Свита Воланда в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Свита Воланда в романе Мастер и Маргарита Булгакова описание членов свиты сочинение

“Мастер и Маргарита” – роман М.А.Булгакова, переплетающий между собой множество судеб самых разнообразных по своей сути героев. Произведение обладает ярко выраженным религиозным подтекстом, поэтому большое внимание автор уделяет столкновению добра и зла, их взаимодействию, что является центральной темой произведения. Представителями “тьмы” в произведении, безусловно, являются Воланд и его свита.

Воланд – это булгаковское видение Сатаны. Вопреки общепринятому образу, этот персонаж представляет из себя скорее не злодея, а вершителя справедливости. Пусть он использует для этого не самые милосердные меры, всё же он старается пробудить в людях добродетель, наказывая и презирая тех из них, кто поддается собственным порокам и слабостям. Образ Воланда – один из самых загадочных и неоднозначных в романе.

Коровьев-Фагот – герой, выступающий в роли правого руки Воланда. Это верный и исполнительный слуга, готовый претворить в жизнь любые поручения Воланда, а потому являющийся наиболее приближенным к нему членом свиты. Земное воплощение Коровьева – это несуразного вида мужчина, высокий, худой, в смешном “клетчатом пиджаке”. Все его действия продуманы и точны, Коровьев прекрасно чувствует людей и умеет ими манипулировать, и тем не менее со стороны он выглядит весьма забавно. В финале романа становится ясно, что Фагот – это серьёзный и задумчивый демон-рыцарь, наказанный Воландом за неудачную шутку воплощением на земле в образе “шута горохового”.

Бегемот – любимый паж Сатаны, представленный читателю в образе огромного чёрного кота или же маленького и толстого мужчины с “мордой, очень напоминающей кошачью”. Вместе с Коровьевым они составляют неразлучный дуэт, всюду чинящий беспредел. Несмотря на то, что в действительности Бегемот – печальный мальчик-паж, в мире людей это галантный и учтивый кавалер, умеющий находить общий язык с дамами.

Азазелло – демон-убийца, отвечающий в свите за физическую расправу с теми, кто этого заслужил. В человеческом облике – это низкорослый, широкоплечий, огненной-рыжий мужчина с торчащим изо рта клыком, в действительности же – бледный рыцарь в стальных доспехах. Персонаж груб и бестактен, жесток и зачастую коварен.

Гелла – ведьма, единственная женщина в свите Воланда. Она является обладательницей ярко-рыжих волос и “фосфорически зелёных” глаз. Гелла прекрасно сложена, поэтому трупные пятна и шрам на шее, свидетельствующий о насильственной смерти – несущественные недостатки во внешности девушки. В свите она выполняет функцию служанки и, когда потребуется, применяет свои ведьминские способности.

Вариант 2

Открывая роман Михаила Афанасьева «Мастер и Маргарита» читателя поражают действующие герои. Первый и самый примечательный персонаж – это Воланд. Он – сатана. В его праве вершить правосудие над провинившимися человеческими душами. Он та сила, что «вечно хочет зла и вечно совершает благо».

В выполнении собственных задач главе помогает его преосвященная свита. Состоит она из трёх основных персонажей, однако встречается на страницах произведения и независимый герой по имени Гелла. По своей сути она женщина-вампир, образ которой Михаил Булгаков позаимствовал из одного энциклопедического учебника. Согласно статье из этого словаря, эти женщины погибали безвременно, затем перерождались в вампиров. Гелла – самый младший член свиты, оттого её не наблюдается в последнем полете над Москвой. Булгаков сознательно убрал девушку из завершающей сцены, дабы показать читателям роль вампира.

Следующий покровитель свиты – это кот Бегемот. Он является демоном обжорства. Для властелина Воланда он уникальный шут. Создавал Михаил Афанасьевич Бегемота на основе одной примечательной ветхозаветной книги, рассматривал писатель и исследования Порфирьева, в которых утверждалось что необычный кот – это некое странное морское существо, по своему роду чудовище, у него огромных размеров живот, еще в простонародье его именовали котом – оборотнем. Сам автор за прототип взял собственного домашнего кота по имени Флюшка. В произведении Булгаков изображает животного задорного, стремящегося развеселить публику. В главах, когда читатели знакомятся с Бегемотом, кот олицетворяет настоящую, злобную нечистую силу, которая всеми силами вместе с Воландом совершает правосудие над судьбами людей.

Ещё одним спутником сатаны считается Коровьев. Он первый, к кому обращается Воланд в спорных вопросах. Он рыцарь, страшный по внутреннему состоянию черт, самый старший демон среди всей свиты. В Москве перед зрителями Фагот представляется обычным переводчиком при властелине. Версий, откуда произошел образ Коровьева, довольно много. Считается, что Булгаков мог взять образ со своего знакомого, из книги Толстого «Упырь», просто из древних словарей. Вероятностей много. У каждого своя правда на этот счет. Фагот – любитель серьезно напакостить окружающим. В представленном романе Коровьев не раз старался подпортить жизнь людям. Так или иначе, составляя свиту Воланда, задача всей нечистой силы искоренить человеческие пороки, сделать таким образом, чтобы человек заплатил по своим заслугам.

И последний участник группы – это Азазелло. Он считается демоном-убийцей, образ которого позаимствован из книги ветхого завета. Герою присвоили и второе название – «демон безводной пустыни», благодаря которому представительницы женского пола сумели открыть для себя новое мастерство – «блудливое искусство». В романе читатели замечают, что именно Азазелло дает Маргарите чудотворный крем, из-за которого героиня приобрела способность летать. Это же средство способствовало тому, что внешность девушки заметно изменилась в лучшую сторону. Получается, что у персонажа Азазелло есть две способности: обольщение и жажда убийства. Соединив это воедино, Михаил Афанасьевич сумел создать замечательного и запоминающегося героя, коварного обольстителя, демона, любящего насилие.

Таким образом, свита Воланда состоит из сильных демонов, которые способны вершить здравое правосудие в сем мире. Они вместе устраивают интригующие шоу, которые впоследствии оставляют зрителя в полном негодовании. Каждый из участников свиты важен. И любой из них понимает, что человечество с веками не меняется… Ему всё так же интересно деньги, развлечения…

Свита Воланда в романе Мастер и Маргарита

Несколько интересных сочинений

Время, наполненное массой новых впечатлений, удивительных событий, неожиданных и запоминающихся знакомств, — всё это можно сказать о неповторимой студенческой жизни, которую каждый человек обязан

Тонкий — один из двух главных персонажей сатирического рассказа Антона Павловича Чехова под названием «Толстый и Тонкий».

Сергей Есенин – известный поэт, родившийся в селе Константиново Рязанской области. В своих произведениях он затрагивал многие темы. Тут можно увидеть стихотворения

Когда в жизни человека происходят те или иные события, он начинает рассуждать, что же стало этому причиной. Мы склонны винить других людей, обстоятельства, что угодно, только не самих себя. А ведь часто в наших неудачах виноваты мы сами

Счастье не бывает с проста, над ним нужно работать. И это должно быть решение в уме: решение быть счастливым. Быть счастливым, независимо от того, какие неприятности доставляет жизнь. Тема счастья людей всегда была одной из самых плодотворных

Сочинение: Воланд и его свита в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 27.02.2020 · Обновлено 27.02.2020

(558 слов) Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» по сей день остается одним из самых актуальных и читаемых произведений, а все потому, что оно совмещает в себе злободневность и размышления на вечные темы. Основной из них является тема добра и зла. Для того чтобы показать связь между добром и злом, автор использует множество разных приемов и воплотил их в Воланде и его свите – в Бегемоте, Коровьеве, Азазелло и Гелле. Все герои играют в произведении роль шутов и артистов, их назначение – создание и показ шокирующих поступков и представлений, но за ними обнаруживаются человеческие изъяны и пороки.

Воланд – глава потусторонних сил, воплощение Сатаны. Писатель очень красноречиво и подробно описал внешность этого персонажа: один глаз у него черный, а другой – зеленый, зубы в золотых и платиновых коронках, кривоватый рот. Сложно назвать Воланда воплощением зла. Он приезжает в Москву, чтобы судить людей, но в ходе сюжета ни один невиновный не пострадал от его деяний. Воланд очень мудр, кажется, что он не творит зло, а вершит справедливость с помощью своих дьявольских методов. Также Воланд имеет интересную философию, он утверждает, что свет и тьма неразлучны, одно не может существовать без другого. Писатель создал очень обаятельного дьявола. Люди с чистой совестью могли не опасаться его.

Далее речь пойдет о любимчике Воланда, о харизматичном и задорном сорванце – Бегемоте. В произведении кот-оборотень Бегемот обладает крупными размерами, черной шерстью, большими усами. Он умеет передвигаться на задних лапах, может принимать человеческое обличие. У Бегемота был первообраз в настоящей жизни — это большой серый кот автора, которого звали Флюшка. В произведении Бегемот проказничает и шалит. Пугает народ столицы своим видом: ходит на задних лапах, говорит человеческим голосом, любит выпить пива и водки, покуривает сигареты. Бегемот — очаровательный и жуткий наглец. В конце произведения Бегемот предстает перед читателем в истинном обличии – это молодой человек худого телосложения, демон-паж. После его деятельности в Москве ловили и убивали всех черных котов.

Читайте также:  Великий бал у Сатаны в романе «Мастер и Маргарита»: сочинение

Верным подручным Воланда и товарищем по проделкам был Коровьев, по кличке – Фагот. Это самый главный демон на прислуживании у Сатаны, имеет подозрительную славу. Он был и магом, и чародеем, и иностранным переводчиком. Однажды он плохо сострил на тему света и тьмы, после чего был осужден стать пожизненным шутом в цирковых лохмотьях с мерзкими кривляками. Он был высокого роста и худощав, у него неприятное лицо с усами. Одевается в клетчатый костюм, носит расколовшееся пенсне и жокейскую шапочку. Внешний вид его неаккуратный и небрежный, создается впечатление неприятного и отвратительного шута. Повсюду ходит вместе со своим приятелем Бегемотом.

Азазелло – верный помощник Воланда. Это человек, как писал автор, с «разбойничьей рожей», невысокий, обладал спортивным сложением фигуры, рыжеволосый с клыком во рту. Исполняет роль грубой силы. В случае, если надо убить кого-то или покалечить – это идеальный исполнитель. Это демон-убийца, который ответственно и организованно подходит к назначенной задаче. К своему повелителю относится с должным почтением и уважением. Женщин Азазелло не любит и не деликатничает с ними.

И последний член свиты Воланда – это Гелла, молодая вампирша с рыжими волосами, отличительная особенность – шрам на всю шею. Ее роль в свите не столь важна и значительна.

Свита Воланда отличается от стереотипных сил зла. Они не искушают людей запретными плодами, не сбивают с истинного пути. Наоборот, Воланд и его помощники разоблачают лжецов и лгунов, которые скрываются за масками честных и праведных людей. Они обнажают перед читателем изъяны людей и карают тех, кто заслужил это. Воланд и его свита в течении долгих лет занимаются одним и тем же делом – карают тех, кто не достоин умиротворения и света.

Свита Воланда в романе Мастер и Маргарита сочинение

Свита Воланда представляет собой коллектив, прислуживающий своему хозяину. Кот Бегемот, Азазелло, Коровьев и Гелла — это мистические существа, обладающие магическими и шутовскими способностями.

Бегемот — это любимчик Воланда. В романе он предстает в образе кота-оборотня, и лишь к концу произведения, в эпизоде, где свита летит в небе, герой превращается в юношу. Бегемот умеет разговаривать на человеческом языке. Он огромный, но несмотря на это очень ловкий и быстрый. Кот полностью черного цвета, что является олицетворением нечистой силы.

В романе персонаж по большей части шутит, дурачится, на ряду с Коровьевым показывает москвичам фокусы. Бегемот вызывает удивление у жителей города своим нереально огромным для обычного кота размером. Помимо этого, персонаж творит всякие пакости: именно Бегемот сжигает квартиру № 50, а также некоторые другие здания.

Коровьев-Фагот — самый приближенный к Воланду подчиненный из всей свиты. Он является правой рукой Воланда. Это человек высокого роста и худощавого телосложения, который так же как и Бегемот отличается хорошим чувством юмора и магическими способностями. Вместе с Бегемотом, Коровьев развлекает людей в театре, показывая всевозможные фокусы с картами и магические трюки. У него замечательные ораторские способности и чувство такта, однако он не упустит возможность, чтобы напакостить и поиздеваться над человеком. В последнем полете герой предстает в образе рыцаря с мрачным лицом.

Азазелло — невысокий широкоплечий мужчина с торчащим изо рта клыком. У персонажа рыжие волосы, когти на руках и отвратительный голос. Азазелло олицетворяет собой ветхозаветного демона пустыни, искусстного обольстителя и жестокого убийцу, поэтому его главная функция — это производить насильственные действия в отношении людей. Азазелло выбрасывает Лиходеева в Ялту, стреляет в Майгеля и творит прочие нехорошие дела. Помимо своей основной функции, персонаж выполняет и другие поручения Воланда. Именно Азазелло приносит отравленное вино Мастеру и Маргарите, после которого центральные персонажи романа переходят в иную форму бытия.

Гелла — девушка-вампир, мифическое существо, зеленоглазая красавица. Она обладает всеми атрибутами типичного вурдалака: щелкает зубами и постоянно причмокивает. Персонаж на протяжении всего романа исполняла только вспомогательные функции, и в отличие от Коровьева, Бегемота и Азазело считалась младшим членом свиты.

Вампирша отсутствует в финальной сцене полета. Вероятнее всего, автор сознательно не включил Геллу в этот эпизод, потому как вампиры традиционно считаются низшим сословием в иерархической системе нечистой силы.

Свита Воланда — разношерстное сборище нечисти, которые верно служат своему покровителю, разоблачают людские похоти и пороки, ужасают и в тоже время развлекают жителей Москвы.

Также читают:

Картинка к сочинению Свита Воланда в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

А.Н. Островский написал пьесу «Гроза» в 1859 году. В то время у критиков был неоднозначный взгляд на это творение автора. Для кого-то она была надеждой на другую жизнь, для других – протест существующей власти

Рассказчик сообщает в произведении историю своей семьи, в частности, эпизод исчезновения его дочери Оли во время похода с классом. Рассказчик всегда думал, что его дочь талантлива и уникальна, а потому обвинял в случившемся одноклассников

Во многих произведениях различных авторов есть различные персонажи, которые обречены на одиночество и не могут жить счастливой жизнью. Некоторые живут так по своей вине, некоторые стараются изо всех сил

Произведение « После бала » написанное Алексеем Николаевичем Толстым описывает жизненную ситуацию того времени.

В жизни у каждого человека есть и хорошие, и плохие моменты. Мы все замечаем, что они, похоже, чередуются. В несчастье человек склонен к жалости к себе. Хуже всего то, что чувства и настроения ставят отпечатки на наше мировоззрение

«Воланд и его свита в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» на сцене появляется дьявол и его свита. Они являются, по сути, главной силой, на действиях которой основан сюжет московской истории в произведении.

Как на страницах романа появляется Воланд? На Патриарших прудах он предстает перед Берлиозом и Иваном Бездомным, представителями советской литературы. Они, сидя на скамейке, судят Христа и отвергают не столько его божественность, сколь само его существование. Воланд же пытается убедить этих героев в существовании Бога и Дьявола.

Воланд — «по виду — лет сорока с лишним», «правый глаз черный, левый почему-то зеленый», «рот какой-то кривой». Булгаков пишет, что сатана «был в дорогом сером костюме… Серый берет он лихо заломил на ухо…».

Прототипом Воланда можно назвать Мефистофеля из «Фауста» Гете. Некоторые исследователи утверждают, что в этом герое есть черты Сталина и даже Ленина. Совершенно ясно, что романный Воланд — это дьявол. Но зачем же он пришел в Москву 30-х годов? Цель его миссии, на мой взгляд, заключалась в выявлении злого начала в человеке. Надо сказать, что Воланд, в отличие от Иешуа Га-Ноцри, считает всех людей не добрыми, а злыми. И в Москве, куда он прибыл творить зло, этот герой видит, что творить уже нечего — зло и так заполонило город. Воланду оставалось только смеяться над людьми, над их наивностью и глупостью.

Дьявол и его свита провоцируют москвичей на неблаговидные поступки, убеждая в их полной безнаказанности, а затем сами наказывают людей. Это, можно сказать, специальность Воланда и его «подручных»: карать тех, кто недостоин света и покоя. И они занимаются своим делом из века в век.

Какова же свита Сатаны? Её составляют три «главных» шута — Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и еще девушка-вампир Гелла. Откуда же появились столь странные существа в окружении Воланда? И откуда почерпнул Булгаков их образы и имена?

Бегемот — кот-оборотень. Имя Бегемот взято из апокрифической ветхозаветной книги Еноха. Там Бегемот — это морское чудовище, а также бес, который «изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками». Во время последнего полета Бегемот превращается в худенького юношу-пажа. В демонологической традиции Бегемот — это демон желаний желудка. Отсюда его необычайное обжорство в Торгсине.

Коровьев-Фагот — старший из подчиненных Воланду демонов. Это первый его помощник, черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшим регентом церковного хора. Кличка «Фагот», безусловно, перекликается с названием музыкального инструмента. Этим, скорее всего, объясняется шутка этого героя с сотрудниками филиала Зрелищной комиссии, которые против своей воли запели хором «Славное море, священный Байкал».

Читайте также:  Допрос во дворце Ирода Великого (анализ эпизода романа М.А. БУлгакова Мастер и Маргарита): сочинение

Этот булгаковский персонаж худ, высок. Он, в мнимом подобострастии, кажется, готов сложиться перед собеседником втрое, чтобы потом спокойно ему напакостить. В последнем полете Коровьев-Фагот предстает перед нами темно-фиолетовым рыцарем с мрачным, никогда не улыбающимся лицом. Воланд говорит, что Фагот был наказан за неудачную шутку о свете и тьме.

Азазелло — «демон безводной пустыни, демон-убийца». Так зовут отрицательного культурного героя ветхозаветного апокрифа — книги Еноха, падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря Азазелло женщины освоили искусство раскрашивать лицо. Именно поэтому Азазелло передает Маргарите крем, волшебным образом меняющий ее внешность. Вероятно, Булгакова привлекло сочетание в одном персонаже способности к обольщению и убийству. Но главная функция Азазелло связана с насилием: «Надавать администратору по морде, или выставить дядю из дому, или подстрелить кого-нибудь, или какой-нибудь еще пустяк в этом роде, это моя прямая специальность…”

Гелла — младший член свиты Воланда, женщина-вампир. На Лесбосе этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами. Она, единственная из свиты Воланда, отсутствует в сцене последнего полета. Однако не исключено, что Булгаков сознательно убрал Геллу из этого эпизода. Ведь она самый младший член свиты, исполняющий только вспомогательные функции и в Театре Варьете, и в нехорошей квартире, и на великом балу у сатаны. Вампиры — это традиционно низший разряд нечистой силы.

Так вот какое оно — зло, представшее перед нами в романе. Но самым главным является то, что Булгаков не воспринимает его как абсолютное зло. Писатель даже находит слова оправдания существованию порока и Сатаны. Воланд так говорит, обращаясь к Левию Матвею, отказавшемуся пожелать здравия «духу зла и повелителю теней»: «Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? … Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп».

Образ Воланда и его свиты в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Разделы: Литература

Цели урока:

  • Определить роль и значение образа Воланда и его свиты в романе М. Булгакова.
  • Развивать умения анализа эпического произведения.

Ход урока

1. Роман “Мастер и Маргарита” М.А. Булгакова – один из интереснейших и загадочных в русской литературе. И на этом уроке нам предстоит еще раз в этом убедиться. Нужно сказать, что демонологические образы в литературе упоминаются часто. В русских народных сказках встречаются черти, водяные, русалки, леший и Баба-Яга. В цикле “Вечера на хуторе близ Диканьки” Н. В. Гоголя мы встречаем ведьм, колдунов, нечистая сила изображена иронично, ее легко подчинить своей воле. В поэме “Демон” М. Ю. Лермонтов создает иной образ. Его герой изгнанник, павший ангел, потерявший интерес не только к добру, но и к злу. В трактовке Достоевского демонов и ангелов заключает в себе человеческая душа. И эта двойственность ведет к бесконечной борьбе добра и зла в душе каждого. Эта борьба отражается в мыслях и поступках героев Достоевского.

2. Попробуем определить, какова природа образа Воланда у Булгакова.

Романный Воланд -это дьявол, сатана, князь тьмы, воплощение зла. Имя взял из “Фауста” Гете. Так называет себя сам Мефистофель: “Дворянин Воланд идет!” В поэме упоминается лишь однажды, а в русских переводах всегда опускается.

Давайте припомним, как появляется Воланд в романе. Для этого необходимо погрузиться в обстановку роману. Закроем глаза и представим:

– В каком мы городе? ( В Москве на Патриарших прудах)

– Какая погода и какое время года? ( Весна, май, небывало жаркий закат)

Липовая аллея, где нет никого, кроме 2 мужчин (Михаил Александрович Берлиоз и Иван Бездомный). “Был тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать. Солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо. Напившись абрикосовой воды, они уселись на скамейке лицом к пруду. В это время появился первый человек в аллее”.

Обратимся к портрету Воланда: “Росту он был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а справой золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец.”

– Какой прием использует Булгаков, создавая портрет Воланда? (Парцелляция) Почему именно этот прием?

3. С какой целью Воланд приезжает в Москву?

– Берлиозу он сообщает, что прибыл, чтобы изучить найденные рукописи Геберта Аврилакского (чернокнижника десятого века)

– Сотрудникам Театра Варьете – выступить с сеансом черной магии

– Буфетчику Сокову – просто хотел повидать москвичей в массе, а удобнее всего это сделать в театре

– Маргарите – провести бал весеннего полнолуния

Из всего этого что следует? Воланд многолик, как и подобает дьяволу, надевает разные маски.

4. Раскрыть образ Воланда помогут определенные символы и мотивы.

Мотив знания. Он владеет информацией о каждом жителе планеты, ныне живущем или давно умершем, способен узнать будущее и заглянуть в прошлое, может читать мысли. Но не в этом его сила. Это лишь инструменты. Он изучает суть добра и зла. Он наблюдает, как меняется человек с течением времени. “Ну что же, люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было:Человечество любит деньги, из чего бы они не были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны, ну что ж и милосердие иногда стучится в их сердца: обыкновенные люди:в общем: напоминают прежних: квартирный вопрос только испортил их.” Таков вывод Воланда о москвичах 30-х годов.

Мотив памяти. Сам он многое знает и помнит, но никто не может вспомнить ни его внешность, ни его имени. Эта необыкновенная способность делает атмосферу вокруг Воланда еще более загадочной.

Символы солнца и луны. На протяжении всего романа Воланда сопровождает луна. Она выделяет эпизоды и детали, освещает темное, тайное и забытое. Луна расставила все на свои места и дала каждому то, что он заслужил.

Масонские символы. Масонство – всемирная, тайная организация, которая работает над материальным и моральным прогрессом, над умственным совершенствованием человечества. Обратим внимание на портсигар Воланда, вот его описание: “Он громадных размеров, червонного золота, и на крышке его при открывании сверкнул синим и белым огнем бриллиантовый треугольник.” Треугольник, перевернутый вершиной вниз, в масонстве является символом сатаны.

Шутовство. Вечные парные герои король и шут. Воланд и его свита – король и шуты, которые делают все, чтобы насмешить его.

5. Итак, свита Воланда. Кто к ней относится? Коровьев – Фагот, Бегемот, Азазелло, Гелла. (Подготовленные учащиеся рассказывают немного о каждом в сопровождении слайдов с портретами)

6. Похождения свиты. Вспомним эпизоды.(На доске записаны имена героев романа, учащиеся называют эпизод, связанный с этим персонажем)

1) Степа Лиходеев, директор Варьете, отправлен в Ялту.

2) Михаил Александрович Берлиоз попадает под трамвай.

3) Иван Бездомный пытается поймать нечистую силу и попадает в психиатрическую клинику.

4) Никанор Иванович Босой арестован за хранение долларов.

5) Римский, финансовый директор Варьете, напуганный Геллой, уезжает.

6) Варенуха, администратор Варьете, превращается в вампира.

7) Жорж Бенгальский остался на какое-то время без головы.

8) Прохор Петрович, председатель комиссии зрелищ, представлял собой “говорящий костюм”.

9) Максимилиан Андреевич Поплавский, дядя Берлиоза, напуган и отправлен в Киев.

10) Маргарита Николаевна и Наташа превращаются в ведьм.

11) Представление в Варьете.

12) Пожар в Грибоедове. (Коровьев и Бегемот обедают)

13) Разгром в магазине, который устраивает Бегемот.

Читайте также:  Гибель Най-Турса и спасение Николки: сочинение

14) Сжигают квартиру №50 по улице Садовой №302 бис.

7. Чтобы проверить, насколько хорошо учащиеся знают эти эпизоды, проводится цифровой диктант. (За утвердительный ответ выставляется 1, а за отрицательный -2)

Цифровой диктант

  1. Воланд при встрече с Берлиозом и Бездомным заявил, что он полиглот и знает очень большое количество языков.
  2. Бегемот прокатился на трамвае.
  3. Гелла была всегда одета в черное платье.
  4. Бегемот, чтобы пройти в ресторан Дома Грибоедова, представился Чеховым.
  5. Коровьев отличался красноречием, именно он сообщил в милицию, что Н. И. Босой хранит доллары в своей квартире.
  6. Крик совы помешал Гелле в преследовании Римского.
  7. Азазелло передает Маргарите крем, чтобы она смогла летать.
  8. Воланд играл с Бегемотом в шахматы.
  9. На балу Бегемот купался в бассейне с коньяком.
  10. Коровьев всегда ходил с тростью.

8.При помощи какой геометрической фигуры можно представить свиту Воланда?

(Например, при помощи круга: попав в их поле, невозможно выбраться)

9. – За что наказывает свита Воланда москвичей?

1) Наказана бюрократическая верхушка учреждений, занимающихся искусством (Степа Лиходеев, Варенуха, Римский, Жорж Бенгальский)

2) Разоблачение взяточничества и жадности (Наканор Иванович Босой, дядя Берлиоза)

3)Осуждение пошлости и приспособленчества людей, которых принято называть “простыми людьми” (разоблачение Семплеярова, Иван Николаевич – боров, буфетчик Соков)

– Какие приемы сатирического изображения использует Булгаков?

Гротеск – “самопишущий костюм” (гл. 17, 27); поющие грузовики (гл.17)

10. Поскольку коснулись теории литературы, предлагается повторить несколько терминов с опорой на роман.

“Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада” (эпитет)

“МАССОЛИТ разместился в Грибоедове так, что лучше и уютнее не придумать. Всякий, входящий в Грибоедова, прежде всего знакомился:” (метонимия)

Головную Степину кашу трудно даже передать” (метафора)

“В кулисах стали переглядываться и пожимать плечами, Бенгальский стоял красный, а Римский был бледен“(антитеза)

“Фагот раскрыл рот, как птенец, и всю ее, карту за картой, заглотал” (сравнение)

11. Учащимся предлагается обсудить и прокомментировать несколько высказываний.

1) Роман Булгакова считают, особенно священнослужители, кощунственным, направленным против Бога. Иерей Георгий Белодуров говорит: “Это утонченная апология сатанизма! Глядя на Мастера и Маргариту, кое-кто может решить, что сговор с Сатаной вполне допустим”. Другой священник Михаил Дунаев говорит: “И Сатана у Булгакова уже не выступает в роли сеятеля зла и врага человеческого, он может показаться этаким поборником справедливости”.

2) Воланд – лишь побочное звено, двигатель сюжета, а главное в романе – это люди, с пороками и страстями, на фоне действий которых меркнет даже зловещая фигура Сатаны. Еще М. Волошин сказал: “В каждом человеке Дьявол с Богом борется, а поле битвы их – сердца человеческие”.

3) Стремления Воланда направлены лишь на то, чтобы люди могли видеть и осознавать истинную картину мира. Воланд несет знание о добродетели и грехах. Ведь Сократ сказал, что поступать хорошо может только тот человек, который знает, что есть добро, а что есть зло.

4) Природа же истинно художественного произведения такова, что в нем нет лишнего, случайного – важно все. “Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”. Дьявол (Воланд) хочет зла, но он не может выйти за рамки дозволенного свыше и, думая, что действует по собственной воле, только служит орудием Божественного промысла – невольно совершает благо.

5) Воланд – мудрый, величественный, поэтому привлекает сердца и губит поверивших ему смертных. Творит ли Воланд добро? Нет, он вершит зло. Воланд – обманщик и плут. Столкновение с ним изменило к лучшему личность Бенгальского, Лиходеева, Бездомного вовсе не потому, что этого хотел Воланд: просто они раскаялись, и дьявол более над ними не властен. Сила Тьмы всегда подчиняется воле Добра.

12. Подведение итогов урока. Какова роль Воланда в романе?

1. Образ заставляет задуматься над вечными проблемами соотношения в мире добра и зла, насилия и милосердия.

2. Воланд и его свита позволяют Булгакову показать, что зло исходит от самого человека, способного предавать и лгать. Милосердие тоже творят люди, не лишенные света в своих душах.

3. Можно предположить, что Воланд олицетворяет собой идеальную власть.

Домашнее задание: создать кластер на тему “Воланд и его свита в романе М.Булгакова “

Сочинение на тему: Воланд и его свита в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Воланд и его свита

В книге «Мастер и Маргарита» автор гениально обрисовал тему Добра и Зла. Обе темы развиваются параллельно как в «ершалаимских» главах, так и в московской реальности. Связующим звеном между этими двумя мирами является сам дьявол, лично присутствовавший на казни Иешуа Га-Ноцри, а теперь в человеческом обличии разгуливающий по улицам Москвы в1930-е годы.

Имя его Воланд и он является прототипом гётевского Мефистофеля. На вид это мужчина лет сорока с лишним, имеющий внешние дефекты. Например, один глаз у него черного цвет, а другой – зеленый, рот кривоват, одна бровь выше другой, зубы в разных коронках и т.д. Одет он прилично в дорогой серый костюм, говорит как иностранец и представляется профессором черной магии. Несмотря на то, что этот персонаж является отрицательным, он вызывает к себе симпатию. Ведь его цель – это выявление злого начала в человеке. За время пребывания в столице он разоблачил и наказал многих корыстных и подлых людей. Ни одного честного или справедливого человека он не тронул.

В Москву он прибыл не один, а со свитой «тёмных» подельников, которые помогали ему вершить справедливость. Они вместе с Воландом шутили над ничтожными жителями города, устраивали им подлянки, и просто глумились над ними. Самый распространенный прием свиты был спровоцировать москвичей на неблаговидные поступки, убедив их в безнаказанности деяний. Затем они сами же их наказывали или сдавали в руки соответствующим органам. Такова была работа Воланда и его свиты – бороться с теми, кто не достоин света и покоя. Этим они занимались из века в век. Так кто же состоял в свите Сатаны?

Свита состояла из трех шутов и девушки-вампира. Самым старшим подчиненным-демоном являлся Коровьев-Фагот. Это был черт и рыцарь, который представлялся москвичам переводчиком профессора Воланда и в прошлом регентом церковного хора. Будучи худым и высоким, Коровьев имел отталкивающую внешность. Он имел престранный вид и глумливое лицо с усиками, носил клетчатую одежду и картуз на голове. В общении с порочными людьми готов был, казалось, сложиться втрое, лишь бы затем спокойно напакостить. Коровьев очень любит устраивать злые шуточки и глумиться над пороками людей.

Второй шут – это демон безводной пустыни Азазелло. Имя его взято из Ветхого Завета. Там он был падшим ангелом, научившим людей изготовлять оружие. Его мастерству также принадлежали различные «штучки» для украшения женщин. В романе для Маргариты он придумал чудодейственный крем, который делал ее невидимой и наделял способностью летать. Азазелло был выбран в свиту не случайно. Этот персонаж отличался способностью обольщать и убивать. Однако главная функция героя была связана с насилием, что и происходит в романе. Именно он стрелял в майора Майгеля, надавал по морде администратору, выгнал дядю Берлиоза из «нехорошей» квартиры и выбросил Лиходеева в Ялту.

Третий шут – это огромный черный кот-оборотень по кличке Бегемот. Его имя также взято из Ветхого Завета. Там он был морским чудовищем и бесом. В романе он иногда выступал как кот огромных размеров, умеющий ходить на задних лапах и поражающий людей своими человеческими манерами, а иногда как низкорослый толстый человек с физиономией кота. Этот персонаж любил философствовать и легко сочетал интеллигентность с жуликоватостью.

Гелла – красивая девушка-вампир, расхаживающая по квартире в одном переднике. Как истинный вампир, она является самым младшим членом свиты Сатаны и исполняет только вспомогательные роли. Её имя восходит ко времени, когда на острове Лесбос так называли молодых девушек, умерших раньше времени. Затем они перевоплощались в вампиров. В сцене последнего полета Гелла отсутствует, как низший разряд нечистой силы.

В таком составе представлено «зло» в романе «Мастер и Маргарита». Однако это не столь важно, как отношение самого автора к данным персонажам. М.А. Булгаков явно симпатизировал этим «темным» героям и не воспринимал их как абсолютное зло. Основная функция, которой он их наделил, это борьба за справедливость. По сути, все эти «дьявольские» приспешники выполняли в романе роль судей.

Ссылка на основную публикацию
×
×