Анализ поемы Лермонтова «Мцыри»: сочинение

Cочинение «Литературный анализ стихотворения «Мцыри» Лермонтова»

Исключительность личности Мцыри подчеркивают необычные обстоятельства его жизни. Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой “пройти в родимую страну”.

Вся поэма представляет собой монолог Мцыри, его исповедь чернецу. Не автор описывает чувства и переживания Мцыри, а сам герой рассказывает об этом. События, которые происходят с ним, показываются через субъективное его восприятие. Композиция монолога тоже подчинена задаче постепенного раскрытия его внутреннего мира. Сначала герой говорит о своих затаенных думах и мечтах, скрытых от посторонних. “Душой дитя, судьбой монах”, он был одержим “пламенной страстью” к свободе, жаждой жизни. И герой, как исключительная, бунтующая личность, бросает вызов судьбе.

Убежав из монастыря, Мцыри впервые видит мир, который был скрыт от него монастырскими стенами.

Поэтому он так пристально вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, вслушивается в многоголосый мир звуков. Мцыри ослепляет красота, великолепие Кавказа. Он сохраняет в памяти “пышные поля, холмы, покрытые венцом дерев, разросшихся кругом”, “горные хребты, причудливые, как мечты”. Эти картины вызывают в герое смутные воспоминания о родной стране, которой он был лишен ребенком.

Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружает героя, но и помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа.

Так как природа в поэме дается в восприятии Мцыри, то о его характере можно судить по тому, что именно привлекает в ней героя, как он о ней говорит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцыри, подчеркивают монотонность монастырской обстановки. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней. Он наслаждается великолепием беспредельного голубого свода ранним утром, а затем терпит иссушающий зной в горах.

Описывая природу, Мцыри прежде всего обращает внимание на ее величие и грандиозность. В его речи часто используются красочные эпитеты: “сердитый вал”, “горящая бездна”, “сонные цветы”. Эмоциональность образов природы усиливают и необычные сравнения, встречающиеся в рассказе Мцыри. Например, деревья напоминают ему “братьев в пляске круговой”. Этот образ явно навеян воспоминаниями о детстве в родном ауле. Даже змея скользит, “играя и нежася”. Кульминацией трехдневных скитаний Мцыри является его схватка с барсом, в которой с особой силой раскрылись его бесстрашие, жажда борьбы, презрение к смерти, гуманное отношение к поверженному врагу.

Победа слабого юноши над могучим зверем символизирует мощь человека, его духа, способность одолеть все препятствия, встречающиеся на его пути. Опасности, с которыми сталкивается Мцыри, являются символами зла, которое сопровождает человека всю жизнь. Но в поэме они предельно сконцентрированы, так как подлинная жизнь Мцыри сжата до трех дней. И в свой предсмертный час, осознавая трагическую безнадежность своего положения, герой не променял ее на “рай и вечность”. Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы. Через всю свою короткую жизнь Мцыри пронес могучую страсть к свободе, к борьбе. Мцыри не страшится смерти, он опечален лишь тем, что его похоронят не в родной земле. Он не жалеет о кратковременности своего пребывания на земле, он осуществил попытку вырваться из пут, его дух не сломлен, в умирающем теле живет свободная воля.

Мне кажется, Лермонтов этой поэмой дал понять нам, что стремления людей выполнимы, надо только страстно желать.

Замысел поэмы о монахе, рвущемся на свободу, Лермонтов вынашивал десять лет. В поэму «Мцыри « Лермонтов включил строки из своих ранних поэм.

Лермонтов страстно протестовал против всех видов рабства, боролся за право людей на земное человеческое счастье.

Сосланный весной 1837 года на Кавказ, он проезжал по Военно-Грузинской дороге. Близ станции Мцхеты, под Тифлисом, существовал некогда монастырь. Здесь встретил поэт блудившего среди развалин и могильных плит дряхлого старика. Это был монах-горец. Старик рассказал Лермонтову, как ещё ребёнком был взят в плен русскими и отдан на воспитание в монастырь. Он вспоминал, как тосковал тогда по родине, как мечтал вернуться домой. Но постепенно свыкся со совей тюрьмой, втянулся в однообразную монастырскую жизнь и стал монахом.

Рассказ старика, который в юности был в мцхетском монастыре послушником, или по-грузински «Мцыри», отвечал собственными мыслями Лермонтова, которые он вынашивал много-много лет. В творческой тетради семнадцатилетнего поэта читаем: «Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, священных книг, ничего не читал. Страстная дума таится – Идеалы.»

Но поэт не мог найти для этого замысла воплощения: всё написанное до сих пор не удовлетворяло. Самое трудное заключалось в слове «идеалы».

Прошло восемь лет, и Лермонтов воплотил свой старый замысел в поэме «Мцыри». Родной дом, отчизна, свобода, жизнь, борьба – всё соединилось в едином лучезарном созвездии и наполняет душу читателя томительной тоской мечты.

Гимн высокой «пламенной страсти», гимн романтическому горению – вот что такое поэма «Мцыри»:

Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть

В своей поэме Лермонтов стремился противопоставить своим безвольным и бессильным современникам смелого и свободолюбивого человека, готового пойти на всё для достижения поставленной цели, готового до конца отстаивать свою свободу.

Стремление к свободе стало у Лермонтова «тоской « по воле, сделалось страстью, охватившей всё существо человека. В обстановке, сложившейся после 1825 года, поэт не потерял веры в революционное дело. Побеждает стремление «действовать», как писал поэт. Романтическая мечта создаёт нового героя, волевого и сильного, пламенного и мужественного, готового, по мнению Лермонтова, к дальнейшей борьбе.

«Анализ поемы Лермонтова «Мцыри»»

Поэма «Мцыри» (1839), также выросшая из раннего творчества поэта, была закончена после «Демона». Это обстоятельство приобретает особое значение, так как дает представление о логике художественного развития Лермонтова. Проблематика «Мцыри» связана с центральными темами лермонтовского творчества. Это дальнейшее развитие и до известной степени завершение многолетних раздумий поэта над характером романтического героя и принципами его изображения.

В ряде случаев Мцыри напоминает Демона мятежностью, силой духа, трагической невозможностью реализовать свои порывы к освобождению. Но в то же время Мцыри и противопоставлен Демону. В нем нет ничего эгоистического, нет космического отрицания, он не наделен чертами исключительности, таинственности. Бунт Мцыри не направлен на разрушение нравственных норм и человеческих традиций. Монастырь, куда попадает маленький пленник, вовсе не является злой, угрюмой средой. Напротив, монахи были добры к мальчику. И все же он не может оставаться там, потому что это противно всему его существу, даже не сознанию, а его «естественной» натуре. Он стремится

* От келий душных и молитв
* В тот чудный мир тревог и битв,
* Где в тучах прячутся скалы,
* Где люди вольны, как орлы.

Это не поиски иной культурной среды (как было у пушкинского Алеко). Мцыри жаждет вернуться к самому себе, в естественный для него простой и понятный мир, в родную, близкую природу, противопоставленную чужому миру, где человек может быть угнетен человеком, где подавляется естественное чувство личности. Вот почему в поэме природа занимает такое большое место, являясь своеобразным действующим лицом, активным началом, в котором Мцыри видит спасение и залог возрождения. Оказавшись на воле, юноша ощущает органическое слияние с природой, как бы погружение в нее. Он понимает ее тайный язык:

* «Мне было свыше то дано».

И бой с барсом не воспринимается как единоборство с противником, ибо Мцыри ощущает себя частичкой того же самого мира:

* «Как будто сам я был рожден
* В семействе барсов и волков».

Однако побег Мцыри был трагически обречен. Оказывается, все три дня он блуждал в окрестностях монастыря. Родина осталась по-прежнему недостижимой. Путь героя оказался замкнутым по кругу. В «Мцыри» заметно влияние грузинского фольклора. Эпизод борьбы с барсом основан на мотивах грузинской народной песни, отразившейся также в бессмертной поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Лермонтову в соответствии с его замыслом очень важно было показать, что физически слабый юноша оказывается победителем в схватке благодаря могуществу его духа, неудержимому стремлению к свободе. Однако победить судьбу ему не удалось.

Поэма в основной своей части представляет монолог Мцыри — его исповедь, что является одной из характерных особенностей романтической поэмы. Форма исповеди (она была использована и в «Демоне») давала возможность глубоко и правдиво раскрыть внутренний мир героя. Показательно, что в исповеди Мцыри вместо традиционного покаяния, раскаяния в грехах звучат смелый вызов и утверждение внутренней правоты человека, готового за несколько минут вольной и свободной жизни променять «рай и вечность». Эмоциональный тон исповеди Мцыри находит выражение не только в экспрессивной лексике и синтаксической усложненности его рассказа, но и в характере рифм поэмы: Лермонтов использовал только мужские рифмы. Белинский специально подчеркивал своеобразие ритма стиха: он «отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное однообразие падения его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы».

В своих поэмах Лермонтов поднимал большие проблемы философского, социального и психологического характера, отвечающие запросам современной ему жизни, когда так важно было

* «Узнать, для воли иль тюрьмы
* На этот свет родились мы».

Несомненное общественно-политическое и литературное значение имело раскрытие кризиса индивидуалистического сознания героя-одиночки, поиски новых, положительных начал в русской жизни, связанных с народным сознанием. Глубокое постижение трагических исканий героев своего времени, противоречий в их мироощущении и внутреннем мире помогло Лермонтову в создании психологической прозы.

Анализ поэмы «Мцыри» Лермонтова

Введение

«…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью…» – так отзывался о поэме «Мцыри» известный русский критик Белинский. Это произведение Лермонтова считается одним из самых удачных в его творчестве, и любимо не одним поколением читателей. Чтобы глубже понять это произведение, проведем анализ «Мцыри» Лермонтова.

Читайте также:  Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).: сочинение

История создания

История создания поэмы уже сама по себе может быть сюжетом для романтического произведения, ведь со своим героем Лермонтов познакомился на Кавказе. Путешествуя в 1837 году по Военно-грузинской дороге, поэт встретил там старого монаха. Он рассказал свою историю жизни: плен, юность в монастыре и частые попытки убежать. Во время одной из таких попыток юноша заблудился в горах и чуть не погиб, после чего решил остаться в монастыре и принять постриг. Заворожено слушал Лермонтов этот рассказ. Ведь еще в 17 лет он мечтал написать поэму о юноше-монахе, и вот его герой стоит перед ним!

Первоначально поэма носила название «Бэри», по-грузински «монах». Затем Лермонтов изменил это название на «Мцыри», тем самым привнеся дополнительный смысл, ведь «мцыри» переводится и как «послушник», и как «чужак».

Тема и идея произведения

Тему «Мцыри» можно определить как рассказ о побеге из монастыря юного послушника. В произведении подробно рассмотрен бунт героя против обыденной жизни в монастыре и последовавшая за ним гибель, а также раскрывается ряд других тем и проблем. Это проблемы свободы и борьбы за свободу, непонимания окружающими, любви к родине и семье.

Пафос поэмы – романтический, здесь звучит поэтизированный призыв к борьбе, идеализируется подвиг.

Идея поэмы неоднозначна. Сначала критики говорили о «Мцыри» как о революционной поэме. Идея ее в таком случае была в том, чтобы всегда, даже в условиях неминуемого поражения, сохранять верность идеалу свободы, не падать духом. Мцыри становится своеобразным идеалом для революционеров: гордый, независимый юноша, отдавший жизнь за свою мечту освободиться. К тому же Мцыри рвется не просто на волю, он хочет вернуться к своему народу и, вполне возможно, сражаться вместе с ним. «Родина бывает только одна» – этот, позднее зачеркнутый, эпиграф к рукописи «Мцыри» вполне отражает отношение автора к проблеме любви к родине и борьбы за ее свободу, поднятой в поэме.

Сам Лермонтов неоднократно говорил о произведении «Мцыри» как о произведении, в котором наиболее полно воплотились его идеи свободы. «Мцыри» становится его итоговым произведением, вобрав в себя и другие произведения с похожими идеями: «Боярин Орша», «Исповедь». Их герои также стремятся из монастыря на свободу, но терпят неудачу. Не закончив этих поэм, Лермонтов использует строки из них в «Мцыри».

Однако в современной критике при анализе поэмы «Мцыри» Лермонтова происходит переосмысление ее идеи. Она теперь рассматривается в более широком, философском смысле. Монастырь при этом служит образом мира как тюрьмы человеческого духа, откуда так просто не выбраться. И убежав, Мцыри не находит счастья: ему некуда возвращаться, а мир природы давно стал ему чужд. Монастырский мир, символизирующий мир светского общества, отравил его. «Узнать, для воли иль тюрьмы / На этот свет родились мы», – вот что важно для Лермонтова, задумывающегося над судьбой своего поколения. И именно в «Мцыри» звучит ответ на упрек «Бородино». Да, нынешнее поколение не герои, не богатыри, но его, как и Мцыри, отравила тюрьма. Любовь к природе, к девушке, желание битвы и удалых забав (эпизод с барсом) – все это не чуждо главному герою. Вырасти он в других условиях, он был бы выдающимся человеком: «Я быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». В произведении звучит, с одной стороны, идея сложности борьбы за свободу, а с другой стороны, утверждается любовь к жизни и воле как высшие человеческие ценности.

Жанр произведения, композиция и характер конфликта

Произведение «Мцыри» относится к самому любимому Лермонтовым жанру – поэме. В отличие от лирики, поэма выступает как лиро-эпический жанр, благодаря чему можно характеризовать героя через его действия, создать его образ более детально. Лиризм произведения проявляется в его сюжете: изображение внутренних переживаний Мцыри выносится на передний план. Характер конфликта – романтический, состоит во внутреннем противоречии стремления Мцыри на свободу и его жизни, проведенной в неволе. Легко понять, что образ мыслей героя близок автору. Соответственно, тип повествования в «Мцыри» субъективно-лирический, и произведение можно уверенно назвать романтической поэмой. Имеет поэма и характерные только для нее особенности: большая ее часть написана в форме исповеди. Поэма состоит из 26 глав и имеет кольцевую композицию: действие и начинается, и завершается в монастыре. Кульминационным моментом может быть назван поединок с барсом – именно в эту минуту бунтарский характер Мцыри раскрывается полностью.

Произведение содержит очень небольшое число героев. Это сам Мцыри и его воспитатель-монах, выслушавший исповедь.

Художественные средства

Описание поэмы «Мцыри» будет неполным без рассмотрения художественных средств, использованных в ней. «Мцыри» Лермонтова является одним из наиболее образных произведений и, соответственно, объем использованных средств художественной выразительности очень велик. Это, прежде всего, эпитеты (сумрачные стены, сладостные имена, разгульная юность, пышные поля, темные скалы). Также в поэме огромное количество сравнений (люди вольны, как орлы; она, как червь, во мне жила; обнявшись, будто две сестры; я сам, как зверь, был чужд людей / и полз и прятался, как змей), метафоры (бой закипел, смерть их навеки заживит), олицетворения (дохнули сонные цветы). Все тропы служат одной задаче: помогают создать поэтическую картину окружающего Мцыри мира и подчеркнуть глубину его переживаний, их силу.

Заслуживает внимания и поэтическая организация поэмы. Она написана 4-стопным ямом с исключительно мужской парной рифмой (аабб). Из-за этого стих звучит особенно четко и мужественно, по словам критиков – словно удары меча. Часто используется анафора, не менее часты риторические вопросы и восклицания. Именно они придают поэме запоминающуюся страстность, помогают изобразить Мцыри как активного, страстного, жизнелюбивого героя.

Заключение

Дав подробную характеристику поэмы «Мцыри», мы можем с уверенностью назвать это произведение одним из самых значительных творений Лермонтова, в котором ярко отображен его талант. «Мцыри» послужила вдохновителем для множества картин, а также для композиторов. «Мцыри» – прекрасный, неустаревающий гимн человеческому духу и свободе.

Анализ произведения Мцыри Лермонтова (поэмы) 8 класс

История создания поэмы «Мцыри» тесно связана с политическими и социальными обстоятельствами начала XIX века. Больше половины столетия длились Кавказские войны, направленные на присоединения Кавказа к России. Именно эти события отражаются в произведении. Поэма была создана в 1839 году.

Жанр произведения наиболее точно можно определить как романтическая поэма. На форму произведения указывает соединение эпического и лирического. В произведении есть сюжет, но большое значение придается чувствам и переживанием персонажа. На принадлежность к романтизму указывают экзотический пейзаж, использование мотивов из легенд и поверий, а также образ главного героя.

Главный герой — Мцыри. В переводе на русский это слово означает «послушник». Жизнь мальчика была разрушена войной. Он стал сиротой. Его нашел генерал на поле битвы. Он отвел мальчика в монастырь, где он и жил. Мцыри был сильным, ярким человеком. Ему было очень одиноко. У молодого человека не было единомышленников. Он не знал что такое любовь и семья. Мцыри мечтал найти свою родину или обрести близкого человека. Для него характерна вера в себя и свои силы. Он не отчаивался, надеялся, что у него все получится. Мцыри думающий, чувствительный человек. Он много размышляет.

Кроме главного героя в поэме эпизодически действуют генерал, монах, молодая грузинка, но автор не дает их детального образа, так как они нужны для того, чтобы на их фоне раскрывался главный герой.

Сюжет построен на побеге юноши из монастыря. Мцыри не имел плана действий, так как это было импульсивное решение. Он сбежал с целью найти свою родину. Его побег длился три дня. За это время Мцыри успел влюбиться в молодую девушку, а также вступил в драку с барсом. Молодой человек не был обучен единоборствам. Он инстинктивно сражался с животным. Это указывает на его врожденную силу, храбрость и упорство. Побег был безуспешен, так как Мцыри понял, что не справиться со своей задачей. Он вернулся обратно.

Главная мысль поэмы заключается в том, что войны — это зло. От них прежде всего страдают дети, которые становятся сиротами. Судьба Мцыри была сломана еще в детстве, на поле боя. Все могло сложиться иначе. Именно поэтому мир должен быть гуманным и светлым. Конечно же, эта мысль не лежит на поверхности. Самым объективным главным смыслом является вера в свои силы, надежда на успех, страсть к своему делу, которые были присущи главному герою.

2 вариант

Однажды поэт Лермонтов в 1837 году был в Грузии. Он занимался изучением легенд и народных обрядов. И вот ему повстречался монах по имени «бери». Монах поведал Лермонтову историю, которая очень сильно поразила поэта. Лермонтов находился под впечатление и вскоре он решил написать поэму. Имя монаха поэт заменяет на Мцыри, что в переводе «не служащий монах». Но, в грузинском языке данное слово может обозначать как чужака, так и одинокого человека или вообще пришельца.

Вот так вот и родилась знаменитая поэма Лермонтова. Героем данного произведения является молодой паренек, который поменял полностью жизнь. События в поэме довольно ясны. Юноша воспитывался в монастыре в Грузии и вскоре он должен был стать настоящим монахом после посвящения. Но, однажды случилась буря и парень просто потерялся. Он был обнаружен через 4 дня в полумертвом состоянии, после его принесли назад в монастырь, но это его не спасло, и парень умер.

Читайте также:  Лирическое содержание стихотворения «Парус»: сочинение

Данное произведение напоминает некую исповедь, где главный герой поведает читателю события, которые происходили с ним в период 3-х дневной пропажи. Но, позднее становится понятно, что на исповедь это и не похоже, больше похоже на проповедь. Ведь в монологе героя нет никакого покаяния и осознания ошибок. Мцыри наоборот выступает за свою свободу и поэтому не принимает религиозные морали. К герою приходит понимание, что у него забрали дом, родину, общение с друзьями. Мцыри был лишен всех благ, которые есть у людей вне монастыря. Из-за этого молодой парень решает бежать в день, когда случился шторм. Мцыри является очень отважным человеком, даже когда ему угрожает смерть, он все равно говорит, что могила не пугает его.

Главной кульминацией произведения является сражение с хищником, с барсом. У парня нет оружия и ему нужно победить, чтоб выжить. Мцыри одержал победу, ведь им движет не только человеческий инстинкт самосохранения, но и дух. В бою он стал сильнее он воспринял духом. Очень много сил отдал Мцыри для того, чтоб одолеть зверя, но все же в душе парень признает, что барс очень силен.

Когда парня найдут и вернут в монастырь, то он уже будет другим человеком. Мцыри теперь потерял веру в то, что для него есть шанс найти дорогу к свободе. У него больше нет огромного желания поменять жизнь, теперь считает это только лишь игрой разума, мечтой. А то что герой потерял веру и являлось причиной смерти. Это и есть возможно смысл Лермонтовской поэзии. Поэт считает, что люди должны вести борьбу за свою свободу и погибать за нее, ведь без свободы человек это уже не человек.

Таков смысл главного героя в поэме «Мцыри». Для Мцыри свобода — это жизнь, соответственно если первая составляющая отсутствует, то и жизнь прекращается. В час своей смерти, герой никого не винит, он делает виноватым только себя. Своей главной виной он считает, свое не состояние получить желанную свободу. Главный герой уходит в мир иной абсолютно безызвестным, но сильным. Данная поэма и в наши дни радует и восхищает любителей уникальной поэзии Лермонтова.

Анализ 3

Романтическая поэма Лермонтова посвящена темам свободы, а также в ней выражено представление автора о том, как привычный нам мир лишает человека свободы.

Героем произведения является юноша, представитель одного из горских народов, воспитанный в неестественной для него среде монастыря, поэтому лишенный свободы. Принадлежность главного героя к кавказцам, с которыми у русских в момент написания поэмы шла бесконечная война, должно было подчеркнуть дикий, следовательно, близкий к естественности, нрав и характер героя. Название также подчеркивает конфликт между вольнолюбивой природой юноши и цивилизацией. Слово «мцыри» означает одновременно, и монастырского послушника, которым и являлся герой, будучи ребенком, захваченным в плен отданным русскими генералом в грузинский монастырь, и «чужак». Последнее значение указывает на неизбежность его конфликта с неестественной средой, в которой нет свободы.

Не зная другой жизни, кроме той, что он вел в монастырских стенах, главный герой дает клятву бежать в родные места, и исполнят это свое желание. Однако вскоре его находят умирающим от ранений, полученных в схватке с барсом и нежелающим жить.

Юноша соглашается исповедоваться своему наставнику-монаху, который был искренне привязан к послушнику. Из сказанного им следует, что причиной трагического конца была не схватка с хищным зверем. Юноша не смог найти путь обратно к вольной жизни. Он оказался пропитан цивилизацией, построенной на несвободе, которую олицетворяет монастырь с его уставом и дисциплиной. Схватка с барсом произошла из-за его отчаяния и несокрушенной еще гордости, желания бросить вызов обстоятельствам и враждебному миру. Лермонтов явно восхищается своим героем, но показывает, что борьба того безнадежна. Исповедь героя и мирный уход в мир иной, без проклятий показывают, что искусственный мир все же отчасти уже победил его. Устами своего героя, поэт говорит, что причиной трагического конца стали условия, в которых вырос юноша.

Автор использует художественные средства, для усиления эффекта, подчеркивания чувств героя. Он применяет эпитеты («сумрачные стены»), метафоры («бой закипел, смерть их навеки заживит»), сравнения («люди вольны, как орлы»), олицетворения.

Анализ произведения Лермонтова 8 класс

Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял о написании произведения, главным героем которого будет юноша, томящийся в одиночестве, еще в раннем детстве. На Кавказ маленький Михаил приезжал с бабушкой лечиться местными минеральными водами. С тех самых пор красоты кавказских пейзажей и необычность фольклора занимали большую часть дум и душевных страстей поэта.

Лермонтов часто бродил по военно-грузинской дороге. В одну из таких прогулок он встретил старого служителя монастыря. «Служка» поведал Лермонтову свою историю. Он был рожден горцем. Будучи ребенком, взят в плен генералом армии. Но по дороге заболел. Генерал вынужденно оставил мальчика при монастыре для выздоровления. Здесь он вырос. Но вольная душа постоянно тосковала по свободной родине. Для маленького свободолюбивого горца жизнь в заточении была невыносима. Несколько раз мальчишка пытался сбежать. После последней попытки он тяжело заболел, долго и мучительно шел на поправку. Во время выздоровления он сильно сблизился с одним из старых монахов. Сбежать больше не пытался, принял сан и остался в монастыре до конца своих дней. Зная предысторию поэмы, гораздо понятнее становится само произведение.

Животрепещущий и полный любопытных моментов рассказ монаха произвел на Лермонтова неизгладимые впечатления. Он твердо знал, что эта легенда послужит основой его нового произведения. Именно произведение «Мцыри» было написано по этим мотивам. Грузинское слово «Мцыри» в переводе на русский означает – «Послушник». Плененный еще ребенком горец мусульманин томится в монастыре христиан. Лермонтов в поэме описал жизнь своего сверстника, погибшего далеко от родной земли. Жизнь «Мцыри» проходила в постоянной внутренней борьбе. Лермонтов затронул моральные ценности человека, убеждения и гордость. Поэма имеет глубоко философский смысл. В чем истинная ценность жизни, смысл бытия, значимость человеческого достоинства. Много моментов поэт посвящает природе: птицам, ветру, зверям. Тем самым он пытается показать стремление к свободе главного героя, рвущегося на простор. Мцыри не смог выжить в «диких» условиях, он не ориентируется в лесу, с трудом находит себе пропитание.

Трагедия Мцыри заключается в слабости тела при сильном духе. Слова и мысли героя навеяны силой к свободе и активной жизни, чего не могут дать замкнутые стены монастыря. Борьба юноши с барсом символизирует борьбу главного героя на протяжении всей поэмы.

Поэма «Мцыри»- это гордость поэта. В этом произведении Лермонтов осуществил свою мечту детства. Главный герой был близок ему по духу, а точнее сказать поэт написал произведение почти о себе, о своих томлениях и переживаниях. При чтении поэмы перед друзьями глаза поэта загорались огнем, щеки пылали.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ поэмы Мцыри

Популярные сегодня темы

Уставший, слегка эгоистичный, а то и вовсе иногда деспот – Верейский. Князь горд своим происхождением, званием, да и вообще, молодую жену вполне заслуживает.

Швондер – главный антагонист ученого Преображенского в повести Булгакова Собачье Сердце. Этот герой управляет жилтовариществом жилища, в котором и проживает профессор

Роман “Преступление и наказание Фёдора Михайловича Достоевского был создан во второй половине XIX века. Это психологический роман, герой которого задаётся множеством вопросов

Известный на весь мир художник Илья Репин первые шаги по творческому пути уже начал в 13 лет. После оттачивал своё мастерство в академии художеств, которая возродила в душе Репина героизм революционного движения

Глядя на полотно видно, как на переднем плане нарисованы красивые сосны-великаны, которым исполнилось уже, пожалуй, сотня лет. Стволы этих вековых красавиц, загрубевшие и темные, они стоят выдержанно и грациозно

Анализ поэмы Мцыри Лермонтова сочинение

Михаил Юрьевич Лермонтов наиболее предпочитал писать в жанре поэмы. Им написано достаточно много поэм, но одним из самых любимых его творений было произведение «Мцыри». Именно эту поэму он с удовольствием декламировал по случаю именин Гоголя, да и просто читал для удовольствия вслух. Произведение одно из немногих удостоилось быть опубликованным лично автором.

Название произведения «Мцыри» с грузинского переводится как монах, который не служит. Вдохновением для создания была поездка по Грузии. Любознательный Михаил изучал местные традиции, сказания и легенды в Мцхете. Один из местных, уже на то время старых монахов, поведал ему историю своей нелегкой жизни, о том как он попал маленьким в плен и о том как всю жизнь провел служа монахом мечтая о свободе. Конечно же тонкая натура Михаила Юрьевича была под впечатлением, что и натолкнуло его на создание своего одного из лучших творений. Позже рассказ был положен за основу произведения с изменением настоящего имени «бери», что означает служащий монах на «Мцыри».

Поэма «Мцыри» романтического жанра и написана в виде страстной исповеди одного героя. В ней описано противостояние идеала и суровой действительности с множеством символов и образов в сюжете. Сам Мцыри также наделен романтизмом и его исповедь дает возможность точно понять психологическое состояние и внутренний мир героя.
Определения темы произведения различны, однако любая из версий рациональна и все они лишь дополняют поэтическую задумку Михаила Лермонтова. По сути Лермонтов хотел в нём передать желание к свободе, борьбу за моральные ценности и судьбу своих молодых современников в ходе войны на Кавказе. Главный герой поэмы не может смириться с участью одиночества, он понимает, что нужно выбрать одну из несовместимых между собой жизней – это либо свобода и смерть, либо принять монашество и обречь себя на одиночество.

Читайте также:  Решение нравственных проблем в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

В идею произведения заложен дух и чувства противоречия и бунтарство самого поэта. Современникам поэма ценна своим философским замыслом. Когда-то естественна среда для юноши, зовет его сердце, но она совершенно противоречит его монашескому воспитанию. Не так просто разорвать эту жизненную ленту событий, ведь он больше не приспособлен к жизни на воле. Он не знает, как добыть ему пищу и все необходимые для жизни ресурсы. Поэтому его бегство превращается просто в бесцельное передвижение по кругу. Верность своим идеалам и борьба человека за свою свободу пронизывают художественную идею и смысл произведения.

Романтический конфликт поэмы задан главным героем, его порывам естественным для человека желаниям. Мцыри это самый обычный и естественный молодой человек, которому по стечению обстоятельств навязали жизнь в монастыре и монашество. Юноша понимает, что окружающие его не враги ему и он не может вступить в борьбу с ними. Он их не приемлет, поэтому герой бежит. Он бежит по зову своего сердца, по зову природы, чувствует в себе силу первобытного человека именно поэтому в поэме так много описания окружающей его природы. Он жаждет вернуться к своим первоначальным истокам на свою Родину. Проведя всего три дня на свободе, он понимает многие важные вещи, такие как цена жизни и познание счастья любви. Вернувшись в монастырь Мцыри, понимает, что он потерял веру, он не сможет жить в облике монаха, для него это рабство и монастырь становится не прибежищем, а тюрьмой. Поразмыслив, герой решает умереть.

Творение М.Ю.Лермонтова «Мцыри» являет собой яркое достижение русской и мировой романтической поэзии. В нем до конца раскрыт его талан, стилистика и внутренние переживания поэта.

8 класскратко о главном

Анализ произведения Лермонтова «Мцыри»

Идея написать рассказ о рвущемся на свободу молодом человеке появилась у М.Ю. Лермонтова давно. Но лишь в 1837 году великий писатель воплотил в жизнь этот замысел.

В поэме «Мцыри» сочетаются все особенности романтикой поэмы, а именно противоречие реальности и идеального мира, символические образы. Так же поэма написана в форме исповеди. Это помогает читателю еще больше проникнуться чувствами и переживаниями главного героя.

В поэме явно виден мотив одиночества. Присутствуют образы символы, такие как образ Родины и свободы. Ради Родины и свободы Мцыри готов отказаться ото всего, что у него было, рискнуть всем этим. Главный герой стоит перед выбором или принять обет монаха или умереть, вкусив свободы. И конечно, романтический герой выбирает свободу.

Основой сюжета поэмы послужило классическое бегство из неволи. В данном случае бегство – это яростный протест, жажда свободы.

Мцыри – это герой бунтарь, «огненная душа», исключительная личность и «могучий дух». Так же Мцыри — цельная и завершенная личность. Он — герой-символ, пленник, который стремится к свободе, готовый вступить в борьбу с судьбой даже ради пары дней свободы.

Так же в поэме как действующее лицо выступает природа. Именно взаимодействуя с природой, раскрывается характер и внутренние переживания главного героя. Пейзаж в поэме помогает точнее раскрыть характер романтического образа. Так же о характере Мцыри можно судить через его восприятие природы.

В поэме богата различными средствами художественной выразительности. Чаще всего в поэме встречаются тропы и сравнительные обороты.

Как говорил критик Белинский: «В поэме «Мцыри» до конца раскрылся поэтический талант М. Ю. Лермонтова. Не случайно Мцыри — герой, близкий по духу самому поэту, «любимый идеал Лермонтова».

8 класскратко о главном

Анализ поэмы Мцыри Лермонтова

Юлий Клевер – один из известнейших художников пейзажистов конца ХІХ века, это русский художник с немецкими корнями. «Закат солнца зимой» – это одна из известных его картин, выполненная на натуральном холсте.

Во всех своих произведениях Николай Алексеевич Некрасов, русский классик 19 века, раскрывает очень важную проблему – проблему судьбы русского народа.

В пьесе Островского, как в зеркале, отражается жизнь того времени. В драме “Гроза” автор показывает «темное царство», которое убивает лучшие человеческие чувства и стремление, обличает жестокие нравы купечества. Пьеса была написана

За всю жизнь Герасимов написал огромное количество разных картин. В основном это были картины вождей или правителей. И за каждую из своих картин он получал награды, которые хранились у него в доме.

С детства моим воспитанием занимались родители, бабушка и дедушка. Каждый вкладывал в меня определенные понятия о жизни, доброте, справедливости. Все мои действия и поступки анализировались ними

Гулял я как-то со своей собакой, и увидел как пожилой мужчина в старом потрепанном пальто сидел одиноко на лавочке. В его руках была газета, и он увлеченно ее читал. А напротив него стояла компания молодых людей. Тут с подъезда вышла молодая

СПАДИЛО.РУ

История создания

В 1837 г. М. Ю. Лермонтов, направляясь в ссылку на Кавказ, встретился в Мцхете с одиноким монахом. Тот рассказал поэту удивительную историю своей жизни. Будучи ребенком, монах был взят в плен русскими войсками и помещен в монастырь. Мальчик долго не мог смириться со своим положением, несколько раз пытался бежать. После последней попытки он опасно заболел и лишь чудом остался жив. Это побудило его покориться своей участи и навсегда остаться в монастыре.

Рассказ монаха очень понравился Лермонтову. В «Исповеди» и «Боярине Орше» он уже разрабатывал лирический монолог романтического героя. Взяв из этих произведений некоторые фрагменты, он написал поэму «Мцыри». По свидетельству А. П. Муравьева, произведение было закончено в Царском Селе. На авторской рукописи имеется дата окончания работы — 5 августа 1839 г.

Смысл названия

В переводе с грузинского языка «мцыри» — послушник при монастыре.

Главная тема произведения

Главная тема произведения — стремление к свободе.

Страдающему от одиночества и непонимания Лермонтову очень импонировала тяга кавказских народов к свободе. История одинокого монаха лишний раз подтверждала его высокое мнение о врожденной независимости горцев.

Мцыри был взят в плен в очень раннем возрасте. Несмотря на это, ребенок чувствовал лишь одну «пламенную страсть» — вырваться из тесных монастырских стен в «чудный мир тревог и битв». В его крови бушевала любовь к воле и простору.

Взрослея, Мцыри все больше осознавал свою ущербность. Его насильно оторвали не только от родных и близких, но даже от могил своих предков. В «земле чужой» юный горец чувствовал себя «рабом и сиротой».

Окружающие Мцыри смиренные монахи добровольно отреклись от живого мира. Его упреки собеседнику вполне справедливы. Старик прожил много лет, он познал ненависть и любовь, много видел и ощутил. Сполна пресытившись жизнью, он может спокойно жить в монастыре, подавив все желания. Мцыри даже не успел насладиться красотой мира.

Убежав из заточения, Мцыри был ошеломлен и буквально опьянен свободой. Открывшаяся ему картина необъятной природы пробудила в душе воспоминания о родном ауле. Вместо однообразных «келий душных и молитв» в сознании юного монаха возникли позабытые краски и звуки.

Три дня, проведенных Мцыри на воле, стали самым счастливым временем в его жизни. Он наконец-то смог оценить свою силу и молодость, которые больше ничто не сдерживало. Его случайная встреча с молодой грузинкой пробудила смутные надежды на любовь.

Трагедия Мцыри заключалась в том, что весь этот прекрасный мир был ему совершенно незнаком. Пытаясь найти дорогу к родным местам, он заблудился. Очень ярко описано отчаяние беглеца: «грыз сырую грудь земли».

Кульминацией вольной жизни Мцыри становится его фантастическая схватка с барсом. Юноша даже не задумывается об опасности. Он сам чувствует себя «зверем степным», которому нет места среди людей на чужбине. Смертельный яростный бой заканчивается победой человека.

Однако израненного Мцыри ждет очередная усмешка судьбы. Окончательно сбившись с пути, он вновь выходит к монастырю и слышит «дальнего колокола звон». Мцыри понимает, что ему ни за что не добраться до родины. Его уже не страшит неминуемая смерть от ран. Постепенный уход беглеца из жизни сопровождается успокоительным болезненным бредом.

Мцыри не чувствует благодарности к старику, который нашел и спас его. Спасение и возвращение в монастырь никогда не заменят ему полученного глотка свободы. Мцыри уже смирился со смертью, но еще больше ожесточился против пожизненного заключения. Пленник мечтает об одном — встретить последние мгновения в саду, куда может долететь «прохладный ветерок» с Кавказа.

Проблематика

Центральная проблема произведения — нелегкий выбор между жизнью в рабстве и смертью на свободе.

Свободолюбивый Мцыри решает эту проблему однозначно. Превыше всего он ценит вольную жизнь, о которой судит лишь на основании смутных воспоминаний. Мцыри смело идет навстречу любой опасности. Для него поимка и возвращение в монастырь выглядят намного страшнее, чем схватка с диким зверем.

Еще одна проблема, которая была актуальна на протяжении всего XIX века и вновь обострилась в конце XX века, — сопротивление народов Кавказа российскому владычеству. Образ Мцыри — яркий символ врожденного стремления горцев к независимости.

Композиция

Поэма представляет собой монолог главного героя, который предваряет небольшое авторское вступление.

Чему учит автор

Во время первой ссылки Лермонтову не довелось принять участие в боевых действиях. Не чувствуя личной неприязни, он очень уважительно относился к народам Кавказа. Изучая местный фольклор, поэт по достоинству оценил свободолюбивые традиции горцев. Образ несчастного пленника Мцыри вызывает жалость и сострадание.

Ссылка на основную публикацию
×
×