Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова
Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова “Парус” изучается в 6 классе на уроках литературы. Полный разбор и краткий анализ “Парус” по плану вы найдёте в нашей статье.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Парус.
История создания – стихотворение было написано в 1832 году на берегу Невы в Петербурге.
Тема – одиночество, неизвестность, душевный мятеж.
Композиция – три четверостишия, объединённых морскими пейзажами и душевными переживаниями лирического героя. “Действие” следует за философствованиями внутреннего монолога.
Жанр – лирическая новелла, также есть черты элегии. Образец романтического стиля в поэзии.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.
Метафоры – “парус бежит”, “волны играют”, “ветер свищет”.
Эпитеты – “мятежный”, “луч золотой”, “тумане голубом”, “парус одинокий”.
Оксюморон – “как будто в бурях есть покой”.
История создания
Стихотворение написано Лермонтовым в семнадцатилетнем возрасте в 1832 г. В 1828 году вышла поэма Александра Бестужева-Марлинского “Андрей, князь Переяславский”, оттуда взята поэтом первая строка стихотворения “белеет парус одинокий”. Это был сложный период в жизни поэта, студента Лермонтова: он покинул Московский университет и не поступил в Петербуржский университет.
В своём письме к М. А. Лопухиной 2 сентября 1828 года он посылает текст стихотворения, которое передаёт угнетённое состояние поэта. Лермонтов бродил по набережной Невы, подавленный и расстроенный, заметил вдалеке очертания белого парусника – у него родилось легендарное стихотворение.
Полная неизвестность будущего, неоправданные надежды с поступлением – всё это нашло отражение в душе лирического героя стихотворения “Парус”. Сам поэт несерьёзно отнёсся к произведению, не включил его в свой сборник сочинений 1840 года. Интересен тот факт, что у Лермонтова есть акварельная работа, на которой изображено небольшое парусное судно в шторм, она также написана в период с 1828-1832.
Тема одиночества и неопределённости, поиска, загадочности человеческой души. Парус в стихотворении символизирует жизнь молодого поэта, его внутренний мир. Главная мысль – человеческой натуре свойственны страсти, желания, одиночество, поиск себя, тяга к тому, что может быть опасно.
Идея – автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя. Главный герой – образ паруса – человеческой натуры, ищущей своё место, рвущейся в неизвестность. В минуты отчаяния люди склонны к мятежу, поиску, риску, это следствие неизвестности. Автор делает акцент на то, что человеку, обуреваемому жизненными невзгодами, не дано знать, что ему во благо, а что – нет.
Композиция
Произведение состоит из трёх строф, объединённых пейзажными мотивами и внутренними переживаниями лирического героя. Каждое четверостишие построено таким образом, что в первых двух стихах идёт “картина”, в двух следующих – толкование внутреннего состояния лирического героя. Заканчивается “рассказ” риторическим восклицанием с привкусом осуждения и чувства “неправильности”, запутанности и неизвестности.
Лирическая новелла: в стихотворении сочетаются философские размышления и пейзажи. Это стихотворение – образец романтического стиля в русской литературе 19 века.
Стихотворный размер: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Ассонанс в первой строфе играет звуком “о”, второе четверостишие насыщено звуком “э”, а в последней строфе явно чувствуется ассонанс со звуком “у”.
Средства выразительности
Метафоры “парус бежит”, “волны играют”, “ветер свищет” придают лирическому повествованию динамичность, образность, особую красоту.
Эпитеты “мятежный”, “луч золотой”, “тумане голубом”, “парус одинокий” делают описание ярким и красочным.
Оксюморон – сочетание несовместимого: “как будто в бурях есть покой” придаёт рассуждению трагизм и безысходность.
Анафора свойственна лирике Лермонтова, за счёт неё появляется эффект “элегичности”, песенности, своеобразного пафоса: “Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном. ”…”Увы он счастия не ищет, и не от счастия бежит…”.
Антитеза: “страна далёкая – край родной”, “струя светлей лазури, луч солнца – буря”. Противопоставление в контекстве описательного характера делает более выразительными образы, подчёркивает их различия, создаёт противостояние. Лермонтов покинул “край родной” – Москву, прибыл в неизвестный ему Петербург, где будущее кажется туманным и безрадостным.
Поэтический синтаксис представлен последней строкой стихотворения, где лирический герой восклицает “Как будто в бурях есть покой!” ,что выдаёт осуждение, недоумение, наводит на вывод, что и это не выход из ситуации.
«Философский символ свободы в стихотворении «Парус»»
Состояние внутренней дисгармоничности, последовательная контрастность, лежащая в основе «Паруса», дополняется не менее очевидным единством противоположных переживаний, одно из которых естественно содержит в себе другое. В «Парусе» уже нет навязчивой аллегоричности, свойственной другим ранним стихотворениям Лермонтова. Философский символ здесь поэтически обобщен.
Внешне стихотворение напоминает простую пейзажную зарисовку с вполне конкретными и точными образами бушующей и умиротворенной стихии. Но па фоне этих конкретных образов и через них выступает глубокий философский смысл стихотворения. Сами по себе природные образы не интересуют Лермонтова. Они даны хотя и точно, но предельно обобщенно, в наиболее естественном и одновременно контрастном их проявлении:
* Играют волны – ветер свищет,
* И мачта гнется и скрипит…
* Под ним струя светлей лазури,
* Над ним луч солнца золотой…
Предметность картины не входила в художественную задачу Лермонтова. Поэт свободно сталкивает разные по времени состояния природы – бурю и покой. Смысл стихотворения вырастает не на основе предметности изображения, хотя Лермонтов и не грешит против точности описания, а поверх нее. Возможность сопоставления природных явлений с человеческими переживаниями определяется у Лермонтова, как у всякого романтика, тем, что природа обладает душой, которая в ней проявляется свободно и естественно и составляет закон ее существования, заложенный в ней изначально. Все в ней подчиняется ее собственной воле. Первые строки «Паруса» вводят общий пейзаж:
* Белеет парус одинокой
* В тумане моря голубом!
Образ моря – пространственной безбрежности – контрастен одинокому парусу, затерянному в нем. На этом контрасте по смежности возникают последующие тревожные вопросы, углубляющие контраст:
* Что ищет он в стране далекой?
* Что кинул он в краю родном?
Здесь внутренне оппозиционны обе части: «ищет он» противостоит «кинул он», «стране далекой» – «край родной»; Это находит ритмическое выражение в явных цезурах после второй стопы. Но вместе с тем эти контрастные формулы объединяются образами моря и одинокого паруса. Одиночество паруса теперь приобретает некое «определенное положение»- между «страной далекой» и «краем родным». И это объединение также подчеркнуто анафорическим употреблением слова «что». Далее пространственный контраст рассматривается не вширь, а вглубь, дополняясь временной антитезой.
* Строкам
* Играют волны – ветер свищет,
* И мачта гнется и скрипит…
* соответствуют строки, в которых выражено иное по времени и по существу состояние стихии:
* Под ним струя светлей лазури,
* Над ним луч солнца золотой
Парус помещен теперь между небом и морем, и этот новый контраст также проведен последовательно и закреплен в антитезах-«Играют волны – ветер свищет…», «Под ним» – «Над ним». Столь же явно контрастируют пятая и шестая строки между собой:
* Увы! Он счастья не ищет,
* И не от счастья бежит!
* Они непосредственно связывают второе четверостишие с первым:
* Что ищет он в стране далекой?
* Что кинул он в краю родном.
* Увы! он счастья не ищет,
* И не от счастья бежит!
Менее очевидный контраст заключен внутри второго и третьего четверостиший. По лермонтовскому представлению, счастье достигается только в результате действия, но «парус» «счастья не ищет, и не от счастья бежит!». Точно так же умиротворенное состояние природы побуждает его «просить» бурю, и здесь проявляется внутренний конфликт между стихией и человеческим сознанием. Природа живет по собственным законам, по своей воле, но эта воля не совпадает с личной волей человека, всюду противопоставляющего ей свой закон жизни. Противоречие между «морем» и «парусом» символизирует противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью, брошенной в ее океан.; «Парус» постоянно противопоставляет «морю» личную волю, контрастную с состоянием стихии. Однако его бытие, «закон» его странствия достаточно устойчив – не движение и не покой, не желание счастья и не отказ от него. Переживание реального чувства, единого в противоречиях и не существующего вне этих противоречий, вне внутренне неразрешенной коллизии, объясняет природу одиночества человека, брошенного в море жизни, вечно мятущегося и не знающего счастья ни в покое, ни в буре, ибо буря чревата покоем, а покой – бурей.
Философский символ свободы в стихотворении “Парус”
Состояние внутренней дисгармоничности, последовательная контрастность, лежащая в основе “Паруса”, дополняется не менее очевидным единством противоположных переживаний, одно из которых естественно содержит в себе другое. В “Парусе” уже нет навязчивой аллегоричности, свойственной другим ранним стихотворениям Лермонтова. Философский символ здесь поэтически обобщен.
Внешне стихотворение напоминает простую пейзажную зарисовку с вполне конкретными и точными образами бушующей и умиротворенной стихии. Но па фоне этих конкретных
Мятежный дух в лирике Лермонтова Приличьем скрашенный порок Я смело предаю позору – Неумолим я и жесток. Лермонтов Что такое для нас Лермонтов? Как объяснить то ощущение грусти и гордости, которое охватывает, когда открываешь томик.
И дай вам Бог поболее встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычей В Кобы мы расстались с Максимом Максимычем. Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились. Сознайтесь. что Максим Максимыч человек достойный уважения?. Если вы сознаетесь в этом, то я впол>се.
Музыка сердца в лирике М. Ю. Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов ввел в русскую литературу неповторимый стих, отмеченный энергией мысли и мелодичностью слова. Он рано осознал себя “избранником” судьбы, “странной” и неминуемо трагичной личностью. Он был мятежным романтиком.
Любимое произведение (“Песня про царя Ивана Васильевича.”) Во семье родилась она купеческой, Прозывается Аленой Дмитревной. М. Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт яркий и самобытный, он создал целую галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных.
Почему Тамара жертвует собой в поэме “Демон” И мир в неведенье спокойном Я на челе, тебя достойном, Ни ненавидеть, ни любить. Слезой раскаянья сотру Следы небесного огня и готовой ценой собственной жизни обратить Демона на путь добра.
Образ и характер Вернера Вернер занимает особое положение по отношению к Печорину. Печорин не противопоставляется Вернеру, а сопоставляется с ним, так как между ними много общего. Вернер – “скептик и материалист”, так же как.
Анализ реалистической поэмы Лермонтова “Демон” “Демон” (1829 – 1839) принадлежит к числу наиболее загадочных и противоречивых произведений поэта. Сложность анализа заключается, в частности, в том, что в поэме существует несколько планов восприятия и истолкования текста.
Авторская мысль в стихотворении “Смерть поэта” Стихотворение “Смерть поэта” в стремительном движении своих образов от одной общности к другой становится стихотворением о бессмертии казнимой Свободы. Сюда привела смерть Поэта. Здесь реализовалась до конца внутренняя идея произведения.
Печорин и контрабандисты. (Анализ главы “Тамань” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) “Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих?” М. Ю. Лермонтов В романе Лермонтова “Герой нашего времени” решается злободневный вопрос: почему люди, умные и энергичные, не находят применения.
В чем своеобразие темы любви в лирике М. Ю. Лермонтова И ненавидим мы, И любим мы случайно. М. Ю. Лермонтов. С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Лермонтова часто рассматривают как поэта, в творчестве которого много трагического. Нельзя забывать.
Пейзаж в лирике М. Ю. Лермонтова Лермонтов являлся, с одной стороны, продолжателем традиций Пушкина, а с другой – находился в острой полемике с ним. Поскольку там, где Пушкин утверждал общечеловеческие ценности, которые наполняют жизнь смыслом, Лермонтов.
Патриотические мотивы в поэзии М. Ю. Лермонтова М. Ю. Лермонтов, как известно, служил честно и храбро, как и подобает русскому офицеру. Он горячо любил свою Родину, народ, историю. Он, подобно другим русским поэтам, часто обращался к истории.
История души человеческой в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” В предисловии к роману “Герой нашего времени” Лермонтов определяет свою писательскую задачу – нарисовать “современного человека”, “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения”. Белинский назвал роман “грустной думой о нашем.
Как часто пестрою толпой окружен Стихотворение “Как часто, пестрою толпою окружен” в основе своей имеет реальные события, имевшие место в жизни поэта. Поставленная Лермонтовым перед текстом стихотворения дата 1-е января была весьма загадочной. Появление в.
Образ поэта и тема творчества в лирике М. Ю. Лермонтова Тема творчества – одна из центральных в лирике М. Ю.Лермонтова. Герой уже ранних стихотворений, по мироощущению тождественный самому Лермонтову, размышлял о смысле жизни, о назначении поэта и поэзии. Идеалом для.
Любовь Печорина к Вере Любовь Печорина к Вере – большое и искреннее чувство. Сознание, что он теряет Веру навсегда, вызывает непреодолимое желание удержать “погибшее счастье”. Искренний порыв Печорина, его волнение, заставляющее героя бешено гнать.
Лермонтов – наш современник В юности, сочиняя романтические поэмы и драмы, Лермонтов рисовал в своем воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли, верных клятве, гибнущих за волю, за родину, за идею.
Литературная судьба романа “Герой нашего времени” В романе “Герой нашего времени” автор, еще не вполне отделившийся от созданного им образа, совершает тот же путь, что и Печорин. Лермонтову удалось лишь отчасти воплотить в последующих художественных произведениях.
Основные мотивы лирики Лермонтова Лермонтов для меня – это прежде всего, еще с детских лет, “Белеет парус одинокий”. Может, потому что эти строки впервые прозвучали на морском берегу, словно звуковым фоном к маленькой белой.
Тамара – характеристика литературного героя ТАМАРА – героиня “восточной повести” М. Ю. Лермонтова “Демон” (1829-1841). Самое сокровенное творение Лермонтова, “Демон” в сущности является опытом самопознания поэта, а условные герои и ситуации произведения – способом непосредственного.
Сейчас вы читаете: Философский символ свободы в стихотворении “Парус”
Философский символ свободы в стихотворении «Парус»: сочинение
Сочинения по произведениям :
Сочинения по произведениям авторов:
Сочинение. Стихотворение «Парус» Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Парус» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1832 году. В это время Лермонтов был исключен из Московского университета и поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге. Во время прогулок у Финского залива родились строки этого стихотворения, о чем поэт написал М.А. Лопухиной. Впервые «Парус» был опубликован в журнале «Отечественные записки» в 1841 г.
Образ белеющего паруса был распространен в романтической литературе. Отметим, что он восходит к поэме А. Бестужева-Марлинского «Андрей — князь Переяславский». С написанием стихотворения Лермонтова образ паруса в литературоведении стал спросмотреться символом свободы и борьбы. Стихотворение относится к философской лирике, в нем присутствует символический пейзаж. Жанр его – лирическая новелла, стиль – романтический. С точки зрения композиции в стихотворении выделяются три части (построфно). В первой части мы видим великолепный пейзаж:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Картина эта, созданная с помощью ярких красок, характерного эпитета («одинокий»), будит воображение читателя. И интригуя его далее, лирический герой задается вопросом о таинственной судьбе паруса:
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Исследователи отмечали, что образ паруса у Лермонтова ассоциируется с образом лирического героя, образ моря же – с жизнью, ее бедствиями, волнениями, перипетиями. В первой части стихотворения эти образы антитетичны. Природа здесь тихая, умиротворенная, картина эта лишена динамики, какого-либо движения. И напротив, парус, олицетворяющий лирического героя, дан в движении, в поиске, переданном глаголами действия («ищет», «кинул»). Вероятно, герой пытается обрести здесь определенную душевную гармонию. Во второй части стихотворения природа дана уже в движении, в активном действии («играют волны», «ветер свищет»). Теперь она соответствует настроению и порывам героя («мачта гнется и скрипит»). И он здесь приоткрывает нам тайну своей души, частично отвечая на вопрос, поставленный в первой части:
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Мы начинаем понимать, что лирический герой стремится обрести некий все время ускользающий от него идеал жизни. В чем же он состоит? На этот вопрос он отвечает в третьей части стихотворения. Третья строфа вновь возвращает потерянную в природе гармонию. Картина лазурного моря и золотого солнца здесь прекрасна, она воплощает собой радость жизни, все многообразие ее. Однако парус у Лермонтова жаждет «бури»:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
В этой части «мятежный» лирический герой уже полностью раскрывается перед читателем, утверждая ценность собственного представления о счастье. Исследователи отмечали, что душа его жаждет вобрать в себя несоединимое – «покой» и «бурю», две полярные стороны романтического идеала. Только достижение этого идеала способно восстановить в душе лирического героя утраченную гармонию. Но здесь в душе лирического героя появляется некоторая обреченность, т. к. он сам сознает недостижимость своей мечты. И финальный восклицательный знак придает стихам налет драматизма.
Таким образом, стихотворение насыщено антитезами: буря и покой, «страна далекая» и «родной край», потери и поиск. Эта антитетичность призвана обозначить противоречивость, сложность внутреннего облика лирического героя. Лермонтов подчеркивает это в тексте с помощью многоточий. Стоит отметить, что аналогичную проблематику мы встречаем в стихотворении Н. Языкова «Пловец», лирический герой которого хочет обрести блаженный покой через бурю.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («луч солнца золотой»), инверсию («В тумане моря голубом»), анафору и синтаксический параллелизм («Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном. »), метафору («он счастия не ищет»), оксюморон («в бурях есть покой»). В произведении используется нейтральная лексика, устаревшая словоформа («одинокой»), диалектизм («скрыпит»). Стихотворение «Парус» – характерный образец романтичесой, и лирической новеллы в творчестве Лермонтова. Ведущие
мотивы произведения – одиночества, побега, счастья, покоя и бури – мы встречаем во многих стихотворениях поэта, в его поэмах, в романе «Герой нашего времени».
Философский символ свободы в стихотворении «Парус» – сочинение
Состояние внутренней дисгармоничности, последовательная контрастность, лежащая в основе «Паруса», дополняется не менее очевидным единством противоположных переживаний, одно из которых естественно содержит в себе другое. В «Парусе» уже нет навязчивой аллегоричности, свойственной другим ранним стихотворениям Лермонтова. Философский символ здесь поэтически обобщен.
Внешне стихотворение напоминает простую пейзажную зарисовку с вполне конкретными и точными образами бушующей и умиротворенной стихии. Но па фоне этих конкретных образов и через них выступает глубокий философский смысл стихотворения. Сами по себе природные образы не интересуют Лермонтова. Они даны хотя и точно, но предельно обобщенно, в наиболее естественном и одновременно контрастном их проявлении:
* Играют волны – ветер свищет,
* И мачта гнется и скрипит…
* Под ним струя светлей лазури,
* Над ним луч солнца золотой…
Предметность картины не входила в художественную задачу Лермонтова. Поэт свободно сталкивает разные по времени состояния природы – бурю и покой. Смысл стихотворения вырастает не на основе предметности изображения, хотя Лермонтов и не грешит против точности описания, а поверх нее. Возможность сопоставления природных явлений с человеческими переживаниями определяется у Лермонтова, как у всякого романтика, тем, что природа обладает душой, которая в ней проявляется свободно и естественно и составляет закон ее существования, заложенный в ней изначально. Все в ней подчиняется ее собственной воле. Первые строки «Паруса» вводят общий пейзаж:
* Белеет парус одинокой
* В тумане моря голубом!
Образ моря – пространственной безбрежности – контрастен одинокому парусу, затерянному в нем. На этом контрасте по смежности возникают последующие тревожные вопросы, углубляющие контраст:
* Что ищет он в стране далекой?
* Что кинул он в краю родном?
Здесь внутренне оппозиционны обе части: «ищет он» противостоит «кинул он», «стране далекой» – «край родной»; Это находит ритмическое выражение в явных цезурах после второй стопы. Но вместе с тем эти контрастные формулы объединяются образами моря и одинокого паруса. Одиночество паруса теперь приобретает некое «определенное положение»- между «страной далекой» и «краем родным». И это объединение также подчеркнуто анафорическим употреблением слова «что». Далее пространственный контраст рассматривается не вширь, а вглубь, дополняясь временной антитезой.
* Строкам
* Играют волны – ветер свищет,
* И мачта гнется и скрипит…
* соответствуют строки, в которых выражено иное по времени и по существу состояние стихии:
* Под ним струя светлей лазури,
* Над ним луч солнца золотой
Парус помещен теперь между небом и морем, и этот новый контраст также проведен последовательно и закреплен в антитезах-«Играют волны – ветер свищет…», «Под ним» – «Над ним». Столь же явно контрастируют пятая и шестая строки между собой:
* Увы! Он счастья не ищет,
* И не от счастья бежит!
* Они непосредственно связывают второе четверостишие с первым:
* Что ищет он в стране далекой?
* Что кинул он в краю родном.
* Увы! он счастья не ищет,
* И не от счастья бежит!
Менее очевидный контраст заключен внутри второго и третьего четверостиший. По лермонтовскому представлению, счастье достигается только в результате действия, но «парус» «счастья не ищет, и не от счастья бежит!». Точно так же умиротворенное состояние природы побуждает его «просить» бурю, и здесь проявляется внутренний конфликт между стихией и человеческим сознанием. Природа живет по собственным законам, по своей воле, но эта воля не совпадает с личной волей человека, всюду противопоставляющего ей свой закон жизни. Противоречие между «морем» и «парусом» символизирует противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью, брошенной в ее океан.; «Парус» постоянно противопоставляет «морю» личную волю, контрастную с состоянием стихии. Однако его бытие, «закон» его странствия достаточно устойчив – не движение и не покой, не желание счастья и не отказ от него. Переживание реального чувства, единого в противоречиях и не существующего вне этих противоречий, вне внутренне неразрешенной коллизии, объясняет природу одиночества человека, брошенного в море жизни, вечно мятущегося и не знающего счастья ни в покое, ни в буре, ибо буря чревата покоем, а покой – бурей.
Анализ стихотворения «Парус» (М. Ю. Лермонтов)
Автор: Guru · 18.06.2018
Лермонтовский «Парус» — одно из самых популярных стихотворений поэта. Об этом говорят многочисленные лингвистические исследования текста и различные переложения и интерпретации произведения.
История создания
В сентябре 1832 года М.Ю. Лермонтов пишет М.А. Лопухиной письмо, где признаётся, что расстроен неудачной попыткой поступить в петербургский университет. Молодой поэт был одинок и подавлен. В этом же послании были строки стихотворения «Белеет парус одинокий». Первая строка заимствована из неоконченной поэмы Бестужева-Марлинского «Андрей — князь переяславский». Вопрос, какой именно «морской» пейзаж вдохновил Михаила Юрьевича, остаётся спорным. Это мог быть Финский залив или река Нева.
Поскольку автор не относился к «Парусу» серьезно, стихотворение было впервые напечатано лишь в 1841 году в журнале «Отечественные записки».
Жанр, направление и размер
«Парус» написан в жанре лирической новеллы. Для него характерна интимность высказывания, совмещённая с изложением сюжетной линии. Интерес к этому жанру был характерен для поэзии декабристов, которой Лермонтов увлекался в юности.
Стихотворный размер, используемый автором, — четырёхстопный ямб, один из самых популярных в русской лирике ХIX века. Это делает текст более динамичным, приближает интонацию произведения к разговорной. Лермонтов использует перекрестную рифму с чередованием женских и мужских окончаний стиха.
Смысл названия
Стихотворение имеет название «Парус» созвучно его центральному персонажу. Каждый волен по-своему трактовать его смысл и значение аллегории.
- Во-первых, можно соотнести парус с восемнадцатилетним Лермонтовым, который оставил Москву, приехал в столицу поступать в университет. Однако же его мечта — выучиться на филолога – рухнула, и он чувствовал себя одиноким среди бушующей жизни столицы.
Образы и символы
Стихотворение наполнено символами и аллегориями. Если человеческая жизнь – это море, то человек в ней – парус, одинокий, гонимый, не знающий покоя и приюта. Этот образ Лермонтов отразил не только в поэзии, но и в живописи: известна его акварельная работа, словно иллюстрирующая стихотворение. Буря в данном произведении тоже гораздо больше чем морской шквал. Она ассоциируется с революцией, а вызваны эти мысли реакцией на Декабрьское восстание 1825 года.
Лирический герой осознает, что если он хочет добиться поставленных целей, то безмятежный путь, освещённый солнцем, — не для него. Только преодоление настоящей бури может привести его к заветной мечте.
Темы и мотив
Главная мысль стихотворения — поиск своего предназначения. Одинокий парус не видит спасения в безмятежном покое и решается вступить в бой со стихией. Он не чувствует себя удовлетворённым в лазури и солнце и пытается найти себя в обратном.
Общие места поэзии романтизма, такие как одиночество, жажда приключений, образ моря, переосмысляются в «Парусе» и объединяются новым мотивом. В литературоведении его называют мотивом «лишнего человека». К таким героям относятся Онегин, Печорин, Рудин. Таким образом, роль и смысл «Паруса» трудно переоценить: с этого маленького стихотворения начала развиваться весьма значимая для русской литературы тема.
Средства художественной выразительности
Одним из основных приёмов, используемых в стихотворении, является антитеза. Противопоставляется многое: покой — буря, далекая страна — родной край. А также имеются противоположные действия: ищет — кинул.
В образе паруса большое значение имеют эпитеты: одинокий, мятежный.
Встречается немало инверсий, например, во втором стихе первого катрена.
Велика роль пунктуации в этом произведении. Для раннего романтизма характерна недосказанность, умолчание некоторых мыслей, что выражалось многоточиями. Этот же приём Лермонтов использует во вторых строках каждого катрена. Взволнованный характер придают риторические вопросы и восклицания.
Не обходится и без олицетворений. Для этого тропа особенно значима роль глаголов: играют волны, свищет ветер, кинул, ищет, бежит, просит (о парусе).
Кроме того, всё стихотворение целиком можно спросмотреть аллегорией жизни человека, пытающегося найти смысл бытия.
Философский символ свободы в стихотворении «Парус»: сочинение Ссылка на основную публикацию