Благородное негодование и грусть в лирике Лермонтова
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно.
Такими горькими словами начинается одно из самых глубоких по содержанию стихотворений М. Ю. Лермонтова, которое сам поэт называл “Душа”. Я смотрю на дату написания – 1838 год. Поэту было всего двадцать четыре года, когда он с некоторым вызовом, но больше с душевной болью обрушился на свое поколение с обвинением в равнодушии и бездействии. Меня занимает вопрос: было ли у Лермонтова на это моральное право? Конечно, к поэзии нельзя подходить только с точки зрения
Мятежный дух в лирике Лермонтова Приличьем скрашенный порок Я смело предаю позору – Неумолим я и жесток. Лермонтов Что такое для нас Лермонтов? Как объяснить то ощущение грусти и гордости, которое охватывает, когда открываешь томик.
И дай вам Бог поболее встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычей В Кобы мы расстались с Максимом Максимычем. Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились. Сознайтесь. что Максим Максимыч человек достойный уважения?. Если вы сознаетесь в этом, то я впол>се.
Музыка сердца в лирике М. Ю. Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов ввел в русскую литературу неповторимый стих, отмеченный энергией мысли и мелодичностью слова. Он рано осознал себя “избранником” судьбы, “странной” и неминуемо трагичной личностью. Он был мятежным романтиком.
Любимое произведение (“Песня про царя Ивана Васильевича.”) Во семье родилась она купеческой, Прозывается Аленой Дмитревной. М. Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт яркий и самобытный, он создал целую галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных.
Почему Тамара жертвует собой в поэме “Демон” И мир в неведенье спокойном Я на челе, тебя достойном, Ни ненавидеть, ни любить. Слезой раскаянья сотру Следы небесного огня и готовой ценой собственной жизни обратить Демона на путь добра.
Образ и характер Вернера Вернер занимает особое положение по отношению к Печорину. Печорин не противопоставляется Вернеру, а сопоставляется с ним, так как между ними много общего. Вернер – “скептик и материалист”, так же как.
Анализ реалистической поэмы Лермонтова “Демон” “Демон” (1829 – 1839) принадлежит к числу наиболее загадочных и противоречивых произведений поэта. Сложность анализа заключается, в частности, в том, что в поэме существует несколько планов восприятия и истолкования текста.
Авторская мысль в стихотворении “Смерть поэта” Стихотворение “Смерть поэта” в стремительном движении своих образов от одной общности к другой становится стихотворением о бессмертии казнимой Свободы. Сюда привела смерть Поэта. Здесь реализовалась до конца внутренняя идея произведения.
Печорин и контрабандисты. (Анализ главы “Тамань” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) “Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих?” М. Ю. Лермонтов В романе Лермонтова “Герой нашего времени” решается злободневный вопрос: почему люди, умные и энергичные, не находят применения.
В чем своеобразие темы любви в лирике М. Ю. Лермонтова И ненавидим мы, И любим мы случайно. М. Ю. Лермонтов. С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Лермонтова часто рассматривают как поэта, в творчестве которого много трагического. Нельзя забывать.
Пейзаж в лирике М. Ю. Лермонтова Лермонтов являлся, с одной стороны, продолжателем традиций Пушкина, а с другой – находился в острой полемике с ним. Поскольку там, где Пушкин утверждал общечеловеческие ценности, которые наполняют жизнь смыслом, Лермонтов.
Патриотические мотивы в поэзии М. Ю. Лермонтова М. Ю. Лермонтов, как известно, служил честно и храбро, как и подобает русскому офицеру. Он горячо любил свою Родину, народ, историю. Он, подобно другим русским поэтам, часто обращался к истории.
История души человеческой в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” В предисловии к роману “Герой нашего времени” Лермонтов определяет свою писательскую задачу – нарисовать “современного человека”, “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения”. Белинский назвал роман “грустной думой о нашем.
Как часто пестрою толпой окружен Стихотворение “Как часто, пестрою толпою окружен” в основе своей имеет реальные события, имевшие место в жизни поэта. Поставленная Лермонтовым перед текстом стихотворения дата 1-е января была весьма загадочной. Появление в.
Образ поэта и тема творчества в лирике М. Ю. Лермонтова Тема творчества – одна из центральных в лирике М. Ю.Лермонтова. Герой уже ранних стихотворений, по мироощущению тождественный самому Лермонтову, размышлял о смысле жизни, о назначении поэта и поэзии. Идеалом для.
Любовь Печорина к Вере Любовь Печорина к Вере – большое и искреннее чувство. Сознание, что он теряет Веру навсегда, вызывает непреодолимое желание удержать “погибшее счастье”. Искренний порыв Печорина, его волнение, заставляющее героя бешено гнать.
Лермонтов – наш современник В юности, сочиняя романтические поэмы и драмы, Лермонтов рисовал в своем воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли, верных клятве, гибнущих за волю, за родину, за идею.
Литературная судьба романа “Герой нашего времени” В романе “Герой нашего времени” автор, еще не вполне отделившийся от созданного им образа, совершает тот же путь, что и Печорин. Лермонтову удалось лишь отчасти воплотить в последующих художественных произведениях.
Основные мотивы лирики Лермонтова Лермонтов для меня – это прежде всего, еще с детских лет, “Белеет парус одинокий”. Может, потому что эти строки впервые прозвучали на морском берегу, словно звуковым фоном к маленькой белой.
Тамара – характеристика литературного героя ТАМАРА – героиня “восточной повести” М. Ю. Лермонтова “Демон” (1829-1841). Самое сокровенное творение Лермонтова, “Демон” в сущности является опытом самопознания поэта, а условные герои и ситуации произведения – способом непосредственного.
Сейчас вы читаете: Благородное негодование и грусть в лирике Лермонтова
Сочинение на тему: “Одиночество в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова”
Одним из самых волнующих вопросов в русской литературе является тема одиночества в лирике Лермонтова, сочинение по которой часто пишут школьники.
Но понимают ли они истинные мотивы грусти и тоски поэта, ведь даже самые известные критики и сам автор всегда искали и не находили ответ на этот вопрос.
Рассмотрим кратко данную тему на основе стихотворений автора.
Истоки мотива одиночества в поэзии Лермонтова
На протяжении всей жизни Михаила Лермонтова преследовали грусть и одиночество. Белинский называл его «поэтом совсем другой эпохи».
Возможно, это и являлось причиной грусти и тоски, он не чувствовал себя нужным этому времени и людям, живущим в нем. Всегда был «один среди людского шума».
Мотив одиночества в поэзии Михаила Юрьевича выражается в превосходстве его лирического героя на остальными. Он отличается от серой массы, автор намеренно делает его отличительным и возносит над остальными.
Герой полон гордого скептицизма и недоверия, в каждом видит «глупого лжеца», оттого не хочет «с шумной быть толпою».
Истоки одиночества кроются во взаимоотношениях поэта и толпы. Поэт разочаровался в обществе, поэтому абсолютно одинок среди толпы.
Сочинение «Одиночество в лирике Лермонтова»
После прочтения стихотворений Михаила Юрьевича, становится тяжело представить его радостным или улыбающимся. Кажется, будто чувство безысходности и одиночества постоянно преследовало его.
Анализ любого произведения Лермонтова рисует портрет угрюмого и уставшего от окружающих людей человека. Кажется, что он постоянно ведет невидимую борьбу в своей душе.
Самым известным стихотворением Михаила Юрьевича является «Узник», которое было написано в неволе, когда автора арестовали за написание другого стиха «Смерть поэта». В «Узнике» поэт делится с читателем: «одинок я – нет отрады; стены голые кругом». Окружающая обстановка уныния и безысходности давили на тонкую и ранимую душу поэта.
Дальше пишет: «тускло светит луч лампады умирающим огнем…». Даже свет в камере умирающий, автор не видит ничего, что могло бы заставить почувствовать себя немного счастливым.
Однако и в обычной жизни, среди знакомых людей и родных мест, Лермонтов чувствовал себя одиноким. Возможно именно красота, тишина и покой родины производили на Михаила Юрьевича неизгладимое впечатление и наводили тоску и печаль.
Например, в произведении «Пустыня внемлет Богу…» автор сначала восторгается красотой вокруг: «в небесах торжественно и чудно», а затем с тоской размышляет: «что же мне так больно и так трудно?». Затем приходит к трагическому выводу: «Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и уснуть!».
Анализируя стихотворение «Стансы», становится ясно, что Михаила Юрьевича чувствовал себя непонятым для окружающего общества, которое и сам не хотел понимать и принимать: «я к одиночеству привык, я б не умел ужиться с другом».
Его вполне устраивает одиночество, он как «оторванный листок» из своего стихотворения «Листок». Иногда поэту хочется иметь рядом с собой близкого человека, но в то же время, он твердит себе, что вполне доволен одинокой жизнью.
Тема одиночества проходит и через всю любовную лирику поэта. Лермонтов придерживался скептических взглядов в любовных делах и не имел счастливых отношений. Он много раз разочаровывался в женщинах: «Любить? – три раза я любил, любил три раза безнадежно».
Лирика Михаила Юрьевича Лермонтова пронизана темой тоски, одиночества и грусти. Он задает себе вопросы, которые мучают его, но не находит ответов. Возможно, причиной такого поведения было то, что он не мог разобраться в своих чувствах и желаниях.
В русской литературе много поэтов, «поющих» об одиночестве маленького человека в огромном мире, и Михаил Лермонтов является самым ярким его представителем.
“И некому руку подать. “(Мотив одиночества в лермонтовской лирике.) (Школьные сочинения)
“Поэт совсем другой эпохи” — так говорил о Лермонтове Белинский, сравнивая его с Пушкиным. И в правду на протяжении всей жизни, Лермонтова преследовало одиночество. Он был несчастлив с детства: ранняя гибель матери, жизнь вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, мучения неразделенной любви в ранней юности, – все это оставило след в душе писателя. Так же он был поэтом-романтиком, а им свойственен мотив одиночества. Что и отразилось на творчестве писателя.
Если посмотреть с другой стороны, то в лермонтовскую эпоху людям свойственно было быть одинокими, беспечными, замкнутыми в себе. Они не позволяли никому словно «существовать рядом». Им было комфортно в одиночестве, наедине с собой. Что собственно и передавалось нам в лирике М.Ю.Лермонтова.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Он перенес всю боль своего народа через себя, постиг давление общества в окружающем мире. Поэт ощущал себя одиноким, весь мир ему казался скучным, что проявлялось даже в его ранних стихотворениях:
«О! Если б дни мои текли
На лоне сладостном покоя и забвенья,
Свободно от сует земли
И далеко от светского волненья…».
Лермонтов в своих стихотворениях всегда пытался, как-то «отделить» лирического героя от светского общества. Этот герой словно не понимал никого, не находил нужного собеседника, ему были скучны сплетни, вся эта «мишура» света, балы, обеды, – все это было красиво, но не для него.
В любви также не везет лирическому герою Лермонтова. Измены, предательства, ложь – все это свойственно видеть в его романах. Во всех его произведениях за этой гранью любви кроется мотив одиночества.
«Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!»
Грустью и сожалением пропитано его стихотворение «И скучно и грустно», в котором поэт будто «отказывается» от жизни, дает понять, что не для чего больше жить. Ему надоел этот мир, он задается вопросами «А зачем вообще? Для чего?».
«Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,
Такая пустая и глупая шутка. »
Если присмотреться к строкам стихотворения получше, можно даже заметить нотки суицидальности. И в самом деле, а если жизнь настолько скучна, как ее описывает сам М.Ю.Лермонтов, разве стоит ли она того, чтобы жить? А может и сам писатель лишь боялся «сгущать краски» повседневной и надоевшей жизни? В любом случае, Лермонтов оказывается сильнее этого, и этот порыв, в действительности мог быть лишь сиюминутным.
Одиночество не покидало поэта на протяжении всей жизни, но ведь как говорил Эрленд Лу: «Человек рождается один и умирает один. Это надо просто понять, чем раньше, тем лучше. Вся конструкция зиждется(строится) на одинокости. Она, так сказать, несущая опора…»
В последних стихотворениях М.Ю.Лермонтов уже не обращается к прежней теме одиночества. Ему хочется уединения, спокойствия. Здесь уже можно рассмотреть его лирического героя со стороны романтизма, он восхищается красотой ночного неба:
«В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом.» .
Желания поэта уже совершенно иные… Он словно «сдвинулся» от изначальной точки начала и уже хочет какого-то покоя, отдыха, чтобы восстановить свои силы. Лермонтов как бы надеялся, что ему это пойдет на пользу, даст стимул к новым вершинам.
Это его вскоре и настигло… Трагическая гибель поэта оборвала его жизнь в самом рассвете творческих сил. Может он и вправду обрел долгожданный покой и тишину. Может не чувствует себя одиноким? Тем не менее, для нас он был и остается великим и гениальным писателем.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id8300
Сочинение Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова
М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.
Лирический герой Лермонтова — это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. В лирике Лермонтова выразился протест против внутреннего и наружного рабства.
Одиночество — центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.
Его одиночество в свете отразилось в стихотворении “Дума”. Здесь он показал, насколько современное поколение отстало в духовном развитии. Малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, вызывало у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимение “мы”. Его причастность к духовно обанкротившемуся поколению позволяет ему выразить трагичность мироощущения своих современников и одновременно вынести им суровый приговор с позиции будущих поколений.
Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен”. Здесь он чувствует себя одиноким среди “приличьем стянутых масок”, ему неприятно прикосновение “красавиц городских”. Он один противостоит этой толпе, ему хочется “дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью”.
Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы великих дел.
В стихотворении “И скучно и грустно” вся жизнь сведена к “пустой и глупой шутке”. И действительно, она не имеет смысла, когда “некому руку пожать в минуту душевной невзгоды”. В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви и дружбе. Явно прослеживается его неверие в любовь:
Любить… но кого же. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В стихотворении “Благодарность” присутствует все тот же мотив одиночества. Лирический герой благодарит, по-видимому, свою возлюбленную “за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету друзей”, но в этой благодарности слышится упрек в неискренности чувств, поцелуй он считает “отравой”, а друзей — лицемерами, оклеветавшими его.
В стихотворении “Нет, не тебя так пылко я люблю…” видна связь с прошлым. Лирический герой вспоминает “прошлое страданье и молодость погибшую свою”. Он устремляется в воспоминания, и перед ним предстают “уста живые” и “огонь в глазах”. Реальность же ему преподносит совсем иное, и он не хочет думать о том, что уста “давно немые”, что огонь в глазах “давно погас”. Он опять один в прошлом и надеется не встречаться с настоящим.
В стихотворении “Завещание”, написанном в форме исповеди умирающего на войне солдата, Лермонтов изобразил женщину с “пустым сердцем”. Армеец говорит о ней: “Пустого сердца не жалей. Пускай она поплачет… Ей ничего не значит”. Эта женщина вобрала в себя все то жестокое и несправедливое, что испытал в жизни умирающий боец. Здесь также прослеживается мотив одиночества. Лирический герой имеет отца и мать, но, несмотря на это, он одинок и не верит в любовь.
“Сон” — стихотворение с новеллистическим сюжетом. Оно написано от имени человека, находящегося на грани жизни и смерти, который видит во сне свою возлюбленную, видящую сон о смерти любимого ею мужчины. В этом стихотворении переплетены мотивы любви и смерти. В своем сне герой как бы прощается с любимой женщиной перед тем, как хочет отойти в мир иной.
Стихотворение “Молитва” построено как монолог лирического героя. В нем он молится о счастье любимой, о ее душе. Здесь присутствует трагедия духовного одиночества, но она не разрушила глубокого участия и заинтересованности лирического героя в судьбе другого человека, духовная чистота которого не справится с силами “мира холодного”.
В “Утесе” Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”.
В стихотворении “На севере диком” рассказывается о сосне, стоящей “одиноко на голой вершине”. Ей снится пальма, которая “в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход”, стоит, как и сосна, “одна и грустна”. Эта сосна мечтает о родственной душе, находящейся в далеких теплых краях.
В стихотворении “Листок” мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Дубовый листок ищет себе пристанища. Он “прижался у корня чинары высокой”, но она прогнала его. И он опять один на белом свете. Лермонтов, как и этот листок, искал себе приюта, но так и не нашел.
Большое место в лирике Лермонтова занимает тема Родины, тесно связанная с темой одиночества. Его отношение к России было двояко. С одной стороны, он любил русскую природу. С другой стороны, Лермонтов не принимал самодержавия и тех порядков, которые царили в русском обществе в 30-е годы XIX столетия.
В стихотворении “Родина” поэт говорит: “Люблю отчизну я, но странною любовью!” Он любит ту Россию, в которой были “дрожащие огни печальных деревень”, “дымок спаленной жнивы”, “на холме средь желтой нивы чету белеющих берез”.
В стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен” он раскрыл тему “малой Родины”, изобразив имение Тарханы.
Завершая тему одиночества в лирике Лермонтова, надо сказать, что поэту принадлежит несколько замечательных произведений, полных энергии и благородного негодования, желания изменить существующую реальность. В его лирике отразился весь сложный духовный мир поэта.
Сочинения » Сочинение на тему Краткое содержание » Сочинение Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова
Сочинение: Тема одиночества в лирике Лермонтова
–>Просмотров : 306 | –>Добавил : Сахават (09.03.2019) (Изменено: 09.03.2019)
Обсуждение вопроса:
Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов — великий русский поэт, наследник литературной традиции А. С. Пушкина. Но их поэзия во многом не схожа. Если Пушкин в основном жизнерадостен, весел, ярок, то Лермонтов печален, грустен, пессимистичен. Его лирический герои чувствует себя ненужным, брошенным, потерянным. Тема одиночества — одна из основных в лирике поэта.
В «Парусе», одном из самых известных стихотворений Лермонтова, одиночество — душевное состояние, в котором лирический герой пребывает постоянно, — является основным мотивом.
Поэт рисует читателям романтический пейзаж: перед нами парус, качающийся на волнах.
Белеет парус одинокой В тумане моря голубом.
Но это не просто картина природы: творческий мир Лермонтова намного богаче. Читая строки, мы чувствуем настроение лирического героя. Он одинок, несчастен и потерян, сам не знает, к чему он стремится.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном.
Мир, окружающий лирического героя, враждебен, агрессивен, хотя будущее для поэта не так безрадостно, как может показаться на первый взгляд.
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит…
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
Лирический герой растерян. Эта неопределённости для него хуже любой опасности, любой преграды.
Увы, — он счастия не ищет И не от счастия бежит!
Созданию грустного настроения способствуют слова «одинокий», «туман», «свищет», «мятежный», «буря», несущие мрачную эмоциональную окраску. Трагедия лирического героя в том, что он не понимает, в чём его счастье и что ему нужно для внутреннего спокойствия.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Так и сам поэт, словно его лирический герой, нигде не мог обрести душевного покоя. Он прожил короткую драматичную жизнь, чувствуя себя непонятым окружающими людьми и одиноким.
Подобным же настроением окрашено стихотворение «Утёс», в котором также используется приём олицетворения. Старый утёс, покинутый золотой тучкой, остался совершенно один. В произведении они противопоставлены друг другу. «Утёс-великан» — старый, могучий, сильный, незыблемый, а тучка — легкомысленная, игривая, беззаботная. Они — представители разных природных стихий.
Лирический герой страдает, тяжело переживает разлуку, ему невыносимо одиночество.
Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Одно из самых известных стихотворений Лермонтова «На севере диком…». На первый взгляд перед нами произведение, рисующее картину природы: сосна, покрытая снегом, обдуваемая всеми ветрами, стоит на вершине горы. Но это только первое впечатление. Одинокая сосна олицетворяет лирического героя, покинутого, брошенного, оставленного всеми. Фразы и слова «на севере диком», «одиноко», «на голой вершине» создают мрачное настроение. Мы словно чувствуем, как сосне холодно, неуютно, грустно на этой высоте. Лирический герой тяготится своим одиночеством, мечтает избавиться от него. Сосне снится, что где-то далеко есть такая же одинокая душа
…В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем Прекрасная пальма растёт.
Одиночество — один из основных мотивов в лирике Лермонтова. Чувство потерянности, непонимания окружающим миром придают его стихам не только необыкновенную поэтичность, романтический оттенок, но и глубокую, бесконечную печаль.
Темой одиночества, изгнанничества пронизано практически всё творчество Лермонтова. Отчасти это связано с его биографией, отчасти – с мировосприятием. Лермонтов был одиноким человеком. Мать умерла, а с отцом он был разлучён. Воспитывала его одна лишь бабушка. Друзей у Лермонтова было немного, в любви счастья он тоже не нашёл, и, может быть, именно поэтому всего себя, всю свою душу он вложил в творчество, особенно в поэзию.
Тема одиночества и изгнанничества является ведущей в творчестве Лермонтова.
Именно к ней относится стихотворение “Тучи”. Как композиционно, так и по смыслу делится на три части: в первой он обращается к тучкам, при этом сопоставляя себя с ними:
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
Второе четверостишие полностью состоит из риторических вопросов, в которых он обращается к тучам через призму собственного восприятия:
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Кажется, будто он обращается к тучкам, но на самом деле эти вопросы касаются судьбы самого Лермонтова.
В третьей части содержатся ответы на вопросы, которые лирический герой задаёт во второй части. Читая последнее четверостишие, мы убеждаемся, что Лермонтов в своём стихотворении обращается не к тучкам, а к самому себе, а тучки являются лишь предметом для сопоставления.
Явное сходство с “Тучами” имеет стихотворение “Листок”. Оно тоже начинается с описания природы и в нём так же, как и в “Тучах”, образ природы является отражением судьбы и мировоззрения человека: лирический герой этого стихотворения сравнивает себя с дубовым листком, который “оторвался от ветки родимой” и нигде не может найти себе приют.
Стоит также заметить, что оба эти стихотворения относятся к последним годам жизни Лермонтова: “Тучи” были написаны в 1840 году, “Листок” – в 1841. Это свидетельствует о том, что Лермонтов к последним годам жизни смог осознать своё место в этом мире и всё острее начинал ощущать одиночество.
Подводя итог, мы можем сказать, что тема одиночества была ведущей в лирике М.Ю. Лермонтова. Он развивал её в своём творчестве постепенно и под конец она достигла такой вершины, что до сих пор волнует сердца людей.
Тема одиночества в лирике Лермонтова
Тесная связь биографии Лермонтова с его творчеством
Тема одиночества в лирике Лермонтова является одной из главных, что можно проследить как в небольших стихотворениях поэта, так и в поэмах («Демон», «Мцыри»). Чтобы понять истоки данного мотива в творчестве Михаила Юрьевича, стоит обратиться к его биографии. Поэт воспитывался бабушкой, без матери и отца, болел и много времени проводил в горах, на Кавказе для улучшения здоровья:
«Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов “отец” и “мать”».
(«Мцыри», 1839)
Но поэт говорил, что любит свое угрюмое уединенье, в этом состоянии он находился с детства, и оно было вполне привычным для него. Однако безвременная тоска постоянно давит на душу лирического героя его стихотворений, томит и не уходит. Эту тоску герой испытывает с ранних лет, так 14-летний Лермонтов пишет: «И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит». («Монолог», 1829).
«Взгляните на мое чело
Всмотритесь в очи, в бледный цвет;
Лицо мое вам не могло
Сказать, что мне 15 лет».
(«Отрывок», 1830)
В стихотворениях 30-ых годов поэт говорит о могильном звуке, видит свой уединенный гроб и много рассуждает о жизни земной и небесной. Осознает он быстротечность жизни, бессмысленность существования: «Года уходят будто сны». («Одиночество»,1830), «Ланит спокойных пламень алый. С собою время уведет» («Когда весной разбитый лед», 1830).
Юность – пора амбиций, жизненности и радости от настоящих и грядущих дней – незнакома Лермонтову. Хотя мечта все-таки часто волнует его, но часто это только усиливает печаль и одиночество юноши. Сначала в творчестве, в мечте и воспоминаниях он видит отраду, но постепенно понимает и их тщетность: «Мечтанье злое грусть лелеет. В душе неопытной моей…» («Отрывок»), «Но тщетны мечты, бесполезны мольбы. Против строгих законов судьбы» (Желание, 1832), «И все мечты отвергнув, снова. Остался я один» (Как в ночь звезды падучей пламень, 1832). Невозможность высказаться, поделиться наболевшим мучит его, ведь никто не поймет страданий гениального поэта: «Живу как камень меж камней» («Отрывок»).
В отношениях с прекрасным полом поэта также постигла неудача. Безответные чувства, предательство девушек и в конце несостоявшийся брак с любимой женщиной окончательно заставили его разочароваться в любви. Он пишет стихотворение «Пусть я кого-нибудь люблю» (1831), где говорит о губительности для него этого чувства и окончательно смиряется со своим одиночеством. Возможно, в чем-то прав Владимир Соловьев, говоря, что влюбляясь поэт любил не столько объект воздыханий, сколько «собственное любовное состояние», и погружение в себя, сосредоточенность на своей личности мешало поэту извлечь из этого чувства «жизненное наполнение», поэтому он снова был обречен на одиночество и пустынность своей души.
Стихотворение «Смерть поэта» и дуэль явились причиной заключения Лермонтова и его дальнейших ссылок на Кавказ. В «Узнике» описано пребывание в стенах тюрьмы, где отражается восприятие поэтом своего заключения:
«Одинок я — нет отрады: Стены голые кругом»
(«Узник» 1837).
Так, уже из биографии мы видим, что мотив одиночества в лирике Лермонтова неслучаен, один из ведущих, поэтому понимание его природы важно для постижения творчества поэта в целом.
Романтическое избранничество поэта
У Лермонтова были предки из Шотландии. Так, в России родился поэт с западноевропейскими корнями, «близкий по духу к древнему своему предку, вещему и демоническому Фоме Рифмачу (Thomas the Rhymer), с его любовными песнями, мрачными предсказаниями, загадочным двойственным существованием и роковым концом» – как его определял Владимир Соловьев. И этот факт философ связывает с проявлением крайнего субъективизма, и в чем-то даже эгоизма, в лирике Лермонтова на фоне русской безличности.
Романтизм, явление западноевропейское, не мог возникнуть без чувства субъективности. Лермонтов же – поэт-романтик, тот, кто воплощает в себе гениальное, творческое начало. «Один среди людского шума», с гордо зреющей творческой думой поэт понимает свое предназначение и судьбу: «ни счастия, ни славы. Мне в мире не найти» («Не смейся над моей пророческой тоскою», 1837). Гений всегда одинок, революционен, он идет в разрез с традицией, обществом, а порой и всем миром: «Как в ночь звезды падучей пламень, Не нужен в мире я» (1832). Поэт говорит о своей пустынной душе, о том, что он в свете безродный странник («Молитва», 1837). В чем-то романтическое избранничество, в чем-то образ «лишнего человека», в чем-то философская отрешенность, гениальность и пророческий дар мешают поэту обрести где бы то ни было что-то свое – он избран и обречен на одиночество.
Часто герой его лирики сам призывает страдания и печаль в свою жизнь: «Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?» (1832). Это свидетельствует о понимании Лермонтовым той тяжкой ноши поэта-пророка, поэта-мистика и того, что он ее принимает.
В стихотворениях о природе, «пейзажно-философской» лирике, если ее можно так назвать, также звучат мотивы одиночества: это и грустный утес, и дубовый листок, и пустынные пальмы, пострадавшие от людей, и блуждающие тучки, и свободная волна, вольная жить и умереть, когда захочет («Для чего я не родился. Этой синею волной?», 1832), и мятежный парус или одинокий корабль: «Корабль одинокий несется, Несется на всех парусах» («Воздушный корабль», 1840). В чем-то все они близки поэту, кому-то он сам хочет быть близок: «Зачем я не птица, не ворон степной…» («Желание», 1831).
Стремление к природе, первозданности, экзотике – туда, где нет сложившихся, устоявшихся норм, правил, представлений о мире, человеке – это тоже романтическая черта. Такие места часто бывают пустынны, необжиты, поэтому, испытав несколько мгновений счастья наедине с природой, как в стихотворении «Еще волнуется желтеющая нива», поэт снова приходит к одиночеству. Человек стихии, воспевающий морскую волну, стремящийся к небесному эфиру, сознает недостижимость этих высот: «… мир земной мне тесен, К тебе ж [т.е. к Богу] проникнуть я боюсь» («Молитва», 1829).
Смерть как следствие разочарования в жизни
Наверное, в каждом втором стихотворении Лермонтова встречаются слова гроб/могила, смерть/кончина и т.п.: «Все веселее умереть. Конец как звучно это слово…» (1832).
В стихотворениях «Любовь мертвеца», «Сон» – выражено предчувствие смерти, принятие ее поэтом. Это и неудивительно, ведь он разочаровался в жизни: «И скучно и грустно: и жизнь пустая и глупая шутка», и ждал смерти: «Но я без страха жду довременный конец. Давно пора мне мир увидеть новый» («Не смейся над моей пророческой тоскою», 1837).
А ведь что представляет собой смерть как не одиночество? Позже З.Фрейд скажет: «Мы входим в мир одинокими и одинокими покидаем его». А Михаил Юрьевич и жизнь провел одиноко, смерти ждал, как начала чего-то нового, возможно лучшего, а надежду на существование хорошего на земле потерял еще в юности. Как поэт разуверился во всем и стал таким, он напишет в стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью», 1838:
«И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя;
Как ранний плод, лишённый сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия».
Разочарование постигает поэта одно за другим. В отношениях с близкими он встречается с непостоянством: в любви его ждет предательство, в дружбе он не находит человека, который бы его понял. Затем он разочаровывается в обществе, его устоях, пошлом времяпровождении света, пустом существовании людей. Он не принимает государственное устройство, политику, которая уничтожает гения, вольнодумца.
То есть поэт разуверяется во всем земном. Лишь природа представляет хоть какой-то очаг гармонии, но и здесь разочарование постигает его после убежденности в бессилии слиться в этой гармонии с природой в человеческом обличье. Однако и в небесном мире пристанища себе он не находит, так как был отравлен ядом своего демона еще с молодых лет: «И часто звуком грешных песен. Я, боже, не тебе молюсь». («Молитва», 1829). Поэтому демон, обреченный на вечные блуждания и одиночество, сопутствует поэту, не покидая его никогда.
Демон – вечный спутник и Альтер-эго Лермонтова.
Тьма неизменно присутствует в стихах Лермонтова с запахом могил, одинокими гробницами, предчувствием скорой смерти, злостью, презрением, мучившими поэта. Но он, как и его демон, способен проникнутся красотою, испытать любовь лишь на короткое время:
«На мгновенье
Неизъяснимое волненье
В себе почувствовал он вдруг,
Немой души его пустыню
Наполнил благодатный звук —
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты! («Демон»).
В такие мгновения надежда и вера снова возвращаются к нему:
«И входит он, любить готовый,
С душой, открытой для добра,
И мыслит он, что жизни новой
Пришла желанная пора».
(«Демон»).
Велением судьбы эти мгновения обрекают его только на страдания от неразделенности чувств, непостижимости гармонии и единения с природой… Ему остается терзаться в пустыне между мирами, и единственное, что у него есть, это одиночество.
Мы уже увидели, одиночество лирического героя не только мирское – оно проявляется на гораздо более масштабных уровнях:
«Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой».
(«Я не для ангелов и рая…»)
«Сознавая в себе от ранних лет гениальную натуру, задаток сверхчеловека, Лермонтов также рано сознавал и то злое начало, с которым он должен бороться, но которому скоро удалось вместо борьбы, вызвать поэта лишь на идеализацию его» – отмечал Владимир Соловьев. Лирический герой стихотворений Лермонтова не раз ассоциировал себя с падшим ангелом. Если Пушкин отвергает демона, называя злобным гением, язвительные речи которого «вливали в душу хладный яд», а встречи с ним были печальными и губительными, то от Лермонтова этот гордый демон не отстанет и не даст ему «счастья никогда», поэт называет демона своим: «Он недоверчивость вселяет, Он презрел чистую любовь, Он все моленья отвергает» и, в конце концов, демон становится Альтер-эго поэта:
«Я тот, чей взор надежду губит;
Я тот, кого никто не любит;
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы…»
(«Демон»).
Так, даже поверхностно взглянув на лирику поэта, можно заметить, что тема одиночества в творчестве Лермонтова одна из ведущих, и едва ли не самая значительная, определяющая его философию и мировоззрение.
Благородное негодование и грусть в лирике Лермонтова: сочинениеСсылка на основную публикацию
×
×
Всего ответов: 2 |