Где Печорин вызывает у вас большее осуждение: в главе Бэла или Максим Максимыч? (по роману М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени): сочинение

Где Печорин вызывает у вас большее осуждение: в главе «Бэла» или «Максим Максимыч»? (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — один из первых русских психологических романов. Через образ главного героя романа, Григория Александровича Печорина, автор передает основные черты своих современников. Хотя важно отметить, что это не заурядная личность, а человек выдающийся, даже в чем-то исключительный.
Роман состоит из нескольких повестей, расположенных не в хронологическом порядке, а следуя логике раскрытия характера главного героя. В каждой из частей произведения Печорин поворачивается к нам новой стороной своего

Похожие сочинения:

Печорин и Максим Максимыч (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)Время… Это оно встало непреодолимой стеной между двадцатыми и тридцатыми годами прошлого века. Время отбросило назад шумные споры о будущем.

Образ горянки в главе «Бэла» (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)Читая первую главу романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», мы захвачены драматической историей любви Печорина к черкешенке Бэле. Нельзя.

«Максим Максимыч… и не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден он…» (В. Г. Белинский) (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)В русской литературе существует множество героев, достойных внимания и уважения. Но часто у поверхностного читателя создается неправильное представление о персонаже.

Встреча Печорина с Максимом Максимычем (анализ эпизода из главы «Максим Максимыч» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)Роман Лермонтова «Герой нашего времени» — произведение удивительное и интересное. Необычна уже сама композиция романа. Во-первых, произведение состоит из повестей.

Бэла и Мери (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно назвать первым в русской психологической прозе. Повествование определяется не хронологией событий, а.

Характеристика героя Максим Максимыч (Герой нашего времени Лермонтов М. Ю.)Максим Максимыч — один из интереснейших героев романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Он беден, не высок статусом, да.

Верил ли Печорин в предопределение? (по главе «Фаталист» из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)В романе «Герой нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов пытается отразить духовные проблемы, волновавшие общество во времена создания произведения. Вопрос о.

Печорин и другие герои романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Мы изучили роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Посмотрим же в прошлое, в те времена, события которых описываются в.

Как Печорин относится к проблеме судьбы? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» наделал много шума в дворянском обществе. Это произведение не воспринималось однозначно ни во.

Сюжетно-композиционное своеобразие романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Сюжетно-комиозиционное своеобразие романа Лермонтова «Герой нашего времени» обусловлено творческой задачей, которую ставил перед собой автор. Суть этой задачи состоит в.

Печорин и его двойники в романе (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)В своем романе «Герой нашего времени» Лермонтов задался целью написать «портрет, составленный из пороков всего… поколения, в полном их развитии».

Взаимоотношения Печорина с другими персонажами романа Лермонтова «Герой нашего времени»Взаимоотношения Печорина с другими персонажами романа Лермонтова Герой нашего времени». Роман Лермонтова «Герой нашего времени» создан как бы «на стыке».

Печорин как представитель «лишних людей» (Сочинение-рассуждение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. М.

Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова?Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — это произведение социально — психологической направленности, состоящее из пяти глав. Они являются.

Печорин и контрабандисты (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)В романе Лермонтова «Герой нашего времени» повесть «Тамань» стоит особняком. Открывая «Журнал Печорина», то есть его дневниковые записи, эта повесть.

Печорин — портрет своего поколения (по роману «Герой нашего времени»)В романе «Герой нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов затрагивает те же проблемы, которые часто звучат в его лирике: почему умные.

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени»Главным героем является Григорий Александрович Печорин, молодой человек лет двадцати пяти. В нескольких местах романа автор дает описание внешности героя.

«Мы сделались приятелями…» (Печорин и Вернер в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»,)В 1839 году в третьем номере журнала «Отечественные записки» была опубликована повесть Михаила Лермонтова «Бэла». Затем в одиннадцатом номере появилась.

Печорин-герой нашего времениРоман М. Ю Лермонтова «герой нашего времени» — первый философский роман в русской литературе. Произведение было опубликовано в 1840 году.

Образ Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)«Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков нашего поколения, в.

Принципы романтизма и реализма в изображении Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)Образ Печорина — главного героя романа «Герой нашего времени» — одно из главных открытий М. Ю. Лермонтова. Печорин в своем.

Значение образа Максима Максимыча в романе «Герой нашего времени»Максим Максимыч — небогатый штабс-капитан, прослуживший на Кавказе всю свою жизнь. Его никто не продвигал по службе. Он человек в.

Характеристика героя Бэла (Герой нашего времени Лермонтов М. Ю.)Бэла — черкесская княжна, дочь мирного князя и сестра юного Азамата, который похищает ее для русского офицера Печорина. Именем Б.

Фатализм Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)В романе «Герой нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов рассуждает о том, почему умные и энергичные люди не находят применения своим.

Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и ее роль в раскрытии образа ПечоринаРоман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — произведение во многом новаторское. Оно впервые в русской литературе глубоко и психологически.

Печорин и БэлаАвтор назвал одну из повестей своего романа именем черкесской девушки Бэлы. Это название как будто предопределяет трогательность и некоторый драматизм.

Образ Максима Максимыча в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Все в романе подчинено главной задаче — как можно глубже и подробнее показать состояние души главного героя, в образе которого.

Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — первый русский психологический роман. Поэтому в нем не столько важно развитие сюжета.

Отношение Печорина к миру и собственной личности (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)В предисловии к роману Лермонтов так охарактеризовал главного героя: » Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном.

Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» эпизод последней встречи Печорина и Максима Максимыча, на первый взгляд, не самый.

Где Печорин вызывает у вас большее осуждение: в главе «Бэла» или «Максим Максимыч»? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – один из первых русских психологических романов. Через образ главного героя романа, Григория Александровича Печорина, автор передает основные черты своих современников. Хотя важно отметить, что это не заурядная личность, а человек выдающийся, даже в чем-то исключительный.
Роман состоит из нескольких повестей, расположенных не в хронологическом порядке, а следуя логике раскрытия характера главного героя. В каждой из частей произведения Печорин поворачивается к нам новой стороной своего характера, каждый раз нами постигается новая глубина натуры героя.
Так, в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч» мы видим Печорина глазами разных людей. В «Бэле» о главном герое рассказывает пожилой штабс-капитан Максим Максимыч, которому Печорин приходился приятелем. В главе «Максим Максимыч» мы видим главного героя глазами рассказчика, странствующего офицера.
В той и другой повести Печорин совершает поступки, вызывающие неоднозначную оценку у других героев и у читателя. Так, в «Бэле» герой, увлекшись молодой черкешенкой, крадет ее из семьи и влюбляет в себя. Печорина пленила дикая красота и необузданный нрав Бэлы, так отличавшейся от красавиц высшего света. Однако скоро Печорин остыл к девушке, убедившись, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Героя совсем не остановило, что черкешенка страстно его полюбила, что девушке нельзя было возвратиться в свою семью, что он разбил ей жизнь. Неудивительно, что в конце повести Бэла погибает. Мне кажется, что для девушки смерть от ножа Казбича была единственным выходом. Меня поразило то, что для Печорина Бэла была просто очередной игрушкой. Она быстро надоела герою, и тот позабыл девушку, выбросив ее, как увядший цветок.
В главе «Максим Максимыч» эгоизм и высокомерие Печорина раскрывается еще с одной стороны. Герой очень холодно и надменно ведет себя с Максим Максимычем, под началом которого он долгое время служил на Кавказе. Старый штабс-капитан был очень рад известию о приезде Григория Александровича, готовился встречать его с распростертыми объятиями. В ответ на это Печорин открыто показывает штабс-капитану свое безразличие. Он не ответил на приглашение старого приятеля. При встрече с ним был очень холоден, чем смертельно оскорбил доброго Максима Максимыча.
Я считаю, что главным пороком Печорина был его невероятный эгоизм. Из-за этого порока герой мог погубить человека, мог сломать жизнь, смертельно обидеть искренно расположенного к нему приятеля. Мне кажется, что главы «Бэла» и «Максим Максимыч» в одинаковой степени раскрывают этот порок главного героя. Поэтому у меня Печорин вызывает равное осуждение и в той, и в другой части романа.

Читайте также:  Мое знакомство с Лермонтовым: сочинение

Идейно-композиционная роль главы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” является ярким примером психологического романа.

Он состоит из пяти самостоятельных глав, объединенных главным действующим лицом – Григорием Александровичем Печориным.

Содержание романа позволяет восстановить историю жизни главного героя. Если следовать хронологии событий, то получается примерно такая картина: Печорин выслан из Петербурга на Кавказ. По дороге к месту его службы он останавливается в Тамани, где происходит его встреча с контрабандистами. Позже герой приезжает в Пятигорск на минеральные воды, где за дуэль с Грушницким его оправляют под начальство Максима Максимыча в крепость. Отлучившись в казачью станицу, Печорин переживает историю с Вуличем (“Фаталист”), а по возвращении в крепость происходит похищение Бэлы. Печорина переводят в Грузию, затем он возвращается в Петербург. Через пять лет, вновь оказавшись на Кавказе, по дороге в Персию, Печорин встречается с Максимом Максимычем и офицером – автором путевых записок. На обратном пути из Персии Печорин умирает.

Мы видим, что история с черкешенкой Бэлой находится примерно в середине жизненного пути Печорина. Но, открывая роман, обнаруживаем, что он начинается главой “Бэла”.

Почему же автор меняет порядок событий и рассказывает о них не в хронологической последовательности? Такое расположение частей романа усиливает сюжетное напряжение, дает возможность заинтересовать читателя Печориным и его судьбой, постепенно раскрывая сложность и противоречивость его характера.

Повесть “Бэла” начинается путевыми записками русского офицера, странствующего с “подорожной по казенной надобности”. Он смотрит на кавказскую природу и кавказский быт глазами русского человека: “… и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякивание русского колокольчика”.

Потом мы видим встречу этого офицера с Максимом Максимычем, который рассказывает ему историю Печорина и Бэлы. Но это повествование обрывается на кульминационном моменте, и далее следует описание переезда через Крестовый перевал. Потом рассказ Максима Максимыча снова возобновляется.

Здесь автор также преследует идею заинтересовать читателя, используя прием замедления повествования, дает читателю возможность поразмыслить над сложившейся ситуацией, предположить развязку. А она трагична: Бэла умирает от предательского удара кинжалом в спину.

Впечатление “разорванности” повествования отражает мысль о “разорванности” жизни героя, отсутствие в ней большой цели, к которой он мог бы cтремиться. Вся жизнь Печорина проходит в погоне за новой целью, которая каждый раз приводит к разочарованию. Печорин сам говорит об этом в разговоре с Максимом Максимычем. Удовольствия, любовь светских красавиц – все рано или поздно наскучило ему. Печорин надеется, что на Кавказе не будет места скуке. Но он ошибся – “ему стало скучнее прежнего”. Потом он увлекается Бэлой, в которой видит новое, необычное, отличавшее ее от светских барышень. Эта черкешенка, полная дикой грации и женственного обаяния, оказывает сопротивление Печорину – она не хочет быть его собственностью и рабой. Добившись поставленной цели, Печорин сразу же теряет интерес к Бэле, заключая, что “любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой”.

В конце своей “исповеди” Печорин признается Максиму Максимычу, что в нем “душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное”. Эта “исповедь” тезисно содержит основные жизненные вехи героя, которые впоследствии будут раскрываться в ходе романа. Именно в этом отношении и ценна первая глава.

Кроме этого, в этой главе показано поведение людей, принадлежащих к разным мирам. Покорность Бэлы и своеволие Печорина противопоставлены как выражение разных жизненных укладов. Изображение мира свободы и покорности является своеобразным обрамлением романа. Фатализм героини и независимость Печорина превращаются в конце романа в мысль о свободе воли и предопределении.

Так создается своеобразная замкнутость композиции, подчеркивающая целостность произведения.

Итак, мы приходим к выводу, что автор не случайно отводит значительную роль главе “Бэла” и ставит ее в начало романа. Кроме увлекательности сюжета, отличающимся динамизмом и быстрой сменой событий, противопоставления восточного и русского человека как отражения своих цивилизаций, автор многое привносит в раскрытие характера главного героя.

“Исповедь” Печорина позволяет нам понять психологию души этого человека.

Любовь к Бэле представляет еще одну грань вечного жизненного поиска, который отражает не только особенности данного характера, но и саму эпоху с ее драматическими исканиями человеческого духа.

Все это подчинено главной задаче – раскрытию внутреннего мира Печорина.

Где Печорин вызывает у вас большее осуждение: в главе Бэла или Максим Максимыч? (по роману М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени): сочинение

Урок 45
«Странный человек» Печорин
(Анализ содержания глав
«Бэла» и «Максим Максимыч»)

Цели : заинтересовать учащихся содержанием повестей «Бэла», «Максим Максимыч»; выяснить особенности сюжета, композиции, жанра; путем анализа эпизодов углубить представления о характере главного героя, попытаться объяснить некоторые «странности» Печорина, рассказать о его действиях и поступках (попытаться понять их), об отношениях с другими персонажами.

I. Опрос по домашнему заданию.

1. В чем особенность построения романа Лермонтова «Герой нашего времени»?

2. О чем заставляет задуматься такая композиция?

II. Повесть «Бэла». (Герои, содержание, особенности жанра и композиции, отношение к Печорину героев повести.)

1. Беседа по вопросам:

1) На сколько частей можно разбить содержание повести? Какие заголовки придумать?

2) От чьего имени ведется повествование? В какой форме написано? (Рассказ ведется от имени автора и Максима Максимыча. Жанр – путевые записки: «… я пишу не повесть, а путевые записки».)

3) Что интересного вы можете рассказать об авторе и Максиме Максимыче?

Автор – человек на Кавказе «новый», тоскующий по родным местам. Он любопытен, имеет желание «вытянуть» какую-нибудь захватывающую историю у Максима Максимыча. Автор – образован, наблюдателен, восхищается чудной природой Кавказа.

Штабс-капитан Максим Максимыч – человек «бывалый» на Кавказе, привыкший к суровой жизни. Армейская служба приучила его к ответственности и дисциплине, но не ожесточила. Максим Максимыч бескорыстен и добр. Хорошо знающий жизнь горцев, он умеет понять их поступки, оценить силу и храбрость. Его речь, хотя и не всегда правильная, но всегда искренняя. Белинский отмечает, что Максим Максимыч говорит «языком простым, грубым, но всегда живописным, всегда трогательным и потрясающим…». Знакомство с Печориным и совместная служба – это исключительное событие в однообразной жизни штабс-капитана.

2. Пересказ-анализ эпизодов «Похищение Бэлы» и «Гибель Бэлы». Можно использовать вопросы :

1) Мысленно воспроизведите психологическое состояние Печорина.

2) Как характеризуют главного героя эти эпизоды?

3) За что вы осуждаете Печорина?

4) Какие черты его характера заслуживают одобрения? Почему?

5) Любовь Печорина к горянке Бэле – настоящее чувство или это просто увлечение – каприз?

6) В чем Максим Максимыч видит странность Печорина?

7) Каково отношение автора к герою?

Печорин привлекает к себе внимание окружающих и вызывает интерес автора. Но отношение автора к герою противоречиво. Поражают странности и во внешности, и в характере Печорина. Храбрость, энергия, смелость, благородные порывы сочетаются в нем с вялостью и безразличием.

История с Бэлой показывает, что у Печорина сильная воля, он умеет добиваться поставленной цели. Это вызывает к нему симпатии. Но в то же время автор осуждает его за мелочные и эгоистические поступки, привычку считаться только со своими желаниями.

Противоречивость Печорина и раскрывается в последующих главах романа со всей полнотой, обнаруживая «болезнь» поколения того времени.

3. Пересказ-анализ повести «Максим Максимыч» или чтение по ролям. Можно использовать вопросы :

1) Каково впечатление от прочитанного?

2) В чем особенности портрета Печорина? Чем он отличается от портрета, данного Максимом Максимычем в повести «Бэла»?

3) Какова роль повествователя в рассказе?

4) Как проявляется идейный замысел Лермонтова?

5) Проанализируйте эпизод встречи Печорина со штабс-капитаном. Можно ли назвать Печорина и Максима Максимыча друзьями?

6) Как вы объясните холодность Печорина? Почему он не остался обедать со штабс-капитаном?

7) Какие черты характера Печорина раскрылись в последней встрече с Максимом Максимычем?

8) Кому из героев вы сочувствуете?

9) Какой, на ваш взгляд, должна быть их встреча?

10) Каково место и значение повести «Максим Максимыч» в романе?

(Композиционная роль повести «Максим Максимыч» велика. Она как бы связующее звено между «Бэлой» и «Журналом Печорина». В ней объясняется, как журнал попал к автору, приезжему офицеру.

Прост и сюжет повести. Но встреча Печорина и Максима Максимыча печальна. Возросли холодность, равнодушие и эгоизм главного героя. Путешествие – последняя попытка как-то заполнить свою жизнь чем-то полезным, новыми впечатлениями.)

Читайте также:  О романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Важнейшим средством характеристики Печорина в этой повести является психологический портрет (особенности внешности, отражение в ней сложных душевных переживаний, психологизм портрета).

1. Повесть «Тамань». Чтение, пересказ сюжета. В чем смысл столкновения Печорина с контрабандистами?

2. Анализ эпизодов «Сцена в лодке» и «Прощание Янко со слепым мальчиком». Что нового узнали о главном герое?

3. Наблюдения над композицией «Тамани», описанием природы, речью персонажей.

Портрет Печорина в главе Максим Максимыч (образ)

Наиболее полно показан портрет Печорина в главе «Максим Максимыч» через восприятие рассказчика, который близок герою по многим качествам – возрасту, происхождению, отношению к жизни. Он знаком с Григорием заочно по рассказам штабс-капитана. Рассказчик пытается понять Печорина, заглянуть ему в душу.

Даже внешность Григория состоит из противоречий. Несмотря на то, что выглядит он, как аристократ: ослепительные зубы, маленькая рука, белоснежное бельё, но в то же время обладает крепким телосложением, способным вынести тяжёлые условия кочевой жизни. При внимательном наблюдении на лбу Григория можно было заметить несколько едва заметных морщинок. Это говорит о его сухости и сдержанности в эмоциях. Печорин никогда не размахивает руками, что так же показывает скрытность его характера.

Особое внимание в описание портрета героя рассказчик уделяет глазам, которые всегда холодны, даже тогда, когда Григорий смеётся. От них исходит фосфорический жёсткий блеск. Это признак злого нрава человека или его глубоко затаённой грусти.

Во всём облике и в поведении Печорина прослеживается скука и пренебрежение к окружающим. К тому же, в главе «Максим Максимыч» герой выглядит опустошённым и усталым от жизни.

Печорин сам себе даёт характеристику своим отношением к старому другу, с которым провёл много времени наедине друг с другом в глухой крепости на Кавказе. То, как Печорин обошёлся с Максим Максимычем, показывает его истинную сущность. Узнав о приезде Григория, штабс-капитан искренне обрадовался и с нетерпением ждал встречи с ним. Однако Печорин пренебрёг возможностью увидеться со стариком сразу, предпочтя провести время в гостях у знакомого полковника. Он появился в гостинице только на следующий день, всем своим видом показывая своё безразличие Максим Максимычу. Вместо объятий Печорин сухо пожал руку старому приятелю, не захотел задержаться и поговорить с ним, чем расстроил старика до слёз. Не такой он представлял встречу с ним. Максим Максимыч сильно обиделся на Григория и долго не мог успокоиться.

В то же время, Печорина мало волнуют чужие переживания. Он не испытывает никаких угрызений совести. Душа его мертва. Это потерянный человек, которого уже ничто не интересует в жизни, но он по-прежнему ищет пристанища в ней, поэтому поспешно уезжает в Персию. Он не хочет вспоминать о прошлом, но и будущее его обречено. Беда Григория в том, что он не может, как Максим Максимыч радоваться малому, любить людей и отдавать себя другим. Он слишком высокомерен, горд и поэтому одинок.

2 вариант

Максимально раскрываются черты Печорина в главе «Максим Максимыч». В главе отмечают отношение центрального персонажа к жизни, отражённое в его делах.

Какие внешние детали отмечают у героя?

Роль главы «Максим Максимович» заключает в том, что рассказчик отмечает полное описание внешних качеств Печорина. Рассказчик, рассматривая Григория, но зная всю его жизнь, даёт конкретный потрет героя. Отдельные детали его вида раскрывают качества характера героя. Рассказчик пытается отразить внешние данные героя, учитывая его характер.

Печорин показан аристократом. Его сословная принадлежность подчёркивалась такими чертами: «сюртучок из бархата», «белое бельё», «маленькая ручка», «бледный благородный лоб», «прекрасные зубы», физические данные героя помогают ему переносить все жизненные трудности.

Печорин не демонстрировал ярко свои эмоции, поэтому отражается его скрытый характер. При пристальном наблюдении на лбу у героя находятся морщины, которые замечали при длительном наблюдении за Печориным. Такие внешние данные отмечают, что герой не проявляет эмоций. На такие подробности указывает физические данные героя.

Глаза Печорина обладали таким свойством: они не смеялись. Говорило подобное поведение о враждебном настроении человека. Размеренные манеры отражали равнодушие человека к проблемам.

Описывая Печорина, рассказчик отобразил разные черты, так как одни черты взаимодействуют с взаимоисключающими качествами.

Как герой оценивает свой характер?

Григорий Печорин отметил свой характер и поступки. Его действия по отношению к Максиму Максимовичу показывает его истинный образ.

Максим Максимович считает Печорина своим лучшим другом, поэтому он был рад встрече со старым другом. Однако Печорин не стал спешить к герою, который его сильно ожидал, перенёс все важные дела и проблемы. Печорин плохо относился к другу, показывая своё равнодушие. Он отверг пожелание Максима Максимовича погостить и отправился в путешествие. В результате Максим Максимович находится в недоумении и обижен на друга. Персонаж наблюдает Печорина и подводит итог его жизни: «А действительно жаль, что он плохо закончит жизнь… невозможно жить иначе. Уж я всегда отмечал, что нельзя бросать лучших товарищей!»

Искренне рекомендую использовать информацию для сочинения по вышеописанной теме, чтобы лучше разобраться в конкретном персонаже.

Характеристика Печорина в главе Максим Максимыч

В 1840 году Михаил Юрьевич Лермонтов написал первый, в истории русской литературы, психологический роман. Главный герой произведения – Григорий Печорин. Полностью его характеристика и внешний вид раскрываются в главе «Максим Максимыч». Автор показывает читателю полный образ молодого человека, со всеми его достоинствами и недостатками.

Лермонтов «рисует» главного героя, как аристократичного юношу. Он описывает его бархатную и ослепительно чистую одежду, благородно-бледное лицо, белые зубы и крепкое телосложение. Автор отмечал и действия Печорина. Главный герой редко жестикулировал руками – это говорило о скрытности его характера. При этом на аристократичном лице Печорина, можно было разглядеть мелкие мимические морщинки, это являлось свидетельством того, что Григорий был очень эмоциональным человеком.

Еще одна деталь, которая цепляет рассказчика – глаза Печорина. Его взор был всегда серьезен, даже если на лице проступала легкая улыбка, глаза оставались безэмоциональны и равнодушны к происходящему. В Печорине гармонично противостояли противоположные характеристики: эмоциональность и отрешение. Этот симбиоз делает Печорина уникальным персонажем.

Образ Печорина раскрывается не только через описание характеристики молодого человека, но и через взаимоотношения с самим рассказчиком – Максимом Максимычем. В этой же главе Григорий пытается самостоятельно проанализировать собственные поступки и дать им определенную характеристику. Максим Максимыч искренне считал главного героя своим другом. Однако Печорин относился к рассказчику холодно, не выказывая дружеских чувств. Даже при встрече со «старым другом», Печорин демонстративно зевает, показывая все свое равнодушие и скуку. Максим Максимыч глубоко переживает эту ситуацию, он недоволен и обижен на Печорина. Но для Григория этот поступок – обыденность, он привык «втаптывать в грязь» чувства окружающих.

Читатель видит и психологический портрет молодого человека. Печорин не может найти свое место в этой жизни, ничто не приносит ему истинную радость и удовольствие. Он пытается найти утешение в путешествиях, но «куда бы ты ни поехал, ты всегда берешь с собой себя»! Поездка в Персию должна была скрасить жизнь главного героя, сделать ее более насыщенной. В Григории снова противостоят два чувства: желание найти смысл жизни и безучастие к обществу.

Также читают:

Картинка к сочинению Портрет Печорина в главе Максим Максимыч

Популярные сегодня темы

Как и все дети, я с нетерпением жду лета. Я целый год жду летние каникулы, чтобы поскорее уехать с родителями к бабушке в деревню. Уже за месяц до поездки, я собираю свои вещи и беру все самое необходимое

Основными персонажами произведения являются маленькие мальчик и девочка, названные писателем именами Кай и Герда, а также Снежная королева.

Картина «Заросший пруд» написана талантливым российским художником Василием Поленовым. В его полотне преобладают все оттенки зеленого цвета. Когда картина вышла в свет, он заявил

Море было излюбленной темой Айвазовского. Ему он посвятил много картин. И среди них полотно « Корабль у берега». Море у него всегда гневное, бушующее. Редко, когда довольное и спокойное. Люди всегда борются со стихией.

Герои «Сказки о потерянном времени» составляют две противоборствующие группы: группу школьников, которые превратилась в стариков, и группу злых волшебников, которые украли время у школьников и превратились в детей.

Сочинение: Что в Печорине помогает нам понять Максим Максимыч?

Композиционная сложность романа М. Ю. Лермонтова «Гeрой нашего времени» неразрывно связана с психологической слож­ностью образа главного героя. Неоднозначность характера Печо­рина, противоречивость этого образа проявляется не только в исследовании его духовного мира, но и в соотнесении героя с осталь­ными персонажами романа.

При описании важнейших событий в жизни главного героя автор нарушил хронологическую последовательность. Если ее вос­становить, то первое место в романе должна была бы занять по­весть «Тамань», ведь именно в Тамани останавливается Печорин, следовавший на Кавказ. После службы в действующем отряде он отправляется на «воды», живет в Пятигорске и Кисловодске, уби­вает на дуэли Грушницкого. За участие в дуэли его высылают в кре­пость, где молодой человек встречается с Максимом Максимычем, из рассказа которого мы впервые и узнаем о Печорине.
[sms]

Читайте также:  Поэтика русского романтизма в контексте поэмы Лермонтова «Мцыри»: сочинение

Мы видим некоторую ограниченность Максима Максимыча — он не способен дать оценку поступкам и «странностям» характера Не-чорина, но в его характере, в его несложных суждениях о жизни, в его речи проявляется своеобразная цельность натуры. И в этом он противопоставлен Печорину, который недоволен жизнью, посто­янно скучает и мечется. Максим Максимыч — единственный че­ловек, с кем у Печорина нет ничего общего.

Люди разных поколений, разных эпох и разных типов созна­ния, штабс-капитан и Печорин, абсолютно чужды друг другу. По­тому и запомнился Максиму Максимычу его давний подчинен­ный, что так и не смог он понять, разгадать его. «Это был молодой человек лет двадцати пяти.. .Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький. Его звали. Григорьем Алек­сандровичем, — рассказывает Максим Максимыч заезжему офи­церу.

Это было самое счастливое время в его жиз­ни. Печорин искренне надеялся, что «скука не живет под чечен­скими пулями», но, опять напрасно, — через месяц он привык к их жужжанию. Наконец, увидев и полюбив Бэлу, думал, что это «ангел», посланный ему «сострадательной судьбой», но снова ошибся, — «любовь дикарки оказалась ничуть не лучше любви знатной барыни», и невежество и простосердечие черкешенки ему вскоре надоели.

«Я достоин сожаления. во мне душа испорчена светом, вооб­ражение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как и к наслаждению, и жизнь моя ста­новится пустее день ото дня. », — говорит Печорин Максиму Мак­симычу. Однако штабс-капитану трудно понять такие слова, осо­бенно, когда они звучат из уст двадцатипятилетнего человека.

В рассказе Максима Максимыча Печорин предстает романти­ческим героем, встреча с которым стала одним из ярчайших собы­тий в его жизни; тогда как для Печорина и сам штабс-капитан, и история с Бэлой — лишь эпизод в ряду других. Даже при случай­ной встрече, когда Максим Максимыч готов кинуться в его объя­тия, Печорину не о чем с ним говорить: вспоминать Бэлу—болез­ненно, рассказать старому приятелю — нечего. Максим Максимыч во всем противопоставлен Печорину, он привык жить для других, Печорин — только для себя. Штабс-капитан инстинктивно тянется к людям, Печорин(— замкнут в себе и безразличен к судьбе окружающих. Все поступки героев говорят о том, что автор сочувствует Максиму Максимычу, но одновременно перед нами раскрываются причины трагедии Пе­чорина.

Жестокость Печорина по отношению к старику — всего лишь внешнее проявление его характера, а под внешним безразличием кроется горькая обреченность на одиночество. Рассказ Максима Максимыча помогает нам понять, что автор осуждает эгоизм Пе­чорина, его неспособность считаться с интересами людей, с кото­рыми его сталкивает жизнь. Мы видим, что Печорин преждевре­менно состарился душой, и, как следствие этого, его постоянно преследует глубокое разочарование в жизни.

Но откуда взялась эта скука, постоянно преследующая героя, временное ли, преходящее ли это состояние духа или неизлечи­мый нравственный недуг, от которого нет спасения, — ответов на эти вопросы Максим Максимыч нам не дает, искать их необходи­мо во второй части романа, в главах, где Печорин сам «беспощад­но выставляет наружу собственные слабости и пороки».[/sms]

Методическая разработка урока по роману М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” на тему “Странный человек” (повести “Бэла” и “Максим Максимыч”)
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Данная разработка представляет собой конспект первого урока по тексту романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”. Проблемный анализ, комментированное чтение, сообщения учащихся-основные методы урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
geroy_nashego_vremeni_dlya_sayta.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Странный человек» (повести «Бэла», «Максим Макимыч»)

Цель: начать работу над текстом, проанализировать повести «Бэла» и «Максим Максимыч», выяснить с учащимися, кто Печорин – виновник или жертва трагедии?

1.Проверка домашнего задания:

  1. Идейный замысел романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
  2. Сюжет и композиция.

2.Вступительное слово учителя.

Повесть «Бэла» открывает роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Поэтому необходимо разобрать широкий круг вопросов:

-нужно понять образ Максим Максимыча, который первым знакомит читателей с Печориным;

-важно увидеть изображение природы, активно участвующей в сюжете и оценке происходящего;

-нужно разобраться в том, что представляет собой главный герой, в чем необычность его судьбы и личности.

3.Сообщения учащихся с последующей рецензией на тему: « Изображение природы Кавказа и быта горцев».

-Какое описание запомнили и чем оно привлекло вас? (Прочитать вслух, объяснить).

-Сравнить 2 пейзажных описания: Койшаурской долины и перевала через Гуд – гору.

(В пейзаже Койшаурской долины воспроизведен живописный ландшафт одного из уголков Кавказа и передано восхищение его красотой: яркостью красок, разнообразием, величием.Соседство такой природы многое оттенит в характере героя и прояснит идеалы М.Ю.Лермонтова.

В описании дороги на Гуд – гору важен не сам вид неба, ущелий, золотых снегов, а то чувство обновления, которое овладевает человеком, когда он удаляется от общества и приближается к природе).

-Найдите слова, передающие чувства автора и его состояние.

-На чем сосредоточено внимание автора в 1 и 2 – ом повествованиях и чем объяснить их различие?

5.Анализ повести «Бэла». Комментированное чтение:

-О чем рассказал Максим Максимыч путешественнику?

-Каким вы представляете Максим Максимыча ?

-Что узнали о Печорине из рассказов Максим Максимыча ? В чем его необычность? (противоречивая натура )

-Как произошло знакомство Печорина с Бэлой?

-Как поступил Печорин с Бэлой? Почему?

Чем закончилась история?

-Что видит и чего не понимает Максим Максимыч в характере Печорина?

-Какие чувства вызывает Печорин в этой повести, в какие моменты оно непонятно?

6.Комментированное чтение повести «Максим Максимыч»:

– известие о приезде Печорина ,

– встреча, внешность Печорина.

7. Беседа с привлечением текста.

-Как можно объяснить поведение Печорина при встрече с Максим Максимычем? (В нем выросло равнодушие к жизни, безнадежность и опустошенность).

-Помогают ли, по – вашему, эти описания понять что – либо в характере Печорина и в идеалах автора?

-Что в характере и жизни Максима Максимыча вызывает расположение к нему читателя и почему мы ему, безусловно, верим?

-Описание внешности Максим Максимыча.

-Слова его о службе и прошлой жизни.

-Отношение к Печорину и Бэле.

-Особенности характера Бэлы.

-При каких обстоятельствах произошло знакомство Печорина с Бэлой?

-Как попала Бэла в крепость к Печорину?

-Почему изменилось отношение Печорина к Бэле ( исповедь Печорина; возле умирающей Бэлы).

-Что видит и чего не понимает Максим Максимыч в характере Печорина?

-Какие чувства вызывает в вас Печорин в этой повести, в какие моменты оно непонятно?

-Чем по настроению эта повесть отличается от повести «Бэла»? (Больше грусти, печальнее. Более горькая повесть).

-Почему здесь меньше пейзажных описаний и каким чувством они окрашены в этой повести? (Нарисованы скупо, либо овеяны тоскливым настроением).

-Как можно объяснить поведение Печорина при встрече с Максим Максимычем? (выразительное чтение).

Подводим учащихся к выводу:

-Печорин и Максим Максимыч – люди разных миров. Жестокость Печорина по отношению к Максим Максимычу – внешнее проявление его характера, а под этим кроется горькая обреченность на одиночество.

-Здесь, как и в сценах столкновения с контрабандистами и горцами, автор осуждает индивидуализм Печорина, не считающегося с тем, как его поведение отразится на людях, которые встречаются на его пути.

-Но откуда же этот безграничный эгоизм? Откуда скука, преследующая Печорина повсюду, преждевременная душевная усталость, глубокое разочарование в жизни? Что это -временное состояние духа или неизлечимый нравственный недуг? Ответ найдём в дневнике Печорина.

Общий тон повести подготавливает читателя к последней встрече с Печориным и восприятию поведения героя во время его общения с Максим Максимычем.

В Печорине выросло равнодушие к жизни, безнадежность и опустошенность.

Путешествие в Персию – последняя попытка обрести хоть какую – нибудь цель, наполнить существование новыми впечатлениями.

Последняя его фраза «Авось, где – нибудь умру по дороге» – вызывает боль за него.

-Что значила эта встреча для каждого из героев, какой след она оставила в их жизни?

По сравнению с Печориным кругозор Бэлы, Максим Максимыча, горцев узок, их духовная жизнь бедна. Но это натуры цельные. Они не знают противоречий, сомнений, живут просто и естественно – любят, враждуют, радуются, страдают. Такими их изобразил автор. На фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина.

Ведь Печорину можно предъявить много серьезных обвинений: он отнял коня у Казбича, сделал бездомным абрека Азамата, стал виновником смерти Бэлы и ее отца, нарушил покой в душе Максим Максимыча.

Но надо видеть и другое.

Трагичность судьбы самого Печорина.

Был ли он счастлив?Что он пережил и передумал, находясь в расцвете сил и молодости в заброшенной крепости? Какие чувства вызывает в вас Печорин в этих повестях и в какие моменты его поведение вам кажется менее понятным?

-Обратим внимание на портрет Печорина.

9.Задание на дом.

  1. Перечитать повесть «Тамань».
  2. Ответить письменно на вопросы:

В чем вы видите противоречие поведения Печорина в повести «Тамани» его состоянию в момент появления там?

С какой стороны раскрывается характер героя в отношениях с девушкой и слепым мальчиком?

Какие слова и с каким чувством произносит герой в конце повести?

Ссылка на основную публикацию
×
×