Анализ главы Бал у сатаны: сочинение

Анализ главы “Бал у сатаны”

Скачать сочинение
Тип: Анализ эпизода

Предсмертный роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» насыщен потусторонними силами, которые играют в тексте сразу несколько ролей. Очень важное место в изображении этих сил занимает картина бала у сатаны, где добро и зло оказываются тесно переплетенными между собой, чуть ли не слитыми воедино.
Рассматривая картину бала у сатаны в романе Булгакова, нетрудно прийти к выводу о том, что в этой картине отражены детали традиционных представлений о шабаше ведьм и о святотатственной черной мессе. Царицей же шабаша непременно должна быть красивая голая девушка, прилетевшая на черном баране. Работая над созданием картины бала, Булгаков записал в черновике: «Черная месса… Маргарита и козел». Писатель использовал в рассматриваемой части книги традиционное представление о шабаше, отвергнув лишь очень немногие его детали, другие же изменив.
Обратим внимание на то, что в точном соответствии с законами шабаша происходит, помимо прочего, такое действие, как превращение головы Берлиоза в чашу-череп, из которой пьют вино и кровь. Один из, безусловно, очень важных эпизодов в картине бала – поднесение Маргарите кубка, наполненного кровью барона Майгеля – во многом является повторением сатанистского ритуала. Булгаков в данном эпизоде далеко не случайно пишет об убийстве именно барона Майгеля, желая, возможно, хотя бы таким образом, в художественной форме, показать свою ненависть к наиболее вероятному прототипу этого образа: ленинградскому литературоведу М.Майзелю. Он в начале 1930-х годов написал ряд критических статей о творчестве Булгакова, в которых называл писателя представителем “новобуржуазного направления” и обвинял его в непринятии революции и в “апологетическом отношении к дореволюционному прошлому” 6. Конечно же, Майзель вовсе не был бароном, но Булгаков нарочно называет персонажа романа “бароном Майгелем.
в 1937 году М.Майзель был репрессирован, расстрелян, а при Хрущеве реабилитирован. С удовлетворением восприняв факт его расстрела, посчитав его «справедливым возмездием», Булгаков именно как акт справедливости изобразил в своем последнем романе убийство барона, которое с легкостью совершил Азазелло.
Вспомним, что долгое время во многих христианских странах часто происходил «кровавый навет» на евреев, основанный на представлении о том, что они будто бы убивают христианских детей, чтобы использовать их кровь в ритуальных целях. Писатель прекрасно знал обстоятельства этого дела, возмутившего всю прогрессивную общественность, как Российской империи, так и других стран. Тем не менее, впоследствии он использовал в своей картине бала у сатаны несколько мотивов, согласно которым кровь евреи применяли, мол, в ночь начала Песаха (еврейской Пасхи), специально для приготовления мацы. Один из таких примеров: приказание выпить «кровь предателя» (барона Майгеля), которую Воланд подает Маргарите. Свита Воланда уверена, что благодаря употреблению крови Майгеля погибнут все «изменники великого дела». Еще один мотив связан с образом Фриды, которая занимает особое положение в сцене бала. Булгаковская Фрида убивает своего ребенка еще в младенчестве, при помощи носового платка. Писателю в эпизоде с нею очень важен был именно невинный младенец, как последняя мера добра и зла. Намек на то, что на совести евреев – будто бы души множества невинно убитых детей, в этом эпизоде для нас также очевиден.
Обильно украсив бальные залы розами, Булгаков, несомненно, учитывал сложную и многогранную символику, связанную с этим цветком. У Булгакова розы одновременно могут рассматриваться и как символы любви Маргариты к Мастеру, и как предвестие их скорой смерти. Подчеркнем, что роза – цветок, чуждый русской традиции. Поэтому обилие роз подчеркивает иностранное происхождение разыгрываемой в Москве дьяволиады и ее героев. А если вспомнить широко распространенное использование роз для украшения католических богослужений, то розы придают балу еще и дополнительный элемент – пародии на церковную службу. Такая пародия в свете антисемитских представлений о «связи еврейства с сатанизмом» оказалась весьма уместной.
Таким образом, можно заключить, что по замыслу Булгакова картина бала у сатаны в «Мастере и Маргарите» должна была показать, в завуалированной форме, при помощи фантастики, что в большевистской Москве не просто царствуют силы зла, а будто бы осуществляется замысел «тайного еврейского правительства», воплощающего, в воображении писателя и всей антиеврейски настроенной публики, данные силы в этом мире, точно так же, как дьявол и его свита – в мире потустороннем. Думается, что замысел этот вполне удался в предсмертном булгаковском романе.

64253 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Анализ главы “Бал у сатаны”

Смотрите также по произведению “Мастер и Маргарита”:

Анализ эпизода “Великий бал у сатаны” (по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”)

Роман «Мастер и Маргарита» писался на протяжении двенадцати лет. Это произведение стало итоговым в жизни и творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. Оно раскрывает взгляды писателя на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть. А также через всю книгу проходит идея подлинной ценности истинного искусства.

«Мастер и Маргарита» по композиции представляет собой роман в романе. Две истории, рассказанные автором, развиваются как бы параллельно друг другу, не соприкасаясь ни персонажами, ни идейным пафосом. Но это только видимость, на самом деле образы Мастера и Иешуа Ганоцри имеют много общего. И тем не менее, московскую историю и переработанный Булгаковым Новый завет можно отделить друг от друга без ущерба для художественной канвы произведения. Таким образом, роман о похождениях Воланда в Москве имеет свою сюжетную и композиционную структуру.

Глава «Великий бал у сатаны» является кульминацией романа. Это решающий момент в развитии характеров персонажей (Маргарита, Воланд). В этом эпизоде решается проблема милосердия, которая связана в романе с образом Маргариты. Даже став ведьмой, эта героиня не теряет самых светлых человеческих качеств. Ещё до бала, когда она крушит дом Драмлита, Маргарита видит в одной из комнат испуганного мальчика и прекращает разгром. На балу героиня также проявляет великодушие. Услышав от Бегемота историю Фриды, которая убила своего ребёнка потому, что ей нечем было его кормить, Маргарита спрашивает, что стало с тем, кто соблазнил несчастную. Она решает помочь Фриде – избавить её от вечной пытки. И после бала выполняет своё обещание.

Глава начинается с подготовки Маргариты к балу, где она должна быть королевой. Её омывают кровью, розовым маслом и одевают в туфельки из лепестков роз. На шею одевают тяжёлый медальон с изображением пуделя: «Это украшение чрезвычайно обременило королеву. Цепь сейчас же стала натирать шею, изображение тянуло её согнуться». Маргарита трижды появляется на бале: первый раз, чтобы поприветствовать гостей; второй, чтобы они не «почувствовали себя брошенными»; и в третий – при выходе Воланда.

Главными действующими лицами эпизода являются Маргарита и Воланд. Однако, практически всё действие сконцентрировано вокруг Маргариты. Очень часто бал показывается её глазами: «улетая, Маргарита видела…», «Маргарита попробовала оглядеться…», «Маргарита перестала видеть то, что происходит в швейцарской…». Работа королевы оказалась нелёгкой, но героиня с честью выдерживает все испытания, так как от этого зависит судьба Мастера. А ведь ради любви, как уже понятно, она способна на всё.

Воланд появляется в самом конце бала. Он демонстрирует перед гостями и, в том числе, перед королевой свою силу. Выпивает из недавно живой головы Берлиоза ещё горячую кровь барона Мигеля, шпиона и наушника, и его наряд преображается: «Исчезла заплатанная рубаха и истоптанные туфли. Воланд оказался в какой-то чёрной хламиде со стальной шпагой на бедре». Таким образом, подчёркивается мысль о том, что дьявол живет, пока есть грешники, так как именно кровью преступника и напился Воланд. Неслучайно поэтому он говорит: «Я пью ваше здоровье, господа!»
Эта фраза звучит одновременно и как тост, и как проклятие. После того как глоток сделала и Маргарита, гости рассыпаются в прах…

Очень помог Маргарите на бале Бегемот. Он подготавливал её к выходу, развлекал во время скучной церемонии приветствия рассказами о прегрешениях гостей и вообще направлял и подбадривал. А если бы не Коровьев, то королева никогда не узнала бы историю Фриды. Интересен вопрос, почему именно ей захотела помочь Маргарита? Скорее всего потому, что Маргарита посчитала Фриду виноватой лишь отчасти, так как ее преступление было совершено от отчаяния. Маргарита пожалела девушку.

В эпизоде «Великий бал у сатаны» Булгаковым воспроизводится современный вариант фольклорного мотива бала сатаны, который встречается во многих сюжета (Гоголь, Фауст и другие). Время и пространство во время этого действия очень условны: начинается бал с первым ударом часов, а заканчивается с последним; маленькая квартира превращается в огромную залу, в которую, тем не менее. можно попасть через входную дверь. Среди фонтанов, бьющих шампанским, неожиданно появляется образ адских топок: «…она летала над стеклянным полом с горящими под ним адскими топками и мечущимися между ними дьявольскими белыми поварами». Это является как бы ещё одним напоминанием, в честь кого и кем устроен бал.

Несмотря на силу, которую демонстрирует сатана, его власть иллюзорна. Он ведает только смертью и грехом, на его бале, кроме Маргариты, нет ни одного живого человека. Всё великолепие происходящего превратилось в прах: «Тление на глазах Маргариты охватило зал, над ним потёк запах склепа». В этих последних словах отчётливо звучит голос автора.

Образ бала в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Подготовка к сочинению на уроке литературы в 11-м классе

Разделы: Литература

Цели урока:

  1. Развивать навыки анализа эпизода художественного произведения. Продолжить работу над формированием монологического ответа. Прививать навыки самостоятельной оценки литературных произведений.
  2. Углубить понятие «художественный образ».
  3. Расширить литературный кругозор учащихся, вызвать у них интерес к источниковедческому аспекту в осмыслении содержания романа.

Предварительная подготовка к уроку:

1. Перечитать главы 22, 23, 24, 32.

2. Подготовить сообщения:

– Творческая история главы «Великий бал у Сатаны».
– Литературные прототипы Воланда.
– Прототипы гостей на великом бале у Сатаны (о каждом герое – отдельное сообщение).
– Анализ заключительного эпизода в сцене великого бала у Сатаны.

3. Конкурс рисунков учащихся к 23 главе романа.

4. Непосредственно перед уроком двум учащимся предлагаются индивидуальные карточки с заданиями:

– Соотнести произведения, где образ бала дан в романтической и реалистической традициях.
– В англо-русском и немецко-русском словарях найти переводы слов freedom и Frieden.

Во вступлении говорим о том, что на предыдущих занятиях учащиеся получили ключ к постижению «невозможного» романа «Мастер и Маргарита», что вместе мы уже определили направления поиска смысла и сейчас важный урок, цель которого – подготовиться к сочинению и … сделать новые открытия.

Записываем тему урока и определяем пути совместной работы (они могут быть представлены на доске):

1. Обсудить тему сочинения (заголовок), ее традиционность в русской литературе.
2. Повторить необходимые для раскрытия темы литературоведческие термины, углубить понятие «художественный образ».
3. Проанализировать эпизод «Великий бал у Сатаны».
4. Сделать выводы.

Читайте также:  Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»): сочинение

Для работы над литературоведческими понятиями выбираем 2-х экспертов.

В ходе обсуждения главы «Великий бал у Сатаны» они фиксируют термины, список которых прочитают в конце урока.

II. Обсуждение темы сочинения.

В ходе обсуждения названия темы на доске и в тетрадях может получиться такая запись:

– О чем будете рассказывать?

– Каким называют этот бал? (23 глава называется «Великий бал у Сатаны», в 22-ой главе Коровьев говорит Маргарите, что его называют «весенним балом полнолуния или балом ста королей».)

– Какое место занимает 23-я глава в романе? (Она находится во второй части романа.)

– Какую композиционную роль играет этот эпизод? (Это кульминационный момент в жизни потусторонних сил.)

– Какую роль играют потусторонние силы в романе в плане повествования о трех мирах: древнем, современном и потустороннем? (Потусторонние силы в романе играют роль связующего звена между древним и современным мирами.)

– Найдите ключевое слово в заголовке. (Образ.)

– Вам необходимо не просто пересказать события майской ночи, а показать, какой образ бала создает М.Булгаков.

2. Углубление понятия «художественный образ».

В 7-ом классе, составляя тезисный план к вступительной статье учебника, мы говорили об отличии литературы от науки и запомнили, что образность – свойство искусства вообще, воспроизведение жизни в образе, в конкретно-чувственной форме, или, говоря словами Чернышевского, в «формах самой жизни», а не «в формах мысли», не в понятиях. Художественный образ двойствен по природе. С одной стороны, он должен давать представление об отражаемой действительности, даже если произведение не реалистическое. Мы становимся на точку зрения автора и условно «верим» в его персонажи. Иначе мы эту художественную реальность (например, далекое прошлое или фантастический мир) не сможем воспринимать как настоящее, разворачивающееся перед нами действие. Но, с другой стороны, мы видим, что это все-таки не сама жизнь, что это искусно сделано автором.

Именно емкая образность позволяет литературной классике отражать весь мир, как в капле воды; решать огромные социально-исторические и непреходящие общечеловеческие проблемы.

Следовательно, образность литературы состоит не в отдельных приемах, а в подчиненности каждого слова, каждого элемента произведения некой сверхзадаче, направленной на эстетическое освоение всего богатства мира.

– Определите теперь, какова должна быть цель, идея вашего сочинения?

(Увидеть, как в малой капле – эпизоде, отдельной главе – отражается художественный мир автора; показать, как в анализируемом эпизоде преломляются основные темы всего произведения, какие нравственные проблемы решаются автором.)

3. О традиционности образа бала в русской литературе.

– Посмотрим, насколько традиционным был в русской литературе образ бала. Слушаем ответ ученика, выполнившего индивидуальное задание по карточке (см. Приложение 1.).

4. Сообщение ученика о творческой истории создания сцены бала (см. Приложение 2.)

III. Анализ эпизода романа – 23-ей главы «Великий бал у Сатаны».

1. Определим хронотоп этого эпизода.

– Где происходит великий бал? (В «нехорошей квартире» №50 по улице Садовой 302-бис.)

– Для того чтобы описать столь грандиозный бал, потребовалось раздвинуть пространство обыкновенной московской квартиры до сверхъестественных размеров. И, как объясняет Коровьев, «тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов». [1.- Т.3. – С.312.]

Здесь стоит вспомнить уэллсовского «Человека-невидимку», где Гриффин так излагает свою идею, позволившую ему достичь невидимости: «Я нашел общий закон пигментов и преломлений света формулу, геометрическое выражение, включающее четыре измерения. Дураки, обыкновенные люди, даже обыкновенные математики и не подозревают, какое значение может иметь для изучающего молекулярную физику какое-нибудь общее выражение». Булгаков пародирует английского фантаста, увеличив число измерений до пяти и получив тем самым возможность видеть невидимое при нормальных условиях: гигантские залы, в которых происходит бал, помещаются в бывшей квартире Берлиоза.

– Покажите, до каких пределов раздвинута бывшая квартира Берлиоза.

– Когда начинается действие в 23-ей главе? ( «Полночь приближалась», «до полуночи не более десяти секунд».)

2. Чьими глазами показан бал? (Маргариты.)

– Не случайно описание бала и прочих событий той ночи отсутствует в материалах следствия. Ведь возлюбленная Мастера – единственный человек, кто мог бы подробно рассказать об этом, но она бесследно исчезла.

– Обратимся к действующим лицам. Прошу записывать имя каждого и отмечать, с какой темой, проблемой связан литературный герой. Консультанты будут рассказывать о прототипах персонажей.

3. Беседа о Воланде.

– Кто устраивает великий бал?

– Кратко охарактеризуйте его.

– В каком виде предстает Воланд на балу?

(«Тогда Маргарита опять увидела Воланда… Поразило Маргариту то, что Воланд вышел в этот последний выход на балу в том самом виде, в каком он был в спальне. Все та же грязная заплатанная сорочка висела на его плечах, ноги были в стоптанных ночных туфлях. Воланд был со шпагой, но этой обнаженной шпагой он пользовался как тростью, опираясь на нее. Прихрамывая, Воланд остановился возле своего возвышения…». [1.-Т.3. – С.341.] )

– Есть ли ирония автора по поводу такого затрапезного вида Воланда? (Нет.)

– Сатана не вызывает улыбки. Более того, авторская ирония не касается Воланда ни разу. Почему? Обратитесь к эпиграфу романа.

– Можно рассказать учащимся о Воланде в разных редакциях романа (см. Приложение 4).

– Почему Булгакову понадобился Воланд «величественный и царственный», близкий литературной традиции Гете, Лермонтова и Байрона, живописи Врубеля, каким мы находим Воланда в окончательном тексте романа?

(Это связано с философским замыслом романа. Воланд олицетворяет вечность. Он – то вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра.)

4.Беседа о Маргарите.

– Мы уже отметили, что потусторонний мир во 2-ой части романа показан как бы глазами Маргариты. Какую роль она играет на бале? (Маргарита – королева бала, она невеста Дьявола.)

– Что вы можете сказать о прототипах этого образа? (Булгаков сохранил в своем романе имя героини Гете, но его Маргарита имеет и реальный прототип. Им послужила Елена Сергеевна Шиловская, ставшая третьей женой Михаила Афанасьевича. Писатель делал выписки о Маргарите Валуа, известной своей страстностью, и о Маргарите Наваррской – обе исторические Маргариты, как отмечается в словаре Брокгауза и Эфрона, покровительствовали писателям и поэтам. С 1934 г. образ Мастера становится центральным в романе, рядом с ним – обобщенный поэтический образ женщины, которая любит.)

– Почему именно Маргарита подошла на роль хозяйки бала? (В 22-ой главе Коровьев объясняет Маргарите причины выбора в королевы именно ее: «Установилась традиция…». [1 .-Т.3. – С.314-315.] )

– Итак, «полночь приближалась, пришлось спешить». Маргариту готовят к балу. «Откуда-то явился Коровьев и повесил на грудь Маргариты…». [1.- Т.3. – С.326.] Находим в тексте, что он повесил ей на грудь. («Откуда-то явился Коровьев и повесил на грудь Маргариты тяжелое в овальной раме изображение черного пуделя на тяжелой цепи».)

– Что произошло? Почему? (Коровьев и Бегемот стали относиться к ней с почтительностью. Изображение черного пуделя – это символ власти зла. У Воланда была «трость с черным набалдашником в виде головы пуделя». [1.- Т.3. – С.9.] )

– Как в литературоведении называется эта маленькая «говорящая» подробность? (Художественная деталь.)

– На одном из уроков предметом нашего внимания была история Мастера и Маргариты, но тема любви в более широком философском смысле звучит с начала 23-ей главы.

(Учащиеся находят в тексте романа совет Коровьева Маргарите перед началом бала: «Разрешите, королева, вам дать последний совет. Среди гостей будут различные, ох, очень различные, но никому, королева Марго, никакого преимущества! Если кто-нибудь и не понравиться… я понимаю, что вы, конечно, не выразите этого на своем лице… Нет, нет, нельзя подумать об этом! Заметит, заметит в то же мгновение! Нужно полюбить его, полюбить, королева! Сторицей будет вознаграждена за это хозяйка бала. И еще: не пропустить никого! Хоть улыбочку, если не будет времени бросить слово, хоть малюсенький поворот головы. Все, что угодно, но только не невнимание. От этого они захиреют…». [1.-Т.3. – С.327.])

– Кроме темы Любви, с образом Маргариты связана и другая основная тема романа. Сформулируйте ее после предложенных исходных данных. Cм.

Воланд устраивает великий бал, и ему нужна хозяйка бала. Находится Маргарита, которая ради спасения Мастера готова продать душу Дьяволу. Она становится его невестой, но любит она Мастера.

– Какое чувство она испытывает перед Мастером? (Чувство вины.)

– Что она совершает в нравственном смысле? (Измену.)

– Это преступление, за которое неизбежно что? (Расплата.)

– Какую основную тему можно сформулировать? (Тема вины и расплаты, преступления и наказания.)

IV. Характеристика гостей бала.

– Давайте посмотрим, как эта тема всего романа – тема вины и расплаты – преломляется в сцене бала. Всех гостей бала можно условно разделить на мнимых и истинных отравителей, великих злодеев и особое положение в главе занимает эпизод с Фридой.

Схема представлена на доске. Cм.

1. Характеристика гостей – мужчин, мнимых отравителей, на великом бале у Сатаны.

– Кто появляется первым? ( «Господин Жак с супругой».)

– Как видим, Кер был не столь уж зловещей фигурой, обвинения против него так и остались недоказанными и были порождены наветами его именитых должников. Исторический Жак ла Кер умер своей смертью, а булгаковский персонаж был казнен на виселице.

– Почему? (Есть реальное преступление – должно быть и реальное наказание.)

– Какую роль играет первый гость? Прочтем, как он появляется, как реагирует Маргарита, и поймем, какова цель автора. ( И своей выдумкой казни Жака, и этой жуткой сценой появления первых гостей автор добивается нагнетания атмосферы в начале бального съезда. Маргарита поражена жутким зрелищем, но постепенно привыкает к нему.)

– Кто следующий из гостей мужчин – мнимых отравителей? ( «В это время внизу из камина появился безголовый, с оторванною рукою скелет, ударился оземь и превратился в мужчину во фраке… По лестнице поднимался вверх бегом одинокий фрачник.

– Граф Роберт, – шепнул Маргарите Коровьев, – по-прежнему интересен. Обратите внимание, как смешно, королева, – обратный случай: этот был любовником королевы и отравил свою жену». [Т.3. – С.331-332.] )

– Булгаков в своей трактовке этого образа пошел вслед за В.Скоттом. Он казнит графа, следуя принципу: если преступление в романе – действительное, то за него следует справедливое воздаяние. Характерно, что на балу Лейчестер появляется в одиночестве, поскольку его любовница королева к преступлению не причастна.

– Какой еще чародей и алхимик был повешен? («Королева, секунду внимания: император Рудольф, чародей и алхимик… Еще алхимик, – повешен». [Т.3. – С.336.])

– Ряд мнимых отравителей на балу завершает «кто-то новенький». Чувствуете в этом ироническом «кто-то новенький» какой-то зловещий намек, недомолвку?

– На балу оказался еще один участник процесса «правотроцкистского блока». Его прототип Бухарин. Кто это? ( «Нижний жилец» Николай Иванович.)

Читайте также:  Фантастика и реальность в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

– Как видите, этот герой связан с основной темой романа – темой искусства.

2. Характеристика гостей – женщин, истинных отравительниц.

Вернемся к нашим отравителям. Все мнимые отравители на балу – мужчины. Но перед Маргаритой проходят и истинные отравители, вернее, отравительницы, поскольку все они – женщины.

V. Анализ эпизода, условно называемого «Фрида».

1.В сцене бала образ Фриды занимает особое положение. Само это имя вызывает множество ассоциаций.

Ответ ученика, работавшего до урока с англо-русским и немецко-русским словарями.

Слово «Фрида» близко и к английскому, означающему «свобода», и к немецкому, которое переводится как «мир», «покой».

Таким образом, имя Фриды косвенно оказывается в связи с важнейшими темами романа – темой Свободы и с темой, развиваемой в заключительных главах романа, – темой Покоя. Также оно связано с темой вины и расплаты. Расскажите о Фриде. Кто она такая? Почему оказалась на балу у Сатаны? Как решается ее судьба после бала?

2. Монологический ответ учащегося с использованием текста.

3. Сообщение ученика о прототипах Фриды (см. Приложение 11).

– Как решается судьба Фриды уже после бала? (Глава 24: Фриде даруется милосердие).

– Чтение эпизода прощения Фриды.

– Кто прощает Фриду? Сатана – символ зла или Бог – символ добра?

(Человек прощает человека, как и в эпизоде, когда Мастер прощает Пилата.)

– Почему из всех гостей – отравителей, злодеев – прощение даруется только Фриде?

(Она и при жизни испытывала муки совести. 30 лет в потустороннем мире каждый день камеристка подкладывала ей платок, которым она задушила младенца. Следовательно, за свою вину Фрида расплатилась сполна. Она заслужила Свободу и Покой именно потому, что мучилась и в земной жизни.)

– Теперь сделаем вывод-предположение о связи образа Маргариты с чередой гостей на балу в тематическом смысле вины и расплаты.

Согласитесь: то, что перед Маргаритой проходит вереница злодеев, убийц, отравительниц, вперемешку с распутницами и своднями, не случайно.

1) Как сама Маргарита оценивает свою вину перед Мастером?

2) Почему на балу перед ней проходит так много отравителей и отравительниц?

3) Кем будут отравлены Мастер и Маргарита в дальнейшем?

4) Какую возможность оставляет Булгаков для думающего читателя?

5) Зачем Воланд знакомит Маргариту со знаменитыми злодеями и распутницами?

6) Какую альтернативу прочтения дарит автор: где происходит бал и все события, связанные с ним?

– Каким эпизодом заканчивается великий бал у Сатаны? ( «Воланд остановился возле своего возвышения, и сейчас же Азазелло оказался перед ним с блюдом в руках, и на этом блюде Маргарита увидела отрезанную голову человека с выбитыми передними зубами». [Т.3. – С.341.] Это голова Михаила Александровича Берлиоза.)

– Почему так жестоко Воланд обходится с Берлиозом?

– Какой тезис, дающий человеческой жизни духовный свет, пронизывает и весь роман в целом? («Каждому будет дано по его вере».)

В художественном мире Булгакова «каждому дано по его вере». Берлиоз – это человек без фантазии, он лишен воображения и способности воспринимать чужую точку зрения, он ни во что, кроме своей догмы, не верит, он получает «по своей вере» – небытие.

Примечательно, что в произведении Воланд почти дословно повторяет слова Христа, приведенные евангелистом Матфеем: «По вере вашей да будет вам». Дьявол цитирует Иисуса… Это уже говорит о том, что в романе Булгакова они не антагонисты, они составляют ту гармонию мироздания, в которой есть место тьме и свету.

V. Итоги анализа эпизода «Великий бал у Сатаны».

1) Как преломляется в данном эпизоде тема вины и расплаты?

(- По Булгакову, если преступление действительное, а не мнимое, то за него следует справедливое воздаяние.

– Если человек и при жизни испытывает муки совести, он заслуживает прощения.

– Мастеру и Маргарите Булгаков оставляет альтернативу: отравление ядом мнимое – в конце концов, они оказываются не в мире Зла (в аду), им дарован Покой.

– Значит, каждому будет дано по его вере.)

2) Вот таким же образом, отталкиваясь от прототипов героев, вы можете рассмотреть, как преломляются в данном эпизоде основные темы романа: тема Добра и Зла, тема Любви, тема Творчества, тема Художника, тема Света и Покоя. В этом вам поможет книга:

Соколов Б.В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории. – М.: Наука, 1991.

3) А теперь выслушаем экспертов. Какие литературоведческие понятия вы записали?

(Эпизод, композиция, кульминационный момент, художественный образ, образность, ассоциация, портрет, гротеск, традиция, пародия, фантастика, прототип, эпиграф, авторская ирония, юмор, сатира, олицетворение, символ, художественная деталь.)

VI. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Образ бала в романе М.А.Булгакова».

Список использованной литературы:

1. Булгаков М.А. Сочинения: в 3-х т. Т.3. Мастер и Маргарита. Роман. Письма. – Екатеринбург: У-Фактория, 2002.
2. Маранцман В.Г. Изучение литературы в 9-ом классе. Метод. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1992.
3. Современный словарь-справочник по литературе / Сост. и науч. ред. С.И.Кормилов .- М.:Олимп; ООО АСТ, 1999 .
4. Соколов Б.В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории.- М.:Наука, 1991.
5. Чеботарева В.А. Прототип булгаковской Маргариты. // Лит. Азербайджан.-1998.- №2. – С. 117-118.

Великий бал у Сатаны (Булгаков Михайл)

«Мастер и Маргарита» – уникальный многожанровый и многоплановый роман ХХ столетия, оказавший влияние на мировую культуру. Его автором является Михаил Афанасьевич Булгаков – выдающийся писатель, одна из самых ярких личностей в истории русской литературы. Это произведение подводит итог его представлений о жизни, поскольку он вложил в свое «творение» всего себя: все свои чувства, которые пережил за годы жизни, все свои мысли о любви, о свободе, о смерти и бессмертии, о борьбе добра и зла, о нравственном долге, тем самым заставляя читателей размышлять над вечными проблемами.

С особым интересом и волнением я читала кульминацию, 23 главу романа под названием «Великий бал у Сатаны».

Прежде всего, мне хотелось бы отметить тот факт, что «весенний бал полнолуния, или бал ста королей» проходил в обычной московской квартире №50 по улице Садовая 302-бис, что казалось бы невозможным и странным, однако Коровьев объяснял: «тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничто не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов».

Еще в предыдущей главе «При свечах» становится известно, что королевой бала избрана главная героиня романа – Маргарита, потому что «…установилась традиция…хозяйка бала должна непременно носить имя Маргариты…она должна быть местной уроженкой…»

Эпизод начинается с подготовки к запланированному мероприятию: «Гелла и помогающая ей Наташа окатили Маргариту какой-то горячей, густой и красной жидкостью…», «…стали растирать какими-то большими зелеными листьями», «…из лепестков бледной розы туфли сами собой застегнулись золотыми пряжками», «…в волосах у неё блеснул королевский алмазный венец», «Коровьев повесил на грудь тяжелое в овальной раме изображение пуделя на тяжелой цепи.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Это украшение чрезвычайно обременило королеву». Хочу напомнить, что с образом пуделя, мы впервые сталкиваемся в описании внешности Воланда в первой главе «Никогда не разговаривайте с неизвестным». Так же и на балу «какой-то чернокожий подкинул под ноги Маргарите подушку с вышитым на ней золотым пуделем». И это неспроста: ведь образ пуделя символизирует дьявола, да и тот момент, когда героиню омывали кровью напоминает какой-то сатанистский ритуал. Таким образом, Булгаков довольно ответственно и тщательно отнесся к описанию подготовки королевы к «великому балу».

Также перед Маргаритой стояла очень непростая задача: «среди гостей будут различные, ох, очень различные, но никому, королева Марго, никакого преимущества. не пропустите никого…все, что угодно, но только не невнимание».

Все началось с пронзительного взгляда кота Бегемота: «…бал упал на неё сразу в виде света, вместе с ним – звука и запаха… на неё обрушился рёв труб, а вырвавшийся из-под него звук скрипок окатил её тело, как кровью…» Десять секунд, которые оставались до полуночи показались чрезвычайно длинными, но потом из камина «выскочила виселица с болтающимся на ней полурасспавшимся прахом…из него выскочил черноволосый красавец во фраке и в лакированных туфлях». Стали один за одним приходить, как и говорил Коровьев, совершенно разные гости. Но их объединяло одно – все они были мертвецами-грешниками: господин Жак отравил королевскую любовницу, граф Роберт отравил свою жену, госпоже Тофане, имевшей испанский сапожок на ноге и зелень на шее, надоел муж, Госпожа Минкина отравила двух братьев и сестёр из-за наследства, император Рудольф – чародей и алхимик. Никто из них не вызвал сочувствия у Маргариты Николаевны. Исключением стала Фрида: «когда служила в кафе…хозяин как-то зазвал в кладовую, а через девять месяцев она родила мальчика, унесла его в лес и засунула в рот платок, а потом закопала в земле…на суде она говорила, что ей нечем кормить ребёнка». За это к ней была приставлена камеристка, которая на протяжении уже тридцати лет клала на ночь на столик косовой платок, от которого Фрида никаким образом не могла избавиться. Королева не сочла виноватой одну лишь «молодую женщину», ей стало жаль гостью. Даже став ведьмой, Маргарита не потеряла своих светлых человеческих чувств, и именно поэтому в следующей главе «Извлечение Мастера» она «пожертвовала» своим желанием и навсегда избавила Фриду от мучений.

Все это время героиня находилась сопровождение Коровьева и Бегемота, которые помогали ей: направляли и подбадривали. А Воланд в окружении Абадонны, Азазелло и еще нескольких похожих на Абадонну, черных и молодых, появились в конце бала. «Поразило Маргариту то, что он вышел в этот последний великий выход на балу как раз в этом самом виде, в каком был в спальне «все та же грязная заплатанная сорочка висела на его плечах, ноги были в стоптанных ночных туфлях…» А голова того самого Берлиоза, которую отрезало трамваем на Патриарших Прудах в третьей главе «Седьмое доказательство», стала кубком для Сатаны, его наполняла кровь убитого барона Майгеля, «служащего зрелищной комиссии в должности ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы», который оказался «наушником и шпионом». Воланд сделал глаток со словами: «Я пью ваше здоровье, господа», затем приказал выпить Маргарите: «не бойтесь, королева, кровь давно ушла в землю. И там, где она пролилась, уже растут виноградные гроздья». После этого «толпы гостей стали терять свой облик…колонны распались, угасли огни, все съёжилось…»

Глава «Великий бал у Сатаны» является ключевой и немаловажной для понимания всего романа. В ней утверждается закон: «Каждому будет дано по его вере». И смерть Берлиоза этому подтверждение. Также после прочтения этого эпизода можно еще раз убедиться в том, что любовь всемогуща: ради спасения своего возлюбленного, Мастера, булгаковская героиня становится ведьмой, продав свою душу дьяволу.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Читайте также:  Идейно-художественное своеобразие романа Булгакова Белая гвардия: сочинение

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id13207

Анализ главы Бал у сатаны: сочинение

Предсмертный роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» насыщен потусторонними силами, которые играют в тексте сразу несколько ролей. Очень важное место в изображении этих сил занимает картина бала у сатаны, где добро и зло оказываются тесно переплетенными между собой, чуть ли не слитыми воедино.

Рассматривая картину бала у сатаны в романе Булгакова, нетрудно прийти к выводу о том, что в этой картине отражены детали традиционных представлений о шабаше ведьм и о святотатственной черной мессе. Царицей же шабаша непременно должна быть красивая голая девушка, прилетевшая на черном баране. Работая над созданием картины бала, Булгаков записал в черновике: «Черная месса… Маргарита и козел». Писатель использовал в рассматриваемой части книги традиционное представление о шабаше, отвергнув лишь очень немногие его детали, другие же изменив.

Обратим внимание на то, что в точном соответствии с законами шабаша происходит, помимо прочего, такое действие, как превращение головы Берлиоза в чашу-череп, из которой пьют вино и кровь. Один из, безусловно, очень важных эпизодов в картине бала – поднесение Маргарите кубка, наполненного кровью барона Майгеля – во многом является повторением сатанистского ритуала. Булгаков в данном эпизоде далеко не случайно пишет об убийстве именно барона Майгеля, желая, возможно, хотя бы таким образом, в художественной форме, показать свою ненависть к наиболее вероятному прототипу этого образа: ленинградскому литературоведу М.Майзелю. Он в начале 1930-х годов написал ряд критических статей о творчестве Булгакова, в которых называл писателя представителем “новобуржуазного направления” и обвинял его в непринятии революции и в “апологетическом отношении к дореволюционному прошлому” 6. Конечно же, Майзель вовсе не был бароном, но Булгаков нарочно называет персонажа романа “бароном Майгелем.

в 1937 году М.Майзель был репрессирован, расстрелян, а при Хрущеве реабилитирован. С удовлетворением восприняв факт его расстрела, посчитав его «справедливым возмездием», Булгаков именно как акт справедливости изобразил в своем последнем романе убийство барона, которое с легкостью совершил Азазелло.

Вспомним, что долгое время во многих христианских странах часто происходил «кровавый навет» на евреев, основанный на представлении о том, что они будто бы убивают христианских детей, чтобы использовать их кровь в ритуальных целях. Писатель прекрасно знал обстоятельства этого дела, возмутившего всю прогрессивную общественность, как Российской империи, так и других стран. Тем не менее, впоследствии он использовал в своей картине бала у сатаны несколько мотивов, согласно которым кровь евреи применяли, мол, в ночь начала Песаха (еврейской Пасхи), специально для приготовления мацы. Один из таких примеров: приказание выпить «кровь предателя» (барона Майгеля), которую Воланд подает Маргарите. Свита Воланда уверена, что благодаря употреблению крови Майгеля погибнут все «изменники великого дела». Еще один мотив связан с образом Фриды, которая занимает особое положение в сцене бала. Булгаковская Фрида убивает своего ребенка еще в младенчестве, при помощи носового платка. Писателю в эпизоде с нею очень важен был именно невинный младенец, как последняя мера добра и зла. Намек на то, что на совести евреев – будто бы души множества невинно убитых детей, в этом эпизоде для нас также очевиден.

Обильно украсив бальные залы розами, Булгаков, несомненно, учитывал сложную и многогранную символику, связанную с этим цветком. У Булгакова розы одновременно могут рассматриваться и как символы любви Маргариты к Мастеру, и как предвестие их скорой смерти. Подчеркнем, что роза – цветок, чуждый русской традиции. Поэтому обилие роз подчеркивает иностранное происхождение разыгрываемой в Москве дьяволиады и ее героев. А если вспомнить широко распространенное использование роз для украшения католических богослужений, то розы придают балу еще и дополнительный элемент – пародии на церковную службу. Такая пародия в свете антисемитских представлений о «связи еврейства с сатанизмом» оказалась весьма уместной.

Таким образом, можно заключить, что по замыслу Булгакова картина бала у сатаны в «Мастере и Маргарите» должна была показать, в завуалированной форме, при помощи фантастики, что в большевистской Москве не просто царствуют силы зла, а будто бы осуществляется замысел «тайного еврейского правительства», воплощающего, в воображении писателя и всей антиеврейски настроенной публики, данные силы в этом мире, точно так же, как дьявол и его свита – в мире потустороннем. Думается, что замысел этот вполне удался в предсмертном булгаковском романе.

Литература

Анализ эпизода “Великий бал Сатаны” (ч.2, гл.23)

(23 глава, ч.2)

Значительное место в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» занимает мотив испытания, проходя через которые разные герои оказываются либо вознагражденными, либо наказанными.
Заслужить награду можно, только оставаясь самим собой, сохраняя чистоту своей души. Великий бал Сатаны является кульминацией романа – высшей точкой испытания Маргариты, испытания Любовью. Это для нее последний шанс спасти Мастера.

23 глава состоит из следующих эпизодов: 1) Подготовка Маргариты к роли королевы; 2) Встреча гостей; 3) Фрида; 4) Бал; 5) Появление Воланда. 6) Окончание бала.

Булгаков: «Ежегодно мессир даёт один бал. Он называется весенним балом полнолуния, или балом ста королей. Так вот-с: мессир холост. — нужна хозяйка. Установилась традиция, что хозяйка должна непременно носить имя Маргариты. Сто двадцать одну Маргариту обнаружили мы в Москве — ни одна не подходит».

Подготовка Маргариты к роли Королевы на балу Воланда начинается еще в 20 главе «Крем Азазелло», в которой она должна сама сделать добровольный выбор, псоле чего она стала «невидима и СВОБОДНА»!. В 21 главе «Полет» Маргарита проходит ритуал Посвящения в Ведьмы.

По дороге на озеро, где должен состоятся обряд, Маргарита громит квартиру критика Латунского, фактически уничтожившего роман Мастера. Но когда она видит в одной из комнат испуганного четырехлетнего мальчика и прекращает разгром. Неистовая ненависть исчезает, уступив место милосердию и разуму. Душевное состояние Маргариты нормализуется. Она уносится прочь из Москвы. Шабаш происходит на берегу реки, главную роль на нем играет козлоногий, подносящий Маргарите бокал с шампанским. Полет Маргариты и шабаш – это своеобразная прелюдия к сценам, связанным с великим балом и сатаной. Оказавшись же в окружении зеленеющих лесов, росистого луга, водоемов Маргарита обретает душевное спокойствие.

Обряд посвящения Маргариты в Королевы бала совершается через орошение и купание в крови. Пролитая кровь — символ жертвоприношения, а также символ жизни.

Задача Маргариты на балу – всех одарить вниманием и любовью (способность к всепрощению). Все гости Воланда — воскресшие грешники-мертвецы — являются исторически реальными лицами. Гости на балу появляются из камина, напоминающего «холодную пасть». Возникает ассоциация с пеплом, тлением, потухшим огнём жизни. Гостей, которых встречает Маргарита, представляет Бегемот не только по именам, но и по поступкам, он подробно описывает, за что понесли наказание те или иные люди.

Во время прибытия гостей, колено Маргариты гости сатанинского бала поочередно покрывают поцелуями, каждый из них забирает у Маргариты часть жизненной силы. Но толька одна из гостей – Фрида (ее имя означает «свобода») вызывает у Маргариты сочувствие. Фрида – детоубийца, но она единственная из всех гостей-грешников раскаялась в своем преступлении. На балу у Сатаны Фрида молит только об одном: чтобы ей перестали подавать этот ненавистный платок. За нее потом попросит Маргарита, не за себя, не за Мастера. А ведь Воланд может исполнить только одну ее просьбу. «Воланд, обратившись к Маргарите, спросил: – Вы, судя по всему, человек исключительной доброты? Высокоморальный человек? – Нет, – с силой ответила Маргарита, – я знаю, что с вами можно разговаривать только откровенно, и откровенно вам скажу: я легкомысленный человек. Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь. Ничего не поделаешь! Так уж вышло. – А, – сказал Воланд, – это понятно». Воланд предоставляет помилование Фриды самой Маргарите, при этом исполняет и заранее оговоренное желание (извлекает мастера из клиники).

Воланд появляется на своем балу только в самом его конце. «Воланд вышел в этот последний великий выход на балу как раз в том самом виде, в каком был в спальне. Всё та же грязная заплатанная сорочка. ». Через некоторое время произошла метаморфоза. Воланд оказался в чёрной хламиде со стальной шпагой на бедре. Он приходит, принося с собой не только смерть и кровь, но — торжество возмездия. Наиболее значимым эпизодом в главе оказывается разговор Воланда с Берлиозом. Так Булгаков продолжает ранее начатый разговор о Дьяволе и Боге. Именно в этой главе автор и ставит точку – каждый получит по своей вере. Это непреложный закон жизни, переступить его нельзя. Наказание и воздаяние приходит по вере человека. Примечательно, что в произведении Воланд почти дословно повторяет слова Христа, приведенные Матфеем: «По вере вашей да будет вам». Дьявол цитирует Иисуса… Это уже говорит о том, что в романе Булгакова они составляют ту гармонию мироздания, в которой есть место тьме и свету.

Маргарита не утратила своей чистоты. Она пришла на бал и исполнила обязанности хозяйки ради своей любви. Она жертвует собой ради возлюбленного, а значит, достойна награды. Награду эту и дарует ей Воланд в 24 главе: «Никогда и ничего не просите, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!».

В эпизоде затронута важнейшая для Булгакова идея – идея высшего воздаяния. По мнению автора, в конечном итоге каждому воздастся по его вере и по заслугам. Маргарита любит Мастера — и в этом состоит ее вера. В конечном итоге она воссоединяется со своим возлюбленным. Мастер, сломленный испытаниями, мечтает обрести покой — и он его получает. Берлиоз уходит в небытие — ведь он отрицал существование Бога и загробной жизни. И еще одна важная мысль выражена в данном эпизоде. Она состоит в том, что воздаяние не происходит только из-за того, что человек что-либо просит. Напротив. Просить для исполнения желания — недостаточно. Ты должен хотеть это всем своим существом, должен быть готов пожертвовать ради этого всем — даже жизнью.

Три « М » — это Маргарита, мастер и Воланд ( W — перевернутая М ). Перевёртывание символа – его отрицание. ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ВЕРХА И НИЗА (что символически показывает связанность миров Верха — Добра и Низа — Зла).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  1. Как называется бал сатаны?
  2. Почему именно Маргарита подошла на роль хозяйки бала?
  3. Каковы обязанности Маргариты на балу?
  4. Почему из всех гостей – отравителей, злодеев – прощение даруется только Фриде?
  5. За что наказывает Воланд Берлиоза?
  6. В чем заключается булгаковская идея воздаяния?
  7. Разделяете ли вы эту идею автора?

Ссылка на основную публикацию
×
×