Единство человека и природы в поэме «Мцыри»: сочинение

Сочинение: Лермонтов м. ю. – Единство человека и природы в поэме мцыри

Поэма М.Ю.Лермонтова “Мцыри” – произведение романтическое, и, как во всяком произведении этого направления, пейзаж занимает в нем одно из главных мест. Тем самым автор выражает свои взгляды на соотношение мира природы и мира людей. С одной стороны, и человек, и природа изображены Лермонтовым традиционно – романтически: яркая, экзотическая природа, неукротимая и свободная, соответствующая внутреннему миру главного героя, и мир людей – чуждый герою, отнимающий у него свободу, обрекающий на физическую гибель. В этом можно увидеть влияние модной в то время философии о “естественном человеке”, сталкивающемся с губительной силой цивилизации. Но в лермонтовской поэме оказывается невозможным и возвращение человека к “естественному” состоянию. Он представитель иного, людского, “царства” и не может уже жить по законам природы. То есть лермонтовский взгляд на соотношение человека и природы более противоречив и глубок, чем традиционный.
Итак, человек и природа – два особых мира, существующих одновременно и в гармонии, и в противоборстве, и это одна из центральных тем поэмы “Мцыри”.

Немного лет тому назад
Там, где сливался, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.

Мир, спокойствие в этих словах. Даже бурные реки текут, обнявшись, “будто две сестры”. Вскоре в монастырь привозят мальчика, который

. был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.

Сравнение с серной дает понять, что это дитя не приживется в обители. Серна – символ свободы, вольной жизни. И все же Мцыри постепенно привыкает к “плену”. “Он уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет”, но тут происходит событие, изменившее предопределенную жизнь юноши. Мцыри не может жить спокойно, он грустит по родине. Даже сила привычки не смогла вытеснить тоски по “стороне своей родной”. Он решается на побег. И не случайно он исчезает из обители “осенней ночью”. У романтиков ночь – символ тяжелой, мучительной жизни человека, одинокого, лишенного друзей и защиты, символ опасностей и вражды. “Темный лес” закрывает ему путь на родину. Побег – шаг в неизведанный мир. Что ждет там Мцыри?
Это “чудный мир тревог и битв”, о котором герой мечтал с детства, в который вырвался “от келий душных и молитв”. Мцыри, попавший в монастырь не по своей воле, стремится туда, “где люди вольны, как орлы”. Утром он увидел то, к чему стремился: “пышные поля. Холмы, покрытые венцом дерев. ”. Мцыри воспринимает природу одухотворенно. Для него деревья – это “братья в пляске круговой”, горные хребты – в “объятьях каменных”. Он видит в природе ту гармонию, единение, братство, что не дано ему было познать в человеческом обществе.

Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев.

Лермонтов наделяет героя поэмы собственной способностью тонко видеть, понимать, любить природу и в этом находить радость бытия. Мцыри отдыхает после мрака монастыря, наслаждается природой. В это утро он повстречал молодую девушку. Тот, кто способен понимать красоту природы, умеет ценить и понимать красоту вообще, человеческую в частности. Поэтому Мцыри говорит, что юная грузинка была “стройна. как тополь, царь ее полей”. Она жила в маленькой сакле. Герой хотел войти туда, “но. не смел”. Он отправился в путь, поскольку “цель одну, пройти в родимую страну имел в душе”. Его компасом были горы. Вдруг Мцыри “из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал”. Он был в отчаянии. Тот лес, красотой деревьев, пением птиц которого он наслаждался вчера, становился “страшней и гуще каждый час”. “Миллионом черных глаз смотрела ночи темнота. ”. Эта гипербола передает ужас Мцыри, оказавшегося теперь уже во враждебной ему стихии. Гармония человека и природы разрушена. Кульминацией выступает сцена смертельной схватки человека с барсом.
Мцыри был сам “как барс пустынный, зол и дик”, силен так же, как и зверь. В минуту опасности он почувствовал в себе навыки бойца, которые развивали его предки на протяжении столетий. В этой схватке с наибольшей силой раскрывается героическая суть характера героя. Мцыри победил и, несмотря на раны, продолжал путь.
Как страшно ему стало утром, когда он понял, что заблудился и пришел “к тюрьме”. Мир природы не спас человека, испорченного миром человеческого общества, “цивилизацией”. По мысли Лермонтова возврат к дикой природе закрыт для человека, как путь обретения свободы, утраченных лучших человеческих качеств. Итак, мечте Мцыри не суждено было сбыться. Едва “блаженство вольности познав”, он завершил свою жизнь. Раны от битвы с барсом были смертельны. Но герой не жалел о случившемся. Эти дни он жил настоящей, свободной жизнью. Ведь Мцыри- “цветоктемничный”, на котором “тюрьма оставила печать”, поэтому он не выдерживает испытаний. Природа – это не только прекрасный мир, но и грозная сила, постигать которую непросто. Интересно то, что все эти три дня “вольности” между Мцыри и природой не было посредника. В своих несчастьях он не призывает Бога, стремится преодолеть их сам.
Мцыри умирает. Он просит перенести его в сад:

Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет.

В эти последние минуты для Мцыри нет ничего ближе природы, для него ветерок с Кавказа – единственный друг и брат.
Три дня Мцыри провел на воле, пытаясь постичь природу. Именно эти три дня раскрыли внутренний мир героя, помогли понять его замыслы, стремления, мечты. Он сам обнаруживает в себе чувства, ранее ему неведомые: восторг перед природой, ее вольной, прекрасной стихией, ярость битвы, страсть любви.
Природа – великий учитель. Никакие искусственные преграды не смогли и не смогут уничтожить то, что она заложила в человеке. Никакие стены не остановили и не остановят стремление познавать мир, слиться с природой, ощутить себя таким же свободным, как она сама. Лучшее подтверждение тому – жизнь Мцыри.

Природа и ее роль в поэме Мцыри сочинение

Мцыри – романтическая поэма, написанная Лермонтовым в 1839 году – одна из последних произведении лирика. Возможно, поэтому он вложил в эту поэму всего себя, все свои переживания и одиночество. Он изобразил это во всем: на главном герое, на природе и природных явлениях. Именно поэтому, природа в этой поэме играет большую роль. Мы видим мцыри как потерявшего себя и смысл жизни. Который не может выйти за рамки не только монастыря, но и своих душевных рамок. В то время природа выглядит как олицетворение свободы и автор ищет в нем утешение. А Кавказ, в котором проходит весь сюжет, имеют важное место в жизни писателя.

С самого начала сюжета, все действия тесно связаны с природой. С самых первых строчек автор описывает ее не так реалистично, какая она есть на самом деле. Он показывает природу через линзы романтизма. Мы видим нечто прекрасное в каждом его сравнении. Изначально, пейзаж описывается как мрачный и тяжелый – жизнь вдалеке от солнечного света, в монастыре. Нигде точно не написано что герою было плохо в заточении, но сама атмосфера сжатости и тревоги доказывала обратное.

По сюжету поэмы, Мцыри исчезает темной осенней ночью. Эта картина олицетворяет мрак и пробуждает чувство тревоги. Вся тревога уходит вместе с появлением солнца. Все эти сцены сильно играют на эмоциях, и читатель очень резко все воспринимает. Здесь природа стоит не только на фоне событии, но и дополняет их. С помощью осенней ночи мы чувствуем холод и волнение, то самое чувство которое испытывал главный герой.

Главному герою все-таки удается сбежать. Как только он понял это, все вокруг перестало быть таким мрачным, каким оно казалось до побега. В песнях ручей он услышал все тайны земли и неба, о которых он не знал раньше. Вырвавшись на свободу, Мцыри почувствовал себя частью этого мира, а не мальчиком, потерявшимся на чужой земле.

Он наконец смог почувствовать свободу, смог увидеть мир с другой стороны. Ему все кажется таким добрым и невинным. Он настолько сильно очаруется красотой природы, что просто перестает принимать реальность. И однажды на него нападает дикий зверь. Но на глазах у главного персонажа он кажется лишь котенком. Это обьясняется тем, в его глазах природа за пределами монастыря настолько прекрасна и идеальна. Ведь на свободе все казалось намного лучше. Но все было наоборот – мир был опаснее чем он думал.

Через некоторое время автор передумывает позволить своему герою достичь своей главной мечты – вернуться на Родину, к которой он так сильно стремился. И уже умирая, он описывает природу такой, какая она есть, какой он ее видит. Автор этого произведения всячески старается отобразить в картине то, как связан человек с природой, ведь они не могут жить и существовать друг без друга. Этим он хотел сказать, что для человека природа – это и есть его душа, его отражение, а все природные стихии и явления – отражение внутреннего состояния и всех поступков по этому поводу.

Вариант 2

В данном произведении автор описывает жизнь мцыри, который готовится стать монахом, однако, тоска по дому одолевает его. Он вырывается на волю.

Очутившись наконец за пределами монастыря, юноша встречается с первым природным явлением – бурей. Она олицетворяет все страхи и метания молодого человека, показывая, что даже если внешне он спокоен, внутри него ураган эмоций. Страх, волнение, радость, настороженность и предвкушение – все эти чувства одолевают мцыри в первые часы на свободе.

Однако, буря стихает. Солнечные лучи разгоняют тьму, и наступает прекрасное утро. Первая зоря вне стен монастыря. Ничто не пугает мцыри, напротив – вызывает восхищение. Конечно, не оставляют его тревожные мысли, он боится ни умереть, попасть в беду, лишь молит, чтоб не поймали его, чтоб не заточили вновь в ненавистных стенах.

Наконец, натыкается он на чудесный сад. Все восхищает главного героя. Ни один час бродит он там, рассматривая различные растенья, удивляясь их красоте. Но вот слышит он чудесный голос. Это грузинка поет песню, убаюкивая ей главного героя. В данном эпизоде природа, как и ранее, является отражением внутреннего мира персонажа. Она показывает, что сейчас, когда утро уже наступило, а за ним не бросились в погоню, он может насладиться свободой, и погода ему лишь благоволит.

Просыпается мцыри уже ночью и решает отправиться в дорогу. Путь его лежит через лес, окутанный тьмой, но преодолеть это препятствие ему не удается, и он теряет верную дорогу. Тьма, окутавшая лес, отражает внутренние метания героя. Он задумывается о правильности своего решения. Вновь взвешивает все «за» и «против», думая не повернуть ли ему назад.

После происходит схватка с рысью, животным, олицетворяющим все страхи мцыри. Одерживая победу, главный герой оказывается серьезно ранен. Но он решает не сдаваться и продолжить свой путь к свободной жизни. Однако, судьба решает сыграть с ним злую шутку, и тропинка выводит его к стенам монастыря.

Даже перед смертью мцыри просит похоронить его на воле, где растут чудесные цветы. Таким образом автор еще раз подчеркивает важность природы для главного персонажа.

Несмотря на то, что молодой человек получил тяжелые раны, умер он не совсем от этого. Тоска по свободе одолела его, отняв стремление жить.

Природа в данном произведении – отражение души мцыри, который не привык показывать свои эмоции. Благодаря пейзажам, Лермонтов позволяет лучше узнать героя, понять его мотивы.

Сочинение Природа в поэме Мцыри

Сюжет поэмы М.Ю. Лермонтова был взят из его жизни на Кавказе. Необыкновенно красивая и красочная природа Кавказа оставила неизгладимое впечатление в душе Лермонтова. Описанный автором пейзаж является самостоятельным художественным образом.

Маленький мальчик, житель горного аула, попадает в плен. Его из дома увозит русский офицер. Волею судьбы он оказывается в монастыре. Мальчик живёт там и, год за годом, привыкает к чужой для себя речи. Он даже выучил русский язык. Фактически принял православную веру, так как был окрещён. Ничего не предвещало беды или каких-либо радикальных перемен в жизни Мцыри.

Но вот в душе юноши происходит какой-то надлом. Он вспомнил свой дом. Он даже вспомнил родную речь. Он знает, что у него дома остались родные ему люди. Но понимает так же, что он обязан монахам своим спасением. Совесть молодого человека не позволяет совершить предательство и вероотступничество. Но душа его уже не знает покоя. Ему снится родной дом, отец и братья. Ему слышатся звонкие голоса сестёр. Его как будто бы кто-то зовёт в дорогу и подталкивает к побегу.

И Мцыри убежал из монастыря. Он шёл вперёд и взору его открывались прекрасные картины богатой кавказской природы. Он видел горные вершины, покрытые снегом и зелёные луга, залитые ярким солнцем. Горные расщелины, изрезанные стекающими с гор ручьями и диковинные цветы, завораживающие взгляд путника. Быстрые горные реки, мутные и холодные, стекающие с заснеженных гор. Всё это великолепие открылось взору юноши.

Совсем недолго Мцыри был на свободе. Три дня он дышал воздухом свободы. Но этого было вполне достаточно, что герой понял, что он ни за что не вернётся туда, откуда сбежал. Ему в монастыре темно и душно. Он теперь наверняка знает, что монастырь не может заменить ему родной дом. Ему тяжело смириться с жизнью в неволе. А именно так он рассматривает свою жизнь в монастыре.

Заблудившись, молодой человек не нашёл дороги к родному очагу. Обессиленный, он падает в степи без сил и сознания. Там его нашли монахи и снова вернули в монастырь. Поставленный перед выбором, Мцыри не борется за свою жизнь. Его не прельщает жизнь затворника. Свобода – вот чем грезил он, решившись на побег.

Описывая дни, проведённые героем вдали от стен монастыря, Лермонтов красочно описывает кавказскую природу. Используя литературный приём, автор хочет на примере противопоставления показать разницу между жизнью в неволе и жизнью на свободе. Восхищение, которое у Мцыри вызывает мир за пределами монастыря, относится к его стремлению жить свободной жизнью.

Роль пейзажа в поэме Мцыри

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» рассказывает историю жизни Мцыри и его неудавшейся попытки бегства из монастыря.

Герой рассказывает о том, что за три дня, которые он провел за стенами монастыря, он получил столько эмоций и впечатлений, сколько не получал за всю свою жизнь в монастыре. Он впитал в себя все, что видел кругом и нельзя не узнать в его описаниях природу Кавказа: скалы, ущелья, хребты, реки и поля, а так же богатые виноградники Грузии, ее долины и густые леса. Естественно, все это природное великолепие поразило его, потому что резко контрастировало с мрачным монастырем, в котором он привык находиться.

Природа как бы разговаривает с Мцыри: вот шелестит листва на деревьях, а вот шумит бурная горная река, издалека раздается пение птиц или кричит шакал. Природа описывается Лермонтовым, как фон для рассказа, но, тем не менее, она помогает раскрыть внутренний мир героя и показать его романтический образ. Ведь Мцыри воспринимает природу именно такой, какой она и предстает в действительности: с одной стороны она кажется ему безмятежной и спокойной, а с другой – грозной и даже суровой, когда он видит скалы, непроходимые леса или бурные потоки рек. Его не пугает дневное палящее солнце в горах Грузии или темные ночи, когда мир затихает. Он восторгается красотой летнего утра, когда видит голубое небо. И всё это заставляет думать о гармонии, которая присуща природе. А то, что герой так к этому восприимчив, доказывает его многогранность и душевную красоту.

Мцыри очень ярко и эмоционально описывает в рассказе увиденную им природу, хотя представленные картины очень даже реальны. Но его восприятие добавляет романтичности в повествование: бездна становится горящей, услышанные голоса волшебными, вал выглядит сердитым, а зелень листвы – прозрачной.

И не зря встреча главного героя с природой произвела на него неизгладимое впечатление, ведь он увидел ее во всем великолепии и ощутил радость от общения с ней. Лермонтов специально использует в описании фольклорные сравнения: стройна, как тополь, горят, как алмаз, юность вольная и другие. Мцыри понял, что мир на самом деле прекрасен и в этом смысл рассказа.

Также читают:

Картинка к сочинению Природа и ее роль в поэме Мцыри

Популярные сегодня темы

В романе Горького Фома Гордеев представлены образы купцов, владельцев пароходов и их наследников всего богатого имущества. С капиталистической стороны их интересы совпадают

Современный мир не стоит на месте и дня. Поддается развитию абсолютно все в нашей жизни и школы не исключение. Дети с каждым годом все больше и больше теряют желание ходить в школу и вообще учиться.

В парфюмерии есть такой термин – эссенция. Этим термином обозначается вытяжка из каких-то компонентов, к примеру, если речь идет об ароматизаторе, то эссенция в дальнейшем во много раз разбавляется водой

Михаил Юрьевич Лермонтов – выдающийся русский писатель-романтик первой половины XIX века. Поэт, драматург, прозаик, художник-живописец… Грани его одаренности безграничны.

Каждый из нас хочет жить спокойно, жить в своей стране под мирным небом. Из истории мы знаем, что почти каждое государство имеет свое тяжелое историческое прошлое.

Единство человека и природы в поэме Лермонтова Мцыри (сочинение)

Романтическое произведение М. Лермонтова — поэма «Мцыри» — как и всякое произведение этого направления, немаловажное место отдает пейзажу. Яркая, экзотическая природа, свободная и неукротимая, соответствующая внутреннему миру главного героя, с одной стороны. И чуждый герою мир людей, забирающий У него свободу, обрекающий на гибель, с другой стороны. Это вполне соответствует взглядам автора на соотношение двух миров — мира природы и мира человека. Но взгляд М. Лермонтова на соотношение человека и природы отличается от традиционного, он более противоречив и глубок.

Два особых мира, существующих одновременно и в гармонии, и в противоборстве, — человек и природа. Это одна из центральных тем поэмы «Мцыри».

Немного лет тому назад

Там, где сливаяся, глумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Эти слова дышат миром и покоем. И бурные реки обнимаются, «будто две сестры». В монастырь привозят мальчика, который

…был, казалось, лет шести;

Как серна тор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник.

Но в нем мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Серна — символ свободы, вольной жизни. Сравнение с серной предполагает, что дитя природы не приживется в монастыре, хотя Мцыри постепенно привыкает к «плену». Предопределенную жизнь юноши меняет воля судьбы.

Мцыри тоскует по родине. Свобода манит его;

Как вдруг однажды он исчез

Осенней ночью. Темный лес

Тянулся по горам кругом.

Три дня все поиски по нем.

Напрасны были, но потом

Его в степи без чувств нашли

И вновь в обитель принесли.

Что опять ждет Мцыри?

В то короткое время, которое Мцыри провел вдали «от келий душных и молитв», он увидел «чудный мир тревог и битв», о котором мечтал с детства. Вот душой он стремился туда, «где люди вольны, как орлы». Взошло солнце и он увидел то, к чему стремился: «…пышные поля. Холмы, покрытые венцом дерев…» Для Мцыри деревья — это «братья в пляске круговой», горные хребты — в «объятьях каменных». Мцыри воспринимает природу одухотворенно, видя в ней гармонию, единение, которые не дано ему было познать в человеческом обществе;

Кругом меня цвел божий сад.

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж листов…

После мрака монастыря Мцыри отдыхает, наслаждаясь красотой природы, он умеет ее понимать и в этом находит радость бытия.

Мцыри стремился к своему дому, поскольку «цель одну, пройти в родимую страну имел в душе». Вдруг он «из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал». Отчаянию не было предела. Мцыри оказался теперь во власти уже враждебной ему стихии. Гармония человека и природы разрушена:

Все лес был, вечный лес кругом,

Страшней и гуще каждый час;

И миллионом черных глаз

Смотрела ночи темнота

Сквозь ветви каждого куста…

После смертельной схватки с барсом Мцыри, несмотря на раны, продолжал свой путь. Как страшно стало Мцыри, когда утром он понял, что заблудился и пришел «к тюрьме». Мир природы не протянул руку помощи человеку, испорченному «цивилизацией». Не сбылась мечта Мцыри о родимой стране:

Блаженство вольности познав,

Унесть в могилу за собой

Тоску по родине святой,

Надежд обманутый укор

И вашей жалости позор.

Таков его удел. Он завершает свою жизнь. Раны от битвы с барсом были смертельны. Но нет сожалений ни о чем в душе Мцыри. Ведь несколько дней он жил свободной жизнью. Он не выдерживает испытаний, потому что на нем «тюрьма оставила печать». Мцыри умирает. Его последняя просьба — перенести его в сад:

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет…

Восторг перед природой, ее чарующей и прекрасной стихией обнаруживает в себе Мцыри. Три вольных дня прошли недаром, они раскрыли внутренний мир героя.

То, что заложено в человеке, не сможет уничтожить ничто, как ничто и никогда не сможет остановить стремление человека познавать мир и себя. В этом убеждает нас жизнь Мцыри.

Описание природы в поэме «Мцыри»

Поэма «Мцыри», одна из известнейших поэм Лермонтова, имеет множество неоспоримых художественных достоинств. Одним из них является лаконизм. Во всем произведении участвуют всего два героя, и этого хватает для полного раскрытия идеи. Но, говоря о героях в «Мцыри», не стоит забывать о еще одном важном действующем лице: природе. Описание взаимоотношений Мцыри и природы в этом случае необходимо не только для фона. Это – важнейший аспект раскрытия внутреннего мира героя.

Поэма начинается с подробного описания монастыря, стоящего в живописном месте, месте слияния двух рек. От первых строк прямо-таки веет покоем: даже бурные реки Кавказа тут обнимаются как сестры. Это создает контраст с дальнейшими событиями.

Юный послушник, убежавший из монастыря, исчезает осенней ночью. Это время выбрано неспроста, ведь в романтической традиции, к которой относится поэма, осень является символом одиночества, потерянности. Именно так одинок и сам Мцыри, лишенный родных. Описывая осень как время для побега, Лермонтов как бы предсказывает дальнейшую судьбу беглеца. Его ищут, и пейзаж сразу разительно меняется: «Темный лес / Тянулся по горам кругом».

Так при помощи картины природы в поэме «Мцыри» с первых же строк задается оппозиция «природа – монастырь». Она по-разному понимается монахами и главным героем, и поэтому благодаря простому описанию пейзажа создается конфликт.

Вступление в поэме очень коротко, дальнейшие же строки посвящены трем дням, которые Мцыри прожил на воле. Все, увиденное Мцыри, и составляет по существу его жизнь, самые яркие ее впечатления. Картины природы, на которые он обращает внимание, и тот образ природы, который он передает в своей исповеди, очень важны для понимания его характера. Проследим вслед за Мцыри открывшиеся перед ним пейзажи.

Сначала картина мира, распростертого перед героем, прекрасна и безоблачна. Это «пышные поля», деревья, сошедшиеся на поляне, как братья в танце, «причудливые, как мечты» горные хребты. Лермонтов глазами Мцыри описывает живописную природу Кавказа, в которую сложно не влюбиться, хотя бы раз ее увидев. «Мцыри» относится к романтическим поемам и, поскольку для них характерно развитие сюжета на фоне необычного пейзажа, такой выбор автора вполне оправдан. Но природа здесь является не только фоном, она передает все изменения во внутреннем мире героя. Кавказ называли краем вольности, и, действительно, вид его гор и необъятных лесов дарит потрясающее ощущение свободы. Мцыри тоже видит все это, он восхищен и опьянен своими ощущениями: «И было сердцу моему / Легко, не знаю почему»… Красота окружающего его мира дарит ему бесценные воспоминания о его семье, которых он бы лишен в монастыре.

Но Кавказ не только красивый, он дикий и самобытный край. Пейзаж сменяется. Теперь перед взглядом Мцыри бушует гроза. Покорных монахов, боящихся божьего гнева, она непременно напугает, Мцыри же хочет побрататься с ветром и молниями: «О, я как брат / Обняться с бурей был бы рад!». Через это описание грозы Лермонтов показывает, что его герой наделен «бурным» сердцем. Здесь он предстает перед нами как дитя природы, который не пугается ночных гор, змеи, шакала. Да, все они представляют опасность, но все же именно среди людей, а не на природе, Мцыри ощущает себя изгоем. И здесь роль природы в «Мцыри» становится особенно важна, поскольку она помогает передать романтический конфликт поэмы. Через единение героя с природой в полной мере раскрывается его отчужденность о людей.
До сих пор мы говорили о пейзаже в поэме исключительно как о пейзаже романтическом. В то же время, вместе с романтическими описаниями окружающей действительности, в произведении дается и вполне реалистический взгляд на мир. Это – взгляд самого Мцыри. Он воспринимает природу не восторженно, а такой, какая она есть, в целостности. И спокойные, и тревожные картины, и безмятежность утра и рев потока, и абсолютная ночная тьма, и невероятный дневной зной – все это кажется герою естественным. Мцыри видит природу во всей ее гармонии, не выбирая из нее чего-либо одного, и это свидетельствует о широте его внутреннего мира.

И все же Мцыри – романтик. Оттого появляются в поэме образные описания, данные как бы от лица самого Мцыри. Все, на что не взглянет герой, преображается под влиянием его эмоций и описывается образно, живо. «Разговор» камней, цветов и потока – вот что, по его словам, становится ему понятно, вот о чем он вспоминает. Природа таким образом олицетворяется, вступает с героем в диалог: «И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота». Отметим, что олицетворение в произведении является очень распространенным приемом и создает ощущение живой природы, участвующей в действии поэмы наравне с героем. Кульминация этого действия достигается в эпизоде битвы с барсом. Мцыри, до сих пор бывший лишь наблюдателем, сталкивается с природой лицом к лицу.

Сцена битвы, несомненно, самая красочная в поэме. Для создания необходимой атмосферы Лермонтов использует здесь всевозможные художественные средства: эпитеты (для описания силы зверя и героя), метафоры, сравнения (как пара змей; как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков), антитезы. Используется и олицетворение, причем антропоморфными чертами наделяется не только барс, но и все вокруг: ночная тень, лес, в котором происходит событие и месяц, наблюдающий за ним. Все природа оживает и атакует Мцыри, однако он одерживает над ней верх.

В этом эпизоде роль описания природы в поэме «Мцыри» Лермонтова приобретает особую значимость, поскольку через противоборство с ней герой раскрывается как сильный и смелый человек, как тот, кем бы он мог стать. Интересен прием взаимопревращения борющихся друг в друга. Барс стонет «как человек», а Мцыри «визжит» как зверь. Этим еще раз подчеркивается единство героя и природы.

Образ горного потока, грозы, барса – все они играют огромную роль в произведении, добавляя все новые штрихи к портрету героя. Наблюдая бурлящий ручей, Мцыри видит «немолчный ропот, вечный спор / С упрямой грудою камней». Точно так же и сам он неустанно борется со своей судьбой. Однако, как потоку бесполезно спорить с каменным руслом, так и Мцыри, обессиленный, возвращается к монастырю. Здесь он с горечь признает: хоть он и считал себя истинным сыном природы, но тюрьма изменила его, разорвала связь с окружающим миром. Герой умирает, а пейзаж над ним снова сменяется на безмятежный. Цветет акация, играет в саду солнце, сияет голубой день. Это, с одной стороны, оттеняет внутреннюю бурю в душе Мцыри, а с другой придает поэме завершенность. Герой умирает примиренный с этим миром, и последний его взгляд останавливается на далеком Кавказе.

Отвечая на вопрос, какую роль в поэме «Мцыри» играет природа, выделим следующие пункты:
а) создание и раскрытие романтического образа героя через романтический пейзаж;
б) изображение экзотической природы Кавказа для соблюдения законов романтического жанра;
в) формирование конфликта поэмы при помощи противопоставления свободной природы гнету общества (монастыря).

В описаниях природы Лермонтов раскрывает все богатство своего поэтического языка. Часто он использует уже привычные для романтической литературы эпитеты и сравнения (сверкать, как алмаз; стройна, как тополь). Но вместе с тем автор создает и свои, высокохудожественные описания. Прочитав их, можно с уверенностью отвечать на вопрос Мцыри «прекрасна ли земля», поскольку поэма Лермонтова служит гимном этой земле.

Единство человека и природы в поэме «Мцыри»

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — произведение романтическое, и, как во всяком произведении этого направления, пейзаж занимает в нем одно из главных мест. Тем самым автор выражает свои взгляды на соотношение мира природы и мира людей. С одной стороны, и человек, и природа изображены Лермонтовым традиционно — романтически: яркая, экзотическая природа, неукротимая и свободная, соответствующая внутреннему миру главного героя, и мир людей — чуждый герою, отнимающий у него свободу, обрекающий на физическую гибель. В этом можно увидеть

влияние модной в то время философии о «естественном человеке», сталкивающемся с губительной силой цивилизации. Но в лермонтовской поэме оказывается невозможным и возвращение человека к «естественному» состоянию. Он представитель иного, людского, «царства» и не может уже жить по законам природы. То есть лермонтовский взгляд на соотношение человека и природы более противоречив и глубок, чем традиционный.
Итак, человек и природа — два особых мира, существующих одновременно и в гармонии, и в противоборстве, и это одна из центральных тем поэмы «Мцыри».
Немного лет тому назад
Там, где сливался, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь…
Мир, спокойствие в этих словах. Даже бурные реки текут, обнявшись, «будто две сестры». Вскоре в монастырь привозят мальчика, который
…был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Сравнение с серной дает понять, что это дитя не приживется в обители. Серна — символ свободы, вольной жизни. И все же Мцыри постепенно привыкает к «плену». «Он уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет», но тут происходит событие, изменившее предопределенную жизнь юноши. Мцыри не может жить спокойно, он грустит по родине. Даже сила привычки не смогла вытеснить тоски по «стороне своей родной». Он решается на побег. И не случайно он исчезает из обители «осенней ночью». У романтиков ночь — символ тяжелой, мучительной жизни человека, одинокого, лишенного друзей и защиты, символ опасностей и вражды. «Темный лес» закрывает ему путь на родину. Побег — шаг в неизведанный мир. Что ждет там Мцыри?
Это «чудный мир тревог и битв», о котором герой мечтал с детства, в который вырвался «от келий душных и молитв». Мцыри, попавший в монастырь не по своей воле, стремится туда, «где люди вольны, как орлы». Утром он увидел то, к чему стремился: «пышные поля. Холмы, покрытые венцом дерев…». Мцыри воспринимает природу одухотворенно. Для него деревья — это «братья в пляске круговой», горные хребты — в «объятьях каменных». Он видит в природе ту гармонию, единение, братство, что не дано ему было познать в человеческом обществе.
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев…
Лермонтов наделяет героя поэмы собственной способностью тонко видеть, понимать, любить природу и в этом находить радость бытия. Мцыри отдыхает после мрака монастыря, наслаждается природой. В это утро он повстречал молодую девушку. Тот, кто способен понимать красоту природы, умеет ценить и понимать красоту вообще, человеческую в частности. Поэтому Мцыри говорит, что юная грузинка была «стройна… как тополь, царь ее полей». Она жила в маленькой сакле. Герой хотел войти туда, «но… не смел». Он отправился в путь, поскольку «цель одну, пройти в родимую страну имел в душе». Его компасом были горы. Вдруг Мцыри «из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал». Он был в отчаянии. Тот лес, красотой деревьев, пением птиц которого он наслаждался вчера, становился «страшней и гуще каждый час». «Миллионом черных глаз смотрела ночи темнота…». Эта гипербола передает ужас Мцыри, оказавшегося теперь уже во враждебной ему стихии. Гармония человека и природы разрушена. Кульминацией выступает сцена смертельной схватки человека с барсом.
Мцыри был сам «как барс пустынный, зол и дик», силен так же, как и зверь. В минуту опасности он почувствовал в себе навыки бойца, которые развивали его предки на протяжении столетий. В этой схватке с наибольшей силой раскрывается героическая суть характера героя. Мцыри победил и, несмотря на раны, продолжал путь.
Как страшно ему стало утром, когда он понял, что заблудился и пришел «к тюрьме». Мир природы не спас человека, испорченного миром человеческого общества, «цивилизацией». По мысли Лермонтова возврат к дикой природе закрыт для человека, как путь обретения свободы, утраченных лучших человеческих качеств. Итак, мечте Мцыри не суждено было сбыться. Едва «блаженство вольности познав», он завершил свою жизнь. Раны от битвы с барсом были смертельны. Но герой не жалел о случившемся. Эти дни он жил настоящей, свободной жизнью. Ведь Мцыри — «цветоктемничный», на котором «тюрьма оставила печать», поэтому он не выдерживает испытаний. Природа — это не только прекрасный мир, но и грозная сила, постигать которую непросто. Интересно то, что все эти три дня «вольности» между Мцыри и природой не было посредника. В своих несчастьях он не призывает Бога, стремится преодолеть их сам.
Мцыри умирает. Он просит перенести его в сад:
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет…
В эти последние минуты для Мцыри нет ничего ближе природы, для него ветерок с Кавказа — единственный друг и брат.
Три дня Мцыри провел на воле, пытаясь постичь природу. Именно эти три дня раскрыли внутренний мир героя, помогли понять его замыслы, стремления, мечты. Он сам обнаруживает в себе чувства, ранее ему неведомые: восторг перед природой, ее вольной, прекрасной стихией, ярость битвы, страсть любви.
Природа — великий учитель. Никакие искусственные преграды не смогли и не смогут уничтожить то, что она заложила в человеке. Никакие стены не остановили и не остановят стремление познавать мир, слиться с природой, ощутить себя таким же свободным, как она сама. Лучшее подтверждение тому — жизнь Мцыри.

«Демон» и «Мцыри» М. Ю. Лермонтова В настоящей статье ставится задача сравнительного рассмотрения некоторых тем и образов, получивших отражение в поэмах М. Ю.Лермонтова «Мцыри» и «Демон». Известно, что основной конфликт лермонтовского.

Сравнительная характеристика поэм М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и «Демон» Основной конфликт творчества Лермонтова строится на противопоставлении образов «неба» и земли». Контрастные отношения к миру проступают в поэмах «Демон» и «Мцыри». Это видно если сопоставить.

Главный герой поэмы «Мцыри» Лермонтова Мцыри — главный герой поэмы «Мцыри» Лермонтова, которую поэт напишет в 1839 г. Уже в самом имени содержится намек на будущую судьбу героя, ведь «мцыри».

Описание природы в поэме «Мцыри» Поэма «Мцыри», одна из известнейших поэм Лермонтова, имеет множество неоспоримых художественных достоинств. Одним из них является лаконизм. Во всем произведении участвуют всего два героя, и.

Тема и идея поэмы «Мцыри» Лермонтова Тема свободы в русской литературе поднимается очень часто. Писали о свободе и Пушкин, и Гоголь, и множество других выдающихся творцов. Обращался к теме свободы и.

Образ Мцыри в поэме Лермонтова Поэма «Мцыри», написанная М. Лермонтовым в 1839 г., рассказывает читателю о нескольких днях из жизни молодого послушника, о его бегстве из монастыря и последующей гибели.

Анализ поэмы «Мцыри» Лермонтова Введение «…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии.

Краткое содержание «Мцыри» Поэму «Мцыри» Лермонтов написал в 1839 году. Уже в 1840 году она была опубликована в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». Замысел произведения «Мцыри» появляется у поэта.

Мцыри как романтический герой На рубеже 18-19 веков в России развивается романтическая традиция, сменившая собой классицизм. Если предыдущее литературное направление основное внимание обращало на развитие общества и стремилось описать.

Три дня на воле Мцыри «Ты хочешь знать, что видел я / На воле?» — так начинает свою исповедь Мцыри, герой одноименной поэмы М. Лермонтова. Еще совсем маленьким ребенком его.

Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова на примере одного произведения («Мцыри») Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем обречены на вечную жизнь и незаурядный, одаренный скептик Печорин, и озлобленный, опустошенный ненавистью Демон, презирающий ничтожество земли.

Тема свободы в поэме «Мцыри» «На свете счастья нет, но есть покой и воля» — так напишет в 1834 г. великий русский поэт А. С. Пушкин. Его преемник, Лермонтов, вряд.

«Мцыри» М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем обречены на вечную жизнь и незаурядный, одаренный скептик Печорин, и озлобленный, опустошенный ненавистью Демон, презирающий ничтожество земли.

Сюжет и композиция поэмы «Мцыри» Поэма «Мцыри» Лермонтова, написанная в 1839 г., является вершиной развития классической русской романтической поэмы. При ее создании Лермонтов придерживался традиций байронической поэмы, но в тоже.

Роль пейзажа в поэме Мцыри Поэма «Мцыри», написанная Лермонтовым в 1839 г., является одним из наиболее совершенных образцов русского романтизма. В ее текст включены все значимые компоненты романтических поэм, как-то.

На тему: Единство человека и природы в поэме Мцыри, Лермонтов

­Единство человека и природы

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — романтическое произведение, в котором одним из главных направлений является описание кавказского пейзажа и красоты окружающей природы. С одной стороны, автор изображает природу свободной и неукротимой, а с другой — яркой, экзотической, романтичной. Человек и природа изображены как два мира, живущих в гармонии и в то же время противоборствующих.

Главный герой произведения юный послушник монастыря по имени Мцыри. Он родился среди гордых и высоких гор Кавказа. Однако

Немного лет тому назад­

Там, где сливаяся, шумят,­

Обнявшись, будто две сестры,­

Струи Арагвы и Куры,­

Даже бурные реки в поэме Лермонтова изображены миролюбиво. Но в ходе развития сюжета мы видим и волнения в виде грозы, и страх, который может нагнать ночной лес. Привыкший к вольной жизни Мцыри, так и не адаптируется к монастырю. Однажды он все же сбегает в край родной.

По пути, однако, он встречает

Даже природа предупреждает его о приближающейся опасности. Но юношу теперь уже не остановить. Ему радостно было оттого, что он, наконец, мог провести ночь под сенью деревьев, мог испить воды из горного родника, послушать пение красивой грузинки.

И даже дикие звери его не пугали. Душа его переполнена чувством нежности и любви к окружающей природе, а сердце поет при виде родных пейзажей.

К сожалению, Мцыри так и не суждено было попасть в отчий дом, обнять родных и друзей, но провести три заветных дня на лоне природы ему удалось. Не случайно автор решил описать в поэме кавказский пейзаж. Он помогает лучше раскрыть образ героя.

Этот короткий миг свободы, длиной в три дня, показывает, что юноша подобен погибающему цветку, который жил, не видя солнечного цвета.

С самого начала понятно, что ему суждено погибнуть. Потому что выросшее в стенах темницы растение не может комфортно поселиться в саду. Он ощущает себя чужим среди мирского общества. Даже свобода не радует, но он не отчаивается и идет только вперед.

После смертельной схватки с барсом юноша оказывается раненным. Старого монаха, выхаживающего его в монастыре, он просит похоронить его в саду меж двух акаций.

Так он сможет еще раз насладиться свежестью свободного воздуха и уснуть навеки с мыслью о родных краях и доме детства. По своему масштабу «Мцыри» является величайшим лирическим шедевром русской литературы.

Дайджест:

На тему: Почему Мцыри бежал из монастыря? в поэме Мцыри, Лермонтов Почему Мцыри бежал из монастыря? «Мцыри» — романтическая поэма, написанная М. Ю. Лермонтовым в 1839 году, повествует о трагической судьбе пленного горского мальчика, совершившего побег из монастырских стен, и о. .

На тему: Восхищение природой в поэме Мцыри, Лермонтов ­Восхищение природой Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — романтическое произведение, в котором автор описывает жизненный путь свободолюбивого юноши. Многие критики сходятся в том, что Лермонтов описывал самого себя, свою любовь. .

На тему: Мцыри, как романтический герой в поэме Мцыри, Лермонтов ­Мцыри, как романтический герой С самого детства Лермонтов был влюблен в Кавказ, а герои, которых он изображал в своих произведениях, это были свободные и гордые люди с пылким сердцем и. .

На тему: Прошлое героя Мцыри в поэме Мцыри, Лермонтов Прошлое героя Мцыри Мцыри является центральным персонажем одноименной романтической поэмы М. Ю. Лермонтова. Хотя история героя повествуется с момента его появления у стен монастыря в качестве пленника русского генерала, чуть. .

Мятежный герой Мцыри характеристика по поэме Мцыри Поэма «Мцыри» — величайшее произведение русской романтической литературы. Главный герой поэмы — человек, у которого, по словам критика В. Г. Белинского, «могучий дух», «огненная душа» и «исполинская натура». Герой Лермонтова. .

Единство человека и природы в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца» М. М. Пришвин — один из своеобразнейших писателей, который подарил нам множество рассказов, повестей, «географических очерков» о природе. В них все объединено человеком — неспокойным, думающим, человеком с открытой и. .

По поэме Лермонтова «Мцыри» Одним из лучших произведений я считаю его поэму «Мцыри». В этом произведении наиболее сильно отображены писательские и жизненные искания автора, его нелегкие мысли, философские вопросы, которые он сам затруднялся решить. .

Конфликт мечты и действительности в поэме Мцыри Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» представлен роман­тический конфликт мечты и действительности? Романтизм как литературное направление строится на том, что возвышенное, идеальное начало преобладает над земным, реальным. Герой романтического. .

Анализ на тему: Почему Мцыри бежал из монастыря? «Мцыри» — произведение, написанное Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, главным героем которой является грузинский мальчик. Практически весь период своей юности мальчик по имени Мцыри находился в монастыре, где постоянно тосковал по родному. .

М. Ю. Лермонтов. Мцыри. Битва с барсом признана кульминацией поэмы. Докажите это Битва с барсом признана кульминацией поэмы. Докажите это. Четырехстопный ямб с муж­ской рифмой, «звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву, — пишет В. Г Бе­линский. — Упругость. .

Особенности язык и стих по поэме Мцыри Язык «Мцыри» в основном типичен для романтической поэмы. Он обильно насыщен изобразительными и выразительными средствами: эпитетами, сравнениями, метафорами, гиперболами, риторическими вопросами, восклицаниями, обращениями. Однако характер их иной, чем в ранних. .

Краткое содержание поэмы «Мцыри» Лермонтова М. Ю Картина развалин монастыря в Грузии. Русский генерал везет с собой пленного ребенка лет шести «из гор к Тифлису». Тот в пути занемог, «он знаком пищу отвергал, и тихо, гордо умирал». .

Опыт создания образа положительного героя в поэме «Мцыри» Первоначальный очерк характера будущего Мцыри Лермонтов дал в незаконченной поэме «Исповедь» в образе испанского монаха, заключенного в монастырскую тюрьму. Таков же пленник русской монастырской тюрьмы XVI в. Арсений, герой поэмы. .

Мцыри характеристика образа Мцыри МЦЫРИ Мцыри — герой одноименной поэмы; кавказский юноша, попавший к русским. Увезенный генералом, он заболел в пути и был отдан для излечения в монастырь. Существует рассказ биографа Лермонтова П. А. .

Проблема человека и природы Цыбулько подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Вариант 14 Проблема человека и природы Природа — все живое вокруг нас: реки, озера, леса, луга. Она дает человеку жизненные силы, душевное равновесие. .

Проблема варварского, потребительского отношения человека к миру природы по тексту Пескова В центре нашего внимания произведение В. М. Пескова, писателя, журналиста и путешественника, в котором описана проблема варварского, потребительского отношения к природе. В тексте автор рассуждает о влиянии человека и о. .

Поэма «Мцыри» как романтическое произведение План Пейзаж » Мцыри » как элемент романтической поэмы Необычный герой «Мцыри» Композиционное построение поэмы Рассматривая поэму Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение, имеет смысл вспомнить прежде всего основные черты, свойственные. .

Идея гармонии человека и природы Сочинение За драмой-феерией Леси Украинки — «Лесная песня». Все мы: цветы, травы, деревья, люди — дети большой, могущественной Природы. Дышим одним воздухом, греемся под одним солнцем, пускаем корни в одну. .

Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? «Мцыри» — наиболее совершенное и за­конченное произведение среди романтических поэм Лермонтова. В страстной душе героя сильны отрица­ющие, протестующие начала. Его бегство из мона­стыря —. .

«Мцыри — любимый идеал М. Ю. Лермонтова» Столь широко известный и всеми любимый образ Мцыри, образ отважного мятежника, не склоняющего головы ни перед грозящими трудностями, ни перед высшей властью, мы невольно привыкли отождествлять с личностью самого автора. .

О неразрывном единстве человека и природы Человек в течение своего исторического развития стремился увидеть со всех сторон картину мира, познать природу, Чтобы применить ее для своих нужд. Интересными были взгляды наших предков на строение мира, некоторые. .

Анализ поэмы «Мцыри» Лермонтова План Введение История создания Тема и идея произведения Жанр произведения, композиция и характер конфликта Художественные средства Заключение Введение «…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура. .

Что значит жить для Мцыри — Ты жил, старик! Тебе есть в мире что забыть, Ты жил, — я также мог бы жить! С этими пламенными словами обращается в начале своей исповеди Мцыри к слушающему. .

Сюжет, проблемы, образы поэмы М. Лермонтова «Мцыри» В обнимку с бурей …Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога… М. Лермонтов, «Когда волнуется Желтеющая нива…». .

Почему Мцыри бежал из монастыря Поэма » Мцыри «, один из лучших образцов литературы эпохи романтизма, представляет собой произведение ярко метафоричное, построенное на масштабных, выразительных и хорошо запоминающихся образах. Практически каждый элемент поэмы несет ту. .

Твір на тему: — Лермонтов — наш сучасник Творчість Лермонтова — це історія покоління 30-х років XIX століття, покоління, якому дісталася важка доля людей епохи «безвременья», коли все краще в людях губилося, тому що вони не могли знайти. .

На тему: БЕЗДУМНОЕ УКРОЩЕНИЕ ПРИРОДЫ Современная наука полагает, что возраст нашей пла­неты Земля составляет примерно 5 миллиардов лет, пер­вые следы жизнедеятельности организмов на ней возник­ли 3,5-4 миллиарда лет тому назад. На вопрос о том, когда. .

На тему: ЛЕРМОНТОВ — ЛЮБИМЫЙ ПОЭТ РУССКОЙ НАЦИИ Когда речь идет о настоящем гении, даты рожде­ния и смерти — лишь предмет изучения биографов, ведь перед истинным талантом даже время почтитель­но останавливается. Так была и с Михаилом Юрьеви­чем Лермонтовым. .

Почему М. Ю. Лермонтов называет свою любовь к Родине «странной»? Большое влияние на творчество М. Ю. Лермонтова оказала историческая эпоха, во время которой он формировался как поэт и творец. После восстания декабристов в России наступил период застоя общественной жизни, пора. .

В чем заключается радость постижения красоты природы? В чем заключается радость постижения красоты природы? Вот вопрос, над которым рассуждает автор. В данном тексте В. Солоухин, рассуждая над поставленной проблемой, с некоторым юмором говорит о японской программе привлечения. .

Яркое восприятие природы как живого прекрасного мира Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Так звучат. .

На тему: Отражение трагедии личности, семьи, народа в поэме А. Ахматовой «Реквием» Жизнь Анны Ахматовой была трагической. Эта му­жественная женщина, на долю которой выпали страшные времена, пережила много горя. В 1921 году расстреляли Николая Гумилева. Хотя к тому времени Ахматова была с. .

Мечты и реальность в произведениях М. Ю Лермонтова Наверное, нет на свете такого человека, которого бы не одолевали мечты. Чаще всего это случается в юности, когда будущее видится в розовом свете и человек живет надеждами о том, что. .

На тему: КТО ВИНОВАТ В ТОМ, ЧТО ПЕЧОРИН ПРЕВРАТИЛСЯ В «ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА»? В 30-е годы XIX века множество умных, обра­зованных, талантливых людей оказались «не у дел», превратились в «лишних людей». Они стре­мились к деятельности, к достижению цели, но са­мой цели — осознанной. .

— Красота природы в творчестве Есенина Тема природы традиционная в русской литературе. Немало поэтов посвятили свои произведения ее красоте, поделились раздумьями, которые навеяли ее картины. Но голос Сергея Есенина не только не теряется среди многих произведений. .

Полонез Огинского. На тему прекрасного в жизни человека Сочинение рассказ на основе услышанного и прочитанного. Из моря дул холодный ветер, пронизывая к самым костям. Весна выдалась холодной. Мелкий дождь быстрее напоминал осень, чем весну. Серое небо сливалось с. .

Весна, май: описание природы весной Природа весной. Май Май-Травень. Весна одевает природу в новые чистые одежки. радостно щебечут птицы. На земле быстро прорастает трава, из почек на ветвях деревьев прорываются молодые листики, каких-то несколько дней. .

На тему: Народный герой в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» ­Народный герой Василий Теркин — главный герой одноименной поэмы А. Т. Твардовского; обыкновенный парень из смоленских крестьян, мечтающий принести своей стране победу в Великой Отечественной войне. Он — воплощение лучших. .

«Мир природы» Природный, естественный мир — бескрайний, мудро продуманный, справедливый. Здесь каждая травинка, каждая былинка, каждое животное имеет свое место в общей системе. И только благодаря связи между каждым существом природы могут. .

Изображение природы в произведении Слово о полку Игореве Чем интересно произведение Слово о полку Игореве современному читателю? По моему мнению — это «непредсказуемость» автора. Выявляется она в том, что писатель то сопоставляет прошлое с настоящим, то разрывает повествование. .

Читайте также:  Мое знакомство с Лермонтовым: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Лермонтов м. ю. – Единство человека и природы в поэме мцыри
Раздел: Остальные рефераты
Тип: сочинение Добавлен 00:29:37 14 октября 2010 Похожие работы
Просмотров: 23 Комментариев: 5 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать