Раздается мерный шаг (По поэме А. Блока Двенадцать): сочинение

«Раздается мерный шаг. » (По поэме А.Блока «Двенадцать».)

«Раздается мерный шаг. » (По поэме А.Блока «Двенадцать».)

Интересным является то, что поэма состоит из двенадцати частей и каждая часть отражается своей особенной «музыкой»
чтения.
Но самым интересным является смысл самой поэмы. В произведение отражены реалии зимы 1918 года, года пришествия к власти
страны партии большевиков.
Поэтом отражен один вечер революционной России – патрулирование Петербурга двенадцатью солдатами Красной армии. Отражен
как подобает поэту-символисту – во всевозможных своеобразных символах, подсказках для читающего, раскрыл всю суть
современности тех далеких дней.
Так, применив свой излюбленный прием – антитезу, Блок противопоставляет: цвета – черный и белый, миры – новый и старый.
Такие контрасты и описания первой части поэмы раскрывают фон произведения.
Так:
Черный вечер.
Белый снег.
символизирует цвета: черный – тьму, пустоту, неизвестность; белый – свет, простоту, открытость. Черный характеризует
ситуацию, в которой оказалась Россия, благодаря катаклизмам времени (четырехлетней войны, двух переворотов во власти
страны), а белый – народ, который живет волею судеб в этом времени и которому предстоит «строить» новую жизнь, новую
страну, Новую Россию.
Поэтому сразу же за этим следует ветер, который на всем белом свете и от которого никто на ногах устоять не может.
Ветер – это символ очищения. Блоковский ветер – это революция, которая сметает все ненужное, некрепкое «на всем божьем
свете!», то есть по всей России-матушке.
На фоне также можем заметить мнения разных людей о том времени, в котором они находились.
Старушка, которой жалко лоскут-плакат от прошлой революции, из которого можно сделать портянки для ребят, а то «всякий
– раздет, разут…». И тут же старушку называют «курицей» — высмеивают, тем самым показывая неуважение к старым людям
(болезнь всех времен и поколений).
Тут и молчаливый буржуй «на перекрестке В воротник упрятал нос». Буржуями тогда был любой человек, у которого имелись
деньги, независимо от того, как они ему достались, в основном честным трудом. Вот он и стоит, задумавшись, молчит,
выбирает, а мороз все пробирает…
Также можно увидеть представителя интеллигенции в лице писателя, который говорит:
— Предатели!
— Погибла Россия!
и тут же получает имя Вития, поэта, изощренного в красноречии, который говорит слишком изысканно, напыщенно, с
замысловатыми выражениями, совсем не под стать тому времени, где все просто.
Не обойдены вниманием и богослужители:
А вон и долгополый –
стороночкой и за сугроб…
Что нынче невеселый,
Товарищ поп?
Революционеры не верят в бога, поэтому и высмеивают бога и богослужителей.
«Барышня в каракуле» пришла к подруге пожаловаться на свою жизнь:
— Уж мы плакали, плакали…
Поскользнулась
И – бац – растянулась!
Все это говорит о том, что даже пожаловаться на жизнь было опасно – можно поскользнуться и растянуться
И вот уже поздний вечер. Один бродяга сутулится. Он голоден и просит хлеба…
У всех у них «злоба, грустная злоба Кипит в груди… Черная злоба, святая злоба…». Народ не доволен революцией.
Но теперь они Товарищи. и должны глядеть в оба.
Дальше автор вводит нас в вечерний город, патрулируемый двенадцатью солдатами Красной армии. Блок описывает их как
негодяев, преступников:
В зубах цигарка, примят картуз,
На спину надо бубновый туз!
Бубновая масть – символ неволи, символ заключенных. А тут еще туз. Вот кто теперь стали хозяевами страны –
освободившаяся чернь, вознесшаяся сразу в тузы. И поэтому свобода у них понимается по-своему. Свобода в их понимании
возможность делать все, что заблагорассудится, поэтому она и «без креста».
Красногвардейцы идут арестовать дезертира, перебежавшего на сторону белых, Ваньку. Ванька куражится, он теперь буржуй,
в их понимании – он враг. Ванька забавляется с уличной девкой в кабаке. Солдаты туда и направляются. У них цель –
держать революционный мерный шаг и ловить неугомонного недремлющего врага. Враг для них «Святая Русь – кондовая,
избяная, толстозадая». И в средствах они неограниченны:
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
В то же время поэт показывает контраст:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови –
Господи благослови!
Для них враг Святая Русь и все что с ней связано – буржуи и тому подобное. Они собираются сжечь все, но при этом просят
благословения у Бога?!
Ванька Катьку-дуру обнимает, заговаривает. Она не интересна ему как человек, она нужна ему для развлечения. Они ни во
что ее не ставит и угрожает ей потому, что другого языка общения не знает, кроме как грубость и угроза.
Но патруль выследил незадачливого любовника. В произошедшей стычке Ванька убежал, а Катьке прострелили голову. И нашему
взору открывается трагедия того времени:
Что Катька, рада? – Ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу!
Человеческая жизнь обесценилась, теперь она ничего не стоит. У нового мира новые цели:
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Согласно крылатой фразе «Кто не с нами – тот против нас!» теперь все враги. Враги, но не люди. И поэтому сожаление это
не для красногвардейцев – современных тузов.
Правда, один красногвардеец, убивший Катьку, казалось, сожалел о содеянном:
— Что Петруха, нос повесил,
Или Катьку пожалел?
Он любил эту девушку, проводил с ней «ночи черные, хмельные». Заревновал ее и:
Загубил я, бестолковый,
Загубил я сгоряча… ах!
Но под воздействием товарищей, которые унизили его душевные порывы, как не свойственные революционеру – он сдался. И
что получилось:
Он опять повеселел…
И теперь уже «позабавиться не грех!». Теперь все не грех – «гуляет нынче голытьба!».
Скучно красногвардейцу и хочет он свой стыд за слабость сорвать на ком-нибудь. Ему все-таки жалко Катьку:
Успокойся, господи, душу рабы твоея…
и свою скуку-вину он сорвет мстя буржуям.
Теперь убийство привычное дело:
Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового –
Гуляй, ребята, без вина!
Некому больше наказывать. Теперь красногвардейцы сами себе законодатели, судьи и исполнители.
Невольным свидетелем этого беззакония стал буржуй, стоящий «на перекрестке». Блок сравнивает буржуя с псом паршивым,
голодным, безродным, поджавшим хвост, который сам себе «на перекрестке» безмолвном задает вопрос.
…И идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…
А не жаль оттого, что перед Богом им нет прощения, потому как руки у всех в крови и исповедаться и отпустить грехи
теперь тоже негде. Им даже свою жизнь теперь не жаль. И ничего иного им не остается как «мерным шагом» идти вдаль:
Вперед, вперед,
Рабочий народ!
Блок еще раз подчеркивает, что трагедия происходит во всей стране:
…Вдаль идут державным шагом…
И в заключение поэмы Блок надеется на лучшее, что революция приведет к очищению. У него появляются позитивные нотки:
Это — ветер с красным флагом
Разыгрался впереди…
Красный – символ победы, символ крови. Через кровь Блок видит очищение.
Именно через этих пьяных красногвардейцев, которые не оказались трусами и смогли взять все грехи и судьбу страны на
себя, поэт описывает двенадцать апостолов Иисуса Христа. Именно через них Блок надеется свободы и очищения всей страны.
…Так идут державным шагом –
Позади – голодный пёс.
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
Какая замечательная концовка поэмы. В ней Блок отразил все. В масштабах страны, а может и всего мира, впереди с
кровавым флагом победы, но с белым венчиком из роз – символом печали, идет Иисус Христос (он возьмет все грехи на себя),
посредине смелые пьяные матросы и красногвардейцы (бубновые тузы), а замыкает процессию голодный пёс – старый мир
(униженная Святая Русь).

Сочинение Анализ по поэме Блока Двенадцать 12 рассуждение

В произведении Александра Александровича Блока описаны события октябрьской революции. Двенадцать красноармейцев патрулируют по городу в комендантское время и сохраняют порядок. В революцию, которая началась в 1917 году, многие люди не захотели принимать новую власть, и перемены им пришлось уехать навсегда из России. Остальные кто остались потихоньку начали приспосабливаться к новым устоям и правилам правительства.

Александр Александрович описывает двенадцать человек, вид у них не дружелюбный, почти у всех бубной туз на спине, а это значит что человек каторжанин. Раньше на каторгу ссылали только людей, которые совершили тяжкие преступления убийства, грабежи и насилие. Как правило, такие люди не с самым радужным и хорошим прошлым, но все они рассчитывают на хорошее будущее.

Красноармейцы обсуждают своего товарища, который вместо того что бы им помогать связался с Катькой, у которой не очень хорошая репутация. Ванька припоминает Катьке, сколько же мужчин трогало ее тело и говорит ей о том, чтобы она сейчас с ним вела себя так же как с ними.

Когда же Ванька и Катька едут с извозчиком они встречают красноармейцев, которые захотели расправиться со своим товарищем, они начали стрелять и прострелили Катьке голову. Ваньке удалось все же убежать, а крики вслед разъярённых товарищей только усилил его страх.

Среди красноармейцев находился Петька, который очень сильно любил ту самую Катьку и прострелил ей голову. Вначале его мучает совесть, но вскоре это проходит и он говорит о том, что он готов убивать и грабить. Александр Александрович олицетворяет их как двенадцать апостолов, они хотят полностью уничтожить старый мир.

Блок пишет о том, что в конце своего пути красноармейцы увидели кого-то впереди и начали стрелять, но как оказалось, это был Христос. Ведь именно Христос отвечал за все человеческие грехи. Красноармейцы пытались отпугнуть старый мир, который Александром Александровичем был представлен в виде паршивого пса. Солдаты и прогоняют и пытаются заколоть штыками, но он все равно увязывается за ними и получается, так что старый мир сзади, а Исус Христос ведет народ в новый мир. Все хотят жить хорошо, и представляет себе каждый по-своему эту жизнь. Блок описал метания людей и переход в новую жизнь. Меняться власть и правительство будет постоянно, но очень жаль, что не всегда учитывается желание народа.

Вариант 2

Для полного восприятия творчества Блока необходимо погрузится во время, в котором жил автор. Между 1917 и 1918 годами Блок во многом переосмыслил свою жизнь и естественно это заметно в его работах. Поэт хотел передать все качества и пороки людей тех времен. Произведение писалось легко и автор утверждает, что это лучшая его работа.

Поэма очень хорошо передает реальность тех лет. Сюжет, по сути, незамысловат. 12 красноармейцев контролируют соблюдение порядка в город. Солдаты входят в состав патруля. Простота сюжета, благодаря деталям перерастает вполне четкую передачу постреволюционного времени.

Поэма берет свое начало со строк, в которых автор возносит ветер. Ветреная стихия легко разносит препятствия и преграды, которые попадаются на пути. Немного позже становится ясно, что ветер это революция. Автор пытается сказать, что старый режим и правила уходят. Приход нового порядка тесно связан с образами красноармейцев. Блок описывает их довольно суровыми и темными личностями. Оружие с черными ремнями, картуз и сигарета в зубах. Также автор подчеркивает, что на их спине должен быть туз бубновый. Эти строки можно понять так, что жизнь до революции у красноармейцев была темная, но все же они несут надежды на новое будущее.

Основой произведения является контраст. Автор красит ветер в черный цвет, а снег соответственно в белый. Роль ветра упомянутого в начале поэмы это разрушить грань между двумя образами. Мир до революции автор показывает светлым тоном, а вот новый порядок ассоциируется с темнотой и злобой. Но эта злоба не просто пришла с революцией, она зародилась до нее. Люди устали от рабства и издевательства над собой.

Читайте также:  Тема поэта и поэзии в творчестве А. А. Блока: сочинение

Блок показывает, что будущее у того народа, который идет вперед и без всяких запретов. Нет больше ничего святого. Бога нет для людей. Но вот в конце автор вводит совершенно неожиданный образ Иисуса Христа. Ни один критик и специалист творчества Блока не может понять и объяснить, почему автор ввел в поэму данный образ. С одной стороны, если Блок хотел придать революции черты светлого и святого, то это невозможно исходя из смысла поэмы. А с другой стороны ставить бога в вершине преступников тоже неверно.

Каждый должен лично расценить идею данного произведения. Ведь кто-то верующий, а для кого закона нет и бога нет. Литература является бессмертной, поэтому наверно каждое поколение расценит по- своему данную поэму.

Вариант 3

В 1917 году в России произошла революция и началась гражданская война. Многие русские поэты посвятили своё творчество этим событиям. Одним из них был талантливый поэт – символист А.А.Блок. Его стихи отличались искренностью, любовью к Родине и честной гражданской позицией. Вместе с народом он поддерживал необходимость грядущих перемен и его волновали все вопросы, поставленные революцией. Под впечатлением всего происходящего, зимой 1918 года он пишет поэму «Двенадцать», посвящённую Октябрьской революции.

Воспринимая революционные перемены как неизбежность, он, в тоже время, задаётся вопросом – готов ли народ построить новое общество, разрушив до основания старое? Тема конфликта между старым и новым миром является главной в поэме. Вихрь революции сметает всё на своём пути. Поэт сравнивает революцию с метелью «Ветер, ветер на всём белом свете». Олицетворением старого мира в поэме являются «буржуй на перекрёстке», «товарищ поп», а главный символ прогнившего режима – это паршивый пёс «поджавший хвост».

Образы нового мира – это двенадцать красногвардейцев. Число 12 знаменательно в истории многих культур и религий, а в христианстве двенадцать апостолов – сподвижники Иисуса. В событиях, описанных Блоком, патруль красногвардейцев также состоял из двенадцати человек. Они главные герои поэмы и непримиримые борцы против буржуазного строя. Эти люди готовы на жертвы, на кровавый террор, на разрушения, их ничто не может остановить. На фоне «мирового пожара» обесценивается жизнь человека. Один из патрульных из-за ревности убивает свою подругу и сомневается в своём поступке. Но остальные убеждают его «не время расслабляться» и все потери ещё впереди. Блок даёт им меткую характеристику – идут «все двенадцать вдаль ко всему готовых, ничего не жаль». Противоречивое отношение автора к революционному хаосу, выражено в образе старушки. Увидев огромный плакат из ткани, она плачет, ведь сейчас «всякий раздет, разут», лучше бы сделать из плаката портянки ребятам. «Ох, большевики загонят в гроб» – причитает она.

В своем произведении Блок применяет символы и принципы контраста. Чтобы усилить восприятие событий, он даёт сравнительные характеристики своим героям. Буржую, «безмолвному, как вопрос» и попу, который раньше «брюхом шёл вперёд», автор противопоставляет двенадцать красногвардейцев, которые «держат революционный шаг» и уверенно идут к своей цели.

Блок верит в созидание, и не зря в последней главе появляется образ Христа. Этим автор подчёркивает святость и справедливость революции. Идут вперёд «державным шагом» двенадцать апостолов – красногвардейцев … « И в белом венчике из роз, впереди Исус Христос». Поэт считает, что у русского народа хватит сил и мудрости преодолеть разрушения и возродить Россию.

Анализ стихотворения Блока Двенадцать

Поэма «Двенадцать» – это поистине великое и уникальное произведение, оно является апогеем творчества А.А. Блока. Многие считают, что поэма посвящена переменам, коренным переломам, происходившим в стране, что это некий реквием по государству, по его устоям.

Поэма очень интересна по своей композиции, она представляет собой кольцо. Также неоднозначно и необычно толкуется название поэмы. В произведении есть религиозный подтекст, число 12 использовано не просто так, идет отсылка к 12 апостолам. Блок пытается донести до читателя простую мысль, революция в России – это начало освобождения всех угнетенных и рабов по всему миру, как Христос пришел когда-то со своими учениками, так и здесь красноармейцы идут давать свободу, уничтожать старый строй и наконец водворять царствие Божие.

В произведении всего 12 глав, каждая из них является важным звеном из всей цепочки, без которого не сложится полная картина того времени.

Автор обезличивает героев, по отдельности они – ничто, а вот вместе они настоящая сила, разрушительная, но в тоже время объединяющая народ, который также поднялся во имя свободы. Таким образом, Блок изображает единство, которое охватило страну.

Нужно отметить и многообразие тем и проблем, которые подняты в произведении. Конечно же, это тема революции. По мнению автора любой переворот обладает сильной разрушительной силой, именно поэтому показаны в произведении образы вьюги и ветра, представители всего старого не знают куда деваться, им нет места в новом мире. «Буржуй» здесь равен бездомному псу, он также никому не нужен.

Тема смены нравственных установок также обсуждается автором. В произведении описываются сборища проституток, которые собираются установить единогласные расценки на обслуживание своих клиентов. В русской литературе такие темы вообще запретны, а здесь Блок даже не осуждает это. Автор поражает своей честностью, новый мир – новые правила, оковы сняты, нет цензуре.

В поэме религия – это старая традиция, которой нет места в будущем, поэтому она и подлежит уничтожению. А с другой стороны, существует версия, что народ воспринимал Христа вне церкви, поддерживающей царизм, т.е. его учение было изуродовано и направлено против людей. А теперь Христос пришел снова, чтобы уже сделать мир справедливым.

Поэма А.А. Блока – это поистине грандиозное произведение, поражающее своим реализмом, сюда вкраплены песни, разговоры, агитационные речи, образы и картины. С первых строк читателей поражает хаотичность действующего миропорядка, контрасты, но также воодушевление и сила простого народа.

Сочинение по поэме Двенадцать Блока

Александр Блок-величайший писатель и поэт, крупнейший представитель символизма, творивший в XX веке. Его работы были наполнены трагизмом, свойственным для того опасного времени, назревания будущей революции. Изначально же, до смутных времен, А. Блок писал стихи о своей Прекрасной Даме, в которую был по-настоящему влюблен. Однако времена начали меняться. Менялось и творчество Блока.

Основой произведения является конфликт самой революции, противостояние старых устоев с обновленными. Исход этого противостояния ясен. Непримиримость сторон отлично показана автором, стороны очень контрастны. Каждая из них стоит на своем, однако общее в них то, что они не готовы смириться со своей участью и не готовы принять перемены, которым революция подвергает общество.

Поэма хорошо сочетает в себе реализм с нотками романтизма. Произведение имеет говорящее название, являющееся отсылкой к 12 апостолам-ученикам Иисуса Христа. Однако более реалистичное объяснение название таково: это красногвардейцы, чей отряд состоял из как раз таки 12 человек.

Сюжет является последовательным, в нем присутствуют психологические нотки, нежели фабульные. Двенадцать – являются врагами старого мира, его старинных устоев, хотя они сами являются его частью. Автор пытается это показать символически, называя старый народ “псом безродным”, который все же не отстает от молодых, следуя за ними. В нем чувствуется что-то темное, опасное.

Сила созидания не была описана Блоком четко. Однако он отмечает, что борьба придает героям силы, они начинаю осознавать свое место и предназначение в этом мире. Она очистила их мысли от всего лишнего и помогает сконцентрироваться на своем долге родине.

Поэма “Двенадцать” показала настоящее значение революции в русской литературе, подчеркнула ее масштабы. Это событие оказало огромное влияние на людей, разбудило их светлые стороны, пробудило в них способность любить, и А. Блок смог это показать.

В поэме “Двенадцать” Блоку удалось передать масштаб социального противостояния, описать его с помощью драматических и контрастных образов.

Можно утверждать, что “Двенадцать” — один из самых реалистичных, сложных и поучительных шедевров русской литературы начала XX века.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ поэмы Блока Двенадцать

Популярные сегодня темы

Существуют люди, которые упиваются несчастьем и страданиями других. Действительно, кому-то доставляет радость, когда остальные счастливы, а другой ищет возможности посмотреть как кому-то плохо.

Н.В. Гоголь в произведении «Мертвые души», практически, не описывает по внешним характеристикам своего героя – Павла Чичикова.

Зима является самым холодным временем года. В это время лютуют сильные морозы и кружат снежные метели. Но, несмотря на холода и снежные бури, многие любят ее. Нравится она всем из—за того, что зимой много

Место женщины в обществе – одна из часто встречающихся проблем русской литературы. Драматическая пьеса «Бесприданница» Александра Островского не сторонится данной темы

Петра Ильича Чайковского можно назвать великим русским композитором, дирижером и музыкальным критиком. Он вошел в историю, как человек, который подарил миру множество ярких и удивительных работ. Стоит сказать, что на сегодняшний день

Сочинение: Раздается мерный шаг. По поэме А. Блока Двенадцать

«Раздается мерный шаг. » (По поэме А. Блока «Двенадцать»)

И вечный бой. Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит степная кобылица

Тему сочинения я выбираю вполне осознанно, потому что считаю ее очень актуальной, интересной, хотя и небезопасной. Писать о революции в наши дни трудно, потому что в оценке этого явления человеческой истории сейчас наблюдается полная неопределенность. С одной стороны, революцию объявляют аморальной, причем такая оценка дается лишь революции 1917 года в России, а, например, революция конца ХVIII века во Франции по-прежнему считается “Великой”. С другой стороны, многие убеждены, что революция была благом для России, она спасла страну от гибели и принесла счастье простому народу.

Чтобы принять чью-то точку зрения и высказать свое мнение, нужно, мне кажется, обратиться к свидетельствам той эпохи, к дням, “которые потрясли мир”. Важное место среди таких свидетельств принадлежит произведениям, созданным поэтами, писателями, художниками, композиторами, то есть людьми, которые тоньше, чем другие, чувствуют дух и атмосферу своего времени. А первым русским поэтом, откликнувшимся на “мировой пожар”, был Александр Александрович Блок, автор знаменитой поэмы “Двенадцать”.

Эту поэму надо читать много раз, чтобы понять ее смысл, угадать позицию автора, а через нее — и смысл революции. Но читать одну поэму — это значит оторвать ее от всего творчества А. Блока, изолировать ее от того мучительного пути к родине, России, по которому прошел поэт, чтобы в конце его, поставив точку в поэме “Двенадцать”, записать в дневнике: “Сегодня я — гений”.

Весь жизненный и поэтический опыт подготовил Блока к тому, чтобы откликнуться на революцию практически мгновенно, вослед происшедшему. Поэтому поэма “Двенадцать” воспринимается не как хронология события, не как хвалебная ода взявшим власть большевикам, а как отклик сердца и души поэта на то, что он называл “музыкой революции”.

Для Блока революция — это прежде всего стихийный взрыв народного возмущения, “возмездие” тем, кто держал народ в нищете и темноте. Этот взрыв символически обозначен в самом начале поэмы:

На всем божьем свете!

Перечислив представителей мира сытых и бездушных: буржуя, витию, попа, — Блок в девятой главе дает обобщенно-символический образ тех, кто виновен в страданиях народа:

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Сравнение старого мира с безродным псом не оставляет сомнения в том, что этот мир глубоко антипатичен поэту, что Блок искренне убежден в необходимости и исторической целесообразности его уничтожения, как в этом были убеждены, между прочим, не только большевики, но и многие честные патриоты России, отнюдь не сторонники пролетарской диктатуры, задолго до событий октября 1917 года.

Читайте также:  Италия в стихах А. Блока и Н. Гумилева: сочинение

Но ведь Блок совсем не в восторге и от тех, кто “на горе всем буржуям” раздувает пожар революции:

В зубах — цигарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

Это далеко не “твердокаменные большевики”, “пламенные революционеры”, как потом называли тех, кто штурмовал Зимний дворец, а деклассированные элементы, люмпены, по которым, говоря образно, “плачет тюрьма”. И ведут они себя соответственно: восприняв свободу как вседозволенность, Ванька, один из двенадцати, в порыве ревности убивает Катьку. По мнению поэта, вершители революции и не могли быть другими, потому что такими их сделал “старый мир”. Это те “кровь и пыль”, сквозь которые народ идет к справедливой жизни.

Величайшая заслуга Блока, по-моему, состоит, однако, не в том, какими он нарисовал революционеров, а в том, что он уловил и передал в поэме диалектику истории: любое значительное событие, в том числе и революция, сплачивает и дисциплинирует участников, направляет их силы и волю на достижение важной цели, а также изменяет, преображает каждого из тех, кто участвует в исторической драме. Так было и во время Отечественной войны 1812 года, когда бок о бок сражались барин и холоп, освобождая Россию от нашествия Наполеона, так было и во время революции 1917 года. Товарищи не только требуют от Ваньки: “Над собой держи контроль!”, но грозно напоминают ему:

Не такое нынче время,

Чтобы нянчиться с тобой!

Бывшие люмпены почувствовали ответственность за. совершенное и готовы взять ее на свои плечи, отвечать за судьбу России. В последней главе поэмы двенадцать, которых автор теперь называет “рабочий народ”, “вдаль идут державным шагом”. А. Блок нашел удивительно точный эпитет: “державными” могут быть действия тех, кто сознательно и осмысленно продолжает начатое, в ком месть сменяется идеей созидания. В этом мне видится пророчество поэта, не услышанное новой властью, которая, пренебрегая созиданием, в течение многих лет все силы направляла на возмездие старому миру, не замечая порой, как под топор возмездия попадали и те, ради блага которых совершалась революция. Мне кажется, что такой же пророческий смысл имеет в поэме и образ Иисуса Христа, который, оставаясь невидимым, возглавляет отряд красногвардейцев в финале поэмы. Этот образ, появившийся в поэме неожиданно и для самого Блока, напоминает о милосердии, о том, что революция не может и не должна стать кровожадным монстром, пожирающим своих детей. Не случайно ведь в статье “Интеллигенция и революция” поэт призывал всем сердцем слушать музыку революции. А “сердце” и “музыка” несовместимы с насилием и страданием, а тем более с кровью невинных. Иисус Христос и призван был напомнить об этом тем, кто решился на переделку мира.

Александр Александрович Блок написал честную и чистую от сиюминутных пристрастий поэму о революции. Мне кажется, что такой и была наша революция в самом начале. И не вина Блока в том, что она изменилась впоследствии, как нет в том вины и самой революции, потому что ее характер изменили люди, не умевшие или не желавшие слушать сердцем свой народ. История уже дала оценку этим людям, а суть революции помогла мне понять гениальная поэма Александра Александровича Блока “Двенадцать”.

Раздается мерный шаг (По поэме А. Блока Двенадцать): сочинение

И вечный бой. Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль.

Летит, летит степная кобылица

Тему сочинения я выбираю вполне осознанно, потому что считаю ее очень актуальной, интересной, хотя и небезопасной. Писать о революции в наши дни трудно, потому что в оценке этого явления человеческой истории сейчас наблюдается полная неопределенность. С одной стороны, революцию объявляют аморальной, причем такая оценка дается лишь революции 1917 года в России, а, например, революция конца ХVIII века во Франции по-прежнему считается “Великой”. С другой стороны, многие убеждены, что революция была благом для России, она спасла страну от гибели и принесла счастье простому народу.

Чтобы принять чью-то точку зрения и высказать свое мнение, нужно, мне кажется, обратиться к свидетельствам той эпохи, к дням, “которые потрясли мир”. Важное место среди таких свидетельств принадлежит произведениям, созданным поэтами, писателями, художниками, композиторами, то есть людьми, которые тоньше, чем другие, чувствуют дух и атмосферу своего времени. А первым русским поэтом, откликнувшимся на “мировой пожар”, был Александр Александрович Блок, автор знаменитой поэмы “Двенадцать”.

Эту поэму надо читать много раз, чтобы понять ее смысл, угадать позицию автора, а через нее — и смысл революции. Но читать одну поэму — это значит оторвать ее от всего творчества А. Блока, изолировать ее от того мучительного пути к родине, России, по которому прошел поэт, чтобы в конце его, поставив точку в поэме “Двенадцать”, записать в дневнике: “Сегодня я — гений”.

Весь жизненный и поэтический опыт подготовил Блока к тому, чтобы откликнуться на революцию практически мгновенно, вослед происшедшему. Поэтому поэма “Двенадцать” воспринимается не как хронология события, не как хвалебная ода взявшим власть большевикам, а как отклик сердца и души поэта на то, что он называл “музыкой революции”.

Для Блока революция — это прежде всего стихийный взрыв народного возмущения, “возмездие” тем, кто держал народ в нищете и темноте. Этот взрыв символически обозначен в самом начале поэмы:

На всем божьем свете!

Перечислив представителей мира сытых и бездушных: буржуя, витию, попа, — Блок в девятой главе дает обобщенно-символический образ тех, кто виновен в страданиях народа:

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Сравнение старого мира с безродным псом не оставляет сомнения в том, что этот мир глубоко антипатичен поэту, что Блок искренне убежден в необходимости и исторической целесообразности его уничтожения, как в этом были убеждены, между прочим, не только большевики, но и многие честные патриоты России, отнюдь не сторонники пролетарской диктатуры, задолго до событий октября 1917 года.

Но ведь Блок совсем не в восторге и от тех, кто “на горе всем буржуям” раздувает пожар революции:

В зубах — цигарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

Это далеко не “твердокаменные большевики”, “пламенные революционеры”, как потом называли тех, кто штурмовал Зимний дворец, а деклассированные элементы, люмпены, по которым, говоря образно, “плачет тюрьма”. И ведут они себя соответственно: восприняв свободу как вседозволенность, Ванька, один из двенадцати, в порыве ревности убивает Катьку. По мнению поэта, вершители революции и не могли быть другими, потому что такими их сделал “старый мир”. Это те “кровь и пыль”, сквозь которые народ идет к справедливой жизни.

Величайшая заслуга Блока, по-моему, состоит, однако, не в том, какими он нарисовал революционеров, а в том, что он уловил и передал в поэме диалектику истории: любое значительное событие, в том числе и революция, сплачивает и дисциплинирует участников, направляет их силы и волю на достижение важной цели, а также изменяет, преображает каждого из тех, кто участвует в исторической драме. Так было и во время Отечественной войны 1812 года, когда бок о бок сражались барин и холоп, освобождая Россию от нашествия Наполеона, так было и во время революции 1917 года. Товарищи не только требуют от Ваньки: “Над собой держи контроль!”, но грозно напоминают ему:

Не такое нынче время,

Чтобы нянчиться с тобой!

Бывшие люмпены почувствовали ответственность за. совершенное и готовы взять ее на свои плечи, отвечать за судьбу России. В последней главе поэмы двенадцать, которых автор теперь называет “рабочий народ”, “вдаль идут державным шагом”. А. Блок нашел удивительно точный эпитет: “державными” могут быть действия тех, кто сознательно и осмысленно продолжает начатое, в ком месть сменяется идеей созидания. В этом мне видится пророчество поэта, не услышанное новой властью, которая, пренебрегая созиданием, в течение многих лет все силы направляла на возмездие старому миру, не замечая порой, как под топор возмездия попадали и те, ради блага которых совершалась революция. Мне кажется, что такой же пророческий смысл имеет в поэме и образ Иисуса Христа, который, оставаясь невидимым, возглавляет отряд красногвардейцев в финале поэмы. Этот образ, появившийся в поэме неожиданно и для самого Блока, напоминает о милосердии, о том, что революция не может и не должна стать кровожадным монстром, пожирающим своих детей. Не случайно ведь в статье “Интеллигенция и революция” поэт призывал всем сердцем слушать музыку революции. А “сердце” и “музыка” несовместимы с насилием и страданием, а тем более с кровью невинных. Иисус Христос и призван был напомнить об этом тем, кто решился на переделку мира.

Александр Александрович Блок написал честную и чистую от сиюминутных пристрастий поэму о революции. Мне кажется, что такой и была наша революция в самом начале. И не вина Блока в том, что она изменилась впоследствии, как нет в том вины и самой революции, потому что ее характер изменили люди, не умевшие или не желавшие слушать сердцем свой народ. История уже дала оценку этим людям, а суть революции помогла мне понять гениальная поэма Александра Александровича Блока “Двенадцать”.

Вопросы и ответы по поэме Блока «Двенадцать»

Вопросы по 1-й главе.

Какие цвета доминируют в главе, почему? Какую картину рисует поэт? Закономерно ли её появление в поэме? Почему? Какие образы появляются и каков принцип их изображения? Почему именно таков?

Глава начинается с обозначения полярной цветовой гаммы — чёрно-белой. Чёрный цвет — символ тьмы («чёрный вечер», «чёрная злоба»), белый цвет («белый снег») – символ света. В поэме разворачивается космическая драма столкновения света и тьмы. Автор рисует картину разыгравшейся снежной бури. Это стихия природы, символизирующая революционную бурю космического размаха.

Ветер становится действующим героем. Он «завивает» «белый снежок», «крутит подолы», косит прохожих, рвёт, мнёт, носит» плакат. Ветер охватывает всё пространство поэмы: «Ветер, ветер – на всем Божьем свете!» В разыгравшейся снежной стихии возникают карикатурные образы: старушка, напуганная бурей, длинноволосый писатель, долгополый поп, барыня в каракуле.

Образы даны сатирически («старушка как курица»; «помнишь, как бывало брюхом шёл вперед, и крестом сияло брюхо на народ» и т. д.).

Герои статичны. Это образы старого мира, поэтому в них нет движения. Такое изображение связано с авторской оценкой персонажей.

Вопросы ко 2-й и З-й главам.

Какова обстановка, в которой появляются двенадцать?

Как автор решает их образ? Почему именно так? Какова ритмическая структура глав, какую роль она выполняет? Каково отношение двенадцати к Ваньке и Катьке? Как вы понимает призыв «Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!»

Двенадцать появляются в снежном кружении метели. Они легко входят в разгулявшуюся стихию. Их образ един. Портретный ряд, сопровождающий героев, — цигарка, картуз, бубновый туз — ассоциируется с анархией. Поэтому и возникает мотив стихийной свободы «без креста». Блок видит, как чёрная злоба вызывает к жизни вседозволенность, разнузданность диких инстинктов. Двенадцать «идут без имени святого», покушаются на святую Русь:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в святую Русь —
В кондовую.
В избяную,
В толстозадую!

Двенадцать олицетворяют собой стихию истории. Стихийное начало подчёркнуто и ритмом глав. Первоначальный ритм марша (ямб) меняется на свободный стих, а в 3-й главе звучат частушечные мотивы. Это подчёркивает отсутствие строгого организующего
начала у двенадцати. Важен и рассказ о Ваньке и Катьке. Двенадцать завидуют героям, которые развлекаются в кабаке, в то время как красногвардейцы мёрзнут («холодно, товарищи, холодно!»).

Читайте также:  Мелодией одной звучат печаль и радость (тема любви в лирике А. Блока).: сочинение

Призыв «Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!» напоминает скорее не о внешнем, а о внутреннем враге, заставляющем завидовать Ваньке и Катьке. Частушечные мотивы третьей главы вводят новый цветовой символ — красный: «Мировой пожар в крови». Этот ход автора возвращает читателя к мысли, что схватка тьмы и света приведёт к крови.

Вопросы к 4-6-й главам.

Почему Блок вводит историю с любовным треугольником в сюжет поэмы? Как автор создаёт образы Ваньки, Петрухи и Катьки? Почему он использует именно эти приёмы?

С любовным треугольником в поэму входит стихия любви. Именно стихии природы, истории и любви — предвестники прихода Духа Музыки. Без этой темы разрушилась бы концепция революции Блока.

Образы Ваньки и Катьки создаются через портретные характеристики. Ванька — красавец. Он речист, плечист, крутит чёрный ус. Он напоминает героя лубочных картинок. Автор награждает Ваньку «физиономией дурацкой», так как за внешней красотой — внутренняя
пустота. Не случайно описания глаз героя нет. О Катьке также говорится нелестно — «дура». Её дурость связана с наивной доверчивостью, которая не позволила увидеть в
Ваньке соблазнителя. Портрет Катьки ярок: «запрокинулась лицом, зубки блещут жемчугом».

Характер Петрухи раскрывается в его воспоминаниях, через внутренний поток сознания. Встреча с Катькой пробудила в Петьке лирические чувства, разбудила дремлющие страсти. Ревность пробуждает в душе жестокость. Демонстративное поведение
Ваньки приводит к психологическому срыву. Терпение красногвардейцев лопается, внутренний «неугомонный враг» просыпается, и они решают отомстить Ваньке за предательство.

Однако убитой оказалась Катька. Злоба нашла выход, обагрив снег кровью. Оружие,
выданное для защиты общего дела, превратилось в орудие личной мести. Чувство стихийно, оно не подвластно разуму. Автор сочувствует Петрухе, но понимает, что в пожаре общего может сгореть и личное. Стихия чувства должна очистить душу героя. И следующие главы исследуют психологическое состояние героя.

Вопросы к 7-8-й главам.

Какие чувства переполняют душу Петрухи? Как сложная гамма чувств передана в ритмике поэмы? Как реагируют красногвардейцы на поведение Петрухи?

Перед читателем разворачивается душевная драма Петрухи. Вначале герой не понимает, что произошло: «А Катька где? — Мертва, мертва! Простреленная голова!» Затем в приступе чёрной злобы рождается оценка: «Что, Катька, рада? — Ни гу-гу … Лежи ты, падаль, на снегу!» Связавшись с офицером, юнкерьём и с Ванькой, она нравственно всё больше падала вниз. Отсюда и вывод — «падаль».

Но смерть невинного человека не приносит успокоения. «Неугомонный враг» Петрухи — его совесть – начинает мучить героя. Убийство заставило его заново пережить свою любовь к Катьке, В сознании Петрухи возрождается идеальный облик Катьки, разбудив прежнее высокое чувство:

— Ох, товарищи, родные,
Эту девку я любил …
Ночки чёрные, хмельные
С этой девкой проводил …
— Из-за удали бедовой
В огневых её очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле правого плеча,
Загубил я, бестолковый,
Загубил я сгоряча … ах!

Исповедь героя поэтична. Образ Катьки приобретает высокое звучание. «Огненные очи» придают героине роковую страстность. Петруха и Катька созвучны героям раннего Блока. Красногвардейцам непонятна исповедь Петьки. Они заняты думами об общем: «Потяжелее будет бремя нам, товарищ дорогой».

Петька, желая справиться с муками совести, пускается в буйный разгул: «Запирайте этажи, нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба — гуляет нынче голытьба. Это буйство влечёт за собой душевную опустошённость и депрессию: «Ох ты, горе-горькое! Скука скучная, смертная»

Возникает желание мести Ваньке: «Ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, чернобровушку … » Весь этот комплекс разных чувств ведёт героя к очищению и душевному просветлению.

Вопросы к 9-й главе.

Каково состояние Петьки в начале главы? Почему появляется образ буржуя после драмы Петрухи? Как это связано с любовным треугольником? Почему
возникает образ пса?

Глава начинается с описания тишины. Это тишина в душе Петьки. Наступает отрезвление. Заканчивается духовное очищение героя. Революция для Блока — это циклон очистительной силы, обновляющий душу человека. Появляется образ буржуя: черты Ваньки в нём утрачиваются, зато образ приобретает социальную определённость. А позже сливается с образом пса — символом старого мира. Образ безродного пса развенчивает старый мир.

Вопросы к 10-12-й главам.

Почему опять появляется образ вьюги? Изменился ли облик двенадцати? Как он передан в ритмической структуре глав? Почему возникает образ голодного пса? Почему появляется образ Иисуса Христа?

Разгулявшаяся вьюга возвращает читателя к стихии природы. Твёрже становится поступь двенадцати, что передано в ритмике стиха, напоминающего чёткий шаг: «В очи бьётся красный флаг. Раздаётся мерный шаг». Но идут они «без имени святого», так как готовы убивать: «Трах-тах-тах! — И только эхо откликается в домах … » Движение стихии истории направлено вперёд. Позади остаётся пёс — символ старого мира. Впереди — невидимый Иисус Христос.

Явление Христа напоминает нам о нравственном очищении Петрухи, служит олицетворённым символом всеобщего обновления жизни, прихода Духа Музыки. Для Блока революция — это явление не столько социальное, сколько нравственно-психологическое, связанное с духовной жизнью человека.

Почему поэма имеет такое название? Как оно отразилось в композиции произведения?

Двенадцать красноармейцев вызывают разные ассоциации. Двенадцать апостолов несли в мир учение Христа. Двенадцать разбойников — герои «Легенды О двух великих грешниках» (поэма Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»). В ней повествуется о правоте народного мщения: Бог снимает с Кудеяра грех невинной крови не только за убийство ещё более грешного, но за искреннее покаяние и муки проснувшейся совести.

Замысел поэмы отразился и в композиции: в «Двенадцати» — 12 глав. Единство формы и содержания делает поэму целостным поэтическим полотном, в котором отражён отклик души поэта на стихию революции.

Раздается мерный шаг. По поэме А. Блока Двенадцать

«Раздается мерный шаг. » (По поэме А. Блока «Двенадцать»)

И вечный бой. Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль.

Летит, летит степная кобылица

Тему сочинения я выбираю вполне осознанно, потому что считаю ее очень актуальной, интересной, хотя и небезопасной. Писать о революции в наши дни трудно, потому что в оценке этого явления человеческой истории сейчас наблюдается полная неопределенность. С одной стороны, революцию объявляют аморальной, причем такая оценка дается лишь революции 1917 года в России, а, например, революция конца ХVIII века во Франции по-прежнему считается “Великой”. С другой стороны, многие убеждены, что революция была благом для России, она спасла страну от гибели и принесла счастье простому народу.

Чтобы принять чью-то точку зрения и высказать свое мнение, нужно, мне кажется, обратиться к свидетельствам той эпохи, к дням, “которые потрясли мир”. Важное место среди таких свидетельств принадлежит произведениям, созданным поэтами, писателями, художниками, композиторами, то есть людьми, которые тоньше, чем другие, чувствуют дух и атмосферу своего времени. А первым русским поэтом, откликнувшимся на “мировой пожар”, был Александр Александрович Блок, автор знаменитой поэмы “Двенадцать”.

Эту поэму надо читать много раз, чтобы понять ее смысл, угадать позицию автора, а через нее — и смысл революции. Но читать одну поэму — это значит оторвать ее от всего творчества А. Блока, изолировать ее от того мучительного пути к родине, России, по которому прошел поэт, чтобы в конце его, поставив точку в поэме “Двенадцать”, записать в дневнике: “Сегодня я — гений”.

Весь жизненный и поэтический опыт подготовил Блока к тому, чтобы откликнуться на революцию практически мгновенно, вослед происшедшему. Поэтому поэма “Двенадцать” воспринимается не как хронология события, не как хвалебная ода взявшим власть большевикам, а как отклик сердца и души поэта на то, что он называл “музыкой революции”.

Для Блока революция — это прежде всего стихийный взрыв народного возмущения, “возмездие” тем, кто держал народ в нищете и темноте. Этот взрыв символически обозначен в самом начале поэмы:

На всем божьем свете!

Перечислив представителей мира сытых и бездушных: буржуя, витию, попа, — Блок в девятой главе дает обобщенно-символический образ тех, кто виновен в страданиях народа:

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Сравнение старого мира с безродным псом не оставляет сомнения в том, что этот мир глубоко антипатичен поэту, что Блок искренне убежден в необходимости и исторической целесообразности его уничтожения, как в этом были убеждены, между прочим, не только большевики, но и многие честные патриоты России, отнюдь не сторонники пролетарской диктатуры, задолго до событий октября 1917 года.

Но ведь Блок совсем не в восторге и от тех, кто “на горе всем буржуям” раздувает пожар революции:

В зубах — цигарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

Это далеко не “твердокаменные большевики”, “пламенные революционеры”, как потом называли тех, кто штурмовал Зимний дворец, а деклассированные элементы, люмпены, по которым, говоря образно, “плачет тюрьма”. И ведут они себя соответственно: восприняв свободу как вседозволенность, Ванька, один из двенадцати, в порыве ревности убивает Катьку. По мнению поэта, вершители революции и не могли быть другими, потому что такими их сделал “старый мир”. Это те “кровь и пыль”, сквозь которые народ идет к справедливой жизни.

Величайшая заслуга Блока, по-моему, состоит, однако, не в том, какими он нарисовал революционеров, а в том, что он уловил и передал в поэме диалектику истории: любое значительное событие, в том числе и революция, сплачивает и дисциплинирует участников, направляет их силы и волю на достижение важной цели, а также изменяет, преображает каждого из тех, кто участвует в исторической драме. Так было и во время Отечественной войны 1812 года, когда бок о бок сражались барин и холоп, освобождая Россию от нашествия Наполеона, так было и во время революции 1917 года. Товарищи не только требуют от Ваньки: “Над собой держи контроль!”, но грозно напоминают ему:

Не такое нынче время,

Чтобы нянчиться с тобой!

Бывшие люмпены почувствовали ответственность за. совершенное и готовы взять ее на свои плечи, отвечать за судьбу России. В последней главе поэмы двенадцать, которых автор теперь называет “рабочий народ”, “вдаль идут державным шагом”. А. Блок нашел удивительно точный эпитет: “державными” могут быть действия тех, кто сознательно и осмысленно продолжает начатое, в ком месть сменяется идеей созидания. В этом мне видится пророчество поэта, не услышанное новой властью, которая, пренебрегая созиданием, в течение многих лет все силы направляла на возмездие старому миру, не замечая порой, как под топор возмездия попадали и те, ради блага которых совершалась революция. Мне кажется, что такой же пророческий смысл имеет в поэме и образ Иисуса Христа, который, оставаясь невидимым, возглавляет отряд красногвардейцев в финале поэмы. Этот образ, появившийся в поэме неожиданно и для самого Блока, напоминает о милосердии, о том, что революция не может и не должна стать кровожадным монстром, пожирающим своих детей. Не случайно ведь в статье “Интеллигенция и революция” поэт призывал всем сердцем слушать музыку революции. А “сердце” и “музыка” несовместимы с насилием и страданием, а тем более с кровью невинных. Иисус Христос и призван был напомнить об этом тем, кто решился на переделку мира.

Александр Александрович Блок написал честную и чистую от сиюминутных пристрастий поэму о революции. Мне кажется, что такой и была наша революция в самом начале. И не вина Блока в том, что она изменилась впоследствии, как нет в том вины и самой революции, потому что ее характер изменили люди, не умевшие или не желавшие слушать сердцем свой народ. История уже дала оценку этим людям, а суть революции помогла мне понять гениальная поэма Александра Александровича Блока “Двенадцать”.

Ссылка на основную публикацию
×
×