Историческое прошлое России в цикле стихотворений «На поле Куликовом» Блока: сочинение

Прошлое, настоящее и будущее России в цикле стихотворений А.А. Блока “На поле Куликовом”

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи урока:

– краткое знакомство с биографией А. А. Блока;

– выявить специфику трактовки темы Родины в лирике Блока;

– раскрыть идейное и художественное своеобразие цикла “На поле Куликовом”, соотношение прошлого, настоящего и будущего России;

– дать представление о лирическом цикле;

– стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность восьмиклассников;

– развивать умение работать с информацией, представленной в электронном варианте, классифицировать, обобщать, систематизировать информацию;

– развивать творческие способности обучающихся через выразительное чтение наизусть, умение анализировать поэтический текст;

– формировать личностные качества: быстро и слаженно работать в группе;

– воспитывать патриотизм, ответственность перед родной страной.

Тип урока: практикум.

Используемые образовательные технологии: презентация к уроку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

I. Организационный момент. Объявление целей и темы урока. Слайд №1 (Пока обучающиеся записывают тему, звучит песня “Русь моя” в исполнении ансамбля “Дружба”)

Учитель. Вступительное слово. Начало XX века – это эпоха трагических событий в жизни страны: первая русская революция, первая мировая война, октябрьская революция 1917 года. Эта эпоха великого исторического рубежа, мятежное, бурное время не могло не отразиться в русской литературе, а тем более в творчестве гениального художника слова А. А. Блока. Да, он был свидетелем всех событий первых десятилетий XX века. Блок обладал обостренным чувством истории, сумел отразить в своих стихах “неслыханные перемены, невиданные мятежи”. Он прошел сложный путь. Старая и новая Россия, ее прошлое настоящее и будущее, история и современность – это вопросы, на которые он искал ответ.

II. Актуализация знаний. Обратимся к фактам его биографии.

1. Слово “биографам”. Слайды № 2-4.

Александр Александрович Блок родился 28 ноября 1880 года в Петербурге в высокообразованной и культурной семье. Воспитание проходило в традициях передовой интеллигенции. Отец поэта – профессор Варшавского университета, мать – переводчица. Маленького Сашу обожали все члены большой семьи. Мальчик рос настоящим принцем. Таким мы и видим его: нежного, изящного дворянского мальчика с гордым лицом, с доверчивыми, серьезными огромными глазами. Всех покоряли его доброта, щедрость и нежность.

Детские и юношеские годы А. А. Блока прошли в доме деда, а каждое лето семья выезжала в подмосковное имение Шахматово. Этот клочок земли Блок всю жизнь очень нежно любил. Любил свой дом на холме под раскидистым тополем, огромный простор. Шахматово осталось в душе поэта вечным символом России.

Интерес к истории пробудился у Блока в семье его деда, ректора Петербургского университета А. Н. Бекетова, а дальнейшее развитие получил в университетские годы.

Россия для Блока – это прежде всего родина, а родина для поэта – это “огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое”.

Учитель. Обращение к Родине проходит через все творчество Блока. Поэт стремится постичь ее сущность, разгадать тайну. Осмысление прошлого, желание понять настоящее, стремление предугадать пути будущего свойственно поэтам во все времена. О Родине писали А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов. Но в творчестве Блока эта тема обретает особое звучание. Составляя третий том собрания своей лирики, Блок объединил в раздел “Родина” несколько стихотворений 1906 – 1916 годов. Однако, как он сам говорил, все его произведения о России.

Слайды №5–6. Цикл “На поле Куликовом”, включающий 5 стихотворений – одно из центральных произведений третьего тома “Родина”. Связанный своим содержанием с известным историческим событием – Куликовской битвой 1380 года, когда русские воины под предводительством великого князя московского Дмитрия Донского разгромили полчища хана Мамая, блоковский цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, точнее о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего России. (Понятие о цикле)

Учитель. Куликовская победа была величайшим переломом в русской истории. В чем же заключался этот перелом?

2. Послушаем “историков”. Слайды №7–8.

8 сентября 1380 года соединенные силы русских княжеств одержали победу над огромным войском Золотой Орды под предводительством хана Мамая. Произошло это на Куликовом поле около реки Непрядвы за Доном. Воины обеих сторон сражались героически. Люди гибли не только от ран, но и задыхались от великой тесноты. Первым пал на Куликовом поле Александр Пересвет, затем Ослябя. Они были и остаются символом ратного подвига.

Войско Мамая наступало первым. Не выдержав натиска, русские войска стали отступать. Победа, казалось, была на стороне Мамая, но тут выступил из леса засадный полк и ударил в тыл и фланг войскам Мамая. Победа была полная. И войско Дмитрия далеко преследовало Мамая.

После победы Дмитрий Донской провозгласил тут же, “став на костех”, вечную память всем погибшим.

Куликовская победа стала величайшим переломом в русской истории. Это был перелом в сознании русского народа, в появлении острой потребности в государственном единстве и государственной независимости.

Учитель. О чем повествует Блок в цикле “На поле Куликовом”? Как передается поэтом историческое событие? Каковы основные мотивы цикла? (Слайд № 9) Обратим внимание на повторяющиеся образы и мотивы: это образы реки, степи – поля, долгого пути, образ мглы, мотив повторения роковых событий (мотив круга)

3. Слово “интерпретаторам”. (Группа ребят работала с первым стихотворением цикла. Варианты: слушаем аудиозапись (текст читает актер, поэт и певец, заслуженный артист России Николай Денисов) или читают наизусть ученики. План анализа стихотворений есть в каждой группе, чтобы ребята могли включиться в обсуждение стихотворений, высказать свои предположения, задать вопросы)

Слайд №10. В чем необычность ритмической организации этого стихотворения? Какое настроение создает отрывистость ритма? Какой образ противопоставлен ленивой грусти текущей реки народной жизни?

Первое стихотворение исполняет роль пролога, вводит в цикл тему Родины. На первый взгляд, перед нами типичный русский пейзаж:

Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.

Все основные образы уже заявлены здесь. Лирический герой – это и воин Куликовской битвы и современник Блока. Состояние героя – размышление накануне битвы. Не сразу под “игом ущербной луны” приходит он к пониманию своего назначения. Родина, ее история помогают герою обрести свое “я”, определить свой путь:

Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной,
В твоей тоске, о Русь!
И даже мглы – ночной и зарубежной –
Я не боюсь.

Необычна ритмическая организация стихотворения: сочетание длинных и коротких ямбических стихов помогает поэту передать противоречие между внешним спокойствием, “неподвижной” Руси и напряженным, тревожным ожиданием предстоящего. Вначале время течет лениво, медленно, как река. Но вызов брошен, войско отправляется в путь. Пока еще все спокойно, но вскоре желтая глина обрыва. Степные стога сменяются дорогой сквозь мглу. И вдруг время резко ускоряет свой ход. Тьма сменяется яркими огнями костров, блеском святого знамени и сабель. Бой начался, от былого спокойствия уже нет следа.

Слайд №11. Именно в этом стихотворении поэт “дерзнул” вместо привычного эпитета “Матушка-Русь” предложить свой, предельно личный: “О, Русь моя! Жена моя!” Некоторых его современников подобная “вольность” шокировала (например, М. Горького). Поэт Илья Сельвинский уже в 60-е годы публично заявил: “Меня коробит от того, что моя родина оказывается. женой Александра Александровича”. Оппоненты поэта не принимают в расчет, что в блоковском контексте (а это контекст всей лирической трилогии) слово “жена” употребляется вовсе не в обычном житейском, а в символическом смысле: слово “жена” – это и Святая Дева, и Богородица, и Русь. Облик Родины у Блока живой. Он как бы сливается с прекрасным женским образом, подчеркивая глубоко интимное чувство поэта, неотделимое для него от вечной его любви к “единственной на свете”, к жене. Зато всеми безоговорочно были приняты строки с предельной силой выразившие сущность времени, да, пожалуй, и человеческой жизни в целом:

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают вёрсты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!

Слайд №12. Образу реки противопоставлен образ летящей степной кобылицы. Повтор “летит, летит” меняет ритмику стиха. Одно мгновение, и уже закат в крови. Напряжение нарастает, и уже в последующих строфах сплошь восклицательные предложения. Умолчания подчеркивают быстрое течение времени, создают впечатление некоторой недосказанности. Покоя нет! Стремительность событий подчеркивается и аллитерацией звуков “с” в 4-й и “р” в последней строфе стихотворения.

Учитель. Слайд №13. Найдите в тексте цикла следы влияния древнерусской и фольклорной поэтики. Какое значение они имеют для воспроизведения картин исторического прошлого? Литературовед А. С. Елеонская в статье “Куликовская битва и русская литература” пишет: “Образная система цикла несет на себе следы влияния древнерусской и фольклорной поэтики: образ реки; именование Руси женой, противопоставление света и тьмы; включение в действие высших сил – в данном случае Богородицы, образ которой сливается с образом Прекрасной Дамы”.

Во втором стихотворении цикла влияния древнерусской и фольклорной поэтики больше. В основе сюжета – гадание перед боем. Здесь и “мы, сам-друг” (т.е. вдвоем) – архаичная форма собирательного множественного с фольклорным оттенком; крик лебедей, и “горючий белый камень”.

Слайд №14. Лебеди – это символ верности, чистоты. Но у Блока образ лебедей несет и иную смысловую нагрузку – смятение, тревогу. Повтор “и опять, опять они кричат…” с умолчанием в конце строки Вслушиваясь в грядущее, герой снова слышит предвестия беды, смерти, но и победы, что звучали когда-то над полем Куликовым. Горючий белый камень пришел из фольклора – из заговоров и заклинаний, о которых Блок писал: “На море – окияне, на острове Буяне стоит бел – горюч камень Алатырь, на том камне дева сидит, шелками заморскими зашивает раны кровавые..”. Эпитет “горючий” у Блока, вероятно, связан с горем, а сочетание с белым дает эмоциональный оксюморон, созвучный основному настроению цикла: предчувствию грядущих испытаний Родины. Первая и вторая половина стихотворения противопоставлены: в начале речь идет о близкой гибели, а в конце – о том, что эта гибель освящена и осмысленна:

Чтоб недаром биться с татарвою
За святое дело мертвым лечь!

Татарва – слово с фольклорным оттенком. Враг в русском фольклоре, как правило, не имеет лица, а воспринимается как чудище.

Я – не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.

Как можно объяснить эти строки? Каким вы представляете лирического героя во втором стихотворении?

Здесь прошлое сопрягается с будущим предчувствием лирического героя: впереди страну ожидают новые испытания. Герой не отделяет свою судьбу от судьбы своей страны.

Слайд №16. Почему третье стихотворение можно назвать кульминацией цикла? Кто это, чей лик нерукотворный светел для поэта навсегда: любимая женщина или Богородица?

И с туманом над Непрядвой спящей
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моём плече.

В третьем стихотворении перед героем возникает символический образ – Ты. Сначала герой только предчувствует ее появление . Но вот ТЫ здесь. Но кто же эта загадочная ТЫ? Символический образ допускает различные толкования. Но бесспорно одно – это воплощение светлого идеала, который помогает герою выстоять в испытаниях времени. Образ святой Руси сливается с образом Богоматери. Родина – самое дорогое и самое святое, чему поклоняется и служит поэт.

Слайд №17. Четвертое стихотворение полно тревоги и тяжких предчувствий. Повторяются эпитеты “вековая тоска”, “тоска могучая”, “ущербная луна”. Символы приобретают новый смысл. Образ пожара особенно страшен, потому что он “тихий и широкий”. Но чувства лирического героя, его мысли светлы, он на белом коне (белый конь – конь победителя). Душа устремлена в будущее, опять обращение к высшему идеалу: “Явись, мое дивное диво! // Быть светлым меня научи!”.

Слайд №18. Пятому стихотворению предпослан эпиграф из В. Соловьева: “И мглою бед неотразимых // Грядущий день заволокло”. В первой строфе Блок перефразирует Соловьева так, что поле Куликово осмысливается как метафора России. Если в первых стихотворениях прошлое перекликается с настоящим, то в пятом поэт говорит о настоящем и будущем, предсказывает неизбежность исторических потрясений и свою причастность к ним: “Но узнаю тебя, начало// Высоких и мятежных дней!”

Читайте также:  Дыхание революционной грозы: сочинение

Учитель. Какой же образ России сложился в вашем представлении после прочтения цикла “На поле Куликовом”? Первые выводы. Образ Родины у Блока своеобразен и неповторим. Стихи поэта полны глубокой любви к России и веры в ее силы. Он хотел видеть ее свободной и счастливой. Слайд №19

III. Итог урока. Жить в покое нельзя. Жизнь – это движение, битва за родину. Быть спокойным, ни во что не вмешиваться – значит жить вне Родины, а это значит совсем не жить. Блок не мог остаться в стороне от событий, которые совершались у него на Родине. “Не может сердце жить покоем..” Таким образом, личная судьба героя отождествляется с судьбой России, он готов погибнуть за нее. Чувство боли и тревоги за нее никогда не покидало Блока: “Как жить и плакать без тебя! (“Осенняя воля”) В последующих стихах о России вера Блока в особую историческую роль Родины становится явственнее, ощутимее. Но его любовь к России навсегда останется с привкусом страха, страдания, муки и веры, ведь “невозможное возможно”.

Домашнее задание. Размышляя над словами поэта, попытайтесь определить, что значит для художника посвятить жизнь какой-либо теме, в чем, по вашему мнению, гражданский долг поэта перед Отечеством? (Cлабым учащимся выучить наизусть одно из стихотворений цикла)

1. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: Вако, 2005.

2. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2008.

3. Русская литература XX века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. В 2 частях. Под общей редакцией В.В. Агеносова. – М: Дрофа, 2000.

4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 7-8 класс.

5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Версия 2004 года.

6. Конева И.В. А. Блок “Поле Куликово”. Дидактические материалы:

Прошлое, настоящее и будущее в цикле Блока «На поле Куликовом»

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Каждого поэта, вошедшего в русскую классическую литературу, хочет он того или нет, последующие поколения критиков причисляют к определенному литературному течению. Так легче рассматривать творческое наследие, легче понимать произведения. Вот и мы не будем игнорировать принятую систему, чтобы проанализировать стихотворения Блока.

Александр Блок остался в памяти потомков как выдающийся поэт-символист. Но не многие помнят тот факт, что символистов еще называли и последователями неоромантизма. На мой взгляд, это немаловажное замечание. Ведь одной из примет романтизма является обращение к прошлому, поиску там идеалов, тем и откровений, которые помогают раскрыть настоящее.

Именно поэтому видится закономерным обращение Блока к русской истории, а в частности, к истории Куликовской битвы. Так, в 1908 году (с июня по декабрь) поэт создает стихотворный цикл «Поле Куликово» вошедший в сборник «Родина». Этот цикл состоит из пяти стихотворений, в которых рефреном звучат несколько ведущих образов: крик лебедей, беда, орда поганых, наши полки. Образы одни и те же, а сколько различных произведений создал Блок на их основе!

В первом из них раскрывается образ воина, готовящегося к походу на войну. Читатель практически физически ощущает динамику действия, напряженность мыслей лирического героя, его нетерпение:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль.

Летит, летит степная кобылица…

Второе стихотворение раскрывает состояние лирического героя непосредственно перед смертельной битвой. Он готовится к смерти, так как знает о ней. Герой встретил недобрые знаки: «За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат. », «На пути – горючий белый камень». В его мыслях много обреченности, но и бездна храбрости:

Помяни ж за раннею обедней

Мила друга, светлая жена!

Третье стихотворение цикла одновременно примыкает к циклу стихов о Прекрасной Даме (здесь появляется незримая Она). Герой смотрит на мир глазами человека, который понимает цену настоящему чувству, война для него неважна. Это другая точка зрения на вышеописанные события.

В четвертом стихотворении «На поле Куликовом» рассказывается о смятении героя во время самой битвы. А в последнем – уже нет прошлого, в ней бушует окружающее поэта и героя настоящее.

Таким образом, перед нами своеобразный роман в стихах (этот же прием использован Блоком в цикле стихов о Прекрасной Даме). В нем, как в хорошем эпическом произведении, сочетаются прошлое, настоящее и будущее, эти временные пласты сливаются воедино. К тому же нельзя забывать, что в большинстве случаев обращение поэта к истории необходимо для того, чтобы глубже раскрыть авторское отношение к настоящим событиям. Так, можно сказать, что Блок предзнаменовал события, которые произойдут через несколько лет (революции, смена власти). Да это и немудрено, они просто витали в воздухе…

Итак, как же видит Блок прошлое России? Для поэта оно наполнено героизмом и подлинными чувствами. Неслучайно в одном из стихотворений Блок выводит замечательный образ «друга»:

И, к земле склонившись головою,

Говорит мне друг: «Остри свой меч,

Чтоб недаром биться с татарвою,

За святое дело мертвым лечь!»

Необходимо отметить жест «склонившись головою». Эта деталь говорит о том, что биться русские хотели только за свободу, а не ради крови или золота. Пожалуй, такая идеализация русских была необходима поэту, чтобы противопоставить светлое прошлое настоящей кровавой драме. Кстати, Блок потрясающе перемежает чувства лирического героя, древнерусского воина, и свои, поэта начала XX века:

Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной –

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы – ночной и зарубежной –

Я – не первый воин, не последний,

Долго будет родина больна.

Но самое главное, что именно с Куликовской битвой связал поэт «начало высоких и мятежных дней» в последующей истории российского государства. В стихотворениях цикла неразрывно слились описание конкретного природного ландшафта Куликовского поля и возвышенные размышления об исторических судьбах нации. Последнее стихотворение цикла с полной уверенностью можно назвать пророческим:

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Над вражьим станом, как бывало,

И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. – Молись!

Блок, с одной стороны, сопоставляет великие битвы, но, с другой, противопоставляет их, чувствуя, что нет места в настоящем доблести и чести:

И я с вековою тоскою,

Как волк под ущербной луной,

Не знаю, что делать с собою,

Куда мне лететь за тобой!

«Явись, мое дивное диво!

Быть светлым меня научи!»

Вздымается конская грива.

За ветром взывают мечи.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Блок А.А. / Разное / Прошлое, настоящее и будущее в цикле Блока «На поле Куликовом»

Смотрите также по разным произведениям Блока :

Анализ стихотворения «На поле Куликовом» Блока

Написанное А.А. Блоком в 1908 году стихотворение «На поле Куликовом» – часть одноименного цикла. В нем поэт отразил свои размышления о прошлом и будущем России. Вам предлагается краткий анализ «На поле Куликовом» по плану. Данный разбор будет полезен при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На поле Куликовом.

История создания – стихотворение написано А. А. Блоком в 1908 году после Первой русской революции, когда поэт, приверженный ее идеям, осознал, какие бедствия она с собой несет.

Тема – Россия, начиная с ее древней истории, находится в постоянной борьбе за свою независимость, и в начале ХХ века она снова оказалась на перепутье.

Композиция – стихотворение состоит из пяти частей, каждая из которых имеет свой сюжет, но все части объединены общей линией – проводится параллель между прошлым, настоящим и будущим страны.

Жанр – лиро-эпический, произведение сочетает в себе некоторые признаки стихотворения и эпоса, оно имеет сюжетную линию.

Стихотворный размер – все пять частей произведения написаны ямбом, стих разделен на строфы, каждая из которых состоит из четырех строк, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская, а также перекрестный способ рифмовки, то есть рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.

Метафоры«Наш путь… пронзил нам грудь», «стрелой татарской древней воли», «закат в крови», «…сердцем вещим», «Под игом ущербной луны», «Вольные тучи».

Олицетворения«Река раскинулась… грустит лениво и моет берега», «…грустят стога», «идут испуганные тучи».

Эпитеты«…Доном темным и зловещим», «тихие зарницы», «вековою тоскою», «…облаком суровым», «Высоких и мятежных дней».

Сравнение«А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».

История создания

1908-1917 годы в жизни А. А. Блока – это период переосмысления исторического прошлого России, ее настоящего и будущих назревающих перемен. Поэт создает небольшой цикл, состоящий из пяти стихов, под названием «На поле Куликовом». За основу им был взяты реальные сюжеты из истории страны: монголо-татарское иго, на несколько веков поработившее Русь, и героическое противостояние степным завоевателям.

Через все произведение проходит сквозной темой вечная борьба России за свою свободу. Куликовская битва становится символом освобождения от монгольского ига. Проблему исторического противостояния Руси и Орды А. А. Блок переносит на весь ход развития страны, в том числе на настоящее, предрекая России новую «Куликовскую битву», которая освободит ее от монархии. Революционные идеи поэта были вызваны происходившими событиями: революцией 1905-1907 годов, назреванием нового социального взрыва к 1917 году.

Композиция

Цикл состоит из пяти взаимосвязанных стихотворений, поэтому характеризовать его композиционное содержание необходимо по частям. В первой части перед читателем предстает картина из истории России: татаро-монголы наступают на страну ( «В степном дыму блеснет святое знамя и ханской сабли сталь…» ).

Вторая и третья часть посвящены описанию подготовки к Куликовской битве и победы над врагом. Появляется образ Богородицы как защитницы русской земли и ее воинов: «Был в щите Твой лик нерукотворный светел навсегда» .

Последние две части цикла посвящены описанию современной России сквозь призму ее древней истории. Подъем революционны сил, уже очевидные перемены в жизни поэт чувствует, говоря: «Опять над полем Куликовым взошла и расточилась мгла» . Еще не слышно грома битвы, звона оружия, но лирический герой отчетливо предвидит их, обращаясь: «Но узнаю тебя, начало высоких и мятежных дней!» .

Жанр – лиро-эпический. Произведение сочетает в себе переживания лирического героя, признаки стихотворения и одновременно характеризуется наличием сюжета. Оно состоит из пяти частей, которые, в свою очередь, разделены на строфы (четверостишия), написанные ямбом. Рифма используется точная (боли – воли), неточная (лениво – обрыва), мужская (Русь – боюсь), женская (кострами – знамя).

Средства выразительности

Блок использовал различные художественные средства. К ним отнесем олицетворения: «Река раскинулась… грустит лениво и моет берега» , «…грустят стога», «идут испуганные тучи» , метафоры: «Наш путь… пронзил нам грудь» , «стрелой татарской древней воли» , «закат в крови» , «…сердцем вещим» , «Под игом ущербной луны» , «Вольные тучи» . Кроме того, поэт использовал эпитеты: «…Доном темным и зловещим» , «тихие зарницы» , «вековою тоскою» , «…облаком суровым» , «Высоких и мятежных дней» , и сравнение: «А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой» .

Сочинение Анализ На поле Куликовом стихотворение Блока

Александр Александрович Блок очень много времени уделил написание произведение о Родине и своем родном крае. О Куликовском сражении Блок говорит как о событии и как он утверждает, что таких событий в России будет много, ведь именно в битвах решается судьба России. Блок решает описать Куликовскую битву, чтобы показать всем россиянам, как нужно относиться к Родине.

В этом произведении Александр Александрович пытается найти истину, столкнулся древний мир с современным, и никто не мог его принять. Многочисленное количество безымянных солдат готовы кинуть все свои силы и даже отдать жизнь, чтобы их Отчизна была свободна. Писатель призывает в своем произведении солдат вступивших в ряды армии Дмитрия Донского к победе. Он верит в них и пишет об этом в строках своего произведения, что они обязательно победят и зажгут победные костры.

Читайте также:  Поэтический мир Александра Блока: сочинение

Александр Александрович Блок намекает на том, что это не единственная битва между народами за бескрайние земли Руси, будут еще и не одна, так что покой русскому народу только снится. Стоит готовиться всегда, отстаивать свою свободу и свои родные края, но русский народ к этому будет готов и не предаст Русь. Блок описывал это не как обычную битву, которая позже войдет в историю, а как событие, которое позволяет отстоять свое мнение.

Герой произведения Блока готов к сражению, но, увы, в нем он так и не примет участия. Лирический герой стихотворного цикла Блока замечает в образе Руси женщину. Ее красивый и нежный женский образ виден во всем, в красоте полей и степей, в бескрайне синих реках и озерах, в криках птиц и животных. Герой считает, что все, что связано с Русью бесконечно прекрасно и стоит бороться за себя и свою Родину.

Сражение с татарами для героя стихотворного цикла не прошли бесследно. Благодаря этой битве он возмужал, и многое понял для себя, он любит свою Отчизну, словно родную мать. Герой слышит голос своей Родины, которая зовет его за собой, но он никак не может ее отыскать. На него огромное впечатление произвела Куликова битва с татарами.

В завершающих строках Александр Александрович призывает всех сложить оружие и принять людей с другой верой и жизненными принципами как своих братьев. Писатель говорит о том, что можно все вместе жить в мире и не стоит постоянно воевать между собой. Стоит все же уважать и другую культуру в этом мире и попробовать жить мирно, не причиняя друг другу дискомфорт.

Анализ стихотворения Блока На поле Куликовом

Большинство писателей относились к своей стране как к самой близкой вещи в их жизни. Писатели такого типа обладали большим патриотизмом и чувством ответственности за свою родину. Почти все свои произведения патриотичных писателей, как ни странно, направлены на восхваление своей страны.

Одним из таких писателей бы Блок. В большинстве своём он свои произведения он посвящал родине, её окружению, и, собственно, ситуации в ней.

Таким произведением и стало стихотворение, состоящее из 5-ти частей “На поле Куликовом”

В данном произведении присутствует два лирических героя, это воин и поэт. В начале произведения поэт обращается к России как к своей жене, дабы выразить его безграничную и безвозмездную любовь к ней. В произведении он также размышляет над происходящими вещами в период революции 1908 года, размышляет о дальнейшем возможном развитии России и её экономическо-политической ситуации.

Далее нас знакомят с лирическим героем воином. Его взгляды более радикальны и, он считает, что ситуация требует более жёстких и незамедлительных действий, нежели считает первый герой поэт. Образом воина Блок говорит, что исправить ситуацию без применения силы и настойчивости практически всегда невозможно. Данным символизмом Блок рассказывает нам о наших возможных действиях для исправления той или иной ситуации в нашей жизни. Он как бы заставляет нас идти к лучшему и идти настойчиво, иначе, по его убеждению, ничего не выйдет. Так или иначе, произведение “На поле Куликовым ” является отличным произведением двадцатого века, показывающее, на что Блок был готов ради своей страны, пропитывая своё произведение своими потом и кровью.

Также есть история, что Блок назвал своё произведение “На поле Куликовом ” не просто так. Говорят, что он назвал его так, дабы показать, что ужасные события имеют свойство повторяться, и человек также имеет свойство не учиться на своих ошибках. Скорее всего, именно эти две вещи и пытался донести до своих читателей Блок, когда вписывал название “На поле Куликовом”. Я надеюсь, что мне удалось обосновать свою точку зрения и приведённые примеры были удачны.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ стихотворения На поле Куликовом Блока

Популярные сегодня темы

Андрей Болконский является одним из главных героев романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Личность Болконского очень сложная и интересная

Учитель не только дает знания детям, но и своим примером показывает, как надо себя вести, поступать в той или иной ситуации.

Чехов всегда прекрасно умел описывать даже самые детали сущности людей. Кроме этого он всегда описывал и отрицательные или положительные качества человека. При помощи многих его рассказах можно научиться жить в этом тяжелом мире

Ярчайшим образом человека, сжигаемого любовной страстью, которая станет причиной его предательства и страшного конца, предстаёт перед читателем образ главного героя повести Гоголя

Родион Романович Раскольников — главный герой романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Из-за финансовых сложностей молодому человеку пришлось бросить учебу на юридическом факультете.

Анализ стихотворения «На поле Куликовом» А.А. Блока

Автор: Guru · 26.08.2018

Цикл «На поле Куликовом», состоящий из пяти стихотворений, связанных между собой общей темой, является центральным в цикле стихотворений «Родина» (1907-1916). Он был неоднозначно встречен критиками и современными Блоку поэтами и прозаиками, однако все признали в нем потрясающее отображение действительности через связь с историческим прошлым России.

История создания

Цикл стихотворений «На поле Куликовом» был написан в 1908 году. Революция 1905 года осталась позади, но народ не успокоился, предчувствие грядущих волнений витает в воздухе. В период с 1905 по 1917 год Блок переосмысляет исторические события и проводит аналогии между ними и настоящим. Используя образ битвы на Куликовом поле, поэт показывает образ современной ему России, те волнения, которые он предчувствует, и те, что уже прошли. Он переживает за будущее страны и предчувствует вторую волну революции.

Поэт был очень образованным человеком, знал в совершенстве историю своей страны, поэтому часто писал поэмы и стихотворения по историческим мотивам. Его патриотизм глубок и эмоционален, ведь автор любит не иллюзии, а то, что хорошо знает. Поэтому его произведения о войне и революции, о древних народах и их связи с потомками всегда вызывают сильные чувства.

Жанр, направление и размер

Жанр цикла — лиро-эпический. В цикле присутствует сюжетная линия, развивающаяся от стихотворения к стихотворению. При этом текст является аллюзией на Россию того времени.

Весь цикл написан ямбом, однако используется пятистопный, шетистопный, двухстопный и трехстопный ямб, такой ритм придает динамику повествованию. Строфы состоят из четырех строк. Используется как точная, так и неточная рифма, чередуются между собой мужская и женская клаузула. Также присутствует перекрестная рифма.

Образы и символы

Весь цикл пронизан символами, указывающими на беспокойные настроения, царящие в России 1908 года. Степной путь, по которому скачут воины к месту сражения – символ метафорического исторического пути, по которому идет родина. Как воины движутся к битве, так страна идет к новой революции и гражданской войне.

Образ жены трактуется уже не так просто. Еще в первой части цикла Блок вместо классического сравнения «Россия-матушка», сравнивает Россию с женой. Но это не жена в обыденном нашем понимании, а отсылка к раннему творчеству поэта и к идеям Соловьева о священной женственности. Это подтверждает и наличие цитаты самого Соловьева перед заключительной частью цикла. Образ некоей жены, которая должна будет оплакивать лирического героя после сражения, проходит через весь цикл. Так, заключительную фразу второго стихотворения можно понять и буквально, то есть «помяни меня после, жена», и как «помни обо мне, Россия». Третье стихотворение полностью посвящено образу некоей прекрасной женщины. Это может быть и соловьевская святая, и образ России.

Через весь цикл также проходят символы тумана и мглы. Они указывают на неизвестность и беспокойство, которые издавна окутывали отчизну.

Степная кобылица – это водоворот событий, который затягивает народы в побоища. Это неумолимая судьба, что несется, не разбирая дороги. Сама стихия войны выражается в этом образе.

Лирический герой – воин, который скачет защищать Родину от татаро-монголов. Является ли герой отражением самого Блока, или он просто абстрактный персонаж, необходимый для передачи основных мотивов стихотворения, точно неизвестно. Этот вопрос поэт оставляет воображению читателя.

Таким образом, главные герои неразрывно связаны. Жена и муж – это семья, узы которой священны и вечны. Так и русский человек навек связан со своей землей.

Темы и настроение

Все стихотворение подводит читателя к чувству тревожности, к ожиданию чего-то плохого, кровавого побоища. Блок разочаровался в событиях 1905 года, он увидел человеческую жестокость и осознал, что такой путь его не устраивает. В 1908 году, году написания стихотворения, людьми осознавался факт приближения мировой войны и возможной новой революции. Тревога и страх в связи с неизвестностью будущего и предчувствием приближающейся беды пронизывают все стихотворение.

Блок обращается к прошлому, к Куликовской битве, не для того, чтобы воспитывать людей в духе военного патриотизма, а чтобы провести аналогию с настоящим. Выразить предчувствие больших перемен, показать нежелание нового кровавого побоища, которое может предшествовать переменам. Такая аллюзия на настоящее была высоко оценена современниками Блока.

Автор, без сомнения, не хочет борьбы, но осознает, что порой без нее не обойтись. Так было на поле Куликовом, такое же смутное время надвигалось на страну во времена автора. Порой война – это стихия, которую нельзя остановить волей отдельных лиц. Она просто неизбежна, но в пылу схватки необходимо защищать ту, кто не может за себя постоять – красивую, родную и любимую Россию.

Средства художественной выразительности

Цикл «На поле Куликовом» просто пестрит интересными метафорами, и все они служат созданию атмосферы беспокойства: «наш путь пронзил нам грудь», «закат в крови», «вековою тоскою» и так далее. Многочисленные олицетворения («грустят стога») и эпитеты («грустит лениво») служат той же цели.

Используется также интересное сравнение, которое выделяется на фоне остальных средств художественной выразительности и еще раз отсылает нас к образу соловьевской дамы: «Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».

Урок литературы в 8 классе А.А. Блок Цикл стихотворений На поле Куликовом
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Урок литературы в 8 классе А.А. Блок Цикл стихотворений На поле Куликовом

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_literatury_v_8_klasse_a.a._blok_cikl_stihotvoreniy_na_pole_kulikovom.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе

«А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве»

1. Краткое знакомство с жизнью поэта. Выделение в его творчестве исторической темы.

2. Развивать устную речь учащихся, логическое и образное мышление, эстетический вкус.

3. Воспитывать любовь к русской поэзии .

Методические приемы: рассказ учителя, сообщения учащихся.

ТИП УРОКА: Объяснение нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1.Чтение стихотворения «О, я хочу безумно жить»».

2. Вступительное слово учителя.

3. Доклад-презентация учащихся (биография А.Блока).

4. Опрос домашнего задания.

5. Слово учителя.

6. Доклад учащегося о Куликовской битве.

7. Комментарий учителя о специфике цикла в целом.

8. Комментированное чтение цикла стихотворений «На поле Куликовом».

8. Беседа по прочитанному тексту.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

Тема урока: »Александр Александрович Блок. Историческая тема в его творчестве» 1880 – 1921

1. Ученица выразительно (или наизусть) читает стихотворение А.Блока « О, я хочу безумно жить»:

О, я хочу безумно жить:

Все сущее – увековечить,

Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне, –

Быть может, юноша веселый

В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство – разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь – дитя добра и света,

Он весь – свободы торжество!

2. Слово учителя.

Александр Блок. Это имя, этот «звук» в русской и мировой поэзии двадцатого века – из самых ценных. Одно из тех редких имен, что означают: истинный поэт, поэт-гражданин.

«Что такое поэт?» Человек, который пишет стихами?» – спрашивал Блок. И отвечал: «Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами, но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он – сын гармонии, поэт».

Блок – «сын гармонии», но гармонии драматической и трагической, рожденной в борьбе, в противоборстве. Поэт жил в напряженном прислушивании к музыке времени, к биению сердца России.

Александр Блок прошел недолгий, но сложный творческий путь, заполненный большими историческими событиями и явлениями. На глазах у Блока происходили никогда не слыханные ранее исторические перемены, Старая и «новая» Россия, история и современность – это вопросы, которые всю жизнь волновали Блока и на которые он искал ответ. Один из исследователей его творчества, В.Орлов, назвал его «самым историческим поэтом в литературе 20 века, ибо все, что он писал, проникнуто духом живой, каждодневно творимой истории».

Сообщение целей урока.

3. Сообщения 3 учащихся (доклад с презентацией):

1 учащийся сидит за ноутбуком, второй и третий рассказывают, читают стихи от имени А.Блока и М.Бекетовой

Слайд №1 Портрет А.Блока

Слайд сопровождается рассказом 1 ученика:

Александр Александрович Блок родился 16 ноября 1880 года в Петербурге в семье ректора университета Андрея Николаевича Бекетова. Семейная атмосфера, в которой он вырос, способствовала тому, что традиции классической литературы были неотделимы в восприятии Блока от понятия «дома». Детские и юношеские годы его прошли в доме деда, профессора-ботаника, в «ректорском доме», а каждое лето – в бекетовском подмосковном имении Шахматово. Детство будущего поэта было почти безоблачным, он рос в обстановке всеобщей любви, заботы, среди литературы и музыки.

В семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед был автором не только научных трудов, Нои научно-популярных очерков. Бабушка Блока и ее дочери, в том числе и мать поэта, занимались переводами научных и художественных произведений.

Слайд №2 А.Блок в детстве

Стихотворение читает 2 ученик:

Погружался я в море клевера,

Окруженный сказками пчел.

Но ветер, зовущий с севера,

Мое детское сердце нашел.

Призывал на битву равнинную –

Побороться с дыханьем небес.

Показал мне дорогу пустынную,

Уходящую в темный лес.

Я иду по ней косогорами

И смотрю неустанно вперед,

Впереди с невинными взорами

Мое детское сердце идет.

Пусть глаза утомятся бессонные,

Запоет, заалеет пыль…

Мне цветы и пчелы влюбленные

Рассказали не сказку – быль.

«Мама привела меня в гимназию; в первый раз в жизни из уютной и тихой семьи я попал в толпу гладко остриженных и громко кричащих мальчиков; мне было невыносимо страшно чего-то, я охотно убежал бы или спрятался куда-нибудь; но в дверях класса, хотя и открытых, мне чувствовалась непроходимая черта…»

А.Блок «Исповедь язычника», 1918 г.

«С 7 лет Саша начал увлекаться писанием, он сочинял коротенькие рассказы и стихи, ребусы. Из этого материала составлял то альбом, то журналы. Сохранилось несколько книжек такого рода.

В последних классах гимназии Блок начал издавать рукописный журнал «Вестник».

М.Бекетова «Александр Блок»

«В ту пору он был очень хорош собой уже не детской, а юношеской красотой.»

М.Бекетова «Александр Блок»

Талант его крепнет от стихотворения к стихотворению. В «автобиографии» Блок вспоминал о том, как он, двадцатилетний студент, принес редактору журнала «Мир Божий» В.П.Острогорскому стихи, навеянные картинами Васнецова, изображающими вещих птиц древнерусских легенд. Редактор отнесся к его «безыдейным» стихам, по словам Блока, «со свирепым добродушием», сказав: «Как вам не стыдно, молодой человек, заниматься этим, когда в университете бог знает что творится!» Редактор оказался недальновиден и глух к поэзии: ведь стихи эти лишь внешне могли показаться далекими от современных тогдашних событий. На самом деле они были о жизни, о времени, о России, только говорят об этом крупно, символически. 1 ученик:

В 1907 году Александр Блок отметил: «Главные факторы творчества и жизни – женщины, петербургские зимы и прекрасная природа Московской губернии». Два непохожих друг на друга места России особенно много значили в жизни поэта:

Петербург и подмосковное Шахматово. В течение 36 лет (с 1881 по 1916) ежегодно в летнюю пору приезжал из Петербурга в Шахматово через подмосковную станцию Подсолнечная. Большую роль в судьбе Блока сыграла также Москва.

Июль 1914г. Весть о начале первой мировой войны застает Александра в Шахматове. Поэт возвращается в Петербург, вскоре переименованный в Петроград. В июле 1916 года Блок вступает в инженерно-строительную дружину Союза Земств и Городов и отправляется в прифронтовую полосу, к Пинским болотам, в Белоруссию.

«Европа сошла с ума: цвет человечества, цвет интеллигенции сидит годами в болоте, сидит с убеждением (не символ ли это?) на узенькой тысячеверстной полоске, которая называется «фронт». Люди – крошечные, земля – громадная.. довольно маленького клочка земли, опушки леса, одной полянки, чтобы уложить сотни трупов людских и лошадиных» .А.Блок «Интеллигенция и революция»

После Февральской революции, возвратившись в Петроград, он редактировал стенографические отчеты «Чрезвычайной следственной комиссии», проводившей допросы бывших деятелей царского правительства. И хотя Блок приветствовал падение самодержавия, он очень скоро осознал, что революция на этом не остановится и главный всплеск еще впереди, ведь продолжалась бессмысленная и преступная война, оставались неразрешенными многочисленные противоречия внутренней жизни России.

В течение всего 1917 года Блок не создал ни одного поэтического произведения. Творческий прелом наступил после Октябрьского переворота. Блок поверил в «Очистительную силу революции». «он ходил молодой, веселый, бодрый , с сияющими глазами, – прислушивалась его тетка М.А.Бекетова, и прислушивался к «музыке революции», к тому шуму от падения старого мира, который непрестанно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству». Именно в это время поэт пережил последний творческий взлет; в течение января 1918 года он написал свои известные произведения – статью «Интеллигенция и революция», поэму «двенадцать» и стихотворения «Скифы».

Как истинный романтик, Блок уверовал, что революцией «задумано» «переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью» Статью «Интеллигенция и революция» завершает призыв: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию». Ту же позицию отражали и написанные вслед за этой статьей два поэтических произведения.

Блок с интересом включился в практическую деятельность по культурному строительству: сотрудничал в горьковском издательстве «Всемирная литература», был председателем управления Большого драматического театра, являлся членом коллегии Литературного отдела Наркомпроса, возглавлял Петроградское отделение Всероссийского союза поэтов. Однако со временем бесконечные заседания становятся для поэта «отбыванием воинской повинности». Он вдруг воочию убеждается в том, что бюрократизм, пошлость, не только не исчезли из окружающей жизни, но, напротив, торжествуют.

«Последняя болезнь его длилась почти три месяца. Она выражалась главным образом в одышке и болях в области сердца при повышенной температуре. Больной был очень слаб, голос его изменился, он стал быстро худеть, взгляд его потускнел, дыхание было прерывистое, при малейшем волнении он начинал задыхаться..

Александр Александрович жестоко страдал до последней минуты. Скончался он в 10ч. Утра в воскресенье 7 августа 1921 года в присутствии матери и жены.»

М.Бекетова «Александр Блок»

4. Опрос домашнего задания:

Дома Вы должны были прочитать биографию Александра Блока по учебнику.

– Что больше всего интересовало поэта? (Жизнь народа)

_ Какая Россия у Блока после революции 1905 года? (Официальная, бюрократическая, самодержавная и народная).

– Что для поэта Россия? (Это родина).

5. Слово учителя:

«Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», – писал поэт. (Запись в тетради).

Лучшим произведением о Родине до революции 1917 года является стихотворный цикл «На поле Куликовом», написанный в 1908 году. В нем поднята большая патриотическая тема борьбы русского народа за национальную независимость Родины. Куликовская битва для поэта – исторический факт, дающий повод для размышлений о настоящем и будущем России.

Чтобы понять причины написания цикла стихов, нужно хорошо представить эпоху, когда он его создавал.

Рубеж 19-20 веков был для России кризисным. Кризис состоял в том, что происходила смена исторических эпох. Положение России, разделенной на два лагеря, поэт уподобляет Руси эпохи Дмитрия Донского, Руси, вышедшей на Куликово поле, чтобы отстоять свою национальную независимость. За образами борющихся станов Блок прежде всего скрывает современных людей и события. Поэтому блоковский цикл не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, а точнее- о неразрывной связи прошлого, настоящего, будущего.

Чувство исторической современности выражено в стихах Блока не прямолинейно, не в форме лозунгов, деклараций. Источником веры была Россия.

Блок обратился к теме Куликовской битвы в 1907-1908 годы. Победа на Дону для него «символическое событие русской истории», Что же это за событие?

6. Доклад учащегося.

8 сентября 1380 года соединенные силы русских княжеств одержали решительную победу над огромным войском Золотой Орды, двигавшейся на Русь под предводительством хана Мамая. Произошло это на Куликовом поле около реки Непрядвы за Доном. Воины обеих сторон сражались с неслыханным упорством. Люди гибли не только от ран, но и задыхались от великой тесноты.

Войско Мамая наступало первым, устремившись в атаку с высокого места. Вслед за конницей шла пехота тесным строем. Шли с копьями наперевес.

Не выдержав натиска, русские войска стали отступать. Победа, казалось, была на стороне Мамая. Но тут выступил из леса хорошо спрятанный засадный полк под опытным предводительством двоюродного брата Дмитрия – князя Владимира Серпуховского и Дмитрия Боброка Волынского и ударил в тыл и фланг войскам Мамая. Выдержка, с которой русские в засадном полку дождались нужного момента, не выдав своего присутствия, решила многое. Победа была полная, и войско Дмитрия далеко преследовало Мамая.С обеих сторон полегло более половины воинов. Сражаясь, оба войска понимали, что от исхода битвы зависит многое. Это был перелом в сознании, в самосознании русского народа, в появлении острой потребности в государственном единстве и государственной независимости.

7. Комментарий учителя о специфике цикла в целом.

Лирический цикл – жанр, редкий в классической поэзии. Понятие цикла подразумевает, что каждое из входящих в него стихотворений сохраняет свою целостность, но при этом связано сетью перекличек: сюжетных, словесных.

Символисткая поэзия обращена к «своему» читателю, который готов за буквальным смыслом искать иносказание.

Взаимоотношение трех персонажей: лирического героя (видящего чуть больше, чем остальные герои), его двойника (олицетворение его дурных страстей и помыслов) и героини, чей лик тоже двоится.

8. Комментированное чтение цикла «На поле Куликовом».

Итак, 1908 год «На поле Куликовом». Пойдем вслед за Александром Блоком.

Чтение учителем 1стихотворения по строфам:1 строфа:

В историческом плане – русское войско, переправившись, отрезало возможность бегства; в символистском плане – граница между историческими периодами.

Желтый цвет связан с застойностью, косностью.

Река раскинулась – широкое пространство; обрыв – опасность, берега – сужается пространство, степь – враждебное пространство.

Обычно Россия – мать, а не жена, такое нарушение предсказано гаданием перед Куликовской битвой. Переправа через Дон была скорее концом, чем началом пути. Враг похож на нас самих. Нам исход боя, но отступать нельзя

В историческом плане: наш путь лежит навстречу врагу, в символистском: уравнивание нашего и татарского войска: бьемся со своими двойниками.

Мгла – наваждение враждебного мира.

Ночь – неожиданна, в ней оказались, по-видимому, переправившись.

Я приступаю к борению без страха, хотя знаю, что грозит мне.

Показан бой. Светлые стороны нашей души сталкиваются с темными.

Бросился в бой, принять важнее, чем выйграть.

Степная кобылица – татарская.

Испуганные тучи – символ враждебных и темных сил.

Борение страшно, рвет душу, но мрак отступает.

Сердце, плачь – очищение в слезах.

Мы выходим за пределы здешнего мира, всецело отдаваясь надминой и надличной борьбе.

8.Беседа по прочитанному тексту:

– Как начинается стихотворение? (неторопливо, дважды упоминается грусть описываемой неяркой красоты).

– Почему поэт обращается к родине? (вводит в цикл тему России)

– Какое слово во 2 и 3 строфах повторяется четырехкратно? (путь – степной, в тоске безбрежной)

– Как показано движение воинов? (Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами степную даль)- Какое настроение создает отрывистость этого ритма? ( напряженное, тревожное, ожидание предстоящего, темп скачки и настроение тревоги нарастают: «Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль»)

– Какой образ противопоставлен ленивой грусти текущей реки народной жизни? (образ степной кобылицы, которая «несется вскачь»)

– Какие строчки отражают сущность времени и человеческой жизни в целом? («И вечный бой! Покой нам только снится.»).

– Почему Блок обращается к истории прошлого?

Ссылка на основную публикацию
×
×