Тема Родины в лирике Ахматовой: сочинение

Тема Родины в творчестве Ахматовой (в лирике, поэзии, стихах) сочинение 11 класс

В принципе, тема Родины важна для любого поэта. А в сложные периоды (революций и войн) она становится ещё более значимой. Анне Ахматовой пришлось пройти и через первое, и через второе. Пришлось совершать сложный выбор, вот почему стихи о Родине так глубоки.

Конечно, начинается всё с малой Родины. У Ахматовой есть прекрасные стихотворения о её родном доме, о желании вернуться туда. Например, в «Летнем саду» она говорит, что там всё для неё лучшее в мире, что одушевленные предметы помнят её молодой… Речь о любимом городе Петербурге, Ленинграде.

Город Бежецк поэтесса с нежностью рисует в одноименном стихотворении. Тут уже воспоминания приятные о детстве собственного сына, а также об ангельски добрых людях, о красоте церквей и природы.

Во время первой Мировой войны Анна Андреевна вспоминает «Белый дом». Войска идут куда-то, а героиня, будто во сне, пытается найти тот самый дом – свой. Но он теряется в хлопьях снега, похожих на лепестки. А на самом деле дома уже нет… Стихотворение пронизано печалью.

До второй Мировой войны Ахматова вспоминала, вторя Пушкину, об Иве, которую она смогла пережить. Обычно жизнь деревьев дольше. Но её иву срубили, убили, как будто брата Ахматовой. Здесь снова показана тоска, сожаление о том, что безвозвратно уходит. Кстати, Ахматова училась в Царскосельском лицее, чувствовала преемственность Александру Сергеевичу.

В стихотворении «Здесь всё то же…» представлен пейзаж русской деревни. Важно, что это первая деревня, которую Ахматова посетила. Впечатления, конечно, не очень радужные: непроезжая дорога, неприветливый дом, вокруг конокрады, мечтать – напрасно.

И всё-таки позже забываются черты неустройства, видится только хорошее, но не только в родном доме, столице, а в родной стране. Кто-то в «Высокомерьем дух…» ругает Россию «грешной», но Ахматова смеётся, что это просто безбожная страна. Любую вину страна сможет искупить, по мнению Ахматовой.

Поэтесса много путешествовала по Европе, в основном по Италии и Франции. Даже очаровываясь местным народом и пейзажами, не забывала о родной стране. Конечно, она отделяет страну и народ от государства, которое забрало (репрессировало) её близких.

Вариант 2

Патриотическая лирика была популярна среди многих поэтов серебряного века, однако далеко не у всех была наполнена трагизмом, присущим произведениям А. А. Ахматовой. Теме Родины А.А. Ахматова посвятила более десятка произведений, каждое из которых отличается эмоциональностью и проникновенностью. Эти стихотворения увидели свет в годы революции и гражданской войны, которые потрясли Россию.

Впервые патриотическую тематику в своем творчестве А. А. Ахматова раскрыла в стихотворном сборнике “Белая стая”, написанном в 1917 году. Произведения, вошедшие в сборник, описывают положение в стране без политического подтекста. По мнению А. А. Ахматовой, революция стала настоящей катастрофой, которая привела Россию к возможной гибели.

Поэтесса в те годы, как и многие, задавалась вопросом, остаться на Родине или мигрировать за рубеж. Будучи патриоткой, А. А. Ахматова не решилась покинуть Россию. Об этом она размышляла в стихотворении “Не с теми я, кто бросил землю…”, противопоставляя себя многочисленным мигрантам, спасающимся за рубежом. Но делает она это без осуждения и агрессии. Поэтесса испытывает лишь жалость к несчастным беглецам.

Стихотворение «Ты отступник…» опубликованное в 1921 году является автобиографичным. Оно посвящено Б. Анрепе, покинувшему Россию в годы гражданской войны. В строках произведения читается упрек. Лирическая героиня негативно относится к человеку, предавшему не только ее, но и родную страну.

В своих произведениях А. А. Ахматова стремилась связать себя с простым народом. Наиболее сильна эта связь в поэме “Реквием”, в которой несчастье лирической героини перекликается с трагедией тысяч обреченных людей. Каждая строка произведения наполнена болью и отчаянием.

С годами тема Родины в произведениях А. А. Ахматовой значительно видоизменяется и эволюционирует. Это связано с изменениями в душе поэтессы и ее восприятии окружающего мира. В юности своей родиной она считала Царское село, где провела детские годы, позже она прониклась Санкт-Петербургом, а в военные года она наконец ощутила себя частью огромного народа и прониклась любовью к необъятной России.

Она переживает за дальнейшую судьбу страны, но несмотря на все царившие в ней бедствия, ни капли не жалеет о том, что осталась на Родине. Более того, поэтесса не отреклась от страны даже после того, как ее муж и сын были репрессированы советской властью.

Сочинение Родина в лирике Ахматовой

Анна Ахматова, была всесторонней и всеми известной русской писательницей. Но достаточно много произведений она посвящает своей Родине. Безусловно, каждое стихотворение ее наполнено смыслом и пропитано особыми событиями душевными переживаниями.

На написание произведений патриотической тематики, ее сильно подтолкнула происходившая в начале XX веке, революция. Муж Анны был обычным и отважным военнослужащим, добровольцем на фронте. Во многих своих произведениях поэтесса задается, вопросом может, стоило, покинуть Россию и уехать далеко за границу или все же нет? Но, будучи патриоткой своей страны, она решает остаться на родине, так как особые нотки патриотизма перебороли и заставили ее остаться в своей стране.

В своем творчестве Анна Ахматова, не раз упоминает о тех, кто сбежал и покинул свою страну в тяжелый для нее период, не вдаваясь в подробности их такого решения, и неоднократно упоминает о тех, кто все же решил, остался, до конца защищая, свою родину. Она не в коем случае не обвиняет тех людей, и не пытается осуждать, ведь не имеет на это права, а испытывает лишь одно чувство жалости и призрения к эмигрантам. Поэтесса лишь проводит небольшое, но очень чувствительное сравнение между патриотами и покинувшими беженцами, что те, кто остался, сражаться, за родину душой и телом навсегда оставив, в своем сердце родину.

Одним единственным утешением для Ахматовой, является осознание, что когда-то будущие потомки, будут благодарными за их подвиги, и оценят их героизм по достоинству. Потому, что эти люди не продали и бросили свою страну, а положили неисчисляемое количество жизней на защиту своей родины. Она была довольно решительной и отважной женщиной, которая не боялась утратить свою жизнь в неспокойное время для своей страны.

Подводя итог непростому и интересному творчеству Анны Андреевны Ахматовой, можно сказать, она своими произведениями заставляет задуматься о происходившем времени и исторических событиях, и принимать свои решения в такое опасное и тяжелое время. Давая человеку свое право выбора, быть героем или сбежавшим по каким-то причинам эмигрантом недовольным своей страной предателем.

Вариант 4

В своих произведениях многие авторы описывают свою родину с самых разных сторон, как с хороших, так и не с очень, но всех их связывает одна вещь – желание помочь своей родине. Все они, через свои произведения, пытаются помочь своей стране своим творчеством, либо, вознося её, либо указывая на её недостатки, но не с целью оскорбить, а с целью сделать её лучше. Так или иначе, эти люди являются истинными патриотами, желающими своей родине только добра. Одной из таких людей и была Ахматова.

Писательница Ахматова чаще всего писала стихи и прозу, на различные темы. Во многих произведениях она благодарит свою страну за её богатую природу, в другом рассказывает о широте русской души, отождествляя её со своим идеалом.

Также во многих произведениях она размышляет о родине, обо всём том, что в ней происходит. Она описывает свою страну множеством прилагательных, стараясь передать её красоту читателю, используя различные литературные тропы, она делает свои произведения очень душевными и лирическими. Во многих произведениях она также описывает человеческие пороки, худшие черты характера человека, описывает всё то, о чём человеку хотелось бы молчать.

Рассказывая читателю, через различные приёмы поэзии, она превозносит свою страну как обитель человеческой мысли и благородства, из-за чего с ней имели место быть разногласия у других авторов. За её чрезмерный патриотизм её считали бездарным писателем, не способным писать ничего другого.

Но, несмотря на все упреки, она продолжает писать то, о чём думает и что у неё на душе, из-за чего вскоре получает уважение других автор, которые признают её литературный талант, и извиняются за свои слова в её адрес. Данный период жизни придаёт ей всё большей уверенности, из-за чего она очень сильно мотивируется на продолжение своей деятельности как автора, продолжая писать стихи на тему родины и патриотизма. Именно поэтому данный автор и заслуживает уважения. Она не побоялась делать то, что она хотела. Даже несмотря на гендерные предрассудки окружающих она смогла стать той, кем она являлась. Однако не всё так хорошо и солнечно в её жизни. Из-за своих причин она заканчивает свою жизнь самоубийством. Так Россия потеряла очень талантливую поэтессу, которая могла вытянуть патриотическое направление в поэзии на новый, ранее не виданный уровень. Это моё мнение, и я считаю, что приведенные аргументы имели вес.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема Родины в лирике Ахматовой

Популярные сегодня темы

В один из весенних дней мама уточка приняла решение попасть на свободу вместе со своим выводком утят. Путешественникам предстоял нелегкий путь, так как перемещаться нужно было обходя всю деревню

Как известно, одноименный роман в стихах Пушкина состоит из восьми глав, имеющих зеркальную композицию. Каждую главу можно рассматривать как самостоятельное произведение. Глава 1 посвящена знакомству с главным героем

Лето, одна из самых тяжелых времен года для крестьян. Именно в это время припадает много тяжелой физической работы. Люди встают на рассвете и ложатся позже самого заката. Известнейший русский художник, Пластов Аркадий Александрович любил изображать

Трое разведчиков, возвращаясь с задания, в овраге нашли спящего двенадцатилетнего сироту Ваню Солнцева. Они привели его в свой блиндаж, накормили фронтовой едой и сказали, что могут научить военному делу, если капитан Енакиев разрешит.

Александр Сергеевич Пушкин в произведении «Барышня-крестьянка» создает ряд уникальных и четко проработанных образов, которые способны зацепить сердце любого читателя.

Тема Родины в лирике Ахматовой сочинение

Многие ошибочно ассоциируют творчество Анны Ахматовой только с любовной лирикой, однако поэтесса затрагивала и другие темы. Например, родине Ахматова посвятила более десяти стихотворений. Каждое из них наполнено сильными эмоциями, изображёнными буквально несколькими штрихами.

Патриотизм Анны Андреевны прозвучал в нелёгкие годы начала XX века, когда за окном бушевала революция, обретала мощь нескончаемая война Тройственного союза с Антантой, а муж поэтессы – Николай Гумилёв – ушёл добровольцем на фронт. Вопрос: остаться на родине или переехать? – для многих был на повестке дня. В стихотворении «Когда в тоске самоубийства. » лирическая героиня тоже спрашивала себя: покинуть Россию или нет? Хотя голос искусителя очень убедительно призывал к побегу заграницу, истинная патриотка не покорилась. Со спокойствием и без усилий лирическая героиня закрыла уши руками, чтобы не осквернить свой дух недостойной речью.

Читайте также:  Стихотворение А. Ахматовой Заплаканная осень, как вдова (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

В творении «Не с теми я, кто бросил землю. » Анна Ахматова тоже размышляет об эмигрантах и истинных патриотах. Лирическая героиня резко отделяет и противопоставляет себя и других оставшихся в России от людей, покинувших Родную страну. Нет ни обвинений, ни упрёков, лишь вечная жалость к бежавшим. Поэтесса сравнивает отсутствие патриотизма у беженцев с заключением, болезнью. Утешением для лирической героини является осознание, что благодарные потомки в будущем оценят поступки патриотов, не пожелавших бросить родную страну. Она не боится погубить молодость в чаду пожаров, не отклоняя ни одного удара противника.

Эмоциональность лирической героини заставляет испытать ситуацию нравственного выбора, задать вопрос самому себе: “Что избрал бы я при таких обстоятельствах?”

Сочинение Тема Родины в творчестве Ахматовой (в лирике, поэзии, стихах)

Впервые раскрытие темы Родины можно увидеть у А.Ахматовой в сборнике стихов «Белая стая», который публикуется в 1917 году. Это был сложный период, как для страны, так и для самой Анны, что существенно влияет на ее творчество. Стихи этого сборника пронизаны ощущением катастрофы в судьбе России. Ахматова, не влезая в политические дела, выражала свое отношение ко всему через стихи.

«Белая стая» – это стихи, в которых описана жертвенная любовь к Родине, в произведении «Молитва» прослеживаются сильные переживания за судьбу России, здесь видно, что Ахматова готова многим пожертвовать, чтобы что-то изменить в ее судьбе, хотя она и осознает, что очень оторвана от народа и желает слиться с ним. Меняется и сама стилистика стихотворений, они становятся очень строгими, сдержанными, иногда даже философскими.

В 1921 году публикуется еще один сборник стихов Ахматовой «Подорожник». Особенностью произведений здесь является то, что страшные события в жизни России, такие как революция и война осмысляются через личное отношение поэта. Многие поэты того времени уезжали из страны, Ахматова же не предала Родину и осталась. Она не воспевала революцию в своих стихах, но и ненависти в них не было, скорее, в них раскрывалась проблема нравственности людей и проблема их выбора. Ахматова все больше сливается с народом, в ее произведениях все чаще встречается местоимение «мы», она едина с патриотами, которые остались и не покинули Россию.

Очень сильно прослеживается связь с народом в поэме «Реквием», которая посвящена репрессированному народу. Повествование в ней соотносимо с историей России. Эта поэма не только самая личная, но и наиболее всеобщая. Здесь личное горе главной героини перекликается с горем тысяч женщин.

Все стихотворения Ахматовой, написанные в годы войны, наполнены настроением народа, сражающегося за Россию. Совсем исчезает из творчества поэта личная лирика. В своих произведениях Ахматова выражает веру в победу и огромную любовь к России. Цикл произведений «Ветер войны» наполнен восхищением мужеством и силой народа, но так же здесь описаны и чувства российских женщин и простых солдат.

Тема Родины терпит сложные изменения в произведениях Ахматовой, так же как и изменяется само понятие Родины для поэта. Изначально Родиной для Ахматовой было Царское Село, в котором проходило ее детство и юность. Позже Родиной для нее становится Петербург, а в годы войны и репрессий, Ахматова начинает ассоциировать себя, как частичку русского народа и считает Родиной уже всю страну.

Всю жизнь Ахматова переживает за судьбу России, она принимает все испытания и не жалеет, что не покинула Родину, уехав вслед за своими друзьями из страны.

Тема Родины в лирике Ахматовой

Несколько интересных сочинений

«Белая гвардия» повествует о тяжёлых временах революции, о положении офицеров, которые были готовы исполнять свой долг даже в такой нестабильной ситуации. Белые гвардейцы стремились защитить гетманство

В такой огромной стране немало живет талантливых людей. Они своими навыками прославляют ее и делают великой. Почти в каждой сфере жизни общества выделяются талантливые русские люди, имена которых знают и за рубежом.

В чем смысл жизни? Над этим философским вопросом думали многие люди, многие поколения, но определенного ответа найдено не было. Дело в том, что у каждого человека своя позиция, которая в основном зависит от восприятия жизни, ценностей и много другого

В произведении Островского «Гроза» символично и многозначно выражен образ грозы. В этом образе объединены несколько образов, которые отлично наполняют друг другу, тем самым показывая с нескольких сторон проблему

Тема родины в творчестве Ахматовой сочинение

А. А. Ахматова на протяжении всей жизни чувствовала неразрывную связь со своей страной. Это чувство не позволило ей покинуть Россию после Октябрьской революции. Поэтесса резко отрицательно относилась к советской власти, но считала своим долгом разделить с народом все беды и страдания. Она вообще не отделяла свою жизнь от судьбы России, ощущая себя ее преданной дочерью.

Тема Родины в творчестве Ахматовой всегда связана с трагедией. Поэтессе был чужд казенный патриотизм. О самом святом и дорогом она заговаривала, когда видела, что над ее страной нависала смертельная опасность. Так было при начале Первой мировой войны, в мрачное время сталинского террора, в годы Великой Отечественной войны.

В молодости М. Цветаева дала своей поэтической “сопернице” очень верную характеристику – “Златоустая Анна всея Руси”. Спустя годы Ахматова полностью оправдала это “звание”. Стихотворения, посвященные Родине, обрели пророческий тон. Трагическая судьба Анны Андреевны позволяет назвать ее праведницей земли русской, взвалившей на свои плечи всенародную скорбь и страдание.

1 августа (19 июля по ст. ст.) 1914 г. Германия объявила войну России. Узнав об этом на следующий день, Ахматова сразу же откликнулась на грядущую катастрофу в стихотворении “Июль 1914”. Произведение можно считать пророческим. В русском обществе царили ура-патриотические настроения, а поэтесса с горечью говорила о “вдовьем плаче”, заменившей дождь “красное влаге”, “затоптанных полях”. Все же Ахматова верила, что Бог не допустит поражения православной Руси: “. нашей земли не разделит на потеху себе супостат”.

В 1915 г. Ахматова написала знаменитое стихотворение “Молитва”. Поэтесса умоляет Господа даровать победу ее многострадальной Родине. Ради этого она готова пожертвовать самым дорогим: “Отыми и ребенка, и друга, и таинственный песенный дар”.

В начале 1917 г. в стихотворении “Высокомерьем дух твой помрачен. ” Ахматова защищает свою страну и свою веру. Оно представляет собой продолжение спора между поэтессой и Б. Анрепом, который уехал в Англию. “Все искупить и все исправить можно”. В этой фразе уже заложено отношение Ахматовой к эмигрантам, которые предают Россию в самый тяжелый момент. Поэтесса пророчески предчувствовала, что очень скоро вся страна будет поделена на два враждебных лагеря, и каждый человек будет поставлен перед мучительным выбором.

Анна Андреевна категорически отвергала даже мысль о том, что нужно немедленно уезжать из страны ради собственной безопасности: “Руками я замкнула слух”. По ее твердому убеждению, каждый русский человек должен был до конца испить чашу страданий своего народа и попытаться сохранить для потомков хоть что-нибудь из великой культуры (“Согражданам”, 1919 г.). Вечная самоотверженная верность Ахматовой России выражена в стихотворении “Не с теми я, кто бросил землю. ” (1922 г.).

В годы сталинских репрессий Ахматова не могла публиковать своих произведений. Даже записывать стихотворения было опасно, поэтому поэтесса запоминала их. В конце 30-х гг. была создана поэма “Реквием” – памятник всем жертвам террора. Будучи сама женой и матерью репрессированных, Ахматова выражает страдания всех русских женщин (“. мой измученный рот, которым кричит стомильонный народ”). В стихотворении очень ярко и образно представлена постигшая Россию беда: “И безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами”. Сама Ахматова впоследствии говорила, что в 30-е гг. у нее появилось “острое чувство истории”.

Политические взгляды никак не влияли на отношение Ахматовой к Родине и народу. В день начала Второй мировой войны она написала: “Жить – так на воле, умирать – так дома”.

В годы Великой Отечественной войны Ахматова создала цикл “Ветер войны”, посвященный вере в Россию и ее неизбежную победу над врагом. Следует особо отметить знаменитое стихотворение “Мужество”, в котором поэтесса объявляет высшей ценностью “великое русское слово”. Физические страдания и даже смерть ничего не значат по сравнению с главной задачей – сохранить и передать потомкам “русскую речь”.

Незадолго до смерти Ахматова написала стихотворение “Родная земля”. В нем любовь к Родине приобретает глубокий философский смысл. Жизнь каждого человека неразрывно связана со своей родной землей. Большинство людей относится к этой “грязи на калошах” равнодущно. Лишь перед смертью приходит осознание: “Но ложимся в нее и становимся ею. “.

Сочинение: Тема родины в творчестве А Ахматовой

К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она по­лучила развитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахма­товой. Тема Родины стала одной из основных в ее поэзии прежде всего потому, что Ахматова жила в очень сложную, трагическую для России и для самой Ахматовой эпоху. Это также связано с личностью поэта, с тем, что, восприняв судь­бу России, как свою, она не уехала из страны, а, выдержав все испытания, осталась до конца верна своей Родине, не из­менив при этом и самой себе.

Тема Родины меняется в разные периоды творчества поэта. Проследим эволюцию этой темы в поэзии Ахматовой.

Стихотворения первых сборников Ахматовой — «Вечера» и «Чёток» — написаны в основном на любовную тему. В этих сборниках нет стихов о Родине. Тема Родины впервые появля­ется у Ахматовой в сборнике «Белая стая».

Сборник «Белая стая» был опубликован в 1917 году, в него вошли стихотворения, написанные в 1912—1916 годах, в пе­риод больших потрясений и испытаний для России, в период первой мировой войны. В это время многое меняется и в жизни самой Ахматовой: Гумилев уходит на фронт, Ахматова болеет туберкулезом, Ахматова встречает Б. Анрепа. Перелом в жизни Ахматовой и в жизни страны приводит к существен­ным изменениям в творчестве поэта. Ахматова уже не может писать стихи только на узко любовную тему. В «Йелой стае» появляется тема Родины. Ахматова воспринимает первую ми­ровую войну как страшную национальную трагедию. «И ран­ней смерти так ужасен вид, что не могу на Божий мир гля­деть я», — пишет она в стихотворении «Майский снег».

Стихи «Белой стаи» строгие и философские, в них ощуща­ется близость неотвратимой катастрофы, предчувствие страш­ных и трагических событий в жизни России. Ахматова всегда оставалась в стороне от политики, но она выражала отноше­ние к России в своих стихах («Думали: нищие мы. »).

В «Белой стае» возникает тепло жертвенной любви к Роди­не. Острую боль переживания за судьбу России мы видим в стихотворении «Молитва». Ахматова готова на все ради Рос­сии, она готова принести в жертву себя, свой «песенный дар», близких, друзей, даже ребенка, только бы «туча над темной Россией стала облаком в славе лучей».

С изменением в тематике стихов меняется и общая стилистика ахматовского слога: стиль Ахматовой становится очень строгим, аскетичным.

В «Белой стае» начинает проявляться национальное самосознание Ахматовой. Теперь Ахматова ощущает свою оторван­ность от жизни народа. В этом сборнике проявляется стремле­ние поэта слиться с народом:

Лучше б мне частушки задорно выкликать,

А тебе на хриплой гармонике играть.

И ходить на кладбище в поминальный день

И смотреть на белую Божию сирень.

Ахматова знает, что «где-то есть простая жизнь и свет, прозрачный, теплый и веселый. », но она пока не может от­казаться от своей жизни, она еще не готова жить одной жиз­нью с народом:

Но ни на что не променяем пышный

Гранитный город славы и беды,

Широких рек синеющие льды,

Бессолнечные мрачные сады

И голос Музы еле слышный.

Следующий сборник «Подорожник» выходит в 1921 году. Он создается в трагические для России годы. Особенность сти­хотворений этого сборника заключается в том, что все истори­ческие события: война и революция — осмысляются не в историческо-философском, а в личностно-поэтическом плане. Поэты и писатели XX века либо принимали революцию и вос­певали ее, либо уезжали в эмиграцию. Ахматова, одна из не­многих, выбрала третий путь. Стихотворения «Петроград», «Не с теми я, кто. », «Мне голос был. » далеки от принятия революции, но они также далеки от политической ненависти. Гражданские стихи Ахматовой относятся не к политике, они связаны с проблемой нравственного и жизненного выбора.

Стихотворение «Ты отступник. » адресовано конкретному человеку, в основе стихотворения конкретная ситуация из личной жизни Ахматовой. Оно связано с эмиграцией Б. Анрепа. В стихотворении звучит горький упрек человеку, предав­шему не только свою любимую, но и свою страну. Судьба ге­роини стихотворения сливается с судьбой России. Примеча­тельно, что для Ахматовой теперь Россия связана с народом, народными традициями, православием:

Ты — отступник: за остров зеленый

Отдал, отдал родную страну,

Наши песни, и наши иконы,

И над озером тихим сосну.

Стихотворение «Мне голос был. » уже менее конкретное. Непонятно, чей голос зовет героиню оставить Россию: или внутренний, или «глас свыше» (или считать, что лирическая ситуация стихотворения напоминает о библейской теме «исхода» праведников из грешной земли), или это голос Анрепа и друзей-эмигрантов Ахматовой.

Героиня этого стихотворения поставлена перед нравствен­ным выбором. И она выбирает Россию, принимая ее судьбу как свою:

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не оскорбился (у Ахматовой -“не осквернился») скорбный дух.

Стихотворение 1922 года «Не с теми я, кто. », вошедшее в третий сборник «AnnoDomini», опубликованный в 1922 году, содержит еще большие обобщения: Ахматова отделяет себя от всех эмигрантов, от всех, кто «бросил землю». В первых двух строфах стихотворения речь идет о тех, кто уехал, в двух пос­ледних — о тех, кто остался. Бросившие землю у Ахматовой вызывают жалость, а не презрение и пренебрежение. Остав­шиеся в России воспринимают свою трагическую судьбу «бес­слезно», «надменно» и «просто», поэтому они намного выше уехавших.

Стихотворение «Петроград» продолжает эту же тему:

Никто нам не хотел помочь

За то, что, город свой любя,

А не крылатую свободу,

Мы сохранили для себя,

Его дворцы, огонь и воду.

В стихотворении появляется местоимение «мы». Ахматова чувствует связь со всеми патриотами, оставшимися на Роди­не, она уже не одинока.

В «AnnoDomini» появляется неожиданная радость, среди несчастий, горя, смертей Ахматова все-таки видит свет и ус­покаивается, со смирением принимает она все, что происхо­дит с Россией:

Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькает крыло,

Все голодной тоской изглодано,

Отчего же нам стало светло?

В «AnnoDomini» усиливается народное начало. Образ ге­роини становится более цельным и гармоничным. Появляется все больше стихотворении, близких фольклору, например « Третий Зачатьевский».

Горло петелькой затянул.

Тянет свежесть с Москва-реки

В окнах теплятся огоньки.

Ахматова полностью сливается с русским народом в поэме «Реквием», посвященной страданиям всего репрессированного народа. В поэме можно выделить несколько смысловых пла­нов. Первый план представляет личное горе героини — арест сына. Но голос автора сливается с голосом тысяч российских женщин — сестер, жен, вдов репрессированных — это второй план рассмотрения личной ситуации. Ахматова говорит от лица своих «невольных подруг». Ахматова обращается к кро­вавым страницам истории России со времен стрелецкого бунта. План повествования соотносится с историей России. Евангельский сюжет «Распятие» расширяет рамки «Реквие­ма» до общечеловеческого масштаба.

«Реквием» — это не только самое личное, но и наиболее всеобщее из произведений Ахматовой. «Реквием» — это ис­тинно народное произведение и по форме (Ахматова использу­ет фольклорные элементы), и по содержанию: в нем говорится о трагедии и скорби всего русского народа.

В годы Великой Отечественной войны Ахматова, ощутив свою жизнь как часть народно-национального бытия, пишет стихотворения, которые отражают душевный настрой сража­ющейся России.

Интимная лирика полностью исчезает. Все стихотворения наполнены патриотической взволнованностью за судьбу Рос­сии. В цикл «Ветер войны» входят стихотворения, пронизан­ные как утверждением силы, воли, мужества народа, так и щемящим чувством матерей, жен, сестер русских солдат. Ха­рактерно, что в лирике второй мировой войны господствует местоимение «мы». Стихотворения, посвященные войне, сви­детельствуют о торжестве народного начала. Ахматова чувст­вует, что вся страна — это и Родина. В своих стихотворениях она выражает любовь к России и веру в победу.

Стихотворение «Родная земля» звучит заключительным аккордом в теме Родины. В нем представлены разные значе­ния слова «земля». Это и грунт («грязь на калошах»), и пыль («хруст на зубах»), и нравственная почва, и первоматерия («ложимся в нее и становимся ею»). В позднем творчестве Ах­матовой Родиной становится просто русская земля и все, что на ней находится.

Таким образом, тема Родины в творчестве Ахматовой пре­терпевает сложную эволюцию. Само понятие Родины меня­лось в поэзии Ахматовой. Сначала Родиной для Ахматовой было Царское Село, конкретное место, где прошли ее детские и юношеские годы. Потом Родиной становится Петербург. В годы великих испытаний и народных бедствий, в период реп­рессий Сталина и в период Великой Отечественной войны Ах­матова сливается с русским народом, ощущает себя его час­тью, считая своей Родиной всю страну. К концу жизни Ахма­това приходит к осознанию Родины как просто русской земли.

В течение всей своей жизни Ахматова не перестает пере­живать, страдать за Россию. Она с христианским смирением принимает все, что происходит- с Россией, не жалея о том, что не уехала из страны. Ахматова считает, что быть поэтом и творить можно только на Родине.

«Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической ис­тории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и виде­ла события, которым не было равных».

Тема Родины в творчестве Анны Ахматовой – образ родной земли в стихах

Эпоха общественных потрясений

Анна Горенко родилась в семье потомственных дворян. Детство и юность она провела в Царском селе. Поэтесса гордилась тем, что смогла застать эпоху Пушкина и процветания дворянской культуры. Девушка знала несколько языков, получила прекрасное образование. Она была яркой представительницей старого дворянства. Анна Андреевна писала нежные лирические стихи о любви, преданности и дружбе. За ней закрепился статус поэтессы, пишущей для женщин.

В 1910 году Ахматова вышла замуж за поэта Николая Гумилева, а в 1912 г. у пары появился сын Лев. Казалось, что счастью Анны Андреевны ничто не сможет помешать. Но именно в этот период происходят трагические для России и поэтессы события. В 1914 г. начинается Первая мировая война. Николай Гумилев уходит в армию добровольцем, а Анна Андреевна остаётся одна с маленьким сыном. Политическая ситуация в России также усложняется. Дворянская строй, к которому принадлежала Ахматова, подвергается критике, а традиционные ценности общества рушатся.

В 1917 году происходит Февральская революция. Большинство друзей поэтессы эмигрировало в Европу и США. Тема Родины в лирике Ахматовой начинает занимать центральное место. В произведениях присутствуют мотивы тоски, разочарования, а также любви и нежности к родной земле. С 1920 года в жизни А. Горенко происходит череда трагических событий:

  • 1920 год — самоубийство Андрея Горенко, брата Ахматовой;
  • 1921 — арест и расстрел Н. Гумилева;
  • с 1923 г. стихотворения Ахматовой подвергаются жёсткой критике, новые произведения не печатаются;
  • 1938 — арест сына и его перевод в трудовой лагерь.

Несмотря на репрессии, Анна Андреевна отказывается покидать страну и осуждает «предателей», сбежавших за границу. По этой причине стихотворения Ахматовой стали символом культуры, которую не смогли уничтожить ни политические преследования, ни революция, ни жестокие войны.

Патриотическая тема

Образ родной земли является ключевым в поэзии Ахматовой с 1917 года до конца жизни. Теме любви к России посвящено несколько сборников стихов поэтессы и знаменитая поэма «Реквием».

Первые произведения о Родине

Сборник стихов «Белая стая» был опубликован в сентябре 1917 года. Критики отмечали, что произведения А. Горенко стали более сдержанными и философскими. Анна Андреевна писала не только о собственных переживаниях, но и о бедах всего русского народа. Первую мировую войну и революцию она называла «тучей над тёмной Россией». А. А. Ахматова предчувствовала грядущую политическую и социальную катастрофу. Атмосферу приближающейся беды она передаёт при помощи описания природных явлений:

  • «пахнет гарью, птицы не поют…»;
  • «дымилось тело вспаханных равнин…»;
  • «в жёстком свете скудного дня…»;
  • «ведь настали, тускло пламенея, дни последние весны…».

Название сборника стихотворений выбрано вовсе не случайно. Белый цвет в творчестве Ахматовой символизирует скорбь и печаль, а птицы — веру.

В сборнике присутствует множество обращений к Богу. Поэтесса считала, что религия способна помочь народу пережить все беды.

Сборник 1921 года

С 1917 по 1920 г. сочинения Ахматовой почти не публиковались. Только в 1921 году вышел сборник «Подорожник», включающий в себя 38 стихотворений. В нем вновь освещается тема Родины. В стихах Ахматовой поднимаются вопросы вынужденной эмиграции. Культурных деятелей, сбежавших из России, она называет «отступниками». К самым знаменитым стихотворениям сборника «Подорожник» можно отнести:

  1. «Ты — отступник: за остров зелёный».
  2. «Теперь прощай, столица».
  3. «Земная слава как дым».
  4. «Я слышу иволги всегда печальный голос».

О смысле названия сборника спорят многие литературные критики и историки. Одни полагают, что подорожник является символом запустения и гибели культурных традиций в государстве. Другие, напротив, видят в названии образ народного лекарства от многих болезней.

Для многих людей стихи Ахматовой в сложные времена были тем самым «лекарством» от душевных тревог и разочарований.

Поэма о трагедии народа

Лучше всего тема Родины у Ахматовой раскрывается в поэме «Реквием». Это произведение было написано в 1938—1940 гг. К этому времени Анна Андреевна пережила смерть бывшего мужа и арест единственного сына. Лев Гумилев несколько лет отбывал наказание в трудовом лагере, хотя был виновен только в том, что его родители не поддерживали советскую власть. А. Горенко безрезультатно боролась за освобождение сына.

В основу поэмы легла не только личная трагедия женщины, но и горе всех матерей в России. В «Реквиеме» раскрывается сразу несколько тем:

  • любовь к стране;
  • материнская скорбь;
  • протест политическому режиму в России;
  • народная память.

Ахматова призывает читателей не забывать о жертвах политических репрессий. Только вспоминая об этих несправедливых событиях, можно не допустить повторения страшной трагедии.

Анна Андреевна писала про Россию не так, как другие поэты. Она никогда не критиковала власть в жёсткой форме, но и не пыталась ей угодить. До конца жизни поэтесса осталась верна своему литературному стилю, образу жизни и любви к Родине.

Тема Родины в лирике А.А. Ахматовой

С течением времени – времени бурь и потрясений в судьбе России – лирика Ахматовой, поначалу камерная, интимно-исповедальная, обрела высокое гражданское звучание. Это произошло, потому что поэтесса не могла не думать о своей Родине, которую охватили страшные события, не переживать за своих соотечественников, оказавшихся в тяжелом положении. Уже в годы первой мировой войны, которую поэтесса восприняла как национальную трагедию, в ее творчество вошли мотивы самопожертвования и любви к Родине. В стихах сборника «Белая стая», где Ахматова впервые обратилась к теме Родины, ощущается близость неотвратимой катастрофы, предчувствие трагедии в жизни России [7, 63].

Тема Родины все более властно звучит в поэзии в годы первой мировой войны. Поэтесса, понимая, что война — величайшее зло, потому что она убивает, пишет стихи-плач [7,64]:

Можжевельника запах сладкий

От горящих лесов летит.

Над рябинами стонут солдатки,

Вдовий плач по деревне звенит.

Родина корчится от боли, и Ахматова молит судьбу, “чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей”. Но тучи сгущались, и не славу, а страдание, боль и муку принес России 1917 год.

Но поэтесса сразу определила для себя главное – быть вместе со своей страной на всех ее путях и перепутьях [10, 97]. Программными в этом отношении следует считать строки:

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда. »

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

(«Мне голос был. Он звал утешно…», 1917.)

Родина в этом стихотворении отождествляется с русской речью, с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо мужественно отстаивать. И здесь Ахматова говорит «мы» – это голос всего народа. Поэтический голос Ахматовой становится голосом народной скорби и одновременно надежды.

Россия всегда оставалась для поэтессы единственной обителью. Хранить верность Родине – вот в чем Ахматова видела главный гражданский долг. Вместе со своей страной она переживала все бедствия, выпавшие на долю России. О том, насколько близко воспринимала поэтесса судьбу своей Родины, о силе ее любви и самопожертвования ярче всего говорят строки стихотворения «Молитва», написанного в 1915 году [10, 98]:

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар…

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Мы видим, что Ахматова на все была готова ради России, лишь бы она сумела преодолеть все трудности, выпавшие на ее долю. В стихах поэтессы все отчетливее стало звучать стремление слиться с народом.

Особенность сборника «Подорожник» заключается в том, что война и революция осмысляются в нем не в историческо-философском, а в личностно-поэтическом плане. Гражданские стихи этой книги, связанные с проблемой нравственного и жизненного выбора, далеки от принятия революции, но при этом в них отсутствует политическая ненависть [7, 76].

Для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для нее не было выбора – уехать из России или остаться. Она считает бегство предательством:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их глубокой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час…

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

В данном стихотворении мы отметили лексические особенности текста, в которых А. Ахматова ярко демонстрирует свою любовь и преданность к родной земле. Стихотворение выдержано в высоком стиле: старославянизм «не внемлю»; слова высокого стиля «растерзание», «изгнанник», «»странник», «ни единого». Много отрицаний: «не с теми я…», «не внемлю», «не дам», «не отклонили», «нет людей бесслезней…». Также нужно отметить отрицательно окрашенную лексику: «бросил», «растерзание», «грубой лести», «жалок …изгнанник», «заключенный,…больной», «темна», «в глухом чаду пожара», «губя». Эти слова отражают отрицательное отношение художника к тем, кто покинул свою Родину. Участь изгнанника представлялась ей не только недостойной, но и жалкой. Она предпочитала, оставаясь на Родине, принять вместе с ней удары судьбы. Вместе со своей страной она переживала все бедствия, выпавшие на долю России.

«В годы мытарств, во времена немыслимого быта», когда «все расхищено, предано, продано», Ахматова хранила веру в свет и тепло грядущих дней России, ощущала связь со всеми патриотами, оставшимися на Родине. Образ героини ахматовских стихов постепенно становился все более цельным и гармоничным.

Ахматова, обладая пророческим даром, предчувствовала приближение новой войны, которая станет трагедией для многих народов, и эту “двадцать четвертую драму Шекспира”, которую пишет страшное время, “уже мы не в силах читать!” Не в силах потому, что позади тридцатые годы: изломанные судьбы, миллионы безвинных жертв, звон тюремных ключей, отступничество от общечеловеческих норм, личное горе (арест сына). Ахматова сама удивлялась, почему стих не замолчал, ведь “перед этим горем гнутся горы, не течет великая река”.

К началу новых испытаний, ждавших народ в годы войны, она подошла с выстраданным опытом гражданской поэзии.

Война застала Ахматову в Ленинграде, городе, который стал ее духовной родиной. Опять трагедия народа совпадает с личной трагедией (арест сына во второй раз). И опять звучит “мы” в военной лирике [7, 81]:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Война расширяет Родину до просторов Азии, где поэтесса находится в эвакуации. Ахматова не описывает войну — она ее не видела, но считает себя обязанной оплакать великие жертвы своего народа:

А вы, мои друзья последнего призыва!

Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.

Во всех военных стихах звучит мужественная скорбь, величайшее чувство сострадания, безмерная любовь к своему многострадальному народу. И победа в стихах Ахматовой — это образ Победы-вдовы. Всю боль своей Родины поэтесса вобрала в себя, и только будучи гражданином и патриотом, можно сказать:

Как в первый раз я на нее,

На Родину, глядела.

Я знала, это все мое —

Душа мое и тело.

Это взгляд с высоты самолета, но это взгляд Поэта, поднявшегося на эту высоту любовью к Родине и народу. Ахматова всегда была “там, где мой народ, к несчастью, был” [19, 102].

Стихи Ахматовой в период второй мировой войны – своеобразная формула гневного, воинственного патриотизма. Ощутив свою жизнь частью народно-национального бытия, поэтесса написала произведения, в которых отразился душевный настрой сражающейся России. Мы видим в них и утверждение силы, воли, мужества народа, и щемящие чувства матерей, жен и сестер русских солдат, а также непоколебимую веру в победу [7, 82].

В одной из «Северных элегий» Ахматова размышляет о своей судьбе, на которую наложило отпечаток беспощадное время:

Суровая эпоха повернула.

(«Меня, как реку…», Ленинград, 1945.)

Ее путь отныне стал иным. Но она не жалела об этом. Да, в ее жизни многое было пропущено, вспоминает героиня элегии, многие зрелища прошли стороной: «И занавес вздымался без меня и также падал». Но – она разделила своей поэзией, своей судьбой участь миллионов соотечественников. И их жизнь оказалась запечатленной в стихах Ахматовой.

Цикл стихов о ленинградской блокаде, которую поэтесса пережила вместе с тысячами других жителей города, нельзя читать равнодушно. Боль пронизывает каждую строчку:

Принеси же мне горсточку чистой,

Нашей невской студеной воды,

И с головки твоей золотистой

Я кровавые смою следы.

(«Постучись кулачком – я открою», 1942.)

Однако за этой болью – неистребимая вера в победу и бесконечное мужество. Автор не мыслит себя вне страданий своего народа; дети блокадного Ленинграда – это и ее дети. Высокую задачу своей поэзии Ахматова видела в том, чтобы оплакивать погибших, хранить память о них: «Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена».

Заключительным аккордом темы родины у Ахматовой звучит стихотворение «Родная земля» (1961):

И в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно – своею [1, 406].

Эпиграфом выбраны строки из собственного стихотворения 1922 года. Стихотворение светлое по тону, несмотря на предчувствие близкой смерти. Фактически Ахматова подчеркивает верность и незыблемость своей человеческой и творческой позиции. Слово «земля» многозначно и многозначительно. Это и грунт («грязь на калошах»), и родина, и ее символ, и тема творчества, и первоматерия, с которой тело человека соединяется после смерти. Сталкивание различных значений слова наряду с использованием самых разных лексико-семантических пластов («калоши», «хворая»; «обетованный», «немотствуя») создает впечатление исключительной широты и свободы [19, 103].

На смену «ужасам войны» пришли картины мирной жизни, и вместе со всеми А. Ахматова радовалась силе и свободе своей страны. Судьба не была милостива к поэтессе. Она пережила немало бед, видела смерть самых близких людей, испытала на себе силу террора. Но стих Ахматовой всегда был честен и мужествен. «В тот час, как рушатся миры», она не осталась спокойным созерцателем. Испытания придали мощь и силу ее стихам, помогли осознать свой гражданский долг – быть со своим народом, быть его голосом. На протяжении всего своего творчества поэтесса освещала «страшный путь» своего поколения – поколения, вкусившего много страданий [7, 87].

Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Тема родины в творчестве А Ахматовой
Раздел: Топики по английскому языку
Тип: сочинение Добавлен 17:19:03 18 ноября 2010 Похожие работы
Просмотров: 3089 Комментариев: 15 Оценило: 8 человек Средний балл: 4.4 Оценка: 4 Скачать