НОВОЕ ЗВУЧАНИЕ ГЛАВЫ “МОРФИЙ” ИЗ ПОВЕСТИ “ЗАПИСКИ ЮНОГО ВРАЧА”
Я раздумал лечиться. Это безнадежно.
И мучиться я тоже больше не хочу.
М. Булгаков
В главе “Морфий” Михаил Афанасьевич Булгаков поднимает очень серьезную проблему – проблему наркомании, сделавшуюся в наши дни настоящим бедствием, охватившую всю страну, значительно “помол одевшую”. Сейчас нередки наркоманы-подростки и даже дети девяти-десяти лет.
В своем же произведении Булгаков со страшной правдой и последовательностью показал те шаги, которые приводят к зависимости от наркотиков. Жутко становится, что герой повести, доктор, прекрасно осознает, что он делает, может быть, поэтому в предсмертной записке он предостерегает живых от приема наркотиков: “…будьте осторожны с белыми, растворимыми в 25 частях воды кристаллами. Я слишком им доверился, и они меня погубили”.
Доктор Поляков оставляет после себя дневник – историю своей болезни. С беспощадностью врача он вначале ежедневно, а потом реже записывает этапы деградации своей личности. С каждым днем наркотик становится для него все нужнее. Теперь доктора уже не интересует ничего в жизни, больные тяготят его, он ждет только того мгновения, когда вколет очередную дозу и некоторое время будет блаженствовать. Поляков гонит от себя мысли о последствиях, он старается обмануть себя, что совершенно не зависит от инъекций морфия, что в любой момент может от них отказаться, а между тем дозу приходится повышать, учащать инъекции. Страшное осознание того, что он стал наркоманом, толкает доктора в спецклинику, но слишком сильна уже зависимость от наркотика, не хватает силы воли продолжать лечение, и Поляков бросает все на полпути. Ему легче не замечать проблемы, сделать вид, что ее нет. Губит его и сравнительно легкий доступ к наркотикам.
Однажды ужаснувшись разверзшейся перед ним пропасти, доктор просит помощи у своего коллеги Бомгарда, но, поняв всю тщетность своих надежд, предпочитает уйти из жизни.
Булгакову веришь сразу и безоговорочно, ведь он врач, прекрасно понимающий то, о чем пишет. Жаль только, что многие молодые люди не читали этого произведения, иначе бы не сделали первого рокового шага.
Мне кажется, что это произведение должно быть включено в школьную программу по литературе, чтобы остановить юные души, предостеречь их от роковой ошибки, за которую расплата – смерть. Да, все мы смертны, но это будет потом, когда мы поживем, насладимся жизнью, вырастим детей и внуков, оставим по себе добрую память. А что ждет наркомана – кошмар бытия в поисках дозы, слезы близких и ранняя смерть.
Обо всем этом талантливо и убедительно предупреждает Михаил Афанасьевич Булгаков в “Записках юного врача”.
Сочинение по литературе на тему: НОВОЕ ЗВУЧАНИЕ ГЛАВЫ “МОРФИЙ” ИЗ ПОВЕСТИ “ЗАПИСКИ ЮНОГО ВРАЧА”
Другие сочинения:
Система повествователей в повести Михаила Булгакова “Морфий” Повесть М. Булгакова “Морфий” входит в сборник рассказов “Записки юного врача”. Этот сборник во многом автобиографичен и важен в вопросе рассмотрения особенностей творческой натуры самого писателя. В повести “Морфий” писатель через восприятие врача раскрывает перед нами мир больного человека, увлекшегося Read More .
В чем символическое звучание финальной главы второго тома романа М. А. Шолохова “Тихий Дон”? Финальная сцена второго тома романа Шолохова “Тихий Дон” глубоко символична. Она рассказывает о смерти Валета – мужика, убитого казаками во время начавшейся на Дону гражданской смуты. Герой был убит жестоко – описание его последних минут вызывают ужас и сострадание: “Валет, Read More .
Старое и новое в повести А. Платонова “Котлован” Наше поколение начало осознавать себя именно в тот период, когда старое советское мироустройство рухнуло, а на смену ему пришло новое – демократия, свобода слова, когда свет увидели произведения Булгакова, Домбровского, Пастернака, Пильняка, Платонова и других. Мы читаем произведения, в которых Read More .
Н. В. Гоголь. “Тарас Бульба”. Смысл сопоставления Остапа и Андрия. Патриотическое звучание повести В “Тарасе Бульбе” дано героико-романтическое изображение национально-освободительной борьбы украинского народа. Тарас Бульба предстает перед читателем как личность незаурядная, и в то же время он частица своего народа – запорожских казаков. Идея пламенного патриотизма, несгибаемого мужества, неодолимости “русского товарищества” пронизывает все Read More .
Визит Швондера к профессору Преображенскому (анализ эпизода из 6 главы повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”) В творчестве Булгакова 1920-х годов (к нему относится повесть “Собачье сердце”) формировалась оригинальная художественная система писателя. В это время своеобразными ориентирами для писательского гения были Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов. На основе их творческой манеры создается Read More .
Краткое содержание Морфей Булгаков Морфей Наркомания – чума нашего времени. Она как трясина затягивает человека. На иглу садятся не только подростки, но и дети. Следует только один раз попробовать, чтобы потом стать полностью зависимым от наркоты. М. А. Булгаков в главе “Морфей” повести “Записки Read More .
Современное звучание романа Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” Михаил Булгаков, автор, чье творчество многие годы отражает острые проблемы современности, сравнительно недавно стал доступен широкому кругу читателей. И те вопросы, которые в необычной, мистико-фантастической форме поднимает автор в романе “Мастер и Маргарита”, так же актуальны сейчас, как и в Read More .
Профессия врача – это подвиг На вопрос какая профессия самая важная, каждый ответит по-разному. А если спросить, какая самая трудная и напряженная, пожалуй, в первую очередь назовут тяжелые мужские специальности, вспомнят о пожарниках, спасателях, милиционерах или водных. Самыми знающими назовут ученых, всех работников умственного труда. Read More .
Новое звучание главы «Морфий» из повести «Записки юного врача»
Я раздумал лечиться. Это безнадежно.
И мучиться я тоже больше не хочу.
М. Булгаков
В главе «Морфий» Михаил Афанасьевич Булгаков поднимает очень серьезную проблему — проблему наркомании, сделавшуюся в наши дни настоящим бедствием, охватившую всю страну, значительно «помолодевшую». Сейчас нередки наркоманы-подростки и даже дети девяти-десяти лет.
В своем же произведении Булгаков со страшной правдой и последовательностью показал те шаги, которые приводят к зависимости от наркотиков. Жутко становится, что герой повести,
Похожие сочинения:
Краткое содержание Морфий («Записки юного врача») Булгаков М. АПовесть М. Булгакова Морфий — ни что иное, как мир, показанный нам через восприятие врача. Главный герои повести — Бомгард.
Рыцарское служение людям по повести «Записки юного врача»Перед нами одно из ранних произведений Михаила Афанасьевича Булгакова — «Записки юного врача». Уже на страницах этого произведения проявляются черты.
Анализ повести «Морфий» М. БулгаковаМ. А. Булгаков — писатель интересный, со своей особенной творческой судьбой. Стоит заметить, что изначально Булгаков занимался совсем другой деятельностью.
Система повествователей в повести Михаила Булгакова «Морфий»Повесть М. Булгакова «Морфий» входит в сборник рассказов «Записки юного врача». Этот сборник во многом автобиографичен и важен в вопросе.
В чем символическое звучание финальной главы второго тома романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»?Финальная сцена второго тома романа Шолохова «Тихий Дон» глубоко символична. Она рассказывает о смерти Валета — мужика, убитого казаками во.
Визит Швондера к профессору Преображенскому (анализ эпизода из 6 главы повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)Михаил Афанасьевич Булгаков является одним из самых значимых писателей первой половины 20 века. В произведениях двадцатых годов, одним из которых.
Новое поколение купцов в драме Островского «Бесприданница»Пьеса «Бесприданница» была написана в 60-70-е гг. 19 века. Это был период расцвета творческих сил А. Н. Островского. Никогда прежде.
«Подпольный человек» в повести Ф. М. Достоевского «Записки из подполья»В повести «Записки из подполья» Ф. М. Достоевский поставил важный вопрос о взаимоотношениях отдельной личности и окружающего мира. Писатель выражает.
Гражданское звучание лирики М. ЛермонтоваСтихи М. Ю. Лермонтова известный литератор В. Ходасевич назвал «…поэзией страдающей совести». Совесть поэта чутко реагировала на все проявления несправедливости.
Анализ 12 главы повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»12 глава повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» практически завершает произведение. В ней описывается момент прихода Веры Николаевны Шеиной в.
Анализ 16 главы повести И. С. Тургенева «Ася»Повесть Тургенева «Ася» — повесть о первой и единственной любви, которую главный герой не смог удержать. В произведении показано зарождение.
Анализ XVI главы повести И. С. Тургенева «Ася»В этой главе описано последнее свидание Н. Н. и Аси. Н. Н. пришел на него с намерением отказаться от отношений.
Краткое содержание Страдания юного Вертера Гете ИИменно этот жанр, характерный для литературы XVIII в., выбирает Гете для своего произведения, действие же происходит в одном из небольших.
Анализ главы 12 повести И. С. Тургенева » Первая любовь»Повесть » Первая любовь»- автобиографическое произведение Тургенева. Прототипом молодого героя повести, как говорил Тургенев, послужил он сам: «Этот мальчик ваш.
Анализ двенадцатой главы повести И. С. Тургенева » Первая любовь»Повесть » Первая любовь»- автобиографическое произведение Тургенева. Прототипом молодого героя повести, как говорил Тургенев, послужил он сам: «Этот мальчик ваш.
Характеристика героя Вертер (Страдания юного Вертера Гете И.)ВЕРТЕР (нем. Werther) — герой романа И. В. Гете «Страдания молодого Вертера» (1774). Современники писателя считали, что в образе В.
Анализ главы «Бал у сатаны»Предсмертный роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» насыщен потусторонними силами, которые играют в тексте сразу несколько ролей. Очень важное место.
Первая встреча Гринева с Пугачевым. (Анализ II главы повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».)Работая над «Историей Пугачевского бунта», А. С. Пушкин внимательно изучал свидетельства очевидцев, большой интерес у него вызывал облик Пугачева, о.
Гибель Най-Турса и спасение Николая (анализ эпизода из 11 главы части 2 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»)Книги Булгакова читали тайком, хотя официального запрета на них не было. И поэтому души широкого круга читателей Булгаков начал завоевывать.
Сны героев романа М. А. Булгакова «Белая гвардия». (Анализ главы 20 части 3)Михаил Булгаков начал писать еще в России дореволюционной, в которой он родился, учился, рос, воспитывался и, в отличие от многих.
Взгляд М. А. Булгакова на революцию (по повести «Собачье сердце»)Над одним из своих самых значительных произведений, повестью «Собачье сердце», М. А. Булгаков работал, предположительно, в 1924- 1925 годах. Почти.
Анализ 1 главы 1 части романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»«Роман этот я люблю больше всех других моих вещей», — так напишет Михаил Афанасьевич Булгаков о «Белой гвардии» в автобиографии.
Записки охотникаЗаписки охотника Были написаны И. С. Тургеневым с 1847 по 1851 года. Печатались в журнале «Современник».»Записки охотника» представляют собой цикл.
Анализ главы «Великий бал у Сатаны» романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» можно назвать шедевром мировой литературы. Это произведение, написанное в начале прошлого века, не.
Сцена в Александровской гимназии (анализ эпизода из главы 7 роамана М. Булгакова «Белая гвардия»)«Глубокою ночью угольная тьма залегла на террасах лучшего места в мире — Владимирской горки»… Так начинается седьмая, заключительная, глава первой.
Тайники инженера Лисовича (анализ эпизода из главы 3 части 1 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»)Мне сразу стало ясно, что передо мной человек поразительного таланта, внутренне честный и принципиальный, очень умный, с ним, даже тяжелобольным.
Анализ 13 главы романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»Творчество Булгакова занимает особое место в русской и мировой литературе. Его творения глубоко жизненны и гуманистичны, проповедуют добро, любовь и.
«Раздвоение Ивана» (анализ главы 11 первой части романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)11 глава первой части романа Булгакова «Мастер и Маргарита» повествует о том, как поэт Иван Бездомный, оказавшись в психиатрической клинике.
Анализ четвертой главы из первой части романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»Михаил Афанасьевич Булгаков не просто интереснейший писатель, самобытная личность, но и глубочайший философ. Его произведения наполнены серьезными размышлениями на различные.
Разговор Пилата с Афранием (Анализ эпизода из главы 25 части 2 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)Смысл этой, очень важной в концепции всего произведения, главы заявлен уже в самом названии, но завуалирован. И, как «тьма, пришедшая.
Записки юного врача
Очень кратко
Молодой врач попадает в сельскую больницу, где ему приходится принимать по сто человек в день, в одиночку проводить сложнейшие операции, бороться с болезнями, невежеством и собственным малодушием.
Повествование ведётся от лица молодого врача, имя которого не упоминается. Действие происходит в 1917—1918 годах.
Полотенце с петухом
Молодого врача, недавно окончившего университет, направили работать в глухое село Мурьево.
Прощай, прощай надолго, золото-красный Большой театр, Москва, витрины… ах, прощай.
Тамошней больнице полагалось два врача, но доктор стал главным и единственным лекарем. Молодой человек был не уверен в себе и боялся тяжёлых случаев, особенно ампутации.
По иронии судьбы такой случай достался ему в первый же вечер после приезда. Красивая девушка попала в мялку для льна. Перепуганный доктор ампутировал ей ногу, не надеясь, что она доживёт до утра.
Девушка выжила. В знак благодарности она подарила доктору полотенце с вышитым красным петухом, которое долгие годы украшало его спальню.
Стальное горло
Доктор проработал на Н-ском участке в селе Мурьево сорок восемь дней.
Мне очень хотелось убежать с моего пункта… Но убежать не было никакой возможности, да временами я и сам понимал, что это малодушие. Ведь именно для этого я учился на медицинском факультете…
В конце ноября к нему привезли трёхлетнюю девочку с дифтерией. Девочка задыхалась и была почти при смерти. Доктор решился на сложную операцию и вставил в горло девочке стальную трубку, чтобы она могла дышать. Девочка выжила. По округе прошёл слух, что доктор вставил ребёнку стальное горло, и посмотреть на девочку приезжали из дальних деревень.
Вьюга
После удачной ампутации доктор прославился на всю округу, к нему съезжалось по сотне пациентов в день. Второго врача на участок не присылали, и смертельно уставший доктор продолжал лечить.
Началась вьюга, и больница опустела, но отдохнуть доктору не удалось — его позвал на помощь коллега с соседнего участка. Случай был тяжёлый: жених решил покатать невесту на санях, лошадь слишком резко тронулась с места и девушка сильно ударилась головой о косяк ворот.
Помочь доктор не смог, девушка умерла. Его ждали больные, и он решил вернуться несмотря на вьюгу. По дороге доктор с возницей заблудились, с трудом нашли дорогу и спаслись от пары волков.
Засыпая, доктор клялся себе, что больше никуда не поедет в такую погоду, но в глубине души понимал, что никогда не откажется помочь.
Крещение поворотом
Молодой доктор начал привыкать к жизни на Н-ском участке. До сих пор он не принимал родов и очень боялся, что ему достанется сложный случай. Однажды в Мурьевскую больницу привезли роженицу с поперечным положением плода. Доктор бросился листать учебник по акушерству и окончательно запутался.
Спасла его опытная акушерка, подсказавшая, что нужно делать «поворот на ножку» — повернуть плод в матке матери. За десять минут она объяснила, как проводил эту операцию опытный предшественник доктора.
Операция удалась, мать и ребёнок выжили, а доктор понял, что настоящее знание приходит только с опытом.
Тьма египетская
Доктор отмечал своё двадцатичетырёхлетие в компании фельдшера и акушерок. За окнами больницы царили холод, снег и «тьма египетская». Гости вспоминали случаи из практики, связанные с невежеством крестьян и деревенскими суевериями.
Той же ночью в Мурьевскую больницу поступил с лихорадкой мельник, показавшийся доктору неглупым человеком. Он назначил больному хинин, по одному порошку в сутки, но мельник, чтобы не возиться, выпил все десять порошков сразу и чуть не умер.
Откачав мельника, доктор поклялся себе всегда бороться с невежеством, этой «тьмой египетской».
Звёздная сыпь
Молодой врач работал в Мурьевской больнице уже полгода, но ему ни разу не попадались больные сифилисом. Первым таким пациентом стал дядька лет сорока, который не поверил, что болен «дурной болезнью» и лечиться не стал.
Затем пришла женщина, которая считала, что её заразил муж. Она оказалась одной из немногих, кто по-настоящему боялся этой заразы. Доктор четыре месяца обследовал её и выяснил, что каким-то чудом женщина не заразилась.
Все эти четыре месяца доктор листал старые амбулаторные книги.
Оказалось, что сифилис — бич этих мест, им болели целые семьи, но никто не боялся этой болезни и не лечился. Доктор решил бороться с этой заразой и добился, чтобы в Мурьевской больнице открыли специальное отделение.
Первой пациенткой отделения стала женщина с тремя маленькими детьми. Доктор с радостью наблюдал, как с детских тел исчезает звёздная сыпь — первый признак сифилиса.
Пропавший глаз
Доктор работал на Н-ском участке уже год. Он повзрослел, набрался опыта и брился теперь только раз в неделю. Чаще бриться не получалось — как только доктор раскладывал бритвенные принадлежности, его вызывали к больному.
За год он научился принимать роды любой сложности, делать ампутации, ушивать грыжи и рвать зубы. Первый вырванный им зуб оказался с куском кости. Доктор решил, что сломал больному челюсть, и долго мучился угрызениями совести, пока более опытный коллега не объяснил, что выломал он не кусок кости, а зубную лунку.
Как только доктор уверился, что всё видел и всё знает, как к нему привезли ребёнка с огромной опухолью вместо глаза. Доктор решил, что глаза больше нет, а опухоль надо вырезать, но мать от операции отказалась.
Через неделю доктор увидел этого же ребёнка с двумя здоровыми глазами. Оказалось, что опухоль была огромным гнойником, закрывшим глаз. Гной вытек, и пропавший глаз появился.
Нет. Никогда, даже засыпая, не буду горделиво бормотать о том, что меня ничем не удивишь. Нет. И год прошёл, пройдёт другой год и будет столь же богат сюрпризами, как и первый… Значит, нужно покорно учиться.
К «Запискам юного врача» также примыкают рассказы «Морфий» и «Я убил», но формально они не входят в цикл.
Новое звучание главы Морфий из повести Записки юного врача: сочинение
Морфий. Записки юного врача
ПОЛОТЕНЦЕ С ПЕТУХОМ
Если человек не ездил на лошадях по глухим проселочным дорогам, то рассказывать мне ему об этом нечего: все равно он не поймет. А тому, кто ездил, и напоминать не хочу.
Скажу коротко: сорок верст, отделяющих уездный город Грачевку от Мурьинской больницы [1], ехали мы с возницей моим ровно сутки. И даже до курьезного ровно: в два часа дня 16 сентября 1917 года мы были у последнего лабаза, помещающегося на границе этого замечательного города Грачевки, а в два часа пять минут 17 сентября того же 17-го незабываемого года [2] я стоял на битой умирающей и смякшей от сентябрьского дождика траве во дворе Мурьинской больницы. Стоял я в таком виде: ноги окостенели, и настолько, что я смутно тут же, во дворе, мысленно перелистывал страницы учебников, тупо стараясь припомнить – существует ли действительно, или мне это померещилось во вчерашнем сне в деревне Грабиловке, болезнь, при которой у человека окостеневают мышцы? Как ее, проклятую, зовут по-латыни? Каждая из мышц этих болела нестерпимой болью, напоминающей зубную боль. О пальцах на ногах говорить не приходится – они уже не шевелились в сапогах, лежали смирно, были похожи на деревянные культяпки. Сознаюсь, что в порыве малодушия я проклинал шепотом медицину и свое заявление, поданное пять лет назад ректору университета. Сверху в это время сеяло, как сквозь сито. Пальто мое набухло, как губка. Пальцами правой руки я тщетно пытался ухватиться за ручку чемодана и, наконец, плюнул на мокрую траву. Пальцы мои ничего не могли хватать, и опять мне, начиненному всякими знаниями из интересных медицинских книжек, вспомнилась болезнь – паралич… «Парализис», – отчаянно, мысленно и черт знает зачем сказал я себе.
– П… по вашим дорогам, – заговорил я деревянными синенькими губами, – нужно п… привыкнуть ездить…
И при этом злобно почему-то уставился на возницу, хотя он, собственно, и не был виноват в такой дороге.
– Эх… товарищ доктор, – отозвался возница, тоже еле шевеля губами под светлыми усишками, – пятнадцать годов езжу, а все привыкнуть не могу.
Я содрогнулся, оглянулся тоскливо [3] на белый облупленный двухэтажный корпус, на небеленые бревенчатые стены фельдшерского домика, на свою будущую резиденцию – двухэтажный очень чистенький дом с гробовыми загадочными окнами, протяжно вздохнул. И тут же мутно мелькнула в голове вместо латинских слов сладкая фраза, которую спел в ошалевших от качки и холода мозгах полный тенор с голубыми ляжками:
«…Привет тебе… при-ют свя-щенный…»
– Прощай, прощай надолго, золото-красный Большой театр, Москва, витрины… ах, прощай.
«Я тулуп буду в следующий раз надевать… – в злобном отчаянии думал я и рвал чемодан за ремни негнущимися руками, – я… хотя в следующий раз будет уже октябрь… хоть два тулупа надевай. А раньше чем через месяц я не поеду, не поеду в Грачевку… Подумайте сами… ведь ночевать пришлось! Двадцать верст сделали и оказались в могильной тьме… ночь… в Грабиловке пришлось ночевать… учитель пустил… А сегодня утром выехали в семь утра… И вот едешь… батюшки-светы… медленнее пешехода. Одно колесо ухает в яму, другое на воздух подымается, чемодан на ноги – бух… потом на бок, потом на другой, потом носом вперед, потом затылком. А сверху сеет и сеет, и стынут кости. Да разве я мог бы поверить, что в середине серенького кислого сентября человек может мерзнуть в поле, как в лютую зиму?! Ан, оказывается, может. И пока умираешь медленною смертью, видишь одно и то же, одно. Справа горбатое обглоданное поле, слева чахлый перелесок, а возле него серые драные избы, штук пять или шесть. И кажется, что в них нет ни одной живой души. Молчание, молчание кругом…»
Чемодан наконец поддался. Возница налег на него животом и выпихнул его прямо на меня. Я хотел удержать его за ремень, но рука отказалась работать, и распухший, осточертевший мой спутник с книжками и всяким барахлом плюхнулся прямо на траву, шарахнув меня по ногам.
– Эх ты, Госпо… – начал возница испуганно, но я никаких претензий не предъявлял – ноги у меня были все равно хоть выбрось их.
– Эй, кто тут? Эй! – закричал возница и захлопал руками, как петух крыльями. – Эй, доктора привез!
Тут в темных стеклах фельдшерского домика показались лица, прилипли к ним, хлопнула дверь, и вот я увидел, как заковылял по траве ко мне человек в рваненьком пальтишке и сапожишках. Он почтительно и торопливо снял картуз, подбежав на два шага ко мне, почему-то улыбнулся стыдливо и хриплым голоском приветствовал меня:
– Здравствуйте, товарищ доктор.
– Кто вы такой? – спросил я.
– Егорыч я, – отрекомендовался человек, – сторож здешний. Уж мы вас ждем, ждем…
И тут же он ухватился за чемодан, вскинул его на плечо и понес. Я захромал за ним, безуспешно пытаясь всунуть руку в карман брюк, чтобы вынуть портмоне.
Человеку, в сущности, очень немного нужно. И прежде всего ему нужен огонь. Направляясь в мурьинскую глушь, я, помнится, еще в Москве давал себе слово держать себя солидно. Мой юный вид отравлял мне существование на первых шагах. Каждому приходилось представляться:
И каждый обязательно поднимал брови и спрашивал:
– Неужели? А я-то думал, что вы еще студент.
– Нет, я кончил, – хмуро отвечал я и думал: «Очки мне нужно завести, вот что». Но очки было заводить ни к чему, глаза у меня были здоровые, и ясность их еще не была омрачена житейским опытом. Не имея возможности защищаться от всегдашних снисходительных и ласковых улыбок при помощи очков, я старался выработать особую, внушающую уважение повадку. Говорить пытался размеренно и веско, порывистые движения по возможности сдерживать, не бегать, как бегают люди в двадцать три года, окончившие университет, а ходить. Выходило все это, как теперь, по прошествии многих лет, понимаю, очень плохо.
В данный момент я этот свой неписаный кодекс поведения нарушил. Сидел скорчившись, сидел в одних носках, ине где-нибудь в кабинете, а сидел в кухне и, как огнепоклонник, вдохновенно и страстно тянулся к пылающим в плите березовым поленьям. На левой руке у меня стояла перевернутая дном кверху кадушка, и на ней лежали моя ботинки, рядом с ними ободранный, голокожий петух с окровавленной шеей, рядом с петухом его разноцветные перья грудой. Дело в том, что еще в состоянии окоченения я уже успел произвести целый ряд действий, которых потребовала сама жизнь, Востроносая Аксинья, жена Егорыча, была утверждена мною в должности моей кухарки. Вследствие этого и погиб под ее руками петух. Его я должен был съесть. Я со всеми перезнакомился. Фельдшера звали Демьян Лукич, акушерок – Пелагея Ивановна и Анна Николаевна [4]. Я успел обойти больницу и с совершеннейшей ясностью убедился в том, что инструментарий в ней богатейший. При этом с тою же ясностью я вынужден был признать (про себя, конечно), что очень многих блестящих девственно инструментов назначение мне вовсе неизвестно. Я их не только не держал в руках, но даже, откровенно признаюсь, и не видал.
– Гм, – очень многозначительно промычал я, – однако у вас инструментарий прелестный. Гм…
– Как же-с, – сладко заметил Демьян Лукич, – это все стараниями вашего предшественника Леопольда Леопольдовича [5]. Он ведь с утра до вечера оперировал.
Тут я облился прохладным потом и тоскливо поглядел на зеркальные сияющие шкафики.
Засим мы обошли пустые палаты, и я убедился, что в них свободно можно разместить сорок человек.
– У Леопольда Леопольдовича иногда и пятьдесят лежало, – утешил меня Демьян Лукич, а Анна Николаевна, женщина в короне поседевших волос, к чему-то сказала:
– Вы, доктор, так моложавы… так моложавы… Прямо удивительно. Вы на студента похожи.
«Фу ты, черт, – подумал я, – как сговорились, честное слово».
Новое звучание главы «Морфий» из повести «Записки юного врача»
Я раздумал лечиться. Это безнадежно.
И мучиться я тоже больше не хочу.
В главе “Морфий” Михаил Афанасьевич Булгаков поднимает очень серьезную проблему — проблему наркомании, сделавшуюся в наши дни настоящим бедствием, охватившую всю страну, значительно “помолодевшую”. Сейчас нередки наркоманы-подростки и даже дети девяти-десяти лет.
В своем же произведении Булгаков со страшной правдой и последовательностью показал те шаги, которые приводят к зависимости от наркотиков. Жутко становится, что герой повести, доктор, прекрасно осознает, что он делает, может быть, поэтому в предсмертной записке он предостерегает живых от приема наркотиков: “. будьте осторожны с белыми, растворимыми в 25 частях воды кристаллами. Я слишком им доверился, и они меня погубили”.
Доктор Поляков оставляет после себя дневник — историю своей болезни. С беспощадностью врача он вначале ежедневно, а потом реже записывает этапы деградации своей личности. С каждым днем наркотик становится для него все нужнее. Теперь доктора уже не интересует ничего в жизни, больные тяготят его, он ждет только того мгновения, когда вколет очередную дозу и некоторое время будет блаженствовать. Поляков гонит от себя мысли о последствиях, он старается обмануть себя, что совершенно не зависит от инъекций морфия, что в любой момент может от них отказаться, а между тем дозу приходится повышать, учащать инъекции. Страшное осознание того, что он стал наркоманом, толкает доктора в спецклинику, но слишком сильна уже зависимость от наркотика, не хватает силы воли продолжать лечение, и Поляков бросает все на полпути. Ему легче не замечать проблемы, сделать вид, что ее нет. Губит его и сравнительно легкий доступ к наркотикам.
Однажды ужаснувшись разверзшейся перед ним пропасти, доктор просит помощи у своего коллеги Бомгарда, но, поняв всю тщетность своих надежд, предпочитает уйти из жизни. Жестокую человеческую драму открывает перед нами Булгаков, но этим он хочет предостеречь сотни и тысячи тех, кто еще не стал наркоманом, показать всю глубину этой пропасти, куда нетрудно попасть, но откуда уже невозможно выбраться.
Булгакову веришь сразу и безоговорочно, ведь он врач, прекрасно понимающий то, о чем пишет. Жаль только, что многие молодые люди не читали этого произведения, иначе бы не сделали первого рокового шага.
Мне кажется, что это произведение должно быть включено в школьную программу по литературе, чтобы остановить юные души, предостеречь их от роковой ошибки, за которую расплата — смерть. Да, все мы смертны, но это будет потом, когда мы поживем, насладимся жизнью, вырастим детей и внуков, оставим по себе добрую память. А что ждет наркомана — кошмар бытия в поисках дозы, слезы близких и ранняя смерть.
Обо всем этом талантливо и убедительно предупреждает Михаил Афанасьевич Булгаков в “Записках юного врача”.
Похожие рефераты:
За хитроумной оболочкой Булгаков скрывает от искушенного глаза свой замысел обличить “кардинальные перемены” в общественном и личностном сознании людей периода “ударной индустриализации” и “поголовной коллективизации”.
Перед нами четыре этапа жизненной истории доктора Старцев а. В раскрытии содержания этих четырех этапов Чехов лаконично демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю активности.
Михаил Булгаков — писатель с необычной судьбой: основная часть его произведений стала известна миру лишь через четверть века после смерти художника. А главный труд всей его жизни — роман “Мастер и Маргарита” — принес писателю мировую славу.
Вспомним две общеизвестные истины. Лев Толстой — писатель-реалист и Лев Толстой — писатель сверхталантливый. Он не только описал действие наркотика в полном соответствии с медицинским учебником, но и описал в высшей степени впечатляюще.
Михаил Афанасьевич Булгаков относится к той группе писателей, творчество которых не увядает с годами, а приобретает современное звучание.
Михаил Афанасьевич Булгаков пришел в русскую литературу, казалось бы, с традиционными темами — любовь, дружба, семья, но дал им свое самобытное решение, драматическое звучание сложного переломного времени.
Жизнь людей в СССР в 30-е годы, изображение пороков людей, достоинств и недостатков.
Место, где родился человек, — это самое дорогое для него. Будь это город, село или деревня, оно навсегда останется в сердце человека. Вот и Михаил Афанасьевич Булгаков был тем человеком, который всем сердцем любил свою родину.
Тема дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека вечные законы природы, с блестящим мастерством и талантом раскрыта Булгаковым в повести “Собачье сердце”.
На долю произведений Булгакова выпала непростая судьба. При жизни автора были опубликованы лишь первая часть его романа “Белая гвардия”, книга фантастической и сатирической прозы, цикл рассказов “Записки юного врача” и многочисленные газетные фельетоны.
Михаил Афанасьевич Булгаков — художник своеобразного и глубокого таланта. Его произведения отличаются многообразием тем и вопросов, которые затрагивает автор и его герои, а главное — они интересны читателям.
Не есть ли истина жизни по-булгаковски – “Любовь, Добро, Милосердие”?
В наше время очень остро стоит вопрос наркомании, особенно наркомании среди подростков. Каждый день умирают десятки наркоманов из-за передозировки и еще сотни из них заражаются СПИДом.
Михаил Афанасьевич Булгаков — писатель сложный, но в то же время ясно и просто излагающий самые высокие философские вопросы в своих произведениях.
Михаил Афанасьевич Булгаков родился в Киеве, в семье преподавателя Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Сочинять он стал, по свидетельству близких, рано. В основном это были небольшие рассказы, сатирические стихи, драматические сценки.
Сочинение Тема: М.А.Булгаков “Добро и зло в романе Мастер и Маргарита” На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с добром и злом. Поэтому вопрос, что есть добро и что есть зло будет волновать человечество всегда. .
Михаил Афанасьевич Булгаков — мистический писатель, как он сам себя называл, а чем еще, кроме мистики и волшебства, можно объяснить прозорливость писателя, его необыкновенную способность увидеть наше будущее.
Михаил Афанасьевич Булгаков — художник необыкновенно правдивый и чуткий. Мне кажется, он видел далеко вперед, предчувствуя все несчастья государства, которое складывалось на его глазах.
Творчество М. А. Булгакова — крупнейшее явление русской художественной литературы XX века. Основной его темой можно спросмотреть тему “трагедии русского народа”.
Человек, принесший русской литературе XX века всемирную славу, свой жизненный путь окончил скромным либреттистом-консультантом Большого театра.
Анализ рассказа Морфий Булгакова
История создания
Рассказ «Морфий» входил в сборник «Записки юного врача» и был опубликован в 1927 г. Рассказ автобиографичен, в нем отражен один из наиболее тяжелых периодов в жизни писателя. По образованию М.А. Булгаков был врачом, выпускником медицинского факультета Киевского университета. Черты его биографии отражены в образах двух главных героев – врачей-однокурсников Сергея Полякова и Владимира Бомгарда.
В 2008 г. рассказ был экранизирован режиссером А. Балабановым.
Булгаков употреблял морфий?
Как и его герои, М.А. Булгаков некоторое время работал врачом в сельской глуши. Затем, по его просьбе, его перевели в районный центр Вязьму. Как и В. Бомгарду, Вязьма была для Булгакова оплотом цивилизации после жизни в селе, где даже не было электричества.
В 1917 г. М.А. Булгаков начал употреблять морфий. Первый раз это произошло, когда у него началась сильная аллергическая реакция на лекарство от дифтерии. Наркоманию писателя в своих воспоминаниях подробно описала его первая жена Т.Н. Лаппа. Она стала прообразом акушерки Анны Кирилловны в рассказе.
Следует учитывать, что в 20-х годах 19-го в. даже врачи не понимали реальный вред наркотиков. Они свободно продавались в аптеке, а в кругах интеллигенции употребление морфия и кокаина было даже модным.
О чем книга?
Книга является предупреждением против наркомании.
Один из главных героев, врач С. Поляков, застрелился, поскольку не смог победить болезненную тягу к наркотику. Первый раз морфий ему ввела Анна Кирилловна, чтобы снять мучительную боль в желудке. Морфий также помог врачу забыть о тяжелом жизненном разочаровании: его бросила жена, известная оперная певица.
Но справиться с наркозависимостью оказалось невозможно.
Проблемы
Основной проблемой произведения является распад личности вследствие употребления наркотиков. Рассказ предостерегает от попытки решить какие-либо жизненные проблемы с помощью наркотиков. Конечным результатом будет распад человеческой личности.
Девиантное поведение героя Булгакова
Вскоре после начала употребления морфина поведение С. Полякова стало противоречить всем нормам человеческой морали.
После укола он занимается лечением людей, полагая, что не может нанести им вред. У него начинаются галлюцинации, но он отказывается от лечения.
Какое-то время герой хочет излечиться от зависимости в московской клинике, но у него не хватает силы воли. Он не только сбегает из клиники, но и ворует морфий, чтобы сделать себе укол в общественном туалете.
Герой также попытался перейти с морфина на кокаин, но понял, что этим он только ускоряет деградацию.
В конце концов, понимая, что надежды на излечение нет, он кончает жизнь самоубийством.
Как Булгаков бросил морфий?
В отличие от своего героя, М. Булгакову удалось прекратить потребление наркотика. В борьбе с зависимостью его всячески поддерживала первая жена, Т.Н. Лаппа. Несколько раз она порывалась его бросить, но как и Анна Кирилловна из рассказа, не смогла оставить его один на один с болезнью.
Нужно ли молодежи просмотреть эту повесть?
Молодым людям обязательно нужно просмотреть эту книгу. Сейчас распространители наркотиков ищут своих клиентов в первую очередь в молодежной среде. Наркотик могут предложить в клубе, на концерте и даже в школе. Поэтому важно понимать, что даже однократная доза, принятая из любопытства, может стать началом пути к смерти и деградации.
2 вариант
Михаил Булгаков учился на врача и некоторое время работал по профессии. Полученный им опыт и его переживания изложены в его сборнике рассказов «Записки юного врача». Главный герой, доктор Бомгард, имеет схожие с писателем черты.
Рассказ «Морфий» примыкает к данному сборнику, но не входит в него. Тема произведения несколько шире тематики сборника. Главный герой все тот же.
Однажды доктор Бомгард получает записку от своего старого товарища по университету, Сергея Полякова. Он тоже работает доктором в соседней деревушке. Друг попросил его приехать и оценить его состояние. Бомгард хотел было ехать, но не успел… В фельдшерский пункт прибыла повозка с трупом Сергея Полякова, который перед самоубийством попросил передать свой дневник товарищу.
Дальнейшее повествование представляет собой чтение дневника Сергея Полякова. Этот прием добавляет произведению что-то личное. Создается имитация интимной беседы с близким другом. Все это располагает читателей к автору.
Однажды у Сергея Полякова заболел живот. Тогда он принял небольшую дозу морфия и заметил благотворный эффект от инъекции. Пропало чувство тоски и угнетения маленького города. Пропало чувство потери любви любимой женщины. Тогда доктор Поляков стал регулярно принимать дозы морфия.
Когда их было четыре, Сергей Поляков, как и всякий наркоман, убеждал себя, что это ничего не значит. Он не мог признать своей зависимости. Постепенно он стал рабом морфия, рассорился с помощницей, Анной Кирилловной, общался только с пациентами.
Конечно, в его душе еще была жива надежда на выздоровление. Даже тогда, когда он покрылся язвами, сильно похудел, он не терял надежды до конца. Сергей Поляков написал другу с просьбой о помощи. Однако, через некоторое время он все-таки не сдержался. Сергей Поляков полностью разочаровался в жизни, поэтому совершил самоубийство.
Это произведение не лишено биографического подтекста. Морфинисты (так называли себя люди, принимающие морфий) с середины девятнадцатого века создавали целую субкультуру, а к началу двадцатого она достигла пика. Морфинистами были в основном врачи. Многие из них хотели проверить действие препарата на себе.
Некоторые критики считают, что Михаил Булгаков также был морфинистом, а в повести «Морфий» поделился своими впечатлениями и опытом. Это был своего рода один из возможных жизненных сценариев Булгакова, если бы он не стал писателем.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Морфий
Популярные сегодня темы
История о мышонке Пик – это рассказ с элементами сказки. В ней переплетается реальность и вымысел. Сам автор называет все свои произведения: «сказка не сказка».
В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» описывается жизнь молодого офицера Печорина. Образ Печорина олицетворяет собой особенности молодого поколения, жившего в 30-х годах 19 века.
Валентин Александрович Серов известен во всем мире. Он был не просто живописцем, а народным талантом. Все его творчество проникнуто самосовершенствованием и непрерывным поиском чего-то нового.
Сочинения по Маяковскому
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала», даже будучи небольшим по содержанию, затрагивает глубокие философские вопросы, касающиеся гуманизма и нравственности.
Новое звучание главы Морфий из повести Записки юного врача: сочинение Ссылка на основную публикацию