Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». (7): сочинение

“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “

Школьное сочинение

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.

Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.

Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова занимает особое место в истории русской литературы. Она сочетает в себе черты уходящего классицизма с новыми художественными методами: реализмом и романтизмом. В связи с этим литературоведы отмечают особенности изображения героев пьесы. Если в комедии классицизма до этого все персонажи четко делились на плохих и хороших, то в «Горе от ума» Грибоедов, приближая действующих лиц к реальной жизни, наделяет их как положительными, так и отрицательными качествами. Таков и образ Чацкого главного героя пьесы «Горе от ума».

Предыстория главного героя пьесы «Горе от ума»

В первом действии Александр Андреевич Чацкий возвращается из долгого путешествия по свету, куда он отправился «ума искать». Он, не заезжая домой, прибывает в дом Фамусова, ведь им движет искренняя любовь к дочери хозяина дома. Когда-то они воспитывались вместе. Но теперь они не виделись долгих три года. Чацкий еще не знает, что чувства Софьи к нему остыли, и ее сердце занято другим. Любовная интрига порождает впоследствии социальное столкновение Чацкого, дворянина передовых взглядов, с фамусовским обществом крепостников и чинопоклонников.

Еще до появления Чацкого на сцене мы узнаем из разговора Софьи со служанкой Лизой, что он «чувствителен, и весел, и остер». Примечательно, что об этом герое Лиза вспомнила, когда разговор зашел об уме. Именно ум является той чертой, которая выделяет Чацкого на фоне остальных персонажей.

Противоречия в характере Чацкого

Если проследить развитие конфликта между главным героем пьесы «Горе от ума» и людьми, с которыми он вынужден взаимодействовать, можно понять, что характер Чацкого неоднозначен. Приехав в дом Фамусова, он начал беседу с Софьей с расспросов о ее родственниках, используя при этом язвительный тон и сарказм: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?

Оправдать его резкий тон может только то, что героя искренне возмущает безнравственность того общества, в котором он оказался. Бороться с ней – дело чести для Чацкого. Для него не является целью уколоть собеседника. Он удивленно вопрошает Софью: «…Ужели слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду?» Дело в том, что все затрагиваемые вопросы находят отклик в душе героя, он не может совладать со своими эмоциями, со своим возмущением. У него «ум с сердцем не в ладу». Поэтому герой расточает свое красноречие даже на тех, кто явно не готов к восприятию его доводов. А.С. Пушкин после прочтения комедии высказался так по этому поводу: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…» А И.А. Гончаров, напротив, полагал, что речь Чацкого «кипит остроумием».

Своеобразие мировоззрения героя

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» во многом отражает мировоззрение самого автора. Чацкий, как и Грибоедов, не понимает и не принимает рабского преклонения русских людей перед всем иностранным. В пьесе неоднократно подвергается насмешкам со стороны главного героя традиция приглашать в дом для воспитания детей учителей-иностранцев: «…Нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле».

Особое отношение у Чацкого и к службе. Для Фамусова, оппонента Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума», определяющим его отношение к герою является тот факт, что тот «не служит, то есть в том… пользы не находит». Чацкий же четко обозначает свою позицию по этому вопросу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Потому-то с таким гневом говорит Чацкий о привычке фамусовского общества относиться с презрением к обездоленным людям и выслуживаться перед влиятельными лицами. Если для Фамусова его дядя Максим Петрович, падавший нарочно на приеме у императрицы, чтобы доставить удовольствие ей и двору, образец для подражания, то для Чацкого он всего лишь шут. Он не видит среди консервативного дворянства тех, с кого стоило бы брать пример. Враги свободной жизни, «страстные к чинам», склонные к мотовству и праздности – вот кем являются старые аристократы для главного героя комедии «Горе от ума» Чацкого.

Раздражает Чацкого и стремление старомосковских дворян везде заводить полезные знакомства. И балы они посещают с этой целью. Чацкий же предпочитает не смешивать дела с весельем. Он считает, что всему должно быть свое место и время.

В одном из своих монологов Чацкий выражает недовольство тем, что, как только среди дворян появляется молодой человек, желающий посвятить себя наукам или искусствам, а не погоне за чинами, его все начинают опасаться. А боятся таких людей, к которым относится и сам Чацкий, потому, что они угрожают благополучию и комфорту дворян. Они вносят в устройство общества новые идеи, но аристократы не готовы расстаться со старым укладом жизни. Поэтому сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная Софьей, оказалась очень кстати. Это позволило сделать его монологи безопасными и обезоружить противника консервативных взглядов дворян.

Чувства и особенности внутренних переживаний героя

При характеристике Чацкого в комедии «Горе от ума» можно обратить внимание на его фамилию. Она говорящая. Первоначально этот герой носил фамилию Чадский, от слова «чад». Связано это с тем что главный герой находится как бы в чаду собственных надежд и потрясений. Чацкий в комедии «Горе от ума» переживает личную драму. Он приехал к Софье с определенными надеждами, которые не оправдались. Причем возлюбленная предпочла ему Молчалина, который явно уступает Чацкому по уму. Также Чацкого тяготит пребывание в том обществе, взгляды которого он не разделяет, которому вынужден противостоять. Герой находится в постоянном напряжении. К концу дня он окончательно понимает, что его пути разошлись как с Софьей, так и с российским консервативным дворянством. Только одного герой не может принять: почему судьба благосклонна к циничным людям, ищущим во всем личную выгоду, и так безжалостна к тем, кто руководствуется велением души, а не расчетом? Если в начале пьесы Чацкий пребывает в чаду своих мечтаний, то теперь перед ним открылось истинное положение вещей, и он «отрезвился».

Значение образа Чацкого

К созданию образа Чацкого Грибоедова привело желание показать назревающий раскол в дворянской среде. Роль Чацкого в комедии «Горе от ума» довольно драматична, ведь он остается в меньшинстве и вынужден отступить и покинуть Москву, но он не отступается от своих взглядов. Так Грибоедов показывает, что время Чацкого еще не наступило. Не случайно таких героев относят к типу лишних людей в русской литературе. Однако конфликт уже выявлен, поэтому смена старого новым в конечном итоге неизбежна.

Сочинение Чацкий в комедии Горе от ума (Образ и характеристика 9 класс Грибоедов)

В великом произведении затронута важная тема: проблема воспитания. Главный герой – открытый, искренний, честный и хорошо образованный. Но легко ли ему жить с этим? Чацкий способен влюбиться в дочь хозяина дома, но при этом, не может найти в себе силы ладить с её отцом и домом. Его взгляды на мир, а также его социальные идеи не совпадают с идеями дома Фамусовых. Без сомнений, он искренне любит дочь хозяина дома, но не в силах стерпеть лицемерие, несправедливость в том обществе, в котором ему предстоит находиться и общаться. Потому что это не соответствует его идеалам: он всегда предпочитает говорить только правду, и не боится говорить. Чацкий честный служитель своего отечества, но к сожалению, этого никто не осознает, его не понимают. И от это он страдает вдвойне.

Читайте также:  Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

Без сомнений, герой имеет свои недостатки. У него очень неоднозначный и противоречивый характер. Он очень вспыльчив, конфликтный в общении, довольно высокомерен, а порой даже и бестактный дворянин. Причина – он постоянно возмущен обществом, в котором он существует. Ему трудно сдерживать себя, он не упускает возможности высмеивать безнравственность общества, окружающего его. Эму тяжело контролировать свое возмущение. Он выбрал себе целью – сопротивляться несправедливости, свидетелем которой он становится. Чацкий умен. Но герой мучается в этом обществе, ему сложно жить бок о бок с этими людьми. Неспроста автор дал своему произведению “Горе от ума”.

Александр рад служить (Отчизне), но прислуживать (кому-либо) не будет. У него отсутствует желание даже преклоняться перед кем-либо. Быть человеком умным, воспитанным и порядочным, живущим по соображениям совести, оказалось недостаточным. Ему сложно пережить тот факт, что судьба иногда так несправедлива и безжалостна к честным людям. Даже его возлюбленная, в конечном итоге, сделала выбор в пользу человека, намного уступающему в образовании главному герою. В этом тоже заключается настоящее горе.

Образ Александра драматичен. Его взгляды никто так и не поддержал. Он остался в меньшинстве. Он не находит ничего другого, кроме как покинуть эти места и уехать далеко. Отступил ли Чацкий от своих убеждений и взглядов? Нет, не отступил, не предал. Он просто уехал.

2 вариант

В произведении “Горе от ума” Грибоедов затрагивает темы человеческого отношения к обществу, и это самого общества по отношению к человеку. Грибоедов заостряет внимание на том, что очень часто общество несёт неправильный посыл, который берётся человеком на веру, и он из-за этого тоже становится частью общества, и потому данное общество будет всегда прогрессировать и разрастаться, по мнению автора. Однако, как видно в данном произведении, очень часто появляются люди, чьё мнение в корне рознится с мнением большинства масс, люди чьи идеи являются для масс прогрессивными и новыми. Но, ввиду своего консервативного характера, общество обычно активно порицает таких новаторов, не давая им право голоса, хорошим примером послужит персонаж произведения Чацкий.

Чацкий – молодой человек, который прибыв в дом Фамусова, начинает активно пропагандировать просвещение и науку, однако данные темы в доме Фамусова как оказалось, порицаются, и Чацкому приходиться активно всех переубеждать в том, что на самом деле их мнение не верно, и что прогресс дойдёт даже до таких людей как они, правда с некоторым опозданием, но дойдёт. Сам же Чацкий сначала предстаёт перед читателем как человек уверенный в своих силах, как человек, который готов идти вперёд и придерживаться своей точки зрения несмотря не на что, однако после он всё-таки отрекается от своей точки зрения, и решает больше никогда не возвращаться к данной теме, так как Фамусовское общество его за данную тему активно порицает, а ему отнюдь не нужно, чтобы его как либо порицали в большом обществе. Это и раскрывает характер Чацкого полностью. Хоть он и представляется как активный реформатор, он всё же придерживается старых устройств в обществе.

Грибоедов как автор очень часто в своих произведениях обращался к темам возвышенным, к темам человеческой личности, к её идеалам, составляющей всей личности, убеждениям и взглядам. В данных произведениях он очень часто заострял своё внимание на персонажах-маяках, которые несли в себе ту или иную мысль автора через свой образ, дабы читателю было проще с ней ознакомиться и понять, что же всё-таки хотел сказать автор через своё произведение, какую мысль он хотел выразить, для чего расставил композицию персонажей именно в таком виде, в каком мы можем видеть её в произведении. Примером такого произведение послужит “Горе от ума”.

Характеристика Александра Чацкого в пьесе Горе от ума Грибоедова

Чацкий стоит в центре комедии Грибоедова «Горе от ума». Он совершенно не комический герой , но вовлечён в комедию жизни московского дворянского общества начала 19 века.

Судьба неласкова к нему. С детства рядом с ним не было ни отца ни матери. Он воспитан как приёмный ребёнок в доме Фамусова. Близкой ему с детских лет в этой семье стала только дочка Фамусова Софья, его ровесница, тоже оставшаяся без матери. Общие переживания, одни занятия в домашнем классе под руководством немца, ментора с указательным перстом, очевидно, сблизили детей, пришла любовь.

Чацкий верен юношеской любви и в начале пьесы признаётся, что мчался по заснеженным дорогам, не переводя дух, чтобы побыстрей встретиться с Софьей после трёх лет разлуки. Он мечтает о женитьбе, личном счастье.

Читателю и зрителю, между тем, с самого начала понятно, что надежды Чацкого напрасны. «Герой романа» у Софьи Фамусовой – Молчалин.

Александру Андреевичу предстоит сыграть другую роль – дать в одном доме в один день бой, отголоски которого разойдутся по всей России, а не только по Москве. Чацкий не готовился к нему. Но в репликах Фамусова, Молчалина угадывается, что воевать ему не привыкать стать.

Очевидно, герой благодаря уму, решительности сделал успешную карьеру, имел связь с министрами. Но внезапно разорвал отношения на службе, вышел в отставку и уехал за границу. Его стремление служить «делу, а не лицам», без сомнения, не нашло поддержки. Наверное, уже тогда была идейная схватка и Чацкий для себя расставил все точки над i.

Теперь через три года герой не допускает мысли о службе («Служить бы рад, прислуживаться тошно). Но он не желает и молчать, пропускать мимо ушей навязываемую ему всё ту же мудрость чинопочитания и угодничества. Он живёт своим умом, и от его метких, блестящих характеристик всем достаётся.

Главное же, что делает Чацкого настоящим героем, – это не столько его блестящий ум, сколько мужество быть не таким, как все, и открыто об этом заявлять. Понимая, что у него нет никакой поддержки в закостенелом обществе, он не молчит, всё называет своими именами, решительно обнажает прошедшего и нынешнего « житья подлейшие черты». Герой бунтует, смело обвиняет, спорит, высмеивает общепринятые устои. С ним не могут не считаться, его уколов боятся.

Он хоть и одинок в фамусовском стане, но это настоящий воин – не Дон Кихот, потому что его противники не мельницы, а реальное зло: крепостничество и крепостники, которые в погоне за иностранной модой утратили русские черты, родной язык, в народе видят только холопов. На службе они обделывают делишки, чтобы угодить в первую очередь начальству, потом себе и своим родственникам. Служение долгу, отечеству среди фамусовых, молчалиных, скалозубов – неслыханное дело.

Чацкий, всколыхнув их стоячее болото, посеял сомнения в обществе, а это немало, и его смелые обличительные слова – это тоже дело.

Сочинение 4

Можно сразу понять в монологах, что Чацкий, выражал помыслы и взгляды, которые соблюдал сам автор. А черты характера главного героя была скопирована с самого Грибоедова. Сам же автор был резким и увлеченным. Многие взгляды нашего героя были взяты от самого Александра Сергеевича, а взгляды были такие как: повторение за иностранцами, жестокосердие к крепостному праву и чиновничество. Сам же он не раз упоминал их в округе.

Сам же главный герой небогатый дворянин, который отрекся от службы. Он это объяснял тем, что нужно служить делу, а не кому-то. Его цитата какова: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Не признание авторитетов, бережность к своей независимости, не боязнь общественного мнения, приводит к тому, что вызывает страх у аристократов. Тем самым, Фамусов предлагая жить как все, на то Чацкий отказывается от такого.

Причина возвращения в Москву является любовь к Софье. Приехав в Москву, он сразу же поехал в дом Фамусова, чтоб признаться в любви к Софье. Так можно понять, что он созерцательный, усердный, пылкий. Для нашего героя любовь-это главное в жизни, который без нее не может быть. Когда узнав, что Софья полюбила другого, он был опечален, сломлен и разбит.

Главный герой не любит все прошлое, а точнее рабское служение перед всеми иностранцами, подхалимство и угодничество. Смотря на свое общество, он видит кучу людей, которые жадно охотясь за чинами, деньгами, чтоб зажить и выгодной женитьбы, а идеал их умеренность и аккуратность.

Максим Петрович для Фамусова является примером для подражания, который специально падая на приеме у императрицы, доставляя ей удовольствие и двору, но для главного героя это является клоунадой и не уважение к себе. Аристократы в этой пьесе стремятся получить свой положенный чин, а также привязаны к мотовству и безделью.

Чацкого бесит влечение старых дворян всюду заводить полезные знакомства, тем самым, посещая балы с этой целью. Для него лучше не путать дела с весельем и знает, что этому всему свое время. В одной из сцен Александр Андреевич выражает негодование среди фамусовского общества, когда среди гостей присутствует человек, который хочет углубиться в искусство и науку, то общество его не воспринимает всерьез и негодует.

Заключение

Терпя столь тяжкое поражение, он мигом уезжает из Москвы. После всего что пережил и видел, он прекращает борьбу за лицемерие. Он один среди этого балагана, с которыми нет общего взгляда и умысла схожим с ним и поэтому он убирается прочь, не глядя ни на кого, ища свой укромный уголок.

Александр Андреевич Чацкий

Александр Андреевич Чацкий – ключевой персонаж комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий по происхождению наследственный дворянин и аристократ. Уроженец Москвы, Чацкий с рождения был окружен представителями высшего общества. После смерти родителей он стал единственным наследником завидного поместья. Так как никаких других родственников у Чацкого не было его опекуном стал приятель отца – Павел Фамусов, который был чиновником и известным в аристократических кругах человеком. Став взрослым Чацкий съезжает от Фамусова. Будучи аристократом Чацкий являлся членом Английского клуба джентльменов, в котором вместо обсуждения социальных и политических вопросов играли в карты и обедали. Сначала в силу возраста, а затем из – за отъезда за границу, который продолжался три года, Чацкий был редким гостем этого клуба.

За время своего пребывания за границей он ознакомился с архитектурными особенностями, культурным наследием Европы и тонкостями отношений между людьми.

Чацкий был образован и подкован во многих вопросах, таких как обустройство мира и экономика, иностранные языки. Также он как настоящий аристократ не мог себе позволить не разбираться в музыке и танцах. Он никогда не останавливался на достигнутом и постоянно развивался самостоятельно изучая новые направления. Чацкий был любознательным и занимал активную жизненную позицию. Именно благодаря этим качествам он в столь молодом возрасте стал философом, но решил посвятить свою жизнь ведению хозяйства в поместье. За это окружающие сочли его безумцем, ведь перед ним открывались огромные перспективы.

Речь Чацкого не была лишена сарказма и иронии, с помощью которых он демонстрировал свое отношение к представителям чуждых ему взглядов. Будучи человеком искренним и не терпящим лжи он был уверен, что людям необходимо говорить правду. В силу своей страстной натуры ему было тяжело контролировать свои эмоции. Он грезит о лучшей жизни для своих соотечественников и готов приложить к этому все возможные усилия.

Читайте также:  Анализ эпизода Диалог Чацкого и Фамусова: сочинение

Чацкий категорически отрицает так называемое Фамусовское общество и всячески пытается ему противостоять. Взгляды Чацкого сильно отличаются от взглядов Фамусова, ведь для Чацкого на первом месте достоинство и честь, а для аристократического общества взяточничество и преклонение перед начальником. Если аристократы признают лишь военную и гражданскую службу, то Чацкий понимает ценность науки и искусства. Он уверен, что люди должны жить в первую очередь думая о морали, а не о личной выгоде.

Образ Чацкого в комедии Горе от ума

Популярные сочинения

Казачка Василиса Ильинична является одной из героинь романа-эпоса, мать братьев Пера и Григория Мелеховых, жена Пантелея Мелехова. Образ Ильиничны – собирательный, олицетворяющий простую русскую женщину

Рассказ «Крыжовник» написан Чеховым в июле 1898 года. По одной из версий, его основой послужила история, рассказанная автору Л.Н. Толстым, о чиновнике

Наступила зима. Удивительно красивое время года. Всё вокруг укрыто белым снегом, светит тёплое солнышко и морозец покрыл окна своими красивыми узорами. Прекрасное время, для того что бы выйти во двор

Образ и характеристика Чацкого в комедии Грибоедова Горе от ума сочинение

Александр Андреевич Чацкий – главный персонаж в пьесе “Горе от ума” Александра Сергеевича Грибоедова. Чацкий один из самых знаменитых персонажей в российских пьесах. Грибоедов не старался сделать этого героя, как и всех остальных в этом произведении, полностью положительного или отрицательного. Он вложил в него как хорошие качества, так и плохие, приближаясь к реализму.

Чацкий в пьесе молод, но уже не является мальчиком. Родители у него умерли рано, и он воспитывался у друга своего отца – Фамусова. Молодой человек относится к роду потомственных дворян. На данный момент у Чацкого имеется триста-четыреста душ. Воспитывался он вместе с дочкой Фамусова – Софьей. Она была его лучшим другом, которого Александр полюбил. Когда Чацкий вырос, то решил жить отдельно, объясняя это тем, что в доме друга отца ему стало скучно. Позже он уехал в путешествие на три года, чтобы получить дополнительные знания. До этого был на службе, но ушел из-за того, что ему не нравилось прислуживать лицам. Он считал, что наступило другое время и нужно рушить старые устои.

Александр Андреевич умный и способный человек. Все считают, что он добился бы многого, оставшись на службе. Также Чацкий остроумный человек, но иногда бывает и язвительным. После поездки за границу он перестал понимать устои России (прислуживать людям, делать из себя посмешище, чтобы угодить вышестоящим лицам). Службу молодой человек признавал только в проявлении себя именно в работе, используя свои способности и знания. Он открыто смеялся над Фамусовым и людьми, которые его окружают, понимая, что это их обижает. Чацкий порицал глупость этого народа.

Сразу после приезда, не заезжая домой, Александр поехал к Софье. При встрече он выяснил, что она давно влюблена в другого – Алексея Степановича Молчалина – и называла бывшие отношения с Александром “детскими шалостями”. Степан был не похож на Чацкого. Он был не глуп, умен по-своему. Молчалин относился к тому типу людей, которые прислуживают и добиваются успеха в карьере за счет своей хитрости. Поэтому он и “Молчалин”. Из-за этого Софья его и выбрала (она никогда не стала бы быть с Чацким). Софье не нравилось насмешливое обращение к ней Александра и пустила слух, что Чацкий сумасшедший, что быстро распространилось в обществе.

Узнав об этом, молодой человек бежал из того места. Куда? Об этом можно только догадываться. Может, он сбежал к таким же людям, как он, желая революции. Ведь Грибоедов выражал свои мысли через Чацкого, а у писателя были друзья-декабристы. И сам он был подозреваемым в участии планов декабристов.

Сочинение про Чацкого

Произведение Грибоедова «Горе от ума» отражает конфликт политических взглядов консервативно настроенного общества с людьми нового поколения и новыми веяниями. Комедия отразила эту проблему ярко, хлестко с присущей этому жанру сатирической силой и остроумием.

Чацкий – единственный человек нового поколения, который противостоит консервативному большинству. Очевидно, что пьеса «от и до» посвящена идеям декабризма. Здесь и патриотический настрой Чацкого, и громкие высказывания в защиту науки и просвещения, и критические замечания относительно крепостного права, а также идея самобытности русских людей, особенности русской национальной культуры.

Интересно, что главный герой произведения является, по своей сути, воплощением автора, его идей и страстей. Чацкий долгое время путешествовал по миру, в результате чего вдохновился идеями равенства, братства и свободы личности. Но возвратившись на родину, герой видит, что ничего вокруг не изменилось, люди остались прежними. В доме Фамусова не рады приезду Чацкого, и главный герой это сразу замечает. Он видит, что общество в стране построено на лицемерии и обмане, а главными занятиями московского дворянства являются бесконечные празднества, танцы и застолья.

Чацкий принадлежит к дворянам, небогат, в свое время отказался от военной службы. Свой поступок он объяснил тем, что не видит в этом деле никакой пользы и что рад был бы служить, а не прислуживаться.

Чацкий противостоит жителям фамусовского дома: Скалозубу, Молчалину, Репетилову и самому Фамусову. В комедии автор высмеивает и осуждает этих людей как представителей светского общества того времени.

Причиной возвращения главного героя на родину стала его безграничная любовь к Софье. Оказавшись в Москве, он сразу же направляется в дом Фамусова и признается девушке в своих чувствах. По этому поступку можно охарактеризовать Чацкого как человека пылкого, страстного и романтичного. Любовь для него – высшее чувство, святыня. Какую же боль ему приходится испытать, когда он узнает, что Софья любит Молчалина.

Чацкий образован, обладает тонким, острым умом и находчивостью. Но все эти качества окружающие будто не замечали, и только служанка Лиза смогла их отметить в разговоре с Софьей. Но та на слова девушки не обратила никакого внимания.

Главный герой резко осуждает крепостное право, называвшая их источником несчастья. Он презирает московских «тузов», для которых жизненным идеалом является богатство и карьерный рост. Чацкий отмечает неспособность старшего поколения отстаивать свою позицию и высказывать мнение.

В противостоянии с фамусовским обществом герой терпит ужасное поражение: Софья предпочитает его Молчалину, общество его не принимает и высмеивает. Потрясенный этими обстоятельствами Чацкий уезжает из города. По словам И.А. Гончарова, Чацкий оказался сломлен количественным превосходством «старой силы», но сам же нанес ей сокрушительный удар качеством силы нового поколения.

Вариант 3

Комедия Грибоедова «Горе от ума» усеяна различными отрицательными героями. Героями, которые вызывают неуважение, презрение и даже злость за их поступки, слова и мысли. Антагонистом же всех плохих героев является Александр Андреевич Чацкий.

В наше время очень популярны американские фильмы, снятые по комиксам и разного рода боевики, где один герой борется с десятком противников. Чацкий — это прототип такого героя в русской литературе, только борется он не физически, а духовно.

Александр Андреевич обладает самыми лучшими качествами человека: честностью, достоинством, честью, отвагой, сообразительностью, остроумием. Когда он возвращается в Москву, чтобы встретиться с любовью всей своей жизни, Софьей, он приходит в большой шок, потому что любимая девушка теперь с ним холодна, а общество, которое образовалось вокруг её отца, поражает Чацкого своей глупостью, наивностью, преклонностью перед всем иностранным, лицемерием и абсурдностью своих размышлений. Чего только стоит один Скалозуб, который утверждает, что книги плохо сказываются на людях.

Увидав весь этот цирк в лице общества Фамусова, наш герой решает с ним бороться, доказать Софье, что их любовь ещё жива. Он путешествовал три года, но его любовь не прошла. Он прожил всё своё детство и юношество в доме Фамусовых, и он прекрасно помнит, как весело ему было тогда. Сейчас же перед ним восстал голем абсурда, являющий общество дома Фамусовых.

На балу он ни разу не стесняется говорить всем присутствующим в глаза, какие они невежды, как мелочна их жизнь, как жалко их преклонение перед иностранным, как недостойно они себя ведут. Люди же, будучи огромной массой, и из-за этого имеющие большую силу общественного мнения сходятся на том, что Чацкий сошёл с ума, и это идея как пуля пролетает по всему обществу.

Чацкий — это инородное тело в желудке, который пропитан лицемерием и испорченностью. Отравленный и пьяный модой общества орган пытается извергнуть инородное тело из себя, общество Фамусова во главе с хозяином дома пытаются сделать из Чацкого ненормального человека, потому что всё, что противоречит их законам — ненормально, но они не допускают, что это не Чацкий лишний в этом органе, это сам желудок стоило бы вырезать, как загноившуюся рану, потому что он не несет никакой пользы, а даже скорее воздействует пагубно на весь организм, зовущийся Россией.

Образец 4

Произведение «Горе от ума» показывает нам борьбу старого и нового, широко развернувшейся в России в это время между людьми с взглядами декабристов и господами. Богатому обществу, где господствует Фамусов и другие его единомышленники противопоставлен в комедии Чацкий.

Мы видим, что мировоззрение Чацкого произошло в период подъема. Он рос в доме Фамусова любознательным, общительным и ранимым мальчуганом. Монотонность устоявшегося быта, духовная бедность московской аристократии вызывали у него тоску и полное отвращение. Он был весь погружен в вольнолюбивые мысли о том, как бы переустроить старое общество, и поэтому совсем не посещал дом, где рос. Даже Софья это подметила. Ведь Чацкий в юношестве уезжает, бросая девушку, для того, чтобы попутешествовать и одновременно обогатить свой ум.

Софья была конечно же испытывала к нему пылкие чувства, но не могла понять, как молодой человек рисковал личным счастьем ради всеобщего блага. Ограниченность в мировоззрениях не позволяет ей оценить образ Чацкого по достоинству. Но, молодой человек ничуть не отклонял чувства Софьи. Он духовные требования ставил шире личных. Возвращаясь в Москву, пламя его любви полно надежд на взаимность. Однако, со временем девушка изменилась. Рассудительная, серьезная девушка, начитавшись романтических произведений, ищет такой же искренней любви, как и Чацкий. Она трезво дает оценку пустым фразам и ограниченному кругозору Скалозуба. Молчалин же кажется лишь только милым и впечатлительным юношей. И если Софья полюбит его, значит, она автоматически примкнет к обществу фамусовых.

Чацкий же прямо дает оценку характеру Молчалина, что обижает девушку. Но точные высказывания в адрес героев пьесы и острый ум кажутся Софье пренебрежением молодого человека к людям. И когда девушка оценивает Молчалина вначале, это дает какую-то надежду Чацкому. Но потом, узнав о том, что Софья все-таки предпочла соперника в супруги его сильно оскорбляет. Наш герой страдает от того, что его унизили, поставив его рядом с Молчалиным. Мы видим, как Чацкий беспощадно срывает маски двуличия и подлости с представителей светского общества, которое погрязло в интригах и развлечениях, разврате и коррупции. Наш герой представлен гуманистом. Он верит, что люди должны стремиться к лучшему. И такие герои, как он, есть. Чацкий говорил о той передовой молодежи, которая пусть и в небольшом количестве, начинала выдвигать передовые идеи. И, несмотря на то, что персонаж терпит поражение от Фамусова и его сторонников, его образ воспринимается с положительной точки зрения. Ведь такие люди существуют всегда, где ведется борьба старого поколения с новым.

Образ и характеристика Чацкого

Несколько интересных сочинений

Что такое семья? Это важная составляющая каждого из нас. Отдельная ячейка общества, в которой мы с вами живем. В нашем современном мире семья оказывает колоссальное влияние на продолжительность нашего рода

Читайте также:  Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века. (А.С.Грибоедов. «Горе от ума».): сочинение

Очень важный и поучительный рассказ, в котором автор учит с состраданием относиться к проблемам других людей. В рассказе автор поднимает проблемы, которые война оставила в душах людей.

В рассказе «Старуха Изергиль» есть две легенды, но они противоположны друг другу. История Ларры – это история жестокого и бесчувственного, очень злого человека. Но, так как его история рассказана в начале

Произведение является одним из поздних художественных творений писателя, в котором автор раскрывает политические и социальные проблемы современного в тот период общества, показывая примеры обнищавшего крестьянства

Впервые об Алене Дмитриевне мы узнаем из рассказа опричника Кирибеевича на пиру у Ивана Грозного. Царь, заметив унылого любимца, стал допытываться, отчего он кручинится.

Образ Чацкого

Образ Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» 9 класс

План

1. История главного героя «Горя от ума»

2. Характеристика Чацкого:

а) внешность, манеры, образование;

б) отношение к Софье;

в) убеждения и мировоззрения

3. Роль Чацкого в пьесе А.Грибоедова.

«В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека» А.С.Грибоедов.

Когда пьеса «Горе от ума» вышла в свет, ее автор стал одним из известнейших писателей своего времени. Критика очень бурно обсуждала новое произведение. Но более всего интересовал всех главный герой – Александр Андреевич Чацкий. Именно ему и будет посвящено наше сочинение.

Многие исследователи грибоедовской пьесы искали в Чацком черты реально существовавших людей. И находили прототипов – современников А.С.Грибоедова, друзей А.С.Пушкина. В некоторых случаях приписывали даже черты характера и мировоззрение самого автора. Но все же писатель создал интересный образ молодого человека нового времени.

Образ очень противоречивый и незаурядный. Кто-то называет Чацкого декабристом, кто-то просто глупцом, кто-то умным, но не практично действующим борцом с обществом. Образ героя, действительно, неоднозначен. Что же хотел сказать сам А.Грибоедов, написав столь сложный характер? Читатель встречается с Чацким в первом действии пьесы. Он приехал в дом Фамусовых, чтобы увидеть свою возлюбленную Софью. Они не виделись целых три года. Все это время Чацкий учился. Он хорош собою, образован, умен, интеллигентен.

Желание отказаться от консервативных взглядов дворянского общества и жить по-новому, – вот черты, присущие главному герою. Но фамусовская Москва встречает юношу без веселья. Никто ему не рад, даже Софья. Чувства девушки охладели за время отсутствия Чацкого. Она нашла нового поклонника – безропотного Молчалина. В драме А.Грибоедова вырисовывается любовный конфликт. И Чацкий в нем проигрывает. Он не может понять, почему умная, рассудительная Софья выбирает глупого и циничного Молчалина. Почему для нее важнее расчет, а не любовь? Зачем она отвергает перспективного Чацкого? Зачем обманывается корыстной любовью канцелярского прислужника отца?

Когда Чацкий понимает, что Софья разлюбила его по-настоящему, он становится зол на весь мир. Как говорит автор, у него «ум с сердцем не в ладу». Он начинает язвить, дерзить, обвинять любимую в обмане. Укоряет ее о том, что она подарила ложную надежду его сердцу. И здесь любовный конфликт переходит в общественный. Чацкий «бросается в бой» со всеми, кто приходит в дом Фамусова. Он высказывает мысли об образовании, о крепостном праве, о чинах, о просвещении. Юноша заявляет обществу о том, что служить он рад, но «прислуживаться тошно». Он открыто показывает свое презрение московской аристократии. Москва злит его, раздражает. Как жить теперь здесь, он не знает.

Консервативное дворянство не привлекает его ни идеями (вернее, их отсутствием), ни устоявшимися правилами. А дворянство в свою очередь не признает Чацкого. Ведь он не такой, как они. Он живет не по их устоям, а значит, нарушает все правила и законы. Это вселяет страх фамусовскому обществу. Чацкий не боится высказать собственное мнение, он не зависит от чинов и титулов. Он – борец со всем старым. Общество считает его опасным.

Мысль Софьи о том, что Чацкий – сумасшедший, подхватывается и разносится с такой быстротой. Чацкий мгновенно становится безумцем, которому не место в доме Фамусовых. Да и не только в доме Фамусовых, а в обществе в целом. В итоге Чацкий сбегает из ненавистного ему окружения. Он так и остается никем не понятым, не услышанным, не признанным.

Герой А.Грибоедова мог бы стать борцом со старыми устоями уже отшивавшего свой век дворянства. Он не сдал своих позиций. Просто не нашел сторонников и последователей. Он покинул дом Фамусова, потому что одному вести борьбу невозможно. Если б Софья не надеялась на любовь Молчалина, она смогла бы стать союзником Чацкого. У нее не хватило на это смелости. Образ Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» очень важен. Позже литературоведы назовут Чацкого «лишним человеком». Он откроет в мире литературы список героев, вышедших на борьбу с обществом.

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» (сочинение)

Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «…Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», — писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам Грибоедов: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом его окружающим».

Совершенно иначе Чацкого оценивал Белинский, считая этот образ почти что фарсовым: «…Что за глубокий человек Чацкий? Это просто крикун, фразер, идеальный шут, профанирующий все святое, о котором говорит. …Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади…». Примерно так же этот образ оценивал и Пушкин. «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно Грибоедовым) и напитавшийся его остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно», — писал поэт в письме Бестужеву.

Кто же из критиков прав в оценке Чацкого? Попробуем разобраться в характере героя.

Чацкий — молодой человек дворянского круга, умный, способный, получивший хорошее образование, подающий большие надежды. Его красноречие, логика, глубина познаний восхищают Фамусова, считающего вполне реальной для Чацкого возможность блестящей карьеры. Однако Александр Андреевич разочарован в государственной службе: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — заявляет он Фамусову. По его мнению, надо служить «делу, а не лицам», «не требуя ни мест, ни повышенья в чин». Бюрократизм, чинопочитание, протекционизм и взяточничество, столь распространенные в современной ему Москве, для Чацкого не приемлемы. Он не находит общественного идеала в своем отечестве:

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве,

И где не воскресят клиенты-иностранцы

Прошедшего житья подлейшие черты.

Чацкий критикует закоснелость взглядов московского общества, его умственную неподвижность. Выступает он и против крепостничества, вспоминая о помещике, променявшем своих слуг, неоднократно спасавших его жизнь и честь, на трех борзых собак. За пышными, красивыми мундирами военных Чацкий видит «слабодушие», «рассудка нищету». Не признает герой и «рабского, слепого подражанья» всему иностранному, которое проявляется в чужевластье мод, в засилье французского языка.

Чацкий обо всем имеет свое собственное суждение, он откровенно презирает самоуничижение Молчалина, лесть и низкопоклонство Максима Петровича. Александр Андреевич оценивает людей по их внутренним качествам, независимо от чинов и богатства.

Характерно, что Чацкий, которому «дым Отечества сладок и приятен», не видит ровным счетом ничего положительного в современной ему Москве, в «веке минувшем», наконец, в тех людях, к которым он должен чувствовать любовь, уважение, благодарность. Покойный отец молодого человека, Андрей Ильич, вероятно, был близким другом Павла Афанасьевича. Детство и отрочество Чацкого прошли в доме Фамусовых, здесь же он испытал чувство первой любви… Однако с первой минуты своего присутствия практически все реакции героя на окружающих негативны, он саркастичен и язвителен в своих оценках.

Что же удерживает героя в обществе, которое он так ненавидит? Только любовь к Софье. Как замечает С. А. Фомичев, Чацкий бросился в Москву после какого-то особенного потрясения, отчаянно пытаясь обрести ускользающую веру. Вероятно, за время заграничного путешествия герой духовно повзрослел, испытал крушение многих идеалов, по-новому стал оценивать реалии московской жизни. И теперь он жаждет обрести прежнюю гармонию мироощущения — в любви.

Однако и в любви Чацкий далеко «не идеален», не последователен. Сначала он внезапно оставляет Софью, не подает о себе никаких известий. Вернувшись из дальних странствий через три года, он ведет себя так, как будто расстался с любимой женщиной лишь вчера. Бестактны вопросы и интонации Чацкого при встрече с Софьей: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?», «А тот чахоточный, родня вам, книгам враг…», «Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?» Как замечает И. Ф. Смольников, бестактность эту можно объяснить лишь духовной близостью, которую Чацкий ощущает по отношению к Софье, по старой привычке считая ее мировосприятие близким своему.

В глубине души Чацкий, вероятно, и мысли не допускает о том, что за время его отсутствия Софья могла полюбить другого. Не робкая надежда, а эгоизм и самоуверенность звучат в его словах:

Ну поцелуйте же, не ждали? говорите!
Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.
Удивлены? и только? вот прием!

Чацкий не может поверить в любовь Софьи к Молчалину, и здесь он в известной степени прав. Софья лишь думает, что любит Молчалина, однако она заблуждается в своих чувствах. Когда же Александр Андреевич оказывается свидетелем несостоявшегося свидания героев, то он становится жестоким и язвительным:

Вы помиритесь с ним по размышленьи зрелом.
Себя крушить, и для чего!
Подумайте, всегда вы можете его
Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей —
Высокий идеал московских всех мужей.

Сам роман Софьи с Молчалиным Чацкий расценивает как личное оскорбление: «Вот я пожертвован кому! Не знаю, как в себе я бешенство умерил!» Возможно, Чацкий в какой-то степени мог бы понять Софью, если бы избранником ее был человек достойный, прогрессивных взглядов и принципов. В данной же ситуации героиня автоматически становится врагом Чацкого, не вызывая у него ни жалости, ни благородных чувств. Он совершенно не понимает внутреннего мира Софьи, предполагая ее примирение с Молчалиным «по размышленьи зрелом».

Таким образом, герой терпит крах как «на любовном поприще», так и на общественном. Однако, как замечает Н. К. Пиксанов, «эти две стихии не исчерпывают психологического и бытового облика Чацкого. В литературной критике уже давно обмечена еще одна черта Чацкого: дендизм. С Молчалиным он барски высокомерен. …Как светский лев он держится с графиней-внучкой. Наконец, прелестный диалог Чацкого с Натальей Дмитриевной Грибоедов выдерживает в тоне флирта…».

Безусловно, гражданская позиция Чацкого была близка Грибоедову. Критика Чацким общественных порядков и жизненного уклада московского барства 20-х годов XIX века содержит в себе много верного и жизненно правдивого. Но весь свой «ныл» Чацкий растрачивает на декларирование гражданских взглядов и убеждений — в любви же он слишком сух, несмотря на искренность его чувств; ему недостает доброты и сердечности. Он чересчур идеологичен в отношениях с Софьей. И это самое главное противоречие в характере героя.

Ссылка на основную публикацию
×
×