объединяло одно – все они были мертвецами-грешниками: господин Жак отравил королевскую любовницу, граф Роберт отравил свою жену, госпоже Тофане, имевшей испанский сапожок на ноге и зелень на шее, надоел муж, Госпожа Минкина отравила двух братьев и сестёр из-за наследства, император Рудольф – чародей и алхимик. Никто из них не вызвал сочувствия у Маргариты Николаевны. Исключением стала Фрида: «когда служила в кафе…хозяин как-то зазвал в кладовую, а через девять месяцев она родила мальчика, унесла его в лес и засунула в рот платок, а потом закопала в земле…на суде она говорила, что ей нечем кормить ребёнка». За это к ней была приставлена камеристка, которая на протяжении уже тридцати лет клала на ночь на столик косовой платок, от которого Фрида никаким образом не могла избавиться. Королева не сочла виноватой одну лишь «молодую женщину», ей стало жаль гостью. Даже став ведьмой, Маргарита не потеряла своих светлых человеческих чувств, и именно поэтому в следующей главе «Извлечение Мастера» она «пожертвовала» своим желанием и навсегда избавила Фриду от мучений.

Все это время героиня находилась сопровождение Коровьева и Бегемота, которые помогали ей: направляли и подбадривали. А Воланд в окружении Абадонны, Азазелло и еще нескольких похожих на Абадонну, черных и молодых, появились в конце бала. «Поразило Маргариту то, что он вышел в этот последний великий выход на балу как раз в этом самом виде, в каком был в спальне «все та же грязная заплатанная сорочка висела на его плечах, ноги были в стоптанных ночных туфлях…» А голова того самого Берлиоза, которую отрезало трамваем на Патриарших Прудах в третьей главе «Седьмое доказательство», стала кубком для Сатаны, его наполняла кровь убитого барона Майгеля, «служащего зрелищной комиссии в должности ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы», который оказался «наушником и шпионом». Воланд сделал глаток со словами: «Я пью ваше здоровье, господа», затем приказал выпить Маргарите: «не бойтесь, королева, кровь давно ушла в землю. И там, где она пролилась, уже растут виноградные гроздья». После этого «толпы гостей стали терять свой облик…колонны распались, угасли огни, все съёжилось…»

Читайте также:  Рукописи не горят (эссе по роману М. А. Булгакова Мастер и Маргарита): сочинение

Глава «Великий бал у Сатаны» является ключевой и немаловажной для понимания всего романа. В ней утверждается закон: «Каждому будет дано по его вере». И смерть Берлиоза этому подтверждение. Также после прочтения этого эпизода можно еще раз убедиться в том, что любовь всемогуща: ради спасения своего возлюбленного, Мастера, булгаковская героиня становится ведьмой, продав свою душу дьяволу.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id13207

«Анализ главы «Великий бал у Сатаны» романа «Мастер и Маргарита»»

Роман «Мастер и Маргарита» можно назвать шедевром мировой литературы. Это произведение, написанное в начале прошлого века, не перестает будоражить и занимать умы миллионов читателей. Каждая глава этого романа является значимой, интересной, содержательной. Вереница разворачивающихся на страницах произведения событий перемежается с глубокими философскими размышлениями, затягивая читателя, не давая ему опомниться, заставляя его размышлять над вечными вопросами, переоценивать, пересматривать взгляды на жизнь.

Очень интересна в романе глава 23, которая носит название «Великий бал у Сатаны». Можно сказать, что описание этого бала дается нам глазами Маргариты. До этого, несколькими главами ранее, героиня приняла приглашение Азазелло «прийти в гости к одному знатному иностранцу». Натершись кремом, подаренным ей «уличным сводником», Маргарита становится ведьмой. После этого героиня начинает понимать, что представляет собой «таинственный иностранец». Но это не останавливает ее. Маргарита идет к самому Сатане ради того, чтобы хоть что-то узнать о судьбе своего любимого, своего мастера. Мы узнаем, что героиня должна стать королевой на балу Сатаны, потому что она принадлежит к древнему королевскому роду.

Глава «Великий бал у Сатаны» начинается подготовкой Маргариты к роли королевы. Поражает детальность описания подготовки этого процесса. Создается четкое впечатление, что перед написанием романа Булгаков внимательно изучал какие-то сатанинские культы и ритуалы.

Всем известно, что омовение кровью — неизменный сатанинский ритуал. Не избежала его и героиня: «…окатили Маргариту какой-то горячей, густой и красной жидкостью. Маргарита ощутила соленый вкус на губах и поняла, что ее моют кровью». Также читателя с самого начала романа не прекращает преследовать образ пуделя, символизирующий дьявола: «Откуда-то явился Коровьев и повесил на грудь Маргариты тяжелое в овальной раме изображение черного пуделя на тяжелой цепи»; «Какой-то чернокожий подкинул под ноги Маргарите подушку с вышитым на ней золотым пуделем…».

Одной из главных обязанностей героини был прием гостей. Легко можно догадаться, какого плана гости могут оказаться на сатанинском бале: фальшивомонетчики, государственные изменники, алхимики-отравители, убийцы, предатели. Очень жутко, но детально и интересно описывает Булгаков появление гостей на балу: «Но тут вдруг что-то грохнуло в … камине, и из него выскочила виселица с болтающимся на ней полурассыпавшимся прахом. Этот прах сорвался с веревки, ударился об пол, и из него выскочил черноволосый красавец во фраке и в лакированных туфлях»; «Из камина подряд один за другим вываливались, лопаясь и распадаясь, три гроба, затем кто-то в черной мантии, которого следующий выбежавший из черной пасти ударил в спину ножом».

Мы не просто видим гостей, и узнаем истории некоторых из них. Очень запоминающимся показался мне образ госпожи Тофан. Эта женщина «была чрезвычайно популярна среди молодых… неаполитанок, которым надоели их мужья». Госпожа Тофан зарабатывала себе на жизнь тем, что продавала этим женщина пузырьки с ядом, чтобы те могли отравить своих супругов. Этот яд стоило только подлить мужу в еду: «через несколько часов ему начинало очень сильно хотеться пить, затем он ложился в постель, и через день прекрасная неаполитанка, накормившая своего мужа супом, была свободна, как весенний ветер». В итоге, госпожа Тофан приняла мучительную смерть в тюрьме. Узнав о ее злодеяниях, тюремщики не только пытали женщину с помощью испанского сапожка, но и удушили ее.

Безусловно, одним из самых ярких и пронзительных образов этой главы можно назвать образ молодой женщины Фриды. Фрида — детоубийца, за это она расплачивается вечными мучениями. Ее история невероятно проста и от этого еще более страшна: когда девушка служила в кафе, хозяин этого заведения изнасиловал ее в подвале. Через девять месяцев Фрида родила мальчика, унесла его в лес, засунула ему в рот платок и закопала в земле. Почему она поступила настолько жестоко? На суде девушка признавалась, что ей нечем кормить ребенка. С тех пор Фриде нет покоя, потому что к ней приставлена камеристка, которая каждую ночь кладет на столик платок, как упоминание о том страшном убийстве. На балу у Сатаны Фрида молит только об одном: чтобы ей перестали подавать этот ненавистный платок. Мы знаем, что в дальнейшем Маргарита простит Фриду и освободит ее от этих вечных мучений.

Бал продолжается до тех пор, пока не появляется Воланд. Это своеобразная кульминация главы. Сатана появляется на балу в том же несуразном костюме, в котором Маргарита видела его в комнате при свечах: «Все та же грязная заплатанная сорочка висела на его плечах, ноги были в стоптанных туфлях. Воланд был со шпагой, но этой обнаженной шпагой он пользовался как тростью, опираясь на нее». Кубком для Сатаны служит голова Михаила Александровича Берлиоза, украденная из гроба, по всей видимости, Бегемотом. Вместо вина этот кубок наполняется кровью убитого барона Майгеля, служащего зрелищной комиссии и по совместительству шпиона. После выпитой крови Воланд неожиданно преображается: «Воланд оказался в какой-то черной хламиде со стальной шпагой на бедре». После этого пригубила кубок и Маргарита: «Маргарита, не раскрывая глаз, сделала глоток, и сладкий ток пробежал по ее жилам, в ушах начался звон. Ей показалось, что кричат оглушительные петухи, что где-то играют марш. Толпы гостей стали терять свой облик. И фрачники и женщины распались в прах». Великий бал у Сатаны окончен.

Эта глава имеет большое значение для произведения. Булгаков мастерски создает колорит, атмосферу, ауру, сопровождающую темные силы. Очень поражает детальность описания ритуалов, подготовки к балу. Живые, красочные образы гостей дополняют общую картину, делая ее более цельной.

Сочинение на тему: Бал у сатаны в романе Мастер и Маргарита, Булгаков

Мистический и скандально интригующий роман Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” по праву считается вершиной его творчества. При чтении этого романа возникает великое множество вопросов и необъяснимых загадок. В то же время, вот уже на протяжении нескольких десятилетий он является наиболее обсуждаемым произведением в русской литературе. Роман был написан в 1920-1940-е годы, однако допущен к публикации в 1969-х годах. Он представлен двумя сюжетными линиями, которые развиваются самостоятельно в Москве и в Иерусалиме.

первой мы видим современное время и знакомимся с главными героями – Мастером, Маргаритой и свитой Воланда. Второй изображает время, в котором жил и правил римский префект Понтий Пилат, а это было почти две тысячи лет тому назад. Очевидцем тех событий был сам Воланд, поэтому многое о древней истории Иудеи мы узнаем именно по его рассказам. Кто же такой этот загадочный Воланд, который одинаково комфортно себя ощущает и в современную эпоху и во времена существования древнего Ершалаима? Впервые автор его упоминает в самом начале романа в сцене на Патриарших.

Воланд приехал в Москву совсем недавно в сопровождении­

своей свиты. Новым знакомым он представляется как небезызвестный заграничный профессор, точнее его так представляет переводчик и регент Коровьев, работающий под его началом. На самом же деле, Воланд не кто иной, как “князь тьмы”, в простонародье дьявол или сатана. С его появлением в Москве начинают происходить неурядицы. При поддержке своей свиты, он прибегает к черной магии и совершает разного рода преступления. Помимо регента Коровьева, в свиту входят вампирша Гелла, демон Азазелло и кот Бегемот.

Все они обладают сверхчеловеческими способностями, которые используют, в основном, в плохих целях. Хотя, согласно сюжету, мессир Воланд отнюдь не богоборец и не враг рода человеческого. Можно даже сказать, что многим он помогает найти себя и переосмыслить жизненные ценности. Кульминационной сценой в романе является бал у сатаны, который злодеи устраивают на квартире у покойного Берлиоза. Воланд, именуемый в этой главе “князем тьмы”, избирает королевой бала возлюбленную Мастера – красавицу Маргариту.

Перед этим несчастная проходит через целый ритуал приготовлений. Маргариту омывают кровью, на ноги ей надевают туфельки из лепестков роз, на голову корону, а на шею тяжелую цепь с изображением пуделя. В этом описании автор еще раз подчеркивает жертвенность главной героини, готовой пройти через что угодно, ради своего Мастера. В ее обязанности входит радушно принимать гостей и вести себя как королева. Здесь следует сразу отметить, что все гости этого мистического мероприятия преступники в прошлом. Это люди, некогда бывшие грабителями, убийцами, палачами, доносчиками.

Соответственно, ни к кому из них Маргарита не проявляет сочувствия. Однако одна гостья все же вызывает у нее неподдельную жалость. Зовут ее Фрида и ее преступление чрезвычайно серьезно. Фрида когда-то собственноручно удушила платком своего новорожденного ребенка, Теперь ей на протяжении тридцати лет каждое утро приносят этот платок как напоминание о том страшном, непростительном поступке. Что она только не делала, и сжигала платок, и топила, но его неизменно каждое утро кладут у ее изголовья. Эта история единственная тронула сердце Маргариты и, воспользовавшись правом единственной просьбы, она попросила мессира даровать несчастной женщине прощение и прекратить ее мучения.

Когда бал был завершен, все гости превратились в прах. На самом деле, и бал, и ужин в компании Воланда, были для булгаковской героини испытанием, которое она с честью выдержала. Сам “князь тьмы” называл ее “гордой женщиной” и поощрял это. В кульминационной сцене он вышел перед гостями в несуразном костюме и с кубком из головы покойного Берлиоза, наполненным кровью. Со словами: “Я пью ваше здоровье, господа!” он сделал глоток из кубка и передал его Маргарите. Она тоже пригубила переданный ей напиток, и послышался крик петухов.

Ссылка на основную публикацию
×
×