Анализ эпизода Диалог Чацкого и Фамусова: сочинение

Cочинение «Анализ диалога Фамусова с Чацким»

В 1824 году А.С. Грибоедов написал свою комедию “Горе от ума”, которая оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. В этой пьесе Грибоедов показал важную проблему всех времен – конфликт между “веком нынешним” и “веком минувшим”. Одним из самых ярких представителей “века минувшего” является Павел Афанасьевич Фамусов, в чьем доме и происходит действие всей комедии. Фамусов – старый московский барин, заслуживший общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел. Он является не только радушным и гостеприимным хозяином, но и убежденным крепостником, яростным противником просвещения. Вот что он говорит по поводу книг: “Забрать все книги бы да сжечь”.

Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками. Для Фамусова свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего – это то, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна!” Фамусов заполняет свою неделю посещениями “нужных” людей: приемами, обедами, крестинами. Примером человека, достигшего в своей жизни всего, является для него Максим Петрович, добившийся продвижения по службе с помощью “расшаркиваний” перед императрицей и жертв собственным достоинством.

“Как тот и славился, чья чаще гнулась шея”, – говорит об этом Чацкий. Все нравственные идеалы Фамусова лежат в материальной сфере, ко всему относится он с точки зрения практической выгоды, даже к любви. Фамусов мечтает «повыгоднее» выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: “Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара”. Далее он добавляет: “Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених”. Фамусов служит управляющим в казенном месте, служба для него – возможность иметь связи, чины, а не служить отечеству или выполнять гражданский долг, одним словом, Фамусов относится к службе формально, бюрократически (”подписано, так с плеч долой”). Кстати, о делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, “чтоб множество не накоплялось их”. Это и служит доказательством формального отношения к службе. На службу к себе он берет только родных и близких. Он ценит людей деловых, способных заменить его. Фамусов уважает лесть и низкопоклонство. Одним из главных действующих лиц пьесы также является Александр Андреевич Чацкий.

Его и Фамусова можно смело назвать антогонистами, то есть один – полная противоположность другому. Родители Чацкого были близкими друзьями Фамусова, поэтому после их смерти Фамусов взял под опеку и воспитал Александра Андреевича. В дальнейшем, когда Чацкий подрастет и станет личностью, его отношение к старику, добровольно воспитавшему его, становится презрительным и граничит с неуважением. Будучи юношей, Александр Андреич покинул родные края, и уехал за границу. За это время семья Фамусова о нем ничего не слышала. Но прошло время, и Чацкий как ни в чем не бывало вернулся.

Сначала Фамусов был рад его нежданному появлению, и он расспрашивает его о том времени, которое Чацкий провел в отдалении. Но Александр Андреевич только и говорит о Софье, о том, как она расцвела и похорошела. Позднее он стал просить у Фамусова руки его дочери, на что получил весьма резонный ответ: Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, поди-ка послужи. Далее Чацкий начал пропагандировать и высказывать свои идеи, а все просьбы Фамусова “помолчать” игнорировал. В общем, отношения Чацкого и Фамусова очень сложны. Таким образом, мы видим, что конфликт между Чацким и Фамусовым не бытовой, не конфликт “отцов” и “детей”, а “века минувшего” и “века нынешнего”. Ведь всегда будет существовать консервативное общество и прогрессивные люди.

Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения. Его комедию “Горе от ума” нельзя поставить в один ряд с бессмертным творением А.С.Пушкина “Евгением Онегиным”, так как “Евгений Онегин” стал для нас уже историей, энциклопедией жизни русского дворянства начала XIX века, а пьеса Грибоедова была, есть и будет современным и животрепещущим произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока в нашем обществе будут господствовать жажда наживы, жизнь за счет других, а не за счет собственного труда, пока будут живы охотники угождать и прислуживаться.

Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертной комедии Грибоедова “Горе от ума”. Грибоедов создает целую галерею отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуб и т.д. Они как бы вобрали в себя все отрицательные черты развития современного им общества. Но всем этим героям в одиночку противостоит главный герой комедии Александр Андреевич Чацкий. Он приехал в Москву, “из дальних странствий возвратясь”, только ради Софьи, своей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый дом, он обнаруживает очень сильные перемены: Софья холодна, высокомерна, раздражительна, она больше не любит Чацкого.

Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней любви, которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно. Все его попытки вернуть прежнюю Софью терпят полное фиаско. На все пылкие речи и воспоминания Чацкого Софья отвечает: “Ребячество!”.

С этого начинается личная драма юноши, которая перестает быть узко личной, а перерастает в столкновение влюбленного человека и всего фамусовского общества. Главный герой один выступает против армии старых “воинов”, начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь. Он сталкивается с самим Фамусовым и спорит с ним по поводу образа и пути жизни. Хозяин дома признает правильность жизни своего дядюшки:

* Максим Петрович: он не то на серебре,
* На золоте едал; сто человек к услугам.

Совершенно ясно, что и сам он не отказался бы от такой жизни, потому он и не понимает Чацкого, требующего “службы делу, а не лицам”. Любовный и социальный конфликты соединяются, становясь единым целым. Для героя личная драма зависит от отношения общества к нему, а общественная осложняется личными отношениями. Это изматывает Чацкого и, в результате, для него складывается “мильон терзаний” по меткому выражению Гончарова. Состояние неопределенности в жизни приводит его в неистовство. Если в начале действия он спокоен и уверен в себе:

* Нет, нынче свет уж не таков…

* Вольнее всякий дышит
* И не спешит вписаться в полк шутов,
* У покровителей зевать на потолок.
* Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
* Подставить стул, поднесть платок.

То в монологе на балу в доме Фамусова видна вся неуравновешенность души и ума. Он выставляет себя посмешищем, от которого все шарахаются. Но, одновременно, его образ очень трагичен: весь его монолог следствие несчастной любви и неприятия обществом тех мыслей и чувств, тех убеждений, которые Чацкий отстаивает на протяжении всей комедии. Под тяжестью “мильона терзаний” он ломается, начинает противоречить здравой логике. Все это влечет за собой совершенно невероятные слухи, которые кажутся необоснованными, но весь свет говорит о них:

* С ума сошел, ей кажется, вот на!
* Недаром? Стало быть…
* С чего б взяла она!

Но Чацкий не только не опровергает слухи, но, всеми силами, сам того не ведая, подтверждает их, устраивая сцену на балу, потом сцену прощания с Софьей и разоблачения Молчалина:

* Вы правы, из огня тот выйдет невредим,
* Кто с вами час побыть успеет, подышит воздухом одним,
* И в ком рассудок уцелеет…
* Вон из Москвы!
* Сюда я больше не ездок,
* Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету
* Где оскорбленному есть чувству уголок!

В порыве страсти наш герой не раз грешит против логики, но во всех его словах есть правда его отношения к фамусовскому обществу.

Диалог Фамусова с Чацким . (Анализ 2-го явления второго действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»). (ЕГЭ по литературе)

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» носит новаторский характер, потому что в ней сочетаются черты классицизма, романтизма и реализма. В комедии соблюдается единство места и времени, но нарушено единство действия. Любовная интрига и общественный конфликт тесно переплетаются. Александр Андреевич Чацкий играет роль байронического героя.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Этот несчастный влюблённый, бунтарь – одиночка, не понятый «светом», противостоит фамусовскому обществу, в котором реалистически отразилась старая Москва.

Второе явление второго действия можно считать завязкой общественной коллизии. После трёх лет странствия главный герой возвращается в дом Фамусова, где прошли его детство и юность. Он влюблён в дочь Фамусова Софью и надеется на взаимность. Но Софья за три года изменилась. Во-первых, она расцвела и похорошела, во-вторых, наш герой не находит в ней «ни на волос любви». Его мучит «загадка» Софьи, он не может понять, почему девушка охладела к нему.

Павел Афанасьевич также взволнован к началу встречи с Чацким и тоже из-за Софьи, но его мучит другая загадка. Рано утром он застал свою дочь в обществе Молчалина. «Взрослой дочери отец» сделал вид, что поверил в случайность встречи, как объяснила Софья: «шёл в комнату, попал в другую». Хитрая девушка сочиняет странный сон и словно невзначай указывает отцу, что герой её сна – Чацкий. Таким образом, она отводит подозрения от своего возлюбленного Молчалина. Фамусов не желает видеть в роли жениха дочери ни того, ни другого:

Читайте также:  Грибоедов и Чацкий (по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума): сочинение

Тот нищий, этот франт-приятель,

Отъявлен мотом, сорванцом…

Чацкий замечает нервозность и озабоченность своего воспитателя: « У вас в лице, в движеньях суета». Павла Афанасьевича раздражают вопросы молодого человека о Софье, они словно подливают масла в огонь, и «отец взрослой дочери» спрашивает напрямик:

Скажи, тебе понравилась она?

Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?

«Прогрессивный человек» не очень-то вежливо отвечает на вопрос вопросом, как будто забыв, что перед ним отец любимой девушки:

Поэтому Фамусов резонно и иронично замечает:

Меня не худо бы спроситься,

Ведь я ей несколько сродни;

По крайней мере искони

Отцом недаром называли.

И снова Чацкий нарушает традиции. Он не просит руки девушки у её отца, а лишь предполагает:

Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?

Почему так странно ведёт себя Чацкий? Или он и не собирается делать предложение Софье, или заранее знает, что Фамусов не желает такого жениха для своей дочери.

Фамусов ставит перед молодым человеком условия, при которых он стал бы рассматривать Чацкого как кандидатуру на роль жениха:

бы я во-первых: не блажи,

именьем, брат, не управляй оплошно,

А, главное, поди-тка послужи.

Что же называет Павел Афанасьевич «блажью»? Позднее из диалога Чацкого и Молчалина мы узнаём, что Александр Андреевич служил в Петербурге, занимал высокий пост:

Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,

Из Петербурга возвратясь,

С министрами про вашу связь,

Причина этого «разрыва» заключается в том, что Чацкий предпочитает «служенье делу, а не лицам». Фамусов, естественно, осуждает сына своего покойного друга, потому что тот не служит, не находя в том пользы. При желании он мог достичь «степеней известных». «Блажью» московский барин, очевидно, называет и «оплошное» управление имением. Скорее всего, Чацкий перевёл своих крестьян с барщины на оброк, и «раб судьбу благословил», зато недовольны таким поступком представители «века минувшего».

Фамусова раздражает ответ Чацкого:

Служить бы рад, прислушиваться тошно.

Павел Афанасьевич просто выходит из себя и произносит поучительный монолог о своём покойном дяде Максиме Петровиче, ставя его в пример «гордецу» Чацкому. С этого момента любовная коллизия дополняется общественным конфликтом, начинается спор «отцов» и «детей», «века минувшего» и «века нынешнего».

Чем же заслужил такие дифирамбы Максим Петрович? Во-первых, тем, что

…он не то на серебре,

На золоте едал; езжал-то вечно цугом;

Век при дворе, да при каком дворе!

Неслыханного богатства, множества орденов, почёта при дворе этот вельможа добился, потому что умел «подслужиться», «сгибаться вперегиб». История троекратного падения Максима Петровича рассказана специально для Чацкого, чтобы вызвать молодого человека на «поединок». Дядя Фамусова сначала оступился случайно, но, увидев, что «государыня Екатерина» «изволила» смеяться,

Упал вдругорядь – уж нарочно.

«Хохот пуще». Тогда «прыткий старичок» «отважно жертвует затылком» в третий раз, чтобы повеселить императрицу. Роль шута его не смущает. Цель оправдывает средства. Чего же достиг Максим Петрович таким раболепством и подобострастием?

Зато бывало в вист кто чаще приглашён?

Кто слышит при дворе приветливое слово?

Максим Петрович! Кто пред всеми знал почёт?

Словно перчатку бросает Фамусов, как вызов звучат его последние слова:

…Вы, нынешние, – нутка!

И пылкий юноша принимает вызов, не заставляет себя долго ждать. В его речи резкая критика века екатерининских фаворитов и страстная защита всего нового. Чацкий «беспощадно бранит» «век минувший» за то, что раньше «тот и славился, чья чаще гнулась шея». Его критика направлена на то, что в век покорности и страха» «лесть как кружево плели» «тем, кто выше». Вельможи раболепствовали «под личиной усердия к царю». Молодой человек уверяет, что в «век нынешний» тоже есть «охотники поподличать», но они не решаются так открыто проявлять подобострастие, потому что

…нынче смех страшит, и держит страх в узде…

Фамусову эти пылкие речи кажутся верхом свободомыслия, и он сразу же зачисляет своего «франта-приятеля» в революционеры:

Ах! боже мой! он карбонарии!

«Новые люди» «вольнее дышат», они не торопятся «вписаться в полк шутов», не ищут высоких покровителей.

Отметим одно важное обстоятельство. Создаётся впечатление, что в этом диалоге оппоненты не слышат друг друга, каждый говорит своё, что подтверждает фраза Фамусова:

Добро заткнул я уши.

То есть получается, что, как только «карбонарии» Чацкий начинает говорить, Фамусов сразу же затыкает себе уши, чтобы не слышать крамольных речей.

Конец диалога напоминает разговор глухих. В этом эпизоде иронию вызывают оба героя. Несомненно, идеи свободолюбивого Чацкого симпатичны автору. Но уже этот первый поединок представителей «века нынешнего» и «века минувшего» показывает, что для Грибоедова важно не то, какие идеи лучше. Драматург убеждён, что изменения в обществе произойдут тогда, когда люди научатся слышать и понимать друг друга.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id17037

Основная часть урока. Анализ диалога Фамусова с Чацким (2д., 2явл.)

Урок литературы в 9 классе.

Тема: «Обучение анализу эпизода (2 действие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», диалог Фамусова и Чацкого). Подготовка к домашнему сочинению по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Цели:

1.Образовательная: учащиеся уясняют, какова роль данного эпизода в развитии действия и конфликта комедии;

что дает этот эпизод для понимания характеров действующих лиц, их душевного состояния.

2.Развивающая: учащиеся определяют взаимоотношение персонажей; с помощью каких приемов в данном эпизоде автор раскрывает характеры.

3.Воспитательная: учащиеся понимают и убеждаются в том, что проблемы, поднимаемые в комедии, злободневны и сейчас.

Формы, методы, приемы:

– самостоятельная творческая работа,

– работа с текстом,

– работа по «цепочке»,

– анализ по плану.

Оборудование:

– вынесенный на доску или выведенный через компьютер «План наблюдений»,

– тексты комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»,

– ОК для домашнего задания.

Ход урока:

Оргмомент.

Учитель знакомит ребят с целями урока. Мотивирует на активную, плодотворную деятельность.

Подведение к основной части урока.

Ребята вспоминают, что такое эпизод (тносительно самостоятельная единица действия, произведения; отрывок, в котором говорится о законченном событии, происшествии). Учитель делает акцент на словах «самостоятельная», но «относительно».

Основная часть урока. Анализ диалога Фамусова с Чацким (2д., 2явл.)

Повторное прочтение эпизода по ролям.

Работа по «Плану наблюдений». План вывешивается на доску, предварительно читается и предварительно комментируется учителем:

– В какой момент происходит диалог между Чацким и Фамусовым? (Через час после 1го посещения Чацким дома Фамусовых после 3летнего отсутствия. Ф-в принимает Ч-о за делами. Хотя Ч-й оторвал Ф-а от дел, тот рад ему, ведь он его любил с детских лет, привечал в своем доме. А Ч-й ведет себя при встрече несколько грубо. Приводятся цитаты из текста).

– Какие события предшествуют диалогу? (В сценах, предшествующих диалогу, описывается приезд Ч-о в Москву, где он отсутствовал три года, путешествуя по Европе. В доме Фамусовых он ради Софьи, но она встречает его холодно, даже удивленно. Она его не ожидала, ведь она любит Молчалина. Хотя цель Ч-о тоже не до конца ясна, ведь он не собирается жениться, роль мужа ему кажется незавидной).

– Чем вызван определенный монолог? (Монолог Ф-а – как бы отеческое нравоучение, где он вспоминает о «золотых» днях его молодости. Вызван репликой Ч-о:»Служить бы рад, прислуживаться тошно». Ч-й в от веет закатывает горячую речь, где отстаивает свои взгляды и принципы. Он как бы отвечает ударом на удар).

– Какие темы затронуты в нем?(Идеалы «века минувшего» и идеалы «века нынешнего»).

– Какие взгляды, убеждения героя выявляются в этом монологе (с предварительным выписыванием цитат)? На чьей стороне автор? (Ф-в – представитель московского «света». Ценит подобострастие и угодничество. С восхищением говорит о своем дяде, Максиме Петровиче. Служит в Казенной палате, но относится к службе как к средству добыть чин, «служит лицам», а не делу. Для него, как и для других членов «фамусовского общества», главной человеческой ценностью является «Золотой мешок», а не ум и высокие душевные качества. Ч-й – патриот. Призывает служить обществу, делу, а не прислуживать влиятельным лицам. Осуждает лесть, раболепство. Говорит, что времена меняются и появились новые люди, которые «служат делу, а не лицам», их «скупо жалуют государи», потому что они не торопятся «вписаться в полк шутов». Выражает взгляды автора.).

– Каково психологическое состояние персонажа в данный момент? Как оно выражается?

– Как характеризует того и другого их речь, тон речи? (Ученики характеризуют по «цепочке». Ф-в: речь самоуверенная; исполнена барского достоинства;образна; выразительна; присутствуют народные выражения и слова; поучительна; хороший рассказчик;независимость Ч-о вызывает ужас и восклицания становятся гневными. Ч-й: речь обличительная;эмоциональная; многосравнений и образных выражений; пылкая; слишком правильная, книжная. Они как будто не слышат друг друга).

– Какой прием использует автор для раскрытия характеров Чацкого и Фамусова, их идеалов, убеждений? (Противопоставление).

– С какой целью введен автором этот диалог? (Персонажи сами себя разоблачают. Т.к. образы созданы по принципу реализма, то можно увидеть и положительные, и отрицательные стороны героев).

– Роль диалога в развитии конфликта? (Политический спор, столкнулись два разных мировоззрения, два разных взгляда на жизнь, на общество).

3.3. Обобщающее слово учителя. (А.С.Грибоедов написал комедию в 20гг. 19в., во время некоторого свободомыслия, наступившего в России после войны 1812г. Он был знаком с будущими декабристами, понимал, что они стремятся к благу Отечества, но, кроме того, он видел, что заговорами и бунтами много не изменишь в России. В пьесе и отражена эта общественная расстановка сил, характерная для того времени. «Один здравомыслящий человек на сотню глупцов». Стремление к переменам воплощено в образе Чацкого. Ему противостоит общество (типичным представителем которого является Фамусов), не желающее никаких перемен, опасающееся, что такие перемены разрушат его благополучие. Пьеса построена т.о., что ее персонажи как бы сами разоблачают себя, откровенно высказывая в монологах свои убеждения. И именно во 2явл. 2д. дается оценка поучающего монолога Фамусова как рассказа о времени, уходящем в прошлое. Именно с появлением Чацкого пустая, бездуховная жизнь «фамусовского» общества становится «веком минувшим». А «век нынешний» (в лице Чацкого) выступает разрушителем старого уклада жизни, обличителем недостатков в дворянском обществе, носителем чувства чести, стремления к бескорыстному служению Отечеству).

Читайте также:  Философские проблемы в пьесе А С Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

3.4. Самостоятельная творческая работа: Написание (с последующим прочтением и взаимоанализом) вступления к сочинению по теме: «Диалог Фамусова с Чацким. Анализ эпизода».

4. Выводы по уроку:

– Было бы произведение полным без этого эпизода? Почему?

– Какую роль играет этот эпизод в комедии?

– Какие проблемы поднимает автор в этом диалоге?

– Злободневны ли эти проблемы сейчас? Докажите.

“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “

Школьное сочинение

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.

Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.

Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

Фамусов и Чацкий в комедии Горе от ума сочинение

В комедии Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” мы видим столкновение и конфликт разных сторонников общества, а именно Фамусова и Чацкого. Фамусов и его общество это полное олицетворение взглядов прошлого века, но полной противоположностью таковых является Чацкий.

Фамусов и его семья только внешне пытаются показать, что это люди чести, образованности, но на деле это люди, которые преследуют лишь материальные ценности и не больше. Чацкий же является олицетворением нынешнего века. Он является человеком духа, нравственности, морали. Он старается внести свет, в общество порочных людей. Он вступает в борьбу, которая приносит ему душевные муки и волнения.

Чацкий – сын друга Фамусова. Он влюблен в Софью Павловну, с которой вместе воспитывался. Он романтик в душе, и его порывы можно сравнить с декабристами. Он мечтает служить народу, но не прислуживать, стремиться выступать против чиновников, чинопочитания, лжи, лицемерия. Александр Андреевич мечтает объехать весть свет. Чацкий стремится к честности, верности, дружбе. Он очень сильно любит Родину. Отслужив, он возвращается к своей возлюбленной Софье Павловне. Но, увы, Софья его не ждала.

Фамусов – зажиточный московский чиновник, он любитель веселья, богатых светских ужинов, высоких чинов и слепого подчинения высокопоставленным чинам. Павел Афанасьевич любитель лести, чинопочитания. Унижение перед сильными, высшими чинами. Именно это Павел Афанасьевич советует молодым людям, которые желают служить.

Чацкий был, действительно, человеком образованным. Он объехал много стран, чтобы получить новые знания. Настоящее образование развивает в человеке гуманность, чувство нравственности, а также любовь к родине и к окружающему миру.

Но фамусовское общество не готово к таким изменениям и таким убеждениям. Они считают убеждения Чацкого дикостью. Общество высмеивает Александра Андреевича, ведь он противоречит традициям Москвы.

В комедии – трагедии раскрывается борьба между слоями. Это выглядит как противостояние между Чацким и барской Москвой. В борьбе которой каждая из сторон пытается доказать свою правоту. Но Чацкому не становится легче, ведь в обществе в котором он жил, не было единомышленников. Даже возлюбленная Софья Павловна отвергла его, выбрав вместо него Молчалина. Ценности Чацкого были непризнанны обществом. Чацкий был, попросту, отвергнут обществом.

Столкновение и конфликт взглядов Фамусова и Чацкого

Чацкий и Фамусов олицетворяют два поколения российского дворянства в начале девятнадцатого века. Их ценности и взгляды на жизнь противоположны, в столкновении мнений этих героев автор показал борьбу идей своего времени, вызванную сменой столетий и войной 1812 года.

Чацкий – представитель «новых людей». Он образован, хорошо пишет, облоадает остроумием. Просвещение для него является несомненным благом, также как и прогресс. Чацкий желает разрушать отжившее и строить новое общество, которое должно быть в согласии с «духом времени».

Представитель консервативных кругов дворянства Фамусов, как и Чацкий неглуп. Однако он в излишнем распространении образования видит опасность. Это типично для консерватора, который соглашается допустить в жизнь что-либо новое только в случае острой необходимости.

Коренным образом отличаются и взгляды этих персонажей на службу. Чацкий признает необходимым приносить пользу обществу и родной стране, однако, ему претит унижение. Он не хочет жертвовать свое достоинство ради карьеры.

Фамусов просто не понимает Чацкого. Для представителя старшего поколения угодничество и низкопоклонство – это часть естественного порядка вещей, ему сложно даже представить, как все может быть устроено иначе. Он приводит в пример своего дядю, который насмешил императрицу, когда повел себя, по сути, как шут.

Читайте также:  Бал в доме Фамусова: сочинение

Отношение к семье также отличается кардинальным образом. Если Чацкий ставит во главу угла любовь, то его старший оппонент видит в браке скорее сделку. По мнению Фамусова, главное в браке – это положение супругов и материальный достаток, а чувства не играют особой роли. Главное при выдаче дочери замуж – это обеспечить ее. Здесь он озвучивает позицию, которой придерживалось большинство населения страны, представители и знати и простого народа.

Столкновение старого и нового в лице Фамусова и Чацкого оканчивается поражением представителя прогрессивных взглядов, которому симпатизирует автор. Он оказывается в меньшинстве и покидает сцену, время подобных людей еще не пришло. Идеи приоритета личности перед устоявшимися порядками еще должны были пробивать себе дорогу.

Также читают:

Картинка к сочинению Фамусов и Чацкий в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

Картина художника Поленова «Бабушкин сад» была написана в далеком 1878 году. Произведение вызывает добрые чувства и буквально передает особое настроение и дарит состояние гармонии.

Борис Пастернак прославился в русской литературе и поэзии, как человек с талантом исключительным. Он внес огромный вклад в развитие русской литературы и поэзии Серебряного века.

Аксинья Астахова является одним и центральных персонажей шедевра русской классики, романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова.

Данный роман является сложным и многогранным произведением Пастернака, за который он получил Нобелевскую премию в области литературы. В произведении описывается жизнь людей живших во времена написания данного романа

Музыку неспроста называют универсальным языком общения. Это один из видов искусства, который не может оставить равнодушным. Одному нравятся классические композиции, другой любит тяжёлый рок, третий – фолковые мелодии.

Бал в доме Фамусова – анализ и роль эпизода в комедии “Горе от ума”

Анализ эпизода

В гости к Фамусову приезжает элита московского общества. Все приезжие были противниками чего-то нового, а также их сильно интересовало богатство и место, которое занимал человек в обществе, т. е чины.

План для сочинения или анализа:

  • Почему Чацкого не хотели видеть в доме Фамусовых?
  • Описание бала.
  • Предчувствие разрыва Александра Андреевича с фамусовским обществом.
  • Характеристика гостей Фамусова на балу (портретные зарисовки гостей).
  • Дерзкий смех Чацкого на балу.
  • Слух о сумасшествии.
  • Злость, невежество, возражения фамусовского общества.
  • Одиночество.

Краткое описание бала в Горе от ума

Бал — это важное событие, которое имеет большое значение, на нём собирались все представители высшего общества, так сказать, «сливки общества».

Чацкий не был в Москве три года и приехал без приглашения, поэтому там его особо никто и не ждал. Он вернулся в Москву с одной целью — жениться на Софье, дочери Фамусова. Но вдруг узнаёт, что во время его отсутствия она влюбилась в другого. Ее новым возлюбленным был Молчалин, это очень удивило Чацкого. И самый пик его возмущения наступает на балу.

Но как только к дому Фамусова, где будет происходить действие, начали подъезжать гости, Чацкий активно начал со всеми общаться и смотрел на всё это со стороны, он сразу подметил глупость и лицемерие приглашённых. В воздухе буквально кружила лесть, комплименты, все пытались понравиться друг другу, но параллельно смеялись друг над другом.

Конфликт с обществом можно было предвидеть, ведь Чацкий — человек «века нынешнего», он был против всего старого, считал, что служить нужно не людям, а делу, также не любил подхалимство и лесть. Со временем, проведённым в фамусовском обществе, Чацкий понял, что у него нет ничего общего с ними, потому что гости были другого видения, а также им не нравилось поведение героя, и конфликта избежать было невозможно.

На балу Чацкий встречает друга Платона Михайловича, который спустя время очень изменился и не в лучшую сторону. После свадьбы с Натальей Дмитриевной он стал подкаблучником, она постоянно его контролирует. Платон Михайлович всё понимает, но не пытается что-то менять.

Потом приезжает семья Тугоуховских с дочерьми, которые находятся в поиске женихов, но узнав, что Чацкий небогат, прекращают с ним общение. Следующей гостьей была Хрюмина. Она была зла на весь мир и вечно недовольна из-за того, что не могла найти себе суженого. Она вела себя высокомерно, проявляла интерес ко всему зарубежному, а не только к каким-то нарядам, потому что считала это модным, а Чацкий высмеивал это. А Загорецково и вовсе не любят из-за его мошенничества и лжи, но он обладает особенным даром, который позволяет находиться в обществе.

Также на балу присутствовал Скалозуб — военный, который был карьеристом. Он был богат, считал, что всё должно быть по старым порядкам. Из-за своего состояния стал самым желанным гостем, потому что Фамусов видел его возможным женихом для своей дочери.

Ещё была Хлестова — жестокая пожилая дама, которая взяла с собой на бал собаку и арапку-девку. Единственная женщина, которая равнодушно относилась ко всему иностранному. Она всегда имеет свою точку зрения и знает, чего она стоит.

И Репетилов — гость, прибывший на бал самым последним. Он ненадёжный и пустой человек, делает всё только для своей выгоды. Например, его брак был с расчётом на то, что тесть поможет ему в карьере, но этого не случилось.

Находясь на балу, Александр Андреевич только и делал, что высмеивал всех и шутил над ними, что не нравилось всем гостям. Их недовольство способствовало тому, что его начали считать сумасшедшим.

Ближе к вечеру на балу прошёл слух о безумстве Чацкого, который пустила Софья. Скорее всего, она сделала это неосознанно, возможно, она имела в виду, что Александр Андреевич сошёл с ума от любви и не отстаёт от неё, а какой-то гость услышал это и начал говорить другим, это предшествовало столь быстрому распространению слухов. Софья знала, что её неправильно поняли, но не стала объяснять свои слова, она хотела отомстить за Молчалина. Позже все начали выяснять причину сумасшествия и пришли к выводу, что всему виной является учёба. На этом и закончился любовный конфликт в комедии.

Фамусовское общество было довольно злым и имело свой страх. Люди были против каких-то новшеств, они придерживались только старых традиций. Страх общества заключался в том, что они боялись образования и науки, поэтому хотели уничтожить все книги. Это показывает фрагмент «Собрать все книги бы да сжечь» из слов Фамусова.

Гости с самого начала не приняли Чацкого с распростёртыми объятиями, потому что они считали себя умными и «высшим классом», а он лишь смеялся над ними. Весь вечер в доме Фамусова царила напряжённая атмосфера. Также Александру Андреевичу казалось, что он попал на какую-то выставку из-за того, что гости постоянно чем-то хвастались, например, чинами или богатством.

Фамусовское общество решило, что признать Чацкого сумасшедшим куда проще, чем сказать, что он прав. Он именно на балу узнал настоящее отношение Софьи к нему. Чацкий остался совсем один, даже его друга Репетилова убедили в том, что Алесандр Андреевич — сумасшедший. Он ощущает себя лишним на балу и утром уезжает на карете.

Место сцены бала в сюжете комедии

Эта сцена имеет важное значение в комедии, ведь это кульминационный момент, именно на балу происходит два конфликта: любовный и общественный. Также этот эпизод является не только кульминацией, но и развязкой для некоторых сюжетных линий. Таблица описания конфликтов:

ОбщественныйЛюбовный
Это конфликт между Чацким и Фамусовским обществом. Он возник из-за того, что гости на балу считали себя умными, образованными, а Чацкий отличался умом, а его лучшие человеческие качества заставляли их думать, что он сумасшедший. Он только и делал, что смеялся над гостями, потому что он видел их лицемерие и глупость, и таким образом он мог как-то словесно их унизить. К сожалению, отрывок вопроса из монолога Чацкого: «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?», заданного Фамусову, был риторическим, потому что ничего хорошего не случится, пока общество будет состоять из таких людей, как фамусовское общество.Это были взаимоотношения между Чацким и Софьей. Он вернулся в Москву спустя три года ради неё, но узнал, что она полюбила другого — Молчалина. Но на балу Чацкий понял, что Софья очень изменилась, да и люди, окружающие его в Мокве, сплошь одни лицемеры. Именно Софья распускает слух из-за желания отомстить ему за Молчалина.

Общественный конфликт в этой комедии неразрешим. Но можно сказать, что Чацкий не победил в этих двух спорах, ведь он уехал из Москвы одиноким и разочарованным. Его чувства уничтожены, у него не осталось надежд, что его поймут в этом обществе.

Тем временем фамусовское общество даже не поняло, что же произошло. Они даже не понимали шуток Чацкого и, сказав, что он сумасшедший, сделали хуже себе. Даже сейчас в похожих компаниях не любят тех, кто много говорит и выставляет себя слишком умным. Без них комфортнее и спокойнее. Похожая судьба была и у Печорина, и у Онегина, ещё их объединяло то, что они все не смогли находиться в обществе.

Комедия Грибоедова «Горе от ума» даже сейчас не потеряла свою ценность. Наоборот, сейчас можно очень часто услышать цитаты из этого произведения.

Ссылка на основную публикацию
×
×