Гуманистические идеи эпохи в творчестве Мигеля де Сервантес Сааведра: сочинение

Сочинение «Гуманистические идеи эпохи в творчестве Мигеля де Сервантес Сааведра»

Все предшествующее развитие испанской литературы Возрождения, особенно же развитие романа, подготовило появление Сервантеса. Его творчество, несмотря на внутреннюю неравноценность, представляет собой вершину литературы «золотого века». В нем с наибольшей силой выражены гуманистические идеи эпохи. С другой стороны, это творчество с исключительной полнотой отражает кризис, который переживала Испания в конце XVI в., и противоречивость сознания передовых людей того времени. Все это делает Сервантеса одним из самых глубоких реалистов, каких знает европейская литература эпохи.

Мигель де Сервантес Сааведра (1547—1616) родился в городке Алькала де Энарес. Он принадлежал к идальгии и был сыном бедного лекаря. Недостаток средств помешал ему получить хорошее образование, но все же он окончил университет. Двадцати одного года Сервантес поступил на службу к папскому послу в Испании, кардиналу Аквавиве. Когда тот вернулся на родину, Сервантес поехал с ним в Италию. После смерти кардинала он поступил солдатом в испанскую армию, действовавшую в Италии, вскоре был зачислен во флот и принял участие в битве при Лепанто (1571), где храбро сражался и получил тяжелое увечье левой руки. В 1575 г. он решил вернуться в Испанию, но корабль, на котором он плыл, подвергся нападению алжирских корсаров и Сервантес попал к ним в плен. В Алжире он томился пять лет, многократно устраивал заговоры с целью побега, оканчивавшиеся неудачами, пока не был, наконец, выкуплен из неволи. Дома он нашел разоренную семью, а о военных его заслугах все уже забыли в Испании. В поисках заработка Сервантес пишет пьесы для театра, а также различные стихотворения, за которые, поднеся их какому-нибудь знатному лицу, можно было получить небольшую денежную награду. Кроме того, он работает над «Галатеей» (см. о ней гл. 36), которая была издана в 1585 г. В это время Сервантес женится. Скудность и ненадежность литературного заработка заставляют Сервантеса принять должность сначала сборщика зерна для армии, затем сборщика недоимок. Доверив казенные деньги одному банкиру, сбежавшему с ними, Сервантес в 1597 г. попадает в тюрьму по обвинению в растрате. Пять лет спустя он снова подвергается тюремному заключению по обвинению в денежных злоупотреблениях.

Последние пятнадцать лет жизни Сервантес провел в большой нужде. Тем не менее, это был период высшего расцвета его творчества. В 1605 г. вышла в свет первая часть романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», начатого или, по крайней мере, задуманного Сервантесом во время его второго тюремного заключения. Опубликование в 1614 г. неким Авельянедой поддельного продолжения «Дон Кихота» побудило Сервантеса ускорить окончание своего романа, и в 1615 г. вышла в свет вторая его часть. Незадолго до этого, в том же году, он издал сборник своих пьес, а перед тем, в 1613 г., опубликовал «Назидательные новеллы». В следующем году он закончил литературную сатиру «Путешествие на Парнас». Последним произведением Сервантеса был роман «Персилес и Сихизмунда», напечатанный уже после его смерти.

Некоторой условностью и надуманностью отличается почти вся лирика Сервантеса, его литературно-сатирическая поэма, а также опыты в области пасторального и рыцарского романа («Галатея» и «Персилес и Сихизмунда»), в которых он стремится к психологической правдивости и утверждению подлинно благородных чувств. То же самое можно сказать и о наибольшей части его драматического творчества. В своей драматургии Сервантес прежде всего ищет правдоподобия, восставая против слишком свободного обращения некоторых современных ему драматургов с пространством и временем, против нагромождения в сюжете разных приключений, экстравагантностей и нелепиц, против несоответствия между общественным, положением персонажей и их языком и т. п.

Все это склоняло Сервантеса к стилю учено-гуманистической драмы Возрождения (несмотря на то, что он, не отличаясь педантизмом, соблюдал далеко не все ее «правила») и делало его противником драматургической системы Лопе де Вега, слишком вольный характер которой он вначале осуждал, хотя и признавал блестящий талант драматурга. Вместе с тем Сервантес ставил перед театром морально-воспитательные задачи, протестуя против понимания спектакля исключительно как веселого, развлекательного зрелища. Определяя драму, вслед за Цицероном, как «зеркало человеческой жизни, пример нравов и образцов истины», Сервантес замечал: «Посмотрев комедию замысловатую и отличающуюся искусством в расположении, зритель уйдет из театра, смеясь шуткам, проникшись нравоучениями, в восторге от происшествий, умудренный рассуждениями, предостереженный кознями, наученный примерами, возмущенный пороком и влюбленный в добродетель, ибо хорошая комедия способна пробудить все эти страсти в любой душе, даже самой грубой и невосприимчивой». Отсюда — двоякая тематика драматургии Сервантеса: сатирико-реалистическая и героическая.

«Гуманистические идеи эпохи в творчестве Мигеля де Сервантес Сааведра»

Все предшествующее развитие испанской литературы Возрождения, особенно же развитие романа, подготовило появление Сервантеса. Его творчество, несмотря на внутреннюю неравноценность, представляет собой вершину литературы «золотого века». В нем с наибольшей силой выражены гуманистические идеи эпохи. С другой стороны, это творчество с исключительной полнотой отражает кризис, который переживала Испания в конце XVI в., и противоречивость сознания передовых людей того времени. Все это делает Сервантеса одним из самых глубоких реалистов, каких знает европейская литература эпохи.

Мигель де Сервантес Сааведра (1547—1616) родился в городке Алькала де Энарес. Он принадлежал к идальгии и был сыном бедного лекаря. Недостаток средств помешал ему получить хорошее образование, но все же он окончил университет. Двадцати одного года Сервантес поступил на службу к папскому послу в Испании, кардиналу Аквавиве. Когда тот вернулся на родину, Сервантес поехал с ним в Италию. После смерти кардинала он поступил солдатом в испанскую армию, действовавшую в Италии, вскоре был зачислен во флот и принял участие в битве при Лепанто (1571), где храбро сражался и получил тяжелое увечье левой руки. В 1575 г. он решил вернуться в Испанию, но корабль, на котором он плыл, подвергся нападению алжирских корсаров и Сервантес попал к ним в плен. В Алжире он томился пять лет, многократно устраивал заговоры с целью побега, оканчивавшиеся неудачами, пока не был, наконец, выкуплен из неволи. Дома он нашел разоренную семью, а о военных его заслугах все уже забыли в Испании. В поисках заработка Сервантес пишет пьесы для театра, а также различные стихотворения, за которые, поднеся их какому-нибудь знатному лицу, можно было получить небольшую денежную награду. Кроме того, он работает над «Галатеей» (см. о ней гл. 36), которая была издана в 1585 г. В это время Сервантес женится. Скудность и ненадежность литературного заработка заставляют Сервантеса принять должность сначала сборщика зерна для армии, затем сборщика недоимок. Доверив казенные деньги одному банкиру, сбежавшему с ними, Сервантес в 1597 г. попадает в тюрьму по обвинению в растрате. Пять лет спустя он снова подвергается тюремному заключению по обвинению в денежных злоупотреблениях.

Последние пятнадцать лет жизни Сервантес провел в большой нужде. Тем не менее, это был период высшего расцвета его творчества. В 1605 г. вышла в свет первая часть романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», начатого или, по крайней мере, задуманного Сервантесом во время его второго тюремного заключения. Опубликование в 1614 г. неким Авельянедой поддельного продолжения «Дон Кихота» побудило Сервантеса ускорить окончание своего романа, и в 1615 г. вышла в свет вторая его часть. Незадолго до этого, в том же году, он издал сборник своих пьес, а перед тем, в 1613 г., опубликовал «Назидательные новеллы». В следующем году он закончил литературную сатиру «Путешествие на Парнас». Последним произведением Сервантеса был роман «Персилес и Сихизмунда», напечатанный уже после его смерти.

Некоторой условностью и надуманностью отличается почти вся лирика Сервантеса, его литературно-сатирическая поэма, а также опыты в области пасторального и рыцарского романа («Галатея» и «Персилес и Сихизмунда»), в которых он стремится к психологической правдивости и утверждению подлинно благородных чувств. То же самое можно сказать и о наибольшей части его драматического творчества. В своей драматургии Сервантес прежде всего ищет правдоподобия, восставая против слишком свободного обращения некоторых современных ему драматургов с пространством и временем, против нагромождения в сюжете разных приключений, экстравагантностей и нелепиц, против несоответствия между общественным, положением персонажей и их языком и т. п.

Все это склоняло Сервантеса к стилю учено-гуманистической драмы Возрождения (несмотря на то, что он, не отличаясь педантизмом, соблюдал далеко не все ее «правила») и делало его противником драматургической системы Лопе де Вега, слишком вольный характер которой он вначале осуждал, хотя и признавал блестящий талант драматурга. Вместе с тем Сервантес ставил перед театром морально-воспитательные задачи, протестуя против понимания спектакля исключительно как веселого, развлекательного зрелища. Определяя драму, вслед за Цицероном, как «зеркало человеческой жизни, пример нравов и образцов истины», Сервантес замечал: «Посмотрев комедию замысловатую и отличающуюся искусством в расположении, зритель уйдет из театра, смеясь шуткам, проникшись нравоучениями, в восторге от происшествий, умудренный рассуждениями, предостереженный кознями, наученный примерами, возмущенный пороком и влюбленный в добродетель, ибо хорошая комедия способна пробудить все эти страсти в любой душе, даже самой грубой и невосприимчивой». Отсюда — двоякая тематика драматургии Сервантеса: сатирико-реалистическая и героическая.

Статья о творчестве Сервантеса

Мигель де Сервантес Сааведра.

Величайшим испанским писателем эпохи зрелого Возрождения в области художественной прозы и драматургии является Мигель де Сервантес Сааведра (1547 – 1616). Его биография овеяна характерным для этой эпохи духом смелых приключений. Сначала – неуемное стремление к знаниям, сделавшее возможным для него, сына лекаря, дворянского происхождения, получение университетского образования. Затем – поездка в Италию, в должности секретаря у кардинала, где Сервантес, уделял много времени изучению итальянской ренессансной культуры. После – тревожная, полная опасностей жизнь воина, героического участника войны против турок. Он принимал участие в победоносной битве при Лепанто 7 октября 1571 года, в которой получил тяжелое увечье (лишился руки). Затем – пятилетний плен у алжирских пиратов. После возвращения на родину (был выкуплен из плена), Сервантес работал сборщиком недоимок, эта работа дала ему возможность хорошо изучить жизнь простого народа в богатой Испании, куда из Америки продолжали литься потоки золота. В довершении ко всем перенесенным ранее невзгодам – заключение в тюрьму, за преступление которое он не совершал (пропажа денег по чужой вине). В тюрьме, и на свободе Сервантес беспрестанно занимался литературным трудом, который обогатил человечество неувядаемыми произведениями его гения.
Богато и разнообразно литературное наследие Сервантеса. Оно включает и стихи, среди которых выделяется созданное в алжирском плену пламенное «Послание к Матео Васкесу», содержащее призыв во имя освобождения пленников сразиться с турками и их пособниками – алжирскими пиратами. В стихотворении чувствуется, как говорит автор, «горячая об узниках забота».
Значительное место в наследии писателя занимает его обладающая определенными достоинствами драматургия; особенно трагедия «Нумансия», показывающая исключительный героизм древнего города Нумансии, все испанские жители которого погибли, но не сдались римским завоевателям. Хороши и его маленькие, полные комизма интермедии («Восемь комедий и интермедий»).
В прозаическом жанре Сервантес осуществил в разное время своей жизни опыты и в области пасторального романа («Галатея»), и рыцарского («Странствия Перилиса и Сихизмунды»), и в обладающей большим национальным своеобразием новеллистике («Назидательные новеллы»).
Венцом же творческой деятельности Сервантеса является его бессмертный роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (1605 – 1615).
Задумано произведение, как пародия на лишенные жизненного содержания рыцарские романы. В «Дон Кихоте» Сервантес показал превосходное знание жизни народа, умело изобразил типические характеры. Все это позволило ему создать по-настоящему реалистический ренессансный роман, в котором оказалась разоблаченной порочность не только рыцарских романов, но и всей испанской действительности и вместе с тем оказались воплощены светлые идеи гуманизма.
Сложность и глубина, характерные в целом для романа «Дон Кихот», присущи и его основным героям – Дон Кихоту и Санчо Пансе, в особенности первому из них. Дон Кихот пародиен и смешон, когда под влиянием рыцарских романов воображает себя рыцарем, способным сокрушить окружающие его пороки, тогда как на самом деле совершает ряд нелепых поступков: сражения с принятыми за великанов ветряными мельницами или побоища в подвале харчевни с мешками принятыми за разбойников. Герой навлекает на себя бесчисленные беды, расплачиваясь за призрачность своих фантазий вполне реальными побоями.
В Дон Кихоте, кроме пародийного образа, мы видим и благородство, он является примером бескорыстного борца за справедливость, полного высокого воодушевления. Дон Кихот несет в себе утверждающее, возрожденческое начало. По словам И. С. Тургенева, он «выражает… веру в истину… требующую служения и жертв». Гуманизм Дон Кихота проявляется, прежде всего, в глубокой человечности его поступков, направленных на помощь слабым людям, терпящим несправедливость. Мы это видим в эпизоде защиты им пастушка Андреса, которого избивал его жестокий хозяин. Нельзя винить Дон Кихота, что злой хозяин после отъезда защитника обрушивает еще больше ударов на бедного мальчика. Это говорит только о жестокости мира, где правят бесчеловечные противники Дон Кихота.
Глубокой гуманистической мудростью дышат суждения Дон Кихота о свободе, о мире, о достоинстве человека, о любви. Об этом читатель узнает из тех советов, которые дает Дон Кихот Санчо Пансе перед его вступлением в управление «губернаторством» и по другим разным поводам: «Мир – лучшее благо, какое существует на этом свете!»
Дон Кихот считает вполне естественной свою влюбленность в «весьма миловидную деревенскую девушку» Альдонсу Лоренсо, прозванную им Дульсинеей Тобосской. Не знатность этой девушки – не помеха для любви, как доказывает Дон Кихот Санчо Пансе, «более, чем что-либо, возбуждают две вещи, каковы суть великая красота и доброе имя, а Дульсинея имеет право гордиться и тем и другим». Дон Кихот учит Санчо Пансу избегать личного произвола, так как произвол «весьма распространен среди невежд, которые выдают себя за умников».
Противоречивость Дон Кихота в том, что за гуманистические идеалы, он борется, применяя архаические средства, почерпнутые из арсенала странствующего рыцарства. Из этой особенности героя вытекает и сложное отношение к нему автора. В какую бы нелепую форму ни облекалась борьба героя с притеснителями, Сервантес всегда дает почувствовать благородство самой идеи этой борьбы, что было подмечено И. С. Тургеневым: «Жить для себя, заботиться о себе – Дон Кихот почел бы постыдным. Он весь живет вне себя, для истребления зла, для противодействия враждебным человечеству силам. В нем нет и следа эгоизма, он не заботится о себе, он весь самопожертвование…» Не случайно иногда образы героя и автора как бы сливаются воедино: это бывает, когда герой особенно выразительно выступает в роли носителя человеколюбивой мечты автора-гуманиста о лучшей жизни.
Интересен и образ Санчо Панса – оруженосца Дон Кихота, простого кастильского крестьянина, но чуждого приниженности, знающего себе цену, носителя народной мудрости, часто прикрытой веселой шуткой. Санчо Панса, без долгих размышлений последовал за своим господином; оставил родную деревню, сначала ради поправки благосостояния – получения обещанного ему Дон Кихотом «острова», а позже – просто из человеколюбия по отношению к непрактичному идальго, которого ему уже было жаль оставить без своей помощи. Благородное воздействие рыцаря дало возможность раскрыться в Санчо замечательным качествам народного мудреца. Читатель это видит в мудром управлении его эфемерным «губернаторством»: какую проницательность он проявлял, осуществляя знаменитые «суды», какую нравственную чистоту и бескорыстие показал, «без гроша в кармане» добровольно оставляя губернаторство.
Примечательна эволюция в отношениях между Дон Кихотом и Санчо Пансой, когда, пустившись в путь как рыцарь и оруженосец, они потом превращаются в добрых друзей, благотворно действующих друг на друга. В их отношениях к концу романа осуществлено в какой-то степени идеальное взаимоотношение между людьми.
Героев Сервантеса – рыцаря с его оруженосцем – объединяет настоящая человеческая дружба. Санчо предан Дон Кихоту не только как господину, но и как большому другу: «… я его люблю, он это ценит. а главное, я человек верный, так, что кроме могилы, никто нас с ним разлучить не может».
После долгих совместных скитаний герои романа отрекаются от вымышленной жизни, от погони за приключениями. Дон Кихот становится Алонсо Кихано Добрым. Он утверждает торжество здравого смысла и в своем завещании выносит беспощадный приговор отжившим свой век рыцарским романам.
Писатель словно предчувствовал, что его книга станет известна всему миру. «… Мне сдается, что скоро не останется такого народа, который не прочел бы ее на своем родном языке», – писал он.
В этом романе развернута широкая и яркая картина жизни Испании конца 16 века. Крестьяне и ремесленники, пастухи и погонщики, попы, сельские власти, солдаты, студенты, мелкие воришки и дерзкие разбойники – все они показаны на пестром фоне правдиво изображенного быта и говорят своим собственным живым языком. Весь роман пересыпан меткими народными пословицами, поговорками и прибаутками, на которые так щедр добродушный болтун Санчо Панса. Сервантесу принадлежит большая заслуга в создании испанского литературного языка, в основу которого положено кастильское наречие.
Автору показателен тон неизменной благожелательности, в котором изображены испанцы и их жизнь. В каждом человеке Сервантес находит уголок души, на который с сочувствием отзывается читатель. Непривлекательная служанка Мариторнес на последние гроши покупает кружку вина для бедняги Санчо. Хозяйка с непритворным участием облепляет пластырями избитого погонщиками Дон Кихота. Злодей и каторжник Хинес де Пасамонте выступает добродушным владельцем кукольного театра и артистичной обезьяны. Эта важная особенность творчества автора – показать персонажи романа с хорошей стороны – привлекает читателя.
Конечно, содержание романа имеет много мрачных сторон, но Сервантес и тут остается мужественным, бодрым и жизнерадостным, каким был в своей трудной и многострадальной жизни.
Книга, которой автор обязан бессмертием, была опубликована в 1605 году (часть 1) и, невзирая на недоброжелательность и завистливые замечания других писателей, сразу приобрела неслыханный успех. Рыцарь и оруженосец стали «притчей во языцех»; возникло даже прилагательное «донкихотский». При жизни автора книга несколько раз перепечатывалась и издавалась на разных языках, однако Сервантесу так и не удалось разбогатеть. Он, может быть, и не сумел бы закончить роман, как планировал, если бы не некий Алонсо Фернандес де Авельянеда, который выпустил в свет свою версию «Дон Кихота» (вторую часть) под своим именем в 1614 году. Задетый такой несправедливостью, Сервантес на следующий год завершил вторую часть романа и опубликовал ее; не забывая в заключительных главах дать отповедь своему недоброжелателю.
Рисуя картины удивительных похождений идальго, Сервантес стал родоначальником содержательной и правдивой литературы. По мнению критиков, с этого произведения в литературе началась новая эпоха чистого и реалистического искусства.
ЛИТЕРАТУРА
К. Державин. Сервантес. М., 1958.
Н. Сниткова. «Дон Кихот» Сервантеса. М., 1965.
Франк Бруно. Сервантес.
Сервантес и всемирная литература. М., 1969.

Читайте также:  Творчество поэта Серебряного века (Н. С. Гумилёв): сочинение

Гуманистические идеи эпохи в творчестве Мигеля де Сервантес Сааведра

Все предшествующее развитие испанской литературы Возрождения, особенно же развитие романа, подготовило появление Сервантеса. Его творчество, несмотря на внутреннюю неравноценность, представляет собой вершину литературы “золотого века”. В нем с наибольшей силой выражены гуманистические идеи эпохи. С другой стороны, это творчество с исключительной полнотой отражает кризис, который переживала Испания в конце XVI в., и противоречивость сознания передовых людей того времени. Все это делает Сервантеса одним из самых глубоких реалистов,

Дон Кихот – центральный персонаж романа Комичная фигура престарелого бедного кастильского идальго Алонсо Кихано, который, начитавшись рыцарских романов, оставляет дом и пускается на поиски приключений, сразу же настраивает читателя на то, что перед ним – пародия.

Роман “Дон Кихот” трагикомический эпос испанской жизни Рыцарский роман – эпический жанр, распространенный в литературе средних веков. Возник в период расцвета рыцарства, впервые во Франции в середине XII ст. Для произведений этого жанра присущ авантюрный сюжет, построенный.

Cмешон ли доблестный рыцарь Дон Кихот Ламанчский Мигель де Сервантес Сааведра задумывал роман о Дон Кихоте как пародию на рыцарские романы, заполонившие средневековую Испанию. Но пародии, как считают критики, не получилось. Получился роман, не похожий ни на.

Санчо Панса – кастильский крестьянин, односельчанин Алонсо Кихано Санчо Панса – кастильский крестьянин, односельчанин Алонсо Кихано, который уговорил простодушного Санчо стать его оруженосцем, посулив ему несметные богатства. Вместе с Дон Кихотом Санчо Панса (“панса” в переводе с испанского.

Образ главного героя в романе “Премудрый гидальго Дон Кихот с Ламанчи” “Премудрый гидальго Дон Кихот с Ламанчи” – пародия на рыцарские романы. Пародия – это перепев известного произведения, сюжета или стиля. Известно, что “Дон Кихот” – пародия на рыцарские романы. Но.

Персональная модель Сервантеса Писатель прожил героическую, полную тягот и лишений жизнь. Он участвовал в знаменитой морской битве при Лепанто, в которой был ранен, затем попал в плен к пиратам, которые продали его в.

Язык персонажей в романе “Дон Кихот” Язык персонажей Сервантеса различен в зависимости от их общественного положения и характера. Особенно отчетливо выступает противоположность между размеренным и важным, иногда даже несколько архаическим языком Дон-Кихота и не всегда правильной.

Дон Кихот и его рыцарские подвиги (по роману М. де Сервантеса “Дон Кихот”) (2) Чтение романов может не только способствовать погружению в мир фантазий, но и вдохновить на подвиги. Именно это и произошло с главным героем романа Мигеля де Сервантеса “Дон Кихот”. Хитроумный идальго.

Дополнением к образу Дон Кихота является образ Санчо Пансы Он также имеет прецеденты в средневековой литературе. Во французском героическом эпосе встречается комический тип оруженосца-весельчака, болтуна и обжоры, впоследствии пародийно разработанный Пульчи в образе Маргутте. Но Сервантес превратил эту незначительную.

Читайте также:  Поэзия начала века: сочинение

Странствования Дон Кихота в поисках справедливости Свое произведение писатель создавал в тюрьме. Когда Сервантес работал собирателем налогов, его несправедливо предъявили обвинение в краже. И хотя объективность таких обвинений была очевидна, Сервантес не спешил подавать просьбу об.

Дон Кихот и его рыцарские подвиги (по роману М. де Сервантеса “Дон Кихот”) (1) Роман “Дон Кихот” во многом стал итогом личной жизни самого писателя, полной героических дерзаний, которые зачастую приводили к катастрофическим неудачам. В произведении сочетаются идеальная поэзия душевной жизни героя, романтика его.

Самоотверженность Дон Кихота и его рыцарские подвиги Мало ли на свете людей, живущих в мире собственных фантазии, видящих мир совсем не так, как остальные? Мне кажется, достаточно. И Дон Кихот, герой романа Сервантеса, лишь один из многих.

Дон Кихот и Санчо Панса: две жизненные позиции Дон Кихот совсем не похож на героя рыцарских романов – привлекательного юноши, для которого поиски славы и денег представляли смысл жизни. Он настоящий подвижник, готов бороться за справедливость, за земное.

Роман “Дон Кихот” пародия на рыцарские романы В странах Западной Европы рыцарский роман возник и достиг расцвета за период средневековья. Родина этого романа – Франция XII ст. Сначала рыцарские романы были стихотворными, со временем их стали создавать.

Немеркнущие идеалы в романе Сервантеса “Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский” Творчество М. де Сервантеса представляет собой вершину литературы золотого века. В его произведениях с наибольшей силой выражены гуманистические идеи эпохи. В то же время творчество писателя очень полно и точно.

Благородный рыцарь или сумасброд Герой романа Мигеля де Сервантеса Дон Кихот стал всемирно известен еще при жизни автора. Простому народу очень понравился образ благородного рыцаря, путешествующего по Испании своего воображения. Мне тоже образ Дон.

Характерные черты художественного мира “Дон Кихота” М. де Сервантеса Универсальный сюжет, охватывающий все богатство жизни эпохи; Воспроизведение широкого фона народной испанской жизни с ее социально-исторической проблематикой и национальной спецификой; Сквозное противопоставление идеала и реальной действительности; Раскрытие фундаментальных противоречий жизни.

Трагическое и смешное в образе Дон Кихота Мы почти ничего не знаем про Дона Кихота, кроме того, что его имущество состоит из унаследованного старого щита, копья, худой клячи и охотничьей собаки. Как дворянин он имеет возможность бывать.

Роль Санчо Панса в раскрытии характера главного героя (по роману М. де Сервантеса “Дон Кихот”) Свой всемирно известный роман “Дон Кихот” Мигель де Сервантес Сааведра писал во время тюремного заключения. Ему хотелось создать образ человека, верящего в чудо, в то, что добро и справедливость должны.

Мигель Сервантес де Сааведра (1547-1616) Мигель Сервантес де Сааведра (1547-1616), автор бессмертного романа “Хитроумный идальго дон Кихот Ламанчский”,- величайший представитель “золотого века” испанской литературы. Кратковременный расцвет гуманистической мысли в Испании (конец XVI – начало XVII.

Сейчас вы читаете: Гуманистические идеи эпохи в творчестве Мигеля де Сервантес Сааведра

Гуманистические идеи эпохи в творчестве Мигеля де Сервантес Сааведра

Все предшествующее развитие испанской литературы Возрождения, особенно же развитие романа, подготовило появление Сервантеса. Его творчество, несмотря на внутреннюю неравноценность, представляет собой вершину литературы “золотого века”. В нем с наибольшей силой выражены гуманистические идеи эпохи. С другой стороны, это творчество с исключительной полнотой отражает кризис, который переживала Испания в конце XVI в., и противоречивость сознания передовых людей того времени. Все это делает Сервантеса одним из самых глубоких реалистов, каких знает европейская литература эпохи.
Мигель де Сервантес Сааведра (1547-1616) родился в городке Алькала де Энарес. Он принадлежал к идальгии и был сыном бедного лекаря. Недостаток средств помешал ему получить хорошее образование, но все же он окончил университет. Двадцати одного года Сервантес поступил на службу к папскому послу в Испании, кардиналу Аквавиве. Когда тот вернулся на родину, Сервантес поехал с ним в Италию. После смерти кардинала он поступил солдатом в испанскую армию, действовавшую в Италии, вскоре был зачислен во флот и принял участие в битве при Лепанто (1571), где храбро сражался и получил тяжелое увечье левой руки. В 1575 г. он решил вернуться в Испанию, но корабль, на котором он плыл, подвергся нападению алжирских корсаров и Сервантес попал к ним в плен. В Алжире он томился пять лет, многократно устраивал заговоры с целью побега, оканчивавшиеся неудачами, пока не был, наконец, выкуплен из неволи. Дома он нашел разоренную семью, а о военных его заслугах все уже забыли в Испании. В поисках заработка Сервантес пишет пьесы для театра, а также различные стихотворения, за которые, поднеся их какому-нибудь знатному лицу, можно было получить небольшую денежную награду. Кроме того, он работает над “Галатеей” (см. о ней гл. 36), которая была издана в 1585 г. В это время Сервантес женится. Скудность и ненадежность литературного заработка заставляют Сервантеса принять должность сначала сборщика зерна для армии, затем сборщика недоимок. Доверив казенные деньги одному банкиру, сбежавшему с ними, Сервантес в 1597 г. попадает в тюрьму по обвинению в растрате. Пять лет спустя он снова подвергается тюремному заключению по обвинению в денежных злоупотреблениях.
Последние пятнадцать лет жизни Сервантес провел в большой нужде. Тем не менее, это был период высшего расцвета его творчества. В 1605 г. вышла в свет первая часть романа “Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский”, начатого или, по крайней мере, задуманного Сервантесом во время его второго тюремного заключения. Опубликование в 1614 г. неким Авельянедой поддельного продолжения “Дон Кихота” побудило Сервантеса ускорить окончание своего романа, и в 1615 г. вышла в свет вторая его часть. Незадолго до этого, в том же году, он издал сборник своих пьес, а перед тем, в 1613 г., опубликовал “Назидательные новеллы”. В следующем году он закончил литературную сатиру “Путешествие на Парнас”. Последним произведением Сервантеса был роман “Персилес и Сихизмунда”, напечатанный уже после его смерти.
Некоторой условностью и надуманностью отличается почти вся лирика Сервантеса, его литературно-сатирическая поэма, а также опыты в области пасторального и рыцарского романа (“Галатея” и “Персилес и Сихизмунда”), в которых он стремится к психологической правдивости и утверждению подлинно благородных чувств. То же самое можно сказать и о наибольшей части его драматического творчества. В своей драматургии Сервантес прежде всего ищет правдоподобия, восставая против слишком свободного обращения некоторых современных ему драматургов с пространством и временем, против нагромождения в сюжете разных приключений, экстравагантностей и нелепиц, против несоответствия между общественным, положением персонажей и их языком и т. п.
Все это склоняло Сервантеса к стилю учено-гуманистической драмы Возрождения (несмотря на то, что он, не отличаясь педантизмом, соблюдал далеко не все ее “правила”) и делало его противником драматургической системы Лопе де Вега, слишком вольный характер которой он вначале осуждал, хотя и признавал блестящий талант драматурга. Вместе с тем Сервантес ставил перед театром морально-воспитательные задачи, протестуя против понимания спектакля исключительно как веселого, развлекательного зрелища. Определяя драму, вслед за Цицероном, как “зеркало человеческой жизни, пример нравов и образцов истины”, Сервантес замечал: “Посмотрев комедию замысловатую и отличающуюся искусством в расположении, зритель уйдет из театра, смеясь шуткам, проникшись нравоучениями, в восторге от происшествий, умудренный рассуждениями, предостереженный кознями, наученный примерами, возмущенный пороком и влюбленный в добродетель, ибо хорошая комедия способна пробудить все эти страсти в любой душе, даже самой грубой и невосприимчивой”. Отсюда – двоякая тематика драматургии Сервантеса: сатирико-реалистическая и героическая.

Сочинение по литературе на тему: Гуманистические идеи эпохи в творчестве Мигеля де Сервантес Сааведра

Другие сочинения:

Почему Сервантес называет Дон Кихота “хитроумным идальго” Ставится в этом случае такой вопрос: “Как вы думаете, почему Сервантес называет Дон Кихота “хитроумным идальго”, “славным идальго”, “доблестным и добрым рыцарем”?” Особенно емкое слово в вопросе – “хитроумный”. Читая о приключениях Одиссея, Читатели знакомятся с эпитетом “хитроумный”, характеризующим ум Read More .

Сервантес. Его творчество С другой стороны, это творчество с исключительной полнотой отражает кризис, который переживала Испания в конце XVI в., и противоречивость сознания передовых людей того времени. Все это делает Сервантеса одним из самых глубоких реалистов, каких знает европейская литература эпохи. Мигель де Read More .

Краткая биография Сервантес Сааведра Мигель Сервантес СЕРВАНТЕС СААВЕДРА, МИГЕЛЬ ДЕ (Cervantes Saavedra, Miguel de) (1547−1616), испанский писатель. Родился в Алкала-де-Энарес (пров. Мадрид). Его отец, Родриго де Сервантес, был скромным хирургом, и многочисленная семья постоянно жила в бедности, не оставлявшей будущего писателя на протяжении Read More .

Дон Кихот и Санчо Панса в романе Мигеля Сервантеса “Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский” Свой знаменитый роман “Дон Кихот” испанский писатель Мигель де Сервантес Сааведра писал тогда, когда сидел в тюрьме. В этот роман писатель вложил все свои мысли о жизни, людях, творчестве, мире и т. д. Это было время, когда на аристократов наступала Read More .

Идеи патриотизма и тема родины в творчестве Лермонтова В “Бородине” с исключительной силой воплотились идеи патриотизма, тема родины и народа, в нем ярко проявилась гражданская направленность идеологии Лермонтова. “Роковое” поражение гения поставлено здесь в прямую зависимость не от потусторонних сил, над ним стоящих, как это имело место в Read More .

Гуманистические идеалы “Божественной комедии” Данте “Божественная комедия” – величайшее творение итальянского поэта Данте Алигъери – вошла в историю культуры как высочайшее достижение искусства Средневековья и вместе с тем произведение, которое отобразило кризис мировоззрения этих пор и неизбежность нового гуманистического мировосприятия Возрождения. В творчестве ни одного Read More .

Новеллы Сервантеса Можно разделить новеллы Сервантеса на три группы: новеллы любовно-авантюрные (например, “Цыганочка”, “Английская испанка” и т. п.), нравоописательные (“Ринконете и Кортадильо”, “Ревнивый экстремадурец” и т. п.) и философско-сентенциозные (“Лиценциат Видриера”, “Беседа двух собак”), хотя строгое разграничение здесь невозможно, так как во Read More .

Язык персонажей в романе “Дон Кихот” Язык персонажей Сервантеса различен в зависимости от их общественного положения и характера. Особенно отчетливо выступает противоположность между размеренным и важным, иногда даже несколько архаическим языком Дон-Кихота и не всегда правильной, носочной и выразительной, пересыпанной пословицами, поговорками, междометиями, подлинно народной речью Read More .

Билеты. Вариант 7. Билет 22.
Творчество М. де Сервантеса

Творчество М. де Сервантеса

СЕРВАНТЕС Сааведра (Cervantes Saavedra) Мигель де (29 сентября 1547, Алькала де Энарес — 22 апреля 1616, Мадрид), испанский писатель, классик мировой литературы, выдающийся мастер позднего Возрождения, создатель «Дон Кихота», к которому восходит одна из основных линий развития новоевропейского романа — «роман сознания» или «метароман».

Читайте также:  Только влюбленный имеет право на звание человека (тема любви в поэзии Серебряного века): сочинение

На пути к «Дон Кихоту»

Мигель де Сервантес (происхождение фамилии Сервантеса — «Сааведра», стоящей на титулах его книг, не установлено) родился в семье лекаря-хирурга Родриго де Сервантеса из Кордовы, возможно, выходец из мосарабов. Мать Сервантеса звали Леонор де Кортинас.

Семья Сервантеса часто переезжала из города в город, поэтому будущий писатель не смог получить систематического образования. Возможно, в 1566-1569 Мигель обучался в мадридской городской школе у известного гуманиста грамматика Хуана Лопеса де Ойос, последователя Эразма Роттердамского.

В 1569, после уличной стычки, закончившейся ранением одного из ее участников, Сервантес бежал в Италию, где служил в Риме в свите кардинала Аквавивы, а затем завербовался в солдаты. 7 октября 1571 принял участие в морской битве при Лепанто, был ранен в предплечье (его левая рука на всю жизнь осталась бездействующей). Принял также участие в ряде других морских экспедиций, в том числе в Тунис. В 1575, имея при себе рекомендательное письмо от Хуана Австрийского, главнокомандующего испанской армией в Италии, отплыл из Италии в Испанию. Галера, на которой находились Сервантес и его младший брат Родриго, была атакована алжирскими пиратами. Сервантес провел в алжирском плену пять лет. Только в октябре 1580, после того как он был выкуплен монахами-тринитариями, вернулся на родину.

С конца 1580 до 1587 жил в Мадриде, в Толедо и в селении Эскивиас, близь Толедо, откуда была родом Каталина де Паласиос: Сервантес вступил с ней в брак в декабре 1584 (в том же году у Аны Франки де Рохас родилась внебрачная дочь Сервантеса — Исабель де Сааведра, жившая после смерти матери в доме отца). Став отставным солдатом, занялся сочинительством пьес, не имевших успеха на сцене (из ранних драматических опытов Сервантеса сохранились трагедия «Нумансия» и «комедия» «Алжирские нравы»). Публикация пасторального романа «Галатея» (1585) принесла писателю известность, но не достаток.

Рождение «Дон Кихота»

В 1587 переезжает в Севилью, где живет до 1600, проводя большую часть времени в разъездах по андалусийским селам и городам в качестве комиссара по закупке провианта для королевского флота, а затем — сборщика податей. В 1592 в селении Кастро дель Рио неподалеку от Кордовы Сервантеса ненадолго заключают в тюрьму, обвинив в совершении недозволенной закупки. В 1597 оказывается в заключении в севильской тюрьме сроком на семь месяцев по обвинению в растрате казенных денег (банк, в котором Сервантес хранил собранные подати, лопнул). Во время одного из пребываний в темнице (скорее всего, первого), по собственному признанию писателя, в его воображении возник образ человека, сошедшего с ума от чтения рыцарских романов и отправившегося совершать рыцарские подвиги в подражание героям любимых книг. Первоначально это был замысел новеллы. В процессе работы над ней перед автором открылись романные перспективы развития сюжета о Дон-Кихоте.

Сервантес создавал «Дон Кихота» на протяжении многих лет. О жизни Сервантеса в период 1600-1604 гг., то есть о годах наиболее интенсивной работы писателя над будущей первой частью романа, известно немного. Установлено, что, покинув Андалусию, писатель перебрался в Кастилию и жил в Эскивиасе и в Толедо. Летом 1604 поселяется в Вальядолиде (тогдашней столице Испании) и ведет в Мадриде переговоры с книготорговцем Роблесом об издании завершенного к тому времени романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Первоначально «Хитроумный идальго» был отпечатан в Вальядолиде в конце 1604 небольшим тиражом с указанием даты издания «1605». Весной 1605 в Мадриде, в типографии Хуана де ла Куэста был отпечатан второй тираж editio princeps. Об успехе романа свидетельствует то, что в том же году появляется его второе издание, содержащее целый ряд расхождений с первым, он дважды переиздается в Лиссабоне и один раз в Валенсии. Дон Кихот и Санчо Панса как персонажи карнавальных шествий появляются на улицах испанских городов и даже в колониях (в столице Перу Лиме).

В 1606 (или 1608?) Сервантес с семейством, включающим его двоих сестер и Исабель де Сааведра, вслед за королевским двором переезжает в Мадрид. В последнее десятилетие жизни он создает большую часть повестей, вошедших в сборник «Назидательные новеллы» (1613), сочиняет стихотворную литературную сатиру «Путешествие на Парнас» (1614), пишет новые и частично перерабатывает старые пьесы, собрав их в книгу «Восемь комедий и восемь интермедий» (1615), продолжает работу над начатым еще в 1596 авантюрно-сентиментальным романом «Странствия Персилеса и Сихизмунды», наконец, приступает к написанию второй части «Дон Кихота», скорый выход которой обещает читателю в прологе к «Назидательным новеллам». В 1614 — в разгар работы над ней Сервантеса — появляется подложное продолжение романа, принадлежащее перу анонима, скрывавшегося под псевдонимом «Алонсо Фернандес де Авельянеда».

В Прологе к «Лже-Кихоту» содержались грубые выпады лично против Сервантеса, а его содержание демонстрировало полное непонимание автором (или авторами?) подделки всей сложности замысла оригинала. В «Лже-Кихоте» содержится ряд эпизодов, сюжетно совпадающих с эпизодами из второй части романа Сервантеса. Спор исследователей о приоритете Сервантеса или анонима не может быть разрешен окончательно. Скорее всего, Сервантес специально включил во вторую часть «Дон Кихота» переработанные эпизоды из сочинения Авельянеды, чтобы еще раз продемонстрировать свое умение превращать в искусство малозначительные в художественном отношении тексты (аналогично его обращение с рыцарской эпикой). «Вторая часть хитроумного кабальеро Дон Кихота Ламанчского» издана в 1615 в Мадриде в той же типографии, что и «Дон Кихот» издания 1605. Впервые обе части «Дон Кихота» увидели свет под одной обложкой в 1637.

Незадолго до смерти писатель перебрался в Мадрид. Находясь на смертном одре Сервантес диктует пролог к своему любимому спешно законченному роману «Странствия Персилеса и Сихизмунды», опубликованному уже после смерти автора в 1617. За несколько дней до смерти писатель постригся в монахи. Был похоронен за счет францисканского ордена в одном из его монастырей. Точное место упокоения Сервантеса неизвестно. Памятник выдающемуся писателю был поставлен в Мадриде только в 1835.

«Дон Кихот» как художественное целое

Мировоззрение Сервантеса складывалось под влиянием различных течений европейской гуманистической мысли (неоплатонизма, неостоицизма, натурфилософии). Особое влияние на создателя «Дон Кихота» оказал «эразмизм» или «христианский гуманизм» — учение Эразма Роттердамского, критиковавшего нравы католического клира и обрядовую сторону католицизма, которым автор «Оружия христианского воина» противопоставил внутреннюю духовную работу человека над собой, личностный путь к Богу и раннехристианский идеал человеческого общежития в любви и вере, воплощенный в символе «мистического тела Христова».

Сервантес, писавший «Дон Кихота» в эпоху католической Контрреформации, в годы полного запрета «эразмизма», зашифровывает идеал всеединства в образах, восходящих к рыцарским романам высокого Средневековья (отсюда — метафорическое отождествление на страницах «Дон Кихота» «мистического тела Христова» и «тела» странствующего рыцарства). Одновременно христианско-гуманистическая утопия переводится творцом «Дон Кихота» на язык карнавально-площадных действ и праздничных ритуалов, относящихся к разным временам года: Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса выступают как воплощения Поста и Масленицы, а их первые два выезда спроецированы на цикл летних празднеств, включая День Тела Христова (праздник, посвященный таинству причастия и имеющий ярко выраженную площадную сторону) и праздник «первого снопа» (Дон Кихота молотят «как сноп», Санчо характеризует обрушивающиеся на них побои как «сбор урожая странствующего рыцарства», а своего рода эмблематической заставкой книги является битва героя с ветряными мельницами). В контексте жатвенного ритуала избиения, сопровождающие героев романа на их пути, получают сакральное оправдание. Смех, звучащий на страницах романа, — это не злой, издевательский хохот толпы, а праздничный ритуальный смех, развенчивающий и утверждающий одновременно.

Сервантес,использовав опыт площадного театра, создал образ оруженосца Дон Кихота Санчо Пансы. Непосредственное же влияние на возникновение сервантесовского замысла оказала анонимная «Интермедия о романсах» (1590-91?), герой которой Бартоло, помешавшийся на их чтении, отправляется совершать героические подвиги. Разворачивая бурлескную, комическую «одноходовую» ситуацию интермедии в прозаическое повествование, ведущееся от лица автора-ирониста, Сервантес обнаруживает преимущества остраненно-косвенного иносказательно-иронического изображения приключений героя, пародирующего своим обликом, языком и действиями облик, деяния и язык героев рыцарской эпики. Преследуя цель осмеять и тем самым дискредитировать в глазах читателя рыцарские романы, о чем прямо заявлено в Прологе к первой части, автор «Дон Кихота» создает не литературную пародию как таковую (самое слово «пародия» он нигде не использует), а радикально новый тип повествования. Трансформируя мотив карнавальной «свихнутости» героя в его сакральное безумие, восходящее к посланиям апостола Павла, писавшего о единоверцах как о безумных «Христа ради», Сервантес представляет «рассудительное сумасшествие» Дон Кихота как особое состояние сознания человека, находящегося в положении читателя созидаемого им в процессе чтения текста. Это открывает писателю-романисту путь к изображению самой структуры сознания героя.

Интерпретация «Дон Кихота» как пародии на рыцарский эпос правомерна по отношению к его отдельным эпизодам, мотивам и образам, к некоторым повествовательным приемам, используемым автором, но не может охватить роман Сервантеса как новаторское жанровое целое, основанное на совмещении и согласовании множества жанровых традиций.

Процесс рождения и становления самосознания героя как жанрообразующая тема романа выходит на первый план в «Дон Кихоте» 1615 года.

Особую роль во второй части играет Санчо, образ которого начинает конкурировать по значимости с образом его господина. В основе развития сюжета второй части лежит изобретательная выдумка Санчо, который, вполне освоив стиль мышления своего хозяина, внушает ему, что крестьянка на ослице, встреченная ими на дороге, и есть Дульсинея, превращенная в уродливую поселянку злыми волшебниками.

В ряду ключевых эпизодов второй части (встреча Дон Кихота со странствующими актерами, с рыцарем Зеленого Плаща, спуск Дон Кихота в пещеру Монтесиноса, кукольное представление в балаганчике Маэсе Педро, полет Дон Кихота и Санчо на Клавиленьо и др.) особое место занимает рассказ о правлении Санчо на Острове Баратария. В нем Санчо демонстрирует всю глубину своей карнавально-шутовской «дурацкой мудрости», контрастно дополняющей «мудрое безумие» Дон Кихота. В финале второй части, в момент смерти Дон Кихота-Алонсо Кихано, образ Санчо приобретает особую символическую значимость: он воплощает бессмертие народа, его неумирающее телесное целое и становится (по точному наблюдению М. де Унамуно) духовным наследником своего господина, живым носителем донкихотовского отношения к миру.

Сервантес представил драматическое положение человека в мире, утратившем средневеково-ренессансную патриархальную цельность и гармонию, единство «слов» и «вещей», «духа» и «материи», помысла и деяния. Реальность в «перспективистской» композиции «Дон Кихота» оказывается раздробленной во множестве индивидуальных точек зрения, в игре «мнений» и «суждений, что открывает простор для самых разных трактовок сервантесовского романа.

Ссылка на основную публикацию
×
×