Анализ стихотворения: сочинение

Литература в классе как она есть

Дневник учителя-словесника

Разговор о стихах, или Как научить детей анализировать стихотворение

В осхождение к анализу стихотворения, как и всё на свете, имеет свою обратную сторону. Да, понимание стихотворения в этом случае становится более глубоким, непосвящённый читатель (а таковы почти все наши ученики) многое начинает видеть по-другому, он открывает для себя звуковую красоту стиха, не замеченные ранее образы, детали. Но и сам процесс чтения стихотворения становится более рациональным, холодным и искусственным — в общем, таит в себе множество опасностей.

Никто и никогда из больших критиков так (что имелось в виду — трудно сказать, очевидно, “школьный” вариант плана) не анализирует стихи. Об этом мне сказала одна ученица, и я не могла с ней не согласиться. Вот почему к анализу стихотворения я отношусь очень осторожно. И главная моя задача на уроках по лирике — Пушкина ли, современных ли поэтов — это сохранить желание детей говорить и писать о стихах. Детям должно хотеться (да простят мне этот неуклюжий оборот) писать о стихах. И тогда найдутся и мысли, и слова.

И всё-таки без “шпаргалки” здесь не обойтись.

И я сочиняю для своих восьмиклассников «План анализа стихотворения». Он ни в коем случае не должен быть слишком сухим, длинным и академическим. Лучше всего подойдёт разговорный вариант. Заранее сообщаю, что отвечать можно не на все вопросы, лучше выбрать четыре-пять, но сначала нужно несколько раз прочитать стихотворение, “настроиться” на него, “поймать” своё воображение и заставить его работать.

План сочинения — анализа стихотворения

1. Начни с какой-нибудь ассоциации, зарисовки или расскажи о том, как ты впервые услышал (нашёл) это стихотворение, в общем, напиши “историю знакомства” со стихотворением, если, разумеется, считаешь это нужным.

2. О чём это стихотворение? Есть ли у него название? Как тебе кажется, “подходит” ли оно стихотворению?

3. Каким настроением, чувством проникнуто стихотворение? В каких словах, образах это выражено?

4. Как “сделано” стихотворение, как оно построено? Для этого рассмотри его композицию по строфам. О чём говорится в первой строфе? во второй? в третьей? и т.д. Читай про себя и вслух медленно и не один раз.

5. Какие слова, образы, строчки показались особенно замечательными, запоминающимися? По-
смотри, есть ли в стихотворении эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения? Как ты думаешь, зачем они здесь?

6. Важно ли, каким размером написано стихо­творение? Какие рифмы в нём используются? Отметь звукопись (если она есть). Если не знаешь, что писать об этом, лучше не пиши.

7. Сформулируй своё общее впечатление от стихотворения. Расскажи, чем лично тебе оно показалось интересным, необычным (ещё каким?).

Т акой путь обучения анализу стихотворения, несмотря на его кажущуюся примитивность (конечно, если сравнить с академическим вариантом, где одних только мало понятных большинству учащихся терминов — тема, идея, жанр, строфика, фоника и т.п. — не меньше десятка), в конце концов оправдывает себя. Дети действительно начинают писать сами, им хочется писать, откуда-то берутся и мысли, и слова, и связные фразы, и — главное — своё личностное отношение к стихам Пушкина. И не только Пушкина.

Переходим к практике. Сначала читаем вместе план. Высказываем соображения. Выясняем, всё ли понятно. Один не знает, что такое ассоциации, другой не понимает смысла выражения как “сделано” стихотворение, третий забыл, чем метафора отличается от сравнения. Но это не страшно, можно повторить.

После этого начинается самое трудное — выбор стихотворения для анализа. Сейчас мы изучаем Пушкина, значит, писать сочинение будем об одном из его стихотворений. Дети теряются. Кроме хрестоматийных «Осени» и «Зимнего утра», им, кажется, ничего на ум больше не приходит. Называю несколько стихотворений, о которых можно интересно рассказать. Это — «Цветок», «Бесы», «Ночной зефир. », «Я здесь, Инезилья. », «Фонтану Бахчисарайского дворца», «Паж, или Пятнадцатый год», «Царскосельская статуя», «Зимняя дорога», «Зима. Что делать нам в деревне. », «Признание», «Редеет облаков летучая гряда. », «Туча», «Кавказ»… Что-то из этого списка читаем тут же, что-то оставляем на потом.

Ещё нужно подумать над названием сочинения. Решаем, что назвать его просто «Анализ стихотворения такого-то» ни в коем случае нельзя, неинтересно. Отвергаем, памятуя о провале этой темы на прошлом уроке, и заголовок «Моё любимое стихо­творение Пушкина».

А что же можно? Наперебой предлагают: «Об одном стихотворении Пушкина», «Читаю стихотворение…», «Загадка пушкинского стихотворения», «“Осеннее” (“зимнее”) стихотворение Пушкина» (почему-то ни “весеннего”, ни “летнего” не предложил ни один), «Удивительное стихотворение», «Трудные стихи».

Определившись с выбором стихотворения и заглавием сочинения, стоим перед следующей трудной (кто-то сказал — непостижимой) задачей — с чего начать? Очевидно, мало написать в плане “Начни с какой-нибудь ассоциации…” (см. пункт 1), нужно дать детям конкретные образцы вступлений к сочинению.

Читаю стихотворение «Цветок» — и тут же предлагаю написать три (!) разных вступления к сочинению. “Как это три? Мы и одного не придумаем!” Но я беспощадна: “Три, и не меньше!” Правда, одно всё-таки прочитываю вслух, нужно же как-то зарядить класс.

Возможный вариант зачина беру на этот раз у
И.И. Аркина, в его книге «Уроки литературы в
9 классе» (М.: Просвещение, 1999. С. 79):

“Представьте: у вас в руках книга. Случайно раскрытая, чья-то… И вдруг меж страниц её — забытый предмет. Допустим. цветок. Как отнесётесь к этой находке. Вот именно: «Тоже мне, находка! Цветок. Эка невидаль!» А если книга эта — в руках Пушкина. И вот. «Цветок засохший, безуханный…»”.

Конечно, у детей так легко, так свободно, как у мастера, не получится. Да от них и нельзя этого требовать. Подойдёт и что-нибудь совсем бесхитростное, вроде:

“Цветы. Кто их не любит? Наверное, таких людей нет на свете. Я не исключение, люблю цветы, как и все. Особенно неприметные, полевые. Может быть, поэтому мне особенно близко стихотворение Пушкина «Цветок». ”

Зачин может быть и более книжным, “культурным”, навеянным нашей недавней поездкой в Михайловское, хотя само стихотворение написано не в родовом имении, а в Малинниках у П.А. Осиповой:

“Известно, что Поэт любил цветы. Любил розы, резеду, ландыши, лилии, маки, васильки, незабудки, шиповник… Об этом говорят написанные им стихотворения. Об этом можно прочитать в книге С.Гейченко.

Наверное, не случайно одно из лучших стихо­творений Пушкина называется «Цветок». Просто «цветок». Не важно, какой именно. Не только «безуханный», но и «безымянный»”.

Всё, разбег сделан. Теперь можно писать.

Домашнее задание. Написать сочинение об одном из пушкинских стихотворений. Уже не “по мотивам”, не по ассоциациям, а сочинение — анализ стихотворения.

Не буду разбирать все работы. Остановлюсь на одной, интересной уже самим выбором стихотворения.

Когда Саша Д. подошёл ко мне и сказал, что хочет написать о стихотворении «Паж, или Пятнадцатый год», я, признаться, удивилась. Хотя оно и было в нашем списке, не думала, что кто-то возьмётся его анализировать. Об этом стихотворении, по-моему, вообще никто никогда не писал. Кроме даты написания (1830, Болдинская осень) и отсылки эпиграфа к имени Керубино (пажа из комедии Бомарше «Свадьба Фигаро»), в комментарии больше ничего нет. Это тот случай, когда писать ученик должен сам.

Сочинение я читала дважды. После небольшой правки оно получилось таким.

Моё пушкинское стихотворение

Стихотворение «Паж, или Пятнадцатый год» один из критиков назвал в числе тридцати других “мелких стихотворений, написанных во время знаменитой Болдинской осени”. “Мелких” — значит незначительных, не достойных упоминания и тем более анализа? Для кого как!

“Пятнадцать лет мне скоро минет; // Дождусь ли радостного дня?” — так мог бы, наверное, сказать любой из моих сверстников. Но не скажет, потому что не та эпоха, не тот язык, не та культура. А вот чувства, выраженные в стихотворении, всё те же.

Кто такой паж? Это “мальчик или молодой человек из дворян, состоящий при знатной особе, монархе”. Указание на возраст очень важно; слова “пятнадцать лет” и “пятнадцатый год” повторяются в стихотворении дважды — в названии и в первой строке, а ещё в эпиграфе, взятом из комедии Бомарше «Свадьба Фигаро»: “это возраст Керубино…”. (Я недавно смотрел Бомарше в театре и имею представление об этом паже.)

Но у Пушкина, несмотря на французский эпиграф, свой паж. Честолюбивый, “важный”, хвастливый, самонадеянный, задиристый (“Попробуй кто меня толкнуть”) и в то же время ранимый, неуверенный. Как все подростки. Над ним хочется смеяться, но… нельзя. Нельзя, над нами, подростками, смеяться!

Поведение пушкинского Керубино тоже двойственно. С одной стороны, он ещё мальчик (хотя сам о себе и говорит: “Уж я не мальчик — уж над губой // Могу свой ус я защипнуть…”), а с другой — ведёт себя как молодой мужчина, который уже нравится дамам, особенно одной, и, кажется, счастлив в любви. Однако любовь эта какая-то несерьёзная, больше похожая на игру. Лёгкость стиха и шутливость интонации, по-моему, подтверждают это. Особенно мне нравится конец: “Хотите знать мою богиню, // Мою севильскую графиню. // Нет! ни за что не назову!”

Мне кажется, что это стихотворение на все времена. Ведь дух пушкинского пажа близок всем подросткам. Все юноши в пятнадцать лет ведут себя так же, думают о том же, смотрят на мир так же.

Читайте также:  Вольтер: сочинение

Е сли восьмиклассники берутся за такие пушкинские стихи, значит, научить анализировать стихотворение можно. А план… Что ж, план иногда можно “отодвинуть” и довериться только Пушкину, собственному восприятию и своему жизненному опыту, каким бы малым он ни был.

Анализ стихотворения: сочинение

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ.

Основная задача урока-практикума – углубить и расширить знания по теме «Основные теоретико-литературные понятия, необходимые при анализе стихотворения».

С целью повышения уровня речевого развития повторяем поэтические тропы и стилистические фигуры ( определение, стилистическая функция, примеры ). Большое внимание уделяется на этих практических занятиях повторению фонетических средств языка: звукописи как совокупности приемов аллитерации и ассонанса, лексических и синтаксических единиц и их стилистической роли в данных текстах.

В дальнейшем, повторяя этот материал, работаем по определению стихотворного размера, который определяет ритм стихотворения. Учащиеся получают фрагменты стихотворений и определяют размер, ритм, рифму, строфику, интонацию.

Определить стихотворный размер – занятие увлекательное. Больше всего учащиеся любят этим заниматься на факультативе. Они познают «тайны» стихотворения, эти упражнения развивают слух, умение читать выразительно. Определяя стихотворный размер, ребята видят ритмический рисунок произведения, т.е. его мелодию, музыку стихотворной речи.

Заучивая определение рифмы, ее разновидности по расположению в строфе

(парная, перекрестная, кольцевая) и по месту ударения (мужская, женская, дактилическая), учащиеся на практике убеждаются, что мужская рифма придает стиху энергичное, резкое звучание; чем дальше ударение от конца стихотворения, тем мягче звучание стиха.

Читая строфы стихотворения, внимательно вслушиваемся в каждую строку: каждая из них подобна чуду, тайна поэтического слова открывается

только внимательному взгляду. Ребята задумываются, в чем тайна звучания строф. Слушая стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза», они делают для себя открытие и удивляются, как художник слова передал музыку грозы

просто и гениально: он употребил звукопись, одно из главных средств выразительности поэтической речи.

А дальше идет работа по решению одной из труднейших задач: это анализ лексического строя стихотворения. Учащиеся должны знать, что он связан с авторской мыслью, с идеей. На примерах отрывков из произведений Пушкина, Лермонтова, Некрасова и др. учащиеся приводят синонимические ряды, антонимы, архаизмы, диалектизмы, фразеологизмы и определяют их стилистическую роль.

Анализируя стихотворение, обращаю внимание ребят на особенности синтаксиса, порядка слов. В стихах Пушкина, Лермонтова школьники быстро находят инверсию, думают о роли ее в данном тексте. «Перестановка» слов дает возможность сравнить и увидеть, насколько выразительнее, методичнее звучит строка, содержащая инверсию:

Роняет лес багряный свой убор,

Серебрит мороз увянувшее поле.

Белеет парус одинокий,

В тумане моря голубом! .

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном? .

Одно из самых важных понятий при анализе поэтического текста – это понятие « лирического героя» ( лирическое «я» ).

Лирический герой – это первое лицо, от которого ведется речь в стихотворении. Зная определение, ребята понимают, что помогает поэту передать « мироощущение» любого существа в необъятном мире лирическое «я».

Учащиеся уясняют: необходимо проводить грань между понятием, «автор» и «лирический герой», даже если они кажутся очень похожими. Можно говорить о близости автора и лирического героя, но это не одно и тоже лицо.

Вот теперь, когда учащиеся в какой-то мере овладели теоретико-литературной подготовкой, даю советы и рекомендации:

– выразительно прочитайте стихотворение;

– создайте в вашем воображении те картины, которые рисует автор;

– определите основную мысль и подумайте, как удалось поэту передать свои чувства и воздействовать на ваши эмоции?

– какие языковые средства избрал поэт, чтобы донести до нас живую авторскую мысль?

Постарайтесь передать это в своей речи, не нарушая поэтической прелести стихов.

Каждый методист строит схему и план анализа поэтического произведения по-своему. В своей педагогической практике я использую следующую схему

СХЕМА АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

I. «Выходные данные».

1. Автор, название, время появления, история создания, место

творчества автора, кому посвящено.

2. Характеристика эпохи и ее отражение в стихотворении.

3. Жанровое своеобразие.

4. Сведения о литературной ситуации:

а) как было принято стихотворение?

б) какие существовали в поэзии течения и направления, к кому был

II. Структура образов в развитии конфликта.

1. Структура содержания.

2. Тема, основная мысль, проблема.

3. Лирический образ или герой.

4. Движение мысли и чувства в художественном тексте. Развитие конфликта и сюжета (если он есть).

5. Специфика сюжета (количество сюжетных линий, завязка, кульминация, развязка).

III. Основные особенности поэтического языка.

1. Время и пространство в произведении.

2. Художественные приемы и их роль в раскрытии внутреннего мира героя.

3. Основные изобразительно-выразительные средства языка:

а) поэтические тропы (эпитеты, метафоры, сравнения,

олицетворения, метонимия и др.);

б) стилистические фигуры (инверсия, градация, оксюморон,

параллелизм, риторические вопросы, восклицания, обращения,

анафора, эпифора и др.);

звукопись (аллитерация, ассонанс);

в) поэтическая лексика (синонимы, антонимы, архаизмы и др.);

г) особенности синтаксиса.

4. Стихотворный размер.

5. Рифма ( по расположению в строфе (парная, перекрестная,

кольцевая ); по месту ударения (мужская, женская, дактилическая),

точные и неточные рифмы;

6. Строфика (двустишие, терцет, катрен, пятистишие, октава, сонет

IV. Нравственный аспект (ваше личное отношение. ).

Отрабатывая данный жанр сочинения (анализ поэтического произведения), продолжаю работу по совершенствованию культуры речи.

Это позволяет учащимся давать нормативные оценки языковым явлениям, строить свою письменную и устную речь соответственно орфографическим, лексическим, морфологическим и синтаксическим нормам языка. Культура владения словом, фразой, предложением, абзацем, текстом – основа языкового анализа текста любого типа и стиля речи. Учащимся даются методические советы.

Среди элементов культуры речевой деятельности, от которых зависит успех творческой работы, можно выделить:

– логическое построение речи с помощью аргументов, использование арсенала средств убеждения;

– содержательность, обстоятельность информации, убедительность;

– совершенство форм языка, стиля, образная эмоциональная выразительность речи;

– умение сделать соответствующий вывод.

К сожалению, в школе до сих пор не введена риторика, и приходится доносить до школьника только фрагменты этой удивительной науки о красноречии, искусства говорить и писать хорошо. Изучив такие темы риторики, как «Поэтические тропы», «Лексическая культура», «Грамматическая культура», «Образно-эмоциональная выразительность речи», учащиеся чувствуют себя увереннее, им легче преодолеть самые уязвимые места сочинения: бедность лексики, однообразие синтаксических конструкций, нарушение стилевого единства.

Создав авторскую программу для учащихся старших классов, в течение нескольких лет стараюсь увлечь учащихся исследовательской работой по глубокому изучению речеведческих понятий и функциональных стилей. Зная стилистическую теорию (функциональный стиль, его функция, стилевые черты, жанры, особенности языковых средств), ребята ведут наблюдение и исследование текстов-образцов.

Использую с этой целью следующие приемы и методы:

– наблюдение над языковыми особенностями текста;

– сопоставление параллельных текстов разного стиля; выявление языковых особенностей;

– стилистический анализ исходного текста;

– создание текста определенного стиля.

Эрудиция в данном плане накапливается у ребят, начиная с пятого класса, когда они изучают фонетические, лексические, морфологические и синтаксические единицы речи. Главное при этом не забыть продемонстрировать детям, как практически используют их мастера слова.

Значит, ребята уясняют постоянно стилистическую функцию этих единиц речи, и урок, несущий эстетическое наслаждение, будет праздником для детей, многие из них попытаются использовать простые звуки, слова и предложения так, чтобы они стали волшебными при описании времени года, своего любимого уголка природы, животного, картины и т.д.

Слабое звено при создании сочинения на литературную тему – отсутствие литературоведческого анализа, неумение выразить авторскую позицию и свое личное отношение к проблеме. Читая лирические и прозаические произведения, учитель обращает внимание школьников на то, что писатели и поэты изображают словами природу, людей, поступки, мысли и чувства, и каждое слово в художественном тексте подчинено не только правилам лингвистики, оно живет в системе правил и приемов создания художественных образов. Язык произведения связан с родом, жанром, композицией, сюжетом, с темой, идеей, и проблематикой. И постичь все это помогает исследование текста.

Зная основные элементы структуры художественного произведения, учащиеся на уроках литературы вырабатывают навыки литературоведческого анализа: определяют идейный замысел, композицию, жанрово-стилевые особенности, выявляют сюжет, находят изобразительно-выразительные средства языка, дают характеристику герое на основе художественных приемов.

В своей практической деятельности использую текстуальный, проблемно-текстуальный и целостный анализ текста. Анализируя художественное произведение, учащиеся получают задание: собрать весь арсенал средств для создания сочинения определенного жанра.

Главная задача учителя литературы – подготовить ребят к эстетическому восприятию

художественного произведения, а основной путь анализа – искать приемы в самом произведении. В этом плане очень хорошим подспорьем являются методические разработки учителя литературы

Е.Н. Ильина, ведущего ученика от художественной детали к пониманию художественного образа, проблематики, идейному пафосу произведения.

Становясь в позицию исследователей, ребята под руководством учителя находят приемы анализа произведения, рассматривают его, соблюдая закон единства формы и содержания.

В процессе работы над разными видами сочинений (групповая характеристика, индивидуальная характеристика, сравнительная характеристика, литературно-критическое сочинение, сочинение на свободную тему) школьники знакомятся с особенностями важнейших мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

Решая задачу, как в данном герое отражается авторское видение мира, учитель воспитывает в детях высокие нравственные качества.

Используя в практике схему, которая ориентирует учащихся на рассмотрение произведения или его компонентов, а также схему анализа прозаического произведения, школьники уже при первом чтении произведения имеют возможность расставить все данные по теме по своим местам, а также предупредить типичную ошибку: рассмотрение содержания в отрыве от формы. Овладев анализом художественного произведения, старшеклассники работают над сочинениями различных жанров.

Читайте также:  Искандер: сочинение

Работа над такими жанрами сочинений, как рецензия, эссе, литературно-критическая статья, развивает у ребят творческую фантазию, образное мышление, художественный вкус, самостоятельность суждений.

В практике работы использую следующие формы и приемы обучения сочинениям:

– овладение теоретическими сведениями из области литературы и русского языка;

– выяснение своеобразия жанра;

– чтение и обсуждение художественного произведения и литературной критики разных жанров;

– текстуальный, проблемно-текстуальный анализ;

– работа над структурой литературно-критической статьи;

– подбор эпиграфа, составление плана;

– обучение аргументации, способам введения цитат в речь;

– систематизация материала по теме;

– выписки из критических статей;

– сопоставление двух точек зрения;

– использование кино, живописи, музыки;

– составление вопросов и методических рекомендаций, помогающих учащимся написать работу в определенном жанре;

– упражнения по предупреждению и исправлению типичных ошибок в письменных работах;

– экскурсия в творческую лабораторию писателя, художника;

– рецензирование, анализ, письменных работ;

– редактирование и взаиморедактирование;

– выявление причины нарушения стилевого единства в негативном тексте;

– стилистический и лингвистический анализ фрагментов художественного произведения;

– анализ эпизода художественного произведения;

План сочинения по стихотворению

План сочинения по стихотворению

План сочинения поможет школьнику систематизировать мысли по прочитанному материалу, выявить главную мысль произведения. План может выглядеть следующим образом:

  • Фамилия, имя, отчество автора, история создания и дата произведения.
  • Пересказ стихотворения своими словами. Подробный пересказ сюжета произведения. Необходимо обратить внимание на настроение текста.

Часто в лирическом тексте сюжет отсутствует, так как главное в лирике – эмоции и чувства, а не повествование

  • Изобразительно-выразительные средства. Средства выразительности очень важны при написании сочинения, они показывают язык автора во всей красе, кроме того раскрывают главную сущность стихотворения.

К изобразительно-выразительным средствам относят эпитет, метафору, метонимию, синекдоху, гиперболу, литоту, оксюморон и многие другие

  • Тема и основная мысль. Здесь указывается какова тема произведения, что именно хотел сказать автор, написав этот текст.
  • Собственное мнение. Без собственного мнения сочинение будет неполным, поэтому в конце необходимо выразить свою точку зрения на заданную тему, объяснить, чем вам понравилось данное стихотворение.

Рис. 1. План анализа стихотворения

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам написать сочинение по стихотворению, сделать это грамотно и целостно. Здесь проведен примерный план, ориентируясь на который ученики смогут выполнить задание легко и без проблем.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 56.

Не понравилось? – Напиши в комментариях, чего не хватает.

Содержание

  1. План сочинения по стихотворению
  2. Что мы узнали?

Бонус

  • Тест по теме
  • Как быстро выучить стих
  • Ямб
  • Виды рифмовки в стихотворении План сочинения по стихотворению

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Даниил Кошелев 625
  2. 2. Игорь Проскуренко 438
  3. 3. Владимир Кунтин 196
  4. 4. Арина Процанова 147
  5. 5. Виолетта Иванова 122
  6. 6. Полина Томашец 121
  7. 7. Арина Бутусова 96
  8. 8. Николай Алексеев 84
  9. 9. Александр Кузьмин 64
  10. 10. Елизавета Кузьмина 63
  1. 1. Кристина Волосочева 18,535
  2. 2. Ekaterina 18,121
  3. 3. Юлия Бронникова 18,110
  4. 4. Darth Vader 17,256
  5. 5. Алина Сайбель 16,787
  6. 6. Мария Николаевна 15,775
  7. 7. Лариса Самодурова 15,735
  8. 8. Liza 15,165
  9. 9. TorkMen 14,876
  10. 10. Влад Лубенков 13,530

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

План анализа стихотворения по литературе

Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.

План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Моё восприятие стихотворения.
  10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.

Пример анализа стихотворения по плану

1. Автор и название стихотворения. А.С. Пушкин «Анчар».

2. История создания стихотворения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, через 2 года, как Пушкин вернулся из ссылки.

Замысел для написания «Анчара», судя по всему, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в данном произведении.

Относительно сюжетной основы стихотворения — поэта вдохновили сразу два источника, а именно: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше, который рассказывал в них о якобы растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осуждённых на смертную казнь. Они должны были принести яд вождю племени. А.С. Пушкин вдохновился данным сюжетом, но переработал его в соответствии со своим замыслом.

3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

4. Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесённый им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево.

Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

5. Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.

Во второй части произведения поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть яд, необходимый для дальнейших завоеваний, причём раб подчиняется ему беспрекословно.

6. Образ лирического героя. Мысли и чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале он рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Герой повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти, однако зловещий холодок и грозные интонации присутствует в его рассказе.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:

  • метафоры – «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь чёрный на древо смерти набежит», «послушно в путь потёк»;
  • эпитеты – «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения – «Анчар, как грозный часовой»;
  • инверсии – «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь чёрный».

В стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб». Для её создания А.С. Пушкин использовал не только эпитеты («бедный раб» – «непобедимый владыка»), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

8. Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.

Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

9. Моё восприятие. Моё восприятие стихотворения «Анчар» заключается в том, что я придерживаюсь мнения автора. Пока есть рабы, будет процветать и тирания. Когда человек достаточно смел для того, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен для того, чтобы бороться за своё до конца, у зла не будет над ним власти.

10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удавалось проникать в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

Читайте также:  Ахмадуллина: сочинение

Как писать сочинение- анализ стихотворения в 5-6 классах. – презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемБогдан Ивин

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Как писать сочинение- анализ стихотворения в 5-6 классах.” — Транскрипт:

1 Как писать сочинение- анализ стихотворения в 5-6 классах

2 Подготовка к сочинению. Прочитай стихотворение несколько раз. Узнай сведения об авторе стихотворения. Найди материал, касающийся рассматриваемого стихотворения, историю его создания (эти сведения помогут осмыслить стихотворение, его тему и главные образы, к тому же их можно использовать во вступлении). Какую картину рисует поэт? Представь её себе, запиши, что представил. Попросту перескажи стихотворение своими словами. Какие чувства передаёт поэт в стихотворении? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства? Запиши в черновик, пользуясь при затруднении словарём настроений (смотри ниже). Какие изобразительно-выразительные средства помогли создать эту картину? (Найди слова в переносном значении, сравнения, подчеркни их в стихотворении, дай им определение, пользуясь словарём терминов.) Какие образы помогают нарисовать данные изобразительно-выразительные средства? Выдели главные, центральные образы. Подумай, о чём стихотворение (это будет его темой). Что же хотел сказать поэт в своём произведении, какую мысль высказал? (Это будет основной мыслью стихотворения). Запиши в черновик. Какие чувства вызывает стихотворение у тебя? Что ты представляешь, когда читаешь стихотворение? Запиши. Собери все черновые записи и систематизируй их, пользуясь планом сочинения анализа сочинения (смотри ниже). В конце работы проверь, нет ли речевых недочётов, ошибок в содержании, исправь их, а затем проверяй орфографические и пунктуационные ошибки.

3 План сочинения Кто автор? Год издания стихотворения. Тема и основная мысль стихотворения. Какую картину рисует поэт? Какое настроение передаёт? Главные образы. Изобразительно- выразительные средства. Какие чувства вызывает стихотворение?

4 Ст. написано в 1956.г.П. предпочитает, чтобы мир говорил за него и вместо него. “Единение с природой придаёт стихам Пастернака особую интимность и подлинность”. Пересказ “своими словами” Поэт создаёт картину июля. Автор показывает его в образе “степного нечёсаного растрёпы”, называя “призраком”, “двойником”, “баловником-невежей”. Июль врывается в дом ветром, сквозняком, и всё приходит в движение: скатерть, занавеска. С ним приходят запахи липы и травы, гроза и пух одуванчиков. Настроение Поэт передаёт весёлое, жизнерадостное настроение. Изобразительно-выразительные средства Олицетворение: “ног у порога не обтёрши, вбегает в вихре сквозняка”, “июль. всё громко говорящий вслух”. Обилие глаголов, передающих движение: бродит, мелькают, болтается, мешается, крадётся. Тема и основная мысль Тема: Поэт говорит об особом очаровании июля, такого разного, живого, как вихрь. Осн. мысль: Пастернак хочет показать, какое жизнерадостное настроение вносит июль в дом своей разноликостью и вечным движением. Моё восприятие Вспоминаю летние деньки, чувствую дуновение июльского ветерка и запах скошенной травы. Материалы к сочинению

5 Речевые клише помогут составить предложения В стихотворении… (автор, название) говорится о… В стихотворении…(название)…(фамилия поэта) описывается… Поэт хочет запечатлеть словами…. Для того чтобы передать … настроение, автор использует (восклицательные предложения, яркие эпитеты, метафору, олицетворение и т.д.). С помощью… автор дает нам возможность увидеть (услышать)…. Используя…, поэт создает образ… Лирический герой этого стихотворения представляется мне…. Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: …(например) Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (весны и т.п.) передают (эпитеты, метафоры): … Сопоставление (противопоставление) образов … помогает ярче передать настроение (замысел) поэта. Стихотворение вызывает у меня чувство…

6 Словарь настроений (поможет подобрать нужное слово для передачи настроения) Позитивное торжественное восторженное, очарованное радостное, радужное веселое, светлое восхищается, восторгается восторженно- радостное легкое, светлое, нежное игривое умиротворенное теплое спокойное приподнятое Негативное Печалится жалеет о …, сожалеет о… поэту жаль…,переживает за негодует расстроен поэту больно от …, с болью в сердце пишет о… грустно, с грустью говорит о… сердито тоскует по … с волнением говорит о… испытывает чувство горечи

Анализ стихотворения «Я встретил вас — и всё былое» (Ф. И. Тютчев)

Любовь является неисчерпаемым источником вдохновения для каждого из нас. Зачастую мы совершаем те или иные поступки, находясь под влиянием нежных чувств, и лишь способ их выражения у каждого свой. В творчестве каждого поэта рано или поздно появляются строки, посвященные человеку, который занимает большое место в его сердце. Стихотворение «Я встретил Вас…» по праву считается наилучшим образцом любовной лирики в творчестве русского мыслителя и поэта Федора Ивановича Тютчева.

В разборе от Многомудрого Литрекона будут освещены все наиболее важные и интересные детали возникновения этого стихотворения, а именно история его создания, стилистические и жанровые особенности, а также будет раскрыта основная мысль, вложенная автором в эти строки.

История создания

Произведение, ставшее главным в творчестве писателя, Ф. Тютчев написал в 1870 году, будучи на тот момент уже в возрасте 67 лет. Но, вопреки прошедшим годам, произведение наполнено глубокими, сильными эмоциями и трепетом любящего сердца.

Стоит отметить, что изначально это стихотворение было озаглавлено инициалами «К.Б.», за ними скрывается имя той самой девушки, в которую и был влюблен поэт во времена своей молодости. К сожалению, этой любви не удалось сбыться, ведь родители девушки были против их союза, и ей пришлось связать свою судьбу с другим мужчиной. Эта драма, несомненно, отразилась на дальнейшем творчестве писателя, ведь такие переживания остаются шрамами на сердце на всю жизнь.

Однако, находясь в пожилом возрасте, когда, казалось бы, в сердце поэта уже не было места для сильных чувств, Тютчев вновь встречает ее, ту самую девушку- Амалию Крюденер (в девичестве – Лерхенфельд). Нахлынувшие воспоминания вновь заставляют поэта чувствовать полноту жизни, теплоту и любовь, точно все это волшебный сон.

Жанр, направление, размер

Жанр, в котором был создан стих «Я встретил Вас…», до сих пор вызывает споры в литературной среде. Часть людей относит это стихотворение к жанру «ода», так как оно посвящено конкретному человеку и воспевает чувства к нему, остальные же считают текст элегией, ведь именно она выражает личные переживания человека, имеет грустное настроение и переплетается с философскими мотивами.

В стихотворении «Я встретил Вас…» используется перекрестная рифма- АВАВ. Первая и третьи строки – это женская, вторая и четвёртая – мужская рифма. Стихотворный размер – двухсложный ямб.

Образы и символы

Стихотворение «К.Б.» наполнено яркими образами и символами, что характерно для романтизма.

Внутреннее состояние романтического героя выражают времена года, а именно осень и лето. Старость и угасшие чувства писатель ассоциирует с осенью, а воспоминания о молодости и возрождение былых чувств — с весной.

Можно заметить, что в четвертой строфе стихотворения появляется мотив сна: «Гляжу на вас как бы во сне». В этом четверостишие поэт демонстрирует читателю, что лирический герой еще не утратил способность чувствовать, и сердце человека любого возраста открыто для любви.

Темы и настроение

Безусловно, единственная и очевидная тема, поднимаемая Тютчевым в стихотворении «Я встретил Вас…», это тема любви. Автор пишет о том, как встретил свою возлюбленную после разлуки длиною в жизнь, о чувствах, которые вновь ожили в нем, «…и сердцу стало так тепло».

Несмотря на то, что стихотворение «Я встретил Вас…» достаточно короткое, автору прекрасно удалось передать то настроение, в котором пребывает человек, попавший в подобную ситуацию. С абсолютной точностью он смог описать то смятение, тот трепет и восторг, ту светлую печаль и ностальгию, которую испытывает мужчина, внезапно встретивший женщину, которую он когда-то сильно любил.

Основная идея

Основная мысль стихотворения «Я встретил Вас…» заключается в том, что любовь дарит нам заряд жизненной силы. Герой после долгих лет разлуки встречает свою любимую женщину, и былые чувства возрождаются в его душе. Он с трепетом вспоминает свою молодость, то золотое время, когда он и его возлюбленная были так молоды и так счастливы.

Глядя на любимую женщину, герой замечает, что спустя время она совсем не изменилась, в его глазах она осталась такой же прекрасной юной девушкой. Он снова чувствует себя вдохновленным и полным сил, пусть даже и на мгновение. Смысл его посыла сводится к тому, что воскресшее чувство к женщине озарило его душу. Любовь прекрасна даже в осенней своей поре, когда от ее света остались лишь блики.

Средства выразительности

Проанализировав стихотворение «Я встретил Вас…», можно найти достаточно много средств выразительности, которые помогают автору передать его смысл и настроение. Совокупность всех этих приемов создает у читателя ощущение сопереживания лирическому герою и помогает этим строкам закрепиться в памяти на долгие годы.

  1. Тютчев использует эпитеты: “в отжившем сердце”, “время золотое”, “душевной полноты”, метафоры: “весь обвеян дуновеньем”, “сердцу стало так тепло”.
  2. Нельзя не отметить ряд олицетворений: “…все былое… ожило”, “…жизнь заговорила вновь”, — и гиперболу: “Как после вековой разлуки…”.
  3. С целью усиления производимого на читателя эффекта поэт прибегает к таким художественным средствам, как анафора (“Тут не одно…”, “Тут жизнь…”; “И то же в вас…”, “И та ж в душе…”), и градация (“Бывают дни, бывает час”).
  4. А неповторимое звучание данного стихотворения (которое в последствие стало одноименным романсом) достигается с помощью таких приемов, как многократное повторение согласных: “з”, “с”, “д”, “т”, “б”, “п” (аллитерация) и повторение гласных “о”, “а”, “е”. (ассонанс).

Ссылка на основную публикацию
×
×