Тема семьи и дома в романе Булгакова «Белая гвардия»: сочинение

«Тема семьи и дома в романе Булгакова «Белая гвардия»»

Роман М. Булгакова «Белая гвардия», написанный в 1925 г . о Гражданской войне, охватывает период с декабря 1918 г . по февраль 1919 г . Старый мир рушится, и герои романа, русские интеллигенты, потрясенные событиями, изменяющими привычный уклад жизни, втянутые в борьбу между белыми, красными, немцами и петлюровцами, вынуждены принимать решения, влияющие на их дальнейшую жизнь. В центре внимания автора семья Турбиных, проживающих в Городе на Алексеевском спуске, символизирующая те духовные, нравственные идеалы, которые в этих условиях сохранить очень непросто.

Что же представляет дом Турбиных, каковы его традиции, какова атмосфера в доме, не только влияющая на взаимоотношения самых Турбиных и близких им людей, но и на их мысли, чувства, переживания и решения?

После смерти матери в семье остаются два брата – Алексей, доктор, шестнадцатилетний юнкер Николай и сестра Елена. Автор заставляет читателя задуматься о том, разрушится ли этот дом, исчезнут ли его устои, как рухнула Россия после отречения императора. И художник с большой любовью и теплотой описывает турбинский дом как островок домашнего тепла, уюта, согласия и понимания вопреки бушевавшим вокруг него страшным, кровавым событиям, чтобы показать, во имя чего должен жить человек и какие ценности для него важны.

Гражданская война завертела, смяла и покорежила судьбы людей, но не сумела уничтожить атмосферу турбинского дома: абажур на лампе, белую накрахмаленную скатерть, кремовые шторы, зеленную лампу над столом, мерный ход часов, голландскую изразцовую печь, цветы, музыку и книги.

Ларион, житомирский кузен Турбиных, очень верно заметил, что в этом уютном доме войны не чувствуется, потому что здесь живут милые, интеллигентные люди, заботящиеся друг о друге, старающиеся сохранить мирные традиции своего дома. И становится понятно, почему к этому дому так тянутся и Мышлаевский, и Студзинский, и Малышев, и Най-Турс. Излучает теплоту рыжеволосая Елена с головой, «похожей на вычищенную театральную корону», Николка с вечным «вихром», нависшим на правую бровь, и постаревший с 25 октября 1917 года Алексей.

Бешеный ураган революции не сумел нарушить добрых отношений этих искренних и честных людей, презирающих трусость, ложь и корысть.

По словам Николки, «честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что иначе нельзя будет жить на свете». Поэтому нам понятны метания Алексея в наступившие времена бесчестия и обмана, когда необходимо было решать, как жить дальше, что и кого защищать, с кем идти. Писатель передает искренние переживания своих героев в связи со сменой власти в Городе. На вечеринке Турбиных решается тот же вопрос: принимать или не принимать большевиков. И Турбины, и Мышлаевский, и Студзинский, и даже Лариосик колеблются, предполагают, тем более что на горизонте появляется новая сила в лице Петлюры. Они видят, что любой захват власти (будь то немцы, белые, большевики или петлюровцы) приводит к разрушению мирной жизни, семьи, дома, к гибели людей. Поэтому герои разочаровываются в своих руководителях. Решая проблему новой жизни, они не отказываются от истины, которая выше всего временного, они заставляют поверить в существование непреходящих нравственных ценностей. Ведь сумели Турбины принять и обогреть своей добротой и сочувствием Лариосика, смог Николка позаботиться о Най-Турсах, заслужить их благодарность. В этих людях есть ответственность за других. И в соответствии с истиной их добро оплачивается добром: незнакомая женщина, рискуя собственной жизнью, спасает Алексея Турбина. Зато с каким презрением относится Булгаков к Тальбергу, мужу Елены, за беспринципность и бесхарактерность: «Чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести». С какой нескрываемый ненавистью пишет о тех командирах, которые перед приходом Петлюры в город бросили армию, состоящую, кстати, из юнкеров, мальчиков-кадетов и студентов. Были и такие… Но были и полковник Малышев, Мышлаевский и Най-Турс. Дворяне, воспитанные на кодексе чести. С большим мастерством написана сцена, когда полковник Малышев узнает о бегстве гетмана, о предательстве командования. Узнает, и первое, что он делает, это распускает свой дивизион. Мгновенная реакция юнкеров – «измена». Малышева пытаются арестовать, и звучит вопрос (один из основных в романе): «Кого желаете защищать?» Настоящая человеческая драма раскрывается в этом маленьком эпизоде. Юнкера плачут. Плачут не только мальчики, которым не дали пострелять. Плачет «белая гвардия». Здесь трагедия личности, которую переживают все истинные интеллигенты в романе, и война для белых офицеров становится своеобразным чистилищем. Кто бежит? Гетман, Тальберг, командование, бросившее гвардию. Кто остается? Турбины «с вечно раскрытой партитурой «Фауста», Мышлаевский, Шервинский. Остаются лучшие. Они не могут расстаться со своей Родиной, со своим народом. А Родина для них, прежде всего, – дом, где царит добро, любовь, покой и уют.

Сколько человечности, простоты и мудрости в заключительных строках романа: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Мы исчезнем, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» Звезды, по Булгакову, – это истина, это те нравственные ценности, к пониманию и сохранению которых должны стремиться люди. Дом будет сохранен, когда будут сохранены его традиции, когда не будет войны, которая разрушает эти традиции, потому что не может быть оправданной войны, так как она не только уносит жизни людей, но и уничтожает то, во имя чего человек рождается: продолжение рода, создание дома, семьи и созидания.

Сочинение: Тема семьи и дома в романе Булгакова Белая гвардия

Тема семьи и дома в романе Булгакова Белая гвардия

Роман М. Булгакова «Белая гвардия», написанный в 1925 г . о Гражданской войне, охватывает период с декабря 1918 г . по февраль 1919 г . Старый мир рушится, и герои романа, русские интеллигенты, потрясенные событиями, изменяющими привычный уклад жизни, втянутые в борьбу между белыми, красными, немцами и петлюровцами, вынуждены принимать решения, влияющие на их дальнейшую жизнь. В центре внимания автора семья Турбиных, проживающих в Городе на Алексеевском спуске, символизирующая те духовные, нравственные идеалы, которые в этих условиях сохранить очень непросто.

Что же представляет дом Турбиных, каковы его традиции, какова атмосфера в доме, не только влияющая на взаимоотношения самых Турбиных и близких им людей, но и на их мысли, чувства, переживания и решения?

После смерти матери в семье остаются два брата – Алексей, доктор, шестнадцатилетний юнкер Николай и сестра Елена. Автор заставляет читателя задуматься о том, разрушится ли этот дом, исчезнут ли его устои, как рухнула Россия после отречения императора. И художник с большой любовью и теплотой описывает турбинский дом как островок домашнего тепла, уюта, согласия и понимания вопреки бушевавшим вокруг него страшным, кровавым событиям, чтобы показать, во имя чего должен жить человек и какие ценности для него важны.

Гражданская война завертела, смяла и покорежила судьбы людей, но не сумела уничтожить атмосферу турбинского дома: абажур на лампе, белую накрахмаленную скатерть, кремовые шторы, зеленную лампу над столом, мерный ход часов, голландскую изразцовую печь, цветы, музыку и книги.

Ларион, житомирский кузен Турбиных, очень верно заметил, что в этом уютном доме войны не чувствуется, потому что здесь живут милые, интеллигентные люди, заботящиеся друг о друге, старающиеся сохранить мирные традиции своего дома. И становится понятно, почему к этому дому так тянутся и Мышлаевский, и Студзинский, и Малышев, и Най-Турс. Излучает теплоту рыжеволосая Елена с головой, «похожей на вычищенную театральную корону», Николка с вечным «вихром», нависшим на правую бровь, и постаревший с 25 октября 1917 года Алексей.

Бешеный ураган революции не сумел нарушить добрых отношений этих искренних и честных людей, презирающих трусость, ложь и корысть.

По словам Николки, «честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что иначе нельзя будет жить на свете». Поэтому нам понятны метания Алексея в наступившие времена бесчестия и обмана, когда необходимо было решать, как жить дальше, что и кого защищать, с кем идти. Писатель передает искренние переживания своих героев в связи со сменой власти в Городе. На вечеринке Турбиных решается тот же вопрос: принимать или не принимать большевиков. И Турбины, и Мышлаевский, и Студзинский, и даже Лариосик колеблются, предполагают, тем более что на горизонте появляется новая сила в лице Петлюры. Они видят, что любой захват власти (будь то немцы, белые, большевики или петлюровцы) приводит к разрушению мирной жизни, семьи, дома, к гибели людей. Поэтому герои разочаровываются в своих руководителях. Решая проблему новой жизни, они не отказываются от истины, которая выше всего временного, они заставляют поверить в существование непреходящих нравственных ценностей. Ведь сумели Турбины принять и обогреть своей добротой и сочувствием Лариосика, смог Николка позаботиться о Най-Турсах, заслужить их благодарность. В этих людях есть ответственность за других. И в соответствии с истиной их добро оплачивается добром: незнакомая женщина, рискуя собственной жизнью, спасает Алексея Турбина. Зато с каким презрением относится Булгаков к Тальбергу, мужу Елены, за беспринципность и бесхарактерность: «Чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести». С какой нескрываемый ненавистью пишет о тех командирах, которые перед приходом Петлюры в город бросили армию, состоящую, кстати, из юнкеров, мальчиков-кадетов и студентов. Были и такие… Но были и полковник Малышев, Мышлаевский и Най-Турс. Дворяне, воспитанные на кодексе чести. С большим мастерством написана сцена, когда полковник Малышев узнает о бегстве гетмана, о предательстве командования. Узнает, и первое, что он делает, это распускает свой дивизион. Мгновенная реакция юнкеров – «измена». Малышева пытаются арестовать, и звучит вопрос (один из основных в романе): «Кого желаете защищать?» Настоящая человеческая драма раскрывается в этом маленьком эпизоде. Юнкера плачут. Плачут не только мальчики, которым не дали пострелять. Плачет «белая гвардия». Здесь трагедия личности, которую переживают все истинные интеллигенты в романе, и война для белых офицеров становится своеобразным чистилищем. Кто бежит? Гетман, Тальберг, командование, бросившее гвардию. Кто остается? Турбины «с вечно раскрытой партитурой «Фауста», Мышлаевский, Шервинский. Остаются лучшие. Они не могут расстаться со своей Родиной, со своим народом. А Родина для них, прежде всего, – дом, где царит добро, любовь, покой и уют.

Сколько человечности, простоты и мудрости в заключительных строках романа: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Мы исчезнем, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» Звезды, по Булгакову, – это истина, это те нравственные ценности, к пониманию и сохранению которых должны стремиться люди. Дом будет сохранен, когда будут сохранены его традиции, когда не будет войны, которая разрушает эти традиции, потому что не может быть оправданной войны, так как она не только уносит жизни людей, но и уничтожает то, во имя чего человек рождается: продолжение рода, создание дома, семьи и созидания.

Тема семьи и дома в романе Булгакова Белая гвардия (сочинение)

Роман М. Булгакова «Белая гвардия», написанный в 1925 г . о Гражданской войне, охватывает период с декабря 1918 г . по февраль 1919 г . Старый мир рушится, и герои романа, русские интеллигенты, потрясенные событиями, изменяющими привычный уклад жизни, втянутые в борьбу между белыми, красными, немцами и петлюровцами, вынуждены принимать решения, влияющие на их дальнейшую жизнь. В центре внимания автора семья Турбиных, проживающих в Городе на Алексеевском спуске, символизирующая те духовные, нравственные идеалы, которые в этих условиях сохранить очень непросто.

Что же представляет дом Турбиных, каковы его традиции, какова атмосфера в доме, не только влияющая на взаимоотношения самых Турбиных и близких им людей, но и на их мысли, чувства, переживания и решения?

После смерти матери в семье остаются два брата – Алексей, доктор, шестнадцатилетний юнкер Николай и сестра Елена. Автор заставляет читателя задуматься о том, разрушится ли этот дом, исчезнут ли его устои, как рухнула Россия после отречения императора. И художник с большой любовью и теплотой описывает турбинский дом как островок домашнего тепла, уюта, согласия и понимания вопреки бушевавшим вокруг него страшным, кровавым событиям, чтобы показать, во имя чего должен жить человек и какие ценности для него важны.

Гражданская война завертела, смяла и покорежила судьбы людей, но не сумела уничтожить атмосферу турбинского дома: абажур на лампе, белую накрахмаленную скатерть, кремовые шторы, зеленную лампу над столом, мерный ход часов, голландскую изразцовую печь, цветы, музыку и книги.

Ларион, житомирский кузен Турбиных, очень верно заметил, что в этом уютном доме войны не чувствуется, потому что здесь живут милые, интеллигентные люди, заботящиеся друг о друге, старающиеся сохранить мирные традиции своего дома. И становится понятно, почему к этому дому так тянутся и Мышлаевский, и Студзинский, и Малышев, и Най-Турс. Излучает теплоту рыжеволосая Елена с головой, «похожей на вычищенную театральную корону», Николка с вечным «вихром», нависшим на правую бровь, и постаревший с 25 октября 1917 года Алексей.

Бешеный ураган революции не сумел нарушить добрых отношений этих искренних и честных людей, презирающих трусость, ложь и корысть.

По словам Николки, «честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что иначе нельзя будет жить на свете». Поэтому нам понятны метания Алексея в наступившие времена бесчестия и обмана, когда необходимо было решать, как жить дальше, что и кого защищать, с кем идти. Писатель передает искренние переживания своих героев в связи со сменой власти в Городе. На вечеринке Турбиных решается тот же вопрос: принимать или не принимать большевиков. И Турбины, и Мышлаевский, и Студзинский, и даже Лариосик колеблются, предполагают, тем более что на горизонте появляется новая сила в лице Петлюры. Они видят, что любой захват власти (будь то немцы, белые, большевики или петлюровцы) приводит к разрушению мирной жизни, семьи, дома, к гибели людей. Поэтому герои разочаровываются в своих руководителях. Решая проблему новой жизни, они не отказываются от истины, которая выше всего временного, они заставляют поверить в существование непреходящих нравственных ценностей. Ведь сумели Турбины принять и обогреть своей добротой и сочувствием Лариосика, смог Николка позаботиться о Най-Турсах, заслужить их благодарность. В этих людях есть ответственность за других. И в соответствии с истиной их добро оплачивается добром: незнакомая женщина, рискуя собственной жизнью, спасает Алексея Турбина. Зато с каким презрением относится Булгаков к Тальбергу, мужу Елены, за беспринципность и бесхарактерность: «Чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести». С какой нескрываемый ненавистью пишет о тех командирах, которые перед приходом Петлюры в город бросили армию, состоящую, кстати, из юнкеров, мальчиков-кадетов и студентов. Были и такие… Но были и полковник Малышев, Мышлаевский и Най-Турс. Дворяне, воспитанные на кодексе чести. С большим мастерством написана сцена, когда полковник Малышев узнает о бегстве гетмана, о предательстве командования. Узнает, и первое, что он делает, это распускает свой дивизион. Мгновенная реакция юнкеров – «измена». Малышева пытаются арестовать, и звучит вопрос (один из основных в романе): «Кого желаете защищать?» Настоящая человеческая драма раскрывается в этом маленьком эпизоде. Юнкера плачут. Плачут не только мальчики, которым не дали пострелять. Плачет «белая гвардия». Здесь трагедия личности, которую переживают все истинные интеллигенты в романе, и война для белых офицеров становится своеобразным чистилищем. Кто бежит? Гетман, Тальберг, командование, бросившее гвардию. Кто остается? Турбины «с вечно раскрытой партитурой «Фауста», Мышлаевский, Шервинский. Остаются лучшие. Они не могут расстаться со своей Родиной, со своим народом. А Родина для них, прежде всего, – дом, где царит добро, любовь, покой и уют.

Сколько человечности, простоты и мудрости в заключительных строках романа: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Мы исчезнем, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» Звезды, по Булгакову, – это истина, это те нравственные ценности, к пониманию и сохранению которых должны стремиться люди. Дом будет сохранен, когда будут сохранены его традиции, когда не будет войны, которая разрушает эти традиции, потому что не может быть оправданной войны, так как она не только уносит жизни людей, но и уничтожает то, во имя чего человек рождается: продолжение рода, создание дома, семьи и созидания.

Тема: «Образ дома в романе Булгакова «Белая гвардия».
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Цель: понять, как создается писателем образ Дома, выявить роль этого образа в системе жизненных ценностей.

Оборудование: эпиграф из романа «Белая гвардия», репродукции портретов писателя, отрывок из художественного фильма «Дни Турбиных» (1976 г.), карточки с вопросами для 3 групп учащихся, подготовленные сообщения учащихся.

При изучении произведений большого объема, к которым можно отнести роман «Белая гвардия», целесообразно соединить индивидуальные и коллективные виды работы. Это позволит более рационально использовать время на уроке, активизировать творческую и самостоятельную поисковую деятельность учеников на уроке и при подготовке к нему, продолжить работу над выработкой у учеников умения внимательно читать текст, анализировать и комментировать единство его формы и содержания, создать условия для творческого взаимодействия учащихся на уроке.

Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию, урок идет в системе уроков по литературе. Учащиеся прочитали роман, на предыдущих уроках («История в романе», «И судим был каждый по делам своим: город и его жители..») отрабатывались навыки работы с текстом, проводился анализ ключевых эпизодов, обсуждалась нравственная проблематика романа, историческая основа романа «Белая гвардия» М. Булгакова.

Тип урока: урок- практикум

Используемые методы: объяснительно-иллюстративный (беседа, анализ) и частично-поисковый метод (выбор учащимися примеров, цитат, перенос признаков предметов на новое – принцип сопоставления, аналогии). Методические приемы: беседа, анализ, работа в группах, сообщения учащихся.

Формы работы: индивидуальные, групповые.

Скачать:

Название: Тема семьи и дома в романе Булгакова Белая гвардия
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 07:34:55 07 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 165 Комментариев: 10 Оценило: 1 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно Скачать
ВложениеРазмер
urok_po_literature_v_11_klasse.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урока по литературе в 11 классе

«Образ Дома в романе М. Булгакова «Белая гвардия».

(учитель Васильева Т.А. МОУ СОШ № 3)

Цель : понять, как создается писателем образ Дома, выявить роль этого образа в системе жизненных ценностей.

  1. Образовательная: на материале романа добиться осознанного восприятия текста, понимания представленных в нем нравственных проблем; создать условия для развития аргументированного и логичного мышления на основе текста произведения. Учить аргументировать свои мысли и выводы цитатами из художественного текста. Активизировать в комплексе мыслительную, образно-эмоциональную и речевую деятельность учащихся. Совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения: поработать на уроке с такими понятиями: прием сопоставления, противопоставления, прием аналогии, образ-символ, эпиграф.
  2. Развивающая : развивать у учащихся умение анализировать ключевые эпизоды, навыки связной речи, давать свою интерпретацию анализируемым явлениям, развивать умение проводить аналогию между произведениями русской литературы, образами, деталями.
  3. Воспитательная: воспитывать чувство любви к родному дому, к Родине, чувство взаимопомощи; научить ребят сопереживать, сочувствовать; задуматься об ответственности людей перед историей, друг перед другом.

Оборудование: эпиграф из романа «Белая гвардия», репродукции портретов писателя, отрывок из художественного фильма «Дни Турбиных» (1976 г.), карточки с вопросами для 3 групп учащихся, сообщения учащихся.

На доске эпиграф:

« Никогда не срывайте абажур с лампы! Абажур священен..».

«Белая гвардия» М.Булгаков.

«История проходит через Дом человека, через его частную жизнь». Ю.М. Лотман

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя .

В романе Булгакова «Белая гвардия» бури гражданской войны захватывают людей, влекут их за собой, распоряжаясь их судьбами. Водоворот событий сокрушает человека, прерывает мирное течение жизни. Обратим внимание на один из эпиграфов романа, из «Капитанской дочки»: «…В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.

– Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!». Итак, заданный эпиграфом произведения мотив беды, угроз, испытаний развивается с первых же страниц романа. Пушкинский глас долетает сквозь буранный вой и мглу другого века до булгаковского слуха. У кого из поэтов XX века тоже встречается образ бурана, ветра?

Ответы учащихся: Образы ветра, метели, как предвестников жизненных бурь, встречаются в произведениях Блока : поэма «Двенадцать» – революция как стихия.

Учитель : Но героям Булгакова удается еще какое-то время защищаться и защищать свой дом, воплощение прочности, надежности, самой жизни. Свет и тепло человеческого жилья, особенно дорогие в такую «непогоду», согревают с первых страниц булгаковского романа.

А что такое «дом» в нашем понимании?

Ответы учащихся : Место, где тебя ждут, любят, где можно укрыться от невзгод и житейских бурь.

Учитель: А сейчас узнаем , что явилось прототипом дома, описанным писателем в романе. Послушаем сообщение учащегося о семье Булгакова.

Выступление ученика: В романе Булгаков воссоздает обстановку своего родного дома N 13 по Алексеевскому спуску, где царили взаимопонимание, уют, атмосфера высокой интеллигентности. Из воспоминаний К.Г.Паустовского о Булгакове: «Семья Булгаковых была хорошо известна в Киеве – огромная, разветвленная, насквозь интеллигентная семья. Было в этой семье что-то чеховское, от «Трех сестер», что-то театральное». Булгаковы жили на спуске к Подолу против Андреевской церкви,- в очень живописном киевском переулке. За окнами их квартиры постоянно слышались звуки рояля и до пронзительной валторны, голоса молодежи, беготня, споры, смех, пение. Такие семьи с большими культурными и трудовыми традициями были украшением провинциальной жизни».

2. Беседа. Аналитическая работа по тексту романа .

Учитель: Проведем параллель между произведениями литературы XX и XIX в. Вспомните, в какой семье романа Л.Н. Толстого «Война и мир» мы видим похожую атмосферу дома? В чем сходство?

Ответы : Семья Ростовых очень похожа на семью Турбинных. В семьях царит атмосфера доверия и любви, простота общения и взаимное уважение. Но есть и «чужой» в каждом доме: у Толстого – Берг, муж Веры, у Булгакова – Тальберг, муж Елены. Учащиеся обращают внимание на сходство фамилий.

Учитель : Теперь обратимся к тексту романа и выясним, какое значение имеют милые детали быта. Найдите детали – символы, олицетворяющие мирную, покойную жизнь.

Ответы: Учащиеся находят цитаты, читают, дают толкование каждому символу:

Часы – жизнь семьи идет по своим старинным часам;

Кремовые шторы – отделяют Турбиных от страшного мира;

Печка с изразцами – хранит тайны семьи;

Зеленая лампа- ощущение надежности и тепла;

Любимый синий сервиз – согрет материнскими руками.

3. Далее следует работа в группах. 3 группы учащихся.

Учащиеся обсуждают, приводят цитаты, отвечая на вопросы учителя .

Вопросы первой группе : Какие предметы являются для Турбиных по-настоящему ценными? Подтвердите примером из текста. Какие книги упоминаются в романе? В каком контексте? (Вопросы напечатаны).

Ответы : Книги: «На открытых многополочных шкафах тесным строем стояли сокровища. Зелеными, красными, тисненными золотом и желтыми обложками и черными папками со всех четырех сторон на Лариосика глядели книги.» (часть 3, глава 12).

Ответы учащихся: Капитанская дочка – название пушкинского романа дается без кавычек. Это уже не просто книжный образ, это символичный член семьи. Елена читает рассказ «Господин из Сан-Франциско».( Примечание учителя: Вспомним эпиграф к рассказу «Горе тебе, Вавилон, город крепкий» – перекличка с идеей романа «Белая гвардия») . Упоминаются названия книг и литературные образы: Фауст, «Пиковая дама», Онегин, стихотворения Некрасова, «Бесы» Достоевского, современные Булгакову футуристы.

Окунемся в атмосферу дома Турбиных и посмотрим отрывок из фильма.

Просмотр фрагмента фильма «Дни Турбиных» (1976 г.)

Учитель: Таким образом, послушав ответы первой группы и посмотрев фрагмент фильма, мы видим, что классические произведения, вечные образы и сюжеты даются как неотъемлемая часть жизни семьи, часть культуры. Сделаем вывод, какое место занимает музыка и литература в жизни героев?

Ответы учащихся: Все вещи в доме – это не материальные ценности, а особые знаки привычности бытия, это символ устойчивости жизни. В доме книги, музыка. Снег и огоньки напоминают Мышлаевскому оперу Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством», словами романса ободряет Ширвинский Елену: «Жить, будем жить…»

Вопросы второй группе : Что предвещает разрушение дома? Какая символичная деталь наталкивает нас на мысль о неотвратимости катастрофы? Вспомним, что произошло с сервизом. Как писатель предостерегает от разрушения?

Ответы учащихся: Любимый семейный сервиз, который остался от матери, разбит неуклюжим Лариосиком. «Сервиза безумно жаль», – скажет златовласая Елена.

Учитель: Обратимся теперь к эпиграфу нашего урока. О чем предостерегает нас Булгаков? Как проявляется авторская позиция в романе?

Ответы: учащиеся цитируют, делают выводы. Автор словно вмешивается в повествование, то сочувствует, то вопрошает: «Ну, как жить? Как же жить?». Предсказывает: «Упадут стены, потухнет огонь в бронзовой лампе.. Капитанскую дочку сожгут в печи…». Автор прерывает ткань повествования восклицанием: « Никогда не срывайте с лампы абажур. У абажура дремлите, читайте – пусть воет вьюга- ждите, пока к вам придут».

Вопросы третьей группе : Какие образы противоположны образу Дома Турбиных? Найдите описание квартиры Лисовичей, здания гимназии. Какой прием использует писатель для создания контраста? (вопросы напечатаны).

Ответы: Квартира Лисовичей больше похожа на нору, в которой уютно чувствует себя разве только мышь.( Цитаты). Булгаков использует прием противопоставления и при описании драматических событий в сцене в гимназии. Гимназия – мертвый опустелый дом, который становится символом войны, гибели. Гимназия противопоставлена радостному и покойному турбинскому дому. Она является мертвым домом : «полнейший , угрюмейший покой». Там жгут книги, жгут парты. ( Цитаты: часть 1, глава 6).

Учитель : Проверим правильность ваших выводов и послушаем сообщение.

Выступление учащегося. Сообщение «Квартира Лисовичей – символ мрака и холода».

«Турбинскому дому с его теплом, светом и душевным уютом противопоставлен дом Василисы, нижнего соседа Турбиных. В квартире Лисовичей царствуют постоянно подчёркиваемые автором стихии мрака и холода: “…в нижнем этаже (на улицу — первый, во двор под верандой Турбиных — подвальный) засветился слабенькими жёлтенькими огнями инженер и трус, буржуй и несимпатичный, Василий Иванович Лисович…”. Мы видим, как важно это противопоставление ещё и в аспекте, так сказать, топографическом. Местонахождение этой квартиры — подвальный этаж — тоже становится своеобразным символом. Здесь, как и положено подземному царству, господствуют тишина, мрак, сырость и холод: “В этот ночной час в нижней квартире домохозяина, инженера Василия Ивановича Лисовича, была полная тишина Проклинаемая костлявая и ревнивая Ванда глубоко спала во тьме спаленки прохладной и сырой квартиры…”. “Через десять минут полная тьма была в квартире. Василиса спал рядом с женой в сырой спальне”. “В одиннадцать часов вечера Ванда принесла из кухни самовар и всюду в квартире потушила свет Лампочка, висящая над столом в одном из гнёзд трёхгнёздной люстры, источала с неполно накалённых нитей тусклый красноватый свет”.

Хозяин же квартиры, подобно подземному жителю — гному, занят укрыванием своих сокровищ. Но, конечно же, не случайно это наполненное мифологическими аллюзиями описание пронизано авторской иронией. Жильцы этой квартиры даже внешне напоминают обитателей царства мёртвых: “Василиса всмотрелся в кривой стан жены, в жёлтые волосы, костлявые локти и сухие ноги”.

Таким образом, Дом в романе представляет собой и житейскую реалию, и метафору, и символ. Это Дом-мир, опирающийся на традиционные и незыблемые нравственные, духовные и культурные ценности, которые выступают в качестве жизненных ориентиров в турбинском мире

Учитель: Роман заканчивается как будто спокойно. Герои спят и видят сны. Надежда на будущее в простом и радостном сне Петьки Щеглова, мальчика из флигеля. И, конечно же, не может не обратить на себя внимания смысловая связь финального сна Петьки Щеглова, персонажа никак не связанного с фабульной основой романа, со снами двух Петров в «Войне и мире»: сном Пьера в плену и сном Пети Ростова перед гибелью.

Взгляд писателя устремляется к небу, звездам. Какие вопросы задает нам Булгаков в финале романа? Прочитайте. Что это за вопросы? К чему призывает автор?

Ответы учащихся: Цитата: «Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?». Это вопросы философские – призыв к разуму, призыв к примирению. Над смертью, ненавистью торжествует добро.

Учитель: Как в начале романа, так и в его эпилоге автор заставляет нас думать о вечности (звезда – это символ вечной жизни, книги, дом, семья, любовь- это вечные нравственные ценности); писатель размышляет о жизни будущих поколений, об ответственности людей друг перед другом. Подобно «Капитанской дочке», «Белая гвардия»- не только исторический роман, но и своеобразный роман-воспитание, где, говоря словами Л.Н.Толстого, мысль семейная соединяется с мыслью народною.

В качестве домашнего задания я предлагаю Вам написать сочинение- рассуждение по высказыванию Ю.М. Лотмана: «История проходит через Дом человека, через его частную жизнь».( высказывание на доске). Подтвердите доказываемый тезис примерами из произведений, которые мы упоминали сегодня в связи с романом М.Булгакова «Белая гвардия». Учащиеся записывают тему сочинения.

Анализ урока по литературе в 11 классе

Тема: «Образ дома в романе Булгакова «Белая гвардия».

Цель : понять, как создается писателем образ Дома, выявить роль этого образа в системе жизненных ценностей.

  1. Образовательная: на материале романа добиться осознанного восприятия текста, понимания представленных в нем нравственных проблем; создать условия для развития аргументированного и логичного мышления на основе текста произведения. Учить аргументировать свои мысли и выводы цитатами из художественного текста. Активизировать в комплексе мыслительную, образно-эмоциональную и речевую деятельность учащихся. Совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения: поработать на уроке с такими понятиями как: прием сопоставления, противопоставления, прием аналогии, образ-символ, эпиграф.
  2. Развивающая: развивать навыки анализа эпизода художественного произведения; развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать; продолжить работу над формированием монологического ответа; развивать у учащихся логическое мышление, навыки связной речи; развивать навыки самостоятельной оценки: давать свою интерпретацию анализируемым явлениям, развивать умение проводить аналогию между произведениями русской литературы, сравнивать образы, символы;
  3. Воспитательная: формировать художественно-образное мышление как основу развития индивидуальной и творческой личности, обеспечивать гуманистический характер обучения и приоритет общечеловеческих ценностей; воспитывать чувство любви к родному дому, к Родине, чувство взаимопомощи; задуматься об ответственности людей перед историей, друг перед другом.

Оборудование: эпиграф из романа «Белая гвардия», репродукции портретов писателя, отрывок из художественного фильма «Дни Турбиных» (1976 г.), карточки с вопросами для 3 групп учащихся, подготовленные сообщения учащихся.

При изучении произведений большого объема, к которым можно отнести роман «Белая гвардия», целесообразно соединить индивидуальные и коллективные виды работы . Это позволит более рационально использовать время на уроке, активизировать творческую и самостоятельную поисковую деятельность учеников на уроке и при подготовке к нему, продолжить работу над выработкой у учеников умения внимательно читать текст, анализировать и комментировать единство его формы и содержания, создать условия для творческого взаимодействия учащихся на уроке.

Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию, урок идет в системе уроков по литературе. Учащиеся прочитали роман, на предыдущих уроках («История в романе», «И судим был каждый по делам своим: город и его жители..») отрабатывались навыки работы с текстом, проводился анализ ключевых эпизодов, обсуждалась нравственная проблематика романа, историческая основа романа «Белая гвардия» М. Булгакова.

Тип урока : урок- практикум

Используемые методы : объяснительно-иллюстративный (беседа, анализ) и частично-поисковый метод (выбор учащимися примеров, цитат, перенос признаков предметов на новое – принцип сопоставления, аналогии). Методические приемы : беседа, анализ, работа в группах, сообщения учащихся.

Формы работы : индивидуальные, групповые.

Композицию урока : оцениваю, в целом, как логичную в подаче материала, чередование видов деятельности (работа в группах, индивидуальные сообщения, просмотр фрагмента фильма) было подчинено цели урока. Уроку присуща завершенность, итоги были подведены, в качестве домашнего задания учащимся было предложено творческое задание – написание сочинения – рассуждения.

Практическая направленность : на данном уроке формировались следующие ключевые компетенции учащихся:

  1. коммуникативная (уметь оценивать ответы друг друга, взаимодействовать с окружающими людьми);
  2. учебно-познавательная (учимся анализировать);
  3. информативная (находить и систематизировать информацию);
  4. общекультурная (духовно-нравственные основы жизни, особенности общечеловеческой культуры).

Психологический климат: на уроке удалось создать рабочую атмосферу, заинтересовать ребят, т.к. в ходе урока обсуждались и проблемные, и нравственные вопросы. Активность и работоспособность оцениваю как хорошую.

Здоровьесберегающие технологии: прием релаксации (просмотр фрагмента фильма), прием переключения внимания ( момент обсуждения во время работы в группах).

Общие выводы: Считаю, что урок достиг поставленных целей, результативен. Элементы урока выделены достаточно четко, определена дозировка времени, отведенная на каждый этап.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целью данной работы является идея исследования романа М.А.Булгакова «Белая гвардия» с точки зрения небесной символики, определение роли небесных образов – символов в идейно – .

В презентации содержится материал по биографии, истории создания романа “Белая гвардия” и спектакля по этому роману – “Дни Турбиных”.

Материал поможет не только проверить знание текста, но и умение анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Актуальность педагогического проекта: основная тема романа – трагическая судьба русской интеллигенции в годы революции и Гражданской войны на примере русского офицерства – белой гвардии.Проект призван.

Презентация к уроку литературы в старших классах.

Урок по роману “Белая гвардия” даёт возможность показать особенность таланта М. Булгакова и его позиции в изображении Гражданской войны и революции, позволяет увидеть художественные средства, при.

Образ Дома и Города в романе Булгакова “Белая гвардия”

В романе “Белая гвардия” писатель обращается ко многим серьезным и вечным темам. Революция, а затем и Гражданская война заставили людей переосмыслить все усвоенные ранее ценности. Писатель тяжело переживал происходящие события и всей душой пытался понять окружающую его действительность. И он осознавал, что главная беда России – в падении уровня нравственности, в бескультурье и невежестве, что, по его мнению, было связано с уничтожением интеллигенции, которая в течение долгого времени выступала основным носителем нравственных ценностей.

Герои романа “Белая гвардия”, как и сам писатель, представители интеллигенции. Далеко не вся русская интеллигенция приняла и поняла великие свершения Октября. Опасения за судьбу культуры страны играли важную роль в неприятии этих свершений, путь к достижению которых был сложным и нередко противоречивым. Главная тема романа, которую принято связывать с трагическим мотивом разочарования героев, с ощущаемой ими необходимостью порвать со своим прошлым, раскрывается по-новому. Прошлое, в котором осталось счастливое детство героев, не только не разочаровывает их, но всячески сберегается ими в обстановке, когда кажется, «все разрушено, предано, продано».


Весь роман пронизан чувством катастрофы. Герои еще поют гимн «Боже, царя храни», произносят тост за здоровье уже несуществующего монарха, но в этом проявляется их отчаяние. Все, что происходит с ними, предстает как трагедия людей, которые верой и правдой служили этому строю, раскрывшему вдруг всю свою несостоятельность, лицемерие, фальшь. Позиция булгаковских героев не могла быть иной, потому что сам писатель не испытывал ностальгии в отношении старой, буржуазной России, ее монархического прошлого.

Дом по Алексеевскому спуску, в котором писатель поселил героев «Белой гвардии»,- это дом его детства. И коль побывал мысленно у Турбиных, можешь твердо сказать, что побывал у Булгаковых. В том самом доме, где проходили детство и студенческая юность будущего писателя, и те полтора года, которые провел он в Киеве в разгар Гражданской войны. «Семья Булгаковых,- рассказывал гимназический однокашник писателя К.Паустовский,- была хорошо известна в Киеве – огромная, разветвленная, насквозь интеллигентная семья. За окнами их квартиры постоянно слышались звуки рояля, голоса молодежи, беготня, смех, споры и пение». Здесь неизменно прочно царили теплый уют, дружеское взаимопонимание, атмосфера высокой интеллигентности.

Дом и Город – два главных героя романа. Дом Турбиных на Алексеевском спуске, изображенный со всеми чертами семейной идиллии, перечеркнутой войной, дышит и страдает, как живое существо. Когда на улице мороз, тревожно и страшно, в доме идет задушевная беседа, от изразцов печи исходит тепло, слышится башенный бой часов в столовой, бренчание гитары и знакомые голоса Алексея, Елены, Николки и их веселых гостей. И Город, истерзанный бесконечными боями и обстрелами, наполненный толпами солдат, также живет своей жизнью. «Прекрасный в морозе и тумане…» – этот эпитет открывает повествование о Городе и становится доминирующим в его изображении. Образ Города излучает необыкновенный свет – свет жизни, который поистине неугасим. Булгаковский Город находится под Божьим покровительством: «Но лучше всего сверкал электрический белый крест в руках громаднейшего Владимира на Владимирской горке, и был он виден далеко, и часто… находили по его свету… путь на Город…»

Красота и спокойствие – главные составляющие атмосферы турбинского Дома, наверное, поэтому он так притягателен для окружающих. За окнами свирепствует буран революции, а здесь тепло и уютно. Вот черные часы в столовой. Вот «мебель старого красного бархата», « кровати с блестящими шишечками», «бронзовая лампа под абажуром»..

Проходишь по комнатам и вдыхаешь «таинственный» запах «старинного шоколада», ощущаешь жар печки с голландскими изразцами. Печь эта – центр жилища, здесь отогреваются телом и душой. На поверхности печи – надписи и рисунки, сделанные в разное время и членами семьи, и друзьями Турбиных. Здесь – и шутливые послания, и признания в любви, и грозные пророчества, и слова с глубоким смыслом – все, чем «богата» была жизнь семейства в разное время.

Ревностно оберегают красоту и домашний уют, тепло семейного очага обитатели Дома по Алексеевскому спуску. Несмотря на тревогу, скатерть «бела и крахмальна», на столе чашки с нежными цветами.. На окнах всегда спокойные «кремовые шторы», на рояле открытые ноты бессмертного «Фауста», на столах цветы, «утверждающие красоту и прочность жизни».

Жизнь в этом Доме идет как бы наперекор окружающим беспорядкам, кровопролитию, разрухе, ожесточению нравов. Изо всех сил упорствует, не хочет сдаваться революции твердыня турбинского Дома. Ни уличная стрельба, ни известие о гибели царской семьи не могут первое время заставить его старожилов поверить в реальность грозной стихии. Холодное мертвенное дыхание вьюжной эпохи (и в прямом, и в переносном смысле) впервые коснулось обитателей этого островка уюта и тепла с приходом Мышлаевского. Затем бегство Тальберга. Только тут домочадцы почувствовали неотвратимость приближающейся катастрофы. Вдруг пришло осознание того, что «трещина в вазе турбинской жизни» образовалась не сейчас, а гораздо раньше, и все то время, пока они упорно, отказывались взглянуть правде в глаза, живительная влага, «добрая вода» «уходила через нее незаметно», и теперь, оказывается, сосуд почти пуст. Умирающая мать оставила детям духовное завещание: «Живите дружно..», «а им придется мучиться и умирать», «жизнь-то им перебило на самом рассвете».

Хозяйкой и душой этого Дома является Елена Турбина-Тальберг, «прекрасная Елена», олицетворение красоты, доброты, Вечной Женственности. «Светлая королева»-мать передала Елене свое душевное тепло, поэтому там, в огромном и тревожном Городе, гремят пушки, а здесь всегда уютно и тепло.

Отсюда «крысьей побежкой» уходит бесчестный и двуличный Тальберг, а друзья Турбиных залечивают в нем свои израненные тела и души. Этот уютный Дом дает приют и симпатичному чудаку Лариосику. И даже приспособленец и трус Лисович, по прозвищу Василиса, ненавидящий своих соседей, именно в нем ищет защиты.

Но «кругом становится все страшнее и страшнее. На севере воет и воет вьюга, а здесь под ногами глухо погромыхивает, ворчит встревоженная утроба земли». Шаг за шагом хаос осваивает жизненное пространство Дома, внося разлад в «содружество людей и вещей». В Доме властвует война. Вот ее «знаки»: запах йода, спирта, эфира, браунинг в коробке за окном, раненый Алексей Турбин. Сдернут с лампы абажур, на столе нет роз, полинявший Еленин капор, подобно барометру, указывает, что прошлого не вернуть, а настоящее безотрадно.

Образ мортиры, которая мерещится раненому Алексею, мортиры, заполнившей все пространство квартиры, являет собой символ того разрушения, которому война подвергает Дом.

Под утро Турбину стал сниться Город. Он не назван нигде Киевом, хотя приметы его ясны, это просто Город, но с большой буквы, как нечто обобщенное, вечное. Подробно он описан в сновидениях Алексея Турбина: «Как многоярусные соты, дымился и шумел и жил Город. Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром. Улицы курились дымкой, скрипел сбитый гигантский снег… Сады стояли безмолвные и спокойные, отягченные белым, нетронутым снегом. И было садов в Городе так много, как ни в одном городе мира… Зимою, как ни в одном городе мира, упадал покой на улицах и переулках и верхнего Города, на горах, и Города нижнего, раскинувшегося в излучине замерзшего Днепра… Играл светом и переливался, светился и танцевал и мерцал Город по ночам до самого утра, а утром угасал, одевался дымом и туманом». В этой символической картине соединились воспоминания юности, красота Города и тревога за его будущее, за судьбу каждого.

«Вечному золотому Городу» противопоставлен Город 1918 года, существование которого заставляет вспомнить библейскую легенду о Вавилоне. В городе царят неразбериха и суматоха, что писатель нередко подчеркивает повторением слов: «Немцы!! Немцы!! Немцы !!», «Петлюра. Петлюра. Петлюра. Петлюра», «Патрули, патрули, патрули». Автор не может оставаться равнодушным к тому, что происходит в Городе (мобилизация, слухи, гетман, близость Петлюры, воровство, убийства, бестолковые распоряжения начальников, обман, таинственная Москва на северо-востоке, большевики, близкая стрельба и постоянная тревога). Благодаря выразительным авторским характеристикам, читатель оказывается во власти своеобразного эффекта присутствия: дышит воздухом Города, впитывает его тревоги, слышит голоса юнкеров, чувствует страх Елены за братьев.

Много пришлось вынести Турбиным в течение зимы 1918/19 г. Но, несмотря на невзгоды, в финале романа в их Доме за общей трапезой собираются все. Слышится смех и музыка. Дом выстоял, и это главное. Дом Турбиных изображен в романе как крепость, которая находится в осаде, но не сдается. Его образу автор придает высокий, почти философский смысл. По убеждению Алексея Турбина, дом – это высшая ценность бытия, ради сохранения которой человек «воюет и, в сущности говоря, ни из-за чего другого воевать ни в коем случае не следует». Единственная цель, позволяющая браться за оружие, по его мнению, – охранять «человеческий покой и очаг».

С началом войны под сень Владимирского креста стеклась разномастная публика: бежавшие из столицы аристократы и банкиры, промышленники и купцы, поэты и журналисты, актрисы и кокотки. Постепенно облик Города теряет цельность, становится бесформенным: «Город разбухал, ширился, лез, как опара из горшка». Естественное течение жизни нарушается, привычный порядок вещей распадается. Почти все горожане оказываются втянутыми в грязный политический спектакль.

Тема сбережения духовных, нравственных и культурных традиций проходит через весь роман, но наиболее ярко она претворена в образе дома. Жизнь в этом доме идет наперекор окружающим беспорядкам, кровопролитию, разрухе, жестокости. Хозяйкой и душой дома является Елена Турбина-Тальберг – «прекрасная Елена», олицетворение красоты, доброты, Вечной Женственности. Из этого дома уходит двуличный приспособленец Тальберг. А друзья Турбиных находят здесь приют, залечивают в нем свои израненные тела и души. И даже приспособленец и трус Лисович ищет здесь защиты от грабителей.
Война для каждого из героев романа становится испытанием, проверкой нравственных основ личности. Не случайно в эпиграфе к роману Булгаков помещает знаменитые строки из Апокалипсиса: «и судим будет каждый сообразно с делами своими». Главной темой романа становится тема возмездия за свои поступки, тема моральной ответственности за выбор, который делает каждый человек.

Среди защитников монархии оказались разные люди. Булгакову ненавистны высокопоставленные лица, думающие не о спасении Отечества, а о спасении собственной шкуры. Не скрывает он и своего отношения к приспособленцу Тальбергу с «двухслойными глазами», трусливому и жадному инженеру Лисовичу, беспринципному Михаилу Семеновичу Шполянскому.

Но если Тальберг – «чертова кукла, лишенный малейшего понятия о чести», убегающий прочь с тонущего корабля, бросающий братьев и жену, то главные герои романа – воплощение лучших рыцарских качеств. Рядовые участники белого движения, по мнению автора, выступают наследниками боевой славы Отечества. Когда сформированный для защиты Города Мортирный полк прошел в марше по коридорам Александровской гимназии, в вестибюле прямо перед ним будто «вылетел сверкающий Александр», указывая на Бородинское поле. Зазвучавшая песня на слова лермонтовского «Бородино», по мысли автора, является символом доблести, отваги, чести, то есть всего того, что отличает Турбиных, Мышлаевского, Малышева от прочих «господ офицеров».

Офицерская честь требовала защиты белого знамени, верности присяге, отечеству и царю. В обстановке, когда кажется «все разрушено, предано, продано», с недоумением и болью спрашивает себя Алексей Турбин: «Нужно защищать теперь… Но что? Пустоту? Гул шагов?» И все-таки он не способен оставаться в стороне от грозных событий, нарушить свой долг офицера и спешит к тем, кто пытается спасти Отечество, не отдав его судьбу в нечистые руки Петлюры или гетмана Скоропадского. Законам чести и благородства следует и Най-Турс. Прикрывая юнкеров, он вступил в неравный поединок, оставшись один со своим пулеметом перед наступающими кавалеристами. Человеком чести является и полковник Малышев. Осознав всю бессмысленность сопротивления, он принимает единственно правильное решение в создавшейся ситуации – распускает по домам юнкеров. Эти люди готовы быть с Россией в ее бедах и испытаниях, готовы защищать Отечество, Город и Дом. Встречая новых гостей Города, каждый из них жертвует своей жизнью. Сам Всевышний берет их под свою защиту. С легкой иронией изобразил Булгаков в романе царство Божие, где апостол Петр принимает погибших. Среди них и полковник Най-Турс в светозарном шлеме, кольчуге, с рыцарским мечом со времен крестовых походов. Рядом с ним и вахмистр Жилин, погибший еще в Первую мировую войну, и большевики с Перекопа, и еще многие другие, кто хватал «друг друга за глотку», а теперь успокоился, навоевавшись за свою веру. Господь Бог произносит вещие слова: «Все вы у меня… одинаковые – в поле брани убиенные». Поднимаясь над схваткой, автор искренне скорбит обо всех погибших: «Заплатит ли кто-нибудь за кровь? Нет. Никто. Просто растает снег, взойдет зеленая украинская трава, заплетет землю… выйдут пышные всходы… задрожит зной под полями и крови не останется и следов. Дешевая кровь на червонных полях, и никто выкупать ее не будет. Никто».

Булгаков верил в естественный человеческий порядок на земле: «Все будет правильно, на этом построен мир». В романе “Белая гвардия” писатель показал, как страшны и необратимы последствия отступления от принятых норм плохого и хорошего, освященных не одним тысячелетием человеческой культуры. В этом отступлении писатель видел наибольшую опасность человечества. Своих читателей он призывает соблюдать верность главным принципам человечности, преданность идеалам Справедливости, Добра и Красоты.

Источник: по материалам интернет-статей
http://www.litra.ru/composition/get/coid/00023601184864125638/wo
http://www.licey.net/lit/guard/history
Иллюстрации:Акварели Андрея Николаева,Графика Сергея Гонкова,В. Прокофьева , Чепика
Фото Маяк Парнаса

Поделиться “Образ Дома и Города в романе Булгакова “Белая гвардия””

Сочинение «Основная тема романа М. Булгакова «Белая гвардия» для 11 класса.

Роман «Белая Гвардия» рассказывает о событиях Гражданской Войны на Украине. Это первый роман Михаила Булгакова. В предлагаемом сочинении речь пойдет о теме романа. Сочинение предназначено для 11 класса.

«Белая гвардия» — основная тема романа

Михаил Афанасьевич Булгаков — талантливейший писатель и ярчайший представитель русской литературы самой трагической для всей советской эпохи. Родился он в интеллигентной и дружной семье профессора духовной академии в городе Киеве. Такие семьи с большими культурными и трудовыми традициями были украшением жизни провинциальных городов, каким считался Киев в дореволюционной России. Эти традиции Булгаков сохранил до конца своих дней, несмотря ни на какие трудности и перипетии жизни.

Необыкновенный талант писателя, совместивший в себе и лирика, и сатирика, и фантаста, и философа, был не сразу принял и понят новыми революционными деятелями литературы. Вера его, принципы, художественная натура никак не вписывались в литературу социалистического реализма. Но, оставаясь самим собой, как бы дорого это ему ни стоило, Булгаков заявляет в своей первой повести «Записки на манжетах»: «Но сердце и мозг не понесу на базар, хоть издохну».

Булгаков серьезно раздумывал о сути и смысле революции и гражданской войны, потрясших нашу Родину. Этим раздумьям посвящен роман писателя «Белая гвардия» и пьеса, созданная по его мотивам «Дни Турбиных». Главной темой этих произведений послужила судьба интеллигентной семьи, живущей в обстановке гражданской войны и всеобщего хаоса 1918 года.

Пора частых кровопролитий при нескончаемой смене власти в городе приносит смерть одним и озлобленность и ожесточение другим. Этому нарастающему насилию небольшая семья Турбиных противопоставляет упорное стремление сохранить все бессмертные общечеловеческие ценности, свой устоявшийся бытовой порядок. Большой дом Турбиных полон тепла и уюта, который привнесла в него еще их мать. Здесь всегда найдет поддержку и ласковое слово любой гость: и неуклюжий Лариосик, и подвыпивший и замерзший капитан Мышлаевский. Здесь, за «креповыми шторами» течет жизнь, полная любви и благородства, пронизанная тревогой и страхом, потому что там, за шторами, бушуют вихри гражданской войны. Здесь «скатерть, несмотря на пушки и на все это томление, тревогу и чепуху, бела и крахмальна…», здесь любят цветы — символ мира и старого порядка, «утверждающие красоту и прочность жизни, несмотря на то, что на подходах к городу коварный враг…»

Хранительницей этого уголка семейного счастья являются Елена Турбина, чей муж полковник Тальберг своим малодушием заслужил презрение Булгакова-автора, что выразилось в его словах: «Чертова кукла, лишенная малейшего понятия чести!» Конечно, не все представители интеллигенции сумели сохранить в это смутное время честь и достоинство. Таким оказался и сосед Турбиных Лисович: «Инженер и трус, буржуй и несимпатичный». Но зато полная противоположность им — братья Елены: Алексей и восемнадцатилетний Николка.

Это подлинные русские офицеры, верные своему долгу и чести, болеющие за судьбу России. Алексей Турчанинов глубоко переживает, что не смог в самом начале рассмотреть, осмыслить и понять, «что такое Петлюра». Но теперь он точно знает и убежден, что в нынешней сумятице есть только две реальные силы: бывшие царские военные и новые большевики. Турбин недвусмысленно высказывает предположение о возможной победе этих самых большевиков. К нему присоединяется и капитан Мышлаевский: «Большевики? … Великолепно!… Пусть мобилизуют. По крайней мере буду знать, что я буду служить в русской армии. Народ не с нами. Народ против нас». Волевой, сильный, умный и смелый Алексей Турбин погибает, преданный теми, за кого он сражался.

Но роман завершается на жизнеутверждающей ноте. Булгаков призывает нас в своем произведении хранить те непреходящие жизненные ценности, что вечны и не имеют классовой градации. Не подчиняясь в своем творчестве никаким политическим взглядам, М. Булгаков сумел в своем романе «стать бесстрастно над красными и белыми». Он учит ценить жизнь и общечеловеческие истины, независимо от разных «великих идей».

Роман Михаила Булгакова замечателен своей неординарностью в изображении гражданской войны, самой трагической страницы в истории нашей страны.

Читайте также:  Знакомство Ивана Бездомного с Мастером: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×