Предвидение братьев Стругацких
просмотреть сочинение |
Стругацкие — великие экспериментаторы. Они берут героя и бросают его в нестандартные обстоятельства. От планеты Венера до “Града обреченных”. Или наоборот: берут супермена и помещают его в обычное общество. В средневековье или в социалистическую действительность с пропагандистскими вышками. Речь идет об “Обитаемом острове”, где писатели пророчески объединили психотронный излучатель в одном здании с телевизионными и радиотрансляторами. Собственно, они подразумевали теле- и радиопередачи советского периода с их наглой и примитивной пропагандой. Но то, что происходит теперь, в десятки раз опаснее коммунистической жвачки.
Многочисленные приемы СМИ (средств массовой информации) только на первый взгляд безобидны. Их задача — отучить человека мыслить самостоятельно, превратить в обывателя. А потом скармливать ему примитивную литературу, примитивные кино- и видеофильмы, примитивные зрелища и примитивную политику. Не дай Бог, если обыватель попытается заглянуть ниже верхушки айсберга, под которой находится истинная суть вещей и действий! Впрочем, обыватель этого сделать и не попытается.
Например, огромное количество криминальной информации в СМИ закономерно для нашей страны. Демократия налагает на общество огромную ответственность, а наше общество к такой ответственности не готово. Дозволенность демократии, открытость, искренность превратились в руках бывших рабов во вседозволенность, в духовный эксгибиционизм, уродливый стриптиз. Под влиянием этой информации меняется лексика не только школьников или политических недоумков. Полууголовный сленг проникает в литературу, театр, кино, эстраду.
Знаменитая певица собирает толпу плебеев “малолеточкой, любительницей таблеточек”. А ее трудно обвинить в отсутствии вкуса. Что уж говорить о певцах и певичках рангом пониже!
Другой знаменитый певец не упрощает свое искусство. Песни на стихи Бунина, Цветаевой дают отличные сборы. В его трактовке (“Девочка, съевшая ядовитый дурман”) песня превращается в драматический мини-спектакль. Значит, можно и без пошлостей решать экономические задачи.
Не надо оправдывать эту мрачную картину тем, что страной якобы правят уголовные авторитеты. Они, конечно, влияние на экономику имеют значительное, но вовсе не такое, чтобы полностью изменить менталитет русского гражданина. Другое дело, что большинство государственных руководителей пользуются для удержания власти и обогащения уголовными методами.
Экспансия безмозглых американских боевиков, подражание худшим зарубежным образцам СМИ — отнюдь не главная причина стремительной деградации российской культуры. В конце концов, плебеи всегда интересовались дешевкой, а плебеев за рубежом ничуть не меньше. Просто они там живут гораздо богаче и больше средств могут тратить на милую их сердцу дешевку.
Самое неприятное заключается в том, что производители и распространители подобной массовой продукции вовсе не думают, что они стреляют из психотронных пушек. Они уверены, что готовят пикантное блюдо с приправами из псевдосенсаций и “клубнички” только для того, дабы продать его подороже.
Стругацкие описали похожее, хотя и утрированно похожее, общество за много лет до перестройки. Но главным в их исследованиях был поиск Человека. Не “людена”, которому на человечество, собственно, наплевать (“Волны гасят ветер”), не супермена (“Трудно быть богом”, “Обитаемый остров”) и не полицейского (“Хищные вещи века”). Этого человека ищет вместе с писателями сам Иисус, обернувшийся для исследователей демиургом (“Отягощенные злом”). И единственным кандидатом на это звание оказывается Учитель, педагог высшего класса. Который говорит смущенно, что не ему врачевать человеческие язвы — он сам пациент.
В том, что дождь перемен (“Гадкие лебеди”) рано или поздно растворит грязное здание современности и на обновленной почве появится человечное общество, Стругацкие верят истово. Но в роли сеятелей они видят не столько инопланетных терапевтов, сколько настоящих Учителей с планеты Земля.
1242 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
А.и Б. Стругацкие. Собрание сочинений в 10 томах. Т.2
просмотреть книгу в формате:
Аннотация
Аркадий и Борис СТРУГАЦКИЕ
«Хищные вещи века»
ХИЩНЫЕ ВЕЩИ ВЕКА
Есть лишь одна проблема — одна-единственная в мире — вернуть людям духовное содержание, духовные заботы.
А. де Сент-Экзюпери
У таможенника было гладкое округлое лицо, выражающее самые добрые чувства. Он был почтительно-приветлив и благожелателен.
— Добро пожаловать,— негромко произнес он.— Как вам нравится наше солнце? — Он взглянул на паспорт в моей руке.— Прекрасное утро, не правда ли?
Я протянул ему паспорт и поставил чемодан на белый барьер. Таможенник бегло пролистал страницы длинными осторожными пальцами. На нем был белый мундир с серебряными пуговицами и серебряными шнурами на плечах. Он отложил паспорт и коснулся кончиком пальца чемодана.
— Забавно,— сказал он,— Чехол еще не высох. Трудно представить себе, что где-то может быть ненастье.
— Да, у нас уже осень,— со вздохом сказал я, открывая чемодан.
Отзывы
Популярные книги
- 43020
- 3
- 1
Остановив машину у заправочной станции, перед которой был расчищен снег, Клерфэ посигналил. Над тел.
Жизнь взаймы
- 34521
- 1
- 2
Сильвия Дэй ОБНАЖЕННАЯ ДЛЯ ТЕБЯ Посвящается доктору Дэвиду Алену Гудвину с безграничной любовь.
Обнаженная для тебя
- 86859
- 7
Анджей Сапковский Последнее желание ГЛАС РАССУДКА I Она пришла под утро. Вошла осторожно, тихо.
Последнее желание
- 36422
- 10
- 8
Мой сводный брат. У тебя есть все: дом, семья, родители… Я ничего не просила и ничего не ждала. Мн.
Только ты
- 61883
- 7
- 10
Я — Страж Огня! Если не согласны, предъявите свои претензии моему стражу, каменному дракону! Нет п.
Страж огня
- 31798
- 1
В магазинчике «Народный промысел» в селе Сокольничьем найдена задушенной богатая дама. Она частен.
Селфи с судьбой
Дорогие друзья по чтению. Книга “А.и Б. Стругацкие. Собрание сочинений в 10 томах. Т.2” Стругацкие Аркадий и Борис произведет достойное впечатление на любителя данного жанра. Небезынтересно наблюдать как герои, обладающие не высокой моралью, пройдя через сложные испытания, преобразились духовно и кардинально сменили свои взгляды на жизнь. Многогранность и уникальность образов, создает внутренний мир, полный множества процессов и граней. Увлекательно, порой смешно, весьма трогательно, дает возможность задуматься о себе, навевая воспоминания из жизни. Кто способен просмотреть между строк, может уловить, что важное в своем непосредственном проявлении становится собственной противоположностью. Один из немногих примеров того, как умело подобранное место украшает, дополняет и насыщает цветами и красками все произведение. Что ни говори, а все-таки есть некая изюминка, которая выделяет данный masterpiece среди множества подобного рода и жанра. События происходят в сложные времена, но если разобраться, то проблемы и сложности практически всегда одинаковы для всех времен и народов. Умеренное уделение внимания мелочам, создало довольно четкую картину, но и не лишило читателя места для его личного воображения. Очевидно-то, что актуальность не теряется с годами, и на такой доброй морали строится мир и в наши дни, и в былые времена, и в будущих эпохах и цивилизациях. По мере приближения к апофеозу невольно замирает дух и в последствии чувствуется желание к последующему многократному чтению. “А.и Б. Стругацкие. Собрание сочинений в 10 томах. Т.2” Стругацкие Аркадий и Борис просмотреть бесплатно невозможно без переживания чувства любви, признательности и благодарности.
- Понравилось: 0
- В библиотеках: 0
Новинки
В этой книге предлагаются идеи создания целой коллекции забавных вязаных игрушек. Для широкого к.
Вяжем игрушки крючком
В этой книге предлагаются идеи создания целой коллекции забавных вязаных игрушек. Для широкого к.
В мире, где сила решает всё, когда древние, давно забытые всеми существа начали пробуждаться от ты.
Хранители мира Эа. Книга первая: В поисках камней.
В мире, где сила решает всё, когда древние, давно забытые всеми существа начали пробуждаться от ты.
Сочинения А. Н. и Б. Н. Стругацких
Страна багровых туч: Повесть. М.: Детгиз, 1959.
Шесть спичек: Повесть «Извне», рассказы. М.: Детгиз, 1960.
Путь на Амальтею: Повесть и рассказы. М.: Молодая гвардия, 1960.
Стажеры: Повесть. М.: Молодая гвардия, 1962.
Попытка к бегству: Повесть // Фантастика, 1962 год. М.: Молодая гвардия, 1962.
Возвращение (Полдень, XXII век): Повесть. М.: Детгиз, 1962.
Далекая Радуга: Повесть. М.: Молодая гвардия, 1964.
Понедельник начинается в субботу: Сказка для научных работников младшего возраста. М.: Детская литература, 1965.
Хищные вещи века: Повесть. М.: Молодая гвардия, 1965.
Трудно быть богом; Понедельник начинается в субботу. М.: Молодая гвардия, 1966.
Улитка на склоне: Главы из повести [Лес] // Эллинский секрет. Л.: Лен-издат, 1966; Улитка на склоне: Главы из повести [Управление] // Байкал (Улан-Удэ). 1968. № 1–2; Улитка на склоне [Полностью]. Изд-во «Орфей», 1984 (пиратское издание); Улитка на склоне [Полностью] // Волны гасят ветер. Л.: Советский писатель, 1989; Беспокойство//Симферополь: Таврия,1991.
Второе нашествие марсиан: Повесть. М.: Молодая гвардия, 1968.
Полдень, XXII век (Возвращение): Повесть. М.: Детская литература,1967.
Обитаемый остров. М.: Детская литература, 1971.
Парень из преисподней // Незримый мост. Л.: Детская литература,1976.
Неназначенные встречи: Повести «Извне», «Малыш», «Пикник на обочине». М.: Молодая гвардия, 1980.
Повесть о дружбе и недружбе: Сказка // Мир приключений. М.: Детская литература, 1980.
Отель «У Погибшего Альпиниста». М.: Знание, 1982.
Жук в муравейнике. Кишинев: Лумина, 1983.
За миллиард лет до конца света: Повесть. М.: Советский писатель, 1984.
Ярославцев С. Экспедиция в преисподнюю: Современная сказка. М.: Московский рабочий, 1988.
Пять ложек эликсира: Повесть // Современная фантастика. М.: Книжная палата, 1988.
Волны гасят ветер: Повесть. Л.: Советский писатель, 1989.
Град обреченный: Роман. Л.: Художественная литература, 1989.
Отягощенные злом, или Сорок лет спустя: Роман. М.: Прометей, 1989.
Хромая судьба: Роман. М.: Орбита; Текст, 1989.
Сказка о Тройке (сокращенный вариант с дополнениями): Повесть // Избранное: В 2 т. Т. 1. М.: Московский рабочий, 1989.
Гадкие лебеди: Повесть. Таллинн: Эстинпресс, 1991.
Сказка о Тройке (полный вариант): Повесть // Понедельник начинается в субботу. Сказка о Тройке. СПб.: Terra Fantastica, 1992.
Собрание сочинений. Т. 1–14. М.: Текст, 1991–1995.
Жиды города Питера // Собрание сочинений. Первый дополнительный том. М.: Текст, 1993.
Ярославцев С. Дьявол среди людей. М.: Текст, 1993.
Витицкий С. Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики: Роман. М.: Текст, 1995.
Миры братьев Стругацких. Т. 1–21. М.: ACT; СПб.: Terra Fantastica, 1996–2004.
Собрание сочинений. Т. 1–12. Донецк: Сталкер, 2000–2003. Витицкий С. Бессильные мира сего: Роман. СПб.: Амфора, 2003. Неизвестные Стругацкие. Т. 1–4. Донецк: Сталкер, 2005–2008.
Литература о Стругацких
Амусин М. Братья Стругацкие: Очерк творчества. Иерусалим: Бесэдер,1996.
Вишневский Б. Аркадий и Борис Стругацкие: Двойная звезда. СПб.: Terra Fantastica, 2003.
Володихин Д. Аркадий Натанович Стругацкий, Борис Натанович Стругацкий // Энциклопедия для детей. Т. 9: Русская литература. Ч. 2: XX век. М.: Аванта+, 1999.
Гаков Вл. Ревин В. А. Стругацкий Аркадий Натанович (1925–1991) и Стругацкий Борис Натанович (р. 1933)//Энциклопедия фантастики. Кто есть кто. Минск: Галаксиас, 1995.
Прашкевич Г. М. Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий: Очерк // «Красный сфинкс». Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2009.
Скаландис А. Братья Стругацкие. М.: ACT; ACT МОСКВА, 2008.
Potts S. W. The Second Marxian Invasion: The Dialectical Fables of Arkady and Boris Strugatsky. San-Bernardino: Borgo Press, 1991.
Kajtoch W. Bracia Strugaccy: Zarys tworczosci. Krakow: Universitas, 1993.
Howell Y. Apocalyptic Realism: The Science Fiction of Arkady and Boris Strugatsky. N.Y.: Peter Lang Publishing, 1995.
Иллюстрации
Александра Ивановна Литвинчева и Натан Залманович Стругацкий.
1924 г.
Аркадий.
Март 1926 г., Батум
Аркадий Стругацкий на руках у матери.
Март 1926г., Батум
Аркадий Стругацкий с родителями.
Март 1930г., Ленинград
Аркадий и Борис Стругацкие.
Лето 1939г., под Ленинградом
Школа на Выборгской улице, которую закончили оба брата.
Фото Н. Романецкого
Аркадий и Борис с мамой.
28 августа 1948г.
Аркадий Стругацкий и сослуживцы по ВИИЯКА.
Июль 1945г., Москва
Аркадий с первой женой Инной в день свадьбы.
Август 1949 г., на даче под Москвой
Аркадий Стругацкий, Владимир Ольшанский, Виктор Строкулев.
Лето 1953 г., Камчатка
Борис и Аркадий.
Август 1949г., Ленинград
Здание матмеха ЛГУ, где с 1950 по 1955 год учился Борис Стругацкий
Аркадий Стругацкий.
Осень 1952г., Камчатка
Аркадий Натанович и Елена Ильинична Ошанина с друзьями.
Весна 1954г., Камчатка
Александра Ивановна Стругацкая.
Начало 1960-х гг., Ленинград
Аркадий Натанович и Елена Ильинична Ошанина.
1954г., Хабаровск
Аркадий Натанович и Елена Ильинична.
Начало 1956г., Москва
Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 194 ;
Аркадий и Борис Стругацкие – А.и Б. Стругацкие. Собрание сочинений в 10 томах. Т.1
Описание книги “А.и Б. Стругацкие. Собрание сочинений в 10 томах. Т.1”
Описание и краткое содержание “А.и Б. Стругацкие. Собрание сочинений в 10 томах. Т.1” просмотреть бесплатно .
А.и Б. Стругацкие. Собрание сочинений в 10 томах. Т.1 Собрание сочинений выдающихся отечественных фантастов – Аркадия и Бориса Стругацких. Десятитомник издавался в двух оформлениях: стандартном для серии “Отцы-основатели. Русское пространство” и в более ярком переплете. В заливке присутствуют оба варианта оформления Оформление серии “Отцы-основатели. Русское пространство” А. Саукова. Иллюстрации на обложках В. Нартова Повести из «Предполуденного цикла». Содержание: Том 1. “Страна багровых туч” А.и Б. Стругацкие Страна багровых туч (повесть), с. 5-314 А.и Б. Стругацкие Путь на Амальтею (повесть), с. 315-396 А.и Б. Стругацкие Стажеры (повесть), с. 397-626 В. Курильский. Комментарии (статья), с. 627-637
Отцы-Основатели: русское пространство. Аркадий и Борис Стругацкие
«Страна багровых туч»
СТРАНА БАГРОВЫХ ТУЧ
Секретарь поднял на Быкова единственный глаз:
— Из Средней Азии?
Он требовательно протянул через стол темную, похожую на клешню руку с непомерно длинным указательным пальцем; трех пальцев и половины ладони у секретаря не было. Быков вложил в эту руку командировочное предписание и удостоверение. Неторопливо развернув предписание, секретарь прочел:
«Инженер-механик гобийской советско-китайской экспедиционной базы Быков Алексей Петрович направляется Министерством геологии для переговоров о дальнейшем прохождении службы. Основание — запрос ГКМПС от. »
Затем он мельком проглядел удостоверение, вернул его и указал на дверь, обитую черной клеенкой:
— Пройдите. Товарищ Краюхин вас ждет.
— Предписание останется у вас?
— Предписание останется у меня.
В креслах вдоль стен приемной сидело несколько человек, ожидающих, по-видимому, своей очереди или вызова. Никто из них не обратил на Алексея Петровича никакого внимания. Это показалось ему странным — о нравах в приемных столичных учреждений он слыхал совсем другое. Но и одноглазый секретарь, и покладистые посетители мгновенно вылетели у него из головы, когда он перешагнул через порог кабинета.
В просторном и сумрачном кабинете окна были закрыты бамбуковыми шторами. Тускло отсвечивали голые пластмассовые стены. Пол был покрыт мягким красным ковром. Быков огляделся, ища глазами хозяина кабинета, и возле широкого и пустынного письменного стола увидел две лысины. Одна лысина, бледная, даже какая-то сероватая, неподвижно возвышалась над спинкой кресла для посетителей. Другая, светло-шафрановая, наклонилась над папками по другую сторону стола и раскачивалась, словно ее обладатель недоверчиво обнюхивал лежащие перед ним кальки и голубые светокопии чертежей.
Затем Быков увидел третью лысину: она принадлежала безобразно толстой фигуре в сером комбинезоне, развалившейся на ковре, неуклюже уткнувшись серой плешивой головой в угол между стеной и сейфом. От шеи под стол тянулась круглая веревка.
В конце концов, у каждого начальника свои привычки, но не зашел ли этот слишком далеко? Быков неловко переступил с ноги на ногу, снова подергал «молнию» куртки и тревожно оглянулся на дверь. В этот миг шафрановая лысина исчезла. Послышалось сопение, и глухой, простуженный голос удовлетворенно произнес: «Великолепно держит! Великолепно!» И над столом медленно выросла громоздкая сутулая фигура в рабочем нейлоновом комбинезоне.
Человек этот был огромного роста, чрезвычайно широк в плечах и, вероятно, очень тяжел. Лицо его, обтянутое бурой изрытой кожей, казалось маской, тонкогубый рот сжат в прямую линию, а из-под мощного выпуклого лба холодно и внимательно уставились на Быкова круглые, без ресниц глаза.
— Что вам? — сипло осведомился он.
— Мне нужно видеть товарища Краюхина,— сказал Быков, опасливо покосившись на лысую фигуру, распростертую на ковре.
— Я Краюхин,— Человек с круглыми глазами тоже покосился на фигуру и снова уставился на Быкова.
Лысина в кресле оставалась неподвижной. Быков поколебался секунду, сделал несколько шагов вперед и представился. Краюхин слушал, наклонив голову.
— Очень рад,— сдержанно сказал он,— Я ждал вас еще вчера, товарищ Быков. Прошу садиться.— Он указал громадной, словно лопата, ладонью в сторону кресла.— Сюда, пожалуйста. Освободите место и садитесь.
Ничего не понимая, Быков подошел к столу, повернулся к креслу и едва удержал нервный смешок. В кресле лежал странный, похожий на водолазный скафандр, костюм из серой упругой ткани. Круглый серебристый колпак с металлическими застежками выступал над спинкой.
— Снимите его, положите на пол,— сказал Краюхин.
Быков оглянулся на толстое чучело, лежавшее в углу возле сейфа.
— Это тоже спецкостюм,— нетерпеливо проговорил Краюхин.— Садитесь же!
Быков поспешно освободил кресло и сел, испытывая некоторое смущение. Краюхин не мигая глядел на него.
— Так. — Он побарабанил по столу бледными пальцами.— Ну что ж, товарищ Быков, будем знакомы. Зовите меня Николай Захарович, любите, так сказать, и жалуйте. Работать вам придется под моим руководством. Если, разумеется.
Резкий звонок прервал его. Он взял трубку.
— Одну минуту, товарищ Быков. Слушаю. Да, я.
Больше он не сказал ни слова, но в голубоватом свете от экрана видеофона Быков увидел, как его лицо сразу налилось краской и на голых висках вспухли темные узлы вен. По-видимому, речь шла об очень серьезных вещах. Из деликатности Быков опустил глаза и стал рассматривать спецкостюм, лежащий на ковре рядом с креслом. Через раскрытый ворот можно было видеть внутренность шлема. Быкову показалось, что сквозь него он различает грубый узор ковра, хотя снаружи серебристый шар был совершенно непрозрачен. Быков нагнулся, чтобы разглядеть шлем получше, но в этот момент раздался короткий треск брошенной трубки, затем легкий щелчок переключателя.
— Вызвать Покатилова! — сиплым шепотом приказал он.
— Есть! — отозвался кто-то невидимый.
Снова щелкнул переключатель, и все стихло. Быков поднял глаза и увидел, что Краюхин с силой трет ладонями лицо.
— Так,— проговорил он спокойно, заметив, что Быков смотрит на него,— Вот ведь тупица! Как об стену горох. Прошу прощения, товарищ Быков. На чем мы. Да-да. Еще раз прошу прощения. Так вот, разговор у нас с вами будет серьезный, а времени маловато. Совсем нет времени. Приступим к делу. Прежде всего я хотел бы поближе познакомиться с вами. Расскажите о себе.
— Что именно? — спросил Быков.
— Прежде всего биографию.
— Биографию? — Инженер подумал.— У меня очень простая биография. Родился в 19.. году в семье водника, под Горьким. Отец умер рано, мне еще трех лет не было. Воспитывался и учился в школе-интернате до пятнадцати лет. Потом четыре года работал помощником моториста и мотористом реактивных глиссеров-амфибий на Волге. Хоккеист. В составе сборной «Волга» участвовал в двух олимпиадах. Поступил в высшее техническое училище наземного транспорта. Это бывшая школа автобронетанковых войск. («Зачем так много говорю?» — кольнула неприятная мысль.) Окончил по отделению экспедиционного реакторного транспорта. Ну. послали в горы, в район Тянь-Шаня. Потом в пески, в Гоби. Там и служил. Там вступил в партию. Что еще? Вот и все.
— Да, биография простая,— согласился Краюхин.— Значит, вам сейчас тридцать три?
— Через месяц исполнится тридцать четыре.
— И не женаты, конечно?
Такой выпад со стороны начальника показался Быкову довольно бестактным. Инженер не любил намеков на свою наружность, и это «конечно» покоробило его. Кроме того, ему казалось, что и лицо самого Краюхина тоже далеко не соответствует принятым идеалам мужской красоты. Он даже хотел было сказать об этом, но решил промолчать. Во всяком случае, внешность вряд ли может иметь для Краюхина решающее значение, а Быкову известна по крайней мере одна женщина, для которой обожженное солнцем лицо, туфлеобразный нос и рыжие жесткие волосы не играют решающей роли.
— Я хочу сказать,— продолжал Краюхин,— что еще полгода назад вы, кажется, были холостяком.
— Да,— сухо ответил Быков,— я и сейчас холостяк. Пока.
Он вдруг понял, что Краюхин знает о нем многое и задает вопросы не потому, что интересуется ответами, а чтобы составить «личное впечатление» или с какой-то другой неясной целью. Это было неприятно, и Быков насторожился.
— Пока я холостяк,— повторил он.
— Следовательно,— сказал Краюхин,— близких родственников у вас нет?
— И вы, так сказать, совершенно одиноки и независимы.
— Да, одинок. Пока одинок.
— Где, вы говорите, служили в последнее время?
— Три года! Все время в пустыне?
— Да. Конечно, были небольшие перерывы. Командировки, курсы. Но в основном в пустыне.
— Сначала было тяжело,— проговорил он осторожно.— Потом привык. Конечно, служить там нелегко.— Он вспомнил огненное небо и черные океаны песка.— Но ведь и пустыню можно полюбить.
— Вот как? — сказал Краюхин,— Полюбить пустыню? И вы любите?
Аркадий и Борис Стругацкие – А.и Б. Стругацкие. Собрание сочинений в 10 томах. Т.1
Аркадий и Борис Стругацкие – А.и Б. Стругацкие. Собрание сочинений в 10 томах. Т.1 краткое содержание
А.и Б. Стругацкие. Собрание сочинений в 10 томах. Т.1 Собрание сочинений выдающихся отечественных фантастов – Аркадия и Бориса Стругацких. Десятитомник издавался в двух оформлениях: стандартном для серии “Отцы-основатели. Русское пространство” и в более ярком переплете. В заливке присутствуют оба варианта оформления Оформление серии “Отцы-основатели. Русское пространство” А. Саукова. Иллюстрации на обложках В. Нартова Повести из «Предполуденного цикла». Содержание: Том 1. “Страна багровых туч” А.и Б. Стругацкие Страна багровых туч (повесть), с. 5-314 А.и Б. Стругацкие Путь на Амальтею (повесть), с. 315-396 А.и Б. Стругацкие Стажеры (повесть), с. 397-626 В. Курильский. Комментарии (статья), с. 627-637
А.и Б. Стругацкие. Собрание сочинений в 10 томах. Т.1 – просмотреть бесплатно полную версию (весь текст целиком)
Отцы-Основатели: русское пространство. Аркадий и Борис Стругацкие
«Страна багровых туч»
СТРАНА БАГРОВЫХ ТУЧ
Секретарь поднял на Быкова единственный глаз:
— Из Средней Азии?
Он требовательно протянул через стол темную, похожую на клешню руку с непомерно длинным указательным пальцем; трех пальцев и половины ладони у секретаря не было. Быков вложил в эту руку командировочное предписание и удостоверение. Неторопливо развернув предписание, секретарь прочел:
«Инженер-механик гобийской советско-китайской экспедиционной базы Быков Алексей Петрович направляется Министерством геологии для переговоров о дальнейшем прохождении службы. Основание — запрос ГКМПС от. »
Затем он мельком проглядел удостоверение, вернул его и указал на дверь, обитую черной клеенкой:
— Пройдите. Товарищ Краюхин вас ждет.
— Предписание останется у вас?
— Предписание останется у меня.
В креслах вдоль стен приемной сидело несколько человек, ожидающих, по-видимому, своей очереди или вызова. Никто из них не обратил на Алексея Петровича никакого внимания. Это показалось ему странным — о нравах в приемных столичных учреждений он слыхал совсем другое. Но и одноглазый секретарь, и покладистые посетители мгновенно вылетели у него из головы, когда он перешагнул через порог кабинета.
В просторном и сумрачном кабинете окна были закрыты бамбуковыми шторами. Тускло отсвечивали голые пластмассовые стены. Пол был покрыт мягким красным ковром. Быков огляделся, ища глазами хозяина кабинета, и возле широкого и пустынного письменного стола увидел две лысины. Одна лысина, бледная, даже какая-то сероватая, неподвижно возвышалась над спинкой кресла для посетителей. Другая, светло-шафрановая, наклонилась над папками по другую сторону стола и раскачивалась, словно ее обладатель недоверчиво обнюхивал лежащие перед ним кальки и голубые светокопии чертежей.
Затем Быков увидел третью лысину: она принадлежала безобразно толстой фигуре в сером комбинезоне, развалившейся на ковре, неуклюже уткнувшись серой плешивой головой в угол между стеной и сейфом. От шеи под стол тянулась круглая веревка.
В конце концов, у каждого начальника свои привычки, но не зашел ли этот слишком далеко? Быков неловко переступил с ноги на ногу, снова подергал «молнию» куртки и тревожно оглянулся на дверь. В этот миг шафрановая лысина исчезла. Послышалось сопение, и глухой, простуженный голос удовлетворенно произнес: «Великолепно держит! Великолепно!» И над столом медленно выросла громоздкая сутулая фигура в рабочем нейлоновом комбинезоне.
Человек этот был огромного роста, чрезвычайно широк в плечах и, вероятно, очень тяжел. Лицо его, обтянутое бурой изрытой кожей, казалось маской, тонкогубый рот сжат в прямую линию, а из-под мощного выпуклого лба холодно и внимательно уставились на Быкова круглые, без ресниц глаза.
— Что вам? — сипло осведомился он.
— Мне нужно видеть товарища Краюхина,— сказал Быков, опасливо покосившись на лысую фигуру, распростертую на ковре.
— Я Краюхин,— Человек с круглыми глазами тоже покосился на фигуру и снова уставился на Быкова.
Лысина в кресле оставалась неподвижной. Быков поколебался секунду, сделал несколько шагов вперед и представился. Краюхин слушал, наклонив голову.
— Очень рад,— сдержанно сказал он,— Я ждал вас еще вчера, товарищ Быков. Прошу садиться.— Он указал громадной, словно лопата, ладонью в сторону кресла.— Сюда, пожалуйста. Освободите место и садитесь.
Ничего не понимая, Быков подошел к столу, повернулся к креслу и едва удержал нервный смешок. В кресле лежал странный, похожий на водолазный скафандр, костюм из серой упругой ткани. Круглый серебристый колпак с металлическими застежками выступал над спинкой.
— Снимите его, положите на пол,— сказал Краюхин.
Быков оглянулся на толстое чучело, лежавшее в углу возле сейфа.
— Это тоже спецкостюм,— нетерпеливо проговорил Краюхин.— Садитесь же!
Быков поспешно освободил кресло и сел, испытывая некоторое смущение. Краюхин не мигая глядел на него.
— Так. — Он побарабанил по столу бледными пальцами.— Ну что ж, товарищ Быков, будем знакомы. Зовите меня Николай Захарович, любите, так сказать, и жалуйте. Работать вам придется под моим руководством. Если, разумеется.
Резкий звонок прервал его. Он взял трубку.
— Одну минуту, товарищ Быков. Слушаю. Да, я.
Больше он не сказал ни слова, но в голубоватом свете от экрана видеофона Быков увидел, как его лицо сразу налилось краской и на голых висках вспухли темные узлы вен. По-видимому, речь шла об очень серьезных вещах. Из деликатности Быков опустил глаза и стал рассматривать спецкостюм, лежащий на ковре рядом с креслом. Через раскрытый ворот можно было видеть внутренность шлема. Быкову показалось, что сквозь него он различает грубый узор ковра, хотя снаружи серебристый шар был совершенно непрозрачен. Быков нагнулся, чтобы разглядеть шлем получше, но в этот момент раздался короткий треск брошенной трубки, затем легкий щелчок переключателя.
— Вызвать Покатилова! — сиплым шепотом приказал он.
— Есть! — отозвался кто-то невидимый.
Снова щелкнул переключатель, и все стихло. Быков поднял глаза и увидел, что Краюхин с силой трет ладонями лицо.
— Так,— проговорил он спокойно, заметив, что Быков смотрит на него,— Вот ведь тупица! Как об стену горох. Прошу прощения, товарищ Быков. На чем мы. Да-да. Еще раз прошу прощения. Так вот, разговор у нас с вами будет серьезный, а времени маловато. Совсем нет времени. Приступим к делу. Прежде всего я хотел бы поближе познакомиться с вами. Расскажите о себе.
— Что именно? — спросил Быков.
— Прежде всего биографию.
— Биографию? — Инженер подумал.— У меня очень простая биография. Родился в 19.. году в семье водника, под Горьким. Отец умер рано, мне еще трех лет не было. Воспитывался и учился в школе-интернате до пятнадцати лет. Потом четыре года работал помощником моториста и мотористом реактивных глиссеров-амфибий на Волге. Хоккеист. В составе сборной «Волга» участвовал в двух олимпиадах. Поступил в высшее техническое училище наземного транспорта. Это бывшая школа автобронетанковых войск. («Зачем так много говорю?» — кольнула неприятная мысль.) Окончил по отделению экспедиционного реакторного транспорта. Ну. послали в горы, в район Тянь-Шаня. Потом в пески, в Гоби. Там и служил. Там вступил в партию. Что еще? Вот и все.
Стругацкие А. и Б. А. и Б. Стругацкие. «Обитаемый остров»
Стругацкие А. и Б.
Сочинение по произведению на тему: А. и Б. Стругацкие. “Обитаемый остров”
Братья Стругацкие — великие экспериментаторы. Они берут героя и бросают его в нестандартные обстоятельства. От планеты Венеры до “Града обреченных”. Или — наоборот: берут супермена и помещают его в обычное общество. В средневековье или в социалистическую действительность с пропагандистскими вышками.
Речь идет об “Обитаемом острове”, где писатели пророчески объединили психотронный излучатель в одном здании с телевизионными и радиотрансляторами. “Это было гнездо, жуткое, змеиное гнездо, набитое отборнейшей дрянью, специально, заботливо отобранной дрянью, эта дрянь собрана здесь специально для того, чтобы превращать в дрянь всех, кого достает гнусная ворожба радио, телевидения и излучения башен”.
Собственно, они и подразумевали теле – и радиопередачи советского периода с их наглой и примитивной пропагандой. Но то, что происходит теперь, в десятки раз опаснее коммунистической жвачки.
Многочисленные приемы СМИ (средств массовой информации) только на первый взгляд безобидны. Их задача — отучить человека мыслить самостоятельно, превратить в обывателя, у которого хата — всегда с краю. А потом скармливать ему примитивную литературу, примитивные кино – и видеофильмы, примитивные зрелища и примитивную политику. Не дай Бог, если обыватель попытается заглянуть ниже верхушки айсберга, под которой находится истинная суть вещей и действий! Впрочем, обыватель этого сделать и не попытается. Он не стремится к свободе личности, так как сам уже личностью не является, а превращен в единицу стада или стаи.
Например, огромное количество криминальной информации в СМИ закономерно для нашей страны. Демократия налагает на общество огромную ответственность, а наше общество к ней не готово. Свободы демократии, открытость, искренность превратились в руках бывших рабов в банальную вседозволенность, в духовный эксгибиционизм, уродливый стриптиз.
Под влиянием этой информации меняется лексика не только школьников или политических недоумков. Полууголовный сленг проникает в литературу, театр, кино, на эстраду.
Знаменитая певица собирает толпу плебеев “малолеточкой, любительницей таблеточек”. А ее трудно обвинить в отсутствии вкуса. Что уж говорить о певцах и певичках рангом пониже!
Другой знаменитый певец не упрощает свое искусство. Песни на стихи Бунина, Цветаевой дают отличные сборы, хотя сохраняют качество и слов и музыки. В его трактовке “Девочка, съевшая ядовитый дурман”, превращает песню в драматический мини-спектакль. Значит, можно и без пошлостей решать экономические задачи.
Нельзя оправдывать эту мрачную картину тем, что страной якобы отчасти – правят уголовные авторитеты. Они, конечно, влияние на экономику, имеют значительное, но вовсе не такое, чтобы полностью изменить менталитет российского гражданина. Другое дело, что большинство государственных руководителей пользуются для удержания власти и обогащения уголовными методами.
Экспансия безмозглых американских боевиков, подражание худшим зарубежным образцам СМИ — отнюдь не главная причина стремительной деградации российской культуры. В конце концов плебеи всегда интересовались дешевкой, а плебеев за рубежом ничуть не меньше. Просто они там живут гораздо богаче и больше средств могут тратить на милый их сердцу духовный ширпотреб.
Самое неприятное заключается в том, что производители и распространители подобной массовой продукции вовсе не думают о том, что они стреляют из психотронных пушек. Они уверены, что готовят пикантное блюдо с приправами из псевдосенсаций и “клубнички” только для того, дабы продать его подороже.
А Стругацкие описали похожее, хотя и утрированно похожее, общество за много лет до перестройки. Главным в их исследованиях был поиск Свободного Человека. Не “людена”, которому на человечество, собственно, наплевать (“Волны гасят ветер”), не супермена (“Трудно быть богом”, “Обитаемый остров”) и не полицейского (“Хищные вещи века”). Этого человека ищет вместе с писателями сам Иисус, обернувшийся для исследователей демиургом (“Отягощенные злом”). И единственным кандидатом на это звание оказывается Учитель, педагог высшего класса, который говорит смущенно, что не ему врачевать человеческие язвы — он сам пациент. В том, что дождь перемен (“Гадкие лебеди”) рано или поздно растворит грязное здание современности и на обновленной почве появится человечное общество, Стругацкие верят истово. Но в роли сеятелей они видят не столько инопланетных терапевтов, сколько настоящих Учителей с планеты Земля.
strugackie/raznoe История народа и законы развития языка. Вопросы метода в языкознании. Как написать школьное сочинение. Книжные предисловия – сборник сочинений и эссе по литературе
Стругацкие А и Б: сочинение Ссылка на основную публикацию