Поэтический образ России в лирике А. А. Блока: сочинение

Тема и образ России в лирике Блока сочинение

Александр Блок необычный писатель-символист. Его талант настолько ценен, что многие события того времени отразились в блестящих его стихотворениях. В основе творчества Блока лежит философия Соловьева, благодаря учению которого нашел свое предназначение ещё один человек.

Александру Блоку никогда не была чужда тема России, ибо родина в сердце писателя занимала особое место. Образы Отечества стали раскрываться еще в «Стихах о Прекрасной Дамы», где считалось, что женственность сродни любви. Все это вечно. В виде женщины предстает Россия. А для Блока они – это нечто возвышенное, глубоко духовное. Говоря об этом, стоит упомянуть произведение «Новая Америка», где сродни истинным любовным волнениям и переживаниями является само чувство патриотизма, считающееся истинным.

Заботясь об Отечестве, постоянно о нем думая, Блок выпускает новый цикл «Родина», что посвящен Любови Дельмас, которая была возлюбленной писателя.

Александр Блок сливал себя с родиной, ибо считал, что они одно целое, неделимое. Он говорил: «О Русь моя! Жена моя!» Сразу видно, что для писателя Россия не просто слово, не просто понятие. Это нечто большее, ибо любит он её не столь за что-то внешнее, сколько за внутреннее. Всю свою внимательность и заботу к родине излил писатель в стихотворении «Россия», написанное в 1908 году.

Писатель верит в светлое будущее России, принимает ее такой, какая она есть. Без гнева впускает революцию, не считая при этом, что такое деяние как-то положительно скажется на родине. Это видно в поэме «Двенадцать», где раскрываются ужасы происходящего во время переворотных действий. Блок осознает, что той прежней России, к сожалению, нет, это катастрофа. Однако даже после всего произошедшего писатель не перестает проявлять теплые чувства к родине.

Так, образ России многозначен у Александра Блока. В его творчестве воплощаются мотивы любви, нежности, заботы к ней. Несмотря ни на что творец не разочаровывается в Отечестве. Когда случаются падения, то он не перестает ее любить и уважать, а наоборот, старается всеми силами участвовать в ее жизни.

Сочинение Образ России в творчестве Блока 11 класс

Как можно не любить свою страну, свою Родину? Ведь её, как и родителей, не выбирают. К образу России Блок обращается неоднократно. Он писал и про старую Русь, и про Русь революционную. Куликовской битве он посвятил несколько стихотворений. Он называет Русь своей женой, обращается к ней, как к самому близкому человеку.

Россия всегда была загадкой для иностранцев. В раннем творчестве в стихотворении с названием «Русь» он пишет про нечистую силу – колдунов с мутным взором, чертей, ведьм, которые обитают на её просторах. А за этой сказкой скрывается реальность – нищая, убогая жизнь на огромных просторах. Некоторые территории необъятной России и сейчас так живут. Убогие, покосившиеся от старости избы, люди, живущие за чертой бедности.

Ещё одно стихотворение называется «Россия». В нём описывается русская деревня. Разбитая дорога, серые от дождей избы. Но поэт верит, что Россия не пропадёт, не сгинет, какой бы правитель не стоял у руля. Да, она не сгорела в горниле двух мировых войн. Разобралась с внутренними и внешними врагами, стала современной державой, с которой вынуждены считаться и друзья, и враги.

Для Блока Россия – это женщина. Прекрасная незнакомка из ранних произведений поэта. Для него понятия любить Россию и любить женщину -равнозначные.

В поэме «Двенадцать» поэт размышляет о дальнейшей судьбе России. Поэма у современников вызвала множество споров. Что же хотел сказать поэт в поэме? Перед страной лежит нелёгкий путь. И он пройдёт его вместе с ней. Он ни на минуту не отделяет себя от России. Вот он спрашивает «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» Вместе, вместе.

У неё много лиц. Вначале она была простой женщиной с повязанным до бровей узорным платком. Страна разрушенных деревень и дорог. Истерзанная, в крови, сражается на Куликовском поле и побеждает. Пережив революцию, превращается в мировую промышленную державу.

Блок признаёт великое прошлое великой страны. Россия воевала и воюет постоянно. Она защищалась от половцев и печенегов, боролась с ордами хана Мамая, скинула монголо-татарское иго. Беды, страдания, нищета выпали на её долю. Поэт любит и жалеет Россию, как любимую женщину. «О, бедная моя жена, о чём ты горько плачешь?» спрашивает поэт. Он верит в величие любимой России, в её светлое будущее.

«И вечный бой! Покой нам только снится!» Вот предначертание поэта. Вся история России – непрекращающийся бой и борьба за свою независимость. Особенно это актуально сейчас, когда в мире есть желающие ослабить могущество России.

Тема и образ России в лирике Блока

Несколько интересных сочинений

Жилище станционного смотрителя Вырина предстает перед нами как смиренная, но опрятная обитель. В ней чувствуется присутствие женской руки. Ведь уют в жилище был создан Дуней – дочкой станционного смотрителя.

В любовном произведении «Евгений Онегин» понятное завершение. Татьяна не хочет любовных связей с Онегиным. Он оказывается в безысходности. Читателям становится понятно, какая получится судьба героини

Роман «Раковый корпус» был написан в 60-х годах прошлого века. Но в те годы опубликовать произведение было невозможно из-за цензуры, поэтому роман расходился среди читателей в самиздатовских вариантах, а еще был издан за рубежом

Одним из основных персонажей произведения является Павел Миронович Пинигин, представленный писателем в образе одного из детей главной герои, жительницы деревни, расположенной на заброшенной острове Матера.

Глава Бэла – это моя любимая часть романа «Герой нашего…». С удовольствием перечитываю эти страницы! Итак, мне больше всего нравится сцена

Сочинение: Образ России в лирике А. Блока

Средняя общеобразовательная школа №52

Образ России в лирике А. Блока

ученик 11 Б класса

Образ России в лирике А. Блока.

Россия… Сколько замечательных поэтов земли русской воспели её в своих произведениях! Муза Пушкина, Лермонтова, Некрасова учила любить родину, «глаголом жгли сердца людей». Карамзин впервые написал историю России, проявил свою искреннюю любовь и уважение.

Тема России является центральной в произведениях Блока. Обращение к России как к путеводной звезде, пусть порой скрывавшейся за туманом, проходит через всё творчество поэта. Этот образ в душе Блока «был светел навсегда», он укорял и призывал, рождал волю к преодолению праздности души, выводил из жизненных тупиков. В ранней лирике она идеальная, полусказочная. На это повлияли Пушкин и Аксаков.

Истинный взгляд начинает формироваться в 1905-1906 годах. Но тем не менее, Россия у Блока «постоянно меняющийся образ, но не изменяющийся в чём-то основном».

События в университете, глубокое брожение в деревнях влияли на строй души Блока и даже порой подсказывали совершенно непривычные для него темы и сюжеты, как, например, в стихотворении «Фабрика». Это лирическое произведение было написано как политический протест против сложившегося порядка и строя. Блок рассказывает о тяжёлой жизни рабочих. Он пишет, что их неминуемо ждёт смерть при таких условиях труда: «…чёрный кто-то людей считает в тишине». Чтобы показать ужасную жизнь рабочих, поэт подобрал подходящие выражения: «медный голос зовёт согнуть измученные спины». Но Блок отмечает, что они не протестуют:

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули.

И в жолтых окнах засмеются,

Что этих нищих провели.

Уже желтый цвет указывает на подлость и жестокость начальников. Это стихотворение показало мне, что Блок интересовался политическими вопросами, сам взывал к протесту, не зря оно было запрещено цензурой.

Вера и любовь в вечную молодость России отразились в лирическом произведении «Россия». Родина предстаёт перед нами в образе женщины с прекрасными чертами, «разбойной красотой», повязанной в «плат узорный до бровей». Трагически звучат слова автора:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые

Как слёзы первые любви!

Но она никогда не пропадёт, не сгинет, с нею «невозможное возможно». Тема патриотизма выражена в следующих строчках:

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

Этими словами Блок хотел доказать свою любовь к Родине, готовность помочь несмотря на лишения трудности.

Этими словами Блок хотел доказать свою любовь к Родине, готовность помочь несмотря на лишения и трудности.

Устремленность в будущее показана в стихотворении «О весна без конца и краю…». Здесь Блок сравнивает Россию с образом женщины, поэтому личные искания поэта неотделимы от поисков счастья для родной страны. В стихотворении Блок выражает мысль о том, что Родину надо принимать и любить такой, какая она есть. Поэт смиряется с неудачами, спорами, унижениями, но следующие слова доказывают его готовность защитить Родину, несмотря на его мучения, страдания.

Перед этой враждующей встречей

Никогда я не брошу щита.

В этом и заключается эстетический смысл лирического произведения.

Социальное размежевание русского общества Блок отразил в стихотворении «На железной дороге». Через тему униженного человека поэт утверждает тему России. Он рассказывает о судьбе женщины на железнодорожной станции, о её молодости, дальнейшей безысходности жизни и чистой любви, которую затоптали в грязь.

Трагично звучно строки о смерти под колесами вагонов:

Не подходите к ней с вопросами,

Вам всё равно, а ей довольно:

Любовью, грязью иль колёсами

Она раздавлена – всё больно.

Сюжет этого стихотворения напоминает мне «Железную дорогу» Некрасова, где мальчик видит, как за окнами встают мощи мёртвых строителей. Этим лирическим произведением Блок продолжил тему «маленького человека», которую начал ещё А. С. Пушкин.

В поисках идеала и пути в будущее поэт обращается к прошлому России, к её истокам. Сопоставление прошлого и будущего родной земли посвящён цикл «На поле Куликовом». Здесь слышатся мотивы «слова о полку Игореве», «Сказания о Мамаевском побоище», а также отзвуки Пушкина, Тютчева, Достоевского, Соловьёва. Так появляется образ Родины. Но поиски будущего у Блока трагичны. Страдание – неизбежная плата за движение вперед, поэтому путь Родины лежит через боль: «Нам путь – стрелой татарской древней воли пронзил нам грудь».

Посвятив теме России свою жизнь, Блок создал величественную, полную жизни и движения картину родной земли. Он верил, что будущее поколение увидит в нашей стране торжество добра и свободы, почерпнёт из его поэзии силы для жизни.

29 октября 2003 г.

От автора:

Это сочинение адресовано в первую очередь тем, кто не успел ознакомиться с лирикой Александра Блока.

Я надеюсь, что моё творение будет достойно оценено Вами и Вашими учителями.

При подготовке этого сочинения не использовались

Тема и образ России в творчестве Блока (в лирике, стихах) сочинение

Основной темой творчества Блока является тема Родины. Образ России проходит через всю лирику поэта, начиная с самых первых произведений. Отечество предстает в его стихах то в образе старой загадочной Руси, то, как революционная страна, ставшая на путь индустриализации. В развитии промышленности Блок видит будущее России. Даже такое далекое, казалось бы, событие как Куликовская битва нашло отражение в его творчестве.

“О, Русь моя! Жена моя!” с такими словами Блок обращается к Родине в цикле стихов «На поле Куликовом». Это подчеркивает то, что он относится к ней как к живому родному существу. В произведении перед читателем открываются картины, в которых страна предстает в огне, крови и дыму. Истерзанной, но не сломленной, гордой.

Совсем другой Россию можно увидеть в стихотворении «Русь». Это загадочная земля, наполненная преданиями, сказаниями, суевериями. Здесь обитают ведуны с ворожеями, здесь можно встретить с «мутным взором колдуна», чертей и ведьм. Это дико страшно таинственно, и в то же время прекрасно. Но за такими сказочными, казало бы, образами прослеживается совсем другая действительность: образ нищей убогой жизни. Это прослеживается всего лишь в нескольких словах произведения: «утлое жилье», «страны родимой нищету», «в лоскутах ее лохмотий». А разгадка тайны, которая присутствует в стихотворении в том, что Русь “укачала на своих просторах живую душу”, не запятнав ее начальной чистоты.

Еще с одной стороны страна открывается в стихотворении «Россия». В произведение отсутствует мистика, все образы носят вполне реальный характер. Поэт обращает внимание на то, что Россия остается такой же «как в годы золотые», она все та же «лес, да поле». Несмотря на тяжелую жизнь русского народа, стихотворение наполнено нескончаемой любовью к родине. Верой в лучшее: «не пропадешь, не сгинешь ты».

Блок чувствует свою неразрывную связь с Россией, с народом, с судьбой страны. Творчество Блока тесно перекликается с творчеством Лермонтова и Некрасова. Можно встретить немало сходства в форме и размере стиха, и, что самое главное, в их содержание. Ведь лирика этих поэтов наполнена гордостью, уважением и любовью к России.

Блок жил в годы революции, поэтому его лирика не могла пройти стороной мимо вопроса будущего страны. В чем же видит будущее России Блок? Конечно же, в обновлении, в создании фабрик и мануфактур, в развитии промышленности. Таким образом, творчество поэта охватывает достаточно большой период из жизни страны. В начале это загадочная таинственная Русь, страна разбитых дорог и нищих деревень. В более поздних стихах Родина преображается и становится местом, где дым заводов и фабрик возвещает о приближении новой жизни русского народа.

Сочинение Тема России в лирике Блока

Тема России занимает одно их главных мест в творчестве Блока. Он придерживался её всю жизнь. Будучи молодым, он пишет про богатую историю страны, затрагивает монголо-татарское иго. А потом закономерно перетекает в цикл «На поле Куликовом». Именно на этом поле решалась судьба России, именно здесь русское войско одержало победу над монголо-татарами. А его фраза: «И вечный бой! Покой нам только снится…» стала крылатой.

«Рождённые в года глухие…» Стихотворение показывает обречённость ровесников поэта. Он их называет всех «дети страшных лет России».

Эту фразу вложил в уста одной из своих героинь Борис Васильев в повести «А зори здесь тихие». Вот именно это стихотворение читает вслух студентка Соня Гурвич, она очень любит Блока. И эта фраза приобретает конкретный смысл. Девушка погибает за Россию от рук фашистов. Она тоже дитя «страшных лет России».

Россия никогда не застынет, не закостенеет. Её ждёт много перемен хороших и плохих. И не видно конца, только мелькают верстовые столбы. Для Блока Россия не мать, она – жена, невеста. Он так и пишет: «О Русь! Жена моя!» В другом стихотворении называет её «невестой». Сравнивает свою любовь к родине с любовью к женщине.

Стихотворение «Сытые» – это отклик Блока на события 1905 года, первая русская революция. Он надеется, что грядущие перемены изменят жизнь людей в лучшую сторону. Сколько же можно жить в доме без света!

Ещё одна, ставшая крылатой фраза о том, что к России надо подходить с особой меркой, а не мерить традиционным «аршином». У неё своя особая судьба. Она не поддаётся никаким расчётам, таинственная и непредсказуемая, как истинная женщина. В неё надо просто верить.

Социалистическая Революция 1917 года получила отражение в поэме «Двенадцать». Прежняя забитая Россия перестала существовать. Грандиозные перемены в России всегда сопровождаются погромами и пьянками. Вот и тут Блок пишет про грабежи и разгул в Петрограде. Но, несмотря на все издержки, поэт принимает революцию.

Поэт верил в свою страну. Верил в то, что пройдя свой нелёгкий путь, хлебнув горя и предательства, Россия всё-равно останется великой державой. Эти слова очень своевременны в наши дни.

В своих произведениях о России поэт стирает границу между вымыслом и реальностью. Поэтому, в поэме «Двенадцать» красногвардейцы представлены в виде ангелов, и вместе с ними идёт Иисус Христос. Конечно, это довольно трудно для восприятия.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема России в творчестве Блока

Популярные сегодня темы

Являясь одним из полноправных представителей свиты Воланда, Бегемот предстает в произведении в образе большого черного кота, который на всем протяжении романа поражает своим непредсказуемым поведением.

«Медной горы хозяйка» – произведение, написанное П.П. Бажовым в 1936 году. Жанр своего повествования сам Бажов определил как сказ – особый вид эпоса, опирающийся на народные предания и легенды

Очень правильно, я считаю, что появился день и пожилого человека. Есть женский день, мужской… День детский тоже есть – летом. А вот про день стариков я слышу впервые. Да, и название правильное – лучше, чем старик, звучит.

Мою старшую сестру зовут Катя. Ей уже целых 16 лет. Несмотря на это, папа и мама до сих пор считают, что она не вполне самостоятельная. Это ее очень огорчает. Катя невысокого роста, у нее длинные рыжие волосы (почти до пояса) и веснушки.

Перечитывая произведения великого писателя, задумываешься над тем, как изумительно отражен каждый из его героев и, наверное, так бы никто кроме Николая Васильевича и не смог создать такие гениальные творения.

Поэтический образ России в лирике А. А. Блока: сочинение

Блок. При звуке этого имени почему-то вспоминается:

Когда я думаю о Блоке,
Когда тоскую по нему,
То вспоминаю я не строки,
А мост, пролетку и Неву.

Наверное, эти стихи связываются с обликом неповторимого поэта России оттого, что он сумел с редкой художественной силой и убедительностью выразить в своем творчестве и себя, и то время, в которое жил. Личное и общественное так тесно переплелись в его поэзии, что их невозможно отделить друг от друга.

Начиная со “Слова о полку Игореве” тема родины стала ведущей в творчестве выдающихся русских писателей. Главной она была и для Блока. Он сумел увидеть в России и тютчевскую тайну, и некрасовскую убогую деревенскую Русь, и летящую вдаль гоголевскую птицу-тройку. Но, пожалуй, ни у одного из писателей патриотическая тема так полно не сомкнулась с любовной, интимной лирикой, как у Блока. Нетрадиционным стал блоковский образ родины-невесты, жены, Прекрасной Дамы, Вечной Женственности. Не как мать любит Блок Россию, а как возлюбленную. Но ее облик постоянно меняется. Прекрасная Дама оборачивается то Незнакомкой, то проституткой, являя собой новые и новые лики России. Сначала, как невеста или жена, она напоминает небесную возлюбленную. В стихах “На поле Куликовом” она охраняет спящих воинов.

И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.

У Блока даже в щит воина, готовящегося к битве, вместо нерукотворного Спаса вписан образ “светлой жены”. Но в лирике поэта его возлюбленная &#151 родина &#151 принимает и другие черты. Блок подсмотрел в ней что-то буйное, хмельное, страстное, что властно прорывается сквозь лик богоизбранной невесты, благочестивой девы.

Там прикинешься ты богомольной,
Там старушкой прикинешься ты,
Глас молитвенный, звон колокольный,
За крестами &#151 кресты да кресты.

Только ладан твой синий и росный
Просквозит мне порою иным.
Нет, не старческий лик и не постный
Под московским платочком цветным!

Нет, родина Блока не смиренная кроткая дева или богомольная старушка, а полная сил и страсти женщина, наделенная “разбойной красой”. Значит, Россия предстает у Блока не только поэтической, одухотворенной и прекрасной, но и нищей &#151 с серыми избами, расхлябанными колеями, острожной тоской, унылой песней ямщика. Здесь в этой контрастности выступает острое противоречие между идеалом и действительностью, которое и порождает трагические предчувствия поэта. Но в то же время Блок верит в будущее отчизны, в то, что она преодолеет все беды и невзгоды. И обрести эту веру ему помогает Гоголь, к которому не раз обращается поэт в своей публицистике. В свое неспокойное, жестокое и противоречивое время сквозь столетие слышит Блок взволнованный голос великого писателя XIX века, призывающий русских людей любить не только прекрасную Россию, но и убогую, нищую, переполненную болезнями и страданиями родину. Тревожный мотив летящей птицы-тройки пройдет через всю поэзию и публицистику Блока, приобретая новое неожиданное звучание. В статье “Интеллигенция и революция” поэт в “чудном” звоне колокольчика слышит тот возрастающий гул, который предвещает революцию. “Что, если тройка, вокруг которой “гремит и становится ветром разорванный воздух”, &#151 летит прямо на нас?” &#151 пишет Блок в 1908 году. Поражает пророческий дар писателя, который провидит грядущую трагедию России, где прямо “под ногами бешеной тройки” нашли гибель десятки тысяч русских людей. Гоголевская птица-тройка преображается у Блока в “степную кобылицу” в цикле “На поле Куликовом”.

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль.
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль.

И нет конца! Мелькают версты, кручи.
Остановись!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!

Когда читаешь эти стихи, возникает ощущение, что бешеная, захлебывающаяся скачка, которую невозможно остановить, должна завершиться катастрофой. Россия неудержимо несется к своим страшным годам. Это прозрение Блока особенно подчеркивается последними строками, которые означают уже не только человеческий бунт, но и бунт неба. Как новое пророчество о будущем появляется у Блока новый образ Возлюбленной &#151 России: “пьяная Русь”, “разбойная краса”, “роковая, родная страна”.

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу.
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, &#151
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты.

Да, любовь несовместима с жалостью, она же дает поэту твердую веру в Россию, в то, что она выстоит, не погибнет, несмотря на кровь и страдания. Пусть будет больше одной слезой, но все равно все те же “лес и поле, да плат узорный до бровей” &#151 у России. Кровавый отсвет от дней войны и “дней свободы” не может затуманить ее “прекрасные черты”. В замечательном стихотворении “Грешить бесстыдно, беспробудно” с жестоким реализмом изображается то злое, низкое, подлое и пошлое, что есть в России, Изображенное лицо, которое и олицетворяет здесь эти качества, несколько раз крестится, целуя “столетний бедный и зацелованный оклад”, кладет грошик, а дома на тот же грош обсчитывает ближнего и, икнув, отпихивает голодного пса от двери, чтобы затем “на перины пуховые в тяжелом завалиться сне”. Много душевных сил и истинной любви нужно иметь поэту, чтобы и после этого сказать:

Да, и такой, моя Россия
Ты всех краев дороже мне.

Верно заметил Гумилев, что из некрасовских заветов любить отчизну “с печалью и гневом” он принял только первый. Страшная, пьяная, преступная Россия, предстающая в стихах Блока, не убивает светлых, оптимистических надежд поэта на великое будущее родной страны. Его волнуют не политические судьбы России, а спасение ее живой души. Может быть, поэтому Блок находит образ, издавна символизирующий любовь и добро, которые все-таки должны воцариться в мире. Это образ Христа &#151 Сына Человеческого, который так же, как и художественное воплощение Вечной Женственности, возникает в интимно-личных переживаниях поэта. Блок знал, что политическая реакция преходяща, что через нее придется выйти на путь борьбы за вселенскую идею. И тогда сквозь “тьму исторической ночи” проникнут в души людей лучи нового мира. И этот свет, означающий духовно-нравственный поиск народа, несет в себе образ Христа.

Христос! Родной простор печален,
Изнемогаю на кресте.
И челн твой будет ли причален
К моей распятой высоте?

В этом риторическом вопросе звучат и боль, и отчаяние, и надежда. Здесь появляется и развивается мотив “сораспинания” с родиной, которая всегда была для Блока и смыслом, и целью его поэзии. Образ России в душе поэта “светел навсегда”. Он давал ему силу, рождал волю к жизни, внушал надежду. Поэтому и сейчас по-прежнему

Сочинение: Блок а. а. – Поэтический образ россии в лирике а. а. блока

А. А. Блок всегда говорил, что теме Родины он посвящает все свое творчество. Образ России присутствует практически во всех его произведениях, от самых ранних, юношеских, до последних. Отечество для Блока – маяк, который освещает весь его творческий путь. Если проследить этот путь от начала до конца, то можно увидеть Россию во всем ее многообразии. Блок показывает нам и старую Русь, и революционную Россию, охватывая большой период истории. Он не оставил вниманием даже такое отделенное от нас веками событие, как Куликовская битва.
У Блока существует цикл стихотворений “На поле Куликовом”, где в каждом слове чувствуется неизбывная любовь к Родине. “О, Русь моя! Жена моя!” – так обращается к ней поэт, то есть не только как к живому, но как к самому близкому существу на свете. “На поле Куликовом” – произведение, где Русь предстает в дыму и крови, истерзанной, но гордой.
Совсем другой представляется нам страна в стихотворении “Русь”. Это таинственная, колдовская земля. Здесь обитают колдуны, ворожеи, черти и ведьмы. Это загадочно, дико, страшно, но в то же время прекрасно. Однако за сказочными картинами скрывается печальный образ нищей, убогой жизни. Он проглядывает лишь за отдельными словами: “под заревом горящих сел”, “утлое жилье”. А разгадка той тайны, о которой стихотворение, в том, что:

Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах ты,
И вот – она не запятнала
Первоначальной чистоты.

Для того чтобы постичь “живую душу”, нужно не просто наблюдать за нею, нужно разделить с русским народом его жизнь, его судьбу.
В стихотворении “Россия” страна открывается еще с одной стороны. Этот образ будет близок каждому, кто хоть раз был в деревне, ехал по разбитой проселочной дороге. Поэт всего в нескольких строфах, но очень живо передал облик русской деревни с ее “расхлябанными колеями” и “серыми избами”. Такие картины остаются правдивыми и по сегодняшний день. Помимо любви к Родине здесь видна вера в ее силу и несокрушимость (“. не пропадешь, не сгинешь ты”).
Образ России все время незаметно переплетается с женским образом. Для Блока Родина – женщина; она подобна “прекрасной незнакомке”, к которой поэт обращается в своих ранних стихах. Любовь к Родине и любовь к женщине для Блока – понятия неразделимые и одинаково значимые.
Нередко Блока сравнивают с Лермонтовым, Некрасовым. Многие исследователи ищут параллели в их творчестве. Можно, конечно, найти немало сходства в форме стихов, но главное – их содержание. Любовь к Отчизне, почти обожествление ее – вот что объединяет Блока, поэта “серебряного века”, с его предшественниками.
А. А. Блок жил в революционное время. Он чувствовал грозу, носившуюся в воздухе, наступление Октября. И он пишет:

Я верю: новый век взойдет
Средь всех несчастных поколений.

Закономерным было возникновение поэмы “Двенадцать”. Блок размышлял в ней о дальнейшей судьбе России. Это произведение до сих пор трактуется неоднозначно. Даже сам автор, как известно, сомневался в правильности выбора образов.
Блок – символист, его поэма наполнена символами. Она начинается сразу с резкого контраста: “Черный вечер. Белый снег”. Черный цвет – зло, буря, стихийность, непредсказуемость, белый – чистота, духовность, свет. В поэме встречается и красный цвет. Это не только цвет флагов и лозунгов, это – цвет крови.
Старый мир уподобляется шелудивому псу. Его пытаются прогнать – он бредет следом, не отстает.
Рваный ритм стихов призван отразить поступь революции. Строки то рвутся вперед, то замедляют ритм. Это – “музыка” тех дней, сама атмосфера революции.
Кульминация поэмы – появление двенадцати апостолов в образе двенадцати солдат (или наоборот?). Во главе их – Иисус Христос. Блока осуждали за это, он и сам колебался, но понял – этот образ единственно верный. Тут Христос выступает не как некая религиозная фигура, сверхчеловек, Сын Божий. Этот образ лишь позволяет поэту оправдать революцию с точки зрения высшей справедливости.
“Двенадцать” – неоднозначное произведение. Кто-то видел в нем “поэму революции”, кто-то – нет. Одни осуждали без всяких оговорок, другие же, наоборот, безапелляционно признавали поэму лучшим творением автора. Бесспорно одно – Блок показал Россию в совершенно новой ипостаси.
Постепенно Родина у Блока из простушки, у которой “плат узорный до бровей”, превращается в страну фабричных труб и заводских стен. Поэт много размышлял о национальной промышленности и видел в ней путь к обновлению.
Таково видение поэтом России. Сначала это страна нищих деревень, разбитых дорог, колдунов, позже – страна фабрик, заводов, нового мира. Страна революции.
Блок воспевал Россию как прекрасную женщину с множеством ликов. Он видел в этом свое призвание. Это еще один автор, полностью посвятивший свое творчество родной стране. Его лучшие строки – о Родине. Поэтому лирика Блока не может потускнеть со временем и навсегда останется классикой русской литературы.

Сочинение: Образ России в лирике А. Блока

Одно из первых стихотворений, где Блок обращается к обра­зу своей Родины — стихотворение «Гамаюн». Поэт размышляет о пути России, исполнением трагедий:

Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых.
[sms]
В то же время автор отдает дань и пейзажным описаниям: его влечет прекрасная сторона, где —

Разгулялась осень в мокрых долах,
Обнажила кладбища земли,
Но густых рябин в проезжих селах
Красный цвет зареет издали.

Два символа — широкое поле и дорога — в дальнейшем час­то определяют блоковское восприятие России. Образы эти мно­гозначны и емки: это и просторы страны, ее приволье и воль­ность, и ее долгий путь в истории.

Первые стихи Блока полны прекрасных, но отвлеченных описаний. Родина представляется герою лишь в грезах:

Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.

Но уже тогда поэт не только изображает русскую природу, предания «старины глубокой», но и замечает («так я узнал в своей дремоте») «страны родимой нищету». Прошлое России полно трагедий, ее настоящее безрадостно, ее будущее — «в тоске безбрежной». Такова страна, о которой пишет Блок. Но — «как и жить и плакать без тебя»? Поэт верит в будущее родины: «Не пропадешь, не сгинешь ты». В цикле «На поле Куликовом» автор пишет о долгом пути России, пути борьбы, вечного боя:

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Будущее России предопределено ее прошлым, которому суж­дено «сбываться» вновь и вновь. «И повторится все, как встарь», — писал поэт в другом своем стихотворении. Цикличность, много­кратность происходящего подчеркиваются повтором слова «опять» («и опять, опять они кричат»), а также приемом «воспоминания», узнавания героем событий происходящего:

Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней?

Поэт говорит о предчувствии коренной ломки в судьбе стра­ны. Вообще, все его стихи о России после 1907 года полны едва уловимым, но все же явственным, хоть и непонятным и самому автору гулом, который впоследствии Блок назовет «музыкой революции». А тем временем в стихах его звучат полувопросы, полупризывы:

Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?

В своем творчестве Блок видит Россию в будущем не крес­тьянским раем, как Есенин. В стихотворении «Новая Америка» (именно так определяет поэт страну свою) он описывает край, где «чернеют фабричные трубы», где «заводские стонут гудки». Россия «новым. обернулась ликом», и поэта волнует теперь «другая мечта».

А потом была война, на которую Блок откликнулся — не мог не откликнуться рядом стихотворений. Война — ужасная тра­гедия, тяжелое испытание для страны:

Мы — дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего.

Революция 1917 года вдохновила поэта на создание поэмы «Двенадцать». В ней он показал крушение старой, буржуазно-помещичьей России и начало зарождения новой. Блок не дает ответа на вопрос: «Какой она будет?» Он не становится ни на сторону тех, кто вопиет: «Погибла Россия», ни на сторону вос­ставших, которые способны «пальнуть пулей в святую Русь». Поэт избегает однозначных оценок, но — жертва, вождь или слуга — он намерен быть в гуще событий, в центре жизни сво­ей страны, своего народа.

Сразу же после поэмы «Двенадцать» Блок пишет револю­ционно-патриотическую оду «Скифы», которая продолжает давнюю традицию русских классиков, неоднократно обращав­шихся к теме путей и судеб России, ее роли в цивилизованном мире. Это традиция Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютче­ва, Брюсова. Так, в стихотворении Брюсова «Старый вопрос» герой размышляет о том, «кто мы в этой старой Европе?». Во многом этому произведению созвучны и «Скифы». Однако Блок поставил этот вопрос уже в новой исторической обста­новке, по-новому.

В «Скифах» Блок видит Россию в прошлом щитом «меж двух враждебных рас», страной, чьи богатства грабились в те­чение долгих веков («копя и плавя наши перлы»). Это страна, которая способна любить и ненавидеть, способна отстоять себя в веках, способна стать оплотом всего лучшего, что было созда­но человечеством. Это страна — сфинкс, загадочный и непонят­ный для старого мира, противоречивый и многогранный:

Мы любим все — и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно все — и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений.

Подобного рода противопоставление России Западу — тра­диционный мотив русской литературы. Высокое и жертвенное предназначение Руси — тема многих произведений, а слова Тютчева давно стали крылатыми: «У ней особенная стать». И Блок полностью разделяет это мнение.

С целью эмоциональной выразительности поэт использует при описании русского характера, многогранной русской души антонимические словосочетания, оксюмороны: ненависть — любовь, ликуя — скорбя, жар холодных чисел, тяжелые неж­ные лапы.

По словам А.Ахматовой, Блок всю свою жизнь посвятил разгадке тайны двух сфинксов: своей души и России. Несо­мненно, в лирике поэта воплощен облик Родины — такой, как ее видел Блок, и любовь к которой он пронес через всю свою жизнь. И нищая Россия с ее серыми избами, и «новая Америка» по-своему дороги автору:

Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
Иначе и не может быть.

Настоящий поэт любит свою стра­ну всегда, даже если она убога, несправедлива, порочна. Лю­бовь Блока к России — безоглядна, безусловна, бескорыстна. Ее высшее проявление — сама поэзия автора. Россия, во всех ее ипостасях всегда будет жить в стихах поэта, в его бессмерт­ных строках:

Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты все та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней.[/sms]

Читайте также:  Раздается мерный шаг (По поэме А. Блока Двенадцать): сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Образ России в лирике А. Блока
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 20:27:27 18 июня 2005 Похожие работы
Просмотров: 671 Комментариев: 14 Оценило: 7 человек Средний балл: 4.1 Оценка: 4 Скачать