Тема лирики Ахматовой — любовь: сочинение

Тема любви в творчестве Ахматовой 11 класс

Тема любви и взаимоотношений между мужчиной и женщиной в творчестве русской поэтессы Анны Ахматовой занимает важное место. Ее многие критики назвали русской Сафо. В ее лирике гармонично сочетаются и возвышение любви и при этом трагизм. Лирический дневник – так называли первые сборники стихов этой поэтессы.

Гиперболизация любовных чувств не свойственна лирике Ахматовой. Поэтесса пишет про обыкновенное людское счастье и мирских горестях – это разлука, измена, одиночество, отчаяние. Эти горести знакомы большому количеству читателей. Каждый человек эти чувства испытывал и способен осознать. Любовь в творчестве Анны Ахматовой рисуется как роковая битва. Обычно она показывается максимально кризисно и трагически, а не идеально и счастливо. Как будто поэтесса постоянно испытывает такие чувства, которые вызваны разрывом, разлукой, утратой или слепота счастьем. Как правило, ее лирические произведения – это либо старт трагедии, либо ее кульминационный момент. Мучениями настоящей души расплачивается поэтическая героиня Ахматовой за любовные чувства. Стихи Анны Ахматовой похожи на такой жанр, как роман, новелла, драма, лирический дневник из-за замечательного сочетания лирики и эпоса.

Особенность поэтического таланта Анны заключена в способности выражать свои самые личные чувства и всего мира. Ее стихи являются напряженными, заполненными переживаниями и безошибочной меткостью остроты. В этом и сила поэтессы. Близко сплетены в ее поэзии темы любви и творчества. Духовный образ. Ее героиня имеет крылья, что свойственно творческой личности. Муза и Любовь трагически противостоят друг другу с самого 1911 года. Но автор понимает мозгом, что слава поэта никогда не заменит настоящей любви и счастья.

Любовная лирика этого автора не заканчивается только прорисовкой отношений влюбленных. Тут всегда имеется неподдельный интерес поэтессы к персональному миру личности. Ахматова раскрывает самые потайные вещи души человека. Красноречивые детали помогают ей психологически воздействовать на читателя.

Любовь земная у поэтессы ассоциируется с любовью к миру, который окружает человека. Человек любит родную землю, народ, судьбу страны. Поэзию Ахматовой пронизывает духовная связь с родной землей. Ахматова считает, что тот, кто действительно любит Родину, готов пожертвовать своими отношениями с близкими людьми, счастьем, чтобы потом жизнь героя закончилась в муках и трагизме.

Что касаемо религии, то такой любовью является материнская любовь. Эта идея прослежена в «Реквиеме». Поэтому поэзию Ахматовой можно назвать исповедью не только женщины, которая любит, но и может страдает, волнуется, испытывает самые обыкновенные человеческие радости и печали.

Основная поэзия и женская объединена в творчестве Анны Ахматовой. Таким образом, в ее любовной лирике заключено сочетание человеческих переживаний, чувств и неповторимость природы.

2 вариант

Тема любви в лирических произведениях одна из самых распространенных. Анна Ахматова начала свою творческую «карьеру» со сборника «Вечер», который был опубликован в 1912 году. Эта книга насквозь пронизана произведениями, затрагивающими прекрасное чувство одного человека к другому. Но поэтесса не всегда описывает любовь как нечто возвышенное, напротив, многие стихотворения наполнены болью, разочарованием и грустью от разлуки.

Как видит любовь Анна Андреевна? Для нее это не только влечение к противоположному полу, сыну или другу, это еще и привязанность к родине. Среди поэтов серебряного века тема любви к родному краю была обычным явлением. Если вспомнить жизнь Ахматовой, то становится понятно, что ее судьба не была легкой. Были времена, когда ее стихи подвергались запрету, а все близкие люди арестованы и убиты. Несмотря на это она осталась в России, а в ее стихах зазвучали нотки самопожертвования и безукоризненной любви к родине. Стихотворение «Молитва» наглядно показывает о столкновении высоких чувств к родным и любви к своей стране.

Каждое небольшое произведение поэтессы, пусть даже четверостишие, похоже на роман, на целую истории. Но любовь, которую описывает Анна Андреевна, никогда не завершается счастливым финалом. Стихи о разрыве, об утере, о гибели. Но о любви! Несмотря на то, что Ахматова пишет о боли, страданиях и безысходности, строки всех стихотворений наполнены силой духа, без доли слабости и надломленности. Многие ее произведения автобиографичны. Например, в стихотворении «Муза» Ахматова рассказывает историю любви мужчины и женщины-поэтессы, в которой героиня отказывается от возлюбленного ради творчества.

Вся любовная лирика Анны Ахматовой показывает внутренний мир простой женщины, с ее переживаниями, эмоциями и «криками души». В одном из своих стихов, «Сжала руки под темной вуалью», она описывает неизбежность разлуки между мужчиной и женщиной. Несмотря на то, что разрыв отношений происходит по обоюдному согласию, лирическая героиня пытается исправить ситуацию и раскаивается.

Своим творчеством Анна Ахматова подтверждает, что любой человек может грустить даже беспричинно! Драматизм и дисбаланс лирики поэтессы показывает не только ее собственный характер, но и во многом является отражением всех женских душ.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема любви в творчестве Ахматовой

Популярные сегодня темы

М.Е. Салтыков-Щедрин в романе «История одного города» описал много персонажей, которые хотя и поражали своими странностями, но управляли городом Глуповым.

В.Э. Борисов-Мусатов – российский художник, писавший свои картины на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Его полотна отличает необыкновенная чувственность и эмоциональность

Одним из основных персонажей произведения является Клещ, проживающий в ночлежном доме вместе с женой Анной, находящейся при смерти.

Щедрин в повествовании «Приключение с Крамольниковым» рассказывает о том, что человеку, который не видит плодов своего тяжелого труда, жить достаточно тяжело. Он не может влиять

Рассказ Антона Павловича Чехова «Палата номер 6», описывает социальные проблемы общества, ненужность грамотных, трезво мыслящих людей, понимающих социальное неравенство и беспощадность системы

Любовь и страдания в лирике Ахматовой сочинение

Своеобразна поэзия Анны Ахматовой. Центральное место в ее творчестве занимает любовная тематика. Но, любовь эта выражается не только в проявлениях чувств к мужчине. В стихах Ахматовой – это и материнские чувства, и любовь к России, выражающаяся в глубоких переживаниях.

Время, в которое жила Ахматова было непростым для России. И непростая судьба выпала на долю поэтессы. Все это нашло отражение в ее стихотворениях.

Произведения, посвященные любовной тематике, никогда не писала Анна с представлением безмятежного их протекания. Ее стихи – всегда всплеск чувства, будь то влюбленность, либо же расставание. Всегда предстают они в самом своем апогее, либо же это начало трагедии.

Ранние стихи Ахматовой воспринимаются как дневник, записи в котором представлены в стихотворной форме. Творческая муза и простая земная любовь ведут в них бесконечную борьбу.

Большой интерес проявляет поэтесса к духовному миру человека. Стихи ее откровенны и искренни. Поэтический язык строг, лаконичен и , одновременно, емок.

Рисуя картины простого человеческого счастья и горестей, Анна сочетала в своих строках классику и новаторство. А проявления любовных чувств настолько сильны, что заставляют застыть весь окружающий мир.

Непростое время для страны и народа всегда накладывает отпечаток на творчество писателей и поэтов. Так и Ахматова пишет об этом. В «Молитве» она обращается с просьбой о том, чтобы быстрее прошла эта туча над Россией. Целый цикл стихотворений посвящает Анна блокадному Ленинграду. Народная трагедия находит отражение в ее творчестве. Она – часть этого народа, часть страны и страдает так же.

Читайте также:  Художественное своеобразие творчества Беллы Ахмадулиной: сочинение

Личные трагедии поэтессы тоже находят свое выражение в произведениях. Многих ее близких людей постигла печальная участь. В одном из стихов Ахматова пишет, что накликала милым погибель. Осознание вершащегося рока заставляет считать ее себя причиной злосчастной судьбы близких. В другом стихотворении она с горечью напишет строки о необходимости расставания с любимым человеком. Ведь иначе, как пишет Анна, не бывать ему живым. В этих строках показаны и горечь, и безысходность, и подчиненность року.

Сильнее всего – материнская любовь и, страшнее всего – материнское горе. Перед эти несчастьем даже горы гнутся, как пишет Ахматова в «Реквиеме». Единственный ее сын провел больше 10 лет в заключении. Ему и посвящено это лирическое произведение. А начало дала ему встреча с одной женщиной в тюремной очереди с поэтессой. Разговор, возникший между ними и сподвиг Анну на то, чтобы описать материнское горе.

В «Реквиеме» показывается вся боль и напряженная обстановка, в которой находится женщина в ожидании того, что же станет с ее ребенком. Переживание, отчаяние, неизвестность дальнейшего – все это заставляет материнское сердце страдать и болеть. А, описанная в посвящении встреча, подчеркивает то, что очень много таких несчастных матерей было в то время в стране, что горе это – всенародное.

В лирике Ахматовой и любовь, и страдания, как общенародные, так и личностные – все есть. Все это передано ей с большой глубиной и лаконичностью простым и, в то же время, всеобъемлющим языком.

Любовь и страдания в лирике Ахматовой

Несколько интересных сочинений

По – моему мнению, зима – самое чудесное время года. Она наполнена некой романтикой и в душе нас оживает маленький ребенок, который ждет долгожданного праздника Нового года

Алексей Мересьев – летчик-истребитель, настоящий пример мужества и патриотизма. С ранних лет жизнь Алексея была непростой, его отец умер, и матери пришлось одной поднимать троих детей.

Издревле сложилось так, что дети перенимают многие привычки и образ жизни родителей. Они учатся на их опыте, делают какие-то выводы, совершают похожие ошибки. Так ли важно на самом деле принимать в расчет опыт предшествующих поколений?

Рассказ «Каштанка» Антон Павлович Чехов написал в 1887 году. Опубликовали его в газете «Новое время». Главная героиня произведения – собачонка Каштанка. Милое существо – помесь таксы и дворняжки, с лисьей мордочкой

Книги – это то, что окружает нас почти с рождения. Пока мы крохотные младенцы, нам читают колыбельные песенки, когда мы подрастаем, родители читают сказки на ночь, а после каждый из нас сам готов взять книжку в руки

Любовная лирика Анны Ахматовой

Любовная лирика Анны Ахматовой

Анна Андреевна Ахматова – блистательная русская поэтесса двадцатого века. Является единственной в своем роде женщиной-поэтом, проявившей свой талант в полной мере на одном уровне с мужчинами. Особенно ярко проявился в любовной лирике.

Для нее любовь – не просто чувство, а образ жизни, определяющий высоту личности каждого человека. Именно переживая любовь, взгляд на мир меняется, обычные вещи предстают в новом свете, в них замечается чарующая необычайность.

Введение

В творчестве Ахматовой любовь пронизывает все произведения. Это не только чувства в отношениях с противоположным полом, но и любовь ко всему вокруг. Сама поэтесса называла любовь «пятым временем года». В своих строчках она описывает переживания женщин, их широкое, чувственное восприятие мира, способность нести и передавать любовь.

Каждое стихотворение в ее творчестве – это своеобразный роман, сжатый в несколько строк. Каждое употребленное слово несет в себе скрытый смысл и раскрывает тему полнее. В прочитанное надо вдуматься, примерить образ героини на себя тогда, описанные переживания откроются со всей живостью. Появится возможность восприятия окружающего так, как его ощущала и чувствовала Анна.

В лирике Ахматовой любовь представлена в полной гамме и разнообразии красок. Она чутко описывает все волнение, настроение, эмоциональное напряжение женского сердца. Любовная лирика поэтессы носит определение- «энциклопедия любви».

Адресаты

Главным человеком, открывшим талант Анны и вдохновившим ее, стал супруг поэт – Николай Гумилев. На то время он уже был известен в поэтических кругах. Именно он ввел жену в литературную среду, где на нее тут же обратили внимание. Художественная элита была покорена, сначала удивительной аристократической, внешностью Анны Ахматовой, а затем и ее творчеством.

1912 год – важный период жизни Ахматовой, тогда вышел ее первый небольшой сборник лирических стихотворений «Вечер», в тот же год родился и единственный сын Лев. Ее первые строки нашли своих поклонников, она стала набирать популярность.

Я вижу все. Я все запоминаю,

Любовно-кротко в сердце берегу.(В царском селе)

Спустя два года на свет появился второй сборник «Четки», ставший настоящим триумфом в творчестве поэтессы. Ею стали восторгаться многие критики того времени. Тогда она обрела популярность, имя Ахматовой стало звучать чаще и громче, чем ее мужа Гумилева.

Я не любви твой прошу.

Она теперь в надежном месте…

Поверь, что я твоей невесте

Ревнивых писем не пишу.(Я не любви твоей прошу)

В 1918 году супруги расстались, а в 1921 Николай был расстрелян. Анна тяжело переживает его гибель и это находит отражение в ее стихах. Это был тяжелый период ее жизни, Ахматова подверглась преследованиям. Произведения запрещали, не пускали в печать, многие были утеряны. Но в 1924 году все же вышел ее последний сборник «Провокационные».

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой.(Реквием)

Последующее творчество великой поэтессы переплетается переживаниями за родных людей. В 1935 году были арестованы ее второй муж Николай Пунин и любимый единственный сын Лев. Хоть арест и продолжался несколько дней, но пережитые чувства не оставят в покое Ахматову, оставив след в написанных ею строках. В 1938 год стал решающим и переломным, как в жизни, так и в творчестве Анны. Ее сына приговорили к заключению на пять лет, она рассталась с мужем. И на основе всего пережитого выпустила свой знаменитый «Реквием».

Особенности лирики

Главная особенность лирических стихов – это то, что они не являются целостным произведением, а несут лишь основную взрывную, эмоциональную часть. Таким образом, представляя некую любовную историю без начала и конца, давая возможность читателю ощутить себя ее частью. Любовная лирика Анны Ахматовой отражает женское настроение, очень точно передает переживания за любимых, потому женщинам легче понять и прочувствовать ее глубокий смысл. Понять ее недосказанность, додумать продолжение.

Поэзия Ахматовой не оставит равнодушной ни одну читательницу. Ведь она воссоздает яркую гамму и многогранность любви, в той или иной степени знакомой всем представительницам слабого пола. В ее стихах найдется краткий очерк любовной повести, прожитой каждой женщиной.

Лирика Ахматовой, основные темы и мотивы

Когда слышишь имя Анны Ахматовой, сразу представляется любовь, страстная и в то же время трагичная. Чувствуется материнское горе и ощущается преданность стране, которую писательница не пожелала покидать в трудные годы. Она продолжала творить вопреки всему, несмотря на потрясения обрушившиеся на страну в виде революций и войн.

Читайте также:  Летопись эпохи лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака: сочинение

Сегодня читатель имеет возможность познакомиться с лирикой Ахматовой, где чаще всего лирическим героем выступает человек, умеющий тонко чувствовать и переживать. Это отвергнутая или любимая героиня, которая может кого-то вознести на алтарь любви, а кого-то покинуть.

Темы и мотивы лирики Ахматовой

В целом творчество Анны Ахматовой можно разделить на три этапа. Каждый из периодов характеризуется своей темой и мотивами, поэтому читатель с легкостью может отличить раннее творчество поэтессы, где в основном звучат любовные мотивы, от стихотворений более позднего периода, где поднимается тема Родины и раскрывается гражданская позиция. Давайте остановимся на лирике Ахматовой и ее своеобразии более подробно.

Ранняя лирика

Первый этап в творчестве поэтессы представлен ее ранними работами. Первые стихотворения Ахматовой вошли в сборники Вечер и Четки. Они представлены небольшими миниатюрами. Одни из них сюжетные, другие представлены простыми размышлениями. Но каждый ее стих наделен внутренней драматичностью и нежностью. Эйхенбаум смог увидеть в раннем творчестве поэтессы небольшой роман, где главными героями были Он и Она. Это не безликие персонажи. Каждый из них имеет свою историю отношений и психологический портрет. Читая стихи Ахматовой, понимаешь почему писательницу признали мастером любовной лирики. Ведь все ее раннее творчество пронизано мотивами любви и любовной тематикой с легким налетом мелодраматизма.

Любовная лирика

Тематикой любви пронизаны все стихотворения Ахматовой. Чаще всего любовная лирика раскрывается в критические моменты. Поэтесса передает чувства в момент разрыва или встречи, передает ощущения лирического героя в период отказа или признания, во время взлета или падения. При этом в своих произведениях она затрагивает не только отношения между противоположным полом, но и показывает любовь к окружающему миру.

Стоит прочитать несколько стихов, чтобы понять насколько разнообразна любовная лирика Ахматовой, и в каком разнообразии красок она показана. Ее лирика подобна энциклопедии любви, где поэтесса сумела передать настроение, эмоции и волнение женского сердца.

Особенностью в любовной лирике Ахматовой является отсутствие целостности стихотворения. Часто они представлены историей о любви, где не найти ни конца, ни начала истории. Это эмоциональный взрыв, отражающий настроение лирической героини. В каждой работе женщины смогут найти кусочек истории из своей жизни, может поэтому женщины с удовольствием зачитываются произведениями писательницы.

Тема Родины в лирике Ахматовой

После первых сборников, Анна Ахматова пишет стихотворения, где просматриваются исторические ассоциации, и подниматься тема поэзии и поэта. В своих работах поэтесса затрагивает тему России. Одним из примеров является стихотворение Ты знаешь, я томлюсь в неволе.

Тему Родины писательница поднимает и в годы Первой мировой войны. Но в отличие от других поэтов, Ахматова понимает, что военное время приносит горе и потери, война — это убийство и зло, поэтому в ее творчестве звучат антивоенные нотки.

А дальше революционные события. Время разрухи и лишений. Ахматова не покидает страну, отказываясь от эмиграции. Она продолжает посвящать свои работы Родине, где чувствуется истинный патриотизм. Одним из примеров таких работ является стихотворение Не с теми я, кто бросил землю. Любовь к стране читатель видит и в стихе Молитва, где героиня готова на все, лишь бы туча стала светлым облаком, а страна засияла в лучах славы.

Позже она посвятит теме Родины и другие свои работы, как например, стихотворение Мужество, написанный в годы Великой Отечественной войны, где каждая строчка пронизана надеждой и верой на лучшее будущее. О Родине поэтесса пишет и в своей поздней лирике, например в стихотворении Родная земля.

Гражданская лирика поэтессы

Изучая своеобразие лирики Ахматовой, мы видим ее рост и взросление. Если поначалу это была камерная, интимная лирика, то со взрослением она приобретает философский смысл, окутываясь гражданскими мотивами. Эти мотивы прослеживаются в стихах поэтессы в годы Первой мировой войны и в революционный период. Однако вершиной гражданской лирики Анны Андреевны стало предвоенное и военное время середины XX века. Теперь поэтесса достойно принимает все удары судьбы и призывает к народному мужеству. Ее знаменитая работа Реквием — настоящий памятник народной трагедии. В ней поэтесса делится не только со своим горем, но и трагедией всей нации. Это плач по сыну, и по всем тем, кого уводили на рассвете. Это обвинение и обличение власти, рассказ о страданиях простых невинных людей.

После войны Ахматова продолжает писать на тему Родины, однако теперь поэтесса пишет свои воспоминания. Она размышляет над прошлым, о судьбе русского народа. Как написала Анна Ахматова, она была счастлива прожить эти годы и видеть произошедшие события, которым не было равных. Ее же стихи стали ниточкой, которая связывает писательницу со временем.

Сочинение на тему: ВЕЛИКАЯ И ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ

ВЕЛИКАЯ И ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ

Тема любви присутствует в творчестве каждого по­эта, поскольку она является основным стержнем по­эзии вообще. Часто именно любовь толкает нас к твор­честву, вдохновляет и пробуждает скрытые таланты. Но поэт редко бывает счастлив в любви.

Анна Ахматова первым своим сборником стихов открыла удивительный мир новой любовной лирики, женской поэзии, не всегда веселой и радостной, но то­скующей и печальной. В книге «Вечер» уже начинают проявляться черты, на многие годы определившие по­этическую репутацию Ахматовой. В основном это сти­хи-миниатюры; они сюжетны и драматичны. В них очень важным элементом является небольшая по­дробность, деталь, которая кажется незначительной, но очень тонко передает психологическое состояние человека. Например, в стихотворении «Песня послед­ней встречи» смятение и волнение передано лишь од­ной деталью:

Я на правую руку надела Перчатку с левой руки.

Стихи из сборника «Вечер» напоминают своей предельной откровенностью дневниковые записи, и, как дневник, они фиксируют поступки. Но это не просто изображение событий любовной драмы, это раскрытие души современной Ахматовой женщины, это глубокая психологичность в понимании человече­ской натуры. Стихи этого сборника наполнены реа­лиями быта, внешние приметы времени соединяются в них с переживаниями героини. То, что творится в душе лирического героя Ахматовой, — это не про­сто терзания частного лица, а свойство психики чело­века вообще.

Любовное чувство, которое передает Ахматова, очень напряженное. Но в ее поэзии мало символов, от­влеченных слов, а стихи — скорее не песни, а новеллы со сложным и емким сюжетом. Обычно они рисуют только начало драмы, или кульминацию, или еще чаще окончание. В любом случае всегда остается что-то, что читатель должен домыслить сам.

Любовь как непонятное и коварное чувство в представлении Ахматовой кажется то змейкой, кото­рая «у самого сердца колдует», то голубком. Любовь всегда уводит человека «от радости и от покоя» к бу­ре чувств и переживаний. Но в то же время она мно­гое дает человеку. Влюбленный видит мир по-друго­му, останавливает свое внимание на том, чего ранее не заметил бы, не оценил. Этим, вероятно, и объясня­ется предметность стихов Ахматовой: у нее встреча­ются стихи, полностью построенные на обиходе, на бытовых мелочах. Любовь в лирике Ахматовой, от­тененная этими подробностями, становится земной, простой и доступной каждому человеку, но это по- прежнему великая любовь, сильное, всепоглощающее чувство. Спектр ее проявлений варьируется от «люб­ви, воздушной и минутной», и «печали, для всех не­явной», до «страсти, раскаленной добела», и «терпкой печали». Часто это любовь-жалость, любовь-состра­дание, сочувствие.

Читайте также:  Московские страницы в лирике А. Ахматовой и О. Мандельштама: сочинение

Не любишь, не хочешь смотреть?

О, как ты красив, проклятый!

И я не могу взлететь,

А с детства была крылатой.

Мне очи застит туман,

Сливаются вещи и лица,

И только красный тюльпан,

Тюльпан у тебя в петлице.

Героиня ахматовской лирики являлась отображе­нием бесконечного разнообразия женских судеб, ты­сяч разных характеров и качеств: любовницы и же­ны, вдовы и матери, любящей и любимой, тоскующей и играющей, изменявшей и оставляемой. Герой так­же сложен и многолик: брат, друг, любовник, ковар­ный и великодушный, убивающий и возвращающий к жизни:

На кустах зацветает крыжовник,

И везут кирпичи за оградой.

Кто ты: брат мой или любовник,

Я не помню, и помнить не надо.

Как светло здесь и как бесприютно, Отдыхает усталое тело…

А прохожие думают смутно:

Верно, только вчера овдовела.

Любовь воспринималась Ахматовой как «пятое вре­мя года», в свете которого необычными кажутся и ос­тальные четыре. Это чувство необычное и острое, под­чиняющее себе человека, оно меняет всю его жизнь, освещая ее и обжигая этим светом. В последующих сборниках тема любви приобретает несколько иное звучание. Это уже не прежнее всепоглощающее чувст­во, и уже жизнь не только подчиняется любви, а вно­сит в любовные переживания новые оттенки чувства. Любовь стала не только более многоцветной, но и по- настоящему трагедийной.

В стихах Ахматовой не было экзотики, она далека от романтического воспевания действительности и лю­бования красотой. Простая жизнь с ее земными пред­ставлениями о привязанности, грусти, тоске интересо­вала поэтессу гораздо больше. Нежность и хрупкость чувств сочетались в ее стихах с твердостью и стойкос­тью духа.

Стихи Ахматовой — это книга женской души, в ко­торой постоянно жила мечта об истинно высокой люб­ви, как, впрочем, и в душе любого человека. Поэтому ее стихи были популярны при ее жизни, и поэтому же они не оставляют никого равнодушным и сегодня.

Литература языковедение : Сочинение: «Слава тебе, безысходная боль» (тема любви в лирике А. Ахматовой)

«Слава тебе, безысходная боль» (тема любви в лирике А. Ахматовой)

Удивительно творчество поэтов двадцатого века! В тяжелое для нашей страны время политической смуты, революций, гражданской войны, а затем и тоталитарного режима, беспощадного к инакомыслящим, когда государство требовало призывающих к борьбе рифм, восхваляющего Советскую власть слога, истинные мастера слова, создающие произведения на вечные темы, оказались под запретом.

Но несмотря на постоянные гонения, «травлю» самыми низкими и подлыми способами, эти авторы, среди которых были позже всемирно признанные, продолжали создавать свои творения. Среди них была и Анна Ахматова. Потеряв почти всю свою семью в сталинских лагерях, обвиненная в отсутствии патриотизма и близости к народу, эта поэтесса смогла не просто пасть духом, но и оставить глубокий след в мировой литературе двадцатого века. Анна Ахматова прежде всего признанный мастер любовной лирики.

Строчка, взятая эпиграфом к сочинению, из стихотворения «Сероглазый король». На мой взгляд, она наиболее точно отражает отношение самой поэтессы к этому великому чувству. Сначала кажется, что в этих словах нет смысла, они противоположны; как можно восхвалять что-то, приносящее страдания и боль! Но антитеза здесь не случайно: в ней – вся гамма переживаний от счастливой до безответной любви. Анне Ахматовой удалось всего лишь в нескольких строках передать не просто картину встречи или расставания героев, но и их мысли и чувства через мельчайшие детали, создающие поразительно полный, законченный образ.

Ярким примером использования этого приема является стихотворение «Сжала руки под темной вуалью …» В этом произведении всего из трех строф высказано очень многое, его поэтесса написала по всем канонам русской классической поэзии; в нем нет суеты слов, ничего лишнего, но вместе с тем не возникает ощущения недосказанности, недопонимания, каждое слово, само по себе кажущееся ненужным, засоряющим слог, в контексте приобретает особый смысл, добавляющий стихотворению точность в изображении картин, экспрессивность, выразительность мыслям и поступкам героев.

Композиция произведения как бы идет по нарастающей: сначала разговор: «Отчего ты сегодня бледна?» – в нем слышится позднее сожаление и грусть, затем ответ, все ускоряющийся образ, апогеем которого является последняя строфа. Дополнения: «задыхаясь…», «спокойно…» помогают лучше понять переживания героев. Драматизм положений сжато и точно выражен в резком противопоставлении горячему порыву души нарочито будничного, оскорбительно спокойного ответа.

Также важной особенностью этого стихотворения является логичность, последовательность в изображении событий, причем в отличие от творчества большинства поэтов начала двадцатого века, событий вполне реальных. Эта тенденция прослеживается во многих других произведениях Ахматовой: «Хочешь знать, как все это было?», «Проводила друга до передней», «Сказка о черном кольце» и других.

Стихотворения Анны Ахматовой всегда настраивают читателя на определенный лад, в них очень тонко чувствуется, угадывается то настроение, которое автор хотела вызвать. Так, например, в произведении «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» явно на первом месте именно настроение. В начале строфы оно загадочное, романтическое:

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Очертанья столицы во мгле.

И мы сразу ощущаем, о чем это стихотворение, ожидаем описание сцены свидания или воспоминаний о былой любви во время бессонницы, но неожиданно «направление» меняется на полушутливый, досадный тон, в котором сквозит немного высокомерия:

Сочинил же какой-то бездельник,

Что бывает любовь на земле.

А дальше усиливается впечатление нарочитого безразличия, словно произведение написано не взрослой замужней женщиной, а ребенком. Поэтесса будто издевается над прекрасным чувством, прижимая его, сравнивая со сказкой:

И от лености или со скуки

Все поверили, так и живут:

Ждут свиданий, боятся разлуки

И любовные песни поют.

Словно влюбиться можно только от скуки, поверить в любовь, как словам, выдумке одного человека. Но концовка стихотворения вновь возвращает нас в действительное отношение Анны Ахматовой к любви. Она видит ее как таинство, которое способны понять и постичь лишь немногие, она не в свиданиях и песнях, это особое состояние души, которое нельзя предавать огласке. Поэтесса чувствует себя посвященной в этот секрет, который не дает ей покоя, заставляет иначе взглянуть не только на любовь, но и на всю жизнь:

Но иным открывается тайна,

И почует на них тишина…

Я на это наткнулась случайно

И с тех пор все как будто больна.

В стихотворениях Анны Ахматовой любовь всегда неразделима с надеждой и с песней. Будучи сама натурой гармоничной, она играла на музыкальных инструментах, читала в оригинале таких авторов как Данте, Вергилий, изучала стихи средневековой Кореи. Это привнесло в ее произведения особую изящность, одухотворенность. Читая стихи Ахматовой, понимаешь, что у поэтессы была очень тонкая, чувствительная душа, которая не могла жить без любви. Примером этому является стихотворение «Я улыбаться перестала». Лирика Ахматовой удивительна, непохожа ни на чье другое творчество своей ясностью образов, естественностью, что приближает ее к поэтам девятнадцатого века, поэтому в среде пэтов двадцатого века она занимает особое, главенствующее положение.

Ссылка на основную публикацию
×
×