Поэт и родина в лирике А.А. Ахматовой: сочинение

Тема Родины в лирике Ахматовой сочинение

Многие ошибочно ассоциируют творчество Анны Ахматовой только с любовной лирикой, однако поэтесса затрагивала и другие темы. Например, родине Ахматова посвятила более десяти стихотворений. Каждое из них наполнено сильными эмоциями, изображёнными буквально несколькими штрихами.

Патриотизм Анны Андреевны прозвучал в нелёгкие годы начала XX века, когда за окном бушевала революция, обретала мощь нескончаемая война Тройственного союза с Антантой, а муж поэтессы – Николай Гумилёв – ушёл добровольцем на фронт. Вопрос: остаться на родине или переехать? – для многих был на повестке дня. В стихотворении «Когда в тоске самоубийства. » лирическая героиня тоже спрашивала себя: покинуть Россию или нет? Хотя голос искусителя очень убедительно призывал к побегу заграницу, истинная патриотка не покорилась. Со спокойствием и без усилий лирическая героиня закрыла уши руками, чтобы не осквернить свой дух недостойной речью.

В творении «Не с теми я, кто бросил землю. » Анна Ахматова тоже размышляет об эмигрантах и истинных патриотах. Лирическая героиня резко отделяет и противопоставляет себя и других оставшихся в России от людей, покинувших Родную страну. Нет ни обвинений, ни упрёков, лишь вечная жалость к бежавшим. Поэтесса сравнивает отсутствие патриотизма у беженцев с заключением, болезнью. Утешением для лирической героини является осознание, что благодарные потомки в будущем оценят поступки патриотов, не пожелавших бросить родную страну. Она не боится погубить молодость в чаду пожаров, не отклоняя ни одного удара противника.

Эмоциональность лирической героини заставляет испытать ситуацию нравственного выбора, задать вопрос самому себе: “Что избрал бы я при таких обстоятельствах?”

Сочинение Тема Родины в творчестве Ахматовой (в лирике, поэзии, стихах)

Впервые раскрытие темы Родины можно увидеть у А.Ахматовой в сборнике стихов «Белая стая», который публикуется в 1917 году. Это был сложный период, как для страны, так и для самой Анны, что существенно влияет на ее творчество. Стихи этого сборника пронизаны ощущением катастрофы в судьбе России. Ахматова, не влезая в политические дела, выражала свое отношение ко всему через стихи.

«Белая стая» – это стихи, в которых описана жертвенная любовь к Родине, в произведении «Молитва» прослеживаются сильные переживания за судьбу России, здесь видно, что Ахматова готова многим пожертвовать, чтобы что-то изменить в ее судьбе, хотя она и осознает, что очень оторвана от народа и желает слиться с ним. Меняется и сама стилистика стихотворений, они становятся очень строгими, сдержанными, иногда даже философскими.

В 1921 году публикуется еще один сборник стихов Ахматовой «Подорожник». Особенностью произведений здесь является то, что страшные события в жизни России, такие как революция и война осмысляются через личное отношение поэта. Многие поэты того времени уезжали из страны, Ахматова же не предала Родину и осталась. Она не воспевала революцию в своих стихах, но и ненависти в них не было, скорее, в них раскрывалась проблема нравственности людей и проблема их выбора. Ахматова все больше сливается с народом, в ее произведениях все чаще встречается местоимение «мы», она едина с патриотами, которые остались и не покинули Россию.

Очень сильно прослеживается связь с народом в поэме «Реквием», которая посвящена репрессированному народу. Повествование в ней соотносимо с историей России. Эта поэма не только самая личная, но и наиболее всеобщая. Здесь личное горе главной героини перекликается с горем тысяч женщин.

Все стихотворения Ахматовой, написанные в годы войны, наполнены настроением народа, сражающегося за Россию. Совсем исчезает из творчества поэта личная лирика. В своих произведениях Ахматова выражает веру в победу и огромную любовь к России. Цикл произведений «Ветер войны» наполнен восхищением мужеством и силой народа, но так же здесь описаны и чувства российских женщин и простых солдат.

Тема Родины терпит сложные изменения в произведениях Ахматовой, так же как и изменяется само понятие Родины для поэта. Изначально Родиной для Ахматовой было Царское Село, в котором проходило ее детство и юность. Позже Родиной для нее становится Петербург, а в годы войны и репрессий, Ахматова начинает ассоциировать себя, как частичку русского народа и считает Родиной уже всю страну.

Всю жизнь Ахматова переживает за судьбу России, она принимает все испытания и не жалеет, что не покинула Родину, уехав вслед за своими друзьями из страны.

Тема Родины в лирике Ахматовой

Несколько интересных сочинений

«Белая гвардия» повествует о тяжёлых временах революции, о положении офицеров, которые были готовы исполнять свой долг даже в такой нестабильной ситуации. Белые гвардейцы стремились защитить гетманство

В такой огромной стране немало живет талантливых людей. Они своими навыками прославляют ее и делают великой. Почти в каждой сфере жизни общества выделяются талантливые русские люди, имена которых знают и за рубежом.

В чем смысл жизни? Над этим философским вопросом думали многие люди, многие поколения, но определенного ответа найдено не было. Дело в том, что у каждого человека своя позиция, которая в основном зависит от восприятия жизни, ценностей и много другого

В произведении Островского «Гроза» символично и многозначно выражен образ грозы. В этом образе объединены несколько образов, которые отлично наполняют друг другу, тем самым показывая с нескольких сторон проблему

Тема Родины в творчестве Ахматовой (в лирике, поэзии, стихах) сочинение 11 класс

В принципе, тема Родины важна для любого поэта. А в сложные периоды (революций и войн) она становится ещё более значимой. Анне Ахматовой пришлось пройти и через первое, и через второе. Пришлось совершать сложный выбор, вот почему стихи о Родине так глубоки.

Конечно, начинается всё с малой Родины. У Ахматовой есть прекрасные стихотворения о её родном доме, о желании вернуться туда. Например, в «Летнем саду» она говорит, что там всё для неё лучшее в мире, что одушевленные предметы помнят её молодой… Речь о любимом городе Петербурге, Ленинграде.

Город Бежецк поэтесса с нежностью рисует в одноименном стихотворении. Тут уже воспоминания приятные о детстве собственного сына, а также об ангельски добрых людях, о красоте церквей и природы.

Во время первой Мировой войны Анна Андреевна вспоминает «Белый дом». Войска идут куда-то, а героиня, будто во сне, пытается найти тот самый дом – свой. Но он теряется в хлопьях снега, похожих на лепестки. А на самом деле дома уже нет… Стихотворение пронизано печалью.

До второй Мировой войны Ахматова вспоминала, вторя Пушкину, об Иве, которую она смогла пережить. Обычно жизнь деревьев дольше. Но её иву срубили, убили, как будто брата Ахматовой. Здесь снова показана тоска, сожаление о том, что безвозвратно уходит. Кстати, Ахматова училась в Царскосельском лицее, чувствовала преемственность Александру Сергеевичу.

В стихотворении «Здесь всё то же…» представлен пейзаж русской деревни. Важно, что это первая деревня, которую Ахматова посетила. Впечатления, конечно, не очень радужные: непроезжая дорога, неприветливый дом, вокруг конокрады, мечтать – напрасно.

И всё-таки позже забываются черты неустройства, видится только хорошее, но не только в родном доме, столице, а в родной стране. Кто-то в «Высокомерьем дух…» ругает Россию «грешной», но Ахматова смеётся, что это просто безбожная страна. Любую вину страна сможет искупить, по мнению Ахматовой.

Поэтесса много путешествовала по Европе, в основном по Италии и Франции. Даже очаровываясь местным народом и пейзажами, не забывала о родной стране. Конечно, она отделяет страну и народ от государства, которое забрало (репрессировало) её близких.

Вариант 2

Патриотическая лирика была популярна среди многих поэтов серебряного века, однако далеко не у всех была наполнена трагизмом, присущим произведениям А. А. Ахматовой. Теме Родины А.А. Ахматова посвятила более десятка произведений, каждое из которых отличается эмоциональностью и проникновенностью. Эти стихотворения увидели свет в годы революции и гражданской войны, которые потрясли Россию.

Впервые патриотическую тематику в своем творчестве А. А. Ахматова раскрыла в стихотворном сборнике “Белая стая”, написанном в 1917 году. Произведения, вошедшие в сборник, описывают положение в стране без политического подтекста. По мнению А. А. Ахматовой, революция стала настоящей катастрофой, которая привела Россию к возможной гибели.

Поэтесса в те годы, как и многие, задавалась вопросом, остаться на Родине или мигрировать за рубеж. Будучи патриоткой, А. А. Ахматова не решилась покинуть Россию. Об этом она размышляла в стихотворении “Не с теми я, кто бросил землю…”, противопоставляя себя многочисленным мигрантам, спасающимся за рубежом. Но делает она это без осуждения и агрессии. Поэтесса испытывает лишь жалость к несчастным беглецам.

Стихотворение «Ты отступник…» опубликованное в 1921 году является автобиографичным. Оно посвящено Б. Анрепе, покинувшему Россию в годы гражданской войны. В строках произведения читается упрек. Лирическая героиня негативно относится к человеку, предавшему не только ее, но и родную страну.

В своих произведениях А. А. Ахматова стремилась связать себя с простым народом. Наиболее сильна эта связь в поэме “Реквием”, в которой несчастье лирической героини перекликается с трагедией тысяч обреченных людей. Каждая строка произведения наполнена болью и отчаянием.

С годами тема Родины в произведениях А. А. Ахматовой значительно видоизменяется и эволюционирует. Это связано с изменениями в душе поэтессы и ее восприятии окружающего мира. В юности своей родиной она считала Царское село, где провела детские годы, позже она прониклась Санкт-Петербургом, а в военные года она наконец ощутила себя частью огромного народа и прониклась любовью к необъятной России.

Она переживает за дальнейшую судьбу страны, но несмотря на все царившие в ней бедствия, ни капли не жалеет о том, что осталась на Родине. Более того, поэтесса не отреклась от страны даже после того, как ее муж и сын были репрессированы советской властью.

Сочинение Родина в лирике Ахматовой

Анна Ахматова, была всесторонней и всеми известной русской писательницей. Но достаточно много произведений она посвящает своей Родине. Безусловно, каждое стихотворение ее наполнено смыслом и пропитано особыми событиями душевными переживаниями.

На написание произведений патриотической тематики, ее сильно подтолкнула происходившая в начале XX веке, революция. Муж Анны был обычным и отважным военнослужащим, добровольцем на фронте. Во многих своих произведениях поэтесса задается, вопросом может, стоило, покинуть Россию и уехать далеко за границу или все же нет? Но, будучи патриоткой своей страны, она решает остаться на родине, так как особые нотки патриотизма перебороли и заставили ее остаться в своей стране.

В своем творчестве Анна Ахматова, не раз упоминает о тех, кто сбежал и покинул свою страну в тяжелый для нее период, не вдаваясь в подробности их такого решения, и неоднократно упоминает о тех, кто все же решил, остался, до конца защищая, свою родину. Она не в коем случае не обвиняет тех людей, и не пытается осуждать, ведь не имеет на это права, а испытывает лишь одно чувство жалости и призрения к эмигрантам. Поэтесса лишь проводит небольшое, но очень чувствительное сравнение между патриотами и покинувшими беженцами, что те, кто остался, сражаться, за родину душой и телом навсегда оставив, в своем сердце родину.

Одним единственным утешением для Ахматовой, является осознание, что когда-то будущие потомки, будут благодарными за их подвиги, и оценят их героизм по достоинству. Потому, что эти люди не продали и бросили свою страну, а положили неисчисляемое количество жизней на защиту своей родины. Она была довольно решительной и отважной женщиной, которая не боялась утратить свою жизнь в неспокойное время для своей страны.

Подводя итог непростому и интересному творчеству Анны Андреевны Ахматовой, можно сказать, она своими произведениями заставляет задуматься о происходившем времени и исторических событиях, и принимать свои решения в такое опасное и тяжелое время. Давая человеку свое право выбора, быть героем или сбежавшим по каким-то причинам эмигрантом недовольным своей страной предателем.

Вариант 4

В своих произведениях многие авторы описывают свою родину с самых разных сторон, как с хороших, так и не с очень, но всех их связывает одна вещь – желание помочь своей родине. Все они, через свои произведения, пытаются помочь своей стране своим творчеством, либо, вознося её, либо указывая на её недостатки, но не с целью оскорбить, а с целью сделать её лучше. Так или иначе, эти люди являются истинными патриотами, желающими своей родине только добра. Одной из таких людей и была Ахматова.

Писательница Ахматова чаще всего писала стихи и прозу, на различные темы. Во многих произведениях она благодарит свою страну за её богатую природу, в другом рассказывает о широте русской души, отождествляя её со своим идеалом.

Читайте также:  Настоящую нежность не спутаешь (любовь в лирике А. А. Ахматовой): сочинение

Также во многих произведениях она размышляет о родине, обо всём том, что в ней происходит. Она описывает свою страну множеством прилагательных, стараясь передать её красоту читателю, используя различные литературные тропы, она делает свои произведения очень душевными и лирическими. Во многих произведениях она также описывает человеческие пороки, худшие черты характера человека, описывает всё то, о чём человеку хотелось бы молчать.

Рассказывая читателю, через различные приёмы поэзии, она превозносит свою страну как обитель человеческой мысли и благородства, из-за чего с ней имели место быть разногласия у других авторов. За её чрезмерный патриотизм её считали бездарным писателем, не способным писать ничего другого.

Но, несмотря на все упреки, она продолжает писать то, о чём думает и что у неё на душе, из-за чего вскоре получает уважение других автор, которые признают её литературный талант, и извиняются за свои слова в её адрес. Данный период жизни придаёт ей всё большей уверенности, из-за чего она очень сильно мотивируется на продолжение своей деятельности как автора, продолжая писать стихи на тему родины и патриотизма. Именно поэтому данный автор и заслуживает уважения. Она не побоялась делать то, что она хотела. Даже несмотря на гендерные предрассудки окружающих она смогла стать той, кем она являлась. Однако не всё так хорошо и солнечно в её жизни. Из-за своих причин она заканчивает свою жизнь самоубийством. Так Россия потеряла очень талантливую поэтессу, которая могла вытянуть патриотическое направление в поэзии на новый, ранее не виданный уровень. Это моё мнение, и я считаю, что приведенные аргументы имели вес.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема Родины в лирике Ахматовой

Популярные сегодня темы

В один из весенних дней мама уточка приняла решение попасть на свободу вместе со своим выводком утят. Путешественникам предстоял нелегкий путь, так как перемещаться нужно было обходя всю деревню

Как известно, одноименный роман в стихах Пушкина состоит из восьми глав, имеющих зеркальную композицию. Каждую главу можно рассматривать как самостоятельное произведение. Глава 1 посвящена знакомству с главным героем

Лето, одна из самых тяжелых времен года для крестьян. Именно в это время припадает много тяжелой физической работы. Люди встают на рассвете и ложатся позже самого заката. Известнейший русский художник, Пластов Аркадий Александрович любил изображать

Трое разведчиков, возвращаясь с задания, в овраге нашли спящего двенадцатилетнего сироту Ваню Солнцева. Они привели его в свой блиндаж, накормили фронтовой едой и сказали, что могут научить военному делу, если капитан Енакиев разрешит.

Александр Сергеевич Пушкин в произведении «Барышня-крестьянка» создает ряд уникальных и четко проработанных образов, которые способны зацепить сердце любого читателя.

Поэт и родина в лирике А. Ахматовой

Творчество незабвенной великой поэтессы Анны Ахматовой поражает своим разнообразием и глубиной. Она касалась не только насущных женских тем, чем стала родной многим представительницам слабого пола, но обращалась и к вечным проблемам бытия. Также Анна Ахматова не боялась отражать свое отношение к реальной действительности, что было в начале 20-го века не только трудно, а, прежде всего, и опасно. Потому что это было время величайшего выбора для страны – кто-то шел за новым строем, кто-то ратовал за старый.

Представители двух этих лагерей

Так, она не раз заявляла, что не поддерживает тех, кто эмигрировал из России. Ахматова утверждала, что место человека там, где он родился, и ни при каких условиях не хотела покидать Родину. Но важно в этом факте даже не ее решение остаться, а то, что остаться для нее было равносильно самоубийству – либо в физическом, либо в профессиональном плане. Поэтесса никогда не радовала стоящих у власти

Ведь Ахматова слышала не только голос любовного чувства. В стихотворении “Июль 1914” есть услышанное ею пророчество: Сроки страшные близятся. Скоро Станет тесно от свежих могил. Ждите глада, и труса, и мора, И затменья небесных светил. Но, несмотря на предчувствие страшных времен, поэтесса не хотела отделять себя от родной страны, потому что для нее страной были не те, кто стоял у власти и часто несправедливо вершил ее судьбу, а люди, самые обычные люди, ради которых она и писала свои стихотворения.

Ахматова считала предательством эмиграцию, предательством она считала то, что другие называли спасением. А среди таких были ее близкие друзья. Поэтому Ахматовой было очень трудно выстоять, и именно поэтому так часта в ее произведениях тема поэта и родины, к которой относится и вышеприведенное стихотворение. Но среди народа, который олицетворял для Ахматовой родину, особенно выделялся великий русский поэт Пушкин.

Он был для поэтессы средоточием всего русского и великого. Любовь к личности великого поэта была привита Ахматовой с детства. Она жила в Царском Селе, где все было напитано памятью о Пушкине. Намного позже, будучи уже известной поэтессой, она занялась изучением творческого наследия этого мастера слова, его биографии. Поэтому в творчестве Ахматовой так много стихов, посвященных Царскому Селу и самому Пушкину: Полстолетья прошло…

Щедро взыскана дивной судьбою. Я в беспамятстве дней забывала теченье годов,- И туда не вернусь! Но возьму и за лету с собою Очертанья живые моих царскосельских садов. Ахматова любила свою родину до самозабвения, даже когда жизнь в России становилась для нее мучительно невыносимой, даже когда арестовывали ее сына и мужа, когда она часами стояла у Крестов, чтобы отдать любимым жалкую “передачку”. Даже когда ее исключили из союза писателей за то, что она не “пролетарский поэт”, даже когда ее не печатали и старались забыть.

Поэтому так горестен образ родины, противопоставленный иной стране, в стихотворении “Я любимого нигде не встретила…”: Нежило мне тело море синее. Звонко, звонко пели птицы томные. А в родной стране от ласки инея Поседели сразу косы темные. Ахматова не сомневалась в своем предназначении, потому так обширна в ее творчестве тема патриотизма. Она была уверенна, что великое назначение поэзии – облегчать и одухотворять жизнь народа, потому, как могла, трудилась в этом направлении.

Поэтесса не отделяла свою поэзию от России еще и потому, что здесь, на родине, ей все было так дорого и неотделимо от ее внутреннего мира. Потому она не уезжала, потому любовалась каждым днем, потому так много ее стихов о России. Ведь если ты родился на какой-то земле, то так того захотел Бог, а Ахматова была религиозным человеком, восхищавшимся великой православной традицией. Она ничего так не любила, как свою Родину: Дома, дома – ужели дома!

Как все новее и как знакомо, И такая в сердце истома, сладко кружится голова…

Раннее творчество А. П. Чехова Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть… А. Чехов Свой творческий путь Чехов начинал с веселой и язвительной насмешки, с юморесок, в которых очень скоро обнаружился.

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – вершина творчества Н. А. Некрасова Многие предшественники и современники Некрасова писали о народе. Их произведения помогали развитию общественного сознания, учили любить и уважать мужика, вызывали ненависть к угнетателям народа. Некрасов впервые создал произведения не только.

Лики страшного мира в поэзии А. А. Блока Социальная тематика занимает немалое место в лирики А. А. Блока. Причем обращение к гражданским мотивам накануне первой русской революции 1905 года обусловило возникновение реалистических красок в стихах певца Прекрасной Дамы.

Анализ эпизода романа “Мастер и Маргарита”: полет Маргариты над Москвой Полет Маргариты над Москвой кажется мне одним из самых ярких и динамичных эпизодов романа. Цель Маргариты – встреча с Воландом, но перед этим ей разрешают полетать над городом, чтобы привыкнуть.

Сочинение-рассуждение на тему: какие качества я больше всего ценю в человеке? Знакомство с человеком – это не просто встреча людей, это сближение двух судеб, предначертанное судьбой. Знакомые нам люди часто становятся друзьями, подругами – более или менее близкими людьми. У нас.

Почему Печорин поступает жестоко с княжной Мери? Почему Печорин поступает жестоко с княжной Мери? На первый взгляд это кажется странным. Но присмотримся внимательнее к тому, как Лермонтов изображает княжну Лиговскую, кратко проследим ее взаимоотношения с Печориным. Мери.

Тип литературный Тип литературный – Художественный образ человека, в котором воплощены черты, выражающие характерные особенности определенной социальной или психологической группы: общественно-политической, национальной, психологической и т. д. Типическое проявляется в индивидуальной, неповторимой форме.

Поради психолога абітурієнтам та їх батькам Поради психолога абітурієнтам і їх батькам Поради абітурієнтам Шановний абітурієнт, можливо, деякі ради допоможуть тобі в ситуації самовизначення. ” Ким бути?!” Підготовка до вступу повинна початися задовго до самого вступу.

Дорога человечества в космос началась с рязанской земли Будущее человечества – в Космосе! К. Циолковский В этом году во всем мире отмечается знаменательная дата – 50 лет со дня первого полета человека в космос. 12 апреля 1961 года.

Монолог Липочки как средство характеристики героини Монолог Липочки в первом явлении первого действия комедии “свои люди – сочтемся” композиционно представляет собой часть экспозиции этого драматического произведения. Через него читатель и зритель знакомится с дочерью главного героя.

Романтические произведения M. Горького К творчеству А. М. Горького можно относиться по-разному. Мнение о его творчестве всегда было не однозначным: одни критики “громили” в своих статьях Горького, другие называли его гениальным писателем. Но о.

Какие качества я больше всего ценю в людях? Надо жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо. Абу Силг, восточный мудрец План 1. Все мы – разные. 2. Главное – быть Человеком: А) доброта – истинное сокровище.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГІЧНІ АСПЕКТИ РОЗВИТКУ КРЕАТИВНОГО МИСЛЕННЯ НА ЗАНЯТТЯХ З ІНФОРМАТИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГІЧНІ АСПЕКТИ РОЗВИТКУ КРЕАТИВНОГО МИСЛЕННЯ НА ЗАНЯТТЯХ З ІНФОРМАТИКИ Вступ. Формування творчо-професійних здібностей дітей, які можуть ефективно і нестандартно вирішувати задачі, закладаються в школі, і є невід’ємною умовою подальшого розвитку.

Анализ 10-12 строф из 2-ой главы романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” В огромном и чистом зеркале романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” читатели узнавали современность, узнавали самих себя и своих знакомых, всю окружающую среду. Они услышали живую, разговорную, прерывистую, искреннюю и.

Сергей Есенин. Биография Если Маяковский был громовой трубой, то Есенин – ее золотою флейтой. Оба эти голоса всегда будут звучать для читателей будущего… Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове, Рязанской губернии, в.

Внутренний мир ребенка по рассказам А. П. Чехова о детях Когда взрослые вырастают, они почему-то забывают, что сами были детьми несколько десятков лет назад. Маленький принц из одноименного произведения А. де Сент-Экзюпери был способен увидеть барашка в нарисованном ящике, а.

Урок ИЗО “Кольори осені – чарівниці” Практичне завдання – рельєф “Осінній букет” Тема : Кольори осені – чарівниці. Практичне завдання – рельєф “Осінній букет” Мета: – Виховувати розвинену особистісь, зацікавленність до Мистецтва, навколишнього середовища. Розвивати відчуття прекрасного, спостережливість, уявлення. Формувати навички створення.

Анализ лирического стихотворения на уроках литературы Анализ стихотворения – трудная форма работы на уроках литературы. У каждого учителя есть свои приемы и методические находки. Единой схемы анализа стихотворения нет и быть не может, потому что каждое.

Как работать над сочинением Успешная сдача экзамена во многом зависит от информированности абитуриента и школьника об особенностях написания Сочинения. Следует помнить, что вы сдаете учебный предмет – “Русскую литературу”, а Не свое мнение о.

Можно ли считать комедию Мольера “Тартюф” классической? Ж. Б. Мольер – известный драматург 18 века, живший во Франции в эпоху Просвещения. Его произведения написаны в литературном направлении – классицизм. Одно из этих произведений – комедия “Тартюф”. Комедия.

Сейчас вы читаете: Поэт и родина в лирике А. Ахматовой

Тема Родины в лирике А.А. Ахматовой

С течением времени – времени бурь и потрясений в судьбе России – лирика Ахматовой, поначалу камерная, интимно-исповедальная, обрела высокое гражданское звучание. Это произошло, потому что поэтесса не могла не думать о своей Родине, которую охватили страшные события, не переживать за своих соотечественников, оказавшихся в тяжелом положении. Уже в годы первой мировой войны, которую поэтесса восприняла как национальную трагедию, в ее творчество вошли мотивы самопожертвования и любви к Родине. В стихах сборника «Белая стая», где Ахматова впервые обратилась к теме Родины, ощущается близость неотвратимой катастрофы, предчувствие трагедии в жизни России [7, 63].

Читайте также:  Поэзия одна великолепная цитата (по лирике А. Ахматовой): сочинение

Тема Родины все более властно звучит в поэзии в годы первой мировой войны. Поэтесса, понимая, что война — величайшее зло, потому что она убивает, пишет стихи-плач [7,64]:

Можжевельника запах сладкий

От горящих лесов летит.

Над рябинами стонут солдатки,

Вдовий плач по деревне звенит.

Родина корчится от боли, и Ахматова молит судьбу, “чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей”. Но тучи сгущались, и не славу, а страдание, боль и муку принес России 1917 год.

Но поэтесса сразу определила для себя главное – быть вместе со своей страной на всех ее путях и перепутьях [10, 97]. Программными в этом отношении следует считать строки:

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда. »

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

(«Мне голос был. Он звал утешно…», 1917.)

Родина в этом стихотворении отождествляется с русской речью, с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо мужественно отстаивать. И здесь Ахматова говорит «мы» – это голос всего народа. Поэтический голос Ахматовой становится голосом народной скорби и одновременно надежды.

Россия всегда оставалась для поэтессы единственной обителью. Хранить верность Родине – вот в чем Ахматова видела главный гражданский долг. Вместе со своей страной она переживала все бедствия, выпавшие на долю России. О том, насколько близко воспринимала поэтесса судьбу своей Родины, о силе ее любви и самопожертвования ярче всего говорят строки стихотворения «Молитва», написанного в 1915 году [10, 98]:

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар…

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Мы видим, что Ахматова на все была готова ради России, лишь бы она сумела преодолеть все трудности, выпавшие на ее долю. В стихах поэтессы все отчетливее стало звучать стремление слиться с народом.

Особенность сборника «Подорожник» заключается в том, что война и революция осмысляются в нем не в историческо-философском, а в личностно-поэтическом плане. Гражданские стихи этой книги, связанные с проблемой нравственного и жизненного выбора, далеки от принятия революции, но при этом в них отсутствует политическая ненависть [7, 76].

Для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для нее не было выбора – уехать из России или остаться. Она считает бегство предательством:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их глубокой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час…

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

В данном стихотворении мы отметили лексические особенности текста, в которых А. Ахматова ярко демонстрирует свою любовь и преданность к родной земле. Стихотворение выдержано в высоком стиле: старославянизм «не внемлю»; слова высокого стиля «растерзание», «изгнанник», «»странник», «ни единого». Много отрицаний: «не с теми я…», «не внемлю», «не дам», «не отклонили», «нет людей бесслезней…». Также нужно отметить отрицательно окрашенную лексику: «бросил», «растерзание», «грубой лести», «жалок …изгнанник», «заключенный,…больной», «темна», «в глухом чаду пожара», «губя». Эти слова отражают отрицательное отношение художника к тем, кто покинул свою Родину. Участь изгнанника представлялась ей не только недостойной, но и жалкой. Она предпочитала, оставаясь на Родине, принять вместе с ней удары судьбы. Вместе со своей страной она переживала все бедствия, выпавшие на долю России.

«В годы мытарств, во времена немыслимого быта», когда «все расхищено, предано, продано», Ахматова хранила веру в свет и тепло грядущих дней России, ощущала связь со всеми патриотами, оставшимися на Родине. Образ героини ахматовских стихов постепенно становился все более цельным и гармоничным.

Ахматова, обладая пророческим даром, предчувствовала приближение новой войны, которая станет трагедией для многих народов, и эту “двадцать четвертую драму Шекспира”, которую пишет страшное время, “уже мы не в силах читать!” Не в силах потому, что позади тридцатые годы: изломанные судьбы, миллионы безвинных жертв, звон тюремных ключей, отступничество от общечеловеческих норм, личное горе (арест сына). Ахматова сама удивлялась, почему стих не замолчал, ведь “перед этим горем гнутся горы, не течет великая река”.

К началу новых испытаний, ждавших народ в годы войны, она подошла с выстраданным опытом гражданской поэзии.

Война застала Ахматову в Ленинграде, городе, который стал ее духовной родиной. Опять трагедия народа совпадает с личной трагедией (арест сына во второй раз). И опять звучит “мы” в военной лирике [7, 81]:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Война расширяет Родину до просторов Азии, где поэтесса находится в эвакуации. Ахматова не описывает войну — она ее не видела, но считает себя обязанной оплакать великие жертвы своего народа:

А вы, мои друзья последнего призыва!

Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.

Во всех военных стихах звучит мужественная скорбь, величайшее чувство сострадания, безмерная любовь к своему многострадальному народу. И победа в стихах Ахматовой — это образ Победы-вдовы. Всю боль своей Родины поэтесса вобрала в себя, и только будучи гражданином и патриотом, можно сказать:

Как в первый раз я на нее,

На Родину, глядела.

Я знала, это все мое —

Душа мое и тело.

Это взгляд с высоты самолета, но это взгляд Поэта, поднявшегося на эту высоту любовью к Родине и народу. Ахматова всегда была “там, где мой народ, к несчастью, был” [19, 102].

Стихи Ахматовой в период второй мировой войны – своеобразная формула гневного, воинственного патриотизма. Ощутив свою жизнь частью народно-национального бытия, поэтесса написала произведения, в которых отразился душевный настрой сражающейся России. Мы видим в них и утверждение силы, воли, мужества народа, и щемящие чувства матерей, жен и сестер русских солдат, а также непоколебимую веру в победу [7, 82].

В одной из «Северных элегий» Ахматова размышляет о своей судьбе, на которую наложило отпечаток беспощадное время:

Суровая эпоха повернула.

(«Меня, как реку…», Ленинград, 1945.)

Ее путь отныне стал иным. Но она не жалела об этом. Да, в ее жизни многое было пропущено, вспоминает героиня элегии, многие зрелища прошли стороной: «И занавес вздымался без меня и также падал». Но – она разделила своей поэзией, своей судьбой участь миллионов соотечественников. И их жизнь оказалась запечатленной в стихах Ахматовой.

Цикл стихов о ленинградской блокаде, которую поэтесса пережила вместе с тысячами других жителей города, нельзя читать равнодушно. Боль пронизывает каждую строчку:

Принеси же мне горсточку чистой,

Нашей невской студеной воды,

И с головки твоей золотистой

Я кровавые смою следы.

(«Постучись кулачком – я открою», 1942.)

Однако за этой болью – неистребимая вера в победу и бесконечное мужество. Автор не мыслит себя вне страданий своего народа; дети блокадного Ленинграда – это и ее дети. Высокую задачу своей поэзии Ахматова видела в том, чтобы оплакивать погибших, хранить память о них: «Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена».

Заключительным аккордом темы родины у Ахматовой звучит стихотворение «Родная земля» (1961):

И в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно – своею [1, 406].

Эпиграфом выбраны строки из собственного стихотворения 1922 года. Стихотворение светлое по тону, несмотря на предчувствие близкой смерти. Фактически Ахматова подчеркивает верность и незыблемость своей человеческой и творческой позиции. Слово «земля» многозначно и многозначительно. Это и грунт («грязь на калошах»), и родина, и ее символ, и тема творчества, и первоматерия, с которой тело человека соединяется после смерти. Сталкивание различных значений слова наряду с использованием самых разных лексико-семантических пластов («калоши», «хворая»; «обетованный», «немотствуя») создает впечатление исключительной широты и свободы [19, 103].

На смену «ужасам войны» пришли картины мирной жизни, и вместе со всеми А. Ахматова радовалась силе и свободе своей страны. Судьба не была милостива к поэтессе. Она пережила немало бед, видела смерть самых близких людей, испытала на себе силу террора. Но стих Ахматовой всегда был честен и мужествен. «В тот час, как рушатся миры», она не осталась спокойным созерцателем. Испытания придали мощь и силу ее стихам, помогли осознать свой гражданский долг – быть со своим народом, быть его голосом. На протяжении всего своего творчества поэтесса освещала «страшный путь» своего поколения – поколения, вкусившего много страданий [7, 87].

Поэт и родина в лирике А.А. Ахматовой: сочинение

Анна Ахматова “гостила на земле” в трагическую эпоху, &#151 трагическую прежде всего для России. Тема Родины претерпевает в творчестве Ахматовой сложную эволюцию.

Само понятие родины менялось в ее поэзии. Сначала родиной было Царское Село, где прошли ее детские и юношеские годы.

По аллее проводят лошадок,
Длинны волны расчесанных грив,
О пленительный город загадок,
Я печальна, тебя полюбив.

Потом родиной становится Петербург. Здесь проходит молодость. Любовь, встречи с друзьями, поэтические вечера, первая известность &#151 все это связано с Петербургом.

Был блаженной моей колыбелью
Темный город у грозной реки
И торжественной брачной постелью,
Над которой держали венки
Молодые твои серафимы, &#151
Город, горькой любовью любимый.

В годы народных бедствий Ахматова сливается с русским народом, считая своей Родиной всю страну. Анна Андреевна восприняла судьбу России, как собственную судьбу. Вместе с Родиной она несла свой крест до конца, не изменила ни ей, ни самой себе. Проследим эволюцию этой темы в поэзии Ахматовой.

Первые сборники стихотворений &#151 “Вечер” и “Четки” &#151 посвящены, в основном, любовной теме. Сборник “Белая стая” включал в себя стихотворения, написанные в 1912-1916 годах, в период больших потрясений и испытаний для России. Первая мировая война принесла большие изменения и в жизнь Ахматовой. Ее муж, поэт Николай Гумилев, уходит на фронт. Анна Андреевна долго, и тяжело болеет. Личная драма объединяется в сознании поэта с драмой национальной.

В “Белой стае” тема Родины заявлена с большой силой. Здесь мы не найдем у Ахматовой того, что называют гражданской лирикой, не найдем каких-либо политических оценок. Война и смерть ужасают Ахматову как женщину. Еще Лев Толстой считал, что самый верный взгляд на войну и политику &#151 у женщин, потому что они, казалось бы, наивно прилагают к временному вечные мерки Божественного откровения. Так, княжна Марья в “Войне и мире” пишет в своем письме: “. Он (князь Андрей) оставляет нас для того, чтобы принять участие в этой войне,’в которую мы втянуты Бог знает как и зачем. Подумаешь, что человечество забыло законы своего Божественного спасителя, учившего нас любви. “

Морозное солнце. С парада
Идут и идут войска.
Я полдню январскому рада,
И тревога моя легка.

Здесь помню каждую ветку
И каждый силуэт.
Сквозь инея белую сетку
Малиновый каплет свет.

Анна Ахматова может отождествить себя с известными в истории страдалицами за родную землю: “Мне с Морозовой класть поклоны. с Жанной на костер опять. ” Так она напишет в 1962 году в стихотворении “Последняя роза”. Может быть, это самое пронзительное свойство таланта Ахматовой.

Но тема жертвенной любви к Родине появилась много раньше.

Думали нищие мы, нету у нас ничего,
А как стали одно за другим терять,
Так, что сделался каждый день
Поминальным днем, &#151
Начали песни слагать
О великой щедрости Божьей
Да о нашем бывшем богатстве.

Это стихотворение открывает “Белую стаю”. Стиль сборника, пронизанного трагическими предчувствиями, строг, аскетичен. Аскетизм во всем &#151 вплоть до траурно звучащего ритмического рисунка дольника, &#151 стихотворного размера, которым писала Ахматова. В тяжелую для Родины годину и поэту не до прикрас.

Читайте также:  Летопись эпохи лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака: сочинение

Сборник стихов “Подорожник” выходит в 1921 году. В Россию пришло время больших перемен. Одни принимали революцию и воспевали ее, другие уезжали в эмиграцию. Ахматова, одна из немногих, выбрала третий путь. Стихотворения “Петроград”, “Не с теми я, кто бросил землю”, “Мне голос был ” далеки от приятия революции, но далеки и от политической ненависти. Анна Андреевна решает проблему нравственного выбора по-христиански. Она не просит, чтобы ее миновала горькая чаша, не бежит от судьбы.

Стихотворение “Ты &#151 отступник” адресовано конкретному человеку, в основе его ситуация из личной жизни Анны Ахматовой. Ее близкий друг, художник Борис Анреп уезжает из России в Англию.

Для чего ты, лихой ярославец,
Коль еще не лишился ума,
Загляделся на рыжих красавиц
И на пышные эти дома?

Так теперь и кощунствуй, и чванься,
Православную душу губи,
В королевской столице останься
И свободу свою полюби.

В стихотворении звучит горький упрек человеку, предавшему не только свою любимую, но и свою страну, свою веру, святые иконы. Он губит свою “православную душу”, как бы отдавая ее дьяволу, и теперь “не страшны ни моря, ни битвы/ Тем, кто сам потерял благодать”. Иноземная Свобода противопоставляется “благодати”. Спасти душу отступника может лишь молитва праведника (“оттого-то во время молитвы/ Попросил ты тебя поминать”).

Спор с Анрепом продолжается и позже в лирике Ахматовой. Анна Андреевна твердо стоит на своем:

Высокомерьем дух твой помрачен,
И оттого ты не познаешь света.
Ты говоришь, что вера наша &#151 сон
И марево &#151 столица эта.

Ты говоришь &#151 моя страна грешна,
А я скажу &#151 твоя cтрана безбожна.
Пускай на нас еще лежит вина, &#151
Все искупить и все исправить можно.

Чувство ответственности за события, происходящие в России, слышится в этих строках. И действительно, Ахматова отличалась от других поэтов осознанием собственной великой миссии. Она была уверена в том, что огромное значение имеет каждый шаг, каждое действие, каждое слово ее в эту трагическую для Родины пору.

Недаром в конце жизненного пути она скажет: “Но я предупреждаю вас, Что я живу в последний раз”. Здесь следует сказать о том, что Анна Андреевна, человек верующий, свою жизнь и судьбу рассматривала как возможность отработать все свои долги, чтобы закончить цикл воплощений на Земле. “Смерти нет, это всем известно, /Повторять это стало пресно, /А что есть, пусть расскажут мне. ” И несомненно, что стоицизм, проявленный ею в “годы страшных лет России”, имел своим истоком ее сложное, далеко не всем понятное и доступное мировоззрение.

Для Анны Ахматовой Россия всегда была связана с народными традициями и православием, какие бы бесы ни пытались погубить душу родной страны. Стихотворение “Мне голос был. ” в первоначальной редакции имел две строфы, в которых кратко дана историческая зарисовка, очень важная для понимания смысла дальнейшего диалога:

Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал
И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал,

Когда приневская столица,
Забыв величие свое,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берет ее, &#151

Героиня этого стихотворения поставлена перед нравственным выбором. Нездешний голос зовет ее, предлагая покинуть грешную Россию. Но она решает остаться, принимая судьбу Родины как крестный путь.

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

По силе духовной, по мощи самоотречения этому стихотворению нет равных в русской поэзии! Надо признать, что Анна Ахматова совершила подвиг души и просто человеческий подвиг, оставшись в советской России в 1917 году. Ведь она как никто другой понимала суть событий. В другом стихотворении сборника “Подорожник” сказано:

А здесь уж белая дома крестами метит
И кличет воронов, и вороны летят.

В стихотворении 1922 года, вошедшем в сборник “Anno Domini”, Ахматова отделяет себя от всех эмигрантов, от всех, кто “бросил землю”. Бежавшие вызывают у Ахматовой жалость, а не презрение. В этом стихотворении повторяется формула “А здесь” и образ стихийного бедствия, охватившего родную землю:

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час.
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.

Стихотворение “Петроград” продолжает эту тему. Здесь А. Ахматова чувствует свою связь со всеми, кто остался на Родине, она уже не одинока. На помощь приходят и образы вечной книги. Вот перед нами строки стихотворения “Лотова жена” из цикла “Библейские стихи”:

Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

Нетрудно догадаться, почему Ахматова сближает свою судьбу с участью жены Лота, не желавшей покинуть родной город даже тогда, когда родину постигла Божья кара. Эпитет “родной”, относящийся к Содому, душераздирающе точен. А “красные башни” уж не ассоциация ли с родными кремлевскими?

Сохраняя цельность души, принимая со смирением тяжкие испытания, Ахматова ощущает внутренний свет. И это настоящее чудо. Свет, например, должен воссиять в самом несчастном евангельском городе Капернауме, где так много было убогих и “нищих духом”, то есть смиренных.

Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано,
Отчего же нам стало светло?

Ахматова полностью сливается с русским народом в поэме “Requiem”, посвященной страданиям репрессирован страны. В поэме можно выделить несколько смысловых планов. Первый план представляет личное горе героини &#151 арест сына. Но голос ее сливается с голосами тысяч женщин-сестер, вдов репрессированных. И это второй план &#151 как расширение личной ситуации.

Ахматова говорит от лица своих “невольных подруг”. Она обращается к страницам истории России времен стрелецкого бунта, подобно тому как А. С. Пушкин в стихотворении “Какая ночь! Мороз трескучий. ” в картине кровавой казни, отнесенной к временам опричнины, оплачивал гибель декабристов. Евангельский сюжет “Распятия” расширяет рамки поэмы до общечеловеческого масштаба.

Поэма построена по образцу жанра реквиема, она содержит как бы хоровые и сольные партии, фрагментарность обусловлена сменой голосов воплениц. “Requiem” &#151 не только самое личное, но и наиболее всеобщее из произведений Ахматовой, поэма истинно народна и по содержанию, и по форме. Фольклорные элементы используются для передачи трагедии всего народа.

В годы Великой Отечественной войны Ахматова, ощущая свою жизнь как часть народного бытия, пишет стихи, отражающие духовный настрой сражающейся России. Интимная лирика почти исчезает, стихотворения наполнены тревогой за судьбу Отечества. В цикл “Ветер войны” входят стихотворения, утверждающие силу, волю, мужество народа. И снова лирическая героиня Ахматовой &#151 мать, жена, сестра, провожающая русского солдата.

Заключительным аккордом звучит стихотворение “Родная земля”, В нем представлены разные значения слова “земля”. Это и грунт (“грязь”), и пыль (“хрустит на зубах”), но это и нравственная почва, и первоматерия (“ложимся в нее и становимся ей”). В позднем творчестве Ахматовой Родиной становится просто русская земля и все, что на ней находится. В патриотизме Ахматовой нет ни тени гордыни.

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, &#151
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

“Я не переставала писать стихи. Для меня в них &#151 связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных”, &#151 скажет она потом.

Когда-то “сероглазый король” Николай Гумилев верил в то, что миром будут править поэты. Они и правят, только не миром, а тем царством, которое “не от мира сего”. Но никогда еще ни один пророк и ни один поэт не отрекался от своего языка и своего народа, несмотря на “разоренный дом”. “Я верна осталась/ Печальной родине моей”, &#151 писала Ахматова в 1935 году. Там же предсказала она нам “покаянные рубахи”, предписала, “нам со свечой идти и выть” (“Зачем вы отравили воду. “).

Тема родины в творчестве Ахматовой сочинение

А. А. Ахматова на протяжении всей жизни чувствовала неразрывную связь со своей страной. Это чувство не позволило ей покинуть Россию после Октябрьской революции. Поэтесса резко отрицательно относилась к советской власти, но считала своим долгом разделить с народом все беды и страдания. Она вообще не отделяла свою жизнь от судьбы России, ощущая себя ее преданной дочерью.

Тема Родины в творчестве Ахматовой всегда связана с трагедией. Поэтессе был чужд казенный патриотизм. О самом святом и дорогом она заговаривала, когда видела, что над ее страной нависала смертельная опасность. Так было при начале Первой мировой войны, в мрачное время сталинского террора, в годы Великой Отечественной войны.

В молодости М. Цветаева дала своей поэтической “сопернице” очень верную характеристику – “Златоустая Анна всея Руси”. Спустя годы Ахматова полностью оправдала это “звание”. Стихотворения, посвященные Родине, обрели пророческий тон. Трагическая судьба Анны Андреевны позволяет назвать ее праведницей земли русской, взвалившей на свои плечи всенародную скорбь и страдание.

1 августа (19 июля по ст. ст.) 1914 г. Германия объявила войну России. Узнав об этом на следующий день, Ахматова сразу же откликнулась на грядущую катастрофу в стихотворении “Июль 1914”. Произведение можно считать пророческим. В русском обществе царили ура-патриотические настроения, а поэтесса с горечью говорила о “вдовьем плаче”, заменившей дождь “красное влаге”, “затоптанных полях”. Все же Ахматова верила, что Бог не допустит поражения православной Руси: “. нашей земли не разделит на потеху себе супостат”.

В 1915 г. Ахматова написала знаменитое стихотворение “Молитва”. Поэтесса умоляет Господа даровать победу ее многострадальной Родине. Ради этого она готова пожертвовать самым дорогим: “Отыми и ребенка, и друга, и таинственный песенный дар”.

В начале 1917 г. в стихотворении “Высокомерьем дух твой помрачен. ” Ахматова защищает свою страну и свою веру. Оно представляет собой продолжение спора между поэтессой и Б. Анрепом, который уехал в Англию. “Все искупить и все исправить можно”. В этой фразе уже заложено отношение Ахматовой к эмигрантам, которые предают Россию в самый тяжелый момент. Поэтесса пророчески предчувствовала, что очень скоро вся страна будет поделена на два враждебных лагеря, и каждый человек будет поставлен перед мучительным выбором.

Анна Андреевна категорически отвергала даже мысль о том, что нужно немедленно уезжать из страны ради собственной безопасности: “Руками я замкнула слух”. По ее твердому убеждению, каждый русский человек должен был до конца испить чашу страданий своего народа и попытаться сохранить для потомков хоть что-нибудь из великой культуры (“Согражданам”, 1919 г.). Вечная самоотверженная верность Ахматовой России выражена в стихотворении “Не с теми я, кто бросил землю. ” (1922 г.).

В годы сталинских репрессий Ахматова не могла публиковать своих произведений. Даже записывать стихотворения было опасно, поэтому поэтесса запоминала их. В конце 30-х гг. была создана поэма “Реквием” – памятник всем жертвам террора. Будучи сама женой и матерью репрессированных, Ахматова выражает страдания всех русских женщин (“. мой измученный рот, которым кричит стомильонный народ”). В стихотворении очень ярко и образно представлена постигшая Россию беда: “И безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами”. Сама Ахматова впоследствии говорила, что в 30-е гг. у нее появилось “острое чувство истории”.

Политические взгляды никак не влияли на отношение Ахматовой к Родине и народу. В день начала Второй мировой войны она написала: “Жить – так на воле, умирать – так дома”.

В годы Великой Отечественной войны Ахматова создала цикл “Ветер войны”, посвященный вере в Россию и ее неизбежную победу над врагом. Следует особо отметить знаменитое стихотворение “Мужество”, в котором поэтесса объявляет высшей ценностью “великое русское слово”. Физические страдания и даже смерть ничего не значат по сравнению с главной задачей – сохранить и передать потомкам “русскую речь”.

Незадолго до смерти Ахматова написала стихотворение “Родная земля”. В нем любовь к Родине приобретает глубокий философский смысл. Жизнь каждого человека неразрывно связана со своей родной землей. Большинство людей относится к этой “грязи на калошах” равнодущно. Лишь перед смертью приходит осознание: “Но ложимся в нее и становимся ею. “.

Ссылка на основную публикацию
×
×