Л.Н. Толстой – тонкий психолог (на материале 1 и 2 тома романа-эпопеи «Война и мир»)
просмотреть сочинение | |||
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения |
Произведения Л.Н. Толстого стали классикой мировой литературы. Больше того, для всего мира имя этого писателя является олицетворением русской литературы. Недаром иностранцы чаще всего называют Толстого и Достоевского самыми известными русскими писателями. Для них произведения этих художников отражают загадочную русскую душу, раскрывают ее секреты и загадки. Все это возможно благодаря тонкому психологизму, присущему романам Толстого и Достоевского.
Л.Н. Толстой – писатель, которого прежде всего интересует внутренняя жизнь героев, их духовное развитие. Толстой передает тончайшие оттенки душевной жизни человека. Но, кроме того, он показывает «сам психический процесс, его формы, его законы» (Н.Г. Чернышевский).
В «Войне и мире» писатель сумел показать психологические состояния, душевную жизнь своих героев, их внутреннее развитие или умирание. Благодаря этому роман-эпопея считается одним из лучших психологических романов в русской литературе.
Обратимся к первым двум томам романа. Толстой пользуется разными способами для психологического раскрытия персонажей. Это может быть прямой авторский текст, в котором писатель характеризует черты, особенности героя. Так, уже в начале романа мы узнаем, что Андрею Болконскому надоела пустая светская жизнь и его жена: «Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всего ему надоело. С гримасой, портившей его красивое лицо, он отвернулся от нее».
Часто Толстой с помощью незначительных деталей тонко и точно передает психологическое состояние, взаимоотношения героев. Например, неприязнь князя Андрея к своей жене писатель подчеркивает тем, что герой, говоря с княгиней, «обходит ее взглядом», морщится, хмурится. В то же время, «сухо-неприятно» обратившись к князю Ипполиту, Болконский «ласково и нежно» говорит с Пьером. Мы понимаем отношение князя Андрея к Курагину и Безухову.
Писатель проявляет характер героя и через описание его поступков. Так, в эпизоде пари между Долоховым и англичанином раскрывается не только доброта, мягкость, податливость Пьера, но и его молодая горячность, желание покрасоваться, стремление к уважению приятелей. Видя, что безумный поступок Долохова закончился славой и всеобщим восхищением, молодой Безухов захотел того же. Он полез на карниз, желая выпить там бутылку рома. И это при том, что у него «и на лестнице голова кружится». Приятелям еле удалось отговорить Пьера от этого «лихого» поступка.
Толстой мастерски описывает внутренне состояние своих героев. Так, неожиданно для самого себя Пьер Безухов «почувствовал, что Элен не только могла, но должна быть его женою, что это не может быть иначе…Она была страшно близка ему. Она имела уже власть над ним». Толстой передает поток чувств и мыслей, быстро сменяющих друг друга, передает смутные ощущения героя, его раздумья, сомнения. Как правило, это облекается в форму внутреннего монолога персонажа. Пьер, приехав домой, рассуждает сам с собой: «Но она глупа, я сам говорил, что она глупа…Что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное»…и в то же время …другой ряд рассуждений всплывал из-за первых, что он в одно и то же время думал о ее ничтожестве и мечтал о том, как она будет его женой…»
Одним из самых психологически тонких эпизодов романа является сцена на Праценской горе. Раненный князь Андрей, истекая кровью, переосмысливает всю свою жизнь. Толстой мастерски передает поток мыслей героя: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал…Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Болконский понимает всю тщетность войны, лживость своих прежних стремлений и идеалов. Он разочаровывается в своем кумире: «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его,…в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом…» Князь ищет смысл жизни, Истину. Он не может поверить в Бога, вся его натура не позволяет этого сделать, но он чувствует «величие чего-то непонятного, но важнейшего». Болконский мечтает, что он вернется домой и посвятит свою жизнь семье, родовому имению.
Довольно часто писатель дает возможность самим героям объяснять свои мысли и чувства. Так, из беседы князя Андрея и Пьера (том 2, часть 2) мы узнаем о поисках смысла жизни этих героев, об их попытках познать высшие законы. Болконский утверждает, что Бога нет, нет никакой другой жизни, кроме земной, а на земле нет царства добра и справедливости. Пьер же говорит, что он «часть огромного, гармонического целого»: «Я чувствую, что, кроме меня, надо мной живут духи и что в этом мире есть правда». Безухов уверен, что «надо жить, надо любить, надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всем». Князь Андрей всем сердцем хочет поверить в это, но что-то мешает ему: « Да, коли бы это так было! – сказал он». Однако, несмотря на все сомнения, этот разговор с Пьером ознаменовал начало новой вехи в жизни Болконского.
Я думаю, что Л.Н. Толстой явялется истинным мастером психологического романа. Ему удалось очень верно и тонко описать сложный духовный мир своих героев. «Люди как реки», – говорил Толстой, подчеркивая многогранность человеческой души, сочетание в ней противоречивых черт, ее непрерывное движение и развитие. Все это писатель смог передать в своих произведениях, в «Войне и мире», в частности. Именно умение раскрыть диалектику души – одно из величайших художественных открытий Толстого.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Л.Н. Толстой – тонкий психолог (на материале 1 и 2 тома романа-эпопеи «Война и мир»)
Смотрите также по произведению “Война и мир”:
Л. Н. Толстой тонкий психолог (на материале 1 и 2 тома романа-эпопеи Война и мир): сочинение
Произведения Л.Н. Толстого стали классикой мировой литературы. Больше того, для всего мира имя этого писателя является олицетворением русской литературы. Недаром иностранцы чаще всего называют Толстого и Достоевского самыми известными русскими писателями. Для них произведения этих художников отражают загадочную русскую душу, раскрывают ее секреты и загадки. Все это возможно благодаря тонкому психологизму, присущему романам Толстого и Достоевского.
Л.Н. Толстой – писатель, которого прежде всего интересует внутренняя жизнь героев, их духовное развитие. Толстой передает тончайшие оттенки душевной жизни человека. Но, кроме того, он показывает «сам психический процесс, его формы, его законы» (Н.Г. Чернышевский).
В «Войне и мире» писатель сумел показать психологические состояния, душевную жизнь своих героев, их внутреннее развитие или умирание. Благодаря этому роман-эпопея считается одним из лучших психологических романов в русской литературе.
Обратимся к первым двум томам романа. Толстой пользуется разными способами для психологического раскрытия персонажей. Это может быть прямой авторский текст, в котором писатель характеризует черты, особенности героя. Так, уже в начале романа мы узнаем, что Андрею Болконскому надоела пустая светская жизнь и его жена: «Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всего ему надоело. С гримасой, портившей его красивое лицо, он отвернулся от нее».
Часто Толстой с помощью незначительных деталей тонко и точно передает психологическое состояние, взаимоотношения героев. Например, неприязнь князя Андрея к своей жене писатель подчеркивает тем, что герой, говоря с княгиней, «обходит ее взглядом», морщится, хмурится. В то же время, «сухо-неприятно» обратившись к князю Ипполиту, Болконский «ласково и нежно» говорит с Пьером. Мы понимаем отношение князя Андрея к Курагину и Безухову.
Писатель проявляет характер героя и через описание его поступков. Так, в эпизоде пари между Долоховым и англичанином раскрывается не только доброта, мягкость, податливость Пьера, но и его молодая горячность, желание покрасоваться, стремление к уважению приятелей. Видя, что безумный поступок Долохова закончился славой и всеобщим восхищением, молодой Безухов захотел того же. Он полез на карниз, желая выпить там бутылку рома. И это при том, что у него «и на лестнице голова кружится». Приятелям еле удалось отговорить Пьера от этого «лихого» поступка.
Толстой мастерски описывает внутренне состояние своих героев. Так, неожиданно для самого себя Пьер Безухов «почувствовал, что Элен не только могла, но должна быть его женою, что это не может быть иначе…Она была страшно близка ему. Она имела уже власть над ним». Толстой передает поток чувств и мыслей, быстро сменяющих друг друга, передает смутные ощущения героя, его раздумья, сомнения. Как правило, это облекается в форму внутреннего монолога персонажа. Пьер, приехав домой, рассуждает сам с собой: «Но она глупа, я сам говорил, что она глупа…Что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное»…и в то же время …другой ряд рассуждений всплывал из-за первых, что он в одно и то же время думал о ее ничтожестве и мечтал о том, как она будет его женой…»
Одним из самых психологически тонких эпизодов романа является сцена на Праценской горе. Раненный князь Андрей, истекая кровью, переосмысливает всю свою жизнь. Толстой мастерски передает поток мыслей героя: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал…Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Болконский понимает всю тщетность войны, лживость своих прежних стремлений и идеалов. Он разочаровывается в своем кумире: «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его,…в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом…» Князь ищет смысл жизни, Истину. Он не может поверить в Бога, вся его натура не позволяет этого сделать, но он чувствует «величие чего-то непонятного, но важнейшего». Болконский мечтает, что он вернется домой и посвятит свою жизнь семье, родовому имению.
Довольно часто писатель дает возможность самим героям объяснять свои мысли и чувства. Так, из беседы князя Андрея и Пьера (том 2, часть 2) мы узнаем о поисках смысла жизни этих героев, об их попытках познать высшие законы. Болконский утверждает, что Бога нет, нет никакой другой жизни, кроме земной, а на земле нет царства добра и справедливости. Пьер же говорит, что он «часть огромного, гармонического целого»: «Я чувствую, что, кроме меня, надо мной живут духи и что в этом мире есть правда». Безухов уверен, что «надо жить, надо любить, надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всем». Князь Андрей всем сердцем хочет поверить в это, но что-то мешает ему: « Да, коли бы это так было! – сказал он». Однако, несмотря на все сомнения, этот разговор с Пьером ознаменовал начало новой вехи в жизни Болконского.
Я думаю, что Л.Н. Толстой явялется истинным мастером психологического романа. Ему удалось очень верно и тонко описать сложный духовный мир своих героев. «Люди как реки», – говорил Толстой, подчеркивая многогранность человеческой души, сочетание в ней противоречивых черт, ее непрерывное движение и развитие. Все это писатель смог передать в своих произведениях, в «Войне и мире», в частности. Именно умение раскрыть диалектику души – одно из величайших художественных открытий Толстого.
Л.Н. Толстой – тонкий психолог (на материале 1 и 2 тома романа-эпопеи «Война и мир»)
Произведения Л.Н. Толстого стали классикой мировой литературы. Больше того, для всего мира имя этого писателя является олицетворением русской литературы. Недаром иностранцы чаще всего называют Толстого и Достоевского самыми известными русскими писателями. Для них произведения этих художников отражают загадочную русскую душу, раскрывают ее секреты и загадки. Все это возможно благодаря тонкому психологизму, присущему романам Толстого и Достоевского.
Л.Н. Толстой – писатель, которого прежде всего интересует внутренняя жизнь героев, их духовное развитие. Толстой передает тончайшие оттенки душевной жизни человека. Но, кроме того, он показывает «сам психический процесс, его формы, его законы» (Н.Г. Чернышевский).
В «Войне и мире» писатель сумел показать психологические состояния, душевную жизнь своих героев, их внутреннее развитие или умирание. Благодаря этому роман-эпопея считается одним из лучших психологических романов в русской литературе.
Обратимся к первым двум томам романа. Толстой пользуется разными способами для психологического раскрытия персонажей. Это может быть прямой авторский текст, в котором писатель характеризует черты, особенности героя. Так, уже в начале романа мы узнаем, что Андрею Болконскому надоела пустая светская жизнь и его жена: «Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всего ему надоело. С гримасой, портившей его красивое лицо, он отвернулся от нее».
Часто Толстой с помощью незначительных деталей тонко и точно передает психологическое состояние, взаимоотношения героев. Например, неприязнь князя Андрея к своей жене писатель подчеркивает тем, что герой, говоря с княгиней, «обходит ее взглядом», морщится, хмурится. В то же время, «сухо-неприятно» обратившись к князю Ипполиту, Болконский «ласково и нежно» говорит с Пьером. Мы понимаем отношение князя Андрея к Курагину и Безухову.
Писатель проявляет характер героя и через описание его поступков. Так, в эпизоде пари между Долоховым и англичанином раскрывается не только доброта, мягкость, податливость Пьера, но и его молодая горячность, желание покрасоваться, стремление к уважению приятелей. Видя, что безумный поступок Долохова закончился славой и всеобщим восхищением, молодой Безухов захотел того же. Он полез на карниз, желая выпить там бутылку рома. И это при том, что у него «и на лестнице голова кружится». Приятелям еле удалось отговорить Пьера от этого «лихого» поступка.
Толстой мастерски описывает внутренне состояние своих героев. Так, неожиданно для самого себя Пьер Безухов «почувствовал, что Элен не только могла, но должна быть его женою, что это не может быть иначе…Она была страшно близка ему. Она имела уже власть над ним». Толстой передает поток чувств и мыслей, быстро сменяющих друг друга, передает смутные ощущения героя, его раздумья, сомнения. Как правило, это облекается в форму внутреннего монолога персонажа. Пьер, приехав домой, рассуждает сам с собой: «Но она глупа, я сам говорил, что она глупа…Что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное»…и в то же время …другой ряд рассуждений всплывал из-за первых, что он в одно и то же время думал о ее ничтожестве и мечтал о том, как она будет его женой…»
Одним из самых психологически тонких эпизодов романа является сцена на Праценской горе. Раненный князь Андрей, истекая кровью, переосмысливает всю свою жизнь. Толстой мастерски передает поток мыслей героя: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал…Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Болконский понимает всю тщетность войны, лживость своих прежних стремлений и идеалов. Он разочаровывается в своем кумире: «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его,…в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом…» Князь ищет смысл жизни, Истину. Он не может поверить в Бога, вся его натура не позволяет этого сделать, но он чувствует «величие чего-то непонятного, но важнейшего». Болконский мечтает, что он вернется домой и посвятит свою жизнь семье, родовому имению.
Довольно часто писатель дает возможность самим героям объяснять свои мысли и чувства. Так, из беседы князя Андрея и Пьера (том 2, часть 2) мы узнаем о поисках смысла жизни этих героев, об их попытках познать высшие законы. Болконский утверждает, что Бога нет, нет никакой другой жизни, кроме земной, а на земле нет царства добра и справедливости. Пьер же говорит, что он «часть огромного, гармонического целого»: «Я чувствую, что, кроме меня, надо мной живут духи и что в этом мире есть правда». Безухов уверен, что «надо жить, надо любить, надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всем». Князь Андрей всем сердцем хочет поверить в это, но что-то мешает ему: « Да, коли бы это так было! – сказал он». Однако, несмотря на все сомнения, этот разговор с Пьером ознаменовал начало новой вехи в жизни Болконского.
Я думаю, что Л.Н. Толстой явялется истинным мастером психологического романа. Ему удалось очень верно и тонко описать сложный духовный мир своих героев. «Люди как реки», – говорил Толстой, подчеркивая многогранность человеческой души, сочетание в ней противоречивых черт, ее непрерывное движение и развитие. Все это писатель смог передать в своих произведениях, в «Войне и мире», в частности. Именно умение раскрыть диалектику души – одно из величайших художественных открытий Толстого.
« — тонкий психолог (на материале 1 и 2 тома романа-эпопеи «Война и мир»)»
Произведения стали классикой мировой литературы. Больше того, для всего мира имя этого писателя является олицетворением русской литературы. Недаром иностранцы чаще всего называют Толстого и Достоевского самыми известными русскими писателями. Для них произведения этих художников отражают загадочную русскую душу, раскрывают ее секреты и загадки. Все это возможно благодаря тонкому психологизму, присущему романам Толстого и Достоевского.
— писатель, которого прежде всего интересует внутренняя жизнь героев, их духовное развитие. Толстой передает тончайшие оттенки душевной жизни человека. Но, кроме того, он показывает «сам психический процесс, его формы, его законы» (Н.Г. Чернышевский).
В «Войне и мире» писатель сумел показать психологические состояния, душевную жизнь своих героев, их внутреннее развитие или умирание. Благодаря этому роман-эпопея считается одним из лучших психологических романов в русской литературе.
Обратимся к первым двум томам романа. Толстой пользуется разными способами для психологического раскрытия персонажей. Это может быть прямой авторский текст, в котором писатель характеризует черты, особенности героя. Так, уже в начале романа мы узнаем, что Андрею Болконскому надоела пустая светская жизнь и его жена: «Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всего ему надоело. С гримасой, портившей его красивое лицо, он отвернулся от нее».
Часто Толстой с помощью незначительных деталей тонко и точно передает психологическое состояние, взаимоотношения героев. Например, неприязнь князя Андрея к своей жене писатель подчеркивает тем, что герой, говоря с княгиней, «обходит ее взглядом», морщится, хмурится. В то же время, «сухо-неприятно» обратившись к князю Ипполиту, Болконский «ласково и нежно» говорит с Пьером. Мы понимаем отношение князя Андрея к Курагину и Безухову.
Писатель проявляет характер героя и через описание его поступков. Так, в эпизоде пари между Долоховым и англичанином раскрывается не только доброта, мягкость, податливость Пьера, но и его молодая горячность, желание покрасоваться, стремление к уважению приятелей. Видя, что безумный поступок Долохова закончился славой и всеобщим восхищением, молодой Безухов захотел того же. Он полез на карниз, желая выпить там бутылку рома. И это при том, что у него «и на лестнице голова кружится». Приятелям еле удалось отговорить Пьера от этого «лихого» поступка.
Толстой мастерски описывает внутренне состояние своих героев. Так, неожиданно для самого себя Пьер Безухов «почувствовал, что Элен не только могла, но должна быть его женою, что это не может быть иначе… Она была страшно близка ему. Она имела уже власть над ним». Толстой передает поток чувств и мыслей, быстро сменяющих друг друга, передает смутные ощущения героя, его раздумья, сомнения. Как правило, это облекается в форму внутреннего монолога персонажа. Пьер, приехав домой, рассуждает сам с собой: «Но она глупа, я сам говорил, что она глупа… Что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное»…и в то же время… другой ряд рассуждений всплывал из-за первых, что он в одно и то же время думал о ее ничтожестве и мечтал о том, как она будет его женой…”
Одним из самых психологически тонких эпизодов романа является сцена на Праценской горе. Раненный князь Андрей, истекая кровью, переосмысливает всю свою жизнь. Толстой мастерски передает поток мыслей героя: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал… Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Болконский понимает всю тщетность войны, лживость своих прежних стремлений и идеалов. Он разочаровывается в своем кумире: «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его,…в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом…» Князь ищет смысл жизни, Истину. Он не может поверить в Бога, вся его натура не позволяет этого сделать, но он чувствует «величие чего-то непонятного, но важнейшего». Болконский мечтает, что он вернется домой и посвятит свою жизнь семье, родовому имению.
Довольно часто писатель дает возможность самим героям объяснять свои мысли и чувства. Так, из беседы князя Андрея и Пьера (том 2, часть 2) мы узнаем о поисках смысла жизни этих героев, об их попытках познать высшие законы. Болконский утверждает, что Бога нет, нет никакой другой жизни, кроме земной, а на земле нет царства добра и справедливости. Пьер же говорит, что он «часть огромного, гармонического целого»: «Я чувствую, что, кроме меня, надо мной живут духи и что в этом мире есть правда». Безухов уверен, что «надо жить, надо любить, надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всем». Князь Андрей всем сердцем хочет поверить в это, но что-то мешает ему: «Да, коли бы это так было! — сказал он». Однако, несмотря на все сомнения, этот разговор с Пьером ознаменовал начало новой вехи в жизни Болконского.
Я думаю, что явялется истинным мастером психологического романа. Ему удалось очень верно и тонко описать сложный духовный мир своих героев. «Люди как реки», — говорил Толстой, подчеркивая многогранность человеческой души, сочетание в ней противоречивых черт, ее непрерывное движение и развитие. Все это писатель смог передать в своих произведениях, в «Войне и мире», в частности. Именно умение раскрыть диалектику души — одно из величайших художественных открытий Толстого.
Л. Н. Толстой – тонкий психолог (на материале 1 и 2 тома романа-эпопеи “Война и мир”)
Произведения Л. Н. Толстого стали классикой мировой литературы. Больше того, для всего мира имя этого писателя является олицетворением русской литературы. Недаром иностранцы чаще всего называют Толстого и Достоевского самыми известными русскими писателями. Для них произведения этих художников отражают загадочную русскую душу, раскрывают ее секреты и загадки. Все это возможно благодаря тонкому психологизму, присущему романам Толстого и Достоевского.
Л. Н. Толстой – писатель, которого прежде всего интересует внутренняя жизнь героев, их духовное развитие. Толстой передает тончайшие оттенки душевной жизни человека. Но, кроме того, он показывает “сам психический процесс, его формы, его законы” (Н. Г. Чернышевский).
В “Войне и мире” писатель сумел показать психологические состояния, душевную жизнь своих героев, их внутреннее развитие или умирание. Благодаря этому роман-эпопея считается одним из лучших психологических романов в русской литературе. Обратимся к первым двум томам романа. Толстой пользуется разными способами для психологического раскрытия персонажей.
Это может быть прямой авторский текст, в котором писатель характеризует черты, особенности героя. Так, уже в начале романа мы узнаем, что Андрею Болконскому надоела пустая светская жизнь и его жена: “Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всего ему надоело. С гримасой, портившей его красивое лицо, он отвернулся от нее”. Часто Толстой с помощью незначительных деталей тонко и точно передает психологическое состояние, взаимоотношения героев.
Например, неприязнь князя Андрея к своей жене писатель подчеркивает тем, что герой, говоря с княгиней, “обходит ее взглядом”, морщится, хмурится. В то же время, “сухо-неприятно” обратившись к князю Ипполиту, Болконский “ласково и нежно” говорит с Пьером. Мы понимаем отношение князя Андрея к Курагину и Безухову. Писатель проявляет характер героя и через описание его поступков. Так, в эпизоде пари между Долоховым и англичанином раскрывается не только доброта, мягкость, податливость Пьера, но и его молодая горячность, желание покрасоваться, стремление к уважению приятелей.
Видя, что безумный поступок Долохова закончился славой и всеобщим восхищением, молодой Безухов захотел того же. Он полез на карниз, желая выпить там бутылку рома. И это при том, что у него “и на лестнице голова кружится”.
Приятелям еле удалось отговорить Пьера от этого “лихого” поступка. Толстой мастерски описывает внутренне состояние своих героев. Так, неожиданно для самого себя Пьер Безухов “почувствовал, что Элен не только могла, но должна быть его женою, что это не может быть иначе…Она была страшно близка ему.
Она имела уже власть над ним”. Толстой передает поток чувств и мыслей, быстро сменяющих друг друга, передает смутные ощущения героя, его раздумья, сомнения. Как правило, это облекается в форму внутреннего монолога персонажа. Пьер, приехав домой, рассуждает сам с собой: “Но она глупа, я сам говорил, что она глупа…Что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное”…и в то же время…другой ряд рассуждений всплывал из-за первых, что он в одно и то же время думал о ее ничтожестве и мечтал о том, как она будет его женой…” Одним из самых психологически тонких эпизодов романа является сцена на Праценской горе.
Раненный князь Андрей, истекая кровью, переосмысливает всю свою жизнь. Толстой мастерски передает поток мыслей героя: “Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал…Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба”. Болконский понимает всю тщетность войны, лживость своих прежних стремлений и идеалов. Он разочаровывается в своем кумире: “Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его,…в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом…” Князь ищет смысл жизни, Истину. Он не может поверить в Бога, вся его натура не позволяет этого сделать, но он чувствует “величие чего-то непонятного, но важнейшего”.
Болконский мечтает, что он вернется домой и посвятит свою жизнь семье, родовому имению. Довольно часто писатель дает возможность самим героям объяснять свои мысли и чувства. Так, из беседы князя Андрея и Пьера (том 2, часть 2) мы узнаем о поисках смысла жизни этих героев, об их попытках познать высшие законы. Болконский утверждает, что Бога нет, нет никакой другой жизни, кроме земной, а на земле нет царства добра и справедливости.
Пьер же говорит, что он “часть огромного, гармонического целого”: “Я чувствую, что, кроме меня, надо мной живут духи и что в этом мире есть правда”. Безухов уверен, что “надо жить, надо любить, надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всем”. Князь Андрей всем сердцем хочет поверить в это, но что-то мешает ему: ” Да, коли бы это так было! – сказал он”. Однако, несмотря на все сомнения, этот разговор с Пьером ознаменовал начало новой вехи в жизни Болконского.
Я думаю, что Л. Н. Толстой явялется истинным мастером психологического романа. Ему удалось очень верно и тонко описать сложный духовный мир своих героев. “Люди как реки”, – говорил Толстой, подчеркивая многогранность человеческой души, сочетание в ней противоречивых черт, ее непрерывное движение и развитие. Все это писатель смог передать в своих произведениях, в “Войне и мире”, в частности.
Именно умение раскрыть диалектику души – одно из величайших художественных открытий Толстого.
Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» Часть 1
Роман Л.H. Толстого «Война и мир» — вершинное произведение русской классической литературы. Интересно, что до реформы русской орфографии слово «мир» в названии романа писалось так, что обозначало «общество», а не «перемирие» как альтернативу войне.
В произведении изображены масштабные исторические события: целых две войны (союзническая война 1805 года, когда русские войска помогали Австрии в борьбе с Наполеоном, и Отечественная война 1812 года). Военные сцены романа перемежаются с описанием жизни светского общества того времени (салонных бесед, дружеских разговоров, любовных романов и семейных праздников).
Важную роль в произведении играют массовые сцены. Они помогают автору развернуть широкую панораму исторических событий.
Роман открывается описанием вечера в салоне Анны Павловны Шерер, фрейлины и приближенной императрицы Марии Федоровны. Примечательно, что переводы с французского перемежаются в романс с основным повествованием, которое ведется на русском языке. Парадоксально, но русское дворянство не только говорило, но и думало на французском языке.
Основной принцип поведения в этом светском обществе — манерность. Князь Василий говорит «по привычке, как заведенные часы, говоря вещи, которым он и не хотел, чтобы верили». На лице Анны Павловны постоянно держится сдержанная улыбка. Она берется провозглашать Россию спасительницей Европы, не понимая, на какие жертвы и лишения обрекают страну эти военные действия. С милыми улыбками легко красивыми жестами отправлять людей на смерть. Главное — подчеркнуть самоотверженность и высоту души императора Александра. Светская беседа становится для дворян самоцельной, ее содержание должно быть интеллектуально наполненным, сопровождаться грациозными жестами и принятыми в обществе манерами. О том, как трагично гибнут и жестоко страдают на полях сражений русские солдаты, речь просто не ведется.
Описание вечеринки в салоне Анны Павловны Шерер не только рисует панорамную картину русского дворянства общества, но и знакомит читателя с двумя центральными персонажами произведения — Пьером Безуховым и Андреем Болконским. Акцентируя внимание читателей на этих героях, Л.Н. Толстой дает нам их развернутые портреты. Пьер Безухов — «массивный, толстый молодой человек с стриженою головой. В очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке». Л.Н. Толстой — признанный мастер психологического портрета. Неловкость, неуклюжесть Пьера подчеркивает неординарность его натуры. Но не только эта деталь отличает его от светского общества. Главное — это «робкий, наблюдательный и естественный взгляд», с которым он смотрит на все окружающее. Л.Н. Толстой с тонкой иронией подчеркивает отношение светского общества к появлению Пьера как к чему-то чуждому, непривычному и опасному: «Страх Анны Павловны был не напрасен, потому что Пьер, не дослушав речи тетушки о здоровье ее величества, отошел от нее».
Натянутым светским улыбкам Л.Н. Толстой противопоставляет открытую, доверчивую улыбку Пьера: «Улыбка у него была не такая, как у других людей, сливающаяся с неулыбкой.
У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое — детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения».
Неуклюжесть Пьера — повторяющаяся деталь, сопровождающая появление этого образа в романе. В этой особенности Л.H. Толстой выражает стремление героя идти своим путем. Рассеянность же Пьера свидетельствует о том, что он еще не нашел этого пути, о том, что ему предстоит долгий путь нравственных исканий.
Второй герой, о котором подробно рассказывает нам Л.H. Толстой, — это Андрей Болконский, небольшого роста, весьма красивый «молодой человек с определенными и сухими чертами». Как и Пьер, Андрей кажется чужим в этой гостиной. Его красивое лицо портит гримаса. Л.Н. Толстой широко использует портретную характеристику для раскрытия внутреннего мира героя. При этом ему свойственны так называемые развернутые портреты. Когда князь Андрей рассказывает о том, что несчастлив в браке, его лицо дрожит «нервическим оживлением каждого мускула», глаза блестят.
Таким образом, как бы противопоставив Пьера и Андрея остальному обществу, Л.Н. Толстой подчеркивает, как чужды этим двум благородным, деятельным и по-настоящему интеллектуальным натурам все эти пустые светские разговоры, притворные любезности и дежурные фразы. Этот контраст максимально ярко раскрывает сцена встречи Андрея и Пьера в гостиной: «Князь Андрей, не оглядываясь, сморщил лицо в гримасу, выражавшую досаду на того, кто трогает его за руку, но, увидав улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожиданно доброю и приятною улыбкой».
Андрей и Пьер встречаются как друзья, и на страницах романа их пути будут не раз пересекаться. Им суждено пройти этапы жизненных исканий, мучиться, сомневаться, работать над собой, но, в конце концов, обрести личностную цельность и значительность.
Наряду с вымышленными героями на страницах романа «Война и мир» описываются реальные исторические лица. Наибольшее внимание из них уделено Наполеону, спор о котором ведется уже в салоне Анны Павловны. Со свойственной юности горячностью Пьер Безухов называет Наполеона великим человеком, отстаивает идеалы революции.
Князь Андрей тоже часто думает о Наполеоне. Болконский отправляется на войну, чтобы совершить какое-нибудь значительное событие. Он жаждет подвига, мечтает участвовать в величайших исторических событиях. Перед одним из сражений князь Андрей думает о смерти и чувствует, что вскоре та счастливая минута, тот Тулон (французская крепость, которую Наполеон освободил от английских войск), которого так долго ждал он, наконец, предоставляется ему.
Л. Н. Толстой тонкий психолог (на материале 1 и 2 тома романа-эпопеи Война и мир): сочинение Ссылка на основную публикацию