Трифонов: сочинение

Сочинение по повести Трифонова Ю.В. «Обмен»

«Обмен» Создавая в своем творчестве тип героя-интеллигента, Ю.В. Трифонов убедительно показывает как идеальное во­площение этого понятия, так и наличие героя-двойника, в ко­тором на первый план проступает псевдо интеллигентское на­чало. Повесть Ю. Трифонова «Обмен» поднимает социально психологические проблемы.

В ней звучит мысль о беспощад­ности жизни. В основе сюжета — бытовая семейная история. Главный герой произведения узнал о тяжелой болезни матери. Пока Виктор Дмитриев носился по врачам, его жена Лена на­шла обменщиков, хотя раньше не соглашалась жить со свек­ровью. «Душевная неточность», «душевный дефект», «недо­развитость чувств» — так деликатно обозначает автор умение добиваться своего любой ценой. Хищные планы овладения жилплощадью свекрови девуш­ка пытается замаскировать под сыновнии чувства супруга, Лена убеждает его в том, что обмен необходим прежде всего самой его матери. У Лены есть веский козырь: комната нужна не ей лично, а для их с Дмитриевым дочери, которая спит и готовит уроки за ширмой в одной комнате с родителями. Символом бытовой неустроенности в повести является пре­дательский треск тахты. Тонко манипулируя чувствами мужа, женщина шаг за шагом продвигается к своей цели.

Ю.В. Три­фонов убедительно показывает читателю, что мещанство, пер­сонифицированное в образе семьи Лукьяновых, вовсе не без­обидное явление. Оно умеет настаивать на своем и защищаться. Неслучайно после разговора Виктора с Леной о портрете следу­ет немедленная реакция всего клана Лукьяновых: они собира­ются и покидают дачу Дмитриевых, где собирались до этого еще погостить. Потом Лена разыгрывает целый спектакль, на­чиная потихоньку брать мужа в свои руки. Она заставляет Дмитриева позвонить теще и попросить ее вернуться. Интересна ретроспективная композиция повести. Этот прием помогает Трифонову проследить этапы нравственной деградации Дмитриева, процесс его «олукьянивания».

По мере развития сюжета произведения конфликт углубляется. Оказы­вается, когда-то Ксения Федоровна вместе с сыном изучала иностранный язык. Это было дело, которое объединяло их. Когда в жизни Дмитриева появилась Лена, занятия прекрати­лись. Сын и мать начали отдаляться. Еще одной символической деталью в повести является ру­ки Лены, которой она обнимает мужа: сначала она была лег­кой и прохладной, а через четырнадцать лет супружеской жизни стала давить на него «немалой тяжестью». Душевная нечистоплотность Лены проявляется и рядом внешних оттал­кивающих деталей ее облика (большой живот, толстые руки, кожа в мелких пупырышках). Ее полнота символизирует из­лишество, обладанием которым она так увлечена. Дородной Лене противопоставлена худенькая Таня, бывшая любовница Виктора. В отличие от Лены она не способна покривить ду­шой и, полюбив Дмитриева, расстается с мужем. Таня роман­тична, любит стихи, в то время как в Лене доминирует быто­вой практицизм. Сам Виктор постоянно привык поступать не так, как хотел бы. Он живет с Леной, думая, что Таня была бы ему лучшей женой. Дмитриев понимает, что нехорошо зани­мать у Тани деньги, но потом соглашается.

Ю.В. Трифонов подчеркивает, что мировоззрение Дмит­риева типично для современной ему эпохи. Не случайно у Виктора появляется возможность посмотреть на свои поступ­ки со стороны. Для этого в повесть вводится образ Невядомского. Это своеобразный двойник Дмитриева — человек, в ко­торого уже через несколько лет он скорее всего превратится, если продолжит «олукьяниваться». Жерехов, сослуживец Виктора, рассказывает ему историю про Невядомского, кото­рый успел поменять жилплощадь (съехаться с тещей) бук­вально за три дня до смерти старушки.

При рассказе он не только не осуждает Алексея Кирилловича Невядомского, а даже завидует ему: тот получил хорошую квартиру и теперь выращивает на балконе помидоры. Помидоры на могиле тещи Невядомского… Этот образ преследует Дмитриева, открывая ему всю неприглядность его поступка. Дмитриев часто задумывается о смысле жизни. Мысль о болезни матери усиливает это раздумья. Ксения Федоровна привыкла всем помогать (кровом, советом, сочувствием). Как и Таня, которая долгие годы любит Дмитриева, она делает это бескорыстно. Матери Дмитрия Ксении Федоровне в повести противопоставлена теща — Вера Лазаревна, мировоззрение которой пронизано недоверием ко всем людям, даже к самым близким. Начав разговор об истории одного обмена, Ю.В. Трифонов постепенно переходит на критику мещанства в целом. Дмитри­ев не случайно вспоминает отца и его братьев. Дядьки героя были по советским меркам людьми зажиточными, а провинци­альной родне помогал только отец Виктора: «Мать считала, что в ссорах и во всех последующих несчастьях братьев виноваты были жены, Марьянка и Райка, зараженные мелкобуржуазным мещанством».

Среди сослуживцев Дмитриева Ю.В. Трифонов рисует образ Паши Сниткина, который умеет устроить все так, что ему всегда помогают. Он так часто умудряется перевалить на кого-нибудь всю работу, что даже обзавелся кличкой: «С-миру-по-ниткин». Рассматривая этот образ, Ю.В. Трифонов поднимает проблему отношения к чужой беде: Сниткин отка­зывается ехать вместо Дмитриева в командировку, хотя его се­мейные проблемы (перевод дочери в музыкальную школу) не столь важны, как ситуация Дмитриева.

Так, в повести возникает разговор о двух породах людей: «умеющих жить» и «втайне гордящихся благородным неуме­нием». У одних вся обстановка сверкает, у других процветает бедность и ветхость. Дмитриев всю жизнь тянулся к людям первой категории: восхищался тем, как Лена заводит нужные знакомства, умеет дать отпор обнаглевшей соседке Дусе. Виктор жил с Леной, как будто одурманенный. Лишь однажды его сестра Лора по­пыталась открыть ему глаза на то, что деловитость жены, ко­торой он так восхищался, выглядит наглостью и нахраписто­стью в глазах его родни. Особенно поразило их то, что Лена перевесила портрет отца из средней комнаты в проходную.

Чужими и чуждыми по духу людьми показались новые родст­венники деду Виктора. Когда Лена потом на похоронах деда плакала и говорила о том, как она его любила, все это было похоже на фальшь. По мере развития сюжета характер Лены углубляется, а жиз­ненная хватка усиливается: «Она вгрызалась в свои желания, как бульдог. Такая миловидная женщина-бульдог с короткой стриж­кой соломенного цвета и всегда приятно загорелым, слегка смуг­лым лицом. Она не отпускала до тех пор, пока желания — прямо у нее в зубах — не превращались в плоть». Цель жизни Лены — сделать карьеру. Она устроилась в ИМКОИН, где работают «две идеально устроенные в этой жизни приятельницы».

А отец Лены помогает устроиться на работу ее мужу, да и еще на то место, ку­да метил друг Дмитриева Лева. Затем выясняется, что Виктор когда-то любил рисовать, но не стал, срезавшись на экзамене, бороться за свою мечту. Когда Виктор предлагает матери съезжаться, та сначала отка­зывается и говорит, что он уже совершил свой обмен, а потом неожиданно соглашается, очевидно, понимая, что ее приглашают не жить вместе, а просто передать жилплощадь перед смертью. Таким образом, поведение героев в бытовых ситуациях становится своеобразным критерием проверки их душевных качеств. Мещанско-обывательское лукьяновское начало стал­кивается в повести с подвижническими взглядами русской ин­теллигенции, господствовавшими в семье Дмитриевых.

Главный герой повести пытается действовать с позиции нравственного компромисса. Однако одновременно угодить же­не и матери не удается, и тогда герой выбирает Лену. Когда Вик­тор предлагает матери совершить обмен, та отвечает, что он уже совершил его. Здесь имеется в виду нравственный обмен, обмен ценностей, который совершает герой, войдя в новую семью.

Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

  • Пользователей: 46
  • Гостей: 199
  • Мобильных: 98
  • Роботов: 22

Сочинение–рассуждение по тексту Трифонова Ю.

Исходный текст:

(1)Володя поражал меня часто. (2) Его поступки невозможно было предвидеть.

(3)Например, история с крысой, взволновавшая всю школу! (4) У нас была замечательная школа совместного обучения, лучшая на Васильевском острове да, наверное, в целом Питере; ее называли пригодинской по имени Николая Аполлоновича Пригоды, основателя, директора, энтузиаста и поклонника Томаса Мора и Кампанеллы, он преподавал историю, его жена Ольга Витальевна – биологию. (5) Странные люди! (6) Им ничего не было нужно, ничего им не надо было в жизни, кроме школы и учеников. (7)Школьные советы, введенные после февраля семнадцатого, в пригодинской существовали много раньше. (8) Все решалось голосованием. (9) Итак, та история началась с того, что Ольга Витальевна попросила принести крысу, ее надо было разрезать, что бы учить анатомию. (10) Кто-то обещал поймать, долго не удавалось, наконец-то принесли. (11) Вся школа знала, что в это день в нашем классе будут резать крысу, живую, мальчик принес ее в клетке и почему-то сказал, что ее зовут Феня. (12) Он сам и вызвался резать. (13) Внезапно на урок приходит депутация из старшего класса, во главе – Володя.

(14)«Мы не хотим, чтобы в нашей школе убивали живое существо! (15) Нам жалко Феню!»(16) Одни кричат – жалко! (17)Другие – резать! (18) Начинается страшный спор. (19)Помню, Ольга Витальевна этот спор более разжигает. (20) Заявление о том, что крысу зовут Феней, сказывается роковым. (21) Крыса перестает быть просто крысой, она становится индивидуальностью. (22) К ней присматриваются. (23) Она ведет себя как Феня. (24)На собрании произносятся пылкие речи, забыв о крысе, которая скромно ждет решений своей участи, все рассуждают о науке, об истории, о гильотине, о Парижской коммуне. (25) «Великие цели требуют жертв! (26) Но жертвы на это не согласны! (27) А вы спросите у крысы! (28) А вы пользуетесь её немотой, если бы она могла говорить, она бы ответила!»(29) Наконец решаем голосовать.(30) Голосует не только наш класс, крысиный вопрос взбудоражил всю школу.

(31)Володя торжественно выносит клетку во двор и в присутствии всех выпускает несостоявшуюся жертву науки на свободу. (32) Волнующая минута! (33) Особенно возбуждена Ольга Витальевна, да и мы всем сердцем чувствовали, что дело касается не крысы, а чего-то более важного.

Сочинение – рассуждение:

Передо мной фрагмент из текста Ю. Трифонова, в котором он поднимает проблему милосердия.

Эта проблема очень актуальна и в наше время, так как о ней пишут в газетах, говорят на телевидении. Автор рассказывает «взволновавшую всю школу» историю о том, как когда-то давно, когда он учился в школе, ребята-ученики поднялись защищать крысу, которую хотели разрезать для опытов. Вся школа словно бы разделилась на два лагеря, решая судьбу крысы. Каждый человек должен понимать, что животные – это тоже живые существа, в них бьётся сердце, поэтому проблему, поднимаемую автором, можно отнести к категории нравственных.

Рассказывая историю о крысе, Ю. Трифонов убеждает нас в том, что нужно быть добрыми, милосердными по отношению к «братьям нашим меньшим» – такими, как Володя, который выпускает «несостоявшуюся жертву науки» на свободу, а все ребята чувствуют, «что дело касается не крысы, а чего-то более важного».

Читайте также:  Булгаков: сочинение

Невозможно не согласиться с писателем, ведь доброта, милосердие – неотъемлемые качества любого человека, которые должны проявляться ко всему, что нас, людей, окружает, ведь жестокое отношение к животным влечёт за собой такое же, жесткое, отношение к людям. Вспомним историю с Белогрудкой из одноимённого рассказа В. П. Астафьева. Дети не жалеют маленьких котят, отнимают их у матери и скармливают собакам. Детская шалость не проходит бесследно, куница начинает мстить людям, а месть всегда в любом живом существе убивает самое лучшее – чувство справедливости, доброту, милосердие. Так человеческая жестокость, необдуманный поступок детей приводят к трагедии.

С другой стороны, в мире немало таких людей, как ученики из рассказа Ю. Трифонова. Многие понимают, что отзывчивость – очень важное свойство человеческой души. Например, дед Ларион Малявин из рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы» приносит домой из леса зайца, у которого обгорели лапы, лечит его, оставляет у себя жить, потому что заяц спасает ему жизнь, не даёт погибнуть от лесного пожара.

В заключение хотелось бы сказать, что и животные, и люди должны быть благодарными друг другу за доброту, неравнодушие, взаимопонимание, недаром известный поэт Е. Евтушенко писал:

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Дубинина Кристина, ученица 10 А класса МБОУ “Мамонтовская средняя школа”, 2012 г.

Нравственная проблематика повести Ю. Трифонова «Обмен»

В 50-80 годах расцвел жанр так называемой «го­родской» прозы. Эта литература прежде всего обра­щалась к личности, к проблемам повседневных нрав­ственных отношений.

Кульминационным достижением «городской» про­зы стали произведения Юрия Трифонова. Именно его повесть «Обмен» положила начало циклу «город­ских» повестей. В «городских» повестях Трифонов писал о любви и семейных отношениях, самых обыч­ных, но вместе с тем мнргосложных, о столкновении разных характеров, разных жизненных позиций, о проблемах, радостях, тревогах, надеждах обычного человека, о его быте.

В центре повести «Обмен» довольно типичная, за­урядная жизненная ситуация, которая тем не менее вскрывает очень важные нравственные проблемы, возникающие при ее разрешении.

Главные герои повести — инженер Дмитриев, его жена Лена и мать Дмитриева — Ксения Федоровна. Их связывают довольно непростые отношения. Лена никогда не любила свою свекровь, более того, отноше­ния между ними «отчеканились в форме окостенев­шей и прочной вражды». Ранее Дмитриев часто заво­дил разговор о том, чтобы съехаться с матерью, жен­щиной пожилой и одинокой. Но Лена всегда бурно протестовала против этого, и постепенно эта тема в разговорах мужа и жены возникала все реже, потому что Дмитриев понимал: ему не сломить волю Лены. Кроме того, Ксения Федоровна стала неким инстру­ментом вражды в их семейных стычках. Во время ссор часто звучало имя Ксении Федоровны, хотя вовсе не она служила началом конфликта. Дмитриев упо­минал о матери, когда ему хотелось обвинить Лену в эгоизме или черствости, а Лена говорила о ней, стре­мясь надавить на больное или просто съязвить.

Говоря об этом, Трифонов указывает на процвета­ние неприязненных, враждебных отношений там, где, казалось бы, всегда должно быть только взаимо­понимание, терпение и любовь.

Основной конфликт повести связан с тяжелой бо­лезнью Ксении Федоровны. Врачи подозревают «са­мое худшее». Вот тут-то Лена и берет «быка за рога». Она решает срочно урегулировать вопрос об обмене, съехаться со свекровью. Ее болезнь и, возможно, при­ближающаяся смерть становятся для жены Дмитрие­ва путем к решению квартирного вопроса. О нравст­венной стороне этого предприятия Лена не задумыва­ется. Услышав от жены о ее страшной затее, Дмитриев пытается заглянуть ей в глаза. Пожалуй, он надеется найти там сомнение, неловкость, винова­тость, но находит только решимость. Дмитриев знал, что «душевная неточность» его жены обострялась, «когда вступало в действие другое, сильнейшее каче­ство Лены: умение добиваться своего». Автор подме­чает, что Лена «вгрызалась в свои желания, как буль­дог» и никогда не отступала от них, пока они не осу­ществлялись.

Сделав самое трудное — сказав о задуманном, Лена действует очень методично. Как тонкий психолог, она «зализывает» мужу ранку, добивается примирения с ним. А он, страдая от безволия, не может, не умеет противостоять ей. Он отлично понимает весь ужас происходящего, осознает цену обмена, но не находит в себе сил чем-то воспрепятствовать Лене, как некогда он не нашел сил примирить ее со своей матерью.

Миссию сказать о предстоящем обмене Ксении Фе­доровне Лена, естественно, возложила на мужа. Этот разговор и есть самое страшное, самое тягостное для Дмитриева. После операции, подтвердившей «худ­шее» , Ксения Федоровна почувствовала улучшение, у нее появилась уверенность в том, что она идет на по­правку. Сказать ей об обмене — значит лишить по­следней надежды на жизнь, ибо не догадаться о при­чине такой лояльности долгие годы враждующей с ней снохи эта умная женщина не могла. Осознание этого и становится самым мучительным для Дмитрие­ва. Лена с легкостью составляет для мужа план разго­вора с Ксенией Федоровной. «Вали все на меня!» — со­ветует она. И Дмитриев вроде бы принимает Ленино условие. Его мать простодушна, и, объясни он ей все по Лениному плану, она вполне может поверить в бес­корыстие обмена. Но Дмитриев опасается своей сест­ры Лоры, которая «хитра, «прозорлива и очень не лю­бит Лену». Лора давно раскусила жену брата и сразу догадается, какие козни стоят за идеей обмена. Лора считает, что Дмитриев ее и мать тихонько предал, «олукьянился», то есть стал жить по тем правилам, на которые опираются в жизни Лена и ее мать, Вера Ла­заревна, которые некогда установил в их семье отец, Иван Васильевич, предприимчивый, «могучий» чело­век. Именно Лора заметила бестактность Лены еще в самом начале их семейной с Дмитриевым жизни, ко­гда Лена, не задумываясь, забирала себе все их луч­шие чашки, ставила ведро возле комнаты Ксении Фе­доровны, без колебаний снимала портрет своего све­кра со стены средней комнаты и перевешивала его в проходную. Внешне это только лишь бытовые мело­чи, но за ними, как сумела разглядеть Лора, кроется нечто большее.

Особенно ярко кощунство Лены обнаруживается на утро после разговора с Дмитриевым. У нее плохое настроение, потому что ее мама, Вера Лазаревна, за­болела. У Веры Лазаревны мозговые спазмы. Чем не причина для печали? Конечно, причина. И никакое предвестие смерти свекрови сравниться с ее горем не может. Лена черства душой и, кроме того, эгоис­тична.

Эгоизмом наделена не только Лена. Эгоистичен и коллега Дмитриева Паша Сниткин. Вопрос о поступ­лении его дочери в музыкальную школу для него куда более важен, чем смерть человека. Потому что, как подчеркивает автор, дочь — собственная, родная, а умирает человек чужой.

Бесчеловечность Лены контрастирует с душевно­стью бывшей любовницы Дмитриева, Татьяны, кото­рая, как осознает Дмитриев, «была бы ему, наверное, лучшей женой». Весть об обмене заставляет Таню по­краснеть, потому что она отлично все понимает, она входит в положение Дмитриева, предлагает ему день­ги взаймы и проявляет всяческое сочувствие.

Безучастна Лена и к собственному отцу. Когда тот лежит с инсультом, она думает только о том, что у нее горит путевка в Болгарию, и спокойно отправляется на отдых.

Противопоставлена Лене и сама Ксения Федоров­на, которую «любят друзья, уважают сослуживцы, ценят соседи по квартире и по павлиновской даче, по­тому что она добродетельна, уступчива, готова прий­ти на помощь и принять участие».

Лена все-таки добивается своего. Больная женщи­на соглашается на обмен. Вскоре она умирает. Дмит­риев переносит гипертонический криз. Портрет ге­роя, уступившего в этом беспощадном деле жене, осознающего значение своего поступка и испытываю­щего оттого душевные страдания, в конце повести резко меняется. «Еще не старик, но уже пожилой, с обмякшими щечками дяденька»,— таким видит его рассказчик. А ведь герою только тридцать семь лет.

Слово «обмен» в повести Трифонова приобретает более широкий смысл. Речь идет не только об обмене жилья, совершается «обмен нравственный», совер­шается «уступка сомнительным жизненным ценно­стям». «Обмен произошел. — говорит Ксения Федо­ровна своему сыну. — Это было очень давно».

Реальный текст ЕГЭ по русскому 2019. Трифонов. О войне, мире и Родине.

Он идет по Москве! Здесь все знакомо и незабываемо с детства, здесь его родина, та простая человеческая родина, которую вспоминали солдаты на войне, каждый — свою. В полуночном Венском лесу и в диких горах Хингана ему вспоминалось: Замоскворечье, Якиманка, гранитные набережные, старые липы Нескучного сада… И вот все вернулось к нему. Все, все, что так бережно хранила память. Вон в том особняке, у Спасо-Наливковского, осенью первого военного года он служил в пожарной команде Ленинского района. Служил!

Шестнадцатилетний мальчишка… Теперь на особняке опять, как и до войны, вывеска: «Детский сад № 62». Из раскрытых окон выглядывают лаковые листья фикуса, поет радио. Он идет все быстрее, почти бежит. Он останавливается на могучем бетонном взгорье — на середине моста. Большой Каменный! Самый красивый мост в мире. Теперь он не сомневается в этом, — он видел мосты в Праге и в Вене и множество других мостов в разных странах. А по правую руку — высоко на холме Кремль. Старинные башни, подернутые сизой, почти белой у подножия патиной, и гряда зелени за стеной, на кремлевском дворе, а над зеленью — стройный, белогрудый дворец с красным флагом на шпиле. Сколько раз до войны видел он эти башни и ели и этот гордый дворец, видел зимой и летом, на солнце и под дождем, из окна троллейбуса и с набережной, — сейчас у него такое ощущение, словно он видит все это впервые. И впервые видит сказочную красоту

Кремля, чудесней которой нет ничего на земле. Уже близко, близко… Он в центре Москвы. Он идет между людьми, касается их плечами, влюбленно заглядывает им в глаза, вслушивается в разговоры. Ведь все это москвичи — его земляки, к которым он вернулся сегодня после пятилетней разлуки.

(вот теперь буду по памяти)

Хлопок по плечам. Круто обернувшись, он видит Сергея, давнего друга. Они приходят к Сергею – в большой старый дом на улице Фрунзе, с угловыми башенками, кариатидами, балкончиками. В комнате Сергея на редкость чисто и прибрано – так всегда бывало на его столе в школьные годы. Два больших застекленных книжных шкафа аккуратно заставлены книгами. всё на своих местах, книжные полки заставлены.

Читайте также:  Флобер: сочинение

Вадим и Сергей садятся друг против друга

Они молчат некоторое время и оба серьезно и внимательно рассматривают рисунок. Этот листок из тетради в клетку, чернильный след пальца в углу вмиг оживляют в их памяти многое-многое из той светлой, шумной и уже далекой жизни, которая называлась – школа.

– Ты хорошо рисовал, тебе бы учиться этому делу, – говорит Сергей задумчиво. – А фронтовые зарисовки у тебя есть?

– Есть кое-что, мало.

– Ну, понятно. Ты, значит, дошел до Праги? Ты был на Третьем Украинском?

– Нет, на Втором. Мы шли через Румынию, Венгрию.

– Ты в танках все время?

И начинается долгий разговор о войне.

За окном синий с золотом душный вечер московского лета. Как много рассказано в этот вечер и как мало! Разговор будет продолжаться завтра, и послезавтра, и еще много дней.

Вадим выходит на улицу. Завтра они пойдут с Сергеем в Третьяковку. И надо уже готовить документы для института, сходить туда и все узнать, достать программы, купить книги.

Улицы полны людей – это уже не дневные, торопящиеся пешеходы, а вечерняя, плавно текущая толпа.

С Гоголевского бульвара веет пахучая волна запахов – зелени и цветов. Бежит через площадь, позванивая, совсем пустой трамвай, – москвичи в такой вечер предпочитают ходить пешком.

И Вадим идет домой пешком.

Идет по бульвару, через Метростроевскую и Крымский мост.

Он счастлив оттого, что вернулся в родной город, к своим старым и еще неизвестным друзьям и к новой жизни. К той мирной и трудовой жизни, о которой он мечтал на войне, ради которой он вынес столько лишений, одолел так много трудностей и прошел в кирзовых сапогах полсвета.

Здравствуй, новая жизнь, которая начинается завтра!

Примерный круг проблем:

1. Что придавало сил солдатам на войне?
Авторская позиция: Вера в мирное будущее, воспоминания о Родине, надежда на возвращение домой.

2. Какое место занимает Родина в жизни человека?
Авторская позиция: Родина – это дом, в который всегда хочет вернуться человек, это воспоминания, друзья, знакомые улицы. Родина – это лучшее место для человека, что бы он ни повидал, какие красоты бы ни встретил на своем пути.

Примеры сочинений по тексту Трифонова:

Трифонов: сочинение

31.12.2020 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько”. Подробнее >>

10.11.2019 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 – За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 – Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 – На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению ” Гордость и смирение”

10.03.2019 – На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько. Подробнее >>

07.01.2019 – Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >>

16.12.2018 – Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>

16.09.2017 – Сборник рассказов И.Курамшиной “Сыновний долг”, в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 – Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

16.04.2017 – В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

16.04.2017 – На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

25.02 2017 – На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 – На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 – Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 – Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

Что такое взаимовыручка? (По тексту Ю.Трифонова.)

Взаимовыручка, согласно определению толкового словаря Ефремовой, – это взаимная, обоюдная помощь, выручка в каком-либо деле. На мой взгляд, взаимовыручка – это поддержка, присущая людям, которая обеспечивает их выживаемость в суровых условиях. Человеку, воспитанному на принципах взаимопомощи, легче строить профессиональные, семейные и общечеловеческие отношения.

В тексте Ю.В.Трифонова говорится о ребятах, которые даже не знают, что такое взаимовыручка. Решив проучить новенького, мальчишки нападают на него за школой. Пятеро на одного! Лёву спасает лишь его смелость, и он выходит «из этой истории победителем», а ребята всячески стараются «помириться и подружиться с ним»… Но разве после их подлого нападения это возможно?

О настоящем герое, который спас ветерана войны, говорится в рассказе «Мальчик с коньками» Ю. Я. Яковлева. Школьник, рискуя своей жизнью, выскочил на дорогу и бесстрашно стал перед летящей машиной. Он остановил «Скорую» и тем самым спас человека от смерти. Вот она, взаимовыручка!

Таким образом, взаимовыручка – это безвозмездная помощь, которая способна спасти даже человеческую жизнь.

Текст 13.1 по Ю.Трифонову

(1)Началась эта мука в далёкие годы, в классе пятом или шестом.

(2)Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон. (3)Серая громада висла над переулочком, по утрам застила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. (4)Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу. (5)И у Глебова с малолетства появилось жженье в душе: то ли зависть, то ли ещё что.

(6)Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. (7)И вот служба её в кинотеатре – захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков – составляла предмет немалой гордости Глебова и отличала его величайшей льготой: на любой фильм мог пройти без билета. (8)А иногда в дневные часы, когда мало зрителей, мог даже товарища провести, а то и двух.

(9)Эта привилегия была основой могущества Глебова в классе. (10)Он пользовался ею расчётливо и умно: приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости. (11)Продолжалась глебовская власть – ну не власть, а, скажем, авторитет – и оставалась непоколебленной, пока не возник ЛёвкаШулепа. (12)Первые дни он держался надменно, поглядывал своими голубенькими глазами на всех сонно и презрительно, ни с кем не заводил разговор и сел за одну парту с девчонкой. (13)Его решили проучить, вернее, унизить. (14)А ещё точнее – опозорить. (15)Глебов горячо подговаривал расправиться с Шулепой, который ему не нравился, но в последний миг решил не участвовать в расправе.

(16)Мальчишки – их было человек пять – зазвали Лёвку после уроков на задний двор, окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь, главный силач класса, охватил Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные с криками «ого-го!» набросились, Лёвка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь.

(17)И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. (18)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. (19)Шулепа вышел из этой истории победителем, а нападавшие были посрамлены и впоследствии всячески старались помириться и подружиться с ним.

(20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя. (21)И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души… (22)И нет несчастнее людей, поражённых завистью. (23)И не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его, казалось бы, высшего торжества. (По Ю. Трифонову)*

* Трифонов Юрий Валентинович (1925–1981) – русский советский писатель, мастер «городской» прозы

Поделись с другом в социальной сети

Трифонов: сочинение

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста А. А. Реформатского: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как „запасные игроки” …выходят на поле, когда вынужденно „освобождают игру” знаменательные слова». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. А. Реформатского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Читайте также:  Приставкин: сочинение

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И нет несчастнее людей, поражённых завистью».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слов НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Примечание редакции: формулировки задания 9.3 именно в таком виде представлены на ФИПИ.

(1)Началась эта му́ка в далёкие годы, в классе пятом или шестом.

(2)Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон. (3)Серая громада висла над переулочком, по утрам за́стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. (4)Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу. (5)И у Глебова с малолетства появилось жженье в душе: то ли зависть, то ли ещё что.

(6)Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. (7)И вот служба её в кинотеатре — захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков — составляла предмет немалой гордости Глебова и отличала его величайшей льготой: на любой фильм мог пройти без билета. (8)А иногда в дневные часы, когда мало зрителей, мог даже товарища провести, а то и двух.

(9)Эта привилегия была основой могущества Глебова в классе. (10)Он пользовался ею расчётливо и умно́: приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости. (11)Продолжалась глебовская власть — ну не власть, а, скажем, авторитет — и оставалась непоколебленной, пока не возник Лёвка Шулепа. (12)Первые дни он держался надменно, поглядывал своими голубенькими глазами на всех сонно и презрительно, ни с кем не заводил разговор и сел за одну парту с девчонкой. (13)Его решили проучить, вернее, унизить. (14)А ещё точнее — опозорить. (15)Глебов горячо подговаривал расправиться с Шулепой, который ему не нравился, но в последний миг решил не участвовать в расправе.

(16)Мальчишки — их было человек пять — зазвали Лёвку после уроков на задний двор, окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь, главный силач класса, охватил Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные с криками «ого-го!» набросились, Лёвка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь. (17)И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. (18)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. (19)Шулепа вышел из этой истории победителем, а нападавшие были посрамлены и впоследствии всячески старались помириться и подружиться с ним.

(20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя. (21)И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души… (22)И нет несчастнее людей, поражённых завистью. (23)И не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его, казалось бы, высшего торжества.

* Трифонов Юрий Валентинович (1925—1981 гг.) — русский советский писатель, мастер «городской» прозы.

Укажите ошибочное суждение.

Мягкий согласный Ч не имеет пары по твёрдости.

Правильный ответ указан под номером 2.

Замените книжное устаревшее слово «благодеяние» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В предложении «иных (Глебов) долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние» устаревшее слово БЛАГОДЕЯНИЕ означает ОДОЛЖЕНИЕ.

«Просьба» — это совсем другое значение.

Возможно ли здесь слово : Помощь?

Нет по контексту не подойдёт.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста А. А. Реформатского: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как “запасные игроки” …выходят на поле, когда вынужденно “освобождают игру” знаменательные слова». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приведем пример сочинения-рассуждения в научном стиле.

У каждой части речи свои достоинства. Интересна, по мнению российского лингвиста А. А. Реформатского, роль местоимения в нашей речи. Неслучайно он утверждал: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как “запасные игроки” …выходят на поле, когда вынужденно “освобождают игру” знаменательные слова». Попробуем доказать это на примере текста Юрия Трифонова.

С помощью местоимений в тексте конкретизируются явления и понятия. Богато местоимениями предложение 10 (Он пользовался ею расчётливо и умно́: приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости). Автором используются относительные, неопределенные, личные местоимения, которые помогают избежать неоправданных повторений, делают нашу речь разнообразнее, выразительнее, грамотнее. Неопределенное местоимение «чего-либо» обладает обобщенным значением.

Предложение 7 связывается с предыдущим с помощью личного местоимения «ее». Так, местоимение выступает в качестве грамматического средства. То же самое мы можем наблюдать и в уже упомянутом предложении 10, в котором местоимение «который» выступает в роли союза, соединяя части сложноподчиненного предложения.

Проанализировав текст, мы без труда нашли подтверждения словам Реформатского о роли местоимений и их важности в нашей речи.

15.1 У каждой части речи свои достоинства. Интересна, по мнению российского лингвиста А. А. Реформатского, роль местоимения в нашей речи. Неслучайно он утверждал: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как “запасные игроки” …выходят на поле, когда вынужденно “освобождают игру” знаменательные слова». Попробуем доказать это на примере текста Юрия Трифонова.

С помощью местоимений в тексте конкретизируются явления и понятия. Богато местоимениями предложение 10 (Он пользовался ею расчётливо и умно́: приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости). Автором используются относительные, неопределенные, личные местоимения, которые помогают избежать неоправданных повторений, делают нашу речь разнообразнее, выразительнее, грамотнее. Неопределенное местоимение «чего-либо» обладает обобщенным значением.

Предложение 7 связывается с предыдущим с помощью личного местоимения «ее». Так, местоимение выступает в качестве грамматического средства. То же самое мы можем наблюдать и в уже упомянутом предложении 10, в котором местоимение «который» выступает в роли союза, соединяя части сложноподчиненного предложения.

Проанализировав текст, мы без труда нашли подтверждения словам Реформатского о роли местоимений и их важности в нашей речи.

15.2 Бесспорно, одно из самых плохих человеческих качеств — зависть — ревностное отношение к достоинствам и достижениям других людей. Именно из-за зависти в мире творится большинство преступлений. Глебов от зависти готов был даже пойти на преступление, ведь неизвестно, чем бы закончилась драка. А всё из-за того, что он не мог смириться с появлением человека, от него не зависящего. Планы Глебова были нарушены, и теперь он оставался один на один со своей завистью. Об этом финальные строки текста Ю. Трифонова.

Глебов — человек с мелкой душонкой. Зависть в нём родилась «раньше его самого». Об этом предложение номер 5 (И у Глебова с малолетства появилось жженье в душе: то ли зависть, то ли ещё что.) Конечно, вряд ли он сможет смириться, если у кого-то что будет лучше, чем у него.

Глебов всех вокруг мерил своим мерилом. Пользуясь тем, что мать могла взять билеты в кино, он, как паук, плёл свои сети, заманивая в них ребят: «Он пользовался ею расчётливо и умно: приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости» (предложение номер 10). Очень отталкивающее впечатление производит этот герой.

Таким образом, мы на примере Глебова можем сделать вывод, что зависть, действительно, разрушает нашу жизнь, поэтому надо учиться радоваться достижениям других и не забывать о собственных.

15.3 Каждый из нас попадает в ситуации, когда надо сделать выбор. В основе нравственного выбора – борьба между эгоистическими желаниями и стремлением помочь людям. Каждому из нас приходится это испытывать. Этот выбор происходит не только в важнейших, судьбоносных решениях: убить или быть убитым, спастись самому или спасти другого ценой собственной жизни, а в любых, повседневных ситуациях: уступить место в транспорте или нет, опоздать или прийти вовремя на встречу.

Герой текста Юрия Трифонова расчётлив, поэтому даже билеты, которые достаются ему легко, даёт только тем, в ком заинтересован. Встретиться с таким человеком на одной дороге не пожелаешь и врагу, потому что враг, по крайней мере, не будет притворяться твоим другом, от него знаешь, что ожидать. Такие люди, как Глебов, страшнее врага, потому что из-за зависти к твоим успехам они могут нанести удар в спину в любой момент. Глебов — пример безнравственного человека.

В повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и девушки-зенитчицы, и капитан Васков живут по законам взаимовыручки, ответственности друг за друга. Меня поразил подвиг Риты Осяниной, которая застрелилась ради того, чтобы Васков выжил, она дала товарищу шанс остаться живым, отомстить за погибших подруг.

У человека всегда есть возможность выбора между добром и злом, между жизнью по совести или приспособленчеством, между службой делу или службой лицам. Каждое поколение людей решает для себя нравственную проблему. Если человек способен заглянуть внутрь себя самого, всегда есть надежда на то, что он сделает правильный нравственный выбор.

Ссылка на основную публикацию
×
×