Летопись эпохи лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака: сочинение

Образ эпохи в поэзии А. А. Ахматовой и лирике Б. Л. Пастернака

Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)

XX век — особая эпоха в истории России. За это столетие произошло столько событий, сколько не вместило ни одно предыдущее. Это и две Мировые войны, и бесчисленное количество революций, и гражданская война, и геды террора и репрессий. И этим событиям суждено было отразиться в искусстве, прежде всего в литературе. Поэты и писатели выражали судьбы народа, страны, эпохи в своих сугубо личных произведениях.

В поэзии Л. А. Ахматовой и лирике Б. Л. Пастернака особенно ощутимы боль за поколение, которому суждено было стать свидетелем многих кровавых драм, способность к сопереживанию вместе с теми, кто стал жертвами «братоубийственных войн», опасение за будущее России.

Эти мотивы прослеживаются на протяжении всего творчества Ахматовой, начиная с ранних произведений. Толчком it написанию стихотворений гражданской тематики, где отразились реальные исторические события и воплотился образ эпохи, послужила революция 1917 года, а также гражданская война. В 1917 году, незадолго до октябрьского переворота, когда русская армия уже не могла обеспечить защиту и население с трепетом ожидало нашествия немцев на столицу, Ахматова написала стихотворение, начинавшееся словами:

Народ гостей немецких ждал

И дух высокий византийства

От русской церкви отлетал,

Когда приневская столица,

Забыв величие своё,

Как опьяневшая блудница,

Не знала, кто берёт её.

В дальнейшем эти две строфы были сняты самой Ахматовой, таким образом, стихотворение стало начинаться со слов «Мне голос был. ». Оно построено в форме спора лирической героини со своим внутренним голосом. И спор этот — о России. В связи с этим особое значение приобретают две выпущенные строфы, в которых воссоздаётся образ России, стоящей в преддверии бед и катаклизмов.

Ахматова, вслед за Вл. С. Соловьевым, утверждает, что страна утратила «дух византийства», который сближал её с истоками христианской религии и делал «столицей православия». Вследствие этого население отвергает истинную веру, церковь уже не может объединять людей и давать им нравственные ориентиры — грядёт мировая катастрофа. По словам Ахматовой, Россия превратилась в «опьяневшую блудницу», в «край глухой и грешный», и всех жителей подхватил буран революции.

Пастернак также изображает облик страны, стоящей на пороге великих перемен и передаёт постоянные изменения мира вокруг него в стихотворениях, написанных по сугубо личному поводу (впрочем, как и Ахматова). Примером может послужить стихотворение «Ты в ветре, веткой пробующем. » 1917 года из книги «Сестра моя — жизнь». По выражению Пастернака, «в то лето. казалось, вместе с людьми митинговали и ораторствовали дороги, деревня и звёзды». Поэт передаёт ощущение того, что вокруг него происходит становление эпохи и нового исторического периода. Поэтому Россия, её население и вообще всё время предстаёт перед читателем в облике сада, который оживает под порывами ветра, начинает бормотать. Пастернак через образы-символы (ветер, брызги-слёзы, ветка) воссоздаёт образ эпохи, того времени, когда каждый день приносил что-то новое, когда в воздухе чувствовался особый «дух сырой прогорклости», когда всё казалось одушевлённым, «перечнем. прозвищ и времён».

Революция внесла в жизнь страны изменения, с которыми ни Ахматова, ни Пастернак не могли согласиться. Реальность нового мира противоречила их взглядам, но они, в отличие от многих своих друзей и знакомых, приняли окончательное и бесповоротное решение остаться в Советской России.

В 1922 году друг Ахматовой, композитор А. Лурье, уехал в Берлин в официальную командировку; через два месяца выяснилось, что он не вернётся. Ахматова уже догадывалась о намерении своего друга покинуть Родину, поэтому написала стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю. ». Оно во многом созвучно стихотворению 1917 года «Мне голос был. ». Ахматова снова поднимет проблему истинного патриотизма и, обращаясь к «больному. страннику», покинувшему Родину, говорит о всех тех, кто остался «в глухом чаду пожара», как о единой рати, которая «ни единого удара не отразила от себя». Для неё «бросившие землю» и «изгнанники» разные люди, и отношение к ним также разное. Если первые бросили Родину «на растерзание врагам», то вторые — «изгнанники», оказавшиеся за границей не по своей воле литераторы, философы. К первым нет сочувствия, вторых Ахматовой жаль, как заключённых, как больных.

Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)

«Летопись эпохи лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака»

Пересказать биографию Поэта всегда очень трудно. Где найти слова, которые не опошлили и не приземлили бы поступков великого человека. Ведь в них, кроме обычного «прозаического» содержания, заключена неповторимость, уникальность жизни гения. Поэтому мы лишь вскользь говорим об обстоятельствах и жизни этой гениальной женщины, опираясь на стихи, рожденные ею. «Я поэт, тем и интересен»,— говорил Маяковский. Вот и мы сделаем акцент на творчестве Анны Андреевны Ахматовой. Одно из ранних стихотворений Анны Андреевны наполнено юностью, радостью бытия, торжеством жизни:

В то время я гостила на земле.
Мне дали имя при крещенье — Анна,
Сладчайшее для губ людских и слуха.
Так дивно знала я земную радость
И праздников считала не двенадцать,
А столько, сколько было дней в году.

Родилась Анна Андреевна в Одессе, но детство и юность ее прошли в Царском Селе, вероятно, отсюда и изысканность слога, ясность и красота классических форм. Даже воздух этого места пропитан был поэзией. Все напоминало Пушкина, его волшебные строки. И совершенно закономерно, что первые стихи она посвятила любимому поэту:

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.

Постепенно в ее поэзию приходят трагические нотки, первые жизненные разочарования и невзгоды Ахматова поверяет стихам. Это ее своеобразный дневник. Он будет меняться на протяжении всего ее творчества, но неизменными останутся изысканность и простота слога, доверительность и искренность повествования.

Показалось, что много ступеней.
А я знала — их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри.
Я обманут моей унылой.
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже умру с тобой. »

Гумилев, муж Ахматовой, напишет о ней полушутливо, полусерьезно, но очень точно охарактеризовав ее душу:

Из логова змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью.
Я думал, забавницу,
Гадал — своенравницу.
Веселую птицу-певунью.

Время было интересное, романтическое, переломное. В поэзии Ахматовой чувствуется приближение беды:

Страшно мне от звонких воплей
Голоса беды.
Все сильнее запах теплый
Мертвой лебеды.
Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой.

Ветер перемен, ветер революции принес испытания. Вся страна обливалась кровью гражданской войны, не обошла судьба и Ахматову. Гумилев был расстрелян по ложному обвинению в заговоре. Анне Андреевне безумно тяжело, она не может равнодушно смотреть на то, как рушится привычный мир, но покидать Родину она не собирается:

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда.
Оставь свой край глухой и грешный.
Оставь Россию навсегда. »
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух.
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

Ахматова с головой уходит в исследовательскую работу, она изучает архитектуру Петербурга и творчество Пушкина. Работа помогает ей пережить невзгоды, не сломаться. Свои страдания и боль она выльет в стихи, создав прекрасный образец лирики. Но жизнь готовит Анне Андреевне страшное испытание. Сын попадает в тюрьму. Ахматова в «Реквиеме» опишет страдания, выпавшие на ее долю и на судьбы тысяч русских людей.

Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад,
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.

«Реквием» — гениальный сплав судьбы страны и её собственной.

Эта женщина больна.
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме.
Помолитесь обо мне.
Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице.
Что случится с жизнью твоей.

Поражаешься стойкости этой женщины, сумевшей не только выстоять, не сломаться, но остаться поэтом, донесшем до потомков трагизм эпохи, в которой довелось ей жить:

Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу.
Ты сын и ужас мой.

И талант помог ей выжить и дождаться признания. Более того, Ахматова писала, что благодарна судьбе и «счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных». А мы благодарны этой великой женщине, создавшей поэтическую летопись эпохи.

Еще недавно ласточкой свободной
Свершала ты свой утренний полет,
А ныне станешь нищенкой голодной,
Не достучишься у чужих ворот.

Когда мы читаем про судьбы А. Ахматовой, Б. Пастернака, А. Твардовского, мы замечаем, что у всех этих людей была в жизни пропасть: когда начиналась травля, репрессии, переставали печатать стихи. Но это очень мужественные и сильные духом люди, которые смогли противостоять всем невзгодам.

На мой взгляд, у А. Ахматовой была самая трагическая судьба. Потеряв мужа и единственного сына, она не теряет веры в жизнь. Несмотря на то что с двадцатых годов ее перестают печатать, имя ее становится известным на всю страну. Ее стихи наполнены любовью и грустью. А. Ахматова в своих стихах пишет много про несчастную любовь, про тяжелую женскую долю. Почетное место в ее поэзии занимает поэма «Реквием». Эту поэму А. Ахматова писала много лет. В нее вошли стихи, написанные в разные годы. Хотя у поэмы нет основного года написания, но в ней проходит одна тема. Эту поэму А. Ахматова посвятила своему сыну. В ней она написала про все, что ей пришлось увидеть и испытать. Она писала про женщин, которые так же стояли с ней, про их изможденные лица и выцветшие глаза. А. Ахматова была награждена литературной премией в Италии. В Англии ей была присвоена почетная степень доктора литературы Оксфордского университета. В нашей стране поэзия А. Ахматовой стала возрождаться только в перестроечное время. Б. Пастернак пишет в своих стихах про природу. Он показывает читателю, как оживают самые простые явления природы. В своих стихах Б. Пастернак использует много сравнений, переносное значение слов. Но тематика стихов разнообразна. Он пишет не только о природе, но и о революции, о гражданской и первой мировой войнах, о годах сталинщины и хрущевской оттепели. Б. Пастернак много стихов посвящает своим друзьям — поэтам. Роман «Доктор Живаго» принес Б. Пастернаку большую популярность за границей. Он был переведен на 24 языка и привлек внимание мировой общественности. Но в нашей стране этот роман был принят в штыки. После этого началась травля Пастернака, которая продолжалась до конца его дней. Шведская академия присудила Б. Пастернаку Нобелевскую премию, от которой поэт отказался, опасаясь дальнейших репрессий. Как и А. Ахматова, Б. Пастернак был вознагражден в перестроечный период.

Читайте также:  И все таки узнают голос мой А. А. Ахматова: сочинение

А. Твардовский начал писать стихи рано. Он писал о коллективизации, о колхозах, о жизни. Репрессии тоже не обошли его стороной, его обвинили в кулацком происхождении. В это время он мало печатается. Написал поэму о сталинских репрессиях, которую посвятил погибшим отцу и матери, — «По праву памяти». В период хрущевской оттепели А.Твардовский стал вновь возрождаться.

Сочинение на тему «Образ эпохи в поэзии А. А. Ахматовой и лирике Б. Л. Пастернака»

XX век — особая эпоха в истории России. За это столетие произошло столько событий, сколько не вместило ни одно предыдущее. Это и две Мировые войны, и бесчисленное количество революций, и гражданская война, и геды террора и репрессий. И этим событиям суждено было отразиться в искусстве, прежде всего в литературе. Поэты и писатели выражали судьбы народа, страны, эпохи в своих сугубо личных произведениях.

В поэзии Л. А. Ахматовой и лирике Б. Л. Пастернака особенно ощутимы боль за поколение, которому суждено было стать свидетелем многих кровавых драм, способность к сопереживанию вместе с теми, кто стал жертвами «братоубийственных войн», опасение за будущее России.

Эти мотивы прослеживаются на протяжении всего творчества Ахматовой, начиная с ранних произведений. Толчком it написанию стихотворений гражданской тематики, где отразились реальные исторические события и воплотился образ эпохи, послужила революция 1917 года, а также гражданская война. В 1917 году, незадолго до октябрьского переворота, когда русская армия уже не могла обеспечить защиту и население с трепетом ожидало нашествия немцев на столицу, Ахматова написала стихотворение, начинавшееся словами:

Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал
И дух высокий византийства
От русской церкви отлетал,
Когда приневская столица,
Забыв величие своё,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берёт её…

В дальнейшем эти две строфы были сняты самой Ахматовой, таким образом, стихотворение стало начинаться со слов «Мне голос был…». Оно построено в форме спора лирической героини со своим внутренним голосом. И спор этот — о России. В связи с этим особое значение приобретают две выпущенные строфы, в которых воссоздаётся образ России, стоящей в преддверии бед и катаклизмов.

Ахматова, вслед за Вл. С. Соловьевым, утверждает, что страна утратила «дух византийства», который сближал её с истоками христианской религии и делал «столицей православия». Вследствие этого население отвергает истинную веру, церковь уже не может объединять людей и давать им нравственные ориентиры — грядёт мировая катастрофа. По словам Ахматовой, Россия превратилась в «опьяневшую блудницу», в «край глухой и грешный», и всех жителей подхватил буран революции.

Пастернак также изображает облик страны, стоящей на пороге великих перемен и передаёт постоянные изменения мира вокруг него в стихотворениях, написанных по сугубо личному поводу (впрочем, как и Ахматова). Примером может послужить стихотворение «Ты в ветре, веткой пробующем…» 1917 года из книги «Сестра моя — жизнь». По выражению Пастернака, «в то лето… казалось, вместе с людьми митинговали и ораторствовали дороги, деревня и звёзды». Поэт передаёт ощущение того, что вокруг него происходит становление эпохи и нового исторического периода. Поэтому Россия, её население и вообще всё время предстаёт перед читателем в облике сада, который оживает под порывами ветра, начинает бормотать. Пастернак через образы-символы (ветер, брызги-слёзы, ветка) воссоздаёт образ эпохи, того времени, когда каждый день приносил что-то новое, когда в воздухе чувствовался особый «дух сырой прогорклости», когда всё казалось одушевлённым, «перечнем… прозвищ и времён».

Революция внесла в жизнь страны изменения, с которыми ни Ахматова, ни Пастернак не могли согласиться. Реальность нового мира противоречила их взглядам, но они, в отличие от многих своих друзей и знакомых, приняли окончательное и бесповоротное решение остаться в Советской России.

В 1922 году друг Ахматовой, композитор А. Лурье, уехал в Берлин в официальную командировку; через два месяца выяснилось, что он не вернётся. Ахматова уже догадывалась о намерении своего друга покинуть Родину, поэтому написала стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…». Оно во многом созвучно стихотворению 1917 года «Мне голос был…». Ахматова снова поднимет проблему истинного патриотизма и, обращаясь к «больному… страннику», покинувшему Родину, говорит о всех тех, кто остался «в глухом чаду пожара», как о единой рати, которая «ни единого удара не отразила от себя». Для неё «бросившие землю» и «изгнанники» разные люди, и отношение к ним также разное. Если первые бросили Родину «на растерзание врагам», то вторые — «изгнанники», оказавшиеся за границей не по своей воле литераторы, философы. К первым нет сочувствия, вторых Ахматовой жаль, как заключённых, как больных.

Стихотворение отражает многие исторические реалии того времени, такие, как высылка многих представителей интеллигенции, тяжёлая жизнь в изгнании («Полынью пахнет хлеб чужой») и на Родине.

Поколение Ахматовой воспринимало революцию как источник не только бед и лишений, но и духовного порабощения, поэтому в стихотворениях послереволюционной эпохи всё четче прослеживается мотив свободы слова, мысли и убеждений как высшей ценности.

В годы Великой Отечественной войны Ахматова написала стихотворение «Мужество», в котором провозглашает истинную ценность, за которую готовы воевать все, за которую «не страшно под пулями мёртвыми лечь», «не горько остаться без крова». Эта ценность— русская речь, «великое русское слово», которое не только чистое и великое, но и свободное. Ахматова отразила мировоззрение многих людей, которые шли воевать за свою страну, её язык, культуру, будущее, чтобы передать всё это детям и внукам. Так что идея стихотворения не сводится к патриотизму; по мнению Ахматовой, народ совершает подвиг во имя духовной свободы. Известно, что И. В. Сталин, которому редактор газеты «Правда» прочитал ахматовское «Мужество» сказал, что понял: народ воюет не за правительство, а за свою страну, какой бы она не была. В этом стихотворении образ эпохи складывается из судеб всех жителей страны, которые готовы были на всё, лишь бы спасти Родину от уничтожения. Мы не знали ничего о тех, кто назван словом «мы», но именно они и составляют облик эпохи 40-х годов XX века.

Б. Пастернак по-своему решил проблему воссоздания облика эпохи. В лирике 1940-х годов он обратился к библейским и евангельским мотивам, пытаясь воплотить в образе Иисуса Христа истинные ценности: самоотверженность, независимость, жертвенность и последующие подвиги. Современная эпоха представляется жестоким, враждебным миром, а в стихотворении «Гамлет» он пишет:

Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.

Пастернак, изображая трагичность взаимоотношений между личностью-одиночкой и жестокой эпохой, не случайно вводит в стихотворение парафразу слов Христа из молитвы в Гефсиманском саду:

Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронести.

Эпоха 1940-х годов сопоставляется с «сумраком ночи», который герою сложно преодолеть. Но в ней, по мнению Пастернака, скрыта высшая истина, которая открывается человеку после того, как он пройдет через страдания.

Повторяется эта тема и в стихотворении «Рассвет» 1947 года. В нём лирический герой прямо обращается к Иисусу Христу, который вернулся к нему после долгих лет войны и разрухи. Поэт видит присутствие Христа во всём, что окружает его; картины повседневности наполняются новым содержанием:

Как будто выхожу впервые
На эти улицы к нему
И вымершие мостовые.
Везде встают, огни, уют,
Пьют чай, торопятся к трамваям.
Вид города неузнаваем.

Пастернак отмечал соотнесенность человеческой жизни с миром вечности, современности — с евангельскими временами. Поэтому средством создания образа эпохи становятся библейские и евангельские мотивы. То, что Пастернак обратился к христианской тематике, характеризует его и как поэта величайшего мужества, и как человека, прекрасно знавшего свою эпоху. Сейчас кажется странным, что в те годы Пастернак писал такие «откровенно христианские стихи» (по словам Михаила Поливанова), да ещё читал их в Большом зале Политехнического музея. Но он настолько хорошо знал эпоху, в которой жил, что понимал: «одичание» и атеизм были настолько глубокими, что огромное большинство (и даже официальные лица) просто не понимали, к кому обращается поэт.

Ужасы того времени нашли отражение и в творчестве Ахматовой, прежде всего, в её поэме «Реквием». В основу сюжета положены трагические события 30-х годов, всю тяжесть которых Ахматова разделила со своим народом и которые коснулись и близких поэтессы. Поэма во многом автобиографична: в ней нашли отражение арест близких ей людей, месяцы, проведённые в тюремных очередях, тяжёлая судьба всех репрессированных. Фактическая сторона событий такова: в 1935 году были арестованы профессор Всероссийской Академии Художеств Н. Н. Лунин и сын Ахматовой Л. Н. Гумилев как «участники антисоветской террористической группировки». Ахматова пишет письмо Сталину и передаёт его ему, после чего и Пунина, и сына освободили.

Вторично Л. Н. Гумилев был арестован в 1938 году за участие в «молодежной антисоветской террористической организации» (а фактически, за то, что мог оказаться потенциальным мстителем за своего отца, ставшего жертвой послереволюционных репрессий). Суд длился 17 месяцев, и Л. Н. Гумилева осудили на 10 лет.

Но содержание «Реквиема» нельзя сводить только к семейной трагедии. Ахматова видела, что многие люди испытывали такое же горе, поэтому недаром она поставила к поэме эпиграф из своего стихотворения «Так не зря мы вместе воевали…»:

Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

Героями поэмы становятся многие женщины, стоявшие в бесконечных тюремных очередях, а также все те, на чью долю выпало пережить ужас потери близкого человека. Это и женщина с Дона, у которой «муж в могиле, сын в тюрьме», и женщина с голубыми губами, которая «опознала» Ахматову в очереди, и, наконец, Пресвятая Мать Богородица и Мария Магдалена, оплакивающие Иисуса Христа. Все эти герои создают смысловые пласты поэмы, помогающие дать полную картину эпохи 1930-40 годов, когда царили террор, жестокость и бесправие. Образ эпохи также воссоздают многочисленные детали, например, опытный бандит с гирькой, бледный от страха управдом, «чёрные Маруси» — машины, на которых увозили арестованных, а также отсылки к Евангелию (название тюрьмы, где содержат под стражей репрессированных, напоминают о горе Голгофе и о распятии безвинного Иисуса Христа). Обращение к евангельским мотивам и сценам, многоплановость поэмы, описания событий, происходивших со многими людьми, использование деталей в психологической функции («…локоны из пепельных и чёрных // Серебряными делаются вдруг») позволили Ахматовой создать поэму, детали которой «кричит сто-мильонный народ».

Читайте также:  «Она (Ахматова) смотрела на мир сначала через призму сердца, потом через призму живой истории» (И.Бродский): сочинение

Летопись эпохи лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака

Пересказать биографию Поэта всегда очень трудно. Где найти слова, которые не опошлили и не приземлили бы поступков великого человека. Ведь в них, кроме обычного “прозаического” содержания, заключена неповторимость, уникальность жизни гения. Поэтому мы лишь вскользь говорим об обстоятельствах и жизни этой гениальной женщины, опираясь на стихи, рожденные ею. “Я поэт, тем и интересен”,- говорил Маяковский. Вот и мы сделаем акцент на творчестве Анны Андреевны Ахматовой. Одно из ранних стихотворений Анны Андреевны наполнено юностью,

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: “Иди сюда.
Оставь свой край глухой и грешный.
Оставь Россию навсегда.”
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух.
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Ахматова с головой уходит в исследовательскую работу, она изучает архитектуру Петербурга и творчество Пушкина. Работа помогает ей пережить невзгоды, не сломаться. Свои страдания и боль она выльет в стихи, создав прекрасный образец лирики. Но жизнь готовит Анне Андреевне страшное испытание. Сын попадает в тюрьму. Ахматова в “Реквиеме” опишет страдания, выпавшие на ее долю и на судьбы тысяч русских людей.
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад,
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
“Реквием” – гениальный сплав судьбы страны и ее собственной.
Эта женщина больна.
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме.
Помолитесь обо мне.
Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице.
Что случится с жизнью твоей.
Поражаешься стойкости этой женщины, сумевшей не только выстоять, не сломаться, но остаться поэтом, донесшем до потомков трагизм эпохи, в которой довелось ей жить:
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу.
Ты сын и ужас мой.
И талант помог ей выжить и дождаться признания. Более того, Ахматова писала, что благодарна судьбе и “счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных”. А мы благодарны этой великой женщине, создавшей поэтическую летопись эпохи.
Еще недавно ласточкой свободной
Свершала ты свой утренний полет,
А ныне станешь нищенкой голодной,
Не достучишься у чужих ворот.
Когда мы читаем про судьбы А. Ахматовой, Б. Пастернака, А. Твардовского, мы замечаем, что у всех этих людей была в жизни пропасть: когда начиналась травля, репрессии, переставали печатать стихи. Но это очень мужественные и сильные духом люди, которые смогли противостоять всем невзгодам.
На мой взгляд, у А. Ахматовой была самая трагическая судьба. Потеряв мужа и единственного сына, она не теряет веры в жизнь. Несмотря на то что с двадцатых годов ее перестают печатать, имя ее становится известным на всю страну. Ее стихи наполнены любовью и грустью. А. Ахматова в своих стихах пишет много про несчастную любовь, про тяжелую женскую долю. Почетное место в ее поэзии занимает поэма “Реквием”. Эту поэму А. Ахматова писала много лет. В нее вошли стихи, написанные в разные годы. Хотя у поэмы нет основного года написания, но в ней проходит одна тема. Эту поэму А. Ахматова посвятила своему сыну. В ней она написала про все, что ей пришлось увидеть и испытать. Она писала про женщин, которые так же стояли с ней, про их изможденные лица и выцветшие глаз Ахматова была награждена литературной премией в Италии. В Англии ей была присвоена почетная степень доктора литературы Оксфордского университета. В нашей стране поэзия А. Ахматовой стала возрождаться только в перестроечное время. Б. Пастернак пишет в своих стихах про природу. Он показывает читателю, как оживают самые простые явления природы. В своих стихах Б. Пастернак использует много сравнений, переносное значение слов. Но тематика стихов разнообразна. Он пишет не только о природе, но и о революции, о гражданской и первой мировой войнах, о годах сталинщины и хрущевской оттепели. Б. Пастернак много стихов посвящает своим друзьям – поэтам. Роман “Доктор Живаго” принес Б. Пастернаку большую популярность за границей. Он был переведен на 24 языка и привлек внимание мировой общественности. Но в нашей стране этот роман был принят в штыки. После этого началась травля Пастернака, которая продолжалась до конца его дней. Шведская академия присудила Б. Пастернаку Нобелевскую премию, от которой поэт отказался, опасаясь дальнейших репрессий. Как и А. Ахматова, Б. Пастернак был вознагражден в перестроечный период.
А. Твардовский начал писать стихи рано. Он писал о коллективизации, о колхозах, о жизни. Репрессии тоже не обошли его стороной, его обвинили в кулацком происхождении. В это время он мало печатается. Написал поэму о сталинских репрессиях, которую посвятил погибшим отцу и матери, – “По праву памяти”. В период хрущевской оттепели А. Твардовский стал вновь возрождаться.

Ахматова и Украина В биографии Анны Ахматовой можно без труда отыскать одесские, евпаторийские, севастопольские страницы. Но самым “ахматовским” городом Украины является Киев. В Киеве Анна Ахматова впервые побывала еще в пятилетнем возрасте. Здесь.

“Звезды смерти стояли нал нами.” (По поэме А. Ахматовой Реквием) “Это поистине народный “Реквием”: плач по народу, Средоточие всей боли его”. Ю. Карякин Поэзия А. Ахматовой – это исповедь человека, живущего всеми бедами, болями и страстями своего времени и своей.

Образ матери страдалицы в поэме Анны Ахматовой “Реквием” Года сталинских репрессий были ужасным периодом в жизни советского народа: миллионы лучших людей объявлялись “врагами народа”, исчезали безследно, попали в тюрьмы. О них можно было говорить лишь шепотом, от родных.

Гражданская поэзия А. Ахматовой Меня, как реку, Суровая эпоха повернула. А. Ахматова Анна Ахматова – яркий, оригинальный, самобытный поэт. Считается, что именно она открыла в русской лите­ратуре “женскую” поэзию – полную тайны, загадки, люб­ви.

Поздняя поэзия Анны Ахматовой – отображение трагедии времени В литературу молодая Ахматова вошла как интимно психологический поэт, который может не просто рассказать о наисокровеннейшем, но и дать возможность читателю пережить вместе с ней эти чувства. Поздняя поэзия поэтессы.

Поэзия Анны Ахматовой Я хочу рассказать об Анне Ахматовой, моей любимой русской поэтессе. Поэзия этого удивительного человека гипнотизирует своей простотой и свободой. Произведения Ахматовой не оставят равнодушным никого, кто хоть раз слышал или.

Загадка популярности лирики Анны Ахматовой Если спросить человека, знакомого с лирикой Ахматовой лишь поверхностно, что бы он назвал основной темой стихов поэта, он, конечно, ответит: “Любовь”. Действительно, именно стихи Ахматовой, посвященные любви, стали самыми популярными.

Пушкинская тема в творчестве А. Ахматовой Пушкинская тема в творчестве Ахматовой Постучись кулачком – я открою. Я тебе открывала всегда. Я теперь за высокой горою, За пустыней, за ветром и зноем, Но тебя не предам никогда.

Художественные средства выражения в поэме “Реквием” А. Ахматовой Судьба Анны Андреевны Ахматовой в послереволюционные годы складывалась трагично. В 1921 году расстреляли ее мужа, поэта Николая Гумилева. В 30-е годы по ложному обвинению был арестован сын; жутким ударом, “каменным.

Мне дали имя при крещенье – Анна На рубеже столетий, накануне Октябрьской революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась одна из самых значительных во всей современной мировой литературе “женская” поэзия – поэзия.

Достоинство таланта (по произведениям Ахматовой) Когда я ночью жду ее прихода. Жизнь, кажется, висит на волоске. Что почести, что юность, что свобода Пред милой гостьей с дудочкой в руке. А. Ахматова Имя Анны Ахматовой –.

“Слава тебе, безысходная боль” (Тема любви в лирике А. Ахматовой.) Удивительно творчество поэтов двадцатого века! В тяжелое для нашей страны время политической смуты, революций, Гражданской войны, а затем и тоталитарного режима, беспощадного к инакомыслящим, когда государство требовало призывающих К борьбе.

Московские страницы в лирике А. Ахматовой и О. Мандельштама Важнейшие события в истории Москвы, реальные факты, подлинные имена, творчески трансформируясь в сознание писателей, органически входили в контекст художественных произведений. Разграбленная, разоренная в огне пожаров, но не покоренная, ввергшая в.

Лирика Ахматовой периода ее первых книг Новизна любовной лирики Ахматовой бросилась в глаза современникам чуть ли не с первых ее стихов, опубликованных еще в “Аполлоне”, но, к сожалению, тяжелое знамя акмеизма, под которое встала молодая поэтесса.

“И я молюсь не о себе одной” (поэма Анны Ахматовой “Реквием”) Судьба Анны Ахматовой даже для нашего жес­токого века трагична. В 1921 году расстреляли ее мужа, поэта Николая Гумилева, якобы за соучас­тие в контрреволюционном заговоре. Что из того, что к этому.

Лирическое “я” Анны Ахматовой Меня, как реку, Суровая эпоха повернула. А. Ахматова Великий русский поэт Анна Ахматова владела тайной внутренней гармонии. В ней все было значительно – и чеканная, скульптурная внешность, и духовный мир.

Читайте также:  Тема любви в лирике С. Есенина и А. Ахматовой: сочинение

Основные черты ахматовской поэтики Лирику Ахматовой часто сравнивали с дневником. Подлинные дневники – это хронологически последовательное изложение событий. “В ахматовском рассказе-откровении запечатлены этапные моменты длящихся отношений “я” и “ты” – сближение, близость, расставание разрыв.

Родная земля – Ахматова (cочинение) В автобиографии Анна Ахматова сообщает: “Каждое лето я проводила в бывшей Тверской губернии, в пятнадцати верстах от Бежецка. Это неживописное место: распаханные ровными квадратами на холмистой местности поля, мельницы, трясины.

Тема лирики Ахматовой – любовь Стихи Ахматовой из ее первых книг – “Вечер”, “Четки” и “Белая стая” далеки от “мужественного взгляда” акмеистов на жизнь, оставляют читателя в замкнутом мире грустных интимных переживаний. Через много лет.

Анализ стихотворения Ахматовой “Мне голос был. Он звал утешно.” Стихотворение “Мен голос был. Он звал утешно” было написано в 1917 году. Это произведение вошло в сборник стихов “Белая гвардия”, в котором личные переживания Анны Ахматовой связаны с событиями войны.

Сейчас вы читаете: Летопись эпохи лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака

Лирика ахматовой сочинение

Лирика ахматовой сочинение с планом:

  • Введение
  • Краткий обзор творческого пути
  • Любовная лирика
  • Патриотическая и гражданская лирика

Анна Андреевна Ахматова – одна из самых значительных фигур в русской поэзии XX века. Она стала первой женщиной-поэтом, добившейся огромного успеха и всенародной славы. После выхода в свет первых сборников стихотворений Ахматовой в литературных кругах даже начались споры по поводу места и значения т. н. “женской поэзии”. Сама поэтесса так отозвалась на эти дискуссии: “Увы! лирический поэт // Обязан быть мужчиной”.

2. Краткий обзор творческого пути

Лирика Ахматовой прошла несколько этапов развития. В раннем творчестве поэтессы (книги “Вечер”, “Четки”) преобладала любовная тема. Первая мировая война и развод с Н. Гумилевым стали началом нового этапа. Ахматова создает патриотические стихотворения о России. В “Белой стае” (1917 г.) ее лиризм “углубляется до религиозного чувства родины”. В творчестве поэтессы появляются мотивы виновности и искупления.

Книга “Anna Domini MCMXXI” (1922) подтверждала незыблемость патриотической позиции Ахматовой. Рядом с проникновенными стихотворениями о любви стоят замечательные образцы гражданской лирики.

С середины 20-х гг. творчество Ахматовой находится под негласным запретом. За долгие годы вынужденного молчания и слежки поэтесса писала мало, стараясь запоминать созданные стихотворения. Поэтическим памятником страшной эпохе репрессий стал цикл “Реквием”.

Непоколебимая гражданственность и патриотизм лирики Ахматовой ярко проявились в годы Великой Отечественной войны (“Клятва”, “Мужество”).
Итогом творческого пути Ахматовой стала “Поэма без героя” (1940-1962 гг.) – очень сложное для понимания произведение, “обросшее” огромным количеством различных толкований.

Созданный в последние годы жизни Ахматовой цикл “Полночные стихи” представляет собой одну из вершин всей русской поэзии о любви.

3. Любовная лирика

Для любовной лирики Ахматовой характерны интимность, хрупкость, певучесть и тонкость, некоторая манерность. Поэтесса стремилась запечатлеть трепетное состояние души, сложные взаимоотношения между влюбленными. Любовь в ее стихотворениях всегда несчастна. Она изображается в самые острые и сильные моменты: зарождение, разрыв и разлука, иногда – ревность.

Одно из самых известных стихотворений ранней Ахматовой – “Сжала руки под темной вуалью. “, в котором очень сильно выражена реакция женщины на разрыв с любимым: “Уйдешь, я умру”.

Всегда трагичен образ страдающей главной героини, чувствующей невероятное одиночество. Если в раннем творчестве Ахматовой влюбленная женщина беззащитна и ранима, то постепенно этот образ становится намного сильнее.

4. Патриотическая и гражданская лирика

Искренняя боль и сострадание за судьбу России впервые появляются в творчестве Ахматовой в стихотворении “Июль 1914”, написанном на следующий день после начала Первой мировой войны. Еще сильнее эти чувства выражены в “Молитве” (1915 г.). Поэтесса готова пожертвовать самым дорогим, “Чтобы туча над темной Россией // Стала облаком в славе лучей”.

В начале 20-х гг. укрепляется твердая гражданская позиция Ахматовой. Она с гневом осуждает тех, кто покинул Родину (“Не с теми я, кто бросил землю. “), с горечью наблюдает за происходящим в стране (“Все расхищено, предано, продано. “). Многие стихотворения пропитаны ощущением страха и скорби: “каждая клумба в парке // Кажется свежей могилой”.

В “Реквиеме” поэтический голос Ахматовой возвышается до масштабов всероссийского женского плача по всем невинным жертвам в русской истории (“Буду я, как стрелецкие женки, // Под кремлевскими башнями выть”.

Вершиной патриотической и гражданской лирики Ахматовой стал созданный в годы Великой Отечественной войны цикл “Ветер войны”. Самым значительным стихотворением в нем является “Мужество”, в котором поэтесса призывает любой ценой сохранить “великое русское слово”.

Сочинение по творчеству Анны Ахматовой

Поэтессой серебряного века была Анна Ахматова. Она писала свои стихи в тяжелые время, на период её творчества пришлась революция в России. Ее стихи до сих пор волнуют сердца даже тех, кто далёк от поэзии.

Популярность у Ахматовой появилась после появления сборников «Вечер» и «Четки», а власти наложили запрет на её творчество, она стала непечатным поэтом. Анна Андреевна работа в стиле акмеизм. В 1914 году Ахматова выпустила поэму «У самого моря». Она посвятила её своим детским переживаниям.

Она получала вдохновение от России. Она трепетно относилась к ней. Любовь к России безусловная, всепоглощающая, не требующая доказательств. Поэтому она не эмигрировала, как ее коллеги. Её произведения наполнены внутренней энергией, которая позволяет предположить всю мощь и глубину её страстных порывов. Её стихотворения написаны от всего сердца, с реальными эмоциями. Творчество Ахматовой понятно и близко читателям и сегодня. Её раннее творчество представлено в любовной лирики. Она писала так, как бы предчувствовала наступления тяжелых времен в стране и своей жизни.

Её стихотворения «Клятва» и «Мужество» подняли военный дух у солдат во время Великой отечественной войны. Её произведения подталкивали людей на подвиги.

Ахматова смогла в стихотворениях передать настроение женской души. Особое отношение у неё к любви. Она описывает любовь не как счастье, а как горечь и боль.

Ахматова написала автобиографическую поэму «Реквием». Она вся соткана из горя и страдания матери, которая разлучена с ребенком. В момент написания поэмы, она сама переживала расставание с горячо любимым сыном, которого в течение пяти лет арестовывали восемь раз, как враг народа, и в итоге отправили в лагерь.

Все творчество Ахматовой носит трагичный характер.

В 1965 году выходит последний прижизненный сборник стихов поэтессы «Бег времени». Она перед смертью удостоилась звания, доктора Оксфордского университета

Творчество Ахматовой неповторимо, индивидуально и интересно.

Главное отличие всех произведений поэтессы, в отсутствии словесных украшений, она смогла передавать все переживания простыми, понятными всем словами.

2 вариант

Анна Ахматова, одна из весомых знаменитых персон в русской литературе. Ее путь в творчестве был очень непростым, так как проходил на стыке двух столетий, когда в стране происходили тревожные и сложные политические перевороты. Потерявшая в лагерях двух мужей из-за репрессий, не видевшая собственного сына на протяжении десяти лет, который был объявлен врагом народа и находился в заключении, душа поэтессы не сломалась, и она продолжала творить.

В раннем творчестве поэтессы больше присутствует любовная лирика, но уже чувствуется в некоторых произведениях смена эпох, и неминуемое приближение страшных событий в стране, сопряженных с революциями и войнами. Признание во всей России Ахматова получила после выхода первых сборников6 «Вечер» и «Четки». В ее стихах ярко выражена невероятная боль за родину. Она выливает горестные и полные надежды молитвы за мир для своего народа, для Родины в стихи. Но мир не случился, началась Первая мировая война. Несмотря на тяжелейшие времена, Ахматова не бросила свою страну, осталась мужественно переносить все тяготы со своим народом, что выразила в своем стихотворении «Мне голос был…».

Несмотря на табу на печать своих произведений, Анна Андреевна продолжала писать. Все ее творчество того времени оказалось предрекающим, она уже чувствовала скорое приближение Второй мировой. Одним из наиболее важных произведений поэтессы есть поэма «Реквием». Поэма буквально пронизана плачем и болью матери, у которой отняли ребенка, криком сильной, но очень одинокой женщины.

Помимо творчества, которое стало символом той страшной большевистской эпохи, стало голосом множества людей, положивших свои жизни за мир и справедливость, Ахматова знаменита и своей любовной поэзией. Ее стихи не только о счастье, они наполнены страданием, болью, чувствуется душевны надлом, невероятная нежность, настоящая женская глубинная страсть. Можно сказать, что все творчество поэтессы пропитано любовью, написано сердцем. Ахматова как жила, так и писала, отдавалась полностью, любви к мужчине, любви к Родине, своим принципам и убеждениям. В ней была сумасшедшая сила и вера нескончаемой любви, которая способна победить на своем пути все, преодолеть любые преграды. Можно сказать, что произведения Анны Ахматовой бессмертны, так, как и в наши дни понятны и близки читателям.

Ахматова воплотила в своём творчестве восхитительный прием лиризма в поэзии, объединив поэзии двух веков воедино.

Также читают:

Картинка к сочинению По творчеству Анны Ахматовой

Популярные сегодня темы

Известнейший советский художник – живописец Нестеров Михаил Васильевич очень любил осеннюю пору. Именно в этот период времени, творец получал особое вдохновение.

«Повесть о настоящем человеке» была написана в 1946 году военным журналистом Борисом Николаевичем Полевым и основана на реальных событиях. Это не просто рассказ о летчике-истребителе,

Произведение Н.В. Гоголя «Мёртвые души» было задумано автором как поэма в трёх томах. Но до читателя дошёл только том первый. Второй том, почти готовый, был уничтожен самим автором.

Искусством называется форма творчества (т.е. создания человеком чего-то нового), основанная на образном осмыслении действительности и выражении осмысленного в форме художественных средствах – звуках, пластике тела, рисунков

Данный роман по началу не очень принимался, особенно критиками. Даже сам автор относился к своему детищу довольно сурово. Только спустя время произведение полюбилось читателем и вошло в число классической литературы.

Ссылка на основную публикацию
×
×