Анализ эпизода Сцена в Александровской гимназии (по роману М. А. Булгакова Белая гвардия): сочинение

Cочинение «Сцена в Александровской гимназии (Анализ эпизода из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия», глава 7, часть первая)»

Роман «Белая гвардия» – роман тревожный, неспокойный, рассказывающий о суровом и страшном времени Гражданской войны. Действие романа происходит в любимом писателем городе – Киеве, который он называет просто Город. Седьмая глава тоже очень тревожная, неспокойная, потому что в ней автор описывает очень важные для жителей Города и для героев романа события. Глава начинается описанием пейзажа. Несколько раз Булгаков использует слово «страшный», нагнетая беспокойство и готовя читателя к трагическим происшествиям: «Глубокой ночью угольная тьма залегла на террасах лучшего места в мире – Владимирской горки. Кирпичные дорожки и аллеи скрыты под нескончаемым пухлым пластом нетронутого снега. Деревья во тьме, странные, как люстры в кисее, стоят в шапках снега, и сугробы кругом по самое горло. Жуть».

В это время на Горке ходят только бандиты, пытающиеся проскочить мимо патруля.

А во дворце гетмана неприличная суета, потому что гетман собирается бежать из Города, переодевшись в форму майора.

Основные события, ярко характеризующие все происходящее, разворачиваются в здании Александровской гимназии, где учились Алексей Турбин “и Николка. Еще сохранился портрет императора Александра, но все остальное изменилось: юнкера готовятся к бою, готовятся защищать своего гетмана, которому они присягали. Весь командующий состав полон ожидания и тревоги, «но всякий, кто увидал бы полковника и штабс-капитана в эту знаменитую ночь, мог бы сразу и уверенно сказать, в чем разница: у Студзинского в глазах- тревога предчувствия, а у Малышева в глазах тревога определенная, когда все уже совершенно ясно, понятно и погано». Полковник Малышев уже знает, что гетман ночью сбежал, что Город защищать не будут, просто отдадут Петлюре на растерзание, что юнкера, собравшиеся в гимназии, обречены на смерть. Поэтому он принимает решение, хотя и противоречащее его воинской выучке и присяге, но единственно правильное с точки зрения человечности и нравственности. Выступая перед дивизионом, он говорит: «За ночь в нашем положении, в положении армии и, я бы сказал, в государственном положении на Украине произошли резкие и внезапные изменения. Поэтому я объявляю вам, что дивизион распущен». Он предлагает всем, кроме караульных, разойтись по домам. Это решение дается полковнику Малышеву непросто, Булгаков показывает нам, что у полковника его серебряная шашка уже не сияла огнями, как накануне, а кобура револьвера была расстегнута – только это выдает его внутреннее состояние, и мы понимаем, что в эту минуту для него рушится весь прежний мир. Юнкера ничего не понимают, не понимает смысла происходящего и капитан Студзинский. В толпе проносится слово «измена», крики: «Арестовать его!» Студзинский и один из прапорщиков пытаются арестовать полковника, но другие офицеры, среди которых были Мышлаевский и Карась, помешали им сделать это. Они уже начали догадываться, что происходит, так как видели накануне, как неорганизованно устроена оборона Города. Один Малышев сохраняет спокойствие в этой ситуации, он чувствует свою правоту: «Тише! – прокричал чрезвычайно уверенный голос господина полковника. Правда, и ртом он дергал не хуже самого прапорщика, правда, и лицо его пошло красными пятнами, но в глазах у него уверенности было больше, чем у всей офицерской группы». Он призывает их к порядку, говоря о том, что нельзя воевать с такими недисциплинированными юнцами. Он задает им один вопрос: «Кого желаете защищать?» На этот вопрос отвечает Мышлаевский «с искрами огромного и теплого интереса»: «Защищать гетмана». И тут звучит потрясающая по своей силе отчаяния и боли речь полковника Малышева, из которой всем становится ясно, что их предали: «Гетман сегодня около четырех часов утра, позорно бросив нас всех на произвол судьбы, бежал! Бежал, как последняя каналья и трус! Не позже чем через несколько часов мы будем свидетелями катастрофы, когда обманутые и втянутые в авантюру люди вроде вас будут перебить! как собаки». Боль полковника прорывается, несмотря на всю его сдержанность, в горьких и полных отчаяния словах. «Слушайте, дети мои! – вдруг сорвавшимся голосом крикнул полковник Малышев, по возрасту годившийся никак не в отцы, а лишь в старшие братья всем стоящим под штыками. – Слушайте! Я, кадровый офицер, вынесший войну с германцами, чему свидетель штабс-капитан Студаинский, на свою совесть беру и ответственность, все. все!» Эта эмоциональная речь вызывает слезы не только у молоденьких юнкеров, но и у капитана Студзинского.

Мышлаевский пытается сохранить спокойствие в этой ситуации просит разрешения у полковника поджечь здание гимназии, чтобы петлюровцам не досталось оружие, на что получает суровый ответ: «Господин поручик, Петлюре через три часа достанутся сотни живых жизней, и единственно, о чем я жалею, что я ценой своей жизни и даже вашей, еще более дорогой, конечно, их гибели приостановить не могу. О портретах, пушках и винтовках попрошу вас более со мной не говорить».

В конце этой сцены капитан Студзинский просит прощения у полковника Малышева за то, что хотел его арестовать. «Принимаю, – вежливо ответил полковник».

Эпизод в гимназии показывает нам трагедию русских офицеров, которые оказались в полном недоумении, как им поступать и что делать. Привыкшие выполнять приказы, они теряются в сложной ситуации. Но лучшие из них, такие как полковник Малышев, поступают не по уставу, а по совести, беря на себя всю ответственность за принятое решение, чтобы сохранить жизни людей, В это страшное время, когда, казалось бы, жизнь человека полностью обесценилась, есть еще люди, способные думать о других, переживать за них, беречь их жизни. Человечность – вот самое главное, что должен сохранить человек в любом положении, даже во время войны, особенно гражданской войны, в которой нет и не может быть победителей.

Анализ эпизода «Сцена в Александровской гимназии» (по роману М.А. Булгакова “Белая гвардия”)

В центре внимания романа Булгакова «Белая гвардия» – повествование о дружной и интеллигентной семье. Алексей, Елена, Николка Турбины втянуты в водоворот драматичных и судьбоносных событий зимы 1918-1919 годов в Киеве. Анализируемая сцена в Александровской гимназии (главы 6, 7) – момент, когда гражданская война становится реальной угрозой, а не пушечными выстрелами где-то вдалеке, когда войска Петлюры приближаются к Городу.
В начале романа писатель показывает, как Алексей и Николка Турбины, их близкие и друзья пытаются организовать оборону города, но после визита в дивизион полковника Малышева их попытки терпят неудачу.
Полковник Малышев пытается спасти своих подчиненных от бессмысленной гибели, он приказывает распустить артдивизион по домам. Юнкера и офицеры, до этого готовившиеся к бою, бурно запротестовали. После агрессивной выходки одного из прапорщиков, предлагающего арестовать командира дивизиона, Малышев зло и властно объявляет обстановку, сообщает о предательстве гетмана (“Бежал, как последняя каналья и трус”) и командующего армией генерала от кавалерии Белорукова (“. бежал туда же, куда и гетман, то есть в германский поезд. “).
На Город наступает стотысячная армия петлюровцев. Ей бессильны противостоять разрозненные, разбитые части несчастных офицеров и юнкеров, брошенных «штабными мерзавцами». Обманутые генштабом и союзниками, Турбины и защитники гимназии получаются заложниками собственной присяги и чувства чести. Мышлаевский предлагает уничтожить орудия, склады боеприпасов, но полковник его останавливает, возражая: “Господин поручик, Петлюре через три часа достанутся сотни живых жизней, и единственно, о чем я жалею, что ценой своей жизни и даже вашей, еще более дорогой, конечно, их гибели приостановить не могу. О портретах, пушках и винтовках попрошу вас более со мной не говорить”.
В этом эпизоде мы видим, что защитники Города – патриоты. Они готовы до последнего сражаться за город, хотя и не понимают до конца, за что, против кого и зачем нужна эта борьба. Несмотря на предательство гетмана, на безвыходное положение, значительный перевес сил в пользу Петлюры, юнкера и офицеры готовы пойти против полковника, но остаться в Городе.
Также в эпизоде раскрывается характер Малышева. Он не менее патриотичен, чем офицеры, но более опытен. Герой понимает, что сражаться бесполезно, и, несмотря на чувство долга и чести, жизни молодых военных оказываются ему дороже. Читая этот эпизод, чувствуешь силу воли и характера полковника и, вместе с тем, его доброжелательность и справедливость. Он не испугался агрессии прапорщика, не ответил угрозой на угрозу. Вместо этого герой изложил все факты и дал понять присутствующим, что сражаться против Петлюры бесполезно: «на подступах к городу свыше чем стотысячная армия. Я, кадровый офицер, вынесший войну с германцами, на свою совесть беру и ответственность, все!! все!! Вас предупреждаю! Вас посылаю домой. “.
Смелость и верность присяге, которые демонстрируют офицеры, пытающиеся арестовать полковника Малышева, прямолинейны и неумны. Напротив, кажущаяся трусость полковника оборачивается спасением сотен юных жизней его подчинённых. Булгаков наглядно демонстрирует, что привычные стереотипы поведения, штампованные представления о чести и воинском долге, о присяге могут обратиться в собственную противоположность, если они оторваны от реальной жизни, если они не подкреплены информацией о происходящих событиях.
В анализируемом эпизоде отсутствует упоминание о народе и судьбе белого движения на Дону, но сцена в Александровской гимназии, роспуск дивизиона по домам оказывается своего рода кульминацией назревающих событий, дает зримое представление о внутреннем крахе гетмановщины, основанной на обмане, подлоге, предательстве.
Также в этом эпизоде мы видим дом Турбиных с его обычным спокойствием, теплой и по-домашнему уютной обстановкой. Булгаков не дает развернутой картины этого дома, а лишь описывает отдельные детали, которые подчеркивают его уют — “кремовые шторы на окнах, часы. тонк-танк и много-много книг”. Эта обстановка, знакомая с детства, умиротворяет, внушает спокойствие и уверенность, что вскоре все успокоится, надо лишь пережить это сложное время.
7-я глава заканчивается диалогом Мышлаевского и Карася о том, что «к Турбиным сегодня не попадем. …. Едем к себе на квартиру». Этот эпизод и является тем переломным моментом, с которого заканчивается спокойная, мирная жизнь даже в доме Турбиных. После сцены в гимназии и роспуска дивизиона их семье начинают нарастать драматические события: ранен Алексей, едва не гибнет Николка, Елена жестоко обижена мужем, бежавшим вместе со штабом и немцами.
В этом и заключается роль анализируемого эпизода в романе: именно в этих главах происходят перемены по всем сюжетным линиям произведения. Гетмановщина, погрязшая в предательстве и обмане, терпит крах, Город оказывается перед лицом реальной опасности. Жизнь, собственная и своих подопечных, становится для полковника Малышева важнее долга, чести и борьбы за неизвестные ценности. Гражданская война постепенно подходит к Городу и к дому Турбинных и ставит крест на спокойствии и мире.

Читайте также:  «Женщина, которая просто прекрасна» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»): сочинение

«Анализ эпизода «Сцена в Александровской гимназии» (по роману «Белая гвардия»)»

В центре внимания романа Булгакова «Белая гвардия» — повествование о дружной и интеллигентной семье. Алексей, Елена, Николка Турбины втянуты в водоворот драматичных и судьбоносных событий зимы 1918−1919 годов в Киеве. Анализируемая сцена в Александровской гимназии (главы 6, 7) — момент, когда гражданская война становится реальной угрозой, а не пушечными выстрелами где-то вдалеке, когда войска Петлюры приближаются к Городу.

В начале романа писатель показывает, как Алексей и Николка Турбины, их близкие и друзья пытаются организовать оборону города, но после визита в дивизион полковника Малышева их попытки терпят неудачу.

Полковник Малышев пытается спасти своих подчиненных от бессмысленной гибели, он приказывает распустить артдивизион по домам. Юнкера и офицеры, до этого готовившиеся к бою, бурно запротестовали. После агрессивной выходки одного из прапорщиков, предлагающего арестовать командира дивизиона, Малышев зло и властно объявляет обстановку, сообщает о предательстве гетмана («Бежал, как последняя каналья и трус») и командующего армией генерала от кавалерии Белорукова («…бежал туда же, куда и гетман, то есть в германский поезд…»).

На Город наступает стотысячная армия петлюровцев. Ей бессильны противостоять разрозненные, разбитые части несчастных офицеров и юнкеров, брошенных «штабными мерзавцами». Обманутые генштабом и союзниками, Турбины и защитники гимназии получаются заложниками собственной присяги и чувства чести. Мышлаевский предлагает уничтожить орудия, склады боеприпасов, но полковник его останавливает, возражая: «Господин поручик, Петлюре через три часа достанутся сотни живых жизней, и единственно, о чем я жалею, что ценой своей жизни и даже вашей, еще более дорогой, конечно, их гибели приостановить не могу. О портретах, пушках и винтовках попрошу вас более со мной не говорить».

В этом эпизоде мы видим, что защитники Города — патриоты. Они готовы до последнего сражаться за город, хотя и не понимают до конца, за что, против кого и зачем нужна эта борьба. Несмотря на предательство гетмана, на безвыходное положение, значительный перевес сил в пользу Петлюры, юнкера и офицеры готовы пойти против полковника, но остаться в Городе.

Также в эпизоде раскрывается характер Малышева. Он не менее патриотичен, чем офицеры, но более опытен. Герой понимает, что сражаться бесполезно, и, несмотря на чувство долга и чести, жизни молодых военных оказываются ему дороже. Читая этот эпизод, чувствуешь силу воли и характера полковника и, вместе с тем, его доброжелательность и справедливость. Он не испугался агрессии прапорщика, не ответил угрозой на угрозу. Вместо этого герой изложил все факты и дал понять присутствующим, что сражаться против Петлюры бесполезно: «на подступах к городу свыше чем стотысячная армия… Я, кадровый офицер, вынесший войну с германцами, на свою совесть беру и ответственность, все! все! Вас предупреждаю! Вас посылаю домой. ».

Смелость и верность присяге, которые демонстрируют офицеры, пытающиеся арестовать полковника Малышева, прямолинейны и неумны. Напротив, кажущаяся трусость полковника оборачивается спасением сотен юных жизней его подчинённых. Булгаков наглядно демонстрирует, что привычные стереотипы поведения, штампованные представления о чести и воинском долге, о присяге могут обратиться в собственную противоположность, если они оторваны от реальной жизни, если они не подкреплены информацией о происходящих событиях.

В анализируемом эпизоде отсутствует упоминание о народе и судьбе белого движения на Дону, но сцена в Александровской гимназии, роспуск дивизиона по домам оказывается своего рода кульминацией назревающих событий, дает зримое представление о внутреннем крахе гетмановщины, основанной на обмане, подлоге, предательстве.

Также в этом эпизоде мы видим дом Турбиных с его обычным спокойствием, теплой и по-домашнему уютной обстановкой. Булгаков не дает развернутой картины этого дома, а лишь описывает отдельные детали, которые подчеркивают его уют — «кремовые шторы на окнах, часы… тонк-танк и много-много книг». Эта обстановка, знакомая с детства, умиротворяет, внушает спокойствие и уверенность, что вскоре все успокоится, надо лишь пережить это сложное время.

7-я глава заканчивается диалогом Мышлаевского и Карася о том, что «к Турбиным сегодня не попадем. … Едем к себе на квартиру». Этот эпизод и является тем переломным моментом, с которого заканчивается спокойная, мирная жизнь даже в доме Турбиных. После сцены в гимназии и роспуска дивизиона их семье начинают нарастать драматические события: ранен Алексей, едва не гибнет Николка, Елена жестоко обижена мужем, бежавшим вместе со штабом и немцами.

В этом и заключается роль анализируемого эпизода в романе: именно в этих главах происходят перемены по всем сюжетным линиям произведения. Гетмановщина, погрязшая в предательстве и обмане, терпит крах, Город оказывается перед лицом реальной опасности. Жизнь, собственная и своих подопечных, становится для полковника Малышева важнее долга, чести и борьбы за неизвестные ценности. Гражданская война постепенно подходит к Городу и к дому Турбинных и ставит крест на спокойствии и мире.

Сцена в Александровской гимназии (Анализ эпизода из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия», глава 7, часть первая)

Роман «Белая гвардия» – роман тревожный, неспокойный, рассказывающий о суровом и страшном времени Гражданской войны. Действие романа происходит в любимом писателем городе – Киеве, который он называет просто Город. Седьмая глава тоже очень тревожная, неспокойная, потому что в ней автор описывает очень важные для жителей Города и для героев романа события. Глава начинается описанием пейзажа. Несколько раз Булгаков использует слово «страшный», нагнетая беспокойство и готовя читателя к трагическим происшествиям: «Глубокой ночью угольная тьма залегла на террасах лучшего места в мире – Владимирской горки. Кирпичные дорожки и аллеи скрыты под нескончаемым пухлым пластом нетронутого снега. Деревья во тьме, странные, как люстры в кисее, стоят в шапках снега, и сугробы кругом по самое горло. Жуть».

В это время на Горке ходят только бандиты, пытающиеся проскочить мимо патруля.

А во дворце гетмана неприличная суета, потому что гетман собирается бежать из Города, переодевшись в форму майора.

Основные события, ярко характеризующие все происходящее, разворачиваются в здании Александровской гимназии, где учились Алексей Турбин “и Николка. Еще сохранился портрет императора Александра, но все остальное изменилось: юнкера готовятся к бою, готовятся защищать своего гетмана, которому они присягали. Весь командующий состав полон ожидания и тревоги, «но всякий, кто увидал бы полковника и штабс-капитана в эту знаменитую ночь, мог бы сразу и уверенно сказать, в чем разница: у Студзинского в глазах- тревога предчувствия, а у Малышева в глазах тревога определенная, когда все уже совершенно ясно, понятно и погано». Полковник Малышев уже знает, что гетман ночью сбежал, что Город защищать не будут, просто отдадут Петлюре на растерзание, что юнкера, собравшиеся в гимназии, обречены на смерть. Поэтому он принимает решение, хотя и противоречащее его воинской выучке и присяге, но единственно правильное с точки зрения человечности и нравственности. Выступая перед дивизионом, он говорит: «За ночь в нашем положении, в положении армии и, я бы сказал, в государственном положении на Украине произошли резкие и внезапные изменения. Поэтому я объявляю вам, что дивизион распущен». Он предлагает всем, кроме караульных, разойтись по домам. Это решение дается полковнику Малышеву непросто, Булгаков показывает нам, что у полковника его серебряная шашка уже не сияла огнями, как накануне, а кобура револьвера была расстегнута – только это выдает его внутреннее состояние, и мы понимаем, что в эту минуту для него рушится весь прежний мир. Юнкера ничего не понимают, не понимает смысла происходящего и капитан Студзинский. В толпе проносится слово «измена», крики: «Арестовать его!» Студзинский и один из прапорщиков пытаются арестовать полковника, но другие офицеры, среди которых были Мышлаевский и Карась, помешали им сделать это. Они уже начали догадываться, что происходит, так как видели накануне, как неорганизованно устроена оборона Города. Один Малышев сохраняет спокойствие в этой ситуации, он чувствует свою правоту: «Тише! – прокричал чрезвычайно уверенный голос господина полковника. Правда, и ртом он дергал не хуже самого прапорщика, правда, и лицо его пошло красными пятнами, но в глазах у него уверенности было больше, чем у всей офицерской группы». Он призывает их к порядку, говоря о том, что нельзя воевать с такими недисциплинированными юнцами. Он задает им один вопрос: «Кого желаете защищать?» На этот вопрос отвечает Мышлаевский «с искрами огромного и теплого интереса»: «Защищать гетмана». И тут звучит потрясающая по своей силе отчаяния и боли речь полковника Малышева, из которой всем становится ясно, что их предали: «Гетман сегодня около четырех часов утра, позорно бросив нас всех на произвол судьбы, бежал! Бежал, как последняя каналья и трус! Не позже чем через несколько часов мы будем свидетелями катастрофы, когда обманутые и втянутые в авантюру люди вроде вас будут перебить! как собаки». Боль полковника прорывается, несмотря на всю его сдержанность, в горьких и полных отчаяния словах. «Слушайте, дети мои! – вдруг сорвавшимся голосом крикнул полковник Малышев, по возрасту годившийся никак не в отцы, а лишь в старшие братья всем стоящим под штыками. – Слушайте! Я, кадровый офицер, вынесший войну с германцами, чему свидетель штабс-капитан Студаинский, на свою совесть беру и ответственность, все. все!» Эта эмоциональная речь вызывает слезы не только у молоденьких юнкеров, но и у капитана Студзинского.

Читайте также:  Евангельский сюжет в трактовке М. А. Булгакова: сочинение

Мышлаевский пытается сохранить спокойствие в этой ситуации просит разрешения у полковника поджечь здание гимназии, чтобы петлюровцам не досталось оружие, на что получает суровый ответ: «Господин поручик, Петлюре через три часа достанутся сотни живых жизней, и единственно, о чем я жалею, что я ценой своей жизни и даже вашей, еще более дорогой, конечно, их гибели приостановить не могу. О портретах, пушках и винтовках попрошу вас более со мной не говорить».

В конце этой сцены капитан Студзинский просит прощения у полковника Малышева за то, что хотел его арестовать. «Принимаю, – вежливо ответил полковник».

Эпизод в гимназии показывает нам трагедию русских офицеров, которые оказались в полном недоумении, как им поступать и что делать. Привыкшие выполнять приказы, они теряются в сложной ситуации. Но лучшие из них, такие как полковник Малышев, поступают не по уставу, а по совести, беря на себя всю ответственность за принятое решение, чтобы сохранить жизни людей, В это страшное время, когда, казалось бы, жизнь человека полностью обесценилась, есть еще люди, способные думать о других, переживать за них, беречь их жизни. Человечность – вот самое главное, что должен сохранить человек в любом положении, даже во время войны, особенно гражданской войны, в которой нет и не может быть победителей.

Сцена в Александровской гимназии (Анализ эпизода из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия», глава 7, часть первая)

Роман «Белая гвардия» – роман тревожный, неспокойный, рассказывающий о суровом и страшном времени Гражданской войны. Действие романа происходит в любимом писателем городе – Киеве, который он называет просто Город. Седьмая глава тоже очень тревожная, неспокойная, потому что в ней автор описывает очень важные для жителей Города и для героев романа события. Глава начинается описанием пейзажа. Несколько раз Булгаков использует слово «страшный», нагнетая беспокойство и готовя читателя к трагическим происшествиям: «Глубокой ночью угольная тьма залегла на террасах лучшего места в мире – Владимирской горки. Кирпичные дорожки и аллеи скрыты под нескончаемым пухлым пластом нетронутого снега. Деревья во тьме, странные, как люстры в кисее, стоят в шапках снега, и сугробы кругом по самое горло. Жуть».

В это время на Горке ходят только бандиты, пытающиеся проскочить мимо патруля.

А во дворце гетмана неприличная суета, потому что гетман собирается бежать из Города, переодевшись в форму майора.

Основные события, ярко характеризующие все происходящее, разворачиваются в здании Александровской гимназии, где учились Алексей Турбин “и Николка. Еще сохранился портрет императора Александра, но все остальное изменилось: юнкера готовятся к бою, готовятся защищать своего гетмана, которому они присягали. Весь командующий состав полон ожидания и тревоги, «но всякий, кто увидал бы полковника и штабс-капитана в эту знаменитую ночь, мог бы сразу и уверенно сказать, в чем разница: у Студзинского в глазах- тревога предчувствия, а у Малышева в глазах тревога определенная, когда все уже совершенно ясно, понятно и погано». Полковник Малышев уже знает, что гетман ночью сбежал, что Город защищать не будут, просто отдадут Петлюре на растерзание, что юнкера, собравшиеся в гимназии, обречены на смерть. Поэтому он принимает решение, хотя и противоречащее его воинской выучке и присяге, но единственно правильное с точки зрения человечности и нравственности. Выступая перед дивизионом, он говорит: «За ночь в нашем положении, в положении армии и, я бы сказал, в государственном положении на Украине произошли резкие и внезапные изменения. Поэтому я объявляю вам, что дивизион распущен». Он предлагает всем, кроме караульных, разойтись по домам. Это решение дается полковнику Малышеву непросто, Булгаков показывает нам, что у полковника его серебряная шашка уже не сияла огнями, как накануне, а кобура револьвера была расстегнута – только это выдает его внутреннее состояние, и мы понимаем, что в эту минуту для него рушится весь прежний мир. Юнкера ничего не понимают, не понимает смысла происходящего и капитан Студзинский. В толпе проносится слово «измена», крики: «Арестовать его!» Студзинский и один из прапорщиков пытаются арестовать полковника, но другие офицеры, среди которых были Мышлаевский и Карась, помешали им сделать это. Они уже начали догадываться, что происходит, так как видели накануне, как неорганизованно устроена оборона Города. Один Малышев сохраняет спокойствие в этой ситуации, он чувствует свою правоту: «Тише! – прокричал чрезвычайно уверенный голос господина полковника. Правда, и ртом он дергал не хуже самого прапорщика, правда, и лицо его пошло красными пятнами, но в глазах у него уверенности было больше, чем у всей офицерской группы». Он призывает их к порядку, говоря о том, что нельзя воевать с такими недисциплинированными юнцами. Он задает им один вопрос: «Кого желаете защищать?» На этот вопрос отвечает Мышлаевский «с искрами огромного и теплого интереса»: «Защищать гетмана». И тут звучит потрясающая по своей силе отчаяния и боли речь полковника Малышева, из которой всем становится ясно, что их предали: «Гетман сегодня около четырех часов утра, позорно бросив нас всех на произвол судьбы, бежал! Бежал, как последняя каналья и трус! Не позже чем через несколько часов мы будем свидетелями катастрофы, когда обманутые и втянутые в авантюру люди вроде вас будут перебить! как собаки». Боль полковника прорывается, несмотря на всю его сдержанность, в горьких и полных отчаяния словах. «Слушайте, дети мои! – вдруг сорвавшимся голосом крикнул полковник Малышев, по возрасту годившийся никак не в отцы, а лишь в старшие братья всем стоящим под штыками. – Слушайте! Я, кадровый офицер, вынесший войну с германцами, чему свидетель штабс-капитан Студаинский, на свою совесть беру и ответственность, все. все!» Эта эмоциональная речь вызывает слезы не только у молоденьких юнкеров, но и у капитана Студзинского.

Читайте также:  Коровьев Фагот в романе «Мастер и Маргарита»: сочинение

Мышлаевский пытается сохранить спокойствие в этой ситуации просит разрешения у полковника поджечь здание гимназии, чтобы петлюровцам не досталось оружие, на что получает суровый ответ: «Господин поручик, Петлюре через три часа достанутся сотни живых жизней, и единственно, о чем я жалею, что я ценой своей жизни и даже вашей, еще более дорогой, конечно, их гибели приостановить не могу. О портретах, пушках и винтовках попрошу вас более со мной не говорить».

В конце этой сцены капитан Студзинский просит прощения у полковника Малышева за то, что хотел его арестовать. «Принимаю, – вежливо ответил полковник».

Эпизод в гимназии показывает нам трагедию русских офицеров, которые оказались в полном недоумении, как им поступать и что делать. Привыкшие выполнять приказы, они теряются в сложной ситуации. Но лучшие из них, такие как полковник Малышев, поступают не по уставу, а по совести, беря на себя всю ответственность за принятое решение, чтобы сохранить жизни людей, В это страшное время, когда, казалось бы, жизнь человека полностью обесценилась, есть еще люди, способные думать о других, переживать за них, беречь их жизни. Человечность – вот самое главное, что должен сохранить человек в любом положении, даже во время войны, особенно гражданской войны, в которой нет и не может быть победителей.

Сочинение по роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»

М.А. Булгаков родился и вырос в Киеве. Всю жизнь он был предан этому городу. Символично, что имя будущему пи­сателю было дано в честь хранителя города Киева архангела Михаила. Действие романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» происходит в том самом знаменитом доме №13 на Андреев­ском спуске (в романе он назван Алексеевским), где когда-то жил сам писатель. В 1982 году на этом доме была установлена мемориальная доска, а с 1989 года находится Литературно мемориальный дом-музей имени М.А. Булгакова.

Автор не случайно выбирает для эпиграфа фрагмент из «Ка­питанской дочки», романа, рисующего картину крестьянского бунта. Образ вьюги, метели символизирует вихрь развернувших­ся в стране революционных перемен. Роман посвящен второй жене писателя Любови Евгеньевне Белозерской-Булгаковой, ко­торая также какое-то время жила в Киеве и помнила те страшные годы постоянной смены власти и кровавых событий.

В самом начале романа у Турбиных умирает мать, завещая детям жить. «А им придется мучиться и умирать», — воскли­цает М.А. Булгаков. Однако ответ на вопрос о том, что делать в тяжелое время, дает в романе священник: «Уныния допус­кать нельзя… Большой грех — уныние…». «Белая гвардия» — в определенной степени автобиографичное произведение. Известно, например, что поводом для написания романа стала скоропостижная смерть матери самого М.А. Булгакова Варва­ры Михайловны от тифа. Писатель сильно переживал это со­бытие, вдвойне тяжело было ему потому, что он не смог даже приехать из Москвы на похороны и проститься с матерью.

Из многочисленных художественных деталей в романе вы­рисовываются бытовые реалии того времени. «Революционная езда» (час едешь — два стоишь), грязнейшая батистовая сорочка Мышлаевского, обмороженные ноги — все это красноречиво свидетельствует о полной бытовой и хозяйственной неразберихе в жизни людей. Глубокие переживания социально-политических конфликтов выразились и в портретах героев романа: Елена и Тальберг перед разлукой даже внешне осунулись, постарели.

Крах устоявшегося уклада М.А. Булгаков показывает и на примере интерьера дома Турбиных. С детства привычный для героев порядок со стенными часами, мебелью старого красно­го бархата, изразцовой печкой, книги, золотые часики и се­ребро — все это оказывается в полнейшем хаосе, когда Тальберг решает бежать к Деникину. Но все-таки М.А. Булгаков призывает никогда не сдергивать абажур с лампы. Он пишет: «Абажур священен. Никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасности. У абажура читайте — пусть воет вьюга, — ждите, пока к вам придут». Однако Тальберга, чело­века военного, жесткого и энергичного, не устраивает на сми­ренная покорность, с которой автор романа призывает отно­ситься к жизненным испытаниям. Елена воспринимает бегство Тальберга как предательство. Не случайно перед отъездом тот упоминает, что у Елены есть паспорт на девичью фамилию. Он словно отрекается от жены, хотя в то же время пытается убедить ее в том, что скоро вернется. В ходе дальнейшего раз­вития сюжета мы узнаем, что Сергей уехал в Париж и вновь женился. Прототипом Елены считается сестра М.А. Булгакова Варвара Афанасьевна (по мужу Карум). Тальберг — известная в мире музыки фамилия: в девятнадцатом веке в Австрии был пианист Зигмунд Тальберг. Писатель любил использовать в своем творчестве звучные фамилии известных музыкантов (Рубинштейн в «Роковых яйцах», Берлиоз и Стравинский в романе «Мастер и Маргарита»).

Измученные люди в вихре революционных событий не зна­ют, во что им верить и куда податься. С болью в душе встречает киевское офицерское общество известие о гибели царской семьи и вопреки осторожности поет запрещенный царский гимн. От бе­зысходности офицеры напиваются до полусмерти.

Ужасающий рассказ о киевской жизни периода граждан­ской войны перемежается воспоминаниями о прошлой жизни, которая выглядят сейчас как непозволительная роскошь (на­пример, о поездках в театр).

В 1918 году Киев стал приютом для тех, кто, опасаясь рас­правы, покинул Москву: банкиров и домовладельцев, артистов и художников, аристократов и жандармов. Описывая культур­ную жизнь Киева, М.А. Булгаков упоминает о знаменитом те­атре «Лиловый негр», кафе «Максим» и декадентском клубе «Прах» (на самом деле он назывался «Хлам» и располагался в подвале гостиницы «Континенталь» на Николаевской улице; в нем бывали многие знаменитости: А. Аверченко, О. Ман­дельштам, К. Паустовский, И. Эренбург и сам М. Булгаков). «Город разбухал, ширился, лез, как опара из горшка», — пи­шет М.А. Булгаков. Мотив бегства, обозначенный в романе, станет сквозным мотивом для ряда произведений писателя. В «Белой гвардии», как это становится понятным уже из назва­ния, для М.А. Булгакова важна прежде всего судьба русского офицерства в годы революции и гражданской войны, которое в большинстве своем жило с понятием офицерской чести.

Автор романа показывает, как в горниле лютых испытаний звереют люди. Узнав о зверствах петлюровцев, Алексей Тур­бин зря обижает мальчишку-газетчика и тут же сам ощущает стыд и нелепость от своего поступка. Однако чаще всего герои романа остаются верны своим жизненным ценностям. Не слу­чайно Елена, когда узнает, что Алексей безнадежен и должен умереть, зажигает лампаду перед старой иконой и молится. После этого болезнь отступает. С восхищением описывает М.А. Булгаков благородный поступок Юлии Александровны Рейс, которая, рискуя собой, спасает раненого Турбина.

Отдельным героем романа можно считать Город. В родном Киеве у самого писателя прошли лучшие годы. Городской пей­заж в романе поражает сказочной красотой («Вся энергия горо­да, накопленная за солнечное и грозовое лето, выливалась в свете), обрастает гиперболами («И было садов в Городе так много, как ни в одном городе мира»). М.А. Булгаков широко использует старинную киевскую топонимику (Подол, Крещатик), часто упоминает дорогие каждому сердцу киевлянина достопримечательности города (Золотые ворота. Софийский собор, Михайловский монастырь). Лучшим местом в мире на­зывает он Владимирскую горку с памятником Владимиру. От­дельные фрагменты городского пейзажа столь поэтичны, что напоминают стихотворения в прозе: «Сонная дрема прошла над Городом, мутной белой птицей пронеслась, минуя стороной крест Владимира, упала за Днепром в самую гущу ночи и по­плыла вдоль железной дуги». И тут же эту поэтичную картину прерывает описание паровоза бронепоезда, злобно сипящего, с 76 тупым рылом. В этом контрасте войны и мира сквозным обра­зом является крест Владимира — символ православия. В фина­ле произведения освещенный крест зрительно превращается в угрожающий меч. А писатель призывает нас обратить внимание на звезды. Таким образом, от конкретно-исторического воспри­ятия событий автор переходит к обобщенно-философскому.

Важную роль в романе играет мотив сна. Сны видят в произведении Алексей, Елена, Василиса, часовой у бронепо­езда и Петька Щеглов. Сны помогают расширить художест­венное пространство романа, глубже охарактеризовать эпоху, а главное — в них поднимается тема надежды на будущее, на то, что после кровопролитной гражданской войны у героев начнется новая жизнь.

Ссылка на основную публикацию
×
×