Сочинение «Проблема нравственного выбора в прозе Булгакова»
Добро и зло… Понятия вечные и неразделимые. И пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Добро будет «открываться» человеку, освещая ему путь к истине. Не всегда носителями добра и зла бывают разные люди, особой трагичности достигает эта борьба, когда она происходит в душе одного человека.
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» посвящен борьбе добра и зла. Автор в одной книге описывает события двадцатых годов нашего века и события библейских времен. Действия, происходящие в разное время, объединены одной идеей – поисками истины и борьбой за нее. Перенесемся в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. «В белом плаще с кровавым подбоем» появляется он перед человеком лет двадцати семи, у которого «руки связаны за спиной, под левым глазом синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью». Человек этот – звали его Иешуа – обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма. Арестант хотел было оправдаться: «Добрый человек! Поверь мне…» Но его «научили» соблюдать этикет: «Крысобой вынул бич и…ударил арестованного по плечам… связанный многовенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица, и глаза обессмыслились…»
Трудно не согласиться с тем определением, какое дал себе прокуратор: «свирепое чудовище». Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема, значит, господин всех и вся. И вдруг появляется человек, который думает иначе: «…рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». Более того, этот «бродяга» смеет предлагать: «Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что Ты производишь впечатление очень умного человека». Он не боится возражать прокуратору и делает это столь искусно, что Понтий Пилат приходит на некоторое время в замешательство. У Иешуа своя жизненная философия: «…злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». Арестант показался интересен. В его невиновности прокуратор убедился сразу. Конечно, он чудаковат и наивен, его речи несколько крамольны, но зато «бродяга» обладает чудесным свойством снимать головную боль, которая так мучает прокуратора! И у Понтия Пилата уже сложился план действия: он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет на остров в Средиземное море, туда, где находится его резиденция. Но это оказалось невозможным. Иуда из Кариафа представил такие сведения о «безумце», что наместник кесаря не имел права не казнить его. Прокуратор хотел и даже попытался спасти новоявленного «пророка», но тот решительно не хотел отказываться от своей «истины»: «В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки гордого достоинства: «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю!» Обнаруживается постыдное малодушие умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: «Преступник! Преступник! Преступник!» Иешуа казнен. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, «жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне»? Могущество Понтия Пилата оказалось мнимым. Он трус, верный пес кесаря. Совесть мучает его. Ему никогда не будет покоя – он понимает, что прав Иешуа. У Иешуа остался ученик и последователь – Левий Матвей. Он продолжит дело своего Учителя. В евангельской легенде заложены вечные истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе нравственной деградацией общества.
Но как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа? Большое количеств как явных, так и тончайших параллелей связывают изображение Ершалаима двадцатых годов I века и Москвы двадцатых годов XX века. Герои и времена, в них описанные, как будто разные, а суть одна. Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствуют и в мире, который окружает Мастера. Их обнажает Воланд. Воланд – это художественно переосмысленный автором образ Сатаны. Сатана и его помощники творят зло. Их цель – обнажать сущность явлений, высвечивать, усиливать, выставлять на всеобщее обозрение негативные явления в человеческом обществе. Фокусы в Варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина – это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов в Варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность и милосердие. В конце представления Воланд приходит к выводу: «Ну что же… они – люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны – из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»
Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви – Иисус Христос жив в душах людей. Мастер, главный герой романа М. Булгакова, создает роман о Христе и Пилате. Христос для него – это мыслящая и страдающая личность, утверждающая достоинство бескорыстного служения людям, несущая непреходящие ценности в мир.
Очень интересна история Мастера и Маргариты. Мастером движет жажда познания. Он пытается проникнуть в глубину веков, чтобы разобраться в вечном. Как и Фаусту, познание ему дает Сатана. Явно просматривается параллель между Мастером и Иешуа. В Мастере присутствует божество, его занимают вечные проблемы. Не зря его имя пишется с большой буквы, а судьба трагична, как и у Иешуа. Мастер – это собирательный образ человека, стремящегося познать вечные законы нравственности.
Маргарита в романе является носительницей огромной, поэтической и вдохновенной любви, которую автор назвал «вечной». И чем более непривлекательным, «скучным, кривым» предстает перед нами переулок, где эта любовь возникает, тем более необычным оказывается это чувство, вспыхнувшее «молнией». Маргарита борется за Мастера. Посещая Великий бал полнолуния, Маргарита при помощи Воланда возвращает Мастера. Вместе с ним под раскаты очищающей грозы она переходит в вечность.
Каждое поколение людей решает для себя нравственные проблемы. Одни иногда «прозревают», заглядывают «внутрь» себя. «Не обманывай-то хоть сам себя. Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи…» – безжалостно судит себя Рюхин. Другим не дано «прозреть». Для Берлиоза, главы МАССОЛИТа, такая возможность уже не представится, он погиб страшной, нелепой смертью. Пройдя через страдания, очищается и поднимается на более высокую нравственную ступень поэт Иван Бездомный.
Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим.
Проблема нравственного выбора в романе Мастер и Маргарита Булгакова
Роман «Мастер и Маргарита» был делом всей жизни Михаила Булгакова. Автор вложил всю душу в свое произведение, отразил свое мировоззрение. Писатель считал, что каждый человек стоит перед нравственным выбором. От принятого им решения зависит не только его жизнь, но и жизнь окружающих. Как выражена проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита»?
Автор разделяет всех героев романа на две стороны: сторона Зла и сторона Добра. Силы Зла представлены Воландом и его свитой. Они то и дело предлагают кому-либо подписать договор. Однако, они честны и справедливы, потому что всегда выполняют свои обещания. Здесь нет классической сцены договора с дьяволом, когда последний обманывает.
Также Злом являются члены МАССОЛИТа, пишущие бездарные произведения. Писательство для них — источник благосостояния. Они не стремятся изобразить в своих книгах серьезные и важные темы. Многие из их рассказов посвящены простым вещам. Например, один из них описал прекрасный и вкусный ужин в «Грибоедове», ресторане.
Сторону Добра представляет Иешуа. Этот герой считает, что злых людей не существует в принципе. Есть лишь обиженные люди, которые творят из-за обиды плохие поступки. Добром является и образ Мастера, который планирует освещать в своих произведениях истинные проблемы человечества: добро, справедливость, любовь, самопожертвование, дружбу. Маргарита, подписавшая договор с Воландом, также на стороне Добра. Девушка выбрала любовь и сделала все, чтобы быть вместе с возлюбленным.
Проблему нравственного выбора помогает осветить библейский сюжет. Понтий Пилат — прокуратор Иудеи. Он стоит перед сложным выбором: справедливость, честность или удачная карьера. Он выбирает повышение по карьерной лестнице и по его вине погибает в страшных мучениях Иисус Христос. Вскоре люди признают, что совершили ошибку, но будет уже очень поздно.
Михаил Булгаков подводит читателя к мнению, что каждый сам решает каким ему быть. Принимая решение, необходимо знать, что от него зависит не только жить того, кто выбирает, но и жизнь других людей. Решение может повлиять на нее самым странным и необычным способом. Принятие решений — ответственный поступок, удел взрослых и зрелых людей. Умение нести ответственность за свои поступки и отличает взрослого человека от ребенка.
В романе «Мастер и Маргарита» осветить проблему нравственного выбора помогает библейский сюжет и образы героев.
2 вариант
Противоборство добра и зла существует с начала времен, это два вечных и неразделимых понятия. Добро и зло живут в каждом человеке, но в разных пропорциях, кем – то правит светлая сторона, а в ком – то побеждает темная. Борьба этих противоположностей время от времени происходит в душе каждого из нас.
Эта тема широко обсуждается многими писателями и М. А. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» не стал исключением. Зло манит и искушает человека соблазнами, а добро ведет на путь истинный. С детства мы привыкли к тому, что добро побеждает зло, ведь во всех сказках положительные герои всегда побеждали злодеев. Но роман Булгакова переворачивает наше представление об этом, ведь здесь правит вовсе не добро. У этих двух противоположностей абсолютное равноправие. Действия романа, хоть и происходят не в одно время, но есть между ними нечто общее, что их объединяет – это поиск истины и борьба за нее.
Роман переносит нас во времена Понтия Пилата – прокуратора Иудеи. Перед ним человек с синяками и ссадинами, который отчаянно пытается оправдаться в предъявленном ему обвинении. Его имя Иешуа, а обвиняют его в зачинательстве к уничтожению ершалаимского храма. Но за попытку оправдаться обвиняемый получил удар хлыстом.
Сам Понтий Пилат называл себя «свирепым чудовищем», которое живет по собственным законам. Он считал, что во все времена раб должен подчиняться господину. И вдруг перед ним человек, не разделяющий его взгляды, да еще и смеющий ему возражать. Прокуратор сразу же понял, что арестант не виновен, несмотря на его чудаковатость, он прекрасно умел избавлять от головной боли, которая так мучила Понтия Пилата. По этой причине он решил объявить Иешуа сумасшедшим и выслать на остров, поближе к своей резиденции. Но его план не удался, ведь Иуда сделал все для того, чтобы арестанта казнили. Прокуратор пытался спасти его, но он был не намерен отказываться от своих убеждений истины. В итоге Понтий Пилат, испугавшись навредить своей карьере, пошел наперекор человечности и объявил Иешуа преступником. После казни Иешуа прокуратора продолжает мучить совесть.
Спустя несколько веков Мастер приступает к созданию романа о Понтии Пилате. Он стремится познать историю Христа, а возможность сделать это ему посылает Сатана. Здесь можно провести параллель между Иешуа и Мастером. Их судьба сложилась трагически. В романе Мастер является своего рода собирательным образом человека, обладающего жаждой познания вечных законов нравственности.
Маргарита же воплощает собой «вечную любовь», огромную, вдохновенную и поэтическую. Она готова бороться за свою любовь, ради которой соглашается предстать на балу у Сатаны в образе королевы и тем самым воссоединиться с Мастером.
Отправившись вместе с Маргаритой в вечность, Мастер оставил свой роман всем будущим поколениям в качестве напоминания о том, что решить свои проблемы нравственности способны лишь мы сами.
Также читают:
Картинка к сочинению Проблема нравственного выбора в романе Мастер и Маргарита
Популярные сегодня темы
Действие рассказа Юрия Казакова «Тихое утро» разворачивается в деревне. Главные герои — деревенский мальчик, опытный рыбак Яша и приехавший из Москвы
Для того чтобы передать мощь стихии довольно действенным приемом выглядит сравнение ничтожности человека перед мощью этой стихии и Айвазовский пользуется таким способом в картине Буря на Северном море
В комедии «Ревизор» главным героем является Хлестаков Иван Александрович – высокий и худой молодой человек, выходец из дворянской семьи. С самого начала автор описывает его как глупого и бесполезного человека
Принц – это маленький мальчик, он поселился на планете Земля. Помимо него на этой планете еще есть роза и больше никого. Несмотря на это принц не одинок, он очень любит и ценит свою единственную розу
Конечно! Всё может причинить вред, особенно доброта. И она может сделать это по-разному… То есть может причинить вред и самому добряку, и людям, которым он старается помочь.
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны
Интерактивные технологии в образовании
- Пользователей: 21
- Гостей: 147
- Мобильных: 74
- Роботов: 15
Сочинение
Проблема нравственного выбора в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Нравственный выбор… Как часто человек оказывается в ситуации, когда нужно принять правильное решение, самостоятельно определив, что «плохо», а что «хорошо», что «нравственно», а что «безнравственно»! Верность или предательство, совесть или бесчестие, справедливость или трусость. Эти и многие другие дилеммы останавливают человека на распутье.
Проблема нравственного выбора является ключевой и в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Каждый из героев писателя в определённый момент своей жизни должен на что-то решиться.
Так, например, чрезвычайно сложно принять решение Понтию Пилату: он должен оправдать невиновного бродячего философа или всё-таки утвердить смертный приговор.
Понтий Пилат противоречив: в нём одновременно уживаются два человека. С одной стороны, обыкновенный человек, сочувствующий Иешуа, осознающий несправедливость вынесенного приговора. «Лысеющий» (бытовая деталь) Понтий Пилат, терзаемый «страшными, злыми» болями, противопоставлен другому Пилату – государственному чиновнику, который должен неукоснительно соблюдать законы римского государства.
Душевные муки прокуратора осложняются тем, что он противопоставлен людям, окружающим его. М.Булгаков показывает это с помощью ярких эпитетов и лексического повтора: «ненавистный ему Ершалаим», «несметная толпа», «толпа в нетерпении ожидает…»
Понтий Пилат действует в интересах римской власти, он боится за свою жизнь, власть, карьеру, он труслив, несвободен в своём выборе, но при этом в его руках судьбы других людей. Страх и трусость заставляют его идти против совести, подавить в себе добрые начинания.
Риск потерять власть, должность делает Пилата мудрым и хитрым, прокуратора мы видим прекрасным актёром, дипломатом, психологом. Зная заранее, какое решение примет Синедрион, герой с «большим искусством» удивляется, изумляется, приподнимая брови на «надменном лице». Пилат, хватаясь за последнюю соломинку, использует разные средства: и тщательно готовится к разговору, и «мягко» обращается к первосвященнику, и настойчиво требует повторить решение.
И вот «всё кончено», внутренняя борьба завершилась победой Пилата – прокуратора. Власть, занимаемая должность – гораздо более ценные вещи для «игемона», нежели справедливость, совесть, человеческая жизнь, в конце концов. Иешуа же, наоборот, творит добро, хотя в него швыряют камни, распинают его. Свобода, истина и добро для бродячего философа превыше всего.
Роман о Понтии Пилате – это творение Мастера, которому в реальной жизни тоже приходится выбирать. Ощущая внутреннюю свободу, Мастер начинает работать над произведением. Вспомним, как литературный мир встретил версию Мастера библейской истории? Роман не был принят к печати. Редакторы, критики, члены редакционной коллегии – все, кто его читал, обрушились на Мастера, написали в газетах разгромные статьи. Особенно неистовствовал критик Латунский. Так М.Булгаков подчеркивает, что в мире искусства готовы живое и талантливое погубить ради бездарности, приспособленчества, выгоды.
Свободу Мастера со временем подавляет страх. «Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания», – говорит герой. Страх заставляет Мастера сжечь роман, подчиниться обстоятельствам: «…Я вспомнить не могу без дрожи мой роман». Мастер отступает, не борется за своё детище до конца. Он даже от Маргариты готов отказаться – не подал ей весточку из «дома скорби».
Судьба Мастера – это судьба творческой личности в мире несвободы. Для М.Булгакова эта проблема была одной из самых важных. На примере других литераторов, собравшихся в Грибоедове, писатель показывает, как часто человеку, ставшему на путь творчества, приходится делать выбор между талантом, природным даром и бездарностью. Грибоедовских литераторов более всего привлекает «обыкновенное желание жить по-человечески». А что в их представлении «жить по-человечески»? Иметь дачу, творческий отпуск (до двух недель — на рассказ-новеллу, до одного года — на роман), вкусно и дёшево поесть. Нравственную суть членов МАССОЛИТа подчёркивают их фамилии: Двубратский, Загривов, Глухарев, Богохульский, Сладкий, «купеческая сирота Настасья Лукинишна Непременова».
Наверное, неслучайно нечистая сила так страшно расправится с Берлиозом, бросив его под трамвай, а потом украв из гроба его голову. Именно этот герой стоял во главе московских литераторов – тех людей, которые забыли о высоком назначении писателя, потеряли стыд и совесть. Именно он, Берлиоз, отучал молодых писателей мыслить самостоятельно и свободно, хотя сам был опытным, образованным человеком.
М.Булгаков обнажает в своих героях алчность, лицемерие, легкомыслие, властолюбие, способность к предательству и возвеличивает любовь, добро, истину, честность.
Так, между любовью и долгом Маргарита выбирает любовь. Она говорит Азазелло: «Моя трагедия в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным». Всё-таки героиня решается на откровенный разговор с нелюбимым мужем и оставляет погружающегося в безумие страха возлюбленного лишь на ночь. Ненависть к гонителям Мастера, желание отомстить им – вот что потом поселяется в душе Маргариты. Несмотря ни на что, не исчезает милосердие. Героиня, став «ведьмой», громит квартиру Латунского, но тут же успокаивает проснувшегося в соседней квартире малыша. Единственное, о чём мечтает несчастная женщина, – вернуть Мастера. Но в первую очередь Маргарита просит пощады для Фриды. За терпение, любовь, милосердие, а именно эти добродетели составляют нравственную суть героини, Маргарита была щедро награждена силами зла.
Итак, в ситуацию выбора М.Булгаков ставит многих героев. Что предпочесть – верность или предательство, порядочность или подлость, жестокость или милосердие? Всегда ли этот выбор правильный? Кто-то руководствуется совестью, справедливостью, ответственностью – кто-то, наоборот, трусостью, желанием угодить. Чтобы не ошибиться на распутье, нужны мужество, ум, жизненный опыт, ведь очень часто от решения нравственной проблемы зависят судьбы людей.
Проблема нравственного выбора в прозе М.А. Булгакова: сочинение
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1—17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).
Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.
Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.
Продумывайте композицию сочинения.
Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
С17.1. Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?
С17.2. В чём смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».)
С17.3. Как в прозе М. А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».)
С17.4. Предвидение братьев Стругацких (по одному-двум произведениям).
Комментарии к сочинением
17.1. Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?
Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» относится к романтическим произведениям. Герою, послушнику Мцыри, свойственны исключительные качества — свободолюбие, гордое одиночество, необыкновенно сильное чувство любви к родине. Несмотря на трагический финал, Мцыри духовно не сломлен, приближение смерти не ослабляет его духа. Такой исход лишь свидетельствует о том, что обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно спорил с судьбой. И это — еще один признак романтизма в поэме: вызов природным силам и судьбе, который заканчивается гибелью романтического героя.
17.2. В чём смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».)
В статье Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве», написанной в 1860 году, раскрываетсяхудожественный смысл и общественное значение драмы Островского «Гроза». Катерина — натура цельная, сильная. В драме неоднократно появляется образ птицы, помогающий понять главное в характере героини: образ птицы — символ воли. Катерина не способна на обман, не может жить во лжи, смиряться с ханженством и самодурством, поэтому смерть Катерины, полюбившей так, как могут любить только очень сильные натуры, в конце драмы закономерна – для нее нет иного выхода. Жизнь по законам «темного царства» для нее хуже смерти, смерти души, страшнее гибели телесной. Ей не нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней расстаться.
В противовес Катерине Варвара умеет приспосабливаться к темному царству. Ее недовольство существующими порядками не приводит к активному протесту, она предпочитает жить обманом, как все. На этом фоне Катерина — единственная способная на протест личность.
17.3. Как в прозе М. А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».)
Проблема нравственного выбора человека вечна. Неодолимо вечное стремление людей к добру. И порой непредсказуемо противоборство добра и зла в нашем мире. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви — Иисус Христос — жив в душах людей, хотя искушений отказаться от него с каждым днем становится все больше и больше.
М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» описывает события двадцатых годов двадцатого века и события библейских времен. Действия, происходящие в разное время объединены одной идеей — поиском истины и борьбой за нее.В евангельской легенде о Понтие Пилате, по-своему переосмысленной Булгаковым, заложены вечные истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе нравственной деградацией общества. Как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа?
Большое количеств как явных, так и тончайших параллелей связывают изображение Ершалаима и Москвы двадцатых годов XX века. Герои и времена, в них описанные, как будто разные, а суть одна — Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствует и в мире, который « окружает Мастера. Их обнажает Воланд. Воланд — это художественно переосмысленный автором образ Сатаны Сатана и его помощники творят зло. Их цель — обнажать сущность явлений, высвечивать, усиливать, выставлять на всеобщее обозрение негативные явления в человеческом обществе. Как люди теряю свое лицо и как противостоят злу, показано Булгаковым ярко, наглядно, захватывающе.
17.4. Предвидение братьев Стругацких (по одному-двум произведениям).
В особом сказочном мире с Бабой-Ягой, Вием и Змеем-Горынычем разворачивается действие самой жизнерадостной повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу», где герой путешествует в Описанное Будущее (как представляют его писатели-фантасты): «В большинстве своем . люди были какие-то нереальные, гораздо менее реальные, чем могучие, сложные . механизмы . » Здесь видно, что писателей люди занимают куда больше самой фантастической техники. Техника и научные достижения в этих произведениях, конечно, есть. Более того, именно в ранних вещах Стругацкие и создают свой фантастический мир с глайдерами, скорчерами, нуль-транспортировкой и т. п. Но все это не более чем фон, прекрасно выписанный, продуманный, почти ощутимый, но все же фон.
Действие других, особенно поздних, произведений разворачивается в более или менее реальной действительности («Пикник на обочине», «За миллиард лет до конца света»). В «Пикнике…» в реальную действительность вклинивается жуткий фантастический мир Зоны. Странные события нарушают размеренность нашей жизни и в других книгах.
Описанные миры вовсе не прекрасны, некоторые из них просто чудовищны. Ужасны даже не сами миры, а люди, их населяющие. Что страшнее: непонятный Лес или непонятно чем занимающееся Управление по делам Леса?
Проблемы, которые ставят Стругацкие в своих книгах, — это вечные проблемы литературы. Вопрос о ценности жизни каждого человека ставился русской литературой с незапамятных времен, и Стругацкие не могли обойти его стороной. Можно ли пожертвовать жизнью одного реального человека ради потенциальной безопасности всей Земли? Может ли человек вмешиваться в чужую историю, оставаясь беспристрастным, оставаясь человеком?
Прогрессор Антон (он же дон Румата из Арканарского королевства) из повести «Трудно быть богом» богом остаться не смог. Он по-человечески мстит за своих близких, а другие земляне не понимают его.
Нельзя осчастливить против желания, нельзя единым махом осчастливить всех. Одна из важных черт поздних Стругацких — отсутствие не только готовых рецептов и советов, но и вообще открытый финал. Для большинства вещей конец должен додумывать читатель.
Проблема нравственного выбора в прозе М.А. Булгакова
…так кто же ты, наконец?
– Я – часть той силы что
Вечно хочет зла и совершает благо
Добро и зло – это вечные и наразделимые понятия. Пока жив человек, они будут находиться в постоянной борьбе. Добро будет «открываться» человеку, освещая путь к истине, а зло будет искушать и манить сладостными грехами. Борьба эта особенно трагична потому, что она ведётся в душе одного человека.
Роман Булгакова посвящён борьбе добра и зла. После прочтения произведения «Мастер и Маргарита» эти понятия раскрылись для меня по-новому. Ранее я был убеждён, чтодобро превалирует над злом или, по крайней мере, должно превалировать. А то, что эти понятия не равноправны, и зло должно уступить, совершенно бесспорно.
Однако, в романе «Мастер и Маргарита» зло не подчиняется добру. Эти понятия равноправны. Особенно ярко это проявляется в том эпизоде, когда Левий Матвей приходит просить Волонда за Мастера и Маргариту: «Он (Иешуа) прочитал сочинение Мастера… и просит тебя, чтобы ты взял с собой Мастера и наградил его покоем». Иешуа просит Волонда об услуге, а не приказывает ему. Так одним словом Булгаков выражает отношение между добром и злом в своём романе.
Булгаков переворачивает привычные представления о добре и зле. Этим объясняется соотношение мира света и мира тьмы в романе. Иешуа, представляющий добро, на московскую часть земного мира не влияет. Трудно сказать, добро или зло правит в Ершалаиме. Но в Москве светлые силы добровольно передают власть тьме. Воланд, представляющий в романе силы зла, берёт на себя функции добра. Воланд и его свита показывают слишком вспыльчивого Прохора Петровича и других, чьи пороки, может, и не значительны, но многочислены.
Так как же расценивать зло, совершаемое москвичами, и проделки нечистой силы? Воланд и его помощники творят зло, но их цель – обнажать сущность явления, высвечивать, усиливать, выставлять на всеобщее обозрение негативные явления в человеческом обществе. Фокусы в Варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина – это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов в Варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность, лицемерие, легкомыслие и милосердие. Однако, наиболее значительным моментом в этом представлении, который перекрывает все пороки, было желание одного из сотни зрителей Варьете вернуть голову конферансье Бенгальскому, то есть проявление милосердия. Голова была тут же возвращена на место. На мой взгляд, этот эпизод красноречиво говорит: «Да, силы зла всесильны, но и вы можете творить важные дела, делать добро. Вам стоит только захотеть». Действительно, как сказал Иешуа, все люди добрые, только они вынуждены скрывать добро в себе: ситуация сложившаяся в мире лицемерия и стрха, не располагает к милосердию.
Трудно не согласиться с тем определением, какое дал себе прокуратор: «свирепое чудовище». Понтий Пилат живёт по своим законам: он знает, что мир разделён на властвующих и подчиняющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема. И вдруг появляется человек, который думает иначе: «… рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». Более того, этот «бродяга» смеет полагать: «Мне пришли в голову кое-какие мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека».
У Иешуа своя жизненная философия: «… злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». В невиновности Га-Ноцри Пилат убедился сразу. Тем более он смог снять головную боль, которая мучила прокуратора.
Прокуратор хотел даже спасти новоявленного «пророка» от неминуемой казни, но тот решительно не хотел отказываться от своей «истины»: «Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки достоинства. Обнаруживается постыдное малодушие умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идёт против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: «Преступник!» Иешуа казнён. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, «жестокий прокуратор Иудеи, от радости смеялся и плакал во сне». Совесть мучает Пилата. Ему никогда не будет покоя – он понимает что прав Иешуа.
Пилат сделал свой выбор. И самую большую проблему составляет то, что действиями руководили мелочные страхи.
Каждое поколение людей решает для себя нравственную проблему. Одни иногда «прозревают», заглядывают «внутрь себя». И всегда есть надежда на то, что человек сделает правильный нравственный выбор.
«Проблема нравственного выбора в прозе М.А. Булгакова»
Добро и зло – это вечные и наразделимые понятия. Пока жив человек, они будут находиться в постоянной борьбе. Добро будет «открываться» человеку, освещая путь к истине, а зло будет искушать и манить сладостными грехами. Борьба эта особенно трагична потому, что она ведётся в душе одного человека.
Роман Булгакова посвящён борьбе добра и зла. После прочтения произведения «Мастер и Маргарита» эти понятия раскрылись для меня по-новому. Ранее я был убеждён, чтодобро превалирует над злом или, по крайней мере, должно превалировать. А то, что эти понятия не равноправны, и зло должно уступить, совершенно бесспорно.
Однако, в романе «Мастер и Маргарита» зло не подчиняется добру. Эти понятия равноправны. Особенно ярко это проявляется в том эпизоде, когда Левий Матвей приходит просить Волонда за Мастера и Маргариту: «Он (Иешуа) прочитал сочинение Мастера… и просит тебя, чтобы ты взял с собой Мастера и наградил его покоем». Иешуа просит Волонда об услуге, а не приказывает ему. Так одним словом Булгаков выражает отношение между добром и злом в своём романе.
Булгаков переворачивает привычные представления о добре и зле. Этим объясняется соотношение мира света и мира тьмы в романе. Иешуа, представляющий добро, на московскую часть земного мира не влияет. Трудно сказать, добро или зло правит в Ершалаиме. Но в Москве светлые силы добровольно передают власть тьме. Воланд, представляющий в романе силы зла, берёт на себя функции добра. Воланд и его свита показывают слишком вспыльчивого Прохора Петровича и других, чьи пороки, может, и не значительны, но многочислены.
Так как же расценивать зло, совершаемое москвичами, и проделки нечистой силы? Воланд и его помощники творят зло, но их цель – обнажать сущность явления, высвечивать, усиливать, выставлять на всеобщее обозрение негативные явления в человеческом обществе. Фокусы в Варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина – это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов в Варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность, лицемерие, легкомыслие и милосердие. Однако, наиболее значительным моментом в этом представлении, который перекрывает все пороки, было желание одного из сотни зрителей Варьете вернуть голову конферансье Бенгальскому, то есть проявление милосердия. Голова была тут же возвращена на место. На мой взгляд, этот эпизод красноречиво говорит: «Да, силы зла всесильны, но и вы можете творить важные дела, делать добро. Вам стоит только захотеть». Действительно, как сказал Иешуа, все люди добрые, только они вынуждены скрывать добро в себе: ситуация сложившаяся в мире лицемерия и стрха, не располагает к милосердию.
Трудно не согласиться с тем определением, какое дал себе прокуратор: «свирепое чудовище». Понтий Пилат живёт по своим законам: он знает, что мир разделён на властвующих и подчиняющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема. И вдруг появляется человек, который думает иначе: «… рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». Более того, этот «бродяга» смеет полагать: «Мне пришли в голову кое-какие мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека».
У Иешуа своя жизненная философия: «… злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». В невиновности Га-Ноцри Пилат убедился сразу. Тем более он смог снять головную боль, которая мучила прокуратора.
Прокуратор хотел даже спасти новоявленного «пророка» от неминуемой казни, но тот решительно не хотел отказываться от своей «истины»: «Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки достоинства. Обнаруживается постыдное малодушие умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идёт против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: «Преступник!» Иешуа казнён. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, «жестокий прокуратор Иудеи, от радости смеялся и плакал во сне». Совесть мучает Пилата. Ему никогда не будет покоя – он понимает что прав Иешуа.
Пилат сделал свой выбор. И самую большую проблему составляет то, что действиями руководили мелочные страхи.
Каждое поколение людей решает для себя нравственную проблему. Одни иногда «прозревают», заглядывают «внутрь себя». И всегда есть надежда на то, что человек сделает правильный нравственный выбор.
Проблема нравственного выбора в прозе М.А. Булгакова: сочинение Ссылка на основную публикацию