Герои войны и военные трутни в романе Л.Н.Толстого Война и мир: сочинение

Герои войны и военные трутни в романе Л.Н.Толстого Война и мир: сочинение

Лев Николаевич Толстой отрицал возможность научного познания законов исторического процесса и склонялся к мысли, что течение, направление и характер событий определяются сочетанием бесчисленного количества факторов. Передвижение стрелок на часах истории, по убеждению писателя, зависит от вращения множества сцепленных друг с другом колёсиков. Этими колёсиками оказываются люди в бесконечном разнообразии характеров, интересов, устремлений. Отказываясь от постижения первопричины исторических событий, Толстой в то же время старается найти равнодействующую тех сил, которые приводят в движение стрелки на циферблате истории. Эта равнодействующая – могучий дух народа, простого русского человека, который изображён в романе носителем самых ценных человеческих качеств. В ходе знаменательных исторических событий Отечественной войны тысяча восемьсот двенадцатого года наиболее полно, по мнению Толстого, раскрываются особенности нашего национального характера. «Простота, добро и правда» в сочетании с подлинным героизмом, незаметным и естественным, как сама жизнь, – вот те замечательные качества, которые проявляются и в боях за родину, и в солдатских буднях, и в перерывах между боями, и в отношениях русских воинов друг к другу и к врагу. Именно в годину всенародного бедствия обнажаются все лучшие национальные черты простого русского человека. А в трудных, экстремальных ситуациях острее видятся различия между людьми: одни лишь мнят себя патриотами и громко кричат о любви к Отечеству, другие – патриоты по сути – отдают жизнь во имя общей победы. Первые – люди, преданные родине и народу, вторые – карьеристы, «маленькие наполеоны», чуждые интересам своей страны.

Изображая войну, Толстой выделяет не скачущих воинов с развёрнутыми знамёнами и их мудрых полководцев, не парад, не блеск побед, а военные будни рядовых солдат, их повседневный тяжкий труд. Он раскрывает внутренний мир обыкновенного человека обладающего неповторимой индивидуальностью, привлекающего своей душевной красотой. Писатель утверждает, что от воли и усилий массы таких простых людей зависит ход исторических событий. Вспомним главы, посвящённые Шенграбенскому сражению. Перед нами расстроенные пехотные полки, растерянные солдаты. Их нравственное колебание, решающее участь сражение, готово разрешиться в пользу страха. Но тут на выручку приходит скромный, незаметный Тимохин. И не численное превосходство, не стратегические планы мудрых полководцев, а воодушевление ротного, увлекшего за собой солдат, влияет на ход сражения. « Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться , побросали оружие и побежали». Здесь автор показывает героизм человека, которого никто не считает героем, который и сам меньше всего думает о своём героизме. Но недаром Кутузов запоминает Тимохина и называет его во время смотра в Браунау «измайловским товарищем», «храбрым офицером».

После этой сцены мы попадаем на батарею Тушина. Действуя по собственной инициативе, забытый начальством и оставшийся без прикрытия, он вместе со своими артиллеристами, сам того не зная, решает исход сражения. В разгар боя и Тушин, и его солдаты возбуждены, необыкновенно деятельны. Истинные патриоты, они сражаются без прикрытия, не испытывая чувства страха, не думая о том, что их могут ранить или убить. Их чувства едины: солдаты , как дети, в затруднительном положении смотрят на своего командира. А он обращается с ними не как начальник, а как добрый друг. В каждом слове Тушина звучит простота и необыкновенная доброта. «Милая душа! Прощайте, голубчик», – говорит он князю Андрею. Толстой неоднократно подчёркивает, что в облике Тушина нет ничего военного и тем более воинственного. Вот он сидит, герой битвы, маленький, худой и грязный, сидит босой, сняв сапоги. Большими, умными и добрыми глазами смотрит он на вошедших начальников и пытается шутить: «Солдаты говорят, что разувшись ловчее». А потом смущается, чувствуя , что шутка не удалась. Автор делает всё, чтобы этот капитан предстал перед нами в самом негероическом, даже смешном виде. Вспомним, как отдают честь начальству Тушин и Жерков. Первый, с его слабыми, робкими и неловкими движениями, делает это «совсем не так, как салютуют военные». Жерков же отдаёт честь «бойко, не отнимая руки от фуражки». Но в бою он трусит, а Тушин показывает себя настоящим воином. После сражения Багратион собирает у себя в избе некоторых начальников частей. Здесь отмечаются заслуги одних и просчёты других. В вину Тушину ставятся два брошенных орудия, на что капитан ничего не может возразить и смотрит на Багратиона как «сбившийся ученик в глаза экзаменатора». И только слова Болконского о том, что «успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой», меняют положение. Именно этот смешной человек является истинным героем дня. А вот в глазах самодовольных генералов, которые хвастают, лгут, приписывая себе небывалые подвиги в этом сражении, фигурка капитана Тушина выглядит жалко. Он не думает о славе и наградах, в отличии от него, Долохов, проявляя храбрость в бою, сразу бежит к полковнику докладывать о своих «трофеях». «Прошу запомнить, ваше превосходительство!» – постоянно напоминает он. И таких офицеров много. Они не трусы, но ради общего дела не могут забыть о своей карьере и личных интересах.

Используя приём антитезы, писатель показывает нам верных сынов отечества и лжепатриотов , думающих только о своей корысти. Толстой противопоставляет народную Россию «огромному, блестящему и беспокойному» миру придворных вельмож, военных интриганов, глубоко равнодушных к судьбам родины и своего народа. Даже Бородинское сражение для них «только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку». Мы видим, какая пропасть отделяет петербургские салоны, двор, аристократию от народной жизни. Этим « трутням» не дано осознать ту опасность, которая угрожает стране, народу и им самим. Граф Растопчин, например, расклеивает по Москве глупые «афишки», призывая жителей города не оставлять столицы. Его самомнение огромно: ему кажется, что он управляет действиями людей, руководит их настроением посредством своих воззваний. Но они написаны языком, который народ не понимает и даже презирает. Таковы люди, сами непричастные к ведению войны. Однако ещё более омерзительную картину представляют собой те, кто использует войну как средство наживы. Вспомним Берга, который в минуты всеобщего смятения ищет случая поживиться, он озабочен поиском «шифоньерки из красного дерева». И вот из такого высшего света приезжает в действующую армию «золотая молодёжь» , приезжает за чинами и орденами, пополняя ряды «военных трутней». Их формальное присутствие на поле битвы, их чудовищный деспотизм по отношению к рядовым солдатам можно расценивать как настоящее преступление. Даже накануне Бородинского сражения офицеры штаба обеспокоены не столько будущим его результатом, сколько заботами о своих наградах. Они внимательно следят за флюгером царской милости.

С суровой беспощадность Толстой срывает всяческие маски с представителей высшего света, обличая их антинародную сущность, их эгоизм и тщеславие. У Пушкина в «Евгении Онегине» есть строчки:

Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?

В своём романе Толстой отвечает на этот вопрос. Именно простой русский солдат, обладающий огромным чувством патриотизма и любви к родине, является истинным героем и победителем в той войне. О людях, о жизни, об исторических событиях писатель судит с точки зрения народа, который, по существу, и является главным героем его произведения.

Герои войны и военные трутни в романе Л.Н.Толстого Война и мир: сочинение

Все сочинения / Толстой / Война и мир / Герои войны и “военные трутни” в романе “Война и мир” /

Герои войны и “военные трутни” в романе “Война и мир”

Роман “Война и мир” в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как Толстой показывает нам исторические события, которые охватывают большой отрезок времени (действие романа начинается в 1805 году, а заканчивается в 1821, в эпилоге), в романе свыше 200 действующих лиц, есть реальные исторические личности (Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион и многие другие), показаны и все социальные слои России того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, крестьянство, даже купечество (вспомним купца Ферапонтова, который поджигает свой дом, чтобы он не достался врагу).
Главная тема романа — тема подвига русского народа (независимо от социальной принадлежности) в войне 1812 года. Это была справедливая народная война русских людей против наполеоновского нашествия.
Этот роман повествует, как об умственных исканиях наиболее передовой части дворянства, так и о потрясающем бездействии ведущего паразитический образ жизни “общества”. Изображая этих “неумных ненужностей” и разоблачая из бездарную сущность в романе “Война и мир”, Л.Н. Толстой достигает того, чего он не достиг полностью в “Анне Каренине” и “Воскресении”, — наиболее цельного изображения “пошлости пошлого человека”. Первое, что прежде всего бросается в глаза, когда читаешь роман, — это полное уничтожение писателем какого либо авторитета светского общества. Перед нами семья князя Василия Курагина с его сыновьями: Ипполитом, Анатолем и дочерью Элен.
Князь Василий Курагин — представитель правящей верхушки. Главная цель действий князя — личная выгода. Таким людям, как Курагин, которые принадлежат светскому обществу (за некоторым исключением), не свойственна даже любовь к Родине. С их стороны мы наблюдаем лишь выставляемый ими напоказ псевдопатриотизм. Мы видим этих людей в такое тяжелое время, как период войны с Наполеоном. И эти люди с потрясающим лицемерием занимались тем, что “щипали корпию для блага отечества”. Вот и вся их “любовь” к отечеству. Лицемерные афишки, призывающие “встать на защиту отечества”, еще раз доказывают, насколько презрительно относятся к своему народу, к своей героической Родине существующие, но не живущие светские салоны.
Но таковы люди, сами непричастные к ведению войны. Однако не менее омерзительную картину представляют собой люди, принадлежащие к высшему свету и использующие войну, как средство наживы! Вспомним Берга, который, не замечая ужасов войны, ищет “шифоньерку из красного дерева”. Берг не взволнован трагедией сражения под Аустерлицем — он извлек для себя пользу: получил награду. Он сумел “отличиться” и в финляндской войне, подняв осколок гранаты, которым был убит адъютант. А ведь это из гостиных света приезжала в действующую армию “золотая молодежь”, за чинами и орденами, пополняя ряды “трутней”. Они-то не одиноки. Таких “бергов” и “жерковых” было очень много среди штабных офицеров, они наводняли армию и ослабляли ее. А разве лучше их те представители военной знати, кто избрал военное поприще ради удовлетворения своих карьерских желаний? Они едут на войну как “на ловлю счастья и чинов”. Их не интересует судьба Родины и исход войны. Такие, как Друбецкой, Жирков, Берг, !
Несвицкий и многие другие “герои”, глухи к призыву России. Им не свойственны даже кратковременные душевные порывы. Как же нечиста их совесть перед Родиной!
Их жизнь на фронте лишена никчемности светской жизни, они не являются героями светских интриг, они никого не вызывают на дуэль и никого не убивают, но их животное существование, формальное присутствие на поле битвы, их чудовищный деспотизм мы расцениваем как несравненно более тяжкое преступление.
Напротив, на борьбу с захватчиками поднялся весь русский народ. Лев Николаевич Толстой считал, что роль отдельной личности в истории незначительна, что творят историю миллионные массы простых людей. Тушин и Тихон Щербатый — типичные представители русского народа, поднявшегося на борьбу с врагом. Толстой много раз подчёркивает невзрачность Тушина: “Небольшой сутуловатый человек, офицер Тушин, спотыкнувшись на хобот, выбежал вперёд, не замечая генерала и выглядывая из — под маленькой ручки “; “. закричал он тоненьким голоском, которому он старался придать молодцеватость, не шедшую к его фигуре. — Второе, — пропищал он. — Круши, Медведев!”; “Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями. выбегал вперёд и из — под маленькой ручки смотрел на французов “. Но мы также видим его грозный приказ: “Круши, ребята!”, хотя выстрелы заставляют его “каждый раз вздрагивать”. Потом будет сказано про “слабый, тоненький, нерешительный голосок”. Однако солдаты, “как и всегд!
а в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и вдвое шире его” — “все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах “. В итоге авторского описания происходит преображение: ” Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра”. Глава заканчивается неожиданно, но вполне в духе толстовского представления о “военных трутнях”: ” — До свидания, голубчик, — сказал Тушин, — милая душа! прощайте, голубчик, — сказал Тушин со слезами, которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза”. Андрею Болконскому придётся защищать Тушина перед начальством, и его слова прозвучат уже торжественно: ” Я был там и нашёл две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными и прикрытия никакого. Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой”. Так из против!
оречий, из сочетания “малого” и “великого”, скромного и поистине героического создаётся образ рядового защитника Родины.
Толстой создаёт яркий образ неутомимого партизана, мужика Тихона Щербатого, приставшего к отряду Денисова. Тихон отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие. Характерен рассказ Тихона о том, как на него набросились четыре француза “со шпажонками”, а он на них пошёл с топором. Это перекликается с образом француза — Фехтовальщика и русского, орудующего дубинкой. Он сам, добровольно, попросился в отряд Василия Денисова.
Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой — ловить ” кресты, рубли, чины “. Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф.
Истинным героям также является и Кутузов, который уважал народ, понимал все невзгоды войны.
“Военные трутни” есть и среди лучших людей из дворянства, таких, как князь Андрей. Он отказался служить в штабе, а взял полк и во время сражения получил смертельную рану. И Пьер Безухов, сугубо штатский человек, едет в Можайск, а затем и на поле сражения. Он понял смысл фразы, которую услышал от старого солдата: “Всем народом навалиться хотят. Один конец сделать. Одно слово Москва”.
Толстой рисует войну 1812 года как народную, Отечественную, когда на защиту Родины поднялся весь народ. У Толстого патриотизм неотделим от гуманизма, и это естественно: простым людям война всегда была не нужна. Толстой исключительно правдиво отобразил героическое прошлое России, показал народ и его решающую роль в Отечественной войне 1812 года. Впервые в истории русской литературы правдиво изображен русский полководец Кутузов. Изображая войну 1805 года, Толстой рисует различные картины военных действий и разнообразные типы ее участников. Но эта война велась за пределами России, смысл и цели ее были непонятны и чужды русскому народу. Иное дело — война 1812 года. Ее Толстой и рисует иначе. Эту войну он изображает как войну народную, справедливую, которая велась против врагов, посягнувших на независимость страны.
Сделал это писатель с огромной художественной силой, создав грандиозный роман — эпопею, которому нет равных в мире.

Читайте также:  Личность и общество в романе Анна Каренина: сочинение

Это сочинение можно распечатать или просто почитать.

Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир»

Колоссальное прозаическое полотно «Война и мир», отразившее с невероятной искренностью и правдивостью реальные картины жизни народа в пучине сложных событий первых десятилетий XIX века, стало одним из важнейших произведений в отечественной литературе. Свое высокое значение роман заслужил благодаря серьезности проблематики. Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир» – одна из центральных идей, актуальность которой не проходит спустя более 200 лет.

Война – испытание характера личности

Несмотря на развернутую систему персонажей произведения, его главным героем является русский народ. Как известно, свои истинные качества люди проявляют, оказавшись в сложных жизненных ситуациях. Нет ничего более страшного и ответственного как для отдельно человека, так и для нации в целом, чем война. Она подобно волшебному зеркалу способна отразить истинное лицо каждого, сорвав маски притворства и псевдопатриотизма одних, подчеркнуть героизм, готовность к самопожертвованию ради гражданского долга других. Война становится своеобразным испытанием для личности. В романе русский народ изображен в процессе преодоления этого испытания в виде Отечественной войны 1812 года.

Художественный прием сравнения

В ходе изображения войны автор прибегает к приему сравнительного сопоставления настроений и поведения как военных, так и светского общества, сравнивая 1805–1807 годы, когда бои происходили за пределами Российской Империи, с 1812-м – периодом вторжения французов на территорию государства, заставившим народ подняться на защиту Отечества.

Главным художественным приемом, которым автор мастерски оперирует в произведении, является антитеза. Метод противопоставления автор использует и в оглавлении романа-эпопеи, и в параллельном ведении сюжетных линий, и в создании персонажей. Герои произведения противопоставляются друг другу не только своими моральными качествами и поступками, но и своим отношением к гражданскому долгу, проявлением истинного и ложного патриотизма.

Олицетворение истинного патриотизма

Война коснулась различных слоев населения. И многие стараются внести свою лепту в дело общей победы. Крестьяне и купцы сжигают или раздают свое имущество только для того, чтобы оно не досталось захватчикам, москвичи и жители Смоленска покидают свои дома, не желая находиться под гнетом врага.

С особым проникновением и гордостью создает Лев Николаевич образы русских солдат. Героизм и отвагу они продемонстрировали в эпизодах боевых действий под Аустерлицем, Шенграбеном, Смоленском и, конечно же, на Бородинском сражении. Именно там проявилось несравненное мужество простых солдат, их любовь к Родине и стойкость, готовность пожертвовать собственной жизнью ради свободы и Отечества. Они не пытаются выглядеть героями, подчеркнуть свою удаль на фоне других, а лишь стараются доказать свою любовь и преданность Отчизне. Невольно в произведении читается идея о том, что истинный патриотизм не может быть показным и позерским.

Читайте также:  Роль портретной характеристики в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: сочинение

Одним из самых ярких персонажей, олицетворяющим истинный патриотизм в романе «Война и мир», является Михаил Кутузов. Назначенный главнокомандующим русским войском вопреки царской воле он сумел оправдать возложенное на него доверие. Логичность его назначения лучше всего объясняется словами Андрея Болконского: «Пока Россия была здорова, хорош был Барклай де Толли… Когда Россия больна, ей нужен свой человек».

Одно из самых сложных решений, которое довелось принять Кутузову во время войны, – это приказ об отступлении. Только дальновидный, опытный и глубоко патриотичный полководец мог взять на себя ответственность за такое решение. На одной чаше весов была Москва, а на другой – вся Россия. Как истинный патриот, Кутузов принимает решение в пользу всего государства. Свой патриотизм и любовь к народу продемонстрировал великий полководец и после изгнания захватчиков. Он отказывается воевать за пределами страны, считая, что русский народ выполнил свой долг перед Отчизной, и больше нет смысла проливать его кровь.

Особая роль в произведении отведена партизанам, которых автор сравнивает с дубиной, «поднявшейся со всей своей грозно и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, гвоздившей французов, пока не погибло все нашествие».

Дух искренней любви к родной земле и государству свойствен не только военным, но и мирному населению. Купцы раздавали свой товар бесплатно, чтобы захватчикам ничего не досталось. Семья Ростовых, несмотря на близившееся разорение, оказывает помощь раненым. Пьер Безухов вкладывает свои средства в формирования полка и даже предпринимает попытку убить Наполеона, невзирая на последствия. Патриотические чувства свойственны и многим представителям дворянского сословия.

Ложный патриотизм в произведении

Однако не всем героям произведения знакомы искренние чувства любви к Родине и разделение народного горя. Настоящим борцам с захватчиками Толстой противопоставляет ложных патриотов, которые продолжали шикарную жизнь в салонах, посещали балы и говорили на языке захватчика. К лжепатриотам относит автор не только светское общество, но и большинство офицерского состава русской армии. Многие из них рады войне как способу получения орденов и карьерного роста. Автор обличает большую часть офицерства, которое ютится в штабах и не участвует в битвах, прикрываясь простыми солдатами.

Прием антитезы в изображении наигранного и настоящего патриотизма является одной из идейных линий романа-эпопеи «Война и мир». По мнению автора, истинные чувства любви к родной земле продемонстрировали представители простого народа, а также те дворяне, которые проникнуты его духом. Те, кому нет покоя в минуты общего горя, и отражают искреннюю любовь к Родине. Эта идея является одной из основных в произведении, а также в сочинении на тему «Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир». Данное убеждение автор изображает через мысли Пьера Безухова, который осознает, что настоящее счастье в единстве со своим народом.

Сочинение: Герои войны и военные трутни в романе Л.Н.Толстого Война и мир.

Герои войны и “военные трутни” в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”.

Автор: Толстой Л.Н.

Л.Н.Толстой был участником Севастопольской обороны. В те трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляются не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и человеческого, несмотря ни на что. Этот опыт сказался в романе “Война и мир”. В нем нарисованы две войны, которые во многом противопоставлены друг другу. Война на чужой территории за чуждые интересы шла в 1805 — 1807 годах, и истинный героизм солдаты и офицеры проявляли лишь тогда, когда понимали нравственную цель сражения. Вот почему стояли героически под Шенграбеном и позорно бежали под Аустерлицем, как вспоминает князь Андрей накануне Бородинского сражения. Война 1812 года в изображении Толстого носит совершенно другой характер.

Над Россией нависла смертельная опасность, и в действие вступили те силы, которые автор и Кутузов назвали “народным чувством”, “скрытой теплотой патриотизма”. Кутузов, накануне Бородинского сражения объезжая позиции, увидел ополченцев, надевших белые рубахи: они готовы к смерти за Родину. “Чудесный, бесподобный народ”, — с волнением и слезами произнес Кутузов. В уста народного полководца вложил Толстой слова, которые выразили его мысли. Толстой подчеркивал, что в 1812 году Россию спасли не отдельные личности, а усилия всего народа в целом. По его мнению, в Бородинском сражении русскими была одержана нравственная победа. Ведь не только Наполеон, но и все солдаты и офицеры французской армии испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял в конце сражения так же, как и в начале его. Французы были морально сломлены: оказывается, русских можно убить, но не победить. Адъютант докладывает Наполеону со скрытым страхом о том, что французская артиллерия бьет в упор, а русские продолжают стоять.

Из чего же складывалась эта непоколебимая сила русских? Из совместных действий армии и всего народа, из мудрости Кутузова, чья тактика была — “терпение и время”, чья ставка — прежде всего на дух в войсках. Эта сила складывалась из героизма солдат и лучших офицеров русской армии. Вспомним, как ведут, себя солдаты полка князя Андрея, поставленные в резерв на пристрелянном поле. Их положение трагично: под непреходящей угрозой смерти они стоят более восьми часов без еды, без дела теряя людей. Но князю Андрею “делать и приказывать было нечего. Все делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых относили, ряды смыкались. Если отбегали солдаты, то они тотчас же поспешно возвращались”. Вот пример того, как выполнение долга перерастает в подвиг. Эта сила складывалась из патриотизма — не на словах, а на деле — лучших людей из дворянства, таких, как князь Андрей. Он отказался служить в штабе, а взял полк и во время сражения получил смертельную рану. И Пьер Безухов, сугубо штатский человек, едет в Можайск, а затем и на поле сражения. Он понял смысл фразы, которую услышал от старо го солдата: “Всем народом навалиться хотят.. Один конец сделать Одно слово — Москва”. Глазами Пьера нарисована картина сражения, показан героизм артиллеристов на батарее Раевского. Эта непобедимая сила складывалась из героизма и патриотизма москвичей, которые покидают родной город, как ни жалко им оставлять на погибель свое имущество. Вот Ростовы, уезжая, стараются разместить на подводах самое ценное из дома: ковры, фарфор, одежду. А потом Наташа и старый граф решают отдать подводы раненым, а все добро сгружают и оставляют на разграбление врагу. В то же время ничтожный Берг просит одну подводу, чтобы вывезти из Москвы прекрасный шкаф, который он купил задешево. Даже во время патриотического подъема никогда не обходится без Бергов.

Непобедимая сила русских складывалась и из действий партизанских отрядов. Один из них подробно описан Толстым. Это отряд Денисова, где самый нужный человек — Тихон Щербатый, народный мститель. Партизанские отряды уничтожали наполеоновскую армию по частям. На страницах романа возникает образ “дубины народной войны”, которая поднялась всей грозной и величественной силой и гвоздила французов, пока не кончилось их нашествие, пока в душе народа чувство оскорбления и мести не сменилось чувством презрения и жалости к поверженному врагу. Толстой ненавидел войну, поэтому он показал не только картины сражений, но и страдание всех людей на войне, будь то враги или нет. Отходчивое русское сердце подсказало, что можно пожалеть обмороженных, грязных, голодных французов, взятых в плен. Это же чувство живет и в душе старого Кутузова. Обращаясь к солдатам Преображенского полка, он говорит, что пока французы были сильны, русские их били, а теперь и пожалеть можно — ведь они тоже люди. У Толстого патриотизм неотделим от гуманизма, и это естественно: простым людям война всегда была не нужна. Итак, Толстой описал войну 1812 года как народную, Отечественную, когда на защиту Родины поднялся весь народ. И сделал это писатель с огромной художественной силой, создав грандиозный роман-эпопею, равного которому нет в мире.

Настоящий патриотизм на страницах романа «Война и мир» (Толстой Лев Н.)

«Мы покажем Европе, как Россия восстаёт за Россию.»

Л. Н. Толстой, «Война и мир»

«Война и мир» — нестареющее произведение русской литературы, которое вобрало в себя не только настроение и события жизни отдельных героев, но и целого народа, целой эпохи. Толстому через свой роман удалось показать читателю свой взгляд на большой спектр важных жизненных понятий: мнимой и истинной любви, фатализма истории, а также ложного и подлинного патриотизма. Для того, чтобы ясно понять толстовское понятие патриотизма обратимся к изображению героев романа в период военной компании 1812 года.

Подлинный патриотизм, незаметный и естественный как сама жизнь, это качество, которое проявляется в трудную минуту, минуту выбора между жизнью и смертью, собственным благом и благом Отечества, тогда, когда нет разделения на свое и чужое горе, тогда, когда только общим усилием можно сломить неприятеля.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Эту черту характера мы угадываем в образах Андрея Болконского, Наташи Ростовой, Пети Ростова.

Для Болконского истинный патриотизм – это не просто проявление любви к Отечеству, это следствие желания не позволить врагу боле разрушать родные земли, отомстить за потерянный дом, за утрату отца — всё его нутро восстает против неприятеля: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям». И сказано это им не для «красного словца»: верен он своим словам и не готов отступить. «Ложитесь!» — кричат ему, но «поклониться» перед врагом, сломиться от мысли о скорой смерти — всё это противоречит его кодексу внутренней чести, чувству истинного патриотизма.

Ещё одним ярким примером решительности в трудную минуту может служить образ Наташи Ростовой. Наташа, отдавая подводы раненым, не думала о последствиях, так как понимала, что есть в жизни что-то ценнее чем фарфор и атласные платья: «Это гадость! Это мерзость! Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька. не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых». Толстой показывает нам настоящие эмоции человека, который осознает, что в момент всеобщей нужды и речи быть не может о личном благе. Истинное чувство патриотизма и готовности отдать всё на благо Родины — вот что объясняет поступок Наташи.

Не только Наташа в семействе Ростовых чувствует потребность помочь Отечеству. Петя Ростов, ещё совсем юный и не окрепший внешне, своим поступком показывает свою внутреннюю зрелость. После прочтения воззвания душу его переполняет желание всё отдать, всем пожертвовать. Нельзя назвать это юношеской горячностью и поспешностью, ведь продиктована эта потребность самим сердцем: «Ну теперь, папенька, я решительно скажу — и маменька тоже, как хотите, — я решительно скажу, что вы пустите меня в военную службу, потому что я не могу… вот и всё». Горькая судьба Пети, которая служит ярким примером бессмысленности войны, есть высший подвиг человека, преданного своему Отечеству.

Истинному патриотизму как отдельных героев, так и всего народа Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати. Патриотизм московской аристократии заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, и не терпели французской речи. В Петербурге же жизнь идет по-старому: в салонах собирается высшая знать, всё так же даются балы, все придворные «трутни» твердят о патриотизме, но сами же заботятся лишь о собственном благополучии. Автор высмеивает и осуждает этот ложный патриотизм, который проявляется только на словах.

Используя прием антитезы, Толстой противопоставляет нам два понятия патриотизма: истинного и ложного. Для него истинный патриотизм — это действия в решительную минуту, продиктованные преданностью Родине, желанием помочь Отечеству, тогда как лжепатриотизм есть ничто иное как простое пустословие, вызванное желанием сберечь «собственную шкуру».

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id70541

Герои войны и “военные трутни” в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”

Л.Н.Толстой был участником Севастопольской обороны. В те трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляются не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и человеческого, несмотря ни на что. Этот опыт сказался в романе “Война и мир”. В нем нарисованы две войны, которые во многом противопоставлены друг другу. Война на чужой территории за чуждые интересы шла в 1805 — 1807 годах, и истинный героизм солдаты и офицеры проявляли лишь тогда, когда понимали нравственную цель сражения. Вот почему стояли героически под Шенграбеном и позорно бежали под Аустерлицем, как вспоминает князь Андрей накануне Бородинского сражения. Война 1812 года в изображении Толстого носит совершенно другой характер.
Над Россией нависла смертельная опасность, и в действие вступили те силы, которые автор и Кутузов назвали “народным чувством”, “скрытой теплотой патриотизма”. Кутузов, накануне Бородинского сражения объезжая позиции, увидел ополченцев, надевших белые рубахи: они готовы к смерти за Родину. “Чудесный, бесподобный народ”, — с волнением и слезами произнес Кутузов. В уста народного полководца вложил Толстой слова, которые выразили его мысли. Толстой подчеркивал, что в 1812 году Россию спасли не отдельные личности, а усилия всего народа в целом. По его мнению, в Бородинском сражении русскими была одержана нравственная победа. Ведь не только Наполеон, но и все солдаты и офицеры французской армии испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял в конце сражения так же, как и в начале его. Французы были морально сломлены: оказывается, русских можно убить, но не победить. Адъютант докладывает Наполеону со скрытым страхом о том, что французская артиллерия бьет в упор, а русские продолжают стоять.
Из чего же складывалась эта непоколебимая сила русских? Из совместных действий армии и всего народа, из мудрости Кутузова, чья тактика была — “терпение и время”, чья ставка — прежде всего на дух в войсках. Эта сила складывалась из героизма солдат и лучших офицеров русской армии. Вспомним, как ведут, себя солдаты полка князя Андрея, поставленные в резерв на пристрелянном поле. Их положение трагично: под непреходящей угрозой смерти они стоят более восьми часов без еды, без дела теряя людей. Но князю Андрею “делать и приказывать было нечего. Все делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых относили, ряды смыкались. Если отбегали солдаты, то они тотчас же поспешно возвращались”. Вот пример того, как выполнение долга перерастает в подвиг. Эта сила складывалась из патриотизма — не на словах, а на деле — лучших людей из дворянства, таких, как князь Андрей. Он отказался служить в штабе, а взял полк и во время сражения получил смертельную рану. И Пьер Безухов, сугубо штатский человек, едет в Можайск, а затем и на поле сражения. Он понял смысл фразы, которую услышал от старо го солдата: “Всем народом навалиться хотят.. Один конец сделать Одно слово — Москва”. Глазами Пьера нарисована картина сражения, показан героизм артиллеристов на батарее Раевского. Эта непобедимая сила складывалась из героизма и патриотизма москвичей, которые покидают родной город, как ни жалко им оставлять на погибель свое имущество. Вот Ростовы, уезжая, стараются разместить на подводах самое ценное из дома: ковры, фарфор, одежду. А потом Наташа и старый граф решают отдать подводы раненым, а все добро сгружают и оставляют на разграбление врагу. В то же время ничтожный Берг просит одну подводу, чтобы вывезти из Москвы прекрасный шкаф, который он купил задешево. Даже во время патриотического подъема никогда не обходится без Бергов.
Непобедимая сила русских складывалась и из действий партизанских отрядов. Один из них подробно описан Толстым. Это отряд Денисова, где самый нужный человек — Тихон Щербатый, народный мститель. Партизанские отряды уничтожали наполеоновскую армию по частям. На страницах романа возникает образ “дубины народной войны”, которая поднялась всей грозной и величественной силой и гвоздила французов, пока не кончилось их нашествие, пока в душе народа чувство оскорбления и мести не сменилось чувством презрения и жалости к поверженному врагу. Толстой ненавидел войну, поэтому он показал не только картины сражений, но и страдание всех людей на войне, будь то враги или нет. Отходчивое русское сердце подсказало, что можно пожалеть обмороженных, грязных, голодных французов, взятых в плен. Это же чувство живет и в душе старого Кутузова. Обращаясь к солдатам Преображенского полка, он говорит, что пока французы были сильны, русские их били, а теперь и пожалеть можно — ведь они тоже люди. У Толстого патриотизм неотделим от гуманизма, и это естественно: простым людям война всегда была не нужна. Итак, Толстой описал войну 1812 года как народную, Отечественную, когда на защиту Родины поднялся весь народ. И сделал это писатель с огромной художественной силой, создав грандиозный роман-эпопею, равного которому нет в мире.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Герои войны и военные трутни в романе Л.Н.Толстого Война и мир.
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 17:27:57 20 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 390 Комментариев: 14 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать