Бодлер: сочинение

Сочинение по произведению на тему: Тоска по гармонии в поэзии Ш. Бодлера (1)

О смертный, как мечта из камня, я прекрасна!
И грудь моя, что всех погубит чередой,
Сердца художников томит любовью властно,
Подобной веществу, предвечной и немой.
Ш. Бодлер

Литературный дебют Бодлера состоялся в 1845 году, когда в журнале «Художник» был опубликован сонет «Даме креолке».
В истории французской литературы творчество Шарля Бодлера оказалось на переломе двух художественных эпох. Оно завершило прежнюю романтическую традицию и одновременно дало мощный импульс дальнейшему развитию французской поэзии. Его считают предшественником символизма, одним из первых поэтов-урбанистов. Артур Рембо — лидер мирового поэтического авангарда, восторженно называл его «королем поэтов, настоящим Богом», потому что трудно найти другого поэта, который сделал бы так много для радикального обновления поэтического сознания, а Поль Валери считал, что именно Бодлер «вернул . поэзии ее сущность».
Сегодня Бодлера часто называют «последним романтиком», и это не случайно. Мятеж против жестокой и пошлой реальности, страстное стремление к идеалу — основное содержание всех его произведений. Об это свидетельствует и его культ красоты, и признание им великой миссии поэта, и противопоставление гения толпе.
Поэтический сборник «Цветы зла» — главный труд всей его жизни, вызвавший громкий скандал и в то же время принесший ему мировую известность. Он представляет собой новое качество романтической поэзии. Бодлер не воспринимает природу как источник обновления чувств или способ защиты от цивилизации. Наоборот, природа у него — враг человека. «Я никогда не поверю, — писал Бодлер, — что Божественная душа обитает в растениях, а если бы она там и обитала . я все равно считал бы, что моя собственная душа куда ценнее души священных овощей. Разумеется, порядок и гармония природы и помимо человека исполнены вдохновляющей силы, вложенной в них свыше; но вне человеческой мысли, способной воодушевиться ею, эта сила словно бы и не существует». Поэт вообще стремился отыскать, преувеличить все слабости романтического искусства, подвергнуть окружающий мир анализу и отыскать в нем свою Красоту и свою Гармонию. Бодлер ищет вдохновения в «иной природе» — в произведениях искусства и продуктах человеческого труда. Он стал одним из первых поэтов-урбанистов. В цикле «Парижские картины» на первый план выступает тема большого города. Бодлер любит и одновременно ненавидит свой Париж, называя его «славной и скорбной картиной нашей цивилизации». Славной, потому что возникновение мировых городов — это вершина развития человеческого общества, скорбной, потому что город-гигант является знаком заката культуры. Исследуя и анализируя окружающую действительность, Бодлер погружается
в самые недоступные и запретные бездны человеческого существования: унижающую нищету и смерть, опьянение, ночные кошмары, запретную любовь. Его мир «как лицо в слезах», где «в сырой, белесой мгле дома, сливаясь, тонут», «в больницах сумрачных больные тихо стонут», а «нищета, дрожа, прикрыв нагую грудь, встает и силится скупой очаг раздуть». Невозможность вести спокойную, красивую и гармоничную жизнь вынуждает человека бежать от пугающей действительности, топить тоску в вине или искать других наслаждений. А неизбежной платой за обладание земными благами становится разрушение личности (это основная тема цикла «Вино»). Равнодушие мира по отношению к человеку, несостоятельность религиозных доктрин вынуждают человека к бунту. Бодлер не принимает существующий порядок вещей и посягает даже на его основу — Бога, безразличного к страданиям людей. Поэт желает разрушить такой несправедливый порядок и ниспровергнуть установленные ценности. В «Литании Сатане» восставший против Бога Сатана становится для него защитником всех отверженных, их помощником на нелегком пути к истинному познанию и свободе.
В эту модель вписывается и тема поэта, сквозная в творчестве Бодлера. В стихотворении «Альбатрос» поэт противопоставляется бездушной толпе. Поэт — тот же изгой, «проклятый», «сосланный с небес на землю», чья участь особенно драматична, так как он обладает даром познания и прозрения. Предназначение искусства Бодлер видит в том, что среди мрака бытия оно освещает людям путь к истине. Бодлер открывает для поэзии новые области и новый эстетический принцип: изображение жестокой реальности в совершенной поэтической форме. Его слова точны, образы емки, а рифмы строги. Поэзию Бодлера отличают, если можно так выразится, скульптурная огранка каждой поэмы, величавость и звучность стиха. Уже само название сборника «Цветы зла» емко отражает смысл всего творчества этого самобытного художника. Сосуществование двух резко противопоставленных и неразрывно связанных друг с другом тем — отрицательной действительности и мира прекрасного — говорит одновременно о возможности и невозможности идеала и создает то трагическое звучание, которым пронизаны все стихотворения поэта. Бодлер стремится извлечь красоту из зла. Он писал: «Я нашел определение Прекрасного — моего прекрасного. Это нечто пылкое и печальное, нечто смутное, оставляющее место для догадок. Я почти не в силах вообразить себе Красоту, которая не была бы связана с Горем. ». В стихотворении «Гимн Красоте» автор провозглашает, что ему нет разницы, откуда она пришла, его не пугает, что Красота может быть жестокой, гадкой, ступающей «по мертвецам», он готов все простить Красоте, только бы она дала ему возможность забыть о гнетущей действительности .
Романтизм для него заключается не в выборе сюжетов, не в правдоподобии, а в особой манере чувствования. И эта особая манера чувствования притягивает и завораживает, заставляет задумываться вновь и вновь о смысле и форме человеческого существования, оценивать окружающую действительность и стремиться к преодолению противоречий и зла в этом мире, стремиться ко всему прекрасному и гармоничному.


Бодлер Ш. биография

БОДЛЕР, ШАРЛЬ-ПЬЕР , крупнейший французский поэт 19 в. Родился в Париже 9 апреля 1821. Сын Жозефа-Франсуа Бодлера , управляющего делами Сената, и Каролины Аршенбо-Дюфэ . Отец умер, когда сыну шел седьмой год. Его воспитывал отчим – офицер французской армии Жак Опик , сделавший впоследствии блестящую военную , дипломатическую и политическую карьеру. В 1832 семья переехала в Лион. В 1833 Шарль поступил в лионский Королевский коллеж; жил в пансионе.

По возвращении семьи в Париж в 1836 продолжил образование в Лицее Людовика Великого; снова помещен в пансион,

В феврале 1842 вернулся в Париж. В апреле 1842, по достижении совершеннолетия, унаследовал отцовское состояние в 75 тыс. франков.

Познакомился с ведущими писателями и поэтами Франции Оноре де Бальзаком, Жераром де Нервалем, Теофилем Готье, Сент-Бевом, Виктором Гюго и Пьером Дюпоном. Богемный образ жизни и страсть к коллекционированию живописи вовлекли его в огромные траты. За два года промотал треть отцовского состояния; в июле 1844 по решению семейного совета над ним была установлена опека. Остро переживал унижение; в июне 1845 совершил попытку самоубийства, в конце 1845 окончательно порвал с отчимом. В том же году состоялся его первый литературный дебют: в журнале Художник был опубликован сонет Даме креолке , сочиненный еще в период его пребывания на о. Маврикий.

Тогда же он заявил о себе как о тонком ценителе живописи, написав эссе о художественном салоне 1845; с этого времени стал одним из ведущих литературных и художественных критиков своего времени. В 1846 вступил в Общество литераторов; в январе 1847 опубликовал в издаваемом Обществом Бюллетене свою первую поэму в прозе Фанфарло . Значительно расширил круг своих знакомств: помимо поэтов и писателей, в него вошли художники , известный фотограф Надар и будущий издатель его поэтических сборников Пулэ-Маласси. Во время Февральской революции 1848 сражался на баррикадах против королевских войск. В дни государственного переворота Наполеона III участвовал в уличных боях.

В 1850-е активно пропагандировал во Франции творчество Эдгара По . 25 июня 1857 Пулэ-Маласси выпустил его поэтический сборник Цветы Зла , вызвавший громкий скандал. По решению властей тираж был арестован. 21 августа 1857 “за оскорбление общественной морали” был приговорен трибуналом департамента Сена к штрафу в 300 франков и к запрету шести наиболее “безнравственных” поэм.

В то же время Виктор Гюго горячо приветствовал “могучий талант” Бодлера. В конце мая 1860 было опубликовано собрание кратких художественно-философских эссе Искусственный рай . В феврале 1861 вышло второе издание Цветов Зла, последнее при жизни поэта, в состав которого были включены тридцать пять новых стихотворений; оно удостоилось восторженного отзыва А. Ч. Суинберна. Однако попытка осуществить третье издание Цветов зла натолкнулась на отказ ведущих издательских домов Леви, Гарнье и Этцеля.

В ноябре 1861 выдвинул свою кандидатуру во Французскую академию, но уже в январе 1862 снял ее, посчитав свой поступок недостойным поэта. В феврале 1864 журнал Фигаро опубликовал шесть поэм в прозе под заглавием Парижский сплин . Спасаясь от кредиторов, в апреле 1864 уехал в Брюссель, надеясь заработать чтением лекций о Делакруа, Готье и Искусственном рае, однако не имел успеха у бельгийской аудитории. Тяжело болел; в 1865 у него обнаружились явные симптомы паралича речи. После сердечного приступа в марте 1866 мать увезла его в Париж и поместила в больницу доктора Дюваля. 31 августа 1867 после долгой агонии скончался на ее руках.

Похоронен 2 сентября на кладбище Монпарнасс в Париже. В последний путь его провожала лишь небольшая группа друзей . В 1868 издательский дом Леви, приобретший у Пулэ-Маласси права на публикацию произведений Бодлера, выпустил третье издание Цветов Зла, дополненное его последними стихотворениями, и сборник статей об искусстве Эстетические редкости , в 1869 – собрание литературных эссе Романтическое искусство и Маленькие поэмы в прозе , а затем сделанные им переводы Эдгара По. Цветы зла Бодлера были реабилитированы только спустя восемьдесят два года после смерти поэта: Уголовная палата Кассационного суда 31 мая 1949 отменила приговор трибунала департамента Сена от 21 августа 1857. Бодлера называют “последним романтиком”.

Мятеж против жестокой и пошлой реальности, страстное стремление к идеалу – основное содержание его произведений. Однако он существенно отличается от своих предшественников и современников. Его главная книга – Цветы зла – представляет собой новое качество романтической поэзии. Бодлер бесстрашно погружается в самые недоступные и запретные бездны человеческого существования . Он не приемлет существующий порядок вещей и посягает даже на его основу – Бога, безразличного к страданиям людей; Бодлер желает разрушить этот порядок и ниспровергнуть установленные от века ценности . Восставший против Бога Сатана становится для него защитником всех отверженных, их помощником на нелегком пути к истинному познанию и свободе . В эту модель вписывается и тема поэта, сквозная в творчестве Бодлера.

Поэт – тот же изгой, “прклятый”, “сосланный с небес на землю” , чья участь особо драматична, ибо ему дан дар познания и прозрения. Предназначение искусства он видит в том, что среди мрака бытия оно освещает людям путь к истине . Бодлер открывает для поэзии не только новые области , но и новый эстетический принцип: изображение “жестокой реальности” в совершенной поэтической форме; он стремится “извлечь красоту из Зла” . Его поэзию отличают скульптурная отделанность каждой поэмы, точность и емкость слова и образа, строгость рифмы, величавость и звучность стиха. Его излюбленная форма – сонет, ограниченные размеры которого позволяют максимально насыщать текст мыслью и передать “красоту обработанного металла”.

Заглавие сборника Цветы зла предельно емко отражает смысл его творчества. Сосуществование двух резко противопоставленных и неразрывно связанных друг с другом тем – отрицательной действительности и мира прекрасного – говорит одновременно о возможности и невозможности идеала и создает то трагическое звучание, которым пронизаны все стихотворения Бодлера. Бодлеру принадлежат также два прозаических сборника. В Искусственном рае он исследует проблему воздействия на человека возбуждающих средств – вина, гашиша и опиума; произнося хвалу вину, он в то же время осуждает использование наркотических возбудителей; художник, от природы одаренный поэтическим воображением, не нуждается в искусственном генерировании образов. Маленькие поэмы в прозе – экспериментальная книга, включающая как переводы на прозаический язык стихотворных текстов, так и оригинальные поэмы в прозе.

В стремлении установить более интимное общение между поэтом и читателем Бодлер размывает “условные” просодические барьеры, расширяя тем самым поэтический инструментарий. Теоретические взгляды Бодлера представлены в Эстетических редкостях и Романтическом искусстве. Исследуя творчество близких ему по духу художников и писателей, в первую очередь Эжена Делакруа и Эдгара По, он формулирует свое понимание романтизма как “искусства современности”, т. е. “самого актуального выражение прекрасного”, характеризующегося “глубиной, духовностью и стремлением к бесконечному” ; романтизм – не в выборе сюжетов, не в правдоподобии, а в особой “манере чувствования” . В истории французской литературы творчество Бодлера оказалось на переломе двух художественных эпох. Оно завершило прежнюю романтическую традицию и одновременно дало мощный импульс дальнейшему развитию французской поэзии .

Charles BaudelaireDS. jpg Шарль Бодлер, фотография Этьена Каржа Дата рождения: 9 апреля 1821 Дата смерти: 31 августа 1867 Место смерти: Париж Гражданство: Франция Род деятельности: прозаик, поэт, критик Годы творчества: 1850-1867 Родился в Париже. Отец, Франсуа Бодлер, был художником, и с раннего детства прививал сыну любовь к искусству, водил его по музеям и галереям, знакомил со своими друзьями-художниками. Но мальчик потерял отца в тот год, когда ему исполнилось 6 лет. Год спустя мать Шарля вновь вышла замуж; отношения с отчимом у мальчика не сложились.

Когда Шарлю исполнилось 11 лет, семья перебралась в Лион, и мальчика отдали в пансион. В 1836 году Бодлеры вернулись в Париж, и Шарль поступил в коллеж Людовика Святого[1], откуда был изгнан всего за год до окончания. В мае 1841 года Бодлера отправили в путешествие , чтобы он “избавился от дурного влияния”. Год спустя он вступил в право наследования, однако быстро начал проматывать отцовские деньги, и в 1844 году постановлением суда управление наследством было передано его матери, а сам Шарль отныне должен был получать ежемесячно лишь скромную сумму “на карманные расходы”.

Читайте также:  Тютчев: сочинение

Литературное творчество Писать он начал, когда получил наследство и стал вести жизнь богатого бездельника. В 1857 году вышел самый известный его поэтический сборник “Цветы зла”, шокировавший публику настолько, что цензоры оштрафовали Бодлера и вынудили убрать из сборника 6 наиболее “непристойных” стихотворений. Тогда Бодлер обратился к критике и на этой ниве быстро добился успеха и признания. А в 1860 году он вернулся к поэзии и опубликовал сборник “Парижский сплин”, состоявший из стихотворений в прозе. Психоделические опыты Бодлеру принадлежит одно из наиболее внятных описаний воздействия гашиша на человеческий организм, которое на долгие годы стало эталоном для всех, кто писал о психотропных продуктах из конопли.

Кенотаф Бодлера на кладбище Монпарнас С 1844 по 1848 Бодлер посещал “Клуб ассасинов”, основанный Жаком-Жозефом Моро и употреблял давамеск . По свидетельству Теофиля Готье, активно участвовавшего в жизни клуба, Бодлер “принял гашиш единожды или дважды в ходе экспериментов, но никогда не употреблял его постоянно. Это счастье, покупаемое в аптеке и уносимое в жилетном кармане, ему было отвратительно”. Впоследствии Бодлер пристрастился к опиуму, но к началу 1850-х гг. преодолел пристрастие и написал три больших статьи о своем психоделическом опыте, которые составили сборник “Искусственный рай” . Две статьи из трех – “Вино и гашиш” и “Поэма о гашише” – посвящены каннабиноидам. Бодлер считал их воздействие интересным, но неприемлемым для творческой личности. По мнению Бодлера, “вино делает человека счастливым и общительным, гашиш изолирует его.

Вино превозносит волю, гашиш уничтожает ее”. Несмотря на это, в своих статьях он выступает как объективный наблюдатель, не преувеличивая психотропные эффекты гашиша и не впадая в излишнее морализаторство; поэтому и неутешительные выводы, которые он делает из своего опыта, воспринимаются с определенной долей доверия. Болезнь В 1864 году Бодлер уехал в Бельгию, где провел два с половиной года, несмотря на отвращение к скучной бельгийской жизни и на стремительно ухудшающееся здоровье. Будучи в церкви Сен-Лу в Намюре, Бодлер потерял сознание и упал прямо на каменные ступени.

Его привезли в Париж и поместили в клинику, в которой он и скончался. Перед смертью врачи обнаружили у него первые признаки правостороннего паралича и тяжелейшей афазии, перешедшей позднее в полную потерю речи. Похоронен на кладбище Монпарнас.

Участник Революции 1848. Предшественник французского символизма. Бодлер называл брак своих родителей “патологическим, старческим и несуразным”, поскольку отец его был на тридцать с лишним лет старше матери. Франсуа Бодлер умер в 1827, и через полтора года вдова вышла замуж за майора Опика, впоследствии генерала, французского посла в Испании и сенатора. По общему мнению, второй брак матери навсегда лишил Бодлера душевного равновесия, и его характер сформировался под воздействием классического Эдипова комплекса.

Учился будущий поэт весьма небрежно и был изгнан из лицея Людовика Великого за мелкий проступок. В 1839 он шокировал своих родных заявлением, что хочет посвятить себя литературе, но все же поступил в 1840 в Национальную школу Хартий, где появлялся лишь время от времени. Куда больше привлекала его студенческая жизнь Латинского квартала: именно в эти годы он наделал долгов, пристрастился к наркотикам и заразился сифилисом, который через 25 лет станет причиной его смерти. В 1841 отчим оплатил его долги и отправил на два года в Индию.

Поврежденный штормом корабль добрался до острова Маврикий, и там Бодлер убедил капитана отправить его назад во Францию. Плавание это оказало несомненное влияние на будущего поэта: тропические пейзажи, звуки, запахи послужили основой для красочных экзотических картин в некоторых из величайших его творений. В апреле 1842 Бодлер достиг совершеннолетия и вступил во владение наследством, составлявшее около 75 тысяч франков и позволившее ему вести рассеянную жизнь светского денди. Уже к 1844 он растратил половину капитала, поэтому семья сочла разумным установить судебную опеку над оставшимися деньгами.

Бодлер был глубоко оскорблен поведением матери, посягнувшей на его свободу. К тому же, это решение имело для него катастрофические последствия: отныне он не имел достаточных средств к существованию и был не в состоянии заплатить кредиторам, которые преследовали его до конца жизни. Изначально присущие ему бунтарские настроения заметно усилились, и ярче всего это проявилось во время Февральской революции 1848 года, когда он стал участником баррикадных боев. Однако после декабрьского переворота 1851, упразднившего республику, Бодлер почувствовал отвращение к политике и полностью утратил к ней интерес.

Свою литературную деятельность поэт начал с критических статей о живописи Давида и Делакруа. Первым его опубликованным сочинением была статья “Салон 1845 года”. Большое значение имело для него знакомство с творчеством Эдгара По: страстный интерес к этому писателю он сохранил на всю жизнь – переводил его сочинения и писал о нем критические статьи в 1852-1865. В 1857-1867 Бодлер публиковал в периодической печати стихотворения в прозе, собранные в единый цикл под названием “Парижский сплин”, они были изданы посмертно в 1869.

В 1860 под общим названием “Искусственный рай” были изданы три произведения: “Вино и гашиш” , “Поэма о гашише” и “Опиоман” – о воздействии гашиша и опиума на сознание человека и художника. Бодлер сам познал все круги искусственного рая, но в период работы над сборником отказался от приема опиума. Однако во время последней роковой поездки в Бельгию он снова стал искать утешения в наркотиках, и в апреле 1865 с ним случился удар. Частично парализованный, он утратил дар связной речи; его перевезли в Париж, где он и скончался. В историю литературы Бодлер вошел, прежде всего, как автор “Цветов зла”, изданных в июне 1857, где анархическое бунтарство, тоска по гармонии сочетаются с признанием неодолимости зла, эстетизацией пороков большого города.

Против автора, издателя и типографов был возбужден процесс по обвинению в непристойности и кощунстве. Бодлеру пришлось уплатить штраф и изъять шесть осужденных стихотворений . В 1861 появилось второе издание “Цветов зла”, куда Бодлер включил более тридцати новых стихотворений, среди которых оказалось несколько признанных шедевров. Именно во втором издании сборник был разделен на шесть “глав”, составляющих своеобразную автобиографию современной души в ее жизненном странствии. В первой и самой длинной главе “Сплин и Идеал” поэта раздирают противоборствующие силы: он возносит молитву Богу и Сатане в тщетном стремлении обрести внутреннее единство. В эту же главу входят стихотворения об искусстве и три знаменитых “любовных цикла”.

В 1844 Бодлер познакомился с мулаткой Жанной Дюваль и посвятил ей свои первые любовные стихотворения. В 1852, расставшись на время с “черной Венерой”, которая едва не довела его до самоубийства своими злобными выходками и неверностью, он вступил в платоническую связь с “белой Венерой” Аполлонией Сабатье – бывшей натурщицей и подругой многих художников. В 1854 появляется “зеленоглазая Венера” Мари Добрен. Лучшим из трех любовных циклов считается тот, что был посвящен Жанне Дюваль . Завершается первая глава погружением души в болото тоски или сплина.

Во второй главе “Парижские картины” поэт в течение суток блуждает по улицам Парижа, терзаясь своими бедами в атмосфере удручающего равнодушия современного города. В третьей главе “Вино” он пытается найти успокоение с помощью вина или наркотиков. В четвертой главе “Цветы зла” описываются искушения и бесчисленные грехи, перед которыми он не смог устоять. В пятой главе “Мятеж” – короткий, но яростный бунт против своего удела.

Последняя глава “Смерть” означает конец странствия. Символом освобождения души предстает море, которое одновременно воплощает бесконечное и бесцельное движение, не дающее покоя и отдохновения. В “Цветах зла” все вещи представляют символы, причастные к универсальным законам бытия, и четвертый сонет главы “Сплин и идеал” – “Соответствия” – стал своеобразным исповеданием веры для французских символистов, признавших Бодлера своим учителем.

Отрицание буржуазного мира в поэзии Шарля Бодлера

Школьное сочинение

“. Этот король поэтов, настоящий бог”, — такими словами восторженно охарактеризовал Шарля Бодлера лидер мирового поэтического авангарда А. Рембо. Трудно, найти поэта, который бы так много сделал для радикального обновления поэтического сознания, как Шарль Бодлер. Он, по словам П. Валери, “вернул. поэзии ее суть”. Его называют поздним романтиком и предшественником символизма, одним из первых поэтов-урбанистов, сторонником имморализма и декаданса. Шарль Бодлер синтезировал достижения Эдгара По и парнасцев, обогатил поэзию, несмотря на то что его оригинальность стала причиной острого конфликта с французским обществом, с непосредственным окружением.

Главное произведение Бодлера — сборник стихотворений “Цветы зла”, над которым он работал на протяжении почти всей жизни. Книга появилась на свет в 1857 году, когда с демократией в стране было покончено, господство крупной буржуазии было закреплено в диктатуре Луи Бонапарта, а затем в империи Наполеона III. В такие времена книга неизменно должна была вызвать отпор всех мракобесов страны, в том числе и правительства. Так и случилось. Министерство внутренних дел возбудило уголовный процесс против автора и издателя. Был издан приказ арестовать остатки тиража, но книга уже разошлась, а громкий процесс способствовал еще большей популяризации книги и ее автора. Мятежный дух сборника сразу почувствовали читатели.

Сборник “Цветы зла” создавался поэтом на протяжении всей его жизни и вобрал в себя самое лучшее из его поэтического наследия. “Цветы зла” — целостное произведение, в котором части и отдельные стихотворения органически связаны. Книга имеет посвящение, вступление и состоит из шести циклов: “Сплин и идеал”, “Парижские картины”, “Вино”, “Цветы зла”, “Бунт” и “Смерть”. Все циклы объединены по проблемно-тематическому принципу.

Бодлер и его пессимистическая поэзия были порождением эпохи, когда нищета и подавленность одних, испорченность и развращенность других классов достигают своего апогея, а между тем над этою бездною “зла”, из которой несутся одуряющие запахи его ужасных “цветов”, не светит уже маяк надежды. Неудавшаяся революция 1848 года и последовавший за нею государственный переворот 2 декабря погасили этот светоч и водворили над Францией и над всей Европой удушливый мрак тоски и отчаяния.

Бодлер был выразителем духа своего времени. Скорбный взор поэта видит идеал уже в каком-то неопределенном туманном отдалении, на высоте, почти не доступной человеку. Отсюда те безотрадные картины, которые Бодлер дает нам в своих “Цветах зла”.

Осуждение сопровождает каждый шаг поэта, он бедствует и страдает от преследований кредиторов. Несмотря на такие ужасные условия существования, Бодлер продолжает работать над “Цветами зла”, создает небольшие стихотворения в прозе, переводит произведения Эдгара По, пишет художественное исследование о влиянии наркотиков на воображение — “Искусственный рай”, а также многочисленные критические эссе. Главной причиной осуждения книги было, несомненно, ее заглавие, дававшее повод думать, что автор сочувствует изображаемому в ней злу, искренне считает “цветами” (хотя цветы бывают разные) все нарисованные в ней ужасы. Но это не так. Первый русский переводчик “Цветов зла”, поэт-революционер Якубович-Мельшин признавался: “Суровой печалью веяло на юную душу от осужденных за безнравственность стихов; грубый, местами дерзкий откровенный реализм будил в ней, каким-то чудом искусства, лишь чистые, благородные чувства — боль, ужас, негодование. “

В своем переживании трагизма бытия, в устремленности к Идеалу, в остром ощущении разлада между идеалом и действительностью Бодлер продолжает романтические традиции французской и мировой поэзии. Однако романтический конфликт мечты и действительности приобретает у него внутренний характер, переживается как загадочная и мучительная раздвоенность самой личности, для выражения которой нужен новый поэтический язык.

Бодлеровское колебание между добром и злом приводит в его поэтике к взаимопроникновению возвышенного и низменного, идеального и материального, к соединению несоединимого в пределах одного образа. Стихотворения “Падаль”, “Пляска смерти” звучат как вызов обществу и его морали. Они на то и рассчитаны, чтобы раздражать и отталкивать читателя.

Окружающая действительность, весь мир на страницах “Цветов зла” — это мир растления, гниения, упадка, стоящий в “Преддверии ада”. Именно таким было первоначальное название книги. Рисуя разврат и пороки буржуазии, грязь и нищету рабочих классов, он не находит у своей лиры ни одного утешительного звука, ни одного светлого тона. В больших городах зло и страдание жизни наиболее концентрируются, и вот Бодлер является по преимуществу певцом больших городов, Парижа в особенности. Он дает небольшое, но настолько яркое и сильное изображение Парижа, равного которому французская литература не знает.

Однако он не остается только холодным и бесстрастным изобразителем нищеты, порока и разврата современного общества. Сочувствие его всегда на стороне несчастных, униженных и обездоленных — это слишком ясно чувствуется по той любви и нежности, с которыми он рисует их. Бодлер с безжалостной проницательностью предугадал многое из того, свидетелями чему стали мы. Стоит прислушаться к его суровым и язвительным предсказаниям.

Во всех стихах сборника автор противопоставляет добро и зло. Добро для Бодлера — это совсем не христианская любовь (к Богу или другим людям), это всепоглощающая жажда единения с вечным и бесконечным светом — жажда, которая не может быть утолена только телесными способами, которые имеют аморальную природу. Бодлер рассматривает человека как совокупность противоречий, как борьбу разных начал — телесного и духовного, высокого и будничного, животного и человеческого. Поэтому в лирическом герое сборника вместе со “звериной” сущностью живет “прекрасная душа”, устремленная к Богу. В стихотворении “Гимн красоте” утверждается мысль, что добро и зло в одинаковой степени могут служить источником прекрасного. Поэту неизвестно происхождение красоты: может, она сошла с небес, а может, поднялась из морских глубин. Но именно красота делает мир другим. Ощущение “ужасов жизни” толкало поэта на поиски новой, еще неведомой красоты, которая вырастала на почве растления и отчаяния, в мире, где торжествует зло. Трагедия Бодлера в том, что он последний романтик, в душе которого мечта о мощной и победительной красоте сильна так же, как неприязнь ко всему, что ее разрушает. В стихотворении “Гимн красоте” поэт писал:

Читайте также:  Иванов: сочинение

Ты рождена от звезд или пришла из ада?

О красота, ответь: ты бес иль божество?

Ты к злу или добру влечешь лишь силой взгляда,

Ты, как вино, пьянишь, но ты сильней его.

И что мне, рождена ты светом или тьмою,

Когда с одной тобой, о вечный мой кумир, —

О ритм, о цвет, о звук! — когда с одной тобою

Не так печальна жизнь, не так ужасен мир.

Не случайно в предисловии к “Цветам зла” автор сформулировал основной пункт своей эстетической программы как “извлечение красоты из зла”. Идеализация красоты, поиск неведомой вечной сферы духа сделали Бодлера основоположником символизма — течения модернизма, которое естественным образом продолжило романтические традиции.

Анализ сборника «Цветы зла» Шарля Бодлера, сочинение

Сборник «Цветы зла» — это поэтическая вершина всего творчества Шарля Бодлера. Он задумал его как поэтическую копию «Божественной комедии» Данте. Первая редакция сборника вышла в 1857 году, но она постоянно дополнялась новыми стихотворениями. Трудно назвать «Цветы зла» обычным сборником: стихи читаются единым произведением, в котором явно прослеживается развитие определённой мысли. Это настоящая исповедь странствующей души, её боль и страдания в жизненных исканиях.

Глава 1: «Сплин и Идеал»

Первая глава сборника самая длинная, но очень важная для понимания всей сущности замысла. Автор рассказывает читателю, какая страшная борьба происходит в человеческих душах, как они раздираются мучительными сомнениями. Тяжкие грехи и ошибки ввергают душу в пучину тьмы и мрака, но высокие помыслы и стремления возносят до её самых небес. Последние стихотворения этой главы заканчиваются трясиной, из которой не может выбраться душа лирического героя, страдающая от смертельной тоски и сплина.

Глава 2: «Парижские картины»

В этой главе лирический герой в тоске, которая тянется ещё из «Сплина и Идеала», бродит по улицам огромного Парижа. И оказывается, что душа со всеми своими проблемами и несчастьями одинока даже в таком многолюдном городе, как Париж. Бодлер поднимает здесь тему маленького человека, которая актуальна для всей европейской и русской литературы середины XIX века. Лирическому герою сборника достаточно суток, чтобы понять и осознать всю боль своего одиночества посреди бездушного города.

Глава 3: «Вино»

Не в силах выдержать тяготы давящего, мучительного одиночества, лирический герой сборника пытается успокоиться и найти забвение в наркотиках и вине, которые только усугубляют его состояние. Его сознание отуманивается, он теряет способность здраво рассуждать и не может уже отличить добро от зла. Минутное наслаждение очень быстро проходит, оставляя горечь, боль и не проходящее чувство безраздельного одиночества.

Глава 4: «Цветы зла»

В этой главе лирический герой предстаёт перед читателями ещё более слабым и немощным. Он не может выдержать тех искушений окружающего мира, которые просто обрушиваются на него. Он совершает ошибку за ошибку, один грех за другим: это и разврат, и похоть, и даже убийство. Но и сладость греха слишком мимолётна, как наркотики и вино, а идеал лирическим героем сборника так и не найден.

Глава 5: «Мятеж»

Осознавая собственные грехи и собственную немощь перед искушениями, лирический герой бросает вызов ненавистной судьбе и всему миру. Он открыто сетует на несовершенство миропорядка, с которым он не может мириться и не будет. В главе всего три стихотворения, но они очень яркие и бесстыдно богоборческие, в них обнажена и утрирована правда жизни, которая делает лирического героя нравственным калекой, который не нашёл своего места под палящими лучами солнца.

Глава 6: «Смерть»

Наконец измученная душа находит успокоение, но этот покой знаменует собой смерть. Причём лирический герой сборника так и не достигает того идеала, ради которого он совершал свои ошибки, грехи и проходил все эти испытания:

  • испытание любовью и искусством (1 глава);
  • большим городом (2 глава);
  • опьянением (3 глава);
  • порочным наслаждением (4 глава);
  • бунтом (5 глава).

«Цветы зла» Шарля Бодлера — это единая поэтическая книга, в которой нельзя поменять местами ни одно стихотворение: настолько органична её структура. Именно в этом сборнике французскому поэту удалось воплотить свою эстетическую программу, показав муки и страдания одинокой человеческой души в поисках идеала.

«Гимн красоте», анализ стихотворения Бодлера

Стихотворение “Гимн красоте” Шарля Бодлера более всего известно в переводе Эллиса (псевдоним Льва Кобылинского, поэта-символиста начала ХХ века). Именно анализ этого перевода и будет проведен.

Уже в названии стихотворения содержится указание на жанр. Гимн – это, как правило, воспевание, прославление. Поэтому логично предположить, что в своем произведении Шарль Бодлер воспел эту самую красоту. Однако, по мере прочтения “Гимна”, становится понятно, что не так все просто. Красота бывает чарующей, притягательной, но при этом беспощадной. Это противопоставление нашло отражение и в композиции: все стихотворение построено на антитезе. Обращаясь к Красоте, лирический герой задается вопросами: “Прислал ли ад тебя иль звездные края? Ты Бог иль Сатана? Ты Ангел иль Сирена?” Чем же вызваны подобные вопросы? Разве вправе человек сомневаться в божественном происхождении красоты?

В четвертом четверостишии будет ответ:
С усмешкой гордою идешь по трупам ты,
Алмазы ужаса струят свой блеск жестокий.

Да, с одной стороны, красота несет радость и свет, воодушевляет, заставляет преобразиться. Но с другой стороны, сколько людей становится жертвой этого, в общем-то, абстрактного понятия. А значит, красота влечет за собой и смерть. Неслучайно спутником Красоты у Бодлера становится Демон, который“словно пес, с тобою неотступно”.

Если вспомнить, что одним из излюбленных мотивов Бодлера является слияние прекрасного и безобразного (казалось бы, несовместимого!), то вполне объяснимо, почему происходит перерождение красоты в смерть (“Вот мотылек. летит к тебе – горит, тебя благословляя. “), а потом слияние с любовью, приобретающее привкус разложения:
Любовник трепетный, с возлюбленной сплетен,
Как с гробом бледный труп, сливается, сгнивая.

Да, пройдя через смерть, Красота возрождается, как Феникс из пепла, но тогда вновь встает вопрос о двойственности этого понятия, потому что героя волнует, чем же на самом деле является Красота:«детищем небес» или«порождением ада», «чудовищем или чистой мечтой».

Надо отметить, что мировоззрение Бодлера допускает обращение и к Богу, и к Сатане: “Не все ль равно?” Не все ль равно, что “радости и козни сеять рада”, что кто-то “великий пал во прах, упившись губ твоих чарующею урной”? Главное, что “ты, Царица Красота, освобождаешь мир от тягостного плена”. Царице все простительно!

Возвращаясь к вопросу о жанре произведения, трудно до конца определиться, прославляет или проклинает герой красоту. Скорее, это чувство, которое писатели часто называют “любовь-ненависть”. В любом случае, стихотворение “Гимн красоте”, как и любое другое стихотворение, призвано будоражить умы и сердца людей, вызывать ответные чувства и желания, а главное, позволяет задуматься об истинной природе красоты, о ее значении в жизни любого человека. Автор призывает возвеличить Красоту, подчиниться ее власти и навсегда покориться ей. Ответит ли Красота взаимностью? Прочитав это стихотворение, нельзя понять это определенно. Ведь “таинственна и безмолвна власть” Красоты.

Прошло более ста лет со времени написания этого произведения, но люди продолжают создавать культ красоты. Меняются времена – меняются и каноны красоты. И то, что было красиво в XIX столетии, сегодня может считаться безобразным, как для многих, возможно, безобразными кажутся дебелые красавицы Тициана с необъятной талией и бедрами.

«Соответствия», анализ произведения Бодлера

Вся жизнь Шарля Бодлера состояла из сплошных несоответствий. Его отец был старше матери на тридцать с лишним лет. Сам Шарль, всю жизнь искавший и требовавший любви от окружающих его людей, так и не смог подарить любовь даже своей собственной матери. Впоследствии Бодлер писал: “Совсем еще ребенком я питал в своем сердце два противоречивых чувства: ужас жизни и восторг жизни”. Это двойственность, очевидно, и стала визитной карточкой его поэзии, наполненной контрастами и оксюморонами. Даже название сборника “Цветы зла”, принесшего всемирную славу Бодлеру, представляет собой не что иное, как оксюморон – прием, объединяющий несовместимые понятия.

Сборник стал своеобразной “энциклопедией” французской жизни, так как на страницах стихов возникали разные образы современности Бодлера. Есть, однако, особый цикл – “Сплин и идеал”, посвященный искусству. Именно в этом цикле мы можем найти “Соответствия” Шарля Бодлера. Видимо, именно к соответствиям стремился Бодлер всю свою недолгую мятежную жизнь.

Данное произведение по форме и жанру представляет из себя классический сонет, состоящий из двух четверостиший и двух трехстиший. Традиционными темами для сонета были обожествление женщины, ее красоты, воспевание любви, возлюбленной (в этом смысле самыми известными по праву считаются сонеты Вильяма Шекспира). Позже в сонетах стала раскрываться будничная жизнь с ее так называемыми житейскими радостями. А ближе к ХХ веку появились даже политические и сатирические сонеты.

Объектом изображения Шарля Бодлера становятся соответствия. Обычно критики выделяют два основных соответствия: между физическим существованием и духовной сферой, а также между миром чувственных форм и миром выдуманных идей. Очевидно, эти соответствия проявляются у Бодлера в мире природы и человека: “Природа – строгий храм”, в котором невозможно даже “невнятный звук украдкою”уронить, поэтому “лесами символов бредет” “смущенный человек”. Скорее всего, это смущение вызвано той гармонией, которая царит в природе, ведь “в ней сочетаются благоухания, и звуки, и цвета”.

Какое же место отведено человеку в этой строгой иерархии. Бодлер подходит к решению этого вопроса иначе. Назначение человека в искусстве – выражать реальную жизнь, в которой все смешивается: красота и уродство, высокое и низкое, добро и зло. Это порой действительно соответствует друг другу. Отсюда и название стихотворения.

Но поэт идет дальше в своих рассуждениях. Соответствия у него приводят к взаимопроникновению и даже полному слиянию: так “запах девственный” чист, как луг, а “высокий звук гобоя” свят, как тело детское. Еще удивительней, что “слиянье ладана и амбры и бензоя” создают торжественный, но при этом “развратный аромат”. И довершает слияние “высших дум восторг и лучших чувств экстаз”.

Таким образом, Шарль Бодлер, мечущийся между “восторгом жизни” и “ужасом” перед ней, ощущающий сплин (недаром цикл называется “Сплин и идеал”), по сути, “русскую хандру” и ищущий свой идеал, воплощает всей своей поэзией феномен, названный Гегелем “несчастным сознанием“. Это значит, что сознание раздвоено, разорвано, поэтому пребывает в состоянии “бесконечной тоски”. Даже сам Бодлер называл себя “истериком” и “записным пессимистом”, погруженным в мир собственных мрачных фантазий. Все это, однако, и создает особый стиль Шарля Бодлера, который уже не спутаешь ни с кем.

Сам себя истязающий поэт (18+)

Часто впадавший в меланхолию Бодлер испытал не только душевные, но и физические страдания. Он выбыл из коллежа, рано познакомился с проститутками, подцепил сифилис. Шарль Бодлер умер в 46 лет, прочувствовав всю боль современности. Ещё успел поэкспериментировать с наркотиками, оставив точнейшие описания эффектов от гашиша и опиума. Впрочем, больше любил вино. То же и с революцией: сражался на баррикадах в 1848, позже критикуя революционеров. За недолгую жизнь Бодлер оказал значительное влияние на мировую поэзию. Чего стоит сборник стихотворений в прозе «Парижский сплин». Тут он первопроходец: тема города, фланерство, дисгармоничность человеческих отношений внутри «толпы». Но надо поподробнее обо всём.

У Бодлера были тяжёлые отношения в семье. Франсуа Бодлер умер, когда Шарлю было шесть лет, в 1827 году. Отец поэта был художником. Сам выходец из крестьян, Франсуа поднялся во времена Великой революции, став уже при Наполеоне сенатором. Отец прививал сыну любовь к искусству с раннего детства. Вместе они ходили по музеям и галереям, Франсуа знакомил Шарля с друзьями-художниками, брал с собой в мастерскую. Надо сказать, что на момент рождения сыну, Франсуа Бодлеру было 62 года, а матери, Каролине Аршанбо-Дефаи, 27 лет. Через год после смерти мужа, Франсуа Бодлера, Каролина Дефаи вышла замуж за полковника Жака Опика, он затем стал генералом и послом.


Генерал Опик

Что мы должны делать дальше? Убить генерала Опика

Отношения Шарля с отчимом не сложились. Красивая и, в общем-то, не старая женщина Каролина Дефаи после смерти мужа-художника вышла замуж за военного. Представьте это в современности, а затем подумайте, как богемный сын должен реагировать на солдафона в доме. С этого начинается презрение Бодлером иерархии, выстроившейся к тому моменту в культуре в частности и во Франции в общем.

Отношения Шарля и отчима ярко характеризует история, которая скорее всего чистый вымысел. Когда разгорелась революция 1848 года, Шарль был в числе революционеров. И, если верить легенде, он яростно подбивал товарищей найти и убить генерала Опика, своего отчима. У них это, конечно, не вышло. Но затем, опять же если верить легенде, Бодлер взял винтовку и выстрелил в часы. Это довольно символичная история говорит ещё и об одной из тем творчества Бодлера — Времени. «Да, Время царит; я вновь ощутил его жестокую диктатуру. И оно подгоняет меня, словно вола, двумя стреловидными стрекалами: «Ну, пошёл, скотина упрямая! Потей, раб! Живи окаянный!» («Парижский сплин», «V. Двусмысленная комната»). Очевидные комментарии в духе недоделанного сочинения для ЕГЭ будут излишни. Бодлер сам всё сказал о своей очень актуальной богемной жизни. Жизни писателя, журналиста, революционера, поэта, наркомана и любителя проституток.

В Париж через Индию

Читайте также:  Драйзер: сочинение

Вернёмся из революционного 1848 в детство Шарля. Когда Шарлю было 11 семья переехала в Лион, где его отдали в пансион. Оттуда Шарль пошёл в Лионский Королевский коллеж (среднее общеобразовательное учреждение). Шарль был ребёнком смышлёным, однако учился неровно. То поражал учителей сообразительностью, то надолго впадал в меланхолию, из-за чего у него полностью пропадал интерес к занятиям. Уже в эти годы Бодлер страстно интересовался литературой и поэзией.

Семья Бодлера возвращается в Париж в 1836 году, после окончания Шарлем третьего класса коллежа в Лионе (в коллежах обратная нумерация, из шестого идут в пятый ). В Париже Шарль поступает в коллеж Людовика Святого. Здесь он окунается в бурную жизнь ночного Парижа, в особенности Монмартра. Познаёт женщин лёгкого поведения и «в награду» венерические болезни. Учёба от такого, мягко говоря, страдает. За год до обучения Бодлера выгоняют из коллежа. Причём повод был достаточно пустяковый, как может показаться современному человеку. Кто-то передавал записку в классе, Бодлер её взял. Учитель заметил это и потребовал записку, на что Шарль вежливо, «месьё», ответил, что не нарушит тайн своих товарищей.


«Мастерская художника» Гюстава Курбе, 1855. В центре сам автор и натурщица, символизирующая академическое искусство. На картине можно узнать Бодлера, он справа. Считается, что призрачная женская фигура рядом с ним — Жанна Дюваль, которую Бодлер попросил закрасить. Также на картине есть, например, Прудон и Санд.

С трудом Бодлер всё же окончил коллеж в 1841 году в 20 лет. Получив степень бакалавра права Бодлер заявляет брату: «Я не чувствую призвания к чему бы то ни было». Можно было послушать домашнего генерала и делать карьеру адвоката, но Шарль решил отдаться литературе. В надежде удержать Шарля от «пагубного пути» и «дурного влияния Латинского квартала» (читай, «рассадник либерализма и измены» XIX века) мать и отчим убедили его совершить путешествие в Индию. До Индии, впрочем, Бодлер так и не доплыл. У острова Реюньон, через 10 месяц по отплытии, Шарль развернулся. По пути домой он впитывал образы Востока, мечтая воплотить их в стихи.


Балерина Жанна Дюваль, рисунок Бодлера

По возвращении во Францию уже совершеннолетний Шарль вступает в права наследования. Получает отцовские 75 тысяч франков, что довольно внушительная сумма. Их он начинает быстро тратить, приобретая славу денди и бонвивана. В это же время Шарль знакомится с балериной Жанной Дюваль. Креолкой с Гаити, «чёрной Венерой». Шарль её боготворил, посвящал ей стихи. Мать же ненавидела, считала, что она вытягивает из него деньги. Скандалы, ссоры, Бодлер намекает на самоубийство и даже делает попытку. В 1844 году семья подала в суд иск на установление над сыном опеки. Суд был выигран, отныне Шарль будет получать лишь немного денег на существование и погрузится в нищету. Всё это усугублялось тем, что он и Дюваль страдали от сифилиса, от которого и умерли.


Жанна Дюваль, рисунок Шарля Бодлера

В эти же годы Шарль Бодлер проявляет себя как журналист. Выступает в Латинском квартале с обзорными статьями по искусству в «журнале одного автора» «Salon» (вышло два номера — «Салон 1845 года» и «Салон 1846 года»). Всё, что Бодлер высказывал о современниках позже подтвердилось. Не ценил он пошлости и графомании. По Бодлеру, если пишешь, так привноси что-то новое.


Портрет Жанны Дюваль Эдуарда Мане, 1862 год. Она к тому моменту почти ослепла — внимание на глаза. Дюваль умерла в том же году

В 1846 году Бодлер знакомится с творчеством Эдгара По. По увлёк Бодлера настолько, что изучению американского писателя и переводу его произведений на французский язык Бодлер посвятил в общей сложности 17 лет. Они — явные родственные души.

Бодлер — денди, фланёр, горожанин, человек толпы. Если и говорить о его отношении к городу, то только его словами. Не в прозе, непривычно. У «Парижского сплина» есть замечательный эпилог.

Я с легким сердцем вниз бросаю взгляд,
На город, что во плоть свою облек
Приют, тюрьму, бордель, чистилище и ад,

Где пышным цветом распускается порок.
Ты знаешь, Сатана, тоски моей патрон,
Что не сочувствья зов меня туда увлек,

Но как развратник, что в развратницу влюблен,
Спешу в объятия чудовищной блудницы,
Чьим адским шармом вновь я привлечен.

И в час, когда погружена столица
В холодный, мрачный предрассветный сон
Или в закатных красках золотится, —

Мне дорог этот дьявольский притон!
Среди воров, блудниц смогу я насладиться
Блаженствами, каких профан лишен.

Бодлеровское описание воздействия гашиша на организм долгое время считалось эталонным. С 1844 по 1848 Бодлер посещал «Клуб гашишистов», основанный Жаком-Жозефом Моро, и употреблял давамеск (алжирскую разновидность гашиша). Теофиль Готье, другой французский поэт, а по совместительству завсегдатай клуба, свидетельствует: Бодлер «принял гашиш единожды или дважды в ходе экспериментов, но никогда не употреблял его постоянно. Это счастье, покупаемое в аптеке и уносимое в жилетном кармане, ему было отвратительно». После гашиша были эксперименты с опиумом. На него Бодлер подсел, но к началу 1850-х избавился от зависимости.

Итогом экспериментов стали три большие статьи. Две посвящены гашишу. Бодлер считал его воздействие интересным, но неприемлемым для человеческой личности. По мнению Бодлера, «вино делает человека счастливым и общительным, гашиш изолирует его. Вино превозносит волю, гашиш уничтожает её». Несмотря на это, в своих статьях он выступал как объективный наблюдатель, не преувеличивая психотропных эффектов гашиша и не впадая в излишнее морализаторство.

В 1865 году Бодлер уехал в Бельгию, где провёл два с половиной года, несмотря на отвращение к скучной бельгийской жизни и на стремительно ухудшающееся здоровье.

В 1866 году Шарль-Пьер Бодлер тяжело заболел. Свой недуг он описывал так: «наступает удушье, путаются мысли, возникает ощущение падения, кружится голова, появляются сильные головные боли, проступает холодный пот, наступает непреодолимая апатия».

По понятным причинам он умолчал о сифилисе. Тем временем болезнь с каждым днём ухудшала его состояние. 3 апреля в тяжёлом состоянии он был доставлен в брюссельскую больницу, однако после приезда матери его перевели в гостиницу. В это время Шарль-Пьер Бодлер выглядел ужасающе — перекошенный рот, остановившийся взгляд, практически полная потеря возможности произносить слова. Болезнь прогрессировала, и уже через несколько недель Бодлер не мог формулировать мысли, часто погружался в прострацию, перестал покидать постель. Несмотря на то, что тело ещё продолжало сопротивляться, разум поэта угасал.

Поэт провёл свои последние дни в страданиях в Париже, в психбольнице. Сифилис лишил его рассудка. Шарль Бодлер умер 31 августа 1867 года. На его могиле не было ни слова о том, кем он был. Только то, что пасынок Опика и сын Дефаи. «Время исчезло; воцарилась Вечность, — отрадная вечность!»

Бодлер: сочинение

10 класс

Сочинения по зарубежной литературе

ОТРИЦАНИЕ БУРЖУАЗНОГО МИРА В ПОЭЗИИ ШАРЛЯ БОДЛЕРА

«. Этот король поэтов, настоящий бог», — такими словами восторженно охарактеризовал Шарля Бодлера лидер мирового поэтического авангарда А. Рембо.

Трудно найти поэта, который бы так много сделал для радикального обновления поэтического сознания, как Шарль Бодлер. Он, по словам П. Валери, «вернул. поэзии ее суть». Его называют поздним романтиком и предшественником символизма, одним из первых поэтов-урбанистов, сторонником имморализма и декаданса. Шарль Бодлер синтезировал достижения Эдгара По и парнасцев, обогатил поэзию, несмотря на то что его оригинальность стала причиной острого конфликта с французским обществом, с непосредственным окружением.

Главное произведение Бодлера — сборник стихотворений «Цветы зла», над которым он работал на протяжении почти всей жизни. Книга появилась на свет в 1857 году, когда с демократией в стране было покончено, господство крупной буржуазии было закреплено в диктатуре Луи Бонапарта, а затем в империи Наполеона III. В такие времена книга неизменно должна была вызвать отпор всех мракобесов страны, в том числе и правительства. Так и случилось. Министерство внутренних дел возбудило уголовный процесс против автора и издателя. Был издан приказ арестовать остатки тиража, но книга уже разошлась, а громкий процесс способствовал еще большей популяризации книги и ее автора. Мятежный дух сборника сразу почувствовали читатели.

Сборник «Цветы зла» создавался поэтом на протяжении всей его жизни и вобрал в себя самое лучшее из его поэтического наследия. «Цветы зла» — целостное произведение, в котором части и отдельные стихотворения органически связаны. Книга имеет посвящение, вступление и состоит из шести циклов: «Сплин и идеал», «Парижские картины», «Вино», «Цветы зла», «Бунт» и «Смерть». Все циклы объединены по проблемно-тематическому принципу.

Бодлер и его пессимистическая поэзия были порождением эпохи, когда нищета и подавленность одних, испорченность и развращенность других классов достигают своего апогея, а между тем над этою бездною «зла», из которой несутся одуряющие запахи его ужасных «цветов», не светит уже маяк надежды. Неудавшаяся революция 1848 года и последовавший за нею государственный переворот 2 декабря погасили этот светоч и водворили над Францией и над всей Европой удушливый мрак тоски и отчаяния.

Бодлер был выразителем духа своего времени. Скорбный взор поэта видит идеал уже в каком- то неопределенном туманном отдалении, на высоте, почти не доступной человеку. Отсюда те безотрадные картины, которые Бодлер дает нам в своих «Цветах зла».

Осуждение сопровождает каждый шаг поэта, он бедствует и страдает от преследований кредиторов. Несмотря на такие жесткие условия существования, Бодлер продолжает работать над «Цветами зла», создает небольшие стихотворения в прозе, переводит произведения Эдгара По, пишет художественное исследование о влиянии наркотиков на воображение — «Искусственный рай», а также многочисленные критические эссе. Главной причиной осуждения книги было, несомненно, ее заглавие, дававшее повод думать, что автор сочувствует изображаемому в ней злу, искренне считает «цветами» (хотя цветы бывают разные) все нарисованные в ней пороки. Но это не так. Первый русский переводчик «Цветов зла», поэт-революционер Якубович-Мельшин признавался: «Суровой печалью веяло на юную душу от осужденных за безнравственность стихов; грубый, местами дерзкий откровенный реализм будил в ней, каким-то чудом искусства, лишь чистые, благородные чувства — боль, ужас, негодование. »

В своем переживании трагизма бытия, в устремленности к Идеалу, в остром ощущении разлада между идеалом и действительностью Бодлер продолжает романтические традиции французской и мировой поэзии. Однако романтический конфликт мечты и действительности приобретает у него внутренний характер, переживается как загадочная и мучительная раздвоенность самой личности, для выражения которой нужен новый поэтический язык.

Бодлеровское колебание между добром и злом приводит в его поэтике к взаимопроникновению возвышенного и низменного, идеального и материального, к соединению несоединимого в пределах одного образа. Стихотворения «Падаль», «Пляска смерти» звучат как вызов обществу и его морали. Они на то и рассчитаны, чтобы раздражать и отталкивать читателя. Окружающая действительность, весь мир на страницах «Цветов зла» — это мир растления, гниения, упадка, стоящий в «Преддверии ада». Именно таким было первоначальное название книги.

Рисуя разврат и пороки буржуазии, грязь и нищету рабочих классов, он не находит у своей лиры ни одного утешительного звука, ни одного светлого тона. В больших городах зло и страдание жизни наиболее концентрируются, и Бодлер является по преимуществу певцом больших городов, Парижа в особенности. Он дает небольшое, но настолько яркое и сильное изображение Парижа, равного которому французская литература не знает.

Однако он не остается только холодным и бесстрастным изобразителем нищеты, порока и разврата современного общества. Сочувствие его всегда на стороне несчастных, униженных и обездоленных — это слишком ясно чувствуется по той любви и нежности, с которыми он рисует их. Бодлер с безжалостной проницательностью предугадал многое из того, свидетелями чего стали мы. Стоит прислушаться к его суровым и язвительным предсказаниям.

Во всех стихах сборника автор противопоставляет добро и зло. Добро для Бодлера — это совсем не христианская любовь (к Богу или другим людям), это всепоглощающая жажда единения с вечным и бесконечным светом — жажда, которая не может быть утолена только телесными способами, которые имеют аморальную природу.

Бодлер рассматривает человека как совокупность противоречий, как борьбу разных начал — телесного и духовного, высокого и будничного, животного и человеческого. Поэтому в лирическом герое сборника вместе со «звериной» сущностью живет «прекрасная душа», устремленная к Богу. В стихотворении «Гимн красоте» утверждается мысль, что добро и зло в одинаковой степени могут служить источником прекрасного.

Поэту неизвестно происхождение красоты: может, она сошла с небес, а может, поднялась из морских глубин. Но именно красота делает мир другим. Ощущение «ужасов жизни» толкало поэта на поиски новой, еще неведомой красоты, которая вырастала на почве растления и отчаяния, в мире, где торжествует зло.

Трагедия Бодлера в том, что он последний романтик, в душе которого мечта о мощной и победительной красоте сильна так же, как неприязнь ко всему, что ее разрушает. В стихотворении «Гимн красоте» поэт писал:

Ты рождена от звезд или пришла из ада?

О красота, ответь: ты бес иль божество?

Ты к злу или добру влечешь лишь силой взгляда,

Ты, как вино, пьянишь, но ты сильней его.

И что мне, рождена ты светом или тьмою,

Когда с одной тобой, о вечный мой кумир, —

О ритм, о цвет, о звук! — когда с одной тобою

Не так печальна жизнь, не так ужасен мир.

Не случайно в предисловии к «Цветам зла» автор сформулировал основной пункт своей эстетической программы как «извлечение красоты из зла». Идеализация красоты, поиск неведомой вечной сферы духа сделали Бодлера основоположником символизма — течения модернизма, которое естественным образом продолжило романтические традиции.

Ссылка на основную публикацию
×
×