Герои и проблематика ранней романтической прозы М. Горького
![]() | ![]() | ![]() | |
Тип: Анализ творчества поэта/писателя |
В своих ранних произведениях Горький выступал как убежденный романтик. Его любимые герои выражали романтические идеалы любви, свободы, служения людям, преобразования мира.
Герои и проблематика рассказа «Старуха Изергиль» – сугубо романтические. Его герои – надменный Ларра, жертвенный Данко и мудрая Изергиль – в той или иной степени выражают авторский идеал, авторскую позицию.
Ларра – сын женщины и орла. Увлекшись девушкой, он убивает ее только за то, что она не захотела остаться с ним. Возмущенные соплеменники наказали Ларру одиночеством и бессмертием. Поначалу герою казалось, что это не наказание, а подарок для него. Ларра еще не понимал, как страшна его кара. Тысячи лет жил он, но не было рядом с ним никого – ни матери, ни жены, ни друга, ни родины. Герой искал смерти, но напрасно…
В образе юноши Ларры Горький осудил человеческий эгоизм, самовлюбленность, гордыню. Величайшее благо, жизнь, становится для этого героя каторгой: «Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду. Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно!»
В решение проблемы свободы Горький вносит такую особенность: свобода в одиночестве – это не свобода. Свобода имеет ценность только тогда, когда связана с обществом, с людьми.
Герой другой легенды, юноша Данко – полная противоположность Ларры. Ради свободы своего племени он идет на великую жертву – вырывает из своей груди сердце, чтобы осветить путь соплеменникам и спасти их от неминуемой гибели. Горящее сердце Данко помогло людям выбраться из гнилого болота. Но подвиг этого человека не был по-настоящему понят соплеменниками, быстро забывшими о своем спасителе. «Осторожный человек» незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем. Видимо, знание о подвиге этого человека заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и низости. А, может быть, эта память рождала бы новых героев, стремящихся изменить мир, а «осторожные люди» боятся этого больше всего на свете.
Но Данко и не ждал благодарности. Цель его жизни, в отличие от Ларры, – существование ради людей, во имя их блага, ради улучшения жизни. Данко не помнил о себе, постоянно думая о других. Этот герой – романтический идеал Горького.
Между двумя противопоставленными друг другу легендами находится история жизни старухи Изергиль. Она жила, полностью отдаваясь страстям и беря от жизни все. Изергиль использовала других людей, совершала поступки только ради себя, ради своей прихоти. Это сближает героиню с Ларрой.
Но вот однажды Изергиль по-настоящему полюбила. Ради спасения жизни своего Аркадэка она сделала все возможное. И это сближает героиню с Данко. Изергиль говорит рассказчику, что нельзя жить без подвигов: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, – те просто лентяи или трусы или не понимают жизни…»
В этих словах, на мой взгляд, звучит точка зрения самого автора на обыденную жизнь. Мне кажется, вовсе не случайно история Изергиль находится между двумя романтическими легендами, противопоставленными друг другу. Жизнь каждого человека может стать насыщенной, интересной, полной ярких эмоций – стоит только захотеть, изменить свой взгляд на мир, побороть серость и будничность дней.
Рассказ «Макар Чудра» – еще одно романтическое произведение Горького. В центре внимания находится проблема свободы. В качестве своих героев писатель выбирает цыган – вольный, свободолюбивый и мудрый народ. Главные герои рассказа – Лойко Зобар и его возлюбленная Рада. Это выдающиеся люди: Лойко – один из самых сильных, ловких и смелых в своем племени, Рада – ослепительная красавица, гордость своей семьи. Эти герои любят друг друга, но больше всего они любят и ценят свободу не только как самостоятельность, но и как способ сохранить собственное достоинство. Недаром Рада требует от Лойко, чтобы тот на глазах у всего табора встал перед ней на колени. Но Лойко, несмотря на страсть к Раде, не может этого сделать. Поэтому он выбирает единственный, по его мнению, выход – убивает Раду на глазах у всего табора. Но и сам герой погибает от ножа отца девушки.
Герои и проблематика «Песни о Соколе» освещает другой аспект человеческой жизни– социально-политический. В образе двух антиподов – Сокола и Ужа – писатель изображает романтического борца за свободу, народное счастье и приземленного, ограниченного обывателя, чьи интересы не выходят дальше собственного жилища. Сокол – храбрый воин, которого ведут в бой собственные представления и убеждения – свобода личности, благо своего народа, яркость жизни. Ради этих идеалов Сокол легко идет на смерть. Автор полностью его поддерживает в этом: «Безумству храбрых поем мы песню!»
Для Ужа все это – непонятные слова. Ему хорошо в своей темной и сырой норе, без света и свежего воздуха. Своей ограниченностью и тупостью он способствует смерти Сокола, а сам так и не понимает преимуществ его образа жизни и мысли перед своими: «Рожденный ползать – летать не может!»
Романтические произведения Горького ярки и самобытны. В них воплощены идеалы самого автора: свобода, гордость, смелость, жизнь ради других, нравственная чистота. Можно сказать, что эти понятия станут ключевыми для всего творчества писателя, воплощаясь в его произведениях с помощью разных средств и приемов.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Горький М. / Разное / Герои и проблематика ранней романтической прозы М. Горького
Смотрите также по разным произведениям Горького:
Герои и проблематика ранней романтической прозы М. Горького: сочинение
Весной тысяча восемьсот девяносто восьмого года в Петербурге вышли два небольших томика произведений пока ещё никому неизвестного М. Горького. Они вызвали сенсацию. Их читали и перечитывали, о них писали в газетах и журналах виднейшие критики, восхищаясь как богатством содержания, так и художественными достоинствами. Горький стал знаменитостью Но мало кто из читателей и литературных критиков знал, что «неожиданному» успеху предшествовал многолетний упорный труд, что писатель сам, со своими героями, прошёл суровую школу жизни, вместе с ними узнавал и познавал своих друзей и врагов, медленно, но упорно пробиваясь «к свободе, к свету». Человек как огромный неисследованный мир, как величайшая загадка природы интересовал Горького с самого начала его творческого пути. Человеческие мысли и чувства, надежды и их крушение, сила и слабость, духовная и социальная сущность нашли своё отражение в образах, созданных писателем. Сотни, тысячи, миллионы людей с нижних этажей жизни, разутые и раздетые, голодные и лишённые всех прав человеческого состояния, оказывается, мучительно ищут ответы на коренные жизненные вопросы: зачем и для чего я живу, каков смысл моей жизни, с какой целью я ступаю по земле? Горький тоже пытался найти глубокий и ясный ответ на эти трудные вопросы. Нашёл он его не сразу, а долго и мучительно искал вместе с героями своих произведений.
Луначарский отмечал два начала в мировосприятии Горького – стремление к жестокой правде о жизни и желание отвлечься от неё в сторону спасительной романтической мечты. Да и сам писатель замечательно тонко определял причину двойственности своего творчества. Он говорил, что давление «томительно бедной жизни» вынуждало его украсить нищету существования сказочными вымыслами, тогда как богатство живых впечатлений бытия находило выражение в рассказах реалистического характера. Ранняя проза писателя отличалась близостью к традициям европейского романтизма, но при этом романтизм Горького был явлением не девятнадцатого, а двадцатого века, явлением новой эпохи. Его романтизм – это мировоззрение с героическим началом, построенное на стремлении к нравственному подвигу, мировоззрение, утверждающее «нового» человека. Центральными образами ранних романтических произведений Горького являются героические личности, готовые к подвигу во имя блага народа, в них писатель стремится найти то , что не может обнаружить в окружающей жизни. В скучном мире мелких людей и обыденных событий Горькому не хватает героических поступков и сильных чувств. Не найдя этого в настоящем, писатель обращается к легендам и создаёт замечательное произведение – «Старуха Изергиль».
Композиция рассказа сложна. Повествование много повидавшей на своём веку старухи делится на три, как бы самостоятельные, части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Вместе с тем, все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить истинную ценность человеческой жизни. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две её концепции, два представления о ней. Одна из них принадлежит гордецу, который никого не любит, кроме себя. Когда ему говорят, что «за всё, что человек берёт, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью», себялюбец отвечает, что не сделает этого, так как хочет остаться «целым». Надменный эгоист воображает, что он, сын орла, выше других людей, что ему всё дозволено, что дорога только его личная свобода. Он утверждает право на господство сильной личности, противостоящей массе. Но гордости, уверенности в своём неоспоримом превосходстве недостаточно для счастья. В этом не сила Ларры, а слабость. В понимании Горького лишь горячая любовь к людям, к родной земле даёт человеку твёрдость в жизненных испытаниях. Вольные люди отвергают индивидуалиста – убийцу, осудив его на вечное одиночество. «Наказание ему – в нём самом!» – говорит мудрейший из племени.
Образу Ларры противопоставлен герой второй легенды. Ларра ценит только себя и свою свободу, Данко же решает добыть её для всего племени. И если Ларра не хочет отдать людям даже частицу своего «я», то Данко погибает, спасая их. Освещая путь вперёд, смельчак «сжёг для людей своё сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе». С одной стороны, Ларра и Данко – романтические личности, возвышающиеся над окружающими, с другой – они выражают не столько романтическую идею(неизбежность конфликта яркой личности и «пошлого» окружения), сколько идею необходимости самопожертвования во имя всеобщего счастья. Ларра и Данко – контрастные образы. «Каменное сердце» одного и «огненное сердце» другого отражают два разных взгляда на жизнь. Два взгляда как две легенды, рассказанные Изергиль, скрипучий голос которой «звучит так, как будто это ропщут все забытые века». Но Горький не хочет связывать ответы на вопрос: «В чём смысл жизни и настоящей, а не мнимой свободы?» – только с мудростью прошлых лет. Трёхчастная композиция позволяет художнику установить связь между легендами, рассказанными героиней, и реальной действительностью. Повествование Изергиль о собственной судьбе, поставленное в центре произведения, служит связующим звеном между преданием и реальной жизнью. Изергиль сама встречает на своём пути свободолюбивых и мужественных людей: один из них сражался за свободу греков, другой оказался среди восставших поляков. И потому не только легенды, но и собственные наблюдения приводят её к знаменательному выводу: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам». Не менее важен и второй вывод Изергиль: «Каждый сам себе судьба!»
Вместе с воспеванием подвига во имя счастья людей, в рассказе проявляется и другая характерная черта горьковского творчества – обличение трусости обывателя, мещанского стремления к покою. Когда Данко умирает, его смелое сердце продолжает пылать, но «осторожный человек замечает это и, боясь чего-то , наступает на гордое сердце ногой». Что же смущает этого человека? Подвиг Данко мог воодушевить других юношей в их неустанном стремлении к свободе, и потому мещанин постарался погасить пламя, освещающее дорогу вперёд, хотя сам он пользовался этим светом, оказавшись в тёмном лесу.
Заканчивая рассказ размышлениями «о великом горящем сердце», Горький поясняет, в чём заключено подлинное бессмертие человека. Ларра отторг себя от людей, и о нём в степи напоминает лишь тёмная тень , которую даже разглядеть трудно. А о подвиге Данко, видевшем смысл жизни в освобождении людей, сохранилась огненная память: перед грозой в степи вспыхивают голубые искры его растоптанного сердца. Эти искры, как звёзды, помогают людям отыскать нужную дорогу в жизни, дорогу «к свободе, к свету».
«Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал», – говорил Горький. Этот рассказ был очень дорог автору. В нём , как и во всём раннем творчестве, писатель попытался показать нам картину героического подвига человека, который сумел ценою своей гибели вдохновить окружающих, дать огонь их дряблым сердцам, вывести их на путь свободы и добра. Таких и только таких героев желал Максим Горький для своей страны, для своего народа!
Герои и проблематика ранней романтической прозы Горького.
Рубеж между XIX и XX веком, а точнее 90-е годы XIX века — это время возрождения такого необоснованно забытого направления в литературе, как романтизм. Классическому романтизму, существовавшему в 18 веке не суждено было суждено возродиться в первозданном виде — теперь он имел новые черты. А потому и назван был позже «неоромантизмом». Особо ярко романтические тенденции отразились в творчестве молодого писателя Алексея Пешкова, писавшего под псевдонимом — Максим Горький. В своих ранних рассказах, таких как «Макар Чудра», «Челкаш», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» и, конечно же, «Старуха Изергиль», автор во главу сюжета ставит три основных блока проблем. Во-первых, это вопросы свободы человека. Свободы от чего-то или кого-то, и прежде всего от самого себя. Эта проблема нашла свое отражение в рассказе «Старуха Изергиль». Здесь автор выступает в роли слушателя и собеседника.
В ранних рассказах Горького большое место занимают различные легенды, сказки, рассказанные старыми, мудрыми людьми. За их спиной бурная жизнь, полная событий — та жизнь, которая и дала им богатейший жизненный опыт. Таков цыган — Макар Чудра, такова и старая молдаванка Изергиль. В основе рассказа лежат три сюжетные линии: две легенды, контрастные друг другу и история самой Изергиль. Горький считает, что главное призвание человека — «светить миру», быть свободным от низких предрассудков толпы и прежде всего от самого себя. Ларра — герой первой легенды, стал заложником самого себя. Он изображается «сверхчеловеком» — сыном орла и женщины. Несомненно он сильная личность, противопоставленная толпе. Будучи «сверхчеловеком» Ларра возгордился, сделал вывод о своем превосходстве над людьми. Являясь слишком гордым, себялюбивым, Ларра ни во что не ставил законы человеческого общежития. Поставив себя выше толпы, он совершает преступление — убивает отвергнувшую его девушку. Люди, не простив такого зла, изгоняют его из своей среды, обрекая на вечное одиночество. Однажды, не выдержав его, Ларра попытался покончить с собой. Но не только людьми был наказан герой за гордыню, силы свыше также наказали его, даровав бессмертие: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему». Слишком поздно Ларра понял свою ошибку: одинокий человек счастлив быть не может. Так и бродит он в поисках своей смерти, и не находит ее. «И только тень, оставшаяся от него, напоминает о грехе гордыни».
Совершенно противоположным Ларре рисуется герой второй легенды — храбрый и отважный Данко. В аллегорическом повествовании о людях, живущих в темном лесу, Данко играет роль вожака. Бесконечно любя свой народ, жертвуя собой ради спасения других, он вырывает свое сердце из груди, чтобы осветить им путь. Здесь, как и в первой легенде, Данко возвышается над головами своих соплеменников: жестоких и неразумных, не сумевших оценить его великий подвиг. Выйдя из леса, когда все осталось позади, люди быстро забывают о погибшем ради них же герое. По словам рассказчицы Изергиль «лишь голубые искры, летающие по степи» напоминают о его подвиге. Этот герой в противоположность первому — свободен. Его свобода выражается в том, что он живет не для себя, а для других людей — для своего племени. Он готов пожертвовать всем, что есть у него дорогого и даже самым бесценным — своей жизнью, своим «горячим сердцем». Такой поступок Данко М. Горький расценивает как подвиг, как высшую степень свободы, свободы от самого себя и обстоятельств внешнего мира. Эти две легенды противопоставлены друг другу. «Свободный» Данко противостоит несвободному, зависящему от традиций, гордыни и самого себя Ларре.
Вторая проблема, решаемая Горьким в своих ранних произведениях, — это проблема человека как личности вообще. Люди абсолютно разные сами по себе: кто честен и отважен, а кто глуп и трусоват. Тема подвига и благородства звучит в рассказе «Песнь о Соколе», написанном в 1895 году. Образ Сокола аллегоричен. Под этой гордой птицей понимается человек-борец: сильный и отважный. «О, если б в небо хоть раз подняться. Врага прижал бы я… к ранам моей груди и… захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы!», — презрение к смерти, храбрость и ненависть к врагу слышим мы в этих словах. Такие как Сокол поднимают людей на борьбу, заставляют задуматься над своей жизнью и идти отстаивать свою свободу и независимость: “… в бою с врагами истек ты кровью. Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!”
И, наконец, третья проблема, нашедшая свое решение в ранней прозе писателя. Это противостояние, вызов сильного духом человека окружающему его миру, серости и посредственности. Такие люди, как правило, имеют обостренное чувство справедливости, высокие моральные и нравственные идеалы. Таким героям обычно противопоставлен антипод, антигерой — человек, придерживающийся иной точки зрения, не всегда нравственной и моральной. Между ними обязательно возникает конфликт, который и ложится в основу сюжета. Таковыми являются Челкаш и Гаврила в рассказе по имени одного из героев — «Челкаш». Автор рисует внешне непривлекательного героя — Гришку Челкаша — заядлого пьяницу и вора. Противопоставлен ему Гаврила — забитый жизнью, а потому и не слишком доверчивый деревенский парень. На первый взгляд может показаться, что носителем истины является последний герой. Но как бы мы ошиблись, не прочитав произведения полностью! После удачно совершенного дела герои делят выручку пополам. Гаврила, впервые увидев такие большие деньги, не выдержал. В момент он превращается из жалкого и бедного деревенского парня в алчного и беспринципного: кидается в колени Челкашу, вымаливая у того все деньги. Мало того, ради них он готов был убить подельника и сбросить того в море. Челкаш, пусть он и вор, и пьяница никогда бы не смог опуститься до такого. Чувство собственного достоинства, высокие моральные качества — вот, что отличает человека от серой толпы, пренебрегающей такими составляющими ради денег, наживы и славы.
Все три вышеобозначенные проблемы и определили художественное своеобразие ранней прозы М. Горького. Сюжет многих его произведений строится на противостоянии двух идей, одна из которых несет в себе идею свободы, правды и силы. А другая, противостоящая ей, самим сюжетом отрицается как неверная. Свободные и сильные люди в большинстве своем сравниваются с птицами, «способными парить» в отличие от тех, чей удел ползать по земле и пресмыкаться.
Сочинение: Герои ранней романтической прозы М.Горького.
Название: Герои ранней романтической прозы М.Горького. Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение Добавлен 09:36:58 25 февраля 2011 Похожие работы Просмотров: 38 Комментариев: 12 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать |