Мцыри как романтический герой: сочинение

Сочинение Мцыри как романтический герой в поэме Лермонтова 8 класс

На протяжении нескольких лет Лермонтов вынашивал идею создания произведения, в котором найдут отражение такие важные проблемы как: вопросы мужества, смелости, стремления к свободе. Вопрос поиска своего места в жизни и пути к нему. Вопрос выбора, стремления к мечте и любви к Родине. И совсем не удивительно, что спустя порядка десяти лет после первого своего путешествия на Кавказ, Лермонтов напишет «Мцыри» – романтическую поэму в стихах, так удачно соединившую в себе все проблемы, перечисленные выше. Проблематика произведения будет представлена через повествование об юноше, который находился против своей воли в монастыре, но несмотря на это он был полон желания жить и все же познать тот самый, недосягаемый для него, вкус свободы.

Главный герой поэмы – это романтический герой. Ему свойственны мятежные порывы, он одинок в своих стремлениях, и никакие обстоятельства не способны его сломить. Такие качества свойственны литературным героям Байрона – знаменитого английского поэта-романтика, творчество которого оказало большое влияние на развитие романтической поэзии Лермонтова.

В поэме «Мцыри» каждая деталь указывает на романтизацию атмосферы. Главный герой страдает в стенах монастыря, он словно задыхается, находясь в плену своей жизни. Его нрав противопоставлен спокойной обстановке обители ведь он – дитя гор, сильный, смелый и независимый, но трагическое одиночество, свойственное многим романтическим героям, закалило волю Мцыри. Этот молодой человек не боится опасностей, ставших на пути к свободе его духа, ведь он убежден, что мог бы быть “в краю отцов не из последних удальцов”, тем самым давая намек на скрытые под монастырским воспитанием, его настоящие, естественные качества характера, такие как: сила, стойкость, вольнолюбие.

Для романтического героя свобода дороже жизни. Мцыри погибает в финале поэмы, но смерть его – это не поражение. Ведь он не стал пленником законов, навязанных ему монахами, он обрел свободу и стал частью вечности, заплатив за это цену своей жизни.

Вариант 2

Мцыри – главный герой одноименной поэмы. Он сын горцев. В детстве Мцыри попал в плен к русскому генералу. Мальчик был очень ослаблен дорогой, и генерал оставил его в монастыре, который лежал у него на пути. Там монахи выходили ребенка, постепенно он начал забывать свое прошлое, свой язык. Его готовили к постригу.

Монастырь стал отождествляется для главного героя с тюрьмой. По ночам Мцыри снятся туманные сны из прошлой жизни, он понимает, что не свободен в своем выборе. Он жаждет вырваться на волю, испытать почувствовать жизнь за пределами стен монастыря.

И вот однажды Мцыри решается на побег, который заканчивается трагично для героя. Всего лишь день, проведенный на свободе, становится ценою в жизнь. Перед смертью Мцыри исповедуется и говорит, что этот день был лучшим днем его жизни. Жить для героя значит радоваться каждой травинке, солнечному лучу и дуновению ветра. Именно оказавшись за пределами своей «тюрьмы» Мцыри начинает вспоминать свое прошлое: жизнь в ауле, родной язык, память предков. Кровь горца закипает в нем с еще большей силой, когда он случайно встречает девушку-грузинку у ручья. Мцыри – патриот, он хочет вернуться к себе на родину. Но встреча с барсом не дает осуществиться его мечтам.

Как каждый романтический герой, Мцыри одинок. Он понимает, что жизнь в монастыре – это всего лишь существование тела без души, душа будет всегда рваться на волю. Но и в ауле, куда он так жаждет попасть, Мцыри был бы чужаком. Возможно, что единственным решением данного конфликта произведения, является смерть героя. Его поиски счастья, его борьба за свободу и вера в жизнь – это то, что действительно восхищает в нем. Оказавшись на свободе, одержав победу в схватке с опасным противником, он умирает в монастыре за решеткой. Но он просит о том, чтобы его похоронили за стенами монастыря, там, где всего лишь день счастья стал для него дороже всех лет проведенных в неволе.

В образ Мцыри Лермонтов вложил лучшие черты романтических героев своего времени. Противопоставил пассивности и апатии, внутреннюю свободу человека.

Мцыри как романтический герой

Главным героем поэмы Лермонтова Мцыри является молодой послушник монастыря, которому предстоит принять постриг. Юноша чувствует себя в обители одиноким и не понятым потому что его окружают люди, которые прожили большую часть жизни и доживают свой век будучи монахами. У каждого из них есть родственники, друзья, могилы близких с которыми можно поговорить стоя у могильной плиты. Главный герой лишен всего этого. В детские годы аул, где он жил, разрушили и увезли его в монастырь. С тех пор главной мечтой молодого жителя обители становится вернуться на родину к родным. Его мечта кажется не осуществимой, ведь его аул разрушен и скорее всего там никого не осталось.

Главному герою предстоит принять решение. Его жизнь может пойти по одному из двух путей. Он может принять монашество и забыть о своей мечте, либо убежать, несмотря на риск быть пойманным или застигнутым диким зверем в дороге. Он выбирает второй путь. В час вечерней молитвы юноша убегает. Его захватывает чувство радости и восторга от совершенного побега.

Мцыри с удовольствием живет этой полной переживаний жизнью, которая создана для него. Его охватывает чувство восторга и восхищения при наблюдении за девушкой, набирающей воду из ручья. Он следит за ее походкой и движениями отмечая, что в нем просыпается какое-то невероятное чувство, которого не было ранее. Этого переживания он бы никогда не испытал в мужском монастыре. Здесь можно увидеть сколь многого был лишен юный послушник в навязанной ему жизни. Жизнь в монастыре не подходила ему и не раскрывала всех его качеств.

Новая жизнь героя длится всего три дня. Он не продумывал побег. И в этом главная трагедия этого произведения. Он просто хотел жить по велению сердца. Причиной гибели героя становятся раны, которые он получает в схватке с барсом в лесу. Главный герой отважно сражался и победил барса, однако и сам был смертельно ранен. Юношу находят и приносят обратно в монастырь. Монахи ждут от него исповеди и раскаяния в содеянном. По их мнению, он неразумно распорядился своей жизнью сделав ее такой короткой. Мцыри не выражает раскаяния и говорит, что его прежняя жизнь была неполноценной, полной рамок и запретов. Только те три дня, во время которых он странствовал по горам, он считает жизнью. Мцыри пылко рассказывает о пережитом, стараясь донести до монахов в чем была их ошибка: «Я вырос в сумрачных стенах душой дитя, судьбой монах». Жизнь к которой старались приучить юношу была хороша для тех, кто уже жил и хотел отдохнуть от мирской суеты.

Романтизм этого произведения состоит в том, что главный герой, вступая на путь противоборства заранее обречён, ведь бежать ему некуда и представлений о внешнем мире он не имеет. Мцыри до самого конца следует выбранному пути. Он умирает, глядя в сторону Кавказа.

О поэме

При разговоре о главном герое поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» нельзя не упомянуть историю её создания, время, в которое она была написана и события оказавшие немаловажное влияние на автора, во многом вдохновивших его.

Поэма была опубликована в 1840 году, но предпосылки к созданию подобного рода произведения появились ещё в раннем детстве поэта. Будучи ребёнком, Лермонтов посетил Кавказ, и без сомнений, величие природы, многообразие новых знакомств, огромное количество местных сказок, легенд и преданий оставили в душе юного Михаила свой след. Затем, в чуть более старшем возрасте, поэт совершил еще не одно путешествие на Кавказ и детские воспоминания, волновавшие его душу, усилились.

Также читают:

Картинка к сочинению Мцыри как романтический герой

Популярные сегодня темы

Драматургическое творчество писателя имеет несколько отличительных особенностей, выделяющих его в огромном количестве произведений данной литературной направленности.

В данной статье мы разберемся в причинах и мотивах, основываясь на которые, главный герой романа Преступление и наказание Раскольников решился на совершение преступления

В литературе, как и в других видах искусства, есть своя классификация. Все литературные произведения можно разделить на три типа: эпос, лирика и драма.

Николай Павлович – герой рассказа Николая Сергеевича Лескова «Левша». Николай является братом Александра Павловича. Право на управление государством Николаю первому досталось в наследство от своего брата.

Под моралью следует подразумевать как некий симбиоз норм, принципов, представлений о жизни, поступках человека и степенях дозволенного, который принят гласно либо негласно в конкретном обществе.

Мцыри как романтический герой

Романтизм как литературное направление: основные черты

На рубеже 18-19 веков в России развивается романтическая традиция, сменившая собой классицизм. Если предыдущее литературное направление основное внимание обращало на развитие общества и стремилось описать идеальное мировое устройство, то для романтизма становится важным совершенно иное. В произведениях романтиков на первое место выходит человек, его внутренний мир, стремления и ощущения. Романтические писатели твердо убеждены, что каждый человек исключителен и представляет первоочередную ценность, поэтому они переносят свое внимание на изображение чувств и переживаний. Так появляется романтический герой, для изображения которого вскоре формируются вполне четкие литературные каноны.

Первым правилом романтизма как литературного направления становится изображение необычного героя в необычных условиях. Как правило, писатели-романтики выбирают для своих произведений нетипичное место действий: лес, горы, пустыню или же какой-нибудь старинный замок. В таинственное место помещается необычный герой, обладающий всеми лучшими человеческими качествами: он красив, горд и благороден. Он лучше окружающих его людей и при всем этом вызывает их неприязнь. Отсюда вытекает второе условие: противопоставление героя и общества, героя и окружающей действительности. Романтический герой всегда находится в оппозиции, поскольку он отлично видит несовершенство мира и, в силу своей нравственной чистоты, не желает с ним смиряться. На этом и строится романтический конфликт. Еще одно обязательное условие для литературы романтизма – это детальное описание мыслей героя. Для этого выбирается форма дневника, лирического монолога или же исповеди.

Классическим примером романтического героя в произведениях русских писателей могут служить герои произведений М. Лермонтова. Это Печорин и Арбенин, Демон и Мцыри… Рассмотрим Мцыри как романтического героя.

Мцыри как романтический герой

В своих произведениях Лермонтов учитывал творческий опыт Байрона, бывшего долгие годы его кумиром, оттого можно говорить о героях Лермонтова как о байронических героях. Байронический герой – это романтический герой высшего качества, герой-мятежник с огненной натурой. Никакие обстоятельства не могут его сломить. Эти качества особенно привлекали Лермонтова, и именно их он выписывает в своих героях с особой тщательностью. Таков и романтический герой Мцыри, которого можно назвать идеалом романтического героя.

О жизни Мцыри, вернее о ключевых ее моментах, мы узнаем из первых уст, так как Лермонтовым для поэмы выбрана форма исповеди. Это один из самых популярных жанров романтизма, поскольку исповедь позволяет открыть глубины человеческой души, сделав рассказ одновременно эмоциональным и искренним. Герой помещен в необычное место: в монастырь на Кавказе, а Кавказ для русского человека тогда казался очень экзотическим краем, средоточием вольности и свободомыслия. Черты романтического героя «Мцыри» прослеживаются уже в том, как мало читателю рассказывается о предыдущей жизни героя – всего лишь несколько скупых фраз о его детстве. Его жизнь в монастыре окутана тайной, такой характерной для романтических произведений. Маленьким Мцыри был взят в плен русским генералом и привезен в монастырь, где он и вырос – вот что известно читателю. Но сам Мцыри – не обычный монах, он обладает совершенно иным характером, по своей натуре он бунтарь. Он так и не смог забыть своей родины и отказаться от нее, он жаждет настоящей жизни и готов заплатить за нее любую цену.

Читайте также:  Сравнительная характеристика стихотворения М. Ю. Лермонтова Бородино и эпизода бородинского сражения из романа Л. Н. Толстого Война и мир.: сочинение

Легко ли было Мцыри решиться на побег от спокойного существования в своей келье? Очевидно, что монахи, вылечившие и воспитавшие Мцыри, не желали ему зла. Но их мир не может стать Мцыри, поскольку он создан для другой жизни. И во имя ее он готов пойти на риск. В соответствии с романтической традицией здесь противопоставляется жизнь в монастыре и жизнь за его пределами, причем первая символизирует несвободу и скованность человеческой личности, вторая же является идеальной жизнью. Именно к ней и стремится Мцыри, рожденный для свободы. Его побег – это бунт против традиций, показательно, что совершается он в бурную грозовую ночь, когда монахам положено молиться, боясь «гнева божьего». У Мцыри же гроза вызывает восторг, желание породниться с непокорной стихией: «я, как брат…». Искренность героя побеждает в нем показное монашеское смирение – Мцыри оказывается на свободе.

Трагедия Мцыри

Романтический герой почти всегда обречен на поражение в борьбе с миром, поскольку борьба эта неравная. Его мечты, как правило, не сбываются, а жизнь обрывается рано. В этом романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри» оказывается исключением: ему все же удалось осуществить часть своей мечты и вдохнуть воздуха свободы. Другое дело, что, как говорит нам эпиграф к поэме, он «вкусил мало меда», и свобода дана ему всего на три дня – но тем ярче им переживется это время. Мцыри счастлив своим слиянием с природой. Здесь к нему возвращаются воспоминания о семье, о родном ауле и счастливом детстве. Здесь просыпается его кровь, кровь воинственных горцев, и он оказывается способен на подвиги. Во время битвы с барсом Мцыри предстает перед читателем как отважный воин, полностью осознающий свою силу и умеющий ею пользоваться. Он прекрасен, как и дикая природа вокруг: он ее часть и ее дитя.

Но Лермонтов не мог бы по праву называться великим поэтом-романтиком, если бы он превратил свою поэму в счастливую сказку. Мцыри побежден обстоятельствами, он изранен и вновь принесен в свою келью. Свобода лишь поманила его, но главная мечта: вернуться на родину, на далекий вольный Кавказ, не сбылась. И, если задуматься, она и вовсе не была осуществимой, ведь там его никто не ждет. Близкие Мцыри давно мертвы, дом разрушен, и у себя он бы оказался точно таким же чужаком, как и в монастыре. В этом и проявляется подлинный романтический трагизм: герой полностью исключен из этого мира и равно чужд всем в нем. Только за гранью жизни его, возможно, ждет счастье, но Мцыри не желает сдаваться. «Рай и вечность» он бы с охотой променял на несколько минут на родине. Он умирает несломленным и последний его взгляд обращен на Кавказ.

Образ Мцыри – образ романтического героя, с глубоко трагической историей, который по праву пользуется любовью уже многих поколений читателей. «…Вы видите, что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» – так отзывался о нем критик Белинский, и слова критика действительно полностью характеризуют героя. Идут годы, сменяются литературные течения, романтическая традиция давно ушла в прошлое, но образ Мцыри по-прежнему вдохновляет на подвиги и пробуждает любовь к наиболее ценному: к жизни и родине.

Мцыри как романтический герой Лермонтова 8 класс сочинение

Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» написана в тот историко-литературный период, когда романтизм плавно уходил в прошлое, уступая место реализму. Однако, несмотря на столь позднее написания (1839год), это произведение считается одним главных представителей эпохи романтизма в русской литературе. И, конечно же, в первую очередь все ее основные идеи и особенности воплощены в главном герои.

Одна из главных мыслей романтизма подразумевает бегство человека от действительности, реального положения дел, в идеальный мир. Мцыри – главный герой поэмы, будучи еще маленьким мальчиком был пленен русским генералом, которого тот хотел увести к себе как военный трофей. Во время их путешествия ребенок заболел, стало ясно, что дальнейшую дорогу он просто не переживет. Сжалившись над ним, его приютили у себя старцы в близлежащем мужском монастыре, где герой и прожил всю свою жизнь, воспитываемый монахами.

Несмотря на то, что он уже успел немного свыкнуться с такой судьбой, выучить местный язык и даже принять чужое вероисповедание, Мцыри все еще воспринимает свою жизнь в монастыре как тюремное заключение. Он скучает по своей Родине, родным, близким и беззаботном детстве, проведенном в горах. Однако, юношеский максимализм берет свое, и в семнадцать лет герой решат бежать из заточения. Таким образом реализуется романтического бунта против всего окружающего мира.

Мцыри, как главного героя, литературоведы выделяют в отдельный художественный тип, он считается образцовым романтическим героем, если говорить о русской литературе. И как у любого романтика, его судьба заканчивается трагически.

На воле, о которой он так долго мечтал, Мцыри смог прожить всего три дня. Все время находясь в заточении, он уже забыл дорогу в родные края, поэтому, проведя все это время в пути, герой понимает, что сбился с пути и в итоге вернулся на то место, с которого он пришел. Изнеможённый долгой дорогой, он падает без сил прямо на тропе, где его находит случайный прохожий.

Спустя эти три дня, юноша вновь оказывается в монастыре. Больной и истощенный, он отказывается от еды и воды, а на вопросы монахов отвечает молчанием. Старцы понимают, что таким образом Мцыри хочет приблизить свою смерть и зовут одного из игуменов, чтобы тот заранее причастил и исповедал мальчика. Ему то герой и повествует свою историю, где становится понятно, что в эти три дня уместилась целая жизнь: он наслаждался свободой, боролся со своими страхами (воплощенными в образ барса), успел влюбиться в прекрасную девушку и испытал все муки любви. Оказавшись в монастыре, герой решает закончить на этом свою историю, чтобы не прозябать остатки своих дней в серых стенах монастыря. В конце произведения герой умирает и в этом трагедия произведения.

Герой выбирает наиболее удобный момент (когда старцы, испугавшись сильной грозы, столпились у алтаря) и бежит из монастыря. Жизнь Мцыри на воле – это смысловое ядро всего произведения, не зря эта часть занимает большую часть поэмы.

Важную роль играет пейзаж. С помощью психологического параллелизма, Лермонтов отображает эмоциональное состояние главного героя, показывает те чувства, которые он испытывает, оказавшись на свободе. Здесь сильно контрастирует описание монастыря и природы на воле. Они не являются реалистичными и отображают отношение героя к этим местам, нежели действительность. Поэтому, монастырь выглядит очень мрачным, унылым, навевает ощущение грусти и безысходности. Природа наоборот, насыщена яркими красками и все: горы, холмы и реки, восхищает юного Мцыри. Параллель между состоянием героя и природы также считается одной из черт романтизма.

Мцыри как романтический герой

Романтическое течение захватывает Россию в первой половине 19 века. Именно в то время написано знаменитое произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри». Является ли главный герой — романтическим?

Во-первых, Юный послушник описан как типичный романтический герой. Мцыри — бунтарь, желающий вырваться из монастырских стен. Главный герой противопоставленный окружающим. Его никто не понимает.

Во-вторых, в произведениях эпохи романтизма рассказ очень эмоционален. Это можно проследить и в «Мцыри». За счёт того, что историю побега мы слышим из уст самого юноши, повествование наполнено переживаниями и волнением главного героя.

В-третьих, наличие в поэме двоемирия — характерный признак романтического произведения. Юноша жаждет вырваться из монастыря, ставшего для юноши настоящей тюрьмой. Его влечёт идеальный мир — отчий дом, из которого его насильно забрали в детстве. Лишь на родной земле юноша обретёт счастье и сможет почувствовать себя свободным. Мотив свободы безусловно является признаком романтизма. В поэме уделяется большое внимание природе, что присуще романтическим произведениям. Без описаний пейзажа не обходиться ни один поступок Мцыри. Окружающая природа помогает лучше описать чувства юноши. Например, во время побега идёт дождь с молнией, что подчёркивает бунтарский настрой главного героя. В момент схватки сбежавшего юноши и барса природа как будто замирает. Всё вокруг сосредоточенно наблюдает за ходом битвы. Это помогает читателю сфокусировать внимание на происходящем. Трагичность произведений эпохи романтизма есть и в поэме Михаила Юрьевича Лермонтова. Юноша не обретает желаемого и умирает.

Основные признаки романтизма, которые присутствуют в данной поэме, доказывают, что главный герой «Мцыри» — романтический.

Мцыри как романтический герой Лермонтова

День телевидения в нашем государстве отмечают 21 ноября. В 1933 году техник-инженер с русскими корнями Владимир Зворыкин создал трубку, которая в последствии получила название катодной, она служила основной деталью для телевизора.

Конечно же, возникает вопрос: кто я? Я обыкновенный учебник, наверное, самый старый, который можно найти в этой небольшой школьной библиотеке. Если бы я мог говорить, то делал бы это не переставая, ведь у меня так много интересных историй.

Илья Ефимович Репин написал «Портрет Л. Н. Толстого» в 1887 году. Местом для написания портрета была выбрана родина Льва Николаевича – Ясная Поляна. Живописец и великий поэт по-разному смотрели на многие вопросы,

Когда меня спрашивают, чем я горжусь, не возникает никаких сомнений в ответе. Я горжусь своим родным городом. Ведь лучшего города нет ничего на свете. Светлый, чистый, всегда цветущий и пленительный. Нальчик – это город

Удивительно, но человечество всегда смотрит вперед, в будущее. Кто-то с надеждой, верой, а кто-то с уверенностью в предстоящие дни. Где-то там, в мыслях о будущем, мы представляем себя лучше, счастливее, обиваемся успеха и финансовой независимости.

Известная художница Татьяна Яблонская написала «Утро» в 1954 году. Эта работа сразу покорила сердца любителей живописи светлым и оптимистичным настроением, которое автору полотна удалось передать в полной мере. Перед нами комната,

Читайте также:  Вернер: сочинение

Сочинение на тему: МЦЫРИ КАК РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

МЦЫРИ КАК РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

Романтическая традиция, сложившаяся на рубеже XVIII и XIX веков, основана на повышенном интересе к человеку как к личности, к его внутреннему миру. Традиционно романтический герой — это незаурядный человек с необычной судьбой, действующий в необыч­ных условиях. Он противостоит несовершенной, жес­токой реальности, бунтует против обстоятельств. Он одинок, но одиночество не отменяет правоту: его чув­ства высоки и искренни, он нравственно чище и духов­но выше своего окружения. Автор идеализирует своего героя, наделяет его лучшими качествами: смелостью, честностью, независимостью, решимостью, чистотой порывов. Окружающая действительность претит ге­рою, и он стремится освободиться от нее, открыто и бесстрашно протестует, не боясь последствий.

Именно таким предстает перед нами герой поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» — одного из лучших образцов русской романтической поэзии. В ос­нове сюжета поэмы лежит традиционно романтический мотив побега, стремления к свободе. Мцыри — герой с необычной и трагической судьбой, ребенком захва­ченный в плен, едва не ставший монахом, бежавший из святой обители, прошедший через множество испыта­ний и погибший в расцвете лет.

Обычно для романтических произведений харак­терна повышенная эмоциональность, поскольку в центре внимания писателей — внутренние пережива­ния героя, малейшие оттенки его душевного состоя­ния. Форма исповеди, так удачно выбранная Лермон­товым, помогает раскрыть образ Мцыри как романти­ческого героя.

В соответствии с романтической традицией, в по­эме явно прослеживается противопоставление дейст­вительности идеалу. Действительный мир в произве­дении — это монастырь, являющийся символом пле­на, несвободы. В него герой попал не по своей воле, а значит, стал узником, несмотря на то, что монахи спасли ему жизнь и, в общем-то, желали добра. Но Мцыри не принадлежал к этому миру — миру закре­пощения и строгого послушания. Он стремится к со­вершенно иной жизни — к жизни на свободе. Идеаль­ным миром, символом свободы и счастья в поэме яв­ляется родина героя — Грузия. Происхождение героя тоже глубоко символично: горячая кровь воинствен­ных горцев как нельзя лучше подходит для романти­ческого героя и еще больше обостряет противоречие между неволей, в которой живет Мцыри и свободой, для которой он рожден.

Его побег — это бунт. Мцыри — романтический ге­рой-бунтарь, герой-беглец. Осуществив свой давний замысел, он, пусть на короткое время, но все же обретает внутреннюю гармонию. И это достигается, прежде всего, за счет единения с природой, в которую он влил­ся как часть целого, как брат, как друг. Глубоко симво­лично единение героя с обычно враждебной людям стихией бури. Именно благодаря ей он смог совершить побег, когда все в страхе начали молиться. Такая дружба «меж бурным сердцем и грозой» лишь еще раз подчеркивает огненную, бунтарскую, даже демоничес­кую натуру Мцыри.

Романтическое произведение просто немыслимо без мотива любви. Не обошел его стороной и Лермон­тов, заставив сердце своего героя забиться быстрее, когда тот увидел незнакомую девушку. Мцыри никог­да раньше не знал любви, но нельзя сомневаться в ис­кренности его чувств.

Мцыри жаждал «тревог», настоящих испытаний физических и духовных сил, и схватка с барсом стала как раз таким испытанием. Это было одновременно и единение с природой, и противостояние ей. Одержав победу в честном бою, Мцыри доказал, что создан для большего, чем послушничество.

Таким образом, за три дня на воле Мцыри испы­тал все самые главные чувства, «тревоги», без кото­рых жизнь кажется серой и пресной. Потому-то он так дорожит этими тремя днями, считает их лучшим, что дала ему судьба. И ему не жаль поплатиться за них жизнью.

Лучше умереть на свободе, чем жить в плену. По­жалуй, его судьба была бы менее трагичной, если бы он умер на воле, умер счастливым. Но даже этого не дано Мцыри: по злой воле судьбы он должен свои по­следние дни провести там, откуда так старался вы­рваться. Потому-то так обреченно звучат слова его исповеди:

И я как жил, в земле чужой Умру рабом и сиротой.

Образ Мцыри глубоко трагичен. И это неудиви­тельно: герой, который противостоит реальности, как бы он ни был силен, чаще всего оказывается побеж­денным. Романтический герой почти всегда обречен на гибель, ведь он не может смириться с действительнос­тью, но и не в состоянии в одиночку изменить ее, так что смерть — единственно возможный путь разреше­ния этого конфликта. В случае с Мцыри ситуация не­сколько иная: у него все-таки есть шанс обрести счас­тье, поскольку его неприятие затрагивает не общество в целом, а лишь монастырь как воплощение насилия над личностью. Его идеал не так далеко, он теоретиче­ски вполне досягаем, даже видим:

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой незыблемый Кавказ;

И было сердцу моему Легко, не знаю почему.

Но автор не стремится превратить поэму в сказку со счастливым концом. И развязка произведения то­же глубоко символична. Ведь если задуматься, Мцы­ри не просто находится между двумя мирами — он изгнан из них обоих. Он на всю жизнь остался бы чу­жим в монастыре; но самое печальное, что он чужой и там, куда так стремится: никто не ждет и не ищет его на родине, родные наверняка считают его погиб­шим, а сам он вряд ли сможет их разыскать. Он при­вык жить по законам чужаков, говорить на языке чу­жаков — он безвозвратно выпал из родного гнезда. Следовательно, Мцыри совершенно одинок, замкнут между двумя противоположностями; и в этом безна­дежном положении, на мой взгляд, и заключается главная трагедия героя.

Однако Мцыри с достоинством и гордостью, порой даже дерзкой, переносит крах своих надежд. Как истинно романтический герой, он смело смотрит в лицо смерти, ничуть не сожалея о содеянном. Он поражает нас своей внутренней силой, волей, которую ничто не может сломить.

«…Вы видите, что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» — пи­сал Белинский. Устами юного грузина с нами говорит сам Лермонтов, поэт-свободолюбец, выражая собствен­ное отношение к миру, к роли и месту человека в нем.

Поэма «Мцыри» — это гимн могуществу человеческого духа, мужеству и бесстрашию тех, кто испытывает судьбу, желая

Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы.

Сочинение «Почему Мцыри романтический герой»

Важным этапом обучения является такая форма проверки знаний, как сочинение. «Мцыри» — романтический герой поэмы Лермонтова. Михаил Юрьевич создал необычного персонажа с трагической судьбой, который бесконечно находится в непривычной для него обстановке. На это намекает и имя главного героя. Ведь это слово с грузинского переводится как «монах, послушник» или же «чужак, иностранец».

Рассмотрим возможный вариант школьной работы «Сочинение по поэме «Мцыри». Как романтический герой, персонаж предстает перед читателем

Главная идея повествования

Лермонтов изобразил очень сильного духом человека, который ради своих идеалов и цели готов пожертвовать всем, даже жизнью.

Главная идея произведения — протест и мужество. Любовный мотив почти полностью отсутствует, он отразился лишь в короткой встрече героя с грузинкой у горного потока.
Не только главный герой сильно привлекает внимание читателя, но и сам сюжет повествования.

Когда Мцыри был еще ребенком, русский генерал отправил его в грузинский монастырь на воспитание. О родных мальчика ничего не известно, а сам он был взят как пленник. Главный герой

Но вдруг случается роковое событие: накануне пострига Мцыри устраивает побег. Эта ночь была страшной, вовсю бушевала гроза. Поступок главного героя и погода даже дополняют друг друга. Героя, конечно же, начинают искать. Поиски длились целых три дня, но все тщетно. В конце концов его находят без чувств, его снова начинает губить тот самый недуг, поразивший его в детстве. Сочинение на тему «Мцыри как романтический герой» должно красочно отразить этот момент. Спасти от лап смерти главного героя снова пытается тот монах, который занимался его воспитанием. Мцыри исповедуется ему, его исповедь наполнена нотами гордости и страсти. В ней и раскрывается характер главного героя.

Жизнь в монастыре

«Мцыри как романтический герой» — сочинение о невольном заключении. Конечно же, самым главным моментом остается вопрос о побеге Мцыри. Почему он это сделал? В чем же причины? Не стоит забывать, что свою жизнь наш герой провел в этом монастыре не по своей воле. Он стал заключенным, а монастырь — тюрьмой. Такая жизнь не была для него жизнью вовсе. По его мнению, лучше уж умереть на свободе, чем все время жить в неволе. Как многого был лишен герой! Колыбельных матери, игр со сверстниками. Он никогда не был монахом в душе, его заставила им быть злая судьба. Поэтому он и мечтал получить хотя бы на короткий миг все то, чего лишился.

Мцыри знал, что очень сильно рискует, ведь у него никого и ничего не было в том, неизвестном ему мире. Но это его не остановило. Герой не терял времени зря, когда, наконец, получил то, чего так долго хотел. Он с полным восторгом смотрит на мир, которого был лишен. И только тут мы видим настоящего Мцыри. Его угрюмость и молчаливость куда-то пропадают, и мы видим, что герой поэмы не только мятежник, но и романтик. Эти черты характера как раз и раскрылись на фоне прекрасной кавказской природы.

Мцыри как романтический герой: сочинение о силе духа

Он показан мужественным и смелым, чувствует себя воином, хоть ему и не довелось побывать в сражениях и битвах. Очень важным моментом в повествовании являются слезы главного героя. Он очень гордился тем, что не давал им обычно воли. Но при побеге Мцыри не смог сдержаться, пусть его и никто не видел. Герой даже сравнивал себя с грозой. В то время как монахи трусливо прятались от нее, он решился на побег. Он как бы стал частью этой грозовой ночи.

Стойкость и патриотизм

Храбрость и стойкость юноши проявляется не только в самом побеге, не только в том, что он решился на такой риск, но и, например, в эпизоде сражения с барсом. Чтобы разобрать основной сюжет поэмы, можно написать сочинение «Мцыри как романтический герой». Кратко автор выражает его отношение к важным жизненным вещам. Он не боялся смерти, ведь возвращение в монастырь, возвращение в свой плен для него были намного страшнее. Трагический финал лишь подчеркивает силу духа, патриотизм и любовь к воле главного героя. И может, он не смог победить судьбу. Он смог изменить ее лишь на короткий миг. Но все это не сломило внутренний мир героя.

Мцыри является глубоким патриотом, ведь главной его целью после побега становится дорога до Родины. Да, он понимает, что его там никто не ждет, но ведь не это главное. Ему важно хотя бы просто ступить на родную землю.

Читайте также:  ТРАГЕДИЯ ОДИНОЧЕСТВА (По произведениям М. Ю. Лермонтова): сочинение

Стойкость и силу патриотизма Мцыри доказывает и эпизод встречи с девушкой. Он почувствовал рождение первой любви, ему стоило лишь последовать за девушкой. Но желание добраться до Родины оказывается сильнее. Несмотря ни на что, он продолжает идти вперед.

Отлично раскрывают образ Мцыри не только его внутренние качества, но и окружающий пейзаж. Мцыри — романтический герой, поэтому он полностью и всецело ощущает единение с природой. Он отождествляет себя то с грозой, то с маленьким листиком. То он как цветы на восходе поднимает голову, то он узнает тайны птиц, вслушиваясь в их щебет. Он понимает каждый камешек, каждую веточку и травинку, замечает все оттенки природы. Он чувствует себя ее продолжением.

Но природа очень сильна и опасна. Несмотря на его единство с ней, она становится и преградой. Тот темный лес, в котором герой потерялся. Он до самого конца не сдавался, но как было сильно отчаяние, когда до Мцыри дошла вся правда — он ходил кругами.
Природа подарила Мцыри почти все, чего он так желал: чувство свободы, чувство жизни. Но главной цели герою достигнуть не дано, так как он не в состоянии победить слабость тела.

Традиционные черты романтизма в поэме

Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова, несомненно, наполнена традициями романтизма, что доказывает и основной образ произведения. «Мцыри как романтический герой» — сочинение по школьной программе, которое раскрывает персонажа. Он полон страстей, одинок, един с природой, а не с окружением. Он постепенно и полностью распахивает свою душу. Все это является признаками романтизма.

Форма исповеди также характерна для поэм в стиле романтизм. Ведь мы читаем душу героя через его собственные переживания, они очень детализированы, что помогает только глубже проникнуться им. Помимо этого, в исповеди присутствует множество метафор и образов. Сочинение на тему «Мцыри как романтический герой» должно отразить тот факт, что детство героя было несчастливым. Благодаря этому мы глубже понимаем нашего героя, его внутренний мир.

Лермонтов гордится своим персонажем. Ведь рабство делает людей слабыми, убивает их силу воли. К счастью, с Мцыри такого не произошло. Его характер — противовес современному обществу, в котором жил сам автор. Герой поэмы отражает борьбу и силу, но, к сожалению, их слишком мало, чтобы победить общество. Когда силы оставляют героя, он не изменяет себе. Его кончина — это тоже протест. Наконец он получает то, чего хотел — свободу. Душа его, несомненно, вернется на Родину.

Мцыри навсегда останется символом несгибаемой воли, храбрости и стойкости, которые помогут человеку достигнуть своих целей, несмотря ни на что. Сочинение по литературе «Мцыри — романтический герой» является частью школьной программы в старших классах.

Сочинения по темам:

Романтический герой «Мцыри» Лермонтова В поэме Лермонтова «Мцыри» как романтический герой показан юноша, сбежавший из монастыря. Автор развивает в своем произведении идеи протеста и.

Сочинение Мцыри романтический герой Практически в каждом из своих произведений, знаменитый русский писатель Лермонтов старался учитывать опыт Байрона и не просто опыт, а именно.

Сочинение на тему «Мцыри, как романтический герой» С самого детства Лермонтов был влюблен в Кавказ, а герои, которых он изображал в своих произведениях, это были свободные и.

Романтический герой Мцыри Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — произведение романтическое. Ее действие разворачивается на Кавказе, где живут гордые непокорные горцы, где суровые.

Мцыри как романтический герой Лермонтов был влюблен в Кавказ с самого раннего детства. Величавость гор, хрустальная чистота и одновременно опасная сила рек, яркая необычайная.

Романтический герой Лермонтова Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» написана в тот историко-литературный период, когда романтизм плавно уходил в прошлое, уступая место реализму. Однако.

Почему убежал Мцыри? В своей предсмертной исповеди юноша рассказывает, что томило его все эти годы, и что хотел он совершить. Жизнь в монастыре.

Сочинение «Мцыри как романтический герой»

Романтизм как литературное направление: основные черты

На рубеже 18-19 веков в России развивается романтическая традиция, сменившая собой классицизм. Если предыдущее литературное направление основное внимание обращало на развитие общества и стремилось описать идеальное мировое устройство, то для романтизма становится важным совершенно иное. В произведениях романтиков на первое место выходит человек, его внутренний мир, стремления и ощущения. Романтические писатели твердо убеждены, что каждый человек исключителен и представляет первоочередную ценность, поэтому они переносят свое внимание на изображение чувств и переживаний. Так появляется романтический герой, для изображения которого вскоре формируются вполне четкие литературные каноны.

Первым правилом романтизма как литературного направления становится изображение необычного героя в необычных условиях. Как правило, писатели-романтики выбирают для своих произведений нетипичное место действий: лес, горы, пустыню или же какой-нибудь старинный замок.
В таинственное место помещается необычный герой, обладающий всеми лучшими человеческими качествами: он красив, горд и благороден. Он лучше окружающих его людей и при всем этом вызывает их неприязнь. Отсюда вытекает второе условие: противопоставление героя и общества, героя и окружающей действительности. Романтический герой всегда находится в оппозиции, поскольку он отлично видит несовершенство мира и, в силу своей нравственной чистоты, не желает с ним смиряться. На этом и строится романтический конфликт. Еще одно обязательное условие для литературы романтизма – это детальное описание мыслей героя. Для этого выбирается форма дневника, лирического монолога или же исповеди.

Классическим примером романтического героя в произведениях русских писателей могут служить герои произведений М. Лермонтова. Это Печорин и Арбенин, Демон и Мцыри… Рассмотрим Мцыри как романтического героя.

Мцыри как романтический герой

В своих произведениях Лермонтов учитывал творческий опыт Байрона, бывшего долгие годы его кумиром, оттого можно говорить о героях Лермонтова как о байронических героях. Байронический герой – это романтический герой высшего качества, герой-мятежник с огненной натурой. Никакие обстоятельства не могут его сломить. Эти качества особенно привлекали Лермонтова, и именно их он выписывает в своих героях с особой тщательностью. Таков и романтический герой Мцыри, которого можно назвать идеалом романтического героя.

О жизни Мцыри, вернее о ключевых ее моментах, мы узнаем из первых уст, так как Лермонтовым для поэмы выбрана форма исповеди. Это один из самых популярных жанров романтизма, поскольку исповедь позволяет открыть глубины человеческой души, сделав рассказ одновременно эмоциональным и искренним. Герой помещен в необычное место: в монастырь на Кавказе, а Кавказ для русского человека тогда казался очень экзотическим краем, средоточием вольности и свободомыслия.
Черты романтического героя «Мцыри» прослеживаются уже в том, как мало читателю рассказывается о предыдущей жизни героя – всего лишь несколько скупых фраз о его детстве. Его жизнь в монастыре окутана тайной, такой характерной для романтических произведений. Маленьким Мцыри был взят в плен русским генералом и привезен в монастырь, где он и вырос – вот что известно читателю. Но сам Мцыри – не обычный монах, он обладает совершенно иным характером, по своей натуре он бунтарь. Он так и не смог забыть своей родины и отказаться от нее, он жаждет настоящей жизни и готов заплатить за нее любую цену.

Легко ли было Мцыри решиться на побег от спокойного существования в своей келье? Очевидно, что монахи, вылечившие и воспитавшие Мцыри, не желали ему зла. Но их мир не может стать Мцыри, поскольку он создан для другой жизни. И во имя ее он готов пойти на риск. В соответствии с романтической традицией здесь противопоставляется жизнь в монастыре и жизнь за его пределами, причем первая символизирует несвободу и скованность человеческой личности, вторая же является идеальной жизнью. Именно к ней и стремится Мцыри, рожденный для свободы. Его побег – это бунт против традиций, показательно, что совершается он в бурную грозовую ночь, когда монахам положено молиться, боясь «гнева божьего». У Мцыри же гроза вызывает восторг, желание породниться с непокорной стихией: «я, как брат…». Искренность героя побеждает в нем показное монашеское смирение – Мцыри оказывается на свободе.

Трагедия Мцыри

Романтический герой почти всегда обречен на поражение в борьбе с миром, поскольку борьба эта неравная. Его мечты, как правило, не сбываются, а жизнь обрывается рано. В этом романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри» оказывается исключением: ему все же удалось осуществить часть своей мечты и вдохнуть воздуха свободы. Другое дело, что, как говорит нам эпиграф к поэме, он «вкусил мало меда», и свобода дана ему всего на три дня – но тем ярче им переживется это время. Мцыри счастлив своим слиянием с природой. Здесь к нему возвращаются воспоминания о семье, о родном ауле и счастливом детстве. Здесь просыпается его кровь, кровь воинственных горцев, и он оказывается способен на подвиги. Во время битвы с барсом Мцыри предстает перед читателем как отважный воин, полностью осознающий свою силу и умеющий ею пользоваться. Он прекрасен, как и дикая природа вокруг: он ее часть и ее дитя.

Но Лермонтов не мог бы по праву называться великим поэтом-романтиком, если бы он превратил свою поэму в счастливую сказку. Мцыри побежден обстоятельствами, он изранен и вновь принесен в свою келью. Свобода лишь поманила его, но главная мечта: вернуться на родину, на далекий вольный Кавказ, не сбылась. И, если задуматься, она и вовсе не была осуществимой, ведь там его никто не ждет. Близкие Мцыри давно мертвы, дом разрушен, и у себя он бы оказался точно таким же чужаком, как и в монастыре. В этом и проявляется подлинный романтический трагизм: герой полностью исключен из этого мира и равно чужд всем в нем. Только за гранью жизни его, возможно, ждет счастье, но Мцыри не желает сдаваться. «Рай и вечность» он бы с охотой променял на несколько минут на родине. Он умирает несломленным и последний его взгляд обращен на Кавказ.

Образ Мцыри – образ романтического героя, с глубоко трагической историей, который по праву пользуется любовью уже многих поколений читателей. «…Вы видите, что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» – так отзывался о нем критик Белинский, и слова критика действительно полностью характеризуют героя. Идут годы, сменяются литературные течения, романтическая традиция давно ушла в прошлое, но образ Мцыри по-прежнему вдохновляет на подвиги и пробуждает любовь к наиболее ценному: к жизни и родине.

Приведенный образа романтического героя поэмы и описание его черт, пригодятся ученикам 8 классов при поиске материалов для сочинения на тему «Мцыри как романтический герой поэмы Лермонтова»

Мцыри как романтический герой поэмы Лермонтова, черты героя для сочинения по теме | источник

Ссылка на основную публикацию
×
×