Музыка поэзии серебряного века: сочинение

Музыка поэзии серебряного века

Лирика Серебряного века многообразна и очень музыкальна. Сам эпитет “серебряный” звучит как колокольчик. Серебряный век подарил нам целое созвездие поэтов. Поэтов-музыкантов. Стихи Серебряного века — это музыка слов. В этих стихах не было ни одного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, не к месту поставленной точки.

В начале XX в. существовало множество литературных направлений. Это и символизм, и футуризм, и даже эгофутуризм Игоря Северянина. Все эти направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся в одном: необходимо исступленно работать над ритмом, словом, чтобы довести игру, манипулирование звуками до совершенства. Особенно, на мой взгляд, в этом преуспели футуристы.
Футуризм напрочь отказался от старых литературных традиций, “старого языка”, “старых слов”, провозгласив основой стихосложения поиск новой формы слов, независимой от содержания, т. е., иначе говоря, изобретение нового языка. Работа над словом, над “приручением” звуков становилась самоцелью, иногда даже в ущерб смыслу. Взять, например, стихотворение В. Хлебникова “Перевертень”, каждая строчка которого — палиндром:

Кони, топот, инок.
Но не речь, а черен он.
Идем молод, долом меди.
Чин зван мечем навзничь.
Голод чем меч долог?
Пал а норов худ и дух ворона лап.

Появлялись, изобретались, сочинялись новые слова. Из одного лишь слова “смех” родилось целое стихотворение “Заклятие смехом”:

О, рассмейтесь смехачи!
О, засмейтесь смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!

Культ формы долго не просуществовал, футуризм быстро изжил себя. Но работа футуристов не пропала даром. В их стихах к почти совершенному владению словом добавился смысл, и они зазвучали, как прекрасная музыка. Вспомним стихотворение Бориса Пастернака “Метель”:

В посаде, куда ни одна нога
Не ступала, лишь ворожеи да вьюги
Ступала нога, в бесноватой округе,
Где и то, как убитые, спят снега, —
Постой, в посаде, куда ни одна
Нога не ступала, лишь ворожеи
Да вьюги ступала нога, до окна
Дохлестнулся обрывок шальной шлеи.

Песня метели слышна уже в первых строках. Всего одно предложение, а тебя закружила, понесла метель. Борис Пастернак начинал как футурист. Талант Б. Пастернака и футуристическое владение формой дали потрясающий результат.

В отличие от футуризма, символизм провозглашал не только культ формы стиха, но и культ символов: отвлеченность и конкретность необходимо легко и естественно слить в поэтическом символе, как “в летнее утро реки воды гармонично слиты солнечным светом”. Это и происходит в стихах К. Бальмонта, похожих на шелест листвы. Например, его таинственное, загадочное стихотворение “Камыши”:

Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно кричат камыши.

В каждом слове этого стихотворения употребляется шипящий звук. Из-за этого все стихотворение как будто шелестит, шуршит.

О чем они шепчут? О чем говорят?
Зачем огоньки между нами горят?
Мелькают, мигают — и снова их нет.
И снова забрезжит блуждающий свет.

Разговор камышей, мигание, мелькание огоньков, трясина, сырость, запах тины — все создает ощущение таинственности, загадки. И в то же время от строк

В болоте дрожит умирающий лик.
То месяц багровый печально поник.
И вздох повторяя погибшей души,
Тоскливо, бесшумно шуршат камыши. —

веет дыханием смертной тоски. Так рождается таинственная, жутковато-притягательная музыка стихотворения.

Еще одно стихотворение К. Бальмонта, “Я мечтою ловил уходящие тени. ”, построено на повторении слов в каждых двух строчках, что создает как бы переливающийся, журчащий ритм:

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

В повторении слов “и дрожали ступени, и дрожали ступени”, “тем ясней рисовались, тем ясней рисовались”, “вокруг раздавались, вокруг меня раздавались” и т. д. употребляются звуки “р” и “л”, за счет чего стихотворение получается похожим на переливы ручья.

Я перехожу к акмеизму и к моим любимым поэтам: Николаю Гумилеву и Анне Ахматовой. Акмеизм — стиль, придуманный и созданный Н. С. Гумилевым, подразумевал отражение реальности легкими и емкими словами. Сам Н. С. Гумилев относился к своим стихам критически, работал над формой и над содержанием. Николай Гумилев, как известно, много путешествовал по Африке, Турции, странам Востока. Впечатления от путешествий отразились в его стихах, диких экзотических ритмах. В его стихах звучит и музыка заморских стран, и песни России, и смех и слезы любви, и трубы войны. Одни из самых прекрасных стихотворений об Африке — это “Жираф” и “Озеро Чад”.

“Жираф” — это изысканная музыка “таинственных стран”. Все стихотворение особенное:

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко на озере
Чад Изысканный ходит жираф.

И начинается особенно таинственная и грустная сказка “про черную деву, про страсть молодого вождя, про тропический сад, про стройные пальмы и запах немыслимых трав. ”. Потрясают необычные сравнения:

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Это стихотворение настолько мелодично, что в наше время на него написана музыка и оно стало песней. И вот еще одна таинственная сказка: “Озеро Чад”. Она похожа на любовный роман в стихах. Сюжет его банален и грустен, но язык стихотворения придает ему красоту и необычайность:

На таинственном озере Чад
Посреди вековых баобабов
Вырезные фигурки стремят
На заре величавых арабов.
По лесистым его берегам
И в горах, у зеленых подножий
Поклоняются странным богам
Девы-жрицы с эбеновой кожей.

Таинственное озеро, величавые арабы, странные боги, девы-жрицы — все это создает загадочную и величественную атмосферу, в которую погружается читатель. Вот он видит прекрасную пару: дочь властителя Чада и ее мужа — могучего вождя, и красивого, но лицемерного европейца. Он видит красивый, простой мир Чада и “цивилизованный” грустный мир Европы, где кабаки, пьяные матросы и грязная жизнь. “Озеро Чад” написано столь ярким и выразительным языком, что кажется, перед нами проходит целая жизнь.

Н. С. Гумилев пережил первую мировую войну. В своих стихах он показал бессмысленность этой войны, которая принесла только горе, траур в города и села, печальную песню заупокойных. Интересны сравнения войны с образами яз мирной жизни:

Как собака на цепи тяжелой,
Тявкает за лесом пулемет,
И жужжат пули, словно пчелы,
Собирая ярко-красный мед.
А “ура” вдали — как будто пенье
Трудный день окончивших жнецов.

О музыке гумилевских стихов можно говорить бесконечно долго и много. Поэзия Николая Гумилева — это вся его жизнь, занятая поисками красоты. Стихи его отразили “не только искание красоты, но и красоту исканий”.

Анна Ахматова. Русская Сапфо, жрица любви. Ее стихи — это песни любви. Всем известна ее потрясающая поэма “У самого моря”, в которой слышится шум прибоя и крики чаек.

Смешно называть “врагом народа”, “пошлой мещанкой, человека, который создал “Реквием” — страшную правду о России — и который написал стихотворение, в котором выражена красота старинных городов Святой Руси. В двенадцати строчках А. Ахматова смогла описать всю ту благостную, умиротворяющую атмосферу древних русских городов:

Там белые церкви и звонкий, светящийся лед,
Над городом древних алмазные русские ночи
И серп поднебесный желтее, чем липовый мед.
Там вьюги сухие взлетают с заречных полей,
И люди, как ангелы, Большому празднику рады,
Прибрали светлицу, зажгли у киота лампады,
И книга благая лежит на дубовом столе.

Все стихотворение наполнено рождественским звоном колоколов. Все оно пахнет медом и печеным хлебом, напоминает древнюю православную Русь.

Безусловно, во всех стихах А. А. Ахматовой можно найти ту или иную мелодию (даже некоторые ее стихи называются “песнями”, “песенками”). Например, в “Песне последней встречи” слышна тревожная, растерянная музыка:

Так беспомощно грудь холодела
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Между кленов шепот осенний
Попросил: “Со мною умри!
Я обманут своей унылой,
Переменчивой, злой судьбой”.
Я ответила: “Милый, милый!
И я тоже умру с тобой. ”

А в другом стихотворении, “Широк и желт вечерний свет. ”, звучит мелодия счастья, спокойствия после бури исканий:

Ты опоздал на много лет,
Но все-таки тебе я рада.
Прости, что я жила скорбя
И солнцу радовалась мало.
Прости, прости, что за тебя
Я слишком многих принимала.

Говоря о музыке в поэзии Серебряного века, нельзя не остановиться на стихах Игоря Северянина, короля поэтов, основателя эгофутуризма. В манифете эгофутуризма провозглашалась борьба со стереотипами, поиски новых, смелых образов, разнообразных ритмов и рифм. Игорь Северянин, бесспорно, виртуозно владел словом. Доказательством этому служит потрясающее стихотворение “Чары Лючинь”, где в каждом слове, начиная с названия, есть буква “ч”. Приведу только первые строки:

Лючинь печальная читала вечером ручисто-вкрадчиво,
Так чутко чувствуя журчащий вычурно чужой ей плач.

“Кензель” напоминает своей своеобразной ритмикой, повторениями блюз:

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом
По аллее огненной вы проходите морево.
Ваше платье изыканно, Ваша тальма лазорева,
А дорожка песочная от листвы разузорена —
Точно лапы научные, точно лик ягуаровый.

Стихотворение “Серенада”, имеющее второе название “Хоровод рифм”, — это действительно хоровод, удивительно гармоничный: “в вечернем воздухе — в нем нежных роз духи!”, “над чистым озером — я стану грез пером”, “перепел — росу всю перепил”, “по волнам озера — как жизнь без роз сера”, и т. д.

Я говорил о музыке в стихах серебряного века, но ведь были и стихи о музыке, и их очень много. Это северянинские “Медальоны”, где есть сонеты о композиторах: “Шопен”, “Григ”, “Визе”, “Россини”, где И. Северянин говорит: “из всех богов наибожайших бог — бог мызыки. ” и “мир музыки переживет века, когда его природа глубока”. Это ахматовская “Песенка о песенке”, которая

. сначала обожжет,
Как ветерок студеный,
А после в сердце упадет
Одной слезой соленой.

Это гумилевские “Абиссинские песни” с их дивными напевами. Это экзотический “Кекуок на цимбалах” И. Ф. Анненского, дробный, гулкий, торопливый:

Пали звоны топотом, топотом,
Стали звоны ропотом, ропотом,
То сзываясь,
То срываясь,
То дробя кристалл.

И наконец, поразительное стихотворение В.’ Маяковского “Скрипка и немножко нервно”, где музыкальные инструменты олицетворены и представлены как люди, разные, с разными характерами, В. Маяковский предлагает скрипке, как девушке: “Знаете что, скрипка, давайте — будем жить вместе! А?”

На этом я хочу закончить сочинение. Как много нового внес серебряный век поэзии в музыку слова, какая огромная проведена работа, сколько создано новых слов, ритмов, что кажется, произошло единение музыки и поэзии.

Музыка стиха в поэзии “Серебряного века”

Наверное, с тех самых пор, как человек научился творить, поэзия и музыка неразрывно сосуществуют. Мне даже кажется, что поэзия не могла возникнуть без музыки. Только познав музыкальную гармонию, человек научился сочинять стихи.

Музыка способна передать тончайшие оттенки человеческого настроения. В этом она нередко превосходит поэзию. Музыка создает звуки особого свойства, которых нет в природе и которые не существуют вне музыки.

Эти звуки возникают из подражания голосам, интонациям, вздохам, шумам, – одним словом, всем тем звукам,

Стремление к совершенству ритма и гармонии нельзя не заметить в стихах поэтов-символистов. Например, стихи К. Бальмонта “Волга” и “Песня без слов” построены на повторении согласного “л”. Созвучные согласные звуки усиливают поэтическую выразительность. Не зря К. Бальмонт вслед за футуристами объявил слово чудом, а букву – магией, делая вывод, что поэзия – это комбинация и игра звуков:

Русские поэты-символисты считали, что “всякий символ – музыкален”. Они объявили музыку одной из высших форм искусства, идеалом, к которому должна стремиться поэзия. Поэтому и лирическую напевность стиха они стремились довести до совершенства.

Поэзия начинала превращаться в совершенство ритма и гармонии – в музыку настроений. Вот как это делал Ф. Сологуб:

Тень несозданных созданийКолыхается во сне, Словно лопасти латанийНа эмалевой стене.

Слово воспринималось символистами в качестве звука, музыкальной ноты, связующего звена в общем мелодическом тоне стиха. Но чрезмерное увлечение аллитерацией часто приводило к полному затемнению смысла стихотворения.

Из русских композиторов дух и мировоззрение “серебряного века” в музыке наиболее полно и выразительно сумел передать А. Скрябин. Музыка Скрябина отразила не только бунтарский дух своего времени, но и предчувствие революционных перемен. В ней волевой порыв соединился с напряженной динамичной экспрессией, героическое ликование – с особой “полетностью” и утонченной одухотворенной лирикой.

В его прелюдиях, мазурках, этюдах, экспромтах и особенно фортепианных сонатах и симфонических поэмах воплотились идеи экстаза и преобразующей силы искусства, дерзновенного, устремленного к неведомым космическим сферам порыва.

Когда слушаешь музыку Скрябина , в памяти невольно воскресает поэзия А. Блока – стихотворения из цикла “На поле Куликовом”, “Скифы” и поэма “Двенадцать”. В грозном клокотании мелодии в симфонической “Поэме огня” напрашиваются строки из стихотворения “Скифы”:

Да, так любить, как любит наша кровь, Никто из вас давно не любит! Забыли вы, что в мире есть любовь, Которая и жжет, и губит!

Особый, неповторимый музыкальный лад создал А. Блок в поэме “Двенадцать”. Ритм и гармония стиха в этом произведении часто нарушаются, перебивают друг друга. Возникает не мелодичная гармония, а странная какофония:

Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек. Ветер, ветер – На всем божьем свете!

Поэт с поразительной точностью и достоверностью сумел передать не только царящее кругом состояние полного хаоса и неразберихи, но и выход наружу неукротимой темной силы – русского бунта:

Уж я ножичкомПолосну, полосну. Ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушкуЗа зазнобушку, Чернобровушку…

Музыка, как и поэзия, не существует вне времени. В ней воплощается дух времени и господствующие общественные настроения. Поэты всегда стремились достичь мелодичности стиха – совершенства ритма и гармонии.

И это нашло свое замечательное воплощение в русской поэзии “серебряного века”.

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия из повести Тарас Бульба Герои произведения “Тарас Бульба” Остап и Андрий. Они кровные братья, выросли вместе, получили одинаковое воспитание, но имеют совершенно противоположные характеры. Воспитанием мальчиков занималась, в основном, мать, так как у отца.

Трагическая история любви Желткова Герой рассказа Александра Ивановича Куприна “Гранатовый браслет” – “маленький человек”, чиновник Желтков. Он живет в невзрачной, бедно обставленной комнате. Его скромное жилище так не похоже на роскошный, с шикарным убранством.

Сочинение Дружба Ленского и Онегина Александр Сергеевич Пушкин в своем произведении очень ярко описал общение двух молодых товарищей. Но то, что происходило между этими двумя людьми, трудно назвать дружбой. Да, у них были некоторые общие.

Мировое значение античной культуры Энкаустика – одно из самых ярких и удивительных сокровищ античного искусства, наследниками которых мы оказались. Ни одна из техник не вызвала столько разногласий между специалистами, обладающими самыми разными знаниями, как.

Стихотворение И. А. Бунина “Крещенская ночь” Иван Алексеевич Бунин в литературе 20 века стал продолжателем традиций русской классической поэзии. Творчество Пушкина, Тютчева, Фета, Майкова, Полонского было для Бунина частью окружающего мира. Именно эта поэзия переводила на.

Характеристика художественного мира Ф. И. Тютчева сочинение, статья, краткое содержание, анализ, биография, тест, пересказ, литература сосредоточенность на сложных философских вопросах бытия, стремление “объять” поэтической мыслью космос и вечность; философская насыщенность пейзажных зарисовок; лейтмотивные образы космической бездны; повышенное внимание к критическим моментам жизни природы – бурям.

Читайте также:  Творчество поэта Серебряного века (Н. С. Гумилёв): сочинение

Идеал общественного деятеля в поэзии Некрасова В стихотворениях Некрасова проявляется идеал общественного деятеля, который проникнут беспредельной любовью к родине и способен отдать жизнь во имя ее. Примером может служить стихотворение “Памяти Добролюбова”, написанное в 1864 году.

Мое любимое стихотворение С. А. Есенина Это серьезный разговор, мама. За ним стоит вся наша с тобой жизнь до этого дня. Нам не всегда было легко вместе, иногда мы были так отчаянно несовместимы под одной крышей.

Описание картины Ф. П. Решетникова “Опять двойка!” В данном сочинение я хотел бы высказать свои впечатления о репродукции картины Ф. П. Решетникова “Опять двойка!”. На данной картине я вижу мальчика, который пришел из школы. Художник точно передает.

Своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем творчестве избрал верным оружием сатирический принцип изображения действительности. Он стал продолжателем традиций Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя в том, что сделал.

Юмор на страницах романа М. Шолохова “Поднятая целина” Одним из достоинств романа М. Шолохова “Поднятая целина” как художественного произведения является замечательный юмор. Талант Шолохова проявляется в том, что при всей своей трагедийности, суровом драматизме изображаемые писателем полотна народной.

Русские женщины в поэзии Н. А. Некрасова Образ простой русской женщины занимает в творчестве Н. А. Некрасова одно из центральных мест. В России не было более бесправного, более униженного человека, чем женщина из низших сословий, поэтому поэт.

Образ Анны Сергеевны Одинцовой и ее роль в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” Иван Сергеевич Тургенев – один из писателей-романистов XIX века. Его произведения “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Отцы и дети”, “Накануне”, “Новь” являются свидетелями и, в то же время, доказательством творческой эволюции Тургенева.

До уваги батьків! Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагаю психологический тренинг “Тренинг взаимодействия родителей с детьми”. Цель данной групповой работы: повышения вашей психологической культуры, компетентности в области воспитания и взаимодействия с детьми. В программе.

Конспект урока экологии “БЕРЕГИТЕ ВОДУ!” Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №147 “Улыбка” комбинированного вида” Города Чебоксары Чувашской Республики Конспект урока экологии “БЕРЕГИТЕ ВОДУ!” Г. Чебоксары Цели: Напомнить о важности воды в жизни растений.

Урок по теме “СПИРТЫ И ФЕНОЛЫ” Урок разработан учителем химии МОУ “Лицей № 3” г. Норильска Кузнецовой О. Н. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ “СПИРТЫ И ФЕНОЛЫ” Цель урока: обобщить и систематизировать пройденный материал по.

Смысл спора о сильной и бескорыстной любви в повести А. И. Куприна “Гранатовый браслет” В повести “Гранатовый браслет” А. И. Куприн обращает свой взор к вечной теме любви. Вера Николаевна Шеина – княгиня, жена предводителя дворянства – живет спокойной, размеренной жизнью. Она красива, богата.

Композиция повести “Капитанская дочка” Повесть построена в форме семейных записок П. А. Гринева, главным образом о тех “неожиданных происшествиях”, которые “имели важные влияния на всю его жизнь и дали его душе сильное и благое.

Русская природа в лирике А. С. Пушкина Удивительный мир природы находит свое отражение в творчестве каждого поэта. Ведь именно способность человека ощущать окружающую красоту и гармонию жизни и соотносить с ними свои чувства и настроения делают его.

Конспект урока русского языка “Чудо – дерево” Тамбовская область Р. П. Дмитриевка Конспект урока русского языка “Чудо – дерево” МДОУ детский сад ” Аленка” Воспитатель Проскурякова Марина Николаевна. Цель : Продолжать развивать творческое воображение, учить детей различать.

Сейчас вы читаете: Музыка стиха в поэзии “Серебряного века”

Сочинение на тему: МУЗЫКА СТИХА В ПОЭЗИИ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» (СОЧИНЕНИЕ-АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ)

МУЗЫКА СТИХА В ПОЭЗИИ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»

(СОЧИНЕНИЕ-АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ)

Наверное, с тех самых пор, как человек научился тво­рить, поэзия и музыка неразрывно сосуществуют. Мне даже кажется, что поэзия не могла возникнуть без музы­ки. Только познав музыкальную гармонию, человек на­учился сочинять стихи.

Музыка способна передать тончайшие оттенки чело­веческого настроения. В этом она нередко превосходит по­эзию. Музыка создает звуки особого свойства, которых нет в природе и которые не существуют вне музыки. Эти звуки возникают из подражания голосам, интонациям, вздо­хам, шумам, — одним словом, всем тем звукам, в кото­рых чувства и страсти выражаются в самой природе. Но первым музыкальным инструментом был человеческий го­лос. Основу музыки составляют ритм и гармония, которые в соединении рождают мелодию.

Стремление к совершенству ритма и гармонии нельзя не заметить в стихах поэтов-символистов. Например, сти­хи К. Бальмонта «Волга» и «Песня без слов» построены на повторении согласного «л». Созвучные согласные звуки усиливают поэтическую выразительность. Не зря К. Баль­монт вслед за футуристами объявил слово чудом, а букву — магией, делая вывод, что поэзия — это комбинация и игра звуков:

Мила, мила, мила, качала Два темно-алые стекла, Белей лилей, алее лала Бела была ты и ала.

Русские поэты-символисты считали, что «всякий сим­вол — музыкален». Они объявили музыку одной из высших форм искусства, идеалом, к которому должна стремиться поэзия. Поэтому и лирическую напевность стиха они стре­мились довести до совершенства. Поэзия начинала превра­щаться в совершенство ритма и гармонии — в музыку на­строений. Вот как это делал Ф. Сологуб:

Тень несозданных созданий Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний На эмалевой стене.

Слово воспринималось символистами в качестве звука, музыкальной ноты, связующего звена в общем мелоди­ческом тоне стиха. Но чрезмерное увлечение аллитераци­ей часто приводило к полному затемнению смысла стихотво­рения.

Из русских композиторов дух и мировоззрение «сереб­ряного века» в музыке наиболее полно и выразительно сумел передать А. Скрябин. Музыка Скрябина отразила не только бунтарский дух своего времени, но и пред­чувствие революционных перемен. В ней волевой порыв соединился с напряженной динамичной экспрессией, ге­роическое ликование — с особой «полетностью» и утон­ченной одухотворенной лирикой. В его прелюдиях, мазур­ках, этюдах, экспромтах и особенно фортепианных сона­тах и симфонических поэмах воплотились идеи экстаза и преобразующей силы искусства, дерзновенного, устрем­ленного к неведомым космическим сферам порыва.

Когда слушаешь музыку Скрябина (например, симфо­ническую «Поэму экстаза» и «Поэму огня»), в памяти не­вольно воскресает поэзия А. Блока — стихотворения из цикла «На поле Куликовом», «Скифы» и поэма «Двенад­цать». В грозном клокотании мелодии в симфонической «Поэме огня» («Прометей») напрашиваются строки из стихотворения «Скифы»:

Да, так любить, как любит наша кровь,

Никто из вас давно не любит!

Забыли вы, что в мире есть любовь,

Которая и жжет, и губит!

Особый, неповторимый музыкальный лад создал А. Блок в поэме «Двенадцать». Ритм и гармония стиха в этом про­изведении часто нарушаются, перебивают друг друга. Воз­никает не мелодичная гармония, а странная какофония:

На ногах не стоит человек.

На всем божьем свете!

Поэт с поразительной точностью и достоверностью сумел передать не только царящее кругом состояние пол­ного хаоса и неразберихи, но и выход наружу неукроти­мой темной силы — русского бунта:

Ты лети, буржуй, воробышком!

Музыка, как и поэзия, не существует вне времени. В ней воплощается дух времени и господствующие обще­ственные настроения. Поэты всегда стремились достичь мелодичности стиха — совершенства ритма и гармонии. И это нашло свое замечательное воплощение в русской поэзии «серебряного века».

Музыка поэзии серебряного века

Читайте также:

  1. БЕЛОРУССКАЯ МУЗЫКА XIX ВЕКА
  2. БЕЛОРУССКАЯ МУЗЫКА XVIII ВЕКА
  3. БЕЛОРУССКАЯ МУЗЫКА ХХ ВЕКА (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)
  4. Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития как теоретическая и методическая проблема.
  5. И. Гарднер Церковное пение и церковная музыка
  6. Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М.И. Цветаевой.
  7. Музыка 18 века.
  8. Музыка Беларуси 20-21 века
  9. МУЗЫКА В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЭКРАНА
  10. Музыка для детей и о детях.
  11. Музыка и Поэзия
  12. МУЗЫКА ИТАЛИИ 18 век

Вслед за блестящим расцветом в 1870-е годы творчества композиторов «Могучей кучки» и Чайковского русская музыка в конце XIX в. вступает в новый период своего развития. В ней, наряду с продолжением сложившихся традиций национальной композиторской школы, заметно начинают проявляться особенности, вызванные новыми условиями общественной жизни России на рубеже веков. В музыкальное искусство входят новые темы и образы. Становится характерным перемещение главного интереса с широкой социальной проблематики в область отражения внутреннего мира человеческой личности. Даже образы народного быта, эпоса, истории, родной природы принимают лирическую окраску. Многое соприкасается здесь с общими процессами развития отечественной художественной культуры той поры. Утверждение прекрасного, неприязнь ко всему грубому, обывательскому пронизывают собой творчество многих русских писателей, художников, например Чехова, Левитана. Красота природы, человеческого сердца, право человека на счастье – ведущие темы и в русской музыке этого периода. В ней, как и в смежных искусствах, усиливается интерес к воплощению философских проблем, философских размышлений о жизни, возрастает роль интеллектуального начала, проявляются тенденции к синтезу с другими искусствами.

Атмосфера революционного подъема с ее острыми контрастами, напряженное ожидание перемен вызывают к жизни образы весеннего пробуждения и героического устремления в будущее, бурного протеста и утверждения человеческой воли. Особенно сильно звучат они в музыке Скрябина, Рахманинова. Прямым откликом на революцию 1905 г. является создание оркестровых пьес на темы русских революционных песен – «Дубинушка» (Римский-Корсаков) и «Эй, ухнем!» (Глазунов).

Однако наиболее непосредственное отражение революционный подъем, революционное движение получили в народном творчестве, в русской революционной песне, которая стала могучим средством сплочения масс. Изменяется и значение отдельных музыкальных жанров в творчестве композиторов. Многие из них отдают предпочтение инструментальной музыке, часто внепрограммной (отсутствие связи музыки с конкретным текстом давало им большую свободу в выражении своих мыслей и чувств). Серьезное внимание уделяется вопросам усовершенствования профессиональной техники, мастерства, разработке средств музыкальной выразительности. Музыкальное искусство обогащается яркими достижениями в области мелодики, гармонии, полифонии, фортепианного и оркестрового колорита.

Обострившаяся в литературе и искусстве того времени борьба различных направлений сказалась и на развитии русской музыки. В творчестве некоторых композиторов усвоение классических традиций сочеталось с воздействием модернистских тенденции, ясно обозначившихся за рубежом и проникавших в художественную жизнь России начала века. В музыке это выражалось в обращении к миру узких, индивидуалистических переживаний, а в соответствии с этим в излишней усложненности музыкального языка, в одностороннем развитии какого-либо одного из средств музыкальной выразительности. Правда, в творчестве ведущих композиторов эпохи эти тенденции никогда не становились господствующими и не создавали существенных преград общему развитию русской музыкальной классики.

Серебряный век в литературе и музыке был в одном направлении. Основной темой был человек. Жизнь, внутренний мир, мысли и деяния человека. В литературе и музыке появляются различные течения, которые имеют свою особенность выражения чувств и страстей. Появляются новые поэты, писатели и композиторы. Все они вносят в Серебряный век много нового и интересного, для будущего и настоящего.

На стыке XIX и XX веков русская поэзия пережила второе рождение, которое впоследствии было названо ее серебряным веком. Бальмонт и Сологуб, Брюсов и Блок, Гумилев и Ахматова, Мандельштам, Волошин, Цветаева, Северянин, Есенин, Маяковский и другие знаменитые поэты в этот период написали свои лучшие творения.

Свежее слово в русскую поэзию стремились внести символисты — романтики серебряного века, видевшие преображение человечества в слиянии прекрасного и божественного — искусства и религии. Ветвь, отошедшая от ствола символизма — акмеисты — напротив, стали воспевать земное существование во всей красоте его многообразия. Футуристы же с их тяготением к словотворчеству шли в ногу с европейскими авангардистами от искусства. Футуристический экспрессионизм, стремление к эпатажу, дух бунтарства привнесли свежую струю энергии в поэзию этого периода, сделав серебряный век русской поэзии еще богаче.

Лирика серебряного века многообразна и очень музыкальна. Сам эпитет «серебряный» звучит как колокольчик. Серебряный век подарил нам целое созвездие поэтов. Поэтов – музыкантов. Стихи серебряного века — это музыка слов. В этих стихах не было ни одного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, не к месту поставленной точки.

Поэты и писатели воплотили свою душу, свои мысли и внутренний мир, который «кипел» в их жизни, были созданы различные течения, каждый выбирал себе то, что играло в его душе.

Музыка Серебряного века так же не отставала от литературы.

В музыкальном искусстве создавалось все новое и необычное.

В литературе и музыке этого века мы находим много общего:

1) социальная проблема общества;

2) отражение человеческой души;

3) право человека на счастье;

4) философские проблемы и размышления о жизни;

5) появление неповторимого;

6) атмосфера революционного подъема;

7) расширение эстетического воспитания;

8) индивидуальность каждого человека;

9) соотношения индивидуального и коллективного начала;

10) литература обращалась к музыке и наоборот.

Таким образом, можно найти много общего между литературой и музыкой в период Серебряного века. Естественно, идет взаимосвязь всех видов искусств. Серебряный век в литературе и музыке оставил неизгладимый след в Русском искусстве.

Как много нового внес серебряный век поэзии в музыку слова, какая огромная проведена работа, сколько создано новых слов, ритмов, что кажется, произошло единение музыки и поэзии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Асафьев Б. Русская музыка. ХІХ и начало ХХ. – 2-е изд. / Асафьев Б. – Л.: Музыка, 1979. – 344 с.

2) Банников Н.В. Серебряный век русской поэзии. – М.: Просвещение, 1993. – 430 с.

3) Блок А.А. Все музыка и свет: Избранная лирика. – Иркутск: Вост. – СПб. Кн. Издательство, 1980. – 64 с.

4) История русской музыки: Учебник. В 3-х вып. Вып. ІІ. Книга 2. / под общ. ред. Е. Сорокиной и Ю. Рязановой. – М.: Музыка, 2009. – 440 с., нот.

5) Ленский С., Блок А.А. и современность. – М.: Современник, 1981. – 365 с.

6) Новый справочник: История России. – 4-е изд., измен. и доп./ под ред. Т. Крупчан. – М. Литкон, 2008. – 736 с.

7) Пьяных М.Ф. Серебряный век: Петербург. Поэзия конца 19 начала 20 века. – Л.: Лениздат, 1991. – 525 с.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)

Музыка поэзии серебряного века

Лирика серебряного века многообразна и очень музыкальна. Сам эпитет “серебряный” звучит как колокольчик. Серебряный век подарил нам целое созвездие поэтов. Поэтов-музыкантов.

Стихи серебряного века – это музыка слов. В этих стихах не было ни одного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, не к месту поставленной точки.

В начале XX в. существовало множество литературных направлений. Это и символизм, и футуризм, и даже эгофутуризм Игоря Северянина. Все эти направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но

Особенно, на мой взгляд, в этом преуспели футуристы. Футуризм напрочь отказался от старых литературных традиций, “старого языка”, “старых слов”, провозгласив основой стихосложения поиск новой формы слов, независимой от содержания, т. е., иначе говоря, изобретение нового языка. Работа над словом, над “приручением” звуков становилась самоцелью, иногда даже в ущерб смыслу. Взять, например, стихотворение В. Хлебникова “Перевертень”, каждая строчка которого

Читайте также:  Только влюбленный имеет право на звание человека (тема любви в поэзии Серебряного века): сочинение

Кони, топот, инок.

Но не речь, а черен он.

Идем молод, долом меди.

Чин зван мечем навзничь.

Голод чем меч долог?

Пал а норов худ и дух ворона лап…

Появлялись, изобретались, сочинялись новые слова. Из одного лишь слова “смех” родилось целое стихотворение “Заклятие смехом”:

О, рассмейтесь смехачи!

О, засмейтесь смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

Культ формы долго не просуществовал, футуризм быстро изжил себя. Но работа футуристов не пропала даром. В их стихах к почти совершенному владению словом добавился смысл, и они зазвучали, как прекрасная музыка. Вспомним стихотворение Бориса Пастернака “Метель”:

В посаде, куда ни одна нога

Не ступала, лишь ворожеи да вьюги

Ступала нога, в бесноватой округе,

Где и то, как убитые, спят снега, –

Постой, в посаде, куда ни одна

Нога не ступала, лишь ворожеи

Да вьюги ступала нога, до окна

Дохлестнулся обрывок шальной шлеи…

Песня метели слышна уже в первых строках. Всего одно предложение, а тебя закружила, понесла метель… Борис Пастернак начинал как футурист.

Талант Б. Пастернака и футуристическое владение формой дали потрясающий результат.

В отличие от футуризма, символизм провозглашал не только культ формы стиха, но и культ символов: отвлеченность и конкретность необходимо легко и естественно слить в поэтическом символе, как “в летнее утро реки воды гармонично слиты солнечным светом”. Это и происходит в стихах К. Бальмонта, похожих на шелест листвы. Например, его таинственное, загадочное стихотворение “Камыши”:

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно кричат камыши.

В каждом слове этого стихотворения употребляется шипящий звук. Из-за этого все стихотворение как будто шелестит, шуршит.

О чем они шепчут? О чем говорят?

Зачем огоньки между нами горят?

Мелькают, мигают – и снова их нет.

И снова забрезжит блуждающий свет…

Разговор камышей, мигание, мелькание огоньков, трясина, сырость, запах тины – все создает ощущение таинственности, загадки. И в то же время от строк

В болоте дрожит умирающий лик.

То месяц багровый печально поник…

И вздох повторяя погибшей души,

Тоскливо, бесшумно шуршат камыши… –

веет дыханием смертной тоски. Так рождается таинственная, жутковато-притягательная музыка стихотворения…

Еще одно стихотворение К. Бальмонта, “Я мечтою ловил уходящие тени…”, построено на повторении слов в каждых двух строчках, что создает как бы переливающийся, журчащий ритм:

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

В повторении слов “и дрожали ступени, и дрожали ступени”, “тем ясней рисовались, тем ясней рисовались”, “вокруг раздавались, вокруг меня раздавались” и т. д. употребляются звуки “р” и “л”, за счет чего стихотворение получается похожим на переливы ручья.

Я перехожу к акмеизму и к моим любимым поэтам: Николаю Гумилеву и Анне Ахматовой. Акмеизм – стиль, придуманный и созданный Н. С. Гумилевым, подразумевал отражение реальности легкими и емкими словами. Сам Н. С. Гумилев относился к своим стихам критически, работал над формой и над содержанием. Николай Гумилев, как известно, много путешествовал по Африке, Турции, странам Востока. Впечатления от путешествий отразились в его стихах, диких экзотических ритмах.

В его стихах звучит и музыка заморских стран, и песни России, и смех и слезы любви, и трубы войны. Одни из самых прекрасных стихотворений об Африке – это “Жираф” и “Озеро Чад”.

“Жираф” – это изысканная музыка “таинственных стран”. Все стихотворение особенное:

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко на озере

Чад Изысканный ходит жираф.

И начинается особенно таинственная и грустная сказка “про черную деву, про страсть молодого вождя, про тропический сад, про стройные пальмы и запах немыслимых трав…”. Потрясают необычные сравнения:

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Это стихотворение настолько мелодично, что в наше время на него написана музыка и оно стало песней. И вот еще одна таинственная сказка: “Озеро Чад”. Она похожа на любовный роман в стихах. Сюжет его банален и грустен, но язык стихотворения придает ему красоту и необычайность:

На таинственном озере Чад

Посреди вековых баобабов

Вырезные фигурки стремят

На заре величавых арабов.

По лесистым его берегам

И в горах, у зеленых подножий

Поклоняются странным богам

Девы-жрицы с эбеновой кожей.

Таинственное озеро, величавые арабы, странные боги, девы-жрицы – все это создает загадочную и величественную атмосферу, в которую погружается читатель. Вот он видит прекрасную пару: дочь властителя Чада и ее мужа – могучего вождя, и красивого, но лицемерного европейца. Он видит красивый, простой мир Чада и “цивилизованный” грустный мир Европы, где кабаки, пьяные матросы и грязная жизнь. “Озеро Чад” написано столь ярким и выразительным языком, что кажется, перед нами проходит целая жизнь…

Н. С. Гумилев пережил первую мировую войну. В своих стихах он показал бессмысленность этой войны, которая принесла только горе, траур в города и села, печальную песню заупокойных… Интересны сравнения войны с образами яз мирной жизни:

Как собака на цепи тяжелой,

Тявкает за лесом пулемет,

И жужжат пули, словно пчелы,

Собирая ярко-красный мед.

А “ура” вдали – как будто пенье

Трудный день окончивших жнецов.

О музыке гумилевских стихов можно говорить бесконечно долго и много. Поэзия Николая Гумилева – это вся его жизнь, занятая поисками красоты. Стихи его отразили “не только искание красоты, но и красоту исканий”.

Анна Ахматова. Русская Сапфо, жрица любви… Бе стихи – это песни любви.

Всем известна ее потрясающая поэма “У самого моря”, в которой слышится шум прибоя и крики чаек…

Смешно называть “врагом народа”, “пошлой мещанкой, человека, который создал “Реквием” – страшную правду о России – и который написал стихотворение, в котором выражена красота старинных городов Святой Руси. В двенадцати строчках А. Ахматова смогла описать всю ту благостную, умиротворяющую атмосферу древних русских городов:

Там белые церкви и звонкий, светящийся лед,

Над городом древних алмазные русские ночи

И серп поднебесный желтее, чем липовый мед.

Там вьюги сухие взлетают с заречных полей,

И люди, как ангелы, Большому празднику рады,

Прибрали светлицу, зажгли у киота лампады,

И книга благая лежит на дубовом столе…

Все стихотворение наполнено рождественским звоном колоколов. Все оно пахнет медом и печеным хлебом, напоминает древнюю православную Русь.

Безусловно, во всех стихах А. А. Ахматовой можно найти ту или иную мелодию . Например, в “Песне последней встречи” слышна тревожная, растерянная музыка:

Так беспомощно грудь холодела

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Между кленов шепот осенний

Попросил: “Со мною умри!

Я обманут своей унылой,

Переменчивой, злой судьбой”.

Я ответила: “Милый, милый!

И я тоже умру с тобой…”

А в другом стихотворении, “Широк и желт вечерний свет…”, звучит мелодия счастья, спокойствия после бури исканий:

Ты опоздал на много лет,

Но все-таки тебе я рада…

Прости, что я жила скорбя

И солнцу радовалась мало.

Прости, прости, что за тебя

Я слишком многих принимала.

Говоря о музыке в поэзии серебряного века, нельзя не остановиться на стихах Игоря Северянина, короля поэтов, основателя эгофутуризма. В манифете эгофутуризма провозглашалась борьба со стереотипами, поиски новых, смелых образов, разнообразных ритмов и рифм. Игорь Северянин, бесспорно, виртуозно владел словом.

Доказательством этому служит потрясающее стихотворение “Чары Лючинь”, где в каждом слове, начиная с названия, есть буква “ч”. Приведу только первые строки:

Лючинь печальная читала вечером ручисто-вкрадчиво,

Так чутко чувствуя журчащий вычурно чужой ей плач…

“Кензель” напоминает своей своеобразной ритмикой, повторениями блюз:

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом

По аллее огненной вы проходите морево…

Ваше платье изыканно, Ваша тальма лазорева,

А дорожка песочная от листвы разузорена –

Точно лапы научные, точно лик ягуаровый…

Стихотворение “Серенада”, имеющее второе название “Хоровод рифм”, – это действительно хоровод, удивительно гармоничный: “в вечернем воздухе – в нем нежных роз духи!”, “над чистым озером – я стану грез пером”, “перепел – росу всю перепил”, “по волнам озера – как жизнь без роз сера”, и т. д.

Я говорил о музыке в стихах серебряного века, но ведь были и стихи о музыке, и их очень много. Это северянинские “Медальоны”, где есть сонеты о композиторах: “Шопен”, “Григ”, “Визе”, “Россини”, где И. Северянин говорит: “из всех богов наибожайших бог – бог музыки…” и “мир музыки переживет века, когда его природа глубока”. Это ахматовская “Песенка о песенке”, которая

Как ветерок студеный,

А после в сердце упадет

Одной слезой соленой.

Это гумилевские “Абиссинские песни” с их дивными напевами. Это экзотический “Кек-уок на цимбалах” И. Ф. Анненского, дробный, гулкий, торопливый:

Пали звоны топотом, топотом,

Стали звоны ропотом, ропотом,

То дробя кристалл.

И наконец, поразительное стихотворение В. Маяковского “Скрипка и немножко нервно”, где музыкальные инструменты олицетворены и представлены как люди, разные, с разными характерами, В. Маяковский предлагает скрипке, как девушке: “Знаете что, скрипка, давайте – будем жить вместе! А?”

На этом я хочу закончить сочинение. Как много нового внес серебряный век поэзии в музыку слова, какая огромная проведена работа, сколько создано новых слов, ритмов, что кажется, произошло единение музыки и поэзии.

Похожие сочинения:

Музыка стиха в поэзии “Серебряного века” Наверное, с тех самых пор, как человек научился творить, поэзия и музыка неразрывно сосуществуют. Мне даже кажется, что поэзия не могла возникнуть без музыки. Только познав музыкальную гармонию, человек научился.

Тема любви в поэзии “серебряного века” (на примере творчества И. Анненского) План I. И. Анненский – поэт узкого круга ценителей поэзии. II. Поэтическая сдержанность и внутренняя эмоциональность стиха. 1. Подлинный шедевр любовной лирики. 2. В немногих словах сказать многое. III. Поэзия.

Мое открытие “серебряного века” русской поэзии К. Бальмонт, Н. Гумилев, А. Ахматова Красивое название “серебряный век” заставило меня обратиться к русской поэзии конца XIX – начала XX столетия. Этот удивительный мир поражает своей необычностью, оригинальностью. Человеку.

Темы и мотивы поэзии Серебряного века Осип Эмильевич Мандельштам родился в 1891 году в Варшаве, но жил с отцом и матерью в Петербурге. Учился он в Тенишевском коммерческом училище, считавшемся одним из лучших учебных заведений в.

Сочинение на тему: “Противоречия эпохи в поэзии Серебряного века” В начале XX века поэзия расцветает в своем неповторимом многоголосье и разноцветье. Один из лидеров русского символизма, талантливый поэт Бальмонт, в 1902 году восклицает: “будем как солнце!”. Бальмонт представляет собой.

Тема любви в поэзии Серебряного века Любовная лирика Б. Л. Пастернака, по-моему, является одной из составных частей глобального гуманизма творчества поэта. В стихах, посвященных любимым женщинам, как бы присутствует призыв всмотреться, вслушаться, вчувствоваться в мир его.

Судьбы поэзии “Серебряного века” “Серебряный век” русской поэзии представлен именами таких известных поэтов, как Н. Минский, И. Анненский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб, В. Иванов, К. Бальмонт, В. Брюсов, С. Маковский, М. Волошин.

Мои любимые страницы поэзии “серебряного века” – Анна Ахматова и Марина Цветаева В последнее время мы открываем для себя все больше писателей и поэтов. И уже не представляем свой духовный мир без Александра Блока, Игоря Северянина, Николая Гумилева. Все они – поэты.

Сочинение на тему: “Образ Петербурга в поэзии Серебряного века” Петербург – город с необыкновенной историей, который во все времена притягивал к себе внимание людей интеллигентных, творческих, неординарных. Этот город играет немаловажную роль в русской культуре. С момента сотворения града.

Тема природы в поэзии “серебряного века” (на примере творчества И. А. Бунина) Пора и горе, и ненастье, И зиму темную забыть, – Одно есть только в мире счастье – Весь божий свет душой любить! И. Бунин План 1. Поэзия в творчестве Бунина.

Сочинение на тему: “Как музыка воздействует на душу человека” Музыка, как много значений вмещается в это слово, с одной стороны, музыка – способ выражения чувств великих людей. Людей, обладающих тонкой душевной натурой. С другой стороны, музыка это – не.

Мое открытие поэтов “Серебряного века” Поэзия начала XX века изумляет и удивляет своим многоцветьем, многоголосьем. “Будем как солнце!” – восклицает в 1902 году К. Бальмонт, один из лидеров русского символизма. Романтик и максималист, натура в.

Эпоха “серебряного века” и Осип Мандельштам Эпохи одна от другой отличаются во времени, как страны в пространстве, и когда речь идет о нашем “серебряном веке”, мы представляем себе какое-то яркое, динамичное, сравнительно благополучное время со своим.

Творчество поэта “серебряного века” Николая Гумилева Одним из самых ярких поэтов “серебряного века” был Николай Гумилев. Он вошел в русскую литературу как ученик Валерия Брюсова, поэта-символиста. Однако подлинным его учителем в ранние годы был другой поэт.

МУЗЫКА ТЮТЧЕВСКИХ СТРОК (по поэзии Ф. И. Тютчева) МУЗЫКА ТЮТЧЕВСКИХ СТРОК (по поэзии Ф. И. Тютчева) Поэзия – это музыка, волнующая душу, наполняющая ее безграничной любовью к человеку, природе, родине. Сам язык поэзии настраивает на глубокое понимание и.

Мой любимый поэт Серебряного века (поэзия А. А. Ахматовой) Поэзия пробуждает в душе человека наиболее звонкие струны, заставляет оторваться от реальной действительности и воспарить своей мыслью в невиданные высоты. Стихи способны стать для человека спасением в трудных и даже.

Женщина в дымке серебряного века И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука. А. Блок На рубеже XIX-XX веков загадочный и утонченный стиль модерн, с его.

Эпоха “серебряного века” и Мандельштам Двадцать первого января 1937 года Мандельштам пишет Тынянову: “Вот уже четверть века, как я, мешая важное с пустяками, наплываю на русскую поэзию, но вскоре стихи мои сольются с ней, кое-что.

Своеобразие творчества поэтов “серебряного века” А по набережной легендарной Приближался не календарный Настоящий Двадцатый век. Анна Ахматова План I. “Серебряный век” – время ярких и гениальных поэтов. II. Своеобразие поэзии Н. Гумилева. 1. Оригинальность стихов.

Игорь Северянин – поэт серебряного века Тонкий знаток и строгий критик В. Я. Брюсов писал: “Не думаю, чтобы надобно было доказывать, что Игорь Северянин – истинный поэт. Это почувствует каждый, способный понимать поэзию, кто прочтет “Громкокипящий.

Сочинение на тему: “Поиски и находки поэтов Серебряного века” В истории русской культуры можно выделить два особенно важных периода, которые дали мировому искусству огромное количество открытий и самых настоящих шедевров в разнообразных областях культурной и интеллектуальной жизни. Первый период.

ПОЭТЫ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” (Николай Гумилев) “Серебряный век” в русской литературе – это период творчества основных представителей модернизма, период появления множества талантливых авторов. Условно началом “серебряного века” считают 1892 год, фактический же его конец пришел с.

Мой любимый поэт “серебряного века” Путь поэта – это крестный путь. Знак гениальности одновременно является и знаком нелегкой судьбы. Эта мысль во многом определяет жизнь и творчество многих русских поэтов, которым выпала нелегкая, но счастливая.

Читайте также:  Гуманистические идеи эпохи в творчестве Мигеля де Сервантес Сааведра: сочинение

Мандельштам О. Э. – поэт “серебряного века” О. Э. Мандельштам – поэт “серебряного века”, давший определение акмеизму как “тоски по мировой культуре”. Такое понимание акмеизма характеризует суть мировосприятия поэта, для которого главным героем поэтических произведений становится образ.

“Поэзия серебряного века” Мой царь! мой раб! родной язык! Мои стихи – как дым алтарный! Как вызов яростный – мой крик! В. Брюсов Валерий Яковлевич Брюсов – поэт, организатор и “идеолог” символистского движения.

МУЗА ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ (Н. Гумилев – поэт “серебряного века”) В истории русской поэзии была уникальная пора, когда в литературу сразу пришло много ярких молодых поэтов, талантливых и ищущих новые пути. Увлечение поэзией было массовым – примерно как сейчас ходят.

Сочинение на тему: “Николай Гумилев – поэт Серебряного века” Серебряный век в русской литературе начался в 1892 году, но это достаточно условно. Эпоха подарила России поэтов, которые глубоко осмысливали происходящие в стране перемены. К одному из представителей модернистической школы.

Сочинение на тему: “Музыка в нашей жизни” В переводе с греческого слово “музыка” означает “искусство муз”. Музыка – это один из видов искусства. Вполне естественно, что у музыки, как и у других видов искусства, есть свой язык.

Музыка в моей жизни В жизни нас окружает множество разнообразных звуков: шум деревьев, шелест осенней опавшей листвы, жужжание пчел, раскаты грома, “шепот, робкое дыханье, трели соловья”, городской шум, голоса людей и животных. И, конечно.

Тема войны в русской поэзии XIX века Несмотря на то, что в теме означен век девятнадцатый, нельзя не вспомнить здесь и не назвать “Оду на победу над турками и татарами и на взятие Хотина”. Да и вообще.

Музыка поэзии серебряного века

Лирика серебряного века многообразна и очень музыкальна. Сам эпитет «серебряный» звучит как колокольчик. Серебряный век подарил нам целое созвездие поэтов. Поэтов – музыкантов. Стихи серебряного века — это музыка слов. В этих стихах не было ни одного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, не к месту поставленной точки.

В начале XX в. существовало множество литературных направлений. Это и символизм, и футуризм, и даже эгофутуризм Игоря Северянина. Все эти направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся в одном: необходимо исступленно работать над ритмом, словом, чтобы довести игру, манипулирование звуками до совершенства. Особенно, на мой взгляд, в этом преуспели футуристы. Футуризм напрочь отказался от старых литературных традиций, «старого языка», «старых слов», провозгласив основой стихосложения поиск новой формы слов, независимой от содержания, т. е., иначе говоря, изобретение нового языка. Работа над словом, над «приручением» звуков становилась самоцелью, иногда даже в ущерб смыслу. Взять, например, стихотворение В. Хлебникова «Перевертень», каждая строчка которого — палиндром:

Кони, топот, инок.

Но не речь, а черен он.

Идем молод, долом меди.

Чин зван мечем навзничь.

Голод чем меч долог?

Пал а норов худ и дух ворона лап.

Появлялись, изобретались, сочинялись новые слова. Из одного лишь слова «смех» родилось целое стихотворение «Заклятие смехом»:

О, рассмейтесь смехачи!

О, засмейтесь смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

Культ формы долго не просуществовал, футуризм быстро изжил себя. Но работа футуристов не пропала даром. В их стихах к почти совершенному владению словом добавился смысл, и они зазвучали, как прекрасная музыка. Вспомним стихотворение Бориса Пастернака «Метель»:

В посаде, куда ни одна нога

Не ступала, лишь ворожеи да вьюги

Ступала нога, в бесноватой округе,

Где и то, как убитые, спят снега, —

Постой, в посаде, куда ни одна

Нога не ступала, лишь ворожеи

Да вьюги ступала нога, до окна

Дохлестнулся обрывок шальной шлеи.

Песня метели слышна уже в первых строках. Всего одно предложение, а тебя закружила, понесла метель. Борис Пастернак начинал как футурист. Талант Б. Пастернака и футуристическое владение формой дали потрясающий результат.

В отличие от футуризма, символизм провозглашал не только культ формы стиха, но и культ символов: отвлеченность и конкретность необходимо легко и естественно слить в поэтическом символе, как «в летнее утро реки воды гармонично слиты солнечным светом». Это и происходит в стихах К. Бальмонта, похожих на шелест листвы. Например, его таинственное, загадочное стихотворение «Камыши»:

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно кричат камыши.

В каждом слове этого стихотворения употребляется шипящий звук. Из – за этого все стихотворение как будто шелестит, шуршит.

О чем они шепчут? О чем говорят?

Зачем огоньки между нами горят?

Мелькают, мигают — и снова их нет.

И снова забрезжит блуждающий свет.

Разговор камышей, мигание, мелькание огоньков, трясина, сырость, запах тины — все создает ощущение таинственности, загадки. И в то же время от строк

В болоте дрожит умирающий лик.

То месяц багровый печально поник.

И вздох повторяя погибшей души,

Тоскливо, бесшумно шуршат камыши. —

Веет дыханием смертной тоски. Так рождается таинственная, жутковато – притягательная музыка стихотворения.

Еще одно стихотворение К. Бальмонта, «Я мечтою ловил уходящие тени. », построено на повторении слов в каждых двух строчках, что создает как бы переливающийся, журчащий ритм:

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

В повторении слов «и дрожали ступени, и дрожали ступени», «тем ясней рисовались, тем ясней рисовались», «вокруг раздавались, вокруг меня раздавались» и т. д. употребляются звуки «р» и «л», за счет чего стихотворение получается похожим на переливы ручья.

Я перехожу к акмеизму и к моим любимым поэтам: Николаю Гумилеву и Анне Ахматовой. Акмеизм — стиль, придуманный и созданный Н. С. Гумилевым, подразумевал отражение реальности легкими и емкими словами. Сам Н. С. Гумилев относился к своим стихам критически, работал над формой и над содержанием. Николай Гумилев, как известно, много путешествовал по Африке, Турции, странам Востока. Впечатления от путешествий отразились в его стихах, диких экзотических ритмах. В его стихах звучит и музыка заморских стран, и песни России, и смех и слезы любви, и трубы войны. Одни из самых прекрасных стихотворений об Африке — это «Жираф» и «Озеро Чад».

«Жираф» — это изысканная музыка «таинственных стран». Все стихотворение особенное:

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко на озере

Чад Изысканный ходит жираф.

И начинается особенно таинственная и грустная сказка «про черную деву, про страсть молодого вождя, про тропический сад, про стройные пальмы и запах немыслимых трав. ». Потрясают необычные сравнения:

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Это стихотворение настолько мелодично, что в наше время на него написана музыка и оно стало песней. И вот еще одна таинственная сказка: «Озеро Чад». Она похожа на любовный роман в стихах. Сюжет его банален и грустен, но язык стихотворения придает ему красоту и необычайность:

На таинственном озере Чад

Посреди вековых баобабов

Вырезные фигурки стремят

На заре величавых арабов.

По лесистым его берегам

И в горах, у зеленых подножий

Поклоняются странным богам

Девы – жрицы с эбеновой кожей.

Таинственное озеро, величавые арабы, странные боги, девы – жрицы — все это создает загадочную и величественную атмосферу, в которую погружается читатель. Вот он видит прекрасную пару: дочь властителя Чада и ее мужа — могучего вождя, и красивого, но лицемерного европейца. Он видит красивый, простой мир Чада и «цивилизованный» грустный мир Европы, где кабаки, пьяные матросы и грязная жизнь. «Озеро Чад» написано столь ярким и выразительным языком, что кажется, перед нами проходит целая жизнь.

Н. С. Гумилев пережил первую мировую войну. В своих стихах он показал бессмысленность этой войны, которая принесла только горе, траур в города и села, печальную песню заупокойных. Интересны сравнения войны с образами яз мирной жизни:

Как собака на цепи тяжелой,

Тявкает за лесом пулемет,

И жужжат пули, словно пчелы,

Собирая ярко – красный мед.

А «ура» вдали — как будто пенье

Трудный день окончивших жнецов.

О музыке гумилевских стихов можно говорить бесконечно долго и много. Поэзия Николая Гумилева — это вся его жизнь, занятая поисками красоты. Стихи его отразили «не только искание красоты, но и красоту исканий».

Анна Ахматова. Русская Сапфо, жрица любви. Бе стихи — это песни любви. Всем известна ее потрясающая поэма «У самого моря», в которой слышится шум прибоя и крики чаек.

Смешно называть «врагом народа», «пошлой мещанкой, человека, который создал «Реквием» — страшную правду о России — и который написал стихотворение, в котором выражена красота старинных городов Святой Руси. В двенадцати строчках А. Ахматова смогла описать всю ту благостную, умиротворяющую атмосферу древних русских городов:

Там белые церкви и звонкий, светящийся лед,

Над городом древних алмазные русские ночи

И серп поднебесный желтее, чем липовый мед.

Там вьюги сухие взлетают с заречных полей,

И люди, как ангелы, Большому празднику рады,

Прибрали светлицу, зажгли у киота лампады,

И книга благая лежит на дубовом столе.

Все стихотворение наполнено рождественским звоном колоколов. Все оно пахнет медом и печеным хлебом, напоминает древнюю православную Русь.

Безусловно, во всех стихах А. А. Ахматовой можно найти ту или иную мелодию (даже некоторые ее стихи называются «песнями», «песенками»). Например, в «Песне последней встречи» слышна тревожная, растерянная музыка:

Так беспомощно грудь холодела

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!

Я обманут своей унылой,

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже умру с тобой. »

А в другом стихотворении, «Широк и желт вечерний свет. », звучит мелодия счастья, спокойствия после бури исканий:

Ты опоздал на много лет,

Но все – таки тебе я рада.

Прости, что я жила скорбя

И солнцу радовалась мало.

Прости, прости, что за тебя

Я слишком многих принимала.

Говоря о музыке в поэзии серебряного века, нельзя не остановиться на стихах Игоря Северянина, короля поэтов, основателя эгофутуризма. В манифете эгофутуризма провозглашалась борьба со стереотипами, поиски новых, смелых образов, разнообразных ритмов и рифм. Игорь Северянин, бесспорно, виртуозно владел словом. Доказательством этому служит потрясающее стихотворение «Чары Лючинь», где в каждом слове, начиная с названия, есть буква «ч». Приведу только первые строки:

Лючинь печальная читала вечером ручисто – вкрадчиво,

Так чутко чувствуя журчащий вычурно чужой ей плач.

«Кензель» напоминает своей своеобразной ритмикой, повторениями блюз:

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом

По аллее огненной вы проходите морево.

Ваше платье изыканно, Ваша тальма лазорева,

А дорожка песочная от листвы разузорена —

Точно лапы научные, точно лик ягуаровый.

Стихотворение «Серенада», имеющее второе название «Хоровод рифм», — это действительно хоровод, удивительно гармоничный: «в вечернем воздухе — в нем нежных роз духи!», «над чистым озером — я стану грез пером», «перепел — росу всю перепил», «по волнам озера — как жизнь без роз сера», и т. д.

Я говорил о музыке в стихах серебряного века, но ведь были и стихи о музыке, и их очень много. Это северянинские «Медальоны», где есть сонеты о композиторах: «Шопен», «Григ», «Визе», «Россини», где И. Северянин говорит: «из всех богов наибожайших бог — бог музыки. » и «мир музыки переживет века, когда его природа глубока». Это ахматовская «Песенка о песенке», которая

Как ветерок студеный,

А после в сердце упадет

Одной слезой соленой.

Это гумилевские «Абиссинские песни» с их дивными напевами. Это экзотический «Кек – уок на цимбалах» И. Ф. Анненского, дробный, гулкий, торопливый:

Пали звоны топотом, топотом,

Стали звоны ропотом, ропотом,

То дробя кристалл.

И наконец, поразительное стихотворение В.’ Маяковского «Скрипка и немножко нервно», где музыкальные инструменты олицетворены и представлены как люди, разные, с разными характерами, В. Маяковский предлагает скрипке, как девушке: «Знаете что, скрипка, давайте — будем жить вместе! А?»

На этом я хочу закончить сочинение. Как много нового внес серебряный век поэзии в музыку слова, какая огромная проведена работа, сколько создано новых слов, ритмов, что кажется, произошло единение музыки и поэзии.

Сочинение Серебряный век русской поэзии – Серебряный век русской поэзии

Тема сочинения: – Поэзия начала века

Ощущение приближающейся катастрофы: возмездие за прошлое и надежда на великий перелом витала в воздухе. Время ощущалось как пограничное, когда уходит не только прежний быт, отношения, но и сама сисТема сочинения духовных ценностей требует радикальных изменений.

В России возникает социально – политическая напряженность: всеобщий конфликт, в котором сплелись затянувшийся феодализм, неспособность дворянства выполнить роль организатора общества и выработать общенациональную идею, натиск новой буржуазии, неповоротливость монархии, не желавшей уступок, вековая ненависть мужика к барину — все это рождало у интеллигенции чувство приближающихся потрясений. И одновременно резкий всплеск, расцвет культурной жизни. Издаются новые журналы, открываются театры, невиданные возможности появляются у художников, актеров, писателей. Их влияние на общество огромно. Одновременно формируется массовая культура, рассчитанная на неподготовленного потребителя, и элитная культура, ориентирующаяся на знатоков. Искусство раскалывается. Одновременно русская культура усиливает контакты с мировой культурой. Безусловный авторитет в Европе Толстого и Чехова, Чайковского и Глинки. «Русские сезоны» в Париже пользовались мировой известностью. В живописи блещут имена Перова, Нестерова, Коровина, Шагала, Малевича; в театре: Мейерхольда, Неждановой, Станиславского, Собинова, Шаляпина; в балете: Нежинского и Павловой, в науке: Менделеева, Циолковского, Сеченова, Вернадского. Марина Цветаева утверждала, что «после такого обилия талантов природа должна успокоиться».

В литературе необыкновенно возросло внимание к индивидуальности, личности: «Война и мир» («Война и человечество») Л. Толстого, «Человек» Горького, «Я» и трагедия «Владимир Маяковский» В. Маяковского. Возникает отказ от традиционного морализаторства, проповеднических, поучающих тем: «Как жить?», «Что делать?», «Как быть?». Все это — и экономические скачки, и развитие науки, достижения техники и идейные поиски на рубеже веков приводит к переосмыслению ценностей, к осознанию времени, требующего иных идей, чувств, новых способов их выражения. Отсюда и поиски новых форм.

В литературе развивается новое течение — модернизм. В свою очередь, оно делится на следующие направления: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты – символисты — Брюсов, Мережковский, Блок, Бальмонт, Гиппиус, Иванов, Андрей Белый, Балтрушайтис — отражали в стихах мир идей, свое мировоззрение. Акмеисты — Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Кузмин, Городецкий — в стихах выражали мироощущение, мир вещей и чувств, осмысленный поэтически. Футуристы вообще отрицали ; прежний мир во имя создания будущего; к этому течению принадлежали Маяковский, Хлебников, Северянин, Гуро, Каменский. На рубеже эпохи бушевали страсти, выливающиеся в великолепные стихи, ставшие сегодня классикой, а тогда воспринимаемые почти вызовом, но каким мелодичным и красивым!

Ссылка на основную публикацию
×
×