Два героя Чацкий и Репетилов: сочинение

Чацкий и Репетилов (ЕГЭ по литературе)

В списке действующих лиц в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Репетилов стоит предпоследним, перед Петрушкой и «несколькими говорящими слугами». Уже одним этим отмечено его второстепенное место в пьесе. В сюжетной линии он не играет никакой, кажется, роли. «Передовой человек» является в дом Фамусова прямо из Английского клуба, когда бал уже закончен, а главный герой, испил чашу разочарования до дна, понимая, что прошедший день разрушил все его надежды и чаяния.

С какой же целью А. С. Грибоедов вводит в свою пьесу «лишнего человека» Репетилова?

Давно уже отмечено, что Репетилов – сюжетный «двойник» Чацкого, он повторяет всё, что происходит с защитником «века нового».

Судите сами. Чацкий надеется на то, что Софья по-прежнему, как и три года назад, любит его. Но он опоздал.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Девушка предпочла его другому – отцовского секретаря Молчалина, увидев в нём идеального мужчину. Репетилов торопится на бал и опаздывает. Но если для Чацкого его опоздание означает крушение всех его чаяний и надежд, то Репетилова ничуть не волнует, что он приехал лишь к концу вечера.

Чацкий падает, едва появляясь на сцене, – к ногам любимой девушки.

Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног, –

каламбурит остроумный герой и с жаром целует руку Софье.

Репетилов, вбегая на крыльцо, «при самом входе падает со всех ног и поспешно оправляется». Своё падение посетитель Английского клуба растолковывает как хорошую примету:

Как будто знал, сюда спешу,

Хвать, об порог задел ногою,

И растянулся во весь рост.

Хорошая примета сбылась: он встретил Чацкого, к которому у него, по его же собственному выражению, «влеченье, род недуга…»

Но если падение Чацкого – это романтический жест, который возвышает влюблённого героя, то в случае с Репетиловым это грубо – комический эффект, делающий героя смешным. Таким образом, мы видим, что Репетилов – пародийная тень Чацкого. Своей ничтожностью он подчёркивает масштаб личности главного героя. Фамилия Репетилова образована от французского слова, в переводе на русский язык обозначающего «повторять». Комичный персонаж только внешне повторяет Чацкого, а по сути, является его антиподом. Всё, что бывший воспитанник Фамусова выстрадал, Репетилов подхватил у моды. Он восторженно клянётся «приятелю» в преданности. А разочарованный герой, напротив, не скрывает своего презрительного отношения к пустомеле и пустозвону. Репетилов это понимает и занимается самоуничижением:

Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак.

Желая получить одобрение умного человека, Репетилов с восторгом рассказывает о «шумном заседании» в Английском клубе, с гордостью заявляет о том, что он член тайного общества. Но Чацкий иронично относится к этому сообщению:

Вот меры чрезвычайны,

Чтоб взашеи прогнать и вас, и ваши тайны.

Репетилов не может вразумительно объяснить, по какой причине члены «тайного общества» так кричат и «беснуются» на своих собраниях:

Шумим, братец, шумим.

Он настолько увлечён своей болтовнёй, что не замечает, как исчезают его собеседники: сначала Чацкий, затем скалозуб. «Передовой человек» быстро соглашается с мнением фамусовского общества о том, что Чацкий – сумасшедший.:

Простите, я не знал, что это слишком гласно.

Автор так располагает сцены с двумя героями, что они идут параллельно, повторяя только внешнюю канву. Например, Чацкий произносит свой страстный монолог о французике из Бордо, не замечая, что гости его не слушают, а изображают, как они усердно вальсируют. репетилова тоже никто не слушает. Но если невнимание к персоне «вольнодумца» из Английского клуба происходит из-за его ничтожества, то демонстративное игнорирование Чацкого – следствие страха перед «крамольными» идеями «карбонария».

параллель присутствует и в изображении отъезда героев. Репетилов говорит своему лакею:

Куда теперь направить путь?

А дело уж идёт к рассвету.

Поди, сажай меня в карету,

Ему всё равно, куда ехать, потому что со своей пустой болтовнёй он будет принят везде.

В последних же словах гонимого обществом за инакомыслие Чацкого боль и страдании:

Карету мне, карету!

Ему остаётся только лишь «искать по свету, где оскорблённому есть чувству уголок».

Мы видим, что Репетилов введён в четвёртое действие с целью усилить трагичность образа Чацкого, который в сюжетной схеме всё-таки занимает комичное положение влюблённого неудачника. Читатели и зрители убеждаются в том, что главный герой – сильная личность, он из тех, кто один в поле воин, кто бросает вызов безличному обществу. Репетилов – человек толпы, и даже его участие в «тайном обществе» – одна из форм всеобщего безличия.

Таким образом, значение параллели «Чацкий – Репетилов» двояко. С одной стороны, эта параллель возвышает героя по контрасту с ничтожным, пошлым и пустым Репетиловым. С другой стороны, она заметно снижает Чацкого, который отражается в Репетилове, как в кривом зеркале.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id16244

Примерный план чацкий и Молчалин два характера, две жизнен­ные позиции. I. Стремление авторов литературы начала XIX в оп­ределить героя своего времени. П. II. Пути, выбираемые представителями молодого поколения

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КОМЕДИИ А.С.ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Задача учащегося, работающего над сочинением,— осмыслить выбранную тему, а затем последователь­но, логично, доказательно раскрыть ее в своей работе. Важная часть работы над сочинением — составление плана. Работая над сочинением, не забывайте о том, как богат, разнообразен, красив русский язык.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН Чацкий и Молчалин — два характера, две жизнен­ные позиции .

I. Стремление авторов литературы начала XIX в. оп­ределить героя своего времени. П.

II. 1. Пути, выбираемые представителями молодого поколения.

Первое впечатление о героях.

Происхождение, воспитание Чацкого, жизнен­ные прототипы героя.

Происхождение Молчалина, смысл «говорящей» фамилии.

Черты характера героев, их таланты.

Система ценностей Чацкого и Молчалина.

Отношение к опыту старших.

Отношение к службе.

Способы продвижения в жизни.

Имеют ли собственное мнение?

Какие взгляды проповедуют?

Речевая характеристика героев.

Проверка героев на чувство любви.

Проверка взглядов героев. Кто из героев в пье­се терпит поражение?

Можно ли найти подобных героев сегодня?

III. Автор комедии и созданные им герои.

Происхождение и воспитание

«Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли. »

«Вот-с — Чацкого, мне друга,

Андрея Ильича покойного сынок».

«— Был острый человек, имел душ сотни три.

Нет! Триста — уж чужих имений мне не знать!»

«Безродного пригрел и ввел в мое семейство,

Дал чин асессора и взял в секретари;

В Москву переведен через мое содейство;

И будь не я, коптел бы ты в Твери».

«Один Молчалин мне не свой,

И то затем, что деловой».

Жизненные принципы и способы продвижения в жизни

«А судьи кто? — За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима,

Сужденья черпают из забытых газет Времен Очакова и покоренья Крыма». «Где, укажите нам, отечества отцы?» «. Прошедшего житья подлейшие черты».

«Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья —

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежания зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была».

Характер и личные качества

«Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий».

«Не человек, змея!»

«Остер, умен, красноречив,

В друзьях особенно счастлив,

Вот об себе задумал он высоко. »

«Он, наконец, уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства. »

«Молчалин за других себя забыть готов,

Враг дерзости, всегда застенчиво, несмело. »

«Молчалин прежде был так глуп! Жалчайшее создание».

«Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.

Вот он, на цыпочках, и не богат словами. »

«Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрет,

В нем Загорецкий не умрет!»

Отношение героев к свету, московскому обществу

«Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот сватался — успел, а тот дал промах.

Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах».

«Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел.

. от старичков не ступит за порог;

Мы резвимся, хохочем;

Он с ними целый день засядет, рад не рад,

Отношение героев к вышестоящим лицам, властям

«Попробуй о властях — и нивесть что наскажет!

Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,

Хоть пред монаршими лицом,

Так назовет он подлецом!»

«Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,

Из Петербурга воротясь,

С министрами про вашу связь,

«Да он властей не признает».

«Ведь надобно ж зависеть от других. » «. частенько там

Мы покровительство находим, где не метим».

Отношение героев к службе

«Кто служит делу, а не лицам. »

«Служить бы рад, прислуживаться тошно».

«Чины людьми даются,

А люди могут обмануться ».

«Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?

И награжденья брать и весело пожить

Отношение героев к окружающим людям

«Случалось ли, чтоб вы, смеясь

Ошибкою? Добро о ком-нибудь сказали?»

«Молчалин за других себя забыть готов».

Отношение героев к любви

«И все-таки я вас без памяти люблю».

«Ах! Тот скажи любви конец, Кто на три года вдаль уедет».

По должности, тебя. »

«Надежды много впереди,

Без свадьбы время проволочим». .

Отношение света к героям

«Он вольность хочет проповедать!» «Он карбонарий».

«Он просто якобинец».

«Мой дружок. мой родной. »

«. пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!»

«А впрочем, он дойдет до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных».

Попробуем написать вступление к теме «Чацкий и Молчалин — два характера, две жизненные пози­ции».

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», создан­ная в 20-е годы XIX века, вызвала в обществе реак­цию, подобную разорвавшейся бомбе. Автор изобразил современную эпоху перед декабристским восстанием и вывел в пьесе галерею таких ярких, узнаваемых современниками персонажей, что зрители не могли оставаться равнодушными. Грибоедов представил быт и нравы, нравственные ценности московского обще­ства, назвал этот мир «веком минувшим», «веком по­корности и страха». Главный конфликт в пьесе — столкновение молодого, пылкого Александра Андрее­вича Чацкого и «отцов». Однако автор сумел сопоста­вить и представителей молодого поколения: Чацкого и Молчалина. Почему молодые люди, сверстники вы­бирают разные пути в жизни? Чем объяснить их раз­ные позиции, разные взгляды? На эти вопросы инте­ресно ответить, потому что они с годами не теряют своего значения, современны всегда, и новое время ставит эти вопросы снова и снова.

Читайте также:  Грибоедов и Чацкий (по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума): сочинение

Обратите внимание на то, что во вступлении по­ставлен ряд вопросов, на которые надо ответить в ос­новной части. Так сочинение приобретает проблемный характер. Поставленные вопросы настраивают на рас­суждения, размышления. В вашей работе не должно быть пересказа литературного произведения.

Москва и москвичи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

I. «Самая общественная из пьес».

П. 1. Круг знакомых лиц.

Особенности композиции пьесы. Прием «взгляд со стороны».

Москва глазами Александра Чацкого.

Каким ему видится Фамусов в пьесе«Созвездие маневров и мазурки».

Молчалин, догоняющий минувший век.

Господа и слуги.

Решительный протест Чацкого.

III. Эпоха, изображенная А. С. Грибоедовым. Время идет, проблемы остаются

Тема «Век нынешний и век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» не сводится только лишь к сопоставлению Чацкого и Фамусова. Однако именно Фамусов, как один из главных героев пьесы, является носителем идеологии «века минувшего». При работе над сочинением используйте подобранные ци­таты.

«. Как тот и славился, чья чаще гнулась шея».

«Известный человек, солидный,

«Кто беден, тот тебе не пара». (Софье)

Об опыте старших

«Где, укажите нам, отечества отцы. »

«Вот уважать кого должны мы на безлюдье. »

«. Прошедшего житья подлейшие черты».

«А судьи кто? — За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима,

Сужденья черпают из забытых газет

Времен Очакова и покоренья Крыма».

«Вот то-то, все вы гордецы!

Спросили бы, как делали отцы,

Учились бы, на старших глядя!»

«А дядя! что твой князь? что граф?

Серьезный взгляд, надменный нрав.

Когда же надо подслужиться,

И он сгибался вперегиб:

На куртаге ему случилось обступиться;

Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;

Старик заохал, голос хрипкой;

Был высочайшею пожалован улыбкой;

Изволили смеяться, как же он?

Привстал, оправился, хотел отдать поклон,

Упал вдругорядь — уж нарочно.

А хохот пуще, он и в третий так же точно.

Кто слышит при дворе приветливое слово?

О науке, образовании

«Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний. »

«. И прослывет у них мечтателем опасным».

«Ив чтеньи прок-то не велик:

Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится».

«Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь».

«Берем же побродяг и в дом, и по билетам,

Чтоб наших дочерей всему учить, всему —

И танцам, и пенью, и нежности, и вздохам!

Как будто в жены их готовим скоморохам».

«Ученье — вот чума, ученость — вот причина,

Что нынче пуще, чем когда

Безумных развелось людей, и дел, и мнений».

«. кто служит делу, а не лицам. »

«Служить бы рад, прислуживаться тошно».

«А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой».

О влиянии Запада

«Как с ранних лет привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья»,

«. пустое, рабское, слепое подражанье».

«А все Кузнецкий мост, и вечные французы,

Откуда моды к нам, и авторы, и музы,

Губители карманов и сердец.

Когда избавит нас творец».

Отношение к новому

«Дома новы, но предрассудки стары».

«Да он властей не признает!»

«Строжайше б запретил я этим господам

На выстрел подъезжать к столице».

«Он вольность хочет проповедать!»

При работе над темой сочинения «Чацкий — побе­дитель или побежденный?» используйте статью И. А. Гончарова «Мильон терзаний». Для того чтобы разобраться в этой теме, ответьте на следующие во­просы.

Почему разноречивые мнения о Чацком «не кон­чились до сих пор»?

Почему Чацкий, воспитанный в фамусовском об­ществе, высказывает неожиданные, смелые, про­грессивные идеи? Откуда он их почерпнул?

Какие черты характера героя традиционны, ка­кие — необычны и оригинальны?

Какие взгляды Чацкого фамусовское общество не способно было принять?

Почему А. С. Пушкин сомневался, умен ли Чац­кий?

Чем объяснить смелость в высказываниях героя?

Как Чацкий проявил себя в любви к Софье?

Как Чацкий проявил себя в критической ситуа­ции, когда его объявили сумасшедшим?

Почему никто не поддержал героя, даже Репетилов?

Как отнестись к решению: «Пойду искать по све­ту, где оскорбленному есть чувству уголок»?

Можно ли назвать Александра Чацкого героем сво­его времени?

Были ли в литературе XIX века герои, подобные Чацкому?

Образ и характеристика Репетилова в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

Репетилов является одним из второстепенных героев комедии «Горе от ума». Он является другом Чацкого. Его нельзя назвать положительным героем, он имеет ряд серьезных недостатков. К счастью, он и сам осознает несовершенство своей природы и без всякого стеснения говорит об этом.

Он является членом клуба дворянской элиты, помимо этого, он состоит в тайном обществе. Он хотел пойти в чиновники, но его идеи потерпели неудачу. Он очень часто обманывает людей, говорит неправду. Причем делает он не потому, что хочет добиться высокого положения, а от обычной человеческой глупости. Он и сам признает то, что он «неуч и дурак». Он не любит читать книги, мало знает о мире, при этом, такое положение его вполне устраивает. Репетилов хочет вести праздный образ жизни, ничего при этом, не делая, даже возраст не может поменять этого человека. Он обманывает свою жену и детей, он, возможно, даже сожалеет об этом, но ничего изменить и жить по-человечески законам он просто не в состоянии. Этот человек очень азартен, из-за своей зависимости он добился того, что его имение взято под ответственность государством. Репетилов до ужаса ленивый человек, ему тяжело подумать о чем-либо лишний раз.

Также это человек крайне суеверный – он в любом жизненном событии, стечении обстоятельств видит какой-то судьбоносный знак, обязательно несущий смысл и имеющий какое-то сверхъестественное происхождение.

В своей комедии Грибоедов в большом количестве вводит говорящие фамилии. Фамилия Репетилов дана действующему лицу не просто так. Она обозначает повторение с французского языка. Речь идет о том, что Репетилов не вникает в смысл и суть вещей, а лишь повторяет идеи других людей, не задумываясь. Для него не имеет значения смысл, его образ карикатурный. Он выражает идеи, потому что так все делают в дворянском обществе. Даже тайное общество, в которое он входил было нужно для того, чтобы достигнуть каких-то высот, а не из идейных побуждений.

В произведении Грибоедова «Горе от ума» образ Репетилова противопоставлен образу Чацкого. Чацкий действует, как истинный идейный вдохновитель, а Репетилов лишь с упоением повторяет его слова.

Сочинение про Репетилова в Горе от ума

В 1824 году Александр Сергеевич Грибоедов написал бессмертную комедию «Горе от ума». В ней автор показал конфронтацию взглядов, нравов и умов людей, принадлежащих разным социальным сословиям. Раскрытая тема в произведении остается актуальной во все времена. И в нашем современном обществе можно наблюдать людей, которые являются прототипами выдуманных героев в комедии.

Для того, чтобы внести ясность в представление о сложившейся политической обстановке, автор вводит образ героя по фамилии Репетилов. Он был старым приятелем господина Чацкого. Это смешной человек, который выдает свою неуклюжесть и неловкость. В какое-то время он решил делать карьеру чиновника, но потерпел в этом неудачу. Ни в чем не может достичь успеха, потому что является ленивым человеком.

Он все время говорит разный вздор. Считает себя глубоко суеверным человеком. Из положительных черт у него есть одна. Он является человеком с добрым сердцем. Заурядный господин, у которого нет особых способностей, всегда вел никчемную жизнь. Был игроком, который разорился. Тем самым, он расточил свое имение, и оно было отдано в пользу государства. Всю жизнь мечтает о том, чтобы находиться среди высшего богатого сословия. Несмотря на свою глуповатость, он относится к себе самокритично. Автор комедии представляет Репетилова неудачным отцом и мужем. Он не пренебрегал тем, чтобы обмануть свою жену, периодически посещал танцовщиц.

Однажды он стал членом элитного клуба, который был весьма престижным. В клубе собиралась вся дворянская элита. Так же он посещал какие-то тайные собрания по четвергам. В таких собраниях собиралось общество декабристов, которые стремились к справедливости. Они пропагандировали уважение к народу и свободу личности. Несмотря на то, что Репетилов посещал такие собрания, вся его сущность стремилась к моде. Часто он повторяет чьи-то слова, не понимая и не осознавая их значения. Он стремился завоевать свое место в аристократическом обществе.

Что из себя представляет Репетилов, можно судить только сравнив его с Чацким. Между ними всегда будет существовать огромная пропасть. Репетилов является пустым человеком. Он не занимает четкой позиции в обществе. Ему не важно в каком обществе находиться. Главное – это занимать не последнее место в нем. Репетилов изображен отражением Чацкого, его идей, его жизни. Но отражением это как в кривом зеркале. Это искаженное отражение.

Вариант 3

В произведении ” Горе от ума” автор описал обычное дворянское общество 19 столетия со всеми нравственными принципами, укладами. Здесь отражены многие особенности истории того промежутка времени. Известно, что автор выражает уважение к народу, к свободе человека как личности. Однако были и такие герои, важнейшем критерием для которых служила мода, а не осознанное восприятие сердца.

Значимую роль в комедии играют второстепенные персонажи, одним из которых является Репетилов, появившийся на балу у Фамусова тогда, когда все гости уже начали расходиться по домам. Из ряда недостатков он не заслуживает звания положительного героя. Он – большой выдумщик и болтун. По глупости, а не ради высокого чина, Репетилов обманывает людей, но осознавая это. Считаясь другом Чацкого (главного героя комедии, который настроен против вседозволенности богатых помещиков) наш герой пытается подражать ему, произнося схожие с ним речи с глубоким смыслом, но все время остается в глупом положении перед слушателями.

Репетилов является членом Английского клуба дворянской элиты, состоит в тайном обществе, посещаемое по четвергам. Ему хотелось пойти в чиновники, но идея потерпела неудачу. Читать книги он не любит, событиями в мире интересуется мало. Как ни странно, но такое положение его вполне устраивает. Репетилов мечтает вести праздный образ жизни, не делая при этом ничего для этого, что даже возраст не может поменять этого человека. Для достижения данной “цели” он выбрал довольно лёгкое решение – породниться с богатыми и знатными людьми. Таким образом он женится на дочери человека высокого чина. Данный человек очень азартен. Вследствие своей зависимости он задолжал столько, что его имение было взято под контроль государству.

Читайте также:  Центральные проблемы изучения творчества Грибоедова: сочинение

Итак, можно судить что Репетилов – персонаж, от которого едва можно получить чего-то полезного, кроме как складно говорить, ведь он больше ничего не умеет, даже честно работать не смог – выгодно женился и решил, что ему этого достаточно; рассказывает окружающих своими неправдивые историями. Хоть он и друг Чацкого, но между ними нельзя найти ничего общего нет – лишь пропасть.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Репетилова в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

Дело было зимой. Школьник Федя Рыбкин вернулся домой с прогулки, он катался на коньках на катке. Он увидел, что дома никого не было. Сестра Рина ушла гулять, потому что она уже сделала заданные ей уроки и ушла играть с подругами

В произведении «Детство», написанное Толстым, изданном в «Современнике» и являющееся его первым законченным произведением, раскрыто множество глубоких философских тем. Общая история жизни героя должна была быть описана в четырех частях

Наверное, нет в целом мире ни одного человека, который бы не любил природу и не восторгался её великолепием. Бытует несколько ошибочное мнение, что человек – самое могущественное существо на всей планете.

Тема одиночества является центральной в лирике М.Ю. Лермонтова. Поэт жил в послереволюционное время, когда эхо декабристского восстания все еще гуляло по стране

Во всех болотах скрыто большое богатство. Болота сохраняют остатки погибших растений. В них накапливается торф, пропитанный энергией солнца. Поэтому болота можно назвать «кладовыми солнца».

Репетилов – характеристика героя в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”

Проекция общества через Репетилова

В комедии можно увидеть немало фраз, которые яркий персонаж употребляет, описывая себя. Исходя из них можно сказать, что сам герой считает себя смешным дураком. Это подтверждает извечная пустая болтовня Репетилова. Из-за этого складывается впечатление, что он ведет не диалоги, а монологи. Он не умеет общаться с другими людьми, постоянно меняет темы разговоров, без умолку рассказывает о своей жизни. Будучи человеком либералистических взглядов, он довольствуется имеющимся положением в обществе и радуется за страну.

Образ Репетилова в комедии «Горе от ума» полностью раскрывает жизненные позиции современников описанного времени. Достигая цели, они используют легкие пути — достаточно стать родственником человека из богатого и знатного рода, дружить с богачами. Обретенный статус помогает мужчине погружаться в мир развлечений, званых ужинов, карточных игр.

Времена, описывающиеся автором комедии, диктовали моду на создание тайных сообществ и клубов. Наш второстепенный персонаж стал, по велению Грибоедова, членом английского элитного клуба и тайного общества, занимающегося продвижением декабристов. Даже среди этих вельмож Репетилов прослыл шутом и болтуном. Неспроста же значение его фамилии в переводе с латинского означает «повторять». Такой прием помог автору максимально точно передать недалекость и болтливость героя.

Отрицательные черты персонажа

Автор комедии наделил второстепенного персонажа большим количеством негативных черт характера. К числу таковых стоит отнести:

  • Не заботливость и ветреность, он показан как плохой супруг и отец, обманывающий семью.
  • Противоречивость характера.
  • Неумение слушать.
  • Постоянный треп.

Но не стоит причислять Репетилова к числу плохих людей. В нем есть и положительные черты, которые, правда, теряются на фоне неправильного образа жизни, говорящих о нем за спиной людей и т. д.

Характеристика и описание героя

Для того чтобы проникнуться образом второстепенного комичного персонажа, можно составить цитатный план. Подобный краткий план-описание героя поможет начинающим актерам в освоении роли, а ученикам старших классов школы в написании качественного изложения произведения «Горе от ума» или сочинения о Репетилове. Вырванные из контекста цитаты максимально точно раскрывают образ персонажа, появляющегося на званом вечере Фамусова.

Характеристика Репетилова из комедии «Горе от ума»:

  • Он старый приятель главного героя произведения.
  • Жалкий и смешной человек, считающий нормой осмеивание самого себя.
  • Неуклюжий, неловкий мужчина в теле, цепляющийся через пороги.
  • Бывший чиновник, который не смог достичь успеха на этом поприще.
  • Настоящий врун, молотящий бессмысленный вздор.
  • Он является суеверным человеком, верящим в приметы и предчувствия.
  • Человек с добрым сердцем, заурядный, не имеющий никаких способностей.
  • Ведет беспорядочную жизнь, буйно отдыхает, играет в карты, не спит по несколько ночей.
  • Интересуется исключительно пустыми людьми, обедами и балами.
  • Склонен к самокритике, признает себя неудачником, глупцом, дураком.
  • Постоянно ленится, он плохой муж и отец, забывает о детях и врет жене.
  • Разорился из-за любви к карточным играм.

На встрече друзей, пришедших на бал к Фамусову, гостеприимный хозяин мероприятия рассказывает о заседании либералов Москвы в общих чертах. Репетилов, в свою очередь, выкладывает всю подноготную тайных сообществ, устраивающих сходки по четвергам. Если послушать комичного персонажа, можно понять, что он неспособен видеть жизнь под призмой реальности. Живя в розовых очках, он отдается миру развлечений, как и другие члены английского клуба — князь Григорий, Евдоким Воркулов, братья Лев и Борис, Удушьев.

Приходя на встречи, либералы обсуждают деятельность депутатов, творчество, музыку, занимаются сочинением водевилей и прочими бесполезными вещами. Для Грибоедова такое преподношение либералов стало вынужденной мерой, чтобы создать максимально яркую и ядовитую карикатуру.

Собирательный характер

Главная роль Репетилова в этом произведении — это проецирование его образа на всю знать того времени. Он ведет сладкие речи, любезно обращается ко всем гостям, присутствующим на балу. Появляется персонаж в четвертой части комедии. Будучи собирательным образом нескольких характеров, Репетилов становится ярким примером людей, умеющих играть на публику, интересующихся исключительно модными вещами. Острая пародия на общество знатных вельмож, не меняющих свою беспорядочную жизнь по мере старения, проводит незримую грань между ушедшими временами и теперешним.

Александр Сергеевич Грибоедов старался показать, что нужно дорожить более высокими идеалами, ведь все ценное легко можно опошлить и приземлить. По сравнению с главным героем, Репетилов является типичным представителем аристократического общества XIX столетия, придерживающимся консервативных взглядов. В комедии ярко прослеживается идея раскола, намечающегося в стране из-за декабристов, проецирующего через образ Репетилова.

Противостояние Чацкого и комичного оппонента

Вторая задача, с которой автор комедии создал данного персонажа — это сравнение главного героя с типичным представителем общества. Несложно составить сравнительную таблицу, озвучив кардинальную разницу между Чацким и Репетиловым. Несмотря на то что они были давними друзьями, главный герой постоянно осуждает на балу товарища, говоря о том, что тот не меняется в лучшую сторону.

Суть противопоставления Чацкого и Репетилова заключается в обелении и превозношении образа центрального персонажа, по сравнению с простыми приземленными людьми, идущими на поводу у времени и модных веяний, не задумывающихся о будущем. Комичный герой шумит, да и только, как говорит автор комедии. Он любит все заграничное, отличается душевной простотой и отсутствием своего мнения. Главный герой, наоборот, более серьезный, идейный. Он любит все русское, вольно излагает свои мысли, проявляет патриотизм, ненавидит чинопочитание и карьеризм.

Репетилов придерживается либералистических взглядов и радуется своему положению. Чацкий же, наоборот, противостоит устоям минувшего века, он выступает против:

  • Вседозволенности помещиков, измывающихся над крепостными.
  • Разлуки простых работников с детьми по велению вельмож.
  • Обмена крепостных работников на собак, что унижает человеческое достоинство.
  • Многочисленного лагеря инакомыслящих.

Чацкий считает, что материальное благополучие, недюжинный азарт, увлечение карточными играми, положение в обществе — это не мерила человеческой личности. Главный герой пытается донести другим, что честь и достоинство должны в первую очередь служить методом оценки человечности в дворянском обществе.

В глазах Репетилова центральный персонаж выглядит безнадежно бесстрашным, сумасшедшим. Но это все клевета на фоне иных взглядов на жизнь. На балу Чацкого никто не слушает, а вот болтовню пришедшего товарища выслушивают абсолютно все. Но он уверен, что его время скоро придет, ведь за пределами дома Фамусова есть много единомышленников, готовых победить прошлый век.

Будучи кривым зеркалом для Чацкого, Репетилов позволяет максимально точно раскрыть образ главного персонажа и воспринимать слова Александра Андреевича максимально серьезно. Несмотря на такие большие различия, эти герои схожи между собой, так как оба постоянно говорят о своих убеждениях.

Правда, глупые шутки и рассказы о жизни Репетилова куда лучше воспринимаются публикой, нежели идейные монологи Чацкого.

Репетилов в комедии “Горе от ума”: образ, характеристика, описание в цитатах

Репетилов.
Художник Н. Кузьмин

Господин Репетилов является одним из ярких второстепенных персонажей комедии “Горе от ума” Грибоедова.

Репетилов впервые появляется в пьесе в 4-ом действии на званом вечере у Фамусова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Репетилова в пьесе “Горе от ума”: описание характера и личности героя.

Репетилов в комедии “Горе от ума”: образ, характеристика, описание

“. откудова? приятель. / Сердечный друг! Любезный друг. “

“. Репетилов (вбегает с крыльца, при самом входе падает со всех ног и поспешно оправляется). “

“. Хвать, об порог задел ногою / И растянулся во весь рост. “

“. И я в чины бы лез, да неудачи встретил, / Как, может быть, никто и никогда; / По статской я служил, тогда. “

“. Тьфу! служба и чины, кресты – души мытарств. “

“. что суевер, / Что у меня на всё предчувствия, приметы. “

“. сердце доброе, вот чем я людям мил, / Совру – простят. “

“. Вот люди, есть ли им подобные? Навряд… / Ну, между ими я, конечно, зауряд. “

“. Зови меня вандалом: / Я это имя заслужил. “

“. Людьми пустыми дорожил! / Сам бредил целый век обедом или балом. “

“. Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп. “

“. А ты читал? задача для меня, / Ты Репетилов ли. ” (Чацкий удивляется тому, что Репетилов начал читать)

“. Танцо́вщицу держал! и не одну: / Трех разом. “

“. У нас есть общество и тайные собранья / По четвергам. Секретнейший союз. “

“. Поздравь меня, теперь с людьми я знаюсь / С умнейшими!! – всю ночь не рыщу напролет. “

Критика о Репетилове в комедии “Горе от ума”

“. что такое Репетилов? в нем два, три, десять характеров. Зачем делать его гадким? довольно, что он ветрен и глуп с таким простодушием; довольно, чтоб он признавался поминутно в своей глупости, а не в мерзостях. Это смирение черезвычайно ново на театре, хоть кому из нас не случалось конфузиться, слушая ему подобных кающихся. “(письмо А. С. Пушкина к А. А. Бестужеву, 1925 г.)

“. ведь это что же такое? Репетилов, это — идеал душевной опрятности; Репетилов, это — человек без упрека. разумеется, говоря не абсолютно, а| сравнительно. Репетилов легкомыслен, назойлив и даже, пожалуй, противен, но все-таки вряд ли кому-либо из его сверстников могло прийти на мысль сказать при взгляде на него: вот человек, которого настоятельно нужно повесить. Подобный приговор был бы и жесток и несправедлив, потому что преступления, совершаемые Репетиловыми, таковы, что щелчок в нос служит вполне достаточною для них оценкою. ” (Собрание сочинений М. Е. Салтыкова-Щедрина, т. 12)

“. о Репетилове. . Этот образец московских фашионаблей сколь ни громко сознается в своей глупости, никогда не может забыться до того, чтобы приехать на бал, едва держась на ногах. Сверх того, ему ни на минуту не должно выпадать из светского тона, который у людей, выросших на паркете, не теряется никогда совершенно. “ (Н. И. Надеждин, “Литературная критика”, 1972 г.)

“. осмеяние Репетилова не могло иметь тогда в глазах следователей такого значения, какое ему приписывают, по той причине, что комитету очень хорошо было уже известно, что именно-то самые серьезные члены общества и восставали сильнее против всех Репетиловых.” (Д. И. Завалишин “Воспоминания о Грибоедове”, 1879 г.)

“. В образе Репетилова пародийно отражены судьба и характер Чацкого, вплоть до отдельных деталей. Чацкий «славно пишет, переводит» — Репетилов «лепит» вшестером водевильчик. Чацкий был «с министрами в связи», «потом разрыв» — Репетилов «зять министра» и также в ссоре со своим тестем. Между прочим, и появление («при самом входе падает со всех ног») и исчезновение Репетилова со сцены («Поди, сажай меня в карету, Вези куда-нибудь») пародийно соответствует тому, как врывается на сцену и покидает ее Чацкий («Чуть свет — уж на ногах! и я у ваших ног», «Карету мне, карету»).

В отличие от других персонажей “Горе от ума”, на Репетилове, наряду с московским, чувствуется и «петербургский отпечаток». Именно в Петербурге он пытался устроить свою карьеру, именно там (на Фонтанке) он построил свой дом рядом с жилищем тестя-министра. И все втуне: «Приданого взял — шиш, по службе — ничего». Бросив нелюбимую жену и детей, Репетилов вернулся в Москву, где он свой человек, даже член престижного Английского клуба, куда чужаки не допускались.

Совершенно бесспорна неосновательность замечаний некоторых мемуаристов и критиков о «замыслах декабристов», отношение к которым Грибоедов якобы выразил в ответе Чацкого Репетилову: «Шумите вы — и только?» Ответ этот на самом деле звучит издевкой над Репетиловым, отдающим лишь дань моде, опошляющим революционные идеалы, выразителем которых выступает в комедии Чацкий.” (С. Фомичев “Грибоедов. Энциклопедия”, СПб., “Нестор-История”, 2007)

Это был цитатный образ и характеристика Репетилова в комедии “Горе от ума”, описание героя, отзывы критиков об образе Репетилова.

Читайте также:  Бал в доме Фамусова: сочинение

Сочинение Чацкий и Молчалин – сравнение (9 класс)

В произведении «Горе от ума» Грибоедов изобразил двух абсолютно разных по характеру героев. Чацкий и Молчалин абсолютно по-разному воспитаны. Каждый из них имеет свое мнение и мировоззрение. Молчалину присуща лесть и другие низменные качества.

Чацкий рожден в дворянской семье. Он воспитан и ему присущи качества благородного человека. Молчалин родился в обыкновенной семье, у него нет родственников дворян. Что бы занять определенное место в обществе ему пришлось, много трудится, но в основном ему помог его начальник.

Чацкий в свое время получил хорошее образование. У него есть стремление познавать новое и интересное. Его можно назвать всесторонне развитым человеком. Молчалин наоборот глупый и плохо образованный. Его интересует только повышение своего чина на работе.

Чацкий с любовью относится к своей стране. Он яркий и эмоциональный человек. Его заметно в любом обществе и компании. Молчалин всегда находится в тени. Он не приметный и безликий. Он не запоминается сразу. У него существует только одна цель – это получение повышения на работе. Парень для достижения своих целей готов использовать различные методы. У него нет принципов и ограничений. Он лицемерный, двуличный и подлый человек.

Чацкий смотрит в будущее, он хочет прийти к новому и современному обществу. Он хочет, чтоб прошлые устои остались в прошлом. Чацкий по званию офицер в отставке. Мужчина никогда не стесняется своего мнения и говорит только правду. За это его не очень любят окружающие.

Молчалин никогда не высказывает свое мнение. Он привык поддерживать в разговоре чиновников и становится на их сторону. Он привык лебезить перед ними. Все это делается для того, что бы обратить на себя внимание и расположить чиновников к себе. Такими путями Молчалин может забраться на вершину служебной лестницы.

Чацкий привык высказывать свои собственные мысли, а Молчалин наоборот поддерживает тех, кому ему выгодно. Первый молодой человек правдолюб, а второй лжец, трус и обманщик.

Из-за своей откровенности Чацкий не смог подружится ни с кем из общества Фамусова. Его даже считали не нормальным. Поэтому мужчина решил покинуть Москву. Молчалин напротив отлично вписался в общество Фамусова и спустя время получил повышение по чину.

Сравнив героев можно сказать, что они абсолютно противоположные личности. Один добрый, правдивый, открытый, радостный и целеустремлённый, а второй лживый, скрытный, карьерист.

Сочинение 2

В произведении Александра Сергеевича главная героиня Софья общается с двумя молодыми людьми, Александром и Алексеем. Александр Чацкий приходится Софье другом детства, а Алексей – молодым человеком. Софья души не чает в Молчалине, а Чацкого терпеть не может. Героиня начиталась романов, и Молчалин идеально повторял образ ее любимых героев. Но так ли он хорош в настоящей жизни.

Александр Чацкий – образованный, воспитанный и интеллигентный молодой человек. Воспитывался и рос в доме Фамусовых. Встречался с Софьей. В один момент герой понял, что его не устраивает все вокруг и на несколько лет отправился на поиски себя. Много путешествовал, повидал разных людей, побывал в разнообразных обстоятельствах. Герой отличается преданностью, за всё это время он никем не увлекся, хранил свою любовь к Софье. Александр – очень симпатичный и привлекательный молодой человек, мог завести роман с кем угодно. Он сохранил верность. Однако, при отъезде допустил одну ошибку, ничего не сказал Софье. Она не понимала на какой стадии их отношения и не знала о будущих планах возлюбленного.

Алексей Молчалин – человек из простой семьи. Правильно подбирает свой круг общения, чтобы выбиться в люди. Готов преклоняться перед кем угодно ради того, чтобы достичь поставленной цели. Он много любезничает, сглаживает острые углы и делает много комплиментов. Все эти действия неискренние, очень наигранные и Чацкий сразу же это замечает. Известие о том, что Софья встречается с Алексеем, повергло его в шок. Он не мог поверить, что такая умная девушка не смогла увидеть истинного лица этого подхалима. Алексей – мелочный, лживый и хитрый тип. Он встречается с Софьей только ради того, чтобы в будущем породниться с ее отцом. Это откроет Молчалину новые возможности, он получит новую должность и продвижение по карьере. Будет жить в богатом доме с состоятельной невестой. Его интерес ограничивается деньгами. Алексей обманывает Софью, за ее спиной заигрывает с Лизой.

Чацкий искренне любит свою подругу детства. Он не ожидал, что за это время она так сильно охладеет к нему. Теперь Александр стал для нее чужим, их прошлые отношения она называет ребячеством. Чацкому больно, но он не показывает этого. Ведет себя благородно и не навязывается. Герой очень внимательно наблюдает за обстановкой в доме и видит, что ничего не изменилось. В конечном итоге, Александр осознает, что ему нет здесь места. Чацкий покидает Москву.

Чацкий и Молчалин сравнительная характеристика

Грибоедов своим произведением демонстрирует пробуждающуюся, бескомпромиссную борьбу среди передовой, прогрессивно думающей молодежью и консервативно направленными представителями крепостной старины. Две противоречивых социальных стороны в произведении выразительно представлены Чацким и Молчалиным – представителями антагонистических житейских устоев, духовных понятий, взглядов на жизнь.

Эти молодые и здравомыслящие люди вхожи в дом Фамусова. Чацкий – сын фамусовского приятеля, вырос в этой семье. Будучи совсем юным, уехал из родного города, получил образование, многое постиг и испытал. Молчалин подвизался в секретари у Фамусовых, имеет всеобщее расположение и почет.

Чацкий точно вторгается в сцену, он пылко любит и рад после длительного расставания встретиться с Софьей. Ликования завладели им, и он поначалу не видит прохладность барышни. Молчалин в произведении появляется сначала тихим, а позже – отнекивающимся и растерянным.

Чацкий гордится дворянским званием. От общества он отличен вольнолюбием и необусловленностью мировоззрений, честностью и открытостью. Четко поставленная цель – это служение Отчизне. Настоящий верноподданный своей родины, но подобострастие, чинопоклонство, гнетут его и раздражают.

Молчалин же малодушен и постоянно подчинен фамусовскому обществу. Наиболее важные его черты – угодливость, экономность и скрупулёзность. Дальновидный Молчалин всечасно полагается на пособничество и заступничество. Он повышается в званиях по наставлениям папеньки. Соответственно Софья для Молчалина – это еще один виток при повышении по карьерной лестнице.

И это совсем не препятствует его бессовестным заигрываньям с Лизой. В общении с этой девушкой он даже не скрывает всю мелкоту своей мерзкой души.

В своём произведении автор создал целый ряд характерных для того времени образов, выступающих за эпохальные грани развязанной фабулы. Чацкий – персонаж, постоянно борющийся за свою точку мировоззрения. Такие люди актуальны во все времена.

Именем же Молчалина сегодня называют притворщиков и обманщиков, низменных честолюбцев и низкопоклонников.

Чацкий и Молчалин

Популярные сочинения

«Капитанская дочка» историческое произведение написано великим русским писателем А. С. Пушкиным, как раз не задолго до смерти в 1836 году. Произведение написано в форме мемуаров главного героя.

Русские художники одни из самых талантливый пейзажистов в мире. Они всегда умели четко подчеркивать настроение природы, мастерски передавать чувственность в мельчайших деталях

На своей картине Утро художница Татьяна Яблонская изобразила свою старшую дочку в собственной киевской квартире. Картина написана в 50-х годах предыдущего века и квартира

Ссылка на основную публикацию
×
×