Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века. (А.С.Грибоедов. «Горе от ума».): сочинение

Противопоставление образов и понятий в произведении А.С. Грибоедова, “Горе от ума”.

Термин “антитеза” произошел от греческого слова и означает — противоположение. Это стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении образов и понятий. Для писателей девятнадцатого века был существенен сам факт смены одних антитез другими, знаменующий сдвиг в сознании писателя, хотя смысловая контрастность не устраняется: “К добру и злу постыдно равнодушны”, “И ненавидим мы, и любим мы случайно” (“Дума” М Лермонтова).

Уже в названии “Горе от ума” возникает намек на антитезу, так как здравое мышление не допускает, чтобы ум, разум приносили горе.

В художественных образах пьесы Грибоедов отразил объективную правду жизни, создал типический образ “нового человека” — общественного протестанта и борца в типических обстоятельствах его противоречивого исторического времени.

Сюжетную основу “Горя от ума” составил драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь борьбы с миром самодержавия и крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и повседневно наблюдать самое важное, характерное и волнующее явление общественного быта своего времени — борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненных укладов, двух поколений. Используя многообразные возможности антитезы, он художественным произведением решал одновременно и политические, и социальные, и чисто человеческие проблемы, типичные для того времени.

После Отечественной войны 1812 года, во время формирования и подъема общественно-политического и общекультурного движения дворянских революционеров-декабристов, борьба нового, нарождающегося и развивающегося, со старым, отжившим и тормозящим движение вперед, острее всего выража лась в форме именно такого открытого столкновения между молодыми глашатаями “свободной жизни” и воинствующими охранителями ветхозаветных, реакционных порядков, какое изображено в “Горе от ума”.

Грибоедов показал, как планомерно и неудержимо, все более и более обостряясь, нарастает “противуречие” Чацкого с фамусовским обществом, как это общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер политического доноса, — Чацкого объявляют во всеуслышание смутьяном, карбонарием, человеком, покушающимся на “законный” государственный и общественный строй; как, наконец, голос всеобщей ненависти распространяет гнусную сплетню о безумии Чацкого.

В рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, тему рубежа двух эпох — “века нынешнего” и “века минувшего”.

Изображая Чацкого человеком умным и благородным, человеком “возвышенных мыслей” и передовых убеждений, глашатаем “свободной жизни” и ревнителем русской национальной самобытности, Грибоедов решал стоявшую перед прогрессивной русской литературой двадцатых годов проблему создания образа положительного героя. Задачи гражданственной, идейно направленной и общественно действенной литературы в понимании писателем декабристского направления вовсе не сводились лишь к сатирическому обличению порядков и нравов крепостнического общества. Эта литература ставила перед собой и другие не менее важные цели: служить средством революционного общественно-политического воспитания, возбуждать любовь к “общественному благу” и воодушевлять на борьбу с деспотизмом. Эта литература должна была не только клеймить пороки, но и восхвалять гражданские доблести. Грибоедов ответил на оба эти требования, выдвинутые самой жизнью и ходом освободительной борьбы. Изучая действительность как пытливый аналитик, он отразил ее как художник, притом как смелый новатор. Он нарисовал точную и достоверную картину, пользуясь приемами, средствами и красками художественного изображения. Он воплотил смысл подмеченного и изученного им в художественных образах. И от этого нарисованная им картина идейной жизни в декабристскую эпоху оказалась гораздо ярче, глубже, объемнее, нежели мог бы сделать это даже самый внимательный ученый-исследователь.

Сочинение: Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века. А.С.Грибоедов. Горе от ума.

Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века. (А.С.Грибоедов. «Горе от ума».)

Автор: Грибоедов А.С.

Термин “антитеза” произошел от греческого слова и означает — противоположение. Это стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении образов и понятий. Для писателей девятнадцатого века был существенен сам факт смены одних антитез другими, знаменующий сдвиг в сознании писателя, хотя смысловая контрастность не устраняется: “К добру и злу постыдно равнодушны”, “И ненавидим мы, и любим мы случайно” (“Дума” М Лермонтова).

Уже в названии “Горе от ума” возникает намек на антитезу, так как здравое мышление не допускает, чтобы ум, разум приносили горе.

В художественных образах пьесы Грибоедов отразил объективную правду жизни, создал типический образ “нового человека” — общественного протестанта и борца в типических обстоятельствах его противоречивого исторического времени.

Сюжетную основу “Горя от ума” составил драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь борьбы с миром самодержавия и крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и повседневно наблюдать самое важное, характерное и волнующее явление общественного быта своего времени — борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненных укладов, двух поколений. Используя многообразные возможности антитезы, он художественным произведением решал одновременно и политические, и социальные, и чисто человеческие проблемы, типичные для того времени.

После Отечественной войны 1812 года, во время формирования и подъема общественно-политического и общекультурного движения дворянских революционеров-декабристов, борьба нового, нарождающегося и развивающегося, со старым, отжившим и тормозящим движение вперед, острее всего выража лась в форме именно такого открытого столкновения между молодыми глашатаями “свободной жизни” и воинствующими охранителями ветхозаветных, реакционных порядков, какое изображено в “Горе от ума”.

Грибоедов показал, как планомерно и неудержимо, все более и более обостряясь, нарастает “противуречие” Чацкого с фамусовским обществом, как это общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер политического доноса, — Чацкого объявляют во всеуслышание смутьяном, карбонарием, человеком, покушающимся на “законный” государственный и общественный строй; как, наконец, голос всеобщей ненависти распространяет гнусную сплетню о безумии Чацкого.

В рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, тему рубежа двух эпох — “века нынешнего” и “века минувшего”.

Изображая Чацкого человеком умным и благородным, человеком “возвышенных мыслей” и передовых убеждений, глашатаем “свободной жизни” и ревнителем русской национальной самобытности, Грибоедов решал стоявшую перед прогрессивной русской литературой двадцатых годов проблему создания образа положительного героя. Задачи гражданственной, идейно направленной и общественно действенной литературы в понимании писателем декабристского направления вовсе не сводились лишь к сатирическому обличению порядков и нравов крепостнического общества. Эта литература ставила перед собой и другие не менее важные цели: служить средством революционного общественно-политического воспитания, возбуждать любовь к “общественному благу” и воодушевлять на борьбу с деспотизмом. Эта литература должна была не только клеймить пороки, но и восхвалять гражданские доблести. Грибоедов ответил на оба эти требования, выдвинутые самой жизнью и ходом освободительной борьбы. Изучая действительность как пытливый аналитик, он отразил ее как художник, притом как смелый новатор. Он нарисовал точную и достоверную картину, пользуясь приемами, средствами и красками художественного изображения. Он воплотил смысл подмеченного и изученного им в художественных образах. И от этого нарисованная им картина идейной жизни в декабристскую эпоху оказалась гораздо ярче, глубже, объемнее, нежели мог бы сделать это даже самый внимательный ученый-исследователь.

Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века. (А.С.Грибоедов. «Горе от ума».): сочинение

Термин “антитеза” произошел от греческого слова и означает — противоположение. Это стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении образов и понятий. Для писателей девятнадцатого века был существенен сам факт смены одних антитез другими, знаменующий сдвиг в сознании писателя, хотя смысловая контрастность не устраняется: “К добру и злу постыдно равнодушны”, “И ненавидим мы, и любим мы случайно” (“Дума” М Лермонтова).

Уже в названии “Горе от ума” возникает намек на антитезу, так как здравое мышление не допускает, чтобы ум, разум приносили горе.

В художественных образах пьесы Грибоедов отразил объективную правду жизни, создал типический образ “нового человека” — общественного протестанта и борца в типических обстоятельствах его противоречивого исторического времени.

Сюжетную основу “Горя от ума” составил драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь борьбы с миром самодержавия и крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и повседневно наблюдать самое важное, характерное и волнующее явление общественного быта своего времени — борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненных укладов, двух поколений. Используя многообразные возможности антитезы, он художественным произведением решал одновременно и политические, и социальные, и чисто человеческие проблемы, типичные для того времени.

После Отечественной войны 1812 года, во время формирования и подъема общественно-политического и общекультурного движения дворянских революционеров-декабристов, борьба нового, нарождающегося и развивающегося, со старым, отжившим и тормозящим движение вперед, острее всего выража лась в форме именно такого открытого столкновения между молодыми глашатаями “свободной жизни” и воинствующими охранителями ветхозаветных, реакционных порядков, какое изображено в “Горе от ума”.

Грибоедов показал, как планомерно и неудержимо, все более и более обостряясь, нарастает “противуречие” Чацкого с фамусовским обществом, как это общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер политического доноса, — Чацкого объявляют во всеуслышание смутьяном, карбонарием, человеком, покушающимся на “законный” государственный и общественный строй; как, наконец, голос всеобщей ненависти распространяет гнусную сплетню о безумии Чацкого.

В рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, тему рубежа двух эпох — “века нынешнего” и “века минувшего”.

Изображая Чацкого человеком умным и благородным, человеком “возвышенных мыслей” и передовых убеждений, глашатаем “свободной жизни” и ревнителем русской национальной самобытности, Грибоедов решал стоявшую перед прогрессивной русской литературой двадцатых годов проблему создания образа положительного героя. Задачи гражданственной, идейно направленной и общественно действенной литературы в понимании писателем декабристского направления вовсе не сводились лишь к сатирическому обличению порядков и нравов крепостнического общества. Эта литература ставила перед собой и другие не менее важные цели: служить средством революционного общественно-политического воспитания, возбуждать любовь к “общественному благу” и воодушевлять на борьбу с деспотизмом. Эта литература должна была не только клеймить пороки, но и восхвалять гражданские доблести. Грибоедов ответил на оба эти требования, выдвинутые самой жизнью и ходом освободительной борьбы. Изучая действительность как пытливый аналитик, он отразил ее как художник, притом как смелый новатор. Он нарисовал точную и достоверную картину, пользуясь приемами, средствами и красками художественного изображения. Он воплотил смысл подмеченного и изученного им в художественных образах. И от этого нарисованная им картина идейной жизни в декабристскую эпоху оказалась гораздо ярче, глубже, объемнее, нежели мог бы сделать это даже самый внимательный ученый-исследователь.

Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века. (А.С.Грибоедов. «Горе от ума».)

Термин “антитеза” произошел от греческого слова и означает — противоположение. Это стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении образов и понятий. Для писателей девятнадцатого века был существенен сам факт смены одних антитез другими, знаменующий сдвиг в сознании писателя, хотя смысловая контрастность не устраняется: “К добру и злу постыдно равнодушны”, “И ненавидим мы, и любим мы случайно” (“Дума” М Лермонтова).
Уже в названии “Горе от ума” возникает намек на антитезу, так как здравое мышление не допускает, чтобы ум, разум приносили горе.
В художественных образах пьесы Грибоедов отразил объективную правду жизни, создал типический образ “нового человека” — общественного протестанта и борца в типических обстоятельствах его противоречивого исторического времени.
Сюжетную основу “Горя от ума” составил драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь борьбы с миром самодержавия и крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и повседневно наблюдать самое важное, характерное и волнующее явление общественного быта своего времени — борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненных укладов, двух поколений. Используя многообразные возможности антитезы, он художественным произведением решал одновременно и политические, и социальные, и чисто человеческие проблемы, типичные для того времени.
После Отечественной войны 1812 года, во время формирования и подъема общественно-политического и общекультурного движения дворянских революционеров-декабристов, борьба нового, нарождающегося и развивающегося, со старым, отжившим и тормозящим движение вперед, острее всего выража лась в форме именно такого открытого столкновения между молодыми глашатаями “свободной жизни” и воинствующими охранителями ветхозаветных, реакционных порядков, какое изображено в “Горе от ума”.
Грибоедов показал, как планомерно и неудержимо, все более и более обостряясь, нарастает “противуречие” Чацкого с фамусовским обществом, как это общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер политического доноса, — Чацкого объявляют во всеуслышание смутьяном, карбонарием, человеком, покушающимся на “законный” государственный и общественный строй; как, наконец, голос всеобщей ненависти распространяет гнусную сплетню о безумии Чацкого.
В рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, тему рубежа двух эпох — “века нынешнего” и “века минувшего”.
Изображая Чацкого человеком умным и благородным, человеком “возвышенных мыслей” и передовых убеждений, глашатаем “свободной жизни” и ревнителем русской национальной самобытности, Грибоедов решал стоявшую перед прогрессивной русской литературой двадцатых годов проблему создания образа положительного героя. Задачи гражданственной, идейно направленной и общественно действенной литературы в понимании писателем декабристского направления вовсе не сводились лишь к сатирическому обличению порядков и нравов крепостнического общества. Эта литература ставила перед собой и другие не менее важные цели: служить средством революционного общественно-политического воспитания, возбуждать любовь к “общественному благу” и воодушевлять на борьбу с деспотизмом. Эта литература должна была не только клеймить пороки, но и восхвалять гражданские доблести. Грибоедов ответил на оба эти требования, выдвинутые самой жизнью и ходом освободительной борьбы. Изучая действительность как пытливый аналитик, он отразил ее как художник, прито
м как смелый новатор. Он нарисовал точную и достоверную картину, пользуясь приемами, средствами и красками художественного изображения. Он воплотил смысл подмеченного и изученного им в художественных образах. И от этого нарисованная им картина идейной жизни в декабристскую эпоху оказалась гораздо ярче, глубже, объемнее, нежели мог бы сделать это даже самый внимательный ученый-исследователь.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич ГРИБОЕДОВ (1795—1829)
«Горе от ума»

Философское звучание комедии «Горе от ума», общечеловеческий смысл комедии. «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира» (И. А. Гончаров). Комедия «Горе от ума» в оценке А. С. Пушкина. Реализм комедии. Конфликт и его развитие. Чацкий против фамусовского общества. «Мильон терзаний» Чацкого. Ум — ценнейшее качество человека. А разве ушла в прошлое проблема горя от ума? Борьба ума с глупостью длится на протяжении всей истории человечества.

Вопросы для повторения

— Почему комедия названа «Горе от ума»?

— Что разделяет Чацкого и фамусовскую Москву? Что привело Чацкого к разрыву с ней?

— Почему Софья оказалась в лагере противников Чацкого? «Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть» Молчалин?

— Кто распустил слух о сумасшествии Чацкого и почему он так быстро распространился?

— Какие надежды Чацкого оказались иллюзиями и почему? Боролся ли Чацкий за осуществление своих надежд? Какие стороны его характера близки вам? Современен ли Чацкий?

— Почему Софья «не глупая предпочитает дурака умному» (А. С. Грибоедов)?

Чтение наизусть

Темы сочинений по комедии « Горе от ума »

Нравственный облик и жизненные идеалы Чацкого.

«Мильон терзаний» Чацкого.

Чацкий и Софья. Значение их образов в комедии.

Чацкий против фамусовского общества.

Москва в изображении Грибоедова.

Чацкий и фамусовская Москва.

«Горе от ума» Грибоедова — комедия на века.

«В группе 20 лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва» (И. А. Гончаров).

Чацкий и Молчалин.

Сцена бала в комедии Грибоедова «Горе от ума» и ее роль в пьесе.

«Почему не состарился до сих пор. грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия?» (И. А. Гончаров).

Чацкий и Онегин: кто значительнее?

Декабристская направленность комедии Грибоедова «Горе от ума».

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. » (Нина Чавчавадзе).

Чацкий и Фамусов.

Чтение и рецензирование сочинений , определение жанра

1. «Почему не состарился до сих пор. грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия?» (И. А. Гончаров).

«Почему не состарился до сих пор. грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия?» (И. А. Гончаров)

Природа-мать! когда б
таких людей
Ты иногда не посылала
миру,
Заглохла б нива жизни.

А. С. Грибоедов — один из гениев земли русской, писатель, дипломат, композитор. Чтобы прославиться, ему не нужно было писать десяток произведений. Благодаря всего лишь одной комедии «Горе от ума» его имя стало известно.

Почему же спустя два века комедия, а вместе с ней и ее главный герой не только не состарились, но и продолжают пользоваться возрастающим интересом? В чем же ее бессмертие?

Как мне кажется, поистине бессмертной ее делает образ Чацкого. Его образ можно связать с передовыми людьми как того времени, так и настоящего.

Ворвавшись в сонную тишину фамусовского дома, Чацкий становится неуместен в нем. Там не нужны его искренние чувства, его страстная любовь и вера:

Чуть свет — уж на ногах! и я у ваших ног.

Осуждение лживой морали фамусовского общества, наигран-ность их речей делают Чацкого «опасным человеком». Чацкий осуждает общество, «где тот и славится, чья чаще гнулась шея». Разве это не характерно порой для нашего времени?

Ум — это ценнейшее качество человека. А разве ушла в прошлое проблема горя от ума? Комедия «Горе от ума» убеждает нас в этом. Борьба ума с глупостью длится на протяжении всей истории человечества. Как много можно привести примеров, когда над умом и справедливостью одерживает победу глупость и невежество.

Комедию «Горе от ума» нельзя не назвать злободневной, так как главная проблема, поставленная в ней, до сих пор не теряет своей остроты. Это отметил И. А. Гончаров спустя 50 лет после создания произведения в своем критическом этюде «Мильон терзаний»: «Но пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать и «награжденья брать и весело пожить», пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать не как пороки, а как стихии общественной жизни, — до тех пор, конечно, будут мелькать и в современном обществе черты Фамусовых, Молчалиных и других. »

Эти слова критика не потеряли свою актуальность, хотя и написаны больше века назад. До сих пор мы наблюдаем борьбу между старым и новым, застоявшимся и передовым, пошлым и высоким.

За что же борется Чацкий? В образе главного героя автор показал человека, вступившего на путь борьбы с ложью и пошлостью. В Чацком Грибоедов показал не только героя своего времени, но и дал образ борца за свободу и правду. Разрыв Чацкого с фамусовским обществом произошел потому, что он мог служить, а не прислуживаться:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Он беспощадно клеймит позором «мучителей толпу»:

Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!

Александр Андреевич Чацкий посвящает себя искусству, науке, отказывается от чинов, ненавидит «негодяев знатных».

Вслед за Гончаровым в конце XX века и мы можем сказать, что комедия не потеряла своей актуальности. Ее образы поражают жизненностью и осязаемостью. Через написанное рукой величайшего мастера мы чувствуем вокруг себя тупых скалозубов, подлецов молчалиных, блаженствующих Фамусовых.

Если бы Чацкий только боролся против крепостного права, вряд ли комедия имела успех в наше время. Чацкий осуждает и неправый суд, который защищает людей, имеющих власть и деньги: «А судьи кто?»

По словам Гончарова, «Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств, — все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого. ».

В образе Чацкого заключена огромная обобщающая сила, поэтому Гончаров и отнес его к вечным проявлениям бунтующей в человечестве энергии обновления.

Как истинно великое произведение, классическая комедия Грибоедова «Горе от ума» ставит проблемы надвременные. Написанное около двух веков назад, произведение поднимает актуальные проблемы. И главный герой комедии волнует нас и вдохновляет своей стойкостью, мужеством и оптимизмом.

Но я считаю, что не только содержание дает комедии связь с нашим временем. Разве не стали нарицательными имена главных героев? А как часто мы употребляем выражения из комедии, ставшие крылатыми: «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?», «Ба! знакомые все лица. ». В своем произведении Грибоедов с величайшим мастерством соединил разговорный язык с литературным, простонародный — с лексикой образованного дворянства.

Глубина изображения жизни, яркая типичность образов, меткий и живой язык, оригинальность жанра и композиции — все это обеспечило долголетие комедии и бессмертие ее талантливого создателя.

Комедия «Горе от ума» является одним из памятников мировой культуры, «вечной книгой», ярчайшим художественным документом эпохи декабризма. По выходе в свет комедия была признана моментально, и пророческие слова А. Бестужева: «Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее среди первых творений народных» — казались излишне экзальтированными. Но замечательным качеством комедии оказалось то, что полифонизм ее содержания становился все ощутимее с ходом времени, почему и «не состарился до сих пор. грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия».

Рецензия. В сочинении по комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова на фактическом материале комедии убедительно показано, что главным критерием формирования человека как личности является его высокая идейная убежденность, а мерилом ценности личности являются его духовное богатство, патриотизм, служение Отечеству.

В сочинении доказана незаурядность Чацкого, говорится о значении образа героя комедии Грибоедова для современности. Суждения автора сочинения самостоятельны, глубоки.

Я — Чацкий

(По комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова)

Кто так чувствителен, и весел,
и остер, как Александр Андреич Чацкий!

Я — человек, которого приняли за сумасшедшего, и человек, который все-таки прав!

Нет, я не утверждаю, что объявившие меня сумасшедшим («Он не в своем уме», «Безумный по всему», «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений») не правы во всем, но в большинстве случаев они умышленно возводят напраслину или глубоко заблуждаются.

Что меня привело в дом Фамусова — так это любовь к Софье:

Чуть свет — уж на ногах! и я у ваших ног.
Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря,
Верст больше семисот пронесся, ветер, буря.

Но когда я узнал, что Софья любит другого, то вместо того чтобы добиваться ее взаимности, ссылаясь на давнюю любовь к ней, я стараюсь объяснить Софье ее страшное заблуждение.

Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит!
Тут в пору карточку вотрет!
В нем Загорецкий не умрет!
Вы давече его мне исчисляли свойства.
Но многие забыли? — да?

И наконец, поговорив с самим Молчалиным, я убедился, что Софья на многое в жизни смотрит его глазами.

С такими чувствами, с такой душой любим.

И вот я одинок. Но я освободился от иллюзий по отношению к Софье.

Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.

Я разглядел своих многоликих врагов, еще лучше осознал свои цели.

Я долго путешествовал и думал, что знаю людей, их мысли, их думы. Ан нет.

Мечтанья с глаз долой — и спала пелена.

В кругу Фамусова говорят только о чинах, деньгах, достижениях, осуждают науку:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина.
. Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.
Женятся по расчету:
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячи две родовых —
Тот и жених.
Все это неприемлемо для меня.

Вот поэтому каждое новое лицо, которое появляется в комедии, становится по отношению ко мне во враждебную позицию, и страшно злословят не только те, которые имели прямые столкновения со мной, но и лица, ни разу со мной не говорившие:

. Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых.
И мне остается единственное:
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок.

Рецензия. Сочинение-эссе интересно по форме — взглядом на Чацкого как бы изнутри. Очень личностное, яркое, взволнованное.

Современное прочтение классики

Новейшие публикации по А. С. Грибоедову

Велагин А. П. А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: Прочитаем вместе. — М.: Просвещение, 1991. — С. 24.

Струве П. Б. Лицо и гений Грибоедова // Литература в школе. — 1994. — № 1.

Баженов А. К тайне «горя»: Идеи и образы комедии «Горе от ума» // Литература в школе. — 1996. — № 4, 5.

Ланщиков А. И. «Горе от ума» как зеркало русской жизни // Литература в школе. — 1997. — № 5.

Сатира «Горя от ума» (ЕГЭ по литературе)

Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума», завершенная в 1824 году (накануне декабрьского восстания), сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания нескольких поколения в России. Жанр произведения определен драматургом как комедия, что предусматривает непременное наличие сатиры.

Сатира – они из видов комического, призванный бороться с пороками человечества посредством их усиления. «Ничто не поражает порок так, как смех», – заметил в этой связи Н. В. Гоголь. Через бытовой сюжет Грибоедов показал не только нравственное и моральное состояние русского общества того времени, но и нарисовал портрет общественно-политической жизни страны.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» представляет собой сатиру на московское дворянское общество первой четверти XIX века в России. Драматург довольно ярко и красочно высмеивает главные пороки современного ему консервативного дворянства: слепое подражание Западу, чинопочитание, ненависть к посвящению, зависимость от чужого мнения, власть авторитетов, карьеризм… В пьесе такое консервативное общество состоит из Фамусова и всех представляй «века минувшего». Одним из наиболее важных пороков московского дворянства в комедии «Горе от ума» является чинопочитание и угодничество. Отрицательный персонаж пьесы Молчалин дошел до того, что уверен, будто угождать надо не только «всем людям без изъятья», но даже «собаке дворника, чтоб ласкова была». Подобную жизненную позицию ему подсказал его отец, и в этом, как и в самой позиции, также проскальзывает комизм. Этим стремлением к угодничеству и желание получить расположение высшепоставленных людей и продиктован его роман с дочерью Фамусов Софьей: «И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека…». Любовь к чинопочитанию также питает один из многочисленных внесценических персонажей Максим Петрович, который «не то на серебре, не то на золоте едал», был «век при дворе», ездил цугом, имел много орденов и медалей. Но все это и расположение государыни Екатерины он получил не упорным трудом, а угодничеством, превратившись в шута, который постоянно падал при виде императрицы чтобы рассмешить ее. Зато после этого, получив расположение Екатерины, он и «слышит при дворе приветливое слово», и «в чины выводит и пенсии дает». «А? как по-ващему? по-нашему – смышлен», – отзывается о нем Павел Афанасьевич Фамусов. Пример Максима Петровича становится руководством к действию для молодого поколения дворян, в частности для Молчалина. Он всегда оказывается в нужное время в нужном месте, и угождает практически всем: «Там моську вовремя погладит, тут в пору карточку вотрет…»

Из чинопочитания вытекает другой порок фамусовского общества – карьеризм.

Власть авторитетов и общественного мнения царит в фамусовском обществе, и это наглядно показано в пьесе. Во всех жизненных ситуациях главное «что станет говорить Княгиня Марья Алексеевна». Устами Чацкого Грибоедов делает очень меткое замечание по этому поводу, спрашивая, где эти «отечества отцы, которых мы должны принять за образцы» и сам же отвечая, что все они нашли защиту в родстве и друзьях. Таким образом авто показывает, что все строится на родственных связях и в фамсуовской Москве процветает «кумовство».

Представители «века минувшего» стремятся к слепому подражанию Западу, в фамусовском обществе практически нет ничего русского, оно преклоняется перед всем иностранным («Дверь отперта для званых и не званых, особенно их иностранных»), особенно перед французским. Поэтому неудивительно, что «французик из Бордо», ехавший «в Россию, к варварам, со страхом и слезами», по приезде стал чувствовать себя «маленьким царьком», не найдя в России «ни слова русского, ни русского лица». Презрение ко всему русскому сочетается в фамусовском обществе с полным невежеством и отрицанием просвещения. Фамусов прямо говорит: «Ученье – вот чума, ученость – вот причина», «забрать все книги бы да сжечь» и, вероятнее всего, имеет ввиду университеты, против которых в то время начались гонения. Стремление за всем французским привело к тому, что теперь в Росси господствует «смешенье языков: французского с нижегородским».

Итак, в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» драматург детально изобразил московское дворянство первой четверти XIX века в России, обнажив все его пороки и высмеяв их. «Горе от ума» стало толчок для последюущих писателей. Критика светского общества и высмеивание его пороков также хорошо описаны в романе в стихах А. С. Пушикна «Евгений Онегин», в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор», в комедиях А. Н. Островского…

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id62699

Читайте также:  Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века. А.С.Грибоедов. Горе от ума.
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 10:34:46 27 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 23 Комментариев: 12 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать