Поэма М. Ю. Лермонтова Мцыри как романтическое произведение: сочинение

Поэма «Мцыри» как романтическое произведение

Рассматривая поэму Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение, имеет смысл вспомнить прежде всего основные черты, свойственные любому романическому произведению. Во-первых, это перенесение внимания на главного героя, его мысли, ощущения и переживания. Во-вторых, это реализация в тексте главного принципа романтизма: изображение необычного героя в необычных обстоятельствах. В-третьих, делая главной задачей передачу романтического бунта героя, автор часто небрежно обращается с фактами, вообще мало уделяет внимания окружающему миру.

Пейзаж «Мцыри» как элемент романтической поэмы

В «Мцыри» выполняются все из перечисленных условий. Для своего произведения Лермонтов выбирает экзотическое место действия: монастырь на Кавказе. Благодаря этому он может построить романтический контраст: душные, тесные стены монастыря, в которых томится Мцыри – и величественная природа Кавказа, виднеющиеся вдали горы, непроходимые леса, струящиеся горные потоки. Причудливость, нестандартность пейзажа – вот чем наполнена каждая строка: «Я видел горные хребты,/ Причудливые, как мечты».

Необычный герой «Мцыри»

Сам герой, описанный Лермонтовым, также необычен. Проанализировав его, можно доказать, что поэма «Мцыри» романтическая.

О жизни Мцыри рассказывается очень мало. Это как раз и является чертой романтического произведения: окутать героя тайной. Как он рос и воспитывался – все это остается за рамками повествования. Не дано даже подробного описания внешности Мцыри. Зато очень подробно изображаются три кульминационных дня, когда герой получает наконец-таки желанную свободу. Это важно, поскольку именно в этот момент Мцыри раскрывается как романтический герой-бунтарь, не понятый окружающим миром (в данной ситуации – монастырем).

Сама природа его бунта не до конца ясна и объяснена. Как говорит сам Мцыри, он «знал одной лишь думы власть, одну — но пламенную страсть». И страсть эта была – побег. Но откуда мог юноша, которому на момент повествования вряд ли есть двадцать лет, узнать о жизни на воле? Привезенный в монастырь совсем ребенком, он практически не помнит прежней жизни, и его стремление к свободе идет не от рационального – воспоминаний, желания вернуть прошлое, а от иррационального. То есть, от глубинного желания вольной жизни без всяких запретов свойственного именно романтическому герою.

Романтизму как направлению свойственно четкое разделение мира на две стороны, на черное и белое, на правильное и неправильное. Этот же максимализм отображается и в герое произведения Лермонтова. Мцыри убежден, что жизнь возможна только на свободе. И, оставаясь до конца верным своим убеждениям, он умирает, вернувшись в монастырь. Убивают его не полученные в схватке с барсом раны, а жажда свободы, выраженная в поэме в образе пламени: «И он прожег свою тюрьму».

Здесь же, в стремлении Мцыри вырваться прочь из монастырских стен, реализуется еще одна черта романтизма: желание человека сменить неестественную среду на естественную. В монастыре Лермонтов (а вслед за ним и его герой) видел среду не естественную для человека. «Вернулся я к тюрьме моей» – вот как о нем отзывается Мцыри. И это темница не только для одного Мцыри, нет, образ можно рассматривать шире, как темницу земного бытия для вольного человеческого духа. В конце поэмы герой разрывает связывавшие его оковы и обретает свободу, но уже не в этом, а в ином мире. Смерть героя, отметим, также весьма характерна для романизма.

Композиционное построение поэмы

Черты романтизма в поэме «Мцыри» проявляются и в композиционном построении поэмы: повествование сосредоточено на одном, важнейшем эпизоде из жизни Мцыри, и в виде лирической исповеди героя. Форма исповеди является классическим приемом для романтических произведений. Внимания заслуживает и эпизод борьбы с барсом, который критики выделяют как ключевой в поэме. В нем Мцыри раскрывается как бесстрашный боец, как настоящий герой, достойный своих диких и неустрашимых предков. Пусть побег Мцыри не увенчался успехом, но выбранный автором кульминационный момент говорит об обратном: его героя уже ничто не в силах сломить. Он победил, и победа его – победа романтика.

Исходя из проведенного анализа, мы можем однозначно рассматривать «Мцыри» как романтическую поэму. В ней изображен нестандартный герой в нестандартных обстоятельствах, и все произведение в целом строится на изображении романтических переживаний Мцыри. А сильный, мятежный и страстный образ героя, созданного Лермонтовым, неизменно находит отклик у читателей.

Сочинение: Поэма М.Ю.Лермонтова Мцыри как романтическое произведение

Поэма М.Ю.Лермонтова “Мцыри” как романтическое произведение

Автор: Лермонтов М.Ю.

Одной из вершин художественного наследия М.Ю. Лермонтова является поэма «Мцыри». Она отражает глубокую влюбленность автора: в величественность гор, в хрустальную чистоту рек, в яркую небесную зелень и людей, свободных и непреклонных, – в гордый Кавказ. Именно он потряс воображение большеглазого и впечатлительного ребенка. Оставшиеся навечно впечатления, побудили поэта к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, каким является поэма «Мцыри». Она была написана в тысяча восемьсот тридцать девятом году. В поэме главный герой наиболее приближен к современности. Судьба горца, рвущегося к свободе из плена, но не получившего её, была очень близка «лермонтовскому» поколению. В то же время созданный автором героический пафос бескомпромиссной борьбы, воодушевляющий Мцыри до конца его короткой жизни, явился наиболее глубоким отражением «лермонтовского» идеала.

На мой взгляд, романтизм поэмы заключается в удачном создании автором такого яркого и живого образа, как Мцыри – одинокого, но мятежного, живущего мечтой и отрекающегося от действительности, ищущего гармоничного слияния с природой.

Мы знакомимся с Мцыри в монастыре, куда он попадает еще ребенком, плененным русским генералом. «Мучительный недуг» угрожал жизни мальчика, именно тогда «могучий дух его отцов» развился в ребенке, сделав его гордым и непокорным в плену. Одинокость и замкнутость были присуще ему,

Томим неясною тоской

По стороне своей родной.

Прошло время, Мцыри привык к плену и стал понимать чужой язык. Внезапный побег юноши в одну из осенних ночей подарил ему «три блаженных дня», а монахам – недоумение и непонимание его поступка. Внезапное истощение сил за столь короткий срок и угасание сильного и здорового молодого человека было необъяснимо, поскольку «он на допрос не отвечал». Лишь перед смертью Мцыри монаху удалось услышать его гордую исповедь:

Я мало жил, и жил в плену,

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог,

Трагедия Мцыри – в отрыве от родины, дома, родных и друзей. Монастырь для него становится тюрьмой, душными ему кажутся кельи, сумрачными и глухими – стены, трусливыми и жалкими – стражи-монахи, а сам он – раб и узник. Всю свою жизнь юноша знал «Одну – но пламенную страсть»: вырваться на свободу. Поэма не раскрывает до конца стремления героя, но они ощутимы в намеках. Возможность любить и ненавидеть, найти путь в «родную страну», встретиться с суровыми воинственными горцами, обнять мать, отца, сестер. Наряду с этим поэт также воспевает воинственные мечты юноши. О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает, прежде всего, как о воинах; не случайно ему снятся сражения, в которых он побеждает, недаром мечты влекут его в “чудный мир тревог и битв”. Он убежден, что мог быть “в краю отцов не из последних удальцов”. Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но всем строем своих чувств он — воин. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит: “Ты помнишь детские года: слезы не знал я никогда”. Волю слезам он дает лишь во время побега, потому что никто их не видит. Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой.

Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется в битве с барсом. Его не страшила могила, потому что он знал: возврат в монастырь — это продолжение прежних страданий. Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбивого патриотизма. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы “рай и вечность променял” на несколько минут жизни .среди близких (стихи, вызывавшие недовольство цензуры). Не его вина, если ему не удалось стать в ряды борцов за то, что он считал своим святым долгом: обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно “спорил с судьбой”.

Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Презирая свое окружение, Мцыри чувствует лишь родство с природой. Гармония природы, её свобода и непокорность противопоставлены в поэме сумрачным стенам монастыря, где царит атмосфера рабского смирения и покорности, гнетущая душу Мцыри с детства. Ведь люди, спасшие ему жизнь, на самом деле подарили ему ад. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову, когда озолотился восток. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, он видит зубцы далеких гор и бледную полосу “меж темным небом и землей”, ему чудится, что его “прилежный взор” мог бы видеть через прозрачную синеву неба полет ангелов.

Пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою “душу” в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший “Мцыри” в те годы, когда создавался и реалистический роман “Герой нашего времени”, вносит такие’ черты в свое произведение, которых нет в более ранних его поэмах. Если прошлое героев “Исповеди” и “Боярина Орши” остается совершенно неизвестным, и мы не знаем тех социальных условий, которые сформировали их характеры, то строки о несчастливом детстве и отрочестве Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для романтических поэм, связана со стремлением глубже раскрыть — “рассказать душу”.

Выразительно сочетание множества метафор романтического характера в самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления. (“Однажды русский генерал. ”) Романтическая по форме поэма свидетельствовала о росте реалистических тенденций в творчестве Лермонтова.

Создание Лермонтовым образ гордого и непокорного юноши невозможно забыть. Даже потеря надежды перед смертью не смогла сломить волю одинокого и гордого героя:

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение

Поэма Лермонтова «Мцыри» была написана в 1839 году, незадолго до смерти поэта. Всю свою жизнь, в мире и в своем творчестве, поэт искал идеал. Он не мог смириться с пошлой и бездушной современностью, калечащей души людей. Поэтому одним из излюбленных художественных направлений Лермонтова был романтизм.
Романтическое произведение – это всегда конфликт между исключительным героем и враждебной ему средой. Герой хочет вырваться из своего окружения, он жаждет другого существования, наполненного настоящей Жизнью. В его понимании это испытание себя, насыщенность эмоциями, настоящая любовь и дружба. Это жизнь, в которой все зависит от личных качеств героя.
Место действия романтического произведения всегда ярко и экзотично. Оно созвучно душе романтического героя, который находит успокоение только в слиянии с природой.
Жизнь героя ярка, но коротка. Он погибает, непонятый жестоким и пошлым миром. Поэтому романтический конфликт всегда трагичен и не имеет разрешения.
Поэму «Мцыри» Лермонтов создает по классическим канонам романтического произведения. Его герой – кавказский юноша, в детстве попавший в плен к русским. Он живет в монастыре и готовится стать послушником. Но душа его жаждет совершенно другого.
Внешность Мцыри описана в романтических тонах. Он высок, худ, слаб физически, но силен духом. Его духовная сила проявляется в тех трех днях, что герой провел «на воле», вдали от монастырских стен. Нетрудно догадаться, что монастырь олицетворяет в поэме душный и мертвящий окружающий мир, заставляющий человека отказаться от всего человеческого. А главное, отказаться от свободы –основной жизненной ценности, по мнению Лермонтова и его героя.
Только на воле, слившись с природой, Мцыри почувствовал себя счастливым и гармоничным:
В то утро был небесный свод
Так чист, что ангела полет
Прилежный взор следить бы мог;
…………………………………….
Я в нем глазами и душой
Тонул…
Кульминационной в поэме является сцена битвы героя с барсом. Это кульминация не только в развитии действия, но и в развитии характера героя. Здесь он проявил все свои способности и реализовал все возможности. Мцыри мобилизовал не только свою физическую силу, ловкость, реакцию, но и лучшие моральные качества: силу воли, стремление к победе, находчивость и так далее.
Победив царя леса – барса, Мцыри понял, что прожил лучшие минуты своей жизни. Но тут же в его словах проскальзывает горечь:
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.
Эта горечь разлита по всему произведению. Автор показывает, что, несмотря на стремление Мцыри к воле, он не может жить вне монастырских стен. Существование в монастыре сделало юношу неспособным полноценно жить в мире. Это подчеркивает, например, сцена с грузинкой.
У ручья юноша увидел прекрасную девушку. Молодая кровь закипела в нем. Глазами провожал Мцыри грузинку до самого дома, но та исчезла за дверьми своей сакли. Для Мцыри – исчезла навсегда. С горечью и тоской герой осознает, что он чужой для людей и люди для него – чужие: «Я был чужой Для них навек, как зверь степной».
Цель героя – добраться до своей родины – несбыточна. Он слишком слаб для этого, не знает настоящей, реальной жизни. Поэтому он невольно возвращается туда, где может существовать, – к монастырю.
К этому моменту изнемогающий от голода и слабости герой начинает бредить. Ему чудится, будто рыбка в реке поет ему песнь. Она призывает Мцыри остаться с нею и ее сестрами на дне реки. Здесь прохладно и спокойно, никто не тронет и обидит:
Усни, постель твоя мягка,
Прозрачен твой покров.
Пройдут года, пройдут века
Под говор чудных снов.
Мне кажется, что песня рыбки – это внутренний голос героя, который призывал его образумиться, остаться в стороне от бурь и потрясений, то есть остаться в монастыре. Здесь его жизнь пройдет спокойно и незаметно, «под говор чудных снов». Пусть Мцыри не раскроет себя, заглушит свои душевные порывы, но он всегда будет спокоен, сыт, защищен.
В финале поэмы мы видим, что Мцыри выбирает себе другую участь. В своем завещании старику монаху герой просит, чтобы его положили умирать во дворе монастыря, откуда видны горы его родины. Пусть он умрет, но умрет с ощущением поддержки родных, с воспоминаниями о чудесных трех днях, перевернувших всю жизнь героя.
Финал поэмы трагичен. Мы уверены, что Мцыри умрет: монастырь лишил его сил и способности жить. В этом проявляется позиция самого поэта, который не верил в оптимистическое решение данного конфликта, не видел положительного примера в окружающей его действительности.
«Мцыри» – одно из наиболее ярких романтических произведений в русской литературе, созданное по всем канонам этого литературного направления.

Поэма «Мцыри» как романтическое произведение

Большую долю творческого наследия Михаила Лермонтова составляют романтические произведения. Самым видным произведением, написанным в данном направлении является поэма «Мцыри». Какие признаки указывают на то, что это романтическое произведение?

Для романтического произведения характерен главный герой с отличительными признаками. Обычно он одинок, находится вдали от единомышленников или же вовсе не имеет их, противостоит обществу. Иногда они бывают жертвами трагических обстоятельств. Он имеет высокую мечту и стремиться исполнить ее. Герои-романтики любят мечтать, размышлять. Для них характерна смелость, решительность, храбрость, готовность пожертвовать собой.

Все эти свойства присущи Мцыри. Родители героя предположительно погибли в боях Кавказской войны. Это предположение основано на том, что ребенок был найден русским офицером на поле боя. Юноша был сиротой, который нашел приют в монастыре. Никто не понимал его. Герой мечтал найти свою родину, но не имел ни малейшей возможности сделать это. Он одинок, скромен, чувствителен. Мцыри стремится познать себя. Таким образом, Мцыри — это романтический герой.

Другими признаками романтизма являются экзотические обстоятельства. Очень часто в подобных произведениях действуют дикие животные. Действия поэмы «Мцыри» происходят на Кавказе, который всегда был необычен для европейского человека. Автор описывает горы, леса, диких животных, которые обитают там. Это тоже присуще романтизму.

Особенно любимыми для романтиков были поэтические жанры. Конечно, самый известный из них — это романтическая баллада. Но и поэма тоже относится к ним. Романтики любили эту форму за то, что она соединяет в себе лирическое и эпическое. Лирическое — это внимание к чувствам персонажа, наличие отступлений, стихотворная форма. Эпическое — это наличие сюжета, который рассказывает важные социальные, нравственные, научные и иные проблемы общества. «Мцыри» по особенностям жанра относится к поэме, так как все эти признаки характерны для произведения.

«Мцыри» — это образец романтической поэмы, в которой можно проследить все особенности этого направления в литературе.

2 вариант

На рубеже 18-19 в.в. в европейской литературе наблюдается расцвет романтизма. В русской литературе пишут романтические произведения В.А.Жуковский, К.Ф.Рылеев, А.С.Пушкин и др. Известно, что М.Ю.Лермонтов увлекался романтической поэзией Дж.Г.Н.Байрона.

Поэма М.Ю.Лермонтова, вышедшая в 1840 году, является образцом романтического произведения: в ней соблюдены все каноны романтизма. Поэмы, баллады – излюбленные жанры писателей-романтиков. Хорошо известна формула романтизма: необыкновенный , исключительный герой-бунтарь в исключительных обстоятельствах. В основе сюжета, как правило, какое-то необычное, иногда таинственное событие, м.б., легенда, предание.

Действие в поэме разворачивается на фоне дикой, экзотической для русского читателя природы Кавказа. В основе сюжета лежит предание об оставленном в монастыре генералом Ермоловым ребенке.

Мцыри – романтический герой . Он одинок. Это бунтарь, который противопоставлен другим монахам . Жизнь героя окутана тайной. О прошлом юноши ничего не известно. Он был оставлен в монастыре, чудом выжил и теперь готовится стать монахом. У него нет даже имени: Мцыри означает «послушник». Герой не знает другой жизни, кроме монастырской, однако его зовет земля отцов, край, откуда он родом. Накануне пострига, во время грозы, когда вся братия лежала ниц, Мцыри бежит из монастыря. Его не страшит гроза, он чувствует свое единство с природой –«обняться с бурей был бы рад». Он стремится в край отцов, надеясь обрести родных, стать свободным – мир монастыря для него тюрьма. Так в поэме выражено поэтическое двоемирие: мир реальный (заточенье в монастыре) и мир идеальный ( свободный край горцев). Герой стремится к свободе. Три дня на воле для Мцыри и есть настоящая жизнь – он увидел красоту «божьего сада», испытал чувство любви к девушке- грузинке, а главное – он узнал себя в схватке с барсом. Что понял герой? Ощутил себя сильным, отважным, ловким. Ему ясно, что в стране отцов он был бы не последним воином. И хотя Мцыри провел на свободе только три дня, для него это целая жизнь: он ни о чем не сожалеет. И старому монаху не понять, как можно променять тихую размеренную долгую жизнь в церковной обители на краткий миг, полный неизвестности и борьбы. Мцыри не страшит скорая смерть: он испытал в жизни все: «Я жил, старик!» – скажет герой.

Все произведение пронизано духом свободы, борьбы. Вольнолюбивый герой стал идеалом для многих людей, чья безвольная молодость пришлась на 30-е годы.

Также читают:

Картинка к сочинению Поэма «Мцыри» как романтическое произведение

Популярные сегодня темы

В своем небольшом рассказе автор раскрывает три «вечные темы»: тема «отцы и дети», темы «любви» и тема «добра и зла».

Как-то раз горный рабочий Степан со своим другом отправились проверить траву на дальних покосах. Работали они вместе в шахте по добыче малахита. На знойном солнце их потянуло в сон. Они прилегли на траву и заснули.

Мне кажется, что любовь, одна из движущих сил в нашем мире. Она двигает скалы ближе друг к другу, соединяет сердца, роняет звезды, для того, чтобы кто-то загадал найти свою любовь, и конечно же, нашел.

Знаменитый балет «Мещанин-дворянин» или как у нас принято называть это произведение Жана-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве» впервые увидел свет в 1670 г. Среди зрителей в замке Шамбор был король Франции.

Роман «Преступление и наказание» был впервые Федором Михайловичем Достоевским опубликован в 1866 году и сразу вызвал бурное обсуждение у современников писателя. Споры и дискуссии вокруг произведения не утихают до сих пор как среди

Поэма Мцыри как романтическое произведение сочинение

Поэма – одна из любимых форм произведений М.Ю.Лермонтова. На пике расцвета своего творческого потенциала поэт написал романтическую поэму «Мцыри».

Произведение «Мцыри» можно считать романтической поэмой по нескольким признакам. Во-первых, главный герой – исключительная личность в исключительных обстоятельствах. Во-вторых, поэма написана в исповедальной форме. В-третьих, пейзаж выполняет не только роль фона, но и помогает раскрыть эмоции и чувства главного героя. В-четвертых, в поэме много образов-символов важных для понимания произведения. Рассмотрим эти признаки поподробнее.

О жизни и детстве главного героя читателю знает мало. Подробного описания внешности тоже нет. Но три дня свободы, являющиеся кульминационной частью поэмы, раскрывают нам весь внутренний мир героя, его чувства и переживания. Именно в дни побега Мцыри предстает перед нами как романтический герой-бунтарь. Его стремление к свободе не понято монахами, окружавшими его с 6-ти лет. Им владеет одна лишь «пламенная страсть» – страсть к свободе. Но откуда у юноши такое стремление сбежать на волю? Ведь он с детства живет в монастыре, прежняя жизнь только во снах сниться. Это желание вольной жизни без ограничений идет из глубины души, свойственное романтическому персонажу.

Главный герой уверен, что без свободы жизнь не имеет смысла. Поэтому, когда он, израненный после схватки с барсом, снова оказывается снова в монастыре, он умирает. Мцыри погибает из-за жажду свободы. Без нее его жизнь больше не имеет смысла.

Использование формы лирической исповеди – это классический прием в написании романтических произведений. За счет этого приема поэма приобретает необыкновенную психологичность и во всех красках раскрывает душу героя.

Важным эпизодом является бой с барсом. Он доказывает, что Мцыри могучий герой, достойный своих предков. Пускай его побег не был успешным, бой с барсом доказал, что сломить Мцыри нельзя ни чем.

Пейзажи Кавказа помогают читателю раскрыть душу главного героя. Гармония природы противопоставлена сумрачным стенам ненавистного для Мцыри монастыря, где все время стоит атмосфера покорности и смирения, непереносимая для героя поэмы. Стоит заметить, что горы, как и море, является одним из самых популярный пейзажей для романтизма.

Так же в поэме используется много образов-символов, помогающих глубже раскрыть образ главного героя и его трагедии. Одним из важных образов является монастырь. Монастырь – символ неволи, тюрьмы, гнетущей обстановки. Кавказская природа – символ идеального мира «тревог и битв», цель и средство его побега. В этой природе ему встречается еще один образ-символ – это барс. Барс – символ чуждой миру человека силы природы. В ходе чтения поэмы читателю встречается еще один символ – огонь. Символ божественного очищения, обновления жизни, силы, страсти и энергии.

Исходя из вышесказанного поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри» можно бесспорно считать истинно романтическим произведением.

Поэма Мцыри как романтическое произведение

Машина будущего – это классно! Я думаю, что в будущем не будет никаких проблем, все будет удобно для людей, для каждого человека. Пробок не будет совсем! Чуть затор, полицейские будут его у транять, ведь появится больше возможностей для

Что бы я делал и как бы прожил свою жизнь, если бы я был волшебником? Вопрос очень интересный и ответ можно дать не сразу, так как необходимо очень хорошо подумать. Многие захотят иметь большие деньги, роскошные машины и апартаменты, но к удивлению,

Юлий Клевер – один из известнейших художников пейзажистов конца ХІХ века, это русский художник с немецкими корнями. «Закат солнца зимой» – это одна из известных его картин, выполненная на натуральном холсте.

Мода меняется с каждым годом. Не успеешь опомниться, как наступит 2200 год, когда мода изменит внешний вид костюма до неузнаваемости. Правда, не всем суждено будет дожить до этого счастливого момента.

Произведения древнерусских авторов представляют собой определенную литературную ценность. В первую очередь это, конечно же, наше национальное достояние и источники сведений о культуре и быте того далекого времени.

Еще с самого раннего детства, нам задают очень важный вопрос, который требует от нас ответа, так как речь идет о том, кем мы хотим стать и где мы желаем работать, так как профессия для человека одна из составляющих его успешной и счастливой жизни.

Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” как романтическое произведение

М. Ю. Лермонтов — автор почти тридцати поэм. В пору наивысшего расцвета своего творчества Лермон­тов создал поэму «Мцыри».

«Мцыри» — поэма романтическая. В ней необычно все: обстановка, в которой происходит действие, само действие и, конечно, герой.

Герой поэмы — Мцыри, неслужащий монах. Шес­тилетним мальчиком попадает он в монастырь, где и проходит вся его жизнь, вдали от дома, от близких, от мирских удовольствий. Так Лермонтов создает ис­ключительные обстоятельства, в которых живет его герой. Душные кельи, постоянное одиночество — все это хорошо знакомо Мцыри. Необычно не только то, что местом действия поэт выбрал монастырь, но и то, где этот монастырь находится. Лермонтов рисует Гру­зию, цветущую «в тени своих садов». Величественные горы и окружающий их лес — картина действительно романтическая.

Сбежавшему из монастыря Мцыри открывается мир во всей его полноте и красе. Он наконец попадает в «чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Воображение Героя поражают пышные поля, обрамленные лесами холмы, «грудь темных скал», горные хребты, курящиеся «в час утренней зари». Мастерски созданный Лермонтовым романтический пейзаж помогает лучше постичь чувства героя, после долгих лет заключения увидевшего эту красоту.

С огромной тоской вспоминает Мцыри свое отечество: аул, возвращающиеся с пастбищ табуны, убеленных сединой важных старейшин, блеск кинжалов, горную речку. Поэтично нарисованная картина кавказского быта также говорит о романтизме поэмы. Лермонтов, хорошо знающий Кавказ, создает в поэме образ молодой грузинки и «обряжает» ее, христианку по вере, в чадру. Ведь так она выглядит куда более загадочно и романтично.

Во многом способствует созданию романтической обстановки и введение в поэму боя с барсом. Лермонтов заимствовал этот эпизод из грузинского фольклора. Победа Мцыри, конечно, гиперболизирована, но описание битвы выглядит в общем контексте произведения очень органично.

Герой поэмы, полный пламенных страстей, обнажает свою душу исповеди. Исповедь Мцыри – это большая часть поэмы, и именно она способствует созданию такого яркого романтического образа. Используя форму откровения, поэт стремится глубже «рассказать душу» героя, и поэма приобретает необыкновенную психологичность. Лермонтов детально изображает все переживания Мцыри. Для этого он щедро использует многочисленные художественные приемы.

За несколько глотков свободы герой готов отдать две жизни в монастыре. Покой и тишина не могут заменить ему красоту мира и разрушенные юношеские мечты. Он одинок и стремится к жизни, полный «тревог и битв», стремится познать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы». Тюрьма для Мцыри не только монастырь, но и весь тот уклад спокойной и размеренной жизни, который несовместим с пред­ставлениями о ней пылкого и страстного юноши. Стремясь к своей цели, герой мужественно превозмо­гает многие трудности. Он переносит страдание голо­да, смело бросается в бой со зверем, пробирается сквозь колючий терновник. В трудную минуту Мцы­ри не ищет людской помощи. Он считает себя чужим для всех. «И если б хоть минутный крик мне изме­нил — клянусь, старик, я б вырвал слабый мой язык», — признается герой.

Высоко оценивал образ Мцыри В. Г. Белинский. «Что за огненная душа, что за могучий дух» что за ис­полинская натура у этого мцыри!» — писал он. Кри­тик считал героя поэмы идеалом Лермонтова, «отра­жением в поэзии тени его собственной личности».

Поэма заканчивается, как и положено романтиче­скому произведению: Мцыри находится на пороге смерти. Он завещает похоронить себя там, откуда ви­ден Кавказ. Герой не раскаивается в содеянном и не отступает от своих мечтаний.

М. Ю. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина. Однако, по словам Белинского, он внес в национальную литературу не­что особенное, оригинальное, так называемый «лер­монтовский элемент». «Все дышит самобытною и творческою мыслью», — писал критик о его поэзии.

Читайте также:  На что он руку поднимал: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Поэма М.Ю.Лермонтова Мцыри как романтическое произведение
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 05:38:27 27 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 211 Комментариев: 13 Оценило: 3 человек Средний балл: 4.3 Оценка: неизвестно Скачать