И все таки узнают голос мой А. А. Ахматова: сочинение

Сочинение: И все-таки узнают голос мой

Всемирно известная поэтесса Анна Ахматова прожила большую жизнь. Более полувека она бескорыстно служила отечественной литературе. Путь ее был нелегок и непрям. Вспомним, что писала она главным образом в наше время, а работать начала до революции, да еще в среде той части русской интеллигенции, которая не только не приняла сразу Великую Октябрьскую революцию, но и оказалась по другую сторону баррикад. Судьба уготовила Ахматовой нести на своих плечах и бремя славы и тяжесть отчаяния. Не нужно закрывать на это глаза. Тем более, что она сама в тяжкую пору признавалась:

А я иду — за мной беда,

Не прямо и не косо,

А в никуда и в никогда,

Как поезда с откоса.

Но сегодня, когда пытаешься окинуть мысленным взором путь поэта, отчетливо видишь: он был ни чем иным, как восхождением, восхождением не только к вершинам творчества, но и к своему читателю.

Как понимание поэзии требует особого душевного состояния читателя, так и жизнь ставит самого поэта в обстоятельства, когда он может с наибольшей полнотой выразить самое заветное, то, что навсегда определит его лицо. Хочется вспомнить об Ахматовой «во дни торжеств и бед народных», о гражданственности ее поэзии, ее национальном, русском характере. Более чем на полувековом пути у Анны Ахматовой всегда было два надежных посоха. Это непоколебимая вера в свой народ и личное мужество. Державин и Некрасов, Пушкин и Лермонтов — это истоки творчества молодой поэтессы. Великие русские поэты помогли ей счастливо избежать модных новаций.

В вихревом 1917 году, когда произошла ломка привычных для круга Ахматовой представлений о жизни и предназначении поэта, она осталась со своей Россией, разоренной и окровавленной, голодной и выстуженной, но по-прежнему родной. Именно об этом Ахматова говорит в стихотворении-ответе тем, кто пытался переманить ее в свой злобный стан:

Мне голос был. Он звал утешно.

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный.

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих омою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем прикрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Так она писала в 1917-м. Это же повторила в 1922-м:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой мести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

С быстротой молнии по бескрайнему фронту Великой Отечественной войны разнеслось ее стихотворение «Мужество»:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, —

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Во время войны Анна Андреевна, как никогда прежде, остро почувствовала себя слитой с народом:

Как в первый раз я на нее

На Родину глядела.

Я знала: Это все мое —

Душа моя и тело,

Мы привычно называем Анну Ахматову лириком. Лириком она была особым, можно сказать, лириком трагедийного письма. Она шла к постижению истины, к самораскрытию, не щадя себя. Каким же запасом прочности должно обладать сердце, чтобы после самых тяжких испытаний сказать самой себе: «Надо снова научиться жить». И она училась, училась, училась, оставаясь наедине с чистым листом бумаги.

В прошлое давно пути закрыты,

И на что нам прошлое теперь?

Что там? — окровавленные плиты,

Или замурованная дверь,

Или эхо, что еще не может

Замолчать, хотя я так прошу…

С этим эхом приключилось то же,

Что и с тем, что в сердце я ношу.

Поэт Анна Ахматова прошла долгий и трудный путь. Многое не сбылось, многое не удалось. Впрочем мы поэтов судим по тому, что они нам оставили. Наследие Анны Ахматовой богатейшее, и мы снова и снова будем возвращаться к написанному ею, чтобы лучше понять бег нашего стремительного времени.

«И все таки узнают голос мой А. А. Ахматова»

А.Ахматова занимает исключительное место в русской поэзии XX века. Современница великих поэтов периода так называемого серебряного века, она стоит гораздо выше многих из них. В чем причина столь удивительной силы стихов Анны Ахматовой? На мой взгляд, в то сумбурное и страшное время, в которое выпало жить поэтессе, в тот момент, когда многое необходимо было переосмыслить и оценить по-новому, именное в такие моменты истории наиболее глубоко прочувствовать всю глубину жизни может прежде всего женщина. Поэзия Анны Ахматовой — это все-таки поэзия женская, и ее лирический герой — человек, обладающей глубочайшей интуицией, умением тонко чувствовать и сопереживать всему, что происходит вокруг.

Любовь — тема, которая с самого начала творческого пути поэтессы стала одной из ведущих в лирике А. А. Ахматовой. «У нее был величайший талант чувствовать себя разлюбленной, нелюбимой, нежеланной, отверженной», — сказал об А. Ахматовой К. Чуковский. И это очень ярко выражено в стихах раннего периода: «Я не любви твоей прошу. », «Смятение», «Проводила друга до передней. ». Любовь в ранних стихах Ахматовой всегда безответная, неразделенная, трагичная. Душевная боль ее лирической героини нестерпима, но она, как и сама поэтесса, всегда с достоинством переживает удары судьбы.

В период с 1911 по 1917 год в лирике А. Ахматовой все более и более настойчиво проявляется тема природы, что было отчасти связано с тем, что этот период жизни она провела в имении своего мужа Слепневское. Русская природа описана в лирике Ахматовой с удивительной нежностью и любовью:

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело — сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.

В этот период происходит сближение лирической героини Анны Ахматовой с окружающим ее миром, который становится более близким, понятным, родным, бесконечно красивым и гармоничным — миром, к которому стремится ее душа.
Однако для героя произведений А. Ахматовой любовь к природе родного края неотделима от чувства любви к Родине — России в целом. А потому в творчестве поэтессы не может быть равнодушия к судьбе своего народа, лирической героиней овладевают чувства боли, тоски по судьбе народа. Ахматовская героиня с каждым годом становится все ближе к народу и постепенно вбирает в себя все горькие чувства своего поколения, ощущает свою вину за все, что происходит вокруг нее:

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

В стихах периода первой мировой войны и русских революций покой и светлая радость в душе ахматовской героини меняются на постоянное ощущение надвигающейся катастрофы:

Пахнет гарью. Четыре недели
Торф сухой по болотам горит.
Даже птицы сегодня не пели,
И осина уже не дрожит.

В это тяжелое для страны время, время коренного перелома в жизни всей страны и ахматовского поколения, личные проблемы лирической героини уходят на второй план, главными становятся проблемы общечеловеческие, проблемы, пробуждающие в душе чувства тревоги, неуверенности, ощущения катастрофичности и неясности бытия. Достаточно вспомнить такие стихи, как «Клевета», «Страх, во тьме перебирая вещи. », «Слух чудовищный» и многие другие:

И всюду клевета сопутствовала мне.
Ее ползучий шаг я слышала во сне
И в мертвом городе под беспощадным небом,
Скитаясь наугад за кровом и за хлебом.

Огромная боль за страдания России наиболее полно выразилась в поэме «Реквием», написанной в 1935 — 1940 гг. Создание поэмы во многом связано с личными переживаниями Ахматовой, с арестом сына, но важнее то, что лирическая героиня этой поэмы вбирает в себя все боли и страдания, выпавшие на долю миллионов русских людей. Голосом лирической героини поэтому говорит каждая из матерей, жен, стоящих в длинных очередях в надежде узнать хоть что-нибудь о судьбе своих близких, каждый из переживших страшную трагедию.
Цикл стихотворений «Ветер войны» — один из последних в творчестве А. А. Ахматовой — включает в себя произведения военных и послевоенных лет. Война 1941 — 1945 гг. — еще одно тяжкое испытание, выпавшее на долю ахматовского поколения, и лирическая героиня поэтессы снова вместе со своим народом. Стихи этого периода полны патриотического подъема, оптимизма, веры в победу:

И та, что сегодня прощается с милым, —
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!

Послевоенные стихотворения А. А. Ахматовой (сборник «Нечет») — это итог ее творчества. В этих стихах соединены все темы, волновавшие Анну Ахматову в течение жизни, но теперь они озарены мудростью человека, прожившего насыщенную, яркую, сложную жизнь. Они полны воспоминаний, но есть в них и надежда на будущее. Для лирической героини это время ознаменовано возвращением к чувству любви, причем тема эта получает более общее, философское раскрытие:

Ты прав, что не взял меня с собой
И не назвал своей подругой,
Я стала песней и судьбой,
Сквозной бессонницей и вьюгой.

Ее считали совершенством. Ее стихами зачитывались. Ее горбоносый, удивительно гармоничный профиль вызывал сравнения с ант. скульптурой. На склоне лет она стала почетным доктором наук Оксфорда. Имя этой женщины — Анна Ахматова «Ахматова — жасминный куст, обугленный туманом серым», — так сказали о ней современники. По утверждению самой поэтессы, огромное влияние на нее оказали Александр Пушкин и Бенжамен Констан — автор нашумевшего романа XIX века «Адольф». Именно из этих источников черпала Ахматова тончайший психологизм, ту афористическую краткость и выразительность, которые сделали ее лирику объектом бесконечной любви читателей и предметом исследований нескольких поколений литературоведов.

Я научилась просто, мудро жить, —
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтобы унять ненужную тревогу.

Таков итог этой мудрой страдальческой жизни.
Она родилась на рубеже двух веков — девятнадцатого, «железной» по определению Блока, и двадцатого — века, равного которому по страху, страстям и страданиям не было в истории человечества. Она родилась на грани веков, чтобы соединить их живой трепетной нитью своей судьбы.
Большое влияние на ее поэтическое становление оказало то что Ахматова детские годы провела в Царском Селе, где сам воздух был пропитан поэзией. Это место стало для нее одним из самых дорогих на земле на всю жизнь. Потому что «здесь лежала его (Пушкина) треуголка и растрепанный том Парни» Потому что для нее, семнадцатилетней, именно там «заря была самой себя алее, в апреле запах прели и земли, а первый поцелуй. » Потому что там, в парке, были свидания с Николаев! Гумилевым, другим трагическим поэтом эпохи, который стал судьбой Ахматовой, о котором она потом напишет в страшных по своему трагическому звучанию строчках:

Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.

Поэзия Ахматовой — поэзия женской души. И хотя литература общечеловечна, Ахматова могла с полным правом сказать о своих стихах:

Могла ли Биче словно Дант творить,
Или Лаура жар любви восславить?

Я научила женщин говорить.

В ее произведениях есть много личного, чисто женского, того, что Ахматова пережила своей душой, чем она и дорога русскому читателю.
Первые стихи Ахматовой — это любовная лирика. В них любовь не всегда светлая, зачастую она несет горе. Чаще стихотворения Ахматовой — это психологические драмы с острыми сюжетами, основанными на трагических переживаниях. Лирическая героиня Ахматовой отвергнута, разлюблена. Но переживает это достойно, с гордым смирением, не унижая ни себя, ни возлюбленного.

В пушистой муфте руки холодели.
Мне стало страшно, стало как-то смутно.
О, как вернуть вас, быстрые недели
Его любви, воздушной и. минутной!

Герой ахматовской поэзии сложен и многолик. Он — любовник, брат, друг, предстающий в различных ситуациях. То между Ахматовой и ее возлюбленным возникает стена непонимания и он уходит от нее; то они расстаются оттого, что им нельзя видеться; то она оплакивает свою любовь и скорбит; но всегда Ахматова любит.

Все тебе: и молитва дневная,
И бессонницы млеющий жар,
И стихов моих белая стая,
И очей моих синий пожар.

Но поэзия Ахматовой — это не только исповедь влюбленной женской души, это и исповедь человека, живущего всеми бедами и страстями XX века. А еще, по словам О. Мандельштама, Ахматова «принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XX века»:

Проводила друга до передней,
Постояла в золотой пыли,
С колоколенки соседней
Звуки важные текли.
Брошена! Придуманное слово —
Разве я цветок или письмо?
А глаза глядят уже сурово
В потемневшее трюмо.

Самой главной любовью в жизни А. Ахматовой была любовь к родной земле, о которой она напишет после, что «ложимся в нее и становимся ею, оттого и зовем так свободно своею».
В трудные годы революции многие поэты эмигрировали из России за рубеж. Как ни тяжело было Ахматовой, она не покинула свою страну, потому что не мыслила своей жизни без России.

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда».

Но Ахматова «равнодушно и спокойно руками замкнула слух», чтобы «этой речью недостойной не осквернился скорбный дух».
Любовь к Родине у Ахматовой не предмет анализа, размышлений. Будет Родина — будут жизнь, дети, стихи. Нет ее — нет ничего. Ахматова была искренним выразителем бед, несчастий своего века, старше которого она была на десять лет.
Ахматову волновали и судьба духовно обедневшего народа, и тревоги российской интеллигенции после захвата власти в стране большевиками. Она передала психологическое состояние интеллигентов в тех нечеловеческих условиях:

В кругу кровавом день и ночь
Болит жестокая истома.
Никто нам не хотел помочь
За то, что мы остались дома.

Во времена сталинизма Ахматова не была подвергнута репрессиям, но для нее это были тяжелые годы. Ее единственный сын был арестован, и она решила оставить памятник ему и всем людям, которые пострадали в это время. Так родился знаменитый «Реквием». В нем Ахматова рассказывает о тяжелых годах, о несчастьях и страданиях людей:

Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

Несмотря на всю тяжесть и трагическую жизнь, на весь ужас и унижения, пережитые ею во время войны и после, отчаяния и растерянности у Ахматовой не было. Никто никогда не видел ее с поникшей головой. Всегда прямая и строгая, она была человеком, отличающимся большим мужеством. В своей жизни Ахматова знала славу, бесславие и снова славу.

Я — голос ваш, жар вашего дыханья,
Я — отраженье вашего лица.

Таков лирический мир Ахматовой: от исповеди женского сердца, оскорбленного, негодующего, но любящего, до потрясающего душу «Реквиема», которым кричит «стомильонный народ».
Когда-то в юности, ясно предчувствуя свою поэтическую судьбу, Ахматова проронила, обращаясь к царскосельской статуе А. С. Пушкина:

Холодный, белый, подожди,
Я тоже мраморною стану.

И, наверное, напротив ленинградской тюрьмы — там, где она хотела — должен стоять памятник женщине, держащей в руках узелок с передачей для единственного сына, вся вина которого была только в том, что он был сыном Николая Гумилева и Анны Ахматовой — двух великих поэтов, не угодивших властям.
А может, вовсе и не нужно мраморных изваяний, ведь есть уже нерукотворный памятник, который она воздвигла себе вслед за своим царскосельским предшественником — это ее стихи.

Лирическая героиня А. А. Ахматовой

Школьное сочинение

Анна Ахматова — последняя яркая звезда, загоревшаяся под знаком Серебряного века русской поэзии, талант и личное мужество которой соизмеримы: она отвергла эмиграцию, не была сломлена страшными испытаниями, выпавшими на ее долю, не склонив головы, пережила замалчивания и травлю, начавшуюся в 1946 году. Ее поэзия и сегодня собирает под свои знамена самых разных людей: христиане поднимают на щит ее глубокую веру, патриоты — ее “русскость”, антикоммунисты — внутреннее сопротивление режиму, монархисты — ее имидж императрицы. Мужчинам нравится ее женственность, женщинам — мужественность, и абсолютно всем — ее простота и понятность.

О ней сразу же заговорили как о явлении в литературе, хотя в это время Россия внимала голосу великих поэтов — А. Блока, К. Бальмонта, В. Брюсова и др. Поэзия Ахматовой раскрывает душу человека, в первую очередь — женщины, и ее стихи привлекают не столько сюжетом, сколько драмой чувств, которая вмещается в несколько поэтических строк.

Биография Анны Ахматовой до сих пор не написана, и факты в ней тесно сплавлены с мифом. Сама Ахматова легендарные моменты собственной жизни зачастую очень тонко, незаметно культивировала, предлагая их будущим биографам в качестве фактов.

В своей родословной поэтесса подчеркивала линию, восходящую по матери к древним новгородцам: “Ведь капелька новгородской крови во мне, как льдинка в пенистом вине”. Но в то же время любила говорить, что в качестве псевдонима взяла девичью фамилию своей бабушки, урожденной княжны Ахматовой (“бабушки-татарки”). Очутившись в эвакуации в Ташкенте, Ахматова вспомнила, что Азия — ее родина: “Я не была здесь лет шестьсот”.

В характере Анны Ахматовой присутствовал стремительный темперамент девочки, родившейся под Одессой и проведшей детство на берегу Черного моря. Но этот южный темперамент уравновешивался сдержанностью женщины, воспитанной в атмосфере Царского Села и усвоившей каноны этикетной петербургской культуры. Еще важнее, что Ахматова была человеком подлинно европейского типа и европейской образованности. В ее лице мы находим русскую европеянку с глубинными славянско-азиатскими корнями, то есть частный случай универсализма русской культуры конца XIX — начала XX века. Все это вошло в ее стихи и выстроило характер ее лирической героини. Анна Ахматова писала о жизни, о смерти, о печали, о Музе. Но главная ее тема — любовь. Фактически ее первые пять сборников от “Вечера” до “Anno Domini” почти полностью посвящены этой теме. Даже в стихах, декларирующих позицию автора в пору социальных катаклизмов (например, “Мне голос был”), тема любви не исчезает, а становится фоном. И всегда у нее это самые различные проявления чувства: дан их разный накал и напряженность, изменчивые формы, то есть любовь показана в ее переходах, неожиданных всплесках и противоречиях. Сама любовь для лирической героини — это и свет, песнь, свобода, и грех, бред, недуг, плен. Любовь сопряжена у нее с обидой, ревностью, отречением, изменой.

Первые рецензенты отмечали в стихах Ахматовой, посвященных любовной теме, обостренный психологизм, говорили, что ее лирика интересна изображением тончайших движений женской души, да и сама поэтесса ставила себе это в заслугу, написав: “Я научила женщин говорить”. Ее стихи часто сравнивали с русской психологической прозой, потому что каждое ее стихотворение — маленькая новелла, где изображено сильное психологическое переживание, в поле которого попадают случайные детали внешнего мира:

Проводила друга до передней,

Постояла в золотой пыли,

С колоколенки соседней

Звуки важные текли.

Брошена! Придуманное слово —

Разве я цветок или письмо?

А глаза глядят уже сурово

В потемневшее трюмо.

Михаил Кузмин в предисловии к “Вечеру” назвал это способностью “понимать и любить вещи в непонятной связи с переживаемыми минутами”. Позднее В. В. Виноградов отмечал, что “предметная лексика ее стихов существует в аспекте единичного переживания, создавая между лирической героиней и окружающими ее вещами “интимно-символическую связь”.

В любовных стихах Ахматовой критика часто видела рассказ о борьбе женщины с мужчиной за свое равноправие. На самом деле коллизия “Вечера” и особенно “Четок” намного сложнее. Любовь требует от любящих предельного напряжения душевных сил.

Не случайно она названа “любовной мукой” и даже “любовной пыткой”. И поединок лирическая героиня Ахматовой ведет вовсе не с мужчиной, которого любит, а с самим любовным чувством, превращающим ее в игрушку (“Разве я цветок или письмо?”), грозящим утратой чувства личного достоинства. Женщина у Ахматовой проявляет в этой ситуации, прежде всего, волю, характер: “Слаб голос мой, но воля не слабеет”. Позднее критики не раз отмечали в лирике Ахматовой сочетание романтичности, женственности и хрупкости с твердостью, властностью, сильной волей. Не потому ли, что уже в 1910-е годы Ахматова предчувствовала, что персонажам ее любовной лирики уготована необычная и жестокая историческая судьба? С наибольшей отчетливостью это проявилось в произведениях 20-х годов, в которых лирическая героиня переживает любовную радость на фоне трагического предчувствия небывалой беды.

В 30-е годы О. Мандельштам очень точно определил одно из главных качеств творческого дара Ахматовой: “Она — плотоядная чайка, где исторические события — там слышится голос Ахматовой. И события только гребень, верх волны: война, революция. Ровная и глубокая полоса жизни у нее стихов не дает”.

Эта характеристика не раз подтверждалась стихотворениями-откликами Ахматовой на события современности, например откликом на Первую мировую войну— стихотворением “Молитва” (1915):

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар.

Отними и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар.

Так молюсь за Твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Взрослела сама Ахматова, взрослела и ее лирическая героиня. И все чаще в стихах поэтессы стал слышаться голос взрослой, умудренной жизненным опытом женщины, внутренне готовой к самым жестоким жертвам, которые потребует от нее история.

Постепенно “женская” лирика Ахматовой претерпевала метаморфозу, приближаясь, по словам О. Мандельштама, к тому, “чтобы стать одним из символов величия России”.

Октябрьский переворот 1917 года Анна Ахматова встретила так, словно давно была к нему внутренне готова, и отношение к нему сначала у нее было резко отрицательным. Она понимала, что обязана сделать свой выбор, и сделала его спокойно и сознательно, обозначив свою позицию в стихотворении “Мне голос был”. На призыв покинуть родину героиня Ахматовой дает прямой и ясный ответ:

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Позже она уточнила свой выбор:

А здесь, в глухом чаду пожара.

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час.

Лирическое “я” поэтессы сливается в этих стихах с “мы”, и точно так же от имени всего народа она напишет во время Отечественной войны стихотворение “Мужество” (1942):

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Лирическая героиня Ахматовой не раз ощущала себя стоящей на изломе эпох, на “мировом ветру”, как говорил А. Блок, и ее живое материнское чувство становилось началом, связующим в единое целое распавшуюся Россию.

В 20-е годы Ахматова активно обращается к античности, Библии, и в числе “двойников” ее лирической героини мы встречаем Дидону, Кассандру, Федру, Лотову жену, Рахиль.

Переживания лирической героини Ахматовой 20-30-х годов — это также переживание истории как испытания судьбой. Главным драматическим сюжетом лирики этих лет становится столкновение с трагическими событиями истории, в которых женщина вела себя с поразительным самообладанием. Ее героинями становятся и Клеопатра, и боярыня Морозова, и “стрелецкая женка”.

Живой интерес проявляла Анна Ахматова и к русской истории и фольклору. В стихотворении “Не бывать тебе в живых” (1921) лирическая героиня Ахматовой — плакальщица. Эти стихи родились под впечатлением трагических обстоятельств в жизни самой Ахматовой: погибли три самых близких ей духовно, самых дорогих человека — А. Блок, Н. Гумилев и А. Горенко. В стихотворении “Не бывать тебе в живых” лирическое “я” обобщено до образа всякой русской женщины, оплакивающей мужа, брата, сына, друга, чья кровь пролита за Русскую землю:

Любит, любит кровушку

В 1935 году были арестованы муж и сын Ахматовой — Николай Пунин и Лев Гумилев. И все же она не переставала писать. Так отчасти сбывалось пророчество, сделанное в 1915 году (“Молитва”): сын и муж у нее были отняты. В годы ежовщины Ахматова создает цикл “Реквием” (1935-1940), лирическая героиня которого — мать и жена, вместе с другими современницами оплакивающая своих близких. В эти годы лирика поэтессы поднимается до выражения общенациональной трагедии, и рядом с ней можно поставить разве что Н. Клюева и О. Мандельштама — двух ее мученически погибших современников.

1940 год для Ахматовой оказался переломным. Началась Вторая мировая война, охватившая практически всю Европу, Россия снова выдвинулась в центр мировой истории, и Ахматова ощутила приближение событий шекспировского размаха. Она почувствовала прилив новой стихотворной волны.

Стихи 1941-1944 годов, составившие цикл “Ветер войны”, были продиктованы ощущением Ахматовой своего личного участия в этой драме. В них мощно проявилось материнское начало. Лирическая героиня, провожая на фронт ленинградских мальчиков и понимая, что их ждет впереди, говорила от имени всех женщин:

Вот о вас и напишут книжки:

“Жизнь свою за други своя”,

Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,

Внуки, братики, сыновья!

Ахматова говорила на всю страну и за всю страну, ли в чем не изменив себе и ничем не поступившись. Ситуация общенародной беды подчеркнула национальную основу ее уникального лирического дара.

Все эти принципы окончательно оформились в ключевом произведении Ахматовой — “Поэме без героя”, над которым она работала с 1940 года практически до конца жизни.

Работая над “Поэмой без героя”, она не переставала писать лирические стихи, которые резко и ярко высветили сквозной сюжет ее поэзии в целом — драму невоплощенной любви. В этой лирике поражает мощное творческое усилие, создающее миф о великом чувстве, которое преодолевает пространство и время, — лирическая героиня снова идет навстречу собственной судьбе, как некогда шла рать Дмитрия Донского, чтобы победить:

И встретить я была готова

Моей судьбы девятый, вал.

Здесь пересекаются друг с другом две важнейшие темы творчества Ахматовой — любовная и национально-историческая. История не только формирует, но и деформирует человека, сочиняет ему другую судьбу, и противостоять этому способна только Любовь.

И все таки узнают голос мой А. А. Ахматова: сочинение

Войти через uID

–>

Название: И все-таки узнают голос мой
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 17:30:48 07 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 39 Комментариев: 5 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать
–>

–>Главная » –>Файлы » ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ » АХМАТОВА

У нее не было лет ученичества. В этом состоит один из первых ее феноменов. Может быть, потому, что для нее всегда в красном углу русской поэзии стоял Александр Пушкин, ей хватило этого ориентира. Не для подражания, а для того, чтобы понять непре­ложную истину, настоящая поэзия существует сама по себе, а не потому, что берет уроки у метров.

Кто знает, может быть, сказалось и то обстоятельство, что, родившись в 1889 году на Большом Фонтане под Одессой, она переехала с родителями в Царское Село, где сам воздух был полон стихами. «Пленительный город загадок», как писала она, был музеем под открытым небом, и все можно было отнести к экспозиции — дворцы и парки, причудливые пруды. Все было мило сердцу и дорого ему, но еще дороже возможность встреч с са­мим Пушкиным. Ведь

Смуглый отрок бродил по аллеям, И столетие мы лелеем

У озерных грустил берегов, Еле слышный шелест шагов.

«Еле слышный» — для всех. А для нее, может быть, тоже не­громкий, но способный увлечь не к повторению цитат, а к рожде­нию собственных строк, заглянуть в душу человека, прежде всего женщины, поведать о том, что происходит, когда она любит или страдает, пытается осмыслить происходящее. И тут внимательному читателю бросится в глаза еще одна особенность письма Ахмато­вой. Ее стихи привлекают не сюжетом, а драмой чувств. Каждое стихотворение, как правило,— драма в несколько строк, драма женской души, развивающаяся по своим, только ей присущим за­конам. Границы поэзии раздвигаются настолько, насколько чита­тель может стать соавтором поэта.

Этот редкостный дар Ахматовой был сразу же замечен. И преж­де всего не друзьями-акмеистами, среди которых она вращалась. Сперва Блоком, который тут же провел резкую грань между ней и ее сотоварищами. «Настоящим исключением среди них,— писал он в статье об акмеизме,— была одна Анна Ахматова». Он и потом выделял ее, охотно выступая с нею на литературных вечерах, де­ля с ней успех и волнения. «Мы не тенора»,— как-то сказал Алек­сандр Александрович, стоя с ней за кулисами, видя на лице ее тре­вогу. «Мы» — это очень значительное в устах тогдашнего живого классика, сразу определившего место Ахматовой рядом с собой. Но если акмеисты в какой-то мере выросли из символизма, ко­рифеем которого был Блок, и родственные тени могли пасть на Ахматову, то новая поросль русских поэтов, решительно противо­поставившая себя и символистам и акмеистам, не спешила отме­жеваться от Ахматовой. Знаменательно, что один из лидеров фу­туризма Владимир Маяковский протянул руку Ахматовой. Л. Брик вспоминала, что в иные дни с утра до вечера Владимир Влади­мирович читал стихи Ахматовой и по тому, что читал он, можно было без труда определить его настроение. Они тоже нередко вместе выступали, а еще чаще общались в кафе «Бродячая со­бака»— тогдашнем, в 10-е годы, пристанище литераторов разных направлений.

В последнее время, особенно в год столетия А. А. Ахматовой, много говорили и писали о мудрости прозрения нашей великой писательницы. Вряд ли это точно. Прозрение наступало медленно и мучительно. Именно поэтому в ее стихах так много и так под­робно говорится о нелегкой доле, о переживаниях, о возможной смерти.


Полный текст статьи скачивайте по ссылке вверху страницы.

«И всё-таки узнают голос мой…» (стр. 1 из 3)

Муниципальное общеобразовательное учреждение Клявлинская средняя общеобразовательная школа № 2 им.В.Маскина Клявлинского района

РЕФЕРАТ
на тему: «И всё-таки узнают голос мой…»
А.А. Ахматова»

ученица 10 «В» класс

Альбахтова Юлия
Преподаватель:

Начало XX столетия вошло в историю литературы под красивым именем «Серебряного века». «В эти годы, – писал Н.Н. Бердяев, – России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувственности, религиозного беспокойства исканий… Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни…».

В эти годы в поэзию активно входят имена – А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама, В. Маяковского, И. Северянина, М. Цветаевой, С. Есенина, Б. Пастернака. Поэты «Серебряного века», наследуя традиции XIX века, вносили то новое, что диктовало время. Индивидуальный путь каждого из них был осложнен потрясениями революции, но не прерван. Все, кто остался в России или оказался за ее пределами, сохранили верность священному предназначению в новых условиях.

Так в чем же главные уроки «Серебряного века», его сила и слабость, его открытия и ошибки? Это века небывалого изящества и красоты русского слова в поэзии. Слово русской литературы серебряного века стремилось быть голосом всей эпохи. Многие имена первоклассных поэтов – вот чем останется в русской памяти этот век, и это уже бесспорно. Поэтому меня взволновала судьба А.А. Ахматовой и влияние на нее тоталитарного режима.

– познакомиться с основными событиями жизни и творчества А.А. Ахматовой;

– проанализировать имеющуюся мемуарно-критическую литературу о личности Анны Андреевны;

– почувствовать самобытность поэтического мира Ахматовой, осознать связь ее поэзии с проблемами времени;

– узнать новое о ее незаурядной судьбе.

– определить место ее поэзии в духовном мире нашего современника и в русской литературе XX века;

– раскрыть ее взгляд на назначение поэта, на особенности поэтического творчества.

– метод сбора информации.

– метод анализа и обобщения.

Анна Андреевна Ахматова родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан). Ее знаменитый псевдоним, которым она заменила фамилию – Горенко, идет от татарского хана Ахмата, от которого вела свой род по женской линии Инна Эразмовна, мать Анны Ахматовой.

«Моего предка хана Ахмата, – писала Анна Ахматова, – убил ночью в его шатре подкупленный русский убийца, и этим, как повествует Карамзин, кончилось на Руси монгольское иго. В этот день, как в память о счастливом событии, из Сретенского монастыря в Москве шел крестный ход. Этот Ахмат, как известно, был чингизидом. Одна из княжон Ахматовых – Прасковья Егоровна – в XVIII веке вышла замуж на богатого и знатного сибирского помещика Мотовилова. Егор Мотовилов был моим прадедом. Его дочь Анна Егоровна – моя бабушка. Она умерла, когда моей маме было 9 лет, и в честь ее назвали меня Анной…» А.А. Ахматова – величайший поэт «Серебряного века», чьи изумительные стихи были признаны и высоко оценены очень рано тонкими ценителями поэзии, как О. Мандельштам и др.

Как черный ангел на снегу

Ты показалась мне сегодня,

И утаить я не могу,

Есть на тебе печать Господня.

Так писал О. Мандельштам, передавая то потрясение, которое рождалось у современников даже при первом взгляде на А.А. Ахматову.

М. Цветаева отметила не только печать, но и царственную гордость, роднящую Ахматову не только с терпением русских равнин, но и с величием гор Кавказа.

Не человечески мила её дремота,

От ангела и от орла

Это странное соединение хрупкости и властности С. Городецкий объясняет сложностью времени, в котором жила Ахматова, тем адским переплавом веков, в котором помогало выжить лишь мужество мучеников.

Сложное единство хрупкости, интимности, царственности, державности и прочности сразу же подчеркнули многие в лирике Ахматовой. Как-то изначально чувствовалась, что эта поэтесса выросла в великой стране. Современники её писали о «патрицианском профиле», о ее изысканно-горделивой фигуре и царственной осанке, о ней, как «Музе Петербургской», даже о ее испанской шали на плечах и о многом другом:

Такою беззащитною пришла ты,

Из хрупкого стекла хранила латы,

Но в них дрожат, тревожны и крылаты,

Вполоборота – о печаль!-

На равнодушных поглядела.

Спадая с плеч, окаменела

В начале века профиль странный

(Истончён он и горделив).

М. Цветаева называла её и «златоустой Анной – всея Руси», и «чернокосынькой моей, чернокнижницей», видела в Ахматовой единство немыслимого.

Важнейшие биографические события в жизни Ахматовой – творческие: становление акмеисткой и выходы сборников стихотворений. Творческий путь Анны Андреевны начинался в 10-е годы в атмосфере «Серебряного века» в рамках акмеизма, литературного направления, утверждающего самоценность слова, способность обозначить конкретный предмет, явление, чувство. Поэзий Ахматовой развила все лучшее, что это направление дакларировало, лишний раз подтвердила мысль о том, что всякое новаторство лишь тогда продвигает явление вперед, если оно опирается на традиции, проверенные временем.

Ахматова поначалу причисляла себя к группе акмеистов. Главою же этого объединения литераторов, назвавшим себя «Цехом поэтов», был Н.С. Гумилев. Но талант её был столь оригинален, своеобычен, что она самого начала не умещалась в рамки какой-либо школы. Это стало очевидно после выхода её первых сборников.

Строго относилась Ахматова к своему раннему творчеству, а точнее, не хотела, чтобы только по нему судили о ней как о поэте. Поэтому я постараюсь проследить весь её путь в литературе, чтобы увидеть, как с годами её голос обретал большую силу, философское звучание, сохраняя и развивая сугубо «ахматовскую» изящную манеру письма, особую доверительность и кристальную точность передачи образа и чувств. В этот ранний период творчества Анны Ахматовой основная тема её лирики – любовь. Именно ей посвящен первый сборник её стихотворений «Вечер» (1912 г.), который был тепло встречен критикой, отметившей в нём «совершенство женственности и трогательно-изысканной интимностью».

Прежде всего, это была лирика женской души, охваченной «огненным недугом». Её стихи поражают нас внутренней силой чувства. Это и исповедь влюбленной женской души и чувства человека, живущего всеми страстями XX века.

По словам О. Мандельштама, Ахматова «принесла в русскую лирику всю сложность и психологическое богатство русского романа XIX века». И действительно, любовная лирика Ахматовой воспринимается как огромный роман, в котором переплетаются многие человеческие судьбы. Здесь есть свой «сюжет», который нетрудно восстановить Речь идет о том, что составляет ценность человеческого существования, в любовном поединке испытывается достоинство человека. К героине стихов придет и смирение, однако прежде у неё вырвется гордое:

Тебе покорной? Ты сошел с ума!

Покорна я одной Господней воле.

Я не хочу ни трепета, ни боли,

Мне муж – палач, а дом его – тюрьма.

Но главные здесь слова те, что появятся вслед:

Подчинение – и в любви тоже – возможно в лирике Ахматовой лишь по собственной воле.

Любовь предстает в стихах Ахматовой как грозное, повелительное, нравственно чистое переживание. Героиня стихов верит в возможность высокой любви, никогда не теряет чувства достоинства, какое бы горе, разочарование, измена её не постигли. И еще интересно, героиня её любовных стихов каким-то чудном связана со всем миром, живой жизнью, хотя она, и сама Ахматова были далеки от истинного понимания эпохи, но её неблагополучие, обремененность ими осознавались, рождая тревогу, неуверенность перед лицом жизни.

Еще одна из важнейших ахматовских тем – пушкинская – появилась в небольшом цикле «В Царском селе». Царское Село явилось тем священным местом на земле, которое имело для музы Ахматовой особое значение. Она всю жизнь называла себя «царкосёлкой». В стихотворении «Царскосельская ода» она писала, что для неё Царское Село – то же, что Витебск для Шагала, то есть духовный и художественный поток всего творчества.

«И всё-таки узнают голос мой…»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Жизнь и творчество А. Ахматовой (вводный урок).

Скачать:

[ –>Скачать с сервера (93.0 Kb) ]08.08.2012, 13:36
ВложениеРазмер
i_vsyo-taki_uznayut_golos_moy.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Рязанцева Ирина Валериевна,

учитель русского языка и литературы

высшая квалификационная категория

МКОУ СОШ № 4 г.Куйбышев НСО

«И всё-таки узнают голос мой…»

Жизнь и творчество А.Ахматовой

Литературная разминка (по 2 вопроса на группу). Заполнение чайнворда на доске, выявление ключевого слова урока

  1. Религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции, которое не принимало капиталистический путь, как путь бездуховного прагматизма. БОГОИСК А ТЕЛЬСТВО
  2. Лирический жанр, небольшое произведение, написанное в стихотворной форме . СТИ Х ОТВОРЕНИЕ
  3. Литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через многозначное иносказание. СИ М ВОЛИЗМ
  4. Род литературы, отражающий переживания, чувства и мысли автора в связи с жизненными впечатлениями. ЛИРИК А
  5. Авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала 20 века, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом. ФУ Т УРИЗМ
  6. Поэзия, задавшая песенный настрой. В центре творчества был рассказ о горькой доле народа, тяжком непосильном труде и безрадостном житье. Н О ВОКРЕСТЬЯНСКАЯ
  7. Вымышленное имя и фамилия, которые заменяют подлинные в печати или на сцене. ПСЕ В ДОНИМ
  8. Модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла. А КМЕИЗМ

Ключевое слово: АХМАТОВА

а) Слово учителя, беседа

Имя этой поэтессы вы слышали, когда мы говорили о поэзии Серебряного века. Вместе со своими современниками: Мандельштамом, Пастернаком, Маяковским, Цветаевой – Ахматова значительно расширила границы и возможности поэтической речи

– Вспомните, к какому поэтическому течению принадлежала Ахматова А.А., кто был её единомышленником?

Акмеизм, литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, прежде всего Николая Гумилёва, Осипа Мандельштама, Анну Ахматову, генетически был связан с символизмом, но противостоял его крайностям. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова.

Действительно, русская литература Серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей , одна из которых А.А. Ахматова. О ней и пойдёт разговор на нашем уроке.

Звучит «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» Сен-Санс

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины жёлто-красной,

Слагаю я весёлые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озёрной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

Какие ассоциации возникали у вас, когда я читала стихотворение. Человек, с каким характером, внутренним миром его написал.

б ) Ассоциации учащихся (сентиментальная, талантливая, грустная, великая) (по 1 ассоциации от группы учащиеся размещают рядом с портретом Ахматовой)

Именной такой вы её себе представили, слушая строки стихотворения.

Но это только наши чувства, эмоции и ощущения, которые родились благодаря музыке, атмосфере урока и, конечно, ахматовским строкам. Но мало чувствовать, важно ещё и знать! Так кто же она – А.А. Ахматова? Что же позволило ей стать в один ряд с крупнейшими лириками 20 века: Блоком, Есениным, Маяковским, Гумилёвым, Пастернаком? А помогут ответить на эти вопросы наши

*Представление творческих групп : журналисты, исследователи, читатели, артисты. Журналисты после урока выпускают газету, ведут видеозапись

в ) Жизнь и творчество Ахматовой (театрализация + видеомонтаж)

Женя: Вы слышали? Ахматова исключена из Союза писателей!

Оля: Правильно, она давно исписались.

Дима: А в войну она из блокадного Ленинграда сбежала. И ни одного стихотворения о наших воинах не написала.

Женя: Вся страна на грани великих событий. Восстановление хозяйства. В колхозах работы невпроворот, а она про любовь…

Наташа: Правильно. Правильно. Ахматова, что-то фамилия знакомая…

Дима: Да странная какая-то фамилия.

Оля: Почему же странная? Впрочем, это псевдоним Анны Горенко. Ахматова – фамилия прабабки Анны Андреевны, татарки.

Наташа: Да что она вообще собой представляет!?

Женя: Видел как-то: вся в чёрном, туфли столетней давности, но держится, я вам скажу…

Дима: Я давно за ней наблюдаю: очень стройная, патрицианский профиль.

Наташа: Да что вы все: Ахматова, Ахматова. Кто она вообще?

Учитель: Внимание на экран.

ВИДИОМОНТАЖ ОБ АХМАТОВОЙ

артисты продолжают диалог

Женя: Простите, все спорят-спорят о чём-то, а я так и не пойму, какой же была Ахматова?

Дима: А что вас интересует: внешность или стих?

Женя: Всё. Впрочем, Ахматова, говорят, была очень эффектной женщиной.

Оля: Она была поэтом.

Композиция: ученицы по очереди встают из-за столика, читая стихи М.Цветаевой, подходят к портрету Ахматовой, кладут красную розу

Оля: О, муза плача, прекраснейшая из муз!

О ты, шальное исчадие ночи белой!

Ты чёрную насылаешь метель на Русь.

И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

И мы шарахаемся, и глухое: ох!-

Стотысячное тебе присягает, Анна

Ахматова! Это имя огромный вздох,

И в глубь он падает, которая безымянна.

Оксана: Мы коронованы тем, что одну с тобой

Мы землю топчем, что небо над нами – то же!

И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,

Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

Наташа: В певучем граде моём купола горят,

И спаса светлого славит слепец бродячий..

-и я дарю тебе свой колокольный град,

Ахматова! – и сердце своё в придачу.

г ) Материалы исследователей ( см. Приложение1 )

Уже простое перечисление событий тогдашней жизни Ахматовой А.А. показывают, насколько активны и насыщены были её дни, какие незаурядные люди её окружали. Ребята 2-ой группы изучали выдержки из материалов исследователей, посвящённых жизни и творчеству Ахматовой А., им слово.

-Чуковский Корней Иванович (настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков). Русский писатель, критик, детский поэт, литературовед, переводчик.

-Кузмин Михаил Алексеевич. В начале литературного пути примыкал к символистам, затем к акмеистам.

-Франсуа Мориак – один из крупнейших писателей Франции середины 20 столетия

  1. Творчество поэта А.Ахматовой

Ахматова была всегда горделиво прекрасна. Говорят, что даже мёртвая она вызывала чувство преклонения. Главной чертой Ахматовой была любовь к жизни, к людям, к близким. Она умела не только сама глубоко любить, но и выразить это чувство в стихах.

Звучат стихи в исполнении учащихся (группа читателей)

  1. Продолжение цепочки ассоциаций

Теперь мы не только чувствуем, но и знаем. Пусть не всё, но книга судьбы Ахматовой открыта и лежит перед нами. Вернёмся к началу урока и дополним «ромашку» жизни Ахматовой. Теперь какая она, Анна Андреевна, в вашем сознании.

Ассоциации учащихся (добавляют по1 понятию от группы) гордая, сильная, мудрая, лучезарная

Судьба была безжалостна к этой женщине. Сначала она потеряла мужа, поэта Гумилёва. Поэт был обвинён в причастности к контрреволюционному заговору, расстрелян. Остались его стихи. Многие из них посвящены Ахматовой. У Анны Андреевны остался сын Лев. Его могла постичь участь отца, но он, пройдя ад сталинских лагерей, всё-таки выжил. Горе матери было беспредельно. И гнев матери беспределен. Трагическая исповедь, лирическое заклинание, горестный вопль обретают эпический характер в «Реквиеме» (с которым будем знакомиться на следующих уроках).

а) Вопрос для всех групп.

Можно ли сказать, что Ахматова начала свой творческий путь как поэтесса, а закончила его как поэт?

Можно, ибо прошла большой и трудный творческий и жизненный путь (от юной красавицы, благополучной, преуспевающей, модной поэтессы- через революцию, войну, утрату близких, обвинение в антисоветской, идеологически вредной направленности, осознание социальной отверженности – к одиночеству, нищете, внешней безвестности;

От интимной, женской, популярной поэзии – к поэзии эпической, всенародной, хот и запрещённой.

б) Слово учителя.

Говоря об этой поэтессе, нельзя не выделить особо такую черту её творчества, как гражданственность и патриотизм. Эти высокие понятия, безусловно, относятся к Ахматовой. Если человек, находящийся под ударом собственной утраты, боли, не окунается в личное горе, а разделяет его с судьбами народа, то у этого человека огромное сердце. Поэтому её творчество всегда будет живым, жгущим сердца людей. Поскольку цены на совесть, честь, благородство, правду во все времена должны быть неприкосновенны.

Звучит музыка (читает учитель)

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне

Согласье на это даю торжественно.

Но только с условием – не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня.

А здесь, где стоялая триста часов

И где для меня не открыли засов.

Затем. Что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание чёрных Марусь.

Забыть, как постылая хлопала дверь,

И выла старуха, как раненый зверь,

И пусть с неподвижных и бронзовых век,

Как слёзы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

С творчеством поэта А.Ахматовой мы будем знакомиться подробней на следующих уроках. У нас будет время прикоснуться к творчеству великого поэта. «Прочитать» её судьбу в её стихах.

  1. Творческое задание (если осталось время) (Приложение 2)
  2. Домашнее задание

Стихотворение (любое) наизусть.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1(Материалы исследователей)

  1. Чуковский Корней Иванович (настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков). Русский писатель, критик, детский поэт, литературовед, переводчик.

А.А. Ахматову я знал с 1912 года. Тоненькая, стройная. То были годы первых её стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов. Прошло два-три года, и в её глазах, и в осанке, и в её общении с людьми наметилась одна главная черта её личности: величавость. Не спесивость, не надменность, а именно величавость. У неё был величайший талант чувствовать себя разлюбленной, нелюбимой, нежеланной, отверженной. У Ахматовой редкостный дар беллетриста. Её стихи не только песни, но и повести. Трагическая её биография не могла не найти отражения в лирике.

  1. Кузмин Михаил Алексеевич. В начале литературного пути примыкал к символистам, затем к акмеистам.

А.Ахматова обладает способностью понимать и любить вещи именно в их непонятной связи с переживаемыми минутами. Часто она точно и определённо упоминает какой-нибудь предмет (перчатку на столе, облако), казалось бы, не имеющий отношения ко всему стихотворению, но именно от этого упоминания более ощутимый укол, более сладостный яд мы чувствуем.

  1. Франсуа Мориак – один из крупнейших писателей Франции середины 20 столетия

Юная, лучезарная женщина. Неведомая нам при жизни, она была, и отныне мы знаем это, одним из великих поэтов советской России, но любим мы её за иное: суть в том, что это хрупкое создание взвалило на себя нескончаемую муку своего народа. Я знаю, что любая поэзия непереводима. Но здесь само страдание русской женщины, русской матери – сочится, а затем и струится сквозь непонятные слова.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (Творческое задание)

Встреча с творческим человеком рождает желание самому приобщиться к творчеству.

Конечно, на соперничество с великими мы не претендуем, напротив, мы только поклоняемся и пытаемся подражать

(Для всех групп раздаются карточки, в каждой строчке только последние слова)

Жарко веет ветер душный,

Солнце руки обожгло.

Надо мною свод воздушный,

Словно синее стекло;

Пруд лениво серебрится,

Жизнь по-новому легка …

Кто сегодня мне приснится

В пёстрой сетке гамака?

Вспомните детскую игру «Буриме». Сочините два четверостишия по последним строчкам. А потом мы сравним, что у нас получилась и перо мастера.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель урока: Обобщить знания учащихся об одноклеточных и многоклеточных организмах, их строении, жизнедеятельности, совместном существовании в природном сообществе. Продолжить формирование у.

Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о.

Встреча в литературно-музыкальной гостиной, знакомство с историей романса, что означает слово “романс”.

В 2010 году команда старшеклассников ГБОУ СОШ № 294 Центрального района Санкт-Петербурга, под руководством учителя Герасимовой Т.Н. принимала участие в Молодежном Фестивале-конкурсе “Культурной столиц.

Данные рекомендации посвящены методам использования физиологически обоснованных защитных механизмов голосовых связок в вокальной технике. В настоящее время эти вопросы являются очень животрепещу.

Логопедическое занятие валеологической направленности, в котором интегрированы образовательные области “Развитие речи”, “Коммуникация”, “Здоровье”, “Музыка”, посвящено ознакомлению детей с образ.

Свойства нормального певческого звука, рабочий диапозон детского голоса. Профилактика и охрана детского голоса.

Читайте также:  Тема лирики Ахматовой — любовь: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×