Герои и проблематика ранней романтической прозы М. Горького: сочинение

Герои и проблематика ранней романтической прозы М. Горького

Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

В своих ранних произведениях Горький выступал как убежденный романтик. Его любимые герои выражали романтические идеалы любви, свободы, служения людям, преобразования мира.
Герои и проблематика рассказа «Старуха Изергиль» – сугубо романтические. Его герои – надменный Ларра, жертвенный Данко и мудрая Изергиль – в той или иной степени выражают авторский идеал, авторскую позицию.
Ларра – сын женщины и орла. Увлекшись девушкой, он убивает ее только за то, что она не захотела остаться с ним. Возмущенные соплеменники наказали Ларру одиночеством и бессмертием. Поначалу герою казалось, что это не наказание, а подарок для него. Ларра еще не понимал, как страшна его кара. Тысячи лет жил он, но не было рядом с ним никого – ни матери, ни жены, ни друга, ни родины. Герой искал смерти, но напрасно…
В образе юноши Ларры Горький осудил человеческий эгоизм, самовлюбленность, гордыню. Величайшее благо, жизнь, становится для этого героя каторгой: «Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду. Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно!»
В решение проблемы свободы Горький вносит такую особенность: свобода в одиночестве – это не свобода. Свобода имеет ценность только тогда, когда связана с обществом, с людьми.
Герой другой легенды, юноша Данко – полная противоположность Ларры. Ради свободы своего племени он идет на великую жертву – вырывает из своей груди сердце, чтобы осветить путь соплеменникам и спасти их от неминуемой гибели. Горящее сердце Данко помогло людям выбраться из гнилого болота. Но подвиг этого человека не был по-настоящему понят соплеменниками, быстро забывшими о своем спасителе. «Осторожный человек» незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем. Видимо, знание о подвиге этого человека заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и низости. А, может быть, эта память рождала бы новых героев, стремящихся изменить мир, а «осторожные люди» боятся этого больше всего на свете.
Но Данко и не ждал благодарности. Цель его жизни, в отличие от Ларры, – существование ради людей, во имя их блага, ради улучшения жизни. Данко не помнил о себе, постоянно думая о других. Этот герой – романтический идеал Горького.
Между двумя противопоставленными друг другу легендами находится история жизни старухи Изергиль. Она жила, полностью отдаваясь страстям и беря от жизни все. Изергиль использовала других людей, совершала поступки только ради себя, ради своей прихоти. Это сближает героиню с Ларрой.
Но вот однажды Изергиль по-настоящему полюбила. Ради спасения жизни своего Аркадэка она сделала все возможное. И это сближает героиню с Данко. Изергиль говорит рассказчику, что нельзя жить без подвигов: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, – те просто лентяи или трусы или не понимают жизни…»
В этих словах, на мой взгляд, звучит точка зрения самого автора на обыденную жизнь. Мне кажется, вовсе не случайно история Изергиль находится между двумя романтическими легендами, противопоставленными друг другу. Жизнь каждого человека может стать насыщенной, интересной, полной ярких эмоций – стоит только захотеть, изменить свой взгляд на мир, побороть серость и будничность дней.
Рассказ «Макар Чудра» – еще одно романтическое произведение Горького. В центре внимания находится проблема свободы. В качестве своих героев писатель выбирает цыган – вольный, свободолюбивый и мудрый народ. Главные герои рассказа – Лойко Зобар и его возлюбленная Рада. Это выдающиеся люди: Лойко – один из самых сильных, ловких и смелых в своем племени, Рада – ослепительная красавица, гордость своей семьи. Эти герои любят друг друга, но больше всего они любят и ценят свободу не только как самостоятельность, но и как способ сохранить собственное достоинство. Недаром Рада требует от Лойко, чтобы тот на глазах у всего табора встал перед ней на колени. Но Лойко, несмотря на страсть к Раде, не может этого сделать. Поэтому он выбирает единственный, по его мнению, выход – убивает Раду на глазах у всего табора. Но и сам герой погибает от ножа отца девушки.
Герои и проблематика «Песни о Соколе» освещает другой аспект человеческой жизни– социально-политический. В образе двух антиподов – Сокола и Ужа – писатель изображает романтического борца за свободу, народное счастье и приземленного, ограниченного обывателя, чьи интересы не выходят дальше собственного жилища. Сокол – храбрый воин, которого ведут в бой собственные представления и убеждения – свобода личности, благо своего народа, яркость жизни. Ради этих идеалов Сокол легко идет на смерть. Автор полностью его поддерживает в этом: «Безумству храбрых поем мы песню!»
Для Ужа все это – непонятные слова. Ему хорошо в своей темной и сырой норе, без света и свежего воздуха. Своей ограниченностью и тупостью он способствует смерти Сокола, а сам так и не понимает преимуществ его образа жизни и мысли перед своими: «Рожденный ползать – летать не может!»
Романтические произведения Горького ярки и самобытны. В них воплощены идеалы самого автора: свобода, гордость, смелость, жизнь ради других, нравственная чистота. Можно сказать, что эти понятия станут ключевыми для всего творчества писателя, воплощаясь в его произведениях с помощью разных средств и приемов.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / Разное / Герои и проблематика ранней романтической прозы М. Горького

Смотрите также по разным произведениям Горького:

Герои и проблематика ранней романтической прозы М. Горького: сочинение

Весной тысяча восемьсот девяносто восьмого года в Петербурге вышли два небольших томика произведений пока ещё никому неизвестного М. Горького. Они вызвали сенсацию. Их читали и перечитывали, о них писали в газетах и журналах виднейшие критики, восхищаясь как богатством содержания, так и художественными достоинствами. Горький стал знаменитостью Но мало кто из читателей и литературных критиков знал, что «неожиданному» успеху предшествовал многолетний упорный труд, что писатель сам, со своими героями, прошёл суровую школу жизни, вместе с ними узнавал и познавал своих друзей и врагов, медленно, но упорно пробиваясь «к свободе, к свету». Человек как огромный неисследованный мир, как величайшая загадка природы интересовал Горького с самого начала его творческого пути. Человеческие мысли и чувства, надежды и их крушение, сила и слабость, духовная и социальная сущность нашли своё отражение в образах, созданных писателем. Сотни, тысячи, миллионы людей с нижних этажей жизни, разутые и раздетые, голодные и лишённые всех прав человеческого состояния, оказывается, мучительно ищут ответы на коренные жизненные вопросы: зачем и для чего я живу, каков смысл моей жизни, с какой целью я ступаю по земле? Горький тоже пытался найти глубокий и ясный ответ на эти трудные вопросы. Нашёл он его не сразу, а долго и мучительно искал вместе с героями своих произведений.

Луначарский отмечал два начала в мировосприятии Горького – стремление к жестокой правде о жизни и желание отвлечься от неё в сторону спасительной романтической мечты. Да и сам писатель замечательно тонко определял причину двойственности своего творчества. Он говорил, что давление «томительно бедной жизни» вынуждало его украсить нищету существования сказочными вымыслами, тогда как богатство живых впечатлений бытия находило выражение в рассказах реалистического характера. Ранняя проза писателя отличалась близостью к традициям европейского романтизма, но при этом романтизм Горького был явлением не девятнадцатого, а двадцатого века, явлением новой эпохи. Его романтизм – это мировоззрение с героическим началом, построенное на стремлении к нравственному подвигу, мировоззрение, утверждающее «нового» человека. Центральными образами ранних романтических произведений Горького являются героические личности, готовые к подвигу во имя блага народа, в них писатель стремится найти то , что не может обнаружить в окружающей жизни. В скучном мире мелких людей и обыденных событий Горькому не хватает героических поступков и сильных чувств. Не найдя этого в настоящем, писатель обращается к легендам и создаёт замечательное произведение – «Старуха Изергиль».

Композиция рассказа сложна. Повествование много повидавшей на своём веку старухи делится на три, как бы самостоятельные, части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Вместе с тем, все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить истинную ценность человеческой жизни. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две её концепции, два представления о ней. Одна из них принадлежит гордецу, который никого не любит, кроме себя. Когда ему говорят, что «за всё, что человек берёт, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью», себялюбец отвечает, что не сделает этого, так как хочет остаться «целым». Надменный эгоист воображает, что он, сын орла, выше других людей, что ему всё дозволено, что дорога только его личная свобода. Он утверждает право на господство сильной личности, противостоящей массе. Но гордости, уверенности в своём неоспоримом превосходстве недостаточно для счастья. В этом не сила Ларры, а слабость. В понимании Горького лишь горячая любовь к людям, к родной земле даёт человеку твёрдость в жизненных испытаниях. Вольные люди отвергают индивидуалиста – убийцу, осудив его на вечное одиночество. «Наказание ему – в нём самом!» – говорит мудрейший из племени.

Образу Ларры противопоставлен герой второй легенды. Ларра ценит только себя и свою свободу, Данко же решает добыть её для всего племени. И если Ларра не хочет отдать людям даже частицу своего «я», то Данко погибает, спасая их. Освещая путь вперёд, смельчак «сжёг для людей своё сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе». С одной стороны, Ларра и Данко – романтические личности, возвышающиеся над окружающими, с другой – они выражают не столько романтическую идею(неизбежность конфликта яркой личности и «пошлого» окружения), сколько идею необходимости самопожертвования во имя всеобщего счастья. Ларра и Данко – контрастные образы. «Каменное сердце» одного и «огненное сердце» другого отражают два разных взгляда на жизнь. Два взгляда как две легенды, рассказанные Изергиль, скрипучий голос которой «звучит так, как будто это ропщут все забытые века». Но Горький не хочет связывать ответы на вопрос: «В чём смысл жизни и настоящей, а не мнимой свободы?» – только с мудростью прошлых лет. Трёхчастная композиция позволяет художнику установить связь между легендами, рассказанными героиней, и реальной действительностью. Повествование Изергиль о собственной судьбе, поставленное в центре произведения, служит связующим звеном между преданием и реальной жизнью. Изергиль сама встречает на своём пути свободолюбивых и мужественных людей: один из них сражался за свободу греков, другой оказался среди восставших поляков. И потому не только легенды, но и собственные наблюдения приводят её к знаменательному выводу: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам». Не менее важен и второй вывод Изергиль: «Каждый сам себе судьба!»

Читайте также:  История написания и идея романа Мать: сочинение

Вместе с воспеванием подвига во имя счастья людей, в рассказе проявляется и другая характерная черта горьковского творчества – обличение трусости обывателя, мещанского стремления к покою. Когда Данко умирает, его смелое сердце продолжает пылать, но «осторожный человек замечает это и, боясь чего-то , наступает на гордое сердце ногой». Что же смущает этого человека? Подвиг Данко мог воодушевить других юношей в их неустанном стремлении к свободе, и потому мещанин постарался погасить пламя, освещающее дорогу вперёд, хотя сам он пользовался этим светом, оказавшись в тёмном лесу.

Заканчивая рассказ размышлениями «о великом горящем сердце», Горький поясняет, в чём заключено подлинное бессмертие человека. Ларра отторг себя от людей, и о нём в степи напоминает лишь тёмная тень , которую даже разглядеть трудно. А о подвиге Данко, видевшем смысл жизни в освобождении людей, сохранилась огненная память: перед грозой в степи вспыхивают голубые искры его растоптанного сердца. Эти искры, как звёзды, помогают людям отыскать нужную дорогу в жизни, дорогу «к свободе, к свету».

«Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал», – говорил Горький. Этот рассказ был очень дорог автору. В нём , как и во всём раннем творчестве, писатель попытался показать нам картину героического подвига человека, который сумел ценою своей гибели вдохновить окружающих, дать огонь их дряблым сердцам, вывести их на путь свободы и добра. Таких и только таких героев желал Максим Горький для своей страны, для своего народа!

Герои и проблематика ранней романтической прозы Горького.

Рубеж между XIX и XX веком, а точнее 90-е годы XIX века — это время возрождения такого необоснованно забытого направления в литературе, как романтизм. Классическому романтизму, существовавшему в 18 веке не суждено было суждено возродиться в первозданном виде — теперь он имел новые черты. А потому и назван был позже «неоромантизмом». Особо ярко романтические тенденции отразились в творчестве молодого писателя Алексея Пешкова, писавшего под псевдонимом — Максим Горький. В своих ранних рассказах, таких как «Макар Чудра», «Челкаш», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» и, конечно же, «Старуха Изергиль», автор во главу сюжета ставит три основных блока проблем. Во-первых, это вопросы свободы человека. Свободы от чего-то или кого-то, и прежде всего от самого себя. Эта проблема нашла свое отражение в рассказе «Старуха Изергиль». Здесь автор выступает в роли слушателя и собеседника.

В ранних рассказах Горького большое место занимают различные легенды, сказки, рассказанные старыми, мудрыми людьми. За их спиной бурная жизнь, полная событий — та жизнь, которая и дала им богатейший жизненный опыт. Таков цыган — Макар Чудра, такова и старая молдаванка Изергиль. В основе рассказа лежат три сюжетные линии: две легенды, контрастные друг другу и история самой Изергиль. Горький считает, что главное призвание человека — «светить миру», быть свободным от низких предрассудков толпы и прежде всего от самого себя. Ларра — герой первой легенды, стал заложником самого себя. Он изображается «сверхчеловеком» — сыном орла и женщины. Несомненно он сильная личность, противопоставленная толпе. Будучи «сверхчеловеком» Ларра возгордился, сделал вывод о своем превосходстве над людьми. Являясь слишком гордым, себялюбивым, Ларра ни во что не ставил законы человеческого общежития. Поставив себя выше толпы, он совершает преступление — убивает отвергнувшую его девушку. Люди, не простив такого зла, изгоняют его из своей среды, обрекая на вечное одиночество. Однажды, не выдержав его, Ларра попытался покончить с собой. Но не только людьми был наказан герой за гордыню, силы свыше также наказали его, даровав бессмертие: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему». Слишком поздно Ларра понял свою ошибку: одинокий человек счастлив быть не может. Так и бродит он в поисках своей смерти, и не находит ее. «И только тень, оставшаяся от него, напоминает о грехе гордыни».

Совершенно противоположным Ларре рисуется герой второй легенды — храбрый и отважный Данко. В аллегорическом повествовании о людях, живущих в темном лесу, Данко играет роль вожака. Бесконечно любя свой народ, жертвуя собой ради спасения других, он вырывает свое сердце из груди, чтобы осветить им путь. Здесь, как и в первой легенде, Данко возвышается над головами своих соплеменников: жестоких и неразумных, не сумевших оценить его великий подвиг. Выйдя из леса, когда все осталось позади, люди быстро забывают о погибшем ради них же герое. По словам рассказчицы Изергиль «лишь голубые искры, летающие по степи» напоминают о его подвиге. Этот герой в противоположность первому — свободен. Его свобода выражается в том, что он живет не для себя, а для других людей — для своего племени. Он готов пожертвовать всем, что есть у него дорогого и даже самым бесценным — своей жизнью, своим «горячим сердцем». Такой поступок Данко М. Горький расценивает как подвиг, как высшую степень свободы, свободы от самого себя и обстоятельств внешнего мира. Эти две легенды противопоставлены друг другу. «Свободный» Данко противостоит несвободному, зависящему от традиций, гордыни и самого себя Ларре.
Вторая проблема, решаемая Горьким в своих ранних произведениях, — это проблема человека как личности вообще. Люди абсолютно разные сами по себе: кто честен и отважен, а кто глуп и трусоват. Тема подвига и благородства звучит в рассказе «Песнь о Соколе», написанном в 1895 году. Образ Сокола аллегоричен. Под этой гордой птицей понимается человек-борец: сильный и отважный. «О, если б в небо хоть раз подняться. Врага прижал бы я… к ранам моей груди и… захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы!», — презрение к смерти, храбрость и ненависть к врагу слышим мы в этих словах. Такие как Сокол поднимают людей на борьбу, заставляют задуматься над своей жизнью и идти отстаивать свою свободу и независимость: “… в бою с врагами истек ты кровью. Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!”

И, наконец, третья проблема, нашедшая свое решение в ранней прозе писателя. Это противостояние, вызов сильного духом человека окружающему его миру, серости и посредственности. Такие люди, как правило, имеют обостренное чувство справедливости, высокие моральные и нравственные идеалы. Таким героям обычно противопоставлен антипод, антигерой — человек, придерживающийся иной точки зрения, не всегда нравственной и моральной. Между ними обязательно возникает конфликт, который и ложится в основу сюжета. Таковыми являются Челкаш и Гаврила в рассказе по имени одного из героев — «Челкаш». Автор рисует внешне непривлекательного героя — Гришку Челкаша — заядлого пьяницу и вора. Противопоставлен ему Гаврила — забитый жизнью, а потому и не слишком доверчивый деревенский парень. На первый взгляд может показаться, что носителем истины является последний герой. Но как бы мы ошиблись, не прочитав произведения полностью! После удачно совершенного дела герои делят выручку пополам. Гаврила, впервые увидев такие большие деньги, не выдержал. В момент он превращается из жалкого и бедного деревенского парня в алчного и беспринципного: кидается в колени Челкашу, вымаливая у того все деньги. Мало того, ради них он готов был убить подельника и сбросить того в море. Челкаш, пусть он и вор, и пьяница никогда бы не смог опуститься до такого. Чувство собственного достоинства, высокие моральные качества — вот, что отличает человека от серой толпы, пренебрегающей такими составляющими ради денег, наживы и славы.
Все три вышеобозначенные проблемы и определили художественное своеобразие ранней прозы М. Горького. Сюжет многих его произведений строится на противостоянии двух идей, одна из которых несет в себе идею свободы, правды и силы. А другая, противостоящая ей, самим сюжетом отрицается как неверная. Свободные и сильные люди в большинстве своем сравниваются с птицами, «способными парить» в отличие от тех, чей удел ползать по земле и пресмыкаться.

Сочинение: Герои ранней романтической прозы М.Горького.

Герои ранней романтической прозы М.Горького.

Автор: Горький М.

Горький – автор совершенно противоречивых высказываний о человеке. Чехову он говорил: «Нужно быть извергом добродетели, чтоб любить, жалеть, помогать жить дрянным мошкам с кишками, каковы мы». Репину же он утверждал обратное: «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он – все; он создал даже Бога». Это говорит о том, что Горький много размышлял о натуре человека, исследовал ее. Странствования по России, жизнь «в людях» дали почву для таких размышлений. Исследования о человеке выразились в рассказах таких как «Макар Чудра», «старуха Изергиль», «Челкаш» и др. и воплотились в образ романтичного героя.

Герой ранних романтических рассказов Горького многолик, сложен, но главное для них – это свобода, независимость. Их характер, их жизненная философия не всегда дана прямо. Их образ создается легендами, которые они рассказывают, противостояния с другими героями, пейзажем и портретом.

Один из таких образов – образ Макара Чудры. Идеал Макара Чудры – свободный гордый человек, который выше житейской сферы. Такому человеку «ведома воля», «ширь степная ему понятна», «говор морской волны веселит ему сердце». А человека не свободного он называет рабом, жестко утверждает, что он родился затем, чтоб ковырять землю, да и умереть, не успеть даже могилу самому себе выкопать. Свободолюбивую натуру Макара Чудры подчеркивают и пейзаж (море, ветер ассоциируется с мятежным духом героя), и портрет (все в нем непоколебимо, значительно: «сильная поза», «громадная трубка», «густые клубы дыма», «темнота стен», он не делает ни одного движения и защищает от резких ударов ветра, потому что роднат Макара Чудру «ветер свобода».

Макар Чудра рассказывает легенду о «Лойко Зобаре и Радде». Они любили друг друга, но не смогли быть вместе, они – личности гордые и независимые. «Я свободный человек и буду жить, как хочу». «Волю-то, Лойко, я люблю больше чем тебя». Герои легенды отражают взгляды самого Макара. Ради свободы они пожертвовали жизнью и любовью. Это говорит о неразрешимости противоречий между гордостью и любовью, но разрешиться это противоречие может только смертью. Для Макара Чудры в их смерти нет ничего удивительного, для него они естественны. У него своя философия и другой он не приемлет.

Таким же независимым, вольным человеком является и Старуха Изергиль. Ее образ дан в свете идеального человека, его бесконечной любви к людям (Данко) и антиидеального, жестокого индивидуализма (Ларра).

В легенде о ларе осуждается крайнее презрение к людям, индивидуализм сына орла и женщины. Ларра больше всего дорожил свободой. Он был горд до такой степени, что пошел на убийство. Наказанием уму было дано бессмертие. Имя Ларры обозначает отверженный и «выкинутый вон». Вечное одиночество превращается в вечное страдание. Индивидуализм его странен, он коверкает его жизнь. Изергиль рассказывает эту легенду как назидание поколениям.

В легенде о Данко воспевается человеческая самоотверженность, способность идти на жертвы. Легенда – гимн действенной любви к людям. Данко, чтобы вывести людей из леса, вырвал из груди сердце, и его огонь освещал им путь. В образе Данко воплотилась мечта Горького о человеке с «солнцем в крови». Однако этой легендой автор говорит, что в мире встречаются и антигерои, способные забыть благородные деяния, не восприимчивые к добру. «Один осторожный человек, боясь чего-то, наступил на гордое Сердце ногой. И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло».

Эти две легенды словно обрамляют рассказ Старухи Изергиль о самой себе, о любви которую дарила, о людях, которые были ей дороги. В ее в образе и речах есть противоречие: о чувственной любви должна рассказывать молодая девушка, а не старуха, которую «время согнуло пополам, черные когда-то глаза были тусклые и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, словно старуха говорит костями». Старуха Изергиль противопоставляет свою жизнь и жизнь Лары, она считает, что ей абсолютно не свойственен индивидуализм и что нее и лары разные пути. Но, во-первых, автобиографический герой применяет их сходство. Ларра «ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. Он стал уже как тень и таким будет вечно». И Изергиль «сидит живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня – тоже почти тень». Во-вторых, поражает то, как они относятся к людям, которых любили. Она говорят: «ни когда не встречались больше с теми, которых когда-то любили. Это нехорошие встречи, все равно как бы с покойниками». Но, несмотря на сближение образов Изергиль и Ларры, она стремится к полюсу Данко, воплотившему высший идеал любви и самопожертвования. Она стремится передать людям важность любви в жизни.

Необычно раскрывается образ Челкаша, старого свободолюбивого вора. Горький теперь не объясняет образ героя романтическими легендами. Образ Челкаша уже в противопоставлении его с Гаврилой, молодым крестьянином. Только одно их роднит – любовь и свобода, и в остальном герои являются антиподами. Разное у них социальное положение (Челкаш – бродяга и вор, а Гаврила – крестьянин), роды деятельности (Челкаш странствует и ворует, занимается пропагандой, Гаврила предан хозяйству, земле), портреты (Челкаш «обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом», «он был бос, в старых штанах, в грязной ситцевой робе», Гаврила «широкоплеч, коренаст, русый, с обветренным лицом и большими голубыми глазами, смотревшими доверчиво и добродушно»). Различно и отношение героев друг к другу – Макаре Чудре Гаврила напоминал самого себя, и он относился к Гавриле с жалостью и пониманием. Но Гаврила не понимал Челкаша и позволял себе того оскорблять. Противостоят в рассказе их жизненные позиции. Гаврилу поглотило все земное, низкое, он забыл о вольнолюбии ради наживы денег, Челкаш же, являясь вором асоциальным элементом, стремился к свободе и идеалу.

Горький говорит: «Естественное состояние человека – пестрота». И изобразил романтических героев во всей их сложности и многогранности.

Герои и проблематика романтической прозы Горького

Ранние романтические произведения М. Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль». В первом из них писатель по всем законам романтического направления рисует образы красивых, смелых и сильных людей. Опираясь на традицию русской литературы, М. Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных страстей.

В произведении возникает романтический конфликт между чувством любви и стремлением к воле. Разрешается он гибелью героев, но эта гибель воспринимается не как трагедия, а скорее как торжество жизни и воли.

В рассказе «Старуха Изергиль» повествование также строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерный мотив: герою-повествователю говорят: «…стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны». А противостоит ему мир романтических героев — красивых, смелых, сильных людей: «Они шли, пели и смеялись».

В рассказе ставится проблема этической направленности романтической личности. Есть романтический герой, и есть просто люди.

Как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря, ставится традиционный вопрос: человек и среда.

Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи конфликтуют со средой. Это ярко проявилось в образе сильного, красивого, свободного Ларры. Он открыто нарушил закон человеческой жизни, противопоставил себя людям и наказан вечным одиночеством.

Ему противоположен герой по имени Данко. Рассказ о его деяниях — аллегорическое описание пути людей к лучшей, справедливой жизни, из мрака к свету. В образе Данко М. Горький воплотил образ вождя народных масс. И образ этот выписан по канонам романтической традиции.

Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, ею не понят. Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом масса, как ей и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками.

«Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства».

Данко — герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования. М. Горький реализует, овеществляет распространенную в русском языке метафору: огонь сердца, сердечный огонь. Подвиг героя перерождает людей, они устремляются вперед, к лучшему будущему, к «морю солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем».

Но от этого сам Данко не перестает быть одиночкой, его смерти не замечают, а «смелое сердце» из осторожности, «боясь чего-то», топчут ногой и гасят.

Горьковская легенда о Данко широко использовалась в революционной пропаганде, образ героя служил примером для подражания, позднее широко привлекался официальной коммунистической идеологией, усиленно внедрялся в сознание советского молодого поколения.

Однако у М. Горького все не так просто и однозначно, как пытались это представить последующие комментаторы. Молодой писатель сумел ощутить в образе героя-одиночки и драматическую ноту непонятности и враждебности ему среды, массы.

В рассказе «Старуха Изергиль» явственно ощущается присущий М. Горькому пафос учительства. Еще явственнее это проповедничество в чисто горьковском жанре — песнях («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»).

Сегодня они воспринимаются скорее как забавная страница истории литературы. Но на одну важную для писателя в ранний период его творчества проблему, сформулированную в «Песне о Соколе», мне бы хотелось обратить внимание: речь идет о столкновении героической личности с миром обыденности, с обывательским сознанием.

Эта проблема во многих отношениях развивалась М. Горьким и в его реалистических рассказах раннего периода. Одним из художественных открытий писателя стала тема человека дна, опустившегося, нередко спившегося бродяги, — в те годы их принято было называть босяками.

М. Горький хорошо знал эту среду, проявлял к ней большой интерес и широко отразил ее в своих произведениях, заслужив определение «певец босячества».

В самой этой теме не было новизны, к ней обращались многие писатели XIX века. Новизна была в авторской позиции.

Если бедняки вызывали, прежде всего, сострадание как жертвы неблагоприятных жизненных обстоятельств, то у М. Горького все иначе. Его босяки — это не столько несчастные жертвы, сколько бунтари. Они не столько отверженные, сколько отвергающие.

М. Горький уже в начале писательского пути изумил своей самобытностью. И он не может не интересовать современного читателя.

Ранняя проза М. Горького

Ранняя проза писателя отличалась близостью к традициям европейского романтизма, но при этом романтизм Горького был явлением не девятнадцатого, а двадцатого века, явлением новой эпохи. Его романтизм – это мировоззрение с героическим началом, построенное на стремлении к нравственному подвигу, мировоззрение, утверждающее «нового» человека. Центральными образами ранних романтических произведений Горького являются героические личности, готовые к подвигу во имя блага народа, в них писатель стремится найти то , что не может обнаружить в окружающей жизни. В скучном мире мелких людей и обыденных событий Горькому не хватает героических поступков и сильных чувств.

[Стремление к обновлению прежних художественных систем, к радикальной смене эстетических ценностей, к созданию нового языка искусства. Характеризуется стремлением к перекодировке культурного кода. Горький искал новые возможности отражения современной картины мира, но не обходится без обращения к старым формам.

Герой вне человеческих отношений, думает в первую очередь о себе и своих потребностях]

Создавая образы таких героев, Горький не боялся приукрашивать жизнь, используя художественные приёмы, найденные романтиками – предшественниками: исключительная личность в исключительных обстоятельствах,

экзотический пейзаж и портрет, подчёркивающие эту исключительность,

антитеза как основа композиции произведения,

близость прозаического слова к стихотворному,

ритмичность, насыщенность тропами, символика.

«Несогласие» с «бескрылым» существованием, несовместимым с «духом смятенным», резкое порицание духовной лени и трусости мещан, непривычный для настроений тех лет эмоциональный подъем отличает экзотические рассказы «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».

Горький обращается к поискам нового героя – человека с «жаждой будущего» , способного па подвиги… Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд» , – писал Горький. Именно поэтому он обращается в своих ранних рассказах к героям, способным над скучным однообразным существованием («Челкаш» , «Однажды осенью» , «Емельян Пиляй» ) Появляются исключительные характеры, с могучими, всё подчиняющими порывами: к свободе («Макар Чудра» , «Песня о Соколе») , любви («Девушка и смерть») , к борьбе («Песня о Буревестнике») .

В своих ранних рассказах, таких как “Макар Чудра”, “Челкаш”, “Песня о Соколе”, “Песня о Буревестнике” и, конечно же, “Старуха Изергиль”, автор во главу сюжета ставит три основных блока проблем. Первая – это вопросы свободы человека. Свободы от чего-то или кого-то, и прежде всего от самого себя. Эта проблема нашла свое отражение в рассказе “Старуха Изергиль”. Здесь автор выступает в роли слушателя и собеседника.

В ранних рассказах Горького большое место занимают различные легенды, сказки, рассказанные старыми, мудрыми людьми. За их спиной бурная жизнь, полная событий – та жизнь, которая и дала им богатейший жизненный опыт. Таков цыган – Макар Чудра, такова и старая молдаванка Изергиль.

Герои и проблематика рассказа «Старуха Изергиль» – сугубо романтические. Его герои – надменный Ларра, жертвенный Данко и мудрая Изергиль – в той или иной степени выражают авторский идеал, авторскую позицию.
Ларра – сын женщины и орла. Увлекшись девушкой, он убивает ее только за то, что она не захотела остаться с ним. Возмущенные соплеменники наказали Ларру одиночеством и бессмертием. Поначалу герою казалось, что это не наказание, а подарок для него. Ларра еще не понимал, как страшна его кара. Тысячи лет жил он, но не было рядом с ним никого – ни матери, ни жены, ни друга, ни родины. Герой искал смерти, но напрасно…
В образе юноши Ларры Горький осудил человеческий эгоизм, самовлюбленность, гордыню. Величайшее благо, жизнь, становится для этого героя каторгой. В решение проблемы свободы Горький вносит такую особенность: свобода в одиночестве – это не свобода. Свобода имеет ценность только тогда, когда связана с обществом, с людьми.
Герой другой легенды, юноша Данко – полная противоположность Ларры. Ради свободы своего племени он идет на великую жертву – вырывает из своей груди сердце, чтобы осветить путь соплеменникам и спасти их от неминуемой гибели. Горящее сердце Данко помогло людям выбраться из гнилого болота. Но подвиг этого человека не был по-настоящему понят соплеменниками, быстро забывшими о своем спасителе. «Осторожный человек» незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем. Видимо, знание о подвиге этого человека заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и низости. А, может быть, эта память рождала бы новых героев, стремящихся изменить мир, а «осторожные люди» боятся этого больше всего на свете.
Но Данко и не ждал благодарности. Цель его жизни, в отличие от Ларры, – существование ради людей, во имя их блага, ради улучшения жизни. Данко не помнил о себе, постоянно думая о других. Этот герой – романтический идеал Горького.
Между двумя противопоставленными друг другу легендами находится история жизни старухи Изергиль. Она жила, полностью отдаваясь страстям и беря от жизни все. Изергиль использовала других людей, совершала поступки только ради себя, ради своей прихоти. Это сближает героиню с Ларрой.
Но вот однажды Изергиль по-настоящему полюбила. Ради спасения жизни своего Аркадэка она сделала все возможное. И это сближает героиню с Данко. Изергиль говорит рассказчику, что нельзя жить без подвигов: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, – те просто лентяи или трусы или не понимают жизни…»

[В ее портрете нагнетаются антиэстетические черты]

Для своих рассказов Горький брал людей земных и реальных, со всеми противоречиями и недостатками.
Своеобразный вызов мещанству, заключающийся в поэтизации кочевой стихии, мы видим в рассказе «Макар Чудра». Картинный цыганский мирок как бы противопоставлен серым обывательским будням. В центре внимания находится проблема свободы. В качестве своих героев писатель выбирает цыган – вольный, свободолюбивый и мудрый народ. Главные герои рассказа – Лойко Зобар и его возлюбленная Рада. Это выдающиеся люди: Лойко – один из самых сильных, ловких и смелых в своем племени, Рада – ослепительная красавица, гордость своей семьи. Эти герои любят друг друга, но больше всего они любят и ценят свободу не только как самостоятельность, но и как способ сохранить собственное достоинство. Недаром Рада требует от Лойко, чтобы тот на глазах у всего табора встал перед ней на колени. Но Лойко, несмотря на страсть к Раде, не может этого сделать. Поэтому он выбирает единственный, по его мнению, выход – убивает Раду на глазах у всего табора. Но и сам герой погибает от ножа отца девушки.

[Макар Чудра- диегетический рассказчик. Мы эксплицируем его через фразеологическую сторону, через точку зрения. + образ повествователя, который, следуя за рассказом, домысливает, дофантазирует]

В сказке «О чиже, который лгал, и о дятле — любителе истины», в которой писателем рассказана «очень правдивая история» о том, как «среди певчих птиц той рощи», где пелись песни пессимистические и вороны считались «очень мудрыми птицами», вдруг зазвучали иные, «свобод­ные, смелые песни», напоминающие гимн разуму:

. Зажжем сердца огнем ума,

И воцарится всюду свет.

. Кто честно смерть принял в бою,

Тот разве пал и побежден ?

. За мной, кто смел!

Для писателя здесь важна мысль, что «искорку» можно заронить, можно пробудить веру и надежду. В этой сказке художник отметил пробуждение сознания лишь на какое-то мгновение.

Вторая проблема, решаемая Горьким в своих ранних произведениях, – это проблема человека как личности вообще. Люди абсолютно разные сами по себе: кто честен и отважен, а кто глуп и трусоват. Тема подвига и благородства звучит в рассказе “Песнь о Соколе”, написанном в 1895 году. Образ Сокола аллегоричен. Под этой гордой птицей понимается человек-борец: сильный и отважный. “О, если б в небо хоть раз подняться. Врага прижал бы я. к ранам моей груди и. захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы!”, – презрение к смерти, храбрость и ненависть к врагу слышим мы в этих словах. Такие как Сокол поднимают людей на борьбу, заставляют задуматься над своей жизнью и идти отстаивать свою свободу и независимость: “. в бою с врагами истек ты кровью. Но будет время – и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!”

В «Песне о Соколе» гибель гордой и смелой птицы уже утверждает победу того взгляда на жизнь, носителем которого был прекрасный Сокол. «Зем­ной» Уж побежден тем, что не понимает, что такое полет в небо, свобода, уверен, что «там только пусто». Его «ре­альный» взгляд на жизнь исключает духовность существо­вания человека на земле.

Идея самопожертвования возникает в «Песне о Соколе» естественно и становится гимном действию во имя свободы, света. «Безумство храбрых — вот мудрость жизни!» — не заключает в себе лишь утверждение самосознания, хотя и это важно для писателя. Так можно было бы думать, если бы не слова: «. и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»

И, наконец, третья проблема, нашедшая свое решение в ранней прозе писателя. Это противостояние, вызов сильного духом человека окружающему его миру, серости и посредственности. Такие люди, как правило, имеют обостренное чувство справедливости, высокие моральные и нравственные идеалы. Таким героям обычно противопоставлен антипод, антигерой – человек, придерживающийся иной точки зрения, не всегда нравственной и моральной. Между ними обязательно возникает конфликт, который и ложится в основу сюжета. Таковыми являются Челкаш и Гаврила в рассказе по имени одного из героев – “Челкаш”.

В рассказе «Челкаш» (1894) романтический образ бродяги и вора, порвавшего со своей средой (отец его был одним из богатейших людей на селе), нисколько не идеализируется писателем. Автор рисует внешне непривлекательного героя – Гришку Челкаша – заядлого пьяницу и вора. Противопоставлен ему Гаврила – забитый жизнью, а потому и не слишком доверчивый деревенский парень. И в сопоставлении с духовно убогим, жадным и жалким Гаврилой Челкаш оказывается победителем. Но противопоставление идет по линии отношения к собственности, к закрепощающей ее сущности. Мечта Гаврилы оказывается мечтой, ведущей к рабству. «Власть тьмы», власть денег Челкаш отрицает. «Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного, — никогда не будет таким!»
Все три вышеобозначенные проблемы и определили художественное своеобразие ранней прозы М. Горького. Сюжет многих его произведений строится на противостоянии двух идей, одна из которых несет в себе идею свободы, правды и силы. А другая, противостоящая ей, самим сюжетом отрицается как неверная. Свободные и сильные люди в большинстве своем сравниваются с птицами, “способными парить” в отличие от тех, чей удел ползать по земле и пресмыкаться.

Романтические произведения Горького ярки и самобытны. В них воплощены идеалы самого автора: свобода, гордость, смелость, жизнь ради других, нравственная чистота. Можно сказать, что эти понятия станут ключевыми для всего творчества писателя, воплощаясь в его произведениях с помощью разных средств и приемов

Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Герои ранней романтической прозы М.Горького.
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 09:36:58 25 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 38 Комментариев: 12 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать