Лирическое содержание стихотворения «Парус»: сочинение

Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова “Парус” изучается в 6 классе на уроках литературы. Полный разбор и краткий анализ “Парус” по плану вы найдёте в нашей статье.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Парус.

История создания – стихотворение было написано в 1832 году на берегу Невы в Петербурге.

Тема – одиночество, неизвестность, душевный мятеж.

Композиция – три четверостишия, объединённых морскими пейзажами и душевными переживаниями лирического героя. “Действие” следует за философствованиями внутреннего монолога.

Жанр – лирическая новелла, также есть черты элегии. Образец романтического стиля в поэзии.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры“парус бежит”, “волны играют”, “ветер свищет”.

Эпитеты“мятежный”, “луч золотой”, “тумане голубом”, “парус одинокий”.

Оксюморон“как будто в бурях есть покой”.

История создания

Стихотворение написано Лермонтовым в семнадцатилетнем возрасте в 1832 г. В 1828 году вышла поэма Александра Бестужева-Марлинского “Андрей, князь Переяславский”, оттуда взята поэтом первая строка стихотворения “белеет парус одинокий”. Это был сложный период в жизни поэта, студента Лермонтова: он покинул Московский университет и не поступил в Петербуржский университет.

В своём письме к М. А. Лопухиной 2 сентября 1828 года он посылает текст стихотворения, которое передаёт угнетённое состояние поэта. Лермонтов бродил по набережной Невы, подавленный и расстроенный, заметил вдалеке очертания белого парусника – у него родилось легендарное стихотворение.

Полная неизвестность будущего, неоправданные надежды с поступлением – всё это нашло отражение в душе лирического героя стихотворения “Парус”. Сам поэт несерьёзно отнёсся к произведению, не включил его в свой сборник сочинений 1840 года. Интересен тот факт, что у Лермонтова есть акварельная работа, на которой изображено небольшое парусное судно в шторм, она также написана в период с 1828-1832.

Тема одиночества и неопределённости, поиска, загадочности человеческой души. Парус в стихотворении символизирует жизнь молодого поэта, его внутренний мир. Главная мысль – человеческой натуре свойственны страсти, желания, одиночество, поиск себя, тяга к тому, что может быть опасно.

Идея – автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя. Главный герой – образ паруса – человеческой натуры, ищущей своё место, рвущейся в неизвестность. В минуты отчаяния люди склонны к мятежу, поиску, риску, это следствие неизвестности. Автор делает акцент на то, что человеку, обуреваемому жизненными невзгодами, не дано знать, что ему во благо, а что – нет.

Композиция

Произведение состоит из трёх строф, объединённых пейзажными мотивами и внутренними переживаниями лирического героя. Каждое четверостишие построено таким образом, что в первых двух стихах идёт “картина”, в двух следующих – толкование внутреннего состояния лирического героя. Заканчивается “рассказ” риторическим восклицанием с привкусом осуждения и чувства “неправильности”, запутанности и неизвестности.

Лирическая новелла: в стихотворении сочетаются философские размышления и пейзажи. Это стихотворение – образец романтического стиля в русской литературе 19 века.
Стихотворный размер: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Ассонанс в первой строфе играет звуком “о”, второе четверостишие насыщено звуком “э”, а в последней строфе явно чувствуется ассонанс со звуком “у”.

Средства выразительности

Метафоры “парус бежит”, “волны играют”, “ветер свищет” придают лирическому повествованию динамичность, образность, особую красоту.

Эпитеты “мятежный”, “луч золотой”, “тумане голубом”, “парус одинокий” делают описание ярким и красочным.

Оксюморон – сочетание несовместимого: “как будто в бурях есть покой” придаёт рассуждению трагизм и безысходность.

Анафора свойственна лирике Лермонтова, за счёт неё появляется эффект “элегичности”, песенности, своеобразного пафоса: “Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном. ”…”Увы он счастия не ищет, и не от счастия бежит…”.

Антитеза: “страна далёкая – край родной”, “струя светлей лазури, луч солнца – буря”. Противопоставление в контекстве описательного характера делает более выразительными образы, подчёркивает их различия, создаёт противостояние. Лермонтов покинул “край родной” – Москву, прибыл в неизвестный ему Петербург, где будущее кажется туманным и безрадостным.

Поэтический синтаксис представлен последней строкой стихотворения, где лирический герой восклицает “Как будто в бурях есть покой!” ,что выдаёт осуждение, недоумение, наводит на вывод, что и это не выход из ситуации.

«Лирическое содержание стихотворения «Парус»»

«Парус» написан в 1832 году еще совсем юным Лермонтовым, и сам поэт, взыскательно отбиравший свои стихотворения для опубликования, не включил этот маленький шедевр в свой вышедший при жизни стихотворный сборник. Читатель познакомился с «Парусом» уже после смерти Лермонтова, но для многих поколений именно «Парус» стал символом всей его поэзии. И это не случайно. В двенадцати лаконичных строчках легко ощутить мятежный дух поэта, страстное отрицание им покоя, жажду борьбы и одновременно глубокую грусть от сознания своего одиночества. Некоторые исследователи (например, В. Будрин) обращают внимание на биографическую основу «Паруса», связывая настроение, выраженное в этом стихотворении, с переломным моментом в жизни поэта – переездом в Петербург и намерением поступить в школу гвардейских подпрапорщиков.

Надо иметь в виду, что «Парус» – стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нем своеобразно и сложно для детского восприятия. Оно идет в двух ритмично чередующихся планах: читатель все время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них; причем в двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передается чувство, вызванное ею. Центральный образ так же двупланов: это и тот реальный парус, что «белеет в тумане моря голубом», и одновременно человек с определенной судьбой и характером, размышления о котором и составляют главный смысл стихотворения, то есть это образ символический.

В 1-й строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусом. Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова-с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы, овеянные задумчивостью и легкой грустью: «Что ищет он в стране далекой, что кинул он в краю родном?» Стих звучит легко и плавно; инструментовка его (обилие сонорных и плавных звуков л, р, н, м) и ритм (пропуск одного и того же ударения в первых двух строках) как бы передают легкое колыханье морской волны во время штиля. Но вот море меняется; набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы смять парус («мачта гнется и скрипит»). Свист ветра и шум моря передаются новой звуковой гаммой; преобладающими звуками становятся с, т, ч, щ. Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадежность от сознания, что для паруса нет и не было счастья и что счастье для него вообще невозможно:

Читайте также:  Печорин и «водяное общество» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».: сочинение

* Увы! Он счастия не ищет
* И не от счастия бежит.

И снова стихает и голубеет море, светит солнце; однако эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго; сменяющая ее авторская мысль контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию и штилю:

* А он, мятежный, ищет бури,
* Как будто в бурях есть покой!

Природа в «Парусе» по-лермонтовски живописна, глазам открывается целая палитра ярких и радостных красок: голубых (туман), лазурных (море), золотых (лучи солнца), белых (парус). Поэтому все легко рисуют словесные «иллюстрации» к этому стихотворению. Труднее дается им понимание настроения поэта. Большинство улавливает грусть, сожаление о чем-то, но далеко не все чувствуют содержащийся в последних строчках гордый протест против покоя, отказ от него и жажду борьбы. Не пытаясь разъяснить глубину подтекста, можно все же привлечь внимание школьников к двум эпитетам, рисующим парус: он «одинокий» и «мятежный» (к слову «мятежный» надо подобрать синонимы, чтобы прояснить его смысл). Два этих слова-эпитета – как две различные тональности в симфонической картине.

Первое («одинокий») вызывает минорные ноты, так как для Лермонтова одиночество связано с невозможностью счастья; второе («мятежный») рождает мужественные звуки финала, потому что если «мятежен» – значит, не боится бури, силен духом и непокорен судьбе. Можно сказать, что вид паруса натолкнул поэта на мысль о людях, тлких же одиноких и таких же мятежных, которым он сочувствует и которыми гордится. Когда все будут далее выразительно читать стихотворение, интересно предложить им подумать, какое слово (или какие слова) они хотели бы особенно выделить, : чтобы на них обратил внимание слушающий. Многие выделяют слово «мятежный», и тогда в чтении заметней мажорный тон стихотворения; некоторые предпочитают акцентировать эпитет «одинокий», тогда в стихотворении больше звучит минор; третьим кажется необходимым обратить внимание на две самых грустных строчки: «Увы! он счастия не ищет и не от счастия бежит».

Сочинение Мое любимое стихотворение Лермонтова Парус 6 класс

М.Ю. Лермонтов слишком рано ушел из жизни и покинул поэтический небосвод. Его гибель стала невосполнимой для российской и мировой литературы. Но его творчество живо и не теряет своей актуальности и в наши дни. Одно из моих самых любимых стихотворений – «Парус». В трех коротких, но пронзительных четверостишиях, заключен глубокий смысл и большой спектр эмоций.

Стихотворение «Парус» увидело свет в 1832 году. В то время М.Ю. Лермонтов покинул Московский университет и предполагал продолжить обучение в Петербурге. Это был переломный момент в жизни поэта. К сожалению, об учебе в высших учебных заведениях уже не могло быть и речи. Студенты, исключенные из престижного Московского университета, даже самые талантливые, не могли быть приняты в другие учебные заведения. Это вызвало смятение, разочарование и большие сомнения в душе поэта. В это время юный Михаил Юрьевич много бродит возле Финского залива, вдыхает свежий и влажный воздух, размышляя о настоящем и будущем. В одну из таких прогулок и родилось стихотворение «Парус».

Когда читаешь стихотворение первый раз, кажется, что это мощное и красивое описание природы. Море, парус, буря и штиль – все это рисует воображение. И хочется отнести стихи к пейзажной лирике. После второго прочтения понимаешь, что Лермонтов снова пишет о людях, о переживаниях, о себе.

В стихотворение два образа – одинокий парус в море, которым любуется автор, о судьбе которого он размышляет. И лирический герой, которым становится сам поэт. Парус не ищет счастья и бежит не от него. Он холоден к людским эмоциям, пренебрегает ими. Герою хочется также быть независимым от людского, тленного. Волны бьют о борт, мачта гнется и скрипит, но парусник, превозмогая все, движется к поставленной цели. Не каждый человек на это способен.

Очень противоречива последняя строфа. Над парусом «луч солнца золотой», а под ним «струя светлей лазури». Но он «мятежный ищет бури». Наблюдателя это удивляет, ведь в буре нет места покою. Но покой парус и не ищет. Корабль счастлив лишь в шторм. Так и человек чахнет, когда в жизни нет места действию, движению вперед, когда нет препятствий. Без проблем и бурь жить скучно.

2 вариант

Михаил Юрьевич Лермонтов является известным деятелем русской литературы. Его перу принадлежит множество поэтических и прозаических произведений, которые несмотря на свою дату создания являются очень актуальными даже сегодня. Темы его стихов – человеческая душа, любовь к женщине, родине, а также одиночество и поиск смысла жизни, природа и красота Кавказа и родной стороны.

Стихи Михаила Юрьевича изучаются в школьной программе. Одним из них является стихотворение «Парус», строки которого знакомы любому человеку, знакомому с творчеством данного поэта. Кстати, именно это произведение является моим любимым из лермонтовских.

В центре внимания находится парус. Как описывает автор, то он «одинокий». Он плывет по морю и почти ничего ему не видно из-за тумана, который пронизывает воздух. Кораблик находится в непрерывном поиске чего-то. И почему-то тянется он в далекую страну. Вероятнее всего, автор ассоциирует с этим парусом именно себя. Ведь Лермонтов, как пишется в его биографии, был тем еще страдальцем. Творческая личность почти постоянно прибывала в угнетенном состоянии, извечном поиске себя, своего предназначения. Лермонтов был одинок, как и большая часть поэтов.

Стихотворение написано в тяжелый период жизни Лермонтова, а именно в 1832 году. Несмотря на то, что поэту было всего лишь семнадцать лет, он уже тогда смог создать поэтическое произведение, закрепившееся на века в шедеврах мировой литературы.

Основной темой «Паруса» являются неопределенность, одиночество, поиск, загадочность человеческой сути. Кроме самого себя с парусом ассоциируется бытие Лермонтова. Фундаментальная мысль кроется в том, что любому человеку характерны колебания, страсть, стремление обрести самого себя, влечение к опасности.

Читайте также:  «Журнал Печорина», как «роман в романе»: сочинение

В качестве идеи взяты восстание внутреннего «я» творческой личности. Парус ищет свое место в этом мире и потому стремится в неизвестном направлении. Когда люди отчаиваются, то это может толкнуть их на решительные действия.

Лирическая новелла – именно такой жанр определяют критика для данного творения Лермонтова.

Также читают:

Картинка к сочинению Мое любимое стихотворение Лермонтова Парус

Популярные сегодня темы

В этом произведении Н. В. Гоголя хотелось бы раскрыть образ Пацюка. На мой взгляд когда читаешь книгу и когда встречаешься с этим персонажем слишком много вопросов возникает в голове.

Из моего окна осенью вид очень приятный. В смысле, когда осень ещё золотая, не когда дождь целый день – тогда, понятно, в окне всё просто размыто, только капли видны. Но когда это золотая осень – вид шикарный!

Сатирические произведения – это произведения, которые высмеивают дурные поступки и пороки человека. Произведение «Недоросль» относится к комедии, наполненный сатирическими замечаниями

А.Г. Венецианов в своей картине «На пашне. Весна» изобразил типичную сцену из крестьянской жизни, — вспахивание поля. Художник мастерски передал черты характера русской женщины

Николай Семенович Лесков написал рассказ «Старый гений» в 1884 году и в том же году опубликовал его в русском юмористическом журнале «Осколки». Лескова подтолкнула к написанию

Почему в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» лирический герой сравнивает себя с парусом? (ЕГЭ по литературе)

Рассмотрим, почему в стихотворении М. Ю. Лермонтова лирический герой сравнивает себя с парусом.

Во-первых, автор создает образ одинокого лирического субъекта. Как и парус, он брошен, словно в синем море. Также лирический герой чувствует себя потерянным: он находится в вечных поисках, так как не знает, что ему нужно:

Увы! Он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Во-вторых, лирический субъект похож на парус тем, что не умеет наслаждаться покоем.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Он всё время «ищет бури», думая, что найдет в ней то, чего ему не хватает. Лирический герой не видит мира вокруг, не замечает рядом с собой струю «светлей лазури», стремясь к чему-то неизвестному, идеальному.

Таким образом, в произведении М. Ю. Лермонтова изображены двоемирие и типичный романтический лирический субъект.

16. В каких произведениях русской поэзии звучит тема одиночества и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением М. Ю. Лермонтова?

Рассмотрим, в каких произведениях русской поэзии звучит тема одиночества.

Во-первых, отрешенным себя чувствует лирический герой стихотворения М. Ю. Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен…». Он так же, как лирический субъект произведения «Парус» не замечает никого и ничего вокруг, испытывает дискомфорт в месте, в котором находится. Лирический герой погружается в воспоминания о детстве, спасаясь от отрицаемой им действительности:

«И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные всё места…»

Однако, в отличие от лирического «я» в стихотворении «Парус», лирический субъект испытывает не печаль, а злость. Автор создает образ лирического героя, которому неприятно находится в светском обществе, носящем маски. Он хотел бы достичь идеального мира, уйти в себя и не видеть происходящего вокруг лицемерия:

«И если как-нибудь на миг удастся мне

Во-вторых, тема одиночества раскрывается поэтом в стихотворении Б. Л. Пастернака «Никого не будет в доме…». Как и в произведении М. Ю. Лермонтова, автор связывает пейзаж и чувства лирического героя. Так, погода за окном отображает внутренний мир лирического субъекта, дом которого опустел, как природа во время зимы:

«Только крыши, снег, и, кроме

Крыш и снега, никого.»

Также в произведении Б. Л. Пастернака лирический герой вспоминает то, что оставил в прошлом:

«И опять завертит мной

Однако, в отличие от «Паруса» М. Ю. Лермонтова, в финале стихотворения «Никого не будет дома…» лирический герой обретает человека, который помогает ему вернутся из воспоминаний в настоящее. Автор связывает тему любви и одиночества, показывая, что именно это чувство дарит человеку определенность и спокойствие:

«Тишину шагами меря.

Ты, как будущность, войдёшь.»

Таким образом, во многих произведениях отечественной литературы встречается тема одиночества, однако каждый поэт раскрывает её по-разному.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id74558

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Откроется после 5 декабря. –>

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Анализ стихотворения «Парус» (М. Ю. Лермонтов)

Автор: Guru · 18.06.2018

Лермонтовский «Парус» — одно из самых популярных стихотворений поэта. Об этом говорят многочисленные лингвистические исследования текста и различные переложения и интерпретации произведения.

История создания

В сентябре 1832 года М.Ю. Лермонтов пишет М.А. Лопухиной письмо, где признаётся, что расстроен неудачной попыткой поступить в петербургский университет. Молодой поэт был одинок и подавлен. В этом же послании были строки стихотворения «Белеет парус одинокий». Первая строка заимствована из неоконченной поэмы Бестужева-Марлинского «Андрей — князь переяславский». Вопрос, какой именно «морской» пейзаж вдохновил Михаила Юрьевича, остаётся спорным. Это мог быть Финский залив или река Нева.

Поскольку автор не относился к «Парусу» серьезно, стихотворение было впервые напечатано лишь в 1841 году в журнале «Отечественные записки».

Жанр, направление и размер

«Парус» написан в жанре лирической новеллы. Для него характерна интимность высказывания, совмещённая с изложением сюжетной линии. Интерес к этому жанру был характерен для поэзии декабристов, которой Лермонтов увлекался в юности.

Стихотворный размер, используемый автором, — четырёхстопный ямб, один из самых популярных в русской лирике ХIX века. Это делает текст более динамичным, приближает интонацию произведения к разговорной. Лермонтов использует перекрестную рифму с чередованием женских и мужских окончаний стиха.

Читайте также:  Тема и идея сочинения по роману «Герой нашего времени»: сочинение

Смысл названия

Стихотворение имеет название «Парус» созвучно его центральному персонажу. Каждый волен по-своему трактовать его смысл и значение аллегории.

    Во-первых, можно соотнести парус с восемнадцатилетним Лермонтовым, который оставил Москву, приехал в столицу поступать в университет. Однако же его мечта — выучиться на филолога – рухнула, и он чувствовал себя одиноким среди бушующей жизни столицы.

Образы и символы

Стихотворение наполнено символами и аллегориями. Если человеческая жизнь – это море, то человек в ней – парус, одинокий, гонимый, не знающий покоя и приюта. Этот образ Лермонтов отразил не только в поэзии, но и в живописи: известна его акварельная работа, словно иллюстрирующая стихотворение. Буря в данном произведении тоже гораздо больше чем морской шквал. Она ассоциируется с революцией, а вызваны эти мысли реакцией на Декабрьское восстание 1825 года.

Лирический герой осознает, что если он хочет добиться поставленных целей, то безмятежный путь, освещённый солнцем, — не для него. Только преодоление настоящей бури может привести его к заветной мечте.

Темы и мотив

Главная мысль стихотворения — поиск своего предназначения. Одинокий парус не видит спасения в безмятежном покое и решается вступить в бой со стихией. Он не чувствует себя удовлетворённым в лазури и солнце и пытается найти себя в обратном.

Общие места поэзии романтизма, такие как одиночество, жажда приключений, образ моря, переосмысляются в «Парусе» и объединяются новым мотивом. В литературоведении его называют мотивом «лишнего человека». К таким героям относятся Онегин, Печорин, Рудин. Таким образом, роль и смысл «Паруса» трудно переоценить: с этого маленького стихотворения начала развиваться весьма значимая для русской литературы тема.

Средства художественной выразительности

Одним из основных приёмов, используемых в стихотворении, является антитеза. Противопоставляется многое: покой — буря, далекая страна — родной край. А также имеются противоположные действия: ищет — кинул.

В образе паруса большое значение имеют эпитеты: одинокий, мятежный.

Встречается немало инверсий, например, во втором стихе первого катрена.

Велика роль пунктуации в этом произведении. Для раннего романтизма характерна недосказанность, умолчание некоторых мыслей, что выражалось многоточиями. Этот же приём Лермонтов использует во вторых строках каждого катрена. Взволнованный характер придают риторические вопросы и восклицания.

Не обходится и без олицетворений. Для этого тропа особенно значима роль глаголов: играют волны, свищет ветер, кинул, ищет, бежит, просит (о парусе).

Кроме того, всё стихотворение целиком можно считать аллегорией жизни человека, пытающегося найти смысл бытия.

«Парус», анализ стихотворения Лермонтова

Знаменитое стихотворение «Парус» написано в 1832 году в Петербурге. 17-летний Лермонтов создал его во время одной из прогулок по берегу Финского залива. В первоначальном варианте первая строка звучала: «Белеет парус отдаленный». Окончательный вариант этой строки был заимствован из поэмы «Андрей, князь Переяславский» А. А. Бестужева-Марлинского.

В стихотворении нашли отражение личные переживания юноши. Незадолго до этого он покинул Московский университет, оставив мечту стать филологом. По настоянию любимой бабушки Лермонтов переехал в Петербург, намереваясь поступить в юнкерскую школу. Перед поступлением молодой человек много размышлял о своем прошлом и возможной будущей судьбе – эти мысли и чувства легли в основу произведения.

Стихотворение молодого поэта отличает не только яркая образность, мелодичность и поэтическая красота, но и отраженная в нем глубина переживаний и чувств, удивительная зрелость мысли.

Композиционно стихотворение состоит из трех строф. Композиция четко разделяет парус и лирического героя: в каждой строфе две первые строки рисуют меняющийся морской пейзаж, а две последующие строки отображают внутреннее состояние и чувства наблюдающего за парусом лирического героя. Лермонтов использует многоточие для разделения описания природы и строк, посвященных психологическому состоянию героя.

Образы стихотворения аллегоричны. Для обозначения жизни поэт использовал традиционный образ моря, символизирующий жизненные перипетии, а парус – символ самого человека, его души. Конфликт «парус – море» переходит в конфликт «человек – жизнь». Человек, брошенный в житейское море, бесконечно одинок среди таких же барахтающихся в нем людей.

В «Парусе» авторское «я» спрятано, но его легко угадать за местоимением «он»: в отличие от слова «парус», употребленного лишь в первой строке, оно встречается в тексте шесть раз.

В первой строфе образы паруса и лирического героя объединены словом «одиночество». Одиночество героя вызвано разочарованием в жизни, горечью каких-то утрат; он задается мучительным вопросом: как достичь внутренней гармонии.

Во второй строфе герой ищет спасение от одиночества в борьбе со стихией, но, «увы», встреча с бурей не приносит счастья – счастье невозможно найти извне, оно заключено внутри человека.

В третьей строфе наперекор умиротворенной, гармоничной картине мира герой стремится обрести душевный покой в обновлении жизни, в очистительной буре.

Наряду с мотивом одиночества, Лермонтов поднимает в «Парусе» неизменно интересующую его тему – проблему цели и смысла человеческого бытия.

«Парус», являясь лирической новеллой по жанру, относится к пейзажно-символическим стихотворениям и имеет глубокий философский смысл. Пейзаж в произведении отображает внутренний мир поэта.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки (первая и третья строки каждой строфы оканчиваются женской рифмой, для второй и четвертой строк применена мужская рифма).

Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет в «Парусе» повторы, в том числе анафору (что ищет, что кинул), синтаксический параллелизм, инверсию (парус одинокой, стране далекой, в тумане моря голубом). Поэт широко использует олицетворения (ветер свищет, играют волны), метафоры (струя светлей лазури), эпитеты (луч солнца золотой). Насыщенность глаголами придает стихотворению динамизм. Для передачи контраста, на котором построена композиция стихотворения, Лермонтов прибегает к антитезе (стране далекой – краю родном, кинул – ищет).

Для изображения меняющейся картины морского пейзажа поэт использует звукоподражание: в первой строфе с помощью преобладания звуков «л», «н», «м», «р» создается эффект мерного покачивания волн во время штиля; изменение моря (шум волн и свист ветра) передается путем превалирования звуков «с», «т», «щ», «ч».

В стихотворении в образе паруса виден сам поэт, его душа. «Парус» – стихотворение Лермонтова о самом себе, ведь настоящий Поэт всегда остается «одиноким» и «мятежным», а его свободолюбивая душа, полная тревожной неуспокоенности, жаждет вечных поисков, жаждет бури.

Ссылка на основную публикацию
×
×