Ранние произведения М. Горького.: сочинение

Ранние произведения М. Горького

Жизнь А. М. Горького была разнообразна и противоречива. Детство было нелегкое, рано умерла мать, разорился дед, и начинается его “жизнь в людях”. От невзгод и ударов тяжелой жизни его спасет любовь к чтению и стремление стать писателем, описывать увиденное. Литература сыграла огромную роль в жизни Горького.

Она помогла ему подняться над буднями быта, показав, как широка, трудна и в то же время прекрасна жизнь человека. Первый рассказ М. Горького – “Макар Чудра” – был овеян восторженным преклонением перед образом цыганки Радды,

А изменить эту жизнь в лучшую сторону, как он понимал, могли люди глубоко одухотворенные, бескорыстные, порядочные и целеустремленные, ни на минуту не задумывающиеся о своем личном благополучии, видящие в жизни ее прекрасные стороны, ее духовные ценности. Такими героями в произведениях Горького являются Данко, Буревестник, Сокол, Челкаш и другие. Первые строки

Две легенды в рассказе противостоят друг другу. Ларра – гордец, себялюбец, эгоист, он ценит только себя и свободу. Данко стремится добыть свободу для всех. Ларра не хотел отдать людям даже частицу своего “Я”, а Данко отдает всего себя.

Сказка “Девушка и Смерть” – примечательное выражение неизменной веры писателя в способность человеческого сердца победить, выстоять в трудную минуту. “Челкаш” – один из рассказов из цикла о людях из народа, которые несут в себе высокие эстетические качества. Конфликт связан с ситуацией скитальчества, бегства из родного дома. На дороге соучастия в преступлении сталкиваются два человека – одного приводит привычка, другого – случай. Недоверие, зависть, покорная готовность услужить, страх, подобострастие Гаврилы противостоят снисходительности, презрению, уверенности в себе, смелости, любви к свободе Челкаша. Автор подчеркивает духовное превосходство Челкаша.

Однако Челкаш не нужен обществу, в отличие от маленько го хозяина Гаврилы. В этом состоит как романтический пафос произведения, так и трагический. Романтическое мировоззрение присутствует также в описании природы. Жанр произведений “Песня о Буревестнике”, “Песня о Соколе” определен как песня.

Обе песни обладают и другими жанровыми признаками – в них присутствуют черты притчи. Точка зрения главных героев: противопоставление сильной личности и общества. Природа отражает внутреннее состояние героев. В образе этих смелых и гордых птиц писатель хочет видеть как можно больше людей, стремящихся изменить жизнь людей к лучшему, чтобы все люди жили в мире и согласии. Создавая свои ранние произведения, Горький хотел видеть в людях, которые прочитают их, стремление брать пример с его положительных героев, стремление на их примере изменять свой внутренний и духовный мир, свой облик, а в результате и саму жизнь.

К этому стремится и сам писатель.

Сравнение двух женских образов в романе Гончарова ” Обломов” 1″Обломов” “Обломов” – роман о любви. 2Женские образы в романе. 1) Воплощение грации и гармонии. 2) “Простая баба”. 3) Выбор Обломова. 3Два лика любви в романе И. А. Гончарова “Обломов”.

История жизни Владимира Дубровского Написанный в 1832 году, роман А. С. Пушкина “Дубровский” раскрывает нам жизнь русского дворянства начала 19 века. В основе произведения лежит взаимоотношения двух семей – Дубровских и Троекуровых. Главный герой.

Жизнь в уездном городе перед приездом ревизора План 1. Комедия Гоголя “Ревизор” – произведение о российском провинциальном чиновничестве. 2. Жизнь в уездном городе перед приездом ревизора: 1) обобщенный образ уездного города N.; 2) “внешний облик” города; 3).

Жизнь и творчество Жуковского Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Белевского уезда Тульской губернии. Его отцом был Афанасий Иванович Бунин, а матерью – пленная турчанка Сальха. Ребенок считался незаконнорожденным.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “Молитва” Лирику великого поэта условно можно поделить на ранний и поздний периоды. И если ранние произведения имеют оттенок подражания, то, к примеру, более поздняя лирика обладает уже характерными стилевыми чертами, которые.

Сочинение Особенности реакций полимеров Химические превращения полимеров дают возможность создавать многочисленные новые классы высокомолекулярных соединений и в широком диапазоне изменять свойства и области применения готовых полимеров. Лучше всего изучены химические свойства природных высокомолекулярных соединений.

О “Подвиге отрока-киевлянина и хитрости воеводы Претича” В 968 году впервые на Русь пришли кочевники-печенеги. Киевский князь Святослав воевал с Византией и был далеко от дома. Недалеко от города был только небольшой отряд воеводы Претича. Отрок-киевлянин совершил.

“Я люблю свиней. Собаки смотрят на нас снизу вверх. Кошки смотрят на нас сверху вниз. Свиньи смотрят на нас как на равных” “Я люблю свиней. Собаки смотрят на нас снизу вверх. Кошки смотрят на нас сверху вниз. Свиньи смотрят на нас как на равных”, – эти слова английского политика У. Черчилля, как.

Сатира на чиновничью Русь в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Вспомним, когда была написана комедия “Ревизор”: мрачная эпоха Николая I, действует система доносов и сыска, распространены частые инспекторские наезды “инкогнито”. Сам Гоголь замысел произведения определил так: “В “Ревизоре” я решился.

Художественное своеобразие романа Б. Пастернака “Доктор Живаго” Есть книги, которые надо читать медленно, как можно медленнее, потому что они заставляют размышлять над каждой фразой и любоваться целыми страницами. Особый дух есть у этих книг, своя душа. “Доктор.

Боль за человека или насмешка над ним? Тема “маленького человека” традиционна для русской литературы 19 века. Русские художники слова решали ее в гуманистическом ключе, призывая к сочувствию и состраданию. Первым писателем, затронувшим и развившим эту тему, считается.

Тема поэта и поэзии в лирике Александра Сергеевича Пушкина Творчество А. С. Пушкина – это тот фундамент, на котором стоит здание всей русской литературы 19 и 20 веков. Пушкин не только новатор в области стиля и создатель русского языка.

Мцыри-главный герой романтической поэмы Н. Ю. Лермонтова Мцыри-главный герой романтической поэмы Н. Ю. Лермонтова …что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! В. Г. Белинский. Поэма Лермонтова “Мцыри” – произведение романтическое. В ней автор.

Проигрыш Николая Ростова Данный эпизод романа описывает момент “мирной жизни” в семье Ростовых. Мы видим, как молодежь этой семьи проводит свое время. Основными действующими лицами этого эпизода является Наташа Ростова и ее старший.

Моя родная Кабардино – Балкария Пускай вовеки не иссякает Сундук сокровищ – родной Кавказ! Пускай во все времена рассказ О нашей Родине не смолкает. Величественные горные вершины, сверкающие вечными снегами над широким раздольем равнин, бурный.

Нравственная проблематика в повести А. И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича” Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода. Александр Исаевич родился в декабре 1918 года. После средней школы.

Социальное и личностное в конфликте комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Грибоедов знаменит как творец одного произведения. Но настолько значительна роль его комедии “Горе от ума” в истории русской литературы, настолько остро отвечала пьеса на насущные вопросы своего времени, настолько блестяще.

Роман “Евгений Онегин” – энциклопедия русской жизни “Евгений Онегин” есть поэма историческая”,- утверждал Белинский. Действительно, в романе изображены конкретные характеры русских людей и общественная жизнь. Белинский связывал появление романа и его содержание с ростом самосознания русского общества.

Изображение белого движения в романе М. А. Булгакова “Белая гвардия” Роман М. А. Булгакова “Белая гвардия” описывает события на Украине, происходившие в с декабря 1918г. по февраль 1919г. Это был разгар гражданской войны, когда за власть боролись “белые”, “красные”, петлюровцы.

Благодарная природа Что такое природа? Мы все прекрасно понимаем, что такое природа – это леса, поля, моря, озера и реки, деревья, растения, кустарники, цветы. Все то, что нас окружает! А так же.

Сейчас вы читаете: Ранние произведения М. Горького

Романтизм в ранних рассказах Горького сочинение

В рассказах Максима Горького романтизму уделяется много строк. Так, например, в рассказе «Макар Чудра» Горький пишет о цыганах и их любви, в его произведениях все люди честны как перед собой, так и перед обществом. Цыгане рассказывают о своей любви и о свободе, об этом рассказывает и Макар Чудра.

Макар Чудра рассказывает о том, что он не понимает, почему цыгане живут так тесно когда на земле много свободного места. Ведь можно выбрать из огромного количества степей и полей. Все люди тяжело работают на одном месте и все равно остаются бедными, а могли бы колесить по свету. Горький считает, что каждый человек может черпать силу от природы, как это делают цыгане.

Максим Горький обращается к образам природы и считает это романтической чертой. Описание природы завершает всю картину действий, что происходит с персонажами рассказов писателя. В описании бури, моря и ветра Горький находит романтические переживания. Наверное, поэтому рассказ «Макар Чудра» и заканчивается песней моря это своего рода гимн.

Во всех произведениях Горького он пишет о том, что человек природное существо, но город очень испортил понятия о любви и нежности. Горький, который пишет о босяка, считает их детьми природы, они конечно бедные, но имеют свою гордость и честь.

В рассказе «Девушка и Смерть» Максим Горький противопоставляет любовь и гибель. Горький в своих произведениях не уделяет внимание быту, в его рассказах босяки свободные люди и живут вольно по сердцу. Горький описывает своих героев так если человек злодей, то он без капли добра, а если добрый, то до последнего своего вздоха. Так Ларра является злодеем, а Данко добрый человек, который спасает людей и своим добрым сердцем освещает им жизнь.

Горький в своих произведениях всегда прославляет добро. Словно в русских народных сказках добро всегда должно побеждать зло. Ларра гордец он презирает всех людей, он полный эгоист. Его ничего не волнует кроме самого себя, в итоге цыгане его изгоняют. Данко, наоборот, в нем горит пожар любви и человеколюбие. Он готов ради других пожертвовать собой его считают героем.

Читайте также:  Образ Луки и проблема истины и сострадания в пьесе М. Горького «На дне»: сочинение

Максим Горький создает героев, которыми хочется гордиться, в его рассказе «Песни о Соколе» его персонаж умирает не зря. Он пишет о героях, на которых может равняться читатель. Максиму Горькому нравится воспевать героев и стыдить злодеев. В его рассказах можно прочитать о чести, о доблести и как не стоит поступать в жизни.

Сочинение Романтизм в рассказах Горького

Алексей Пешков, он же писатель, прозаик и драматург Максим Горький, для русской и советской литературы фигура знаковая. По популярности своих произведений он мог сравниться с А.П. Чеховым и Л.Н. Толстым. Певец революции с философскими взглядами Ницше на человека и его природу. Рано осиротевший, с детства зарабатывающий себе на жизнь, Алексей Максимович познал вся тяготы жизни «на дне». Именно поэтому он выбрал себе псевдоним – Горький, который соответствовал его жизни. Позднее он напишет о своей юности, что никогда не ждал счастливого случая. Молодой Пешков рано осознал, что человека создает его сопротивление окружающей среде.

Большинство произведений автора отражают тяжелую судьбу низших социальных слоев. За что его однажды резко раскритиковал Л.Н. Толстой, у которого эта тема вызывала раздражение. Ранние же рассказы, отмеченные влиянием романтизма, резко отличаются от его зрелой прозы. Они объединены общей идеей и впоследствии были оформлены в единый сборник. Сюда относятся: «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Девушка и смерть», «Песня о Соколе», «Челкаш» и несколько других.

Признаки романтического направления в рассказах М. Горького:

  • живые образы природы, она не только фон, но и полноправная участница процесса;
  • рассуждения о добре и зле;
  • поиск смысла жизни;
  • форма притчи, легенды;
  • особенности композиции;
  • любовь героев к людям;
  • тема героизма и самопожертвования.

Окружение автора и литературные критики долго не принимали этих произведений. Когда М. Горький показал свой рассказ «Старуха Изергиль» В.Г. Короленко, тот был шокирован и воскликнул: «Дорогой мой, это же романтизм! А он давно скончался. Вы поете не своим голосом». И действительно, время романтизма, казалось бы, давно прошло.

Рассказ «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Для него автор выбирает формую обрамления. Книга по своей композиции напоминает слоеный пирог: легенда о Ларре, факты из жизни самой героини, легенда о Данко. В таком соседстве история Изергиль тоже напоминает романтическую притчу. У трех «слоев» этого рассказа общая фабула – поиск смысла человеческой жизни и разные подходы к ней. Изергиль, как и Данко, всегда жила любовью к людям и способна на жертвенные поступки ради любви. Ларра противопоставлен Данко, первый герой гордый, эгоистичный, за что и был наказан.

Рассказ «Челкаш» повествует нам о судьбе «честного» и принципиального вора Григория. Честный вор, в принципе, понятие парадоксальное. М. Горького привлекали такие люди. Он всегда с интересом относился к ворам и карточным шулерам, считая их сродни актерам и художникам.

В рассказе «Песнь о Соколе» М. Горький восклицает: «Рожденный ползать, летать не сможет». Это становится своеобразным приговором для человечества. Алексей Максимович не верит в то, что люди могут измениться. Это не хорошо и не плохо. Он за последовательность поступков. Не должен злой пытаться совершать добро и наоборот. Эта же мысль звучит и в другом его рассказе, где вор, скрываясь от погони, находит младенца, подкидыша. Жертвуя собой, мужчина несет ребенка в полицейский участок, где оказывается, что малыш уже мертв. Пытаясь его согреть, вор задушил младенца.

При этом М. Горький верит в величие человека. Сразу в нескольких его произведениях звучит мысль: «Человек – это звучит гордо».

Цикл романтических рассказов занимает важное место в творческом наследии писателя.

Также читают:

Картинка к сочинению Романтизм в рассказах Горького

Популярные сегодня темы

Заканчиваются холода, наступает тот миг, когда все живое наконец-то просыпается и готовится вдохнуть теплый воздух. Первые ростки начинают шевелиться. Ветви берез потихоньку сбрасывают с себя ледяные оковы.

XXI-й век подходит к завершению. Алиса Селезнёва – дочь знаменитого биолога космического масштаба! Она мечтает стать членом экипажа в следующей экспедиции отца, цель которой – сбор редких животных со всей галактики

Великодушие является характерным качеством сильного и благородного душой человека, имеющего представление о добре и зле. Иногда общество может противопоставить месть великодушию и рассудить отмщение как черту характера

День рождения – самый мой любимый праздник. Каждый год, я стараюсь его отметить так, чтобы было что вспомнить. Еще, я очень люблю получать подарки.

Удивительный и неповторимый, красивый и самобытный, гостеприимный и загадочный – все эти восторженные эпитеты можно услышать от гостей города Казань. В самом деле, мой любимый и родной город

Ранние произведения М. Горького

  1. М. Горький и его раннее творчество.
  2. Романтизм и реализм в ранних произведениях Горького.
  3. Выводы.

М. Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. Горький сразу вызвал большой читательский интерес. Горький (псевдоним Алексея Максимовича Пешкова) пришел в литературу не из элитных кругов интеллигенции. Жизнь его не баловала: родился Горький в семье столяра, рано осиротел. С 11 лет работал «мальчиком» при магазине, учеником в иконописной мастерской, пекарем: богатый личный опыт дал М. Горькому обильный материал для его ранних произведений. В эти же ранние годы вырабатываются основные идеи и темы, сопровождавшие писате-ля на всем протяжении его творчества. Это, прежде всего, идея активной личности. Писателя всегда интересовала жизнь в ее движении. Основной идеей творчества Горького была мысль о том, что человека создает сопротивление окружающей среде. С самого начала произведения М. Горького можно условно разделить на два типа: ранние романтические тексты и реалистические рассказы. Идеи обеих категорий произведений близки,

Ранние романтические произведения М. Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Все они отражают незавершенность его концепции мира и художественного творчества. В них он выступает как романтик, причем его романтизм совмещает в себе как традиционные, так и новые художественные приемы. «Реальный» мир для Горького не является эстетическим объектом даже в таких рассказах, как «Дед Архип и Ленька» или «Дело с застежками».

Горьковские босяки воплощают определенное мировоззрение или психологи-ческий тип. Они могут быть «бунтарями» или «мещанами», «накопителями» или «правдоискателями» независимо от времени и социального окружения, в котором они живут. С другой стороны, Горький начинает сознавать важность конкретных социальных и бытовых характеристик героев, поэтому он наделяет их реальными чертами «людей дна». Таким образом, Горький создает свой собственный мир. В нем нередко можно наблюдать особенности современной ему России. Тем не менее, горьковская художественная реальность живет по собственным внутренним законам, отличающимся от законов, существовавших для реалистов ХГХ века. Природа в этом мире тесно связана с душевным состоянием героев, что соответствует канонам романтизма. Море в рассказе «Челкаш», лес в легенде о Данко изменяются по ходу развития сюжета. Если в начале произведения природа спокойна, то во время основного конфликта она отражает душевное напряжение героев: начинается гроза или буря. Кроме того, в ранних произведениях Горького двойственна. Она может помогать людям, создавая естественный фон свободной, вольной жизни, как в начале рассказа «Старуха Изергиль», либо противостоит им.

С природой обычно связан и главный герой, вокруг которого строится все по-вествование. Например, Челкаш чувствует себя свободным только в море, умираю-щий Ларра смотрит в небо. Такая связь позволяет выделить главного героя, что соответствует традиции романтизма. Этот герой — изгой в обществе, он всегда оди-нок. Не являясь «вторым Я» автора, он, тем не менее, воплощает определенные идеи, близкие Горькому. У главного героя, как правило, есть антагонист, придер-живающийся противоположного взгляда на жизнь. Между ними и возникает конфликт, на основе которого разворачивается сюжет. Таким образом, основной конфликт не только межличностный, но и идейный. «Свободные» герои противостоят героям, зависящим либо от денег, либо от «традиций», либо от «незнания». Свобода для всех резко отличается от свободы для себя. Первую воплощает Данко, вторую — Ларра. Только свобода для всех может принести счастье людям, научить их «видеть жизнь», как говорит старуха Изергиль, ее судьба противопоставлена мещанскому идеалу «спокойной жизни».
«Мещанский идеал» для Горького — это и мечта Гаврилы «о доме», и «забота» деда Архипа о Леньке, и «мудрость» Ужа. Это традиционное в романтизме противостояние «личности» и «толпы» усложняется: персонажи оцениваются и с точки зрения этики, что приводит к любопытному выводу: «человек толпы» походит на «демона», стремящегося к «воле для себя «, в том отношении, что и тот, и другой могут совершить преступление. В этом отношении они противостоят Данко, жертвующему собой ради других и потому являющемуся подлинной «личностью».

Но Горький видел, что всякие этические оценки относительны. Горький считал, что человек — не только скопление грехов и пороков, но и существо, способное изменять себя и мир. Из-за этого любая этика должна оценивать человека с точки зрения его способности «жить, а не примиряться». Противостояние двух этик составляет основу сюжета. Завязкой оказывается проблема, на которую две разные системы взглядов дают разные ответы. Это украденный платок в рассказе «Дед Архип и Ленька», проблема «цены денег» в «Челкаше» или «свободы» в «Старухе Изергиль». Затем конфликт развивается и наступает развязка, причем герой может погибнуть, но его идеи побеждают в читательской оценке происходящего. Сокол не смог доказать «свою правду» Ужу, для которого счастье полета раскрывается в падении, но именно он предстает перед читателями в качестве положительного героя. Такое противостояние двух мировоззрений проявляется и во внешнем облике персонажей, и в их восприятии действительности. «Красивые люди» всегда сравниваются с птицами, они «способны летать», в отличие от «рожденных ползать». Внешностью и речью они, так же как и романтические герои XIX века, резко отличаются от окружающих людей. Мир «красивые люди» видят по-своему, для них не существует в нем ничего страшного и непонятного.
Положительные герои ранних произведений Горького по большей мере про-тивостоят мещанским идеалам. Именно поэтому чаще всего это образы босяков, что проявляется и в речи, и в стремлении к «вольной природе», и в конфликте с существующим обществом.
Итак, одна из основных проблем раннего творчества Горького — это проблема столкновения героической личности с миром обыденности, с обывательским сознанием. Эта проблема во многом развита М. Горьким как в романтических, так и в реалистических рассказах раннего периода. Одним из художественных открытий писателя стала тема человека дна, опустившегося, нередко спившегося бродяги, босяка. М. Горький хорошо знал эту среду, проявлял к ней большой интерес и широко отразил ее в своих произведениях, заслужив определение «певец босячества». В самой этой теме не было полной новизны, к ней обращались многие писатели XIX века. Новизна была в авторской позиции. Если люди вызывали прежде всего сострадание как жертвы жизни, то у М. Горького все иначе. Его босяки — это не столько несчастные жертвы жизни, сколько бунтари, которые сами эту жизнь не принимают. Они не столько отверженные, сколько отвергающие. Пример этого можно видеть в рассказе «Коновалов». Уже в начале писатель подчеркивает, что у его героев была профессия, он «прекрасный пекарь, умелец», им дорожит хозяин пекарни. Коновалов представляет собой одаренную натуру, одарен живым умом. Это человек, который задумывается о жизни и не принимает в ней обыденного, безгеройного существования: «Тоска она, канитель: не живешь, а гниешь!». Коновалов мечтает о героической ситуации, в которой могла бы проявиться его богатая натура. Он говорит о себе: «Не нашел я себе места!». Его увлекают образы Стеньки Разина, Тараса Бульбы. В обыденной жизни Коновалов чувствует себя ненужным и уходит от нее, в конце концов трагически погибая. Сродни ему и другой горьковс-кий герой из рассказа «Супруги Орловы». Григорий Орлов — один из самых ярких и противоречивых характеров в раннем творчестве М. Горького. Это человек сильных страстей, горячий и порывистый. Он напряженно ищет смысл жизни. Временами ему кажется, что он его нашел — например, когда он работает санитаром в холерном бараке. Но затем Григорий видит иллюзорность этого смысла и возвращается к своему естественному состоянию бунта, противостояния среде. Он способен многое сделать для людей, даже жизнью своей для них пожертвовать, но жертва эта должна быть мгновенной и яркой, героической, подобной подвигу Данко. Недаром он говорит о себе: «А горит сердце большим огнем».

Но уже на раннем этапе своего творчества Горький обратил внимание на одну из проблем российской жизни XX века: стремление человека к героическому деянию, к подвигу, самопожертвованию, порыву и неспособность к повседневному труду, к обыденной жизни, к ее будням, лишенным героического ореола. Люди такого типа, как это предугадал писатель, могут оказаться великими в экстремальных ситуациях, в дни бедствий, войн, революций, но они чаще всего нежизнеспособны В’нормальном течении человеческой жизни.

Сочинения по творчеству Горького

Творчество Максима Горького правдиво и глубоко подвергает беспощадной критике пороки буржуазного строя и показывает, как силы пролетарской революции противостоят эксплуататорам.

Начало литературной деятельности писателя относится к 1892 году. В 1898 оду выходят отдельным изданием 2 -го его сборника «Очерков и рассказов». В течение 6 лет он написал великое множество интереснейших работ. С первых же своих произведений и в течение всего творческого пути Горький показывает ряд образов, к которым он испытывает страстную ненависть и презрение. Наряду с хозяевами жизни изображены люди из народа. Это и чернорабочие соляных промыслов из произведения «На соли» и просто бродяги из рассказа «Дед Архип и Ленька», люди, выброшенные на улицу босяки из таких работ, как «Челкаш» и «Бабушка Акулина».

Эти творения драматичны по содержанию, так как здесь происходят сложные конфликты между людьми, по-разному изуродованными самодержавием. Так, в рассказе «На соли» Горький показывает, как в условиях гнета и насилия рождается жестокость, в людях истребляется все человеческое. Но истинно человеческие чувства не могут быть окончательно убиты, они пробуждаются и здесь. Виноватыми оказываются те люди, которые звереют от непосильного труда. Таковы условия жизни, противные человеческой природе.

В рассказах о босяках Горький вскрывает те причины, которые заставляет представителей разных классов общества капиталистов сделаться босяками и попасть на дно. Очень характерен в этом отношении произведение «Злодеи», где рассказывается о том, как молодой деревенский парень в поисках работы попадает в город, становится босяком и совершает вместе с товарищем нелепое убийство. Создание повести является еще одним шагом в идейно-художественном развитии Горького. Он впервые здесь дает широкую картину жизни при капиталистическом строе. Такой работой является «Фома Гордеев», где показана борьба идет внутри класса, и главный герой становится жертвой враждебных человеческой природе отношений, созданных природой. В 1900-хгодах Горький все больше создает драматические труды, где идет обличение буржуазной интеллигенции всех толков. Так, появляются пьесы «На дне», «Дачники», «Враги». Но самым известным произведением писателя является роман «Мать», где ясно прослеживается отношение Горького к реформам в обществе. В творении показана борьба за новую жизнь, что давало неоднозначные мнения по этому поводу среди критиков.

2 вариант

Творческая деятельность Максима Горького представляет собой целую эпоху в развитии человечества, а также период, когда был сокрушен империализм, и произошла Октябрьская революция. Писатель, который вышел из низших слоев, тесно связанный с рабочим классом, является выразителем 3-го этапа освободительной борьбы.

Начало литературного пути Горького относится к 1892 году. Через 7 лет выходят 2 томика его «Очерков и рассказов». Его ранние произведения отличаются большим разнообразием по своей тематике и по своим жанровым особенностям. Это время напряженных творческих исканий писателя. Он разоблачает угнетателей с их мещанскими настроениями. Борьба с мещанством является одной из ведущих линий творчества. Так, в рассказе «Озорник» журналист Истомин когда-то мечтал о том, чтобы послужить народу, но постепенно он утрачивает свои высокие стремления, и устроившись в жизни, становится мещанином.

Продолжая лучшие традиции демократической литературы критического реализма, Горький показывает жизнь народа, наполненную лишениями и страданиями. В людях из народа, изображенных в рассказах « Дед Архип и Ленька», «Горемыка Павел « и др. мы видим высокие благородные чувства, которые часто не находят ни выходы, ни применения, а лишь стихийное пробуждение сознания в массах. В рассказах о босяках писатель раскрывает те причины, которые заставили представителей капиталистического общества опуститься на дно жизни.

В реалистических рассказах о босяках герои выступают иногда в романтическом образе, как например, Челкаш, Коновалов, Мальва. Морские и степные просторы, на фоне которых они показаны, подчеркивают широту их натуры, любовь к вольной жизни. В период между 1901-1906 годами писатель создал ряд пьес и переход к драматургии не случаен, так как он видел в театре трибуну, которая давала возможность при непосредственном общении с массами с особой остротой поставить самые острые злободневные вопросы современности. В пьесах об интеллигенции «Дачники», «Дети солнца», «Варвары» Горький показывает резкое классовое расслоение интеллигенции и обреченность культуры эксплуататоров. Одним из ярких произведений в творчестве стал роман «Мать», который призывал пролетариат объединиться для борьбы, выполняя одну из важных задач, выдвинутых большевиками

Раннее творчество М. Горького

М.Горький вошел в литературу на грани двух истори­ческих эпох, он как бы совместил в себе эти две эпохи. Пора нравственной смуты и разочарования, всеобщего недовольства, душевной усталости — с одной стороны, и назревания грядущих событий, еще открыто не проявив­шихся, — с другой, нашла в раннем Горьком своего яркого и страстного художника.

Горький в свои двадцать лет увидел мир в таком ужасающем разнообразии, что кажется невероятной его светлая вера в человека, в его душевное благородство, в его силу и возможности. Но молодому писателю было присуще стремление к идеалу, к прекрасному — тут он был достой­ным преемником лучших традиций русской литературы прошлого.

В рассказе «Челкаш» (1894) романтический образ бро­дяги и вора, порвавшего со своей средой (отец его был одним из богатейших людей на селе), нисколько не идеа­лизируется писателем. Хотя в сопоставлении с духовно убогим, жадным и жалким Гаврилой Челкаш оказывается победителем. Но противопоставление идет по линии отно­шения к собственности, к закрепощающей ее сущности. Мечта Гаврилы оказывается мечтой, ведущей к рабству. «Власть тьмы», власть денег Челкаш отрицает. «Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного, — никогда не будет таким!»

Для своих рассказов Горький брал людей земных и реальных, со всеми противоречиями и недостатками.

Мерилом ценности человеческой личности он считал активность, способность действовать во имя человека. Этот мотив звучит уже в первом рассказе писателя — «Макар Чудра» (1892). Повесть об удивительной, гордой любви Лойко Зобара и Радды — это гимн свободе. «Ну, сокол, — говорит Макар, — хочешь, скажу одну быль? А ты ее запомни и, как запомнишь, — век свой будешь свободной птицей».

Романтизм Горького не чужд драматизма. Он предпо­лагает его. Судьбы героев его первых рассказов всегда драматичны. Но это драматизм, рождающий протест про­тив рабского положения в обществе. Макар Чудра говорит в начале рассказа автору-рассказчику: «Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько. Что ж, — он родился затем, что ли, чтобы поковырять землю, да и умереть. Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб — как только родился, всю жизнь раб, и все тут!»

Вот что волнует художника, что становится централь­ной мыслью многих его рассказов раннего периода. Все было необычно в этом рассказе: и судьба героев, и их речь, и их внешность, и авторская речь. «Мне не хотелось спать. Я смотрел во тьму степи, и в воздухе перед моими глазами плавала царственно красивая и гордая фигура Радды. Она прижала руку с прядью черных волос к ране на груди, и сквозь ее смуглые, тонкие пальцы сочилась капля по капле кровь, падая на землю огненно-красными звездочками. » Уже здесь намечено противопоставление свободного и рабского существования, которое будет в разных вариантах присутствовать во всех раннеромантических рассказах пи­сателя. Оно будет видоизменяться и углубляться. Уж — Сокол, Чиж — Дятел, Девушка — Смерть, Ларра — Данко. Верой в силу человека, в силу действия, в силу любви проникнута и сказка в стихах «Девушка и Смерть» (опуб­ликована в 1917 г.). Всепобеждающий гимн «радости любви и счастья жизни» — любви без страха и сомнения — яркое проявление той особенности горьковского таланта и его жизненной позиции, которая характеризует творческий путь писателя.

В творчестве молодого Горького с новой силой зазву­чали «неразрешимые» вопросы: как жить? что делать? в чем счастье? Вопросы, вечные хотя бы потому, что ни одному поколению еще не удалось избежать их.

В сказке «О чиже, который лгал, и о дятле — любителе истины», в которой писателем рассказана «очень правдивая история» о том, как «среди певчих птиц той рощи», где пелись песни пессимистические и вороны считались «очень мудрыми птицами», вдруг зазвучали иные, «свобод­ные, смелые песни», напоминающие гимн разуму:

. Зажжем сердца огнем ума,

И воцарится всюду свет.

. Кто честно смерть принял в бою,

Тот разве пал и побежден ?

. За мной, кто смел!

Для писателя здесь важна мысль, что «искорку» можно заронить, можно пробудить веру и надежду. В этой сказке художник отметил пробуждение сознания лишь на какое-то мгновение. В «Песне о Соколе» (1895) гибель гордой и смелой птицы уже утверждает победу того взгляда на жизнь, носителем которого был прекрасный Сокол. «Зем­ной» Уж побежден тем, что не понимает, что такое полет в небо, свобода, уверен, что «там только пусто». Его «ре­альный» взгляд на жизнь исключает духовность существо­вания человека на земле.

Идея самопожертвования возникает в «Песне о Соко­ле» естественно и становится гимном действию во имя свободы, света. «Безумство храбрых — вот мудрость жизни!» — не заключает в себе лишь утверждение самосо­знания, хотя и это важно для писателя. Так можно было бы думать, если бы не слова: «. и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»

Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) можно назвать про­граммным для молодого Горького. Здесь сходятся все лю­бимые и дорогие темы и мысли молодого писателя. Здесь все принципиально важно для него. Композиция рассказа строго подчинена идее — ут­верждению правоты подвига во имя жизни. Три самостоя­тельных эпизода объединены образами автора и старухи Изергиль. Образ Изергиль противоречив. Он реалистичен в основе. В жизни Изергиль, необычной и яркой, было много такого, что можно расценить неоднозначно. Добро и зло — все перемешалось здесь, как в жизни. И все же есть то, что как бы объединяет ее с Данко. «В жизни всегда есть место подвигам» — вот главная мысль, хотя события жизни старой цыганки нельзя расценивать лишь как геро­ические, она часто действовала во имя личной свободы.

Духовная красота Данко противопоставлена убогости существования Ларры. Индивидуализм, презрение к людям, эгоцентризм Ларры, который уверен, что свобо­да — это независимость от людей, от обязанностей перед обществом, развенчаны художником с такой силой и энер­гией, что, кажется, тень Ларры, «неприкаянная и непро­щенная», до сих пор скитается по миру. «. И все ищет, ходит, ходит. и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей. »

Наказание одиночеством — тема и многих современ­ных и, думается, будущих произведений. Два разных «Я», противопоставленных с такой силой, Данко и Ларра, — это два кардинально противоположных отношения к жизни, которые живут и противоборствуют и сейчас. Именно в силу последнего интересен Данко сегодня. «Что я сделаю для людей?!» — сильнее грома крикнул Данко». Смерть Данко, факелом своего сердца освещающего путь своему уставшему и изверившемуся народу, — это его бессмертие. Этот вопрос для Данко был главным, ибо, не задав себе такого вопроса, нельзя жить осмысленно, нельзя поверить во что-либо и сознательно действовать в жизни.

Именно поэтому и сегодня так интересно раннее твор­чество писателя, открыто заявившего еще в конце прошло­го века о своей вере в человека, в его разум, в его творчес­кие, преобразующие возможности.

Сочинение. Идейное своеобразие ранних произведений М. Горького

На рубеже XIX—XX веков имя Горького называлось не только в России, но и за рубежом в одном ряду с Короленко, Чеховым, Толстым. Совершенно очевидно, что широкое признание писателя нельзя объяснить только соответствием пафоса его творчества революционной борьбе пролетариата. Взгляд читателей, критиков, писателей обращался к философско-этическим проблемам, отраженным в ранних произведениях Горького.

Истоки глубинного постижения жизни берут начало в странствиях Алексея Пешкова по Руси, в его тяге к самообразованию. Будущий писатель, окончивший всего два класса в нижегородской школе, упорно осваивал наследие древних мудрецов (Платона, Аристотеля), философию Канта, Шопенгауэра, Ницше, в 1890-х годах вел даже “философский дневник”. “Лет двадцати, — вспоминал впоследствии Горький, — я начал понимать, что видел, пережил, слышал много такого, о чем следует и даже необходимо рассказать людям”.

Эпоха перехода человечества из одного века в другой — это период осознания новой роли человеческой личности. Опираясь на общественно-демократические принципы, Горький осуществляет “поиск Человека”, поэтому ведущими темами его ранних произведений становятся соотношения добра и зла, свободы и необходимости, силы и слабости.

Произведения начального периода творчества Максима Горького проникнуты героическим пафосом. Именно лоэтому тема сопротивления среде является для писателя ведущей. Эта тема реализуется в образах героев, не подчиняющихся общим правилам бытия, стремящихся к свободе и независимости. Такими предстают перед нами сильные и красивые люди в рассказах “Макар Чудра” (1892 г.) и “Старуха Изергиль” (1895 г.).

В рассказе “Макар Чудра” мотив силы соединяется с мотивом красоты и подается в возвышенно-романтическом ореоле. Эстетическое восприятие подавляет этическую проблематику. Убийство Радды, совершенное Лойко Зобаром, не вызывает в нас ужаса и осуждения, не устрашает, а даже восхищает — величием красоты чувств.

В “Старухе Изергиль” постановка проблемы усложняется. Ларре, гордому сыну орла и земной женщины, уже не прощается убийство девушки. Люди изгоняют преступника из своего общества. Выясняется, что свобода за счет несчастья других становится преступлением, а одиночество, к которому она ведет, — самая страшная кара: “Сначала юноша смеялся вслед людям. смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его — не был человеком. А этот — был человек”.

Проявление сильной личности, ее волевых начал мы находим в образах Данко (“Старуха Изергиль”), Сокола (“Песня о Соколе”, 1895 г.), Буревестника (“Песня о Буревестнике”, 1901 г.). Деятельное начало (“Безумству храбрых поем мы песню”), стремление к подвигу, жертве (Данко “вырвал свое . сердце и высоко поднял его над головой. Оно полыхало так ярко, как солнце”) определяет их характеры.

А. В. Луначарский отмечал два начала в мировосприятии Горького — стремление к жестокой правде о жизни и желание отвлечься от нее в сторону спасительной романтической мечты. Эта нравственная дилемма отражается в столкновении противоположных характеров, действия которых построены на антитезе (Ларра — Данко, Уж — Сокол, Гаврила — Челкаш). В связи с этим есть основание утверждать, что ведущим художественным приемом можно считать не монолог, сводящийся к утверждению абсолютной истины, а диалог, раскрывающий противоречивость мира.

Поиск истины непрост, писатель, с одной стороны, исповедует необходимость полной правды о жизни, с другой — чувствует непереносимость ее для множества людей. Потому в пьесе “На дне” (1903 г.) трудно найти героя — носителя истины, она складывается из полифонических голосов ряда действующих лиц (Сатин, Лука, Клещ, Пепел).

Обостренный интерес вызывает у Горького тема “бывших людей”, брошенных на дно жизни: “Босяки явились для меня “необыкновенными людьми”. Я видел, что хотя они живут хуже “обыкновенных людей”, но чувствуют и сознают себя лучше их, и это потому, что они не жадны, не душат друг друга, не копят денег”. Таков Челкаш из одноименного рассказа (1895 г.) — независимый, отличающийся широтой души, человечностью. Его презрение к Гавриле выражает взгляд Горького на людей, одержимых собственнической психологией.

Создание сильных, волевых характеров, “выламывающихся” из общего строя жизни, требовало экспрессивности письма, эмоциональной напряженности. Особую смысловую роль в ранних произведениях Горького играет пейзаж. Все рассказы сопровождает “плеск волн и шелест прибрежных кустов, шум ветра, шорох листьев”. Обилие эпитетов позволяет показать мир во всем его многоцветий, а героев — особенно прекрасными: “веселые, гибкие бронзовые девушки” — “странные и сказочные”. Мы слышим “стеклянный стрекот кузнечиков”, видим “золотые крапинки звезд”. Сравнения, метафоры также создают особый колорит произведения: “ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями”, “живая, как солнечный луч”, “закипела, как смола”, “с его языка горячий мед тек”.

Создавая свои произведения, писатель использует форму сказки, легенды, притчи. Язык рассказов также наполнен народными выражениями, фольклорными образами, пословицами: “Добрый молодец кличет девицу”, “Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле пошла, кем бы она стала?”. Язык горьковских произведений тяготеет к афоризмам: “Нет такого коня, на котором от себя ускакать можно”, “Здоровье — тоже золото”, “За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью”.

В раннем творчестве М. Горького трудно уловить границу между реальностью и вымыслом. Писатель создает свой особый художественный мир, наполненный романтическими символами. Перед читателями возникают образы стихии (бушующее море, дремучий лес, отвесные скалы); птиц, олицетворяющих свободолюбивых людей (буревестник, сокол); героических людей, действующих в исключительных обстоятельствах (Данко в “Старухе Изергиль”).

Произведения Горького рубежа веков носили новаторский характер. Его творчество отразило потребность в сильной, волевой личности, возникающую в эпоху социальных перемен. “Человека, человека сильного ждет земля, весь земной шар” (М. Пришвин).

Ссылка на основную публикацию
×
×