Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»): сочинение

Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М. А. Булгакова “Белая гвардия”)

Судьба семьи Турбиных находится в центре повествования двух произведений М. А. Булгакова – романа “Белая гвардия” и пьесы “Дни Турбиных”. Эти произведения были написаны в двадцатые годы 20 века и отразили недавние события гражданской войны. Автор рисует Киев, раздираемый борьбою за власть, с перестрелками и убитыми на улицах, с бесчинствами красных и петлюровцев. Булгаков описывает Киев, ожидающий решения главного на тот момент вопроса о дальнейших судьбах России.

И среди всех этих бедствий, беспокойств, передряг существует незыблемый островок уюта, к которому тянутся все вокруг. Это дом семьи Турбиных. В их лице Булгаков рисует представителей русской интеллигенции, которую сам автор считал главной силой России.

Все Турбины – очень образованные люди, носители высокой культуры и традиций, передающихся из поколения в поколение. И их дом – это продолжение самих Турбиных, выражение их сущности и их души. Можно сказать, что их дом является олицетворением мирной жизни, которая ушла и неизвестно, вернется ли вообще.

Первые главы романа посвящены описанию дома. Он стоял по “Алексеевскому спуску”, весь окруженный зеленью. Центром и душой дома была большая изразцовая печь, которая воспитывала и оберегала всю семью.

Она была особым свидетелем событий, происходивших во всей стране в целом и в этом доме в частности. Печка была испещрена “историческими” записями, сделанными в 1918-м году. Это были не только политические замечания, типа “Бей Петлюру!”, но и личные переписки: “1918 года, мая 12 дня я влюбился”, “Вы толстый и некрасивый”.

Полноправным жильцом в доме были старинные часы с башенным боем: “К ним все так привыкли, что, если бы они пропали как-нибудь чудом со стены, грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь”. Вся мебель в доме обита теплым красным бархатом. Потертые ковры символизируют уютную атмосферу, устоявшуюся уже давно.

Обстановка дома свидетельствовала о том, что его обитатели любили книги: “… бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры, – все семь пыльных и полных комнат, вырастивших молодых Турбиных, все это мать в самое трудное время оставила детям…” Но мать оставила детям еще и завет жить дружно. И они со всей готовностью исполняли его, крепко держась друг за друга. Поэтому со всей уверенностью можно сказать, что обстановка Турбиных – это не только мебель, книги, тепло от изразцовой печки, но, в первую очередь, это люди. Это и старший брат Алексей, человек слабой воли, но широкой души, белый офицер, со всей ответственностью исполняющий свой долг.

В конце романа он испытывает нравственную трагедию. Весь его мир, его мировоззрение рухнули. Но, несмотря ни на что, он остается верен себе и своей Родине.

Так же, как близкий друг семьи Мышлаевский. Хранительницей домашнего очага и семейного уюта являлась Елена Турбина. Это была приятная нежная женщина двадцати четырех лет. Исследователи говорят, что Булгаков списывал ее образ со своей сестры.

Елена заменила Николке мать. Она преданна, но несчастлива в браке, не уважает своего мужа Сергея Тальберга, который, по сути дела, является предателем и приспособленцем. Недаром дом Турбиных не принимает его, все члены семьи несколько сторонятся Тальберга, чувствуя в нем чужака. И не зря. В итоге Тальберг предает дом Турбиных, Киев, свою родину.

Если Елену Турбину можно назвать хранительницей дома, то Николка – его душа. Во многом именно он скрепляет между собой всех членов семьи. Именно забота о младшем брате не позволяет забыть старые семейные традиции, не позволяет в такие сложные времена распасться дому.

Очень символично, что в конце произведения Николка погибает. Это обозначает крушение дома Турбиных, а вместе с ним и всей белой России с ее традициями, культурой и историей. Для того, чтобы ярче подчеркнуть благородство, принципиальность и твердость взглядов Турбиных, нам показывается их сосед-антипод Василиса. Он приспособленец, ему важнее всего на свете спасти свою шкуру любой ценой. Он трус, по словам Турбиных, “буржуй и несимпатичный”, не остановится перед прямым предательством, а, может быть, и убийством.

Василиса – это прозвище владельца дома Василия Ивановича Лисовича, в котором жили Турбины. Дом Лисовичей – полная противоположность главным героям “Белой гвардии”. Их быт – убог, в доме пахнет затхлостью, “мышами и плесенью”. За такой обстановкой дома скрывается скудность жизни его обитателей.

Подчеркивая красоту дома Турбиных и красоту человеческих отношений в этой семье, Булгаков изображает Город. Его любимый Киев, “прекрасный в морозе и тумане”, изображает “цветущие сады над Днепром”, “памятник Владимира”. Можно сказать, что Киев для Булгакова – целая поэтическая тема, связывающая его с юностью. Это “город прекрасный, город счастливый.

Мать городов русских”. Таким образом, мне кажется, что дом Турбиных символизирует для Булгакова старую Россию, Россию до революции, близкую писателю. Дом Турбиных напоминает теплое живое существо, наполненное любовью, смехом, радостью и счастьем. В конце произведения этот дом гибнет, уходит в прошлое.

Семейные связи разрушаются, Киев меняется, как меняется и вся Россия. На смену дому Турбиных приходит что-то другое, что будет соответствовать идеалам нового времени и новой власти.

Мотив дома

По свидетельству исследователя И. Золотусского, более поздний роман Булгакова «Мастер и Маргарита» наследовал от романа «Белая гвардия» вопрос о свете и покое, тему дома, связь частного лица и истории и связь неба и земли. В «Белой гвардии» писатель показал, что созидание духовного мира личности происходит гармонично, когда его источником оказывается дом детства и юности, «окна» которого как бы «распахнуты» в историю своей семьи и историю своего Отечества. Булгаков был абсолютно согласен с Толстым в том, что именно дом и семья вносят в духовную жизнь человека добро, мир и гармонию.

Дом Турбиных – это символ жизни. Несмотря на понимание безвозвратности прошлого, которое разрушено до основания, Турбины стремятся в дом, к семейному очагу, оставшемуся нерушимым. Алексей Турбин приходит к мысли, что воевать нужно только за семейный очаг, за человеческий покой, который позволяет героям романа существовать вне законов социальной эпохи.

Дом в романе населен дорогими людьми. Стены дома украшают портреты предков, а предметы домашнего уюта – это не просто вещи, они одушевлены и участвуют в жизни всех членов семьи. Это «сказочный», «волшебный», «шоколадный», «поэтичный» дом, жители которого живут интересной жизнью – общаются, мечтают, размышляют, слушают музыку, читают любимые книги.

Дом Турбиных – это часы, играющие гавот, источающая тепло изразцовая печь, мебель красного бархата, лучшие на свете шкафы с книгами, пахнущими шоколадом, наконец, знаменитые кремовые шторы. Быт, ставший в наших глазах символом прочности бытия. Поэтизацией быта, домашнего очага во всей его хрупкости и беззащитности булгаковский роман противостоит принципиальной бездомности послеоктябрьской литературы, ее бунту против домашнего очага, ее устремленности к дальним и великим целям, которые якобы только и могут избавить человека от сиротства и отчуждения.

Но дом Турбиных – это не только прочный быт, это и населяющие его люди, это семья, это определенный психологический и культурный склад, который защищает писатель. Уделяя много внимания изображению жизни дома Турбиных, писатель защищает вечные ценности – семью, дом, родину. Читатель постоянно смотрит на все события через восприятие жителей турбинского дома. Этот дом – живое существо. Он живет, дышит, страдает, служит надежным убежищем не только для Турбиных, но и их друзей: Мышлаевскому, Шервинскому, Лариосику. И даже Василиса, не принимающий законов жизни Турбиных, ищет защиты именно в их доме. Елена Турбина, которой «светлая королева» (мать) передала свое душевное тепло, создает особый уютный мир. И когда в огромном Городе тревожно гремят пушки, у Турбиных звучит музыка и ощущается атмосфера душевной близости и влюбленности.

Турбины не замыкаются в своем мире, не утрачивают связи с окружающим миром, находятся в самой гуще событий. И ни в каких ситуациях не утрачивают понятий о чести. Картины семейной жизни, изображенные в романе, пронизаны личными впечатлениями автора, его отношением. Упоминание в “Белой гвардии” имен Толстого и Пушкина, а также их героев, цитатами из М. Лермонтова, Ф. Достоевского, И. Бунина, Д. Мережковского, философа С.Н. Булгакова, появляющиеся на страницах романа образы Саардамского Плотника, тишайшего царя Алексея Михайловича, Александра Первого, звучащая на страницах романа музыка великих композиторов выступают как символы культурного уклада, сформировавшего главное достояние персонажей – их психологический облик: доброжелательность, искренность, цельность, верность, способность любить друг друга и совершать во имя любви чудеса, как это делает Елена, буквально воскрешающая Алексея.

Внутренним стержнем романа является мечта автора о душевном покое, о мирной жизни. Достаточно вспомнить вещий сон («светлый рай») Алексея Турбина, где и белые, и красные равно подлежат высшему милосердию. Алексей Турбин в этом эпизоде передает читателю авторский взгляд на сон: во сне приходит к героям забвение, возникает надежда на искупление. И этой надеждой пронизана последняя глава романа.

В финальных строчках романа писатель обращается к мысли о «вечном Доме»: «Все пройдет, страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» В этих словах содержится призыв писателя помнить о том, что духовный «дом» каждого человека принадлежит вечности, а это значит, что наша жизнь, представляющая собой лишь мгновение, уникальна и самоценна и в жизни каждого человека есть свой сокровенный смысл.

Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»): сочинение

Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М.А.Булгакова «Белая гвардия»)

Судьба семьи Турбиных находится в центре повествования двух произведений М. А. Булгакова – романа «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных». Эти произведения были написаны в двадцатые годы 20 века и отразили недавние события гражданской войны. Автор рисует Киев, раздираемый борьбою за власть, с перестрелками и убитыми на улицах, с бесчинствами красных и петлюровцев. Булгаков описывает Киев, ожидающий решения главного на тот момент вопроса о дальнейших судьбах России.

И среди всех этих бедствий, беспокойств, передряг существует незыблемый островок уюта, к которому тянутся все вокруг. Это дом семьи Турбиных. В их лице Булгаков рисует представителей русской интеллигенции, которую сам автор считал главной силой России.
Все Турбины – очень образованные люди, носители высокой культуры и традиций, передающихся из поколения в поколение. И их дом – это продолжение самих Турбиных, выражение их сущности и их души. Можно сказать, что их дом является олицетворением мирной жизни, которая ушла и неизвестно, вернется ли вообще.

Читайте также:  Азазелло в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Первые главы романа посвящены описанию дома. Он стоял по «Алексеевскому спуску», весь окруженный зеленью. Центром и душой дома была большая изразцовая печь, которая воспитывала и оберегала всю семью. Она была особым свидетелем событий, происходивших во всей стране в целом и в этом доме в частности. Печка была испещрена «историческими» записями, сделанными в 1918-м году. Это были не только политические замечания, типа «Бей Петлюру!», но и личные переписки: «1918 года, мая 12 дня я влюбился», «Вы толстый и некрасивый».

Полноправным жильцом в доме были старинные часы с башенным боем: «К ним все так привыкли, что, если бы они пропали как-нибудь чудом со стены, грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь».
Вся мебель в доме обита теплым красным бархатом. Потертые ковры символизируют уютную атмосферу, устоявшуюся уже давно. Обстановка дома свидетельствовала о том, что его обитатели любили книги: «… бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры, – все семь пыльных и полных комнат, вырастивших молодых Турбиных, все это мать в самое трудное время оставила детям…»

Но мать оставила детям еще и завет жить дружно. И они со всей готовностью исполняли его, крепко держась друг за друга. Поэтому со всей уверенностью можно сказать, что обстановка Турбиных – это не только мебель, книги, тепло от изразцовой печки, но, в первую очередь, это люди. Это и старший брат Алексей, человек слабой воли, но широкой души, белый офицер, со всей ответственностью исполняющий свой долг. В конце романа он испытывает нравственную трагедию. Весь его мир, его мировоззрение рухнули. Но, несмотря ни на что, он остается верен себе и своей Родине. Так же, как близкий друг семьи Мышлаевский.

Хранительницей домашнего очага и семейного уюта являлась Елена Турбина. Это была приятная нежная женщина двадцати четырех лет. Исследователи говорят, что Булгаков списывал ее образ со своей сестры. Елена заменила Николке мать. Она преданна, но несчастлива в браке, не уважает своего мужа Сергея Тальберга, который, по сути дела, является предателем и приспособленцем. Недаром дом Турбиных не принимает его, все члены семьи несколько сторонятся Тальберга, чувствуя в нем чужака. И не зря. В итоге Тальберг предает дом Турбиных, Киев, свою родину.

Если Елену Турбину можно назвать хранительницей дома, то Николка – его душа. Во многом именно он скрепляет между собой всех членов семьи. Именно забота о младшем брате не позволяет забыть старые семейные традиции, не позволяет в такие сложные времена распасться дому. Очень символично, что в конце произведения Николка погибает. Это обозначает крушение дома Турбиных, а вместе с ним и всей белой России с ее традициями, культурой и историей.

Для того, чтобы ярче подчеркнуть благородство, принципиальность и твердость взглядов Турбиных, нам показывается их сосед-антипод Василиса. Он приспособленец, ему важнее всего на свете спасти свою шкуру любой ценой. Он трус, по словам Турбиных, «буржуй и несимпатичный», не остановится перед прямым предательством, а, может быть, и убийством. Василиса – это прозвище владельца дома Василия Ивановича Лисовича, в котором жили Турбины. Дом Лисовичей – полная противоположность главным героям «Белой гвардии». Их быт – убог, в доме пахнет затхлостью, «мышами и плесенью». За такой обстановкой дома скрывается скудность жизни его обитателей.

Подчеркивая красоту дома Турбиных и красоту человеческих отношений в этой семье, Булгаков изображает Город. Его любимый Киев, «прекрасный в морозе и тумане», изображает «цветущие сады над Днепром», «памятник Владимира». Можно сказать, что Киев для Булгакова – целая поэтическая тема, связывающая его с юностью. Это «город прекрасный, город счастливый. Мать городов русских».

Таким образом, мне кажется, что дом Турбиных символизирует для Булгакова старую Россию, Россию до революции, близкую писателю. Дом Турбиных напоминает теплое живое существо, наполненное любовью, смехом, радостью и счастьем. В конце произведения этот дом гибнет, уходит в прошлое. Семейные связи разрушаются, Киев меняется, как меняется и вся Россия. На смену дому Турбиных приходит что-то другое, что будет соответствовать идеалам нового времени и новой власти.

Почему так притягателен дом Турбиных (по роману М. Булгакова “Белая гвардия”)

1. Линия дома и семьи в романе “Белая гвардия”.

2. Уют родного дома как консолидирующее начало.

3. Образ дома Турбиных.

Основное действие в романе Михаила Афанасьевича Булгакова “Белая гвардия” и написанной впоследствии по его мотивам пьесы “Дни Турбиных” неслучайно разворачивается именно в доме семьи Турбиных. Бурные события, описанные в романе, словно подчеркивают незыблемость семейного пристанища Турбиных – дома, в котором выросли главные герои. Именно в доме Турбиных решаются все основные проблемы,

Спокойная и тихая, приятная обстановка в доме Турбиных с самого начала доминирует в романе – огонь в камине, тихие приятные вечера, уют и комфорт. Несмотря на тревогу главных героев, настроение самого дома остается добродушным и теплым, а обстановка – размеренной и комфортабельной. Здесь всегда рады гостям, здесь всегда ждут каждого, кто ступает на порог дома – Студзинского,

Образ дома в романе М. А. Булгакова “Белая гвардия” исследователи творчества писателя считают автобиографичным. Поэтому настолько ярко и живо воссоздан образ киевского дома, окруженного уютным садом; дома, который выстоял, невзирая на гражданскую войну и все горести, страдания, потери, принесенные ею. Дом смог пронести и сохранить ту основу человеческих отношений, которая нужна при любом общественном строе. Изображая дом Турбиных в конце романа, автор показывает нам, что жизнь не остановилась и не прервалась – она продолжается, согласно сохранившимся семейным традициям, и обитатели дома продолжают греться у семейного очага, созданного еще их родителями.

Похожие сочинения:

ПОЧЕМУ ТАК ПРИТЯГАТЕЛЕН ДОМ ТУРБИНЫХ? (по пьесе М. А. Булгакова “Дни Турбиных”) ПОЧЕМУ ТАК ПРИТЯГАТЕЛЕН ДОМ ТУРБИНЫХ? (по пьесе М. А. Булгакова “Дни Турбиных”) Действие романа М. Булгакова “Белая гвардия” происходит в сложную, переломную эпоху: только что совершилась революция, идет гражданская война.

Какой предстает в романе М. А. Булгакова “Белая гвардия” Россия чести и доблести? Какой предстает в романе М. А. Булгакова “Белая гвардия” Россия чести и доблести? Отвечая на вопрос, укажите, что в романе “Белая гвардия” проявляются не только черты новой поэтики ХХ-го века.

Тема гражданской войны в романе М. А. Булгакова “Белая гвардия” Тема гражданской войны в романе М. А. Булгакова “Белая гвардия” Тема гражданской войны появилась в русской литературе в 20-е годы XX века. Осмысление этого явления шло в двух направлениях. Одни.

СУДЬБЫ ЛЮДЕЙ В ГОДЫ РЕВОЛЮЦИИ (по пьесе М. А. Булгакова “Дни Турбиных”) СУДЬБЫ ЛЮДЕЙ В ГОДЫ РЕВОЛЮЦИИ (по пьесе М. А. Булгакова “Дни Турбиных”) В основе пьесы Михаила Булгакова “Дни Турбиных”, как и романа “Белая гвардия”, лежат события, связанные с последствиями Брестского.

МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГЕРОЙ – МОЛОДОГВАРДЕЕЦ (по роману А. Фадеева “Молодая гвардия”) Среди героев романа А. Фадеева “Молодая гвардия”, простых юношей и девушек, ставших борцами за свободу с фашистскими захватчиками, трудно выделить какую-то одну фигуру: все они, несмотря на различие характеров и.

ТЕМА ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В РЕВОЛЮЦИИ (“Дни Турбиных”) В 1934 году в связи с пятисотым спектаклем “Дней Турбиных” друг М. Булгакова П. С. Попов писал: “”Дни Турбиных” – одна из тех вещей, которые как-то входят в собственную жизнь.

Трагедия Мастера по роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Слово “мастер” не случайно вынесено Булгаковым в заглавие его знаменитого романа “Мастер и Маргарита”. Он действительно является одной из центральных фигур булгаковского произведения. В бесконечно сложной структуре “Мастера и Маргариты”.

Христианские мотивы в прозе М. Булгакова (по роману “Мастер и Маргарита”) Доставлять счастье и делать добро – вот наш закон, наш якорь спасения, наш маяк, смысл нашей жизни. А. Амиелъ План I. Сложность морально-философской проблематики романа “Мастер и Маргарита” II. Философско-библейские.

Почему в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” утверждается, что трусость – один из самых главных человеческих пороков? Трусость и фальшь – отличительный признак слабого характера, который боится и бежит от правды, а в лучшем случае скрывает ее от себя. Р. Ролан План I. Необычность романа “Мастер и.

Почему “переступивший” Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников – нет? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Почему “переступивший” Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников – нет? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” раскрывается ряд общечеловеческих проблем.

КИЕВ В ЖИЗНИ М. А. БУЛГАКОВА КИЕВ В ЖИЗНИ М. А. БУЛГАКОВА Место, где родился человек, – самое дорогое для него. С ним он чувствует кровную связь, к нему возвращается в воспоминаниях на протяжении всей жизни.

ПОЧЕМУ БАЗАРОВ ОДИНОК? (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”) ПОЧЕМУ БАЗАРОВ ОДИНОК? (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”) И часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет… И.

Почему Ольге Ильинской не удалось изменить Обломова? (по роману И. А. Гончарова “Обломов”) Почему Ольге Ильинской не удалось изменить Обломова? (по роману И. А. Гончарова “Обломов”) “Обломов” появился тогда, когда крепостнический строй все больше обнаруживал свою несостоятельность, и роман сразу привлек внимание читателей.

Сочинение по роману “Мастер и Маргарита” М. Булгакова По моему мнению, в нашей жизни ничего не бывает “просто так”. Любой случай, встреча, даже ошибка, все же дает нам возможность задуматься над чем-то, дает какие-то силы, или просто “открывает.

Почему А. С. Пушкин называет роман в стихах “Евгений Онегин” “свободным романом” (“И даль свободного романа я сквозь магический кристалл еще неясно различал…”)? Почему А. С. Пушкин называет роман в стихах “Евгений Онегин” “свободным романом” (“И даль свободного романа я сквозь магический кристалл еще неясно различал…”)? Роман в стихах Пушкина “Евгений Онегин” прежде.

Жанровые особенности романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” является одним из наиболее значительных творений мировой литературы XX в. В этом произведении писатель расширил жанровые границы литературного романа, сумев первым среди многочисленных.

Психологический рисунок в рассказе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом – загадка. Неясны его политические взгляды, отношение к религии, эстетическая программа. Его жизнь состояла как бы из трех частей, каждая из которых.

Актуальность проблем, поднятых в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” Наиболее актуальной проблемой в Романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” является тема борьбы добра и зла. Булгаков считал, что в жизни добро больше всего характеризует человека с положительной точки зрения.

Читайте также:  Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века.: сочинение

Москва в изображении М. А. Булгакова Роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” рассказывает о нравственной ответственности человека за свои поступки. Действия в нем происходят в разных временных пластах, но они объединены одной идеей – поисками.

Что в мире и человеке открыл мне роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Михаил Булгаков – писатель с необычной судьбой: основная часть его произведений стала известна миру лишь через четверть века после смерти художника. А главный труд всей его жизни – роман “Мастер.

Моральная ответственность человека за свои поступки: по роману “Мастер и Маргарита” Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” – особое произведение, в котором автору удалось гармонично соединить в единое целое реальность и миф, романтичность и сатирическое описание повседневной жизни, сарказм, иронию и.

Философия добра и зла в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Проблема добра и зла является основной в романе Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита”. Писатель подчеркивает, что добро и зло существуют на земле вне времени и многими веками человечество живет.

Мир и человек сквозь призму романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман “Мастер и Маргарита” можно назвать сатирической летописью жизни Москвы 1920-1930-х гг.. Параллельно с этой картиной М. А. Булгаков вводит в роман библейские сюжеты. Очень интересна композиция произведения. Сочетание современности.

УЧАСТИЕ АВТОРА В СОБСТВЕННОМ ПОВЕСТВОВАНИИ (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”) В романе Пушкина “Евгений Онегин” перед нами предстает типичный молодой человек двадцатых годов XIX века. Безусловно, Онегин – персонаж вымышленный. Однако, по мысли поэта, образ Онегина – портрет не отдельной.

ФИЛОСОФСКО-БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” ФИЛОСОФСКО-БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” – произведение очень необычное. Исследователи до сих пор не могут определить его жанр. Некоторые.

Изображение интеллигенции и революции Б. Пастернаком (по роману “Доктор Живаго”) Роман Бориса Пастернака “Доктор Живаго” уже давно завоевал славу как талантливое и значительное произведение о судьбе интеллигенции в эпоху революции. В этом романе Борис Пастернак высказывает свою точку зрения, свое.

ЧЕЛОВЕК И РЕВОЛЮЦИЯ (по роману Б. Пастернака “Доктор Живаго”, вариант 2) В романе “Доктор Живаго” Борис Пастернак передает свое мироощущение, свое видение событий, потрясших нашу страну в начале XX столетия. Известно, что отношение Пастернака к революции было противоречивым. Идеи обновления общественной.

ДОБРО И ЗЛО В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” ДОБРО И ЗЛО В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” критика назвала “закатным романом” писателя. Этот роман – попытка ответить на вечные вопросы.

ГЛАВНАЯ КНИГА МИХАИЛА БУЛГАКОВА КЛАССИКА М. А. БУЛГАКОВ ГЛАВНАЯ КНИГА МИХАИЛА БУЛГАКОВА В тридцатые годы XX века Михаил Афанасьевич Булгаков начал работу над своей главной книгой, книгой жизни – “Мастером и Маргаритой”. Он обогатил.

Добро и зло в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова Вероятно, каждый, кто читал “Мастера и Маргариту” М. А. Булгакова, называет этот роман если не любимым, то одним из самых любимых литературных произведений из всех когда-либо прочитанных. Эту книгу знают.

Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»): сочинение

Основное действие в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Белая гвардия» и написанной впоследствии по его мотивам пьесы «Дни Турбиных» неслучайно разворачивается именно в доме семьи Турбиных. Бурные события, описанные в романе, словно подчеркивают незыблемость семейного пристанища Турбиных – дома, в котором выросли главные герои. Именно в доме Турбиных решаются все основные проблемы, обсуждаются все мало‑мальски важные события, здесь героям романа суждено пережить и перестрадать все свои беды и неудачи. Автор старается описать домашний быт героев подробно, в деталях, чтобы максимально четко нарисовать портрет дома.
Спокойная и тихая, приятная обстановка в доме Турбиных с самого начала доминирует в романе – огонь в камине, тихие приятные вечера, уют и комфорт. Несмотря на тревогу главных героев, настроение самого дома остается добродушным и теплым, а обстановка – размеренной и комфортабельной. Здесь всегда рады гостям, здесь всегда ждут каждого, кто ступает на порог дома – Студзинского, Лариосика, Мышлаевского, Шервинского… Дом становится залогом единения людей, он создает своеобразную общую атмосферу тепла и добра, которая всех консолидирует – таким образом, дом из обычного жилища превращается в нечто большее – в ту основу, которая способна объединить людей, подарить им радость дружбы и уюта. Неслучайно в самые сложные и страшные моменты своей жизни герои романа так тянутся к дому – в нем они, как и прежде, ищут защиты и покровительства. Символы, своеобразные приметы дома – кремовые шторы, камин, белоснежная скатерть, лампа под абажуром зеленого цвета, традиционные чаепития и посиделки с гитарой – все это греет душу героев, делая дом в их представлении такой себе крепостью, которая даже в самое непростое и бурное время поможет уберечь то самое дорогое, что у них осталось: семейный быт, сострадание, любовь.
Образ дома в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» исследователи творчества писателя считают автобиографичным. Поэтому настолько ярко и живо воссоздан образ киевского дома, окруженного уютным садом; дома, который выстоял, невзирая на гражданскую войну и все горести, страдания, потери, принесенные ею. Дом смог пронести и сохранить ту основу человеческих отношений, которая нужна при любом общественном строе. Изображая дом Турбиных в конце романа, автор показывает нам, что жизнь не остановилась и не прервалась – она продолжается, согласно сохранившимся семейным традициям, и обитатели дома продолжают греться у семейного очага, созданного еще их родителями.

Оглавление книги открыть закрыть

1. Философская проблематика лирики Пушкина, тема свободы в лирике Пушкина – сочинение
2. Любовь в лирике Лермонтова – страсть, приносящая страдания
3. Стихотворение Лермонтова «Молитва» (Я, матерь Божия…) восприятие, истолкование, оценка – сочинение
4. Образ Бэлы в романе М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени – сочинение
5. Почему Н. В. Гоголь заканчивает комедию Ревизор немой сценой? – сочинение
6. Смысл названия и проблематика романа И. С. Тургенева Отцы и дети – сочинение
7. Образ Базарова в романе И. С. Тургенева Отцы и дети – сочинение
8. Роль портрета в раскрытии характеров героев романа И. С. Тургенева Отцы и дети – сочинение
9. Образ Анны Сергеевны Одинцовой и его роль в романе И. С. Тургенева Отцы и дети – сочинение
10. Тема любви в романе Отцы и дети Тургенева – сочинение
11. Любовь к жизни и к людям, нравственная стойкость – вот основные мотивы повествования Лескова о русском человеке – сочинение
12. Концепция космоса и хаоса в поэзии Ф. Тютчева – сочинение
13. Тема любви в лирике Ф. Тютчева – сочинение
14. Концепция мира и человека в лирике Ф. Тютчева – сочинение
15. Романтизм в пейзажной лирике Ф. Тютчева – сочинение
16. Человек и природа в лирике Тютчева – сочинение
17. Тема гармонии и стихии в лирике Ф. Тютчева – сочинение
18. Природа и любовь в лирике А. Фета – сочинение
19. Жизнеутверждающее начало природы в лирике А. Фета – сочинение
20. Неизысканность и простота музы Некрасова – сочинение
21. Счастье героев поэмы Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо? – сочинение
22. Женская доля (по поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо) – сочинение
23. Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание – сочинение
24. Евангельские мотивы в романе Ф. Достоевского Преступление и наказание – сочинение
25. Развенчивание теории Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание) – сочинение
26. Причины преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание) – сочинение
27. Двойники Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание – сочинение
28. Образ вечной Сонечки в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание – сочинение
29. Трагедия семьи Мармеладова (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание) – сочинение
30. Эпилог в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание – сочинение
31. Образ Пьера Безухова (по роману Л. Толстого Война и мир) – сочинение
32. Образ Андрея Болконского (по роману Война и мир) – сочинение
33. Образ полководца Кутузова глазами Л. Н. Толстого (по роману Война и мир) – сочинение
34. Духовные искания толстовских героев (по роману Л. Н. Толстого Война и мир) – сочинение
35. Глубокий психологизм и нравственность творчества Толстого – сочинение
36. Трагизм мелочей жизни в произведениях Чехова – сочинение
37. Тема обманутых надежд в рассказах А. П. Чехова – сочинение
38. Образ доктора Старцева в рассказе А. П. Чехова Ионыч – сочинение
39. Человек и среда в рассказе А. П. Чехова Ионыч – сочинение
40. Лопахин и Варя в пьесе А. Чехова Вишневый сад – сочинение
41. Образ вечного студента Трофимова в пьесе А. П. Чехова Вишневый сад – сочинение
42. Кто виновен в гибели вишневого сада? (по пьесе А. П. Чехова Вишневый сад) – сочинение
43. Тема времени в пьесе А. П. Чехова Три сестры – сочинение
44. Тема любви в поэзии серебряного века (на примере творчества И. Анненского) – сочинение
45. Тема природы в поэзии серебряного века (на примере творчества И. А. Бунина) – сочинение
46. Смысл названия и проблематика одного из произведений И. А. Бунина – сочинение
47. Тема любви в прозе Куприна – сочинение
48. Герой и проблематика ранней романтической прозы М. Горького – сочинение
49. В чем смысл противопоставления Данко и Ларры? (по рассказу М. Горького Старуха Изергиль) – сочинение
50. Раздумья о человеке в пьесе М. Горького На дне – сочинение
51. Своеобразие творчества поэтов серебряного века (на примере творчества одного из поэтов) – сочинение
52. Поэтическая символика А. Блока – сочинение
53. Интимная любовь Блока к России – сочинение
54. Тема любви в поэзии Блока – сочинение
55. Лики страшного мира в поэзии А. А. Блока – сочинение
56. Смысл названия поэмы Блока Двенадцать – сочинение
57. Образ Христа и загадка финала поэмы Блока Двенадцать – сочинение
58. Особенности композиции поэмы Блока Двенадцать – сочинение
59. Символика образа вьюги в поэме Блока Двенадцать – сочинение
60. Прием контраста в поэме А. А. Блока Двенадцать – сочинение
61. Философские мотивы в творчестве С. А. Есенина – сочинение
62. Образ революционной эпохи в произведениях С. Есенина – сочинение
63. Образ Родины в лирике С. Есенина – сочинение
64. Тема Родины в творчестве С. Есенина – сочинение
65. Лирический герой в ранней поэзии В. В. Маяковского – сочинение
66. В чем смысл бунта лирического героя поэмы В. В. Маяковского Облако в штанах? – сочинение
67. Тема любви в лирике В. В. Маяковского – сочинение
68. Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского – сочинение
69. Своеобразие сатиры В. В. Маяковского – сочинение
70. Темы и образы лирики М. Цветаевой – сочинение
71. Образ души поэта в лирике М. Цветаевой – сочинение
72. Я научилась просто, мудро жить… (философские мотивы лирики А. Ахматовой) – сочинение
73. Отражение трагедии личности, семьи, народа в поэме А. Ахматовой Реквием – сочинение
74. Тема материнского страдания в поэме А. Ахматовой Реквием – сочинение
75. Тема трагедии личности и народа в поэзии О. Мандельштама – сочинение
76. Актуальность повести М. Булгакова «Собачье сердце – сочинение
77. Смысл двух превращений в повести М. Булгакова Собачье сердце – сочинение
78. Почему так притягателен дом Турбиных (по роману М. Булгакова Белая гвардия) – сочинение
79. Судьба художника в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита – сочинение
80. Образ Понтия Пилата в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита – сочинение
81. Христианские мотивы в прозе М. Булгакова (по роману Мастер и Маргарита) – сочинение
82. Философская многозначность повести А. П. Платонова Котлован – сочинение
83. Особенности народного характера в повести Платонова Котлован – сочинение
84. Тема поиска жизненной правды в прозе М. А. Шолохова (по роману Тихий Дон) – сочинение
85. Трагизм образа Григория Мелехова в романе М. Шолохова Тихий Дон – сочинение
86. Тема Великой Отечественной войны в современной отечественной прозе (по произведению одного из писателей) – сочинение
87. Тема памяти в лирике А. Твардовского – сочинение
88. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи (по повести А. Солженицына Один день Ивана Денисовича) – сочинение
89. Тема отечества в поэзии Б. Окуджавы – сочинение
90. Тема природы в повести В. Г. Распутина Живи и помни – сочинение
91. Поиски смысла жизни героями шукшинских рассказов – сочинение
92. Тема общей судьбы человека и природы в современной прозе – сочинение
Сочинение про деревню

Читайте также:  Анализ эпизода Сцена в Александровской гимназии (по роману М. А. Булгакова Белая гвардия): сочинение

« назад Оглавление вперед »
77. Смысл двух превращений в повести М. Булгакова Собачье сердце – сочинение &#0171 | &#0187 79. Судьба художника в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита – сочинение

Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М. А. Булгакова “Белая гвардия”)

Судьба семьи Турбиных находится в центре повествования двух произведений М. А. Булгакова – романа “Белая гвардия” и пьесы “Дни Турбиных”. Эти произведения были написаны в двадцатые годы 20 века и отразили недавние события гражданской войны. Автор рисует Киев, раздираемый борьбою за власть, с перестрелками и убитыми на улицах, с бесчинствами красных и петлюровцев. Булгаков описывает Киев, ожидающий решения главного на тот момент вопроса о дальнейших судьбах России.
И среди всех этих бедствий, беспокойств, передряг существует незыблемый островок уюта, к которому тянутся все вокруг. Это дом семьи Турбиных. В их лице Булгаков рисует представителей русской интеллигенции, которую сам автор считал главной силой России.
Все Турбины – очень образованные люди, носители высокой культуры и традиций, передающихся из поколения в поколение. И их дом – это продолжение самих Турбиных, выражение их сущности и их души. Можно сказать, что их дом является олицетворением мирной жизни, которая ушла и неизвестно, вернется ли вообще.
Первые главы романа посвящены описанию дома. Он стоял по “Алексеевскому спуску”, весь окруженный зеленью. Центром и душой дома была большая изразцовая печь, которая воспитывала и оберегала всю семью. Она была особым свидетелем событий, происходивших во всей стране в целом и в этом доме в частности. Печка была испещрена “историческими” записями, сделанными в 1918-м году. Это были не только политические замечания, типа “Бей Петлюру!”, но и личные переписки: “1918 года, мая 12 дня я влюбился”, “Вы толстый и некрасивый”.
Полноправным жильцом в доме были старинные часы с башенным боем: “К ним все так привыкли, что, если бы они пропали как-нибудь чудом со стены, грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь”.
Вся мебель в доме обита теплым красным бархатом. Потертые ковры символизируют уютную атмосферу, устоявшуюся уже давно. Обстановка дома свидетельствовала о том, что его обитатели любили книги: “…бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры, – все семь пыльных и полных комнат, вырастивших молодых Турбиных, все это мать в самое трудное время оставила детям…”
Но мать оставила детям еще и завет жить дружно. И они со всей готовностью исполняли его, крепко держась друг за друга. Поэтому со всей уверенностью можно сказать, что обстановка Турбиных – это не только мебель, книги, тепло от изразцовой печки, но, в первую очередь, это люди. Это и старший брат Алексей, человек слабой воли, но широкой души, белый офицер, со всей ответственностью исполняющий свой долг. В конце романа он испытывает нравственную трагедию. Весь его мир, его мировоззрение рухнули. Но, несмотря ни на что, он остается верен себе и своей Родине. Так же, как близкий друг семьи Мышлаевский.
Хранительницей домашнего очага и семейного уюта являлась Елена Турбина. Это была приятная нежная женщина двадцати четырех лет. Исследователи говорят, что Булгаков списывал ее образ со своей сестры. Елена заменила Николке мать. Она преданна, но несчастлива в браке, не уважает своего мужа Сергея Тальберга, который, по сути дела, является предателем и приспособленцем. Недаром дом Турбиных не принимает его, все члены семьи несколько сторонятся Тальберга, чувствуя в нем чужака. И не зря. В итоге Тальберг предает дом Турбиных, Киев, свою родину.
Если Елену Турбину можно назвать хранительницей дома, то Николка – его душа. Во многом именно он скрепляет между собой всех членов семьи. Именно забота о младшем брате не позволяет забыть старые семейные традиции, не позволяет в такие сложные времена распасться дому. Очень символично, что в конце произведения Николка погибает. Это обозначает крушение дома Турбиных, а вместе с ним и всей белой России с ее традициями, культурой и историей.
Для того, чтобы ярче подчеркнуть благородство, принципиальность и твердость взглядов Турбиных, нам показывается их сосед-антипод Василиса. Он приспособленец, ему важнее всего на свете спасти свою шкуру любой ценой. Он трус, по словам Турбиных, “буржуй и несимпатичный”, не остановится перед прямым предательством, а, может быть, и убийством. Василиса – это прозвище владельца дома Василия Ивановича Лисовича, в котором жили Турбины. Дом Лисовичей – полная противоположность главным героям “Белой гвардии”. Их быт – убог, в доме пахнет затхлостью, “мышами и плесенью”. За такой обстановкой дома скрывается скудность жизни его обитателей.
Подчеркивая красоту дома Турбиных и красоту человеческих отношений в этой семье, Булгаков изображает Город. Его любимый Киев, “прекрасный в морозе и тумане”, изображает “цветущие сады над Днепром”, “памятник Владимира”. Можно сказать, что Киев для Булгакова – целая поэтическая тема, связывающая его с юностью. Это “город прекрасный, город счастливый. Мать городов русских”.
Таким образом, мне кажется, что дом Турбиных символизирует для Булгакова старую Россию, Россию до революции, близкую писателю. Дом Турбиных напоминает теплое живое существо, наполненное любовью, смехом, радостью и счастьем. В конце произведения этот дом гибнет, уходит в прошлое. Семейные связи разрушаются, Киев меняется, как меняется и вся Россия. На смену дому Турбиных приходит что-то другое, что будет соответствовать идеалам нового времени и новой власти.

Сочинение по литературе на тему: Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М. А. Булгакова “Белая гвардия”)

Другие сочинения:

Чем привлекателен дом Турбиных (по роману М. А. Булгакова “Белая гвардия”) Судьба семьи Турбиных находится в центре повествования двух произведений М. А. Булгакова – романа “Белая гвардия” и пьесы “Дни Турбиных”. Эти произведения были написаны в двадцатые годы XX века и отразили недавние события гражданской войны. Автор рисует Киев, раздираемый борьбою Read More .

Семья Турбиных (по роману М. А. Булгакова “Белая гвардия”) Центральное место в романе М. А. Булгакова “Белая гвардия” занимает семья Турбиных. Молодые Турбины – Алексей, Елена и Николка – являются стержнем романа, вокруг которого строятся композиция и сюжет произведения. В начале произведения мы встречаем эту семью в трауре: недавно Read More .

Дом Турбиных как отражение семьи Турбиных в романе М. А. Булгакова “Белая гвардия” О “Белой Гвардии” М. А. Булгаков говорил: “Роман этот я люблю больше всех других моих вещей”. Да, эта книга для писателя дорогая и особенная, она полна воспоминаниями о родном Киеве, большой и дружной профессорской семье, детстве и юности, домашнем уюте, Read More .

Почему так притягателен дом Турбиных В основу романа М. А. Булгакова “Белая гвардия”, написанного в 1925 году, легли реальные события трагического времени Гражданской войны на Украине. Здесь многое автобиографично: Город – любимый Киев, адрес – дом № 13 по Алексеевскому спуску (в действительности Булгаковы жили Read More .

Борьба или капитуляция: Тема интеллигенции и революции в творчестве М. А. Булгакова (роман “Белая гвардия” и пьесы “Дни Турбиных” и “Бег”) Михаил Афанасьевич Булгаков революцию октября 1917г. воспринял как переломное событие не только в истории России, но и в судьбах русской интеллигенции, с которой справедливо считал себя кровно связанным. Послереволюционную трагедию интеллигенции, очутившейся в водовороте гражданской войны, а после ее окончания, Read More .

Дом – сосредоточение культурных и духовных ценностей (По роману М. А. Булгакова “Белая гвардия”) 1. Манера повествования. 2. Герои романа. 3. Символы в произведении. 4. Ценности настоящего и прошлого. Судьба великого русского писателя М. А. Булгакова была очень непростой. Творчество Булгакова позволяет нам лучше понять все, что творилось в России после Великой Октябрьской социалистической Read More .

“Всякая благородная личность глубоко осознает свои кровные связи с отечеством” (В. Г. Белинский) (по роману М. А. Булгакова “Белая гвардия”) Тема Родины и взаимоотношений с ней является базовой, коренной темой русской литературы. XX век стал веком великих потрясений для России: несколько революций, гражданская война, первая мировая, Великая Отечественная, чеченская… Это лишь основные испытания, выпавшие на долю русского народа. В лихие Read More .

“Человек – частица истории” (по роману М. Булгакова “Белая гвардия”) Годы революции и гражданской войны прогремели по всей России. В это переломное время ломались тысячи судеб, погибло огромное количество людей. Менялись порядки и нравы, сменилась власть, в головах людей царил хаос. Большинство представителей русской интеллигенции оказались в растерянном состоянии. Они Read More .

Ссылка на основную публикацию
×
×