Тема любви в лирике С. Есенина и А. Ахматовой: сочинение

Тема любви в лирике С. Есенина и А. Ахматовой

Мне кажется, творчество каждого поэта является субъективным выражением окружающего мира. Различные жизненные коллизии, преломляясь через призму видения автора, через какие-то особые, только ему одному присущие взгляды, отражаются в его творчестве. Поэтический мир — это зеркало души автора. Жизнь — вместилище добра и зла, прекрасного и ужасного. И в зависимости от внутренних качеств человека воспринимается все вокруг.
Почти каждый поэт пишет стихи о природе, затрагивает темы дружбы, любви, поэта и назначения поэзии, проблемы взаимоотношения с миром. Так или иначе останавливаются на проблеме жизни и смерти. И решает ее каждый по-своему. Лирическая философия или философия в стихах.
Каждый поэт ищет свой путь в этой жизни, у каждого — своя определенная цель. Они всю жизнь проводят в поиске предмета своего назначения и находят его в форме выражения своего творчества, в основе которого у одних лежит мотив гармонического сочетания человека и природы; другие безоговорочно принимают революцию, называют ее “своей” и воспевают ее силу и мощь; третьим та же революция приносит боль и страдание, заставляет иными глазами взглянуть на мир, рушатся мечты, надежд, планы, еще недавно казавшиеся самыми верными и правильными. Отсюда — неудовлетворенность жизнью, которая, усугубляясь, приводит к непоправимому. К ним можно отнести творчество С. Есенина после 1917 года. Некоторые, в силу своих личностных взглядов, не могли принять революцию и вынуждены были уехать из страны. Уехать, чаще безвозвратно.
И лишь немногие, а точнее, избранные, оставались со своим народом. Не принимали и не отвергали революцию, но готовы были страдать вместе со всеми. Выносили все невзгоды: голод, холод, потерю друзей. В числе этих немногих были Осип Мандельштам и Анна Ахматова.
Поэзия А. Ахматовой резко индивидуальна уже потому, что это поэзия женщины. Психологи утверждают, что женщина более чувствительна, восприимчива, ранима, чем мужчина (хотя в жизни как раз наоборот). Мир чувств и эмоций часто берет верх над женским разумом. Однако почему же прошло столько столетий после легендарной Сапфо, прежде чем дала о себе знать ее преемница — Анна Ахматова. Вероятно, она стала той, которая сумела предельно ясно и точно выразить в стихотворных строках то, что волновало многие умы, сердца и души,
Конечно, писала А. Ахматова и о природе, и о дружбе, и о роли поэта и поэзии, и о судьбе очень близкой я родной России. Но главной темой, определяющим мотивом в творчестве поэтессы является тема любви. И о чем бы другом она ни писала, везде присутствует, если не откровенное чувство, то набросок, намек на него — обязательно. Без любви нет жизни. И жизнь, по Ахматовой, это любовь, а любовь — сама жизнь.
Схожее восприятие было и у раннего Есенина, где любовь — это естественное чувство, гармоничное сочетание человека и природы. Как светлы строки, в которых поэт сравнивает березу с любимой девушкой:

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

Но недолог светлый путь Есенина — всего шесть лет, с 1910 по 1916 год. А 17-й, ознаменовавший себя приходом новой власти, становится поворотным в судьбе и творчества поэта. Естественное, природное сменяется на грубое, порой жестокое, натуралистическое. Трагично, безысходно состояние поэта, не нашедшего себя в революции. Звучит иная трактовка вечной темы. С одной стороны, “любовь — зараза, любовь — чума”, а с другой — романтическое чувство, пристанище водоворотов жизни измученному думой человеку. И подтверждение этому — цикл “Персидские мотивы”, в котором помимо экзотического Шираза, загадочной и таинственной красоты персиянок, собирательным образом которых является Шаганэ, можно увидеть характерное для раннего Есенина решение проблемы смерти. Здесь смерть для него — мудрый конец природы, но совсем не единственная возможность вырваться из цепких лап постылой и надоевшей жизни, как было в стихотворениях цикла “Москва кабацкая” и как будет в поэме “Черный человек”. Однако и теперь Есенина одолевают противоречия. Мерещится ему измена любимой, все меньше он верит в персидских красавиц и восточные просторы.

Как бы ни был красив Шираз.
Он не лучше рязанских раздолий.

Есенин чувствует неестественность красоты, он “обманут счастьем”. И если в “Персидских мотивах”

Быть поэтом — это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцеватъ себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души,

то позднее Есенин определит свое творчество как “дохлую, томную лирику”, в которой уже не будет места чистой, романтической любви.
Все самое светлое и прекрасное осталось где-то далеко позади. А время неумолимо бежит вперед, его не остановишь. Но что там — впереди? Ничего. Для Есенина нет будущего, впрочем, как нет и настоящего. Он живет прошлым:

Я нежно болен воспоминаньем детства.

Настоящая действительность для него лишь грустная история с трагическим концом. И если А. Ахматова

Научилась просто мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,

то для Есенина жизни как таковой несуществует:

Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?

Все как в неоконченном сне, который начался светлой радостью, а прервется на самом трагическом. Вроде бы все прекрасно — очнулся от ужаса происходящего, но ведь это страшное сновидение и есть жизнь С. Есенина.
Видела подобные сны, только наяву, и А. Ахматова. Не всегда было “просто жить”, ведь жизнь “полосатая” — светлое чередуется с темным, на смену радости приходит печаль. Трагизм бытия находил отражение в лирике:

Все отнято: и сила, и любовь.
В немилый город брошенное тело
Не радо солнцу.

Нет ни сил, ни возможности что либо изменить:

больше нет ни слез, ни оправданий.

она “устала воскресать, и умирать, и жить”. И любимого просит:

Помолись о нищей, о потерянной,
О моей живой душе.

Ахматова переживает кризисное состояние, ей очень трудно, но ведь душа живая! Да, она сейчас одинока, но она не отрекается от мира, не отказывается от живых людей. Печальное удивление, что рядом не нашлось того, кто бы мог прийти на помощь. Но нет здесь резкого утверждения одиночества, нет есенинского “я один. ”. У А. Ахматовой — знак вопроса, неужели:

Никто, Никто, Никто
Не в силах мне помочь.

Но остается неизменное, до конца дней верное — перо и листок бумаги. Единственное спасение — живые стихи. Действительно, живые. Они просты и понятны каждому. У Ахматовой читатель — “неизменен и вечен”, он “поэта неведомый друг”, Есенин же настолько одинок, что даже его “поэзия здесь больше не нужна”. И во всем он видит только тьму:

Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?

И если ранняя лирика — это ясный день, равный нескольким годам жизни и творчества поэта, то все, написанное после “Персидских мотивов”, — это темная ночь, на смену которой никогда не придет рассвет.
Поэт появляется в мире, горя страстным желанием повенчать на земле “розу белую с черной жабой”. И к чему он приходит? К горькому одиночеству, трагической развязке:

Я один…
И разбитое зеркало.

А. Ахматова писала:

Сердце усмиряют правильным дыханьем,
А черные мысли — верой в друзей,

но не смог Есенин поверить в друзей. А может быть, просто верить было не в кого, не оказалось рядом того, ктомог бы разделить его одиночество. Очень жаль, ведь всем известно, что горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости. Но смерти наполовину не бывает…
Подобное было и в жизни А. Ахматовой, но она противостояла, утвердившись в преданности своей лиры.
А. Ахматова остается с людьми, а С. Есенин трагически уходит. Уходит из этой жизни, жизни-игры, в которой он — проигравший. Нет, нельзя отказать Есенину в силе души, она была, несомненно, уже потому, что уйти из жизни по своей воле может только сильный человек. Просто у А. Ахматовой этой силы душевной, жизнерадости, человеколюбия оказалось намного больше, чем у С. Есенина. Ее любви хватило всем, кто ее окружал, донесла она ее и до нас, столь далеких от того трагичного времени.

Тема любви в лирике С. Есенина и А. Ахматовой

Сочинение – Литература

Другие сочинения по предмету Литература

Тема любви в лирике С. Есенина и А. Ахматовой

Мне кажется, творчество каждого поэта является субъективным выражением окружающего мира. Различные жизненные коллизии, преломляясь через призму видения автора, через какие-то особые, только ему одному присущие взгляды, отражаются в его творчестве. Поэтический мир это зеркало души автора. Жизнь вместилище добра и зла, прекрасного и ужасного. И в зависимости от внутренних качеств человека воспринимается все вокруг.

Почти каждый поэт пишет стихи о природе, затрагивает темы дружбы, любви, поэта и назначения поэзии, проблемы взаимоотношения с миром. Так или иначе останавливаются на проблеме жизни и смерти. И решает ее каждый по-своему. Лирическая философия или философия в стихах.

Каждый поэт ищет свой путь в этой жизни, у каждого своя определенная цель. Они всю жизнь проводят в поиске предмета своего назначения и находят его в форме выражения своего творчества, в основе которого у одних лежит мотив гармонического сочетания человека и природы; другие безоговорочно принимают революцию, называют ее “своей” и воспевают ее силу и мощь; третьим та же революция приносит боль и страдание, заставляет иными глазами взглянуть на мир, рушатся мечты, надежд, планы, еще недавно казавшиеся самыми верными и правильными. Отсюда неудовлетворенность жизнью, которая, усугубляясь, приводит к непоправимому. К ним можно отнести творчество С. Есенина после 1917 года. Некоторые, в силу своих личностных взглядов, не могли принять революцию и вынуждены были уехать из страны. Уехать, чаще безвозвратно.

И лишь немногие, а точнее, избранные, оставались со своим народом. Не принимали и не отвергали революцию, но готовы были страдать вместе со всеми. Выносили все невзгоды: голод, холод, потерю друзей. В числе этих немногих были Осип Мандельштам и Анна Ахматова.

Поэзия А. Ахматовой резко индивидуальна уже потому, что это поэзия женщины. Психологи утверждают, что женщина более чувствительна, восприимчива, ранима, чем мужчина (хотя в жизни как раз наоборот). Мир чувств и эмоций часто берет верх над женским разумом. Однако почему же прошло столько столетий после легендарной Сапфо, прежде чем дала о себе знать ее преемница Анна Ахматова. Вероятно, она стала той, которая сумела предельно ясно и точно выразить в стихотворных строках то, что волновало многие умы, сердца и души, Конечно, писала А. Ахматова и о природе, и о дружбе, и о роли поэта и поэзии, и о судьбе очень близкой я родной России. Но главной темой, определяющим мотивом в творчестве поэтессы является тема любви. И о чем бы другом она ни писала, везде присутствует, если не откровенное чувство, то набросок, намек на него обязательно. Без любви нет жизни. И жизнь, по Ахматовой, это любовь, а любовь сама жизнь.

Схожее восприятие было и у раннего Есенина, где любовь это естественное чувство, гармоничное сочетание человека и природы. Как светлы строки, в которых поэт сравнивает березу с любимой девушкой: Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд? Но недолог светлый путь Есенина всего шесть лет, с 1910 по 1916 год. А 17-й, ознаменовавший себя приходом новой власти, становится поворотным в судьбе и творчества поэта. Естественное, природное сменяется на грубое, порой жестокое, натуралистическое. Трагично, безысходно состояние поэта, не нашедшего себя в революции. Звучит иная трактовка вечной темы. С одной стороны, “любовь зараза, любовь чума”, а с другой романтическое чувство, пристанище водоворотов жизни измученному думой человеку. И подтверждение этому цикл “Персидские мотивы”, в котором помимо экзотического Шираза, загадочной и таинственной красоты персиянок, собирательным образом которых является Шаганэ, можно увидеть характерное для раннего Есенина решение проблемы смерти. Здесь смерть для него мудрый конец природы, но совсем не единственная возможность вырваться из цепких лап постылой и надоевшей жизни, как было в стихотворениях цикла “Москва кабацкая” и как будет в поэме “Черный человек”. Однако и теперь Есенина одолевают противоречия. Мерещится ему измена любимой, все меньше он верит в персидских красавиц и восточные просторы.

Читайте также:  Московские страницы в лирике А. Ахматовой и О. Мандельштама: сочинение

Как бы ни был красив Шираз.

Он не лучше рязанских раздолий.

Есенин чувствует неестественность красоты, он “обманут счастьем”. И если в “Персидских мотивах” Быть поэтом это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцеватъ себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души, то позднее Есенин определит свое творчество как “дохлую, томную лирику”, в которой уже не будет места чистой, романтической любви.

Все самое светлое и прекрасное осталось где-то далеко позади. А время неумолимо бежит вперед, его не остановишь. Но что там впереди? Ничего. Для Есенина нет будущего, впрочем, как нет и настоящего. Он живет прошлым: Я нежно болен воспоминаньем детства.

Настоящая действительность для него лишь грустная история с трагическим концом. И если А. Ахматова . Научилась просто мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, то для Есенина жизни как таковой несуществует: Жизнь моя! Иль ты приснилась мне? Все как в неоконченном сне, который начался светлой радостью, а прервется на самом трагическом. Вроде бы все прекрасно очнулся от ужаса происходящего, но ведь это страшное сновидение и есть жизнь С. Есенина.

Видела подобные сны, только наяву, и А. Ахматова. Не всегда было “просто жить”, ведь жизнь “полосатая” светлое чередуется с темным, на смену радости приходит печаль. Трагизм бытия находил отражение в

Тема любви в творчестве Есенина (в лирике) сочинение

«Последний поэт деревни…», «Прекрасный юноша русской поэзии…». Такими словами описывали Сергея Есенина современники. Гениальный представитель Серебряного века в русской поэзии. Человек, тонко чувствовавший жизнь, умевший передать все грани человеческих чувств, в своём творчестве.

Отдельное место в лирике поэта занимает тема любви. Человек, с таким тонким ощущением мира, посвятил главному чувству на земле большое количество строк. Любовь в стихах Сергея Александровича чувствуется постоянно. Любовь к родной земле, матери, русской природе и, конечно, любовь к женщине. Именно последнее, из перечисленных воплощений любви и рассмотрим.

В лирике Есенина много произведений посвящённым женщинам. Но их совсем нельзя назвать одинаковыми. На своём творческом пути, поэт постоянно совершенствуется в этой теме, меняет угол взгляда. Вместе с ним, взрослеют и его стихотворения.

В самом начале своего пути, любовная лирика Есенина немного дёрганая и резкая. Свой отпечаток на поэзию, накладывают и юношеские эмоции, и не до конца формировавшиеся представления о мире. Хватает в этом периоде и почти детской наивности и непосредственности, проступающей через некоторые произведения автора. Здесь же, можно встретить прекрасные картины жизни русской жизни и быта, окружавшего поэта.

Далее, с переездом Сергея Есенина в Москву, начинается новый для него этап жизни. Жизни в чужом городе, в мире людей, где далеко не каждый, может быть другом. Первые робкие шаги в становлении себя, как известного публике поэта.

Кабацкая Москва, как сам называет столицу Есенин, сильно повлияла и на его любовную лирику. Здесь, она предстаёт в виде продажной, лживой женщины. Этакой ведьмы, желающей доставить лишь боль и разочарования. Но не только разврат и шатания следуют за поэтом в этот период. Он ни на день не оставляет совершенствование своего мастерства. Стихотворения становятся более увесистыми, мощными по чувственному посылу.

Кабацкая жизнь, сомнительные компании, драки и алкоголь, сильно испортили психическое состояние С.А.Есенина. Как и любой творческий человек, он пытается взглянуть на свою жизнь и допущенные ошибки, через собственные стихи. В том числе, и отношения с женщинами.

Это помогает молодому поэту. В своей лирике, он всё чаще просит милости, и восхищается силой любви и прощения.

Отдельного упоминания достойны стихотворения Есенина из Персидского цикла. Это стихи, написанные во время и после его путешествия на Кавказ. Как уже можно было понять, Сергей Александрович глубоко впечатлительный человек. Он умел видеть красоту в самых неожиданных мелочах. И, конечно, красота Кавказа не могла оставить его равнодушным. Автор признаётся в любви пейзажам вокруг него, людям и, конечно, женщинам.

К сожалению, Сергей Александрович Есенин ушёл из жизни слишком рано. Но всё же успел оставить нам немало произведений, наполненных любовью и трепетом, нежностью и тонкой печалью. Любовь в его поэзии играет роль первой скрипки, и каждый читатель несомненно может это прочувствовать.

2 вариант

Наверное, вряд ли найдётся человек, который бы не восхищался творчеством вечно молодого Есенина. Это был уникальный человек: честный, свободолюбивый, искренний. Видимо, за эти качества, за свой бесценный талант и поплатился писатель. Жизнь бывает порой несправедливой штукой. Приходится расплачиваться за минуты счастья, славы, признания.

Особую роль в творчестве занимает бессмертная тема любви. Есенин посвящает огромное количество стихотворений радостным встречам, отчаянью, любовным метаниям души. Автор искренне восхищается этим светлым чувством и не может понять, кто создал такое небывалое чудо, которое может в один миг поднять до небес, заставить жить, творить, мечтать и опустить одновременно.

Сергей Есенин всегда восхищался женским полом и это было взаимно. Например, в стихотворении «Любов хулигана» поэт пишет, что когда любовь настаёт человека, то уже ни одна другая женщина не сможет заинтересовать внимания. Только объект обожания сможет занять весь мир, разум, отобрать свободу. Можно часами наблюдать за любимой женщиной, не спать сутками на пролёт и волноваться, защищать, оберегать. Вот она настоящая сильная любовь, о которой так много написано, но так мало узнано в реальной жизни. Огромное количество произведений было посвящено несчастной, трагической и порой ревностной любви.

Так же не мало произведений, в копилке поэта которые посвящены определённым девушкам. Например, необычайно красивой армянской девушке Шаганэ или замечательной актрисе Августе. Немало стихов Сергей Есенин посвятил именно своей первой жене Зинаиде Райх, точнее об их сложных взаимоотношениях друг с другом.

Перед собственной смертью Есенин посвящает стихотворения о лжи между людьми. Он осуждает ложь, которая встаёт между двумя любящими сердцами и разрушает построенный мир, убивая светлое чувство. Это огромная жизненная трагедия. Так же поэт открыто осуждает и ругает себя за то, что в молодости творил неприличные вещи, что дарил любовь направо и налево. А теперь чувство оставило его, покинуло навсегда.

Это трагическое завершения любовного пути. Потерять всё, остаться ни с чем, но никого в этом не виня. Сильно и грустно. Печально закончилась жизнь Сергея Есенина и его главного героя. Возможно, так и должно было быть. Любовь занимала первостепенное место в сердце русского писателя. На любви был построен весь его мир: любовь к семье, родине, женщине, любимому детищу, ведь стихи это дети писателя.

Сочинение Любовь в поэзии Есенина – 3 вариант

Есенин Сергей Александрович – наверное, самый известный и любимый поэт двадцатого Серебряного века в наше время. Многие начинают уважать его творчество с детства, прочитав стихотворение «Берёза», однако не все знают, что помимо стихотворений о природе, он также писал и любовные произведения, ведь любовь – это то, что окружает всех поэтов, да и не только их, вообще всех людей на планете, но Есенин, будучи чувственным и романтичным молодым человеком, всю свою короткую жизнь любил так, что многим и представить сложно. Эта любовь и играла яркими красками в его стихотворениях. К сожалению, в любви он не всегда был счастлив, и здесь уже играла его инфантильность и желание постоянно меняться самому и менять людей вокруг.

Моё любимое произведение этого поэта – «Заметался пожар голубой». Впервые прочитав его, я долго сидел в ступоре – настолько оно меня поразило! Зная Есенина как повесу, просмотреть такое из-под его пера было неожиданно. Ради любви он и правда был готов на всё – даже перестать скандалить и писать стихи, а это уже о многом говорит, ведь если пить бросить относительно легко, то перестать изливать свои переживания на листок практически невозможно.

Как уже было сказано выше, Есенин часто был несчастлив в отношениях, ему часто приходилось расставаться со своими любимыми женщинами, и, конечно, этой теме тоже есть место в его лирике. К примеру, стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь» написано как раз о том времени, когда поэт перестал состоять в отношениях с одной из своих любимых женщин. И он, и она уже не чувствуют того, что было между ними раньше, и он даже просит её «только не горевших не мани». Видимо, Есенин считает, что его возлюбленная была тем огнём, который вспыхнул в его душе быстро, резко, но также мгновенно и погас, оставив от себя лишь печальный след воспоминаний.

Не всегда было так, что оба – и Есенин, и его возлюбленная переставали любить. Очень часто поэт продолжал испытывать чувства, а его пара – нет, и тогда рождались стихи наподобие «Не криви улыбку, руки теребя». В этом произведении поэт уверяет, что не любит свою дорогую, но всё же проходя мимо, заглядывает ей в окно, так, по привычке.

Я люблю творчество этого поэта за искренность и простоту парня, которому не нужно золото и много поклонников, он рад бы был сидеть в своей деревушке у речки и просмотреть свои стихи единственной очень сильно любящей его девушке. Но, к сожалению, и за стихи нужно платить. И поэт платил вечными ссорами и расставаниями.

Образец 4

Сергей Есенин является одним из гениальных деятелей Серебряного века в искусстве. Этот поэт чувствовал жизнь, которую мог показать в своей деятельности. Особенно остро поэт описывает тему любви в своем творчестве. Сергей Есенин написал много стихов на тему любви. Он почти постоянно описывает это чувство. Это любовь не только к женщине, но и любовь к родине, матери, родной природе и земле. В творчестве поэта много стихотворений написаны для женщин и о женщинах. Но они не одинаковы. С возрастом у поэта меняется отношение к лирике. Когда он только начинал творить, его стихотворения были резкие и дерганные.

Серьёзный отпечаток на творчество этого периода наложили его эмоции и взгляды юноши на жизнь. Именно в это время Есенин пишет стихотворения о жизни и быте русской деревни. Сергею всегда нравились женщины, а он нравился женщинам. Он размышляет, что если мужчина влюбляется, то все другие женщины его уже не интересуют. Только его любимая занимает весь мир. Когда поэт переехал жить в столицу, у него начинается новый этап в его творчестве и жизни. Живя в столице, он становится известен в широких слоях населения, как поэт – скандалист. Его творчество становится боле грубым и вульгарным. Его произведения стали более мощными по посылу чувств. Очень много произведений своего творчества он посвящает трагической любви, любви без взаимности. Он писал произведения о любви, как к определенной женщине, так и о любви к женщине вообще.

Когда он приехал со своей командировки с Кавказа, написал стихотворение о прекрасной девушке Шагане. Так же он написал много стихотворений посвященных первой жене Зинаиде Райх, они освещали их трудные взаимоотношения. В своей поэзии он восхищается силой любви и прощения. После того как поэт посетил Кавказ, он написал произведения в которых признается в любви к природе, горам, людям живущим на этой территории, к женщинам Востока. В творчестве любовь к родине связана с детскими воспоминаниями, в связи со своей родной землей, со сказками бабушки на ночь. Он всё детство прожил в Рязанской губернии, в селе Константинове. С детских лет в душе поэта была любовь к крестьянскому быту к традициями и к красоте природы.

Читайте также:  Стихотворение А. Ахматовой Заплаканная осень, как вдова (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Это поэзия тем и привлекает внимание и любовь читателей, что она искриняя в остроте философских проблем. Читая его стихотворения, мы видим и чувствуем его любовь к родине.

За свою короткую и яркую жизнь поэт все – таки смог оставить много стихотворений, которые передают любовь наполненную трепетом и нежностью.

Все его произведения, от нежных стихов о березе до тревожных раздумий о России, каждое слово обогрето чувством безграничной любви к Родине.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема любви в творчестве Есенина (в лирике)

Популярные сегодня темы

Под моралью следует подразумевать как некий симбиоз норм, принципов, представлений о жизни, поступках человека и степенях дозволенного, который принят гласно либо негласно в конкретном обществе.

«Уроки французского» – это одно из самых известных и запоминающихся произведений советского писателя Валентина Распутина. С присущей ему живостью и искренностью автор рассказывает нам историю обычного деревенского мальчика

На картине изображен один из холодных зимних дней. Хмурое и неприветливое пасмурное небо нависает над полем, местами покрытым пожухлой прошлогодней травой, одинокими деревьями и снегом

Главным героем в рассказе М. Шолохова Судьба человека является Андрей Соколов. Мужчина, который прошёл всю войну и потерял свою семью, но всё равно не сломился

Азазелло является одним из демонических и мистических героев произведения, отрицательным персонажем библейских сюжетов, падшим ангелом, выступившим против воли бога.

Тема любви в лирике С. Есенина и А. Ахматовой: сочинение

Мне кажется, творчество каждого поэта является субъективным выражением окружающего мира. Различные жизненные коллизии, преломляясь через призму видения автора, через какие-то особые, только ему одному присущие взгляды, отражаются в его творчестве. Поэтический мир — это зеркало души автора. Жизнь — вместилище добра и зла, прекрасного и ужасного. И в зависимости от внутренних качеств человека воспринимается все вокруг.

Почти каждый поэт пишет стихи о природе, затрагивает темы дружбы, любви, поэта и назначения поэзии, проблемы взаимоотношения с миром. Так или иначе останавливаются на проблеме жизни и смерти. И решает ее каждый по-своему. Лирическая философия или философия в стихах.

Каждый поэт ищет свой путь в этой жизни, у каждого — своя определенная цель. Они всю жизнь проводят в поиске предмета своего назначения и находят его в форме выражения своего творчества, в основе которого у одних лежит мотив гармонического сочетания человека и природы; другие безоговорочно принимают революцию, называют ее “своей” и воспевают ее силу и мощь; третьим та же революция приносит боль и страдание, заставляет иными глазами взглянуть на мир, рушатся мечты, надежд, планы, еще недавно казавшиеся самыми верными и правильными. Отсюда — неудовлетворенность жизнью, которая, усугубляясь, приводит к непоправимому. К ним можно отнести творчество С. Есенина после 1917 года. Некоторые, в силу своих личностных взглядов, не могли принять революцию и вынуждены были уехать из страны. Уехать, чаще безвозвратно.

И лишь немногие, а точнее, избранные, оставались со своим народом. Не принимали и не отвергали революцию, но готовы были страдать вместе со всеми. Выносили все невзгоды: голод, холод, потерю друзей. В числе этих немногих были Осип Мандельштам и Анна Ахматова.

Поэзия А. Ахматовой резко индивидуальна уже потому, что это поэзия женщины. Психологи утверждают, что женщина более чувствительна, восприимчива, ранима, чем мужчина (хотя в жизни как раз наоборот). Мир чувств и эмоций часто берет верх над женским разумом. Однако почему же прошло столько столетий после легендарной Сапфо, прежде чем дала о себе знать ее преемница — Анна Ахматова. Вероятно, она стала той, которая сумела предельно ясно и точно выразить в стихотворных строках то, что волновало многие умы, сердца и души, Конечно, писала А. Ахматова и о природе, и о дружбе, и о роли поэта и поэзии, и о судьбе очень близкой я родной России. Но главной темой, определяющим мотивом в творчестве поэтессы является тема любви. И о чем бы другом она ни писала, везде присутствует, если не откровенное чувство, то набросок, намек на него — обязательно. Без любви нет жизни. И жизнь, по Ахматовой, это любовь, а любовь — сама жизнь.

Схожее восприятие было и у раннего Есенина, где любовь — это естественное чувство, гармоничное сочетание человека и природы. Как светлы строки, в которых поэт сравнивает березу с любимой девушкой: Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд? Но недолог светлый путь Есенина — всего шесть лет, с 1910 по 1916 год. А 17-й, ознаменовавший себя приходом новой власти, становится поворотным в судьбе и творчества поэта. Естественное, природное сменяется на грубое, порой жестокое, натуралистическое. Трагично, безысходно состояние поэта, не нашедшего себя в революции. Звучит иная трактовка вечной темы. С одной стороны, “любовь — зараза, любовь — чума”, а с другой — романтическое чувство, пристанище водоворотов жизни измученному думой человеку. И подтверждение этому — цикл “Персидские мотивы”, в котором помимо экзотического Шираза, загадочной и таинственной красоты персиянок, собирательным образом которых является Шаганэ, можно увидеть характерное для раннего Есенина решение проблемы смерти. Здесь смерть для него — мудрый конец природы, но совсем не единственная возможность вырваться из цепких лап постылой и надоевшей жизни, как было в стихотворениях цикла “Москва кабацкая” и как будет в поэме “Черный человек”. Однако и теперь Есенина одолевают противоречия. Мерещится ему измена любимой, все меньше он верит в персидских красавиц и восточные просторы.

Как бы ни был красив Шираз.

Он не лучше рязанских раздолий.

Есенин чувствует неестественность красоты, он “обманут счастьем”. И если в “Персидских мотивах” Быть поэтом — это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцеватъ себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души, то позднее Есенин определит свое творчество как “дохлую, томную лирику”, в которой уже не будет места чистой, романтической любви.

Все самое светлое и прекрасное осталось где-то далеко позади. А время неумолимо бежит вперед, его не остановишь. Но что там — впереди? Ничего. Для Есенина нет будущего, впрочем, как нет и настоящего. Он живет прошлым: Я нежно болен воспоминаньем детства.

Настоящая действительность для него лишь грустная история с трагическим концом. И если А. Ахматова . Научилась просто мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, то для Есенина жизни как таковой несуществует: Жизнь моя! Иль ты приснилась мне? Все как в неоконченном сне, который начался светлой радостью, а прервется на самом трагическом. Вроде бы все прекрасно — очнулся от ужаса происходящего, но ведь это страшное сновидение и есть жизнь С. Есенина.

Видела подобные сны, только наяву, и А. Ахматова. Не всегда было “просто жить”, ведь жизнь “полосатая” — светлое чередуется с темным, на смену радости приходит печаль. Трагизм бытия находил отражение в лирике: Все отнято: и сила, и любовь.

В немилый город брошенное тело Не радо солнцу.

Нет ни сил, ни возможности что либо изменить: . больше нет ни слез, ни оправданий.

она “устала воскресать, и умирать, и жить”. И любимого просит: Помолись о нищей, о потерянной, О моей живой душе.

Ахматова переживает кризисное состояние, ей очень трудно, но ведь душа живая! Да, она сейчас одинока, но она не отрекается от мира, не отказывается от живых людей. Печальное удивление, что рядом не нашлось того, кто бы мог прийти на помощь. Но нет здесь резкого утверждения одиночества, нет есенинского “я один. ”. У А. Ахматовой — знак вопроса, неужели: Никто, Никто, Никто Не в силах мне помочь.

Но остается неизменное, до конца дней верное — перо и листок бумаги. Единственное спасение — живые стихи. Действительно, живые. Они просты и понятны каждому. У Ахматовой читатель — “неизменен и вечен”, он “поэта неведомый друг”, Есенин же настолько одинок, что даже его “поэзия здесь больше не нужна”. И во всем он видит только тьму: Ах ты, ночь! Что ты, ночь, наковеркала? И если ранняя лирика — это ясный день, равный нескольким годам жизни и творчества поэта, то все, написанное после “Персидских мотивов”, — это темная ночь, на смену которой никогда не придет рассвет.

Поэт появляется в мире, горя страстным желанием повенчать на земле “розу белую с черной жабой”. И к чему он приходит? К горькому одиночеству, трагической развязке: Я один.

И разбитое зеркало.

А. Ахматова писала: Сердце усмиряют правильным дыханьем, А черные мысли — верой в друзей, но не смог Есенин поверить в друзей. А может быть, просто верить было не в кого, не оказалось рядом того, ктомог бы разделить его одиночество. Очень жаль, ведь всем известно, что горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости. Но смерти наполовину не бывает.

Подобное было и в жизни А. Ахматовой, но она противостояла, утвердившись в преданности своей лиры.

А. Ахматова остается с людьми, а С. Есенин трагически уходит. Уходит из этой жизни, жизни-игры, в которой он — проигравший. Нет, нельзя отказать Есенину в силе души, она была, несомненно, уже потому, что уйти из жизни по своей воле может только сильный человек. Просто у А. Ахматовой этой силы душевной, жизнерадости, человеколюбия оказалось намного больше, чем у С. Есенина. Ее любви хватило всем, кто ее окружал, донесла она ее и до нас, столь далеких от того трагичного времени.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Репетиторство

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Тема любви в лирике С. Есенина и А. Ахматовой

Коллекция сочинений: Тема любви в лирике С. Есенина и А. Ахматовой

Мне кажется, творчество каждого поэта является субъективным выражением окружающего мира. Различные жизненные коллизии, преломляясь через призму видения автора, через какие-то особые, только ему одному прису­щие взгляды, отражаются в его творчестве. Поэтический мир — это зеркало души автора. Жизнь — вместилище добра и зла, прекрасного и ужасного. И в зависимости от внутренних качеств человека воспринимается все вокруг.

Почти каждый поэт пишет стихи о природе, затрагивает темы дружбы, любви, поэта и назначения поэзии, проблемы взаимоотношения с миром. Так или иначе останавливаются на проблеме жизни и смерти. И решает ее каждый по-своему. Лирическая философия или философия в стихах.

Каждый поэт ищет свой путь в этой жизни, у каждого — своя определенная цель. Они всю жизнь проводят в по­иске предмета своего назначения и находят его в форме вы­ражения своего творчества, в основе которого у одних ле­жит мотив гармонического сочетания человека и природы; другие безоговорочно принимают революцию, называют ее “своей» и воспевают ее силу и мощь; третьим та же рево­люция приносит боль и страдание, заставляет иными гла­зами взглянуть на мир, рушатся мечты, надежд, планы, еще недавно казавшиеся самыми верными и правильными. Отсюда — неудовлетворенность жизнью, которая, усугуб­ляясь, приводит к непоправимому. К ним можно отнести творчество С. Есенина после 1917 года. Некоторые, в силу своих личностных взглядов, не могли принять революцию и вынуждены были уехать из страны. Уехать, чаще безвоз­вратно.

Читайте также:  Поэт и поэзия в лирике А. Ахматовой: сочинение

И лишь немногие, а точнее, избранные, оставались со своим народом. Не принимали и не отвергали революцию, но готовы были страдать вместе со всеми. Выносили все невзгоды: голод, холод, потерю друзей. В числе этих не­многих были Осип Мандельштам и Анна Ахматова.

Поэзия А. Ахматовой резко индивидуальна уже пото­му, что это поэзия женщины. Психологи утверждают, что женщина более чувствительна, восприимчива, ранима, чем мужчина (хотя в жизни как раз наоборот). Мир чувств и эмоций часто берет верх над женским разумом. Однако почему же прошло столько столетий после легендарной Сап­фо, прежде чем дала о себе знать ее преемница — Анна Ахматова. Вероятно, она стала той, которая сумела пре­дельно ясно и точно выразить в стихотворных строках то, что волновало многие умы, сердца и души,

Конечно, писала А. Ахматова и о природе, и о дружбе, и о роли поэта и поэзии, и о судьбе очень близкой я родной России. Но главной темой, определяющим мотивом в твор­честве поэтессы является тема любви. И о чем бы другом она ни писала, везде присутствует, если не откровенное чув­ство, то набросок, намек на него — обязательно. Без люб­ви нет жизни. И жизнь, по Ахматовой, это любовь, а лю­бовь — сама жизнь.

Схожее восприятие было и у раннего Есенина, где лю­бовь — это естественное чувство, гармоничное сочетание человека и природы. Как светлы строки, в которых поэт сравнивает березу с любимой девушкой:

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Но недолог светлый путь Есенина — всего шесть лет, с 1910 по 1916 год. А 17-й, ознаменовавший себя приходом новой власти, становится поворотным в судьбе и творче­ства поэта. Естественное, природное сменяется на грубое, порой жестокое, натуралистическое. Трагично, безысходно состояние поэта, не нашедшего себя в революции. Звучит иная трактовка вечной темы. С одной стороны, “любовь — зараза, любовь — чума», а с другой — романтическое чув­ство, пристанище водоворотов жизни измученному думой человеку. И подтверждение этому — цикл “Персидские мотивы», в котором помимо экзотического Шираза, зага­дочной и таинственной красоты персиянок, собирательным образом которых является Шаганэ, можно увидеть харак­терное для раннего Есенина решение проблемы смерти. Здесь смерть для него — мудрый конец природы, но совсем не единственная возможность вырваться из цепких лап по­стылой и надоевшей жизни, как было в стихотворениях цикла “Москва кабацкая» и как будет в поэме “Черный человек». Однако и теперь Есенина одолевают противоречия. Мерещится ему измена любимой, все меньше он верит в персидских красавиц и восточные просторы.

Как бы ни был красив Шираз.

Он не лучше рязанских раздолий.

Есенин чувствует неестественность красоты, он “обма­нут счастьем». И если в “Персидских мотивах»

Быть поэтом — это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцеватъ себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души,

То позднее Есенин определит свое творчество как “дохлую, томную лирику», в которой уже не будет места чистой, ро­мантической любви.

Все самое светлое и прекрасное осталось где-то далеко позади. А время неумолимо бежит вперед, его не остано­вишь. Но что там — впереди? Ничего. Для Есенина нет бу­дущего, впрочем, как нет и настоящего. Он живет прошлым:

Я нежно болен воспоминаньем детства.

Настоящая действительность для него лишь грустная история с трагическим концом. И если А. Ахматова

. Научилась просто мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

То для Есенина жизни как таковой не существует:

Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?

Все как в неоконченном сне, который начался светлой радостью, а прервется на самом трагическом. Вроде бы все прекрасно — очнулся от ужаса происходящего, но ведь это страшное сновидение и есть жизнь С. Есенина.

Видела подобные сны, только наяву, и А. Ахматова. Не всегда было “просто жить», ведь жизнь “полосатая» — светлое чередуется с темным, на смену радости приходит печаль. Трагизм бытия находил отражение в лирике:

Все отнято: и сила, и любовь.

В немилый город брошенное тело

Нет ни сил, ни возможности что либо изменить:

. больше нет ни слез, ни оправданий.

Она “устала воскресать, и умирать, и жить». И любимого просит:

Помолись о нищей, о потерянной,

О моей живой душе.

Ахматова переживает кризисное состояние, ей очень трудно, но ведь душа живая! Да, она сейчас одинока, но она не отрекается от мира, не отказывается от живых лю­дей. Печальное удивление, что рядом не нашлось того, кто бы мог прийти на помощь. Но нет здесь резкого утвержде­ния одиночества, нет есенинского “я один. ». У А. Ахма­товой — знак вопроса, неужели:

Никто, Никто, Никто

Не в силах мне помочь.

Но остается неизменное, до конца дней верное — перо и листок бумаги. Единственное спасение — живые стихи. Действительно, живые. Они просты и понятны каждому. У Ахматовой читатель — “неизменен и вечен», он “поэта неведомый друг», Есенин же настолько одинок, что даже его “поэзия здесь больше не нужна». И во всем он видит только тьму:

Что ты, ночь, наковеркала?

И если ранняя лирика — это ясный день, равный не­скольким годам жизни и творчества поэта, то все, напи­санное после “Персидских мотивов», — это темная ночь, на смену которой никогда не придет рассвет.

Поэт появляется в мире, горя страстным желанием повенчать на земле “розу белую с черной жабой». И к чему он приходит? К горькому одиночеству, трагической развязке:

И разбитое зеркало.

А. Ахматова писала:

Сердце усмиряют правильным дыханьем,

А черные мысли — верой в друзей,

Но не смог Есенин поверить в друзей. А может быть, про­сто верить было не в кого, не оказалось рядом того, кто мог бы разделить его одиночество. Очень жаль, ведь всем известно, что горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости. Но смерти наполовину не бывает.

Подобное было и в жизни А. Ахматовой, но она проти­востояла, утвердившись в преданности своей лиры.

А. Ахматова остается с людьми, а С. Есенин трагичес­ки уходит. Уходит из этой жизни, жизни-игры, в которой он — проигравший. Нет, нельзя отказать Есенину в силе души, она была, несомненно, уже потому, что уйти из жиз­ни по своей воле может только сильный человек. Просто у А. Ахматовой этой силы душевной, жизнерадости, челове­колюбия оказалось намного больше, чем у С. Есенина. Ее любви хватило всем, кто ее окружал, донесла она ее и до нас, столь далеких от того трагичного времени.

Тема любви в лирике Есенина

Любовь в жизни Сергея Есенина.

Любовная тема всегда была актуальной для поэтов, художников и музыкантов. О любви уже давно все сказано и написано, но, тем не менее, у всех людей разное представление об этом светлом чувстве. Вот почему тема любви всегда останется востребованной для творческих личностей.

В стихах талантливого поэта Сергея Есенина любовная тема присутствует даже в самых ранних его произведениях. Поначалу это были стихотворения, носящие характер поэтичной стилизованности и фольклорности. Например, таковым является стихотворение 1909 года «Подражание песне».

Данный стих похож на лирическую песню, сочиненную русским народом. В этом творческом периоде поэтической жизни поэта есть и другие лирические произведения, которые он посвятил Сардановской Анне – сестрице своего приятеля детских лет, а именно: «Зачем зовешь. », «Сыплет черемуха снегом…», «Выткался на озере алый свет зари…». Душа поэта полна любви и ликования, нежными мечтаниями о свидании.

Потом в лирических стихах о любви возникнут мотивы, которые объединяют поэзию природы и любовную поэзию. Эти мотивы передают всю полноту духовности этого возвышенного чувства, а также его невинность. Например, в произведении «Зеленая прическа. », которое было посвящено Кашиной Л. И., стройная девушка получает сравнение с березонькой, а ее косы сравниваются с веточками, причесанными гребнем луны. Эта «березка» повествует о пастушке, посещающем ее по ночам.

В целомудренном ключе должна была быть книга «Стихи о любви», но цикл этих стихотворений так и не был им написан.
Другая разновидность любовного чувства представлена в цикле «Москва кабацкая». В начале двадцатых годов в душе поэта случился кризис из-за его метаний между царской и советской Россией и ощущения собственной ненужности. Утешался Есенин пьянством и разгульной жизнью. Казалось, что он не никогда не испытает возвышенной любви. В произведении «Письмо к женщине» поэт говорит, что хотел «себя сгубить в угаре пьяном».

Он стал относиться к чувству любви никак к чему-то возвышенному, а как к затягивающему омуту, называя любовь «заразой» и «чумой».

Поэт разочаровался в сердечных делах, поэтому пишет строчки, полные цинизма, вульгарности и грубости, называя женщину «паршивой сукой», а всех женщин – «собачьей сворой».

В этот период Есенин в первый раз в своих произведениях грубо высказывается в адрес женщины. Но все же герой его стихов цикла «Москва кабацкая» в конце-концов просит простить его. Он старается утешиться любовью и вылечить с ее помощью раны своей души.

Есенин посвятил цикл своих стихотворений «Любовь хулигана» Миклашевской Августе. Эта новая любовь исцеляла израненную и пустующую душу Сергея. Есенин становится окрыленным этим чувством, он снова вдохновлен, пишет прекрасные стихотворения и снова верит в это светлое, идеальное, возвышенное и прекрасное ощущение любви.

В произведении «Заметался пожар голубой…» автор признается, что он впервые поет о любви и «отрекается скандалить».
Теперь смысл его жизни состоит в любовании своей возлюбленной, смотреть в ее красивые золотисто-карие глазки, прикасаться к ее ручке и волосам. Герой доказывает, что хулиган тоже способен на любовь и может быть покорным. Любовь и возлюбленная стали смыслом всей жизни этого героя, он готов пойти за любимой на край света. Линия любви прослеживается и в стихотворном произведении «Ты такая ж простая, как все». Здесь любимая женщина видится герою произведения строгой иконой Божьей Матери.
В 1924 году Есенин поехал в Батуми. Там он познакомился с Тальян-Тертарьян Шаганэ. Это знакомство вдохновило Есенина на то, чтобы написать «Персидские мотивы». Он пишет стихи «Ты сказала, что Саади…», «Шаганэ ты, моя Шаганэ…», «Я спросил сегодня у менялы…».

Передают «Персидские мотивы» ностальгию Есенина. В этом лирическом цикле любовь к женщине и любовь к родной стране неразрывны. Герой цикла влюблен и чувствует себя счастливым, но помнит, что на Родине осталась другая девушка, которая похожа на эту, любимую, она, наверняка, вспоминает о нем.

Светлое чувство привело героя на юг. Но оно не в состоянии затмить его любовь к Родине и сильную тоску по ней.

Стихотворения последнего творческого периода жизни поэта выражают презрительность к ложным любовным чувствам, неприязнь к женскому обману. Есенин в своих стихах осудил лживых женщин. Он грезил о возвышенном, светлом, искреннем чувстве. Таков, например, стих «Листья падают, падают листья…». В нем герой устал от своей тяжелой судьбы и желает только нежной любви.
Стихи о любви выражают все оттенки чувств лирического героя. Эти произведения отражают и биографию самого автора. В стихах Есенина любой человек найдет свое собственное представление о любви.

Оценка статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка…
Сохранить себе в:

Ссылка на основную публикацию

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.