Философско-библейские мотивы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
Школьное сочинение
Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.
К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.
В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.
Роман “Мастер и Маргарита” стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие “от Воланда” и Евангелие Мастера “от Иешуа”. История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.
Действие “Мастера и Маргариты” разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.
Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.
Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.
История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с “точки зрения вечности” рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.
Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте (“. Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл”.”), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он “придет во славе”. Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.
Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.
Как уже отмечалось, в “Мастере и Маргарите” поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя “самого страшного порока” — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?
Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы “. ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. “. Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: “Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит” (от Луки, 7:50). “Прощение и вечный приют” Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно “на этом построен мир”.
И Мастер в своей рукописи, и Булгаков в своем романе возводят обычные житейские противоречия в высокую степень мирового зла. И автор, и его герой скорбят по утраченной духовности. Чтобы читатели поняли эту скорбь, прочувствовали, осознали, этот мир рассматривается во всех подробностях, в мельчайших деталях, чтобы не упустить главного, чтобы открыть людям путь к спасению, сохранению своего духовного мира.
Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.
Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе “Мастер и Маргарита”, никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.
Фантастика в романе Булгакова Мастер и Маргарита
Роман «Мастер и Маргарита» прекрасно вписывается в ряд блестящих сатирических произведений, разоблачающих бюрократизм, мещанство, убогий уровень культуры граждан «первого в мире социалистического государства». В этом ряду и рассказы М.М.Зощенко, и пьесы Маяковского «Клоп» и «Баня», и бессмертная дилогия И.Ильфа и Е.Петрова о жизни и удивительных приключениях великого комбинатора Остапа Бендера. Бытовые главы романа Булгакова стоят где-то рядом с перечисленными произведениями.
Высокий бытийный тон роману задают главы о Иешуа и Понтии Пилате, где ведётся спор о вечном: жизни и смерти, верности и предательстве, чести и трусости. Такой герой как мастер тоже во многом способствует высоте заданного автором тона. Мастер – интеллигент, человек не только высокообразованный, но, главное, внутренне абсолютно свободный. Годы и десятилетия советской пропаганды прошли мимо него, не затронув высокого строя его души, не разучив самостоятельно мыслить и выбирать свой путь в жизни. Писатель не раз в своих письмах и статьях подчёркивал, что считает характерным для своего творчества упорное изображение интеллигентов как лучших людей. Поэтому мастер – любимый герой Булгакова.
Сатирику нелегко жилось в Советском Союзе, да если ещё его любимые герои интеллигенты, ни за что не желающие подстраиваться под пролетариат. Такому сатирику и выжить-то в тридцатые годы прошлого века было, казалось бы, невозможно, а не то чтобы опубликовать свои произведения. И в эти трагические годы на помощь Булгакову приходит фантастика, сначала научная, как в «Собачьем сердце» или «Роковых яйцах», а потом уж и просто какая-то дьяволиада.
События, происходящие в романе «Мастер и Маргарита», часто фантастичны настолько, что мы отказываемся в них верить. Но приглядевшись внимательно, начинаем понимать, что проделки Коровьева и Бегемота вовсе не бессмысленны, они являются лишь продолжением, доведением до гротеска нелепостей окружающей жизни.
Множество чудес и феноменов обнаруживает пристальный взгляд художника в обстановке репрессий тридцатых годов. Примером тому может служить «нехорошая квартира» № 50, из которой один за другим пропадают жильцы. Так что фантастическое перенесение Стёпы Лиходеева в Ялту не столь уж фантастично, это наказание за многочисленные неприглядные его поступки. Вот в чём обвиняют директора Варьете всезнающие Коровьев и Бегемот: «Они, они! – козлиным голосом запел длинный клетчатый, во множественном числе говоря о Стёпе, – вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя своё положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки! – Машину зря гоняют казённую! – наябедничал и кот, жуя гриб».1
Призванием сатаны всегда было совращение людей с пути истинного, он должен сеять вокруг себя зло и разрушение. Однако булгаковская нечистая сила почему-то не вызывает у нас неприязни. Что касается Воланда, то этого спокойного, исполненного достоинства мудреца просто невозможно не уважать. Особенно после прочтения главы «Чёрная магия и её разоблачение».
Целый каскад фантастических трюков, проделанных Коровьевым и Бегемотом, нужен был лишь для того, чтобы Воланд понял, изменились ли москвичи «внутренне», то есть действительно ли в первом в мире социалистическом государстве создан и новый тип личности. Уже после первых трюков Воланд делает свои выводы. И выводы эти очень неутешительны: «Ну что же, – задумчиво отозвался тот, – они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны, ну что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца…обыкновенные люди…в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»2. В сердца легкомысленных и алчных людей милосердие лишь «стучится», да и то «иногда».
Дальнейшее представление в Варьете только подтверждает эти горестные размышления Воланда. Трюк с появившимся из ниоткуда парижским модным магазином показывает нам, насколько падки москвичи на материальные блага, как любят они то, что достаётся бесплатно. Когда многие зрительницы уже сказочно преобразились, обменяв свои платья на вечерние парижские туалеты, Фагот объявил, что через минуту магазин закрывается. Тогда-то и проявилась во всей полноте алчность зрителей: «Женщины наскоро, без всякой примерки, хватали туфли. Одна, как буря, ворвалась за занавеску, сбросила там свой костюм и овладела первым, что подвернулось, – шёлковым, в громадных букетах халатом и, кроме того, успела подцепить два футляра духов».3 Ослеплённая жадностью дама даже не подумала, что обмен костюма на халат – сделка не очень выгодная.
Фантастические события в Варьете, а именно денежный дождь, посыпавшийся на зрителей, имели множество последствий. Червонцы, как мы знаем, превратились в этикетки от минеральной воды, а буфетчик Андрей Фокич Соков отправился к иностранному артисту искать правду. Правду он и услышал от Воланда, которого очень возмутили безобразия, творящиеся в буфете: «Я, почтеннейший, проходил вчера мимо вашей стойки и до сих пор не могу забыть ни осетрины, ни брынзы. Драгоценный мой! Брынза не бывает зелёного цвета, это вас кто-то обманул. Ей подобает быть белой. Да, а чай? Ведь это же помои! Я своими глазами видел, как какая-то неопрятная девушка подливала из ведра в ваш громадный самовар сырую воду, а чай между тем продолжали разливать. Нет, милейший, так невозможно!»4
Наделённые необычайной способностью знать прошлое и будущее, слуги Воланда предсказывают скорую смерть буфетчика. Значит, огромные деньги, накопленные Андреем Фокичем (двести сорок тысяч рублей и двести золотых десяток), ему не пригодятся. Для чего же этот человек десятилетиями обманывал, обсчитывал, обвешивал? На что он потратил свою жизнь? Писатель не задаёт этих вопросов, но читатель уже задумался. Его заставили задуматься над обычными, привычными явлениями жизни необычные, фантастические герои Булгакова.
В главе «Полёт» фантастика помогает писателю показать то, о чём он не может сказать прямо. И видим мы это глазами Маргариты. Волшебный крем Азазелло наделил её не только чудной красотой, но и необычным качеством: она стала невидимой. Половая щётка понесла Маргариту-ведьму по воздуху, и мы вместе с героиней увидели роскошную громаду Дома Драматурга и Литератора.
В этом доме жил тот самый критик Латунский, которого Маргарита считала главным виновником всех несчастий мастера. Вместе с Латунским в роскошных квартирах проживали более восьмидесяти членов МАССОЛИТа, и, скорее всего, большинство из них, подобно Латунскому, за почёт и материальные блага заплатили предательством или клеветой. Огромная квартира критика хорошо обставлена, Булгаков обращает наше внимание на рояль, зеркальный шкаф, пышно взбитую двуспальную кровать. У жильцов Дома Драмлита есть домработницы, в подъезде дежурит швейцар в фуражке с золотым галуном, фасад их дома выложен чёрным мрамором. Невольно вспоминается квартирка Мастера, которой он так гордился: «Совершенно отдельная квартирка, и ещё передняя, и в ней раковина с водой, маленькие оконца над самым тротуарчиком». В этой убогой квартирке мастер писал свой роман о вечном: о добре и зле, о чести и предательстве, о власти и праве интеллигенции поправлять и учить власть имущих. А Латунский в своём просторном кабинете сочинял гнусную клевету на роман мастера, которого он, скорее всего, и не читал.
Воланд, подобно героям сказок, обладает волшебными вещами. Удивительный глобус, так поразивший Маргариту, показывает, как жесток и безжалостен, полон горя и страданий наш мир. «Маргарита наклонилась к глобусу и увидела, что квадратик земли расширился, многокрасочно расписался и превратился как бы в рельефную карту. А затем она увидела и ленточку реки, и какое-то селение возле неё. Домик, который был размером в горошину, разросся и стал как спичечная коробка. Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела наверх вместе с клубом чёрного дыма, а стенки рухнули, так что от двухэтажной коробочки ничего не осталось, кроме кучечки, от которой валил чёрный дым. Ещё приблизив свой глаз, Маргарита разглядела маленькую женскую фигурку, лежащую на земле, а возле неё в луже крови разметавшего руки маленького ребёнка».5
Город, в который попали необычные герои Булгакова, наполнен несправедливостью, завистью, злобой. Все эти пороки люди приобрели сами, без помощи сатаны. Напротив, кажется, что его самого поражают человеческие пороки и он не упускает возможности каким-то образом воззвать к людской совести. Убедившись, что москвичи нисколько не превосходят в нравственном плане тех людей, которых он наблюдал тысячелетиями, Воланд больше не интересуется ни Москвой, ни её жителями. Зато неразлучные Коровьев и Бегемот последний день своего пребывания в столице тратят на то, что в буквальном смысле выжигают огнём всё низкое, подлое, что им встречается.
Первой очищению огнём подвергается «нехорошая квартира» № 50 дома 302-бис по Садовой улице. Даже экстравагантное поведение кота Бегемота, пьющего керосин, прыгающего по люстрам и карнизам, не может отвлечь нас от суровой реальности: привычно спланированной и беспощадной операции, которую проводит НКВД. Нечистой силе у Булгакова не присуща жестокость, поэтому стрельба, поднявшаяся в квартире, не принесла никому никакого вреда. Начавшийся следом пожар тоже не причинил серьёзного вреда нападавшим. Вся месть нечистой силы заключалась в том, что в квартире № 50 невероятным образом появился труп осведомителя НКВД барона Майгеля, который сумел проникнуть на бал сатаны и был там убит.
Следующим местом, которое подвергается очищению огнём, является валютный магазин. В главе «Последние похождения Коровьева и Бегемота» совсем мало фантастического, разве только необычайная способность Бегемота поедать шоколадки вместе с фольгой и целиком глотать селёдку. Эта глава сатирическая, основным средством художественной изобразительности здесь является ирония, от которой особенно достаётся «иностранцу» в сиреневом пальто и рыжих лайковых перчатках. Этот «иностранец», скорее всего, является высокопоставленным партийным функционером или крупным государственным чиновником. В «первом в мире государстве рабочих и крестьян» только такие люди могли позволить себе покупать лососину в валютном магазине. Когда покупатели, послушав «политически вредную» речь Фагота, обращают свой гнев не этого гражданина, совершается чудо: «Сиреневый, провалившись в кадку, на чистом русском языке, без признаков какого-либо акцента, вскричал: – Убивают! Милиция! Меня бандиты убивают! – очевидно, вследствие потрясения, внезапно овладев до тех пор неизвестным ему языком».6
Этот магазин для избранных, куда даже не хотели пускать бедно одетых Бегемота и Коровьева, они поджигают, но о пострадавших во время пожара ничего не говорится, скорее всего, их не было. Нечистая сила не стремится жестоко покарать, уничтожить людей. Невольно думается, что этим она сильно отличается от тогдашней власти, жертвами которой оказались сотни тысяч, если не миллионы человек.
Такой же участи, как и валютный магазин, подвергается «Дом Грибоедова», о котором с ядовитой иронией говорит Коровьев: «Приятно думать о том, что под этой крышей скрывается и вызревает целая бездна талантов».7 На самом деле этот дом собрал под своей крышей бездарных и завистливых людей, твёрдо веривших в то, что они писатели. И эту уверенность давала им маленькая книжечка – удостоверение члена МАССОЛИТа. Коровьев и Бегемот называют себя фамилиями известных литераторов XIX века «Панаев» и «Скабичевский», но на скучающую гражданку, которая пропускает в ресторан только по писательским удостоверениям, это не производит никакого впечатления: она плохо знает русскую литературу девятнадцатого века. Зато она твёрдо усвоила, что имеющий удостоверение – писатель, а не имеющий удостоверения писателем быть не может.
«Дом Грибоедова», этот оплот литературной бездарности, загадочным образом загорается, как только необычных посетителей пытаются арестовать. Сжигая рукописи, которые находятся в редакции, нечистая сила восстанавливает справедливость: ничего общего с подлинной литературой опусы поэта Рюхина, новеллиста Поприхина, критика Абабкова, беллетриста Бескудникова, конечно, не имеют. Подлинно же талантливое произведение, роман мастера, нечистая сила чудесным образом воскрешает после сожжения. Именно в этот момент Воланд произносит удивительно мудрую и точную в своей парадоксальности фразу: «Рукописи не горят».
Мы видим, что, попав в Москву, фантастические булгаковские герои поражены царящими вокруг беспорядками. Они часто не могут понять, насколько же глубоко ложь, подхалимство, зависть проникли в мысли и чувства некоторых людей. Алчность «чумы Аннушки» поражает даже дьявола Азазелло, поэтому он пытается вразумить эту женщину, уже составившую себе план продажи не принадлежащей ей золотой подковы с бриллиантами: «Ты, старая ведьма, если когда-нибудь ещё поднимешь чужую вещь, в милицию её сдавай, а за пазуху не прячь!»8 Конечно, апелляция дьявола к милиции здесь выглядит комично, но писатель заставляет нас задуматься об очень серьёзном, о том, каков же на самом деле нравственный уровень советских людей?
Нечистая сила не только карает зло, но и выручает из беды мастера, которому неоткуда было ждать помощи. Затравленный властями, тяжело больной, он оказался буквально выброшенным из жизни. Только в клинике Стравинского мастер встречает гуманное отношение. Но для профессора психиатрии мастер только тяжёлый больной, а клиника – это всё-таки сумасшедший дом, окна которого закрыты решётками, а пациенты лишены самого главного для человека – свободы. Подлинное внимание, сочувствие встречает мастер, оказавшись в компании Воланда и его слуг, куда он чудесным образом был перенесён из клиники. В этой сцене Воланд и его свита выглядят удивительно чуткими, тактичными, доброжелательными.
Сатана и его слуги вынуждены вступиться за мастера, доведённого до крайней степени отчаяния. И как же им ещё поступить, если в обществе, в котором они оказались, всё перевёрнуто с ног на голову: талант становится причиной несчастий и гибели человека, а низость, подхалимство, подлость возводятся в ранг достоинства и приносят их обладателю успех и почёт. В обществе, где некому защитить добрых, порядочных людей от подлецов и предателей, в том обществе, в котором некому отстаивать справедливость, эту функцию берёт на себя нечистая сила. И, в конечном счёте, как ни парадоксально это звучит, Воланд и его свита оказываются в романе единственной силой, способной реально разоблачить и покарать зло.
Характеры фантастических героев получили у Булгакова яркие человеческие черты. И следует сознаться, что с самого начала романа эти герои не вызывают у нас каких-либо негативных чувств. Читая «Мастера и Маргариту», мы проникаемся всё большей и большей симпатией к нечистой силе. В поступках Воланда, Коровьева, Бегемота, Азазелло сквозит что-то благородное, рыцарское. Им приходится делать усилие, чтобы понять мелких и пустых людишек, они никогда не карают невинных, напротив, все их жертвы совершили множество неблаговидных поступков, порой даже преступлений, и их наказание мы воспринимаем с чувством удовлетворения.
Вера в торжество справедливости смертельно больного, лишённого возможности общения с читателем Булгакова поражает. Но, не видя в реальной жизни никакой силы, способной противостоять как правовой машине сталинских репрессий, так и низости, пошлости многих людей, писатель посылает вершить справедливый суд дьявола. Когда заканчиваешь просмотреть роман, понимаешь, что большинство сцен, связанных с похождениями фантастических героев, смешны только на первый взгляд. На самом деле это безнадёжно грустно, когда, кроме нечистой силы, некому вступиться за справедливость и добро.
Фантастика для Булгакова является не самоцелью, а средством сатирического изображения действительности, средством разоблачения «бесчисленных уродств» быта, бесчеловечных проявлений тоталитарного режима, царящего в стране. Не имея возможности высказать свои мысли прямо, писатель обращается к фантастике, которая, с одной стороны, как бы отдаляет содержание романа от действительности, а с другой стороны, помогает увидеть за невероятными событиями алогичность и жестокую бессмысленность много из того, что происходит в стране в эти годы. Фантастика позволяет сатире Булгакова проникать в совершенно запретные для литературы зоны, она, как увеличительное стекло, наведённое на недостатки общества и человеческие пороки, делает их видимыми для всех, разоблачает их в глазах читателей.
1 М.Булгаков «Мастер и Маргарита», «Театральный роман». Воронеж, 1987. Стр.81
2 Там же. С. 123
3 Там же. С. 128-129
4 Там же. С. 203
5 Там же. С.255
6 Там же. С.347
7 Там же. С.348
8 Там же. С.293
1. Лакшин В. Я. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». – М.: Высшая школа, 1989
2. Николаев П.А. Михаил Булгаков и его главная книга.// Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. М.: Художественная литература, 1988. – С. 3-10
3. Сахаров В. Прекрасное начало. // Булгаков М.А. Багровый остров. Ранняя сатирическая проза. – М.: Художественная литература, 1990. – С. 3-20
Роль фантастики в романе «Мастер и Маргарита»
Когда люди совершенно ограблены,
Как мы с тобой, они ищут
Спасения у потусторонней силы.
М. Булгаков. Мастер и Маргарита
Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» необычен уже тем, что в нем тесно переплелись реальность и фантастика. Мистические герои погружены в водоворот бурной московской жизни 30-х годов, и это стирает границы между миром действительным и миром метафизическим.
В облике Воланда перед нами во всей красе предстает не кто иной, как сам властитель тьмы, Сатана. Цель его визита на землю — посмотреть, сильно
Все они беспрестанно вмешиваются в жизнь людей и за несколько дней успевают взбудоражить целый город. Воланд со своей свитой постоянно устраивают проверку москвичам на честность, порядочность, силу любви и веры. Эти испытания не выдерживают очень многие, потому что экзамен не из легких: исполнение желаний. А желания
Таким образом, Булгаков в романе по-своему интерпретирует образ Сатаны: Воланд, являясь воплощением зла, в то же время выступает Судьей, оценивающим мотивы человеческих действий, их совестью: именно он восстанавливает истину и наказывает во имя ее. Воланд имеет доступ во все три мира, изображенные в романе: свой, потусторонний, фантастический; наш — мир людей, реальности; и мир легендарный, изображенный в романе, написанном Мастером. На всех планах бытия это темное начало умеет заглянуть в человеческую душу, которая оказывается так несовершенна, что властителю тьмы приходится быть пророком истины.
Еще более удивительно то, что Воланд не только карает «грешников», но и награждает достойных. Так, готовые на бесконечные жертвы во имя истинной любви Маргарита и Мастер получили право на свой собственный рай — покой. Так «прощенный в ночь на воскресенье… жестокий пятый прокуратор Иудеи…
Понтий Пилат» ушел по лунной дорожке, расспрашивая Иешуа, казненного по его воле, о недопонятом, недослышанном, недосказанном.
Сама фантастика в чистом виде не является для М. Булгакова самоцелью, она лишь помогает писателю глубже раскрыть понимание философских и нравственно-этических проблем. Используя фантастические элементы как средства для раскрытия и более полного освещения замысла, М. Булгаков и нам предлагает поразмыслить о вечных вопросах добра и зла, истины и предназначения человека на земле.
Дайджест:
План к теме: «Вечные» темы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Место романа «Мастер и Маргарита» в жизни и творчестве его автора. Над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков работал на протяжении 1928-1940 лет. Известно шесть редакций произведения. Даже будучи тяжело больным. .
На тему: История любви Мастера и Маргариты в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» История любви Мастера и Маргариты Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» был по-своему уникален. Ему не было, и нет равных, поэтому это произведение до сих пор продолжает поражать читателей и. .
На тему: Всепобеждающая сила любви и творчества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Всепобеждающая сила любви и творчества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита», бесспорно, является одним из лучших творений М. А. Булгакова — гениального писателя и. .
Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер и Маргарита Булгаков М. А Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» В 1921 году в стихотворении «О дряни» В. В. Маяковский писал о современной ему действительности: Утихомирились бури революционных лон. .
В каком герое романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» воплощена идея всепрощения? В каком герое романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» воплощена идея всепрощения? Традиции каких писателей наследует М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита»? а. Гоголь б. Достоевский в. Гофман г. .
На тему: Верность в романе Мастер и Маргарита, Булгаков Верность Над романом «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков работал до последнего дня своей жизни. Именно эта работа принесла ему посмертную мировую славу. В ней автор знакомит нас с искренне любящими. .
Художественное мастерство Михаила Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» Рукописи не горят! М. Булгаков С необыкновенным интересом читается роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». По-моему, это гениальное произведение. Сначала меня поразило то, что писатель создавал его в течение двенадцати. .
Характеристика Мастера в романе «Мастер и Маргарита» План Прием отсутствия имени собственного в наименовании персонажа Индивидуальность личности Мастера Счастливый билет Главный подарок судьбы Период отчаяния и безнадежности Заслуженный покой В романе образ Мастера является одним из главных. .
«Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» В мире нет ничего абсолютно белого и абсолютно черного, как говорится: «Даже на солнце есть пятна». Без зла не было бы добра, следовательно, две эти силы дополняют друг друга. В. .
Борьба добра и зла в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» — Так кто ж ты, наконец? Я — часть той силы, что вечно хочет зла И вечно совершает благо. Гете Добро и зло… Понятия вечные и неразделимые. И пока живы. .
Понтий Пилат в романе Мастер и Маргарита — Сочинение о трусости Понтия Пилата и наказании за нее — Подготовка к ЕГЭ: Понтий Пилат в романе «Мастер и Маргарита». Сочинение о трусости Понтия Пилата и наказании за нее. В романе «Мастер и Маргарита» прокуратор Иудеи Понтий Пилат становится главным. .
Судьба писателя и его творения в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 1. Многоплановость произведения. 2. Евангельские мотивы. 3. Неразрывность добра и зла. 4. Общечеловеческие ценности романа. Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла? М. А. Булгаков М. А. .
На тему: Истинные и мнимые ценности в романе Мастер и Маргарита, Булгаков Истинные и мнимые ценности В романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков ставит своих героев перед нравственным выбором, заставляет их размышлять об истинных и мнимых ценностях жизни, о цели существования. .
Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» План Вступление Творчество в понимании Берлиоза Творчество для Ивана Бездомного Творчество и мастер Выводы Вступление Роман » Мастер и Маргарита » поднимает много проблем, актуальность которых не угасает со временем. .
На тему: Человек и время в романе Мастер и Маргарита, Булгаков Человек и время В русской литературе на сегодняшний день сложно найти еще одно такое произведение как «Мастер и Маргарита». По своей популярности роман М. А. Булгакова давно побил все рекорды. .
Осмысления природы добра и зла в романе «Мастер и Маргарита» Булгаков же постепенно, неуверенно отходит именно от такого толкования образа Сатаны в сторону дуалистических ересей, признававших равенство добра и зла в мире, издавна существовавших в истории христианства и нашедших отражение. .
На тему: Художественное мастерство Булгакова в романе Мастер и Маргарита, Булгаков Художественное мастерство Булгакова Роман «Мастер и Маргарита» Булгаков начал писать в конце 1920-х годов и продолжал работать над ним до конца своей жизни. В сюжете произведения переплетаются два мира: древний. .
Роль сатирических образов по роману Мастер и Маргарита Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — один из самых известных в русской литературе и интересен как смысловой составляющей, так и композицией. Произведение основывают три сюжетные линии: любовная, историческая. .
Московская действительность 20-30-х годов в романе «Мастер и Маргарита» Изображая московскую действительность 20-30-х годов в романе «Мастер и Маргарита», М. Булгаков использует прием сатиры. Автор показывает проходимцев и подлецов всех мастей. После революции советское общество оказалось в духовной и. .
На тему: Воланд и его свита в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд и его свита в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» В книге «Мастер и Маргарита» автор гениально обрисовал тему Добра и Зла. Обе темы развиваются параллельно как в. .
Идеальная любовь в романе «Мастер и Маргарита» С приходом Маргариты роман, дотоле напоминавший корабль в пучине шторма, взрезал поперечную волну, распрямил мачты, подставил паруса набежавшему ветру и понесся вперед к цели — благо, она наметилась, а вернее. .
Характеристика образу Маргариты по роману Мастер и Маргарита Маргарита — это ключевая фигура в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Она помогает раскрыть в произведении тему творчества, веры и любви. Автор дорожит этим образом, в нем узнается близкий. .
Как в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» доказано утверждение: «трусость — самый страшный порок»? Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» потрясает своей глубиной и всеохватностью. Сатирические главы, в которых свита Воланда морочит московских обывателей, мешаются в романе с лирическими главами, посвященными Мастеру и. .
Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Цитатная характеристика Воланда Эпиграф М. Булгакова ко всему роману «Мастер и Маргарита» из «Фауста» Гете однозначно характеризует персонаж Воланда: «… так кто же ты, наконец? — Я — часть той силы, что вечно. .
На тему: Что такое истина в романе Мастер и Маргарита, Булгаков Что такое истина Пожалуй, одним из самых сложных вопросов, над которым всегда ломали головы философы, является вопрос об истине. Что такое истина? Как и где ее искать? В своем романе. .
На тему: Рукописи не горят в романе Мастер и Маргарита, Булгаков Рукописи не горят Роман «Мастер и Маргарита» — это наиболее значительное и сложное произведение М. А. Булгакова. На самом деле, это роман в романе, в котором автор проанализировал многие философские. .
Описание образа Воланда в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Борьба добра и зла — центральная тема в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В произведении дни далекого прошлого очень тесно связаны с днями тогдашней Москвы. Проявления сил зла в. .
Библейские мотивы и фантастическая «дьяволиада» в романе «Мастер и Маргарита» В романе «Мастер и Маргарита» автор объединяет, казалось бы, такое, что соединить невозможно: историю и фантастику, реальность и миф, смешное и серьезное. Но читая роман, понимаешь, что по-иному написать его. .
Тема выбора в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Сочинение по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» есть одним из ярчайший произведений. В нем переплелись время настоящее и время прошлое. В настоящем времени. .
Характеристика героя Воланд, Мастер и Маргарита, Булгаков Воланд Воланд — персонаж романа «Мастер и Маргарита», воплощение Сатаны, глава мира потусторонних сил. Имя персонажа взято из гетевского «Фауста» и ориентировано на Мефистофеля — духа зла и беса. Автор. .
На тему: Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Проблема добра и зла волновала умы писателей во все времена. Не обошла она и гениального литератора XX века Михаила. .
На тему: Бал у сатаны в романе Мастер и Маргарита, Булгаков Бал у сатаны Мистический и скандально интригующий роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» по праву считается вершиной его творчества. При чтении этого романа возникает великое множество вопросов и необъяснимых загадок. .
Образ Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита» План Одиночество — цена высокого положения в обществе Встреча близкой души Раскаяние и тщетные попытки исправить ошибку Проблема совести в романе Понтий Пилат в «Мастере и Маргарите» Булгакова является персонажем. .
«Квартирный вопрос» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» К московскому жилищному кризису Булгаков обращался десятки раз. Он написал отдельное эссе «Московские квартиры» и затрагивал эту тему везде, где позволял реквизит. «Собачье сердце» построено на кризисе; в «Дьяволиаде» упоминается. .
Композиция и система образов в романе «Мастер и Маргарита» Композиция — это организация художественного произведения, соотнесенность и взаимодействие его компонентов, которая обеспечивает единство формы и содержания. Она зависит от особенностей художественного мышления писателя и жанровых признаков его произведения, она. .
Характер Воланд и его свита по роману Мастер и Маргарита Воланд является центральным персонажем романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Это дьявол, который явился в земной мир в «час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах». Он собирается справить «великий. .
Сюжетная организация романа Г. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман Г. Булгакова «Мастер и Маргарита» одновременно философский, фантастический и сатирический роман. В этом произведении писателю удалось объединить в единое целое миф и реальность, сатирическое описание быта и романтическую линию. .
А была ли это любовь? по роману Мастер и Маргарита Многие люди на протяжении своей жизни стараются найти свою любовь. Но, к сожалению, этим озабочены не все и поэтому очень часто проходят мимо своей настоящей любви, принимая ее за мимолетное. .
САТИРА В РОМАНЕ Г. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» План. I. Сущность приема «романа в романе», значение его для понимания образов. II. Отражение в образах Понтия и Иешуа «вечных» проблем и проблем современных автору. 1. Ответственность человека за все. .
Сюжетное построение романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Талант художника был у Булгакова от бога. И то, какое этот талант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя. В начале 20. .
Реальное и фантастическое в романе М. А. Булгакова Мастер и Маргарита (сочинение)
Реальное и фантастическое в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
Автор: Булгаков М.А.
«… Одно из наиболее сильных побуждений, ведущих к искусству и науке,– это желание уйти от будничной жизни с её мучительной жестокостью и безутешной пустотой, уйти от уз вечно меняющихся собственных прихотей… Но к этой негативной причине прибавляется позитивная. Человек стремится… создать в себе простую и ясную картину мира; и это не только для того, чтобы преодолеть мир, в котором он живёт, но и для того, чтобы в известной мере попытаться заменить этот мир созданной им картиной».
«Принципы научного исследования»
«Вы знаете, вышла новая книга о Гарри Поттере, вы еще не читали? Просто прелесть!» – такие высказывания все чаще слышатся сейчас практически везде. Весь мир и Россию, в том числе, охватила заново вспыхнувшая страсть к жанру «фэнтези». Толкиена и книги о Гарри Поттере стали издавать в огромном количестве—все просто сходят по ним с ума. Фильм «Властелин колец» назван лучшим в Голливуде за последние 30 лет…и т.д. и т.п. Почему так происходит? Зачем люди (и я в том числе) читают фантастику? Есть очень простое, очевидное объяснение: чтобы уйти от реальной жизни, но … не слишком ли это просто? Я думаю, что людям хочется, чтобы в жизни, как в книге добро побеждало зло. Хотя, если задуматься, в любой хорошей книге абсолютно счастливого конца не бывает. Примером могут служить произведения того же Толкиена, но, наверное, лучше понять, в чем же связь реальной жизни и книжной фантастики мне поможет не «буржуйский» «Властелин колец», а наш, родной и обожаемый мной роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Необычное здесь «вклинивается» в жизнь, причем так органично, что в реальности Воланда и его свиты мы совершенно не сомневаемся. Совсем наоборот: призрачной кажется вся Москва 30-х, а четко виден лишь древний Ершалаим. В романе очень много событий волшебных, магических, фантастических. Обыденность всё время готова к превращению, постоянно может обнаружить своё сверхъестественное содержание. Однако жители столицы 30-х годов не способны поверить в потусторонние силы. Все странности и чудеса персонажи романа пытаются объяснить через известное, тривиальное, шаблонное – пьянство, галлюцинации, провалы памяти.
Но все-таки, сами по себе чудеса, зла никому не причиняют. Пример — известный фокус с червонцами. Да, Коровьев наколдовал фальшивые деньги. Но ведь никто не заставлял людей собирать их, класть в карманы! И тратить эти денежки «люди как люди» быстренько побежали к Ивану Фомичу в буфет сами, сообразив, что такие червонцы долго не продержатся.
Нечистая сила в романе не творит зло своими руками, а только подталкивает людей к совершению злых поступков. Любой предмет, любой человек может стать оборотнем, втянутый в опасную ситуацию. Такое произошло с Варенухой и Никанором Ивановичем Босым, и Бенгальским и многими другими мелкими и не очень героями романа. Все они попали под власть Воланда и его свиты. Почему выбор Воланда пал именно на этих людей? Что – то было не так с этими людьми. Зло чувствует, где можно поступать жестоко, где действовать уговорами, а некоторых людей оно не трогает совсем.
Как же реагируют люди в романе на волшебство? Все они поначалу просто пугаются, последующую реакцию можно разделить на два типа. Одни уверяют себя, что все — сон, гипноз, галлюцинации, а потом, в последующей жизни изо всех сил стараются не вспоминать о странных событиях. Такие люди не извлекли никакого урока для себя. Единственное что осталось у них — это страх перед повторением встречи с нечистой силой. К ним можно отнести профессора Кузьмина, Римского и Берлиоза.
Но есть и другой тип людей. К нему принадлежат Иванушка и Николай Иванович. Оба они пострадали от действий Воланда. Иванушка даже попал в сумасшедший дом. Но в то же время каждый с помощью темных сил стал, как ни странно, лучше, в каком – то смысле духовнее, у них появились новые цели и идеалы. За все надо платить. И все, кто когда – то общался с дьяволом, неизлечимо больны. «Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших человек Иван Николаевич Понырев. Не может совладать он с этим весенним полнолунием. Лишь только оно начинает приближаться, лишь только начинает разрастаться и наливаться золотом светило, которое когда – то висело выше двух пятисвечий, становится Иван Николаевич беспокоен, нервничает, теряет аппетит и сон, дожидается, пока не созреет луна. И когда наступает полнолуние, ничто не удержит Ивана Николаевича дома. Под вечер он выходит и идет на Патриаршие пруды». Тем, кто читал Толкиена, сразу вспомнится Фродо и его такая же мучительная и неизлечимая боль от заколдованной раны и потери Кольца.
Но есть в повествовании два человека, которые не боятся Воланда, а уважают его и, наверно, им восхищаются. Они особенные. Поэтому именами этих людей и назван роман.
Маргарита после потери Мастера не боится никого и ничего. На сделку с дьяволом она соглашается, конечно, для Мастера, но, скорее всего ею двигало еще и любопытство. Колдовство ей близко. Мне кажется, что и до встречи в Александровском саду она уже была немножко ведьмой. К сделке она относится даже с долей юмора. Но, увидев Воланда, она осознает, КТО это такой и интуитивно понимает, как нужно себя вести, что говорить и делать. Общение с Воландом не поражает ее, как и фантастический бал мертвецов. Ведь Маргарита уже давно живет в придуманном, но более живом, чем современная Москва Ершалаиме, а Воланд—почти житель этого города.
Мастер относится к Воланду совершенно по–другому. Он описал в своем романе Иешуа, а значит и его идейного противника. Мастер давно знаком с Воландом, кроме того: подготовлен к встрече с ним рассказом Иванушки. Но, несмотря на все это, встреча лицом к лицу потрясает Мастера гораздо больше, чем Маргариту. Писатель встретился с героем своего романа, существом из своих снов, плодом своего воображения — что может быть фантастичнее? И несмотря на нелепость момента, Мастер держится лучше всех. Он с глубоким уважением относится к Воланду, а к его свите обращается почтительно — даже Бегемота называет на Вы. Он сразу всем нравится, в том числе и хозяину. Может, поэтому Воланд и согласился наградить Мастера покоем и дать закончить роман?
Ершалаим, придуманный (или, скорее, описанный) Мастером, – фантастика. Но именно он выглядит в романе самым реальным. А Иешуа не выглядит непорочным библейским персонажем. Он резко, даже подчеркнуто, реален, хотя и является плодом фантазии автора. Таков же Понтий Пилат—не бравый ни в чем не сомневающийся легат, а обычный умный немолодой и больной человек. Он лицо историческое, стопроцентно реальное, но колдовство романа, болезнь, появляющаяся от соприкосновения с необычайным заразила и его, наказала. «Двенадцать тысяч лун за одну луну когда – то…» Много это или мало за трусость и предательство себя? Не знаю, да и не мне решать. Решать должен Иешуа. Он простил. «Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля – звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат»
Истинная фантастика, считал Рихтер, должна не разрушать чудесное, но заставить его соприкоснуться с нашим внутренним миром. Немецкий романтик сравнивал истинную фантастику с прекрасной «сумеречной бабочкой». При виде этой «сумеречной бабочки» пробуждаются тайные желания человека, яснее становятся скрытые движения души… Для такого соприкосновения нужно, разумеется, особое отношение к чуду как к чему-то, что реально присутствует в нашей жизни.
Гейне писал, что мир кажется нам то пленительно юной красавицей, то ужасной брокенской ведьмой. Зависит это от того, через какие очки смотреть – выпуклые или вогнутые. Фантастика позволила человеку увидеть сразу обе стороны действительности, убедила, что мир похож и красавицу и на ведьму.
Фантастика и реальность в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Фантастика и реальность в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» – презентация
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемsochi-schools.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: ” Фантастика и реальность в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Фантастика и реальность в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»” — Транскрипт:
1 Фантастика и реальность в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Фантастика и реальность в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
2 Биография М.А.Булгакова Михаил Афанасьевич Булгаков родился в 1891 году в Киеве. В 18 лет Булгаков становится студентом медицинского факультета Киевского университета, а в 21 год женится на Татьяне Ланка. В 1921 году приезжает в Москву «без денег, без вещей… с тем, чтобы остаться с ней навсегда. В Москве долго мучился; чтобы поддерживать существование, служил репортером и фельетонистом в газетах. В 1932 году Булгаков женится на Елене Шиловской, с которой и прожил до конца жизни. А 10 марта 1940 года Булгаков скончался в Москве.
3 История создания романа Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни автора не публиковался. Впервые он был опубликован только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова. Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой. Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 г.
4 Переплетение фантастики и реальности Роман «Мастер и Маргарита» явственно делится на две части. Первая часть романа реалистична, несмотря на явную фантастику появления дьявола в Москве, несмотря на скрещение эпох, разделенных двумя тысячелетиями. Часть вторая фантастична, и реалистические сцены в ней снять это впечатление не могут. Совсем иначе – не в будничной детали, а в фантастики больших обобщений – раскрывается сокровенная сущность образов, уже прошедших по страницам первой части, и действительность, опрокинувшаяся в фантастику, предстает перед нами в каком-то новом освещении.
5 Воланд и его свита «Князь тьмы» «Князь тьмы» Коровьев Азазелло Кот Бегемот Кот Бегемот Гелла
6 «Князь тьмы» Портрет : «правый глаз черный, левый почему- то зеленый», причем “«правый с золотой искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и черный, вроде как узкое угольное ухо, как выход в безданный холодец всякой тьмы и теней». Переплетение фантастики и реальности наблюдается в образе Воланда. Этот персонаж реален и в тоже время ему подвластно пространство и время, он вобрал а себя черты духов зла. Воланд – это дьявол, сатана, «князь тьмы», «дух зла и повелитель теней».
7 Коровьев-Фагот С момента своего появления в романе и до последней главы, где он превращается в темно-фиолетового рыцаря, Коровьев-Фагот одет удивительно безвкусно, по-клоунски. На нем клетчатый кургузый пиджачок и клетчатые брючки, на маленькой головке жокейский картузик, на носу треснувшее пенсне, «которое давно пора бы выбросить на помойку».
8 Азазелло Булгаковский Азазелло, как и его ветхозаветный прототип, отличается крайней воинственностью. Имя другого подручного Воланда – Азазелло пришло в роман из Ветхого Завета. Оно – производное от Азазел, который людей изготовлять оружие и украшения. В окончательном тексте «Мастера и Маргариты» в сцене последнего полета Азазелло обретает свой истинный облик. Он – «демон безводной пустыни, демон-убийца».
9 Кот Бегемот Бегемот в демонологической традиции – это демон желаний желудка. Отсюда необычайное обжорство Бегемота, он без разбора заглатывает все съестное. В финале Бегемот, как и другие представители потусторонних сил, исчезает перед восходом солнца в горном провале пустынной местности перед садом, где уготован вечный приют Мастеру и Маргарите – «праведным и избранным».
10 Гелла Имя последнего члена свиты Воланда – вампира Геллы Булгаков взял из статьи «Чародейство» Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона. Этим именем называли безвременно погибших девушек, ставших вампирами. Вампиры – это традиционно низший разряд нечистой силы. Наверное, именно поэтому Гелла единственная из свиты Воланда неучавствовала в сцене последнего полета.
11 История М М М М М аааа сссс тттт ееее рррр аааа и М М М М М аааа рррр гггг аааа рррр ииии тттт ыыыы На протяжении всего романа Булгаков бережно, целомудренно и умиротворенно ведет рассказ об этой любви. Не погасили ее ни безрадостные, черные дни, когда роман Мастера был разгромлен критиками и жизнь влюбленных остановилась, ни тяжкая болезнь Матера, ни его внезапное исчезновение на многие месяцы.
12 Портрет Мастера «Бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». Булгаковский Мастер – философ. У Мастера есть романтическая возлюбленная Маргарита, но их любовь не предполагает достижения земного семейного счастья.
13 Портрет Маргариты Маргарита действует во всех трех мирах романа: современном, потустороннем и историческом. Этот образ не во всем представляет собой идеал. Став ведьмой, героиня ожесточается и громит дом Драмлита, где живут гонители мастера.. Другой ее грех – участие в бале сатаны вместе с величайшими грешниками всех времен и народов. Маргарита – единственная оставшаяся опора Мастера, она поддерживает его в творческой работе.
14 ГГГГ рррр оооо тттт ееее сссс кккк и и и и и и и и рррр оооо нннн ииии яяяя в в в в в романе «Мастер и Маргарита» Комизм в романе «Мастер и Маргарита» связан, прежде всего, с созданием гротескной ситуации, состоящей из испытаний и возмездий. Сталкивая персонажей с Сатаной, Булгаков стремился выявить культурный потенциал человека, его внутреннюю суть. Воланд предстает в облике традиционного литературно- театрального Дьявола. Об этом свидетельствует уже внешний облик, свита, фантастические деяния и т. д. Комизм состоит в том, что «московское народонаселение» не узнает Воланда. Не понимает, что соприкоснулся с дьявольским миром. Таким образом, гротескная ситуация, основанная на контрасте нереального происшествия, с одной стороны, и вполне естественного поведения персонажа – с другой, максимально выявляет суть человека.
15 Переосмысление традиционных гротескных образов так же, как и переосмысление гротескной ситуации, сопряжено у Булгакова с их пародированием. Автор иронически развенчивает романтическое представление о чудесном всесилии Бога.
16 Заключение «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова – это роман, раздвинувший жанровые границы, произведение, где, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко- эпического, сатирического и философского начал. Роман «Мастер и Маргарита» долго шел к читателю. Много раз этот путь мог оборваться. Но как провозгласил сам писатель, «рукописи не горят». Непостижимы порой пути, которыми добро и справедливость все же воцаряются в мире. Но воцарение их неизбежно.
Роль фантастики в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
Когда люди совершенно ограблены,
Как мы с тобой, они ищут
Спасения у потусторонней силы.
М. Булгаков. Мастер и Маргарита
Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” необычен уже тем, что в нем тесно переплелись реальность и фантастика. Мистические герои погружены в водоворот бурной московской жизни 30-х годов, и это стирает границы между миром действительным и миром метафизическим.
В облике Воланда перед нами во всей красе предстает не кто иной, как сам властитель тьмы, Сатана. Цель его визита на землю – посмотреть, сильно
Воланд со своей свитой постоянно устраивают проверку москвичам на честность, порядочность, силу любви и веры. Эти испытания не выдерживают очень многие, потому что экзамен не из легких: исполнение желаний.
Воланд имеет доступ во все три мира, изображенные в романе: свой, потусторонний, фантастический; наш – мир людей, реальности; и мир легендарный, изображенный в романе, написанном Мастером. На всех планах бытия это темное начало умеет заглянуть в человеческую душу, которая оказывается так несовершенна, что властителю тьмы приходится быть пророком истины.
Еще более удивительно то, что Воланд не только карает “грешников”, но и награждает достойных. Так готовая на бесконечные жертвы во имя истинной любви Маргарита и Мастер получили право на свой собственный рай – покой. Так “прощенный в ночь на воскресенье., жестокий пятый прокуратор Иудеи…
Понтий Пилат” ушел по лунной дорожке, расспрашивая Иешуа, казненного по его воле, о недопонятом, недослышанном, недосказанном.
Сама фантастика в чистом виде не является для М. Булгакова самоцелью, она лишь помогает глубже раскрыть писателю его понимание философских и нравственно-этических проблем. Используя фантастические элементы как средства для раскрытия и более полного освещения замысла, М. Булгаков и нам предлагает поразмыслить о вечных вопросах добра и зла, истины и предназначения человека на земле.
Похожие сочинения:
Выбор Мастера и Маргариты в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Судьба – загадка, решение которой человечество пытается найти с давних времен. В жизни каждого человека может наступить момент, когда он захочет узнать или даже предопределить свою судьбу. Иногда у человека.
ФИЛОСОФСКО-БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” ФИЛОСОФСКО-БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” – произведение очень необычное. Исследователи до сих пор не могут определить его жанр. Некоторые.
Размышления о романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита В начале 20-х годов Булгаковым был задуман роман “Инженер с копытом”, но с 1937 года он полу чает другое название – “Мастер и Маргарита”. Все, что пережил Булгаков на своем.
Библейские образы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Библия принадлежит всем, атеистам и Верующим, равно. Это книга человечества. Ф. Достоевский Библия, ее легенды и заповеди на протяжении вот уже многих веков являются неиссякаемым источником вдохновения и размышлений многих.
Фаустовская тема в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита Булгаков стал сатириком как раз в то время, кода никакая настоящая сатира в СССР, проникающая в запретные зоны, была абсолютно немыслима. В 1937 году М. А. Булгаков решил вернуться к.
ДОБРО И ЗЛО В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” ДОБРО И ЗЛО В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” критика назвала “закатным романом” писателя. Этот роман – попытка ответить на вечные вопросы.
ГОГОЛЕВСКИЕ ТРАДИЦИИ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” КЛАССИКА М. А. БУЛГАКОВ ГОГОЛЕВСКИЕ ТРАДИЦИИ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” М. А. Булгаков – талантливый русский писатель, творивший в начале XX века. В его творчестве особо.
Актуальность проблем, поднятых в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” Наиболее актуальной проблемой в Романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” является тема борьбы добра и зла. Булгаков считал, что в жизни добро больше всего характеризует человека с положительной точки зрения.
ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ РЕАЛЬНОГО И ФАНТАСТИЧЕСКОГО В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ РЕАЛЬНОГО И ФАНТАСТИЧЕСКОГО В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” М. Булгаков называл свой творческий метод “странным реализмом”. Странность, необычность булгаковского реализма состояла в том, что окружающую действительность.
Гоголевские традиции в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” М. А. Булгаков – талантливый русский писатель, творивший в начале XX века. В его творчестве особо выделялась такая тенденция русской литературы, как “борьба с чертом”. В этом смысле М. А.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРЕХ МИРОВ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРЕХ МИРОВ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” – произведение очень необычное. Исследователи до сих пор не могут определить его жанр.
Смысл названия романа “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова Считается, что существует 8 редакций романа с разными заглавиями: “Сатана”, “Князь тьмы”, “Черный маг”, “Инженер с копытом”. Все эти названия говорят о желании автора создать произведение о нечистой силе. Однако.
Философия добра и зла в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Проблема добра и зла является основной в романе Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита”. Писатель подчеркивает, что добро и зло существуют на земле вне времени и многими веками человечество живет.
ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Роман называется “Мастер и Маргарита” – значит, в центре его драматическая история талантливого писателя и его возлюбленной, “тайной жены”. Повествуя.
По страницам романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” А дальше – свет невыносимо щедрый, Как красное горячее вино… Уже душистым, раскаленным ветром Сознание мое опалено. А. Ахматова “Мастер и Маргарита” – философский роман одного из крупнейших мастеров русской.
ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА И СУДЬБЫ ХУДОЖНИКА В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА И СУДЬБЫ ХУДОЖНИКА В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” В романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” есть герой, который не назван по имени. Он сам и.
Почему в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” утверждается, что трусость – один из самых главных человеческих пороков? Трусость и фальшь – отличительный признак слабого характера, который боится и бежит от правды, а в лучшем случае скрывает ее от себя. Р. Ролан План I. Необычность романа “Мастер и.
Основные темы и проблемы в романе Булгакова “Мастер и Маргарита Талант художника был у Булгакова от Бога. И то, какое этот талант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя. В начале 20-х.
Фантастические образы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Михаил Булгаков – писатель с необычной судьбой: основная часть его литературного наследия стала известна читающему миру только четверть века спустя после его смерти. При этом последний его роман – “Мастер.
Концепция личности в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” За свою недолгую жизнь М. А. Булгаков написал много замечательных произведений, таких как “Роковые яйца”, “Собачье сердце”, “Похождения Чичикова”. Самое великое среди них – роман “Мастер и Маргарита”, написанный в.
Судьба художника в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Рукописи не горят! М. Булгаков План I. Судьба Булгакова как гражданина и писателя. II. Тема судьбы художника в романе “Мастер и Маргарита” 1. Судьба мастера. 2. Роман Мастера о Понтии.
Авторская позиция в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” “Мастер и Маргарита” – одно из самых сложных для понимания произведений, оно наполнено символами и образами, не все из которых еще разгаданы. Тем не менее, можно разделить роман, грубо говоря.
Тема выбора в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман “Мастер и Маргарита” – вершинное произведение Михаила’ Булгакова, над которым он работал до конца жизни. Это произведение поистине уникальное, оно поражает своей необычностью, цветовой и звуковой насыщенностью, тематическим разнообразием.
“Свет” и “покой” в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” “Свет” и “покой” в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” В творчестве каждого писателя есть какое-то центральное, основное произведение, воплотившее в себе все его идеи и образы, раскрывшее его.
Проблема нравственного выбора в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” План. 1. Добро и зло. 2. Зло, которое творит Воланд, и зло москвичей. 3. Понтий Пилат. …так кто же ты, наконец? – Я – часть той силы что Вечно хочет.
ТАИНСТВЕННЫЕ СОБЫТИЯ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” КЛАССИКА М. А. БУЛГАКОВ ТАИНСТВЕННЫЕ СОБЫТИЯ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Произведение М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” – роман сложный, многослойный. Кроме того, это жизненный роман.
Добро и зло в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” “Я часть той силы, что вечно хочет зла И вечно совершает благо”. И. В. Гете. “Фауст” Слова этого эпиграфа подтверждают несвойственное для русской литературы отношение Булгакова к дьяволу. Так по.
Тема добра и зла в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Я – часть той силы, что вечно хочет Зла и вечно совершает благо… В. Гете. Фауст Вопрос о том, что такое добро и зло, откуда они берутся, принадлежит к категории.
Таинственные события в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” Произведение М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” – роман сложный, многослойный. Кроме того, это жизненный роман. Булгаков, как мне кажется, вложил в него все свое творческое мастерство, сделал достоянием читателей.
Кем, на ваш взгляд, выступает Воланд в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” В Своем романе М. Булгаков наделил своего персонажа неоднозначными, иногда противоречивыми, качествами. Он одновременно выступает и как дух зла, и как сила, которая карает за зло. Он беспристрастный наблюдатель, и.
Роль фантастики в романе М А Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение Ссылка на основную публикацию