Лирика Ахматовой, основные темы и мотивы
Когда слышишь имя Анны Ахматовой, сразу представляется любовь, страстная и в то же время трагичная. Чувствуется материнское горе и ощущается преданность стране, которую писательница не пожелала покидать в трудные годы. Она продолжала творить вопреки всему, несмотря на потрясения обрушившиеся на страну в виде революций и войн.
Сегодня читатель имеет возможность познакомиться с лирикой Ахматовой, где чаще всего лирическим героем выступает человек, умеющий тонко чувствовать и переживать. Это отвергнутая или любимая героиня, которая может кого-то вознести на алтарь любви, а кого-то покинуть.
Темы и мотивы лирики Ахматовой
В целом творчество Анны Ахматовой можно разделить на три этапа. Каждый из периодов характеризуется своей темой и мотивами, поэтому читатель с легкостью может отличить раннее творчество поэтессы, где в основном звучат любовные мотивы, от стихотворений более позднего периода, где поднимается тема Родины и раскрывается гражданская позиция. Давайте остановимся на лирике Ахматовой и ее своеобразии более подробно.
Ранняя лирика
Первый этап в творчестве поэтессы представлен ее ранними работами. Первые стихотворения Ахматовой вошли в сборники Вечер и Четки. Они представлены небольшими миниатюрами. Одни из них сюжетные, другие представлены простыми размышлениями. Но каждый ее стих наделен внутренней драматичностью и нежностью. Эйхенбаум смог увидеть в раннем творчестве поэтессы небольшой роман, где главными героями были Он и Она. Это не безликие персонажи. Каждый из них имеет свою историю отношений и психологический портрет. Читая стихи Ахматовой, понимаешь почему писательницу признали мастером любовной лирики. Ведь все ее раннее творчество пронизано мотивами любви и любовной тематикой с легким налетом мелодраматизма.
Любовная лирика
Тематикой любви пронизаны все стихотворения Ахматовой. Чаще всего любовная лирика раскрывается в критические моменты. Поэтесса передает чувства в момент разрыва или встречи, передает ощущения лирического героя в период отказа или признания, во время взлета или падения. При этом в своих произведениях она затрагивает не только отношения между противоположным полом, но и показывает любовь к окружающему миру.
Стоит пропросмотреть несколько стихов, чтобы понять насколько разнообразна любовная лирика Ахматовой, и в каком разнообразии красок она показана. Ее лирика подобна энциклопедии любви, где поэтесса сумела передать настроение, эмоции и волнение женского сердца.
Особенностью в любовной лирике Ахматовой является отсутствие целостности стихотворения. Часто они представлены историей о любви, где не найти ни конца, ни начала истории. Это эмоциональный взрыв, отражающий настроение лирической героини. В каждой работе женщины смогут найти кусочек истории из своей жизни, может поэтому женщины с удовольствием зачитываются произведениями писательницы.
Тема Родины в лирике Ахматовой
После первых сборников, Анна Ахматова пишет стихотворения, где просматриваются исторические ассоциации, и подниматься тема поэзии и поэта. В своих работах поэтесса затрагивает тему России. Одним из примеров является стихотворение Ты знаешь, я томлюсь в неволе.
Тему Родины писательница поднимает и в годы Первой мировой войны. Но в отличие от других поэтов, Ахматова понимает, что военное время приносит горе и потери, война — это убийство и зло, поэтому в ее творчестве звучат антивоенные нотки.
А дальше революционные события. Время разрухи и лишений. Ахматова не покидает страну, отказываясь от эмиграции. Она продолжает посвящать свои работы Родине, где чувствуется истинный патриотизм. Одним из примеров таких работ является стихотворение Не с теми я, кто бросил землю. Любовь к стране читатель видит и в стихе Молитва, где героиня готова на все, лишь бы туча стала светлым облаком, а страна засияла в лучах славы.
Позже она посвятит теме Родины и другие свои работы, как например, стихотворение Мужество, написанный в годы Великой Отечественной войны, где каждая строчка пронизана надеждой и верой на лучшее будущее. О Родине поэтесса пишет и в своей поздней лирике, например в стихотворении Родная земля.
Гражданская лирика поэтессы
Изучая своеобразие лирики Ахматовой, мы видим ее рост и взросление. Если поначалу это была камерная, интимная лирика, то со взрослением она приобретает философский смысл, окутываясь гражданскими мотивами. Эти мотивы прослеживаются в стихах поэтессы в годы Первой мировой войны и в революционный период. Однако вершиной гражданской лирики Анны Андреевны стало предвоенное и военное время середины XX века. Теперь поэтесса достойно принимает все удары судьбы и призывает к народному мужеству. Ее знаменитая работа Реквием — настоящий памятник народной трагедии. В ней поэтесса делится не только со своим горем, но и трагедией всей нации. Это плач по сыну, и по всем тем, кого уводили на рассвете. Это обвинение и обличение власти, рассказ о страданиях простых невинных людей.
После войны Ахматова продолжает писать на тему Родины, однако теперь поэтесса пишет свои воспоминания. Она размышляет над прошлым, о судьбе русского народа. Как написала Анна Ахматова, она была счастлива прожить эти годы и видеть произошедшие события, которым не было равных. Ее же стихи стали ниточкой, которая связывает писательницу со временем.
А. А. Ахматова. Основные темы лирики в таблицах
А. А. Ахматова
Основные темы лирики
1. Ахматова в период раннего творчества – акмеистка
Акмеизм – литературное направление, которое проповедует теорию «искусство для искусства», «красоты ради самой красоты». |
2. Любовная лирика
Его содержание и художественные особенности
Книги «Вечер»,«Четки», «Белая стая»
В стихах, вошедших в эти сборники, Ахматова очень женственна, но в нежности ее поэтического слова звучит одновременно и властность, и энергия. Сочетание нежности и беззащитности с твердостью характера, шепота любви и прямого языка страсти, интонаций отчаяния и веры, молитвы и проклятий – все это отличает художественный мир Ахматовой, ее неповторимый стиль.
«Хочешь знать,как все это было?»
Миниатюра, зарисовка, в нескольких строчках которой вся история любви.
Лирический роман, в котором в нескольких строчках рассказана трагедия десяти лет.
«Небывалая осеньпостроила купол. »
В этом стихотворении тема любви раскрывается по-новому. Любовные переживания лирической героини включают в себя все существование, всю жизнь. Такая любовь стала более богатой и многоцветной, а в минуты потрясений и более трагедийной.
3. Стихи о Родине
Тема Родины становится все более органичной для поэтессы, помогает ей в годы Первой мировой войны высказать свое отношение к этому историческому событию. |
Его содержание и художественные особенности
Молит судьбу о возможности принести в жертву России все, что имеет.
Стихотворение отличает строгая, библейская форма. Ахматова «озвучивает» в этом стихотворении голос интеллигенции, которая принимает решение остаться со своим народом, несмотря на свое отношение к революции.
«Все расхищено, предано, продано»
Старый мир разрушен, новый еще только начинает строиться. Ахматова теряет со смертью старого мира то, что было для нее родным домом, но поэтесса произносит слова, благословляющие вечную в своей прелести мудрую новизну жизни.
«Тайны ремесла» – так называется цикл стихов Анны Андреевны Ахматовой, в котором она размышляет о поэтическом творчестве. |
Это – выжимки бессонниц,
Это – свеч кривых нагар,
Это – сотен белых звонниц
Первый утренний удар.
Это – теплый подоконник
Под черниговоской луной,
Это – пчелы, это – донник,
Это – пыль, и мрак, и зной.
. И я не знавала жесточе беды. Ушло, и его протянулись следы
К какому-то крайнему краю,
А я без него. умираю.
• Создавался в грозовой атмосфере 30-х годов.
• Ахматова поставила перед собой задачу – создать памятник великому народному горю – всем, стоявшим вместе с ней в тюремных очередях, обездоленным и замученным:
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
• По своей поэтической форме оно близко к народной притче. В нем с большой поэтической и гражданской силой нашло свое отражение страшное время репрессий и страдающая душа народа.
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.просмотреть далее.
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует просмотреть внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше просмотреть, тогда любой вариант покажется лёгким. просмотреть далее.
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное – мне было интересно писать, просмотреть, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. просмотреть далее.
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. просмотреть далее.
Основные темы и идеи лирики А. Ахматовой
Какие ассоциации приходят на ум при упоминании имени Анны Андреевны Ахматовой? Любовь, страстная и трагичная, спасительной звездой прошедшая вместе с босоногой девчонкой с черноморского побережья Херсона, затем прелестной гимназисткой Царского Села сквозь хаос ледяного безвременья, объявший нашу страну на заре XX столетия; самоотверженная преданность Родине, молчаливо созерцавшей собственную неизбежную гибель; материнское горе, стучавшееся тогда без разбору во многие дома своим безжалостно-грубым кулаком пролетарской диктатуры. И над
Нет, великого поэта. Ахматова ненавидела слово “поэтесса”, называя себя исключительно “поэтом”. Она мужественно разделила горечь безвозвратных потерь русской интеллигенции. Она не была сломлена испытаниями, под тяжестью которых отрекались от своих идей и убеждений многие мужчины.
Она осталась, когда можно было уйти; она была, когда просто немыслимо было быть; она будет и по сей день, и дальше останется в сердцах русских людей великой женщиной-поэтом.
В пушистой муфте руки холодели.
Мне стало страшно, стало как-то смутно.
О, как вернуть вас, быстрые недели
Его любви, воздушной и минутной…
Ахматова словно знает все тайны человеческих отношений. Иногда в ее голосе слышны ноты безысходности и сожаления о том, что нет ничего чувственно-вечного. Она словно приоткрывает завесу ослепляющего людей минутного счастья:
Есть в близости людей заветная черта,
Ее не перейти влюбленности и страсти, –
Пусть в жуткой тишине сливаются уста
И сердце рвется от любви на части…
Стремящиеся к ней безумны, а ее
Достигшие – поражены тоскою…
Теперь ты понял, отчего мое
Не бьется сердце под твоей рукою.
Лирическая героиня Ахматовой не олицетворяет собой какой-то безупречно-определенный человеческий образ с соответствующими ему чертами характера. Она и любима, и отвергнута, кого-то возносит на алтарь, а кого-то без сожаления покидает. Она холодна и неприступна, но если приглядеться, то легко заметить тайное томление в глазах бездонной глубины, манящих захлебнуться солеными волнами безудержной страсти.
Любовь к Родине занимает особенное место в творчестве А. А. Ахматовой. Уже повзрослевшая вместе с поэтом лирическая героиня, сознавая происходящее вокруг, весь ужас и неизбежность Апокалипсиса, делает вполне осознанный выбор:
Он говорил: “Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид”.
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Ахматова остается со своим народом. Она знает, что только здесь ее поэзия будет понята и прочувствована. Она желает, чтобы судьба страны стала и ее судьбой.
Ахматова вместе с тем осуждает эмигрантов, не признает их право на отступление. Для Ахматовой подобный поступок равносилен дезертирству, подлому и малодушному предательству:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам…
И Родина, к которой обращается в стихах Ахматова, это не только собирательный образ всей России. Родина – это и Царское Село, и Павловск, и Петербург, и места в Тверской губернии Слепнево и Бежецк:
Все мне видится
Круглый луг, неживая вода,
Самый томный и самый тенистый,
Ведь его не забыть никогда…
Там белые церкви и звонкий, светящийся лед,
Там милого сына цветут васильковые очи.
Над городом древним алмазные русские ночи
И серп поднебесный желтее, чем липовый мед…
Свои нежные чувства к любимым местам страны она безраздельно связывает с ее историей. В стихотворении “Голос памяти” Ахматова словно беседует сама с собой:
Что ты видишь, тускло на стену смотря,
В час, когда на небе поздняя заря?
Чайку ли на’синей скатерти воды
Или флорентийские сады?
Или парк огромный Царского Села,
1де тебе тревога путь пересекла.
Нет, я вижу стену только – и на ней
Отсветы небесных гаснущих огней.
В годы беспощадных сталинских репрессий, когда судьба нанесла Ахматовой два тяжелейших удара – расстрел мужа Николая Гумилева и арест единственного сына, – она создает свой шедевр – “Реквием”. Посвящение всем жертвам кровавого террора, обвинение и обличение власти, повествование о страданиях невинных людей – все нашло отражение в этом произведении. Естественно, что никаких рукописей и уж, тем более, печатного варианта “Реквиема” в то время не существовало:
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных “марусъ”…
Подобные строки – это был фактически смертный приговор самой себе. А Ахматова должна была жить. Она уже тогда Чувствовала, что принадлежит своей стране, своему народу больше, чем одной себе. Она предвидела, что на долю ее соотечественников выпадет еще более тяжкое и страшное испытание.
И именно она, Ахматова, должна была в трудную минуту поддерживать патриотический дух народа.
И вот это случилось. Война… Она застала Ахматову в Ленинграде, где в июле 1941 года родилось стихотворение, спасительным глотком свежего воздуха облетевшее всю страну:
И та, что сегодня прощается с милым, –
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит.
Победа для Ахматовой, как и для всех героев-патриотов, стала смыслом жизни. Она переживала общенародную трагедию как свою личную. Для нее отстоять свою землю, свою Родину значило сохранить культуру и родную речь, родной язык.
Язык, на котором она думала, говорила, писала. Язык, который понимали и чувствовали во всех уголках России. Язык, ради обладания которым Ахматова променяла роскошь и уют лондонских и парижских салонов на жалкое, нищенское и голодное существование в нелепом и бессмысленном Советском государстве.
Но судьба не помиловала Ахматову и после победы над фашизмом. Ее исключили из Союза советских писателей, лишили даже продовольственных карточек. Власти старались всеми силами уничтожить талант гениального поэта. Имя Ахматовой надолго было вычеркнуто из литературы. Однако в сердцах людей, которые не стали приспособленцами в новой системе, маргиналами, отрекшимися ради карьеры и благополучия даже от своих родителей, в сердцах исконно русских людей, пронесших веру в истинные человеческие ценности сквозь все круги советского ада, творчество великого поэта Анны Андреевны Ахматовой всегда находило живой отклик.
Ее помнили и любили. Ее помнят и любят. Ее будут помнить и будут любить.
Похожие сочинения:
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ А. Т. ТВАРДОВСКОГО Поэзия Александра Твардовского стала одной из ярких страниц истории русской литературы XX века, сама судьба этого человека и поэта глубоко символична. А. Твардовский вошел в литературу в середине 20-х годов.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА Некрасов отдал дань романтизму сборником стихотворений “Мечты и звуки” (1840), жестоко осужденным, даже высмеянным тогда же Белинским. Зрелый Некрасов, начиная со стихотворения “В дороге” (“Скучно? скучно. Ямщик удалой…”), является продолжателем.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ Ф. И. ТЮТЧЕВА Выдающийся русский лирик Федор Иванович Тютчев был во всех отношениях противоположностью своему современнику и почти ровеснику Пушкину. Если Пушкин получил очень глубокое и справедливое определение “солнца русской поэзии”, то Тютчев.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ А. А. ФЕТА В личности Афанасия Фета удивительным образом сошлись два абсолютно разных человека: огрубелый, сильно тертый, битый жизнью практик и вдохновенный, неутомимый буквально до последнего вздоха (а умер он в возрасте 72.
Основные темы и идеи лирики Афанасия Фета 1 вариант В лице Афанасия Афанасьевича Фета изумительным образом столкнулись два совершенно неодинаковых человека: загрубелый, чрезвычайно видавший виды, опытный практик и вдохновенный, неутомимый, в буквальном смысле до последнего вздоха певец.
Основные мотивы лирики Ахматовой Чем живет человек? Наверное, любовью. Любовью к людям, верой в будущее, надеждой на лучшее. Возможно, именно потому, что все эти спутники любви Анна Ахматова всегда несла в своем сердце, она.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. И. КУПРИНА В мировой литературе вообще, а в русской литературе в особенности, проблема взаимоотношения человека с окружающим его миром занимает большое место. Личность и среда, индивидуум и общество – об этом размышляли.
Гражданский пафос поэзии Н. А. Некрасова, ее основные темы, идеи и образы Литературный талант Н. А. Некрасова прославил его не только как писателя и поэта, но и как редактора, журналиста и критика. В разное время он писал стихи, повести, фельетоны, водевили, сатирические.
Сатирические произведения Владимира Маяковского: основные темы, идеи и образы Борьба против бюрократизма, пошлости, подхалимства – одна из основных тем творчества Маяковского. Сатирические произведения Маяковский создавал на всех этапах своего творчества. В ранней поэзии Маяковского сатира продиктована, прежде всего, пафосом.
Основные темы лирики Николая Некрасова Поэт Николай Алексеевич Некрасов был самым известным и популярным в России в середине XIX века. Его поэзия разнообразна, но имеет общий корень – идет от самого сердца и не может.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ А. А. ФЕТА Основа поэтической философии – идея красоты, гармонии. Сочетание удивительной конкретности и точности в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. “Зоркость по отношению к красоте”.
Основные темы лирики Пушкина Одной из отличительных особенностей творчества А. С. Пушкина является необыкновенная разносторонность его творческого дарования. Глубоко искренняя реалистическая лирика поэта – невероятно важная, полная гениальной легкости и глубины часть творчества поэта.
Основные темы лирики Лермонтова Русский романтизм уверенно занял позицию главного культурного направления в начале XIX века. Основными предпосылками появления романтизма в России были: интерес к лиричности, сентиментализм, творчество Джорджа Байрона, Философия Шеллинга и подъем.
Основные темы и мотивы лирики К. Д. Бальмонта Константин Дмитриевич Бальмонт был широко известен как поэт-символист, переводчик, эссеист и историк литературы. В России он пользовался огромной популярностью последние 10 лет ХIХ века, был кумиром молодежи. Творчество Бальмонта продолжалось.
Основные мотивы, темы и образы лирики Ф. И. Тютчева Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли.
“Я научилась просто, мудро жить…” (философские мотивы лирики А. Ахматовой) Но все-таки узнают голос мой, И все-таки ему опять поверят. А. Ахматова План I. “Я научила женщин говорить”. II. Основные темы и мотивы лирики А. Ахматовой. 1. Особенности любовной лирики.
Отражение в лирике А. А. Ахматовой глубины человеческих переживаний, темы любви и искусства Поэтическое творчество Анны Ахматовой берет свое начало в блистательном Серебряном веке русской литературы. Этот сравнительно короткий период породил целую плеяду гениальных художников, в том числе, впервые в русской литературе, великих.
В чем состоит жанровое своеобразие лирики А. А. Ахматовой?” В чем состоит жанровое своеобразие лирики А. А. Ахматовой? Формируя концепцию сочинения, отметьте, что жанровое своеобразие лирики А. А. Ахматовой отражает особенности ее художественного мышления. Покажите, что поэт охотно использует.
Основные мотивы поэзии А. Ахматовой Многое еще, наверно, хочет Быть воспетым голосом моим… А. Ахматова Творчество великого художника – реалиста ли, модерниста – заключает в себе целый мир, все бытие в его многообразии. Однако всегда.
ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ – ДВИЖУЩАЯ СИЛА ЛИРИКИ А. А. АХМАТОВОЙ ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ – ДВИЖУЩАЯ СИЛА ЛИРИКИ А. А. АХМАТОВОЙ А. Ахматова – один из самых ярких и своеобразных поэтов рубежа ХIХ-ХХ веков. Главная тема ее ранних произведений – тема.
Своеобразие темы любви в лирике А. Ахматовой 1.Мир глубоких и драматических переживаний, очарование, богатство и неповторимость личности запечатлелись в любовной лирике Анны Ахматовой. Тема любви, безусловно, занимает в ее поэзии центральное место. Неподдельная искренность, предельная откровенность в.
ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ПОЭЗИИ АННЫ АХМАТОВОЙ Многое еще, наверно, хочет Быть воспетым голосом моим… А. Ахматова Творчество великого художника – реалиста ли, модерниста – заключает в себе целый мир, все бытие в его многообразии. Однако всегда.
Основные темы в творчестве И. Бунина – вечные темы: природа, любовь, смерть Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы России. “Так знать и любить природу, как умеет Ив. Бунин, мало кто умеет”, –.
Тест по творчеству А. А. Ахматовой 1. Какие сборники А. Ахматовой вышли до революции? А. “Бег времени” Б. “Вечер” В. “Подорожник” Г “Четки” Д. “Anno Domini” 2. Какая тема является основной в ранней лирике А. Ахматовой.
“Романность” лирики Анны Ахматовой Поэзия Анны Ахматовой периода ее первых книг – почти исключительно любовная лирика. Ее новаторство как художника проявилось первоначально именно в этой традиционной, вечной, многократно использованной и, казалось бы, до конца.
Основные идеи романа “Преступление и наказание” Любое произведение ценно прежде всего тем, как оно отвечает на важнейшие вопросы современности. Роман Достоевского “Преступление и наказание” – одно из выдающихся произведений мировой литературы, это “энциклопедия” жизни России 60-х.
Темы и идеи од М. В. Ломоносова Тему “Вечернего размышления о Божием величестве при случае, великого северного сияния” можно определить как восторженное преклонение перед могуществом Творца, сумевшего создать тысячи обитаемых миров, создать пространство настолько бескрайнее и насытить.
Обдумывание темы и определение идеи сочинения 2. Обдумывание темы и определение идеи сочинения Правильно определить вещь, почти разгадать ее природу. Г. П. Федотов Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает Н. Буало На этом этапе работы.
Темы, идеи, образы повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” Странное чувство охватывает читателя, удосужившегося пропросмотреть старинную повесть Н. Карамзина. Казалось бы, чем может нас тронуть судьба крестьянки, обманутой богатым барином и покончившей с собой, – банальный сюжет, банальная развязка.
Основные темы современной публицистики Публицистика всегда оперативно реагировала на острейшие вопросы современности, была демократичным и наиболее мобильным видом печатного слова. Не утеряла она этих качеств и в последнее десятилетие XX века. Жизнь стала динамичнее.
Основные темы и идеи лирики А. А. Ахматовой
Какие ассоциации приходят на ум при упоминании имени Анны Андреевны Ахматовой? Любовь, страстная и трагичная, спасительной звездой прошедшая вместе с босоногой девчонкой с черноморского побережья Херсона, затем прелестной гимназисткой Царского Села сквозь хаос ледяного безвременья, объявший нашу страну на заре XX столетия; самоотверженная преданность Родине, молчаливо созерцавшей собственную неизбежную гибель; материнское горе, стучавшееся тогда без разбору во многие дома своим безжалостно-грубым кулаком пролетарской диктатуры. И над
Нет, великого поэта. Ахматова ненавидела слово “поэтесса”, называя себя исключительно “поэтом”. Она мужественно разделила горечь безвозвратных потерь русской интеллигенции. Она не была сломлена испытаниями, под тяжестью которых отрекались от своих идей и убеждений многие мужчины. Она осталась, когда можно было уйти; она была, когда просто немыслимо было быть; она будет и по сей день, и дальше останется в сердцах русских людей великой женщиной-поэтом.
Без сомнения, центральной
Любовная лирика Ахматовой – не детский лепет романтического дитяти, а отражение пережитого, заполнившее испитый до дна бокал страстей и желаний, разочарований и надежд: В пушистой муфте руки холодели. Мне стало страшно, стало как-то смутно. О, как вернуть вас, быстрые недели Его любви, воздушной и минутной… Ахматова словно знает все тайны человеческих отношений.
Иногда в ее голосе слышны ноты безысходности и сожаления о том, что нет ничего чувственно-вечного. Она словно приоткрывает завесу ослепляющего людей минутного счастья: Есть в близости людей заветная черта, Ее не перейти влюбленности и страсти, – Пусть в жуткой тишине сливаются уста И сердце рвется от любви на части… Стремящиеся к ней безумны, а ее Достигшие – поражены тоскою…
Теперь ты понял, отчего мое Не бьется сердце под твоей рукою. Лирическая героиня Ахматовой не олицетворяет собой какой-то безупречно-определенный человеческий образ с соответствующими ему чертами характера. Она и любима, и отвергнута, кого-то возносит на алтарь, а кого-то без сожаления покидает. Она холодна и неприступна, но если приглядеться, то легко заметить тайное томление в глазах бездонной глубины, манящих захлебнуться солеными волнами безудержной страсти.
Любовь к Родине занимает особенное место в творчестве А. А. Ахматовой. Уже повзрослевшая вместе с поэтом лирическая героиня, сознавая происходящее вокруг, весь ужас и неизбежность Апокалипсиса, делает вполне осознанный выбор: Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: “Иди сюда, Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид”.
Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. Ахматова остается со своим народом. Она знает, что только здесь ее поэзия будет понята и прочувствована.
Она желает, чтобы судьба страны стала и ее судьбой. Ахматова вместе с тем осуждает эмигрантов, не признает их право на отступление. Для Ахматовой подобный поступок равносилен дезертирству, подлому и малодушному предательству: Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам… И Родина, к которой обращается в стихах Ахматова, это не только собирательный образ всей России.
Родина – это и Царское Село, и Павловск, и Петербург, и места в Тверской губернии Слепнево и Бежецк: Все мне видится Павловск холмистый, Круглый луг, неживая вода, Самый томный и самый тенистый, Ведь его не забыть никогда… Там белые церкви и звонкий, светящийся лед, Там милого сына цветут васильковые очи. Над городом древним алмазные русские ночи И серп поднебесный желтее, чем липовый мед… Свои нежные чувства к любимым местам страны она безраздельно связывает с ее историей.
В стихотворении “Голос памяти” Ахматова словно беседует сама с собой: Что ты видишь, тускло на стену смотря, В час, когда на небе поздняя заря? Чайку ли на синей скатерти воды Или флорентийские сады? Или парк огромный Царского Села, 1де тебе тревога путь пересекла. Нет, я вижу стену только – и на ней Отсветы небесных гаснущих огней.
В годы беспощадных сталинских репрессий, когда судьба нанесла Ахматовой два тяжелейших удара – расстрел мужа Николая Гумилева и арест единственного сына, – она создает свой шедевр – “Реквием”. Посвящение всем жертвам кровавого террора, обвинение и обличение власти, повествование о страданиях невинных людей – все нашло отражение в этом произведении. Естественно, что никаких рукописей и уж, тем более, печатного варианта “Реквиема” в то время не существовало: Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных “марусъ”… Подобные строки – это был фактически смертный приговор самой себе. А Ахматова должна была жить.
Она уже тогда Чувствовала, что принадлежит своей стране, своему народу больше, чем одной себе. Она предвидела, что на долю ее соотечественников выпадет еще более тяжкое и страшное испытание. И именно она, Ахматова, должна была в трудную минуту поддерживать патриотический дух народа. И вот это случилось.
Война… Она застала Ахматову в Ленинграде, где в июле 1941 года родилось стихотворение, спасительным глотком свежего воздуха облетевшее всю страну: И та, что сегодня прощается с милым, – Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит. Победа для Ахматовой, как и для всех героев-патриотов, стала смыслом жизни.
Она переживала общенародную трагедию как свою личную. Для нее отстоять свою землю, свою Родину значило сохранить культуру и родную речь, родной язык. Язык, на котором она думала, говорила, писала.
Язык, который понимали и чувствовали во всех уголках России. Язык, ради обладания которым Ахматова променяла роскошь и уют лондонских и парижских салонов на жалкое, нищенское и голодное существование в нелепом и бессмысленном Советском государстве. Но судьба не помиловала Ахматову и после победы над фашизмом.
Ее исключили из Союза советских писателей, лишили даже продовольственных карточек. Власти старались всеми силами уничтожить талант гениального поэта. Имя Ахматовой надолго было вычеркнуто из литературы. Однако в сердцах людей, которые не стали приспособленцами в новой системе, маргиналами, отрекшимися ради карьеры и благополучия даже от своих родителей, в сердцах исконно русских людей, пронесших веру в истинные человеческие ценности сквозь все круги советского ада, творчество великого поэта Анны Андреевны Ахматовой всегда находило живой отклик. Ее помнили и любили.
Ее помнят и любят. Ее будут помнить и будут любить.
Сочинение «ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ А. А. АХМАТОВОЙ»
Какие ассоциации приходят на ум при упоминании имени Анны Андреевны Ахматовой? Любовь, страстная и тра¬гичная, спасительной звездой прошедшая вместе с босоно¬гой девчонкой с черноморского побережья Херсона, затем прелестной гимназисткой Царского Села сквозь хаос ледя¬ного безвременья, объявший нашу страну на заре XX столе-тия; самоотверженная преданность Родине, молчаливо созер¬цавшей собственную неизбежную гибель; материнское горе, стучавшееся тогда без разбору во многие дома своим безжа¬лостно-грубым кулаком пролетарской диктатуры. И над всем этим сиял в лучах негасимого света робкой надежды восхи¬тительным расписным куполом мир рифм и образов вели¬кой поэтессы. Нет, великого поэта. Ахматова ненавидела сло¬во «поэтесса», называя себя исключительно «поэтом». Она мужественно разделила горечь безвозвратных потерь русской интеллигенции. Она не была сломлена испытаниями, под тя¬жестью которых отрекались от своих идей и убеждений мно¬гие мужчины. Она осталась, когда можно было уйти; она была, когда просто немыслимо было быть; она будет и по сей день, и дальше останется в сердцах русских людей великой женщи¬ной-поэтом.
Без сомнения, центральной темой творчества Анны Ахма¬товой является Любовь. Первые ее стихи, вынесенные на суд широкой публики, были представлены в журнале «Аполлон» в 1911 году, за год до выхода сборника «Вечер», и сразу получи¬ли широкий отклик у читателей и одобрение известных по¬этов того времени. Она сразу заявила о себе как о серьезном режиссере-постановщике чувственной драмы. Любовная ли¬рика Ахматовой — не детский лепет романтического дитяти, а отражение пережитого, заполнившее испитый до дна бокал страстей и желаний, разочарований и надежд:
В пушистой муфте руки холодели.
Мне стало страшно, стало как-то смутно.
О, как вернуть вас, быстрые недели
Его любви, воздушной и минутной.
Ахматова словно знает все тайны человеческих отношений.
Она словно приотк¬рывает завесу ослепляющего людей минутного счастья:
Есть в близости людей заветная черта,
Ее не перейти влюбленности и страсти, —
Пусть в жуткой тишине сливаются уста
И сердце рвется от любви на части.
Стремящиеся к ней безумны, а ее
Достигшие — поражены тоскою.
Теперь ты понял, отчего мое
Не бьется сердце под твоей рукою.
Лирическая героиня Ахматовой не олицетворяет собой какой-то безупречно-определенный человеческий образ с соответствующими ему чертами характера. Она и любима, и отвергнута, кого-то возносит на алтарь, а кого-то без сожале¬ния покидает. Она холодна и неприступна, но если пригля¬деться, то легко заметить тайное томление в глазах бездон¬ной глубины, манящих захлебнуться солеными волнами безудержной страсти.
Любовь к Родине занимает особенное место в творчестве А. А. Ахматовой. Уже повзрослевшая вместе с поэтом лири¬ческая героиня, сознавая происходящее вокруг, весь ужас и неизбежность Апокалипсиса, делает вполне осознанный выбор:
Мне голос был.
Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Ахматова остается со своим народом. Она знает, что только здесь ее поэзия будет понята и прочувствована. Она жела¬ет, чтобы судьба страны стала и ее судьбой. Ахматова вместе с тем осуждает эмигрантов, не признает их право на отступ¬ление. Для Ахматовой подобный поступок равносилен дезер¬тирству, подлому и малодушному предательству:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
И Родина, к которой обращается в стихах Ахматова, это не только собирательный образ всей России. Родина — это и Царское Село, и Павловск, и Петербург, и места в Тверской губернии Слепнёво и Бежецк:
Все мне видится
Павловск холмистый,
Круглый луг, неживая вода,
Самый томный и самый тенистый,
Ведь его не забыть никогда.
Там белые церкви и звонкий, светящийся лед,
Там милого сына цветут васильковые очи.
Над городом древним алмазные русские ночи
И серп поднебесный желтее, чем липовый мед.
Свои нежные чувства к любимым местам страны она без¬раздельно связывает с ее историей. В стихотворении «Голос памяти» Ахматова словно беседует сама с собой:
Что ты видишь, тускло на стену смотря,
В час, когда на небе поздняя заря?
Чайку ли на’синёй скатерти воды
Или флорентийские сады?
Или парк огромный Царского Села,
1де тебе тревога путь пересекла.
Нет, я вижу стену только — и на ней
Отсветы небесных гаснущих огней.
В годы беспощадных сталинских репрессий, когда судьба нанесла Ахматовой два тяжелейших удара — расстрел мужа Николая Гумилёва и арест единственного сына, — она создает свой шедевр — «Реквием». Посвящение всем жертвам кро¬вавого террора, обвинение и обличение власти, повествова¬ние о страданиях невинных людей — все нашло отражение в этом произведении. Естественно, что никаких рукописей и уж, тем более, печатного варианта «Реквиема» в то время не существовало:
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных «марусъ»…
Подобные строки — это был фактически смертный приго¬вор самой себе. А Ахматова должна была жить. Она уже тогда Чувствовала, что принадлежит своей стране, своему народу больше, чем одной себе.
И именно она, Ахматова, должна была в трудную минуту поддерживать патриотический дух народа.
И вот это случилось. Война. Она застала Ахматову в Ле¬нинграде, где в июле 1941 года родилось стихотворение, спа¬сительным глотком свежего воздуха облетевшее всю страну:
И та, что сегодня прощается с милым, —
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит.
Победа для Ахматовой, как и для всех героев-патриотов, стала смыслом жизни. Она переживала общенародную траге¬дию как свою личную. Для нее отстоять свою землю, свою Родину значило сохранить культуру и родную речь, родной язык. Язык, на котором она думала, говорила, писала. Язык, который понимали и чувствовали во всех уголках России. Язык, ради обладания которым Ахматова променяла роскошь и уют лондонских и парижских салонов на жалкое, нищенс¬кое и голодное существование в нелепом и бессмысленном Советском государстве.
Но судьба не помиловала Ахматову и после победы над фашизмом. Ее исключили из Союза советских писателей, лишили даже продовольственных карточек. Власти старались всеми силами уничтожить талант гениального поэта. Имя Ах¬матовой надолго было вычеркнуто из литературы. Однако в сердцах людей, которые не стали приспособленцами в новой системе, маргиналами, отрекшимися ради карьеры и благо¬получия даже от своих родителей, в сердцах исконно рус¬ских людей, пронесших веру в истинные человеческие цен¬ности сквозь все круги советского ада, творчество великого поэта Анны Андреевны Ахматовой всегда находило живой отклик. Ее помнили и любили. Ее помнят и любят. Ее будут помнить и будут любить.
Сочинения по творчеству Ахматовой
В поэзию А.А. Ахматова вошла с любовной лирикой, которая отличалась строгой простотой и ясностью стиха, бесконечными вариациями влюбленности, которые не были похожи друг на друга только благодаря таланту поэтессы.
Общий мотив большинства стихов Анны Андреевны Ахматовой – это мотив расставания, прощания, разлуки, потери. Любовь у Ахматовой земная, человеческая, мучительная и страстная. Поэтесса показала узкий мирок: Он и Она, взаимоотношения между ними. Известный литератор Ю. Тынянов назвал «новым явлением ее камерный стиль». Первые книги стихов Ахматовой – «Вечер» (1912), «Четки» (1914).
Первая мировая война не могла не оставить следа в творчестве Ахматовой. Она почувствовала ее как великую народную беду. В ее стихах появляется церковная символика, образ Богородицы. В 1914-16 гг. она жила в имении Гумилева, Слепнёве; это был так называемый слепневский период ее жизни и творчества. В стихотворениях этого периода звучит тема природы с ее звуками, красками, миром тишины и покоя, красоты и гармонии.
В последующие годы выходят сборники стихов «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), «Anna Domini» (1922). Ахматова не поняла того, что принесла Октябрьская революция. Но она не эмигрировала, она «бережно несла свой крест до конца» («Не с теми я, кто бросил землю»), хотя многие считали ее внутренней эмигранткой, и поэтому с 1925 по 1939 год ее не печатали. Именно в эти годы молчания были сформулированы главные идеи, раскрывающие суть поэтики Ахматовой. В ней происходила внутренняя работа, связанная с осмыслением и переживанием нового личного и социального опыта. Все это происходило в сложной для нее обстановке, связанной с кампаниями репрессий и истреблений, с арестом ее сына. Свою поэму «Реквием» Ахматова создавала в 1938-40-е годы и посвятила всем узникам – жертвам режима. Основная мысль поэмы – память. Эта поэма была впервые опубликована лишь в 1987 году.
В годы Великой Отечественной войны на смену стихам лирическим, понятным не всем, приходят строки, внятные сердцам миллионов соотечественников. Это такие стихотворения, как «Мужество», «Клятва». В эти годы появляется и новая тема: тема Родины, Отечества. В этих стихах звучит гнев и уверенность в возмездии, вера в будущее («Победа», «Победителям»). Уже в мирное время, в 1950 году, она написала стихи, которые являлись как бы продолжением патриотической лирики военных лет («Говорят дети», «В пионерлагере», «Песня мира»).
Поэзия Анны Ахматовой прошла сложный путь развития: от узкого, камерного мирка до слияния героини со всей землей, миром. Это происходило благодаря развитию самой Ахматовой, а также тому, что каждое событие накладывало отпечаток сначала на мировоззрение самой Ахматовой, а затем и на ее поэзию.
Вариант 2
Нынешнее поколение с огромным уважением относится к творчеству Анны Ахматовой. Однако такое признание далось поэтессе с большим трудом. Попробуем рассмотреть основные вехи ее литературной деятельности.
Первые свои произведения Ахматова опубликовала в 1911 году в журнале «Аполлон, позднее вышел поэтический сборник «Вечер». Имя поэтессы сразу же было поставлено в один ряд с Блоком. Если поэт показывал в своих стихах образ мужской эпохи, то Анна предствила нам женскую половину всего человечества. Поэтесса показала в искусстве сложную историю женского характера эпохи,его истоков, ломки, нового становления. Поэтому в 1921 году читатели увидели стихотворения, где строчки были проникнуты революционными настроениями. Но особенное место в лирике Ахматовой занимает любовь, мотивы которой предствлены во всем многообразии. Здесь мы видим и измены, и расставания, разлуки и самопожертвование, и безответная страсть.
Помимо этого в творчестве поэтессы мы наблюдаем присутствие гражданских мотивов. В ее произведениях не наблюдалось противопоставления поэта и гражданина. Поэт должен быть всегда в центре событий и с народом. И вообще, для Ахматовой, которая чтила традиции русской классики веление долга было основным и значимым. Читая ее стихи, мы замечаем малое количество присутствия пейзажа,так как он нужен ей лишь для того чтобы описать душевное состояние героини и поразмышлять о чем-либо. Так, например в произведении «Три осени», когда героиня обращается к этой великолепной поре,выделяет три этапа человеческой зрелости.
Присутствие патриотических ноток включает в себя большинство ее стихотворений. Ведь тема Отчизны помогла Ахматовой в 1914 году занять позицию миротворца. Она в своих произведениях решительно выступала против военных сражений. В стихотворении «Молитва» Ахматова готова принести себя всю ради Родины. Показав себя здесь истинной гражданкой, она не высказалась против революции, но отразила мнение той части интеллигенции, которая осталась со своим Отечеством. Перечитывая много раз страницы поэтических сборников Ахматовой можно смело сказать, что ее лирика-это пример поэзии настоящего мастера и действительно великого человека.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ А. А. АХМАТОВОЙ: сочинениеСсылка на основную публикацию
×
×
Рождение стиха происходит не по повелению свыше, из каких-то заоблачных высот, а осуществляется здесь, на земле; и рождение это обыденно, нужно только почувствовать его. | Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда. |
Поэзия рождается из всего, что существует вокруг: из звуков и запахов леса, молчания сосен, «дымовой завесы тумана», «ночной тишины». Все это – музыка жизни, который может услышать каждый, а поэт улавливает в этой череде жизни неуловимое и начинает творить! И никого не обманет кажущаяся легкость такого ремесла, и не «беспечное житье» поэта, потому что душа его – в каждом творении: | |
Бывают стихи, рождение которых мучительно, которые «по капельке» пьют твою кровь, требуют от тебя чрезвычайного напряжения всех сил, и все-таки не появляются, уходят, не даются в руки: |