Сравнительная характеристика стихотворения М. Ю. Лермонтова Бородино и эпизода бородинского сражения из романа Л. Н. Толстого Война и мир.: сочинение

Сравнительная характеристика стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» и эпизода бородинского сражения из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Скачать сочинение
Тип: Обзорная тема (по произведениям нескольких авторов)

Войну 1812 года в России называют Отечественной, что говорит о том, что она имела большое влияние в сплочении русского народа, и что она была очень трудной и опасной, к тому же проходила на территории нашей страны. В этой войне наиболее полно и ярко проявился патриотический дух русских людей. И эту войну выиграло не высшее общество, а народ. Конечно, были и в высшем обществе люди долга и отваги, но это были единицы. Одно из самых значительных сражений этой войны – Бородинское. Слово «Бородино» знает весь мир. Это название небольшой деревни, находящейся недалеко от Москвы, на старой Смоленской дороге.

1812 год стал знаковым в развитии общественной мысли в России. Это было связано с тем, что правительство неправильно отнеслось к народу-победителю – после кровопролитных боев крестьяне вернулись на поля, на которых им опять приходилось гнуть спины и выдерживать издевательства крепостников. Многие писатели и поэты откликнулись на это событие своими произведениями. Но и спустя десятилетия эта тема оставалась интересной и востребованной.

Так, М.Ю. Лермонтов посвятил Бородинскому сражению целое стихотворение, а писатель Л.Н. Толстой целый эпизод в романе-эпопее «Война и мир». Несмотря на то, что тема этих произведений одинакова, описаны они совершенно по-разному.

Во-первых, Лермонтов выбирает повествовательную форму воспоминания. О Бородинском сражении рассказывает ветеран. Он немного опосредовано рассказывает о событии, представляя поле боя как бы со стороны:

. Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

. Смешались, в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой.

Лишь к концу произведения повествователь начинает передавать народный дух, переживания простых солдат.

Бородинское сражение в романе Толстого описывается, главным образом, таким, каким его увидел Пьер Безухов. Этот неловкий, добрый и наивный, никогда не видевший войны человек, по замыслу автора, как ребенок, воспринимает разворачивающиеся батальные события, все это для него внове, и оттого нельзя даже усомниться в его правдивости. Рисуя картину сражения, писатель использует свой излюбленный прием: сначала дает «вид сверху», а затем — «изнутри». Именно взгляд Пьера и есть тот самый вид изнутри, война дана глазами новичка. Дважды Пьер охватывает взглядом все поле Бородина: перед боем и в ходе боя. Но оба раза его неискушенный взгляд подмечает не позицию, а «живую местность».

В тот момент, когда герой вступает «в ряды пехотных солдат», он остро начинает ощущать силу народного патриотизма. Народные и солдатские сцены здесь также даны с точки зрения Пьера. Именно простота и искренность Пьера в этом случае становятся свидетельством великой истины: народ — основная сила русской армии в Бородинской битве.

Та же мысль проводится и в стихотворении Лермонтова. Патриотизм и значение народа в победе подчеркивается еще и тем, что повествование идет от лица простого крестьянина:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Также подчеркивается и неприязнь к врагам. Хотя самое главное – это, прежде всего, не ненависть, а любовь к Родине.

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

А в жарком бою, на батарее Раевского Толстой глазами Пьера наблюдает неугасимый огонь народного мужества и стойкости. Простые люди – солдаты и ополченцы – и не думают скрывать чувство страха. И именно от этого их мужество кажется еще более удивительным. Чем более грозной становится опасность, тем ярче разгорается огонь патриотизма, тем прочнее становится сила народного сопротивления.

Но в данных произведениях есть и отличие – если Толстой показывает военачальников (Кутузова и Наполеона), подробно описывает их действия, или, точнее, бездействие, то Лермонтов ограничивается одним лишь упоминанием о некоем генерале, который вдохновлял солдат. Так демонстрируется точка зрения писателей на значение личности в истории. Образ этого генерала очень напоминает образ Кутузова, так как они оба лишь поддерживают боевой дух солдат, давая народной силе самой захлестнуть захватчиков.

Таким образом, Лермонтов и Толстой, написавшие, казалось бы, такие различные произведения на одну и ту же тему, одинаково подошли к решению этой проблемы: самое главное в войне – это народ, его дух, его воля и его стремление. И никакой полководец не сможет подвигнуть народную массу на что-то, если она того не захочет. А самое главное, что народ состоит из индивидуальностей, великий и сильных, таких, как герой стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Сравнительная характеристика стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» и эпизода бородинского сражения из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Смотрите также по произведению “Война и мир”:

Анализ стихотворения «Бородино» Лермонтова

Ведущая тема стихотворения

Традиционным для творчества М.Ю. Лермонтов является обращение к историческим событиям своей родины, к ратным подвигам своего народа. Глубокий анализ стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова предполагает обязательное принятие во внимание этого факта. Стихотворение Лермонтова «Бородино» представляет собой отклик поэта на события 1812 года. Оно написано в год 25-летия победы русского народы в войне с французами. Произведение раскрывает тему родины в понимании человека из народа.

Сюжет стихотворения «Бородино»

Сюжет стихотворения – это повествование о Бородинском сражении от лица солдата, принимавшего участие в Отечественной войне 1812 года. Рассказ простого солдата вызван вопросом представителя молодого поколения о той битве:

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?»

Подробное описание событий Бородинского сражения участник боя начинает с сожаления о том, что прошли те героические времена, и нынешнее поколение уступает в отваге и благородстве тем, кто не щадил жизней на Бородинском поле:

«Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы! »

Весь рассказ солдата пронизан неподдельной гордостью за смелость народа, частью которого он является, восхищением его отвагой.

Примечательно, что в процессе повествования рассказчик использует как местоимение «я», так и местоимение «мы» («Забил заряд я в пушку туго», «Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою»). Это говорит о том, что восприятие солдатом себя сливается с восприятием русского народа в целом. Он говорит от лица всех солдат, выражая истинный народный дух, народное чувство любви к Отечеству.

Композиция лирического произведения

Стихотворение открывается строфой, представляющей собой вопрос представителя нового поколения о значении Бородинской битвы для России. Это своеобразное вступление, за которым следует основная часть произведения – рассказ о Бородинском сражении от лица его непосредственного участника. Повествование солдата имеет кольцевую композицию. Оно начинается с того, что рассказчик выражает искреннее восхищение воинами, выжившими и павшими, оказавшимися в центре боевых событий. Далее идет подробное описание Бородинского боя, а также чувств, которые испытывали в момент сражения солдаты. Завершается рассказ участника битвы тем же, с чего начался – восхищением подвигом солдат во имя Родины:

«Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

Художественно-выразительные средства стихотворения

Сюжетообразующим выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение – разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.

При создании речевого образа рассказчика Лермонтов в изобилии включает в его монолог просторечные слова и выражения: «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью», «что толку в этакой безделке». Употребление просторечной лексики способствует созданию истинно народного образа рассказчика и подчеркивает народный характер войны.

Наряду с низкой лексикой в стихотворении используются слова высокого стиля: «на поле грозной сечи ночная пала тень», «ликовал», «сверкнув очами». Это подчеркивает величие боя, его особую значимость в истории страны.

Уже в начале стихотворения автор использует несколько подряд риторических восклицаний, которые выражают торжественность свершившегося Бородинского сражения:

«Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»

Бесспорно также величие солдат, не щадивших жизней во имя Отечества, о чем также свидетельствуют риторические восклицания: «Богатыри – не вы!».

При описании полковника автор применяет сравнение, чтобы показать его отношение к долгу и к подчиненным: «Слуга царю, отец солдатам». Всего с помощью нескольких слов перед читателем вырисовывается образ справедливого, благородного и великодушного командира, который, погибнув на поле брани, оставил добрые воспоминания о себе у солдат.

В кульминационном описании сражения Лермонтов не скупится на выразительные средства. Здесь применены и сравнения: «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени». И олицетворения: «Картечь визжала», «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». Главную по значению позицию среди художественно-выразительных средств занимает гипербола, ведь она призвана показать необъятный масштаб событий Бородинского сражения:

«Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел. »

В описании характера сражения используются эпитеты, подчеркивающие отвагу русской армии: «русский бой удалый», «наш рукопашный бой».

Идея стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова

Подробный анализ «Бородино» Лермонтова с точки зрения тематики и сюжета произведения, его композиционных и художественных особенностей, а также образа лирического героя позволил выявить идею произведения. Она заключается в утверждении силы и мощи русского народа, который является истинным творцом истории. Своим произведением автор утверждает, что победа в Отечественной войне 1812 года – заслуга простых солдат, народа, объединившегося в деле защиты Родины, а не высоких политиков и полководцев.

Изображение Бородинского сражения в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» и романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».

Творческая работа по литературе, сопровождающаяся презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Изображение Бородинского сражения в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» и романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».28 КБ
Изображение Бородинского сражения в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» и романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».1.85 МБ

Предварительный просмотр:

Изображение Бородинского сражения в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» и романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».

Бородинское сражение, ставшее переломным моментом в войне 1812 года, вызывало живой интерес многих ученых, исследователей и писателей. Не удивительно, что к нему обращались в своих произведениях и русские писатели такие, как М.Ю. Лермонтов (стихотворение «Бородино») и Л.Н.Толстой (роман-эпопея «Война и мир»).

Воспроизводя события Бородинского сражения, которое было принято русскими, Толстой не ограничивается изображением панорамы происходящего на поле боя. Художник уделяет особое внимание мужеству и подвигу отдельных героев, например, артиллеристов батареи Раевского. Русские люди стояли насмерть перед превосходящими силами врага. Им некуда, да и невозможно было отступить, потому что «требование народного сражения» к этому времени достаточно укрепилось, необходимо было «всем народом навалиться», выстоять во что бы то ни стало.

Описание Бородинского сражения передано Л.Н. Толстым глазами Пьера Безухова, одного из главных героев, человека « с высокой душой», противопоставленного всему высшему обществу: « Пьера ужасает вид мёртвых и раненых». Также непонимание жестокости войны выражено репликой Андрея Болконского, отправленного после серьезного ранения в перевязочный пункт : «Болконский охвачен новым чувством — чувством сострадания и любви ко всем, в том числе и к врагам своим»

Война 1812 года воспета Толстым как всенародный подвиг. Но война также и осуждена автором с высоких нравственных позиций. Накануне Бородинского Андрей Болконский говорит Пьеру Безухову : «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это, и не играть в войну» Толстой высказывает неистовое отрицание всего происходящего на поле боя, если после главнокомандующие и высокопоставленные чины мило любезничают друг с другом.

Картины Бородинского сражения заканчиваются описанием массового уничтожения людей. «Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!» — думал Пьер, бесцельно направляясь за толпами носилок, двигавшихся с поля сражения.

И в «Бородино» М.Ю. Лермонтова раскрывается мужество, богатство души русского народа, его благородство, боль от горечи утрат. И эти черты национального характера помогают осознать величие и трагизм происходящей битвы, весь масштаб народного самосознания. Повествование ведется от лица участника войны, старого бывалого воина, принимавшего участие в легендарном бою, который воочию видел весь ужас беспощадного Бородинского сражения.

« Вам не видать таких сражений.
Носились знамена, как тени, И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел» – автор и спользует гиперболу для более точного описания мужества солдат, сражавшихся не на жизнь, а на смерть; не ради покорения врага, а ради всеобщей победы. В словах старого бойца звучит неприкрытая гордость и восхищение своими товарищами по оружию, из которых, к сожалению, «немногие вернулись с поля».

Вынужденное отступление многими воспринималось с досадой и горечью, но, когда схватка с французами стала неизбежной, русские солдаты с радостью высказали готовность «постоять головою» за свою родину. И они с честью сдержали клятву верности, данную перед началом Бородинского боя.

В стихотворении «Бородино» мы ощущаем весь накал чувств во время сражения:
«Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой»
Выдержка, неустрашимость, боевая удаль, выносливость и напористость простых русских солдат помогли не только одержать долгожданную победу, но и изменить весь ход войны. Все же, несмотря на усталость и многочисленные потери, солдаты «были все готовы заутра бой затеять новый и до конца стоять».

Мы видим, что схожи описания великой битвы в произведениях, созданных разными авторами в разное время. Война 1812 года была войной народной. И в Бородинской битве именно народ одержал победу над непобедимой ранее армией Наполеона. Понимая это, и М. Лермонтов и Л.Толстой в своих произведениях с великим мастерством раскрывают перед читателем глубину души русского народа-победителя.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ГБОУ школа №60 Выборгского района Санкт-Петербурга Проект по литературе «Изображение Бородинского сражения в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» И романе-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» Автор: Козырева Виктория, ученица 8 «Б» класса Руководитель: Максимчук Е.М., учитель русского языка и литературы. 2012 год

Бородинское сражение — переломный момент в Отечественной войне 1812 года

Картина Бородинского сражения 1812 года

Изображение Бородинского сражения в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» и романе-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и Мир»

Николай Николаевич Раевский (1771—1829) — русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года, генерал от кавалерии

Пётр (Пьер) Кириллович Безухов — один из центральных персонажей романа Льва Толстого «Война и мир».

Вячеслав Тихонов в роли Андрея Болконского. Андрей Николаевич Болконский — герой романа Льва Толстого «Война и мир». Сын князя Николая Андреевича Болконского .

«Бородино» М.Ю.Леромонтова Написано в 1837 году.

Сравнительная характеристика стихотворения М. Ю. Лермонтова “Бородино” и эпизода бородинского сражения из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”

Войну 1812 года в России называют Отечественной, что говорит о том, что она имела большое влияние в сплочении русского народа, и что она была очень трудной и опасной, к тому же проходила на территории нашей страны. В этой войне наиболее полно и ярко проявился патриотический дух русских людей. И эту войну выиграло не высшее общество, а народ. Конечно, были и в высшем обществе люди долга и отваги, но это были единицы.

Одно из самых значительных сражений этой войны – Бородинское. Слово “Бородино” знает весь мир. Это название небольшой деревни,

Это было связано с тем, что правительство неправильно отнеслось к народу-победителю – после кровопролитных боев крестьяне вернулись на поля, на которых им опять приходилось гнуть спины и выдерживать издевательства крепостников. Многие писатели и поэты откликнулись на это событие своими произведениями. Но и спустя десятилетия эта тема оставалась интересной и востребованной.

Так, М. Ю. Лермонтов посвятил Бородинскому сражению целое стихотворение, а писатель Л. Н. Толстой целый эпизод

Лишь к концу произведения повествователь начинает передавать народный дух, переживания простых солдат. Бородинское сражение в романе Толстого описывается, главным образом, таким, каким его увидел Пьер Безухов. Этот неловкий, добрый и наивный, никогда не видевший войны человек, по замыслу автора, как ребенок, воспринимает разворачивающиеся батальные события, все это для него внове, и оттого нельзя даже усомниться в его правдивости. Рисуя картину сражения, писатель использует свой излюбленный прием: сначала дает “вид сверху”, а затем – “изнутри”. Именно взгляд Пьера и есть тот самый вид изнутри, война дана глазами новичка.

Дважды Пьер охватывает взглядом все поле Бородина: перед боем и в ходе боя. Но оба раза его неискушенный взгляд подмечает не позицию, а “живую местность”. В тот момент, когда герой вступает “в ряды пехотных солдат”, он остро начинает ощущать силу народного патриотизма.

Народные и солдатские сцены здесь также даны с точки зрения Пьера. Именно простота и искренность Пьера в этом случае становятся свидетельством великой истины: народ – основная сила русской армии в Бородинской битве. Та же мысль проводится и в стихотворении Лермонтова. Патриотизм и значение народа в победе подчеркивается еще и тем, что повествование идет от лица простого крестьянина: “Ребята! не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!” И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.

Также подчеркивается и неприязнь к врагам. Хотя самое главное – это, прежде всего, не ненависть, а любовь к Родине. Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою! А в жарком бою, на батарее Раевского Толстой глазами Пьера наблюдает неугасимый огонь народного мужества и стойкости. Простые люди – солдаты и ополченцы – и не думают скрывать чувство страха.

И именно от этого их мужество кажется еще более удивительным. Чем более грозной становится опасность, тем ярче разгорается огонь патриотизма, тем прочнее становится сила народного сопротивления. Но в данных произведениях есть и отличие – если Толстой показывает военачальников , подробно описывает их действия, или, точнее, бездействие, то Лермонтов ограничивается одним лишь упоминанием о некоем генерале, который вдохновлял солдат. Так демонстрируется точка зрения писателей на значение личности в истории.

Образ этого генерала очень напоминает образ Кутузова, так как они оба лишь поддерживают боевой дух солдат, давая народной силе самой захлестнуть захватчиков. Таким образом, Лермонтов и Толстой, написавшие, казалось бы, такие различные произведения на одну и ту же тему, одинаково подошли к решению этой проблемы: самое главное в войне – это народ, его дух, его воля и его стремление. И никакой полководец не сможет подвигнуть народную массу на что-то, если она того не захочет.

А самое главное, что народ состоит из индивидуальностей, великий и сильных, таких, как герой стихотворения М. Ю. Лермонтова “Бородино”.

Проблематика романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” На страницах романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” отражены социальные и политические разногласия в жизни общества середины XIX века. Время действия – 1853-1861 годы – сложный для России период.

Аналитическая справка по итогам проведения срезов в 3 четверти по биологии, химии, физике в 6-9 классах Аналитическая справка по итогам проведения срезов В 3 четверти по биологии, химии, физике в 6-9 классах Фасахова Анна Владимировна По биологии в 6 классе успечаемость составила-100%,качество-100%,средний балл-4,2.Лучший результат у _______.Типичные.

Смысл эпиграфа к поэме Мцыри Эпиграф к “Мцыри” взят Лермонтовым из Библии – “Первой книги Царств”. По библейской легенде во время одной из битв Саул строго-настрого запретил своим воинам прикасаться к еде, пока враг не.

Стихотворение Тютчева Любовная лирика занимает важное место в поэзии Федора Ивановича Тютчева. В каждом лирическом стихотворении мы видим женский образ, многосторонний и сложный женский характер. Стихотворение “Я встретил вас – и все.

Почему Тургенев “умертвил” Базарова? Роман И. Тургенева “Отцы и дети” был написан в 1862-м году. В этом произведении писатель затронул вечную проблему противостояния старшего и молодого поколений. Яркими представителями старшего поколения в романе являются.

“Драматизм его положения заключается… в столкновении с теми понятиями и нравами, с которыми борьба действительно устрашит самого энергичного и смелого человека” Иван Сергеевич Тургенев освещает в своем романе “Дворянское гнездо” развитие русской интеллигенции. Главный герой, Лаврецкий, находится на распутье между устаревшими порядками общества и новыми, прогрессивными идеями, которые в высшей степени.

Образ “маленького человека” в произведениях Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова Любовью к обыкновенному человеку, болью за него проникнуты многие произведения русских писателей. Одним из первых, кто выдвинул в литературе тему “маленького человека”, был А. С. Пушкин. В “Повестях Белкина” писатель.

Безопасній интернет для детей Повсеместно предоставляя услуги доступа в интернет, “МТС Украина” понимает ответственность за безопасность использования этого инструмента. В первую очередь, этот вопрос важен в отношении самой юной аудитории Всемирной Паутины. Он и.

Разработка урока ОРКСЭ Урок-игра “Угадай словечко” На тему “Россия – наша Родина” Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 ст. Ладожской Разработка урока ОРКСЭ Урок-игра “Угадай словечко” На тему “Россия – наша Родина” Учитель ОПК Кобелева И. А. “Россия – наша.

Проблема счастья в произведениях Чехова Антон Павлович Чехов неоднократно поднимал в своих произведениях проблему счастья. Отчего же? А все потому, что она актуальна и по сей день. Множество людей посвящают себя поисками неизведанного, того, что.

Рецензия на сборник рассказов Л. Петрушевской Людмилу Петрушевскую долго не печатали, так как ее рассказы считали слишком мрачными. В одном рассказе – самоубийство , в другом – помешательство , в третьем – проституция , в четвертом.

За что я люблю поэзию М. Ю. Лермонтова М. Ю. Лермонтов – гениальный поэт и писатель, творивший в 20- 30-ые годы 19 столетия. Эти годы были нелегким периодом в жизни страны. Историк литературы Н. А. Котляровский писал: “Поэзия.

Лирический герой в творчестве А. А. Ахматовой А. А. Ахматова занимает исключительное место в русской поэзии XX века. Современница великих поэтов периода так называемого серебряного века, она стоит гораздо выше многих из них. В чем причина столь.

“Не устану следить, чтобы Вечный огонь не погас…” В наше сложное, трудное время немного осталось праздников, но есть один, который волнует каждого человека и вызывает чувство гордости за наш народ. В День Победы мы особенно остро ощущаем цену.

Оружие Победы – 7 ДШК – 12,7-ММ СТАНКОВЫЙ ПУЛЕМЕТ ОБРАЗЦА 1938 ГОДА С тех пор как на полях сражений появились бронированные боевые машины, а в небо поднялись военные самолеты, мощности обычных станковых пулеметов не.

Секрети ввічливої людини. Виховна година у 1 класі Мета:розширювати і поглиблювати уявлення про правила ввічливості, дати дітям можливість відчути ” чарівну” силу слів ввічливості, сприяти формуванню доброти, делікатності, чуйності, виховувати пошану до оточуючих. Хід заходу 1. Організація класу.

Подарок другу Мы с Денисом дружим восемь лет. Познакомились когда еще ходили в детский сад. Вместе поступили в первый класс одной и той же школы. Ни у него, ни у меня нет.

Тема любви в романе Толстого “Война и мир” В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой выделял и считал самой значимой “мысль народную”. Наиболее ярко и многогранно, эта тема отражена в тех частях произведений, которые повествуют о войне.

Анализ стихотворения “Письмо матери” С. А. Есенина Сергей Александрович Есенин… Что-то чистое, ясное, русское слышится в его имени. Простой парень с голубыми глазами и пшенично-русыми волосами посреди березовой рощи – именно таким я представляю себе великого русского.

Анализ рассказа А. П. Чехова “Страх” Рассказ А. П. Чехова “Страх” имеет подзаголовок – “Рассказ моего приятеля”. Тем самым, я думаю, автор сразу настраивает нас, что описанная им история является будничной и весьма распространенной. И действительно.

Сейчас вы читаете: Сравнительная характеристика стихотворения М. Ю. Лермонтова “Бородино” и эпизода бородинского сражения из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”

Сравнительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова “Бородино” и “Поле Бородина”

Разделы: Литература

Цель урока: используя прием сравнительного анализа, раскрыть существенную разницу между двумя стихотворениями и подвести учащихся к пониманию главной мысли “Бородина”.

Вступительное слово учителя

“Бородино” – одно из самых патриотических стихотворений в русской поэзии. Изображая народ в качестве главного героя Отечественной войны 1812 года, поэт утверждает, что именно народ решил судьбу Бородина и России. И в стихотворении” Бородино” и “Поле Бородина” историческое событие было увидено глазами самого народа, рассказ о Бородинской битве ведет рядовой ее участник – русский солдат, от имени которого говорит Лермонтов.

Учитель: Впервые к теме Отечественной войны юноша Лермонтов обратился в 1830 году в стихотворении “Поле Бородина”. (Чтение строф I- IV).

Всю ночь у пушек пролежали
Мы без палаток, без огней,
Штыки вострили да шептали
Молитву родины своей.
Шумела буря до рассвета;
Я, голову подняв с лафета,
Товарищу сказал:
“Брат, слушай песню непогоды:
она дика, как песнь свободы”.
Но, вспоминая прежни годы,
Товарищ не слыхал.
Пробили зорю барабаны,
Восток туманный побелел,
И от врагов удар нежданный
На батарею прилетел.
И вождь сказал перед полками:
“Ребята, не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали”.
И мы погибнуть обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.
Что Чесма, Рымник и Полтава?
Я, вспомня, леденею весь,
Там души волновала слава,
Отчаяние было здесь.
Безмолвно мы ряды сомкнули,
Гром грянул, завизжали пули,
Перекрестился я.
Мой пал товарищ, кровь лилася,
Душа от мщения тряслася,
И пуля смерти понеслася
Из моего ружья.
Марш,марш! пошли вперед, и боле
Уж я не помню ничего.
Шесть раз мы уступали поле
Врагу и брали у него.
Носились знамена, как тени,
Я спорил о могильной сени,
В дыму огонь блестел,
На пушки конница летала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

От чего имени описываются события Бородинского боя в стихотворениях “Бородино” и “Поле Бородина”?

Ученики: В обоих стихотворениях о Бородинском сражении рассказывают его участники – простые русские солдаты-артиллеристы.

Учитель: Сравните, как начинаются эти стихотворения?

Ученики: В Стихотворении “Бородино” молодой солдат обращается к старому с просьбой рассказать о “дне Бородина”, который “недаром помнит вся Россия”. Рассказ старый солдат начинает с раздумья о людях, вместе с которыми воевал, об их судьбе.

Стихотворение “Поле Бородина” начинается рассказом о ночи перед Бородинском сражением.

Учитель: Прочитайте вторую строфу в стихотворении “Бородино” и первую строфу в стихотворении “Поле Бородина”. Обратите внимание на то, как звучит речь солдата в обоих стихотворениях.

Ученики: В стихотворении “Поле Бородина” рассказ звучит несколько необычно. В речи рассказчика есть приподнятые, торжественные обращения, выражения:

Шептали
Молитву родины своей…
Брат, слушай песню непогоды:
Она дика, как песнь свободы.

В “Бородино” рассказ солдата звучит неторопливо, спокойно. Видно, что он хорошо понимает значение сражения, в котором участвовал со своими товарищами.

Из стихотворения “Бородино” можно взять вторую строфу или последнюю. Спокойно, сосредоточенно вспоминает солдат о прошлом:

Учитель: Как описываются приготовления к бою, его ожидание в этих двух стихотворениях? Обратите внимание на I и II строфы стихотворения “Поле Бородина” и IV –VIII строфы стихотворения “Бородино”. Как вы представляете русских солдат перед боем? Их поведение в бою?

Ученики: В стихотворении “Поле Бородина” темная холодная ветреная ночь. “Шумела буря до рассвета”, – рассказывает солдат. Он рядовой участник боя, он точит штык и шепчет молитвы. Он его самого представить трудно, потому что он использует такие выражения, которые простые люди обычно не употребляют:

Душа от мщения тряслася…
Я спорил о могильной сени…

В стихотворении “Бородино” как будто наяву видишь солдат, которым надоело отступать, и которые с нетерпением ожидают боя с французами. “Есть разгуляться, где на воле”, – говорит рассказчик о поле будущего сражения.

В самые тяжелые дни отступления солдаты не теряют бодрости, чувства юмора. Рассказчик ярко и образно вспоминает о дне, когда произошло Бородинское сражение:

Забил заряд я пушку туго
И думал: Угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!

Задумчиво, спокойно вспоминает солдат о том, как со своими товарищами мужественно готовился к смертному бою:

… Тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

Учитель. Каким представлен в стихах командир? Какие слова в его речи вам особенно запомнились? Как вы понимаете выражения: хват, сражен булатом?

Ученики: В стихотворении “ Поле Бородина” он назван вождем. И хотя его представить трудно, чувствуется, что это мужественный, отважный человек. К солдатам он обращается с горячим призывом защищать Москву.

В стихотворении “Бородино” полковника представляешь лучше. Он смелый, ловкий человек – “хват”, заботливый командир – “отец солдатам”, и они искренне скорбят о его смерти.

“Сражен булатом” можно сказать о человеке, который погиб, как герой, о человеке, который сражался до последнего дыхания.

Слова вождя из стихотворения “Поле Бородина” без изменения перенесены в стихотворение “Бородино”. Они давно уже стали крылатыми:

Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!

Учитель. Как звучат стихи о полковнике?

Учитель. Чем такая торжественность достигается?

Ученики: Описывая полковника, поэт использует слова молвил, сверкнув вместо обычных слов сказал, блеснув. У полковника не глаза, а очи – “сверкнув очами”.

Учитель: А как нужно читать эти строки?

Ученики: В них ощущается твердость, решимость бороться и, если нужно, умереть за родину. Эти слова надо читать неторопливо, твердо, торжественно.

Учитель: А как нужно читать ответ солдат полковнику?

И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Звучат кратко, мужественно, в них слышится чувство собственного достоинства и гордость за солдат-товарищей, с честью сдержавших свою “клятву верности”.

Учитель: Как представляете вы Бородинский бой по “Полю Бородина”?

Ученики: В “Поле Бородина” даны отдельные описания боя:

Безмолвно мы ряды сомкнули,
Гром грянул, завизжали пули…
Шесть раз мы уступали поле
Врагу и брали у него.
Носились знамена, как тени,
Я спорил о могильной сени,
В дыму огонь блестел,
На пушки конница летала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Это яркая картина. Вначале все тихо :безмолвно мы ряды сомкнули .потом грянул залп пушек и послышался свист пуль .везде дым, сквозь которой видны мчащиеся всадники со знаменами в руках, кругом трупы погибших. Но отдельные выражения затрудняют восприятие боя.

Учитель: А как изображено сражение в “Бородино”?

Ученики: В стихотворении “Бородино” слышишь и видишь истинную картину боя. Грозной силой двинулись французы в бой, и началось сражение, подобных которому в истории не было:

Вам не видать таких сражений.

В описании сражения Лермонтов использует многие строки из стихотворения “Поле Бородина”:

Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.
Земля тряслась – как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди;
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный бой.

И здесь мчатся всадники со знаменами в руках. И здесь все в дыму. Дрожит земля. Блестит огонь, слышится звон стали, визг пуль, вой тысячи орудий. И всюду трупы погибших – русских и французов.

– В этом описании все точно, образно. Картину видишь как нарисованную и слышишь все звуки боя.

Учитель: А теперь еще раз перечитайте отрывки из первого и второго стихотворения. Как раскрыл поэт чувства участников боя? Где рассказ солдата звучит правдивее, проще? Приведите примеры.

Ученики: В стихотворении “Поле Бородина” рассказчик и его товарищи решают до последней капли крови защищать родину:

И мы погибнуть обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Солдат готов мстить за гибель товарищей:
Душа от мщения тряслася,
И пуля смерти понеслася
Из моего ружья.

Отчаянно сражались русские солдаты: шесть раз поле переходило из рук в руки. Многие из них погибли, и рассказчик со скорбью говорит об этом:

Мои товарищи, вы пали!
Но этим не могли помочь.

Но в рассказе солдата не все описывается простым, народным языком. Есть такие выражения, которые простой человек не может использовать в своей речи.

В стихотворении “Бородино” чувства рассказчика переданы глубже и правдивее. Уже в самом начале рассказа мы чувствуем и гордость, и печаль, с которой солдат вспоминает о своих товарищах, и осуждение современных людей:

Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы.

Мужество русских солдат, их готовность не пожелать своей жизни за родину переданы народным языком:

Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

И только вечером, когда битва окончилась, солдаты стали считать свои раны и оставшихся в живых товарищей. А завтра утром вновь они готовы начать бой “и до конца стоять”.

Учитель: Как можно объяснить такие выражения, как “ломить стеною”, “постоим …головою”, “до конца стоять”? Как они помогают понять чувства участников боя?

Ученики: “Ломить стеною” – идти вперед, не останавливаясь перед препятствиями, не боясь ничего; “постоим головою” – не пожалеем жизни, пожертвуем всем; “ до конца стоять” – защищаться до последней возможности, выстоять перед всеми трудностями, погибнуть, но не сдаваться.

– Все эти выражения помогают понять, как беззаветно смелы и мужественны были защитники России, как они были полны решимости до последнего дыхания защищать родину.

Стихотворение “Бородино” в годы Великой Отечественной войны зазвучало с новой силой. Послушайте высказывания поэтов , участвовавших на Великой Отечественной войне 1941- 45гг.

“… Был суровый 1943 год. Стояла наша часть в обороне в лесах Смоленщины… Нас, солдат, в часы затишья, такие часы иногда случались, тянуло в лес. Вот в один из таких дней мы, трое солдат, и отправились в ближайший лес. Саша Попов … достал из вещевого мешка потрепанный томик и начал читать “Бородино”. Мы слушали, затаив дыхание.

Умолк чтец. Мы молчали под впечатлением этих чудесных строк. Может быть, обстановка – короткое затишье между боями – делала мужественные стихи Лермонтова такими живыми, такими от сердца идущими, будто писал великий поэт об одном из наших вчерашних боев, будто нас троих, сидевших с томиком его стихов, звал он не посрамить боевую славу предков наших”. (Таджикский поэт Мухитдин Фархат.)

Учитель: Главная мысль “Бородина” – это жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, столь полному славы и великих дел. А это стихотворение отличается простотою, безыскусственностью, в каждом слове слышится солдат, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии”.

Домашнее задание: Выучить стихотворение” Бородино”.

Описание Бородинского сражения в романе «Война и мир»

Описание Бородинского сражения в романе «Война и мир» занимает 20 глав третьего тома. Это ключевой момент произведения, его кульминация, важный эпизод в жизни страны и большинства героев этого повествования. Здесь соединяются пути основных действующих лиц. Лев Николаевич Толстой использовал много исторических фактов, чтобы построить эту художественную эпопею.

Общие сведения

Многие считают, что писатель подражал Лермонтову, и «Война и мир» написана на основе «Бородино». Но критики в один голос признали важность Бородинского сражения для этого романа:

  • точка бифуркации для главных героев;
  • сюжетный центр повести;
  • кульминация.

Бородинская битва — это пересечение путей основных персонажей. Безухов встретил Долохова, Болконский — Курагина, который предстал для него в другом свете. В сражении себя проявляет народ. Обычные крестьяне без амуниции, которые вышли на битву.

Каждая из воевавших сторон знает это сражение по-своему:

  1. Русские — как Бородинскую битву.
  2. Французы — как сражение под Москвой-рекой.

Это крупнейшее противостояние за всю войну 1812 года. Русской армией руководил Кутузов, а французскими войсками — Наполеон.

Краткое содержание

Бородинское сражение в «Война и мир» описывается через призму впечатлений далекого от войны героя Пьера Безухова, чьими глазами читатель видит все происходящее. Герой берет участие в битве, ничего не понимая в военном ремесле. Для автора главное, что он проявляет патриотизм. Толстой выбрал для описания сражения психологическую, а не историческую точку зрения.

Писатель начинает рассказ о битве с лета 1812 г. Наполеон продвигается в район Бородино и не замечает, что русская армия расположила неподалеку войска. Начало сражения было случайностью: французы неожиданно наткнулись на корпус в Шевардинске, завязался бой.

Бонапарт ослабил позиции русской армии, перебросив свои войска через речку. Писатель считает это сражение странным и бессмысленным: это относится и к важности боя для французских войск, и к смыслу для русских. Но Бонапарт бросает вызов Кутузову, а последний принимает его.

Русские войска теряют редут, который защищает один из флангов. Вследствие этого армия Кутузова сражается с солдатами Бонапарта, количество которых значительно ее превышает. Позиция русских была незащищенной и открытой. Местность недостаточно укреплена и невыгодна для Кутузова. Но русские воины вступили в бой и сильно ослабили французскую армию.

В произведении писатель анализирует сражение на Бородино и смысл битвы в жизни героев своего произведения. Основную часть занимают рассуждения главных персонажей эпопеи.

Пьер Безухов

Он был пленен французами, это становится для главного героя точкой нравственных изменений. Плен для Пьера сыграл в контексте внутреннего развития такую же роль, какую имел во время Шенграбенского сражения для Ростова и Аустерлицкой битвы для Болконского.

Перед войной Безухов часто чувствовал свое одиночество. Пьер считал себя бесполезным и ненужным человеком. Его роль состояла лишь в обладании бесчисленными сокровищами, но ему они были безразличны. Однако на войне Безухов почувствовал себя частью чего-то большего. Удобство жизни и комфорт конкретного человека, как и непосредственно его жизнь, стали для него бессмыслицей. Сейчас он пытается заново приобрести для себя смысл.

В этом ему помог обычный мужик Платон Каратаев. Читателю немного повествуется о биографии этого персонажа, но он проявляет человеколюбие, спокойствие, мудрость, облегчающие переживания непредсказуемости и безнадежности сражения.

Писатель описывает прибытие Безухова к месту битвы. Отправившись из Можайска, он по дороге встречает большое количество повозок, загруженных ранеными солдатами. Ощущение безысходности, тревожности и страха висит в воздухе. Встреченный мужик спросил у Пьера, тут ли им погибать или под Москвой. Этот вопрос стал демонстрацией чувств, которые охватывали Безухова. Он также узнает, что на поле битвы собирают всех: обычных крестьян, солдат, генералов — не разбираясь, кто есть кто. Это указывает на то, что неприятеля нужно победить общей силой, «навалившись» всем народом.

Безухов удивлен непринужденности и легкости, с которой идут в битву эти солдаты. Они не переживают о том, что их скоро покалечат или они погибнут. Для них есть лишь миг настоящего. Обычные мужики шутят и спокойно разговаривают. Один из встреченных Безуховым крестьян даже не знал, как называется город, возле которого будет битва. Но Пьер увидел, что каждый находящийся тут ощущает торжественность предстоящего момента. Бородино показало важность веры, духовную непоколебимость русского народа: крестьяне и воины собрались для молебна, продолжая молиться даже не обратив внимания на подъехавшего Кутузова.

Батарея Раевского

Пьер на Бородинском поле был в батарее Раевского, которая располагалась на кургане, насыпи по центру позиций русской армии. В батарее было 18 пушек. Их защита была ожесточенной, поскольку французы пытались захватить эту позицию, которая так важна для русских. Утром курган был атакован французскими частями под предводительством Богарне, пасынка Бонапарта. Военная часть Раевского перешла на защиту Багратиона. Курган давал возможность русской армии перекидывать корпуса по полю сражения, это было невыгодно для Бонапарта, потому он пытался разгромить батарею, так можно было разделить войско Кутузова.

После того как Багратион был взят, французский император на определенное время позабыл о планах захвата орудий. Французы видели, что положение русской армии в середине поля стало слабей. Наполеон заново отправил воинов на атаку кургана. Разрушение батареи не сильно ударило по основному войску Кутузова. Битва длилась уже 12 часов, но русские надежно занимали позиции.

При обороне батареи Раевского погибло несколько тысяч воинов. Именно на нее бросили все главные силы французы. Пьер на кургане держался отдаленно от остальных, чтобы не являться обузой для солдат. Столкнувшись с французом, Безухов почувствовал ужас, но он увидел, что противник ощутил это же. Пьер не понял, кто кого взял в плен: то ли он француза, то ли тот его. Противник бежит с кургана, везде погибшие и раненые солдаты.

Пьер, смотря на эти ужасные события, убежден, что после этого воюющие стороны поймут всю масштабность катастрофы и завершат сражение. Но бой не стихал. Для русской армии Бородино обозначало приближение потери столицы.

Андрей Болконский

Много командиров и солдат пали в сражении, одних взяли в плен, других покалечили, смертельное ранение было и у князя Болконского. Он перед боем чувствовал непонятное раздражение, тревогу и беспорядочность мыслей. Такое состояние являлось нехарактерным для него. Перед глазами Болконского пролетают все основные события, которые произошли в его жизни: патриотизм, любовь, боль, измена. Но князь убежден в благоприятном для русских войск исходе сражения. Андрей убеждает Безухова, что война будет выиграна, что бы ни произошло.

Князь видит, что бойцы готовы идти на смерть, осознавая сложность сложившейся ситуации:

  • солдаты офицера Тимохина не пьют самогон, как обычно перед битвой;
  • крестьяне надели чистые белые рубахи.

Для Болконского Бородинская битва стала завершающим этапом его духовных поисков: умирая на коленях своей любимой Наташи Ростовой, Андрей начинает думать не о высоком, недостижимом и холодном небе Бородино. В его мыслях зеленая трава, которой он, вероятно, скоро станет.

Глава со смертью князя может удивить читателя, поскольку его гибель является совершенно бессмысленной. Это не героический подвиг, как при Шенграбене или Аустерлице. Болконскому крикнули: «Ложись!». Но князь дворянского происхождения, ему не положено ложиться. Лечь означало утратить доблесть. Он умер, пытаясь отстоять идеалы, именно так, как воспитывал его отец.

Анализ романа

Бородинская битва показала сущность большинства главных героев. К примеру, Пьер наблюдает духовную бедность Долохова, который все же осознает безысходность сложившейся ситуации и просит у Безухова извинения за все его поступки. Болконский опять встретил Курагина: Казанова и красавец увел невесту у князя. Теперь он потерял ногу, то есть и свою привлекательность. Бородинская битва как бы расставила все на свои места.

Бонапарт ощутил волнение — состояние, которое похоже на чувства Болконского. Наполеон понимает, что битва на Бородино будет решающей для войны. Он сомневается в своей армии. Такое состояние заставило Бонапарта изолироваться от воинов, укрыться от битвы на кургане. Писатель считает, что французский император — равнодушный и жалкий человек, который демонстрирует высокомерность и гордыню в отношении обычных воинов. Наполеон с равнодушием смотрит на смерть, на войну, все его мысли о власти. Императору безразличны судьбы простых людей.

Кутузов в контексте Бородинской битвы является положительным персонажем, поскольку он един со своей армией, берет участие в сражении, не отрываясь от народа, не обращает внимания на свое звание. Русского командующего беспокоят жизни воинов и всех обычных людей. Кутузов осознает, что есть только один способ победить в войне, а не в сражении — это правильная стратегия. Главнокомандующий отдает Москву Бонапарту.

Но так французская армия подписывает себе приговор. Кутузову неинтересны власть, слава, одобрение высшего общества. Он мастер, который знает свое дело и исполняет роль командующего русскими войсками.

Краткое содержание позволит школьникам понять главный смысл романа «Война и мир» и на отлично подготовить домашнее задание. Помимо этого, именно оно поможет написать изложение или сочинение на тему Бородинское сражение прямо на уроке, даже без предварительного прочтения произведения.

Читайте также:  Стихотворение Дума: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×