Только влюбленный имеет право на звание человека (тема любви в поэзии Серебряного века): сочинение

Только влюбленный имеет право на звание человека (тема любви в поэзии Серебряного века)

Скачать сочинение

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая – Ты.

Любовная тема всегда занимает одно из главных мест в творчестве большинства поэтов. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев отдавали многие строки этому прекрасному чувству. Чувство к избраннице высекало искру вдохновения, и в огне вспыхнувшего пламени рождались шедевры любовной лирики. Чтобы лучше понять автора и его творение, нужно узнать, из чего возник замысел, как он воплотился. Прав был Блок, когда писал, что любовную лирику следует рассматривать как дневник, написанный стихами.

Творчество Александра Александровича Блока уже давно стало частью нашей культуры и жизни. Одной из определяющих тем в лирике великого русского поэта по праву можно считать тему любви. От первого цикла – «Стихи о Прекрасной Даме» – до «Кармен» проносит поэт это сложное и противоречивое чувство. Нельзя определить его однозначно, так как с течением времени оно изменялось.

Первые стихотворения Блока о любви восторженные. Они связаны с именем Л. Д. Менделеевой, в которую поэт был влюблён и которая вдохновляла его. Своему идеальному образу Блок дает имя – Прекрасная Дама. Она – и Древняя Дева, и Заря, и Купина, и Вечная жена, и просто «ласковая, милая», «вечно молодая». Героиня одухотворена, она появляется в вышине, на вечернем небосклоне, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает с появлением солнца.
Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» пронизан искренним чувством любви. Но каково оно? В чем его особенность? Несмотря на то, что в основе цикла лежит реальный факт – роман поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, – необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ:

Ты горишь над высокой горою,

Недоступна в Своем терему.

Я примчуся вечерней порою,

В упоеньи мечту обниму.

Развитие темы любви мы наблюдаем в цикле «Снежная маска», посвященном актрисе Наталье Николаевне Волоховой, игравшей одну из ролей в первой драме Блока «Балаганчик». Прекрасная Дама здесь превращается в Снежную Деву, а, следовательно, и изменяется чувство героя к ней. Теперь это уже не обожествляющее преклонение. Чувства похожи теперь на снежную вьюгу, уносящую героя в темные дали, но не приносящую счастья и удовлетворения:

Я так устал от ласк подруги

На застывающей земле.

И драгоценный камень вьюги

Сверкает льдиной на челе.

В цикле «Кармен» любовь снова изменяется и выходит на новую ступень. Это уже не любовь, а страсть, жгучая, как воронье крыло и волосы Кармен, и опасная, как испанский разбойничий клинок. Восьмое стихотворение «Ты — как отзвук забытого гимна…» можно назвать главным в цикле, потому что именно в нем наиболее ярко показано «плененное» сердце. В образе Кармен воплощена, с одной стороны, стихия сжигающей безумной страсти, с другой – стихия творческая, дающая надежду на просветление. Сон в стихотворении – пленительный и страстный прорыв через сказочное забытье к «одичалой прелести».

Человек, который никогда не любил, не испытал все прелести жизни. Возможно, если бы не любовь, то у Блока не родились бы такие прекрасные стихи.
Романтическая лирика Александра Александровича Блока не утратила своего значения и в наши дни. Приобщаясь к высокой культуре чувств через творчество великих поэтов, познавая примеры их сердечных переживаний, мы учимся душевной тонкости и чуткости, способности сопереживать. А это так необходимо в наш рациональный век.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере стихотворений В. Маяковского, А. Блока, В. Брюсова, М. Цветаевой)

Литература конца XIX и начала XX века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получи­ла название Серебряного века. Определение «Сереб­ряный век» относили к русскому искусству в целом. Однако в литературоведении термин «серебряный век» постепенно закрепился за той частью художест­венной культуры России, которая была связана с но­выми, модернистскими течениями — символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» и футуристической литературой. К этому периоду относится творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, Мая­ковского и других великих художников слова.

В раннюю пору жизни, как солнце утром, восходит в душе человека любовь. «Только влюбленный имеет право на звание человека»,— с гордой уверенностью говорил молоденькой девушке Лизе Пиленко Алек­сандр Блок в феврале 1908 года. На языке сегодняшнего дня это означает «бесконечную ценность челове­ческой личности». Вне чувства любви нет настоящего высокого человеческого существования. Устами раз­ных поэтов говорится и о могуществе, и о красоте люб­ви, о сопричастности любви всем другим человече­ским порывам и помыслам.

Первая половина XX века полна событиями, по­трясшими мир. Поэзия «никогда не стояла в стороне от бурь времени» Все социальные потрясения прохо­дили через сердце поэта. Стихи о любви, так же как и гражданская лирика, отражают время, судьбу стра­ны. Вот почему так много тревожных предчувствий, так много горести и боли в этих нежных, интимных стихах поэтов первой половины XX века.

Многие читатели полагают, что любовная лири­ка — это область частная, узкая, интимная. Какое за­блуждение! Один и тот же поэт может писать и боевые политические стихи, и переполненные любовью и разочарованием элегии.

Владимир Маяковский — поэт, «революционно мобилизованный и призванный», гневно и страстно взрывает представление о любовной лирике как о чем-то узком, частном. В автобиографии «Я сам» (1922 г.) он упоминает о замысле поэмы «Про это»: « Задумано: о любви. Громадная тема!».

В этой теме, и личной

перепетой не раз

я кружил поэтической белкой

и хочу кружиться опять.

«Эта тема», как и весь наш реальный мир, не может оставаться в своем развитии. Эта тема входит даже в космос, во вселенную. Она огромна, «эта тема».

и на нем хоть один сердцелюдый,

У многих других русских поэтов любовная лирика не отгорожена от гражданской лирики какой-то глу­хой стеной. Напротив, лирика гражданская и лирика любовная у великих поэтов едина. Надо просто уметь прочитать поэта.

И у поэтов XIX века, и у поэтов XX века в стихотво­рениях присутствует своеобразная лирическая точка зрения. И чем она индивидуальнее, тем она интерес­нее.

Мне кажется, что среди лириков XX века, писав­ших о любви, А. Блок еще не превзойден. Его творче­ство составляет важнейшую главу во всей истории русской поэзии. Шедевром любовной лирики являет­ся цикл «Кармен». Он посвящен оперной певице пе­тербургского Театра Музыкальной драмы Л. А. Дельмас-Андреевой, замечательной исполнительнице роли Кармен. Любовь трактуется здесь поэтом как мо­гучая, прекрасная, освобождающая все духовные силы человека страсть. Она так велика, эта страсть, что поэт хочет приравнять ее к служению чему-то неземному, может быть, солнцу, может быть звездам. Возлюбленная — это ведь для поэта «кусочек солн­ца»:

Я буду петь тебя, я небу

Твой голос передам!

Как иерей, свершу я требу

За твой огонь — звездам!

Предметом любви в «Стихах о Прекрасной Даме» является Вечная Жена, Дева Радужных Ворот, вопло­щающая собой идеал женской души.

На следующем этапе творчества поэта — любовь трагическая, лишь воспоминание с чувством горькой утраты:

Приближается звук. И, покорна щемящему

И во сне прижимаю к губам твою прежнюю

Снится — снова я мальчик, И снова любовник,

И овраг, и бурьян.

С изменениями в миросозерцании поэта происхо­дят изменения и в его творчестве. Тема любви эволю­ционирует, отражая весь духовный путь, пройденный поэтом.

Рядом с Блоком жил и творил К. Брюсов. Но Брю­сов, писавший небольшие лирические стихотворе­ния, был все же эпическим поэтом. Поэтому и в сти­хах о любви он говорит не о себе и своей возлюблен­ной, а о других людях, как это бывает в романе или рассказе. Иногда его темы — это любовь вообще, но любовь, роднящая дух человека «с мировым нача­лом». Не случайно он написал единственное в своем роде стихотворение, которое переводится с латинско­го как «Она понесла во чреве», где воспето и опоэтизи­ровано то, что обычно считается «прозой» любви, скрываемой от всех.

Ее движенья непроворны,

Она ступает тяжело,

Неся сосуд нерукотворный,

В который небо снизошло.

Без темы любви невозможно представить поэзию Марины Цветаевой. Всю жизнь она писала о трагизме и величии женской любви в XX веке. То это трагедия «обманутой верности», то жертвенность и рок, то без­выходность драматических конфликтов.

Любовь (как и всякое большое чувство) Марина Цветаева понимала как действие.

И в судорогах и в гробе

Насторожусь — прельщусь — смущусь —

Любить — для нее всегда значит мочь! И поэтому когда возлюбленный не отвечает этой бурной энергии души и сердца,— любовь становится поединком, спо­ром, конфликтом, смертью и почти всегда кончается разрывом. Однажды ее муж, Сергей Эфрон, сказал о ней: «Она — голая душа! Даже страшно».

Невероятная открытость, откровенность — непо­вторимые черты лирики Цветаевой. Героиня убежде­на, что чувствам подвластны и время, и расстояния: Нежней и бесповоротней Никто не глядел вам в след Целую вас — через сотни Разъединяющих лет. В драматическом стихотворении «Рас — стояние: версты, мили. » (1925) — не грусть разлуки, а гнев, ярость, противостояние стихии разрушению челове­ческих связей.

Любовь может противостоять даже смерти: . Стан упругий

Единым взмахом из твоих пелен, Смертью выбью! — Верст на тысячу в округе Растоплены снега — и лес спален. Любовь остается в мире, умирает «лишь затем, что­бы, смеясь над тленом, стихом восстать — иль роза­ном расцвесть!» («Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе. », 1920).

Поэзия Серебряного века оставила нам счастливые и несчастливые человеческие судьбы. Но всегда это судьбы живых людей, сыновей и дочерей своего вре­мени. Произведения, созданные тем или иным по­этом, иногда перешагивают далеко за временные пределы его жизни, остаются в наследство новым поколе­ниям. И уже эти новые поколения перечитывают их строки с благодарностью и считают этих поэтов свои­ми современниками.

Тема любви в поэзии Серебряного века (Сочинение на свободную тему)

Тема любви многократно затрагивалась поэтами Серебряного века. М. Цветаева, А. Ахматова, А. Блок, И. Бунин, С. Есенин, В. Маяковский – у каждого из них есть стихотворения, посвященные данной теме.

Сергей Есенин. В его жизни было много женщин. Кому-то он посвящал стихи, кому-то – нет. Можно смело заявить, что тема любви в его творчестве неоднозначна. Его первая любовь – Анна Сардановская вместе с Лидией Кашиной станут прототипами героини поэмы «Анна Снегина». Им он стихов не посвятит, как и Зинаиде Райх. Айседора Дункан удостоится лишь пары-тройки. Только Августа Миклашевская возымеет такое влияние на поэта, что он начнет писать горы стихов о любви и обещать там то, что никому и никогда не обещал.

«Не гляди на её запястья

И с плечей её льющийся шёлк.

Я искал в этой женщине счастья

А нечаянно гибель нашёл…» («Пой же, пой! На проклятой гитаре…»)

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Есенин посвящает Айседоре Дункан. Хотя он и пишет о том, что она его погубила. История же говорит обратное. Именно поэт разорвал отношения с Айседорой, а ей оставались только безуспешные попытки ее вернуть.

С Миклашевской дела обстояли по-другому. С. Есенин посвящал ей строки, обещал оставить свой хулиганский образ жизни:

«Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил.

Только б тонкой касаться руки

И волос твоих цветом в осень…» («Заметался пожар голубой…»)

Но вот сама Августа никак не могла сделать решительный шаг. Время сработало против них. Судьба их развела. Но в поэте все еще теплились чувства, и он посвятил ей последнее стихотворение, где опять же признавался в любви. («Вечер черные брови насопил…»).

Анна Ахматова. Эта поэтесса воспринимала мир сквозь призму любви, а ее лирику называли энциклопедией этого чувства. Ее нередко отожествляли с лирической героиней (надо заметить, что это было неправомерно), за что в одно время Н. Гумилев, бывший ее мужем, получил репутацию чуть ли садиста:

«Муж хлестал меня узорчатым,

Вдвое сложенным ремнем.

Для тебя в окошке створчатом

Я всю ночь сижу с огнем. » («Муж хлестал узорчатым…»)

Зачастую любовь в поэзии Ахматовой драматическая, безнадежная, запечатленная в моменты разлуки, смерти.

«Задыхаясь, я крикнула: “Шутка

Всё, что было. Уйдешь, я умру.”

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: “Не стой на ветру”.» («Сжала руки под темной вуалью…»)

С течением времени лирика А. Ахматовой стала считаться общечеловеческой. А сама поэтесса народной и философской. Ведь она умела выразить кратко и точно всю женскую сущность и эссенцию любви.

Владимир Маяковский. Поэт считал, что он вправе писать только о том, что пережил сам. Несмотря на это самые ранние стихи о любви не являлись полностью автобиографичными. Самым первым произведением, основанным на личных переживаниях, считается «Облако в штанах». В нем Владимир Маяковский пишет о своей первой сильной любви – Марии, которую он встретил в Одессе:

Ваш сын прекрасно болен!

У него пожар сердца. («Облако в штанах»)

Главной музой Маяковского несомненно считается Лиля Брик. Отношения были трудными и нашли отражение в таких произведениях, как например «Флейта-позвоночник».

В поэме «Люблю» поэт размышляет о сущности этого чувства, сопоставляя любовь истинную и ложную.

Не смоют любовь

– пишет Маяковский, когда его чувства к Лиличке находятся на пике. «Люблю» является самым светлым произведением Маяковского.

Позже поэт напишет поэму «Про это», наполненную опять же тяжелыми переживаниями и внутренней борьбой. Как раз в это время в отношениях с Лилей Брик наступил переломный момент.

В его творчестве чувства автора и лирического героя тесно связаны, в отличие от поэзии Анны Ахматовой.

Таким образом, можно отметить, что любовь будоражила сердца людей во все времена, какие бы события не сопровождали жизнь страны.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id24672

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также:  Гуманистические идеи эпохи в творчестве Мигеля де Сервантес Сааведра: сочинение

Спасибо за внимание.

Откроется после 5 декабря. –>

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Только влюбленный имеет право на звание человека (тема любви в поэзии Серебряного века)

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.
А. Блок
Любовная тема всегда занимает одно из главных мест в творчестве большинства поэтов. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев отдавали многие строки этому прекрасному чувству. Чувство к избраннице высекало искру вдохновения, и в огне вспыхнувшего пламени рождались шедевры любовной лирики. Чтобы лучше понять автора и его творение, нужно узнать, из чего возник замысел, как он воплотился. Прав был Блок, когда писал, что

Развитие темы любви мы наблюдаем в цикле «Снежная маска», посвященном актрисе Наталье Николаевне Волоховой, игравшей одну из ролей в первой драме Блока «Балаганчик». Прекрасная Дама здесь превращается в Снежную Деву, а, следовательно, и изменяется чувство героя к ней. Теперь это уже не обожествляющее преклонение. Чувства похожи теперь на снежную вьюгу, уносящую героя в темные дали, но не приносящую счастья и удовлетворения:
Я так устал от ласк подруги
На застывающей земле.
И драгоценный камень вьюги
Сверкает льдиной на челе.
В цикле «Кармен» любовь снова изменяется и выходит на новую ступень. Это уже не любовь, а страсть, жгучая, как воронье крыло и волосы Кармен, и опасная, как испанский разбойничий клинок. Восьмое стихотворение «Ты — как отзвук забытого гимна…» можно назвать главным в цикле, потому что именно в нем наиболее ярко показано «плененное» сердце. В образе Кармен воплощена, с одной стороны, стихия сжигающей безумной страсти, с другой — стихия творческая, дающая надежду на просветление. Сон в стихотворении — пленительный и страстный прорыв через сказочное забытье к «одичалой прелести».
Человек, который никогда не любил, не испытал все прелести жизни. Возможно, если бы не любовь, то у Блока не родились бы такие прекрасные стихи.
Романтическая лирика Александра Александровича Блока не утратила своего значения и в наши дни. Приобщаясь к высокой культуре чувств через творчество великих поэтов, познавая примеры их сердечных переживаний, мы учимся душевной тонкости и чуткости, способности сопереживать. А это так необходимо в наш рациональный век.

Похожие сочинения:

Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества одного из поэтов)Серебряный век внес большой вклад в развитие литературы XX столетия, подарив творцов, которые открыли новую страницу в поэзии, сломали традиции.

Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества А. А. Блока)На рубеже 19 и 20 веков жизнь России радикально меняется. Это касается всех сторон существования русского человека — и экономической.

Тема любви в поэзии А. А. БлокаО, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая.

Тема любви в поэзии А. БлокаВ литературу А. Блок вошел не ранними стихами, а первым своим сборником «Стихи о Прекрасной Даме» (1904), главная тема которого.

Тема любви в лирике А. А. БлокаЛитературное наследие Блока обширно и многообразно, оно уже давно стало частью нашей культуры и жизни. Любовь — определяющая тема в.

Что привлекло меня в поэзии Серебряного века?«Стихи о Прекрасной Даме» — ранняя утренняя заря — те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право.

Тема России в творчестве поэтов Серебряного векаМне интересно и дорого творчество поэтов конца 19 начала 20 в. — периода, обозначенного в истории русской литературы «серебряным веком».Этот.

Тема любви в поэзии А. Блока и С. ЕсенинаТворческий путь как А. А. Блока, так и С. А. Есенина был трудным, полным резких противоречий, но в конечном счете.

Мой любимый поэт Серебряного века (А. А. Блок)Серебряный век — это небольшой период развития русской литературы. По силе и энергии удивительных созданий поэзия того времени была провозглашена.

Тема любви в творчестве Блока, Есенина, МаяковскогоТема любви всегда была одной из главных в творчестве любого поэта и писателя. Это прекрасное чувство вдохновляло творцов на создание.

Музыка поэзии серебряного векаЛирика Серебряного века многообразна и очень музыкальна. Сам эпитет «серебряный» звучит как колокольчик. Серебряный век подарил нам целое созвездие поэтов.

Имеет ли человек право на преступление? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)Главный герой романа «Преступление и наказание»-Радион Раскольников. Он молодой человек, бедный студент. Пишет странную теорию, а позже, следуя этой теории.

«Мелодией одной звучат печаль и радость…» (Тема любви в лирике А. А. Блока.)Александр Блок прежде всего поэт эпохи. Тема любви в его стихах также пронизана духом времени. Блок жил и писал в.

Тема любви в творчестве А. БлокаАлександр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок.

Тема любви в творчестве БлокаАлександр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о прекрасной Даме, Блок.

Тема любви в русской поэзииС любимыми не расставайтесь… В. Кочетков Влюбленные часто пишут стихи. Наивные, неумелые, но — стихи. Наверное, сжатая и одновременно емкая.

Тема Родины в поэзии А. БлокаИ в тайне ты почиешь, Русь. А. Блок Как Пушкин, Лермонтов, Некрасов, которые в своих произведениях воспели великую Россию, Блок.

Россия в творчестве поэтов Серебряного века (Блок, Есенин, Маяковский)Такие поэты, как Блок, Есенин и Маяковский, за свою недолгую жизнь стали свидетелями крупнейших исторических событий: революцияи 1905 года, периода.

Тема Родины в поэзии БлокаХорошо известна поэтическая метафора: «Родина-мать». Русские художники часто изображали Родину в виде женщины-матери, например, на плакатах времен Великой Отечественной войны.

«Мелодией одной звучат печаль и радость…» (тема любви в лирике А. Блока)Александр Александрович Блок родился 16 ноября 1880 года в Петербурге в семье профессора. Впервые его стихи публикуются в 1903 году.

Мой любимый поэт Серебряного векаМне очень нравится поэзия Серебряного века. Это тяжелое для России время подарило множество замечательных поэтов. Мне нравится творчество Гумилева, Цветаевой.

Поиски и находки поэтов Серебряного века (футуристы, акмеисты, символисты)На рубеже 19-20 веков в русской литературе возникло интереснейшее явление, названное Серебряным веком. Новый всплеск поэтической жизни России был связан.

Любимый поэт серебряного века (Анна Ахматова)Когда перелистываешь страницы своей памяти в поисках чего-то нежного, вечного, каких-то особенных слов, то возникает образ, который неизменно связан с.

Тема «маленького человека» в русской литературе 19 векаТема «маленького человека» традиционна для русской литературы 19 века. Первым писателем, затронувшим и развившим эту тему, считается А. С. Пушкин.

Тема «маленького человека» в русской литературе XIX векаТема «маленького человека» была известна русским писателям еще с допетровского времени. Так, в созданной в XVII веке анонимным автором «Повести.

Тема войны в русской поэзии XIX векаНесмотря на то, что в теме означен век девятнадцатый, нельзя не вспомнить здесь и не назвать (а вместе с тем.

Женщина в дымке Серебряного века (эссе)И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука. А. Блок На.

Какое значение имеет встреча Андрея Соколова и Ванюши для каждого из них? (по повести М. А. Шолохова «Судьба человека»)Творчество Шолохова тесно связано с эпохой, в которую он жил. Его произведения — это особый взгляд на жизнь. Это взгляд.

Тема поэта и поэзии в литературе второй половины 19 векаТема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Так и.

Последний из серебряного века (творчество Георгия Иванова)Да, как ни грустно и ни странно — я последний из петербургских поэтов, еще продолжающий гулять по этой становящейся все.

«Только влюбленный имеет право на звание Человека» о А.Блоке

Афиша: “Литературно-музыкальный сценарий для школьников «Только влюбленный имеет право на звание человека», посвященный Дню рождения великого русского поэта Александра Александровича Блока (о детском, отроческом и юношеском периодах жизни поэта).
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!»
Участники и исполнители:
юные журналисты Дворца детского творчества , актеры молодежного театра-студии «Слово», театра кукол «Солнышко», педагоги Дворца детского творчества.
Действующие лица: ведущая, хореографический этюд, танцевальный дуэт танцевальная группа «Уличный балет», чтецы и актеры
«Только влюбленный имеет право на звание человека!»,
плакат с эпиграфом
Сцена, рядом журнальный столик для ведущей, драпировка из занавеса, подсвечники со свечами, вазы с цветами, картина Крамского «Неизвестная», рояль. Выставка книг. Афиша вечера с эпиграфом (см. название), слайдоскоп;
Музыкальное сопровождение композитора В.Кипора;
Записи: 1. Романтическая музыка Шопена перед началом; 2. «Вальс Терпсихоры», 3. Вальс для пары Ивановых; 4. Танец «Незнакомка» для «Уличного балета».
Звучит фоном музыка, пока усаживаются гости.
На слайде – портрет Блока
Звучит «Вальс». Танцует девочка в белом платье – Терпсихора
Читает юный поэт с томиком в руках на фоне вальса:

Она молода и прекрасна была
И чистой мадонной осталась.
Как зеркало речки спокойной, светла.
Как сердце мое разрывалась!
Она беззаботна, как синяя даль,
Как лебедь уснувший, казалась.
Кто знает, быть может, была и печаль…
Как сердце мое разрывалось.
Когда же мне пела она про любовь,
То песня в душе отзывалась.
Но страсти не ведала пылкая кровь…
Как сердце мое разрывалось!
Читает Ведущий. Вступительное слово.
Певец Прекрасной Дамы, Вечный рыцарь Печального образа – Александр Александрович Блок…! «Настоящий и искренний поэт и человек, поэт волею Божией», – по словам М.Горького. Современник Есенина, Маяковского, Ахматовой, Цветаевой, он, по значимости в русской литературе «Серебряного века», стоит в ряду первым из них. Блок смело говорил о судьбах России в ее роковые годы – начала ХХ века, очень любил Родину, размышлял о ее будущем. Это была даже не любовь, а жертвенная в нее влюбленность. Творчество Блока – целая поэтическая эпоха. Но, наверное, никто так прекрасно не пел о любви, как он.
«Только влюбленный имеет право на звание человека!» – эта фраза из стихотворения Блока стала известным афоризмом.
Откуда взялась незаурядность поэта, в чем источник его гениальности?
СЛАЙД Петербурга.
Звучит отдаленно музыка.
Мысленно перенесемся с вами в далекий заснеженный Петербург, на набережную Невы, где в одном из роскошных особняков, ректорском доме, принадлежавшем профессору Бекетову, родился будущий великий поэт России – Александр Блок. Он был единственным и любимым ребенком в старинного рода дворянской, интеллигентной семье его матери. Именно здесь он получил причастие к литературе и науке. С самого раннего детства рос баловнем в семье своего деда и был окружен чрезмерным вниманием прабабушки, бабушек, няни, тетушек и матери. То было «золотое детство, дворянское баловство», – как говорил он сам. Его мать и тетушка были известны в литературных кругах как писательницы и переводчицы.
СЛАЙД из музея – дом и квартира Блоков-Бекетовых
Маленький Блок и мать поэта:
А вы знаете, писать стихи Саша начал очень рано: в 4 года научился читать, и вот в 5 лет уже написал первый стишок про зайца и волка. Прочитай его нам, мой милый.
Маленький Блок читает стихи:
. Вышел зайчик погулять,
Да морковки поискать,
Да капустки пощипать,
Да водицы похлебать.
Вдруг увидел он волчину –
Настоящего мужчину.
Съел волчина тут зайчишку, –
Не балуйте, ребятишки!

Жил-был маленький котенок,
Ну, совсем еще ребенок!
И вот этот котя милый
Постоянно был унылый.
Почему?
Никто не знал,
Котя это не сказал!

Мама: Природа наградила моего сына чувствительным и нежным сердцем, тонкой душой и богатой фантазией. Поначалу он был резвым, капризным и своевольным ребенком. Подрастал стройным мальчиком с вьющимися светлыми волосами, веселый, шаловливый. В детстве общительный, а с годами все более замкнутый. Он рано увлекся чтением. Его всегда можно было застать в нашей огромной библиотеке за каким-нибудь романом или стихами Байрона, Пушкина. Он показывал и свои стихи мне, я радовалась их настроению и звучанию. Уже тогда я предрекла ему громкую славу. Я всегда верила в талант моего мальчика.(уходит)
Ведущая: В 1891 году поступает сразу во 2 класс гимназии.
Выходят «гимназисты».
Поэт (Кирилл ): «…Мама привела меня в мужскую гимназию. В первый раз в жизни из уютной и тихой семьи я попал в толпу гладко остриженных и громко кричащих мальчиков; мне было невыносимо страшно чего-то, я охотно убежал бы или спрятался куда-нибудь. Но в дверях класса, хотя и открытых, мне
чувствовалась непереходимая черта».
Никита: « Среди всей этой кутерьмы гимназического бедлама скромно цвел Блок. Именно цвел, я не могу придумать термина удачнее. Он был умнее многих наших сверстников и выше всех на голову. Одни ему завидовали, другие подражали, третьи задирали. Но он всегда держался с чувством полного достоинства и в то же время был прост в общении во всеми.
Виталик: Я помню его всегда спокойное лицо, классически-правильное, бледное, с ясными, задумчивыми глазами. В последних классах гимназии Блок был редактором рукописного журнала «Вестник» и писал стихи, полные радостного мироощущения и духовной красоты.
1.Кирилл:
«О весна, без конца и без краю!
Без конца и без краю мечта!
И т.д.
Виталий:
Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо….и т.д.

Ирина:
«Девушка пела в церковном хоре пела…» и т.д

Ведущий: СЛАЙД – фото Блока-ученика
В ту пору Блок был очень хорош собой уже не детской, а юношеской красотой.
Вспоминает его современник Корней Чуковский: « Буйное цветение молодости чувствовалось в его великолепных кудрях, которые светло-каштановыми прядями окружали его лоб, как венок. Высокий, широкоплечий, стройный и немного надменный, но спокойный он казался каким-то переодетым патрицием и излучал какой-то необыкновенный магнетизм. Трудно было представить себе, что на свете есть девушки, которые могут не влюбиться в него.
Влюбленность расцвела в кудрях
И в ранней грусти глаз,
И был я в розовых цепях
У женщин много раз…-
говорил он с такой тоской, словно о печальной повинности, к которой его принуждает кто-то. Лицо его было в тот момент страстно-бесстрастное».
(СЛАЙД – портрет Садовской К.М.) звучит отдаленно музыка
Кирилл: В семнадцать лет перед учебой в Петербургском университете Александр Блок с матерью отправился в путешествие в Европу и в немецком курорте Бадене влюбился в русскую красавицу Ксению Садовскую. Был цветущий май, чувства переполняли юного поэта, а она, ставшая первой страстью юного гения, – высокая, статная, темноволосая, с тонким профилем и великолепными синими глазами являлась прообразом Прекрасной Дамы и героиней многих его юношеских стихов. Их встречи продолжились в Петербурге, они долго блуждали вдвоем по вечернему городу и читали стихи. Садовская оставила значительный след в жизни поэта. Ей он посвятил целый лирический цикл под названием «Через 12 лет…».
Читает стих-е.
Володя входит с дневником:
Образ Прекрасной Дамы волновал поэта с самой ранней юности:
«Вхожу я в темные храмы,
Свершаю свой тайный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцании красных лампад…»
В своем дневнике он писал:
Мое любимое занятие- театр,
Место, где я хотел бы жить – наше имение Шахматово,
Мои любимые писатели_ Гоголь, Пушкин
Мои любимые поэты – иностранные – Шекспир, Байрон
Мои любимые поэты русские – Пушкин, Лермонтов
Мои любимые герои – Гамлет, Тарас Бульба
Моя любимая героиня – Наташа Ростова.

Читайте также:  Творчество поэта Серебряного века (Н. С. Гумилёв): сочинение

Ведущий. Через год он окончил гимназию и начал серьезно писать стихи
Летом на даче возобновил прерванное с детства знакомство со своей будущей женой – Любочкой Менделеевой, к которой явился на своем высоком белом коне. Он вновь приехал в имение Менделеевых – Шахматово, которое очень любил, их дачи были по соседству, ее отец – ученый Дмитрий Менделеев и дед Блока – профессор Бекетов – были друзьями. В 14 лет Блок увидел и сразу же подружился с Любой. Эта влюбленность вызвала бурю радостных чувств.
Летними вечерами в Шахматово они ставили любительские спектакли по Шекспиру. Блок играл Ромео и Гамлета, Она – Джульетту и Офелию.
«Я – Гамлет. Холодеет кровь,
Когда плетет коварство сети,
И в сердце – первая любовь
Жива к единственной на свете, –
писал Блок в то время.
Юлия из студии «Слово»:
Он серьезно увлекся театром и мечтал стать актером. К ним съезжались гости из соседних имений, из Петербурга. Актеры – талантливая молодежь – гимназисты, студенты. Обмахиваясь веерами, усаживалась публика. Над множеством свечей волновался тонкий чад, и сквозь них трепетали занавески, мраморные вазы, золотые кисти, барельефы, колонны, картины… Быстрее бился пульс, развивались локоны, чаще встречались руки, томнее делались взоры, слышнее смех и шепот.
(фоном музыка из «Ромео и Джульетты» С. Прокофьева )
СЛАЙДЫ – герои играют по Шекспиру
Сцена – Ромео и Джульетта. Выходят, взявшись за руки, читают:
Две равноуважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междуусобные бои
И не хотят унять кровопролитья.
Друг друга любят дети главарей,
Но им судьба подстраивает козни
И гибель их у гробовой двери
Кладет конец непримиримой розне.
Джульетта: Как ты сюда пробрался, о Ромео?!
Ограда высока и неприступна.
Тебе здесь неминуемая смерть,
Когда б тебя нашли мои родные.
Ромео: Меня перенесла сюда любовь,
Ее не останавливают стены,
Джульетта: Тебя увидят и убьют!
Не попадись ты брату на глаза!
Ромео: Меня плащом укроет ночь. Была бы,
Только ты со мной всегда.
Если ж нет, предпочитаю смерть
Чем долгий век без нежности твоей.
Джульетта: Кто показал тебе сюда дорогу?
Ромео: Ее нашла любовь. Я не моряк.
Но если б ты была на краю света,
Я б, не страшась, пустился
в море за тобою.
Джульетта: Мое лицо спасает темнота,
А то б я, знаешь, со стыда сгорела,
Что ты узнал так много обо мне.
Я легковерной, может быть, кажусь,
Но я так сильно влюблена,
Что глупою тебе должна казаться.
Но верь, что я честнее многих недотрог,
Которые разыгрывают скромниц.
Что делать, если я люблю тебя!
Ромео: Святая ночь! Как непомерно счастье!
Джульетта: Ромео! Меня зовут. Я ухожу. Прощай
Ромео: Милая! Клянусь сияющей луной,
Люблю тебя! И нету сил с тобой расстаться!
Джульетта: Прощай, прощай! Рискуешь ты!
А разойтись с тобой нет мочи!
Так и твердить бы век: «Спокойной ночи!»
Ромео: Еще один прощальный поцелуй!
А там сам черт не будет страшен!
Джульетта: Ромео, уходи, а то убьют,
О как прожить мне до рассвета!
(целует и, не отрывая взгляда друг от друга, тихо расходятся)

Аня Куликова: Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте!
Ромео и Джульетта трагически расстаются в самом расцвете своей любви, но влюбленные – актеры Александр Блок и Любовь Менделеева – так вошли в роль и были настолько увлечены друг другом, что не могли прожить в разлуке ни дня. Вскоре Блок делает официальное предложение Любови Менделеевой и получает согласие ее родителей на брак. Через полгода они обвенчались. А еще через полгода вышел его первый сборник под названием «Стихи о Прекрасной Даме», на который вдохновила его Любовь Менделеева. « Ты – мое Солнце, мое Небо, мое Блаженство. Ты первая моя тайна и последняя моя надежда. Если мне когда-нибудь удастся что-либо совершить и на чем-нибудь запечатлеться, оставить мимолетный след кометы, то это будет Твое, во имя Тебя и для Тебя. Я – твой раб, слуга, пророк и глашатай», – писал Блок молодой жене во время разлуки. Ей он посвятил великое множество стихотворений.
Читает «Мой любимый, мой князь, мой жених»
Звучит вальс – танцуют Василий Иванов в паре с женой Наталией

СЛАЙД « Молодые БЛОК и Менделеева, ее портрет отдельно»

Ведущий: Испокон веков женская тайна, женское очарование, загадочность и прелесть ее были предметом восхищения и величайшего преклонения поэтов. Художники тоже всегда воспевали женскую красоту, женственность, таинственность и нежное очарование ее. Молодая красивая женщина изображена на картине Крамского «Неизвестная».
СЛАЙД КАРТИНЫ. Музыка
Случайно ли она перекликается и образом и названием с блоковской героиней из стихотворения «Незнакомка»? Кажется, что это одна и та же молодая женщина-загадка, роковая обольстительница. Она появилась из сумрака и готова исчезнуть в нем. Завораживают нежные женственные линии изгиба тонкого стана, овала прекрасного лица, взгляд свысока на тех, кто недостоин ее красоты. Но самое замечательное в Незнакомке Блока и Неизвестной Крамского – необыкновенной красоты глаза. Они живут и властвуют, они чаруют и околдовывают омутом бездонности и синевы. На полотне Крамского живет мир красоты и поэзии, совсем как в стихотворении Блока «Незнакомка».
Исполнение стихотворения «Незнакомка»:
За столиком молодой поэт :

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!” кричат
И каждый вечер, в час назначенный…
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне»!
Ты право: пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине!

Юля Авакимова читает стих-е « Гармоника»
Наташа Толпаева и Юля Авакимова поют «Любовь – прекрасная страна»

Ведущая: Прошли годы. Октябрьская революция полоснула по судьбе Блока. Имение Шахматово было разорено, сожжена его богатейшая библиотека, их дом на набережной заселили чужие люди. Но Блок с великодушным сердцем воспринял революцию, надеясь, что народу будет легче. В голодной и больной неволе он пишет: «Народ – венец всего земного цвета, Краса и радость всем цветам». Он ни за что не хотел уезжать из России, как бы тяжело не было. Покинуть Россию – ему казалось изменить ей. «Убежать от русской революции – позор», – писал он. Влюбленный в Россию, Блок говорил о ней в стихах: «О, Русь – жена моя!» и сравнивал ее судьбу с судьбой юной красавицы-крестьянки, чья погубленная честь и печальная доля не может не вызывать грусти.
Чтец (Оксана Шевченко) читает:
«Под насыпью, во рву некошеном…»
Ведущий: В этот период произошла личная драма в отношениях с Любовью Дмитриевной. Она ушла к его самому близкому другу – поэту Андрею Белому. Блок, безмерно любивший обоих, великодушно простил им эту двойную измену, не опустившись до злой ревности и мести. Это ей – своей жене, Прекрасной Даме, посвятил он полное драматизма и трагизма стихотворение:
Звучит фоном музыка. Слайды
Чтец – молодой актер Сагалаев Михаил читает на фоне печальной музыки
«О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле…..(и т.д.)
Ведущая: После такого признания Любовь Менделеева вновь вернулась к мужу, но в отношениях между ними уже пробежал холодок. Человек, который мог написать об одной только Прекрасной даме 687 стихотворений подряд – одной только женщине, – невероятный молитвенник! – вдруг замолчал и 2 года не писал о любви. Это была полоса раздумий и разочарований в любви, в революции и смысле жизни.
Об этом – известное всем стих-е «Пляска смерти»
СЛАЙД – Улочка Петербурга. Музыка грустная…
Сагалаев Михаил: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века,
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала.
Аптека. Улица. Фонарь.

Ведущий: Вернул его к жизни театр. Близкое знакомство с актерской средой отмечено в биографии Александра Блока. Блок был директором петроградского Большого театра. Актеры любили своего вдохновителя. «Блок – наша совесть», – говорили режиссеры.
Он был безумно увлечен однажды, встретив на балу свою мадонну. Поэт нашел свою Незнакомку. Это она! И жизнь озарилась новым светом.
СЛАЙД – Портрет Натальи Волоховой
Сагалаев Михаил: Да, бывают же такие женщины! Актриса – Наталья Волохова! Кто видел ее, тот знает, как она была дивно обаятельна! Высокий, тонкий стан, и бледное лицо, и тонкие черты, волосы черные, и глаза, «крылатые», черные, как широко открытые маки огненных очей… И еще поразительна была улыбка, какая-то торжествующая и победоносная. Я как-то сказал тогда, что ее глаза и улыбка, вспыхнув, рассекают тьму. Другие говорили: «Раскольничья богородица». Между нами будто пробежала искра… и вспыхнула любовь… романтическая, оказавшаяся столь же яркой, как увы! и не столь продолжительной.

Звучит романс « А напоследок я скажу…» Поет Аня Куликова
Ведущая: Настоящая духовная связь и родство было у поэта с известными уже тогда поэтессами: Анной Ахматовой и особенно Мариной Цветаевой, вынужденной вслед за мужем покинуть Родину.
СЛАЙДЫ с ПОРТРЕТАМИ Ахматовой и Цветаевой.
С Цветаевой у них родственные души, их стихи похожи, будто мыслят оба об одном и том же, а почтовый роман в письмах Блока и Марины Цветаевой длился годами. Ему она посвятила несколько стихотворений, в том числе «Имя твое …»
Чтение стихотворения Цветаевой «Блоку»
Слайд – портрет М. Цветаевой
Зучит романс на стихи Цветаевой, музыка М.Таривердиева «Мне нравится, что вы больны не мной…»
Ведущая: Будто в ответ ей звучат блоковские строки – слова признания в юношеской влюбленности к вечно юной его богине – прекрасной Даме.
Дима Иванов читает стихотворение
«Только влюбленный имеет право на звание человека».
Ведущий: Поэзия Александра Блока будет жить века, пока живет любовь на свете.
Надо так боготворить красоту, так любить Родину и так высоко возносить любимую, как Александр Блок – Человек с большой буквы, Рыцарь Прекрасной дамы и Поэт милостью Божию.

Его поэзия до сих пор служит только Любви, Добру и Красоте. А образ Прекрасной Дамы нашел отражение и в современном искусстве.
Танец «Незнакомка» в исполнении хореографического ансамбля «Уличный балет» МОУ СОШ №7 ( Руководитель – Ольга Ранняя)
Представление участников праздника. Фото на память.

Литературное кафе “И жизнь, и слезы, и любовь…” (Тема любви в поэзии XX века). Разработка внеклассного мероприятия по литературе

Под вальс Е.. Доги из к/ф “Мой ласковый и нежный зверь” участники вечера входят в зал и рассаживаются за столиками.

Цели:

  • на примере лучших образцов любовной лирики XX века показать высоту и красоту такого вечного чувства, как любовь;
  • развивать творческие способности учащихся; прививать интерес к русской литературе и глубокое понимание ее;
  • воспитывать высоконравственную личность, способную на глубокое искреннее чувство.

Ведущий учитель: Дорогие ребята! Сегодняшняя наша встреча в Литературном кафе необычная. Мы будем говорить о любви. Да-да, о той любви, что движет солнце и светила, о любви, что сильнее смерти и страха смерти; о любви, формулу которой пытались разгадать многие философы и мудрецы, но которая так и осталась величайшей тайной в мире. Мы могли бы обратиться к любовной лирике Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Фета, Баратынского и Толстого. Но сегодня я приглашаю вас к разговору о любви в литературе XX века.

Ведущий 1. О любви написано много. Десятки тысяч строк продиктованы душевным волнением и глубокими раздумьями.

Ведущий 2. О любви написано мало. Мало, потому что чувство это неисчерпаемо. И сколько бы ни было написано о любви, ее новизна, драматизм, прелесть и обаяние не могут быть исчерпаны, пока жив на земле человек и пока бьется его сердце.

Читайте также:  Поэзия начала века: сочинение

Ведущий 1. Но для понимания такого состояния нужна душевная зрелость. Вне чувства любви: нет настоящего высокого человеческого существования.

Чтец. “Только влюбленный имеет право на звание человека”, – с гордой уверенностью говорил Александр Блок в феврале 1908 года. И влюблялся страстно, безумно. И рождались в порыве страсти высокие лирические строки:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, – тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду – и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты

(Звучит музыка Бетховена (D-dur №2, op. 2)

Ведущий 1. Александр Иванович Куприн к теме любви прикасается целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться.

Ведущий 2. У него много тонких и превосходных рассказов о любви, об ожидании любви, о трагических ее исходах, о ее поэзии, тоске и вечной юности. Но один из самых благоуханных, томительных и печальных рассказов о любви – “Гранатовый браслет”.

Ведущий 1. Вы знаете, Куприн плакал над рукописью “Гранатового браслета”, плакал скупыми и облегчающими слезами. Он говорил, что ничего более целомудренного еще не писал. Любовь в рассказе как нежданный подарок, поэтический и озаряющий жизнь – среди обыденщины, среди трезвой реальности и устоявшегося быта.

Ведущий 1. Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”. Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а радость. Невозможно без тяжелого душевного волнения читать финальную сцену рассказа с его изумительно найденным рефреном: “Да святится имя твое!”

На фоне музыки Бетховена ученица читает письмо из “Гранатового браслета”.

Реплика за столиком: Ну, Куприн – это еще не совсем XX век. XX век – это Маяковский:

Разнообразны души наши.
Для боя – гром, для кровати – шепот.
А у нас для любви и для боя – марши.
Извольте под марш к любимой шлепать!

Ведущий 1. Неправда, вы плохо знаете Маяковского.

Чтец Первое, что возникает при имени “Маяковский”, – это чувство его огромности. Своей огромностью он заслонял свою беззащитность, и она не всем была видна:

Что может хотеться этакой глыбе?
А глыбе многое хочется.
Ведь для себя не важно –
И то, что бронзовый,
И то, что сердце – холодной железкою
Ночью хочется звон свой спрятать
В мягкое, в женское.

Чтец Поэзия Маяковского – это антология страстей по Маяковскому, страстей огромных и беззащитных, как он сам. В мировой поэзии не существует лирической поэмы, равной “Облаку в штанах” по нагрузке рваных нервов на каждое слово.

Вы думаете, это бредит малярия?
Это было,
было в Одессе.
“Приду в четыре”, – сказала Мария.
Восемь.
Девять.
Десять.
Вот и вечер
в ночную жуть
ушел от окон,
хмурый,
декабрый.
В дряхлую спину хохочут и ржут
канделябры.
Меня сейчас узнать не могли бы:
жилистая громадина
стонет,
корчится.
Будет любовь или нет?
Какая: –
большая или крошечная?
Алло!
Кто говорит?
Мама?
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
Скажите сестрам, Люде и Оле, – ему уже некуда деться.
Люди нюхают – запахло жареным! Нагнали каких-то.
Блестящие! В касках!
Нельзя сапожища!
Скажите пожарным: на сердце горящее лезут в ласках.
Я сам.
Глаза наслезненные бочками выкачу.
Дайте о ребра опереться.
Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу! Рухнули. Не выскочишь из сердца!

Звучит музыка “Полет валькирий”.

Девушка исполняет революционный танец.

Разговор за столиками:

– Эта девушка удивительно похожа на Айседору Дункан!

Какой мучительный роман был с нею у Сергея Есенина!

У Есенина было много романов, он не отличался постоянством.

Зато, какие удивительные образцы любовной поэзии дали миру эти романы.

Чтец. “Руки милой, пара лебедей. ”

Чтец. Чувство любви воспринимается поэтом как возрождение, как пробуждение всего самого прекрасного в человеке.

Ведущий. Но в стихах Есенина столь же ясно ощутима грустная и печальная нота. Она как бы неоступно звенит в каждом, даже самом радостном стихе. Это чувство связано с раздумьями о жизни, о пережитом!

Ансамбль исполняет песню на стихи Есенина “Над окошком месяц. ”

Реплика. А почему мы все время говорим о мужчинах? Разве о любви писали только они? Ведущий 1. Вы правы! Век XX, век бурь, потрясений и потерь, принес в литературу два нетленных женских имени – Анна и Марина. Две женщины – две трагические судьбы. Обе потеряли любимых, обе пережили аресты собственных детей, обе переносили тяготы и страдания. Но обе испытали прекрасное чувство любви, которой посвятили многие стихи.

Чтец. Лирика Ахматовой почти исключительно лирика любви. Сочетание нежности, которая могла показаться беззащитной, с твердостью характера, шепота любви и прямого языка страсти, интонацией отчаяния и веры, молитв и проклятий – все это отозвалось в ее стихах.

То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует.
То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя.
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.
Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.

Чтец. Ее стихи могут быть похожими на беглую и как бы даже не “обработанную” запись в дневнике:

Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики.
. А я была его женой.

Чтец. Другие стихи похожи: на лирический роман-миниатюру, где несколькими строчками поэт передает нам историю любви:

Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся.
И загадочных древних ликов
На меня посмотрели очи.
Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово.
И сказала его напрасно.
Отошел ты и стало снова
На душе и пусто и ясно.

Звучит романс на слова Цветаевой “Под лаской плюшевого пледа”

Ведущий 1. Это романс на слова другой поэтессы, такой же огромной лирической силы- Марины Цветаевой. Всю жизнь она писала о трагизме и величии женской любви в XX веке.

На сцену выходят юноша и девушка.

Юноша. Они встретились – семнадцатилетний и восемнадцатилетняя – 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей -красивый грустной, кроткой красотой юноша. с поразительными, огромными глазами.

Девушка. Заглянув в них и все прочтя наперед, Марина загадала: если он подойдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж.

Юноша. Конечно, сердолик этот он нашел тотчас же – и вложил ей его в ладонь, изнутри освещенный крупный камень, который она хранила всю жизнь.

Девушка. Обвенчались Сергей Эфрон и Марина Цветаева в январе 1912 года, и уже никакие другие влюбленности не могли заслонить ее огромной всепоглощающей любви к мужу. Именно ему, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи.

Чтец. “Писала я на аспидной доске. ”

Ведущий 1. Любить – для Цветаевой всегда мочь! Поэтому, когда возлюбленный не отвечает этой бурной энергии души и сердца, – любовь становится поединком, спором, конфликтом, смертью и почти всегда кончается разрывом.

Лист “Грезы любви”

Ведущий 2. Никто лучше, чем Цветаева, не увидел, не пережил и не передал духовную красоту всех покинутых, разлюбленных, оставленных любящих.

Ведущий 1. Глубина мысли в стихах Цветаевой подчеркивает: женщина всегда права, когда страдает, женщина всегда прекрасна, когда любит.

Чтец. “Вчера еще в глаза глядел”

Звучит песня “Мне нравится…” (на слова М.Цветаевой)

Реплика за столом. Да, красиво! Так могли писать о любви лишь поэты “серебряного века”.

Ведущий 1. И опять вы не правы. В феврале 1942 года, когда гитлеровцы отступали от Москвы, газета “Правда” напечатала стихотворение Константина Симонова. Оно совершило переворот в сердцах советских людей, особенно фронтовиков, которые посылали его в виде писем! своим женам, невестам, веря и надеясь, что их будут ждать.

Звучит песня “Темная ночь”

Ведущий 2. Да, в военные годы бойцы носили у сердца еще и другое стихотворение. Написано оно было Александром Кочетковым в 1932 году, а напечатано лишь через 35 лет. Но стихотворение хорошо знали – это “Баллада о прокуренном вагоне”.

Чтецы (юноша и девушка). “Баллада о прокуренном вагоне”.

Звучит отрывок из рок-оперы “Юнона и Авось”

“Ты меня на рассвете разбудишь. ”

Ведущий 1. А сколько замечательных стихов о любви написано нашими современниками.

Реплика. Хорошо! Хорошо! Убедили! Так что же это все-таки такое – любовь?

Ведущий 2. Любовь – это прекрасное, возвышенное чувство.

Ведущий 1. Любовь – это прекрасное, животворящее начало всего.

Ведущий 2. Любовь – это чувство, которое приподнимает человека над обыденностью, созидает его душу по законам красоты и гармонии.

Ведущий 1. Любовь помогает по-настоящему ощутить полноту и многообразие жизни.

Группа ребят читает стихотворение Р. Рождественского “Все начинается с любви!”

Ведущий 1. В раннюю пору жизни, как солнце утром, восходит в душе человека любовь.

Ведущий 2. Но талант “любящего сердца” надо лелеять, воспитывать, развивать, ведь мы в

ответе за тех, кого любим, и только от нас зависит, чем станет наша любовь.
Чтец

Чем станет любовь твоя?
Песней?
Хлебом?
Кипящей сталью?
Соколом в поднебесье?
Морем за дальней далью
Или сорвавшись с выси,,
Камнем в глубь сердца канет.
От нас самих зависит,
Чем любовь наша станет!

Любовь – она бывает разной.
Бывает отблеском на льду.
Бывает болью неотвязной.
Бывает яблоней в цвету.
Бывает вихрем и полетом.
Бывает цепью и тюрьмой.
Мы ей покоем, и работой,
И жизнью жертвуем самой!
Но есть еще любовь такая,
Что незаметно подойдет
И, поднимая, помогая,
Тебя сквозь годы поведет
И будет до последних дней Душой
И совестью твоей.

Улыбаюсь, а сердце плачет в одинокие вечера.
Я люблю тебя.
Это значит – я желаю тебе добра.
Значит, как мне тебя покинуть,
Как мне память из сердца вынуть,
Как не греть твоих рук озябших,
Непосильную ношу взявшись?
Кто же скажет, моя отрада, что нам надо,
А что не надо,
Посоветует, как же быть?
Нам никто об этом не скажет,
И никто пути не укажет,
И никто узла не развяжет.
Кто сказал, что легко любить?

Звучит песня “Эхо любви”

Чтец. Да, хорошо, если любовь взаимная, а если – безответная, несчастная? Сколько страданий приносит она человеку!

Знаешь ли ты, что такое горе,
Когда тугою петлей на горле?
Когда на сердце глыбою в тонну,
Когда нельзя ни слезы, ни стона?
Знаешь ли ты, что такое горе?
Его переплыть все равно что море,
Его перейти все равно что пустыню,
А о нем говорят словами пустыми,
Говорят: “Вы знаете, он ее бросил. ”
А я без тебя как лодка без весел,
Как птица без крыльев,
Как растенье без корня.
Знаешь ли ты, что такое горе?

Чтец. “Убивали любовь”

Звучит песня “Глухонемая любовь” Исполняется танец Теней.

Чтец. А вот я согласна с Иваном Алексеевичем Буниным. В рассказе “Темные аллеи” он писал: “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”.

“Не бывает любви несчастной. ”

Чтец. Да, это прекрасно – любить самой! Задыхаться от счастья, любоваться жизнью, жить, пока есть хоть капля сил для этого и Любить!

Ты рядом, и все прекрасно:
И дождь, и холодный ветер
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете.
Спасибо за эти руки,
Спасибо за губы эти.
Спасибо тебе, мой любимый,
За то, что ты есть на свете.
‘Ты рядом. А ведь могли бы
Друг друга совсем не встретить
Единственный мой, спасибо
За то, что ты есть на свете.

Чтец. “Мне говорят; нету такой любви”

Звучит песня “Ты”

И все разно, любовь – это не всегда розы!
Знаете, как больно, когда тебя предают!
Чтобы поднять тебя на пьедестал,
Чтоб ширится ты на пьедестале,
Чтоб крыльями орлиными блистал,
Орлиным взором созерцая дали,
За это я всю душу отдала.
Я верила в тебя, как верят дети.
За все твои; недобрые дела
Передо мною не был ты в ответе.
Закрыв глаза, смотрела на тебя,
Чтоб видеть лишь таким, как мне хотелось.
Обманывалась, вымысел любя.
Куда же ослепленье это делось!
Ты рухнул с пьедестала
И тотчас прозрела я,
Но как сознаться тяжко:
Всем сердцем я платила за алмаз,
А оказался он простой стекляшкой.

Звучит романс на стихи Б. Ахмадуллиной “А напоследок я скажу”

Ты думал для сердца немного значит
Нежная верность его. Плачет?
Но что же, пускай поплачет! Поет?
Ну и пусть поет! И вот только мыслей угрюмых камни
Да взмах одинокий весла –
Из дома ушла с пустыми руками
И все как есть унесла.

Чтец Насильно не будешь мил, хоть солнце взвали на плечи.

Полюбил, разлюбил – будто птицу убил.

А была эта птица певчей.

Разлюбил – это прошлому полный отбой, Поворот, где толпа раздвоится,

Но всегда будет следом лететь за тобой Нелюбовью убитая птица.

Звучит романс на слова Э. Рязанова “Любовь — волшебная страна”

Чтец. И все-таки нельзя отчаиваться, нужно верить, что то единственное, настоящее чувство, которое вдруг вспыхнет и озарит всю жизнь человека, обязательно придет к вам, даже если первый опыт оказался горьким.

Чтец. “Храни меня, прошедшая: любовь” (Р.Казакова)

Чтец “Нет женщин нелюбимых” (А. Дементьев)

Чтец. “Ожидание” (монолог женщины) (Р. Рождественский)

Звучит песня на стихи Н. Заболоцкого “Зацелована, заколдована” (танцевальная композиция)

Ссылка на основную публикацию
×
×