Композиция романа “Мастер и Маргарита”.
просмотреть сочинение | |||
Тип: Сочинение по картине |
Михаил Афанасьевич Булгаков известный русский писатель. Любой человек, вспоминающий творчество Булгакова, назовёт в первую очередь «Мастера и Маргариту». Интересно, почему? Всё потому, что роман насквозь пропитан жизненными ценностями и различными вечными вопросами о добре и зле, о жизни и смерти, о милосердии и справедливости, о любви и всепрощении. Самое важное, что проблемы романа во все времена будут актуальны, что делает его вечным.
Хочется рассказать о структуре «Мастера и Маргариты». Прежде всего, привлекает то, что автор применил такой композиционный приём как роман в романе, позволяющий читателю провести параллель между главами «пилатовскими» и московскими. Основная идея такого приёма – показать, что ход истории не меняет человека, это под силу только ему самому. Действительно, возможности человека безграничны, и их проявление зависит только от него. Размышляя над авторской идеей о человеке, становится ясно: Булгаков проявил себя, как писатель-пророк, хорошо чувствующий не только течение времени но и людей. Поэтому и доносит до сознания читателей: человек имеет право ошибаться, но несмотря на это должен стремиться к чему-то светлому, что разрушит рамки его «постоянности» в жизни, что сделает его свободным. А что значит быть свободным? На этот вопрос Автор романа ответил, изобразив образ Понтия Пилата, на примере которого хорошо видно, что такое несвобода. В данном случае – это сильнейшие угрызения совести, от которых никуда нельзя подеваться. Побоявшись потерять свою власть, прокуратор Иудеи не нашёл в себе сил сказать ту истину, которая у него в душе, поэтому показывает свою человеческую слабость, тем самым обрекает себя на вечные нравственные муки, а такое наказание, бесспорно, куда хуже физического. Отсюда видно, что быть свободным – это не просто ни от кого не зависеть, а титаническая работа над собой, которая требует от человека проявления духовных сил. Только в процессе такого труда происходит осознание людьми истинных ценностей, понятие о которых абсолютно отсутствуют у бездельника и пьяницы Стёпы Лиходеева или жадного Никанора Ивановича Босого. Их наказывает Воланд- сатана, совершающий зло, за которым кроется добро. Этим дьявола в человеческом обличии как судью по нравственному закону. В итоге, мы ещё раз убеждаемся, что Булгаков не просто написал роман, но таким образом проник в саму душу человека.
Вопрос, который, по-моему, больше всего интересует читателя: «Почему именно «Мастер и Маргарита»?». Как уже было сказано, для писателя наибольший интерес представлял человек и его внутренний мир. Булгаков упоминает в названии романа только двух героев неслучайно: именно любовь Мастера и Маргариты – это не только образец настоящей любви, но и протест против обычного пассивного существования. Она обладает целительной силой, способной спасти человека от обыденности, поглощающей жизнь. Если поразмышлять над тем, что такое обыденность, то в романе это затухание души «рядовых москвичей», стремления которых ограничиваются обыкновенными материальными ценностями: домами, деньгами, квартирами. В таком случае нельзя не выделить образ милосердной, жизнелюбивой и отважной Маргариты, стоящий, несомненно, выше этой «серой массы» людей, ведь она – единственный персонаж, решающийся на сделку с дьяволом, готовый рисковать чем угодно, лишь бы отыскать своего возлюбленного. На этом примере можно ещё раз убедиться, что поистине важно для Булгакова. Мастер же — художник, наделённый даром, не сумевший полностью осуществить своё предназначение, он сломлен, отрекается от действительности и поэтому ему нужен только покой, который предоставляет ему Воланд. Почему же в романе переплетаются дьявол и любовь? Для автора любовь – это вечное чувство, у которого есть сторона как зла, так и добра. Именно это чувство помогает двум главным героям романа не только выжить, но и обрести счастье и покой. Для этого то и Булгаков посылает повелителя сил Тьмы на помощь возлюбленным.
В заключении ещё раз хочется отметить, что Михаил Афанасьевич Булгаков создал роман, уникальный своими вечными жизненными вопросами, размышлять над которыми люди будут веками. Кроме того, по-моему мнению, главное предназначение «Мастера и Маргариты» – воспитывать человека как личность.
34870 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Композиция романа “Мастер и Маргарита”.
Смотрите также по произведению “Мастер и Маргарита”:
Своеобразие жанра и композиции романа Мастер и Маргарита
Роман Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” давался писателю нелегко. К этому произведению он был особенно требователен, ибо в эту книгу Михаил Афанасьевич вложил все свои переживания, сомнения, замыслы, силы. Он без конца переписывал целые главы, что-то исправлял, что-то изменял. И делал это не зря. Это произведение стало шедевром. Оно заставляет читателя думать, верить, сочувствовать. В нём необычно всё и, прежде всего, его жанр и композиция.
Однозначно определить жанр произведения невозможно. Философия соседствует с мистикой, сатира с фантазией. И всё это бок о бок с реальностью. Этот чудесный сплав даёт такую окраску сюжету, что заинтересованный читатель может явно ощущать себя и во дворце Понтия Пилата, и на балу у Воланда, и в бедном жилище Мастера. Кроме того, такое разнообразие жанров даёт возможность Булгакову соединить в одном повествовании две сюжетные линии, они перекликаются между собой, хотя и разделены во времени.
Композиция романа выстроена так, что события, происходящие две тысячи лет тому назад в Ершалаиме, выглядят вполне реально, нет даже намёка ни на какие чудеса, очень напряжённое, драматическое повествование. В то же время события, происходящие в современной Булгакову Москве, наполнены мистикой и буйной фантазией уже с начала повествования. Здесь и загадочный иностранный профессор, и таинственно обставленная смерть Берлиоза, и мистическое перемещение в пространстве Стёпы Лиходеева. Шабаш ведьм, бал у сатаны, проделки Бегемота и Коровьева и, наконец, превратившаяся в ведьму Маргарита, продавшая душу дьяволу, чтобы спасти любимого. А связующими звеньями этих сюжетных линий становятся фигуры Иешуа и Мастера. Их судьбы так похожи: молодой философ, живший почти две тысячи лет назад, преданный мнимым другом, и молодой писатель. Сливаются сюжетные линии в конце романа в той Вечности, которая дарит им прощение и покой.
А Булгаков подарил миру уникальный, глубокий по содержанию роман, который уже много лет пользуется у читателей заслуженной любовью.
Вариант 2
Данное произведение автор писал на протяжении нескольких лет. И вышедший в свет роман покорил сердца многих читателей и ценителей всего прекрасного. После выхода данного произведения литературные критики так и не смогли отнести его ни к одному из направлений творчества известных писателей.
Поистине фантастический и необычный по своему сюжету роман стал классикой литературного жанра. Но до сих пор так и неопределенна его судьба, по направлению литературного жанра. Одни писатели относят его к разряду мистики другие к философии, а третьи к фантастике.
Но это поистине необычное произведение не оставило равнодушным ни одного читателя. В данном произведении переплелись такие литературные жанры как мистика, философия и фантастика.
События, происходящие в данном произведении это две сюжетные линии которые происходят в настоящее время. В них главные герои это мастер и Маргарита. Вторая сюжетная линия это события, происходящие в далеком прошлом. Эти события происходят в Иерусалиме в них главные герои естественно Иисус и Понтий Пилат.
Но главным библейским героям в данном произведении даны совсем другие имена. Читатель, видя данные события, сразу понимает кто на самом деле эти герои и что это за события.
Любой просмотреть данного романа попадает с одного времени в другое, граница данных времен новая глава или часть романа. При чтении романа все узнают известные имена. От этого читатель ожидает трактовку православного чуда в результате, которого воскрес Иисуса Христос. Но нет, такие события в роман не включены. Автор в форме притчи рассказывает о событиях того далекого времени когда распяли Иисуса Христа.
И четко и точно рассказывает о причине данной казни о терзаниях Понтия Пилата. О мыслях Иисуса, но никаких чудес автор не приносит в данное произведение, просто констатирует все события прошлого.
При этом добавляет в роман таких героев как дьявол, в данном случае это Во ланд, и его мелких помощников, которые явившись в настоящее время, приносят смуту и страх всем жителям злополучной картины.
Маргарита безумно полюбившая Мастера согласна отдать душу дьяволу ради того чтобы быть с любимым. В результате она превращается в ведьму и присутствует на адском балу в роли спутницы самого дьявола.
Вывод из данной ситуации простой человек слаб и беспомощен, он зависит от своих чувств желаний и прочих жизненных проблем. Ради того чтобы быть с любимым или получить новую квартиру или определенную сумму денег человек готов пойти на сделку с самим Волан дом.
Автор вложил в данное произведение всю душу и все свое мастерство. Многие критики относят данное произведение к сатирическому роману с элементами фантастики и философии. Но никто не остается равнодушным после прочтения данного романа.
Также читают:
Картинка к сочинению Своеобразие жанра и композиции романа Мастер и Маргарита
Популярные сегодня темы
Гончаров вводит в свое произведение Обломов образ Захара не напрасно. Это не только верный слуга, который приносит барину одежду по утрам, укоряет за непомерные траты и осведомляется
Главный герой рассказа — москвич Дмитрий Гуров. Ему около сорока лет. Он женился в молодости и не любит свою жену. Дмитрий — отец двенадцатилетней девочки и двух мальчиков-гимназистов.
В произведении «Обломов» И.А.Гончарова наиболее завораживает образ Ольги Ильинской. Автор мастерски совместил в нем самые ценные черты характера и души не просто русской женщины, а русского человека в целом.
Это небольшое произведение состоит из пяти строф с разным количеством строк в каждой. Баллада является переводом стихотворения Шиллера.
И.А. Бунин пишет о трагической, мимолетной любви. Для него это непостижимое чувство , пронзительное, счастливое и трагичное одновременно. Во всех рассказах цикла
Анализ «Мастер и Маргарита» Булгаков
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», которому писатель посвятил 12 лет своей жизни, по праву считается настоящей жемчужиной мировой литературы. Произведение стало вершиной творчества Булгакова, в котором он затронул извечные темы добра и зла, любви и предательства, веры и неверия, жизни и смерти. В «Мастере и Маргарите» анализ нужен наиболее полный, поскольку роман отличается особой глубиной и сложностью. Подробный план анализа произведения «Мастер и Маргарита» позволит ученикам 11 класса лучше подготовиться к уроку литературы.
Краткий анализ
Год написания – 1928-1940 гг.
История создания – Источником вдохновения для писателя стала трагедия Гете «Фауст». Первоначальные записи были уничтожены самим Булкаговым, но после восстановлены. Они послужили основой для написания романа, над которым Михаил Афанасьевич работал в течение 12 лет.
Тема – Центральная тема романа – противостояние добра и зла.
Композиция – Композиция «Мастера и Маргариты» весьма сложна – это двойной роман или романа в романе, в котором параллельно друг другу ведутся сюжетные линии Мастера и Понтия Пилата.
Жанр – Роман.
Направление – Реализм.
История создания
Впервые писатель задумался над будущим романом в середине 20-х годов. Толчком для его написания послужило гениальное произведение немецкого поэта Гете «Фауст».
Известно, что первые наброски к роману были сделаны в 1928 году, однако в них не фигурировал ни Мастер, ни Маргарита. Центральными персонажами в первоначальном варианте были Иисус и Воланд. Также было немало вариаций названия произведения, и все они крутились вокруг мистического героя: «Черный маг», «Князь тьмы», «Копыто инженера», «Гастроли Воланда». Лишь незадолго до своей смерти, после многочисленных правок и дотошной критики, Булгаков переименовал свой роман в «Мастера и Маргариту».
В 1930 году, крайне недовольный написанным, Михаил Афанасьевич сжег 160 страниц рукописи. Но спустя два года, отыскав чудом уцелевшие листы, писатель восстановил свой литературный труд и вновь приступил к работе. Интересно, что изначальный вариант романа был восстановлен и опубликован спустя 60 лет. В романе под названием «Великий канцлер» не было ни Маргариты, ни Мастера, а евангельские главы сводились к одной – «Евангелие от Иуды».
Булгаков трудился над произведением, ставшим венцом всего его творчества, вплоть до последних дней жизни. Он бесконечно вносил поправки, переделывал главы, добавлял новые персонажи, корректировал их характеры.
В 1940 году писатель тяжело заболел, и был вынужден диктовать строки романа своей верной супруге Елене. После смерти Булгакова она пыталась издать роман, однако впервые произведение увидело свет лишь в 1966 году.
Посмотрите, что еще у нас есть:
«Мастер и Маргарита» является сложным и невероятно многогранным литературным произведением, в котором автором было представлено на суд читателя множество различных тем: любви, религии, греховной сущности человека, предательства. Но, по сути, все они являются лишь частями сложной мозаики, искусным обрамлением главной темы – вечного противостояния добра и зла. При этом каждая тема привязана к своим героям и переплетается с другими персонажами романа.
Центральной темой романа, безусловно, служит тема всепоглощающей, всепрощающей любви Мастера и Маргариты, которая способна пережить все трудности и испытания. Внедрив этих персонажей, Булгаков невероятно обогатил свое произведение, придал ему совершенно иной, более земной и понятный читателю смысл.
Не менее важной в романе является проблема выбора, которая особенно красочно показана на примере взаимоотношений Понтия Пилата и Иешуа. По мнению автора, самым страшным пороком является трусость, ставшая причиной гибели невиновного проповедника и пожизненным наказанием для Пилата.
В «Мастере и Маргарите» писателем ярко и убедительно показана проблематика человеческих пороков, которые не зависят ни от вероисповедания, ни от социального статуса или временной эпохи. На протяжении всего романа главным персонажам приходится сталкиваться с нравственными вопросами, выбирать для себя тот или иной путь.
Основной мыслью произведения является гармоничное взаимодействие сил добра и зла. Борьба между ними столь же стара, как и мир, и будет продолжаться до тех пор, пока будут живы люди. Добро не может существовать без зла, равно как и существование зла невозможно без добра. Идеей вечного противостояния этих сил пронизано все произведение писателя, который видит главную задачу человека в выборе правильного пути.
Композиция
Композиция романа отличается сложностью и оригинальностью. По сути, это роман в романе: в одном из них повествуется о Понтии Пилате, во втором – о писателе. Поначалу кажется, что между ними нет ничего общего, однако в ходе романа становится очевидной взаимосвязь двух сюжетных линий.
В конце произведения Москва и древний город Ершалаим соединяются, и события происходят одновременно в двух измерениях. Более того, они происходят в одном и том же месяце, за несколько дней перед Пасхой, но только в одном «романе» – в 30-х годах ХХ столетия, а во втором – в 30-х годах новой эры.
Философская линия в романе представлена Пилатом и Иешуа, любовная – Мастером и Маргаритой. Однако в произведении есть отдельная сюжетная линия, до краев наполненная мистикой и сатирой. Главными героями ее являются москвичи и свита Воланда, представленная невероятно яркими и харизматичными персонажами.
В завершении романа сюжетные линии соединяются в единой для всех точке – Вечности. Столь своеобразная композиция произведения постоянно держит читателя в напряжении, вызывая неподдельную заинтересованность сюжетом.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Мастера и Маргариты».
Жанр «Мастера и Маргариты» определить весьма непросто – настолько многоликим является это произведение. Чаще всего его определяют как фантастический, философский и сатирический роман. Однако в нем с легкостью можно отыскать признаки и других литературных жанров: реализм переплетается с фантастикой, мистика соседствует с философией. Столь необычный литературный сплав делает произведение Булгакова по-настоящему уникальным, которому нет аналогов в отечественной или зарубежной литературе.
Художественное своеобразие сюжета и композиции по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл)
Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» может служить примером удач¬ного сочетания формы и содержания. Его построение необычно, и это обусловлено содержанием.
В чем же своеобразие формы этого произведения? Во-первых, мы не сразу знако¬мимся с главными героями, то есть с персонажами, давшими ему название. Мастер появляется только в тринадцатой главе, причем мы застаем его уже в тот момент, когда практически все значимые события в его жизни позади. О его книге и отклике, который она вызвала в обществе, о любимой женщине, о друге, который предал его, мы узнаем только из рассказа одного пациента психиатрической клиники (Мастера) другому (Ивану Бездомному). Маргарита же появляется только в девятнадцатой главе, когда читатель начинает воспринимать ее только как воспоминание или галлюцинацию умалишенного.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Вместе же мы видим их только в самом конце романа.
Во-вторых, это не единственная деталь, придающая своеобразие произведению Булгакова. И даже не самая основная. Гораздо интереснее все то, что касается книги, которую написал Мастер, герой романа. Этот «роман в романе» повествует читателю о последних днях жизни бродячего проповедника Иешуа Га-Ноцри и о его смерти, а также о прокураторе Иудеи Понтии Пилате. В образе Иешуа легко и безошибочно узнается фигура Иисуса Христа, а в содержании романа — самый известный сюжет Нового Завета, рассказывающий о смерти пророка.
Этот «роман в романе», посвященный событиям, происходившим в Иудее два тысячелетия назад, переплетается с другой частью произведения, описывающей жизнь в Москве в начале двадцатого века. Здесь следует отметить, что деление романа на части и главы довольно условно: в обеих частях, указанных в оглавлении, присутствуют главы, посвященные и Москве, и Ершалаиму. Переплетение же двух этих частей наиболее заметно в тех местах романа, где теми же словами, которыми оканчивается «московская» часть романа, начинается его «ершалаимская» часть. Так, в мыслях и снах различных персонажей, как главных, так и второстепенных, появляются картины, описанные Мастером в романе о Понтии Пилате. Например, уставший, сошедший с ума Иван Бездомный под действием лекарства и под впечатлением от рассказа соседа по палате увидел во сне, что «солнце уже снижалось над Лысой Горой, и была эта гора оцеплена двойным оцеплением». Этими словами заканчивается пятнадцатая глава произведения, посвященная московским событиям. И ими же начинается следующая, шестнадцатая глава, в которой описывается казнь Иешуа Га-Ноцри.
«Роман в романе» сам по себе является очень необычным выразительным приемом, к тому же с ним связана основная интрига «московской» части этого, как бы двухслой¬ного, произведения. Однако Булгаков не ограничился только необычным сюжетным ходом. Наиболее важно то, что в обеих переплетающихся частях романа присутствуют персонажи, которые как бы дополняют друг друга или являются одними и теми же людьми. Так, Мастер, как автор романа о Понтии Пилате — то есть «ершалаимской» части произведения — применил один достаточно распространенный в литературе прием. Он сделал себя прообразом Иешуа Га-Ноцри, своего героя. Именно поэтому образы этих двух персонажей являются как бы двумя сторонами одного и того же образа. Читая об одном из них, мы узнаем в нем другого. Мастер даже вложил в уста Иешуа открытие, которое сделал сам и которое являлось основной мыслью его романа: «Злых людей нет на свете».
Кроме того, в переплетающихся частях «Мастера и Маргариты» есть еще ряд таких «парных» образов. Причем тут мы видим очередной необычный поворот сюжета: придумывая их, Мастер предсказал свою собственную судьбу. Так, в его романе Иешуа доверился Иуде из Кириафа, который, выслушав «крамольные» речи, тут же сделал донос в обмен на тридцать сребреников. И у самого Мастера также появился свой Иуда. Его роль сыграл журналист Алоизий Могарыч, который действовал практически так же, как и его «близнец» из Кириафа, и преследовал практически ту же цель. Правда, причиной доноса стали не деньги, а жилье: таким способом Алоизий попытался решить для себя пресловутый «квартирный вопрос».
Другой похожей парой персонажей стали критик Латунский и первосвященник Каифа. И в этом случае Мастер предсказал свою судьбу, описав интриги Каифы, которые привели к смерти Иешуа. В конце концов разгромные критические статьи и придуманное Латунским словечко «пилатчина» стали причиной творческой гибели самого Мастера, который так и не смог опубликовать свой роман.
Однако параллели на этом не заканчиваются. Мастер изобразил Га-Ноцри пророком. И точно так же, как пророка, описал самого Мастера Булгаков. Ведь как и у Иешуа, так и у писателя, сочинившего о нем роман, были ученики. Для Мастера эту роль выполнял Иван Бездомный, поэт, оказавшийся тоже в психиатрической больнице. Он был одним из тех немногих, включая Маргариту, кто смог выслушать и понять писателя, которого все считали сумасшедшим. Именно поэтому он оказался хорошим учеником.
Последователями Иешуа Га-Ноцри можно назвать двоих. Первый из них — бывший сборщик податей Левий Матвей, который, побеседовав с бродячим философом и про-никнувшись его учением, отрекся от богатства и, «бросив деньги на дорогу», последовал за своим учителем. Левий Матвей был искренне предан своему учителю. Для того чтобы спасти его или отомстить за его смерть, он был готов на все, включая даже убийство. Однако был ли он хорошим учеником? Нет, похоже, не был. Именно из-за того, что собрался из-за мести лишить жизни другого человека. Ведь Иешуа учил его совсем не этому.
Второй ученик бродячего философа упрекает Левия Матвея в жестокости и не¬умении прощать. «Ты не усвоил ничего из того, чему он тебя учил», – говорит он. Эти обвинения звучат очень странно в устах человека, которого жители Ершалаима шепотом называли «свирепым чудовищем» — Понтия Пилата. Тем не менее именно он стал вторым, гораздо более благодарным учеником Иешуа, хотя даже сам не осознавал этого.
Итак, каждому из пророков удалось изменить в лучшую сторону если не мир, то хотя бы нескольких человек. Так, для бездарного и необразованного поэта Ивана Бездомного произошла переоценка ценностей, и он превратился в начитанного историка Ивана Николаевича Понырева. Однако даже не это главное: после короткого общения с Мастером он научился верить в то, что делает, стал более искренним и честным. Что же касается Понтия Пилата, то и он очень изменился после общения с Иешуа: хотя проку-ратору не хватило силы и смелости, чтобы защитить осужденного на смерть пророка, он осознал, что творит зло, и раскаялся.
Таким образом, своеобразие романа «Мастер и Маргарита», кроме всего прочего, заключается в параллелях, проведенных автором между двумя частями романа — «московской» и «ершалаимской» — и их героями. Однако помимо близости образов Мастера и Иешуа, мы можем увидеть и еще одну нить между автором и героем. Как и Мастер, Булгаков в написанном им произведении предсказал свою судьбу. Ведь роман о Понтии Пилате и писатель, его создавший, подверглись практически таким же испытаниям, что и роман «Мастер и Маргарита» и его автор. У Булгакова наверняка был свой критик Латунский, хотя и с другой фамилией, его роман так же отказывались публиковать, и даже причина отказа была похожа на описанную им самим.
Правда, ничего удивительного в этом нет: в отличие от Мастера, сам Булгаков был хорошо знаком с литературной средой, с людьми, к которым попало его произведение, и поэтому смог угадать их реакцию. Однако от этого сама близость судеб автора и его героя не кажется менее удивительной и необычной.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id3167
Философско-библейские мотивы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
Школьное сочинение
Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.
К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.
В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.
Роман “Мастер и Маргарита” стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие “от Воланда” и Евангелие Мастера “от Иешуа”. История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.
Действие “Мастера и Маргариты” разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.
Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.
Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.
История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с “точки зрения вечности” рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.
Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте (“. Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл”.”), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он “придет во славе”. Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.
Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.
Как уже отмечалось, в “Мастере и Маргарите” поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя “самого страшного порока” — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?
Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы “. ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. “. Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: “Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит” (от Луки, 7:50). “Прощение и вечный приют” Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно “на этом построен мир”.
И Мастер в своей рукописи, и Булгаков в своем романе возводят обычные житейские противоречия в высокую степень мирового зла. И автор, и его герой скорбят по утраченной духовности. Чтобы читатели поняли эту скорбь, прочувствовали, осознали, этот мир рассматривается во всех подробностях, в мельчайших деталях, чтобы не упустить главного, чтобы открыть людям путь к спасению, сохранению своего духовного мира.
Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.
Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе “Мастер и Маргарита”, никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.
“Мастер и Маргарита”.История романа. Жанр и композиция.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Первый урок по роману М.Булгакова “Мастер и Маргарита”.
просмотреть:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_bulgakov.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11 классе на тему « Мастер и Маргарита».
История романа. Жанр и композиция.
Цель урока:1) рассказать о значении романа, его судьбе, показать особенности жанра и композиции, 2) способствовать проявлению интереса обучающихся к творчеству М.А.Булгакова.
1)Вступительное слово учителя.
Чтение отрывка из книги «Булгаков и Лаппа»
– Как вы думаете, почему я начала урок с чтения этого отрывка?
2)Работа в тетради. Запись темы урока.
3) Сообщение учителя.
«Дописать, прежде чем умереть!»
Роман «Мастер и Маргарита» Булгаков начал писать в 1928 году и работал над ним 12 лет, т е до конца жизни, не надеясь опубликовать его.
Первая редакция была уничтожена автором 18 марта 1930 года после получения известия о запрете одной из пьес Булгакова( «Кабала Святош»).
Работа над романом возобновилась в 1931 году.
В это время Булгаков пишет своему другу : «В меня вселился бес. Задыхаясь в моей комнатёнке , я стал марать страницу за страницей наново тот свой уничтоженный три года назад роман. Зачем? Не знаю. Я тешу себя сам. Пусть упадёт в лету. Впрочем, я , наверное, скоро брошу это».
Однако Булгаков уже не бросает больше «М и М».
Вторая редакция “Мастера и Маргариты”, создававшаяся вплоть до 1936 года, имела подзаголовок “Фантастический роман” и варианты названий “Великий канцлер”, “Сатана”, “Вот и я”, “Шляпа с пером”, “Черный богослов”, “Он появился”, “Подкова иностранца”, “Он явился”, “Пришествие”, “Черный маг” и “Копыто консультанта”.
Во второй редакции романа уже фигурировали Маргарита и Мастер, а Воланд обзавелся своей свитой.
Третья редакция романа, начатая во второй половине 1936 года или в 1937 году, вначале называлась “Князь тьмы”. В 1937 году, вернувшись еще раз к началу романа, автор впервые написал на титульном листе название “Мастер и Маргарита”, ставшее окончательным, поставил даты 1928 ‑ 1937 и более не оставлял над ним работу.
В мае – июне 1938 года полный текст романа впервые был перепечатан, авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя. В 1939 году были внесены важные изменения в конец романа и дописан эпилог. Но затем уже смертельно больной Булгаков диктовал жене, Елене Сергеевне, поправки к тексту. Обширность вставок и поправок в первой части и в начале второй говорит о том, что не меньшая работа предстояла и дальше, но выполнить ее автор не успел. Булгаков прекратил работу над романом 13 февраля 1940 года, менее чем за четыре недели до своей кончины.
Смертельно больной, Булгаков продолжал до последнего дня работать над романом, вносить исправления. Е.С. Булгакова вспоминала об этом: “Во время болезни он мне диктовал и исправлял «Мастера и Маргариту», вещь, которую он любил больше всех других своих вещей. Писал он её 12 лет. И последние исправления, которые он мне диктовал, внесены в экземпляр, который находится в Ленинской библиотеке. По этим поправкам и дополнениям видно, что его ум и талант нисколько не ослабевали. Это были блестящие дополнения к написанному раньше.
Когда в конце болезни он уже почти потерял речь, у него выходили иногда только концы или начала слов. Был случай, когда я сидела около него, как всегда, на подушке на полу, возле изголовья его кровати, он дал мне понять, что ему что-то нужно, что он чего-то хочет от меня. Я предлагала ему лекарство, питьё — лимонный сок, но поняла ясно, что не в этом дело. Тогда я догадалась и спросила: «Твои вещи?» Он кивнул с таким видом, что и «да», и «нет». Я сказала: «Мастер и Маргарита»? Он, страшно обрадованный, сделал знак головой, что «да, это». И выдавил из себя два слова: «Чтобы знали, чтобы знали».
Булгаков осознавал свой роман «как последний, закатный,»как завещание, как своё главное послание человечеству.
4) Жанр романа «Мастер и Маргарита»
– Вспомните, какие жанры романа вам известны?
Роман можно назвать и бытовым, и фантастическим, и философским, и автобиографическим, и любовно-лирическим, и сатирическим.
Произведение многожанрово и многопланово. Всё тесно переплетено, как в жизни.
Булгаковеды называют это произведение роман-мениппея.
Роман-мениппея – это произведение, в котором под смеховой маской скрывается серьезное философское содержание.
Для мениппеи очень характерны сцены скандалов, эксцентричного поведения, неуместных речей и выступлений, т. е.всяческие нарушения общепринятого, обычного хода событий, установленных норм поведения.
5) Композиция романа.
По замечанию литературоведа В.И. Тюпы, «заглавие художественного текста (как и эпиграф) представляет собой один из существеннейших элементов композиции со своей поэтикой»
Попробуем проанализировать название романа.
– .Вспомните произведения, названия которых построено по такой же схеме «он и она».
Такое традиционное название сразу же предупреждает читателя, что центральной будет именно любовная линия и, очевидно, повествование будет носить трагический характер.
Название романа , таким образом, сразу заявляет тему любви.
Причём тема любви связана с темой творчества.
Всё дело в необычности имени- Мастер( в тексте это слово пишется с маленькой буквы)-это безымянное имя, имя-обобщение, означающее « творец, в высочайшей степени профессионал своего дела»
Мастер – самое первое слово романа, им открывается произведение. Настоящего имени нет, а ведь оно выражает сущность личности———трагедию личности.
–Какие особенности заглавия вы отметили?
Название гармонично, поскольку использован приём анаграммы- повторы некоторых букв в обеих частях названия романа.
Этот повтор указывает на то, что между словами существует глубинная связь- на уровне характера, судьбы героев.
Но в данном случае название не отражает полноты содержания текста,
в котором помимо темы любви и творчества очень важна тема добра и зла.
–Какая композиционная часть отражает эту тему?
–Подумайте, в чём еще особенность композиции романа?
Составление схемы( ершалаимские главы и московские главы)
6) Сообщение д з.
Составить схему «Герои романа «Мастер и Маргарита»»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал к первому уроку по изучению романа ” Мастер и Маргарита”.
История создания, жанр и композиция романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин. Онегинская строфа.
Роман “Мастер и Маргарита” -главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фонтазии.
Разработка урока «История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита.Своеобразие жанра и композиции»представляет собой комбинированный урок ,который рассказывает об истории создания романа .
Урок литературы в 11 классе.
Презентация к урокам по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”. В презентации содержатся информация и задания по нескольким темам.
Познакомить с творческой историей и судьбой романа.
Композиция романа Мастер и Маргарита.: сочинение Ссылка на основную публикацию