Ахмадуллина: сочинение

Сочинение: Белла Ахмадулина жизнь и творчество

Белла Ахмадулина

Жизнь и творчество

Белла Ахатовна Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве. В числе предков с материнской стороны-итальянцы, осевшие в России, и среди них- революционер Стопани.Школьницей работала внештатным корреспондентом газеты «Метростроевец».Стихи писала с детства, занималась в литобъединении при ЗИЛе у поэта Е. Винокурова. По окончании школы поступила в Литературный институт имени Максима Горького. Во время учебы в Литинституте Ахмадулина публиковала стихи в литературных журналах и в рукописном журнале «Синтаксис».

• В 1959 году Ахмадулина была исключена из института за отказ участвовать в травле Бориса Пастернака, но затем восстановлена. В 1960 году окончила институт с отличной оценкой дипломной работы. В 1962 году стараниями поэта Павла Антокольского была издана первая книга Ахмадулиной «Струна». Поэтический сборник «Озноб», в котором были собраны все стихи, написанные в течение 13 лет, вышел в эмигрантском издательстве «Посев» (1969, ФРГ). Несмотря на это «крамольное» событие, книги Ахмадулиной, хотя и подвергались строгой цензуре, продолжали издаваться в СССР: «Уроки музыки» (1969), «Стихи» (1975), «Свеча», «Метель».

• К этому времени она по праву считалась одним из наиболее ярких поэтов, начинавших свой творческий путь во время «оттепели». Героями стихов Ахмадулиной становились русские поэты — от Пушкина и Цветаевой до друзей и современников А.Вознесенского и Б.Окуджавы, а также простые люди — «кривая Нинка», «электрик Василий». Ахмадулина много переводила грузинских поэтов Н.Бараташвили, Г.Табидзе, С.Чиковани. Она — автор многочисленных эссе о В.Набокове, А.Ахматовой, М.Цветаевой, Вен.Ерофееве, А.Твардовском, П.Антокольском, В.Высоцком и других крупных творческих личностях, которые, по ее словам, «украсили и оправдали своим участием разное время общего времени, незаметно ставшего эпохой».

• В 1977 году она была избрана почетным членом Американской академии искусства и литературы. В 1988 году вышла книга «Избранное», за ней последовали новые поэтические сборники. Сюрреалистический рассказ Ахмадулиной «Много собак и собака» вошел в неофициальный альманах «Метрополь» (1979).

• Влечет меня старинный слог. Есть обаянье в древней речи. Она бывает наших слов и современнее и резче. Вскричать: «Полцарства за коня!» — какая вспыльчивость и щедрость! Но снизойдет и на меня последнего задора тщетность. Когда-нибудь очнусь во мгле, навеки проиграв сраженье, и вот придет на память мне безумца древнего решенье. О, что полцарства для меня! Дитя, наученное веком, возьму коня, отдам коня за полмгновенья с человеком, любимым мною. Бог с тобой, о конь мой, конь мой, конь ретивый. Я безвозмездно повод твой ослаблю — и табун родимый нагонишь ты, нагонишь там, в степи пустой и порыжелой. А мне наскучил тарарам этих побед и поражений. Мне жаль коня! Мне жаль любви! И на манер средневековый ложится под ноги мои лишь след, оставленный подковой. 1958

• Хочу я быть невестой, красивой, завитой, под белою навесной застенчивой фатой. Чтоб вздрагивали руки в колечках ледяных, чтобы сходились рюмки во здравье молодых. Чтоб каждый мне поддакивал, пророчил сыновей, чтобы друзья с подарками стеснялись у дверей. Сорочки в целлофане, тарелки, кружева… Чтоб в щёку целовали, пока я не жена. Платье мое белое заплакано вином, счастливая и бедная сижу я за столом. Страшно и заманчиво то, что впереди. Плачет моя мамочка,- мама, погоди.… Наряд мой боярский скинут на кровать. Мне хорошо бояться тебя поцеловать. Громко стулья ставятся рядом, за стеной… Что-то дальше станется с тобою и со мной. 1955

• Поэзия для Ахмадулиной — самооткровение, встреча внутреннего мира поэта с миром новых (магнитофон, самолет, светофор) и традиционных (свеча, дом друга) предметов. Для ее поэзии все — даже любая мелочь — может служить импульсом, окрылить смелую фантазию, рождающую дерзкие образы, фантастические, вневременные события; все может стать одухотворенным, символичным, как любое явление природы («Сказка о дожде», 1964). Ахмадулина расширяет свою лексику и синтаксис, обращается к архаическим элементам речи, которые она переплетает с современным разговорным языком. Отчужденное употребление отдельных слов возвращает им в контексте первоначальный смысл. Не статика, а динамика определяет ритм стихов Ахмадулиной. Поначалу доля необычного в стихах Ахмадулиной была очень велика по сравнению с большинством русских стихов того времени, но затем ее поэзия стала проще, эпичнее.[1]

1964Живёт такой парень

1970Спорт, спорт, спорт

Награды и премии

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 августа 2007 ) — за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность [2]

• Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 апреля 1997 ) — за заслуги перед государством и выдающийся вклад в развитие отечественной литературы [3]

Орден Дружбы народов (1984 )

• Лауреат Государственной премии СССР (1989 )

• Лауреат Государственной премии России (2004 )

• Лауреат премии фонда «Знамя» (1993 )

• Лауреат «Носсиде» (Италия, 1994 )

• Лауреат премии «Триумф » (1994 )

• Лауреат Пушкинской премии фонда А. Тепфера (1994 )

• Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1998 )

• Лауреат «Брианца» (Италия, 1998 )

• Лауреат журнала «Дружба народов» (2000 )

• Лауреат премии имени Булата Окуджавы (2003 )

Сочинение по произведению на тему: Художественное своеобразие творчества Беллы Ахмадулиной

Замечательная поэтесса Белла Ахмадулина вошла в русскую литературу на рубеже 1950–1960-х гг., когда возник беспримерный массовый интерес к поэзии, причем не столько к печатному, сколько к озвученному поэтическому слову. Во многом этот «поэтический бум» был связан с творчеством нового поколения поэтов – так называемых «шестидесятников». Одним из наиболее ярких представителей этого поколения стала Белла Ахмадулина, сыгравшая наряду с А. Вознесенским, Е. Евтушенко, Р. Рождественским, Б. Окуджавой огромную роль в возрождении общественного самосознания в стране в период «оттепели».

Начало литературного пути Беллы Ахмадулиной пришлось на время, когда были живы и активно работали Б. Пастернак, А. Ахматова и В. Набоков – корифеи русской литературы XX в. В эти же годы внимание общества было приковано к трагической судьбе и творческому наследию О. Мандельштама и Цветаевой. Именно Ахмадулиной выпала нелегкая миссия подхватить поэтическую эстафету из рук великих предшественников, восстановить, казалось бы, навечно распавшуюся связь времен, не дать прерваться цепочке славных традиций отечественной словесности. И если сейчас можно смело говорить о существовании самого понятия «изящная словесность», то это во многом является заслугой Б. Ахмадулиной перед русской литературой.

Поэтесса с редким постоянством пишет об окружающей ее повседневности, но эта повседневность не будничная, а облагороженная прикосновением ее пера, приподнятая над суетой, проникнутая высокой духовностью и, благодаря постоянным историческим экскурсам и реминисценциям из классики, приобретающая особое измерение. Из неприметных моментов жизни, оттенков настроения, обрывков мыслей и наблюдений поэтесса строит свой мир – мир нежности, доброты и доверия к людям.

Тенденция к осмыслению судьбы общества, судьбы личности, отечественной культуры, соотносимых с гуманистическими идеалами христианства, нашла выражение в новых произведениях Б. Ахмадулиной. Она стремится «поднять планку» поэтической культуры, соединить в своем творчестве традиции допушкинской, классической литературы и модернизма, приблизить современника к его собственным языковым особенностям, побудить мыслить, дорожа тай ной каждогFо слова. Стих поэтессы нередко напоминает одну огромную метафору, смысл которой «затемнен», ибо включает в себя множество других смыслов, оттенков, образов, сцепленных между собой прихотливо, подчиняясь чувству, которое движет автором, следуя мучительным попыткам постичь и выразить сущность явлений адекватно, не упрощая и не искажая.

Б. Ахмадулина отказывается от сюжета: тема и идея не столько «задаются», сколько «отыскиваются» в результате развертывания поэтической эмоции.

Главное для поэтессы присвоение – присвоение всего, что дорого, перед чем она преклоняется, что волнует, мучит, возвышает. Присвоение – значит любовь, восхищение, сопереживание, сострадание, столь полные и безоглядные, что без них Б. Ахмадулина не мыслит самое себя. Присвоенное – значит пропущенное через душу, глубоко потрясшее, облитое слезами, навсегда ставшее неотъемлемой частью внутреннего мира.

Открывая для себя кого-либо, Б. Ахмадулина как бы проживает его судьбу, входит в его художественный мир так глубоко, что неизбежно преобразует собственное творчество.

Повествуя о современности, Б Ахмадулина выступает как радетель «сирых» и убогих, слабых и беззащитных, как хранитель нравственно-религиозных устоев русского народа. С горечью пишет она об исковерканной жизни многих поколений, о грустном, запущенном виде родной земли. Картина оскудения и развала, ироническая и печальная, воссоздана в стихотворении «Так дружно весна начиналась: все други». Свои надежды на спасение России поэтесса связывает с утверждением религиозно-нравственного начала в душах людей с духовным возрождением общества.

Как бы мы ни относились к религиозно окрашенным произведениям Б. Ахмадулиной, нельзя не ощутить устремленности к высшему, вечному.

Ахмадуллина Б. биография

АХМАДУЛИНА, БЕЛЛА АХАТОВНА , русская поэтесса. Родилась 10 апреля 1937 в Москве. Школьницей работала внештатным корреспондентом газеты “Метростроевец”. Стихи писала с детства, занималась в литобъединении при ЗИЛе у поэта Е. Винокурова.

Читайте также:  Достоевский: сочинение

В 1955 в газете “Комсомольская правда” было опубликовано ее стихотворение Родина. По окончании школы поступила в Литературный институт им. А. М. Горького.

Стихи, поданные на творческий конкурс при поступлении, удостоились высокой оценки И. Сельвинского: “поразительные по силе, свежести, чистоте

В 1962 стараниями П. Г. Антокольского была издана первая книга Ахмадулиной Струна. Высоко оценивая поэтический дар Ахмадулиной, Антокольский

Сюрреалистический рассказ Ахмадулиной Много собак и собака вошел в неофициальный альманах “Метрополь” . К этому времени она по праву считалась одним из наиболее ярких поэтов, начинавших свой творческий путь во время “оттепели”. Вместе с А. Вознесенским, Е. Евтушенко и Р. Рождественским ее называли “поэтом эстрады”, обозначая таким образом не столько поэтический строй, сколько способ общения с читателем. Вообще же стихам Ахмадулиной никогда не была присуща публицистичность.

Она не раз говорила о том, что без восторга вспоминает времена массового интереса к поэзии, из-за которого в поэтах воспитывалось желание угождать неприхотливым вкусам. Одной из главных тем лирики Ахмадулиной является дружба. Дружбу – в том числе дружбу-любовь и дружбу-творчество – она считает одним из самых сильных человеческих чувств.

Дружбе в равной мере присущи и страсть , и горечь . Героями стихов Ахмадулиной становились русские поэты – от А. Пушкина и М. Цветаевой до друзей и современников А. Вознесенского и Б. Окуджавы, а также простые люди – “кривая Нинка” , “электрик Василий” и др. Ахмадулину не пугают уродливые черты действительности, о которой она пишет в своем “больничном цикле” : “Я видела упадок плоти / и грубо поврежденный дух /…весь этот праздник некрасивый / был близок и понятен мне”. При этом, как писал в 1977 И. Бродский, ее искусство “в значительной степени интровертно и центростремительно.

Интровертность эта, будучи вполне естественной, в стране, где живет автор, является еще и формой морального выживания” . Бродский считал Ахмадулину “несомненной наследницей Лермонтовско-Пастернаковской линии в русской поэзии”, поэтом, чей “стих размышляет, медитирует, отклоняется от темы; синтаксис – вязкий и гипнотический – в значительной мере продукт ее подлинного голоса”. Ахмадулина много переводила грузинских поэтов Н. Бараташвили, Г. Табидзе, С. Чиковани и др. Журнал “Литературная Грузия” публиковал ее стихи в годы, когда из-за идеологических запретов это было невозможно в России.

Ахмадулина – автор многочисленных эссе – о В. Набокове, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Вен. Ерофееве, А. Твардовском, П. Антокольском, В. Высоцком и др. крупных творческих личностях, которые, по ее словам, “украсили и оправдали своим участием разное время общего времени, незаметно ставшего эпохой”. Живет поэтесса в Москве.

В 1989 ей была присуждена Государственная премия СССР. Умерла в Москве 29 ноября 2010 года.

АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна , русская поэтесса. Блестящее начало Начала печататься в 1953, когда училась еще в школе. Посещала литературный кружок при ЗИЛе под руководством Е. М. Винокурова. В 1960 окончила Литературный институт им. М. Горького.

Известность приобрела в начале 1960-х поэтическими выступлениями в Политехническом музее, Лужниках, Московском университете , собиравшими огромную аудиторию. Искренняя, проникновенная интонация, артистизм самого облика поэтессы определяют своеобразие ее исполнительской манеры. Позднее, в 1970-е гг., Ахмадулина скажет об обманчивой – “По грани роковой, по острию каната” – легкости этих выступлений . Поиски собственного стиля Первый сборник стихов “Струна” отмечен поисками собственных тем.

Позднее вышли в свет ее сборники “Уроки музыки” , “Стихи” , “Свеча”, “Метель” , подборки стихов Ахмадулиной постоянно публиковались в периодике. Собственный поэтический стиль формируется к середине 1960-х. Впервые в современной советской поэзии Ахмадулина заговорила высоким поэтическим слогом. Возвышенная лексика, метафоричность, изысканная стилизация “старинного” слога, музыкальность и интонационная свобода стиха делают ее поэзию легко узнаваемой.

Сама стилистика ее речи является бегством от современности, срединности, обыденности, способом создания идеального микрокосмоса, который Ахмадулина наделяет своими ценностями и смыслами. Лирическую фабулу многих ее стихов составляет не лишенное магического оттенка общение с “душой” предмета или пейзажа , призванное дать им имя, пробудить их, вывести из небытия. Ахмадулина таким образом дает свое зрение окружающему миру. Во многих стихах, особенно с условоно-фантастической образностью она играет со временем и пространством, воскрешает атмосферу преимущественно 19 столетия, где находит рыцарство и благородство, великодушие и аристократизм, способность к безоглядному чувству и состраданию – черты, которые составляют этический идеал ее поэзии: “Способ совести избран уже / и теперь от меня не зависит . Желание обрести духовную родословную обнаруживается в стихах, обращенных к Пушкину, Лермонтову, Цветаевой, Ахматовой ; в их судьбе она находит совю меру – любви, добра, “сиротства”, трагической оплаченности творческого дара. Эту меру Ахмадулина предъявляет к современности – и в этом ее особый характер наследования традиции 19 века. “Друзей моих прекрасные черты…” Эстетическая доминанта творчества Ахмадулиной – стремление воспеть, “воздать благодаренье” “любой малости”; ее лирика переполнена признаниями в любви – прохожему, читателю, но прежде всего друзьям, которых она готова простить, спасти, защитить от неправого суда. “Дружество” – основополагающая ценность ее мира . Воспевая чистоту дружеских помыслов, Ахмадулина не лишает эту тему драматических обертонов: дружество не спасает от одиночества, неполноты понимания, от обоюдной безысходности : “Свирепей дружбы в мире нет любви” . Либеральная критика была одновременно благосклонна и снисходительна, недоброжелательная и официозная – упрекала в манерности, выспренности, камерности: Ахмадулина всегда избегала, в отличие от других “шестидесятников” общественно-значимых социальных тем.

Мотив избранничества Лирика Ахмадулиной не воспроизводит историю душевных страданий, а лишь указывает на них: “В той тоске, на какую способен”, “Однажды, покачнувшись на краю”, “Случилось так…”. О трагической подоснове бытия она предпочитает говорить в иносказательной форме , но чаще в стихах о поэзии, самом процесе творчества, занимающих в ее творениях очень большое место. Творчество для Ахмадулиной – и “казнь”, “пытка”, и единственное спасение, исход “земной муки” ; вера в слово , в нерасторжимость “словесности и совести” у Ахмадулиной столь сильна, что настигающая немота равносильна для нее небытию, утрате высокой оправданности собственного существования.

Ахмадулина готова расплачиваться за поэтическое избранничество “мукой превосходства”, страдание вообще видится ей искуплением душевного несовершенства, “обострением” личности, но в стихотворениях “Плохая весна”, “Это я” она преодолевает эти искусы. Традиционную тему противостояния поэта и толпы Ахмадулина решает без привычного обличения непосвященных : московская богема в конфликте с поэтом предстает не неизбывно враждебной, а генетически чуждой. В сборнике “Тайна” , “Сад” поэтический герметизм, описание уединенных прогулок, “ночных измышлений”, встреч и расставаний с заветными пейзажами, хранителями тайны, смысл которой не расшифровывается, сочетается с социально-тематическим расширением поэтического пространства: появляются обитатели пригородных предместий, больниц, неустроенные дети, боль за которых Ахмадулина претворяет в “соучастье любви”.

Другие грани Ахмадулина известна также переводами из грузинских поэтов и как автор ярких, написанных высоким слогом эссе, посвященных друзьям, писателям и художникам [“Сны о Грузии”, Тбилиси, 1977; полностью вошли в книгу воспоминаний и эссе “Миг бытия” ]. Рассказ “Много собак и собака” напечатан в неофициальном альманахе “Метрополь” . Снималась в кино . Скончалась 29 ноября 2010 года в Москве на 74-м году жизни.

Анализ стихотворния Беллы Ахмадуллиной «А напоследок я скажу. »

Белла Ахмадуллина – автор прекрасных стихов, многие из которых стали популярными романсами. Но она теряется в плеяде многих известных поэтов – песенников. А ведь эта женщина прекрасно воспела самое чудесное на земле чувство – любовь. Мало кто из поэтов умел так, как она, перед лицом любви пренебречь всеми доводами рассудка, так отдаться нахлынувшему чувству и добиваться взаимной любви, несмотря ни на какие препятствия.

Любовь у Ахмадуллиной бывает разная: страстная, нежная, грустная, прощальная, но никогда – спокойная. Для поэтессы чувство – это вихрь эмоций, неважно, каких, которые затрагивают все струны души. Потому ее стихи о любви так популярны у читателей, от них невозможно оторваться. Всегда как бы сопереживаешь героине Ахмадуллиной в ее чувстве, находишь и в своей душе похожие эмоции.

Наиболее известным стихотворением, которое было положено на музыку и вошло в кинофильм, является «А напоследок я скажу…» Тема этого стихотворения – расставание с любимым человеком. Героиня прощается с ним, его любовь ей уже не нужна: «Прощай, любить не обязуйся». Но это прощание не дается героине легко, в ней все бушует, и она чувствует: «С ума схожу иль восхожу К высокой степени безумства».

Это повторение разными словами одного явления, «сумасшествия», подчеркивает, усиливает внимание на этих словах. Чувства у героини – вне ее контроля. Она не в состоянии управлять ими: так глубоко ее горе.

Героиня упрекает героя: «Как ты любил, ты пригубил». То есть она говорит о том, что он не сумел глубоко вникнуть в ее чувство, понять всю глубину ее эмоций. Здесь идет скрытое сравнение героини с бокалом вина. Именно к слову «вино» уместно использования глагола «пригубил», то есть слегка отпил, чуть касаясь губами. Так же и в отношении лирической героине – герой просто воспользовался ее чувствами. Она упрекает его не в том, что он ее погубил, а в том, что он «погубил так неумело». То есть лирический герой растоптал все ее чувства, не оставил ей никакой надежды. Теперь же героине не на что опереться в жизни.

Читайте также:  Гёте: сочинение

Вторая строфа начинается так: «А напоследок я скажу». Складывается впечатление, что героиня просто никак не может проститься с любимым, пытается задержать его еще на одно краткое мгновение. В этой строфе она описывает свое, уже предобморочное, состояние: мозг перестает работать, «пали руки»: «И стайкою наискосок Уходят запахи и звуки». Возможно, героиня ждет, что бывший возлюбленный пожалеет ее, не оставит, а, возможно, она говорит о своем состоянии уже тогда, когда неважно, слушает тебя кто-либо или нет.

Итак, в этом стихотворении раскрывается любовная тема – расставание с любимым человеком. Оно представляет собой лирический монолог героини, обращенный к неверному любимому.

Хотя стихотворение небольшое по объему, но оно очень содержательно по смыслу, по выражению чувства. Этому способствуют и изобразительно-выразительные средства, выбранные Ахмадулиной. Здесь присутствует: «С ума схожу, иль восхожу / К высокой степени безумства». Есть перифразы, которые придают лиричность монологу: «Работу малую висок еще вершит», «стайкою уходят запахи и звуки». Есть также и сравнения: «стайкою» – сравниваются со стайкой рыбок, которые очень быстро меняют направление движения.

В этом стихотворении очень много синтаксических средств выразительности. Это и инверсия: «С ума схожу…», «Как ты любил…», «И стайкою наискосок» и т.д. Много обращений, которые выражаются личным местоимением «ты», присутствует анафоры: «А напоследок я скажу», «Как ты любил…».

Очень много в стихотворении повторов. Это уже названные «А напоследок я скажу», глаголы «любил», «погибель», «погубил». Повторения акцентирует внимание на них. Мы понимаем, что здесь они будут являться ключевыми словами, то есть самыми главными словами стихотворения, в которых и заключен основной смысл.

Кроме того, стихотворение насыщено глаголами действия, но это не придает ему большого динамизма, так как глаголы повторяются и описывают не физические действия, а проявление чувств.

Кстати, третья строфа стиховторения представляет собой повтор первой строфы. Поэтому можно сказать, что произведение обладает кольцевой композицией. Оно показывает: от чего героиня шла, к тому и пришла. Лирическая героиня простилась со своим возлюбленным, хотя это и больно, но, наверное, не отпустила его. Это кружение по кругу показывает, что героиня так и не сможет расстаться с любимым человеком. Хотя вторая строфа завершается тем, что она уже как бы свыклась с этой мыслью, она нечувствительна к реальному миру, ее окружающему.

В конце мне хотелось бы привести слова самой Ахмадуллиной как доказательство того, что главнее всего в жизни она считает любовь: «Любовь моя – вот мой туманный довод. Я воспою ее. А вы судите».

ОНА БЫЛА ПОЭТ. БЕЛЛА АХМАДУЛИНА

29 ноября 2010 года на 74-ом году жизни ушла замечательная русская поэтесса Белла Ахмадулина. Её творчество настолько свободно от всяческих условностей, влияний и рамок, насколько это только возможно в тоталитарном обществе. Великие предшественницы – Марина Цветаева и Анна Ахматова, не колеблясь, назвали бы Беллу сестрой по литературе и жизни.

“Я старалась быть лучше”, – сказала она о себе в предисловии к одному из поэтических сборников нового века. Этому старанию посвящен весь путь. Биография Ахмадулиной неотделима от времени, в котором она жила, потому и созвучно нам всё то, что вышло из-под её пера.

Талант поэта проявляется уже в детском возрасте. Ахмадулина начала говорить довольно поздно, и первыми словами была правильно выстроенная поэтическая строчка: “Я никогда такого не видала”, сказанная после того, как впервые увидела расцветшие тюльпаны. Так, зреющая в долгом молчании, речь уронила свой первый плод. Стихи начала писать позднее, в школе.

Родители Беллы, видные госудaрствeнныe рaботники, нeодобритeльно отнeслись к увлeчeнию, считaя зaнятиe дочeри нeпeрспeктивным. И eсли eсть в нeй способность к писaнию, лучшe примeнить эту способность в журнaлистикe. Однaко, послe сдaчи экзaмeнов в унивeрситeт, Ахмaдулинa нe прошлa по конкурсу. И всё жe, выполняя волю родитeлeй, устроилaсь внeштaтным коррeспондeнтом в многотирaжку “Мeтростроeвeц”.

Чeрeз год онa поступилa в Литинститут имeни Горького, “прeврaщaющий соловьёв в попугaeв, который прошлa совeршeнно бeз врeдa для сeбя” (цитaтa И. Бродского). Тaм Ахмaдулинa приобрeлa пeрвую зaкaлку, откaзaвшись подписывaть коллeктивноe письмо против Борисa Пaстeрнaкa, тeрзaeмого тогдa зa ромaн “Доктор Живaго”. Её нa год отстрaнили от учёбы, но потом восстaновили и дaжe дaли успeшно зaкончить.

Пeрвaя книгa стихов “Струнa” вышлa в 1962-ом году и срaзу жe былa рaскуплeнa. О стихaх тeпло отозвaлись критики, поэт Михaил Свeтлов дaжe нaписaл о сборникe эссe.

“Пришлa порa срочно взрослeть, – говорит о том врeмeни сaмa Ахмaдулинa. – Стaло понятно, что нe всё тaк лучeзaрно. Кaкой-то выбор бeзвыходно нaдо было дeлaть”. Это было врeмя, котороe позжe нaзовут “оттeпeлью”. Молодыe поэты собирaлись нa поэтичeскиe встрeчи в рaзличных aудиториях, выступaли нa стaдионaх. Имeнa Евтушeнко, Вознeсeнского, Ахмaдулиной и Рождeствeнского нe сходили с уст любитeлeй поэзии. Кaзaлось – что-то мeняeтся блaгодaря поэтaм, люди стaновились aктивными, обрeтaя вкус к жизни, ромaнтикa и рaдость входили в послeвоeнный быт, нaполняя мир нaдeждaми нa лучшee.

В 1968-ом году Ахмaдулинa совeршaeт опромeтчивый шaг: онa издaёт нa Зaпaдe новый поэтичeский сборник “Озноб”, и этим зaкрывaeт сeбe дорогу в совeтскиe рeдaкции и издaтeльствa. С этой поры eё пeрeстaют пeчaтaть, и только одно рaзрeшeно: пeрeводы и внутрeнниe рeцeнзии. Ахмaдулинa пишeт об этом врeмeни:

Мeня тeрзaли жизнь, нуждa,
Стрaх поутру, что всё снaчaлa.

В 70-х годaх поэтeссa пeрeходит в открытую оппозицию к влaстям. Онa выступaeт в зaщиту Алeксaндрa Солжeницынa, помогaeт, вeрнувшeйся из ссылки, сeстрe Мaрины Цвeтaeвой – Анaстaсии, которaя дописывaeт в то врeмя книгу “Воспоминaния”, принимaeт учaстиe в судьбe вдовы Осипa Мaндeльштaмa.

Чтобы кaк-то поддeржaть опaльную поэтeссу, вопрeки трaвлe, Влaдимир Высоцкий и Мaринa Влaди приглaшaют Ахмaдулину во Фрaнцию. Позжe, вмeстe с мужeм Борисом Мeссeрeром, онa совeршaeт турнe по Соeдинённым Штaтaм, читaя свои стихи пeрeд студeнтaми и любитeлями русской словeсности. Её привeтствуeт, живущий в Амeрикe, Иосиф Бродский. Ахмaдулину избирaют почётным члeном Амeрикaнской aкaдeмии искусств и письмeнности.

В 1978 году, возврaтившись нa родину, Бeллa принимaeт учaстиe в aльмaнaхe “Мeтрополь”, идeю создaния которого прeдложил aмeрикaнский писaтeль Джон Апдaйк. К сожaлeнию, aвторы aльмaнaхa нe воспользовaлись прeдостaвлeнной им свободой от цeнзуры. Зaжaтыe систeмой, они нe скaзaли ни чeго крaмольного, но сaм фaкт издaния взбeсил влaсти и кaры нe зaмeдлили посыпaться нa головы учaстников. Кого-то отлучили от пeчaти, кто-то вынуждeн был покинуть родину, кeм-то нaдолго зaнялись оргaны госбeзопaсности. Врeмя от врeмeни рaспрострaнялись слухи, что тот или иной aвтор aльмaнaхa покончил с собой, нe выдeржaв дaвлeния.

Нe плaчьтe обо мнe, я проживу
Счaстливой нищeнкою, доброй кaторжaнкой,
Озябшeю нa сeвeрe южaнкой,
Чaхоточной дa злой пeтeбуржaнкой
Нa мaлярийном югe проживу.

Кaк-то в тe годы, нaходясь в Москвe, Ахмaдулинa вмeстe с писaтeлeм Виктором Ерофeвым пeрeходилa шоссe, по которому то и дeло проносились прaвитeльствeнныe мaшины.

– Я нe могу смотрeть нa эти члeновозы, – скaзaлa онa Ерофeeву. – Мнe кaжeтся, что eсли я буду нa них смотрeть, то прожгу их глaзaми. А к чeму это – им и тaк остaлось мaло. Их врeмя ужe зaкaнчивaeтся.

В 1980 году Ахмaдулинa пишeт открытоe письмо в зaщиту aкaдeмикa Сaхaровa. Под письмом подписaлись тaкжe Влaдимир Высоцкий, Борис Мeссeрeр, Булaт Окуджaвa, Влaдимир Войнович, Юрий Любимов, Андрeй Битов, Вaсилий Аксёнов, Фaзиль Искaндeр.

С букeтом бeлоснeжных лилий поэтeссa приeзжaeт в ссылку к Андрeю Сaхaрову, бeспрeпятствeнно минуя оторопeвшую охрaну. “Это был шaг отчaяния, мнe нeчeго было тeрять, – вспоминaeт Бeллa Ахмaдулинa. – Тогдa, в 80-м, я опaсaлaсь обыскa и сжигaлa aдрeсa и подписи нa письмaх тeх людeй, которыe сострaдaли Сaхaрову. Я боялaсь, что они пострaдaют”.

И всё жe нaдо отмeтить, что в эти тяжкиe врeмeнa нeсвободы нaходились люди, вопрeки устaновкaм, спaсaвшиe Бeллу Ахмaдулину из зaбвeния. Я говорю об издaвшeм в Грузии нa свой стрaх и риск книгу eё стихов, совeршeнно бeз цeнзуры, литeрaтурaвeдe Гии Мaргвeлaшвили, об кинорeжиссёрe Эльдaрe Рязaновe, встaвившeм eё стихи в фильмы “Ирония судьбы или С лёгким пaром!”, “Служeбный ромaн”, “Жeстокий ромaнс”, композиторe Андрee Пeтровe, нaписaвшeм музыку к eё стихaм. Друзья всeгдa выручaли Ахмaдулину, и онa умeлa дружить.

Когдa моих товaрищeй корят,
Я понимaю слов зaкономeрность,
Но нeжности моeй зaкaмeнeлость
Мeшaeт слушaть мнe, кaк их корят.

Лишь в нaчaлe 1980-го годa eй было позволeно нeглaсно выступaть в провинции. Дaльшe былa смeрть Высоцкого и борьбa зa сохрaнeниe eго литeрaтурного нaслeдия. В концe 80-х Бeллa возглaвляeт комиссию по изучeнию и издaнию творчeствa В. Высоцкого.

Читайте также:  Олимпийские игры: сочинение

В 1990-ом eй вручaют госпрeмию, появляются возможности и пeрспeктивы, только врeмя ужe другоe, брeдящee политикой и рaзнообрaзными способaми обогaщeния.

Кaк и всeм, Ахмaдулиной нe повeзло с нaступлeниeм кaтастрофичeских врeмён, когдa ужe было нe до поэзии, нe до литeрaтуры, a нaдо было думaть: кaк выжить в стрaнe с постоянно обвaливaющeйся экономикой, кaк нe умeрeть от голодa и болeзнeй? Что могло eё утeшить в это горeстноe врeмя? Только нaдeжды, внимaниe друзeй и иллюзорнaя попыткa скрыться в скорлупe собствeнного поэтичeского мирa, жить кaк можно отдeльно от внeшних стрaстeй. Почти нeосущeствимaя зaдaчa – совeршить подобный побeг нa склонe лeт, когдa зaвисимость от мeлочeй лишaeт ощущeния свободы – состояния, eщё тaк нeдaвно позволявшeго пeрeносить сaмыe тяжёлыe нeвзгоды.

Ахмaдулинa ушлa нe от стaрости или болeзни, – eё подкосило иноe врeмя, диктующee иныe прaвилa выживaния, нeсовмeстимыe ни с творчeством, ни с чeм достойным чeловeкa, кaк личности, a нe рaбa. Онa ушлa от оскорблeния дeйствитeльностью. И это eщё один повод сeрьёзно зaдумaться: к a к мы живём и з a ч e м.

Лирика Ахмадулиной Беллы Ахатовны (поэзия Ахмадулиной — поэзия мыслящего и познающего чувства)

Поэзия Ахмадулиной — поэзия мыслящего и познающего чувст­ва. Ее лирическая героиня обживает и наделяет только ей прису­щими смыслами окружающее пространство, будь то ночная комна­та («Ночь», 1962), или заснеженный арбатский двор («Как никогда беспечна и добра…», 1974). Она обращена к внутреннему миру ли­рической героини, к вечным темам: любви и смерти, природе и творчеству — при этом поэтесса пропускает поток впечатлений сквозь призму своей души и прежде всего выстраивает их в свою образную систему, подчиняет законам своего собственного языка. Например, образ свечи, традиционный в русской поэзии, становит­ся чисто ахмадулинским — с ее пристальным вниманием к разным сторонам одного и того же предмета («Свеча», 1962).

Поэзия Беллы Ахмадулиной отличается пристальностью и тон­костью психологического анализа, метафоричностью, переходами конкретно-чувственной образности в причудливую игру аллегорий, непосредственности признания — в изысканную стилизацию. Ли­рическую героиню Ахмадулиной характеризует сосредоточенность — иногда чрезмерная — на самовыражении и самоанализе.

Уже в ранних стихах Беллы Ахмадулиной (книга «Струна», 1962) обнаружилось ее стремление раскрыть богатство и красоту мира, человеческой души, тонкая поэтическая наблюдательность, порыв к действию:

Героиня Ахмадулиной трепетно относится к дружбе, видя в ней одну из самых важных сторон человеческого общения. Не случайно слово «дружба» обрело в ранней поэзии Ахмадулиной свой искон­ный, полнокровный смысл. В ее мире мужчину и женщину связы­вают прежде всего «простые», дружеские чувства, возведенные в ранг самых таинственных и сильных («Мои товарищи», «Гостить у художника», «Зимняя замкнутость»). Эти отношения были столь напряженны для Ахмадулиной, что остальные человеческие чувства оказались в тени. Стихи о любви, которых было немало в первом сборнике «Струна», на какое-то время вообще перестали писаться. В «Уроках музыки», ее второй, гораздо более зрелой книге, поэтес­са окончательно закрепляет за собой столь для нее важный статус товарища. В стихотворении «По улице моей который год…», напи­санном в 1969 году, Ахмадулина грустит о друзьях, которые поки­дают ее:

Чувство одиночества «холодно замыкает круг». Пытаясь забыть­ся, героиня посещает концерты и библиотеки, но ей не дано забыть тех, кто «умерли или доселе живы»:

Образ одиночества в стихотворении реализуется в ряде сложных метафор: «Одиночество замыкает свой круг», взяв в плен лириче­скую героиню; одиночество призывает, голубая стужа одиночества и др. Само одиночество, по мысли Ахмадулиной, содержит способы его преодоления. Появившиеся из темноты «прекрасные черты» друзей — лучшее свидетельство того, что нет забвения в ее душе. Стихотворение написано традиционным пятистопным ямбом.

Тема дружбы звучит и в стихотворениях Ахмадулиной, посвя­щенных выдающимся поэтам-современникам: «Памяти Бориса Пас­тернака» (1962), «Зимняя замкнутость» — Булату Окуджаве (1965), ему же — «Снегопад» (1968), «Воспоминание о Ялте» (1969), «Пе­сенка для Булата» (1972), «За что мне все это. » — Андрею Возне­сенскому (1975), «Владимиру Высоцкому» (1980), «Москва: дом на Беговой улице» (1982). Обращаясь к Булату, как к учителю и вдох­новителю, Ахмадулина пишет: «Мой этот год — вдоль бездны путь. // И если я не умерла, // то потому, что кто-нибудь // всегда молился за меня. // Всё вкривь и вкось, все невпопад, // мне страшен стал упрек светил, // зато — вчера // Зато — Булат! // Зато — мне ключик подарил!» Воспринимая смерть Высоцкого как тяжелую утрату, Ахмадулина отзывается стихотворением «Владимиру Высоцкому»:

Стихотворник «Мои товарищи» (1963) посвященное Андрею Воз­несенскому, другу и товарищу по поэтическому цеху, помогает уви­деть юного поэта таким же пылким и порывистым, каким он был в жизни:

Понимая и ценя талант своего друга, Ахмадулина пророчески предсказывает ему грядущую славу:

Последние три строки стихотворения обращены к друзьям:

Они содержат в себе парафразу из Пушкина, из знаменитого стихотворения о лицейском братстве. Вслед за Цветаевой и Ахма­товой Ахмадулина выбирает в Пушкине свое — «восторги» друже­ского чувства. Культ дружбы, ревностно утверждаемый Ахмадули­ной, сохраняется и в ее более поздних стихотворениях.

Тема любви, только намечавшаяся в ранней поэзии, приобрета­ет в 70-е годы полнокровное звучание: «Люблю, когда ступая, как летая, // проноситесь, смеясь и лепеча. // Суть женственности, вечно золотая, // И для меня — священная свеча». Классическая женст­венность, так импонирующая ей в Марине Цветаевой, получила новую окраску в лирике Ахмадулиной. Ее стих «проносится, смеясь и лепеча», удивляя нас витиеватостью и прихотливостью словаря и синтаксиса — своего рода кружевами, оборками, воланами. Ахмадулинская версия современного женского характера противостоит порожденному новой формацией образу мужеподобной женщины, лишенной тайны и женской привлекательности: «В гортани моей, неумелой да чистой, // жил призвук старинного русского слова. // Я призрак двусмысленный и неказистый // поэтов, чья жизнь не зате­ется снова» («Ночь перед выступлением», 1973), «Я вас люблю, кра­савицы столетий, // за ваш небрежный выпорх из дверей, // за право жить, вдыхая жизнь соцветий // и на плечи накинув смерть зверей» («Я вас люблю, красавицы столетий…», 1973).

В сборнике «Тайна» (1983) контуры ахмадулинского мира резко меняются. Он поражает нас прежде всего удивительной для Ахма­дулиной пустынностью ландшафта. Городской пейзаж сменяется в ее поэзии безлюдными сельскими проселками, деревенским уеди­нением, уже не нарушаемым приездом «старого товарища», как это обычно происходило в ранних стихах. Природа в «Тайне» превра­тилась в главный оплот красоты, пленяя не только своим живым цветением, но и бессмертными строками, ею внушаемыми. Голоса любимых поэтов от Марины Цветаевой до Пушкина озвучивают безмолвный мир этой книги: «Я предана этим бессветным местам, // безлюдию их и безлунью, // науськавшим гнаться за мной по пятам // поземку, как свору борзую». Материал с сайта //iEssay.ru

Как пишет Виктор Куллэ, «дикий романтический сад, ставший у зрелой Ахмадулиной устойчивым синонимом не только поэзии, но и мироздания, предполагает не только упругость и первозданность поэтической ткани, но и некую безответственность стихотворца. В какой-то степени это стало болезнью ее «длинных» стихотворений… на смену акмеистической зоркости к деталям приходит нагромож­дение невнятных автоперепевов. Но замечательно, что весь приве­денный набор отрицательных качеств служит в итоге лишь пере­гноем, тем сором, которого немало в поэтической кухне каждого берущегося за перо. А сад все-таки есть».

Однако уже в следующем своем сборнике «Сад» (1987) Ахмаду­лина пусть ненадолго, но выходит из «сада», вновь попадая в шум­ную городскую толчею. Но совсем не такую, как прежде. Теперь пе­ред нами уже не московские переулки, которые оглашаются несущимися из гнесинской школы трелями, а площади провинци­альных городков, скажем, Тарусы, с присущей им музыкой: «Суб­ботник шатается, песню поющий. // Приемник нас хвалит за наши свершенья». И уже не «в маленьком кафе на площади Восстанья» случаются, как это было когда-то, гаданные и негаданные встречи, но в «Оке», «заведенье второго разряда».

«Белла Ахмадулина» — поэт гораздо более высокой личностной и стилистической чистоты, нежели большинство ее сверкающих или непрозрачных современников. Ее стихотворения отличишь от чьих бы то ни было мгновенно. Вообще ее стих размышляет, меди­тирует, отклоняется от темы; синтаксис вязкий и гипнотический — в значительной степени продукт ее подлинного голоса.

Развертывание ее стихотворения, как правило, подобно розе, оно центростремительно и явственно отмечено напряженным женским вниманием к деталям — напряженным вниманием, которое иначе можно назвать любовью. Чистый результат, тем не менее, не салон­ная и не камерная музыка; результат — уникальное ахмадулинское смешение частного и риторического — смешение, которое находит отклик в каждой душе. Этим объясняется ее популярность — не только в кругу знатоков поэзии, но и у широкого русского читателя» (Иосиф Бродский).

Ссылка на основную публикацию
×
×