ТРАГЕДИЯ ОДИНОЧЕСТВА (По произведениям М. Ю. Лермонтова): сочинение

Cочинение «ТРАГЕДИЯ ОДИНОЧЕСТВА (По произведениям М. Ю. Лермонтова)»

Мотив
одиночества пронизывает всю лирику
Лермонтова. Особенно отчетливо звучит он в
романе “Герой нашего времени”. Образ
Печорина — это одиночество и лирическое, и
гражданское, и вселенское.

Печорин,
как очень незаурядный человек, был
неудовлетворен своим довольно унылым
существованием на фоне, как ему казалось, не
менее унылого существования всего общества.
Спокойная и размеренная жизнь, заданность
житейских ситуаций — все это давило на его
неуемную, жаждущую действий душу, на его
стремление к новым, более высоким
отношениям между людьми в любви, в дружбе, в
гражданском долге. В результате этих
мечтаний Печорин сам начал создавать на
своем жизненном пути препятствия, с тем
чтобы их преодолевать. Такие игры с жизнью
иногда могли оказаться него роковыми. Но
это его не останавливало.

В воздухе
того времени уже витала проблема “лишнего
человека”, и лучшие умы пытались найти
ответы на вопросы: “Как надо жить?” и “Для
чего мне жить?”. Печорин принадлежит
одновременно и к типу “лишних людей”, и к
тем, кто делает попытки как-то разрешить эту
проблему.

Печорин
помечен демоном одиночества, и это
проявляется во всем. В своей жизни он любил
только одну женщину — эру. Любовь к ней
принесла ему много страданий. Он страдал
даже от того, что осознавал, что и Вера
несчастна в любви к нему. Когда чувства
постепенно стали угасать, демон
одиночества вновь напомнил о себе и Печорин
стал пытаться воскресить навсегда остывшие
чувства и переживания. Конечно, у него
ничего не вышло. Он приобрел только лишние
страдания, которые постепенно иссушали его
душу.

Печорин был
достаточно тонким человеком, чтобы не
понимать своей вины в том, что происходит с
ним лично, а также с близкими ему людьми. Но
читатель видит, что это не только вина
Печорина, а скорее его беда.

В его жизни
были еще две женщины — это Бэла и княжна
Мери. Каждая из этих женщин могла подарить
гармоничному мужчине любовь, отвлечь его от
мрачных мыслей, cло вом, составить
человеческое счастье. Но Печорин уже не мог
не играть в жизнь, а точнее, в прятки с
собственным одиночеством. В обоих случаях
главную, роковую роль сыграло самолюбие. Он
расчетливо пытался влюбить в себя Бэлу, но,
когда достиг этого, потерял к ней интерес.
Он специально подолгу был на охоте, видимо
надеясь, что этот роман иссякнет сам собой.
Но это оборачивалось лишь новыми
страданиями женщины. Возможно, Печорин и
пытался с помощью Бэлы найти свое место в
жизни, но все безрезультатно. Роман
Печорина с княжной Мери также завершился
страданиями женщины. В эту трагическую игру
в любовь был ввергнут и Грушницкий, который
заплатил за свою страсть жизнью. Печорин,
подталкиваемый демоном одиночества,
вовлекал в свою игру все больше людей. Эти
люди ссорились между собой, теряли
ориентировку в жизни, совершали
неблагородные поступки. Ведь Печорин
сознательно, незаметно для самой Мери,
настроил ее против Грушницкого. Далее, в
дуэльном “спектакле” весь этот фарс с
незаряженным пистолетом кончился
трагически: один из участников дуэли стал
убийцей, другой жертвой, третий бесчестным
человеком.

Но как ни
странно, образ Печорина все же вызывает
симпатию у читателя. Наверное, потому, что в
герое романа еще не совсем умерли
благородство и жалость.

Печорин
после очередного трагического витка в
своей судьбе отправляется путешествовать,
пытаясь снова найти ответы на мучащие его
вопросы. Может быть, он решился на это в
надежде реализовать свои благородные
начала. Но на самом деле, как мне кажется, он
лишь продолжал убегать от своего
одиночества, с каждым новым шагом
по жизни
приближаясь к собственной трагедии.

Демоническое
одиночество в русской литературе не
кончилось на Печорине. На мой взгляд, в той
или иной степени оно проявилось в таких
литературных героях, как князь Андрей
Болконский в романе Л. Н. Толстого “Война и
мир” и других. Этих героев объединяет, на
мой взгляд, стремление к яркой, наполненной
благородными событиями жизни, но
обстоятельства, а также черты их
собственного характера (самолюбие,
тщеславие) не дают им реализовать свои
мечты.

Сам поэт М.
Ю. Лермонтов был ранен этим одиночеством.
Уже будучи зрелым художником, он пришел в
своем творчестве к “Демону”, а может быть,
не к “Демону”, а через “Демона” к могучей
ненасытной жажде полнокровной жизни, к
земному многоцветному бытию, разлитому во
вселенной, и все-таки трагически
отдаленному от него.

Трагедия одиночества по произведениям М. Ю. Лермонтова

Мотив одиночества пронизывает всю лирику Лермонтова. Особенно отчетливо звучит он в романе “Герой нашего времени”. Образ Печорина — это одиночество и лирическое, и гражданское, и вселенское.

Печорин, как очень незаурядный человек, был неудовлетворен своим довольно унылым существованием на фоне, как ему казалось, не менее унылого существования всего общества. Спокойная и размеренная жизнь, заданность житейских ситуаций — все это давило на его неуемную, жаждущую действий душу, на его стремление к новым, более высоким отношениям между людьми в любви, в дружбе, в гражданском долге. В результате этих мечтаний Печорин сам начал создавать на своем жизненном пути препятствия, с тем чтобы их преодолевать. Такие игры с жизнью изредка могли оказаться для него роковыми. Но это его не останавливало.
В воздухе того времени уже витала проблема “лишнего человека”, и лучшие умы пытались найти ответы на вопросы: “Как надо жить?” и “Для чего мне жить?”. Печорин принадлежит одновременно и к типу “лишних людей”, и к тем, кто делает попытки как-то разрешить эту проблему.

Печорин помечен демоном одиночества, и это проявляется во всем. В своей жизни он любил только одну женщину — Веру. Любовь к ней принесла ему много страданий. Он страдал более того от того, что осознавал, что и Вера несчастна в любви к нему. Когда чувства постепенно стали угасать, демон одиночества снова напомнил о себе и Печорин стал пытаться воскресить навсегда остывшие чувства и переживания. Конечно, у него ничего не вышло. Он приобрел только лишние страдания, которые постепенно иссушали его душу.

Печорин был довольно тонким человеком, чтобы не понимать своей вины в том, что происходит с ним лично, а также с близкими ему людьми. Но читатель видит, что это не только вина Печорина, а скорее его беда.

В его жизни были ещё две женщины — это Бэла и княжна Мери. Каждая из этих женщин могла подарить гармоничному мужчине любовь, отвлечь его от мрачных мыслей, словом, составить человеческое счастье. Но Печорин уже не мог не игрывать в жизнь, а точнее, в прятки с собственным одиночеством. В обоих случаях главную, роковую роль сыграло самолюбие. Он расчетливо пытался влюбить в себя Бэлу, но, когда добился этого, потерял к ней заинтересованность. Он специально подолгу был на охоте, видимо надеясь, что тот самый роман иссякнет сам собой. Но это оборачивалось лишь новыми страданиями женщины. Возможно, Печорин и пытался с помощью Бэлы найти свое место в жизни, но все безрезультатно. Роман Печорина с княжной Мери также завершился страданиями женщины. В эту трагическую игру в любовь был ввергнут и Грушницкий, который заплатил за свою страсть жизнью. Печорин, подталкиваемый демоном одиночества, вовлекал в свою игру все больше людей. Эти люди ссорились между собой, теряли ориентировку в жизни, совершали неблагородные поступки. Ведь Печорин обдуманно, незаметно для самой Мери, настроил ее против Грушницкого. Далее, в дуэльном “спектакле” весь тот самый фарс с незаряженным пистолетом кончился трагически: один из участников дуэли стал убийцей, другой жертвой, третий бесчестным человеком.

Читайте также:  «Чувство одиночества и тоски по Родине в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи»: сочинение

Но как ни странно, образ Печорина все же вызывает симпатию у читателя. Наверное, потому, что в герое романа ещё не совсем умерли благородство и жалость.

Печорин после очередного трагического витка в своей судьбе отправляется путешествовать, пытаясь снова найти ответы на мучащие его вопросы. Может быть, он решился на это в надежде реализовать свои благородные начала. Но на самом деле, как мне кажется, он лишь продолжал убегать от своего одиночества, с каждым новым шагом по жизни приближаясь к собственной трагедии.

Демоническое одиночество в русской литературе не кончилось на Печорине. На мой взгляд, в той или другой степени оно проявилось в таких литературных героях, как князь Андрей Болконский в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” и других. Этих героев объединяет, на мой взгляд, стремление к яркой, наполненной благородными событиями жизни, но обстоятельства, а также черты их собственного характера (самолюбие, тщеславие) не дают им реализовать свои мечты.

Сам поэт М. Ю. Лермонтов был ранен этим одиночеством. Уже будучи зрелым художником, он пришел в своем творчестве к “Демону”, а может быть, не к “Демону”, а через “Демона” к могучей ненасытной жажде полнокровной жизни, к земному многоцветному бытию, разлитому во вселенной, и все-таки трагически отдаленному от него.

«ТРАГЕДИЯ ОДИНОЧЕСТВА (По произведениям М. Ю. Лермонтова)»

Мотив
одиночества пронизывает всю лирику
Лермонтова. Особенно отчетливо звучит он в
романе “Герой нашего времени”. Образ
Печорина — это одиночество и лирическое, и
гражданское, и вселенское.

Печорин,
как очень незаурядный человек, был
неудовлетворен своим довольно унылым
существованием на фоне, как ему казалось, не
менее унылого существования всего общества.
Спокойная и размеренная жизнь, заданность
житейских ситуаций — все это давило на его
неуемную, жаждущую действий душу, на его
стремление к новым, более высоким
отношениям между людьми в любви, в дружбе, в
гражданском долге. В результате этих
мечтаний Печорин сам начал создавать на
своем жизненном пути препятствия, с тем
чтобы их преодолевать. Такие игры с жизнью
иногда могли оказаться него роковыми. Но
это его не останавливало.

В воздухе
того времени уже витала проблема “лишнего
человека”, и лучшие умы пытались найти
ответы на вопросы: “Как надо жить?” и “Для
чего мне жить?”. Печорин принадлежит
одновременно и к типу “лишних людей”, и к
тем, кто делает попытки как-то разрешить эту
проблему.

Печорин
помечен демоном одиночества, и это
проявляется во всем. В своей жизни он любил
только одну женщину — эру. Любовь к ней
принесла ему много страданий. Он страдал
даже от того, что осознавал, что и Вера
несчастна в любви к нему. Когда чувства
постепенно стали угасать, демон
одиночества вновь напомнил о себе и Печорин
стал пытаться воскресить навсегда остывшие
чувства и переживания. Конечно, у него
ничего не вышло. Он приобрел только лишние
страдания, которые постепенно иссушали его
душу.

Печорин был
достаточно тонким человеком, чтобы не
понимать своей вины в том, что происходит с
ним лично, а также с близкими ему людьми. Но
читатель видит, что это не только вина
Печорина, а скорее его беда.

В его жизни
были еще две женщины — это Бэла и княжна
Мери. Каждая из этих женщин могла подарить
гармоничному мужчине любовь, отвлечь его от
мрачных мыслей, cло вом, составить
человеческое счастье. Но Печорин уже не мог
не играть в жизнь, а точнее, в прятки с
собственным одиночеством. В обоих случаях
главную, роковую роль сыграло самолюбие. Он
расчетливо пытался влюбить в себя Бэлу, но,
когда достиг этого, потерял к ней интерес.
Он специально подолгу был на охоте, видимо
надеясь, что этот роман иссякнет сам собой.
Но это оборачивалось лишь новыми
страданиями женщины. Возможно, Печорин и
пытался с помощью Бэлы найти свое место в
жизни, но все безрезультатно. Роман
Печорина с княжной Мери также завершился
страданиями женщины. В эту трагическую игру
в любовь был ввергнут и Грушницкий, который
заплатил за свою страсть жизнью. Печорин,
подталкиваемый демоном одиночества,
вовлекал в свою игру все больше людей. Эти
люди ссорились между собой, теряли
ориентировку в жизни, совершали
неблагородные поступки. Ведь Печорин
сознательно, незаметно для самой Мери,
настроил ее против Грушницкого. Далее, в
дуэльном “спектакле” весь этот фарс с
незаряженным пистолетом кончился
трагически: один из участников дуэли стал
убийцей, другой жертвой, третий бесчестным
человеком.

Но как ни
странно, образ Печорина все же вызывает
симпатию у читателя. Наверное, потому, что в
герое романа еще не совсем умерли
благородство и жалость.

Печорин
после очередного трагического витка в
своей судьбе отправляется путешествовать,
пытаясь снова найти ответы на мучащие его
вопросы. Может быть, он решился на это в
надежде реализовать свои благородные
начала. Но на самом деле, как мне кажется, он
лишь продолжал убегать от своего
одиночества, с каждым новым шагом
по жизни
приближаясь к собственной трагедии.

Демоническое
одиночество в русской литературе не
кончилось на Печорине. На мой взгляд, в той
или иной степени оно проявилось в таких
литературных героях, как князь Андрей
Болконский в романе Л. Н. Толстого “Война и
мир” и других. Этих героев объединяет, на
мой взгляд, стремление к яркой, наполненной
благородными событиями жизни, но
обстоятельства, а также черты их
собственного характера (самолюбие,
тщеславие) не дают им реализовать свои
мечты.

Сам поэт М.
Ю. Лермонтов был ранен этим одиночеством.
Уже будучи зрелым художником, он пришел в
своем творчестве к “Демону”, а может быть,
не к “Демону”, а через “Демона” к могучей
ненасытной жажде полнокровной жизни, к
земному многоцветному бытию, разлитому во
вселенной, и все-таки трагически
отдаленному от него.

Мир сочинений – это сайт, где можно найти и скачать бесплатно сочинения про любые темы. например: Сочинения. Трагедия одиночества по произведениям М. Ю. Лермонтова – сочинение скачать бесплатно, готовые сочинения по русскому языку и по русской литературе, полное собрание сочинений, а также рефераты по литературе и сочинения за 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс бесплатно.

Трагедия одиночества по произведениям М. Ю. Лермонтова

Сочинение “Трагедия одиночества по произведениям М. Ю. Лермонтова”

Читайте также:  По мотивам романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Мотив одиночества пронизывает всю лирику Лермонтова. Особенно отчетливо звучит он в романе “Герой нашего времени”. Образ Печорина — это одиночество и лирическое, и гражданское, и вселенское.

Печорин, как очень незаурядный человек, был неудовлетворен своим довольно унылым существованием на фоне, как ему казалось, не менее унылого существования всего общества. Спокойная и размеренная жизнь, заданность житейских ситуаций — все это давило на его неуемную, жаждущую действий душу, на его стремление к новым, более высоким отношениям между людьми в любви, в дружбе, в гражданском долге. В результате этих мечтаний Печорин сам начал создавать на своем жизненном пути препятствия, с тем чтобы их преодолевать. Такие игры с жизнью изредка могли оказаться для него роковыми. Но это его не останавливало.
В воздухе того времени уже витала проблема “лишнего человека”, и лучшие умы пытались найти ответы на вопросы: “Как надо жить?” и “Для чего мне жить?”. Печорин принадлежит одновременно и к типу “лишних людей”, и к тем, кто делает попытки как-то разрешить эту проблему.

Печорин помечен демоном одиночества, и это проявляется во всем. В своей жизни он любил только одну женщину — Веру. Любовь к ней принесла ему много страданий. Он страдал более того от того, что осознавал, что и Вера несчастна в любви к нему. Когда чувства постепенно стали угасать, демон одиночества снова напомнил о себе и Печорин стал пытаться воскресить навсегда остывшие чувства и переживания. Конечно, у него ничего не вышло. Он приобрел только лишние страдания, которые постепенно иссушали его душу.

Печорин был довольно тонким человеком, чтобы не понимать своей вины в том, что происходит с ним лично, а также с близкими ему людьми. Но читатель видит, что это не только вина Печорина, а скорее его беда.

В его жизни были ещё две женщины — это Бэла и княжна Мери. Каждая из этих женщин могла подарить гармоничному мужчине любовь, отвлечь его от мрачных мыслей, словом, составить человеческое счастье. Но Печорин уже не мог не игрывать в жизнь, а точнее, в прятки с собственным одиночеством. В обоих случаях главную, роковую роль сыграло самолюбие. Он расчетливо пытался влюбить в себя Бэлу, но, когда добился этого, потерял к ней заинтересованность. Он специально подолгу был на охоте, видимо надеясь, что тот самый роман иссякнет сам собой. Но это оборачивалось лишь новыми страданиями женщины. Возможно, Печорин и пытался с помощью Бэлы найти свое место в жизни, но все безрезультатно. Роман Печорина с княжной Мери также завершился страданиями женщины. В эту трагическую игру в любовь был ввергнут и Грушницкий, который заплатил за свою страсть жизнью. Печорин, подталкиваемый демоном одиночества, вовлекал в свою игру все больше людей. Эти люди ссорились между собой, теряли ориентировку в жизни, совершали неблагородные поступки. Ведь Печорин обдуманно, незаметно для самой Мери, настроил ее против Грушницкого. Далее, в дуэльном “спектакле” весь тот самый фарс с незаряженным пистолетом кончился трагически: один из участников дуэли стал убийцей, другой жертвой, третий бесчестным человеком.

Но как ни странно, образ Печорина все же вызывает симпатию у читателя. Наверное, потому, что в герое романа ещё не совсем умерли благородство и жалость.

Печорин после очередного трагического витка в своей судьбе отправляется путешествовать, пытаясь снова найти ответы на мучащие его вопросы. Может быть, он решился на это в надежде реализовать свои благородные начала. Но на самом деле, как мне кажется, он лишь продолжал убегать от своего одиночества, с каждым новым шагом по жизни приближаясь к собственной трагедии.

Демоническое одиночество в русской литературе не кончилось на Печорине. На мой взгляд, в той или другой степени оно проявилось в таких литературных героях, как князь Андрей Болконский в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” и других. Этих героев объединяет, на мой взгляд, стремление к яркой, наполненной благородными событиями жизни, но обстоятельства, а также черты их собственного характера (самолюбие, тщеславие) не дают им реализовать свои мечты.

Сам поэт М. Ю. Лермонтов был ранен этим одиночеством. Уже будучи зрелым художником, он пришел в своем творчестве к “Демону”, а может быть, не к “Демону”, а через “Демона” к могучей ненасытной жажде полнокровной жизни, к земному многоцветному бытию, разлитому во вселенной, и все-таки трагически отдаленному от него.

Вы прочли сочинение Трагедия одиночества по произведениям М. Ю. Лермонтова

Трагическая тема изоляции от общества в произведениях М. Ю. Лермонтова

Мотив одиночества пронизывает всю лирику Лермонтова. Особенно отчетливо звучит он в романе “Герой нашего времени”. Образ Печорина — это одиночество и лирическое, и гражданское, и вселенское.

Печорин, как очень незаурядный человек, был неудовлетворен своим довольно унылым существованием на фоне, как ему казалось, не менее унылого существования всего общества. Спокойная и размеренная жизнь, заданность житейских ситуаций — все это давило на его неуемную, жаждущую действий душу, на его стремление к новым, более высоким отношениям между людьми в любви, в дружбе, в гражданском долге. В результате этих мечтаний Печорин сам начал создавать на своем жизненном пути препятствия, с тем чтобы их преодолевать. Такие игры с жизнью иногда могли оказаться для него роковыми. Но это его не останавливало.

В воздухе того времени уже витала проблема “лишнего человека”, и лучшие умы пытались найти ответы на вопросы: “Как надо жить?” и “Для чего мне жить?”. Печорин принадлежит одновременно и к типу “лишних людей”, и к тем, кто делает попытки как-то разрешить эту проблему.

Печорин помечен демоном одиночества, и это проявляется во всем. В своей жизни он любил только одну женщину — Веру. Любовь к ней принесла ему много страданий. Он страдал даже от того, что осознавал, что и Вера несчастна в любви к нему. Когда чувства постепенно стали угасать, демон одиночества вновь напомнил о себе и Печорин стал пытаться воскресить навсегда остывшие чувства и переживания. Конечно, у него ничего не вышло. Он приобрел только лишние страдания, которые постепенно иссушали его душу.

Печорин был достаточно тонким человеком, чтобы не понимать своей вины в том, что происходит с ним лично, а также с близкими ему людьми. Но читатель видит, что это не только вина Печорина, а скорее его беда.

В его жизни были еще две женщины — это Бэла и княжна Мери. Каждая из этих женщин могла подарить гармоничному мужчине любовь, отвлечь его от мрачных мыслей, словом, составить человеческое счастье. Но Печорин уже не мог не играть в жизнь, а точнее, в прятки с собственным одиночеством. В обоих случаях главную, роковую роль сыграло самолюбие. Он расчетливо пытался влюбить в себя Бэлу, но, когда достиг этого, потерял к ней интерес. Он специально подолгу был на охоте, видимо надеясь, что этот роман иссякнет сам собой. Но это оборачивалось лишь новыми страданиями женщины. Возможно, Печорин и пытался с помощью Бэлы найти свое место в жизни, но все безрезультатно. Роман Печорина с княжной Мери также завершился страданиями женщины. В эту трагическую игру в любовь был ввергнут и Грушницкий, который заплатил за свою страсть жизнью. Печорин, подталкиваемый демоном одиночества, вовлекал в свою игру все больше людей. Эти люди ссорились между собой, теряли ориентировку в жизни, совершали неблагородные поступки. Ведь Печорин сознательно, незаметно для самой Мери, настроил ее против Грушницкого. Далее, в дуэльном “спектакле” весь этот фарс с незаряженным пистолетом кончился трагически: один из участников дуэли стал убийцей, другой жертвой, третий бесчестным человеком.

Читайте также:  Григорий Печорин — герой своего времени: сочинение

Но как ни странно, образ Печорина все же вызывает симпатию у читателя. Наверное, потому, что в герое романа еще не совсем умерли благородство и жалость.

Печорин после очередного трагического витка в своей судьбе отправляется путешествовать, пытаясь снова найти ответы на мучащие его вопросы. Может быть, он решился на это в надежде реализовать свои благородные начала. Но на самом деле, как мне кажется, он лишь продолжал убегать от своего одиночества, с каждым новым шагом по жизни приближаясь к собственной трагедии.

Демоническое одиночество в русской литературе не кончилось на Печорине. На мой взгляд, в той или иной степени оно проявилось в таких литературных героях, как князь Андрей Болконский в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” и других. Этих героев объединяет, на мой взгляд, стремление к яркой, наполненной благородными событиями жизни, но обстоятельства, а также черты их собственного характера (самолюбие, тщеславие) не дают им реализовать свои мечты.

Сам поэт М. Ю. Лермонтов был ранен этим одиночеством. Уже будучи зрелым художником, он пришел в своем творчестве к “Демону”, а может быть, не к “Демону”, а через “Демона” к могучей ненасытной жажде полнокровной жизни, к земному многоцветному бытию, разлитому во вселенной, и все-таки трагически отдаленному от него.

Сочинение: Лермонтов м. ю. – Трагедия одиночества

Мотив одиночества пронизывает всю лирику Лермонтова. Особенно отчетливо звучит он в романе “Герой нашего времени”. Образ Печорина — это одиночество и лирическое, и гражданское, и вселенское. Печорин, как очень незаурядный человек, был неудовлетворен своим довольно унылым существованием на фоне, как ему казалось, не менее унылого существования всего общества. Спокойная и размеренная жизнь, заданность житейских ситуаций — все это давило на его неуемную, жаждущую действий душу, на его стремление к новым, более высоким отношениям между людьми в любви, в дружбе, в гражданском долге. В результате этих мечтаний Печорин сам начал создавать на своем жизненном пути препятствия, с тем чтобы их преодолевать. Такие игры с жизнью иногда могли оказаться для него роковыми. Но это его не останавливало. В воздухе того времени уже витала проблема “лишнего человека”, и лучшие умы пытались найти ответы на вопросы: “Как надо жить?” и “Для чего мне жить?”. Печорин принадлежит одновременно и к типу “лишних людей”, и к тем, кто делает попытки как-то разрешить эту проблему.

Печорин помечен демоном одиночества, и это проявляется во всем. В своей жизни он любил только одну женщину — Веру. Любовь к ней принесла ему много страданий. Он страдал даже от того, что осознавал, что и Вера несчастна в любви к нему. Когда чувства постепенно стали угасать, демон одиночества вновь напомнил о себе и Печорин стал пытаться воскресить навсегда остывшие чувства и переживания. Конечно, у него ничего не вышло. Он приобрел только лишние страдания, которые постепенно иссушали его душу.

Печорин был достаточно тонким человеком, чтобы не понимать своей вины в том, что происходит с ним лично, а также с близкими ему людьми. Но читатель видит, что это не только вина Печорина, а скорее его беда. В его жизни были еще две женщины — это Бэла и княжна Мери. Каждая из этих женщин могла подарить гармоничному мужчине любовь, отвлечь его от мрачных мыслей, словом, составить человеческое счастье. Но Печорин уже не мог не играть в жизнь, а точнее, в прятки с собственным одиночеством. В обоих случаях главную, роковую роль сыграло самолюбие. Он расчетливо пытался влюбить в себя Бэлу, но, когда достиг этого, потерял к ней интерес. Он специально подолгу был на охоте, видимо надеясь, что этот роман иссякнет сам собой. Но это оборачивалось лишь новыми страданиями женщины. Возможно, Печорин и пытался с помощью Бэлы найти свое место в жизни, но все безрезультатно. Роман Печорина с княжной Мери также завершился страданиями женщины. В эту трагическую игру в любовь был ввергнут и Грушницкий, который заплатил за свою страсть жизнью. Печорин, подталкиваемый демоном одиночества, вовлекал в свою игру все больше людей. Эти люди ссорились между собой, теряли ориентировку в жизни, совершали неблагородные поступки. Ведь Печорин сознательно, незаметно для самой Мери, настроил ее против Грушницкого. Далее, в дуэльном “спектакле” весь этот фарс с незаряженным пистолетом кончился трагически: один из участников дуэли стал убийцей, другой жертвой, третий бесчестным человеком.

Но как ни странно, образ Печорина все же вызывает симпатию у читателя. Наверное, потому, что в герое романа еще не совсем умерли благородство и жалость. Печорин после очередного трагического витка в своей судьбе отправляется путешествовать, пытаясь снова найти ответы на мучащие его вопросы. Может быть, он решился на это в надежде реализовать свои благородные начала. Но на самом деле, как мне кажется, он лишь продолжал убегать от своего одиночества, с каждым новым шагом по жизни приближаясь к собственной трагедии.

Демоническое одиночество в русской литературе не кончилось на Печорине. На мой взгляд, в той или иной степени оно проявилось в таких литературных героях, как князь Андрей Болконский в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” и других. Этих героев объединяет, на мой взгляд, стремление к яркой, наполненной благородными событиями жизни, но обстоятельства, а также черты их собственного характера (самолюбие, тщеславие) не дают им реализовать свои мечты.

Сам поэт М. Ю. Лермонтов был ранен этим одиночеством. Уже будучи зрелым художником, он пришел в своем творчестве к “Демону”, а может быть, не к “Демону”, а через “Демона” к могучей ненасытной жажде полнокровной жизни, к земному многоцветному бытию, разлитому во вселенной, и все-таки трагически отдаленному от него.

Ссылка на основную публикацию
×
×