«Размышления о дружбе и любви (по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»)»
Человек – сложная натура. Он ходит, говорит, питается. И есть еще много, много всего, что он может делать. Человек – совершенное творение природы; она дала ему то, что считала нужным. Она дала ему право владеть собой. Но как часто человек переступает эту черту владения. Человек пользуется природными дарами, забывая, что сам является подарком миру, в котором живет, что окружающее его так же, как и он сам, сотворено одной рукой – природой.
Человек совершает различные поступки, хорошие и плохие, переживает в себе различные душевные состояния. Он чувствует, ощущает. Он возомнил себя царем природы, забывая, что человек занимает всего лишь ступеньку в лестнице природных творений.
А почему человек решил, что он хозяин мира? У него есть руки, чтобы что-то делать; ноги, чтобы ходить, и, наконец, голова, которой он думает. И считает, что этого достаточно. Но часто человек с «думающей» головой забывает, что, кроме всего этого, у него должна быть душа; а у некоторых «людей» хотя бы элементарное понятие о совести, чести, сострадании.
Человек должен любить; мир держится на любви, дружбе, Человеке, наконец. Вспомните булгаковскую Маргариту: она живет только для любимого, ради своей любви она согласна и способна на самые опрометчивые поступки. До встречи с Мастером она была готова покончить с собой. Встретив его, она обретает смысл жизни; понимает, для кого жила и кого ждала всю свою жизнь. Она уходит от обеспеченной жизни, от любящего ее мужа; она бросает все ради человека, которого любит.
А сколько в нашей жизни таких Маргарит? Они существуют, живут. И будут жить, пока на земле есть любовь, люди, пока существует мир. Человек рожден, чтобы жить; жизнь дана, чтобы любить, чтобы быть Человеком.
Если спросить у людей: кто такой душевный человек? – многие скажут, что это человек, у которого есть душа; другие, что человек с такими качествами, как доброта, искренность, правдивость. Правы, конечно, и те и другие. Но лишь немногие добавят, что душевный человек – это еще и любящий; любящий все, что существует на нашей земле.
Каждый любящий человек – душевный; он готов любить всех и все, радоваться всему. С рождением любви в человеке просыпается душа. А что такое душа? Точного определения ей не дашь. Но я думаю, что это все то хорошее, что есть в человеке. Любовь, доброта, милосердие. Любовь либо пробуждает душу, либо сама рождается в ней. И никто не знает, когда это происходит. Она «выскочила ниоткуда», считает Мастер.
Маргарита, всего лишь посмотрев на Мастера, решила, что именно его ждала всю свою жизнь. Все знают и в то же время не знают, что такое любовь. Но каждый, кто ее пережил, кто до сих пор еще любит, скажет: «Любовь – это хорошо, любовь – это прекрасно!» И они будут правы, ведь без любви не будет души, без души – Человека.
И вот человек выходит в мир, живет в нем, соприкасается с ним. Везде на своем пути он встречает людей; многим он нравится, многим не очень. Многие становятся знакомыми; затем многие из этих знакомых становятся друзьями. Потом, может быть, кто-то из знакомых и друзей становится любимым. Все в человеке связано: знакомство – дружба – любовь.
Человек не знает, что с ним произойдет в следующий момент. Не знает своей жизни наперед, не знает, как поступит в той или иной ситуации. Мы ходим по улицам, не замечая друг друга, а может быть, уже завтра или через несколько дней, месяцев, лет какой-нибудь прохожий станет знакомым, потом, может быть, другом. Точно так же мы живем, видя в людях одни недостатки, не замечаем того хорошего, что в них есть. Люди привыкли материальные блага ценить выше душевных; души испорчены материальным вопросом. Мастер и Маргарита не испорчены этим вопросом. В это трудное время они смогли найти, встретить друг друга, полюбить. Но счастье, простое, доброе счастье, на этом свете, в этом мире найти не смогли.
Неужели люди для того, чтобы быть счастливыми, должны умереть? Почему они не могут найти счастье здесь, на земле? Ответы на эти вопросы нужно искать в нас самих. И нужен ответ не одного человека, а многих, многих и многих. Так что же такое дружба и любовь? Точного ответа нет, его никто не знает. Но каждый это переживет; у каждого из людей когда-то, когда-нибудь будет любимый человек, будут друзья, знакомые. И завтра или через года люди найдут ответ.
Так давайте наслаждаться дружбой, пока она есть; любить, пока существует любовь, и жить, пока живется. Разбудите свои души, возродите любовь в своих сердцах, станьте душевнее; станьте Человеком! И от этого жить легче будет не только другим, но и вам!
(2 вариант)С тем, что я хочу сказать о дружбе и о любви, может быть, будут согласны не все. В своей жизни я пока еще не встречала настоящих друзей. И настоящей, искренней и постоянной любви я тоже не встречала никогда. Вообще любовь бывает разная: любовь между родителями и ребенком, между родственниками, между мужчиной и женщиной, а также любовь к вещам.
Человек очень часто неискренен по отношению к себе и окружающим его людям. Жизнь учит нас притворяться с самого детства. Иногда нам приходится делать то, чего не хочется, говорить то, о чем не думаешь на самом деле. В конце концов наступает такой момент, когда хочется все бросить, убежать ото всех и остаться одной.
Часто в такие моменты помогают книги. А когда находишь такую книгу, которая нужна тебе именно сейчас, она становится самой любимой. Такой книгой стал для меня роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Не каждый писатель может подарить себя читателю целиком, так как это делает Булгаков. В роман «Мастер и Маргарита» он вложил всю свою душу и весь свой талант. Взяв эту книгу в руки, не хочется с ней расставаться, хочется поселиться в ней вместе с ее героями: прекрасной Маргаритой, Мастером, озорным Бегемотом и даже со страшным и таинственным, умным и всемогущим Воландом.
Все, о чем пишет Булгаков, больше похоже на сказку, в которой все хорошо кончается, но некоторые образы он берет из настоящей жизни. Например, Маргарита, прототипом образа которой является его жена. А прототипом Мастера, наверное, был он сам (Булгаков). Может быть, и отношения между Булгаковым и его женой были похожи на отношения Мастера с Маргаритой. И значит, между ними была настоящая любовь и настоящая дружба.
Я уже говорила о том, что не встречала настоящих друзей. Я вообще не верю в настоящую, вечную дружбу, потому что близкий друг рано или поздно предает, а если не предает, то уходит, исчезает из твоей жизни. Что касается любви, то даже самое святое – любовь между родителями и ребенком – непостоянно. Сколько детей, оставленных родителями в детских домах, сколько их, живущих в семьях с неродными мамой или папой. Зачастую родители не принимают во внимание чувства ребенка, когда расстаются между собой. Как говорит одна моя знакомая, папа может быть первый, и второй, и третий. Но невольно напрашивается вопрос: сможет ли ребенок принять каждого из них, полюбить, а потом забыть? Взрослые сами учат детей лгать и притворяться, зачастую они нехотя передают своим детям свои «знания».
Если говорить о любви между мужчиной и женщиной, то я думаю, что даже Булгаков не до конца верит в настоящую любовь на земле. Именно поэтому он переместил Мастера и Маргариту в иной мир, в тот, где они смогут любить друг друга вечно, где все создано для них: дом, в котором они живут, люди, которых им приятно видеть. В нашем мире это невозможно, невозможно иметь все сразу и поэтому невозможно быть счастливым до конца.
Вот что можно сказать о любви к вещам: счастлив тот человек, который любит и может создавать красивые, необыкновенные вещи, но несчастен тот, для которого эти вещи являются воспоминанием о чем-то прошедшем, любимом. Так Мастер был несчастен, когда потерял Маргариту, и черная шапочка, связанная ее руками, приносила ему невыносимую душевную боль. Вообще ужасно, когда от счастья остаются только лишь вещи, напоминающие о нем. И вообще, когда жизнь теряет смысл.
Этими своими размышлениями я не хотела бы сказать, что человеческая жизнь абсолютно бессмысленна и ничтожна, а совсем наоборот. Каждый из нас должен искать себя в этой жизни, искать то, ради чего или ради кого вообще стоило бы жить.
Темы любви и дружбы очень тесно связаны и перекликаются между собой. Ведь если разобраться, то понятия дружбы и любви заключают в себе много общего. Как мне кажется, дружба – это то чувство или даже душевное состояние, которое объединяет людей и делает их одним целым. В горе и в радости настоящий друг рядом, он никогда не оставит в беде и протянет руку. В романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков показал большое и светлое чувство – Любовь. Любовь главных героев полна взаимопонимания, в критические моменты жизни Маргарита была для Мастера прежде всего другом. Другом, который не предаст и не отвернется. Счастлив тот человек, который нашел настоящую дружбу и любовь, но еще более счастлив тот, кто нашел дружбу в любви, Я покажу вам такую любовь.
Герои романа прошли через многое, вытерпели и выстрадали, но смогли уберечь единственно дорогое и ценное – свою любовь, ведь «тот, кто любит, должен разделять участь того, кого любит». До встречи друг с другом жизнь Мастера и Маргариты текла однообразно, каждый из них жил своей жизнью. Но общее у них – это история одиночества. Одинокие и ищущие Мастер и Маргарита нашли друг друга. Впервые увидев Маргариту, Мастер не мог пройти мимо, так как «всю жизнь любил именно эту женщину!». Желтые цветы в руках у Маргариты, когда влюбленные встречаются впервые, как бы тревожное предзнаменование. Они предупреждение того, что отношения между Мастером и Маргаритой не будут простыми и гладкими. Мастеру не понравились желтые цветы, он любил розы, которые можно спросмотреть символом любви. Мастер – философ, олицетворяет в романе М. А. Булгакова творчество, а Маргарита – любовь. Любовь и творчество создают гармонию в жизни. Мастер пишет роман, Маргарита – единственная опора мастера, она поддерживает его в творческой работе, вдохновляет его. Но окончательно соединиться они смогли лишь в потустороннем мире, в последнем приюте. Роману Мастера не суждено было быть напечатанным, единственным читателем стала Маргарита, по достоинству оценивая его труд. Душевная болезнь ломает Мастера, но его опорой остается Маргарита, единственный и верный друг. Мастер в порыве отчаяния жжет роман, но «рукописи не горят». Маргарита остается одна, мучаясь и страдая без любимого. Она бережно хранит уцелевшие от огня листы, храня надежду о возвращении Мастера.
Маргарита настолько безгранично любит, что готова на все, только бы еще раз увидеть дорогого ей человека. Она согласилась на предложение Азазелло встретиться с Воландом, не упустила шанс вернуть Мастера. Полет Маргариты, шабаш и бал у Сатаны – испытания, которым подверг Маргариту Воланд. Нет преград для настоящей любви! Она достойно перенесла их, а награда – Мастер и Маргарита вместе. Любовь Мастера и Маргариты – неземная любовь, им не дали любить на земле, Воланд забирает влюбленных в вечность. Мастер и Маргарита всегда будут вместе, а их вечная, непроходящая любовь стала идеалом для многих людей, живущих на земле.
Поэты, писатели во все времена посвящали свои произведения прекрасному чувству Любви, но Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» раскрыл понятие любви по-особенному. Любовь, которую показал Булгаков, всеобъемлющая.
Сочинение: Размышления о дружбе и любви по роману Михаила Булгакова Мастер и Маргарита
Человек – сложная натура. Он ходит, говорит, питается. И есть еще много, много всего, что он может делать. Человек – совершенное творение природы; она дала ему то, что считала нужным. Она дала ему право владеть собой. Но как часто человек переступает эту черту владения. Человек пользуется природными дарами, забывая, что сам является подарком миру, в котором живет, что окружающее его так же, как и он сам, сотворено одной рукой – природой.
Человек совершает различные поступки, хорошие и плохие, переживает в себе различные душевные состояния. Он чувствует, ощущает. Он возомнил себя царем природы, забывая, что человек занимает всего лишь ступеньку в лестнице природных творений.
А почему человек решил, что он хозяин мира? У него есть руки, чтобы что-то делать; ноги, чтобы ходить, и, наконец, голова, которой он думает. И считает, что этого достаточно. Но часто человек с «думающей» головой забывает, что, кроме всего этого, у него должна быть душа; а у некоторых «людей» хотя бы элементарное понятие о совести, чести, сострадании.
Человек должен любить; мир держится на любви, дружбе, Человеке, наконец. Вспомните булгаковскую Маргариту: она живет только для любимого, ради своей любви она согласна и способна на самые опрометчивые поступки. До встречи с Мастером она была готова покончить с собой. Встретив его, она обретает смысл жизни; понимает, для кого жила и кого ждала всю свою жизнь. Она уходит от обеспеченной жизни, от любящего ее мужа; она бросает все ради человека, которого любит.
А сколько в нашей жизни таких Маргарит? Они существуют, живут. И будут жить, пока на земле есть любовь, люди, пока существует мир. Человек рожден, чтобы жить; жизнь дана, чтобы любить, чтобы быть Человеком.
Если спросить у людей: кто такой душевный человек? – многие скажут, что это человек, у которого есть душа; другие, что человек с такими качествами, как доброта, искренность, правдивость. Правы, конечно, и те и другие. Но лишь немногие добавят, что душевный человек – это еще и любящий; любящий все, что существует на нашей земле.
Каждый любящий человек – душевный; он готов любить всех и все, радоваться всему. С рождением любви в человеке просыпается душа. А что такое душа? Точного определения ей не дашь. Но я думаю, что это все то хорошее, что есть в человеке. Любовь, доброта, милосердие. Любовь либо пробуждает душу, либо сама рождается в ней. И никто не знает, когда это происходит. Она «выскочила ниоткуда», считает Мастер.
Маргарита, всего лишь посмотрев на Мастера, решила, что именно его ждала всю свою жизнь. Все знают и в то же время не знают, что такое любовь. Но каждый, кто ее пережил, кто до сих пор еще любит, скажет: «Любовь – это хорошо, любовь – это прекрасно!» И они будут правы, ведь без любви не будет души, без души – Человека.
И вот человек выходит в мир, живет в нем, соприкасается с ним. Везде на своем пути он встречает людей; многим он нравится, многим не очень. Многие становятся знакомыми; затем многие из этих знакомых становятся друзьями. Потом, может быть, кто-то из знакомых и друзей становится любимым. Все в человеке связано: знакомство – дружба – любовь.
Человек не знает, что с ним произойдет в следующий момент. Не знает своей жизни наперед, не знает, как поступит в той или иной ситуации. Мы ходим по улицам, не замечая друг друга, а может быть, уже завтра или через несколько дней, месяцев, лет какой-нибудь прохожий станет знакомым, потом, может быть, другом. Точно так же мы живем, видя в людях одни недостатки, не замечаем того хорошего, что в них есть. Люди привыкли материальные блага ценить выше душевных; души испорчены материальным вопросом. Мастер и Маргарита не испорчены этим вопросом. В это трудное время они смогли найти, встретить друг друга, полюбить. Но счастье, простое, доброе счастье, на этом свете, в этом мире найти не смогли.
Неужели люди для того, чтобы быть счастливыми, должны умереть? Почему они не могут найти счастье здесь, на земле? Ответы на эти вопросы нужно искать в нас самих. И нужен ответ не одного человека, а многих, многих и многих. Так что же такое дружба и любовь? Точного ответа нет, его никто не знает. Но каждый это переживет; у каждого из людей когда-то, когда-нибудь будет любимый человек, будут друзья, знакомые. И завтра или через года люди найдут ответ.
Так давайте наслаждаться дружбой, пока она есть; любить, пока существует любовь, и жить, пока живется. Разбудите свои души, возродите любовь в своих сердцах, станьте душевнее; станьте Человеком! И от этого жить легче будет не только другим, но и вам!
С тем, что я хочу сказать о дружбе и о любви, может быть, будут согласны не все. В своей жизни я пока еще не встречала настоящих друзей. И настоящей, искренней и постоянной любви я тоже не встречала никогда. Вообще любовь бывает разная: любовь между родителями и ребенком, между родственниками, между мужчиной и женщиной, а также любовь к вещам.
Человек очень часто неискренен по отношению к себе и окружающим его людям. Жизнь учит нас притворяться с самого детства. Иногда нам приходится делать то, чего не хочется, говорить то, о чем не думаешь на самом деле. В конце концов наступает такой момент, когда хочется все бросить, убежать ото всех и остаться одной.
Часто в такие моменты помогают книги. А когда находишь такую книгу, которая нужна тебе именно сейчас, она становится самой любимой. Такой книгой стал для меня роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Не каждый писатель может подарить себя читателю целиком, так как это делает Булгаков. В роман «Мастер и Маргарита» он вложил всю свою душу и весь свой талант. Взяв эту книгу в руки, не хочется с ней расставаться, хочется поселиться в ней вместе с ее героями: прекрасной Маргаритой, Мастером, озорным Бегемотом и даже со страшным и таинственным, умным и всемогущим Воландом.
Все, о чем пишет Булгаков, больше похоже на сказку, в которой все хорошо кончается, но некоторые образы он берет из настоящей жизни. Например, Маргарита, прототипом образа которой является его жена. А прототипом Мастера, наверное, был он сам (Булгаков). Может быть, и отношения между Булгаковым и его женой были похожи на отношения Мастера с Маргаритой. И значит, между ними была настоящая любовь и настоящая дружба.
Я уже говорила о том, что не встречала настоящих друзей. Я вообще не верю в настоящую, вечную дружбу, потому что близкий друг рано или поздно предает, а если не предает, то уходит, исчезает из твоей жизни. Что касается любви, то даже самое святое – любовь между родителями и ребенком – непостоянно. Сколько детей, оставленных родителями в детских домах, сколько их, живущих в семьях с неродными мамой или папой. Зачастую родители не принимают во внимание чувства ребенка, когда расстаются между собой. Как говорит одна моя знакомая, папа может быть первый, и второй, и третий. Но невольно напрашивается вопрос: сможет ли ребенок принять каждого из них, полюбить, а потом забыть? Взрослые сами учат детей лгать и притворяться, зачастую они нехотя передают своим детям свои «знания».
Если говорить о любви между мужчиной и женщиной, то я думаю, что даже Булгаков не до конца верит в настоящую любовь на земле. Именно поэтому он переместил Мастера и Маргариту в иной мир, в тот, где они смогут любить друг друга вечно, где все создано для них: дом, в котором они живут, люди, которых им приятно видеть. В нашем мире это невозможно, невозможно иметь все сразу и поэтому невозможно быть счастливым до конца.
Вот что можно сказать о любви к вещам: счастлив тот человек, который любит и может создавать красивые, необыкновенные вещи, но несчастен тот, для которого эти вещи являются воспоминанием о чем-то прошедшем, любимом. Так Мастер был несчастен, когда потерял Маргариту, и черная шапочка, связанная ее руками, приносила ему невыносимую душевную боль. Вообще ужасно, когда от счастья остаются только лишь вещи, напоминающие о нем. И вообще, когда жизнь теряет смысл.
Этими своими размышлениями я не хотела бы сказать, что человеческая жизнь абсолютно бессмысленна и ничтожна, а совсем наоборот. Каждый из нас должен искать себя в этой жизни, искать то, ради чего или ради кого вообще стоило бы жить.
Темы любви и дружбы очень тесно связаны и перекликаются между собой. Ведь если разобраться, то понятия дружбы и любви заключают в себе много общего. Как мне кажется, дружба – это то чувство или даже душевное состояние, которое объединяет людей и делает их одним целым. В горе и в радости настоящий друг рядом, он никогда не оставит в беде и протянет руку. В романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков показал большое и светлое чувство – Любовь. Любовь главных героев полна взаимопонимания, в критические моменты жизни Маргарита была для Мастера прежде всего другом. Другом, который не предаст и не отвернется. Счастлив тот человек, который нашел настоящую дружбу и любовь, но еще более счастлив тот, кто нашел дружбу в любви, Я покажу вам такую любовь.
Герои романа прошли через многое, вытерпели и выстрадали, но смогли уберечь единственно дорогое и ценное – свою любовь, ведь «тот, кто любит, должен разделять участь того, кого любит». До встречи друг с другом жизнь Мастера и Маргариты текла однообразно, каждый из них жил своей жизнью. Но общее у них – это история одиночества. Одинокие и ищущие Мастер и Маргарита нашли друг друга. Впервые увидев Маргариту, Мастер не мог пройти мимо, так как «всю жизнь любил именно эту женщину!». Желтые цветы в руках у Маргариты, когда влюбленные встречаются впервые, как бы тревожное предзнаменование. Они предупреждение того, что отношения между Мастером и Маргаритой не будут простыми и гладкими. Мастеру не понравились желтые цветы, он любил розы, которые можно спросмотреть символом любви. Мастер – философ, олицетворяет в романе М. А. Булгакова творчество, а Маргарита – любовь. Любовь и творчество создают гармонию в жизни. Мастер пишет роман, Маргарита – единственная опора мастера, она поддерживает его в творческой работе, вдохновляет его. Но окончательно соединиться они смогли лишь в потустороннем мире, в последнем приюте. Роману Мастера не суждено было быть напечатанным, единственным читателем стала Маргарита, по достоинству оценивая его труд. Душевная болезнь ломает Мастера, но его опорой остается Маргарита, единственный и верный друг. Мастер в порыве отчаяния жжет роман, но «рукописи не горят». Маргарита остается одна, мучаясь и страдая без любимого. Она бережно хранит уцелевшие от огня листы, храня надежду о возвращении Мастера.
Маргарита настолько безгранично любит, что готова на все, только бы еще раз увидеть дорогого ей человека. Она согласилась на предложение Азазелло встретиться с Воландом, не упустила шанс вернуть Мастера. Полет Маргариты, шабаш и бал у Сатаны – испытания, которым подверг Маргариту Воланд. Нет преград для настоящей любви! Она достойно перенесла их, а награда – Мастер и Маргарита вместе. Любовь Мастера и Маргариты – неземная любовь, им не дали любить на земле, Воланд забирает влюбленных в вечность. Мастер и Маргарита всегда будут вместе, а их вечная, непроходящая любовь стала идеалом для многих людей, живущих на земле.
Поэты, писатели во все времена посвящали свои произведения прекрасному чувству Любви, но Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» раскрыл понятие любви по-особенному. Любовь, которую показал Булгаков, всеобъемлющая.
Тема любви в романе «Мастер и Маргарита»
История Мастера и Маргариты известна даже никогда не читавшим произведение Михаила Булгакова. Одна из вечных, вневременных тем, тема любви в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова притягивает глубиной и искренностью.
Герои до встречи друг с другом
Устами самого Мастера Булгаков рассказывает нам о его жизни до встречи с героиней. По образованию историк, герой работал в одном из музеев столицы, иногда «занимался переводами» (знал несколько языков). Он был одинок, знакомых в Москве имел мало. Выиграв по облигации, полученной на работе, большие деньги, снял подвальные комнаты в маленьком доме, купил нужные книги и начал писать роман о Понтии Пилате. Мастер, имевший тогда имя, переживал свой «золотой век». Наступившая весна была прекрасна, роман о Пилате «летел к концу».
Однажды «случилось нечто гораздо более восхитительное», нежели крупный выигрыш – Мастер встретил женщину, очень красивую, с «необыкновенным, никем не виданным одиночеством в глазах», и с этого момента жизнь его обрела полноту.
Женщина эта была красива, обеспечена, замужем за молодым успешным специалистом, и, по меркам окружающих людей, совершенно благополучна. Рассказывая о ней, автор восклицает: «Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине!» Героиня одинока и несчастна – в ее жизни нет любви. Вместе с Мастером в жизнь Маргариты пришел смысл.
Так с рассказа о, казалось бы, случайной встрече героев начинает звучать в романе «Мастер и Маргарита» тема любви.
Проблема любви в романе
Любовь не сделала героев лучше или хуже – она, как истинное чувство, сделала их другими.
Мастер и Маргарита поняли, что свела их «сама судьба и что созданы они друг для друга навек». Любовь «поразила нас мгновенно», «поразила нас сразу обоих! – восклицает Мастер, разговаривая с поэтом Бездомным, – так поражает молния, так поражает финский нож!» – навсегда и бесповоротно.
Мастер теперь создавал великий роман, его вдохновляла любимая. Маргарита же обрела счастье, став «тайной женой», подругой и единомышленницей писателя. И, как не было в переулке, по которому, впервые встретившись, шли герои, «ни души», так в новой их жизни не было места никому: только двое и общее их дело – роман, творимый Мастером.
Роман был дописан, и «настал час, когда пришлось покинуть тайный приют и выйти в жизнь».
Мир литературы, реальность, в которую погружается Мастер – мир приспособленчества, бездарности и отрицания таланта, ломает его.
Героям приходится противостоять окружающему миру. Следя за судьбой писателя и его возлюбленной, мы видим, как многопланово решается проблема любви в романе «Мастер и Маргарита».
Любовь Мастера и Маргариты: самоотверженность и бескорыстие
Булгаков пишет историю любви самоотверженной и бескорыстной.
Маргарита принимает интересы героя как свои, она делает все, чтобы любимый ее был счастлив и спокоен, в этом теперь смысл ее существования, она вдохновляет писателя, помогает творить и делает его Мастером. Жизнь их становится единой.
Ни минуты не чувствуя себя счастливой в готическом особняке, Маргарита тем не менее не может причинить боль мужу, уйти, ничего не объясняя, ведь он «не сделал никакого зла» ей.
Мастер, создавший гениальный, но «несвоевременный» роман, сломлен. «Я теперь никто». Он не хочет больше ничего, кроме того, чтобы видеть любимую, но считает себя не вправе ломать ей жизнь.
Милосердие и сострадание в любви героев
Любовь в романе «Мастер и Маргарита» милосердна и сострадательна.
Чувство, которое испытывает героиня к избраннику, неразрывно связано с ее любовью к людям. С достоинством выполняя роль королевы на балу Сатаны, она одаривает всех великих грешников любовью и вниманием. Собственные страдания побуждают ее избавить от страданий других: даже не задумываясь, «человек исключительной доброты», «высокоморальный человек» ли она, просит у Воланда не о себе, а о прощении Фриды, раскаявшейся убийцы собственного ребенка.
Даже в порыве мщения любовь позволяет Маргарите оставаться женщиной, чуткой и милосердной. «Дикий разгром», учиненный героиней, прекратился, как только, она увидела в одном из окон испуганного малыша. Жаждущая расправы с критиком Латунским, погубившим Мастера, Маргарита не способна обречь его на смерть. Превращение ее в ведьму не лишает главного – истинной женственности.
Последний шаг перед растворением в вечности любящие делают вместе. Маргарита требует отпустить душу Пилата, так долго мучимого совестью, Мастер же получает возможность сделать это, закончив роман одной фразой: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»
Верная и вечная любовь Мастера и Маргариты
Оставшись одна, не имея никаких известий о любимом, Маргарита хранит свое чувство и надежду на встречу. Ей все равно, как и где состоится она, кто ее устроит.
Именно в произведении «Мастер и Маргарита» тема вечной любви и верности как спасительной силы человеческой души раскрывается перед нами автором. На что способен человек, чтобы сохранить свою любовь – об этом заставляет нас задуматься повествование.
Узнать о Мастере – единственное желание отчаявшейся Маргариты, ради которого можно поверить во что угодно, превратиться в ведьму, стать хозяйкой бала самого Сатаны. Для нее стираются границы Света и Тьмы: «потустороннее или не потустороннее – не все ли это равно», – уверена она. Иешуа прочитал роман, просит подарить покой писателю и его возлюбленной, и «князь тьмы» покой «устраивает». Маргарита останется с любимым навсегда, рядом с ним смерть не страшит. «Беречь твой сон буду я», – говорит она, идя с Мастером к их вечному дому.
Сила любви избавляет Мастера от страданий, делает его сильным («я никогда больше не допущу малодушия», – обещает он героине) и возвращает миру его гениальный роман.
Тема любви в произведении Булгакова, возможно, потому так пронзительна и достоверна, что автору выпало счастье любить самому и быть любимым женщиной, которая и воплотилась в образе Маргариты.
Идет время, история вечной любви, рассказанная на страницах «Мастера и Маргариты», не стареет, убеждая, что настоящая любовь – существует.
Тема любви в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение
Известный роман «Мастер и Маргарита» по праву считается самым культовым произведением двадцатого века. Этот роман является достаточно правдивым, потому что в нем подняты проблемы добра и зла, можно сказать, что одно противостоит другому, достаточно правдиво представлены человеческая жадность и любовь – это всегда актуально для любого времени. Ведь литераторы всех времен постоянно поднимали эти проблемы, они всегда волновали общество.
В самом центре романа освещена огромная любовь Мастера и Маргариты. Это женское создание явилось настоящим образцом тех чувств, которые все влюбленные просто мечтают видеть друг в друге.
О Мастере возможно сказать, что он обычный романтик, является писателем. А Маргарита является настоящим воплощением женственности. Сердца мужчины и женщины соединились совершенно случайно. Никто не в силах помешать любви между женщиной и мужчиной, она является настолько сильной и возвышенной. Им довольно трудно пришлось обрести друг друга, но не смотря на все трудности повелитель темных сил – Воланд все-таки помогает им обрести друг друга.
В каждой нити повествования видна большая любовь. Это не только прослеживается в огромной любви женщины к своему мастеру, например, мастер очень любит свою книгу. Любовь достаточно печальная и жертвенная присутствует везде, например, Пилат очень привязан к своей собаке и любит ее.
Достаточно могущественной силой представлена любовь Маргариты к мастеру, книга буквально этим пропитана. Герои теряют друг друга, когда погибают, но благодаря силе Воланда обретают друг друга снова. Мастер в этом произведении представлен мягкой натурой, который не может жить без всепобеждающей женской силы. После своего воссоединения они становятся непобедимы.
Герои этого романа одиноки, они узнают друг друга из тысячи других людей. Впоследствии они не могут друг без друга, только после того, как Маргарита появляется в подвальчике мастера, он заряжается новыми красками жизни, которые потом воплощаются в его романе. Маргарита – обеспеченная женщина, но ей это совсем не нужно, любовь мужа совсем не такая. И только тогда, когда она встречает мастера, ее жизнь течет по-другому. Несмотря на то, что она обеспечена, она одинока в своем мире. И только одинокий мастер меняет все в ее мире. Женщина за любимого готова на все, она даже с дьяволом заключает сделку.
Многие критики просто уверены в том, что в романе самой главной темой является проявление зла и добра. По моему мнению, любовь творит чудеса, к этому чувству не может остаться равнодушным даже Воланд. Это чувство является достаточно сильным и поэтому способно победить все, даже смерть.
Люди, которые не понимают глубины силы и творчества обретают великое чувство, которое соединяет сердца. Ему совершенно нет места среди людей советской действительности, они выступают как бездуховные и безнравственные. В результате чего влюбленным подарена смерть, как избавление от всех страхов и мучений.
Любовь всегда была вечным чувством, Мастер и Маргарита обретают вечный покой.
Автор выражает боль – самое светлое покидает земную жизнь.
2 вариант
Роман «Мастер и Маргарита» относится к числу наиболее сложных для восприятия современному российскому читателю, тем более школьнику. Книга, написанная для людей совершенно иного культурного уровня, которым даже в голову не пришло бы отнести, например, Воланда к положительным персонажам, в настоящее время остается практически не понятой отечественным читателем. И тема любви, одна из главных в книге, также зачастую трактуется превратно.
Принято спросмотреть, что история любви Мастера и Маргариты — фактически автобиографична, переложение на бумаге отношений Михаила Афанасьевича и его последней жены, Елены Сергеевны. Но так ли это на самом деле? Последний брак писателя был относительно благополучным, нет оснований утверждать, что супруги не любили друг друга. А любила ли Маргарита Мастера? Если и да, то очень своеобразно.
Характерна история знакомства главных героев. Они впервые увиделись на пустынных улицах Москвы, причем автор описывает это событие таким же образом, как знакомство Берлиоза и Бездомного с Воландом. Следовательно, можно предположить, что знакомство Мастера и Маргариты произошло не без участия князя тьмы.
Маргарита на протяжении всего романа — замужняя женщина, причем за вполне благополучным человеком, который к тому же ее любит. Ее связь с Мастером изначально преступна, поскольку является нарушением супружеской верности. Почему же Маргарита решается на предательство своего неназванного супруга? Вероятнее всего, виновато ее бесплодие, намеки на которое неоднократно встречаются на страницах книги.
Хранит ли Маргарита верность Мастеру? Очевидно нет, даже случайный прохожий, даже уродливый демон Азазелло вызывают у нее чувственный интерес. Она уже практически не вспоминает Мастера, отношение к которому испортилось еще в тот период времени, когда его не поместили в психиатрическую лечебницу. А поведение Маргариты на балу у сатаны? На протяжении всего этого действа она ни разу не вспомнила про Мастера. Даже свое желание она направила не на то, чтобы соединиться с ним, а на удовлетворение собственного эгоизма (помогла случайной знакомой, вместо Мастера). Кроме того, показательно, что читатель так и не узнает имени Мастера, любимая им женщина обращается к нему фактически по прозвищу (странно обращать к любимому человеку не по имени).
В конце-концов, после смерти, души Мастера и Маргариты соединились вместе. Обрел ли Мастер счастье с этой женщиной? Нет, он обрел покой, который не может не быть ему в тягость (Воланд не мог не обмануть ожидания).
Любовь в романе Булгакова — горькая, трагическая, разрушившая жизнь и не дающая спокойной смерти Мастеру.
Сочинение Любовь в Мастере и Маргарите
Во все времена тема любви, так или иначе, затрагивалась авторами всех литературных жанров, и творчество М.А. Булгакова не стало исключением. В своем романе «Мастер и Маргарита» Булгаков показывает, что для любви нет никаких границ, она настигает нас внезапно, ей неведомы не разница в материальном положении героев, не социальные статусы.
Мастер беден как в материальном плане, так и в плане семьи, друзей и родных. У него никого нет, он совершенно одинок. Когда – то он работал историком в музее. Однажды ему улыбнулась удача – он выиграл в лотерею крупную сумму и решил, что пришло время воплотить в жизнь свою заветную мечту. А мечтал Мастер написать книгу о Понтии Пилате. На выигранные деньги он снимает квартиру и приступает к написанию книги. Именно в этот период он случайно знакомится с Маргаритой – состоятельной замужней женщиной. В ее жизни есть все, но нет любви, и это читается не только по ее глазам, но и по походке. Мастер сам того не замечая последовал за ней. Это была любовь, любовь с первого взгляда, которая поражает словно молния. Он встретил женщину своей мечты, но был вынужден молчать о своей любви.
Но все тайное становится явным и Маргарита, уставшая жить без любви, бросилась в объятия Мастера, словно в омут с головой. Жизнь обрела смысл и заиграла яркими красками. У нее не было детей, и всю свою нерастраченную любовь и заботу она подарила Мастеру, став для него не только любимой женщиной, но и музой. Она всегда поддерживала его в тяжелые моменты. Одним из таких моментов было неприятие его романа столичными критиками. Он сломался, не сумев приспособиться к требованиям мира литературы.
Когда Мастер исчез, Маргарита всеми силами пыталась его отыскать, но все тщетно. Она вернулась к мужу, но не переставала надеяться на возвращение любимого. Отчаявшись, она заключила договор с темными силами и превратилась в ведьму. Ради воссоединения с любимым она была готова на все. Так и не сумев стать счастливыми при жизни, они вновь обрели друг друга, но уже в загробном мире.
Любовь навсегда изменила их жизни. Любовь вдохновляла Мастера, и он с еще большим рвением работал над романом, а Маргарита чувствовала себя рядом с ним по – настоящему счастливой. Несмотря на все невзгоды, ими правила любовь, которая спасла их души. Бескорыстие и самоотверженность Маргариты ради воссоединения с любимым стирали границы добра и зла. История Мастера и Маргариты стала для многих идеалом отношений, символом верности и любви.
Образец 4
Практически все произведения классиков не обходят стороной такую волнующую тему, как любовь. Тысячи романов, пьес, кинокартин посвящены этому необъяснимому и глубокому чувству. Естественно, нашумевший и уникальный по своему содержанию роман «Мастер и Маргарита» не явился исключением. Даже те немногие люди, не державшие в руках этот бестселлер, хотя бы понаслышке знакомы с этой необыкновенной и одновременно грустной историей любви.
В изложении романа «Мастер и Маргарита», автор – Михаил Булгаков описывает два вида чувств: первое чувство – это любовь между мужчиной и женщиной, понятная и земная, второе чувство – вселенская любовь ко всему человечеству, которую многим, увы, понять не дано.
Персонаж романа, Иешуа Га-Норци, несмотря на все страдания и унижения, которым он подвергался из-за своих проповедей, всё равно оставался исполненным любви к своим обидчикам, находил им оправдания и прощал. Писатель описывает Иешуа и его чувства, проводя параллель с самим Всевышним, пытаясь донести до людей, что несмотря ни на что, Бог прощает всех нас, просто потому, что любит. Вера в доброту, в то, что она всегда побеждает зло – всё это делало Иешуа бесстрашным, даже перед самой смертью. Он ничего не боялся, потому что знал, что всякий конец – это только начало новой жизни.
Что касается любви между мужчиной и женщиной, в данном случае между Мастером и Маргаритой, то здесь автор описывает любовь земную, правда принесла она героям не только счастье, но и страдание, и смерть. Писатель местами сравнивает их любовь с незримым убийцей.
Знакомство Мастера и Маргариты было не случайно, очевидно, что к этому приложил руку Воланд. Недаром местом их первой встречи оказался безлюдный и мрачный переулок. И кажется, что всё в этой истории было предначертано заранее: безумная любовь, страдания, смерть. Эта любовь изначально была обречена, герои лишь после смерти должны были обрести счастье и покой.
В романе рассказывается о любви настоящей, искренней, жертвенной. Казалось бы, зачем Маргарите лишаться благосостояния, положения в обществе и наконец, продавать душу самому Дьяволу? На такую жертву способна только женщина, испытывающая истинные чувства.
Также читают:
Картинка к сочинению Тема любви в романе Мастер и Маргарита
Популярные сегодня темы
Мышкин выступает главным героем произведения, который возвращается домой после лечения за границей в клинике для душевнобольных.
Мцыри – герой одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова. Это повествование о трагической судьбе молодого человека, лишенного против воли своей родины.
Известное и по праву легендарное произведение Гроза является одним из самых важных в школьной литературной программе. Все дело в том, что оно несет в себе важный смысл, который определяется наличием или отсутствием
Как известно, Чехов очень часто создаёт героев, которых довольно сложно представить. Примером подобной личности можно назвать героя рассказа «Человек в футляре», Беликова.
Главный герой решил съездить к своему знакомому рыбаку, которого звали Михей. Мужичок каждый день ранним утром ездил на рыбалку на лодке. В реке Северке, около которой он жил, водились большие щуки
Сочинение Мастер и Маргарита тема любви
Сочинение Мастер и Маргарита тема любви
3.Вмешательство черной силы
Произведение «Мастер и Маргарита» включает в себя широкий круг философских проблем. Не обошел писатель стороной и тему любви, которая напрямую отражена в названии романа. Любовь Мастера и Маргариты – одна из центральных нитей произведения, вокруг которой разворачиваются основные события.
Впервые читатель узнает о трагической любви в 13-й главе романа. О ней рассказывает Ивану Бездомному сам Мастер, посещая поэта в палате сумасшедшего дома. История Мастера очень фантастична, учитывая время, в которое происходят события. Он выигрывает огромную сумму денег, благодаря чему имеет возможность отдавать все свободное время написанию своего романа. Такой человек совершенно не вписывается в советский быт 20-х гг.
Встреча главного героя с Маргаритой также необычна. Среди тысяч людей они просто встретились глазами, и это изменило все в их жизни. В глазах Маргариты Мастера поразило «никем не виданное одиночество». Случайная встреча двух абсолютно одиноких людей среди безликой толпы стала началом великого чувства. Мастер уже жил «с этой, как ее…», которую он тотчас же забыл. У Маргариты был муж и обеспеченная жизнь, которая также потеряла в ее глазах весь смысл. Отныне они принадлежали только друг другу и роману, который создавал Мастер. Маргарита стала настоящей музой писателя, придававшей ему небывалую творческую силу. Она переживала за роман, как за собственного ребенка. Он и стал их ребенком, рожденным под влиянием огромной любви.
Процесс написания романа был самым счастливым временем в жизни Мастера и Маргариты. Булгаков ничего не говорит о каких-то интимных моментах любви. Для великого чувства этого не нужно. Становится понятно, что Мастер и Маргарита просто не могли жить друг без друга. Они проводили дни в небольшом подвальчике, топили печку, пекли картофель и были самыми счастливыми людьми на свете. После завершения романа и первой попытки его напечатать наступает трагическая развязка.
Неприятие романа советской критикой постепенно сводит Мастера с ума. Маргарита в ярости, она всеми силами утешает своего возлюбленного. В очередном болезненном припадке Мастер уничтожает свой роман, и в этот момент появляется Маргарита. Она понимает, что спасение возлюбленного зависит только от нее. Она решает порвать с мужем и обещает Мастеру навсегда переехать к нему. Сила любви такова, что Маргарита согласна погибнуть вместе с Мастером. Однако, Мастер не выдержал ночи и в припадке страха убежал из дома, оказавшись, в конце концов, в сумасшедшем доме. Он с той же силой любит Маргариту, но не хочет разрушать и ее жизни, поэтому даже не пытается написать ей.
В 19 главе читатель знакомится с Маргаритой. Ее любовь также не ослабла, она не может забыть Мастера, не может простить себе, что покинула его в ту роковую ночь. Она бессмысленно проводит дни в роскошной обстановке, постоянно думая о своем возлюбленном. Попытки разыскать Мастера ни к чему не приводят. Но вот наступает день, когда Маргарита просыпается с твердым убеждением в том, что должно что-то произойти.
Последующая встреча с Азазелло, бал у Сатаны – все это проносится вихрем перед Маргаритой. Она получает возможность исполнить свое главное заветное желание. Возвращение возлюбленного – вот просьба измученной женщины у Сатаны. Мастер и Маргарита вновь вместе. Они многое испытали, Мастер психически нездоров. Влюбленные возвращаются в свой подвальчик. Подручные Воланда обеспечивают им незаметную жизнь. Казалось бы, счастье достигнуто. Однако в 30 главе вновь появляется Азазелло. Он забирает души влюбленных из подвальчика, чтобы они смогли обрести «вечный приют». Воланд делает Мастеру и Маргарите последний подарок – тихую счастливую жизнь в «вечном доме» с «венецианским окном».
История Мастера и Маргариты фантастична и уникальна. Но она служит идеалом, к которому должны стремиться люди. Если отбросить Сатану, волшебные приключения и т. д., то главным останется огромное настоящее чувство, которое невозможно победить или сломать. В середине романа Булгаков утверждает, обращаясь к читателю: «я покажу тебе такую любовь!». И ему это по-настоящему удается.
Сочинение на тему “Любовь и творчество в романе “Мастер и Маргарита”
М.А.Булгаков писал “Мастера и Маргариту” как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той эпохи.
И в то же время это повествование обращено в будущее, является книгой на все времена, чему способствует ее высочайшая художественность. Первоначальный замысел романа включал много острейших проблем, среди которых – тема любви и нравственного долга, бесчеловечности зла, истинного творчества, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру.
Носителями любви в романе выступают Мастер и его возлюбленная Маргарита. Чувство этих героев не было идеальным в обывательском понимании. До встречи с Мастером Маргарита была замужем за богатым и влиятельным человеком – на первый взгляд казалось, что она никогда ни в чем не нуждалась. Однако за внешним благополучием скрывалось глубокое несчастье этой героини, ведь она никогда не любила своего мужа. В богатом доме, среди роскошной обстановки, Маргарита чувствовала себя самой несчастной женщиной на свете: «Она была счастлива? Ни одной минуты!»
Но все изменилось в один миг: «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» Совершенно случайно Маргарита и Мастер встретились на улицах Москвы и не смогли больше расстаться. В один миг они поняли, что созданы друг для друга.
Маргарита становится для талантливого художника любимой женщиной, музой, другом. Все время, пока мастер писал свой роман о Понтии Пилате, героиня опекала его, вдохновляла на творчество, придавала силы: «Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть Мастером».
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Маргарита говорила, что в романе, созданном Мастером, «вся ее жизнь». И это было действительно так, поэтому справедливо сказать, что история о Понтии Пилате – это совместное творение, дитя любви мастера и Маргариты.
Таким образом, Булгаков тесно связывает любовь и творчество как неизбежное порождение настоящего чувства: по мнению писателя, тот, кто любит, всегда является творцом, созидателем Прекрасного в этом мире.
Однако идиллическая картина любви и творчества разрушилась в один миг – тогда, когда мастер вышел из своего уютного подвальчика «в мир» и попытался предъявить свое творение обществу и людям. Его роману о Понтии Пилате и казненном Иешуе не суждено было появиться на полках магазинов и в руках читателей. Мастера, не состоявшего в МАССОЛИТЕ, не связанного с бюрократией и коррупцией, царившей в стенах литературного дома, лишили всяких возможностей опубликовать свой роман. Настоящий талант не смог конкурировать со штампами, установленными советским правительством. В Москве тогда было только одно заведение, где люди оставались самими собой – клиника Стравинского, сумасшедший дом. Именно там Бездомный излечится от навязчивых догм Берлиоза, где он прозреет и станет последователем и учеником Мастера.
Но что же чувствует сам Мастер, оскорбленный и униженный? И кто помогал ему справиться с депрессией и разочарованием в жизни? Конечно же, это была Маргарита. Она, женщина, искренне любящая и во всем поддерживающая своего возлюбленного, считала его истинным гением. Только она придавала ему силы, когда он писал свой роман, и только она делала все, чтобы помочь ему, когда литературные критики «растерзали» его творение в пух и прах.
Не выдержав агрессии и неприятия со стороны общества, Мастер начинает сходить с ума. Он отрекается от своего творения, сжигает роман в печи и самостоятельно уходит в клинику для душевнобольных. В клинике Мастер отрекается даже от своей возлюбленной, считая, что в таком ужасном психическом состоянии способен принести Маргарите только одни несчастья.
Все это время героиня чувствовала себя несчастной. Но Маргарита осталась верна своему любимому до конца. Не только ему, но и его творениию. Долгое время Маргарита хранила то немногое, что у нее осталось на память о любимом: «… старый альбом коричневой кожи, в котором была фотографическая карточка мастера, книжка сберегательной кассы со вкладом в десять тысяч на его имя, распластанные между листками папиросной бумаги лепестки засохшей розы и часть тетради в целый лист, исписанной на машинке и с обгоревшим нижним краем».
Свободу и любовь возвращает героине нечистая сила в лице Воланда и его свиты.
Он дает Маргарите надежду, шанс снова быть вместе с возлюбленным, вернуть счастье, так беспощадно отобранное у них жестокими, жадными людьми. Не задумываясь ни на минуту, Маргарита соглашается на условия посланника Сатаны.
Только истинно любящая женщина согласится пойти на такие безумства, через которые прошла Маргарита: быть королевой на балу у самого Сатаны, позволять целовать свое колено тысячам грешников, купаться в крови… И Воланд исполняет свое обещание – возвращает измученной женщине самое ценное в ее жизни – Мастера и его роман, а также делает все необходимое, чтобы они жили вместе долго и счастливо: Мастер больше не числится среди больных клиники, его подвал, присвоенный неким Магарычем, снова принадлежит ему. Но самое главное – Сатана вернул роман, целый и невредимый, во всех пяти экземплярах, ведь «рукописи не горят».
Но и этим не ограничиваются приключения, так внезапно обрушившиеся на влюбленных. Там, наверху, было решено предоставить Мастеру и его избраннице право на вечный покой. И Воланд со своей свитой препровождает их к месту их нового дома, в котором они, необремененные никакими заботами, будут жить и наслаждаться тем, что они вместе.
Мастер в романе не смог одержать победу над несправедливостью реальной жизни. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бы своему чувству реализма. Но разве пессимизмом веет от финальных страниц книги? Нет! На земле у Мастера остался ученик и бессмертный роман, которым суждено продолжать борьбу. Мастера и Маргариту уже не интересуют и не касаются реалии жизни. Таким образом, на мой взгляд, победа все-таки осталась за всепобеждающей силой любви и творчества.
Размышления о дружбе и любви (по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»): сочинениеСсылка на основную публикацию
×
×
Название: Размышления о дружбе и любви по роману Михаила Булгакова Мастер и Маргарита Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение Добавлен 05:37:49 19 февраля 2011 Похожие работы Просмотров: 107 Комментариев: 7 Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно просмотреть |