«Ах, Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевана!» (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»): сочинение

Грибоедов а. с. – «ах, боже мой! что станет говорить княгиня марья алексеевана!»

В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И это с такою художественною, объективною законченностью и определенностью, какая далась у нас только Пушкину и Гоголю.

Произведением, прославившим имя Александра Сергеевича Грибоедова, стала его комедия «Горе от ума». Причины ее небывалого, триумфального успеха заключаются в том, что в ней нашли живой отклик потребности читающей России, в том, что проблема, затронутая писателем, касалась практически всех сторон общественной жизни и была в высшей степени злободневной. Автор с огромным мастерством раскрыл основной конфликт российской действительности: конфликт расколотого на две части общества, где консервативному большинству стремится противостоять горстка вольнодумцев, требующих перемен.

В произведении перед нами предстает весь многообразный мир московского общества с его нравами, привычками, традициями. Всего на сцене появляются или же упоминаются более пятидесяти лиц. У всех своя жизнь, свои желания и стремления, свои амбиции и страсти. И весь этот пестрый и многоликий мир объединяется лишь в рамках основной проблемы — раздвоенности дворянской России.

Так, прогрессивно настроенному Чацкому в комедии противостоит все общество, собравшееся в доме Фамусова, общество, каждый член которого является типичным выразителем московских нравов. Они не только придерживаются отсталых, ложных представлений о жизни, но и образуют организованное, сплоченное единство, направленное против общего врага — прогресса и просвещения. В этом обществе слабость, глупость и беспомощность отдельных людей преодолеваются общностью всех, подчиненностью одной цели. За внешним комизмом ситуаций и диалогов проступает зловещие очертания этого круга. Здесь мы встречаем и льстивого, услужливого Молчалина, не смеющего «свое суждение иметь» и стремящегося любыми способами приблизиться к знатному обществу; и дамского угодника, лжеца и сплетника Загорецкого, о Котором Платон Михайлович говорит, что:

. человек он светский,

Отъявленный мошенник, плут.

При нем остерегись: переносить горазд;

И в карты не садись: продаст.

В характеристике Антона Антоновича как «светского» человека прослеживается определение всего светского общества, в чем-то сходного с самим Загорецким. То есть он — типичный представитель такого общества.

Мелочность стремлений представителей Московского общества проявляется и в образе княгини Тугоуховской, которая желает лишь поскорее и поудачнее выдать замуж своих шестерых дочерей. Да и сами княжны вместе с графиней-внучкой, «поющие верхние нотки и льнущие к военным людям», умеют лишь «принарядить себя тафтицей, бархатцем и дымкой».

Жалким выглядит и «муж-мальчик, муж-слуга, идеал московских мужей» Горич, находящийся под башмаком у притворной, жеманной светской супруги.

Неприглядным пережитком прошлого века выглядит и Хле-стова, со своей моськой и арапкой-девочкой.

Не удивительно, что такие мелочные, низкие люди выбирают своим оружием в борьбе с Чацким нелепую сплетню о его сумасшествии. Платон Михайлович, стремясь разрушить эту сплетню, задает естественный вопрос: «Кто первый разгласил?» И в ответе его жены: «Ах, друг мой, все» кроется жизненная логика всего связанного между собой общества. Здесь ложь, если ее повторяют все, становится правдой. В этой сплоченности общество чувствует свою силу.

Однако сила и нерушимость фамусовского мира призрачны. Барская Москва предстает перед нами разобщенной и обеспокоенной. Все гости Фамусова недовольны друг другом, в их отношениях прослеживается зависть, желание выделиться, подчинить себе остальных. Они уже ощущают скорый конец «века покорности и страха». А их отрицание всего нового, их стремление оклеветать и очернить просвещенного человека — лишь жалкие усилия, неминуемо обреченные на провал.

Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!

В письме к П. А. Катенину Грибоедов пишет о Чацком: “Кто-то со злости выдумал, что он сумасшедший, никто не поверил, и все повторяют…” Действительно, в развитии комедии “Горе от ума” очень важную роль играет выдумка о сумасшествии Чацкого. Но почему из одного слова вырос такой скандал? Чтобы понять это, надо рассмотреть жизнь и мораль фамусовского общества.
В своей комедии “Горе от ума” Грибоедов изобразил только один день из жизни московского светского общества. Однако скольких людей успели обсудить за это время в доме Фамусова! Это и все родственники Софьи, и Молчалин, и Загорецкий, и Скалозуб, и Кузьма Петрович, и покойник дядя Максим Петрович, и, конечно же, сам Чацкий. С самого утра Софья и Лиза обсуждают его, при этом Софья говорит, что он “пересмеять умеет всех”. Уже из этого видно, как важна для людей этого общества оценка со стороны. Молчалин же прямо говорит об этом: “Ах! злые языки страшнее пистолета”.
Поэтому молва является главным оружием этих людей, с ее помощью они могут изгнать неугодных из своего круга, как они сделали с Чацким. Молва также заменяет им память о прошлом, память о человеке, о его делах. Люди живут только для того, “чтобы все о них прискорбно поминали”.
Однако молва – это не только их память и оружие, но и просто их главное занятие. Ведь чем занимаются люди фамусовского общества – в основном болтают (Репетилов: “Всю ночь толкуют, не наскучит”.). О других они знают все: их средства, историю жизни, сплетни об их родственниках и так далее (Хлестова: “Уж чужих имений мне не знать?”), но за этими стараниями знать все о других они не могут и просто не успевают узнать и понять себя, понять, зачем они живут, и им остается жить только ради молвы, потому что иначе молва оборачивается против них самих.
Люди фамусовского общества попадают в круговорот: каждый из них одновременно является творцом молвы и ее рабом, так как все, что он ни делает, он делает ради молвы, иначе молва его покарает. Перед молвой склоняются все и вся. Молва их царь и бог. Ради нее забывается даже дружба. Репетилов, который точно знает, чтоЧацкий не сумасшедший, сначала пытается отбиться от молвы, называя ее “химерами” и “дичью”, но когда узнает, что “это так гласно”, замолкает.
На молву работают все в этом обществе. К услышанному слову каждый добавляет свое.
Х л е с т о в а. Шампанское стаканами тянул.
Н а т а л ь я Д м и т р и е в н а. Бутылками-с, и пребольшими.
З а г о р е ц к и й. Нет-с, бочками сороковыми.
И вот молва растет, как снежный ком, и этим комом сбивает не только Чацкого, но и Софью, Молчалина, Фамусова и т. д.
Итак, молва царствует в фамусовском обществе, а так как женщины все же больше любят болтать и судачить, чем мужчины, то у них оказывается больше привилегий, и именно они оказываются ближайшими приспешниками молвы. Поэтому царство молвы можно назвать также женским царством.
Действительно, роль женщин в развитии интриги преобладает. Инициатива выдумки исходит от женщины (Софья), и полное ее принятие и подтверждение тоже исходит от женщины (княжна: “Про это знает целый свет!”). Женщины властвуют над мужчинами не только на словах, они полностью повелевают ими: “Мой ангел, Бога ради от двери дальше отойди!” И даже не так ласково: “Графиня гневаться изволит”.
Апофеоз этих двух проблем, проблемя молвы и проблемя женского царства, воплощается как раз в цитате, вынесенной в название темы. Фамусова волнует не поступок его дочери, а только то, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”. Его волнует именно молва, молва, исходящая от женщины. По-моему, комедию “Горе от ума” можно было бы назвать также “горе от молвы”, потому что героям комедии молва принесла горя не меньше, чем ум, а, пожалуй, даже больше, так как от молвы пострадал не только Чацкий, но и все остальные персонажи. О них о всех “станет говорить княгиня Марья Алексевна”.

Читайте также:  Переводческое и музыкальное творчество Грибоедова: сочинение

Сочинение по литературе на тему: Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!

Другие сочинения:

“Ах, Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевана!” (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И это с такою художественною, объективною законченностью и определенностью, какая далась у нас только Пушкину и Гоголю. Read More .

Станет истина моя – О. Мандельштам Поиск ответа на вопрос, вынесенный в эпиграф сочинения, проходит через все многогранное творчество поэта и его нелегкую судьбу. Осип Мандельштам проявил большой талант и мастерство во многих литературных жанрах. Он и поэт, и прозаик, очеркист, эссеист, переводчик, литературный критик… Но Read More .

Княгиня Трубецкая в поэме Н. А. Некрасова “Русские женщины” Н. А. Некрасов одним из первых обратился к теме декабристов. В своей поэме “Русские женщины” он рассказал о героическом поступке жен декабристов, сосланных в Сибирь на каторгу. Следуя за мужьями, эти женщины оставляли удобную богатую жизнь, покидали родных и близких, Read More .

“Я научила женщин говорить…” (по поэзии А. Ахматовой) Начало XX века в русской культуре было временем невероятного, фантастического взлета поэтического искусства. Как будто обнаружились скрытые ранее источники, питающие Кастальский ключ, дающий вдохновение. Разнообразие поэтических школ, имен, стилей и тем было огромно. Не все выдержало проверку временем. Но есть Read More .

Истину царям с улыбкой говорить Гаврила Романович Державин – крупнейший поэт XVIII в., один из последних представителей русского классицизма. Творчество Державина глубоко противоречиво. Раскрывая возможности классицизма, он в то же время разрушал его, прокладывая путь романтической и реалистической поэзии. Поэтическое творчество Державина обширно и в Read More .

Княгиня Трубецкая (Русские женщины Некрасов Н. А.) Княгиня Трубецкая Характеристика литературного героя Н. А. Некрасов написал поэму “Русские женщины. Княгиня Трубецкая”, которая рассказывает о самоотверженной жене декабриста, последовавшей за мужем в ссылку. Таким женщинам нужно отдать честь за их мужество и отвагу, ведь не каждая стремилась бы Read More .

Почему можно говорить, что Базаров и Раскольников – герои одной эпохи? Базаров и Раскольников – персонажи, “принадлежащие” разным писателям и разным книгам. Однако их смело можно назвать “героями одной эпохи”. Оба они существуют и действуют в 60-ые годы 19 века. Несомненно, что Раскольников и Базаров порождены и принадлежат этому времени, являются Read More .

Княжна Марья Болконская и Наташа Ростова в романе “Война и мир” Княжна Марья Болконская во многом не похожа на Наташу Ростову. В то время как Наташа живет преимущественно сердцем, княжна Марья, привыкшая к одиночеству, любит размышлять. Насколько Наташа жизнерадостна и экспансивна, настолько княжна Марья робка и сдержанна. Наташа ищет личного счастья, Read More .

««Ах, Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевана!» (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)»

В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И это с такою художественною, объективною законченностью и определенностью, какая далась у нас только Пушкину и Гоголю.

Произведением, прославившим имя Александра Сергеевича Грибоедова, стала его комедия «Горе от ума». Причины ее небывалого, триумфального успеха заключаются в том, что в ней нашли живой отклик потребности читающей России, в том, что проблема, затронутая писателем, касалась практически всех сторон общественной жизни и была в высшей степени злободневной. Автор с огромным мастерством раскрыл основной конфликт российской действительности: конфликт расколотого на две части общества, где консервативному большинству стремится противостоять горстка вольнодумцев, требующих перемен.

В произведении перед нами предстает весь многообразный мир московского общества с его нравами, привычками, традициями. Всего на сцене появляются или же упоминаются более пятидесяти лиц. У всех своя жизнь, свои желания и стремления, свои амбиции и страсти. И весь этот пестрый и многоликий мир объединяется лишь в рамках основной проблемы — раздвоенности дворянской России.

Так, прогрессивно настроенному Чацкому в комедии противостоит все общество, собравшееся в доме Фамусова, общество, каждый член которого является типичным выразителем московских нравов. Они не только придерживаются отсталых, ложных представлений о жизни, но и образуют организованное, сплоченное единство, направленное против общего врага — прогресса и просвещения. В этом обществе слабость, глупость и беспомощность отдельных людей преодолеваются общностью всех, подчиненностью одной цели. За внешним комизмом ситуаций и диалогов проступает зловещие очертания этого круга. Здесь мы встречаем и льстивого, услужливого Молчалина, не смеющего «свое суждение иметь» и стремящегося любыми способами приблизиться к знатному обществу; и дамского угодника, лжеца и сплетника Загорецкого, о Котором Платон Михайлович говорит, что:

. человек он светский,

Отъявленный мошенник, плут.

Читайте также:  Два героя Чацкий и Репетилов: сочинение

При нем остерегись: переносить горазд;

И в карты не садись: продаст.

В характеристике Антона Антоновича как «светского» человека прослеживается определение всего светского общества, в чем-то сходного с самим Загорецким. То есть он — типичный представитель такого общества.

Мелочность стремлений представителей Московского общества проявляется и в образе княгини Тугоуховской, которая желает лишь поскорее и поудачнее выдать замуж своих шестерых дочерей. Да и сами княжны вместе с графиней-внучкой, «поющие верхние нотки и льнущие к военным людям», умеют лишь «принарядить себя тафтицей, бархатцем и дымкой».

Жалким выглядит и «муж-мальчик, муж-слуга, идеал московских мужей» Горич, находящийся под башмаком у притворной, жеманной светской супруги.

Неприглядным пережитком прошлого века выглядит и Хле-стова, со своей моськой и арапкой-девочкой.

Не удивительно, что такие мелочные, низкие люди выбирают своим оружием в борьбе с Чацким нелепую сплетню о его сумасшествии. Платон Михайлович, стремясь разрушить эту сплетню, задает естественный вопрос: «Кто первый разгласил?» И в ответе его жены: «Ах, друг мой, все» кроется жизненная логика всего связанного между собой общества. Здесь ложь, если ее повторяют все, становится правдой. В этой сплоченности общество чувствует свою силу.

Однако сила и нерушимость фамусовского мира призрачны. Барская Москва предстает перед нами разобщенной и обеспокоенной. Все гости Фамусова недовольны друг другом, в их отношениях прослеживается зависть, желание выделиться, подчинить себе остальных. Они уже ощущают скорый конец «века покорности и страха». А их отрицание всего нового, их стремление оклеветать и очернить просвещенного человека — лишь жалкие усилия, неминуемо обреченные на провал.

Сочинение: Грибоедов а. с. – ах боже мой что станет говорить княгиня марья алексеевана

Грибоедов а. с. – ах боже мой что станет говорить княгиня марья алексеевана

В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И это с такою художественною, объективною законченностью и определенностью, какая далась у нас только Пушкину и Гоголю.

Произведением, прославившим имя Александра Сергеевича Грибоедова, стала его комедия «Горе от ума». Причины ее небывалого, триумфального успеха заключаются в том, что в ней нашли живой отклик потребности читающей России, в том, что проблема, затронутая писателем, касалась практически всех сторон общественной жизни и была в высшей степени злободневной. Автор с огромным мастерством раскрыл основной конфликт российской действительности: конфликт расколотого на две части общества, где консервативному большинству стремится противостоять горстка вольнодумцев, требующих перемен.

В произведении перед нами предстает весь многообразный мир московского общества с его нравами, привычками, традициями. Всего на сцене появляются или же упоминаются более пятидесяти лиц. У всех своя жизнь, свои желания и стремления, свои амбиции и страсти. И весь этот пестрый и многоликий мир объединяется лишь в рамках основной проблемы – раздвоенности дворянской России.

Так, прогрессивно настроенному Чацкому в комедии противостоит все общество, собравшееся в доме Фамусова, общество, каждый член которого является типичным выразителем московских нравов. Они не только придерживаются отсталых, ложных представлений о жизни, но и образуют организованное, сплоченное единство, направленное против общего врага – прогресса и просвещения. В этом обществе слабость, глупость и беспомощность отдельных людей преодолеваются общностью всех, подчиненностью одной цели. За внешним комизмом ситуаций и диалогов проступает зловещие очертания этого круга. Здесь мы встречаем и льстивого, услужливого Молчалина, не смеющего «свое суждение иметь» и стремящегося любыми способами приблизиться к знатному обществу; и дамского угодника, лжеца и сплетника Загорецкого, о Котором Платон Михайлович говорит, что:

. человек он светский,

Отъявленный мошенник, плут.

При нем остерегись: переносить горазд;

И в карты не садись: продаст.

В характеристике Антона Антоновича как «светского» человека прослеживается определение всего светского общества, в чем-то сходного с самим Загорецким. То есть он – типичный представитель такого общества.

Мелочность стремлений представителей Московского общества проявляется и в образе княгини Тугоуховской, которая желает лишь поскорее и поудачнее выдать замуж своих шестерых дочерей. Да и сами княжны вместе с графиней-внучкой, «поющие верхние нотки и льнущие к военным людям», умеют лишь «принарядить себя тафтицей, бархатцем и дымкой».

Жалким выглядит и «муж-мальчик, муж-слуга, идеал московских мужей» Горич, находящийся под башмаком у притворной, жеманной светской супруги.

Неприглядным пережитком прошлого века выглядит и Хле-стова, со своей моськой и арапкой-девочкой.

Не удивительно, что такие мелочные, низкие люди выбирают своим оружием в борьбе с Чацким нелепую сплетню о его сумасшествии. Платон Михайлович, стремясь разрушить эту сплетню, задает естественный вопрос: «Кто первый разгласил?» И в ответе его жены: «Ах, друг мой, все» кроется жизненная логика всего связанного между собой общества. Здесь ложь, если ее повторяют все, становится правдой. В этой сплоченности общество чувствует свою силу.

Однако сила и нерушимость фамусовского мира призрачны. Барская Москва предстает перед нами разобщенной и обеспокоенной. Все гости Фамусова недовольны друг другом, в их отношениях прослеживается зависть, желание выделиться, подчинить себе остальных. Они уже ощущают скорый конец «века покорности и страха». А их отрицание всего нового, их стремление оклеветать и очернить просвещенного человека – лишь жалкие усилия, неминуемо обреченные на провал.

Грибоедов а. с. – ах боже мой что станет говорить княгиня марья алексеевана

Название: Грибоедов а. с. – ах боже мой что станет говорить княгиня марья алексеевана
Раздел: Остальные рефераты
Тип: сочинение Добавлен 09:22:08 12 октября 2010 Похожие работы
Просмотров: 4 Комментариев: 5 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать
Категория: Разное
Тип: Сочинение
Размер: 8.1кб.
скачать

В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И это с такою художественною, объективною законченностью и определенностью, какая далась у нас только Пушкину и Гоголю.
И. А. Гончаров

Произведением, прославившим имя Александра Сергеевича Грибоедова, стала его комедия «Горе от ума». Причины ее небывалого, триумфального успеха заключаются в том, что в ней нашли живой отклик потребности читающей России, в том, что проблема, затронутая писателем, касалась практически всех сторон общественной жизни и была в высшей степени злободневной. Автор с огромным мастерством раскрыл основной конфликт российской действительности: конфликт расколотого на две части общества, где консервативному большинству стремится противостоять горстка вольнодумцев, требующих перемен.
В произведении перед нами предстает весь многообразный мир московского общества с его нравами, привычками, традициями. Всего на сцене появляются или же упоминаются более пятидесяти лиц. У всех своя жизнь, свои желания и стремления, свои амбиции и страсти. И весь этот пестрый и многоликий мир объединяется лишь в рамках основной проблемы – раздвоенности дворянской России.
Так, прогрессивно настроенному Чацкому в комедии противостоит все общество, собравшееся в доме Фамусова, общество, каждый член которого является типичным выразителем московских нравов. Они не только придерживаются отсталых, ложных представлений о жизни, но и образуют организованное, сплоченное единство, направленное против общего врага – прогресса и просвещения. В этом обществе слабость, глупость и беспомощность отдельных людей преодолеваются общностью всех, подчиненностью одной цели. За внешним комизмом ситуаций и диалогов проступает зловещие очертания этого круга. Здесь мы встречаем и льстивого, услужливого Молчалина, не смеющего «свое суждение иметь» и стремящегося любыми способами приблизиться к знатному обществу; и дамского угодника, лжеца и сплетника Загорецкого, о Котором Платон Михайлович говорит, что:

. человек он светский,
Отъявленный мошенник, плут.
При нем остерегись: переносить горазд;
И в карты не садись: продаст.

В характеристике Антона Антоновича как «светского» человека прослеживается определение всего светского общества, в чем-то сходного с самим Загорецким. То есть он – типичный представитель такого общества.
Мелочность стремлений представителей Московского общества проявляется и в образе княгини Тугоуховской, которая желает лишь поскорее и поудачнее выдать замуж своих шестерых дочерей. Да и сами княжны вместе с графиней-внучкой, «поющие верхние нотки и льнущие к военным людям», умеют лишь «принарядить себя тафтицей, бархатцем и дымкой».
Жалким выглядит и «муж-мальчик, муж-слуга, идеал московских мужей» Горич, находящийся под башмаком у притворной, жеманной светской супруги.
Неприглядным пережитком прошлого века выглядит и Хле-стова, со своей моськой и арапкой-девочкой.
Не удивительно, что такие мелочные, низкие люди выбирают своим оружием в борьбе с Чацким нелепую сплетню о его сумасшествии. Платон Михайлович, стремясь разрушить эту сплетню, задает естественный вопрос: «Кто первый разгласил?» И в ответе его жены: «Ах, друг мой, все» кроется жизненная логика всего связанного между собой общества. Здесь ложь, если ее повторяют все, становится правдой. В этой сплоченности общество чувствует свою силу.
Однако сила и нерушимость фамусовского мира призрачны. Барская Москва предстает перед нами разобщенной и обеспокоенной. Все гости Фамусова недовольны друг другом, в их отношениях прослеживается зависть, желание выделиться, подчинить себе остальных. Они уже ощущают скорый конец «века покорности и страха». А их отрицание всего нового, их стремление оклеветать и очернить просвещенного человека – лишь жалкие усилия, неминуемо обреченные на провал.

Сочинение Грибоедов А.С. – Горе от ума

Тема: – «Ах, Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевана!» (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И это с такою художественною, объективною законченностью и определенностью, какая далась у нас только Пушкину и Гоголю.

Произведением, прославившим имя Александра Сергеевича Грибоедова, стала его комедия «Горе от ума». Причины ее небывалого, триумфального успеха заключаются в том, что в ней нашли живой отклик потребности читающей России, в том, что проблема, затронутая писателем, касалась практически всех сторон общественной жизни и была в высшей степени злободневной. Автор с огромным мастерством раскрыл основной конфликт российской действительности: конфликт расколотого на две части общества, где консервативному большинству стремится противостоять горстка вольнодумцев, требующих перемен.

В произведении перед нами предстает весь многообразный мир московского общества с его нравами, привычками, традициями. Всего на сцене появляются или же упоминаются более пятидесяти лиц. У всех своя жизнь, свои желания и стремления, свои амбиции и страсти. И весь этот пестрый и многоликий мир объединяется лишь в рамках основной проблемы — раздвоенности дворянской России.

Так, прогрессивно настроенному Чацкому в комедии противостоит все общество, собравшееся в доме Фамусова, общество, каждый член которого является типичным выразителем московских нравов. Они не только придерживаются отсталых, ложных представлений о жизни, но и образуют организованное, сплоченное единство, направленное против общего врага — прогресса и просвещения. В этом обществе слабость, глупость и беспомощность отдельных людей преодолеваются общностью всех, подчиненностью одной цели. За внешним комизмом ситуаций и диалогов проступает зловещие очертания этого круга. Здесь мы встречаем и льстивого, услужливого Молчалина, не смеющего «свое суждение иметь» и стремящегося любыми способами приблизиться к знатному обществу; и дамского угодника, лжеца и сплетника Загорецкого, о Котором Платон Михайлович говорит, что:

. человек он светский,

Отъявленный мошенник, плут.

При нем остерегись: переносить горазд;

И в карты не садись: продаст.

В характеристике Антона Антоновича как «светского» человека прослеживается определение всего светского общества, в чем-то сходного с самим Загорецким. То есть он — типичный представитель такого общества.

Мелочность стремлений представителей Московского общества проявляется и в образе княгини Тугоуховской, которая желает лишь поскорее и поудачнее выдать замуж своих шестерых дочерей. Да и сами княжны вместе с графиней-внучкой, «поющие верхние нотки и льнущие к военным людям», умеют лишь «принарядить себя тафтицей, бархатцем и дымкой».

Жалким выглядит и «муж-мальчик, муж-слуга, идеал московских мужей» Горич, находящийся под башмаком у притворной, жеманной светской супруги.

Неприглядным пережитком прошлого века выглядит и Хле-стова, со своей моськой и арапкой-девочкой.

Не удивительно, что такие мелочные, низкие люди выбирают своим оружием в борьбе с Чацким нелепую сплетню о его сумасшествии. Платон Михайлович, стремясь разрушить эту сплетню, задает естественный вопрос: «Кто первый разгласил?» И в ответе его жены: «Ах, друг мой, все» кроется жизненная логика всего связанного между собой общества. Здесь ложь, если ее повторяют все, становится правдой. В этой сплоченности общество чувствует свою силу.

Однако сила и нерушимость фамусовского мира призрачны. Барская Москва предстает перед нами разобщенной и обеспокоенной. Все гости Фамусова недовольны друг другом, в их отношениях прослеживается зависть, желание выделиться, подчинить себе остальных. Они уже ощущают скорый конец «века покорности и страха». А их отрицание всего нового, их стремление оклеветать и очернить просвещенного человека — лишь жалкие усилия, неминуемо обреченные на провал.

Ссылка на основную публикацию
×
×