Тема жизни и смерти в романе «Война и мир»
Лев Николаевич Толстой как писатель-реалист и как создатель ‘ романа-эпопеи, то есть романа о жизни целого народа, показывает эту жизнь в различных ее проявлениях: жизнь в исканиях, в желании приносить пользу окружающим, жизнь ради жизни, жизнь в смирении и бесполезную жизнь людей, мертвых духовно. И смерть у Толстого также неоднозначна: это и смерть как составляющая жизни, смерть ради продолжения жизни, смерть-гибель, бессмысленная и неестественная.
Одной из целей автора романа “Война и мир” было показать войну как “противоестественное человеческой природе событие”, и потому необходимо было показать ужасающие картины гибели сотен, тысяч людей.
Так погибает Петя Ростов, этот мальчик, который “привык есть что-нибудь сладкое”. Война для него была лишь игрой во взрослого. И он умело, самоотверженно играл в нее, преодолевая страх во время поездок в разведку к французам с Долоховым, стараясь показаться всем действительно взрослым и мужественным, стесняясь, но все же проявляя свою доброту, жалея пленного французского мальчика “Весеннего”, по-детски считая всех вокруг добрыми людьми. Но эта игра лишила его жизни. Поэтому его смерть так трагична и нелепа.
Толстой показывает нам жизнь и смерть людей из народа. Он изображает великую покорность и смирение простых людей. Они идут на смерть, подчиняясь приказу, и убивают других, и погибают сами во время бессмысленной кампании 1805-1807 годов. Любая гибель людей, даже посвященная освобождению Отечества, противоестественна человеческой природе. Тем более люди, во власти которых находятся жизни тысяч людей, бесчеловечны. Для них подчиненные – лишь пушечное мясо. Именно так относится к своим солдатам Наполеон. Для него война ассоциируется всего лишь с шахматной партией. “Шахматы расставлены, игра начнется завтра”,- произносит он накануне кровопролитнейшего сражения.
В своем романе Толстой “любил мысль народную”. Эта мысль наиболее четко отражена в образе Платона Каратаева, “круглого”, “доброго человека” из народа, жизнь которого естественна, гармонична. Он ни к чему не стремится, радуясь каждой минуте. Но почему эта покорная, согласная со всеми обстоятельствами, естественная жизнь должна была неестественно прерваться? Ослабевшего от голода Платона пристреливает у дороги, в грязи, французский конвоир. Невольно возникает вопрос: за что? Почему? Почему этот любимый, идеальный для Толстого герой так некрасиво, непоэтично, буднично и поэтому так ужасно уходит из жизни? Такова война, во время которой все нормальные, естественные человеческие чувства извращены, вывернуты наизнанку, и человеческая жизнь перестает быть ценностью.
Интересно, что Толстой показывает крупным планом не только Платона Каратаева, но и другого представителя народа, убийство для которого стало нормальным, будничным делом. Это Тихон Щербатый, самый нужный человек в отряде Денисова. Его посылают на самые рискованные я опасные задания, он убивает врага, не задумываясь, даже за сапоги. Тихон приспособился к жестокости войны, став таким же жестоким.
Жизнь и смерть дворян несколько отличается от жизни и смерти простого народа по множеству причин. Помимо возможности жизни физической, Толстой наделяет их жизнью духовной. Но лишь лучшие представители дворянства используют эту возможность жить духовно, мыслить, анализировать собственные поступки. И именно герои самосовершенствующиеся, ищущие, выглядят естественно, именно их Толстой сближает с народом. Таковы Наташа, пляшущая русский танец у дядюшки, Пьер, познающий настоящее счастье в жизни, близкой к жизни простого народа, когда просто “надо жить, надо любить, надо верить”. В Платоне Каратаеве Пьер принимает все, но, как. человек мыслящий, все же не соглашается с его смирением, ищет пути изменения жизни не столько своей, сколько жизни других людей, что и должно его привести (по замыслу автора) на Сенатскую площадь.
Духовно жил и князь Андрей. В своих поисках, в своем стремлении “быть вполне хорошим” он совершил немало ошибок, но мы прощаем их ему, потому что сам он осуждает себя гораздо больше, чем это мог бы сделать кто-то другой. За это Толстой любит своего героя, он раскрывает перед нами последовательно процесс изменения отношения его к жизни, прослеживает “диалектику души”. Сначала на поле Аустерлица князь Андрей осознает все ничтожество своего стремления к славе, потом, после • смерти жены, которой он хотел посвятить оставшуюся жизнь, он отчаивается, а после встречи с Наташей в Отрадном вновь осознает необходимость жизни для других. Но жизнь его как бы подходит к логическому завершению, когда, смертельно раненый, он понял, осознал, что смысл жизни в божеской любви ко всем людям: к врагу, к Анатолю, к Наташе и к каждому человеку. Он как бы вновь полюбил Наташу другой, более чистой любовью. Внутри него как бы возникло противоречие между жизнью и смертью, и потому, в отличие от своего отца, умиравшего естественной смертью, ради продолжения жизни, ставшего более ласковым по отношению к дочери, с которой всегда был сух и строг, князь Андрей ожесточился перед смертью, отдалился ото всех, “он был уже не с живыми”.
Смерть в молодом возрасте постигла и Элен, но эта смерть не вызывает даже сожаления, потому что, как дитя света, искусственного, лицемерного и лживого, и потому ненавистного Толстому, она была давно уже мертва духовно; на протяжении всего романа она ни разу не проявила ни одного человеческого чувства, оставаясь “мраморно-холодной” как внешне, так и внутренне.
Всех своих положительных героев Толстой подвергает различным испытаниям. И одно из них – испытание смертью, причем не только смертью самого героя, но и смертью близких ему людей.
После смерти жены князь Андрей чувствует себя виноватым и вновь задумывается о смысле жизни. Каждый раз, чувствуя смерть, он все более осознает смысл жизни. Наташа, ухаживая за князем Андреем и за матерью после смерти Пети, проявляет все свои лучшие качества: она отдает свои жизненные силы близким, совершенно забывая о себе. Пьер присутствует при казни, и лишь случайность спасает ему жизнь. В этот момент и он, и Даву поняли на короткий миг, что “они братья”. Смерть Каратаева, с которым Пьер сроднился в плену, также заставляет его задуматься о смысле жизни, о своей духовной свободе. Но, зная, что нехорошо радоваться смерти человека, он все же испытывает естественное чувство радости по поводу смерти Элен.
Итак, жизнь и смерть представлены в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” в различных формах. Основным авторским приемом на протяжении всего романа является антитеза. И главным противопоставлением является противопоставление жизни и смерти. Даже в заглавии романа это видно: война несет людям страдания, горе, смерть, а мир – радость жизни. Принято отождествлять войну со смертью, а мир с жизнью, но в реальной жизни все не так однозначно, и потому в своем романе автор противопоставляет также естественную смерть ради продолжения жизни и противоестественную человеческой природе смерть на войне; жизнь естественную простых людей и лучших представителей дворянства — жизни мертвых духовно людей света. Толстой выдвигает главный жизненный принцип: “Надо жить, надо любить, надо верить”.
Творческая история романа Л. Н. Толстого “Война и мир”
Школьное сочинение
“Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых, всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, в котором я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут просмотреть теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюбят жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы”, — писал Л.Н. Толстой. И он действительно создал такое великое произведение, которое и сейчас, по прошествии более ста лет со времени его написания, увлеченно читают люди всех возрастов. И плачут. И смеются. И начинают любить жизнь.
Но контуры будущего шедевра определились не сразу. Толстого, как и всех передовых людей того времени, волновали важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Он обращался к изучению великих исторических событий начала века. В его сознании своеобразным ключом ко многим вопросам являлись Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Это была эпоха исключительной активности народных масс, подъема национального самосознания, революционных устремлений передовой дворянской интеллигенции. Толстой хотел написать такое произведение, в котором бы раскрывалось народное значение Отечественной войны 1812 года, была показана роль народных масс и отдельных людей в ходе исторических событий. Он стремился понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов.
Процесс создания романа-эпопеи “Война и мир” не был для его автора быстрым и легким. Долгое время Толстой собирал материалы, обдумывал идею, изучал и проверял исторические факты, которые должны были лечь в основу его романа. Многое вызывало сомнения, кое-что решительно отвергалось. Менялся также сам замысел произведения. Первоначально писатель задумывал роман о декабристе, возвращающемся в 1856 году из Сибири белым как лунь стариком и “примеряющем свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России”, и приложил немало усилий, провел глубокие документально-исторические изыскания в этом направлений. Потом, как писал сам Толстой о дальнейшем развитии этого замысла, он перешел к 1825 году, “эпохе заблуждений и несчастий” своего героя, и оставил начатое. Так как в 1825 году герой был уже взрослым, состоявшимся человеком, то “чтобы понять его. нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славной для России эпохой 1812 года. “. Толстой в очередной раз оставил написанное и “стал писать со времени 1812 года”. Но оказалось, что “между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерами и лицами великой эпохи” личность его героя отступила на второй план, а на первый план стали” с равным интересом для автора, “молодые и старые люди, мужчины и женщины того времени”. И в третий раз Толстой вернулся к мысли о том, что он не имеет права писать о торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав “наших неудач и нашего срама”. Писатель пришел к выводу, что если “причина нашего торжества” лежала в “сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений”. Поэтому от 1856 года он вернулся к 1805 году и вместо одного героя решил провести “многих. героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов”. Сохранились черновики того романа, которые практически не имеют ничего общего с окончательным текстом. Да и до появления этого окончательного варианта “Войны и мира” прошло немало времени, произошли события, повлиявшие на замысел автора.
Намерение Толстого отразить в своем произведении полувековую историю русского народа не осуществилось. Он вынужден был сжать исторические рамки романа, но по мере работы над ним глубже становилось его содержание. Все большее место в новом произведении занимал народ как носитель духовных ценностей; изображение конкретной исторической эпохи приобретало общечеловеческое значение.
Претерпевало существенные изменения и переработки и место действия. Если в одном из первых вариантов романа мы читаем: “Это было между Тильзитом и пожаром Москвы. “, то в другом попадаем на аристократический бал в Петербурге. Ставя перед собой цель создать историческое произведение, Толстой предпринимал немало попыток начать роман с широкой исторической панорамы, как, например: “Летом 1805 года дипломатические сношения России со всеми европейскими державами, за исключением Франции, особенно оживились. “
Множество идей, вариантов, черновых текстов, которые были написаны, подвергалось многочисленным переделкам, проверялось и в конечном итоге все же было отброшено. Это подтверждает свидетельства о том, какая серьезная и кропотливая работа велась автором будущего шедевра. Действительно, шедевра, так как несмотря на то что произведение Толстого неоднократно критиковалось современниками, оно является бесспорным образцом художественно точного изображения эпохи. И достигал этой точности писатель не путем беспрекословного следования работам современных ему историков, а часто даже вопреки их сведениям и трактовкам, что делает роман еще более выдающимся и неповторимым. Л.Н. Толстой лично посещал места былых сражений, общался со стариками — свидетелями тех событий, составлял планы битв и делал зарисовки. Именно в результате подобных исследований писатель пришел к убеждению, что бородинская позиция выглядела не так, как ее изображают ученые-историки. Отсюда в тексте “Войны и мира” появился даже план сражения, на котором дана расстановка сил “по Толстому”. Действительно, исследование Толстым событий 1812 года было настолько детальным, что многие специалисты не исключали возможности и целесообразности отдельной публикации результатов этих историко-философских рассуждений. Следует сказать, что “исторические рассуждения” в первоначальных вариантах романа касаются не только Бородинского сражения, но также и войны 1805 года, хотя впоследствии автор полностью исключил их из своего произведения. И причин этому было несколько. Одна из них: писатель не имел возможности лично обследовать место событий при Аустерлице. А значит, он не имел о нем “особого мнения”. То есть, при детальном описании места битвы и самого сражения ему пришлось бы следовать мнению историков, которым, как уже было отмечено, он не всегда мог доверять.
Но все-таки главное, что позволяет нам понять мотивы Толстого, то, что, создавая свой роман, он не стремился к написанию только лишь исторического документа. Да, он мечтал в рамках художественного произведения высказать некоторые личные идеи из военной и политической истории и даже хотел сформировать на их основе концепцию исторического развития. Но все же главным в его замысле и в самой этой концепции оставалось другое — писатель стремился выставить на первый план основную, по его мнению, движущую силу истории. А силой этой является русский народ, так как историю, по твердому убеждению Толстого, творит не личность — ее вершат народные массы. Вот почему так много внимания автор уделил попыткам проникнуть в самую глубь души человека. Он стремился досконально изучить простых русских людей, их образ жизни, их психологию, мотивы тех или иных поступков. Именно поэтому он вводит большое количество вымышленных персонажей, описывая при этом ярко и точно историю жизни каждого из них: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская, Наташа Ростова, капитан Тушин, Платон Каратаев и многие другие. Вымышленные герои — но сколько в них истинно человеческого, русского, народного! Эта народная мысль у Толстого напрямую связана с идеей бессмертия. В глазах писателя народ — это и есть само бессмертие, сама история, сама жизнь. “Что за славный народ!” — восклицает Наполеон, глядя на убитого русского гренадера. И правда: народ, а не он — Наполеон, личность — является настоящим героем. “. Я старался писать историю народа. И потому Ростопчин, говорящий: “Я сожгу Москву”, как и Наполеон: “Я накажу свои народы”, — не может никак быть великим человеком, если народ есть не толпа баранов. ” — так кратко определил главную идею своей исторической концепции Л. Н. Толстой.
Да, труд над романом был долгим, упорным (роман писался на протяжении шести лет), нелегким (текст романа переписывался семь раз), автору не раз приходилось сомневаться, исправлять, совершенно изменять написанное. Но именно поэтому произведение Толстого стало по-настоящему великим. Не случайно “Войну и мир”, с ее панорамой подлинных исторических событий, происходивших на огромной территории Центральной и Восточной Европы, называют “романом-эпопеей”. Значение этого произведения для формирования мировоззрения русских людей невозможно переоценить.
Сочинение: Тема войны в романе «Война и мир» (Л. Н. Толстой)
(505 слов) Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир», рассказывая читателям об эпохе Наполеоновских сражений, не мог не затронуть тему войны. Борьба тянется почти через всё повествование, каждый из центральных персонажей произведения неизбежно сталкивается с ней. Она служит и как катализатор для действий героя, и как самостоятельная сила, имеющая свою собственную сюжетную линию.
Война появляется на первых же страницах романа. Избалованное дворянское общество легкомысленно обсуждает войну в Европе против Наполеона, которую ведёт их страна. Князь Андрей Болконский направляется в действующую армию, чтобы обрести славу и сравняться по величине со своим кумиром — Наполеоном. Николай Ростов, как капризный ребёнок, требует от отца зачислить его в гусарский полк, наивно принимая сражение за весёлое приключение. Толстой демонстрирует нам инфантильность, царящую в высшем свете Российской империи. Люди оторваны от реальности и не понимают истинной природы войны.
Перенося своих героев в Австрию, где проходят боевые действия, Толстой наносит сокрушительный удар по их наивным иллюзиям. Впервые попадая в настоящий бой, молодой Ростов в ужасе бежит от врага, боясь потерять свою жизнь и будучи не в силах отнять чужую. Этот эпизод становится началом становления личности Николая. Увидев войну такой, какая она есть, он со временем поборол свой страх, чтобы стать преданным солдатом своей страны.
Князь Андрей переживает события в Австрии гораздо тяжелее. Сталкиваясь с солдатской несознательностью, походным бытом и общей атмосферой безысходности, которые так не сочетались с величественными картинами войны в его воображении, герой впадает в уныние и замешательство. Реальная жизнь, в которой вместо удалых героев перед князем предстают простоватый командир батареи Тушин и нескладный Багратион, разочаровывает и раздражает его. В конечном итоге в битве при Аустерлице Андрей Болконский, своершив героический, но бессмысленный поступок, находясь на грани смерти, осознаёт бессмысленность своих мечтаний и действий перед лицом вселенной. И даже Наполеон кажется ему жалким ничего не значащим человеком. Толстой уничтожает сказочный образ войны, показывая нам грязь, кровь, смерть и солдаткую рутину, чтобы взращённые в тепличных условиях герои начали расти над собой.
Война на некоторое время исчезает из романа, но возвращается в двенадцатом году вместе с армией Наполеона, вторгающейся в Россию. Борьба имеет своё собственное развитие на протяжении романа, так как описания боевых действий в Европе и России отличаются друг от друга. Конечно, в обоих случаях Толстой воздерживается от претенциозной пафосности, показывая войну, как бессмысленную мясорубку. Но вместе с тем писатель показывает, что, если бои в Европе велись ради корыстных целей сановников, то столкновение двенадцатого года стало борьбой самого русского народа за выживание, которая действительно объединила страну. По мнению Толстого, победить врага помогли не деньги богачей и даже не таланты генералов, но только самоотверженность и упорство простого русского народа и тех представителей дворянского общества, которые освободились от пороков высшего света.
Характерно и то, что после изгнания французов с русской земли, народная война за спасение родины, которой так восхищался писатель, превращается пошлую и бессмысленную бойню наподобие той, которую автор описывал в начале романа.
Толстой, который и сам был участником войны, считал её самым отвратительным порождением человеческой природы. Видя, как на страданиях и гибели людей, наживаются негодяи и трусы, автор призывал использовать силу не для завоеваний и нападения, но только лишь для защиты своей родной земли и близких людей.
Многомудрый Литрекон советует особенно тщательно изучить это сочинение-рассуждение, так как в нем есть много интересных идей для аргументов к итоговым сочинениям. Если же Вам оно не подошло, напишите, пожалуйста, почему.
Тема жизни и смерти в романе Л. Н. Толстого Война и мир (2)
Главная > Сочинение >Литература и русский язык
Тема жизни и смерти в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Автор: Толстой Л.Н.
Одной из самых ярких особенностей романа Л. Н. Толстого “Война и мир” является глубокий психологизм и внимание автора к чувствам и мыслям героев. Сам жизненный процесс становится главной темой его творчества. Он показывает всего человека так, что перед нами выступают не остовы и схемы, которыми зачастую грешит типичность, а те неповторимые, единственные, интимные движения определенной души, которые представляют собою и самое дорогое, и самое несомненное в каждом из нас. И главнее, и поразительнее всего то, что именно из этих индивидуальных деталей, из этих человеческих подробностей, из этой россыпи личного вырастает мировая целостность, такое неслыханное обобщение, которое связывает в единое целое не только людей, но и все живое вообще. Понятия “жизни и смерти” являются ключевыми для понимания и философской концепции писателя, и психологии героев, и исторической судьбы страны. Ведь уже в заглавии романа “Война и мир” звучат эти два понятия, противопоставленные и дополняющие друг друга одновременно. Тему жизни и смерти можно рассматривать в романе с разных точек зрения: это и военные события, несущие разрушение, ужас, кровь невинных; это и бессмысленно прожитая жизнь, подобная смерти; это и смерть ради жизни. Отношение к жизни и смерти героев является одним из критериев нравственной оценки персонажей романа.
Прежде чем говорить о жизни и смерти героев, нужно заметить, что смерть действует на них по-разному. Одни умирают тихо, почти бесследно проходит их жизнь. Так изображена смерть старого графа Безухова и Элен. Другие персонажи близки автору и любимы им, поэтому расставание с ними очень болезненно. Таково описание смерти князя Андрея и Лизы Болконской.
Автор делит героев на две группы: развивающихся духовно и замерших в своем развитии. Героев “живых” сразу можно отличить от “мертвых”. Первые (Пьер, Андрей, Николай) меняют свои убеждения, ищут, страдают, а вторые неподвижны и всегда одинаковы. Создается впечатление, что они не способны мыслить и чувствовать вообще. Эти герои способны менять лишь ярлыки-маски. Так князь Василий Курагин сменил маску “государственного человека” на маску “убитого горем отца” (после смерти дочери, к которой он не испытывал почти никаких отцовских чувств) Жюли Карагина сменила маску “утонувшей в пучине меланхолии” на маску “счастливой невесты”. На протяжения всего романа автор ни разу не заглянул в душу к такому герою. Не проявляя никакого интереса к таким душам, он показал, что там все статично, там царит мрак. Такие герои не способны к любви, к проявлениям человеческих чувств. Вот пример. В семье Курагиных умирает дочь Элен, а отец ни на час не прекращает интриговать при дворе, используя свое положение “убитого горем отца”. Как не вспомнить хладнокровное, продуманное поведение Друбецкой в доме умирающего графа Безухова! Эти люди руководствуются лишь эгоизмом и корыстью. Они нравственно бесплодны.
Есть в романе герои “живые”. К ним относятся князь Андрей, княжна Марья, Пьер, Николушка, Наташа, Платон Каратаев и другие.
Смерть физическая ничего не добавляет к смерти “мертвых” героев. Они тонут в забвении. Элен очень быстро забыли в Петербурге. На “живых” героев смерть физическая действует иначе. Они умирают, но после них остается след. Так, князь Андрей оставил после себя сына и добрую память у всех близких. Так, княжна Марья заботится о том, чтобы все ее действия и поступки находились в согласии с волей умершего. Воспитывая Николушку, она все время спрашивает себя, одобрил бы ее действия брат или нет. Николушка мечтает стать таким же, как отец.
Жизнь “живых” не бесполезна.
Есть у Толстого в романе самая загадочная и непонятная смерть -пробуждение от жизни. Эта смерть подобна уходу человека в монастырь. Человек отрешается от всего земного. Такое случилось с князем Андреем. Во сне Андрею кажется, что в комнату врывается пустота и порывом ветра задувается свеча. Описывая мысли умирающего героя, Толстой показывает невозможность для окружающих понять то, что открылось князю Андрею. Такая смерть недоступна “мертвым” героям, они не способны к пробуждению от собственной мелочной жизни.
Наряду с символом смерти – порывом ветра, задувающим свечу, появляется и символ жизни — пламя. Это пламя горит по-разному в каждом герое. Наверное, наиболее ярко горит это пламя в душе Наташи Ростовой. Это не ровное горение в княжне Марье, это не огонь Пьера- то яркий, вдохновенный, то слабый, теряющийся в темноте. Жизнь Наташи – яркое сочное пламя жизни. (Недаром критик и писатель В. В. Вересаев назвал это главное свойство Наташи “живой жизнью”). Поет Наташа или в туфлях на босу ногу совершает свои ночные визиты к матери, или она танцует русскую, и от нее, этой “графинечки”, “где, как, когда всосавшей в себя этот дух”, исходит светлый ток жизнерадостности; и в “бархатной” темноте ночи так много делается, такая радостная работа идет в ее восприимчивой и творческой душе, жадной к бытию, и так все это овеяно счастьем, что, казалось бы, мир склоняется над миром и нет ничего другого, кроме этой отрады, кроме этой девушки, которая горит своим человеческим огнем, дышит всей своей молодой грудью. Наташа проходит путь от маленькой девочки до матери, посвятившей себя детям. Особо Толстой подчеркивает плодовитость Наташи. А жизнь всегда плодовита.
Писатель видит коренное отличие жизни “мертвых” от жизни “живых” героев. “Мертвые” стали мертвыми, так как не было с ними рядом “живых”. А жизнь “живая” преемственна. Так Пьер считает жизнь Платона Каратаева идеальной и стремится подражать ему. Николушка идеализирует “дядю Пьера” и желает стать таким же, как он. Налицо преемственность жизни.
Итак, смерть в романе “Война и мир” показана Толстым в трех аспектах. Есть изображение физической смерти, смерти нравственной и смерти как пробуждения от жизни. Смерть незрима и непонятна, но окончательна и бесповоротна.
Жизнь у писателя также делится на физическую и нравственную. Именно нравственной жизнью живут все положительные герои романа.
Готовые школьные сочинения
Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.
Тема жизни и смерти в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Одной из самых ярких особенностей романа Л. Н. Толстого “Война и мир” является глубокий психологизм и внимание автора к чувствам и мыслям героев. Сам жизненный процесс становится главной темой его творчества. Он показывает всего человека так, что перед нами выступают не остовы и схемы, которыми зачастую грешит типичность, а те неповторимые, единственные, интимные движения определенной души, которые представляют собою и самое дорогое, и самое несомненное в каждом из нас. И главнее, и поразительнее всего то, что именно из этих индивидуальных деталей, из этих человеческих подробностей, из этой россыпи личного вырастает мировая целостность, такое неслыханное обобщение, которое связывает в единое целое не только людей, но и все живое вообще. Понятия “жизни и смерти” являются ключевыми для понимания и философской концепции писателя, и психологии героев, и исторической судьбы страны. Ведь уже в заглавии романа “Война и мир” звучат эти два понятия, противопоставленные и дополняющие друг друга одновременно.
Тему жизни и смерти можно рассматривать в романе с разных точек зрения: это и военные события, несущие разрушение, ужас, кровь невинных; это и бессмысленно прожитая жизнь, подобная смерти; это и смерть ради жизни. Отношение к жизни и смерти героев является одним из критериев нравственной оценки персонажей романа. Прежде чем говорить о жизни и смерти героев, нужно заметить, что смерть действует на них по-разному. Одни умирают тихо, почти бесследно проходит их жизнь.
Так изображена смерть старого графа Безухова и Элен. Другие персонажи близки автору и любимы им, поэтому расставание с ними очень болезненно. Таково описание смерти князя Андрея и Лизы Болконской. Автор делит героев на две группы: развивающихся духовно и замерших в своем развитии.
Героев “живых” сразу можно отличить от “мертвых”. Первые (Пьер, Андрей, Николай) меняют свои убеждения, ищут, страдают, а вторые неподвижны и всегда одинаковы. Создается впечатление, что они не способны мыслить и чувствовать вообще.
Эти герои способны менять лишь ярлыки-маски. Так князь Василий Курагин сменил маску “государственного человека” на маску “убитого горем отца” (после смерти дочери, к которой он не испытывал почти никаких отцовских чувств); Жюли Карагина сменила маску “утонувшей в пучине меланхолии” на маску “счастливой невесты”. На протяжения всего романа автор ни разу не заглянул в душу к такому герою. Не проявляя никакого интереса к таким душам, он показал, что там все статично, там царит мрак. Такие герои не способны к любви, к проявлениям человеческих чувств.
Вот пример. В семье Курагиных умирает дочь Элен, а отец ни на час не прекращает интриговать при дворе, используя свое положение “убитого горем отца”. Как не вспомнить хладнокровное, продуманное поведение Друбецкой в доме умирающего графа Безухова! Эти люди руководствуются лишь эгоизмом и корыстью. Они нравственно бесплодны.
Есть в романе герои “живые”. К ним относятся князь Андрей, княжна Марья, Пьер, Николушка, Наташа, Платон Каратаев и другие. Смерть физическая ничего не добавляет к смерти “мертвых” героев. Они тонут в забвении. Элен очень быстро забыли в Петербурге.
На “живых” героев смерть физическая действует иначе. Они умирают, но после них остается след. Так, князь Андрей оставил после себя сына и добрую память у всех близких. Так, княжна Марья заботится о том, чтобы все ее действия и поступки находились в согласии с волей умершего.
Воспитывая Николушку, она все время спрашивает себя, одобрил бы ее действия брат или нет. Николушка мечтает стать таким же, как отец. Жизнь “живых” не бесполезна. Есть у Толстого в романе самая загадочная и непонятная смерть пробуждение от жизни.
Эта смерть подобна уходу человека в монастырь. Человек отрешается от всего земного. Такое случилось с князем Андреем.
Во сне Андрею кажется, что в комнату врывается пустота и порывом ветра задувается свеча. Описывая мысли умирающего героя, Толстой показывает невозможность для окружающих понять то, что открылось князю Андрею. Такая смерть недоступна “мертвым” героям, они не способны к пробуждению от собственной мелочной жизни. Наряду с символом смерти порывом ветра, задувающим свечу, появляется и символ жизни — пламя.
Это пламя горит по-разному в каждом герое. Наверное, наиболее ярко горит это пламя в душе Наташи Ростовой. Это не ровное горение в княжне Марье, это не огонь Пьера то яркий, вдохновенный, то слабый, теряющийся в темноте. Жизнь Наташи яркое сочное пламя жизни. (Недаром критик и писатель В. В. Вересаев назвал это главное свойство Наташи “живой жизнью”).
Поет Наташа или в туфлях на босу ногу совершает свои ночные визиты к матери, или она танцует русскую, и от нее, этой “графинечки”, “где, как, когда всосавшей в себя этот дух”, исходит светлый ток жизнерадостности; и в “бархатной” темноте ночи так много делается, такая радостная работа идет в ее восприимчивой и творческой душе, жадной к бытию, и так все это овеяно счастьем, что, казалось бы, мир склоняется над миром и нет ничего другого, кроме этой отрады, кроме этой девушки, которая горит своим человеческим огнем, дышит всей своей молодой грудью. Наташа проходит путь от маленькой девочки до матери, посвятившей себя детям. Особо Толстой подчеркивает плодовитость Наташи. А жизнь всегда плодовита.
Писатель видит коренное отличие жизни “мертвых” от жизни “живых” героев. “Мертвые” стали мертвыми, так как не было с ними рядом “живых”. А жизнь “живая” преемственна. Так Пьер считает жизнь Платона Каратаева идеальной и стремится подражать ему. Николушка идеализирует “дядю Пьера” и желает стать таким же, как он. Налицо преемственность жизни. Итак, смерть в романе “Война и мир” показана Толстым в трех аспектах.
Есть изображение физической смерти, смерти нравственной и смерти как пробуждения от жизни. Смерть незрима и непонятна, но окончательна и бесповоротна. Жизнь у писателя также делится на физическую и нравственную.
Именно нравственной жизнью живут все положительные герои романа.
Тема духовных исканий в романе Л. Толстого «Война и Мир»
Эпическую основу произведения составляет ощущение жизни как целого и бытия во всей широте этого понятия. Вопросы жизни и смерти, правды и лжи, радости и страдания, личности и общества, свободы и необходимости, счастья и несчастья, войны и мира составляют проблематику романа. Толстой показал множество сфер бытия, в которых протекает жизнь человека.
Образ Пьера представлен в произведении в процессе постоянного развития. На протяжении всего романа можно наблюдать ход мыслей этого героя, а также малейшие колебания его души. Он ищет не просто жизненную позицию, в частности, удобную для него самого, но абсолютную истину, смысл жизни в целом. Поиски этой правды – поиски всей судьбою. В начале эпопеи Пьер — безвольный молодой человек, постоянно нуждающийся в чьем-либо руководстве и поэтому попадающий под разные влияния: то князя Андрея, то компании Анатоля Курагина, то князя Василия. Его взгляд на жизнь еще твердо не установлен. В эпилоге Толстой дает понять, что Пьер принимает самое деятельное участие в тайных декабристских обществах. Как личность Пьер еще не сформировался, и поэтому ум в нем сочетается с “мечтательным философствованием”, а рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, непригодность к практической деятельности—с исключительной добротой. В гостиной Анны Павловны он встречает Элен – человека, совершенно противоположного ему по духовному содержанию. Элен Курагина – неотъемлемая часть мира, где роль личности определяется ее общественным положением, материальным благосостоянием, а не высотой моральных качеств. Пьер не успел узнать это общество, где “нет ничего правдивого, простого и естественного. Все пропитано насквозь ложью, фальшью, бездушием и лицемерием”. Не успел он понять и сути Элен. С женитьбы на этой женщине началась одна из важных вех в жизни героя. “Предаваясь разврату и лени”, Пьер все больше осознает, что семейная жизнь не складывается, что жена его абсолютно безнравственна. Он остро ощущает собственную деградацию, в нем растет недовольство, но не другими, а собой. В своей неустроенности Пьер считает возможным винить только себя.
После всего, что произошло с ним, особенно после дуэли с Долоховым, бессмысленной представляется Пьеру вся его жизнь. Он ввергнут в душевный кризис, который проявляется и в недовольстве героя собой, и в желании изменить свою жизнь, построить ее на новых, добрых началах.
Кульминацией романа стало изображение Бородинского сражения. И в жизни Безухова оно также явилось решающим моментом. Желая разделить судьбу народа, России, герой, не будучи военным, принимает участие в сражении. Глазами этого персонажа Толстой передает свое понимание важнейшего в народной исторической жизни события. Пьер начинает понимать, что человек не может владеть ничем, пока боится смерти. Тот, кто ее не боится, владеет всем. Герой осознает, что в жизни нет ничего страшного, и видит, что именно эти люди, простые солдаты, живут истинной жизнью. И в то же время он чувствует, что не может соединиться с ними, жить так, как живут они.
Важным этапом в жизни героя является его встреча с Платоном Каратаевым. Встреча эта ознаменовала приобщение Пьера к народу, к народной правде. В плену он обретает “то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде”. Здесь он узнал “не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей”. Приобщение к народной правде, народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера. Пьер всегда искал решение вопроса о смысле жизни: “Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. Он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его”. И вот, наконец, с помощью Платона Каратаева этот вопрос разрешен.
Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет дальше этой правды – идет не каратаевским, а своим путем. Окончательной духовной гармонии Пьер достигает в браке с Наташей Ростовой. После семи лет супружества он ощущает себя вполне счастливым человеком. К концу 1810-х годов в Пьере растет негодование, протест против общественного строя, который выражается в намерении создать легальное или тайное общество. Так, нравственные искания героя заканчиваются тем, что он становится сторонником зарождающегося в стране движения декабристов.
Князь Андрей Болконский — одна из самых ярких и самых трагических фигур романа “Война и мир”. С первого своего появления на страницах произведения и до смерти от ран в доме Ростовых жизнь Болконского подчинена своей внутренней логике. И в военной службе, и в политической деятельности, и в свете, и, что самое странное, в любви Андрей остается одиноким и непонятым. Замкнутость и скептицизм — вот отличительные черты Андрея даже в его общении с любимыми людьми: отцом, сестрой, Пьером, Наташей. Но он далеко не человеконенавистник. Он всей душой желает найти применение своему уму и способностям, “он так всеми силами души искал одного: быть вполне хорошим. ” Но его жизнь похожа не на поиски нового, а на бегство от старого. Острый ум подталкивает его к деятельности, но внутреннее ощущение стихии жизни останавливает, указывая на тщетность усилий человека. Начинания Андрея заканчиваются разочарованиями. Его искреннее желание служить родине, делу сталкивается со всеобщим безразличием. Человек с трезвым и скептическим умом, князь Андрей не мог найти себе места в среде лживого корыстолюбия и льстивого карьеризма, царствовавших в светской и военной жизни. Но постепенно он приходит к выводу, что все его старания — не более чем суета. Жизненный путь князя Андрея — это история разочарований, но одновременно и история постижения смысла жизни. Болконский постепенно избавляется от иллюзий — стремления к светской славе, военной карьере, к общественно-полезной деятельности. Всякие же разговоры о любви к “ближним” князь считает ханжеством. Любить следует в первую очередь себя и своих родных. А уважая себя и поступая по чести, человек неизбежно будет полезен людям, во всяком случае, не навредит им. Ответственность за других людей Андрей считает непомерным бременем, а принятие за них решений — безответственностью и самовлюбленностью. Периоды разочарований сменяются у князя Андрея периодами счастья и духовного возрождения. Андрей Болконский прошел путь от честолюбивого эгоизма и гордости до самоотречения. Его жизнь — это эволюция гордыни человеческого разума, сопротивляющегося бессознательной доброте и любви, которые и составляют смысл жизни человека. Одинокий и самолюбивый герой, пусть даже очень умный и во всех отношениях положительный, по мнению Л.Н. Толстого, не может быть полезен этому миру.
«Мысль семейная» в творчестве Л. Толстого
Семья для него — микрокосм человеческой общности, начало и основа социума. И важнейшей характеристикой героев «Войны и мира» становится их семейная жизнь «От обычного семейного романа роман Толстого отличается тем, что это, так сказать, открытая семья, с отворенной дверью – она готова распространиться, путь в семью – это путь к людям, – «пишет о романе «Война и мир» Н. Берковский. Не случайно автор на протяжении всего романа рассказывает читателю о жизни целых семейств. Например, семьи Курагиных, семьи Болконских, Ростовых. Семьи, как и герои Толстого, во многом противопоставлены друг другу. Именно от семьи, как считает автор, зависит, каким станет человек в будущем, что выберет для себя жизненными принципами, жизненными идеалами. Одни живут лишь для себя, другие – для ближнего, готовы пожертвовать самым дорогим ради семейного счастья.
В романе «Война и мир» Л. Н.Толстой рассказывает о разных семьях – это и хранящие аристократические традиции Болконские; и представители московского дворянства Ростовы; лишенная взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начинает свое существование с закладки «материального фундамента». А в эпилоге романа Толстой представляет на суд читателей две новые семьи – Пьер и Наташа, Николай и Марья, -семьи, основанные на искренних и глубоких чувствах.
Тема семьи, ее значение в становлении характера человека для Толстого в романе «Война и мир» является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. В то же время он подчеркивает большое значение семьи в формировании как юного человека и его характера, так и человека взрослого. Только в семье человек получает все то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.
«Война и мир».Перед началом работы над ВиМ увлекся замыслом о декабристе,к-ый заключался не в апофеозе революционного движения,а в пересмотре его в свете поражения и необходимости борьбы против деспотического строя мирными путями.Герой предполагавшегося романа-вернувщийся из ссылки декабрист-должен был осудить свое прошлое и стать проповедником нравственного самоусовершенствования.Среди героев 1812г. были многие будущие декабристы.Интерес к военным событиям повлек Толстого к еще более ранней эпохе-1805г., Аустерлицу,к Тильзитскому унижению России.На первоначальных стадяих работы «мысль народная» далеко еще не была главенствующей в концепции автора.Мысль о роли народа в исторических событиях 1812 явилась в процессе работы над материалом.Роман писался в обстановке творческого подъема,в счастливый период яснополянской семейной жизни.В январе 1863 приступил к работе.Андрей.Сначала жаждет занять достойное место в армии.Обуреваем честолюбием,хочет личного успеха,прельщает слава Бонапарта.Под Аустерлицев-переворот:Наполеон померк,никчемный честолюбец.Затем служит у Сперанского,не ради славы,а на благо России..Потом хочет стать «отцом» крестьянам,но не нашел успокоения в Богучарове,общего языка с крестьянами.Лиза умирает от родов,сын Николенька.Депрессия->встретил Наташу,вернула интерес к жизни.Но снова в аримю,т.к. Нап.в пределах России.На Бор.поле пришел не с честолюбивыми настрояниями,а с мыслью послужить России. Сначала Болк.должен был быть эпизодическим героем-молодой удачливый офицер,к-ый должен был красиво умереть под Шенграбеном.Затем образ сильно усложнился.Пьер.Задуман как образ чел-ка,всецело опирающегося на чувства.Несмотря на смертельные опасности,должен выжить и соединиться с Наташей,которая сама живет чувствами,душевными порывами.Но все же наделен долей трезвого мышления.Опирается и на разум.Например,проявляет много расчетливости,спасая Наташу от Анатоля.Компанейская душа,его кутежи с офицерами показывают,что он не заботится о карьере,так же как и о наследстве,к-ое ему просто достается.Никогда не жаждал личной славы.Женившись на Элен,как и А.,пытается уладить свои деревенские дела,построить мужикам школы,больницы,и так же разочаровывается в этом,управляющие разворовали отпускаемые им деньги.Образ Пьера рано возник в замыслах Т,он вырос из образа того вернувшегося из ссылки декабриста.Масонство,бонапартизм-черты чисто декабристские.Потом переоценка Наполеона,стремится слиться с народом.Наташа.Одаренность,жизнелюбие,доброта,сострадание,подлинная народность ее миропонимания.В самом начале ей предназначалась роль той «русской женщины»,которая может пойти за мужем-декабристом в Сибирь.Она воплощение всех народных традиций,несмотря на барское воспитание-непосредственна в чувствах,всеми любима,правдива.Целиком растворилась в тревогах 1812г.Особенно душевные качества раскрываются в ухаживании за ранеными.Наполеон.Толстой его развенчивает,Н-агрессор.Нет величия там, где нет простоты,добра и правды.Человек холодного расчета,претенциозен.Выдающийся полководец,умеет принимать гениальные решения;проиграл,потому что вел несправедливую войну.Кутузов.Антипод Н.Руководствуется не разумом,а каким-то внутреним голосом.Принимал разумные решения,противопоставлял свою волю,стратегию и тактику воле,стратегии и тактике Нап.Т.хотел опровергнуть официальную историографию,слишком восхвалявшую царей,полководцев и забывавшую о народе. Все солдаты-истинные герои,они исполняли свой долг,от них зависела победа.
«Война и мир». Т. пишет р-н-эпопею. Главной мыслью р-на явл-ся мысль народная, п/э движение этого пр-я зависит от фактов жизни народа, а не от мысли героев и даже не от их поступков.Доминирует в р-не эпопейное начало, кот-е проявл-ся в универсальности поставления проблем, в тематич-й энциклопедичности, в предмете повествования, в охвате всех слоев общ-ва. Идея единения, связи всего со всем доминирует в пр-и и организует небывалый жанр – р-н-эпопея, где обе составляющие обновлены и трансформированы. «В.иМ.» это не просто антитеза война-не война. Слово мир в РЯ многозначно. Это и вселенная, и весь род, земной шар, тишина, согласие, лад. В р-не знач-е этого слова многозначно. Это образ жизни, мировоззрение, тип сознания, ч-к, народ. Мир народа и мир ч-ка для Т. как поток. Сила, управляющая действиями людей представляется неким безликим началом, кот-е ч-к по воле или против нее могут лишь подчиняться. Т.о. не только обычный ч-к, но и те, кто признаны историч-ми деятелями, явл-ся лишь исполнителями безликой воли истории. По Т. историч-е события – это совокупность действий многих людей. Ч/бы постичь историю надо познать все явления в их единстве. Д-е р-на развив-ся одновр-но в различных пространственных сферах: Петербург, Москва, Лысые Горы, армия.В рез-те жизнь описана во всех соц-х сечениях. Т. сопрягает различные тематич-е пласты, различные т.зр. героев и различные формы повествования: картины-сцены, обзорные сообщения о событиях и филос-ко-публицистич-е размышления. Это сопряжение выражает мысль, что поток жизни сложен, противоречив и неисчерпаем. Мысль народная определяет образную стр-ру. Все герои поделены на тех, кто разделяет авторскую мысль о том, что только в единении с другими ч-к может развиваться и совершенствоваться, и тех, для кого превыше всего личная жизнь. 1-е связаны с понятиями семья, род, народ и человеч-во. Салонная петербургская жизнь описыв-ся как образец ненатурального существования, здесь нет искренности чувств. Самое нежелательное для Анны Шерер –естественность. Люди этого уровня руков-ся своим личным интересом, для них не существует истины. Все их ценности фальшивы. Эти люди несут разрушение для жизни. Напр, Элен в жизни Пьера. Наполеон – яркий образец ч-ка, погруженного в фальшивые ценности, в мир игры. В историч-х лицах Т. интересует их человеч-й, нравственный облик. Для Т. Наполеон прежде всего актер, кот-й почти не осознает ложность своей игры. Выйти из роли великого ч-ка ему не удается никогда. Даже, рассматривая портрет сына, он изображает нежные отцовские чув-ва, а не испытывает их. Его величие это иллюзия. Он не понимает собственного безволия и думает, что от его воли зависят судьбы и действия сотен людей (Бородинское сражение). Наполеон не м.б. велик, т.к. служит злу. Он служит самому крайнему воплощению зла – войне.
Мысль народная и философия истории в романе-эпопее «Война и мир» (1863 – 1869). «Война и мир» – целая система мироосмысления, огромный отрезок русской социальной жизни. По словам исследователя Ильина, это художественно изложенная философия жизни.
Здесь происходит соединение жизни личной и исторической, жизни частных лиц и целых народов.
Во второй части эпилога Толстой излагает свою концепцию философии истории:
1. историю делают сами народные массы;
2. люди делают историю каждый поодиночке, а не вместе;
3. люди делают историю бессознательно.
В романе наблюдается антитеза Наполеона и Кутузова. Толстой рисует портрет Наполеона несколько снижено. Наполеон во всем играет; он актер.
Кутузов не считает себя демиургом истории. Он везде простой. Толстой снижает его внешнее величие, но подчеркивает его внутреннюю активность. Кутузов – внешнее воплощение мысли народной.
Наполеон и Кутузов – это два начала бытия: начало добра, веры (Кутузов) и зла, Антихристова духа (Наполеон).
Толстой выдвигает в первую очередь нравственные требования.
«Война и мир» Л.Н. Толстого. Творческая история. Смысл заглавия. Проблема жанра. Философия истории в романе.
«Война и мир» (1863 – 1869). Замысел Толстого восходит к роману «Декабристы». Временной диапазон в романе: 1805 – 1820-е гг. Эволюция его замысла:
1856 → 1825 → 1812 → 1805
Толстой говорит о решающей роли народа в историческом процессе. Он поставил перед собой цель: раскрыть характер целого народа в подъеме, славе, падении его.
Толстой ставит философские вопросы: о свободе и воли, о течении самой жизни.
Сначала роман назывался «Три поры: 1856, 1825, 1812», затем «1805 год», потом «Все хорошо, что хорошо кончается».
Толстой отображает три плана:
1) социальный (война и не война);
2) психологический (война – это враждебность);
3) философский (добро и зло).
Налицо синтетичность жанра. Тургенев и Гончаров отметили эпичность романа. Современные исследователи называют его романом-эпопеей.
Черты романа: Черты эпопеи:
1. особенности развития сюжета; 1. моральное единение автора с народом;
2. любовный роман; 2. сложность композиции;
3. человеческий характер и среда. 3. историческое событие.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: “Что-то тут концом пахнет”. 8773 – | 8305 – или просмотреть все.
Тема жизни и смерти в романе Л. Н. Толстого Война и мир: сочинение Ссылка на основную публикацию